автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Димаева, Фатима Вахаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Димаева, Фатима Вахаевна

Страница

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. Основные направления ислама в Чечне: традиционализм и фундаментализм.

РАЗДЕЛ II. Разновидности тарикатного ислама в современной

Чечне: вероучение и культ.

РАЗДЕЛ III. Ислам и социокультурная среда чеченцев.

РАЗДЕЛ IV. Некоторые аспекты влияния религиозного фактора на социально-политические процессы в Чечне.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Димаева, Фатима Вахаевна

Актуальность темы исследования.

Ислам - мировая религия, способствовавшая формированию духовно-нравственной, культурной и специфической экономической и политической системы - Pax Islamica1, и оказывающая существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. В России это традиционная религия, вторая после православия по числу приверженцев. По различным данным в Российской Федерации численность мусульман насчитывает от 17 до 20 миллионов2.

В период демократических перемен и утверждения религиозных свобод в России (90-е годы XX в.) ислам активизировался, прежде всего, в регионах его традиционного распространения. Наблюдается возрастание его роли в политической и духовной жизни людей, в правовых актах: Конституции Российской Федерации, законах «О национально-культурных автономиях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и других, закрепляющих права человека и гражданина, их право на мировоззренческое самоопределение.

Духовно-религиозные ценности оказывают влияние на национальное самосознание, этнокультурные, политические, экономические процессы. До перестройки в Чечено-Ингушетии ислам функционировал в «домашних» условиях, мечети были закрыты. Процесс демократизации в Чечено-Ингушетии вызвал подлинное возрождение не только в религиозной, но и государственной сфере. В 1993 году в структуре Российской Федерации появляется новый субъект - Чеченская Республика. Важнейшими предпосылками развития событий на Северном Кавказе в последнее десятилетие XX в. стали политические, социально-экономические аспекты развития России и демократические преобразования, на волне которых происходили возрожденческие процессы.

1 Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М, 2001. С. 65.

2 Мусульманская газета, апрель-май. 2000. С. 9.

В современной Чеченской Республике возрождение ислама происходит в форме суфизма, фундаменталистского ислама ваххабизма.

Изучение указанных тенденций в процессе возрождения ислама в современной России, особенно, на Северном Кавказе является актуаль-^ ной научной задачей, т.к. активный процесс в исламе оказывал и оказывает влияние на социокультурные и политические процессы не только в мусульманских регионах России, но и в современном мире.

Возрождение ислама в условиях глубоких преобразований всех сфер общественной жизни: политике и государственном строительстве объективно способствовало его политизации. Возникло новое для России явление - исламизм, который оказывает влияние на межэтнические, политические, экономические, социальные процессы в стране. Религиозный фактор становится, таким образом, реальной силощ а его политизация по' зволяет использовать его в качестве политического инструмента для решения конкретных проблем. Ислам превратился в удобный «амбиеа-летный инструмент»' и механизм управления народами и процессами в условиях военных действий на территории Чечни.

Таким образом, комплексное изучение роли ислама в контексте историко-культурной и политической ситуации, сложившейся в Чечне на рубеже XX и XXI веков, - одна из актуальных проблем. Важность темы данного исследования определяется тем, что тарикатный ислам как система культурных ценностей имеет большое значение в жизни северокавказских народов, а ее исследование позволяет выработать ориентиры ^ для принятия практических управленческих решений в социокультурных и политических процессах.

Объект и предмет исследования.

Амбивалентность (лат. ambo - оба и volentia - сила) двойственность чувственного переживания. А. коренится в противоречивости системы ценностей.\\ Большая советская энцик-дия. М., 1999. С. 507.

Объект диссертационного исследования - ислам в чеченском обществе. Предмет - его воздействие на социально-культурные, политические процессы в современном чеченском обществе.

Степень научной разработанности проблемы исследования. ^ Проблемы ислама как одного из факторов жизнедеятельности человека разрабатываются достаточно широко. Они были и остаются актуальными для современной Чечни. Очень часто взаимодействие власти и чеченского народа по версии многих исследователей, сводится к межрелигиозным отношениям. Диссертант не совсем согласен с такой точкой зрения и полагает, что огромную роль играют конкретные исторические условия и конкретные исторические обстоятельства, в которых происходило развитие политики и религии на Северном Кавказе.

Основными областями исследования ислама были историко-I* библиографические, исторические, этнорелигиозные, социокультурные, этнополитические и т.д. Исследователи Н. Дубровин, Р. Фадеев, Г. Скитский, А. Бенингсен, Ш. Лемерсье-Келькежей, М. Казем-Бек, Г. Вернер рассматривали проблему с точки зрения целей царской администрации. Проблема активного распространения тарикатного ислама и появления мюридизма на Северном Кавказе, в Чечне в конце XVIII в. и в начале XIX в. носит идеологизированный характер. Важно отметить имена авторов, которые дали объективную картину происходящим процессам того времени. Официальный историк кавказской войны Н.Ф. Дубровин отмечает политизацию суфийских доктрин. В «Истории войны и владычества, ^ русских на Кавказе» (1871) он указывает на миролюбивый характер суфизма. Автор пишет: не было «никакого политического характера до тех пор, пока не явились люди, соединившие в себе духовную власть по шариату и тарикату, решившие воздействовать при помощи фанатизма на своих учеников или мюридов и призывавшие их на джихад»1. В трудах

1 Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Спб,, 1871г. T.I. С. 391-392.

Н.Ф. Дубровина взгляд на проблему активного распространения тарикат-ного ислама и появления мюридизма на Северном Кавказе, в Чечне в конце XVIII в, в начале XIX в. отражал объективную реальность.

В многочисленных трудах историк Р.А. Фадеев1 подчеркивал, что ^ мюридизм имеет автохтонное происхождение, и мог «возникнуть, как и теперь, рождаются в Азии разные мусульманские толки»2, чем подтвердил не надуманность, а реализацию уже действующего в северокавказской среде исламского фактора, но только в необходимой для проведения царской политике форме.

В работах Н. Ханыкова, М. Казем-Бека, А. Руновского идеологическая направленность мешает объективному взгляду на исторические процессы на Северном Кавказе (Дагестане и Чечне). Взгляды Н. Ханыкова отражены в статье «О мюридах и мюридизме», опубликованной в газете fr «Кавказ» (Тифлис 1847). Автор полагает, что Гази-Магомед и Шамиль выступали не только религиозными лидерами, но и прагматичными политиками и реализовывали свои властолюбивые замыслы. А. Руновский разграничивает понятия суфизм и мюридизм и отмечает, что суфизму характерно мюридство суфийских братств, а мюридизму как религиозно-политическому движению, - национально-освободительная борьбаъ.

Нашла отражение в его трудах и ритуальная сторона тарикатного ислама. В «Дневнике полковника Руновского» описаны некоторые аспекты зикра в контексте наибского мюридизма. Тема ритуала дана в работах А.И. Ипполитова «Учение «Зикра» и его последователи в Чечне и Аргун-1г ском округе» (1869); Г.А. Вертепова «Сектанство в Чечне», Записки терского общества любителей старины» (Владикавказ 1914).

Взгляд Б.В. Скитского отличается непредвзятостью. В труде «Клас

1 Фадеев Р.А. Собрание Сочинений. СПб,. T.I. M., 1889.

2 Там же, С. 52.

3 Акты археологической комиссии. Тифлис, 1916. Т. XII. С. 1498. совый характер мюридизма в эпоху имамата Шамиля» (1932г.) автор предпринял попытку отделить философско-религиозную суть мюридизма от идеологии национально-освободительного движения. В этом «эволю-ционность» взглядов Б.В. Скитского. Другой ученый Н.А. Смирнов рассмотрел в мюридизме специфическое явление. Точка зрения М. Махмуд-бекова, изложенная в работе «Мюридическая секта на Кавказе» (Тифлис 1889г.) "мюриды существовали.на Восточном Кавказе за 400 лет до появления Шамиля"1 способствует развитию тенденции объективизма. Примечателен взгляд Г. Вернера, полагающего, что мюридизм существует до эпохи имамов и "занимает среднее место между исламом и суфизмом"2, и указывает на место появления этого явления в структурном плане, что неизбежно указывает на развитие ислама из-за различных (социально-политических) предпосылок в историческом контексте.

В период социализма появляются другие имена и другая цель - антирелигиозная направленность. Исследователи Т.С. Сарымсаков «Ислам и время» (1968); М.В. Вагабов «Социальная доктрина ислама и проблема эмансипации женщин» (1968.), В.Ю. Гакаев «За честоколом мюридских проповедей» (1987) и многие другие ученые, и исследователи решали задачу секуляризации. Труды Г.М. Керимова3 внесли вклад в развитие социально-философской мысли ислама.

В современности исследованию ислама уделяют внимание ученые этнологи, историки, религиоведы, культурологи, востоковеды, политологи. Эти проблемы рассматриваются в трудах историков С.А. Арутюнова, В.А. Тишкова, А.А. Малашенко, Д.Д. Гакаева, А.Р. Шихсаидова; арабистов-востоковедов, политологов К.И. Полякова, Р.Г. Ланда, А.Ю. Ум

1 Махмудбеков М. Мюридическая секта на Кавказе «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». Тифлис, 1889. T, 24. С. 23.

2 Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 9. Тифлис, 1876. С. 21.

3 Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969.; его же. Ислам: происхождение, история и современность. М., 1984.;егоже. Шариат - закон жизни мусульман. М., 1999. нова, С.А. Мелькова, ВВ. Наумкина, А.А. Игнатенко, JI.P. Сюкийянена и многих других.

В работах А.А. Малашенко «Исламские ориентиры на Северном Кавказе» (2001); К.И. Полякова «Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма» (2001); С.А. Мелькова «Трансформация военной политики России под влиянием исламского фактора» (2001) дан большой фактический материал. Он нацеливает исследователей на всестороннее изучение современных процессов в Чечне, на Северном Кавказе, в России и странах СНГ.

Современная отечественная, зарубежная востоковедческая политология ведет серьезные дискуссии о соотношении внутренних и внешних причин соединения ислама и политики, факторов, способствующих появ-% лению исламизма. Наблюдаются разные точки зрения, как в оценке феномена исламского фундаментализма, так и степени влияния внешнего фактора на радикализацию ислама в мусульманских регионах России.

Освещение исторических событий отражено в трудах А. Яндарова, Я. Ахмадова, А. Шамилева, В. Акаева и т.д. Небольшие монографии Акаева В., затрагивают вопросы роли религии в жизни различных кавказских этносов - это «Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение» (1994). Д. Межидов, И. Алироев1 отразили социально-философский аспект. Теоретический и прикладной аспект религии освещен в работе А. Яндарова3. В работе А.В. Аксентьева3 'отражены социокультурные проблемы. JLA. Баширов4 рас-^ сматривает проблему ваххабизма в России. К сожалению, крайне мало работ, отражающих эту проблему в период военного конфликта в Чечне.

1 Межидов Д., Алироев И. Монография «Чеченцы: обычаи, традиции, нравы». Грозный, 1992.

2 Яндаров А. Суфизм и идеология национально-освободительного движения, Алма-Ата, 1975.

3 Аксентьев А.В. Методологические и социально-политич. проблемы критики ислама, М., 1974.

4 БашировЛ.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., 2000.С. 18.

Работа А. Яндарова, Г. Заурбековой1 выявляет проблему рационализма и иррационализма в русско-чеченском конфликте.

Тема ислама стала актуальна в исследованиях зарубежных специалистов. В трудах Муххамад Али Аль Хашими «Личность, мусульманина, в виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и f

Сунны» (2000), Нурбахш Джавада «Духовная нищета в суфизме» (2000), Хатами Сейд Муххамада «Ислам, диалог и гражданское общест-во» (2001), Ибрагима Абел Халила «Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста» (1996). Кавказская тематика прослеживается в работах американских политологов Д.Денлопа «Россия и Чечня: история противоборства. Корни сепаратистского конфликта» (2001), А.Левина и многих других исследовавших проблему ислама как экстремизма в исламе, межцивилизационf ной проблемы, ислам в межэтнических отношениях, безопасности, федерального строительства в регионе Северного Кавказа и Чечни. Несмотря на большое количество написанных книг, статей о военном чеченском конфликте эта проблема, по мнению автора, не нашла научного обоснования. В работах отечественных и зарубежных исследователей не освящена также проблема православно-исламского диалога по проблеме военного конфликта в Чечне.

Современная отечественная и зарубежная востоковедческая политология ведет серьезные дискуссии о соотношении внутренних и внешних причин взаимодействия ислама и политики, факторов, способствующих появлению исламизма. Наблюдаются разные точки зрения, как в оценке феномена исламского фундаментализма, так и степени влияния внешнего фактора на радикализацию ислама в мусульманских регионах России. Процесс возрождения ислама, особенно на Северном Кавказе, вызывает живой интерес и приводит к большой разноречивости мнений.

1 Яндаров А., Заурбекова Г. О некоторых парадоксалистских тенденциях в сепаратистском конфликте. M., 2001.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы - на основе анализа влияния исламского фактора на социокультурные и политические процессы в современной Чеченской Республике выявить в нем позитивный потенциал, способствующий бесконфликтному, эволюционному развитию общества. * Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Исследовать социокультурные процессы в современном чеченском обществе;

2. Изучить состояние ислама в современной Чечне;

3. Рассмотреть формы ислама в республике;

4. Систематизировать структуры тарикатного ислама (накшбандийа, кадирийа) и вирдовых братств в Чечне;

5. Исследовать важнейшие аспекты политизации ислама;

6. Выявить возможности конструктивного взаимодействия мусульманских объединений и институтов власти в Чеченской Республике.

Методологически и источниковедчески диссертация основывается на общетеоретическом методе изучения и анализа, общественных явлений конкретности, объективности, беспристрастности. Проведен анализ на основе историко-философских и религиоведческих подходов. Процесс развития ислама, системы и принципы отношений государства с мусульманскими народами и религиозными организациями в России рассматривается на конкретном материале. Источниками исследования послужили ранее не опубликованные документы, а также полевые разработки и ^ наблюдения автора работы. В решение поставленных задач использованы работы философов, исламоведов, религиоведов, историков, востоковедов, культурологов, в том числе и современного периода. В работе использованы статистические данные, полученные в ВЦИОМ. Автор работы придерживается принципа объективности анализа.

Научная новизна.

Научная новизна в том, что автором диссертационной работы предпринят комплексный философско-религиоведческий анализ состояния тарикатного ислама и его влияния на общественную жизнь в условиях военного конфликта в современной Чеченской Республике.

Многоаспектность темы и полифункциональное изучение роли ислама позволили рассмотреть в тарикатном исламе такие проблемы как «интеллектуализм» и «эмоционализм», получившие большую популярность в исследованиях ведущих антропологов религиоведов конца Х1Хв. Дж. Фрезера и Р. Маретта, которые актуальны и в современности.

Представленные в работе особенности ритуалов представляют интерес, как пример воздействия религии на человека.

Показана роль взаимодействия этнического и конфессионального в функционировании чеченского общества. Этим самым на конкретном материале рассмотрена проблема этноса и религии.

Изучение современной социокультурной ситуации в Чечне обращено к анализу оппозиций: традиционализма и фундаментализма. Это анализ классической дихотомии «эмоционализма» и «рационализма» в исламе на примере Чечни в конкретно-исторических условиях, существующих в регионе Северного Кавказа на рубеже XIX и XX вв. Традиционализм и фундаментализм - две важнейшие тенденции, существующие в любой религии. Первая нацелена на усвоение «местных» этнокультурных ценностей, тогда как вторая, ставит задачу распространения «канонического» варианта религии в универсальном для всех народов виде.

Данная работа затрагивает и вопрос религии и права, которые являются неотъемлемыми частью жизнедеятельности человека. Это закреплено государством в законе «О свободе совести и религиозных объединениях», что позволяет рассматривать его как перспективу будущих научных разработок.

Ислам рассмотрен в контексте взаимодействия с политическими институтами, что позволило на примере одной республики рассмотреть проблему взаимодействия религии и политики.

Выделены две основные проблемы: первая - интегрирующая роль ^ ислама для ряда народов Северного Кавказа в XVIII-XIX в., вторая - исторические формы, в которых ислам развивался в Чечне. Последняя проблема имеет не только историческое значение, но и актуальна для понимания современных социокультурных процессов, происходящих в Чечне. В работе показывается, что ислам существовал и существует в самых разнообразных формах - это фундаментализм - ортодоксальный (классический) ислам, суфизм (тарикатный ислам), мюридизм (национально-освободительное движение), ваххабизм (радикально-политическое течение в фундаментализме). Это многообразие является существенным мо-§ ментом для понимания социокультурной ситуации, сложившейся на Северном Кавказе в целом. В исследовании аргументировано показывается, что невозможно понять настоящее и делать какие-либо прогнозы на будущее, без знания философии религии, истории религии и истории народа.

Основные результаты, полученные в ходе исследования.

В результате анализа процессов, протекающих в современном чеченском обществе, диссертанту удалось выявить, что:

- религиозный фактор может активизировать этнические, политические и даже военные силы и влиять на общекулътурную и социальнополитическую ситуацию;

- тарикатный ислам в современной Чечне укрепился на традиционалистской основе, и чеченцы считают себя мусульманами с чеченской самобытностью, так как традиционный ислам вобрал в себя местные традиции и обряды;

- религиозные лидеры, политики и местная элита использует все существующие в Чечне формы ислама для достижения своих целей;

- тарикатный и вирдовый ислам в Чечне имеет свою структуру, в работе она дана в систематизированном виде;

- определены основные аспекты политизации ислама;

- процесс исламизации во всех структурах власти выявил неспособность региональной власти управлять религиозными и политическими процессами, а также отсутствие или слабую выраженность общественных и политических институтов, не основанных на исламской идеологии; отсутствие у федеральной власти механизмов правовой регуляции конфликта в Чеченской Республике.

- в научный оборот введен фактический материал (в том числе и новый), собранный автором.

По мнению диссертанта, процесс возрождения ислама вполне закономерный процесс ре-исламизации в период демократизации. Автор вы-f разил свою точку зрения на проблему развития ислама и взаимоотношения федерального центра и субъекта на период активизации религиозного фактора. Вопрос как начинались и какую реализацию получили эти процессы в Чечне, станет ключевым звеном многих исследований настоящего и будущего.

Научная и практическая значимость диссертации.

Теоретические положения, выводы диссертации, документы и материалы, на основе которых проводилось исследование, позволяют объективно подходить к пониманию роли тарикатного ислама и реально оценивать влияние ислама на общественно-политическую жизнь в Чеченской 4 Республике. Теоретические основы и практические рекомендации помогут лучше понять возможности влияния религиозного фактора как идеологической и мировоззренческой составляющей на общественные процессы внутри этнокультурных сообществ и способствовать формированию толерантного сознания и расширению интеграционных процессов на постсоветском пространстве как базовой основы гражданского общества, межнационального и межконфессионального согласия.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке лекционных курсов, методических материалов по религиоведению, специальных лекционных курсов по политологии и конфликтологии. Теоретические положения и выводы диссертации могут использоваться при принятии управленческих решений ведомствами по регулированию государственно-конфессиональных отношений.

Работа прошла обсуждение в РАГСе и в Институте этнологии и антропологии РАН, а ее основные положения изложены в публикациях:

1. Традиционализм и фундаментализм в Чеченской Республике // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень № 1. М.: РАГС, 2002. 0,3 п.л.

2. Формирование духовно-нравственных ценностей у чеченцев // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень № 2. М.: РАГС, 2002. 0,3 п.л,

3. Ислам в современной Чеченской Республике // Журнал «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» № 159. Институт этнологии и антропологии. М.: ИЭА РАН, 2002. Объем публикации 1,5 пл. Полный объем публикаций 2,1 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследование «Ислам в современной Чечне: его воздействие на социокультурные и политические процессы» автором диссертационной работы предпринят комплексный философско-религиоведческий анализ состояния тарикатного ислама и его влияния на общественную жизнь в IU условиях военного конфликта в современной Чеченской Республике. Научная новизна диссертации заключается в многоаспектности темы и в полифункциональном изучение роли ислама, которые позволили рассмотреть в тарикатном исламе такие проблемы, как «интеллектуализм» и «эмонационализм»; воздействие религии на человека через ритуалы; проблему этноса и религии', традиционализма и фундаментализма; религии и права; религии и политики.

Каждая из проблем представляет собой самостоятельную проблему интересную для дальнейших научных разработок. Например, в рамках к данной темы рассматривается проблема особенностей ритуалов, которая представляют интерес, как пример воздействия религии на человека и может составить основу для дальнейшей разработки этой проблемы.

В диссертации показана роль взаимодействия этнического и конфессионального в функционировании чеченского общества. Этим самым на конкретном материале рассмотрена проблема этноса и религии.

Изучение современной социокультурной ситуации в работе занимает анализ двух оппозиций: традиционализма и фундаментализма. Традиии-онализм и фундаментализм выражают две важнейшие тенденции, существующие в любой религии. Первая стремится к усвоению «местных» этнокультурных ценностей, вторая напротив, ставит задачей распространение «канонического» варианта религии в неизменном, универсальном для всех народов виде.

Данная работа затрагивает и вопрос религии и права, которые являются неотъемлемыми частью жизнедеятельности человека. Это закреплено государством в законе «О свободе совести и религиозных объединениях», что позволяет рассматривать его как перспективу будущих научных разработок.

Ислам рассмотрен в контексте взаимодействия с политическими институтами, что позволило на примере одной республики рассмотреть проблему взаимодействия религии и политики.

Исследование по данной проблеме показало, что современные государственные аппаратчики не имеют представления о функционировании религии и политики. Религия сугубо внутренняя сторона, а политика обращена к внешнему и способствует налаживанию политических, экономических, культурных и других взаимоотношений, через различные институты, ведомства, неформальные организации, где религия вне политики. Чеченский опыт выявил, что незнание норм взаимодействия привел к выстраиванию неверной тактики и стратегии и взятый курс на политическую независимость Чечни (под исламскими лозунгами) стал носить религиозно-политический характер, что не предусматривает ее регулирования политическим путем. Как политическая проблема она находит решение в рамках демократических принципов заложенных законодательных актах (в Конституции РФ гл. 3., статья 65 и программы ООН «по поддержанию мира»1). Население республики в рамках правового поля должно быть защищено от угрозы внутренней со стороны военизированных структур, политических и религиозных конъюнктурщиков и угрозы внешней нарушающей национальную безопасность народа.