автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История и культура кыргызов по трудам Ч.Ч. Валиханова

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Турдалиева, Чолпон Джапарбековна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Бишкек
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'История и культура кыргызов по трудам Ч.Ч. Валиханова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История и культура кыргызов по трудам Ч.Ч. Валиханова"

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ Г:... О Д

• $ !'•>)", ; )

На правах рукописи ТУРДАЛИЕВА ЧОЛПОН ДЖАПАРБЕКОВНА

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КЫРГЫЗОВ ПО ТРУДАМ Ч.Ч. ВАЛИХАНОВА

По специальностям: 07.00.02.-история Кыргызстана

С\п ПЛ Л "7

V; Г / 8 81«

АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата нсторнчсскпх паук

Бишкек-2000

Работа выполнена на кафедре истории Кыргызстана факультета истории и регионоведения Кыргызского государственного национального университета

Научный руководитель -Доктор исторических наук, Профессор

Официальные оппоненты:

Д. С.Бактыгупов

доктор исторических наук, профессор С.А.Аттокуров

Кандидат исторических наук Б.М.Жумабаев

Ведущая организация -

Институт истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова Академии наук Республики Казахстан.

Защита состоится 000г. в 14 часов на заседании

специализированного совета Д.07.00.99. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата (доктора) исторических наук по специальности 07.00.02.-история Кыргызстана, 07.00.07.-этнология

------..^т^«,.,. ---М Л,— Т г-----------_

ирлп I ^р! 1И 1 1ил лыдьтпн 1)а_ук 1ЧЫр1 ы^олин

Республики.

Академии наук Кыргызской Республики.

Автореферат разослан « $>0 » 2000г.

''Ученый секретарь

Специализированного совета,-;* у ^_

Доктор исторических наук, ¿ху'^'/'1^

Профессор ^ : ' (/' И.Б.Молдобаев

Общая характеристика работы

Актуальность темы. С обретением Кыргызстаном подлинной Независимости в 1991 году после распада тоталитарного Союза ССР произошел настоящий всплеск углубленного интереса широкой общественности и ученых-гуманитариев республики к историческому прошлому страны и народа в широком хронологическом диапазоне.

Одним из периодов, насыщенных важными социально-политическими событиями явились 50-60 гг. XIX в. Тогда северокыргызские племена, освобождаясь от гнета Кокандского ханства входили в состав Российского государства. Общая социально-политическая и экономическая ситуация в северной части Кыргызстана в тот период нашли отражение в архивио-документальных материалах, уже вовлеченных в научный оборот в трудах Б.Д. Джамгерчинова, К.У. Усенбаева, А.Х. Хасанова, В.М. Плоских и др. Но обращение к трудам ученых-путешественников того времени, в первую очередь, Ч.Ч. Валиханова, позволяет воссоздать полнее, а иногда и точнее их предпосылки, ход и непосредственные последствия.

Разносторонние фактические материалы в записках и служебных отчетах Ч.Ч. Валиханова о его поездках в Прииссыккулье, в Кульджу и о негласном Кашгарском путешествии, предназначенные для информации западносибирским властям, Пшероурижим иисппо-дипломатическим ведомствам и заинтересованным торгово-промышленным кругам Российской империи, затем, по мере

(М¡V и.П:г\0:>Л1111 л И.\, каК Й ЛИЧНЫХ- Д| & ; ■ 11 И ¿¿йУ'-ШЫХ

изданиях ИРГО, становились достоянием российской и западноевропейской ориенталистики. Они обогащали ее новыми и ценными сведениями о природе и народонаселении Центральной Азии, о хозяйстве и культуре кыргызо^. и иу соссдей. Многое из его научно-гворческого наследия не потеряло своей значимости и актуальности сегодня. Об этом свидетельствуют научно-практические конференции последних лет, посвященные Ч.Ч. Валиханову и его трудам, как и издание и переиздание последних. Привлекательность его записок и трудов для востоковедов, включая в первую очередь, исследователей истории, этнографии и фольклористики

Кыргызстана определяется тем, что его подчас уникальные сведения отличаются:

Во-первых, они содержат богатый материал по географии, истории, культуре кыргызов, свидетельствуя об их связях с соседними странами и народами в середине XIX в., и даже в более ранние периоды.

Во-вторых, в своей совокупности они наиболее полно раскрывают хозяйство, материальный и духовный мир кыргызского народа, внешнеполитические ориентации правителей кыргызских родоплеменных подразделений в 50-60 годах XIX в.

В-третьих, в них впервые на свое время намечался сравнительно-сопоставительный анализ исторических судеб, некоторых особенностей хозяйства, материальной и духовной культуры кыргызов в отличие от казахов, монголов, калмыков и др. этносов.

В-четвертых, они впервые показали российскому и европейскому научному миру и общественности, что кыргызы и их эпос "Манас" обладают огромным культурным потенциалом.

Однако труды Ч.Ч.Валиханова не взирая на их довольно широкое привлечение в обобщающих и специальных изданиях по истории и культуре дореволюционного Кыргызстана, все-таки, разноаспетно, глубоко и тщательно не исследовались.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования

ЯгсЛЯСТСЯ : уЧТ 1V --¡р. Г:р'Кл' К Г: V" М.'Г. Р.ЫДйЮТппГООЯ г-;; ' 1 \ I' !| 1! [!

путешественника и ученого энциклопедиста Ч.Ч. Валиханова.Оно содержит богатый фактологический материал для воссоздания исторической обстановки в северной части Кыргызстана. Предметом исследования служит та часть его трудов, которая помогает полнее воссоздать внутри-и внешнеполитическую ситуацию и положение кыргызского населения Тянь-Шаня, духовную и материальную культуру кыргызов во время путешествий Ч.Ч. Валиханова.

Географические и хронологические рамки. Гей1рафические

г - ------- г---— ----------- " - Г' г.......г--------Г -----------" ...... ..

отчасти и сопредельные с ним земли казахстанско-среднеазиатского региона и Восточного Туркестана, где располагались кочевья кыргызов, оказавшихся за пределами Кыргызстана, но связанных общностью

исторических судеб со своими соплеменниками на северном Тянь-Шане. Хронологически исследуется 50-60-е годы XIX в., то есть, время поездок и путешествий Ч.Ч. Валиханова в Прииссыккулье, в Кульджу и Кашгариго. Однако, при необходимости делаются краткие экскурсы и в более ранние периоды в связи с предысторией исследуемых событий, которых касался и Ч.Ч.Валиханов.

Историографический обзор. Научно-творческое наследие Ч.Ч. Валиханова - известнейшего путешественника и разностороннего ученого своего времени составляет существенно-важную часть в сокровищнице наших знаний о кыргызах, казахах и других народах и странах Центральной Азии середины XIX в. К тому же его феноменальная фигура и жизнедеятельность одного из видных людей востоковедческой науки своего времени, приковывали к нему и продолжают до наших дней привлекать внимание ученых-гуманитариев, писателей России, Казахстана, Кыргызстана, особенно с 1945 г., то есть, с появлением книг X. Айдаровой и С. Муканова1. Страницы его биографии и примечательных путешествий по северу Кыргызстана и в Восточный Туркестан описаны в книгах: И.Забелина, С.Н. Маркова, С. Муканова, И. Стрелковой2 и др. Это делает излишним включать в наше исследование историко-биографический очерк о Ч.Ч. Валиханове, хотя все перечисленные авторы в той или иной мере касались биографии ч сго взглЧч^!? "а обстановку и Кыргызстане во у ром я его путешествий.

В изучении научного наследия Ч.Ч. Валиханова, которое ведется уже сбьшгс зека, наблюдается следующая закономерность. Оно гю многом увязано с изданием его трудов, записок и отчетов, начиная со второй половины XIX в., и по наши дни. Одной из причин этого являлось то, что часть из его научного архива, в том числе, и переписка между Западносибирским генерал-губернаторством и Министерством

1 Айдарова X. Чокан Валиханов. - Алма-Ата, 1945., Муканов С. Нить Ариадны. -М. -Л„ 1945.

Забелин И. Чокан Валиханов. - М„ 1956., Марков С.Н. Идущие к вершинам. -М., 1968., Муканов С. Промелькнувший метеор. - Алма-Ата: Жазушы, 1983., Стрелкова И. Валиханов. - М.: Молодая гвардия, 1983.

поездки поручика Ч.Ч. Валиханова в Кашгар в 1858 г., или даже первичная черновая запись отрывка из эпоса "Манас" - "Смерть Кукетей-хана и его поминки" являлась столь длительное время лишь достоянием разных ведомственных архивов. Однако, публикации подобных материалов тотчас же находили отклики в среде заинтересованных ученых и широкой общественности в России и за ее пределами в Западной Европе.

Хотя его "Очерки Джунгарии" были опубликованы в "Записках ИРГО" в 1861 г., а в 1868 г. в "Известиях ИРГО" и сообщение в о его посещении Кашгара, все же первое издание "Сочинений" Ч.Ч. Валиханова было предпринято лишь в 1904 г. в Санкт-Петербурге в "Записках ИРГО" по отделению этнография. То был результат стараний современников Ч.Ч. Валиханова по Российскому Географическому обществу-П.П.Семенова-Тян-Шанского и Н.И.Веселовского, как дань уважения деятелей российской востоковедческой науки к памяти этого замечательного путешественника и ученого с глубокими познаниями и разносторонними научными интересами.

С тех пор только через пять с лишним десятилетий, уже в советский период, в Казахстане были впервые изданы избранные сочинения Ч.Ч. Валиханова (1958г). А в результате масштабного научного поиска в архивах и библиотеках целой группы казахских историков, этнографов и других специалистов

г-> .-л пппп£> л Ог'П пй» > Д V Л /Г "1Л1«Л«< 1 ;пт»гтлп(л пйгчп л а

1 V С1!\Х!,ПУ'ШГтХ':У1 П.Л, глииит уиял^лу 1 ии-мд^^

академическое издание собрание сочинений Ч.Ч. Валиханова в пяти томах. А еще спустя почти четверть века к 150-летию со дня его рождения появился второй пятитомник, составленный уже по хронологическому принципу. А.Х. Маргулан являлся автором обширных историко-биографических очерков, в которых отмечено значение валихановских сочинений для воссоздания этнических и культурно-исторических процессов в кыргызском оощсствс в древности, средневековье и с новое

_ - . ----____ ________________„ /-\......гг. . .. ............................

редактором обоих изданий собраний сочинений Ч.Ч. Валиханова.

Пристального внимания заслуживают его работы "Шокан жане Манас","1Нокан жазып алган "Манас жыры".1 В них обстоятельно раскрываются заслуги Ч.Ч. Валиханова в изучении кыргызского героического эпоса "Манас".

Казахские ученые: К.Илюсизов, А.А.Атишев, О.Сегизбаев2 и др., в ряде статей и книг осветили общественно-политические, социологические и экономические, взгляды Ч.Ч.Валиханова на казахское общество, историю и культуру казахов и кыргызов в прошлом веке.

Следует отметить, что помимо работ российских и казахских географов, отметивших вклад Ч.Ч. Валиханова в изучение природы и экономической географии среднеазиатско-казахстанского региона, его участию в первой русской военно-научной экспедиции на Иссык-Куль в 1856 г., а затем и Кашгарского путешествия 1858-1859 гг., посвящены статьи видного кыргызского географа С.У. Умурзакова3 и историков В.М. Плоских и В.Я. Галицкого4. А этнографом С.А. Аттокуровым дана высокая оценка Ч.Ч. Валиханову, как зачинателю этнографической науки в Кыргызстане.5

Бесспорный вклад внесли в изучение короткого, но яркого жизненного пути, деятельности и литературного наследия Ч.Ч. Валиханова в целом, и в историческое кыргызоведение, в частности, Всесоюзные и республиканские научные конференции, проходившие в Москве и Алма-Ате в 1985 г., в Бишкеке в 1996 г. Итогом их явилось издание двух сборников статей участников этих научных форумов, которые разноаспектно обрисовали его жизненные вехи и облик отважного путешественника, ученого в области экономики, географии, истории, этнографии и языка народов Средней и Центральной Азии. Если в первом из этих сборников

' Маргулан А.Х Шокан жазып алган «Манас жыры» // Вести. АН КазССР. - 1965. -N5 ь. -'_,. [ 0-23., шОкзн Ж8Н5 Манас.-Апиа-Ата:/!<азушь!,1 - /1.

гинисгиио |\,|У|. Л^ЛОГТ-МУИИ-И^^ЛИ^ ислама |_галплсши£за-

1у|..ч>с'ц3кг*1"3, ■ ъ/ч^и., г-лТг'и^св *^сцислсгг'|-10с("г*с 'л госуд5рсг5с;;;.'о-лр5зсБь;а

взгляды Ч.Ч.Вапиханова.-Алма-Ата: Мектеп, 1974., СегизбаевО. Исследователь-мыслитель. - Алма-Ата:Казахстан,1974.

3 Умурзаков С.У. Первая русская экспедиция на о.Иссык-Куль // Известия Всесоюзн. Геогр. Общества. - 1959. - С. 10-19.

4 Плоских В.М., Галицкий В.Я. Открытие, подобное обретению страны // Тропой первопроходцев. - Фрунзе: Илим, 1973.-С.56-78.

5 Аттокуров С.А. Кыргыз этнографиясынын тарых наамасы.-Бишкек,1996.-С.49-52.

«Ч.Ч.Валиханов и современность» (Алма-Ата, 1988) было лишь три статьи кыргызских ученых-А.А.Сыдыкова, Р.З.Кыдырбаевой, И.Б.Молдобаева1, о Ч.Ч.Валиханове, как о видном исследователе-кыргызоведе, именно в области материальной и духовной культуры кыргызов в середине XIX в., то содержание второго сборника «Сан-Таш 140» (Бишкек, 1996) почти все его содержание посвящено кыргызстанской проблематике в научном наследии Ч.Ч.Валиханова.2

Особо должно отметить источниковедческие работы Ш.К.Кадырова3, о трудах дореволюционных путешественников, включая Ч.Ч.Валиханова, как ценных исторических источников

0 кыргызах и Кыргызстане. Его брошюры «Записки и отчеты русских путешественников, как источник по истории Киргизии второй половины XIX века», «Видные ученые о Киргизии» в сугубо источниковедческом аспекте касались трех валихановских работ: «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах», «Очерки Джунгарии». По справедливому мнению автора, названные сочинения Ч.Ч.Валиханова определяют: «...Важность, достоверность и конкретный характер собранных им сведений, делает его труды первоклассным источником по экономической истории (добавим также и по духовно-культурной жизни населения края-Ч.Т.) кыргызов в 50-60 гг. прошлого столетия»4'. Тем самым автор нацеливал исследователей-историков и к\'льтуоовсдсв яа необходимость более широкого и глубокого

V «> ж ' Г -»

изучения кыргызстанской части творческого наследия Ч.Ч.Валиханова. Все же заметим, что при всех достоинствах главы, посвященной некоторым трудам ЧЛ.Валиханова в названных брошюрах, вне поле зрения автора остались

1 СыдыковА.А. Исследователь истории и культуры киргизского народа // Валиханов и современность.- Алма-Ата, 1988.-С. 153-158.,Кыдырбаева Р.З, Значение рэботЧокана Валиханова для кыргызской фольклористики,- Там же.-С.164-175.,Молдобаев И.Б.Изучение истории духсснсй культуры киргизского иссопа Тс" ^э.-С.158-1р'1,

2 Сан-Таш-140//Материалы Межд.конф.посвящ. 140-летию первой записи эпоса «Манас» Ч.Ч. Валихановым.-Бишкек:Илим,1996.

3 Кадыров Ш.К. Записки и отчеты русских путешественников как источник по истории Киргизии во второй половине XIX века.-Фрунзе: Кирггосиздат, 1961.-С.39-58.

4 Кадыров Ш.К. Записки и отчеты русских путешественников как источник по истории Киргизии во второй половине XIX века.-Фрунзе: Кирггосиздат, 1951.-С.39-68.

немаловажные статьи Ч.Ч.Валиханова, в которых приводятся ценные сведения по истории и культуре кыргызов изучаемого периода.

Заключая краткий историографический обзор избранной темы, нельзя не отметить один существенный пробел. В кыргызстанской историографии по дореволюционному периоду нет монографического исследования или диссертационной работы, посвященной исследуемой нами проблеме. А в обобщающих работах все еще не получил достойной оценки вклад Ч.Ч.Валиханова в освещении историко-культурного прошлого кыргызского народа в середине XIX в., в один из переломных периодов в истории нашего Отечества. Это обстоятельство послужило одним из побудительных мотивов в выборе нами темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования.

Главной целью диссертационной работы является комплексное и разноаспектное исследование истории и культуры кыргызов и Кыргызстана в середине XIX в. по трудам Ч.Ч.Ваииханова. Для достижения этой цели ставились следующие конкретные задачи:

-рассмотреть некоторые вопросы этногенеза и этнической истории кыргызского народа в контексте сведений Ч.Ч.Валиханова;

-воссоздать внутри-и внешнеполитическую ситуацию в Северном Кыргызстане накануне вхождения кыргызских племен в состав России;

-проанализировать родоплеменной состав и социальную стпук"гч/пъ' ¡гыпгьпск-пгл обшесткя:

- I- ^ J £- ^ ----1 " " . ^

-рассмотреть хозяйственные занятия кыргызов в 50-60 гг. л<Ав.;

-разносторонне осветить состояние и особенности материальной культуры кыргызов во взаимосвязи с культурой их соседей:

-показать скоеоПпаяие и уникальность гтуховной культуры кыргызского народа.

Методологическими основами работы послужили общепринятые в общественных науках современные методы и принципы: историзма и объективности, а также логический, причинно-аналитический, сравнительно-сопоставительный и

другие методы при разработке источников и написании этого исследования.

Источниковую базу диссертации составляют следующие группы первоисточников. Первой и главной из них являются сочинения самого Ч.Ч.Валиханова. В их числе можно выделить близкие по тематике и содержанию следующие его работы: «Записки о киргизах», «Очерки Джунгарии», которые крайне важны в исследовании вопросов этнической истории кыргызов, родоплеменной и социальной структуры кыргызского общества в середине XIX в. Для выяснения расселения и связей кашгарских и тяньшанских кыргызов, их позиций в отношении Цинского Китая, внутри-и внешнеполитической ситуации в Кыргызстане в 50-60-х годах XIX в.,значительный интерес представляют его труды: «Записки о киргизах», «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин) в 1858-1859 годах», «Кашгарский дневник I". Кроме того, немало ценных исторических фактов о кыргызах и Кыргызстане встречаются в ряде работ, в особенности в «Дневнике поездки на Иссык-Куль», где широко представлены сведения об одежде, религиозных воззрениях и устном народном творчестве кыргызов исследуемого периода.

Другую группу источников составляют извлеченные им из разного рода документов и материалов в ведомственных архивах г. Омска и Санкт-Петербурга информация о кыргызах и Кыргызстане, а также расспросные сведения о маршрутах и торговле с Восточным Туркестаном и т.п., опубликованные в приложениях к двум изданиям его сочинений. Их дополняют некоторые публикации, апхивных документов и матепиалов по теме, как «Новые материалы по древней и средневекой истории Казахстана»( Алма-Ата, 1960), «Кыргызстан-Россия. История взаимоотношений.»( ХУШ-Х1Х в.в.) (Бишкек, 1998 г.), материалы из ЦГА Республики Казахстан в г. Алматы и областного архива г. Омска, а также оукописн и газеты дореволюционного времени " Фонде редкой книги библиотеки Омского историко-краеведческого музея.

Наконец, последнюю группу источников составили коллекция одежды из фондов Кыргызского государственного исторического музея и изобразительное наследие Ч.Ч. Валиханова: его рисунки, позволяющие уточнить отдельные

элементы материальной культуры кыргызов и их предков: одежду, пищи, утварь, надмогильные сооружения и т.д.

Новизна и научпо-практическая значимость данного исследования определяется проритетной постановкой темы, анализом и обобщением творческого наследия Ч.Ч. Валиханова для восполнения все еще имеющихся пробелов в изучении внутри-и внешнеполитической истории Кыргызстана, материальной и духовной жизни кыргызского народа, его взаимоотношений с соседями в середине XIX в., а частично и в более ранее время.

Таким образом, данная диссертация является первым комплексным исследованием истории и культуры кыргызов и Кыргызстана по трудам Ч.Ч. Валиханова. Фактические материалы, оценки, выводы и обобщения могут использоваться при создании обобщающих трудов по истории кыргызов и Кыргызстана и быть полезными в научно-педагогическом процессе: чтении лекций и спецкурсов, проведении семинаров, в частности, по истории кыргызско-российских, кыргызско-казахских и кыргызско-узбекских взаимоотношениях в ВУЗах гуманитарного профиля, а также в практике экскурсионной и экспозиционной работы исторических и историко-краеведческих музеев страны.

Апробация материалов диссертации. Участие в двенадцати научных конференциях, семинарах с сообщениями и докладами: «Труды Ч.Ч.Валиханова-историко-этнографический источник в описании одежды кыргызов в XIX веке» на конференции «Музей и современность» (КГИМ, Бишкек, 1997); «Материальная культура кыргызов по сведениям Ч.Ч.Бапихаиова» на конференции «Молодежь и наука: проблемы и перспективы» (БГУ, Бишкек, 199 7); «Историко-культурные параллели в творчестве А.С.Пушкина и Ч.Ч.Валиханова» на конференции «Язык и культура славян в

------------------------- ('ГЧ^ЛТ' г:----г----- 1ППОЧ. ..¿--1---------- „

1Р11 II г 1 } 11* г,'. } . I Ку.ЦЬ 1 "У 1_1Г>1» \ I > I . I..; ! 1 Г\1/ ^ ! >/ < . 1 \< О

крепости Пишпек в трудах Ч.Ч.Валиханова» на конференции, посвященной 120-летию г.Бишкек (Бишкек, 1998); «Национальная одежда кыргызов по сведениям Ч.Ч.Валиханова» на конференции «Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий» (Омск,Россия,1998); «Ч.Ч.Валиханов о погребальных сооружениях кыргызов» на научно-практическом семинаре

«Археологическое изучение тюркских памятников святилище Мерке» (Мерке, Казахстан, 1998); «Сведения Ч.Ч.Валиханова о кыргызском фольклоре» на конференции «Исторические традиции и современная общественная жизнь Кыргызстана» (HAH Кыргызстана, Бишкек, 1998); «Ч.Ч.Валиханов кыргыз тили жонундо» на конференции «Мамлекеттик тилдин актуалдуу маселелери» (HAH Кыргызстана, Бишкек, 1998); «Наследие Великого Шелкового Пути в трудах Ч.Ч.Валиханова» на конференции «Великий Шелковый Путь: традиции и современность» (КГНУ, Бишкек, 1999). «Родоплеменная структура кыргызского общества по трудам Ч.Ч. Валиханова» на III Симпозиуме этнографов России (Институт этнологии им. Миклухо-Маклая Российской АН, Москва, 1999). «Социально-политическая ситуация в Кыргызстане в 50-60-х гг. XIX в.» на конференции, посвященной 160-летию Шабдана-батыра (HAH Кыргызстана, Бишкек, 1999). «The Origin and Kin-Tribal System in the Views of Chokhan Valikhanov" на IV Международной конференции по Центральной Азии (Мэдисон, США, 1999). Выступление на тему «The History and Culture of Kyrgyz in the Middle of the XIX Century by the Works of Chokhan Valikhanov" в Государственном Вашингтонском университете (Пулман, США, 1999). Статьи по материалам диссертации опубликованы в сборниках:: «Молодежь и наука: проблемы и перспективы» (Бишкек, 1998) : «Труды Ч.Ч. Валиханова как источник по материальной культуре кыргызов в XIX в.». «Жусуп Баласагын и современность» (Бишкек, 1998): «Из истории кыргызского скотоводства середины XIX века по материалам Чл1.Балиханова», «Ч.Ч.Валиханов о кыргызском земледелии в 50-60 годах XIX в.»: в научных журналах «Наука и новые технологии» (Бишкек, 1998, №3): «Шаманизм в системе религиозных воззрений Ч.Ч.Валиханова» и «Вестник КГНУ» (Бишкек, 1998, вып.З): «Труды Ч.Ч.Валиханова как источник изучения материальной культуры кыргызои в.середине XIX в.». «Отан Тарыхы» (Алматы, 1999, №3): «Опыт реконструкции скотоводства у кыргызов по трудам Ч.Ч.Валиханова». «11роисхождение кыргызского народа по сведениям Ч.Ч. Валиханова» в сборнике материалов III Симпозиума этнографов России (Москва, 1999). Статья «Genius of orientalist» в еженедельной газете «The Central Asian Post» (1998,26 октября).

Кроме того, положения, выводы и материалы диссертации апробированы нами в практике экскурсионно-лекционной работы в Кыргызском Государственном Историческом музее.

Структура исследования вытекает из содержания и характера сведений Ч.Ч.Валиханова об историко-культурном прошлом кыргызского народа в середине XIX в. и выработанной им самим схемой в его «Записках о киргизах».

Диссертационная работа состоит из трех глав, включающих введение, параграфов и заключения в объеме 131 страниц.

К основному тексту прилагается список использованных источников и литературы, приложения, оформленные в виде краткого словаря, списков антропонимов и топонимов в объеме 39 страниц.

Общий объем всей диссертации занимает 170 страниц.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, цель и задачи исследования, дается краткий обзор степени изученности темы и источников.

В I главе рассматриваются некоторые вопросы этнической истории кыргызов, социальная и родоплемештая структура кыргызского общества, внутри и внешнеполитическая обстановка в 50-60 -х годах XIX века в Кыргызстане. Проблема кыргызского этногенеза уже два с лишним века является одним из сложных и дискуссионных не только в историческом кыргызоведении, но и в тюркологии в целом. Ключевые вопросы происхождения кыргызскою этноса: первоначальная территориальная локализация кыргызив, этимология этнотермина «кыргыз», хронология и этапы миграции, - привлекали пристальное внимание российских и европейских ученых XVIII - первой половины XIX вв. Они

я и.-п f.-, ^г т т~ si n.-.^Ta^tfüa «т»«, О ГГ)1 '.^«l'A' ' TI U

ÜMViUlDriDl И D орч^тл. \y ■ j i \iijtwi ivi iiiUo^i-l-v i - A.

Валихапова к этой проблеме свидетельствует обилие изученной им литературы, в которых затрагивались различные ее аспекты. Назовем только труды: А.И. Левшина, H.A. Бичурина (о.Иакинфа), Э.Фишера, Ю.К. Клапрота, сведения восточных авторов: Абульгази, Рашид-ад-Дина. Не остались без внимания статьи о природно-географических особенностях Средней Азии и Казахстана в научных журналах и сборниках, в

том числе Г.И. Спасского, Д.Н. Языкова, Н.С. Щукина, документальные материалы из архива Западно-сибирского генерал-губернаторства. Им впервые на тот период времени были использованы легенды о происхождении кыргызского народа в качестве научного источника. На основе изучения этих и других данных он пришел к выводу, об ошибочности мнения А.И. Левшина, Ю.С. Клапрота, Э.Фишера о формировании кыргызской народности на Тянь-Шане в результате переселения туда части енисейских (сибирских) кыргызов в XVII в. Полагая, что первоначальной (первобытной) территорией кочевания кыргызов являлась Южная Сибирь ,он сформулировал концептуально-важное предположение: «Очень может быть, что отделение нынешних киргизов от сибирских собратьев принадлежит одному из подобных движений(т.е. кочевания-Ч.Т.) происходивших давно, может быть до Чингис-хана, в эпоху движения уйгуров с Икар-Муруна или же при нем.»1 Верность предположения Ч.Ч. Валиханова подтверждается исследованиями современных историков о том, что наиболее значительные миграции этносоциального объединения «кыргыз» происходили в период усиления «Кыргызского великодержавия» в Южной Сибири в IX в. и распространения его политического и культурного влияния в Центральной Азии, а в XIII в. это было связано с нашествием татаро-монгольских орд и падением государства «Кыргыз». Таким образом, данная трактовка Ч.Ч. Валиханова о

I лттг пи... г.. ------- -

образом корректирует общепринятое мнение в историческом кыргызоведении о его принадлежности к ряду безоговорочных

П'ГГтШ: 11 ы V ^ртрут*™ 311г%ггч ПГ>ГУ-*^ЛГПТГГН5*ТТ1!?!

современной территории их проживания.

Тесно связанная с этнической историей родоплеменная структура кыргызов в середине XIX вв. с большой долей достоверности реконструируется по сведениям Ч.Ч. Валиханова. В его трудах содержится более 100 этнонимов кыргызских родоподраздслении. Составленные нами восемь сравнительно-сопоставительных таблиц на основе информации Ч.Ч. Валиханова о родоподразделениях некоторых северокыргызских племен и исследований этнографов

' Валиханов Ч.Ч. Записки о киргизах.-Т.2.-С.63.

С.М.Абрамзона и С. А.Аттокурова отражают следующее. В племени солто из сорока одного записанных Ч.Ч. Валихановым этнонимов 16 обнаруживают соответствие в таблице родоподразделений этого племени С.М. Абрамзона (Табл. 1.1.) Из тридцати одного зафиксированных казахским исследователем родоподразделений племени бугу лишь три -балике, жаманбай и токабай (токобай) не находят соответствий.(Табл.1.2.) В племенном объединении сарыбагыш из тридцати шести 13 несоответствий.(Табл.1.3.) Для племени саяк Ч.Ч. Валиханов записал 8 подразделений, но лишь одно из них не имеет соответствия в структуре, составленной С.М. Абрамзоном(Табл.1.4.) Следовательно, информация Ч.Ч. Валиханова о кыргызских родоподразделениях является ценной и достоверной. В подразделениях племен соответствий гораздо меньше. Так, лишь в подразделении кунтуу племени солто полное соответствие родовых наименований, а в остальных их намного меньше.(Табл.2.1.) В племени бугу подразделения кыдык и белек обнаруживают наиболее полное соответствие с родовыми этнонимами из таблицы С.М. Абрамзона, что вероятно связано с пребыванием Ч.Ч. Валиханова в этих подразделениях в 1856 и 1858-1859 гг.

(Табл.2.2.) В племени сарыбагыш ни одного совпадения.(Табл.2.3.) Из вышеизложенного следует вывод, что эволюция родоплеменной структуры кыргызов происходила неравномерно. В одном племени изменение структуры родоподразделений, источником которых являлся фокус социально-экономических и демографических факторов, происходило интенсивнее, что приводило к диффузному расселению родов подразделения по другим, как в племени сарыбагыш. В других племенах: солто и бугу, напротив, наблюдается устойчивая принадлежность некоторых родов к одному подразделению даже в течение 100 лет. Несмотря на то

-- - __ _ ТТ ТТ "П.,......----Т(---ь т г.,-------

ЧТО сЕЙЛсНИл I-ш.-ии:С'-1 и л!V ! \: ч ' ы^ч- кШа лякпчотнм, тем не менее т записанных им опиннапиати племен левого крыла и группы ичкилик 8 находят соответствие с данными об этих племенах в исследовании С.А.Аттокурова(Табл.З.) А это в свою очередь может свидетельствовать о сравнительно широких контактах племен Северного и Южного Кыргызстана и об идентифицированности кыргызского этноса его представителями. В этой же главе

рассматривается вопрос о социально-сословной структуре кыргызского общества в середине XIX в. И хотя информация Ч.Ч. Валиханова о ней не содержит в себе сведения о всех социльно-сословных единицах кыргызского населения того периода, тем не менее его определение данное манапству, как социальному институту возникшему в результате расширения и усиления власти бия, является одной из первых и верных в дореволюционной историографии. Анализ приведенных им сведений о биях и манапах отражает некоторую неравномерность и в распространении термина «манап» в том или ином кыргызском племени. В племени сарыбагыш манапами являются почта все родовые бии,т.е. в источнике происхождения этого термина он более употребляем в значении родоправитель, феодал. А в племенах солто и бугу манапами являлись в основном родоначальники крупных подразделений. Следовательно, в середине XIX в. термин «манап» еще не с достаточной широтой, как ошибочно полагал С.М. Абрамзон,1 утвердился в качестве обозначения крупного феодала в кыргызских племенах. Рассмотрение внутри-и внешнеполитической обстановки в Кыргызстане в 50-60-х годах XIX в., приводит нас к выводу что записки и труды Ч.Ч. Валиханова существенным образом дополняют историческую литературу и архивно-документальные материалы об этом. Борьба за господство над кыргызскими племенами трех соседних стран: Коканда, Китая и России отражалась на их внуфи-и ьисишеполишчееким положении. Оно осложнялось разнонаправленной внешней ориентацией кыргызской родоплемеппои верхушки, а это в свою очередь усиливало

родоподразделений. Кокандское ханство удерживало свою власть политикой пособничества и поддержки противоборствующих в межплеменных распрях кыргызских племен, раздачей подарков и чиновничьих должностей кыргызским манапам и биям, однако, как явствует из записей Ч.Ч. Валиханова власть кокандцев в Северном Кыргызстане была все же слаба и номинальна. Отношения кыргызских племен с Китаем в основном основывались на меновой

'Абрамзон С.М. Киргизы их этногенетические и историкокультурные связи.-Фрунзе:Киргизстан, 1990.-С-168.

торговле. Кыргызские скотоводы являлись постоянными поставщиками скота в города Восточного Туркестана. Россия же была прямо заинтересована в приобретении новых территорий в Средней Азии. Царизм действовал через татарских купцов, пророссийски настроенных казахских султанов Старшего Жуза и конечно посылал в северную часть Кыргызстана военно-научные экспедиции с участием ученых-путешественников, которые всячески склоняло в 40-60-х годах XIX в. кыргызских биев и манатов к принятию российского подданства.

Во II главе исследуется вопросы хозяйственных занятий племен Северного Кыргызстана. Ч.Ч. Валиханов отметив, что скотоводство является основным и ведущим занятием кыргызов привел сведения о численности скота у племени буту и его родоплеменной верхушки. Эта информация дает представление

0 состоянии и развитии животноводства в Прииссыккулье и является в некоторой степени критерием экономической состоятельности кыргызских аристократов. Земледелие, как писал Ч.Ч. Валиханов являлось общенародным занятием кыргызского населения не только в долинных районах Северного Кыргызстана, но и в предгорьях Центрального Тянь-Шаня. Сообщения казахского исследователя о земледелии тем особенны, что отмечают периоды его возрождения. Так, некоторое оживление наблюдалось в XVII в. после отражения нашествий джунгарских правителей и возвращения многих кыргызских племен из Фер| ансклш долины на Тянь-Шань и ь середине XIX в. в период кокандской колонизации. Тогда

КЫрГЫЗС КИС ГЬ/СГиСнй Дс/л/Кпо! бишИ 1/С£СПСт1*1БиТЬ КСКаНДСКП^

........................... . . ___________

1 ирпИЗО! 1Ы З^ргЮМ И Д^'хЛ 1 и..

Информация Ч.Ч. Валиханова о торговле более обширна, чем о земледелии. Привозимые в кыргызские кочевья товары условно можно разбить на три категории: пищевьге, хозяйственно-бытовые, затем ткани и готовая одежда. Из них наибольшее место занимали изделия хозяйственно-бытового назначения, далее ткани и готовая одежда. Развитие торговли, как, явствует из записей Ч.Ч. Валиханова имело в общем прогрессивное значение: развивались новые виды занятий, кыргызские скотоводы стали наниматься проводниками торговых караванов в Восточный Туркестан. Сведения Ч.Ч. Валиханова о торговле отражают развитие не только

внутренней торговли в ее меновой форме, когда среднеазиатские, восточно-туркестанские и российские купцы приезжали в кыргызские кочевья и обменивали свои товары на кыргызский скот и пушнину, но и «экспорт» кыргызской продукции за рубеж, в Восточный Туркестан, причем самими кыргызскими скотоводами.

В III главе дается анализ информации Ч.Ч. Валиханова о материальной и духовной культуре кыргызов. Несмотря на лаконичность его сообщений о кыргызской пище, жилище и одежде, они особенны тем, что содержат в себе ценные для этнографической науки наблюдения. Гак, в сведениях Ч.Ч. Валиханова о пище отражен ритуал распределения сваренного бараньего мяса на Иссык-Куле, который бытует и сегодня, а в декоре кыргызского жилища-юрты им отмечены локальные особенности, присущие северному региону Кыргызстана. Одежда кыргызов, судя по описаниям и зарисовкам Ч.Ч. Валиханова, имела туникообразный покрой, характерный для всего обширного центральноазиатского региона того времени. Верхняя одежда-чапан, отличался у кыргызской знати разнообразием цветовой гаммы и фактуры ткани, отделки ворота и застежок. Сведение Ч.Ч. Валиханова о традиционном войлочном мужском калпаке с отворотами уточняют и дополняют таблицу С.М. Абрамзона о мужской одежде племени бугу в середине XIX в. Женский национальный костюм в описании Ч.Ч. Валиханова более разнообразен, чем мужской. /V"* i 1 vi 1 Li üijii илатьси-руоах, ЧапанОо и другой одежды использовался сравнительно широкий ассортимент тканей, привозимых из среднеазиатских ханств, восточиотуркеетакских городов и России. Кпзпхскпм исследователем отмечены локальные особенности в украшении ворота платьев-рубах бугинскими женщинами, ношении ими головных уборов: элечека на правую и левую стороны, конусообразных девичьих шапочек из тканей различной цветовой гаммы.

Многообразие археологических и архитектурных памятников ссвсри-ьисшчний части Прииссыккулья и Центрального Тянь-Шаня не могли не привлечь внимание Ч.Ч. Валиханова. Информация содержащаяся в его трудах, а именно о кургане Сан-Таш, древнетюркских каменных изваяниях VI-VIII вв., средневековой постройке Х-Х1вв. Таш-Рабат, погребально-поминальных сооружениях более позднего

периода-гумбез Жантая, сагана и др., в целом отражают места нахождения, характер и эволюцию могильных сооружений и архитектурных памятников населения Кыргызстана с глубокой древности и до середины XIX в.

В этой же главе приводится, анализируются и обобщаются сведения Ч.Ч. Валиханова о религиозных воззрениях, языке и фольклоре кыргызов. Казахский исследователь верно отметил характерное для кыргызских племен религиозный полиморфизм: тотемизм, фетишизм, шаманизм, культ предков и духов, ислам. Однако, последний оказал поверхностное влияние на общественное сознание населения Северного Кыргызстана, проявляясь лишь во внешней атрибутизации: употребление слова «аллах» при обращении к верховному божеству небу «тенгри», отказ от свиного мяса и т.д. Более сильные позиции в мировоззрении кыргызов занимали домусульма некие верования, особенно шаманизм. О высокой его роли в кыргызском обществе можно судить по сведениям ученых-путешественников, произведениям кыргызского фольклора, в частности эпос «Манас». Об этом свидетельствует и запись Ч.Ч.Валиханова о практике совмещения функций шамана и родоначальника племени. В «Записках о киргизах» Ч.Ч. Валиханова сведения о языке кыргызов выделены особой рубрикой «Язык». Верно заметив сходство языка кыргызов с уйгурским, он так же отмечает в его составе обилие тюркских и монгольских слов. Но высказывание об отсутствии слов арабо-персидского происхождения опровергается наличием таковых в им же составленном трех язычном словаре(ПриложениеЗ). Сопоставительный анализ словаря Ч.Ч. Валиханова со словарем К.К. Юдахина проявляет большой процент идентичности слов в современном кыргызском языке, а наблюдение об особенностях говора племени бугу является отличительным признаком иссык-кульского говора в современной кыргызской диалектологии. Рассмотрение устного народного творчества кыргызов в трудах Ч.Ч. Валиханова показывает, что хотя в целом, его изучение не входило в круг служебных задач Ч.Ч. Валиханова, тем не менее он более чем подробно остановился на нем, посвятив кыргызскому фольклору рубрику «Самородная словесность» в статье «Записки о киргизах». Предпринятая им классификация фольклора по жанрам, безусловно, проста и не характеризует все его виды. К жанру, названному прозаическим, он относил

сказки, предания и легенды о происхождении кыргызского парода, второй жанр - поэтический содержал эпосы и напевные песни. Записанные Ч.Ч. Валихановым кыргызские легенды и предания довольно разнообразны. Условно их можно распределить по следующим группам: о происхождении кыргызского народа; об исторических личностях; предания и легенды, относящиеся к топонимике Северного Кыргызстана. Позволительно будет назвать Ч.Ч. Валиханова первым исследователем героического эпоса «Манас». Верное суждение о том, что истоки эпоса лежат в мифологии, а поэтический сплав этих сказок с конкретно-историческими событиями произошел позднее, подтверждается исследованиями современных фольклористов. При сопоставлении сведений Ч.Ч. Валиханова об этом эпосе, высказанных им в разное время, обнаруживается, что в 1856 г., основная идея эпоса понималась им как борьба Манаса с врагами из-за невест, в 1860 г., в «Очерках Джунгарии» он уже писал: «...мы видим в нем (Манасе-Ч.Т.) богатыря, который защищает слабых, воюет с калмаками и оставляет следы своих подвигов в глубине Джунгарии...Я занимаюсь переводом этого произведения и хочу составить маленький словарь, чтобы познакомить ориенталистов с наречием до сих пор совершенно неизвестным.»1 Из этого следует, что он не раз слушал эпос и его отрывки во время пребывания у кыргызов Прииссыккулья и Центрального Тянь-Шаня в 1858-1859 гг., что и привело Ч.Ч. Валиханова к пересмотру взгляда на центральную идею этого эпического произведения. Исключительная значимость оценки, данной Ч.Ч. Валихановым эпосу Маняс, состоит в том, что он обозначив его значение в лингвистическом, историко-географичсском и культурологическом отношениях, наметил для будущих исследователей важные приоритеты дальнейшего его изучения.

В заключении приводятся основные выводы но сояержаншо диссептапии, Разноаспектньтй анализ скепений и материя ггоч казахского исследователя Ч.Ч. Валиханоза о Кыргызстане и кыргызах отражают их значимость и важность для воссоздания историко-культурного прошлого кыргызского народа.

1 ВалиханоБ Ч.Ч. Очерки Джунгарии.-Т.З.-С.351.

20

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Родо-племенная структура кыргызского общества середины XIX века по трудам Ч.Ч. Валиханова// Обычаи и обряды народов Востока.-Бишкек, 1999.-С.134-141.

2. Этническая история кыргызов в трудах Ч.Ч.Валиханова.Тез. доклЛ/Т Конгр.этногр.и антропол.России -М.:АН ССР, 1999.-С.48-49.

3. Опыт реконструкции скотоводства у кыргызов середины XIX века по сведениям Ч.Ч.Валиханова/Ютан тарыхы.-1999.-№3 .-С. 100-104.

4. Шаманизм в системе религиозных воззрений Ч.Ч. Валиханова// Наука и новые технологии.-1998.-№3.-С.95-97.

5. Труды Чокана Валиханова как источник изучения материальной культуры кыргызов в середине XIX в.//Вест.КГНУ.-Вып.З.-1998.-С.81-85.

6. Опыт реконструкции скотоводства у кыргызов (По сведениям Ч.Ч. Валиханова) .//Вест. КГНУ.-Вып.З.-1998.-С.103-111.

7. Труды Чокана Валиханова как источник изучения материальной культуры кыргызов в середине XIX века//Молодежь и наука: проблемы, перспективы: Сб. тр.науч.конф.-Бишкек,1998.-С.79-83.

ОТ Г ... ГЛ УГ\ лмлг . /.............

л 1 ■ г| 11';"'.^МЛ^Д^ЛИС 11 '\ 11' V1 " ;'_ М1Г_1 м': ! ^■::;I -

Ч.Ч.Валиханова)//Жусуп Баласагын и современность: Сб.тр.науч.конф.-Бишкек, 1998т-С.74-78.

9. И? ис-тппии кмпгкпгкпго скотоводства сепедины л'Гл и <'пп материалам Ч.Ч.Валиханова) // Жусуп Баласагын и современность: Сб. тр. науч. конф.-Бишкек, 1988.-С.44-48.

РЕЗЮМЕ

Турдалиева Чолпон Джапарбековна История и культура кыргызов в трудах Ч.Ч. Валиханова Специальность - 07.00.02. - история Кыргызстана Специальность - 07.00.07. - этнология: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических паук (научный руководитель доктор исторических наук, профессор Д.С. Бактыгулов) - Бишкек, 2000.- 24 с.

Институт истории Национальной Академии наук Кыргызской Республики.

Работа посвящена изучению истории и культуры кыргызов в трудах известного ученого и исследователя XIX века Ч.Ч. Валиханова. Актуальность исследования историко-культурного прошлого кыргызского этноса на основе анализа и обобщений сведений Ч.Ч. Валиханова заключается в том, что они наиболее полно и достоверно раскрывают вопросы проблемы этногенеза, родоплеменной системы и социальной структуры, внутри и внешнеполитическую ситуацию в Кыргызстане в 50-60-х годах XIX века, особенности материальной и духовной культуры кыргызского народа. В трудах Ч.Ч. Валиханова впервые на тот период времени намечался сравнительно-сопоставительный анализ исюричсских судеб, некошрых отличий и сходств в экономике, материальной и духовной жизни кыргызов от казахов, калмыков, монголов и других -лпосов. Они ¡¡оказали

.1 ппУГ»V г.Пчру И ОиЩСо 1 ЬйппиС¿'И,

что кыргызы и народный эпос «Манас» обладают огромным культурным потенциалом. Работа представляет собой историко-этнографическое исследование истории и культуры кыргызов в контексте трудов и сведений Ч.Ч. Валиханова в качестве кандидатской диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации написан на русском языке.

РЕЗЮМЕ

Турдалиева Чолпон Джапарбековпа

Кыргыздардып тарыхы жана маданияты Ч.Ч.Валихановдун

эмгектеринде

Адистнк 07.00.02. -Кыргызстандын тарыхы. 07.00.07. -

этиология: Тарых илимдериннн кандидаттык окумуштуулук даражасын алууга талаптаиып жазылгаи диссертацияньш авторефераты. (Илпмий жетекчисн тарых илимдерипин доктору, профессор Д.С.Бактыгулов). -Бишкек, 2000.-246. Кыргыз Республикасыпын Илпмдер Академнясы. Тарых институту.

Бул иш XIX кылымдьш белгилуу окумуппуусу жана изилдеечусу Ч.Ч.Валихановдун эмгектери боюнча кыргыздардьш тарыхьш жана маданиятын окуп уйренууге арналган. Изилдеенун актуалдуулугу кыргыздардьш етуп кеткен тарыхый-мадашш этносу жана Ч.Ч.Валихановдуи тушунук беруусу боюнча темвцдегудвй айтылат, алар этногенездин бардык суроолорун толук лона шпенимдуу турде ачык кврсвтвт, уруучулук жана социалдык сгруктурасы, Кыргызстандын XIX кьтлътмдьтн 50-60-жылдарындагы ички жана сырткы саясий кырдаалын, кыргыз элинин материалдык жана ички маданиятьшын езгечелугун ачык кврсетет.

Ч.Ч.Валихановдуи эмгектеривде бирянчи жолу ошол мезгидце кыргыздардьш харыхый тагдыры, аирым экономикалык езгечелугу жана окшошгугу, кыргыздардьш материалдык жана ички турыушу казактардад, калмакгардап, мошолдирдои жана башка зтностордон айьфмалшшиши салыипырмалуу турде бслгилепет.

Алар россиялык жана европалык илимий дуйнеге жана коомчулукка кыргыздар жана «Манас» эддик эпосу чоц мадашй езгечелукке ээ зкецдигип кпрсотутпту. Бул ш тсатгптдаттьтк диссертация ирээтинде Ч.Ч.Валихановдун эмгектери жана туигунук беруусу боюнча кыргыздардьш тарыхьш-этнографиялык изшщеесун, тарыхьш жана маданиятын камтыган эмгек болуп эсенгелет. Диссертация киршнууден, уч баптан, колдонулган адабиятгардын тизмесинен жана тиркемеден турат. Диссертация орус тшшнде жазылган.

SUMMARY

Turdalieva Cholpon Japarbekovna

The History and culture of the Kyrgyz in the works of Chokhan

Valikhanov

07.00.02. -The History of Kyrgyzstan speciality. 07.00.07. -Ethnology speciality: The author's paper of the thesis, submitted for a candidate's

degree of the historical scicnces (The supervisor is D.S. Baktygulov, the Doctor of historical sciences, professor). - Bishkek, 2000. - 24 p. The institute of History of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz

Republic.

The work is devoted to the research of the history and culture of the Kyrgyz in the works of the well-known scientist and investigator of the 19th century Chokhan Valikhanov. The research of the historical and cultural past of the Kyrgyz based on the analyses and generalization of Valikhanov's information is very actual, because his information opens more completely the questions of the origin, kin-tribal system and social structure, domestic and foreign political situation of Kvrirvzstan in the 50-60 of the 19^ century, tlic peculiarities of the material and spiritual culture of the Kyrgyz people. For the first time the comparative analyses of the ethnical

/iiir-firii r fAmis rJ i ffaron^a o«^ li Vanof r i n f lia i m o fori ol on/1

U^JVllLJ) lJIJIHV UtilVLVllVV UiiU LikW 11VOO til 111V VVVUU111J| ) lllMVWLLlt*

spiritual life of the Kyrgyz from the Kazakh, Mongol, Kalmyk and the other peoples have been made by Chokhan Valikhanov in his works.

They have showed to the Russian and European scientific world

and iJir- nnkijr ; i~ T 7!n k vrr,v / anH fhpir n:r "11 ¡viar.as*' !hr

v.--„---------- „,.1, --------....

flllfm^l! ^-^fo^fnl TUi2 ll'Al"'' fiia ^flfQ^r^il n^ fVv* ! pf nn '

and culture of the Kyrgyz in the works of Chokhan Valikhanov as the candidate's thesis.

The thesis includes an introduction, 3 chapters, a list of literature and an appendix. The thesis is written in the Russian language.