автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Ислам в Центральной Азии в условиях глобализации

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Эсенаманова, Нургуль Сатындиевна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Бишкек
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Ислам в Центральной Азии в условиях глобализации'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Эсенаманова, Нургуль Сатындиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Ислам в Центральной Азии: история и современность.

§ 1. Особенности распространения ислама в центральноазиатском регионе.

§ 2. Роль и место ислама в республиках Центральной Азии в советский период.

§3. Ислам в постсоветских государствах Центральной

Азии.

ГЛАВА 2. Ислам как фактор мировой политики.

§1. Проблемы взаимосвязи ислама и политики.

§ 2. Политические аспекты исламского фундаментализма в Центральной

Азии.

§3. Исламский фундаментализм и глобализация.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по политологии, Эсенаманова, Нургуль Сатындиевна

Актуальность темы. Значительные геополитические перемены и глобализационные процессы, происходящие в современном мире в последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на роль ислама в нем. Ислам становится все более весомым фактором в мировой политике. Ещё в конце 70-х - начале 80-х годов XX века так называемый "исламский бум" способствовал политизации ислама и исламизации политики в мусульманских странах. Одна из основных причин этого явления заключается в том, что ислам как целостная религиозная система претендует на всеобъемлющее регулирование всех сторон жизнедеятельности мусульман. Этому способствуют исторически сложившиеся и закрепившиеся в общественном сознании представления о неразделенности в исламе религии и политики, духовного и светского, ислама и образа жизни мусульман в целом. Во многих мусульманских странах существуют правительства, партии, движения и группировки, придающие исламским принципам политическое значение и стремящиеся перестроить общество в соответствии с исламскими идеалами. Все более привлекательными для них в этом плане становятся идеи исламского фундаментализма.

Актуальность изучения ислама в Центральной Азии в эпоху глобализации обусловлена значительным упрочением позиций исламского фундаментализма и усилением его влияния в ряде мусульманских стран, в том числе в мусульманской Центральной Азии. Ответной реакцией ислама на усиливающуюся глобализацию стала его фундаменталистская политика, основанная на классической исламской доктрине. Актуализации изучения данного феномена способствует также деятельность различных исламских радикальных группировок и экстремистских организаций, деятельность которых оказывают дестабилизирующее воздействие на социально-политическую ситуацию в мусульманских странах. Следует отметить, что после окончания "холодной войны" и распада социалистического лагеря и

Советского Союза исламский фундаментализм стал основным идеологическим противником Запада и НАТО.

В связи с этим результаты исследования могут быть полезны для понимания сути социально-религиозных процессов, протекающих в постсоветской Центральной Азии, которые связаны с деятельностью исламских политических группировок, и решения конкретных политических вопросов стран региона. Во-вторых, правильное понимание идеологии исламских движений, организаций и их политической практики в регионе позволит лучше разобраться в сути конфликтов связанных с исламским экстремизмом, терроризмом, а также в природе противостояния власти и исламской политической оппозиции, и определить пути регулирования внутриполитической ситуации государств. В-третьих, исследование ислама в Центральной Азии в условиях глобализации способствует более углубленному пониманию процессов политической модернизации в центральноазиатских республиках, что позволяет приблизиться к пониманию основных социокультурных ценностей, которые являются жизненно важными для определенных групп и не находят отражения в текущем идеологическом и политическом дискурсе.

Степень разработанности проблемы. Изучению ислама в Центральной Азии посвящено значительное количество историко-востоковедческих, философских и политологических исследований, поскольку социокультурный феномен ислама настолько многогранен, что требует междисциплинарного подхода. Прежде всего, необходимо отметить общетеоретические исторические и философские работы, посвященные проблемам возникновения и распространения ислама в центральноазиатском регионе. Это работы известных российских и советских исследователей, таких, как Грюнбаум Г. Э., Бартольд В. В., Абрамзон С. М., Васильев JI. С., Ермаков И. Б., Полонская J1. Р., Степанянц М. Т., Валиханов Ч., Абдылдаев М., Аманалиев Б., Шукуров III.,

Муминов А. и др., сыгравшие важную методологическую роль в понимании роли и места ислама в Центральной Азии.

При исследовании исламского фундаментализма и его политических аспектов во всем мире и, в частности, в Центральной Азии в условиях глобализации потребовалось привлечение работ, рассматривающих проблемы взаимосвязи ислама и политики. Большой вклад в изучение данных аспектов проблематики внесли труды известных советских исламоведов1. Однако они ограничены существовавшей в советский период исследовательской парадигмой, обусловленной идеологическим барьером.

В связи с актуализацией ислама в Центральной Азии в последнее десятилетие XX столетия монографических работ, посвященных проблемам генезиса и эволюции политического ислама в регионе в условиях глобализации, пока не имеется. Хотя отдельные аспекты данной проблемы стали предметом исследования в целом ряде статей печатных изданий последних лет2. Представляется, что предложенная тема заслуживает большего внимания для научной разработки. Важность проблемы генезиса и эволюции политического ислама в странах центрально-азиатского региона в условиях глобализации определяет цель, задачи и объект диссертационного исследования.

Источниковедческая база диссертации. Важное значение для диссертационного исследования имели труды основоположников и идеологов исламского фундаментализма - Сейида Кутба, Абу аль-Ааля аль

1 Игнатенко А. А. Халифы без халифата. - М., 1988; Керимов Г. М. Учение ислама о государстве и политике. - М., 1986; Коровиков А.В. Дифференциация исламского движения. - М., 1988; Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. - М., 1993; Он же. Общественная мысль на востоке. Постколониальный период. - М., 1999; Малашенко А.В. В поисках альтернативы. Арабские концепции путей развития. - М., 1991; Он же. Ислам: традиции и новации. - М., 1991; Он же. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998; Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (очерки исламской цивилизации). - М., 1991; Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории н практике средневекового ислама// Ислам: религия, общество, государство. - М., 1984; Полонская Л.Р. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х - начало 80-х). - М., 1986; Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. - М., 1982; Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти// Ислам. Религия, общество, государство. - М., 1984; Сагадаев А.В. Ислам и политика в странах зарубежного Востока. -М., 1981; и др.

2Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира//Мировая экономика и международные отношения. -1999. — №7; Мирский Г. И. "Политический ислам" и западное общество//Полис. - 2002. — №2; Саидазимова Г. Ислам и Запад: возможен ли "диалог цивилизаций"?//Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - №5(11); Бабаджанов Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма?//Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - №4(5); Назиров Д. Политический ислам в Центральной Азии: истоки и этапы становления/Щентральная Азия и Кавказ. - 2003. -№4(28); Ботобеков У. Внедрение идей партии "Хизб ат-Тахрир ал-ислам" на юге Киргизии// Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. -M. - 2001; Амербаев A. M. Религиозная идентичность в условиях глобализации// http://www.kisi.kz

Маудуди, Сайда Рухоллы аль-Мусави аль-Хомейни, Мухаммеда Кутба и др3.; публичные выступления современных мусульманских духовных лиц и политических деятелей Центральной Азии, представителей центрально-азиатских властных структур; программные документы, отражающие идеи исламистских организаций4 в регионе. Используемые документы стали основным информационным источником для анализа имеющегося потенциала политического ислама в Центральной Азии в условиях глобализации.

Большое место в формировании научно-практической базы исследования принадлежит материалам периодических изданий последних лет, в частности, статьям, опубликованным в журналах "Центральная Азия и Кавказ", "Полис", "Мировая экономика и международные отношения" и др.

Особое значение имели ресурсы Интернета, включающие большой научный и методологический материал посвященный роли и положению ислама в общественно-политической жизни государств Центральной Азии в условиях глобализации, а также сайты ряда исламистских организаций, в частности исламской партии "Хизб ау-Тахрир"5.

Целью диссертационной работы является выявление теоретико-методологических, научно-практических аспектов формирования и распространения политического ислама в центральноазиатских государствах в условиях глобализации. Раскрытие этой цели предполагает решение следующих задач:

- исследование особенностей распространения ислама в центральноазиатском легионе;

- изучение положения ислама в советских республиках Центральной Азии;

3 Коровиков А.В Исламский экстремизм в арабских странах.-М., 1990; Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). - M., 1988; Милославская Т.П. Деятельность "братьев-мусульман" в странах Востока М., 1982; Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. - M., 1982; Степанянц М.Г. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). — M., 1982; Ислам в современной политике стран Востока. - М., 1986; Ислам, Проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М., 1985; и др.

4 Ботобеков У. Внедрение идей партии "Хизб ат-Тахрир ал-ислам на юге Киргизии//Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. — М.,2001; Курманов Э. Деятельность "Хизб ут-Тахрир" в Кыргызстане //Центральная Азия и Кавказ.). — 2002 — №3(21) - С. 142; Бабаджанов Б. О деятельности "Хизб ат-Тахрир ал-ислами" в Узбекистане// Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. — М., 2001; и др.

- изучение положения ислама в советских республиках Центральной Азии;

- выявление факторов политического ислама в Центральной Азии в постсоветский период;

- рассмотрение взаимосвязи ислама и политики;

- исследование политических аспектов исламского фундаментализма в Центральной Азии;

- анализ проблем развития исламского фундаментализма в условиях глобализации.

Теоретико-методологической основой данной диссертационной работы является совокупность методов современной политической науки, применяемых для анализа политической идеологии и политических процессов. Основным методом исследования является сравнительно-исторический анализ, который позволил на основе сопоставления и изучения разных этапов и направлений в развитии идеологии политического ислама, исламского фундаментализма выявить уровни эволюции изучаемого объекта, определить основные тенденции его развития. В работе использован также системно-структурный анализ, позволивший комплексно рассмотреть проблему в контексте исламской цивилизации и факторы, вызвавшие к жизни исламский фундаментализм, а также те задачи, которые он выполняет в политической реальности современного мусульманского мира.

Научная новизна работы заключается в целостном и комплексном подходе к изучению и выявлению факторов политического ислама в досоветский, советский и постсоветский период развития. Диссертационное исследование представляет собой одну из первых попыток в отечественном обществоведении изучения роли и места политического ислама в Центральной Азии в условиях глобализации. В работе исследуется динамика развития политического ислама в центрально-азиатском регионе начиная с периода его исламизации и до начала XXI столетия. Новизна диссертационного исследования заключается в ряде выводов автора. Прежде всего это вывод о том, что ислам в Центральной Азии в советское и постсоветское время развивался и развивается в общемусульманском контексте. Кроме того, по мнению автора исламский фундаментализм сегодня выступает как альтернатива вызовам процесса глобализации. Основные положения, выносимые на защиту:

- Несмотря на особенности распространения в Центральной Азии, ислам с начала своего возникновения стал идеологической и политической основой создания социально-экономического и государственного строя. Взаимосвязь ислама и политики проявлялась в общественно-политической жизни региона повсеместно.

- Политический ислам в Центральной Азии возник еще в советские годы, когда ислам адаптировался к режиму и существовал в основном как "бытовой" ислам. Он развивался в общемусульманском контексте и общемусульманские процессы повлияли на появление в регионе политического ислама. Политический ислам в нынешней Центральной Азии появился в 70-е годы XX столетия и существовал подпольно в советском-государстве. После суверенизации центрально-азиатских республик исламисты почувствовали себя более свободно и смогли легализовать свою деятельность, направленную на укрепление политического ислама.

- Исламский фундаментализм выступает как альтернатива и ответ вызовам глобализации. Глобализация в незападных странах, прежде всего в мусульманских, во многом воспринимается как новая форма колониализма, вестернизации и американизации мира. Исламский фундаментализм определяет многие политические процессы, направления оппозиционных движений в большинстве этих государств. Причем главные идеи исламского фундаментализма в целом совпадают с основными принципами глобализации. Вследствие целого комплекса причин: тяжелого экономического, политического положения, крушения коммунистической идеологии, роста населения и неудачи попыток интеграции на национальной основе - исламский фундаментализм становится все более привлекательным для политиков мусульманских стран Центральной Азии и представляет собой отражающую реалии сегодняшнего дня парадигму, которая с учетом сложившейся ситуации стала альтернативой и ответом вызовам глобализации.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его материалы и результаты можно использовать в учебном процессе при чтении курсов лекций и подготовке спецкурсов по политологии, религиоведению, истории, исламоведению, конфликтологии и т.д., а также при анализе проблем исламского фундаментализма, его места в современном мировом процессе и в поиске путей разрешения религиозных конфликтов.

Апробация работы. Основное содержание и результаты диссертационного исследования опубликованы в монографии "Ислам в Центральной Азии: история и современность" (Бишкек, 2003). Некоторые теоретические положения диссертационной работы освящены в изданных сборниках аспирантов и соискателей Института философии и права Национальной академии наук Кыргызской Республики (Бишкек, 2000-2002), а также апробированы автором в докладах: на Международной научно-практической конференции "Центральная Азия: вчера, сегодня, завтра" (Бишкек, 2001), на Международном форуме студентов и молодых ученых "Кыргызская государственность в системе государственности тюрко-язычных государств и степной зоны в целом" (Ош, 2003); на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Международного университета Кыргызстана в апреле 2003 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, содержащих 6 параграфов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ислам в Центральной Азии в условиях глобализации"

Заключение

Главной особенностью ислама в Центральной Азии является синкретизм. Центральная Азия вошла в мусульманский мир со своими культурно-цивилизационными местными особенностями. Ислам не сумел полностью преодолеть древние верования народов Центральной Азии и на протяжении столетий сосуществовал с ними.

Исламизация Центральной Азии имела специфический характер. Население региона не являлось гомогенным, оно состояло из кочевников и оседлой его части. Они отличались разным типом хозяйства, культуры, находились на разных социально-экономических уровнях развития, имели разные духовные потребности и ценности, свои социо-культурные особенности. В среде оседлого населения исламизация проходила более успешно, тогда как в среде кочевого населения в силу исторических условий, процесс исламизации приобрел "бытовой" или "народный" характер.

Несмотря на особенности распространения ислама в Центральной Азии, элементы неразделенности религии и политики, духовного и светского проявлялись в общественно-политической жизни региона. Примером может служить деятельность центральноазиатских суфиев, которые активно участвовали в общественно-политической жизни региона. Суфийские ордены Ясавийа, Накшбандийа, Кадрийа активно воздействовали на политические события начиная со средних веков. В XV в. при суфии Ходже Ахроре окончательно утвердилась традиция вмешательства духовных авторитетов в политику.

В период колонизации Центральной Азии Россией положение ислама во многом определялось отношением к нему российских властей, политика которых характеризовалась противоречивостью и непостоянством. Так, на начальном этапе колонизации царские власти не вмешивались в религиозную жизнь населения. Более того, исламизация в некоторой степени даже поощрялась практическими мерами. В этих целях царскими властями в регион переселяются из России поволжские татары. Под влиянием татар в Центральной Азии формируется движение джадидов, впоследствии сыгравших значительную роль в формировании политической культуры региона. В целом колониальные власти понимали серьезность исламского фактора и не препятствовали вероисповеданию мусульманского населения, но ислам был взят под контроль.

Однако, с 80-х годов XIX века политика России по отношению к исламу становится более жесткой. • Предпринимаются действия на законодательном уровне и практические меры призванные ограничить религиозную свободу мусульман.

После свержения царской власти большевиками в социально-политических процессах региона активно начинают принимать участие различные национально-религиозные организации. Идеология этих политических партий была тесно связана с идеями панисламизма и пантюркизма. Это свидетельствует о том, что ислам в Центральной Азии к этому времени использовался как политическая идеология.

В советский политической практике и официальной идеологии почти вплоть до распада СССР в отношении ислама был принят двойной стандарт: с одной стороны - ожесточенная борьба, с другой - стремление к сотрудничеству. Отношение к исламу советских властей было также противоречивым на различных этапах советской власти. В первые годы коммунисты в целях укрепления своей власти в регионе к исламу относились лояльно. Активная борьба против ислама начинается в период всеобщей атеизации и культа личности в 30-е годы. Во время второй мировой войны прослеживается некоторое послабление политики в отношении религии. В это время в целях контроля над верующими в Центральной Азии было создано Среднеазиатское духовное управление мусульман (САДУМ).

С обретением независимости в странах Центральной Азии начался новый этап исламизации, сущность которого состоит в своего рода восстановлении "полноценности" ислама, воссоздании его естественного облика, легитимизации его религиозных и общественных структур. Главной особенностью этих процессов стала реполитизация или политизация ислама. Будучи одним из регуляторов общественных отношений, ислам неизбежно становится фактором политической жизни.

В эпоху глобализации ислам приобретает все большое значение в мировой политике. "Исламский бум" в конце 70-начале 80-х годов XX в. способствовал политизации ислама и исламизации политики в странах Востока.

Почти во всех мусульманских странах, в том числе и в Центральной Азии, имеются правительства, партии, движения и группировки, придающие исламским принципам политическое значение и стремящиеся перестроить общество в соответствии с исламскими идеалами. Вследствие целого комплекса причин (тяжелого экономического, политического положения, крушения коммунистической идеологии, роста населения в исламских государствах и неудачи попыток интеграции на национальной основе), исламский фундаментализм становится все более привлекательным для политиков мусульманских стран, выступая в качестве отражающей реалии сегодняшнего дня парадигмы, которая с учетом сложившейся ситуации стала альтернативой и ответом вызовам глобализации.

С учетом полученных в диссертационной работе выводов и результатов можно предложить следующие практические рекомендации:

- прежде всего, официальным властям следует признать то обстоятельство, что политический ислам стал важной силой, мобилизующей массы;

-опыт ближневосточных стран и центрально - азиатских государств -Узбекистана и Таджикистана показал, что метод репрессий не приводит к •4- желаемым результатам, наоборот, способствует радикализации ислама. В связи с этим мы предлагаем искать пути компромисса и диалога государства с религиозными организациями;

- мировой опыт показывает, что основным условием ослабления религиозного экстремизма и терроризма является эффективная социально-экономическая политика, сокращение бедности;

- наряду с этим мы предлагаем большое внимание уделить сфере образования - рекомендуем ввести преподавание специальных курсов по религиоведению;

- анализ религиозной ситуации показывает, что властные структуры должны выработать и пропагандировать через СМИ новые идеологические установки против радикального ислама.

 

Список научной литературыЭсенаманова, Нургуль Сатындиевна, диссертация по теме "Политические проблемы международных отношений и глобального развития"

1. Абдылдаев М. Из истории религии и атеизма в Кыргызстане. -Бишкек.: Илим, 1991.-127с.

2. Абу Аль -Аля аль Маудуди. Ислам сегодня. -М., 1992. —37 с.

3. Абу Аль -Аля аль Маудуди. Принципы ислама. -М., 1993. -127с.

4. Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. -М., 1994. 132 с .

5. Абрамзон С. М. Кыргызы и их этногенетические и историко-культурные связи. -JL, 1971.-430 с.

6. Арабские страны. История и современность, (социальные, экономические и политические проблемы).- М., 1981. 248 с.

7. Арипов М. К. Социальный идеал ислама: миф и реальность. -Ташкент, 1988. -117 с.

8. Арипов М. К. Социальная утопия как течение общественно-философской мысли в Средней Азии. -Ташкент, 1989. 107 с.

9. Аятолла Хаменеи. Свет Исламской революции: Речи и выступления руководителя Исламской Республики Иран. -М., 2000. 373 с.

10. Ю.Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. -М., 1985. — 240 с.

11. П.Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. -М., 1982. -272 с.12.аш-Шахарстани, Мухаммад ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах. -М. 1984.-120 с.

12. Бабаджанов Б. О фетвах САДУМ против "неисламских обычаев" //Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.-М., 2001. 171 с.

13. Н.Балтанова Г. Р. Ислам в СССР: анализ зарубежных концепций. Казань. 1991. . -147 с.

14. Бартольд В. В. Ислам. Мировые религии. -Пг., 1918. 95 с.

15. Барулин В. С. Социальная философия. Ч. 1. М., 1993. - 335 с.

16. Ботобеков У. Внедрение идей партии "Хизб ат-тахрир ал-ислами" на юге Киргизии// Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. —М., 2001.-131 с.

17. Брутенц К. Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. — М., 1979. 246 с.

18. Вагабов М. В., Вагабов М. Н. Ислам и вопросы атеистического воспитания. -М., 1982. -270 с.

19. Васильев JI.C. История Востока: В 2 т. -М., 1994.-495 с.

20. Валиханов Ч. Ч. Записки о кыргызах//Собр. соч.: В 5 т. -Алма-Ата, 1985.Т. 2. -572 с.

21. Волобуев П. В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1987. - 310 с.

22. Выбор Центральной Азии в цивилизационном пространстве: Курс лекций. Бишкек, 1996.-347 с.

23. Грачев А. С. Политический экстремизм. -М., 1986. 271 с.

24. Грязнеевич П. А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе// Ислам: религия, общество, государство. -М.,1984. -164 с.

25. Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. -М., 1960. — 225 с.

26. Гольдициер И. Лекции об исламе. -СПб., 1912.

27. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. -М., 1986. -227 с.

28. Журавский А. В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. -М., 1990. 126 с.

29. Жусупов С. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии//Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. -М., 2001. -100 с.31 .Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. -М., 1991. —216 с.

30. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. -М., 1989. 349 с.

31. Ермеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. -М.,1990. 286 с.

32. Ирвинг В. Жизнь Магомета. -М., 1990. 255 с.

33. Игнатенко А. А. Халифы без халифата. -М., 1988.- 127 с.

34. Ислам в СССР. -М., 1983. 173 с.

35. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. -М.,1985. —147 с.

36. Ислам в современной политике Востока (70-80-е годы XX в.). -М., 1986. — 278 с.

37. Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока.-Ереван, 1986.-229 с.

38. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. -М., 2001. 320 с.41."Исламский фактор" в международных отношениях в Азии. -М., 1987. — 189 с.

39. Массэ А. Ислам: Очерк истории. -М., 1982. -192 с.

40. Малашенко А. В. В поисках альтернативы (арабские концепции путей развития). -М., 1991.-208 с.

41. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. -М., 2001.-180 с.

42. Международные проблемы Азии 80-х годов. -М., 1983. -271 с.

43. Милославский Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. —М., 1991.-189 с.

44. Мирсаит Султан-Галиев и идеология национально-освободительного движения. -М., 1990. -114 с.

45. Мусульманские страны. Религия и политика (70-80 гг.). -М., 1991. —183 с.

46. Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. -Бишкек, 2001.-140 с.

47. Национальные проблемы современного Востока. -М., 1977. -232 е.

48. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. -М., 1998. -275 с.52.0моров Н. Международные отношения в эпоху глобального развития. -Бишкек, 2003.-280 с.

49. Табышалиева А. Вера в Туркестане. -Бишкек, 1993. 158 с.

50. Туганова О. Э. Политика США и Англии на Ближнем и Среднем Востоке. -М., 1960.-304 с.

51. Узденов Т. А. Политическая идеология и практика исламского фундаментализма (на примере современного Судана): Автореф. дисс. . канд. полит, наук. -СПб., 2001. 31 с.

52. Полонская Л. Р. Религия и формирование современного политического мышления// Мусульманские страны: религия и политика (70-80-е годы). -М., 1991.-С.5-21.

53. Петраш Ю. Г. Священный обман. —Ташкент, 1965. 95 с.

54. Пиотровский М. Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама // Ислам, религия, общество, государство. -М., 1984. -С. 177-190.

55. Политическая трансформация: опыт Кыргызстана в мировом контексте. -Бишкек, 2002.-116 с.

56. Постсоветский Кыргызстан глазами зарубежных политологов//А.А. Акунов, В. Г. Киютин, В. Г. Прытков, С.Ж. Токтомышев. -Бишкек, 1998. 152 с.

57. Примаков Е. М. Восток после краха колониальной системы. -М., 1982. 280 с.

58. Какеев А. Ч. Философская мысль в Кыргызстане, поиски и проблемы. — Бишкек, 1995.-194 с.

59. Керимов Г. М. Учение ислама о государстве и политике. —М., 1986. — 63 с.

60. Керимов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. -М.,1982. -64 с.

61. Кирбаев Н. С. Социальная философия мусульманского Востока. -М., 1987. -173 с.

62. Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах. -М., 1990. 170 с.

63. Левин 3. И. О пределах радикальности «исламского социализма» (арабские страны)//Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. — Сб.ст.-М., 1985. С.33-35.

64. Степанянц М. Г. Мусульманские концепции в философии и политике (XII-XX вв.). -М., 1982. -248 с.

65. Социально-политические представления в исламе: история и современность. -М., 1987.-115 с.

66. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. -М.,1986. 254 с.

67. Коран. Пер. И. Крачковского. -М., 1990. -512 с.

68. Курманов З.К. Политическая борьба в Кыргызстане: 20-е годы. -Бишкек, 1997. -290 с.

69. Кыргызы и Кыргызстан: опыт нового исторического осмысления/под ред. Т. Койчуева. -Бишкек, 1994. -148 с.

70. Шарипова Р. М. Панисламизм сегодня: Идеология и практика Лиги исламского мира. -М.,1986. 140 с.

71. Широков Г. К. Развивающиеся страны в мировом капиталистическом хозяйстве. -М., 1987. -238 с.

72. Филиппова М. И. "Исламский бум" глазами ориенталистов и социологов США//Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. -М., 1985.

73. Яковец Ю. В. История цивилизаций. —М., 1997. -350 с.1. Периодические издания

74. Абдуллаев Е. Ислам и "исламский фактор" в современном Узбекистане // Центральная Азия. —1997. -№6. -С. 87.

75. Абдуллах Идрис. Ваххабизм: история проблемы //Мусульмане. — 2000. -№1(14). -С. 36.

76. Абазов Р. Исламское возрождение в центральноазиатских новых независимых государствах //Полис. -1995. -№3. -С.61.

77. Амербаев А. М. Религиозная идентичность в условиях глобализации// http://www.kisi.kz.

78. Бабаджанов Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма? //Центральная Азия и Кавказ. -1999. -№4(5). -С.125-131.

79. Бибикова О. Феномен ваххабизма//Азия и Африка. -1999. №8. -С. 48-52.

80. Брудный А. Что нас ждет? Заметки об интеграции// Центральная Азия и Кавказ. Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - №6(12).

81. Джунушалиев Д. Влияние политических партий, общественных движений и исторических традиций на политическую обстановку//Эхо науки. Известия НАН Кыргызской Республики. 1996. - №4. С. 48.

82. Добаев И. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения//Центральная Азия и Кавказ. -2001. — №2(14).-С. 145.

83. Ю.Запад Незапад и Россия в мировом контексте. Материалы «круглого стола»//МЭ и МО. - 1996. - №12.

84. П.Кудряшова И. В. Фундаментализм в пространстве современного мира //Полис. -2002. -№1. -С. 66.

85. Курманов Э. Деятельность "Хизб ут-Тахрир" в Кыргызстане //Центральная Азия и Кавказ. -2002. -№3(21). -С. 142.

86. Кырлежев А. И. Религиозный фундаментализм//Религия и СМИ. www.religare.ru

87. Н.Костюк К. Н. Православный фундаментализм // Полис. —2000. —№5. -С. 12.

88. Кривец Е. А. Проблема самобытности ислама// Восток. — 1995. №6. — С. 165-166.

89. Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира/УМировая экономика и международные отношения. — 1999. №7. -С. 108-117.

90. Малашенко А. В. Из прошлого в прошлое//Свободная мысль. —1993. -№4. — С. 35.

91. Малашенко А. Религия в общественно-политической жизни стран Центральной Азии (к постановке проблемы) //Центральная Азия. —1997. -№6(12). -С. 58.

92. Малашенко А. Ислам и политика в государствах Центральной Азии//Центральная Азия и Кавказ. -1999. -№4(5). -С. 63.

93. Матвеева А. Угроза исламизма в постсоветской Евразии//Центральная Азия и Кавказ. -1999. -№4(5). -С. 97.

94. Мамытова Э. Исламский фундаментализм и экстремизм в странах Центральной Азии/ЛДентральная Азия и Кавказ. -2000. -№5(11). -С. 61

95. Мирский Г. И. "Политический ислам" и западное общество//Полис. —2002. — №1.-С. 79.

96. Мирский Г. Исламский фундаментализм и международный терроризм //Центральная Азия и Кавказ. -2001. -№6(18). -С. 31.

97. Момен М. Фундаментализм в богословии, политике и обществе //Религия и право. -1999. -№6. -С. 7.

98. Муминов А. Традиционные и современные религиозно-теологические школы в Центральной Азии/ЛДентральная Азия и Кавказ. -1999. -№4(5). -С. 77.

99. Назиров Д. Политический ислам в Центральной Азии: истоки и этапы становления/ЯДентральная Азия и Кавказ. -2003. -№4(28). -С. 178-188.

100. Тиби Б. Политизация религии//Международная политика. -2000. -№2.// http: //embassy. Debis.ru/ru/library/internationale-politik/200.article04htm

101. Тувинов А. Многоликий фундаментализм //Независимая газета религии. -2001.-№18.

102. Подберезский И. В. Фундаментализм и постмодернизм //http://baptist.org.ru/cgi/sanitarium/view.

103. Игнатенко А. Эндогенный радикализм в исламе/ЛДентральная Азия и Кавказ. -2000.-№2(8).-С. 116.

104. Игнатенко А. А. Обыкновенный ваххабизм. Ч. 1. Еретическое течение в HcnaMe//http:russ.ru.

105. Исмаилова С. Религия в общественно-политической жизни Казахстана//Центральная Азия и Кавказ. -1999. -№4(5). -С. 45.

106. Султангалиева А. Эволюция ислама в Казахстане/Щентральная Азия и Кавказ. -1999. -№4(5). С.ЗО.34.0лимова С. Политический ислам в обществе и государстве: диалог или конфронтация?//Центральная Азия и Кавказ. -2001. -№6(18). -С. 55.

107. Тукумов Е. В. Проблема религиозного экстремизма в странах Ближнего и среднего BocTOKa//Analytic (аналитическое обозрение). -2001. -1-2 января. — С. 16-20.

108. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. -1994. -№1. -С. 33.

109. Комаров О. Кто он, Джума Намангани? //Независимая газета. —2000. -5 сентября.38.Шукуров

110. Mufti-e-Azam Mufti Raseed Ahmad Ludhyanvi. Denial of Jihad is Kufr //http: //members. Tripod.com/~Suhayb/kufrdenialJihad.htm.

111. Knight R. Why Russia is Nervous About Its Muslims// U.S. News and World Report. -1979. -May 14. -P.37.41 .http:// hizb-ut-tahrir.org/russian42.http://www.kisi.kz: