автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История становления и развития народных праздников в Татарстане, ХХ в.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Шарафутдинов, Дамир Рауфович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'История становления и развития народных праздников в Татарстане, ХХ в.'

Текст диссертации на тему "История становления и развития народных праздников в Татарстане, ХХ в."

Казанский государственный университет

На правах рукописи

Шарафутдинов Дамир Рауфович

История становления и развития народных праздников в Татарстане (XX в.)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель академик АН РТ, И.Р.Тагиров

Казань, 1999

Оглавление

Введение

Глава 1. Общегосударственные и календарные праздники та- 37 тарского народа и Татарстана.

1.1. Становление системы государственных праздников 37 Республики Татарстан.

1.2. Историческое развитие календарных праздников та- 65 тарского народа в XX в. и их использование в современной воспитательной практике

83

Глава 2. Возрастание роли сабантуя в общественной жизни татарского народа и Республики Татарстан.

2.1. Становление и развитие сабантуя в ХХв. 83

2.2. Сабантуй - средство укрепления межнационального 145 согласия, приобщения к трудовым традициям, самодеятельному художественному творчеству и народно-национальным видам спорта.

Заключение. 216

Список использованных источников и литературы.

231

Введение

Актуальность проблемы. Проблема оценки народных обычаев и традиций - одного из важнейших элементов культуры, с помощью которых старшие поколения передают опыт своего социального поведения, свои нравственные убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности, продолжает оставаться одной из важнейших. Обычаи и традиции как общественные явления касаются по сути всей жизни человека и характеризуют жизнь целых социальных организмов. Если под обычаем подразумеваются простые привычки, правила и нормы, то традиции формируют более сложные привычки: определенную направленность поведения, прямо и непосредственно стимулируя связь между поступками и духовными качествами человека.

Популярной эмоциональной и эстетической формой воспитания населения выступают праздники и торжественные обряды. Это прежде всего дни торжества, посвященные историческому событию, выдающейся личности, профессии, знаменательному моменту трудового цикла. Наряду с общегосударственными и общественными есть праздники личные, семейные - день рождения, «серебряная или «золотая» свадьба и т.п. Заложенные в них глубокие гуманистические идеи, тесная связь с образом жизни народа способствуют духовному обогащению человека, дают ему заряд бодрости и трудовой активности.

Праздники и обряды не просто украшают жизнь. Они способствуют закреплению и передаче исторического опыта, социальных идеалов, оказывают влияние на сознание человека, способствуют закреплению и передаче ему исторического опыта и формированию его мировоззренческих, этических и

эстетических взглядов, т.е. служат важным средством воспитания.

Важное значение имеет изучение обычаев и обрядов народов многонационального государства, какими являлись дореволюционная Россия, Советский Союз и является Российская Федерация, где на протяжении многих лет формировалась уникальная социально-политическая, экономическая, культурная, социально-психологическая общность. Знание и уважение национальных особенностей народов, их быта, культуры, обычаев и обрядов очень актуальны сегодня - в период возрождения и становления государственности Российской Федерации, стран СНГ, они могут сыграть заметную роль в сохранении исторической равноправной дружбы между народами стран СНГ и Прибалтийских республик.

Воспитательное значение традиций и обрядов в условиях нашей республики возрастает в период, когда в ходе последовательной реализации провозглашенной Татарстаном Декларации о государственном суверенитете, закрепленной в его новой Конституции, происходит духовное возрождение народа. Традиции и обряды способствуют глубокому осмыслению и усвоению идей суверенитета, превращению их в образ мыслей и действий, воспитанию гордости за причастность ко всему происходящему в родной республике. И, что сегодня очень актуально, они помогают жителям Татарстана сохранить и упрочить политическую стабильность, межнациональное и гражданское согласие.

Важность использования традиций и обрядов в деле укрепления дружбы народов Татарстана в современных условиях особо подчеркнул первый Президент суверенного Татарстана М.Шаймиев, открывая 23 мая 1992 года 1 съезд народов Татарстана. «От всей души приветствую и поздравляю вас с сегодняшним интернациональным праздником, праздником на-

родов Татарстана!» - сказал он. - «На первый взгляд, сегодня вроде бы не до праздников: перед нами масса неотложных проблем и в политической, и социально-экономической сферах. Но оглянемся вокруг, осмыслим те события и процессы, которые идут в «горячих точках» СНГ, и становится понятным, что, когда рушатся цементирующие народы традиции взаимопонимания и дружбы, человеческий разум, к сожалению, отходит на задний план. Мы не можем идти таким путем. Эти традиции были и, я уверен, останутся для нас святыми»1.

Вопросам пропаганды и внедрения традиций и обрядов, целенаправленного использования их в нравственном воспитании людей, особенно молодежи, уделил внимание и Верховный Совет РТ XII созыва. Исходя из Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, а также учитывая сложившиеся исторические традиции, были приняты Законы Республики Татарстан «О праздничных и памятных днях в Республике Татарстан» (19 февраля 1992г.) и «О Дне Конституции Республики Татарстан (6 ноября 1992г.).

Они дали новый импульс развитию всей празднично-обрядовой сферы в нашей республике. Как и аналогичные акты многих суверенных государств, эти законы прежде всего направлены на повышение роли празднеств в сохранении социальной стабильности и гражданского мира. Наглядное подтверждение - шестая статья первого из названных законов, согласно которой все граждане Татарстана имеют право отмечать религиозные праздники. Причем важным стабилизирующим фактором призвано служить объявление главных праздников ислама и христианства - Курбан-байрам и Рождества Христова - нерабочими днями, а также предоставление пред-

1 Республика Татарстан. - 1992. - 24 мая.

ставителям других конфессий права на выходной в день их религиозного праздника.

В настоящей работе предпринята попытка исследования общественных - государственных и календарных праздников татарского народа и Татарстана, в особенности их составной части - главного народного праздника весны и сева сабантуя.

В соответствии с принятыми в Республике Татарстан законами о праздничных и памятных днях в систему общегосударственных входят следующие праздники:

- Новогодний праздник - 31 декабря, 1-2 января;

- Международный женский день - 8 марта; V

- День международной солидарности трудящихся - 1

мая;

- Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - 9 мая;

- День образования Республики Татарстан - 30 августа;

- День Конституции Республики Татарстан - 6 ноября;

- Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции - 7 ноября.

Указанные праздничные дни являются нерабочими.

Дни профессиональных праздников в Республике Татарстан устанавливаются Президиумом Государственного Совета Республики Татарстан по предложениям Кабинета Министров Республики Татарстан.

Календарные обычаи и обряды, в отличие от семейных, приуроченных к определенным важным событиям личной жизни (родильные, свадебные, погребальные и др.) сопровождают знаменательные моменты годовой смены сезонов: весны, лета, осени, зимы, дней зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия, а также трудовую деятельность, связанную с ними: подготовку к севу, весенние поле-

вые работы, осеннюю уборку и праздники урожая, выгон скота и т.д.

Если условно соединить весенне-летние и осенне-зимние обычаи и обряды, то календарные праздники татарского народа можно представить примерно в такой классификации (для удобства рассмотрения они излагаются в хронологическом порядке).

Весенне-летние обычаи и обряды:

Нэуруз - Науруз (новруз), что буквально означает «новый день», т.е. первый день нового года, день весеннего равноденствия, 21 марта. В прошлом - праздник-Нового года. В настоящее время в нашей республике отмечается как праздник проводов зимы и встречи весны.

Боз озату - «Проводы льда» (ледоход). Празднование начала ледохода.

Карга туе (карга - грач, туй - праздник), Карга боткасы (ботка - каша). Первоначально был общим праздником в честь прихода весны. В настоящее время - детский праздник.

Сабантуй - Праздник в честь пробуждения природы и повышения плодородия земли. В настоящее время - национальный праздник по случаю окончания весенне-полевых работ.

Шыйлык - Народный обряд перед началом весеннего цикла работ.

Яцгыр боткасы (яцгыр - дождь, ботка - каша. Дождевая каша). Обычаи и обряды, связанные с пожеланием дождя.

Л\илок бой роме (й^илэк - ягоды, бэйрэм - праздник). Праздник ягод.

Ж^уа бейраме (щуа - лесной лук). Праздник лесного лука.

Каен бэйреме (каен - береза). Праздник березы.

Ночэ_к^бэйр_оме (чэчэк - цветок). Праздник цветов.

Ж^ыеж (сход). Один из самых древних праздников казанских татар, имеющий родственную основу, который проводился группой населенных пунктов ежегодно после завершения весеннего сева (обычно в последнюю пятницу мая или в первую пятницу июня и продолжался в течение 4-6-7 недель до сенокоса или даже до самой уборки урожая) в одно и то же время и в определенной последовательности.

Осенне-зимние обычаи и обряды:

Уцыш.....б.ейраме (уцыш - урожай). Праздник урожая. Отмечается, приурочиваясь ко Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

Каз емэсе (каз - гусь, емесе - помощь) - Гусиная помощь. Праздник в честь совместного разделывания гусей девушками и женщинами. Этот древний обычай возрождается ныне во многих районах республики.

Тула омосе (тула - сукно) - Помощь по изготовлению сукна.

Бура омосе (бура - сруб) - Помощь при подъеме сруба.

Лулак ой (аулак - укромный, безлюдный, ей - дом -Дом, где в зимние вечера собиралась молодежь на посиделки или устраивала вечеринки в отсутствие старших. Другой вид посиделок - Урнаш ей.

Урнаш ей - проводился также в доме, хозяева которого отсутствовали, а иногда по случаю постройки нового дома. В отличие от аулак ей эта вечеринка носила характер складчины.

Нардуган. Игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями, которые проводились в новогодние дни.

Яда ел йойрэме - Новогодний праздник - 31 декабря -12 января.

Как видно из приведенной выше классификации, и в систему общегосударственных праздников Республики Татарстан, и в систему календарной обрядности включен народный праздник сабантуй, ежегодно проводимый по случаю окончания весенне-полевых работ. И это, разумеется не случайность: ибо сабантуй, означающий название древнего праздника весны и сева, является главным национальным праздником татарского народа. И везде, где живут татары, сабантуй как неотъемлемая часть быта и культуры народа, его образа жизни, в течение многих веков ежегодно отмечается как традиционный праздник, играя важную роль в сохранении социального опыта народа, закреплении и передаче новым поколениям его нравственных принципов, народньгх средств воспитания.Само название праздника подчеркивает древность земледельческих традиций народа, нередко ставящихся под сомнение некоторыми современными политическими и общественными деятелями в своих эгоистических целях.

Происходящие глубокие изменения в социально-политической, общественной жизни в Татарстане, объявившего себя 30 августа 1990 года суверенным государством, что 6 ноября 1992 года было закреплено Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1992г., привели к росту национального самосознания татар, стали могучим стимулом усиления общественного интереса к историческим обычаям и традициям, что повлекло за собой значительное расширение географии ежегодного проведения праздника сабантуй. Именно на это, как на веяние нового времени, обратил внимание Председатель исполкома Всемирного Конгресса татар, доктор исторических наук академик И.Р.Тагиров. Выступая с докладом на Втором Всемирном конгрессе татар, он подчеркнул, что "под влиянием перемен, происходящих в Татарстане, та-

тарский мир встал на путь возрождения. Наиболее заметное из изменений - звучание татарской песни от океана до океана. Татарский Сабантуй проводится теперь в Монреале и во Владивостоке, и в Стамбуле, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, даже в Риге. Значит своими песнями, Сабантуями татары живут сейчас как нация во всех частях мира"1. Заметим, что в Санкт-Петербурге татарской национальной культурной автономией города, Правительством Татарстана и администрацией Санкт-Петербурга учреждена новая татарская организация "Сабантуй"2.

Все это свидетельствует о том, что сабантуй, как и другие истинно национальные обычаи, традиции и обряды, в последние годы, как важный компонент народной системы воспитания, не ограничиваясь только рамками Республики Татарстан, становится достоянием всего татарского народа, приобретает как по форме, внешним проявлениям, так и по содержанию общенациональный характер. Он вбирает в себя все ценное, что было в прошлом в образе жизни народа. Вот почему необходимо бережливое отношение к сабантую, как и к другим национальным обычаям и обрядам. Ведь еще совсем недавно нередко приходилось сталкиваться с негативными подходами к народным обычаям. Ярлыки "устаревшие", "отжившие", "пережиток прошлого" получили многие татарские обряды, как и обряды других народов. Взамен предлагались искусственные ритуалы, многие из которых были плодом кабинетного творчества, которые вологодский писатель А.Петухов метко назвал "бумажными цветами"3.

Общественная значимость и актуальность темы исторического исследования определяются огромным объемом про-

1 Всемирный конгресс татар. Второй созыв. 28-29 августа 1997г. - Казань: Издание Всемирного Конгресса татар, 1998. - С.266.

2 Татарские края - Татар иле. - 1998г. - ноябрь.

3 Петухов А.. Бумажные цветы. //Новый мир. - 1969. - № 6. - С.272-277.

блем, прежде всего необходимостью изучения исторических корней народного праздника. Все это призвано способствовать объективному изучению истории и культуры татар в целом, понять, осмыслить их огромную роль в жизни общества.

В переходный постсоветский период, когда разрушены многие изжившие себя идеологические учреждения и образовался некоторый вакуум в духовной сфере, вопросы хозяйского использования исторически сформировавшихся средств народного воспитания: обычаев и обрядов - приобретают всевозрастающее значение. С этой точки зрения конкретный и большой опыт проведения общенационального праздника сабантуя, аккумулирующего в себе такие непреходящие ценности народной педагогики, как исторический созидательный и творческий опыт народа, устойчивые правила, нормы и принципы общественного поведения людей, а также апробированные в течение веков формы трудового, эстетического и физического воспитания требуют обобщения, осмысления и выработки научных рекомендаций, направленных на их дальнейшее развитие. Народные праздники располагают значительными и во многом еще не востребованными возможностями для дальнейшего обогащения нашего образа жизни, приобщения молодежи к трудовым традициям, к самодеятельному художественному творчеству, к занятиям национальными видами спорта.

Немаловажно и то, что истинно народный дух древних праздников, как самобытных факторов, способствующих социальному развитию личности и духовному прогрессу народа и обеспечивающих преемственность народного воспитания, вносят, как показывает многолетний опыт, свою лепту в дело сохранения межнационального согласия и социальной стабильности, что само по себе имеет непреходящую ценность.

Вот почему главный национальный праздник татар - сабантуй в первые же годы после провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан и был включен в список законодательно утверждаемых общереспубликанских праздников Татарстана1 , что позволяет рассматривать сабантуй как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общегосударственных праздников. Если учесть, что в этом контексте сабантуй исследуется впервые, причем с учетом коренных изменений, происшедших в общественных отношениях, то своевременность поднятия данной проблемы становится еще более очевидной.

Актуальность проблемы, ее недостаточное изучение и обусловили выбор темы диссертации.

Объект исследования. Объектом исследования являются традиционные общественные праздники татар, в особенности сабантуй, рассматриваемые в сложившейся системе общегосударственных праздников и календарных обрядов народа; предметом ис�