автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История становления и развития телевидения в Бурятии

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Пономаренко, Сергей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'История становления и развития телевидения в Бурятии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История становления и развития телевидения в Бурятии"

На правах рукописи

Пономаренко Сергей Владимирович

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В БУРЯТИИ (1961-1991) гг.

Специальность: 07.00.02 -Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 2 [;]ДР Ш

Улан-Удэ-2012

005012247

Работа выполнена на кафедре истории Бурятии ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Боронова Маргарита Максимовна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Зайцева Любовь Алексеевна

кандидат исторических наук, доцент Сакжиева Людмила Буннтуевна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская

государственная академия культуры и искусства»

Защита диссертации состоится 28 марта 2012 г. в 10.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.022.07 при ФГБОУ ВПО при «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5.

Автореферат разослан «25» февраля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент //

Палхаева Е.Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Телевидение как средство массовой информации и коммуникации является неотъемлемой частью современной цивилизации и занимает важное место в общественно-политической и духовной жизни общества. Заявив о себе в полной мере в Советском Союзе лишь в начале второй половины XX века, телевидение прошло сложный путь становления: от любительства к профессионализму, от простого средства ретрансляции изображения до мощного орудия идеологического воздействия на массы. Символ технического прогресса, чудо XX века, телевидение постепенно перестало удивлять людей, превратившись в широко распространенное явление.

За годы своего развития телевидение стало многоплановым социокультурным феноменом, одним из самых популярных средств массовой информации и коммуникации, без которого уже невозможно представить общественною жизнь в любом уголке нашей страны. Тем интереснее проследить эволюцию развития телевещания в периферийных районах бывшего Советского Союза, к числу которых относилась отдаленная от центра Республика Бурятия. Объективный взгляд на процессы развития телевидения в регионе позволяет наиболее полно представить картину становления единой системы телевещания в стране, понять основные тенденции ее развития и функционирования.

В советский период развитие телевидения на местах происходило в рамках строго централизованной иерархичной системы Гостелерадио СССР. С распадом СССР произошло разрушение единой системы телевизионного вещания, что привело к устранению жесткой зависимости республиканских и местных телестудий от центра. Под влиянием этих процессов произошли серьезные изменения в стиле их работы, тематике и содержании телевизионных программ.

В условиях коммерциализации телевизионного эфира богатые традиции советского телевидения оказались забытыми и невостребованными, а этические и нравственные принципы отечественного телевещания обесценились, уступив место вопросам материально-финансовой заинтересованности. В связи с этим

изучение истории развития телевидения в советский период приобретает особую значимость, т.к. позволяет разрабатывать действенную национальную информационно-вещательную политику, способную преодолеть опасные тенденции в развитии отечественного телевидения, проявившиеся в условиях постсоветской России.

Научная новизна исследования определяется тем, что в научной литературе отсутствуют комплексные исследования, посвященные изучению истории развития телевидения в Бурятии. Данная диссертационная работа представляет собой попытку обобщения истории становления и развития государственной системы телевещания на территории республики в советский период. Определенное новаторство заключается также в том, что большая часть источников, использованных в диссертации, вводится в научный оборот впервые. На основе анализа обширного фактического материала в работе прослежены этапы становления регулярного телевещания в республике, показаны основные тенденции формирования материально-технической базы и кадрового обеспечения местного телевидения, рассмотрены жанрово-тематические аспекты телевизионного творчества в советский период.

Степень научной разработанности темы. Исследованию проблем развития телевидения посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов, как теоретиков, так и практиков индустрии телевещания. Условно историографию, посвященную проблемам телевидения в нашей стране, можно разделить на два периода: советский и постсоветский. Приоритет в научных исследованиях «чуда XX века» первое время принадлежал ученым, работавшим в области связи, радио и электротехники. В их числе: М.Э. Гос, С.В. Новаковский и В.Б. Ренард, Г.И. Бялик1.

Интерес к телевидению как объекту гуманитарного исследования возник в 1960 - 1970-х гг. Первая научная работа, посвященная сущности телевидения, - книга B.C. Саппака «Телевидение и мы». В данном труде впервые были

1 Гос С.Э. Телевидение. -М.: Связьиздат, 1951. - 122 е.; Новаковский C.B.,

Ренард В.Б. Показывает Москва. - М.: Связьиздат, 1954. - 96 е.; Бялик Г.И.

Телевидение. - JL: Лениздат, 1960. - 324с.

4

сформулированы основные эстетические требования к телевидению, дана критическая оценка первым телевизионным передачам.

Первые циклы статей теоретиков советской тележурналистики (С.А. Муратова, Э.Г. Багирова, И.Г. Кацева, В.В. Егорова, Ю.П. Буданцева, B.C. Хелемендика) были посвящены исследованию своеобразия эстетической природы и изобразительных средств телевидения, вопросам формирования жанрово-тематической структуры программ и различным граням профессионального мастерства журналистов, работавших на телевидении2.

Особый интерес к истории отечественного телевещания проявили Э.Г. Багиров, P.A. Борецкий, П.К. Горохов, А.И. Воробьев, Г.А. Казаков, А.И. Мельников3. Однако в их трудах освещалась главным образом история становления и развития центрального телевидения, а материалы по региональным студиям ТВ практически отсутствовали.

Следует отметить, что особенностью историографии телевидения советского периода является ее тенденциозность. В большинстве исследований фактический материал, в том числе и данные статистического характера, отражен сквозь призму пропагандистской функции как основополагающей в работе ТВ. В большинстве работ также абсолютизируется руководящая роль партии в деятельности СМИ вообще и телевидения в частности.

2 Муратов С.А. Выносится на обсуждение. - М., 1985. - 56 е.; Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение - XX век. - М., 1968. - 301с.; Егоров В.В. Телевидение и зритель. - М., 1977. - 196 е.; Буданцев Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. - М., 1979; Хелемендик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры. Опыт системного исследования. - М., 1977. - 316 с.

3 Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М., 1978. - 182 е.; Борецкий

P.A. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987. - 238 е.; Горохов П.К. Б.Л. Розинг - основоположник электронного телевидения. - М., 1964. -119 е.; Воробьев А.И., Казаков Г.А., Мельников А.И. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. Ч. I. 1917- 1941. - М., 1972.

5

Однако попытки объективной оценки исторического опыта развития отечественного телевидения все лее имели место в монографиях Е.Я. Дугина, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского и других4.

Периодизация истории развития телевидения в стране представлена в научных трудах А.И. Баранцева, В.А. Урвалова, В.М. Березина, H.A. Голядкина, В.В. Егорова, Г.В. Кузнецова, Г.Н. Петрова5.

Значительным в исследовании истории отечественного телевещания можно считать постсоветский период. Среди опубликованных работ в этот период необходимо отметить труды Д.С. Авраамова, Я.Н. Засурского, P.M. Овсегхяна6. Последнее десятилетие отмечено заметно возросшим интересом исследователей-историков к региональному аспекту (В.П.Костоусов, Р.В. Даутова, Л.П. Шестеркина, Э.В. Мухаметзянова, JI.B. Козлова, О.Я. Гайдучок, Н.Б. Степанова, A.A. Данилов, Г.В. Гросул и др.).

Таким образом, история развития телевидения как одного из ведущих каналов массовой информации находила отражение в трудах отечественных исследователей как в советский, так и в постсоветский периоды. Большая часть литературы по данной проблематике представлена в основном работами по стране в

4 Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. - М.: МГУ, 1982. -103 е.; Цвик В.Л. В кадре и за кадром. - Киев.: Мистецтво, 1988. - 182 е.; Юровский А.Я. Телевидение -поиски и решения. -М.: Искусство, 1983. - 215 с.

5 Баранцев А.И., Урвалов В.А. У истоков телевидения. - М.: Знание, 1982. - 63 е.; Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия'. - М.: Рип-холдинг, 2003. - 174 е.; Голядкин H.A. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. - М.: Изд-во ИПК, 1996. - 125 е.; Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. -М.: Изд-во ИПК, 2004. - 202 е.; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 224 е.; Петров Г.Н. Телевизионная драматургия: Проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. -120 с.

6 Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М., 1999. - 224 е.; Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990 -2004. - М.: МГУ, 2004. - 485 е.; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М., 1996. - 206 с.

6

целом. Региональная же специфика развития ТВ, становление системы телевещания на местах еще недостаточно изучены в научной литературе. Сказанное в полной мере относится к истории становления и развития ТВ в Бурятии, которая еще не стала предметом самостоятельного научного исследования.

На сегодняшний день значительное количество работ о СМИ, вышедших в свет в республике, посвящено анализу деятельности печатных изданий. В их числе труды Э.О. Доболовой, Б.Ц. Дондокова, Е.А. Кучмуроковой, Л.Б. Санжиевой, Л.В. Сахаровской7.

СМИ как мощнейший инструмент целенаправленного конструирования политической реальности исследованы в работах Э.Д. Дагбаева8. Особый интерес представляют научные труды Е.А. Голубева, посвященные развитию радиовещания в Бурятии, а также результаты изучения аудитории Бурятского радио и телевидения, проведенные коллективом социологов Бурятского

7 Доболова Э.О. Идеологическая деятельность и общественное мнение. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1987. - 110 е.; Дондоков Б.Ц. Возникновение и развитие партийно-советской печати в Бурятии (1918 - 1937 гг.): Очерк истории. - Улан-Удэ, 1960. - 135 е.; Кучмурокова Е.А. История книгоиздания Бурятии (вторая половина 1930-х - 1991 гг.). - Улан-Удэ.:Изд-во ВСГАКИ, 2002. - 207 е.; Санжиева Л.Б. Печать Бурятии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985. - 113 е.; Сахаровская Л.В. История становления и развития полиграфического производства в Бурятской АССР (1923 - 1991 гг).: дис... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2002. - 148 с.

8 Дагбаев Э.Д. Функции прессы в национально-политическом процессе региона (На материалах Республики Бурятия): автореф. дис... канд. полит, наук. - М., 1993. - 20 е.; Его же. Дагбаев Э.Д. Средства массовой информации: динамические модели политической коммуникации. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2004.-267 с.

9 Голубев Е.А. Возрастание роли радио в коммунистическом воспитании трудящихся (на примере конкретно-социологического исследования аудитории радиослушателей Бурятской АССР): автореф... канд.филос.н. -Иркутск, 1974. - 25с.; Его же. Радио и его аудитория (опыт конкретно-социологического изучения аудитории радиослушателей Бурятской АССР). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. - 52 е.; Активизация социальной роли радио (на прим. конкрет. социол. исслед. В Бурят. АССР). - Улан-Удэ: ВСГТУ, 1989. - 132 с.

7

Института Общественных наук БФ СО АН СССР в период 1967 -1972 гг.

Анализу тенденций развития СМИ, в том числе телевидения, в постсоветский период посвящен ряд кандидатских диссертаций. Культурологическая направленность развития СМИ в республике рассматривается в работах Л.П. Бурдуковской, М.В. Малошик10. Особый интерес представляет анализ статистических и эмпирических данных, позволивший рассмотреть особенности функционирования региональных медиаинститутов в Республике Бурятия по количественным и качественным характеристикам. В работе Л.В. Бадмаевой отрывочно затрагиваются вопросы, касающиеся появления и развития местных телевизионных каналов в Бурятии в 1990-х гг. Роль местного телевидения в жизни молодежи на современном этапе отражена в диссертации О.О. Гомбоевой.

Итак, обзор имеющейся литературы по теме диссертационного исследования наглядно свидетельствует о том, что в отечественной историографии на сегодняшний день отсутствуют научные труды, посвященные изучению истории становления и развития телевидения в Бурятии в советский период.

Объектом исследования выступает государственное телевидение Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики (далее в работе - Бурятское телевидение, как официально писалось во всех документах Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР).

Предметом исследования является развитие материально-технической базы телевидения в Бурятии, изменения в его кадровом обеспечении и творческом облике в советский период.

Целью диссертационного исследования является обобщение опыта становления и развития государственного телевидения в Бурятии в советский период. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

10 Бурдуковская Л.П. Информационная культура и коммуникация: На материалах деятельности СМИ Республики Бурятия: дис... канд. культурологии. - Улан-Удэ, 2004. - 185 е.; Малошик М.В. Культура современного российского телевизионного пространства: дис. канд. культорологии. - Улан-Удэ, 2004.- 151 с.

- изучить историю появления телевидения и формирования организационной структуры телевещания в регионе;

исследовать состояние материально-технической базы телевидения в Бурятии;

- показать изменения в кадровом обеспечении служб ТВ;

- проанализировать государственную политику в сфере телевещания;

- рассмотреть деятельность республиканского телевидения по отражению общественно-политических и экономических процессов в регионе;

- показать роль телевидения в культурной и духовной жизни республики.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1961 по 1991 г. Нижняя грань исследования обусловлена датой открытия Улан-Удэнской студии ТВ, положившей начало регулярному телевещанию на территории Бурятии. Крайняя дата определяется кардинальными трансформациями в деятельности СМИ, в том числе и телевидения, обусловленными коренными изменениями в жизни общества после распада СССР.

В рамках рассматриваемого периода в истории республиканского телевидения выделяются три этапа:

1960-е гг. - становление регулярного программного телевещания в Бурятии в период хрущевской оттепели. Превращение телевидения в важнейшее средство информации населения, развитие материально-технической базы, формирование кадрового обеспечения новой отрасли СМИ в республике;

1970-е - середина 1980-х гг. - расширение сети телевизионного вещания на территории республики, начало его централизации, совершенствование жанрово-тематической структуры, превращение ТВ в мощнейшее орудие идеологического воздействия на массы в условиях командно-административной системы;

1985-1991 гг. - деидеологизация, избавление от контроля КПСС в условиях начавшейся в стране перестройки. Становление новых форм телевизионного вещания, превращение телевидения в важнейший инструмент общественных преобразований.

Территориальными рамками исследования являются пределы современной Республики Бурятия. Локализация исследования на территории такого уникального с точки зрения исторических и

культурных традиций региона, каким является Бурятия, позволяет выявить общие закономерности и региональные особенности становления и развития единой системы телевещания в советский период, понять основные тенденции ее развития и функционирования. Особенность региона заключается в том, что, расположенный на далеком расстоянии от Москвы, он имеет свою специфику, уклад жизни, а местное население - своеобразный менталитет, сложившийся в течение многих веков под влиянием различных исторических факторов. Все это неизбежно отражается на развитии средств массовой информации в регионе, в том числе и государственного телевидения. Анализ исследуемого объекта проводится в контексте исторических событий, происходивших в рассматриваемый период в стране.

Методологическая основа изучения темы потребовала использования ряда методов, которые обусловили комплексность и научную обоснованность в освещении поставленной цели и задач исследования. Активное применение основных принципов исторической науки - историзма, объективности и системности -позволило учесть конкретно-исторические условия становления и развития телевидения Бурятии в 1961 - 1991 гг., показать его значимость в отражении общественно-политических и социокультурных процессов. Принцип историзма дал возможность рассматривать процесс становления системы государственного телевещания в Бурятии в контексте тех исторических событий, которые происходили в стране и в республике в рассматриваемый период. Методологический принцип объективности, реализованный в работе, предусматривал исследование всех связей в совокупности, с учетом соотношения объективных и субъективных факторов, определявших динамику развития СМИ в регионе.

Принцип системности позволил комплексно изучить процесс становления и развития телевидения Бурятии с помощью методов анализа и синтеза. С позиции системного подхода объект исследования - телевидение Бурятии - был рассмотрен не только как часть более крупной системы - советского телевидения, но и как достаточно самостоятельное образование, имеющее свою сложную структуру и совокупность связей между частями и элементами.

В диссертационной работе были использованы разнообразные методы научного исследования: метод исторического описания, источниковедческого анализа, метод классификации, хронологический, сравнительно-исторический, Чаналитико-статистический, структурно-функциональный, абстрактно-логический методы.

Источннковая база исследования представлена различными по жанру, степени объективности и достоверности материалами, которые в соответствии с их видовыми и тематическими признаками можно подразделить на несколько групп.

Основу данного исследования составили материалы и документы Национального архива РБ (НАРБ), которые впервые вводятся в научный оборот. Наибольшее их количество отложилось в нескольких фондах: Бурятского обкома партии (фонд сектора агитации и пропаганды и фонд первичной партийной организации Бурятской студии ТВ) (НАРБ. Ф.1-П), Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Бурятской АССР (НАРБ. Ф.Р-1051), Совета Министров Бурятской АССР (НАРБ. Ф.248), Бурятского радиоцентра (НАРБ. Ф.1359), Производственно-технического управления связи Бурятской АССР (НАРБ. Ф.298).

Важными источниками послужили издания центральной и местной периодической печати: «Бурят-монгольский комсомолец», «Бурят-монгольская правда», «Правда Бурятии», «Молодежь Бурятии», «Бурятия», «Мир Байкала». Эти источники дополнили основной фактический материал и позволили сделать более содержательный анализ общей картины развития телевидения в Бурятии. Необходимо указать на то, что множество опубликованных статей было написано авторами, имевшими непосредственное отношение к телевидению (Г. Басалаев, Г. Болдогоев, Л. Булдаева, Т. Волынцева, Е. Голубев, Л. Калашников, Ц. Митыпов, Д. Михайлова, К. Никитин, Л. Пермяков, Б. Прокопчик, А. Серебряков, Г. Цыдыпов и многие другие).

Обстоятельному исследованию темы также способствовали интервью и беседы автора с ветеранами и сотрудниками Бурятского телевидения, в частности, с В.В. Измайловым, Е.А. Голубевым, С.Ж. Гончиковой, В.А. Жаровым, В.М. Чемерис. Собранные в процессе непосредственного общения с ними материалы помогли лучше понять злободневные проблемы и трудности в становлении и

развитии телевидения в республике, оценить морально-психологический настрой в трудовых коллективах, показать роль человеческого фактора в телевизионном творчестве.

Таким образом, использование разнообразных печатных и неопубликованных источников позволило автору исследовать историю становления и развития телевидения Бурятии в 1961 -1991 гг.

Практическая значимость определяется потребностями дальнейшего изучения, анализа и освещения процесса развития телевидения в Бурятии в советский и постсоветский период отечественной истории. Материалы данной диссертации могут быть полезны при дальнейшей научной разработке обобщающих трудов по истории отечественного телевидения, а также в процессе преподавания курсов и спецкурсов по региональной истории, истории общественной мысли, деятельности электронных средств массовой информации. Содержащаяся в работе информация может быть использована при разработке современной национальной информационно-вещательной политики с учетом того опыта, который был накоплен в предшествующий период.

Апробация. Отдельные аспекты диссертационной работы нашли отражение в научных публикациях и выступлениях на региональных, Всероссийских и международных научных конференциях.

Структура диссертационной работы соответствует цели, задачам, и логике исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность изучения темы, оценена степень разработанности проблемы в научной литературе, сформулированы цели и задачи исследования, его объект и предмет, описана методологическая и источниковедческая база исследования.

В первой главе «Становление и развитие регулярного телевещания в Бурятии» рассмотрены вопросы телефикации республики, дан анализ технической оснащенности служб

телевещания, формирования кадрового потенциала республиканских телевизионных служб в советский период.

В первом параграфе «Появление телевидения и создание организационной структуры телевещания в регионе» показана история создания нового электронного средства массовой информации, отмечены имена ученых, принимавших активное участие в разработке ТВ-технологий и их внедрении в повседневную практику как за рубежом, так и в нашей стране. Показан процесс формирования структуры телевещания в Бурятии, ее реформирование в процессе телефикации республики в советский период.

Материалы второго параграфа «Развитие материально-технической базы телевидения» свидетельствуют о том, что становление телевидения в Бурятии в целом происходило в рамках формирования единой информационной системы государства. Вместе с тем появление и формирование новой отрасли СМИ в республике имело свои специфические особенности. Во-первых, становление ТВ-отрасли в Бурятии происходило позже, чем в центральных регионах страны. При этом статус автономности республики не ' позволял в полной мере рассчитывать на значительные финансовые дотации из центра. Во-вторых, географические особенности местности республики (наличие значительного количества естественных преград в сочетании с малонаселенными территориями) не давали возможность в короткие сроки организовать разветвленную систему подачи телевизионного сигнала. В-третьих, главную роль в вещательной политике руководство страны отводило Центральному телевидению (отсюда и интенсивная распространенность средств искусственных спутников связи на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, и в частности Бурятии).

Значительную роль в становлении и развитии материально-технической базы телевещания в Бурятии, особенно в первые годы, сыграли сотрудники Радиокомитета и работники связи, часть из которых перешла на телевидение и благодаря своему профессионализму способствовало работе телецентра. Именно они стали профессиональным «костяком» Бурятского телецентра.

Важнейшими вехами в истории телевещания в Бурятии стали запуск станции «Орбита», позволивший транслировать передачи

Центрального телевидения, внедрение многоканального вещания, переход на цветное изображение.

В третьем параграфе «Формирование кадрового потенциала» показан процесс кадрового обеспечения Бурятского телевидения. Отмечено, что формирование кадрового потенциала местного телевидения связано с деятельностью не одного поколения работников отрасли, ставших подлинными профессионалами своего дела. Многие из них пришли на телевидение из театров республики, после окончания высших учебных заведений республики и соседних регионов. В процессе деятельности многие сотрудники осваивали смежные телевизионные профессии: операторы помимо специфики своей работы познавали и обучались мастерству режиссеров, сценаристов, редакторов, последние, в свою очередь, перенимали опыт монтажа, съемки у технических специалистов.

Особенностью кадрового обеспечения телевидения в Бурятии на протяжении длительного периода времени являлся недостаток квалифицированных технических и творческих специалистов, как на студии телевидения, так и в составе обслуживающего персонала объектов телевещания. На протяжении длительного периода, начиная с образования Улан-Удэнской студии ТВ и вплоть до 1990-х гг., наблюдалась значительная текучесть кадров. Если в 1960 -1970-х гг. эта проблема была связана со спецификой работы на ТВ (многие не проходили конкурсные отборы, экзамены или попросту не справлялись с работой) и условиями труда, то в 1980-х гг. основная причина увольнения сотрудников заключалась в низкой оплате труда. В сочетании с нехваткой жилья для работников это приводило к тому, что часть квалифицированных специалистов уходила из отрасли, или уезжала в другие регионы страны.

Вместе с тем следует отметить, что, существенные недостатки в деятельности телевизионных служб, не помешали успешному развитию телевидения в республике. К началу 1990-х гг., несмотря на многочисленные трудности и возникавшие проблемы, кадровый потенциал телевизионной отрасли в республике приобрел качественно новые черты. На республиканском телевидении сложился интересный творческий и технический коллектив единомышленников. Здесь трудились как молодые, так и уже опытные сотрудники, отдавшие многие годы своей жизни

телевизионному творчеству. Благодаря ежедневной кропотливой работе всего коллектива за Бурятским телевидением закрепился имидж профессионального телевидения, которому по плечу решение самых сложных творческих задач. В сетке вещания Улан-Удэнской студии ТВ имелись образцы серьезной телевизионной публицистики, высокохудожественные телепостановки.

Вторая глава «Жанрово-тематические аспекты регионального телевещания» посвящена содержательному анализу творческой деятельности служб республиканского ТВ в условиях государственной централизованной системы телевещания, сформировавшейся в советский период.

В первом параграфе «Государственная политика в области телевидения» отмечается, что одним из основных направлений политики советского государства в сфере телевидения являлось создание такой организационной структуры, которая бы подчинялась в своей деятельности доктринам руководящей партии. Система управления телевещанием в советский период строилась по принципу жесткой вертикальной схемы прямого подчинения региональных комитетов по телевидению и радиовещанию Гостелерадио СССР. Содержательная сторона передач ТВ контролировалась Главным управлением по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР (Главлит).

Период хрущевской оттепели в истории отечественного телевещания стал временем создания благоприятных условий для быстрого развития нового средства массовой информации на территории страны. В условиях частичной демократизации общественно-политической жизни в СССР телевидение в регионах находилось на автономном положении, не будучи еще включенным в общесоюзную систему телевещания. Это предоставляло тележурналистам местного телевидения определенную свободу в творческой профессиональной деятельности.

Однако на рубеже 1960 - 1970-х гг. положение изменилось. Развитие современных телевизионных технологий, рост технической оснащенности ТВ-индустрии положили начало формированию единой централизованной системы телевещания в стране под руководством партийных органов. Простота восприятия в сочетании в аудиовизуальной привлекательностью превратили ТВ

в наиболее популярное средство массовой информации населения. В условиях господства административно-командной системы телевидение становится действенным идеологическим рупором партии.

Изменение общественно-политической обстановки в стране в период «перестройки» коренным образом повлияло на характер, содержание и формы ТВ-деятельности. Курс на демократизацию и гласность поменял тематику журналистских выступлений на телевидении. Вместо сухой производственной прозы появилась реальная жизнь с указанием на недостатки, усилилась критическая направленность телепередач, проявлявшаяся в активизации тематики проблемного характера. СМИ, в том числе ТВ, становятся инструментом борьбы за власть и экономические интересы.

Во втором параграфе «Освещение общественно-политических и экономических процессов в передачах телевидения» отмечается, что в центре внимания телевидения неизменно находились события политической и общественной жизни, вопросы реализации экономической и социальной политики. Эти темы занимали ключевое место в политике телевещания, как в центре,

так и периферии.

Рассматриваются вопросы, касающиеся эволюции информационной публицистики от первых опытов работы местных телевизионщиков в жанре интервью и репортажа до более современных публицистических передач, требовавших высокого профессионального мастерства от исполнителей. Выявляются особенности республиканского телевещания в условиях «живого» телевидения (прямой эфир) и те трудности, с которыми приходилось сталкиваться сотрудникам телевидения в повседневной практике.

Отмечается, что в сетке передач Бурятского телевидения с момента его организации события политической и экономической жизни республики занимали значительный объем телевещания. Вопросы совершенствования производства, повышения его технического уровня, улучшения качества продукции, подъема трудовой и творческой активности трудящихся и многие другие регулярно обсуждались в передачах Улан-Удэнской студии телевидения. С экранов телевизоров перед зрителями выступали новаторы производства, передовики социалистического

соревнования, руководители предприятий, партийные и советские работники. Яркой страницей телевизионной летописи истории края стали передачи, посвященные строительству Байкало-Амурской магистрали.

В третьем параграфе «Духовная и культурная жизнь общества в отражении телевидения» раскрываются проблемы отражения культурных запросов населения в программах и передачах местного ТВ. Отмечается, что выполняя просветительские функции и приобщая широкие слои населения к художественной культуре, телевидение выступало эффективным инструментом идейно-нравственного воспитания масс. Передачи художественно-эстетической направленности неизменно пользовались широкой популярностью у телезрителей и занимали значительный объем вещания на республиканском телевидении. Творческий поиск тележурналистов Бурятии приводил к созданию высокохудожественных передач, отмеченных высокими наградами на всесоюзных фестивалях и конкурсах.

Литературные и музыкальные передачи, киноочерки и телепостановки давали возможность познакомиться с самобытной культурой народов Бурятии, способствовали росту популярности писателей, поэтов, художников, артистов и драматургов республики. За годы своего развития республиканское телевидение превратилось во влиятельный общественный институт по приобщению широких слоев населения к культурному наследию. Оно стало важнейшим инструментом не только идеологического, но и художественно-эстетического воздействия на массы, оказывая значительное влияние на их ценностные ориентации и культурные запросы.

В заключении отмечается, что проведенное исследование позволяет выявить основные закономерности развития Бурятского телевидения в 1961-1991 гг. Период становления телевещания в Бурятии приходится на время хрущевской оттепели. Частичная демократизация общественно-политической жизни в стране создавала благоприятные условия для развития нового средства массовой информации в Бурятии. Относительная творческая свобода, сложившаяся в эпоху «оттепели», давала возможность творческим кадрам Бурятского телевидения отражать общественно-

политические, экономические, культурные процессы в жизни республики, создавая собственные оригинальные передачи.

Являясь частью единой системы всесоюзного телевещания, Бурятское телевидение в основных своих чертах повторяло общие закономерности становления и развития телевидения в стране. Вместе с тем в его развитии имелись свои специфические особенности, обусловленные различными факторами социально-экономического и культурного развития региона.

Телефикация республики началась позже, чем в европейской части страны. Отдаленность от центра, статус ее автономности не позволяли в полной мере рассчитывать на крупные финансовые дотации, которые позволили бы в кратчайшие сроки увеличить зону охвата населения телевещанием. Сложный характер рельефа местности, наличие значительного количества естественных преград создавали немалые трудности в передаче телевизионного сигнала. Однако при подцержке связистов и ученых республики удавалось успешно решать многие технические проблемы

организации местного телевещания.

Важную роль в процессе телефикации Бурятии играло строительство Байкало-Амурской магистрали. В "середине 1970-гт. на участке строительства БАМа была проложена трасса всесоюзной радиорелейной линии (РРЛ), которая привело телевидение в

северные районы республики.

Знаменательным событием в развитии телевещания в Бурятии стал запуск первой наземной станции «Орбита», позволивший жителям республики смотреть передачи Центрального телевидения. Дальнейшее развитие телевизионной техники и спутниковых систем привело к переходу телевидения на работу в цветном изображении и расширению телевизионных каналов вещания. Однако приоритет в охвате телевещанием населения республики в рассматриваемые годы неизменно принадлежал Центральному телевидению.

У истоков телевещания в Бурятии стояли люди разных профессий и рода деятельности. Первоначально основу технического обеспечения Бурятского телевидения составляли специалисты, пришедшие из Радиокомитета и министерства связи, которые успешно решали многие технические проблемы на

местном телевидении, обеспечивая бесперебойную работу телевизионного центра.

Творческое начало связано с деятельностью многих поколений тележурналистов, операторов, режиссеров, дикторов и ведущих Улан-Удэнской • телестудии, ставших подлинными профессионалами и мастерами своего дела. Особенностью кадрового обеспечения местного телевидения на протяжении длительного времени являлась нехватка значительного числа сотрудников, имевших специальное, журналистское образование. Однако это нисколько не умаляло профессиональных достоинств персонала Улан-Удэнской студии ТВ. Учась на собственных ошибках, получая бесценный опыт повседневного творчества, любители-энтузиасты становились профессионалами своего дела.

На начальном этапе своего развития телевидение Бурятии в основном было трансляционно-художественным, так как большую часть телевизионного времени занимали трансляции кинофильмов, спектаклей, концертов профессиональных и самодеятельных коллективов. Телевидение постепенно вошло в каждый дом и стало неотъемлемой частью досуга жителей республики.

До прихода в республику центрального ТВ ' Бурятское телевидение имело относительную свободу деятельности и определенное преимущество в плане воздействия на местную зрительскую аудиторию. Это предоставляло местным телевизионщикам возможность творить и создавать передачи различной жанровой и тематической направленности.

С приходом в республику ЦТ происходит стремительное увеличение объемов телевещания и одновременно уменьшается количество времени, предоставляемого для передач местной студии ТВ. Сокращается производство собственных телепрограмм (документальных, научно-популярных, художественных и др.), уменьшается объем вещания на бурятском языке.

С начала 1970-х гг., когда в стране начала формироваться единая общесоюзная система телевещания, местное телевидение фактически было оттеснено на второй план. Объемы вещания Улан-Удэнской телестудии существенно сократились, что накладывало свой отпечаток на возможности свободного творчества местных тележурналистов. Республиканское телевидение вынуждено было подчиняться директивам и указаниям из центра.

Однако, несмотря на жесткую регламентацию работы телевизионных служб, зависимость от административно-командной системы, Бурятское телевидение не застыло на месте, а по-прежнему развивалось. Усилиями и талантом местных тележурналистов, режиссеров, ведущих, операторов и сценаристов создавались образцы подлинного телевизионного творчества, отмеченные наградами самого высокого уровня.

Если в передачах общественно-политической и экономической тематики свобода творческого поиска местных журналистов была ограничена жесткими рамками государственной политики в сфере телевещания, то в создании программ литературно-художественной направленности они имели больше возможностей для творчества. Не случайно им удавалось создавать телевизионные постановки высокой художественно-эстетической ценности.

Вместе с тем следует отметить, что в советский период телевидение являлось мощнейшим орудием идеологического воздействия на массы, и вся его деятельность была направлена на пропаганду и реализацию партийных решений. Являясь частью единого телерадиовещательного комплекса, телевидение Бурятии в основных чертах воспроизводило все те противоречия, которые были характерны для телевизионного вещания в стране в целом. В их числе противоречие между реальной действительностью и ее отражением на экранах телевизоров, апологетика «развитого социализма», идеализация, приукрашивание многих сторон общественной жизни при одновременном существовании так называемых закрытых тем и замалчивании многих острых, злободневных проблем.

Централизованное регламентирование деятельности Бурятского телевидения, диктат местного партийного руководства негативно отражались на специфике республиканского телевещания. Идеологический диктат распространялся на информационные, развлекательные и культурно-просветительные передачи. В творческом аспекте появление студийных видеомагнитофонов и цензура привели к формированию абсолютно «стерильного» телевидения, так как подавляющее большинство передач транслировалось в записи, а живой эфир практически отсутствовал.

Новые веяния в общественно-политической жизни страны в период перестройки привели к изменению системы отечественного

телевещания. Провозглашенная деидеологизация и избавление от монополизма КПСС коренным образом изменили стиль работы на телевидении, превратив его в важнейший инструмент общественных преобразований.

Во второй половине. 1980-х гг. на фоне общегосударственных изменений происходят коренные перемены в характере телевещания, меняется и жанрово-тематическое содержание телепрограмм. На смену идеологически «зашоренным» циклам передач приходят программы, ставившие на повестку дня острые, актуальные проблемы жизни общества. Возрастает публицистичность, усиливается авторский подход в подаче материала в эфир, появляются новые формы телевизионного творчества.

В работе Бурятского телевидения во второй половине 1980-х гг. также появились качественно новые черты, связанные с преодолением одномерного подхода в освещении событий общественной жизни, распространением новых форм информационного вещания, появлением первых элементов коммерциализации. Телевидение республики вступило в новый этап своего развития.

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах:

1. Пономаренко C.B. Становление и развитие материально-технической базы телевидения в Бурятии (1960-1970гг.) / C.B. Пономаренко // Вестник БГУ. - 2011. -Вып. 7. - С.155-159.

Статьи:

2. Пономаренко C.B. К истории становления Улан-Удэнской студии телевидения / C.B. Пономаренко // Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона [Текст]: Тез. междунар. науч.-практ. конфер. -Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. - С. 64-65.

3. Пономаренко C.B. Техническое оснащение телевидения в Бурятии (1961 - 1970 гг.) / C.B. Пономаренко // Россия в глобальном мире: сб. науч. тр. IX Всерос. науч.- теорет. конф. -СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2011. - С. 233-235.

4. Пономаренко C.B. Эволюция организационной структуры Улан-Удэнской студии телевидения / C.B. Пономаренко // Народы Сибири в составе Российского государства: история и современность: Материалы регион, молодежной науч.-практ. конф. ' - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2011. - С. 43 8-442.

Подписано в печать 21.02.12. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,27. Тираж 100 экз. Заказ .

Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а riobsu@gmail.com

 

Текст диссертации на тему "История становления и развития телевидения в Бурятии"

61 12-7/662

Работа выполнена на кафедре истории Бурятии ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

На правах рукописи

Пономаренко Сергей Владимирович

История становления и развития телевидения в Бурятии (1961-1991гг.)

Специальность: 07.00.02 - Отечественная история

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: д.и.н., профессор Воронова М.М.

Улан-Удэ-2012

Оглавление

Введение.......................................................................................3

Глава I. Становление и развитие регулярного телевещания в Бурятии.........30

§ 1. Появление телевидения и создание организационной структуры телевещания в регионе....................................................................30

§2. Развитие материально-технической базы телевидения........................49

§3. Формирование кадрового потенциала............................................80

Глава II. Жанрово-тематические аспекты регионального телевещания......106

§1. Государственная политика в области телевещания...........................106

§2. Освещение общественно-политических и экономических процессов в передачах телевидения..................................................................119

§3. Духовная и культурная жизнь общества в отражении телевидения................................................................................150

Заключение................................................................................176

Приложение...................................................................................181

Список источников и литературы.....................................................187

Введение

Актуальность темы

Телевидение как средство массовой информации и коммуникации является неотъемлемой частью современной цивилизации и занимает важное место в общественно-политической и духовной жизни общества. Заявив о себе в полной мере в Советском Союзе лишь в начале второй половины XX столетия, телевидение прошло сложный становления: от любительства к профессионализму, от простого средства ретрансляции изображения до мощного орудия идеологического воздействия на массы. Символ технического прогресса, чудо XX века, телевидение постепенно перестало удивлять людей, превратившись из недоступной роскоши в атрибут любой квартиры.

За годы своего развития телевидение превратилось в многоплановое социокультурное явление, стало самым популярным средством массовой информации и коммуникации, без которого уже невозможно представить общественную жизнь в любом уголке нашей страны. Тем интереснее проследить эволюцию развития телевещания в периферийных районах бывшего Советского Союза, к числу которых относилась отдаленная от центра республика Бурятия. Объективный взгляд на процессы развития телевидения в регионе позволяет наиболее полно представить картину становления единой системы телевещания в стране, понять основные тенденции ее развития и функционирования.

В советский период развитие телевидения на местах происходило в рамках строго централизованной иерархичной системы Гостелерадио СССР. С распадом СССР произошло разрушение единой системы телевизионного вещания, что привело к устранению жесткой зависимости республиканских и местных телестудий от центра. Под влиянием этих процессов произошли серьезные изменения в стиле их работы, тематике и содержании телевизионных программ.

В условиях коммерциализации телевизионного эфира богатые традиции советского телевидения оказались забытыми и невостребованными, а этические и нравственные принципы отечественного телевещания зачастую деноминировались, уступив место вопросам материально-финансовой заинтересованности. В связи с этим изучение истории развития телевидения в советский период приобретает особую значимость, т.к. позволяет разрабатывать действенную национальную информационно-вещательную политику, способную преодолеть опасные тенденции в развитии отечественного телевидения, проявившиеся в условиях постсоветской России.

Степень научной разработанности темы

Изучение истории российского телевидения трудно назвать достаточно систематическим. Крайне бедна отечественная историография и трудами по истории регионального телевидения. Объясняется это, прежде всего молодостью самого явления. Первые телевизионные опыты, проводившиеся в 1930-е гг., еще не были предметом серьезного, вдумчивого исследования ученых, так как постижение этого технического феномена шло опытным путем. Поэтому приоритет в научных исследованиях «чуда XX века» первое время принадлежал ученым, работавшим в области связи и радио, электротехники и электронной физики (М.Э. Гос, C.B. Новаковский, В.Б. Ренард, Г.К. Бялик и др.)1. Техническая сторона развития советского телевидения анализируется в работе С.О. Добронравовой2.

Первые итоги деятельности советского телевидения были подведены на Всесоюзном совещании-семинаре директоров и главных режиссеров студий телевидения, который состоялся в Москве в феврале 1958 г. по инициативе Государственного комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР. По итогам совещания в журнале «Советское

1 Гос С.Э. Телевидение. - М.: Связьиздат, 1951; Новаковский C.B. и Ренард В.Б. Показывает Москва. - М.: Связьиздпт, 1954 Г.И. Телевидение. - Лениздат, 1960 и др.

2 Добронравова С.О. Развитие материально-технической базы телевидения в Советском Союзе: автореф. дис. канд. эконом, наук. - М., 1991. - 22 с.

радио и телевидение» была опубликована большая статья заместителя председателя Гостелерадио Н. Чаплыгина «Состояние и задачи

л

телевидения» , которая фактически стала началом публичного обсуждения на страницах этого журнала проблем советского телевещания с точки зрения идеологических и профессиональных задач.

В этих сугубо технических работах для нас ценно то, что некоторые из авторов уже тогда обращали внимание не только на техническое развитие советского телевидения, но и на необходимость подготовки полноценных студийных передач, как одного из условий организации массового телевещания. «Если в крупных центрах нашей страны Москве, Ленинграде, Киеве и ряде других городов существует возможность систематического составления высококачественных художественных программ телевизионного вещания, то в более мелких городах эти возможности очень сужены и телецентры, работающие в таких городах и обслуживающие широкие массы рабочих, колхозников, городской и сельской интеллигенции, не смогут полностью обойтись своими местными программами», - писал М.Э. Гос4.

Опубликованные в журнале первые циклы статей теоретиков советской тележурналистики (С.А. Муратова, B.C. Саппака, Э.Г. Багирова, В.В. Егорова, Ю.П. Буданцева, B.C. Хелемендика и других) были посвящены исследованию своеобразия эстетической природы и изобразительных средств телевидения, вопросам формирования жанрово-тематической структуры программ и различным граням профессионального мастерства телевизионных журналистов. Многие из этих работ впоследствии вышли отдельными изданиями5. Первым основополагающим трудом, без

3 Радио и телевидение. М., 1958, №2. - С.1-4.

4 Гос С.Э. - М.: Связьиздат, 1951 - 115 с.

5 Муратов С.А. Выносится на обсуждение. - М, 1985; Его же: Встречная исповедь (Размышление о культуре ТВ-диалога). - М., 1988; ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). -M.: Логос, 2001. - 240с.; Багиров Э.Г. Телевидение - XX век. - M, 1968; Очерки теории ТВ. - М., 1978; Буданцев Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. - М., 1979; Хелемендик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры. Опыт системного исследования. - М, 1977; Багиров Э.Г. Телевидение как процесс. Телевизионный коммуникатор. -М., 1978; Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания/Под ред. Багирова Э.Г. - М, 1981; Егоров В.В. Телевидение и зритель. - М., 1977; Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. - М., 1980; и др.

преувеличения, не потерявшим свою актуальность и сегодня, является книга B.C. Саппака «Телевидение и мы»6, выдержавшая на сегодняшний день четыре издания. В данном труде впервые были сформулированы основные эстетические требования к телевидению, дана критическая оценка первым телевизионным передачам.

Уже в первое десятилетия существования советской системы телевещания проявили интерес к истории телевидения П.К. Горохов, Э.Г. Багиров, P.A. Борецкий, А.И. Воробьев, Г.А. Казаков, А.И. Мельников и

у

другие . Ценность этих работ заключается в том, что написаны они людьми, не просто интересовавшимися телевидением, а в разные годы работавшими на нем. Однако для всех них характерен общий момент - главный акцент делался на истории становления и развития Центрального телевидения, материалы по региональным студиям практически отсутствовали.

История становления местных телестудий носит эпизодический характер. В 1967 г. в журнале «Советское радио и телевидение» была введена специальная рубрика «Из летописи», под которой публиковалась информация о главных событиях советского телевидения8. Однако эта инициатива не получила должной поддержки. Многие республики и регионы не знали истории становления и развития своего телевидения. Но главный результат был достигнут: после названной акции один за другим в течение трех десятилетий появились брошюры с историческими очерками о телевидении в Томске, Горьком, Нальчике, Ереване. Они в основном носили информационный, краеведческий характер и ценны как справочный материал9.

6 Саппак B.C. Телевидение и мы. - M, 1988. - 166 с.

7 Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. -М, 1978; Борецкий P.A. Телепрограмма. - М, 1967; Горохов П.К. Б.Л. Розинг - основоположник электронного телевидения. - М., 1964; Воробьев А.И., Казаков Г.А., Мельников А.И. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. 4.1 1917-1941. - М., 1972.

8 См.: Радио и телевидение, 1967, №12.

9 Бженников М.М. Радио и телевидение КБА ССР (Особенности станволения, пропагандистского воздействия, структуры аудитории). - Нальчик, 1985; Галидов М. Без бумаги расстояний. - Махачкала, 1977; Печать , радио и телевидение в Казахстане. -Алма-ата, 1977; Товмасян А.К. Из истории телевидения и фототелеграфа. - Ереван, 1971; Цирульников A.M. Говорит и показывает Горький. - Горький, 1984; Бакакин А. Телевидение в Томске. - Томск, 1959; Египцян С.С. Телевидение Армении: Автореф. канд. ист. наук. -М.. 1987; Тихонов О.Н. Создание и деятельность Марийского радио и телевидения/ Дис. канд. ист. наук. -

6

В конце 1980-х гг. все эти разрозненные данные по истории местных телестудий были систематизированы в хронологической последовательности М.С. Глейзером и опубликованы в сборнике, который не потерял своей актуальности и сегодня10. Надежной базой для освещения главных событий истории отечественного телевидения, в том числе и региональных студий могут служить сборники документов и материалов «Культурная жизнь в СССР» (1951-1965 гг.), «Культурная жизнь в СССР» (1966-1977гг.), в которых нашли отражение главные события истории Центрального телевидения11.

Необходимо отметить, что особенностью советской историографии телевидения является ее определенная тенденциозность. В большинстве исследований фактический материал, в том числе и данные статистического характера, проблемы развития телевидения отражены через призму пропагандистской функции СМИ, как основополагающей, также абсолютизируется руководящая роль партии в деятельности СМИ вообще и телевидения в частности12. В результате исследованиям советского периода свойственно «несоответствие между современным уровнем развития телевидения, масштабами его влияния на массы и научным обобщениям его деятельности»13.

Однако попытки объективной оценки исторического пути российского ТВ, настоящего и будущего регионального телевидения в разветвленной российской многонациональной системе телевещания все же имели место - в монографиях А.Л. Юровского, Е.Я. Дугина, В.Л. Цвик и других14. Работа Е.Я.

Казань, 1995; Бабашев Ф. Некоторые аспекты становления и развития Азербайджанского телевидения, Каримов А. Узбекское телевидение: проблемы и тенденции развития. - в кн. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания/ Под ред. Багирова Э.Г. - М., 1981.

10 См.: Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917-1986). - M., 1989.

11 Культурная жизнь в СССР (1951-1965). -M.: Наука, 1979. - 680 е.; Культурная жизнь в СССР (1966-1977) -М.: Наука, 1981.-848 с.

12 Егоров В.В. Телевидение и зритель. - М.: Мысль, 1977; Его же: Тираж - 150 миллионов. - М.: Искусство, 1975; Эффективность средств массовой информации в социалистическом обществе/ Под ред. Засурского Я.Н. - М.: МГУ, 1985; Багиров Э.Г. Телевидение как средство массовой информации и художественная культура. - В кн. Проблемы телевидения. - M.: Искусство, 1976 и др.

13 Егоров В.В. Теория и практика советского телевидения. - М.: Высшая школа, 1980. - С .20.

Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. - M.: МГУ, 1982; Цвик В.Л. Парадоксы развития местного вещания. - в кн. Телевидение вчера сегодня завтра - 89/

7

Дугина для нас интересна прежде всего тем, что ученый, давая типологию местных студий телевидения, рассматривает 60 местных телецентров. Исследования A.JI. Юровского сыграли большую роль в дискуссии ученых, которая идет уже несколько десятилетий вокруг периодизации истории Российского телевидения. Вопрос этот важен и для понимания процесса развития местных студий.

A.И. Баранцев, В.А. Урвалов, H.A. Голядкин рассматривают только технологический аспект и подразделяют развитие телевидения по внедрению тех или иных технических нововведений: использование в телепередачах ПТС (передвижной телевизионной станции), переход на видеомагнитную запись программ и цветное оборудование15. Этот подход, бесспорно, имеет право на существование, так как от технического критерия зависит в определенной мере развитие тележурналистики. Однако технический критерий не раскрывает профессиональную эволюцию ТВ.

B.М. Березин предлагает несколько иную трактовку развития отечественного телевещания: 1930 - 1940-е гг. - технический период; 1950 -1960-е гг. - романтический период («в силу его четкой патриотической и жизнеутверждающей знаковое™»); 1970 - 1980-е гг. - реалистический период («реальность реального мира»), после 1991 г. - эклектичный период («сочетание советских, зачастую партийных традиций с образцами самой безответной свободы»)16.

А.Я. Юровский за основу периодизации отечественного ТВ берет изменения в творческом облике: первый этап (1930 - 1940-е гг.) - подготовка и творческое освоение технической базы ТВ; второй этап (1950 - 1960-е гг.) -

Сост. Дугин Е.Я. - М.: Искусство, 1989; Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. - М.: Искусство, 1983.

15 Баранцев А.И., Урвалов В.А. У истоков телевидения. - М.: Знание, 1982; Быховский М.А. Круги памяти: Очерки истории развития радиосвязи и вещания в XX столетии. - М, 2001; Николаев Д.С. Русские основоположники телевидения и радиолокации. - М., 1951; Очерки по истории Российского телевидения. -М., 1999; Варбанский A.M. Телевидение: от первых шагов до наших дней. - Вестник связи, 1995, №3; Голядкин H.A. Краткий обзор становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. - М., 1996; Урвалов В.М. Очерки истории телевидения. - М: Наука, 1990.

16 Березин В.М. О структурировании журналистского образования. - М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2000.

становление телепрограмм, поиск форм и определение тематики вещания; третий этап (1970-е гг.) - совершенствование жанрово-тематической структуры программ, значительное расширение телевизионной аудитории и централизация телевещания; четвертый этап (1980-е гг.) - окончательное обретение телевидением политической и профессиональной зрелости, когда «...оно превращается в ударную силу идеологического фронта»17. Этой же периодизации придерживаются Г.В. Кузнецов, Г.Н. Петров, В.В. Егоров и другие18.

Значительный сдвиг в содержании исследований истории отечественного телевидения можно считать последнее десятилетие XX века. Исследователи СМИ стали освобождаться от пут идеологии, демократические процессы в обществе привели к ликвидации Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР, а вместе с ней была уничтожена государственная монополия на электронные средства массовой информации. Развитие региональных студий перестало зависеть от «центра» как в идеологическом, так и в материальном отношении. Появилась возможность дать объективную (без идеологического налета) оценку процессам прошлого и настоящего в отечественной журналистике. Среди авторов последнего десятилетия XX века необходимо отметить Д.С. Авраамова, В.Я. Гельмана, Я.Н. Засурского, P.M. Овсепяна19. На наш взгляд, особенно интересен подход последнего к истории отечественной журналистики, в котором роль СМИ рассматривается в контексте многообразных процессов общественно-политической и экономической жизни страны на различных этапах ее истории.

17 Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. - М.: Искусство, 1983, С.6.

18 См.: Кузнецов Г.В. ТВ - журналистика: критерии профессионализма. - М.: Изд-во «Рип-холдинг», 2003; Егоров В.В. Теория и практика советского ТВ. - М., 1980; Петров Г.Н. Телевизионная драматург�