автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Бакиев, Махсуд Иноятуллоевич
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Бакиев, Махсуд Иноятуллоевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОЛИТИЧЕСКОЕ, СОЩШ1ШО-ЭдОНО;лИЧЕСКОЕ И

КУЛЬТУРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВВ.

§ I. Политическое и социально-экономическое положение

§ 2. Духовная и материальная культура.

§ 3. Особенности зарождения национальной буржуазии в регионе

Глава II. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЯЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И СВОБОДОМЫСЛИЕ В РЕГИОНЕ. ЗАРОЩЩНИЕ ДДАДИДИЗМА.

§ I. Общественно-политическая деятельность и особенность мировоззрения среднеазиатских просветителей

§ 2. Основные факторы становления среднеазиатского дяадидизма. Роль джадидизма в просветительстве и свободомыслии народов Туркестана и Бухарского эмирата в конце XIX - начале XX века.

Глава Ш. БОРЬБА ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ПРОТИВ РЕАКЦИОННОГО ДУХОВЕНСТВА, ЗА ПРОГРЕСС В ОБЩЕСТВЕ.

§ I. Критика духовенства и пропаганда светских знаний

§ 2. Влияние печати на просвещение народа

Глава 1У. ВЛИЯНИЕ РОССИИ НА РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ И СВОБОДОМЫСЛИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ.

§ I. Вклад русских просветителей ж ученых-исследователей в изучение и развитие культуры и свободомыслия народов края

§ 2. Влияние российских буржуазно-демократических революций на развитие свободомыслия и вольнодумия в Средней Азии

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Бакиев, Махсуд Иноятуллоевич

Изучение проблемы просветительского движения и свободомыслия в Средней Азии в конце XIX - начале XX вв. представляет собой весьма актуальную задачу, ибо с увеличением размаха социально-преобразовательных процессов и вовлечением в них всё более широких масс возрастает необходимость проанализировать духовную жизнь общества на разных этапах развитая, выявить ее влияние на ход истории. Учитывая такую ситуацию Президент Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов писал: "древний таджикский народ, на протяжении своего существования, не раз подвергавшийся суровым испытаниям, сегодня пристально рассматривает пройденный путь сквозь призму истории. Ибо история даёт нагл возможность увидеть и в отдельности, и в едином историческом каждый этап развития нации, её взлеты и падения, вклад поколений в матери -альную и духовную сокровищницу. Только через признания исторического прошлого, через национальное самосознание можно определить будущее новых поколений""''. дизнь и деятельность представителей просветительства и свободомыслия Средней Азии совпадает с периодом колониального господства царской России в регионе. Это означает, что просветители хорошо ощущали, CL- некоторые испытывали все ужасы колониального режима, чувствовали страдания народа, поэтому как передовая, мыслящая часть своего народа, задумывались о будущем своего народа, его культуре, религии и образований. Среди них особо выделялись: Ахмад Дониш (1826-1897), Шамсиддин Шохин (18571894), Тошходжа Асири (I864-I9I5), ыухаммадсидик Хайрат (18781902), Абдукодырходжа Савдо (1823-1873), Дилшоди Барно (18001907), мулло Икромча (1847-1925), йирзохаит Сахбо (I850-I9I8),

1 Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории.-Душанбе, 1996.-С. 32.

Садри Зиё (1867-1932), Накибхон Туграл (I864-I9I9), Закирджон Фуркат (1858—1909), Мухаммаджон Мукими (I85I-I903), У.Завки (I853-I92I), Бердимурат Бердах (1827-1900).Анбарнисо (18741909), Махмудходжа Бехбуди (1875-1919), Абдукадир Шакури (1875-1943), Садридцин Айни (1875-1954), мирзо Абдулвохид Мунзим (1877-1934), шрзо Сиродж Хаким (I877-I9I4), Токтагул Сатылганов (1864-1933), Аваз Отар (1884-1919), Хамза Хакимзо-да Ниязи (1889-1929), Абдурауф Фитрат (1886-1937), Абдукадыр Мухиддинов (1892-1934), Файзулла Ходааев (1896-1938) и многие другие.

Творчество названных мыслителей уже долгие годы привлекало и разумеется еще будет привлекать внимание исследователей. В результате труды многих из них уже опубликованы и стали достоянием широкого круга читателей, л&знь и деятельность некоторых просветителей стали предметом специального изучения.

Все мыслители рассматриваемого периода получили религиозное образование, т.е. учились в мактабах (старых школах) и медресах. Многие из них были представителями духовенства, некоторые даже высшего. Но почти все они активно выступали против религиозного фанатизма. Это было связано с тем, что эти мыслители, как передовая часть общества, сравнивая свой край с другими странами, поняли его отсталость во всех областях -экономической, политической и культурной. Они, находясь в рамках исламского мировоззрения, хотели приспособить его к новым условиям, условиям развития товарно-денежных отношений, условиям, позволяющим развитие не только религиозных, но и светских наук.

В центре внимания джадидов также оставалось просвещение. Только они по сравнению со своими предшественниками - просветителями второй половины XIX в. сделали шаг вперед,т.е. джа-диды свою деятельность начали с практических шагов - организации новометодных школ, подготовки и издания учебников и газет и т.д. Отдельные представители местной торговой буржуазии,присоединившиеся к движению, не щадили своих средств ради блага своего народа. Они финансировали благие намерения передовых мыслителей, отдавали свои дома под школы, финансировали учебу чужих, но перспективных детей.

Все это еще раз убеждает нас в необходимости комплексного исследования истории просветительства и свободомыслия в Средней Азии в колониальный период.

Тема истории просветительского движения и свободомыслия в Средней Азии конца XIX - начала XX века охватывает деятельность как просветителей, так и джадидов, которые составляют сердцевину проблемы общественно-политической мысли народов региона в колониальный период. Поэтому она привлекала и будет привлекать внимание широкого круга авторов - историков, философов, филологов и публицистов.

За прошедший период позиции исследователей в характеристике среднеазиатских просветителей и джадидов были разными. Если в характеристике просветителей не замечаем серьезных расхождений в их взглядах, но иногда и в отношении них звучала необоснованная критика за то, что они "не дотянулись до революционных или коммунистических идей". Однако этого не можем говорить относительно среднеазиатских джадидов и джадидизма в целом. Относительно этого общественно-политического течения и движения, в зависимости от периода, резко менялись взгляды исследователей.

Анализируя существующую литературу по данной проблеме, мы условно разделили её на следующие четыре периода.

К первому периоду относятся те труды, которые были написаны и изданы до середины 20-х годов XX в. Почти все авторы этого периода сами являлись участниками движения просветительства или джадидизма. В частности Садри Зиё являлся одним из последователей просветительской школы А.Дониша. Поэтому он с большим уважением говорит о просветительских взглядах своего наставника. Судя по его характеристике, А.Дониш "во всех науках являлся единственный в своем роде."^

С.Айни, который также первое свое крещение получил в школе А.Дониша, продолжая и развивая его просветительские идеи,впоследствии стал одним из лидеров бухарских джадидов (в период до 1917 г.), в своем историческом труде "История Бухарской революции" дает первые сведения о А.Донише и его просветительских взглядах.Эта книга С.Айни первоначально им была написана в I9I8-I9I9 гг.на таджикском языке,а потом, им самим была переведена на узбекский язык и издана в 1926 г. С.Айни считает А. Дониша "ярчайшей звездой в темном небе Бухары",а основной труд просветителя"Наводир-ул-вакоеъ"("Редчайшие происшествия'^ назы2 вает настольной книгой передовой части бухарской интеллигенции. о

Важным является и труд Ф.Ходжаева , - одного из лидеров движения бухарских джадидов примерно с 1917 г. В его работе нашли те события, которые происходили именно с его участием. Разумеется, автор выражает свою точку зрения относительно бухарских просветителей и джадидов начального этапа.По его утверждению бухарская джадидия это движение национальной буржуазии,по преимуществу торговой, и прогрессивной демократической

J Садри Зиё. Наводири Зиёия. - Душанбе, 1991. - С.47. Айни С. Таърихи инкилоби Бухоро.-Душанбе,1987. - С. 20-24. о

Ходжаев Ф. К истории революции в Бухаре и национального размежевания в Средней Азии//Избр.труды.Т.I.-Ташкент, 1970. -С.69-317. интеллигенции, направленное на реформирование деспотического феодально-средневекового государственного строя на европейский лад, введение европейской системы образования и элементарных демократических институтов в общественной жизни страны.

В целом труды первого периода являются мемуарными, поэтому они служат достоверным материалом при освещении выбранной нами проблемы.

Второй период охватывает те труды,которые появились с середины 20-х до 60-х годов XX в. Этот период начинается с 1926 года,т.е.с появления критической рецензии историка П.Г. Галузо (под псевдонимом Г.Туркестанский) на книгу и статьи Ф.Ходжаева, т изданные в том же году . С этого момента отношение исследователей к оценке джадидизма и джадидов постепенно меняется. Впосле-дующем авторы старались найти в движении джадидов только негативное. Отрицательное отношение касалось не только бухарских, но и туркестанских и хивинских джадидов,и такая позиция продолжалась до 60-х годов.Хотя в конце 50-х и в 60-х годах в отдельных работах уже можно было заметить другие подходы авторов, о которых мы будем говорить чуть ниже, но они еще в целом не определяли общие позиции ученых периода.

В числе главных работ этого периода, в которых затрагивалась наша проблема,можно подчеркнуть исследования Б.Г.Гафурова,

А.М.Богоутдинова, З.Ш.Раджабова, И.М.Муминова, М.Г.Вахобова, р

И.С.Брагинского и других . Заслуга этих авторов заключается в

1 См.: Туркестанский Г. Кто такие были джадшгы.Ташкент, 1926. - 22 е.; Его же: Кто такие были джадиды? // Коммунистическая мысль. - 1926. - I. - С.197-213; № 2. - С.135-148. о

Гафуров Б.Г. Таърихи мухтасари халки точик.-ЧЛ.-Сталинабад, 1947: Его же: История таджикского народа.-М.,1955; Богоутди-нов A.M. Из истории общественно-философский мысли таджикского народа второй половины XIX и начала XX вв.-Дисс.докт. философ.наук.-М.,1950; Раджабов З.Ш. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и в начале XX вв.-Сталинабад,1957; Его же: Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш. - Сталинабад, 19о1; том, что б их исследованиях просветительское движение народов Средней Азии получило всестороннее и глубокое освещение. Разумеется, просветительство на их взгляд, являлось прогрессивным, защищающим интересы народа течением. А джадидизм и джадиды в их работах характеризовались в целом, как националистическая идеология зарождающейся местной буржуазии, носящей антинародный, реакционный характер и шаг назад по сравнению с просветительством второй половины XIX в.

Среди названных авторов особо можно подчеркнуть заслуги З.Ш.Раджабова.перу которого принадлежат многочисленные работы, посвященные общественно-политической мысли таджикского народа в конце XIX - начале XX вв. Бесспорно, в исследованиях ученого центральное место занимают просветительские идеи великого сына таджикского народа, основоположника среднеазиатского просветительства А.Дониша. С целью всестороннего раскрытия творчества просветителя исследователь не только глубоко анализировал все его труды, но и его жизненный путь. По утверждению З.Ш.Раджабо-ва, в формировании просветительских идей А.Дониша существенную роль сыграло его знакомство с Россией, ее культурой, с чем мы вполне солидарны.

В исследованиях З.Ш.Раджабова анализированы взгляды А. До-ниша относительно реформы Бухарского эмирата, критические взгляды просветителя по существующему в то время эмирскому режиму, бесчинство эмирских чиновников и т.д. В трудах З.Ш. Раджабова

Его же: 0 "Политическом трактате" Ахмада Дониша (Краткий очерк). - Душанбе,1976; Муминов И.М. Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане в конце XIX - начале XX вв. - Ташкент, 1957; Его же: Выдающиеся мыслители Средней Азии. - Ташкент,1966; Вахобов В.Г. Формирование узбекской социалистической нации. - Ташкент, 1961; Его же: О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Октябрьской революции//История СССР. -1963.-Jt 2.-С.35-36; Брагинский И.С.О природе среднеазиатского джадидизма в свете литературной деятельности джадидов.//История СССР.-1965.6.-С.^6-38. важное место занимают также взгляды учеников и последователей А.Донша, влияние творчества великого просветителя в пробуждении передовой части национальной интеллигенции как Бухары, так и Средней Азии в целом. В связи с этим весьма важным является характеристика исследователя относительно Ш.Шохина, Т.Асири, Фурката, Мукими, С.Айни, Х.Х.Ниязи и др.

В характеристике джадидизма З.Ш.Раджабов, как уже отметили, хотя считает это движение реакционным, но им относительно этой проблемы был собран богатейший материал, в чем большая заслуга исследователя. Однако, читая книгу З.Ш.Раджабова "Из истории общественно-политической мысли таджикского народа"., где сравнительно подробно исследуются как проблема просветительства, так и джадидизм, относительно последнего в сноске одной из страниц помечена самим автором следующая фраза: "В этой главе характеризуется, главным образом, основное, - реакционное нап

I г, равление джадидизма." хакач мысль исследователя толкает на то, что он не отрицает существования и другого, положительного направления в изучении истории джадидизма.

В работах И.М.Муминова анализированы взгляды таких среднеазиатских мыслителей, как А.Дониш, 3.Фуркат, М.Мукими, Б.Бер-дах, Завки,поэтесса Анбарнисо.Аваз Отар,С.Айни, Т.Сатшганов, Х.Х.Ниязи и др. По утверждению исследователя они боролись "за интересы народа, за изучение русской науки, за культурный и хозяйственный подъем Средней Азии"^. В части определения социальной сущности джацидов, особенно бухарских, автор подчеркивает его буржуазно-либеральный характер, который, при всей его половинчатости отличался от крепостнической реакции, носителями которой являлись феодалы и духовенство^. Раджабов З.Ш. Из истории общественно-политической мысли тад-0 жикского народа. - С.384. ^ Муминов И.С Выдающиеся мыслители Средней Азии.- С.29-30. Муминов И.М.Из истории общественно-философской мысли в Узбекистане. .-С.71.

Третий период в изучении истории среднеазиатского джадидизма наступает в 60-е годы, ц, продолжалось до конца 80-х годов XX в. Но,новый подход в изучении этой проблемы, отдельные авторы положили еще в конце 50-х годов. Так,в 1958 г. в Ташкенте увидели свет "Очерки истории Коммунистической партии Туркестана'.' Хотя данный очерк посвящен истории социал-демократических организаций Туркестана в дооктябрьский период (1903 - март 1917 гг.),но авторы не оставили без внимания деятельность джадидов. Они,поэтапно характеризуя туркестанский джадидизм,отмечают, что он зародился как политическое течение прогрессивно-культурников и на первом этапе своего развития вели борьбу за реформы в области культуры и выступали против мракобесия и религиозного фанатизма, что имело объективно прогрессивное значение для своего времени"''. Для того периода это было смелое высказывание в отношении джадидов и джадидизма. В дальнейшем оно позволяло другим авторам. в характеристике джадидизма подойти сравнительно объективно,показать его положительные и отрицательные черты одновременно.

Однако противоположные взгляды в характеристике джадидизма продолжались и в 60-х годах. Так,в 1967 г.,в Ташкенте силами среднеазиатских ученых,в честь 50-летия Октябрьской революции были изданы две солидные работы: "Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане" и "История коммунистических организаций Средней Азии". Если в первой работе среднеазиатский джадидизм трактовался как реакционный,т.е.авторы придерживались старых пор зиций , то во второй уже отмечалось, что "джадиды бшш далеки от революционных идей, но их борьба против господствующей мусуль3 манской школы, за просвещение носила прогрессивный характер" .

1 См.: Очерки истории Коммунистической партии Туркестана. -Ташкент, i958. - С.21.

2 См.: Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане.

3 Ташкент,1967.

История коммунистических организаций Средней Азии. - Ташкент, 1967. - С.35.

В 60-х годах и авторы многотомных "Истории Узбекской ССР" и "Истории таджикского народа" в оценке джадидов всё еще придерживались старой трактовки. В первой из них, в частности, отмечалось, что "джадиды, будучи националистами, панисламистами, пан-тюркистами стремились отвлечь народные массы от революционной борьбы, использовать недовольство их в своих узконационалистических интересах"^. Но новые подходы и новая точка зрения в изучении джадидов прорывали себе дорогу.

В 1969 г. в Ташкенте была издана солидная монография крупного знатока истории Бухары А.И.Ишанова под названием "Бухарская Народная Советская Республика". В ней движение джадидов в целом характеризуется как демократическое, и по утверждению автора, этим "движением руководили прогрессивные руководители национальной интеллигенции, находившиеся под сильным влиянием передовой, 2 для того времени, западной культуры— ,с чем вполне можно согласиться. Однако с констатацией автора о том, что бухарский джа-дидизм ". с начала своего зарождения был связан с идеологией пантюркизма"^, не совсем можно согласиться. Потому, что: во-первых отправка бухарскими джадидами детей на обучение в Турцию примерно с 1909 года еще не означает, что сами бухарские джадиды уже связаны с идеологией пантюркизма. Здесь необходимо пояснить, что именно с этого момента началось заражение бухарских джадидов идеологией пантюркизма. Именно получившие в Турции образование в дальнейшем стали заклятыми пантюркистами, что нанесло большой вред интересам таджикского народа. Во-вторых, анализ проблемы приводит к выводу, что влияние пантюркизма в их деятельности примерно до 1917 г. почти не заметно. А с 1917 г., т.е. после смены руководства движения, пантюркизм стал основной идеологией

I История Узбекской ССР. Т.П. - Ташкент, 1968. - С.367. ^ ИшановД.И. Бухарская Народная Советская Республика. - Таш-о кент, 1969. - С.58. Там же. - С.95. новых лидеров бухарских джадидов.

В 1973 г. в Душанбе было издано монографическое исследование известного философа И.Шарапова под названием "Предпосылки преобразования общественных отношений в Таджикистане на пути некапиталистического развития", в котором, в частности, затрагивается и джадидизм. Автор характеризует джадидизм как идейно-политическое течение, из которого впоследствии образовалось два направления: буржуазно-националистическое и буржуазно-демократическое. Говоря о значении новометодных школ, автор отмечает, что "эти нововведения в системе просвещения, несомненно, сыграли положительную роль в духовном пробуждении трудящихся"1.

И.Шарипов категорически против смешения джадидизма с реакционными течениями панисламизма и пантюркизма. В этом отношении автор четко подчеркивает, что "между панисламизмом, пантюркизмом, с одной стороны, и джадидизмом, а позднее млацобухарцами, с другой, нельзя ставить знак равенства, как это наблюдается в работах некоторых исследователей. Хотя влияние панисламизма и пантюркизма на буржуазно-националистическое направление джадидизма, несомненно, было значительным, тем не менее по характеру своей общественно-политической деятельности джадидизм отличался от панисламизма и пантюркизма. Политическая же линия панисламистов и пантюркистов, их цели и задачи были реакционными и антинародными. Поэтому некоторые авторы совершенно неправильно отождествляют панисламизм и пантюркизм с джадидизмом"^. С такими выводами исследователя в основном можно согласиться.

Именно в этот период ряд литературоведов, такие как м.Ш.Шу-куров, Х.шрзозода, Р.лодизода и др. на основе литературных

1 См.: Шарипов И. Предпосылки преобразования общественных отношений в Таджикистане на пути некапиталистического развития. -Часть I. - Душанбе, 1973. - C.i0i-II2.

2 Там же. - С.III. наследий самих просветителей и джадидов особо подчеркнули демократическую направленность их деятельности. В частности, в работах М.Щукурова* на основе трудов С.Айни.Садри Зиё и др. определяется место просветительских идей в истории таджикской литературы. В ряде исследований Р.Ходизода^ глубоко анализируются просветительство и просветительские идеи великого таджикского мыслителя А.Дониша. А в многочисленных статьях Х.Мирзозода43 смело подчеркивались положительные,т.е.демократические черты деятельности джадидов.

В 1969 г. была выпущена большая книга академика А.М.Мухтаро-ва, под названием "Дильшод и ее место в истории общественной мысли таджикского народа в XIX-начале XX вв." В этой книге на основе богатого материала показаны не только просветительские взгляды поэтессы, но и подробная характеристика • , эпохи.

Четвертый период наступил с получением суверенитета среднеазиатских республик,т.е. с начала SQ-x годов XX в., который продолжается по сей день. Несмотря на трудности экономического, политического и культурного характера первых лет суверенитета,ученые-историки .филологи .философы этих республик с новой позиции стали рассматривать страницы прошлой истории, дополнять те ее страницы, которые по ряду объективных и субъективных причин или соображений остались незавершенными или недописанными.

В новом периоде с исторической точки зрения данная проблема

1 См.: Щукуров М.Ш. Хусусиятхои гоявию бадеии "Щцои:т^о"-и усто^ С.Аши. - Душанбе, 1966. См.: Ходизода Р. Ахмади Дониш. Тарчимаи хал ва мероси адабию илми. - Душанбе: йршон, 1976; Он же. -Шохин. - Душанбе: Дониш, 1974. - 140 с. 3

См.: Мирзозода X. Адабиёти чадидаи демократы // Садои Шарк, 1969. - }£ 9. - С. 101-124; uiro же: Абдурауф у&трати Бухорои // Чанд глулохизаи адаби. Мачмуаи илми. - 4.9^. - Душанбе, 1974.-С.3-31; liiro же: муносибати баъзе акидахои Ахмади дониш ва гла-орифпарварони ибтидои асри XX // Аз таърихи афкори адабии халки точик. глачмуал илми. - 4.10. - Душанбе, 1Эу7. - С.Ь-ЗЬ. стала предметом косвенного или прямого исследования Н.Б.Хотамо-ва, А.М.Худойкулова, П.Мирзо-Ахмедовой, Д.Рашидовой, Д.А.Алимовой, Д.Ташкулова, К.У.Гафарова и др.1

Б частности, в монографии Н.Б.Хотамова - "Свержение эмирского режима в Бухаре" выделен специальный параграф под названием "Возникновение демократического движения в Бухаре". В нем на основе архивного материала показаны просветительские взгляды и идеи свободомыслия известного бухарского муфтия и мударриса, малоизученного Мулло йкромча. В монографии особое место занимает деятельность бухарских джадидов-младобухарцев, где освещаются проблемы джадидизма от возникновения, включая основные источники формирования бухарского джадидия, их программные цели, организации новометодных школ и обществ,первая газета на таджикском языке "Бухорои Шариф" и т.д. до февральской революции 1917 г.в России. По утверждению исследователя, практическая деятельность бухарских джадидов, вне всякого сомнения носила прогрессивный хао рактер . Подчеркивается влияние реакционных идей пантюркизма среди бухарских джадидов. В остальных частях названной монографии Н.Б.Хотамова показаны эволюция во взглядах бухарских джадидов, образование ими партии младобухарцев, партии Бухарских коммунистов, партии младобухарцев-революционеров, т.е. переход от позиции культурно-реформаторской к революционной. кхотамов Я.Б. Свержение эмирского режима в Бухаре.-Душанбе, 1997; Худойкулов A.M. Просветительская деятельность джадидов Туркестана (конец ХГК-начало лХ вв.). Дисс.канд.ист.наук.-Ташкент, 1995; Мирзо-Ахмедова П., Рашидова Д. Джадиды: кто они? // Звезда Востока.-Т990.-С.137-141; Алимова Д.А. Историческое мировоззрение джадидов и их проекция будущего Туркестана//йз страниц борьбы за независимость и единство Туркестана.-Ташкент, 1996. -С.<3-20; Ташкулов Дж. Борьба джадидов Туркестана за независи-мос ть//Перспектива.-1993.1-3.-С.63-9^; Гафаров Я.У.Культурно-просветительская деятельность джадидов в Бухарском эмирате (начало XX века). Дйсс.канд.ист.наук. - Душанбе,1999; &го же: Общественно-политическая деятельность Махмудходжи Бехбуди. -Душанбе, 1997; Его же: По страницам газеты "Бухорои Шариф" (о 2первой таджикской прессе). - Хучанд, 1997. Хотамов Н.Б. Свержение эмирского режима в Бухаре. - С.67-90.

Г» Г "> - I*4 малльдс рооотох о отптъш: л. луодтдддо да, и.:',; оооя, Д. Рапп<1,П; uii, Д.А.АломомоА о д0 Тодкуло: а ооолод; гл о Т"'

В,.::ьма медннмо яглялтоя оос,иддг:адчя "„У.Гапарсда. 3 ого кадигатокоп дооссртад о да оодо-.д, бодатьдкдго матороаою, оооои:-■-3:С'!И: год я мак оа труды оамох ммад муо., гаг; о' архмлдн.о датороалы. подробно алалозлдооала лулътурло-п^осоотод.льокая доят: лъоооть бухаромох дмадодоо.

В долом пор::оде i озулсоо^. проблем огроогдыд оклад ллсслл л 1торатурооодд. Срид код оллоло отмстить заслуг:; М Д':Лдлдудд:а, Р.Ходлзода, С.П.Табарола, iuС.;.;г-л2Делл.:г-oiа, Д.Радмабл, П.дулроо^дчсскоА поздц л: глубоко озучоло т: ор д., ото о МЛОГОД, особи.до таг," ;ксклх просг.стлтслод о ддадддо.

Проблема проолотлтолъотоа и дпадодпзма била предметом косло-дд. адля шогпх бллоооуол л тюдгд; доводе. Об это:? елддот^льет-оуит -лоогочлелолпые труды л стать*: Г.А.Аицмода, Б.А.Эргапдга, Г. Т. I.'a хму д о. од ,С.М. Ра д па б о о oli, X. П. Взх. ддд а,ЗЛС. Аидур од oi. of; :i Д р. 1^'куоог ГЛ. ду'ооооо. аст ок чо.-Душапбо,1997; Его до: Иотоклол i худоотпсюлл лчтлмоолу маъпал ;.-Думалбе ,1999; Аодлзода Р.1.1ахнудху-чг'i Б:дсбтО'::: таъплхл" зллдагл .оа талулро '■■// Гллл муоод.-1997.~ 1998.-Й10-121 •)*".-С.35-49;Табарод G.lif. Ыу^зп/.-Дуианбо,19SI; ГЛух а мог ара ооо юо А.С. Адаблётм люпл о хуродохлл о;:д1Л" .-;ддадбо, 1998;Дачабл А. Иолом: чадпдля до олколоб.-ДудалбС; ,1997; Рулдурод "Досадодсная школа" о пмосоотлтольеноо дюдке^о^ о Бухаро//Рудл и 'пои,. -1927.-4Я-3.-С.4£-5о; Абдуллох fu. Анебиёто чадллля га :д;д-шллоолл ьшлли// Руло мурод. .-1997.-М-З.-С. 59-62; Самад В. Аз каър.| Хазам то аочл Зудел, -Думалбс Д991. i'it А

Аиуро;; Г.А. Ноднд дзгляд из старую проблему {о дсобходлмостл п о;:ых" и с еяед от: ш .И Щ) облил 1доосг:стчтолъстга)//пз.г;сотоя АН Рсопуб ллкп Тадшлклстал.Сопля: гостокодсдсдлс ,лсторпя,лдослогля.~1993.~ & 1-2 (29-3J).-С.22-29; Pro ио: Актуальные г.ощзсск in .оеоототслъо г к; i A i I MO к: • • ^ m о 1 Д 1 ii • ' .0 j Дог аьх:

0. 00 TO чес

Т пом .

1 г\ ■ ' г год младооударцел„ Длсо.докт.(д:яос.iш;/к.--елт^а^а, ; длоологля лацТгомдльло-ослобооотСллдогс! одоо:одол л Бухарском

Мтт". —Т'огттт,"• Т-, 1 Г. Д-п.л •;•-,• .Тги • '--П — -

•>Сл Л ^ • — .J. , J^Vw'A . JJJ. О ! a; . '.'J, . ;jJ> . Ji1 ■ U^ : .,viu . wuL'./lulI!. / w J. ij ri.—--«ли .—-—> .— W.-Lj-j'J—iOi. . i к,ли„ 1Д. и- С! -- « • г'-т1—

-- Т-*- -V П-1- т-^-.'' ГПО ' " * "Р ' г I I - ■ •f'-.-r^-' и !', л ■ 1 -- I. :.: v J. :! J. J - • I . Jn.'. J -- C-, J(J О . , J- ^ v i„

J. . /0 ut;. .с, и.; д^а .

---у. ГГ1„, ,т„,- T^rV

L . С." !.'. . — J. , ! ■ iv • , i, ± , J. ^ U .

Здесь весьма важной является статья Г.Л.Ашурова. Автор констатирует, что "просветительство в Средней Азии наряду с общими, схожими чертами имело и свои особенности, которые наложили свой отпечаток на просветительство как течение общественной мысли. Просветительство в Средней Азии, з отличие от просветительства в России, носило не только антифеодальный, но и антиколониальный характер. Статус Средней Азии, ее социально-политическое положение были сложными и противоречивыми. В тлеющейся литературе вопросы просветительства в Средней Азии недостаточно исследовались, а вернее, замалчивались его антиколониальный характер и направленность.

В этой связи следует по-новому осмыслить такие проблемы, которые ранее освещались с позиций идеологической конъюктуры, в частности:

- завоевание Средней Азии Россией и идейная борьба вокруг этого вопроса;

- взаимодействие и влияние общественной мысли России (в том числе и татарской) па общественную мысль народов Средней Азии и Казахстана"". Такая постановка вопроса на наш взгляд является не только верной, ко и своевременной.

Вопросы,связанные с историографией проблемы просветительства и джадидизма, особенно распространение пантюркизма среди среднеазиатской интеллигенции, в частности джадидов, последствия распространения пантюркизма в регионе и др. на основе богатого материала отражены в трудах академика Власоваденными являются также историографические работы К.Касимова0. Ашуров Г.А. Новый взгляд на старую проблему. - С.40-43. Масов Р.Ы. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане.-Душанбе", 1988; Его же: История топорного разделения.-Душанбе,1991; Его же: История с „ грифом "совершенно" секретно". - Душанбе, 1995.

6 Касымов Q.К.Советская историография бухарской резолюции//50 лет Бухарской Народной Советской революции.-Ташкент,1972; С.36-102; Его же: драма революции и правда истории (формирование историографии советизации ьухари и Хорезма). - Бухара, 1996.

Таким образом анализ существующих работ показывает,что учеными в разные периоды, с неодинаковых позиций изучались различные стороны рассматриваемой проблемы. Эти работы позволили нам поновому осмыслить и показать проблему просветительского движения и свободомыслия в регионе в целом.

Научная новизна исследования заключается в том,что всесторонний и углубленный анализ проблем просветительского движения и свободомыслия конца XIX-начала XX в. в Средней Азии дал нагл возможность уже в постсоветский период с иных научных позиций рассмотреть проблему просветительства и свободомыслия региона,их становление и эволюцию.распространение реформаторского движения,их место в общественно-политической жизни края; на основе новых данных рассмотреть проблему, сделать аргументированные выводы и перевести их в плоскость полезных рекомендаций, имеющих, на наш взгляд, научную и практическую ценность.

Выбор темы диктуется ее чрезвычайной актуальностью кал в научно-теоретическом, так и в практическом плане. Разработка этой проблемы на основе научно-объективной методологии имеет большое значение для объективного освещения проблем развития свободолюбия и свободомыслия, демократического и освободительного движения не только таджикской интеллигенции, но и мыслителей других народов региона накануне Октябрьской революции.

Методологической основой исследования стали научные принципы и методы познания и прежде всего историзм, предполагающий многосторонний анализ конкретных этапов развития общества, его отдельных составляющих, вычленение главных, значительных исторических сил в результате их деятельности.

В настоящей работе автор поставил перед собой цель исследовать предпосылки формирования вольнодумия и свободолюбия, просветительские и демократические взгляды многих представителей среднеазиатской интеллигенции конца XIX - начала XX вв.

Задача исследования заключалась в том,чтобы на основе архивных данных,исторических и литературоведческих трудов,публицистических статей среднеазиатских просветителей,ученых,писателей, историков, философов рассмотреть социально-экономическую и политическую жизнь, культуру того времени,становление и эволюцию просветительского движения в Средней Азии, общественно-политическую деятельность и особенность мировоззрения отдельных выдающихся среднеазиатских просветителей, борьбу просветителей и джадидов против реакционного духовенства, влияние печати на просвещение народа,а также показать основные причины становления среднеазиатского даадидизма,его роль в просветительстве и свободомыслии народов края в конце XIX-нача-ле XX вв., вклад русских просветителей и ученых-исследователей в развитие культуры и свободомыслия народов Средней Азии.

Хронологические рамки нашего исследования определены несколькими факторами. На период истории народов Средней Азии - начиная с 80-х годов XIX в.,приходятся наиболее важные переломные моменты, логическим завершением которых является Октябрьская революция (1917 г.) в России, свержение эмирского режима в Бухаре (1920 г.) и установление советской власти в крае. Именно в этот период происходит становление и эволюция просветительского движения и свободомыслия в регионе.

Диссертация представляет собой первое обобщающее исследование, комплексно освещающее проблему истории просветительского движения и свободомыслия в Средней Азии в конце XIX - начале XX вв.

Настоящая работа написана на основе разнообразных,как опубликованных, так и не опубликовании?: источников. Исследование основывается прежде всего на труды не только самих просветителей и джадидов,но и тех мыслителей,в творчестве которых звучали идеи свободы. Основным и весьма ценным источником послужили документальные материалы Центрального Государственного Архива Республики Таджикистан (фонды 1,10,12,162).Центрального Государственного Архива Республики

Узбекистан (фонды 1,18,41,114 и 906), ЦГИА России (фонды 23,599), ЦГИА Москвы (фонды 450,753,263,265). Большинство использованных архивных документов впервые вводятся в научный оборот и имеют принципиальное значение в освещении общественно-политической мысли таджикского народа в колониальный период.

Ценными источниками при написании диссертации послужили материалы, опубликованные в демократической печати конца IIX-начала XX вв.Были использованы материалы газет: "Самарканд" (1904—1907), "Русский Туркестан" (1905-1907), "Туркестанский курьер"(1908), "Заря Туркестана"(I9I4-I9I5),"Бухорои Шариф" (1912), "Хуршед" (1906), "Таракки" (1906), "Вакт" ("Время"), "Оина" ("Зеркало"), "Начот" ("Освобождение"), "Турон", "Шухрат", "Туччор" и другие.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диссертации могут быть использованы в обобщающих работах по истории таджикского народа досоветского периода, в практике вузовского преподавания истории Таджикистана, преподавателями и студентами исторических и других гуманитарных факультетов. Материалы исследования могут помочь работникам библиотек, краеведам в их практической работе по пропаганде идей и взглядов просветителей и свободомыслителей Средней Азии конца XIX - начала XX вв.

Основные научные обобщения и выводы диссертации отражены в опубликованных монографиях, брошюрах и статьях автора. Они также изложены в выступлениях на международных симпозиумах, республиканских конференциях. Диссертация обсуждена на заседании отдела истории, археологии и этнографии Худжандского Научного Центра АН республики, а также на заседании отдела новейшей истории Института истории, археологии и этнографии имени А.Дониша АН Республики Таджикистан, оценена положительно и рекомендована к публичной защите.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "История просветительного движения и свободомыслия в Средней Азии, конец ХIХ - начало ХХ века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование еще раз убеждает, что вторая половина XIX - начало XX веков является сложным и важным не только в социально-экономическом, но к в общественно-политическом и культурном отношениях в истории народов Средней Азии.

Изменения, происходившие в рассматриваемый период в общественной жизни региона, не могли не влиять на сознание людей, прежде всего национальной интеллигенции.

Распространение сети новометодных школ и русско-туземных школ, появление типографий и издание огромного количества периодических изданий, как на русском, так и на языках народов региона, создание различных политических партий и культурно-просветительских организаций и в результате реальное возникновение политической борьбы, стремительное распространение марксизма (Туркестан), распространение идеологии пантюркизма, в силу присоединения края к России и в результате расширения связей с другими странами мира стали основами становления нового мышления и развития свободомыслия и вольнодумия в Средней Азии конца XIX - начало XX вв.

Исследование проблемы просветительского движения и свободомыслия в Средней Азии в конце XIX - начале XX веков позволило нам сделать следующие выводы:

I. Завоевание царской Россией Средней Азии позволило создать в крае Туркестанское генерал-губернаторство, которое включало в себя часть Бухарского эмирата и Хивинского ханства, к которому в 1876 г. было присоединено и бывшее Кокандское ханство.

Зто завоевание принесло в край новый, характерный, в тех условиях мирового сообщества, колониальный режим, вместе с тем оно же ликвидировало пережитки патриархального рабства в крае, а это было важным прогрессивным фактором в своеобразной структуре среднеазиатского общества.

С учетом местных особенностей для Средней Азии была характерна поэтапность введения российской системы управления с учетом местных особенностей. Административные и экономические реформы в Средней Азии царским правительством проводились с очень большой осторожностью. Особенность ее заключалась в том, чтобпервые десятилетия в Средней Азии сохранялись в основе прежняя система ханской власти. Это объяснялось как уровнем экономического развития, так и военно-стратегическим значением. Введение общероссийской системы управления означало вхождение Средней Азии в российский промышленно-торговый рынок и привело к тому, что окраина царской России (Средняя Азия) и метрополия составили единый государственный организм.

2. Завоевание Средней Азии Россией было типичным актом колониального захвата в интересах царизма и нарождавшейся русской буржуазии, в результате чего край превратился "в колонию чистейшего типа"1.

3. Мы убедились, что утверждения советских исследователей о повальной неграмотности населения Средней Азии

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.30. - С.35. накануне захвата края русскими войсками не имеют реальной основы. До завоевания край отличался своей самобытной культурой, искусством, литературой и наукой. Заблуждение этих исследователей заключалось в том, что они пользовались данными по охвату детей местных национальностей русско-туземными школами. Тогда как молодежь, обучающаяся в старых школах: медресе, девушки, получающие образование на дому, "в счет" не брались или же желаемое преподносилось за действительность, в угоду идеологическим установкам.

В начале XX века в Средней Азии начали организовываться новометодные школы, ставившие перед собой задачу использования светских наук в помощь богословию, и они под влиянием русских и русско-туземных школ вводили классно-урочную систему. Новометодные школы отличались от старометодных организационно-методическими новшествами. Самыми популярными нововведениями были прежде всего обращения к родному языку учащихся взамен традиционного арабского и звуковой метод обучения грамоте взамен средневекового буквослагательного"^.

5. Наряду с прогрессивным значением русско-туземных школ, царская администрация не была заинтересована в развитии и обучении местного населения, поэтому в Туркестане не было организовано ни одного среднего и высшего учебного заведения и даже ни в одной общеобразовательной школе не было старших классов.

1 Бендриков К.А. Очерки по истории народного образования в Туркестане. - М.: йзд-во АПН РСФСР, I960. - С.270.

6. В результате развития товарно-денежных отношений в экономику Туркестана и Бухарского эмирата начинают проникать элементы капитализма, которые впоследствии включились в состав российского внутреннего рынка.

7. С проникновением российского капитала в экономику Средней Азии местная буржуазия также начинает укреплять свои позиции. Она владеет относительно крупными капиталами и начинает вкладывать их в промышленность, в основном, хлопкоочистительную, маслобойную, кожевенную, горную и другие отрасли.

8. С проникновением русского капитала на бухарский рынок, стал вытесняться западноевропейский (английский) .капитал. Российская буржуазия стремилась занять монопольное положение на бухарском рынке. В связи с этим российские промышленники добивались запрещения ввоза европейских промышленных товаров. Со своей стороны царское правительство, идя навстречу этому пожеланию, в начале 90-х годов XIX века, приняло решение о включении Бухары и Хивы в имперскую таможенную систему в Средней Азии. С 1 января 1895 года Бухарский эмират, как и Хивинское ханство был включен в новую таможенную линию. Это означало, что бухарский рынок, как и хивинский превращался в часть внутреннеI го российского капиталистического рынка .

9. Таким образом, после захвата Средней Азии российская экономическая политика была направлена на медленное вытеснение западноевропейского капитала из края и включе

1 Тухтаметов Т.Г. Россия и Бухарский эмират в начале 20 в., с.136. ние Средней Азии в общероссийский экономический рынок.

Более того, из среды местной буржуазии выделилась группа крупных промышленников, обладающая значительными капиталами, именно эта часть буржуазии стала партнером, а впоследствии и составила конкуренцию российскому монополистическому капиталу.

10. Эпоха просветительского движения и свободомыслия в Средней Азии в конце XIX - начале XX века, его становление и развитие тесно связаны с именами выдающихся деятелей среднеазиатского джадидизма А.Дониша, Асири, Мунзима, Садри Зиё, Бехбуди, Айни, Фитрата, Мирзо Сироджа, Фурката и многих других.

В числе многих среднеазиатских просветителей и свобо-домыслителей их реформаторская деятельность была направлена на просвещение народа при модернизации ислама, с целью дать возможность народам Средней Азии приспособиться и овладеть достижениями европейской цивилизации, при этом сохранив ислам в качестве основы культуры общества.

11. Научные исследования, проведенные историками, философами, педагогами, литераторами за последние шестьдесят лет искажают историческую правду развития просветительского движения и свободомыслия в Средней Азии. Только в постсоветское время стала появляться научно-обоснованная теория развития и становления просветительского движения и свободомыслия в Средней Азии.

12. Жизнь, деятельность и творчество таджикских про-светителей-джадидов Фитрата и Ыунзима бшги направлены на реформирование экономической и политической жизни в эмирате, а впоследствии на построение новой жизни и демократизации общества. В своих работах, статьях, произведениях они подвергают беспощадной критике феодальный строй в Бухаре, административное право того времени, судебное устройство, жизнь чиновничества и баев.

13. Большое влияние на среднеазиатских просветителей оказали прогрессивные идеи родоначальника просветительства Ахмада Дониша. Изучение общественно-политической ситуации в эмирате, проникновение в край периодической печати, в частности из России и Турции, поставили Мунзима в ряд основных просветителей-реформаторов Средней Азии, а в начале XX зека он становится лидером джадидского движения в эмирате и страстным пропагандистом становления и развития в крае новометодных школ.

14. Просветительские взгляды Мунзима и его единомышленников, создание новометодных школ в эмирате, критический взгляд на существующие там дорядки безусловно способствовали образованию в обществе нового мышления, становлению свободолюбивых идей в Бухарском эмирате.

15. В просвещении народа огромна роль тайного общества "Тарбияи афтол", созданного 3 декабря 1910 г. Мунзимом и его единомышленниками. В это общестзо входили такие просветители, как Хамидходжа Мехри, Ахмаджон Хамди, мударрис Ходжи Рофеь, Мукамшг-махдум Бурхон-заде.

16. 3 развитии просветительского движения и свободомыслия в крае огромна заслуга газет и журналов прогрессивного направления, которые стремились "разбудить" народ и разъяснить истинную политическую ситуацию в крае.

17. Огромна роль £ общественно-политической деятельности одного из величайших мыслителей начала XX века, видного представителя среднеазиатского джадидизма Махмудходжа Бехбуди, который внес большой вклад в рост национального самосознания и духовного пробуждения народов Средней Азии.

18. Таким образом, после захвата Средней Азии Россией в общественно-политической жизни края произошли большие изменения, как в области политики, так и культуры, образования, науки и роль газет и журналов в этом деле огромна.

С одной стороны, в периодической печати отражались идеи феодалов-клерикалов и исламистов, с другой стороны, в них отражалась деятельность просветителей, джадидов за реформирование общества и построение светского государства. Именно газеты и журналы типа "Самарканд", "Голос Туркестана", "Осие", "Окна", "Бухорои шариф", "Хуршед", "Начот" и другие боролись за прогрессивный буржуазно-демократический строй, за образование новометодных школ, права человека, свободную демократическую печать, свободомыслие и т.д.

19. Заслуга Ахмада дониша, как основоположника среднеазиатского просветительства заключается в том, что он подвергал резкой критике реакционный строй в эмирате, но не мог прийти к мысли об уничтожении феодально-клерикального государственного строя. Он не мог избавиться от иллюзий о добром правителе и всеобщей религиозности населения. Устранение беззаконий А.Дониш возлагает на эмира.

20. В становлении и развитии среднеазиатского джадидизма свое влияние оказывали не только факторы социально-экономического порядка, но и турецкие, азербайджанские, татарские, русские философские и политические мысли, а также изменения, происходящие в крае в конце XIX - начале XX века в связи с завоеванием и присоединением края Россией.

21. Одним из важных факторов среднеазиатского джадидизма является деятельность русской образовательной системы в крае, которая подталкивала среднеазиатских джадидов к открытию новометодных школ, приданию мактабам и медресе более универсальный характер, пересмотру содержания и методики преподавания учебного процесса в мусульманских учебных заведениях. Не следует также забывать и среднеазиатских купцов, активно торгующих и занятых дипломатической деятельностью в России, Турции, Индии и других государствах, они имели такой кругозор, который позволял отдельным представителям среднеазиатской интеллектуальной элиты достаточно рано выходить за пределы традиционных воззрений.

22. В результате исследовательской работы нам удалось выделить три основных периода развития джадидизма в Средней Азии: религиозный (теологический), культурный и политический реформизм. Первый этап связан с именем и деятельностью бухарского ученого, писателя Ахмада Дониша, с его реформаторскими идеями. Этот период характерен тем, что в обществе все еще сохраняется вера в "доброго царя", т.е. у просветителей отсутствует знание политической борьбы.

Второй этап связан с культурным реформизмом, основой которого является преобразование школьного дела и распространение школ типа "усули джадид". Открытие новометодных школ для самих его инициаторов стало первой попыткой внесения изменений в образовательной системе общества, после чего джадиды набрав опыт; стали шире распространять идеи свободомыслия и активного вмешательства в управление обществом.

Третий этап характерен тем, что под влиянием русских буржуазно-демократических революций джадиды все более приближаются к политической активности и их деятельность приобретает политическую окраску и с марта 1917 года джадид-ское движение становится политическим.

23. Огромен вклад русских просветителей и ученых-исследователей в изучение и развитие культуры и свободомыслия народов Средней Азии.

В целом, конец XIX - начало XX веков ознаменовались становлением просветительства и джадидизма, появлением периодической печати, распространением передовой русской мысли, давшие толчок развитию общества, что в конечном итоге сыграло заметную роль в дальнейшем развитии среднеазиатского региона.

Данное исследование не могло охватить все вопросы развития свободомыслия и вольнодумия в регионе.

Поэтому диссертант считает, что дяя полного изучения общественно-политической и культурной истории края необходимо исследовать еще следующие неизученные вопросы:

1. Творчество видных представителей даадидизма Мирзо Сироджа Хакима, Садри Зиё, Хайрата и тех, чья творческая деятельность еще не исследована;

2. деятельность неисследованных периодических изданий, особенно выходивших на тюркских языках.

3. Исследование распространения пантюркизма и выявления причин, повлекших за собой превращение таджикской интеллигенции в ярых пантюркистов;

4. Деятельность небольшевистских политических организаций , которые имеют принципиальное значение в деле освещения подлинной истории народов Средней Азии.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

 

Список научной литературыБакиев, Махсуд Иноятуллоевич, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Айни С. Бухоро инкилоби таърихи учун материаллар. -М., 1926. 148 с.

2. Айни С. Таърихи амирони глангитияи Бухоро. Куллиёт. -- Душанбе: Ирфон, 1966.

3. Айни С. Рабы. Сталинабад: Тадаикгосиздат, I960.

4. Айни С. Таърихи инкилоби Бухоро. Душанбе: Адиб, 1987. - 240 с.

5. Айни С. Еддоштхо. 4.1. Душанбе: Адиб, 1990. -352 с.

6. Бехбуди М. Китоби мунтахаб. Самарканд, 1906.

7. Бехбуди М. Ох ва хасрат. // Туркистон вилоятининг газетаси. 1912, 12 февр.

8. Ваглбери А. Путешествия по Средней Азии и Тегеран через Туркменскую пустыню по восточному берегу Каспийского моря в Хиву, Бухару и Самарканд. М.,1867.

9. Дониш А. Путешествия из Бухары в Петербург. Душанбе, 1976.

10. Дониш А. Наводир ул-вахоеь. Душанбе.

11. Мунзим М.А. Мактаб. Бухара, 1908.

12. Мунзим М.А. Рахбари хат. Бухоро, 1913.

13. Фитрат А. Баёноти сайёхи хинди. // Садои шарк, 1988. -1Ь 6.

14. Фитрат А. Давраи хукмронии амир Олимхон. Душанбе, 1991. - 63 с.

15. Фитрат Мунозара. Душанбе, 1992.

16. Фуркат 3. Избранные произведения. Ташкент, 1958.

17. Ходжаев Ф. Избранные сочинения в 3-х томах. Ташкент, 1970.

18. Ходжаев Ф. К истории революции в Бухаре. Ташкент, 1926. - 78 с.

19. Ходжаев Ф. 0 младобухарцах. // Историк-марксист. -1926. )Ь I. - C.I23-I4I.

20. Научные труды, монографии, статьи в журналах и сборниках

21. Абдулин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основные проблемы. Казань, 1976.

22. Абдулин Я.Г, Джадидизы, его социальная природа и эволюция. / Из истории татарской общественной мысли. -Казань, 1979.

23. Абдулин Я.Г. Буржуазно-демократическое движение рубежа 19-20 вв. и его идеологическое выражение джади-дизм. // Общественная и философская мысль в Татарии начала 20 века. - М.: Наука, 1990.

24. Азиззода Л. Бехбуди. // Маориф ва укитучи. 1962. -№ 2 (на узб.языке).

25. Акрамов Н.М. Вопросы истории, археологии и этнографиинародов Памира и Припамирья в трудах Б.Л.Громбчевско-го. Душанбе, 1974.

26. АлимоваД. Читая джадидов. // Правда Востока. 1966, 23 февраля.

27. Алиев А. Махмудходжа Бехбуди. Ташкент: Ёзувчи, 1994.

28. Ализода С. Мотами Бузург. // Шуълаи инкилоб, 1920. -гё 35'.

29. Алишев С.К. Развитие культуры Татарии в дооктябрьский период. Казань, 1992.

30. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907). М., 1988.

31. Аминов А. Бобоходжиев А. Экономические последствия присоединения Средней Азии к России. Ташкент,1966.

32. Амирханов Р. Ислам и национальная идеология татарского народа. Казань, 1994.

33. Андреев М.С., Чехович О.Д. Арк (Кремль) Бухары в конце 19 начале 20 вв. (Ответ, редактор А.К.Писар-чик, О.Д. Чехович). - Душанбе: Дониш, 1972. - 163 с.

34. Андреев Г. Самаркандский журнал "Ойна" и его редактор-издатель Махмудходжа Бехбуди. // Туркестанские ведомости. 1915, 17 сентября.

35. Андреев М.С. Таджики долины Хуф. Тр. АН Тадж.ССР. -Т.61. Сталинабац, 1958.

36. Арандаренко Г.А. Заметки о местах на Заравшане. -Туркестанские ведомости, 1875. Г? 46.

37. Арандаренко Г.А. Каратегин. Туркестанские ведомости. 1883. - В 2.

38. Арандаренко Г.А. Досуги в Туркестане, 1874-1889. -СПб., 1889.

39. Архив Географического общества России. Ф.45, оп.1, д.6, Л.199.

40. Ахроров Х.К., Насрнддинзода Б.Р. Мачалаи Оина тар-гибгари акидахои маорифпарвари. В кн.: Масьалахои адабиети маорифпарварии точик. - Самарканд, 1995.

41. Ашуров Г.А. Новый взгляд на старую проблему (0 необходимости новых исследований проблем просветительства). // Известия АН Республики Таджикистан. Серия: востоковедение, история, филология. 1993. - ."б 1-2.- С.22-29.

42. Бартольд В.Б. История культурной жизни Туркестана. -Л., 1927.

43. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. М., 1963.

44. Бабаханов М. Фирмы и их роль в экономике Восточной Бухары. Душанбе: Ирфон, 1974.

45. Бабаханов М. Предпосылки революционного союза трудящихся Туркестанского края с российским пролетариатом.- Душанбе, 1975.

46. Батыев С.Г. Татарский джадидизм и его эволюция. // История СССР, 1964. & 4. - С.53-64.

47. Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России. -М.: Изд. АН СССР, 1957.

48. Бекмухамедов X. Народные движения в 1910 году в Бухаре. Ташкент, 1949.

49. Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.

50. Бартольд В.В. К истории орошения Туркестана.-М.,1965.

51. Бенигсен А. Мусульмане в СССР. Париж, 1983.

52. Бекчурин М. Туркестанская область. Казань,1872.

53. Бехбуди М. Путешествие по Бухарскому ханству,1912// Жизнь и экономика, 1990. й I.

54. Бокиев О.Б. Социально-экономическое положение Туркестана в дореволюционной русской историографии. -Душанбе, 1976.

55. Боровиков Н.А. Русско-туземные училища, мактабы и медресе Средней Азии. СПб., 1913.

56. Брагинский И.С. О природе среднеазиатского джадидизма в свете литературной деятельности джадидов // История СССР, 1965. Я' 6.

57. Валидов Дж. Очерк истории образования литературы татар. Оксфорд, 1986.

58. Вахидов Х.П. Особенности просветительства в Средней Азии и свободомыслие. В кн.: Из истории общественно-философской мысли и вольнодумия в Средней Азии. -Ташкент, 1991.

59. Вексельман М.И. Деятельность русских коммерческих банков и их роль в развитии местной буржуазии.1. История СССР, 1979. 1Ь 4.

60. Власова З.Н. Зарождение горной промышленности и формирование промышленного пролетариата в Туркестанском крае (от присоединения к России до 1917 г.). Канд. дисс. Ташкент, 1963.

61. Вяткин М.П. Социально-экономическое развитие Средней

62. Азии (историографический очерк 1865-1965 гг.). -Фрунзе, 1974.

63. Барский М.В. Обзор хлопководства в Самаркандской области за 1893-1894 гг. Справочная книжка Самаркандской области за 1895 год. Отд. П. Самарканд, 1895.

64. Военно-статистический сборник. Выл.Ш. СПб., 1868.

65. Гаврилов М. О ремесленных цехах Средней Азии и их статусах рисоля // Коммунистическая мысль. 1927. -& 5. - С.49.

66. Гаффоров Н. Общественно-политическая деятельность Махмудходжа Бехбуди. Душанбе: Сино, 1997.

67. Габидуллин X. Татарстан за 7 лет (I92Q-I927). Казань, 1927.

68. Галкин М.И. Этнографические и исторические материалы по Средней Азии и Оренбургскому краю. СПб., 1868.

69. Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. М.: Наука, 1972. - 664 с.

70. Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. М.: Госполитиздат, 1949. - 476 с.

71. Галузо П.Б. Туркестан колония. - М., 1929.

72. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

73. Гейер М.И. От Ташкента до Га ы (Путевые наброски). // Туркестанские ведомости, 1894. J& 14.

74. Головин Г. Кустарные промыслы Туркестана. Ташкент, 1909.

75. Гынтьшо. Сведения по интендантской части, собранные в Бухарском ханстве в мае и июне 1885 года. Сборник материалов по Азии, выпуск 21. СПб., 1886.

76. Гулишамбаров С.И. Экономический обзор Туркестанского района, обслуживаемого Среднеазиатской ж.д. Асхабац, 1913.

77. Гул?лурод П. "Дтадидская школа" и просветительское движение в Бухаре. // Гули мурод. 1997. - }," 1-3.1. С.48-58.

78. Демидчик Л.Н. О принципе историзма в прозе С.Айни. В кн.: Чашнномаи Айни. Душанбе, 1971.

79. Демидов А.П. Экономические очерки хлопководства, хлопковой торговли и промышленности. М., 1926.

80. Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений. М.,1929.

81. Димов Г. Правда только одна // Известия, 1986.

82. Дмитриев-Мамонов А.И. Путеводитель по Туркестану и железным дорогам Среднеазиатской и Ташкентской. СПб., 1912.

83. Джадидия ва дурнамои таърих. // Садои шарк. 1990, № 3. - С.129-139.

84. Джонназаров Х.Д. История развития педагогического образования в Таджикистане (I9I7-I94I гг.). Душанбе,1990.

85. Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии. М.,1958.

86. Иванов П.П. Хозяйство джуйбарских шейхов. M.-JI.,I954.

87. Иванов Д.Л. Путешествие на Памир. Известия РГО, т.20, Вып.З, 1884.

88. Иноятов Х.Ш. Победа Советской власти в Туркестане. -М.: Мысль, 1978.

89. Исмайлов X. Туркестан в эпоху двух революций. // История СССР. 1990. - 5. - C.2II-2I9.

90. Из истории народных движений в Средней Азии. Сб.ст. посвященных I00-летию восстания Еосе. Душанбе: Дониш, 1988. - 134 с.

91. История таджикского народа, т.П, кн.П. М., 1964.

92. История Узбекской ССР. T.I, кн.1. - Ташкент: Изд-во АН Уз.ССР, 1955.

93. История Бухары с древнейших времен до наших дней. Под ред. акад. АН Уз.СсР И.М.Мушнова. Ташкент: Фан, 1976.

94. Искандаров Б.И. Восточная Бухара и Памир во второй половине 19 в. // Тр.АН Тадк.ССР. Институт истории им.А.Дониша, т.29, ч.П. Душанбе: Изд-во АН Тадн.ССР, 1963.

95. Искандаров Б.И. Бухара (I9I8-I920 гг.) Ответ, редактор В.А.Казачковский. Душанбе: Дониш, 1970.

96. История культурного строительства в Таджикистане (I9I7-I977). Душанбе: Дониш, 1983. - Т.2.

97. История народов Узбекистана. Ташкент, 1947. - Т.2.

98. История СССР. Т.П. - М., 1940.

99. К истории социально-экономических укладов Киргизстана. Фрунзе, 1972.

100. Историография общественных наук в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1983.

101. История Ленинабада. Научно-популярный очерк. Душанбе, 1986.

102. Искандаров Б.И. Из истории дореволюционного Таджикистана. Душанбе, 1974.

103. Исхакоз Д. Модель Татарстана: "за" иппротив" // Пано-рама-форуы , 1995. 1Ь 2.

104. Исхакоз Д. Введение в историческую демографию волго-уральских татар. Казань, 1993.

105. Исхаков Д. Историческая демография татарского народа (18 начало 20 вв.). - Казань, 1993.

106. Ишанов А.И. Бухарская Народная Советская республика. -Ташкент, 1969. 391 с.

107. Ишанов А.И. Победа Народной Советской революции в Бухаре. Ташкент, 1957. - 56 с.

108. Ишмурадова З.К. Просветительство в Средней Азии и реформаторство. Ташкент, 1991.

109. Каримов Н. Бехбудий ва жадид адабиети. (На уз.языке)// Узбек тилли ва адабиети, 1995. .,« 3. Б.3-7.

110. Камалов Т.Р. Зия Камали о вере и праведности в исламе. (Исламо-христианское пограничье. Итоги и перспективы изучения). Казань, 1994.

111. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. От начала возникновения до 60-х годов 10 века (изд.2-е). Казань, 1992.

112. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала 20 века. -Казань, 1974.

113. Кастельская 3. Из истории Туркестанского края. М., 1980.

114. Ка"римов Э. Развитие реализма в узбекской литературе. -- Ташкент, 1975.

115. Кисляков Н.Н. Патриархально-феодальные отношения среди оседлого населения Бухарского ханства в конце 19 начале 20 вв. - Тр. ин-та этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая серия, т.74. - М.: Наука, 1962.

116. Кисляков Н.А. Из истории горного Таджикистана. // Изв. АН Тадж.ССР. Серия отделение общественных наук, 19- Я 4.

117. Кирхгоф М.А. Из поездки на Памир. // Известия Т0РГ0, 1990. Т.П. - Выл Л.

118. Когаров В.Т. Из истории народного образования в Туркестанском крае. Ташкент, 1959.

119. Костенко Л.Ф. Туркестанский край. T.I. 1880.

120. Ю8. Лунин Б.В. Научные общества Туркестана и их прогрессивная деятельность. Ташкент, 1962.2109. Литвинский Б.А., Акрамов Н.М. Академик А.А.Семенов. Душанбе, 1974.

121. Акрамов Н.М. Русские исследователи и их вклад в изучение истории, археологии, этнографии народов Памира и Припамирья. Автореф. дисс. . докт.ист.наук. -Душанбе-Москва, 1975.

122. Акрамова Х.Ф. Кизнь и научная деятельность члена-корреспондента АН СССР Михаила Степановича Андреева. Автореф. дисс. . канд. и ст. наук. Душанбе, 1969.

123. Богоутдинов A.M. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа второй половины XIX и начала XX вв. Автореф. дисс. . докт.филос. наук.-М.,1950.

124. Гафаров Н.У. Культурно-просветительская деятельность джадидов в Бухарском эмирате. Автореф. дисс. . канд. ист.наук. Душанбе, 1999. - 23 с.

125. Касымов Ф.Х. Советская историография Бухарской Народной Советской республики. Автореф. дисс. . канд.ист.наук. Ташкент, 1968. - 21 с.

126. Махмудова Г.Т. Джадидское движение в Туркестане и его влияние на развитие нравственно-эстетической мысли: Автореф.дисс. . канд.филос,наук, Ташкент, 1996. -26 с.

127. Раджабова С.М. Проблемы философии и просветительства в творчестве Мирзо Сироджиддина Хакима Бухары: Автореф. дисс. . канд.филос. наук. Ташкент, 1997. - 22 с.

128. Стеценко С.А. Аграрные отношения в Ходжентском уезде после присоединения его к России (вторая половина 19 в.). Автореф. дисс. . канд.ист.наук.-Сталинабад, 1957.

129. Хотамов Я.Б. Роль банковского капитала в социально-экономическом развитии Средней Азии (начало 90-х гг. XIX в. 1917 г.): Автореф. дисс. . д-ра ист. наук. - Душанбе, 1991. - 40 с.4. Архивные материалы

130. ИГА Р.Уз., ф.И.-906, оп.1, д.21. Списки клиентов банка.

131. ЦГА Р.Уз., ф.И-I. Канцелярия Туркестанского генерал-губернатора, on.II, д.1163, л.78-79. Ведомость о числе хлопкоочистительных заводов за 1896-1897 гг.

132. ЦГА Р.Уз. Ф.З. Российское императорское политическое агенство в Бухаре. Оп.1, д.78, л.1.

133. ЦГА Р.Уз. Ф.И-41. Статистические сведения о добыче угля. Оп.1, д.385, л.6-10.

134. ЦГА Р.Уз. Ф.И-41, оп.1, д.209. Дело о создании товарищества "Исфара", л.35.

135. ЦГА Р.Уз. Ф.И-18. Самаркандское областное правление, оп.1, д.6338, л.1. Дело о создании товарищества "Исфара".

136. ЦГА Р.Уз. Ф.И-114. Самаркандское отделение Государственного банка, оп.1, д.22, л.9 об-12,16,19. Сведения о членах комитета.

137. ЦГА Р.Уз. Ф.И-, оп.1, д.22, л.56-56об. Сведения о членах комитета.

138. Там же, л.38-38 об. Письмо правления от 4 августа 1893 г.410. Там же, л.27, л.53.

139. Там же, д.37, л.6-6 об. Состояние отчетов контор Госбанка на I января 1898 г.

140. ЦГА Р.Уз. Ф.И-П4, оп.1, д.4, л.40-45, д.II, л.62. Состояние отчетов контор Госбанка на I января 1898 г.

141. Там же, д.9, л.28. Письмо правления банка в Ташкентском отделении.

142. Там же, д.9, л.28, д.II, л.62.

143. Там же, д.9, л.488-489 об.

144. ЦГА Р.Уз., ф.И-90. Кокандский биржевой комитета, оп.1, д.2, л.НО об.

145. ЦГА Р.Уз., ф.461, оп.1, д.1682, л.12.

146. ЦГА Р.Уз., ф.И-90, оп.1, д.2, л.15 об., 17, 94-95 об.

147. ЦГА Р.Уз., ф.И-I, оп.4, д.1336, л.8-9.

148. ЦГА Р.Уз., ф.И-I, оп.27, д.1806, л.1-7. Исторический очерк образования Туркестанского генерал-губернаторства.

149. ЦГА Р.Уз., ф.1, оп.13, л.649, л.54-55.

150. Там же, ф.47, оп.1, д.П50, л.374.

151. ЦГИА России, ф.23. Министерство торговли и промышленности, оп.1"2, д.1403, л.77.

152. ЦГИА России, ф.23, on.I2, 1913 г., д.2097, л.87, 137. Список акционеров.

153. ЦГИА России, ф.599. Российский для внешней торговли банк, оп.1, д.422, л.49-51, 63, об-б4, 66 об-67. Счета клиентов.

154. ЦГА гор.Москвы, ф.253. Московский купеческий банк, оп.2, д.7. Протокол совета банка от 7 ноября 1914 г.

155. Там же, д.7, л.468-472. Протокол Совета банка от 17 апреля 1914 г.

156. ЦГА г.Москвы. Ф.И-450. Московская контора Государственного банка, оп.8, д.934, л.29. Письмо московскойконторы торгового дома "Бр.Вадьяевы" в Московскую контору Госбанка от 19 июня 1912 г.

157. Щ7А Р.Тадж., ф.6, оп.1, д.30, с.24.

158. Там же, ф.1, д.193 б, л.122-123, 220-221.

159. Там же, ф.1, оп.1, д.1147.

160. Там же, ф.1, оп.1, д.1502.

161. Там же, ф.1, оп.1, д.2393.5. Журналы и газеты51. "Ацабиет санъат". № 49, 8 декабря, 1988, с.4.52. "Бухорои тариф" за 1914, 1916 гг.53. "Бухорои тариф", 1912 г., 23 марта.54. "Звезда Востока", JS 6, 1991. "Звезда Востока", tf 9, 1990.