автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
История фондов западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа в советский период

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Мокина, Татьяна Михайловна
  • Ученая cтепень:
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
Автореферат по истории на тему 'История фондов западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа в советский период'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История фондов западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа в советский период"

Р1 I)

2 9 '¡'.«К

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ! ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

К О К И Н А Татьяна 1£ихг?ловва

РСГСРЙЯ ?0РЛ>3 ЗАПАЛНОЕЗРОПЕгСКОЯ НИЗОПЙСЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗРЮТАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Специальность 07.00.12 - история искусства

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 1995 г

Работа Екполнена в Отделе научно-" покугентаини Государственного Зрунта^а

Научны? руководитель - Сапунов Б.В. - доктор исторических наук

Официальные оппоненты: Даниэль С.К. - доктор искусствоведения

Каглинская А.Г. - кандидат искусствоведения

Ведущее учреждение - Институт живописи, скульптуры

и архитектуры н^эни И.Р.Репин

Зашцуа состоится " С'б_ 1995 г. в

часов на заседании диссертационного совета К.033.57.40 по защитам диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в Санкт-Петербургском государственно;.: университете Адрес: 13Э034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5, ауд.70

С диссертацией можно ознакомиться в научно? библиотеке "П'.А.Горького Санкт-Гетэр-бургского государственного университета

Автореферат разослан ¿5_ 1995 г.

Ученый секретарь диссертационного совета - З.А.1Чозы,

^•эетует и хронологические оа^ки исследования. Предметом исследования является история картинной галереи Государственного Эрмитажа в первые два послереволюционных десятилетия, чэтоту^о в<"> "'когом опоеде.т'ло "ост^-лекие в "ее частных ообда— нт"' глвоггаси Строгякзрнх, ""суповых, '"ереуетевых и других аристократов. Она делится на два контрастных периода. Первый -ограниченны?: концом двадцатых годов, связан с осудестзл^взей-ся охраной коллекции 'хивописи Эрмитажа и круднейдих дворцов Ретрограда, греграсзкнкх в музеи. В зто время в Эрмн?а~ попадают отдельное картины л мелкие собрания чивопчси, потерявшие владельцев в тяготах смутного времени револ-эции и Гражданской Т5э"ац1 гтптт^п^оиихтд тэ ттсзт^( -СУ И Лои^тгто г"гзоТ1Г трт^ ттодее. ^ОС-

ТУПЛеНИЯ были немногочисленны. Зтоэой период начался после закрытия, начиная с 1925 года, музеев существовавших в Строгановской, 'лсупозском и других дворцах. Поступление полотен в Эрмитаж принимает невиданный прежде масштаб. _ -Одним из результатов значительного увеличения Сондов жквогтяся .явилась выдача полотен в Москву и г/узеи страны, где создавались или расширялись галереи западноевропейской тлвописи /'они коснулись и картин из стаэой э"омнталнот°" коллекции/. Зторкгл каналом уменьшения бондов вплоть до 1933 года явились выдачи в Лнти:-^вадн-ат. Выдачи картин из частных коллекций , продолжавшйеся в пос-ледухгие уесятиле^и^, с ш и о и ли втэе^ечн^е оамки данного исследования до наших дней, что придало ему логическое зазерзение во времени.

Актуальность ^е*^1. "нссес^ацни пое^ста-0—

ляется актуальной в теоретическом и практическом аспектах. Первые послереволюционные десятилетия существования картинной ^алеоеу "^з*'тгтама к°к бы кус"оо*г,°лу лРОттассьт, ~гдоход"гзд"е з :~тзе~"ном строительстве з стране. Они связаны с новым подходом к культурно?:}' наследи-з и назначени") пам^тн'псов искусства, определившими изменения в "г:зки картинно" гадедед ?рми-та~а, которая потеряла качество стабильного собр-т-ня. Пелед за ее значительным пополнением картик°мч из частных кодлек-ц:?-, ^-ттадт'сь ^зо^чо'оат'-^'е в^да^и полотен в до'гт,не ""^зеи и в Антиквариат. ^оедставляется необходимым провзсти систематизация этих ••атериалов и оценить последствия, которые

они и:, елл для эрултажного собрания, а такке выявить роль зр-мптажнкх полотен в стакоЕлекки галерей западноевропейской живописи Москвы и музеев других республик. Деление бывшего СССР на отдельные государства превратило выданные полотна,* составлявшие своеобразны:" едины": £зкд живописи, созданный в стране, в собственность других государств. Это определило необходимость указания точного места хранения картин из частик: коллекций, воссоздав этик целостный организм каждой из них. Проведенная работа призвана наполнить новый период истории эрмитажной картинной галереи реальным содержанием и представить ее в эволюционном развитии.

Степень изученности темы. Тема исследования представляется мало изученной, поскольку процессы, проходившие в картинной галерее Эрмитажа в двадцатые годы, не стали предметом ни одной научной работы. Практически отсутствуют исследованы, посвященные судьбе -частных- коллекций живописи в фондах музея

Цель и метод исследования. Целью исследования является изучение истории поступления и существования в 1920-е годы частных коллекций живописи и их дальнейшей судьбы в музее. Характер этого изучения потребовал системного подхода, который предполагает использование комплексного метода исследования: сочетания работы с документами эрмитажного архива и актами приема на хранение и выдачи картин /в последнем случае, до настоящего времени/ с литературой. Первым этапом стало составление картотеки частных собраний в хондах музея. Затем по актам выдач картин в другие музеи и в Антиквариат - второй картотеки. Их сопоставление позволило восстановить состав частных коллекций на момент их поступления в Эрмитаж и проследить их историю в занчнтельном временном разрезе. Полученные данные, дополненные неопубликованными материалами архива Эрмитажа,явились основой для обобщения истории существования в нем как частных коллекций так и в целом £"онда живописи музея в принципиально новый исторический период. При написании диссертации ставились задачи: - осветить пути попадания картин из частных коллекций в фонды музея в первое послереволюционное десятилетие и после закрытия музеев во дворпах Петрограда - крупнейзих галерей .живописи;

- вкявить принципиальное различие в комплектовании гонлоз «прописи ?рмитажа з дозезолюциокное и гослереватяпонноэ зое-мя;

- проследить историю пятя наиболее значительных собраний живописи, поступиззих в музей после тэеволюпии: Строганов скто, Юсуповского, Шереметевского, Шуваловского и г.'ятлевского;

- на основе изменений в музейной политике в рассматриваемый период проследить изменения, произощедлие в судьбе коллекций: охрана памятников искусства после резолюции, вследствпи чего концентрация картин з Эрмитаже; идея расширения и создания галерей западноевропейской живописи в союзных республиках и выдачи картин из Эрмитажа, отправка полотен з Антиквариат;

- на основании вышеизложенного систематизировать материалы с целью создания картины существования фонда западноевропейской живописи Эрмитажа, потерявзего после резолюции стабильный характер.

Источники. Для работы над темой использованы материалы эрмитажного архива, акты, хранящиеся в Отделе научной документации Эрмитажа и рукописный инвентарь живописи- Отдела западноевропейского искусства музея. Поскольку целью работы явилась систематизация данных, находящихся в фондах музея, она была ограничена документами из названных источников. Кроме того, была использована литература по истории русского коллекционирования западноевропейской живописи, музееведению и существованию картинной галереи Эрмитажа.

Научная новизна диссертации.в целом определяется отсутствием монографического исследования, посвященного истории существования частных картинных галерей в фондах Эрмитажа в 1920-е годы. В диссертации впервые: на основе архивных материалов воссоздается история поступления частных коллекций з фонды музея; систематизируются данные о выдачах полотен, входивших в частные собрания, из Эрмитажа в республиканские музеи /с первых послереволюционных десятилетий до настоящего времени/, а также в Антиквариат; вводятся новые данные о жизни музея в означенны? петэяод - административной деятельности, создании экспозиций живописи и так далее; на примере судеб частных коллекций живописи в фондах музея конкретизируется

г.тзейная политика советского правительства.

по?ктическая значимость диссертации. Данное исследовани имеет псторико-теоретическое и практическое значение. Оно еп вые целенаправленно осветило историю существования картин из частных коллекций западноевропейской живописи в эрмитажных фондах. Работа имеет большое музееведческое значение, поскольку она построена на основе систематизации большого количества архивных материалов, в том числе, предназначенных для внутримузейного пользования /в частности, хранящихся в Отделе научной документации Эрмитажа - акты выдач картин на постоянное хранение с 1945 года до настоящего времени/, которые впервые вводятся в научный оборот. Диссертация имеет большое практическое значение, поскольку дает возможность сотрудника музеев иметь сведения о местонахождении картин из каждой кол лекции. Она может быть использована при научной каталогизапи частных собраний живописи, устройстве экспозиций выставок одной коллекции и всего спектра вопросов, возникающих при обращении к их истории и использовании в музейной деятельное Диссертация может послужить отправной точкой для дальнейшего изучения истории музейного строительства в советский пери од.

Стотктут работы. Диссертация состоит из введения, трех глав / последняя глава построена по монографическому принцип и делится на пять разделов, посвященных истории существовани в эр^'чтажннх сгондах СтроганоЕской, Юсуповской, Шереметевской Шуваловской и Уятлевской коллекций живописи и заканчивающихс списками выданных из них картин/, заключения, списка использ ванной литературы и других источников и приложения, представ ля:одего собой перечень картин из 82-х частных собраний, выданных из музея, оставшихся за рамками данной работы. /Отметин', что в поле нашего внимания находились лишь полотна, хрэ нквзиеся в бондах западноевропейской живописи Эрмитажа/.

Основное содержание диссертации

Во введении дается обоснование темы и хронологических рамок исследования, рассматривается степень изученности данного вопроса, определяется ее цель и задачи, а также содержится обзор литературы и других использованных источников.

Специальное исследование истории суиестворгнч» коллекпт? ~л-зописи в Эрмитаже з 1920-е годч отсутствует. ланите о выдачах картин из фондов Эрмитажа сводятся в литературе лишь к от-^льны** констатяттт*ям пополнения тг'тт бондов музеев страны, практически не разработана тема выдач полотен из Эрмитажа з Антиквариат.

Глава 1. Из истории петербургских коллекций живописи. Начало коллекционированию западноевропейской живописи в России было положено при Петре 1 и достигло своего расцвета в царствование Екатерины П: основание картинно? галереи Эрмитажа; формирование крупнейших собраний западноевропейской живописи: Зтрзгановского, Юсуповского и других; возникновение связи ^ежду эрмитажно"; и частными галереями, которое продолжалось з следующем столетии, развиваясь в рамках единого процесса коллекционирования картин /коллекционеры нередко являлись советниками и посредниками при приобретении и заказывании поло-ген для Эрмитажа, приносили в дар картины и так далее/. 19 век отмечен как пополнением императорской коллекции, став-" ней одной из крупнейших в "Европе и прекрасных аристократических галере?, так и проявлением ноекх. Отметим специализацию ;обирательстза и расширение круга коллекционеров представмте-1ями других сословий, процесс составления новых собраний живописи, за редким исключением, прекратился к началу Первой провой во"ны. Зследствяи неурядиц, связанных с войной и Фев-)альског революцией активизировалась продажа картин из мно- ■ 'их мелких коллекций. Появление нового типа коллекционеров, »тличавщагося меньшей образованностью в вопросах искусства, :ем :гх предшественники. Однако, несмотря на появление негативных тенденций, Россия обладала к началу 20 века собрания?.::! :'1воп:тси, не уступавшими по съоеку значению еврзпеГ ским. Ок-'«•брьская революция стала новой точкой отсчета их суцестзоза-ня.

Глава П. ЧаРт~*нная галерея Эрмитажа в 19?.0-е - 1930 -е оды. Картины эрмитажной галереи вернулись в ^етроград после вакуации в !'оскве, ютда они были отправлены в связи с угрозой етрограду, возникшей в годы Первой мировой войны, в 1920 году.

Целостность коллекции после революции удалось сохранить, несмотря на требования, предъявляемые Польшей, Германией и Украинской радон. При Эрмитаже образуется специальная комиссия по учету произведений искусства /впоследствии Музейный фонд/ Начинается концентрация картин из частных коллекций в Эрмитаже. Первые поступления были немногочисленны: картины, найденные во время обысков, переданные из Ликвидационных учрежденш дары и так далее. В музее открывались первые экспозиции живописи, устраивались временные выставки, велась научная обрабо^ ка собрания. Основное количество картин поступило в Эрмитаж в конце двадцатых годов после закрытия музеев,' существовавши: в Строгановском, Юсуповском и других дворцах. Качество этих полотен нередко не уступало эрмитажным. Приток картин в Эрмитаж принял невиданный прежде масштаб, хотя отдельные значите; ные коллекции пополнели галзпею музея и до-революции, в частности, блестящее собрание П.П.Семенова-Тян-!11анского. Фонды живописи после революции многократно увеличились. Однако, внов! поступившие картины, наряду с полотнами старой галереи Эрмитг вскоре начали выдаваться в другие музеи страны. По количеству шедевров живописи, полученных из Эрмитажа,ГММД ил:.А.С.Пушкина превзошел республиканские музеи, нередко получавших копии. Отметим, что в эрмитажные фонды из Москвы также поступ ло значительное количество произведений. Вторым источником уменьшения картинной галереи Эрмитажа стали распродажи /с пиками в 1923,1933 годы/, которые основывались, в основном, на отборе первоклассных полотен. Некоторые из них вернулись из Антиквариата, избежав распродажи. Частично полотна затем были выданы в другие музеи страны. Передавались картины и в Росуд<± ственный г.тзейный фонд /просуществовал до 1928 года/. Таковы основные события, происходившие в картинной галерее Эрмитажа, в рассматриваемый сложный период, когда она потеряла качество стабильного собрания.

Глава Раздел 1. Гтооганозскяя коллекция картин в Эрмитаже. Представители семьи Строгановых имели известное отношение к истории картинкой галереи Эрмитажа еще в период ее дореволюционной истории. Так, Александр Сергеевич Строганов,

являвеий собой тссчезнувопй вместе со своим Еекэк тип блестящего екятеоининского вельмоад, бнл, вероятно, оини».« из советников императрицы в вопросах приобретения картин. Согласно каталогу 1800 года собрание А.Строганова насчитывало сто пятнадцать полотен, не уступавших по качеству картинам придворной галереи и попавшим в нее спустя столетие: полотна кисти П.П.Рубенса, А.ван Дейка, Н.Пуссена, Л.Джордано и других живописцев. Первые полотна из коллекции Строгановых поступили в Эрмитаж в 1911 году в дао от Григория Строганова. /Коллекция графа, прожившего основную часть жизни в Италии, пользовавшаяся европейской известностью, впоследствии была распродана/. В 1912 голу в Эрмитаж доставляются еще две картины. Тогда же, по завещанию Павла Строганова, з Эрмитаж передаются восемь картин его галереи из особняка на Сергиевской улице. Подчиняясь законам изменчивой истории, более двадцати картин названных собраний оказываются после Октябрьской революции в Строгановском дворце, а затем в Эрмитаже. После революции в Строгановском дворце создается музей, просуществовавший до 1925 года. Первые картины передаются из него' в Эрмитаж в 1922 году, а после закрытия музея - вплоть до 1933 года. Первая выдача полотен Строгановского собрания из фондов Эрмитажа произошла в 1927 году в ГМИИ им.А.С.Пушкина / с небольшим перерывом до 1930 года в этом музее оказалось семь полотен кисти Д.А.Больтраффио, Ф.Еерар, С.Боттичелли, П.Перуджино, Ч.да Хо-нельяно, Н.Пуссена, Рембрандта/. 3 1329 году картины русской сколь! тивоииси поступили в -ергански" музз" в Коканде. 3 период с 1929 по 1932 год полотна коллекции выдаются в Антиквариат: более тридцати картин было представлено как цельное собрание на берлинском аукционе Р."он Лепкэ в 1931 row. Некоторое полотна, избежав распродажи, вернулись з фонды Эрмитажа: "Этдых на пути в Египет" Н.Пмссена /ГЭ 5741/, "Скалы у берега моря" Н.Берне /ГЭ 75S4/, "Портрет П.А.Строганова в детстве" Е.Б.Греза /ГЭ 4053/ и другие. Ряд произведений впоследствии был отправлен в другие музеи: 'Уадонна с младенцем" Б.Гэрофоло /ГЭ 4112/ - в Уузей изобразительных искусств Армении, копия с картины Г.Рени ""ария Магдалина"

/Г? 40Э9/ в Си*';еропэльскую ча'отснну-э галерею. 3 1330-е голы картины были отправлены в Русски!5 кузе?, Гогударствен-

•г-^'-л -д Х^ДОЖеСТ-

венные тузеи, а также в Государственны", музейный фонд. 3 1540-е годы полотна с'клн выданы в Государственный музей "Ретзхи" Грузии, Свердловскую картинную галерею, Рузек изобразительных искусств Армении, в 1350-е годы - в Государственный :,"гзеЕ изобразительных искусств г.Риги, Рузей изобразительных искусств Узбекистана, Львовскую картинную галерею, Новгородский историко-художественный ну зей, Симферопольский художественный музей. Последняя по времени выдача была осуществлена в Волгоградский музей изобразительных искусств в 1951 году: картина школы Р.Б.Греза "Девочка с собачкой" /ГЭ 5380/. 3 настоящее время в Эрмитаже хранится около семидесяти каотин принадлежавших Строгановым.

Глава П'. Раздел 2. \°ртичы из гобп°ния '^суповых в Эрмитаже. Основателем нартинной галереи Юсуповых был Николай Борисович Юсупов /1751-1831 гг./. Он входил в число виднейшс политических фигур царствования Екатерины Р, являясь одним т;з советников и посредников императрицы в вопросах приобретения и заказывания картин. При Павле 1 он заведует эрмитажной картинной галереей. Первое упоминаете о Юлупзвско2 коллекции каотин появляется в 1778 году, а в восьмидесятые годы она принадлежит к крупнейшим в России. /Она располагается во дворце на наб.р.Фонтанки/. 3 1810 году князь уезжает жить в Роскву, увозя с собой галерею. Она возвращается в Петербург /уже во дворец на наб.р.*:о?ки/ его сыном Борисом Николаевичем Юсуповы?.:. Появляется первый каталог собрания, Раютины почти не покупаются. Новое пополнение галереи осуществляется следуюштн' владельцем Николае?- Борисовичем ^суповым, приобретавшим, в основном, французскую живопись сеоеднны 13 века, гк з начале следующего столетия оос^ галереи ^юододг-'ался. Выделит.: особо приобретения одной из последних блестящих ее владелиц Елизаветы Николаевны Юсуповой: полотна Р.Зерне, Г.Робера, Р.Р.Греза и другие. Отметим наличие в коллекции редкий для русских собрантг по количеству подбор картин французского классицизма, а также серий полотен полюбившихся

худо-."ни кэб с '".руде, ".Е.Гдзза, Л.Л.Рма'ьи и других. После оэвол-здни Юсуповы эвакуировались из России не из Петоогоада, а из Кр-г.:а. Гоэгху большинство принадлежавших як произведений искусства, в том числе л картин, вывести не' смогли, а спрятали их во .дворне. Он был национализирован в 1319 году. Работы по описи коллекций производились сотрудниками Эрмитажа. Галерея, воссозданная в рамках музея, созданного во дворце, насчитывала по каталогу более тысячи картин. Первые полотна передаются в Эрмитаж в 1920 году. 3 1925 году музе? в Юсуповском дворце закрывается. 3 течение этого года картины из него, в основном, были переданы в Эрмитаж. /3 списке числилось двести восемнадцать полотен/. Некоторые картины постзптили через Музейный хонд. Последнее полотно было получено в 1933 году - НЛ/ейсонье "Юноша с книгой" /ГЭ 7555/. Первые полотна Юсуповской коллекции были отправлены из фондов Эрмитажа в ПИИ им.А.С.Пушкина в 1924 году, последние -в 1930 году: "Геркулес и Омхала" 5.Буше /ГЭ 4542/, "Сусанна и старцы" С.Брайя /ГЭ 5502/ и другие. Б 1930-е годы полотка поступили в Государственный музей Новой западной живописи. Русский музей, музей—усадьбу "Архангельское" и в И^гзейный фонд. С 1925 по 1934 год полотна выдавались в Антиквариат. Отметим, что впервые они появились нз аукционе в Париже по воле Юсуповых в 1922 году. По качеству и количеству картин выдача з Антиквариат равноценна самой крупной - з Г\НК им.А.С.Пупкина - около двадцати полотен кисти ?.Б.Греза, Г.Тенирса и других живописцев. Некоторые картины вернулись з Эрмитаж. Зрзмд отправки картин также почти совпадает. 3 число продгнных картин вошли, главным образом, произведения "ранцузско", фламандской и голландской школ: "Новый портрет" Л.руальи /ГЗ 5555/, полотно ""орговка дичью" фламандского художника 17 века ,/ГЭ 5374/, "Крестьяне у костра" Д.Теннрса /ГЭ 4975/ и другие. Некоторые картины, пробыв определенное вое^я в д^^ч^'в^рн^т0 зерчу^'^сь в Зо"т*таж, затем пополнили фонды других музеев, в частности, полотно голландского художника 17 века "Портрет пожилой женщины" ,/ГЭ 9293/ б-'ло отправлено в Ростов, две копии с картины А Лоррешжо "Обручение Святой Екатерины" /ГЭ 931?, ГЭ 9319/-

в Казахстан и "'олдавию. Ответим, что республиканские т'узеи получили всего лиа» по одной картине пз -Осупоеской коллекции "¡скл'очение составил лишь Ростовски"; областной ?,узеЗ изобразительных искусств, в который были отправлены в 1940 году и в 1954 году картины фламандского художника "Сусанна и старцы" /ГЭ 5355/ и голландского живописца 17 века "Портрет пожилой женщины" /ГЭ 9293/. Три музея получили в свои собрания уже упоминавшиеся копии: Кахахская художест-т)онн2.ст галерея /1955 г./ и Республикански*" художественный музе"' Молдавии /1955 г./, а также йрбитский музей изобразительных искусств - копия с полотна Г.Рени "Спящий Амур" /ГЭ 9250/ - 1975 г. Картины поступили в 1947 году в Свердловскую картинную галерею - Э.^иру "Танцующие испанки" /ГЭ 3194/, в 1952 году в Государственны"' музей изобразительных искусств г.Риги - Т.Гюден "Неаполитанский залив". /ГЭ 7578/. Сейчас в Эрмитаже хранится более девяносто картин, входивших в некогда прекрасное Юсуповское собрание.

. Глаза Ш. Раздел 3. Картины из собрания Шереметевых в Эр- -нтаже. Основное количество картин поступило в Эрмитаж из Фонтанного дома - прекрасного дворца градов Шереметевых, кажется, до сих пор хранящего на себе отблеск жизни одного из виднейших аристократических родов России. Основание собранию было положено в 18 зеке Борисом Петровичем Шереметевым, а в 19 начале 20 века оно было дополнено полотнами, в основном, французской, голландской и бельгийской школ: Н.~.Уврие, А.Ш.А.Барона, Г.Схаткена и других живописцев. Согласно путеводителю по музею, созданное в Фонтанном! доме, составленному на основании описей, сделанных уже после резолюции, картинами, включавшими з себя непременные в родовых особняках Фамильные портреты и изображения имен?г", в том числе написанные П.С.Шереметевым, были уквашены все жилые покои дома, однако, специального помещения картинная галерея не имела. На "время составления указанных перечне" картин, в доме оставались отдельное вещи еще елизаветинского времени. Это свидетельствует о ток, как бережно хранились хозяевами произведения искусства, которые удалось

сохранясь И В 1ерепетнях РеВОЛтл!1ИОННУХ ООбьтттг' . ^ОСЛеДНИЙ

владелец дворца Серге-" Дмитриевич шереметев в 1918 голу вручил ключи от своего дома представителям новой власти. Дворец был национялг*зтоован. Б нем, как и в имениях Кусково и Останкино, был создан музей. Еще до закрытия в 1925 году музея в Фонтанном-доме полотна Н.Сута, П.Батони, П.Хиллест-рема и других художников были переданы в Эрмитаж. Основное количество поступлений падает на 1931 год. /В акте передачи картин в Эр-'чтаж ""'слитоя восемьдесят одна картина/. С 1919 по 1930 год в Эрмитаж были переданы, главным образом через !(!узейный фонд, полотна представителей семьи Шереметевых: Д.Д.Шереметева, Е.Г.Шереметева, С.В.Переметева, Е.Г.Шереметевой. Поступили и картины, хранившиеся первоначально в других музеях: из Останкино - "Портрет Великой княгини "арии Николаевны" 5.3интергальтера и "Портрет принца Евгения Са-во"гского" П.Кугтепкого, картина "Амуры" французского живописна круга О.Буше /собрание Е.Г.'Лереметевой/ - до 1931 года находилась во ЗХУТеине, а также полотно Ж.Вуаля "Портрет С.А.Строганова" /собрание С.В.Перемегево"/, переданное из музея Этнографии в 1943 голу. Ряд полотен поступил из уже упоминавшегося "."узейного фонда: две парные картины П.Хил-лестрема "Разбитая посуда" /ГЭ 5824/ и "Нервязка пальца" /ГЭ 5825/, "Служанка" Х.Хове /ГЭ 3500/. Чз вышеизложенного следует, что коллекция картин Шереметевых в Эрмитаже включает в себя полотна не только из Ронтанного дома, но и из : особняков представителей семьи Иерегетевых. Однако, в контексте существования в аондах Эрмитажа она рассматривается как единая. Выдачи картин из Шереметевского собрания начинаются из" Эрмитажа в 1930 голу. В Русский музей отправляются полотна Ч.Б.Лампи "Портрет Куракина" /ГЭ 5315/ и Л.Гуттен-брунна "Портрет А.Б.Куракина" /ГЭ 5485/. Через год в Полпредство СССР в Англии поступают два пейзажа Е.Зерне. Большая часть картин была отослана в 1932 голу в столь неотделимое от истории семьи Шереметевых и, судя по отношению к негу, одно ::з любимых имение Останкино. Это полотна кисти итальянских и голландских художников 17 зека: "Крестьянская

п~7'2кз" Г.ван ""ильборха /ГЭ 3540./, '""оложенне во гроб" -.'.^-'п-итальянского художника. /гя 5532/, а также 18 и 19 столетия немецкого живописца начата 18 века "Нены •■"^р^носипы" /Г0 5 "О/ "т то,тг,,гв• Кот^ "е^еданные в но^'оско?— ннв усадьб" полотна явл^-тгоя чз^чстно* утРато^ этг'итажкого собрание, однако, подобное решение кажется оправданным, поскольку полотна принадлежали первоначально ролу Шереметевых. /Последние, как известно, перевозили отдельные картины ::з Петербурга в имения/. Те;/, самым, полотна вновь вернулись в принадлежавшие их владельцам стены. Известным исключением в судьбе Шерекетевского собрания картин в Зрмитаже .являлось то, что они не отправлялась в т^-^ях .С.^ушк^нэ, ^его не избежало ни одно значите.дъное собрание уровня Юсупозского или Строгановского. Последними, относящейся к тридцатым года».', были выдачи в Антиквариат, которые по своему количеству превышает остальные - шестнадцать произведений. Некоторые картины попали в Антиквариат, пробыв в Эрмитаже весьма незначительное время. Так, в течение одного года в музее находились полотна И.Патруа "Девочка с цветами" /ГЭ 5507/ и И.Уей-ера "Еуря ка море" /ГЭ 5505/, два года в фондах находилась картина "Приморский вид" Ш.Лейкеота /ГЭ 5504/. Две картины Шеоеметевского собрания, выданные в Антиквариат, вновь вернулись в Эрмитаж, а затем поступили в другие музеи: "Уу.ж-чпна в берете" ;Транцузского художника 15 Еека /ГЭ 8540, коллекция С.?.Шереметева/ и копия с полотна Я.Корданса пМэлогт,о ^т"л^^^а" /ГЭ 5-19/. Обе

на распродажу з 1933 году, а в 1947 году - в Свердловскую картинную галерею. Упоминание о су.дьбе этих картин обраца-о-р ттэ.с ^ о с з в з б ч':т-~~ осуществленным из ^

^ 'рэ-* "-'з 1947 "^оду два полотна г о" ада"1^1 в Киргиз сг"тт^ ?™гзе" изобразительных искусств: "".'у-ско* портрет" подражание А.зак-Де"ку /ГЭ 59-33/ и "Казалери^ская схватка" Ф.дазановы /ГЭ 5544/. Кро^е того, в сороковые годы в Г.'узе" изобразительных ''скусств чрвении было отправлено полотно Л.Ленена "Крестьянская семья" /ГЭ 5 352/. Одни из последних по времени выдачи картины поступили в 1952 году з Государственный -.узе""

::зэ£р^з'1?ельн"Ч -*c>:vcc?b г.Рттгм - Н.де ла Пенья "Собаки в л вcv" /ГЭ Я593/ т* в 1Э55 готтт,г Т^'льскт" художеств энкьг"! :тзе" - Трактузеки? художник 12 зека "Агуры" /ГЭ 9341/. 3 настоящее время в Эрмитаже хранится около пятидесяти полотен принадлежавших Шереметевым.

Глава Ш. Разяел 4. "Фитины из собрания Шуваловых в Эрмитаже. История формирования коллекции картин Шуваловых вновь обращает нас ко времени правления Екатерины П, когда создавались лучшие русские коллекции западноевропейской живописи. Одна из них принадлежала Ивану Ивановичу Шувалову, советнику императрицы в впросах приобретения и заказа картин. Однако, собственная галерея графа оказалась по его воле з основанной им Академии художеств. -Впоследствии Шуваловы на протяжении длительного времени покупали картины, которые в изобилии украшали их особняк на наб.р.?онтанки. Основу собрания составили приобретения Екатерины Петровны Шуваловой, сделанные за границей в1770-е-80-е годы. Пополнение галереи связано, в основном, с Петром Павловичем й Павлом Петровичем . Шуваловыми, -осле смерти последнего в 1902-году она насчитывала более двухсот полотен "астеров крупнейших европейских школ, фамильных портретов, немногочисленных картин русской школы, копи? с полюбившихся картин. Во время Первой мировой войны особняк, последней владелицей которого была Елизавета Владимировна Шувалова, использовался для утилитарных целей: в нем устроили лазарет. Коллекция живописи была убрана. После революции особняк национализируется, что спасло его от полного разорения. 3 кем открывается музей. В годы его су-шествования в Эрмитаж начинают выдаваться картины: в 1919 году через 'узейны"": фонд "Ночной пе"за'х с рекой" А.ван дер Hepa" /ГЭ 7173/, в 1320 году - "портрет рыцаря с сыновьями" Л.Кранаха Старшего /ГЗ 5452/, з 1922 году - "Кадонна с младенцем" "астера блудного сына /ГЭ 3303/, а также другие полотка. 3 конце двадцатых годов музей ликвидируется, картины Шуваловской коллекции вплоть до 1925 года передаются в Эрмитаж. Их количество было незначительно по сравнению, к примеру, с картинами Строгановского или "Осуповского собрания: в

основном акте передачи от 1925 года перечисляется пятьдесят три полотна. В Эрмитаж поступили также из Академии художесть в 1922 году картины из галереи П.И.Шувалова кисти П.де Зоса, И.К.Лота и других живописцев. 3 конце двадцатых начале тридцатых годов некоторые картины Шуваловского собрания были выданы в другие музеи. Первые из них - в ЯШ им.А.С.Пушкина в 1927-1928 году, в частности, "Портрет А.П.Шувалова К.Б.Гре за /ГЭ 1288/, являющийся парным к"Портрзту графини Е.П.Шуваловой /ГЭ 5726/, находящемуся в Эрмитаже и "Кающаяся Уария Рагдалина" А.Переды. 3 тридцатые годы полотна поступают в Русский музей, в частности, "Прощание" Ф.А.Бронникова /ГЭ 4979/, "Портрет дамы" А.Леонтовского /ГЭ 4930/, в Государственную Третьяковскую галерею /"Суд Париса" А.^.Лагре-не /ГЭ 4730/, а также Музейный фонд и Рузей изобразительных искусств Армении, куда были отправлены два пейзажа Г.Робера и "Ларина" Л.Бакхейзена. 3 1930 году четыре полотна были переданы в Антиквариат. Из них было продано лишь одно -"Натюрморт с цветами"и фруктами" художника с монограммой "«/В" /ГЭ 5235/, а три портрета кисти Ф.Эля, Х.фан дер 'лита и неизвестного голландского живописца 17 гека были возвращены в Эрмитаж. 3 1941 году вновь в Гфзей изобразительных искусств Армении пердается "Портрет И.И.Шувалова Л.Токке, а в 1955 году - в Республиканский художественный музей Молдавии - картина "Святой Рероним" немецкого художника 15 века. 3 результате выдач картин 1'узаловская коллекция численно изменилась меньше, чем большие собрания, подобкуе Строгановскому или Юсуповскому. Хотя нужно отметить, что и по числу картин она намного уступала последки?.:. 3 настоящее время в Эрмитаже хранится около тридцати полотен из коллекции Шуваловского особняка.

Глава 1?. Раздел 5. Картины из собрания Рятлевых в Эрмитаже. Ензнь семьи Рятлевых, принадлежавшей к числу аристократии Петербурга, была связана с домом входящим доныне достойным компонентом в ансамбль величественной Рсаакиевско{ площади. Он представляется нагл неотделимым от ее облика как и судьба представителей этого рода от истории России. Коллекцию картин Рятлевых отличало преобладание портретов

французских художников, на которых изображены известные французские личности 17-18 веков - архитекторы, писатели и другие. Она была приобретена во Франции, скорее всего, целиком в конце 18 - первые годы 19 века. Были в ней тт полотна на библейские, евангельские сюжеты, копии с полюбившихся произведений, родовые портреты кисти русских художников и так далее. В отличие от крупных меценатов, для Учтлевых приобретение каотин не являлось постоянной целью. Возможно, поэтому они не обладали шедеврами живописи уровня Рембрандта или Рубенса, которые присутствовали в русских собраниях. Татьяна Петровна Мятлева, последняя хозяйка родового особняка, продолжала жить в нем и после Октябрьской революции. После постановления о национализации особняка часть дома была реквизирована и предоставлена музею "Старый Петербург". Несмотря на присутствие хозяйки домац дроизведенную опись картин в целях их учета,в 1920 голу часть картин бесследно исчезла: при проверке наличия картин в библиотеке не оказалось одиннадцати. Многие полотна хранились в тесноте, сложенными в нишах, в которых находился также фарфор и стекло. 3 1921 году, вероятно, з связи с большим количеством картин, принимается решение о создании в доме Мятлевых "Музея живописной культуры". Он не мог вместить зсе полотна. После их осмотра А.Н.Еенуа и его доклада в Эрмитаже, началась длительная переписка о передаче картин в Эрмитаж. 3 число отобранных вошли, з частности, портреты из Передней /среди них "Автопортрет" ?.Дарэ /ГЭ 5704/, "портрет ученого" Г.риго /ГЭ 7515/, пятнадцать полотен из Биллиардной. Однако, находились причины для задержки положительного решения этого вопроса. Полотна из ,,сттлевского дома продолжали исчезать. Их очередная ^трата обнаружилась в 1922 голу. Наконец, сог-ласнопринятому решению, в Эрмитаж передавалось более ста тридцати полотен. Основная часть картин бкла получена в 1923 голу. Некоторые полотна, к примеру "Портрет архитектора Арлуэна Уансара" ".Вивьена /ГЭ 5733/, поступили в 1922 году. 3 отличие от Строгановской или Юсуповской коллекций, передача картин не растянулась на большом промежуток времени.

Уже через год после поступления в Эрмитаж картин из собра-'"'от,.715'пчу з ^.."/Г^ гг.". А.. О, "удк^на выдается первая каот'ика "Портрет Бертена" Н.де Ларжильера /ГЭ 8425/, которая через

-т^т^т^т^ пт ^-.ттго "р ^ гз "п ^ ^ о т.т о "с ^«г^то«* ^ тт^тттт' тэ

ранг-ки"" окружной музей в Кокянде была отправлена копия с каотины А.Корреджо "Святая ночь" /ГЭ 5025/. Основной поток в>тттач падает на. трид^ат^е ^одн, около половины из них — в Русский музей. Кроме того в эти годы полотна были отправлены в Рузей изобразительных искусств Армении /французский художник 17 в. "Фенелон" /ГЭ 3099/, Алункинский двореи-уу-зей /Ренщина с фруктами" П.Снайдерса /ГЭ 6081/, пять полотен были выданы в Антиквариат и Рузейный фонд. Рз трех картин, отправленных в Антиквариат, в Эрмитаж вернулось лишь "Святое се^е^ство" Ф.Флориса /ГЭ 5032/. Побывала в Антиквариате и копия с полотка Г.Рени "Радонна с младенцем." /РЗ ао78/, возвращенная в музе?? в 1932 году, а затем выданная в 1955 году в Казахстан. Подобная история произошла и с "Ренскнм портретом" фламандского художника 17 зека /ГЭ 9315/, переданном в Антиквариат в 1929 году, поступившем назад через четыре года и отправленном з 1954 году з Ставропольский краеведческий музей. В 1947 году в Свердловскую картинную галерею был отправлен "!у'згжской портрет" фламандского художника 17 века /ГЭ 7115/, в пятидесятые годы картины ушли в Государственный музей изобразительных искусств г.Риги, "узей изобразительных искусств Узбекистана. Последняя выдача была осуществлена в 1975 году з Ррбитски4 ;.узей изобразительных искусств: копия с картины А.вак Дейка "Портрет Изабеллы Чидеолакдско" /ГЗ 5032/. В настоящее время в Эрмитаже хранится около тридцати полотен из собрания Рятлевых, главным образом, французской школы живописи.

Заключение. Сзязь между частными картинными галереями и эрмитажной, возникшая в 13 веке,продолжилась в следующем столетии в рамках единого процесса коллекционирования живописи в России. После революции она пожила к логическому завершению, определенному иодом исторических геоемеч з стране,в едином фонде живописи. Одной из основных тенден-

Ш1Й его существования в контексте нашего исследования стала выдача картин. проведенное исследование позволило выявить определявшую роль Эрмитажа в комплектовании собран::? жиеопи-си многих музеев страны и в первую очередь ШИИ им.А.С.Пушкина. Таким образом, была воплощена идея о создании единой сети фондов западноевропейской живописи, питавшей связь между музеями и стимулировавшей их научную, выставочную и просветительскую деятельность. Однако, произошедшее деление СССР на отдельные государства, превратило произведения из фондов Эрмитажа в собственность других государств. Это явило пример последствий, казалось бы, благих решений и усилило ценность собранного нами материала о местонахождении эрмитажных картин. Наде исследование проиллюстрировало, на примере значительных коллекций живописи как положительные, так и отрицательные последствия новой музейной политики. Оно выявило два этапа ее эволюции за относительно короткий период, ограниченный, по-сути, одним десятилетием. Первый из них связан с прекращением самостоятельного существования крупнейших русских галерей западноевропейской живописи и концентрацией каотин ^з частных собраний в Эрмитаже. Вто— рой - отмеченный уроном эрмитажных фондов, в том числе, входивших в него Строгановской, Юсуповской и других галерей. В результате выдач картин в другие музеи и на распродажу его можно расценить, в известной мере, как негативный. Отметим, что в результате выдач лишились картин практически Бее частные коллекции, поступившие в Эрмитаж после революции, о чем свидетельствует приложение к данной работе. Наибольшие потери понесли крупные картинные галереи, к примеру, Строгановская, уменьшившаяся почти на половин}''. При этом, отбор полотен основывался, главным образом, на лучших произведениях, в частности, кисти Тициана, Рафаэля, Рембрандта. Одним из выводов данного исследования может служить строго взвешенное отношение к цельности фондов живописи, а выдачи на постоянное хранение должны производиться, прежде всего, в учетом потребности в той, или иной картине Эрмитажа. Послевоенные выдачи, а также произведенные за последнее

десятилетие, подтверждают возможность соблюдения принципа ттелесообрдзности принятия подобных решений. / Это касается и сохранения целостности частных .коллекций, которые ныне, хотя л в измененном составе, хранятся в :.узее/. Обратившись к сегоднешним дня?.: существования эрмитажной картинно" гаде-реи, отметим, что она по-прежнэму сохранила качество первоклассного по уровню собрания, в котором значительное место занимают полотна из коллекций, явившихся предметом данного исследования.

Некоторые положения диссертации отражены, в следующих публикациях:

Мокина Т.'у". К истории формирования картинной галереи Эрмитажа. /Коллекция картин Строгановского дворца в Эрмитаже - Материалы Всероссийской конференции. Сборник тезисов и докладов, "осква. 1-И1И Российской АХ, 1932, 1924, с.3-8 Мокина Т.М. К истории существования картинных галерей Петрограда в 1920-е годы. Тезисы доклада. Петербургские чтения. Научная конференция, посвященная 291-летию Санкт-Петербурга. Спб., 1994, с.108-111

Мокина Т.М. Картины из собрания Шуваловых в Эрмитаже. Тезисы доклада. Государственный Эрмитаж. Чтенист, посвященные памяти З.Ф.Левинсона-Лессинга. Спб., 1934, с.75-77 Мокина Т.У. Коллекция картин Юсуповского дворца в Эрмитаже. Тезисы доклада. Государственный Эр.т-:таж. Научная конференция аспирантов и соискателей. Спб., 1994, с.24-27

КГЭ. Зак .46 .Тир.ЮО. 27.04.95