автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.14
диссертация на тему:
Итальянское влияние в творчестве Д. Соломоса

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Иосифиди, Елизавета Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.14
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Итальянское влияние в творчестве Д. Соломоса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Итальянское влияние в творчестве Д. Соломоса"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Иосифиди Елизавета Александровна

Итальянское влияние в творчестве Д. Соломоса

Специальность 10.02.14 - Классическая филология, византийская и новогреческая филология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 ш

Санкт-Петербург 2012

005014077

005014077

Работа выполнена на кафедре общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: Фатима Абисаловна Елоева

доктор филологических наук, профессор СПбГУ

Официальные оппоненты: Татьяна Владимировна Цивьян

доктор филологических наук, Институт славяноведения РАН

Елена Владимировна Желтова

кандидат филологических наук, доцент кафедры

классической филологии СПбГУ

Ведущая организация: Институт лингвистических исследований

Российской Академии Наук

Защита состоится « 4 » апреля 2012 года в 16.00часов на заседании совета Д 212.232.23 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д.11, ауд. 191,

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9).

Автореферат разослан «_ А _» 2012 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.232.23 доктор филологических наук, профессор

Диссертационное исследование посвящено изучению специфики итальянского влияния в творчестве выдающегося поэта греческого романтизма Дионисия Соломоса (1798-1857). Автор национального гимна Соломос является основоположником греческой литературы нового времени. Высокое поэтическое мастерство поэта удивительным образом сочетается с отрывочной манерой письма и незначительным количеством опубликованных при жизни произведений.

В силу определенных исторических обстоятельств поэт, выходец с Ионических островов, был двуязычен. Он блестяще владел литературным итальянским языком, на котором получил образование, начал писать свои первые стихи и великолепно импровизировал. В свою очередь греческим языком, которому Соломос научился у своей матери, служанки в доме отца-аристократа, он владел только на разговорном уровне. С письменной греческой традицией поэт познакомился уже в зрелом возрасте, когда принял решение писать стихи по-гречески. В условиях напряженной полемики вокруг вопроса о выборе греческого литературного стандарта, Соломос отдал предпочтение «демотике», греческому языку на основе народного,

Идеальной моделью и примером для Соломоса стал Данте, который за пять веков до освобождения Греции создал «Божественную комедию» на тосканском диалекте Италии, а не на латинском языке. На протяжении всей жизни поэт стремился к совершенному поэтическому слогу, однако результатом его многолетней творческой работы стали многочисленные черновики неоконченных произведений, которые свидетельствуют об орфографической неграмотности поэта в греческом. Рукописи Соломоса изобилуют случаями переключения и смешения языковых кодов, а также обнаруживают оригинальный творческий метод поэта: как правило, вначале Соломос набрасывает по-итальянски прозаические отрывки, и только затем излагает то же содержание в стихах, написанных по-гречески.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью детального анализа и более глубокого осмысления творчества Соломоса в контексте итальянского влияния. Двуязычное творчество поэта стало активно изучаться только в последние несколько десятилетий в связи с возросшим интересом современной филологической науки к индивидуальному двуязычию, и в частности, к вопросу взаимосвязи билингвизма и литературного творчества. Влияниё итальянского языка и итальянской поэтической традиции на поэзию Соломоса продолжает оставаться одной из наименее исследованных областей его творчества. Целый ряд вопросов требует дополнения и уточнения.

Материалом исследования являются итальянские, греческие, а также многоязычные1 произведения Дионисия Соломоса. Открывают творческий путь поэта его ранние итальянские стихотворения. Следующим этапом становятся первые греческие стихи Соломоса (первоначально очень простые по форме и содержанию), которые постепенно видоизменяются и усложняются не только тематически, но и метрически. В тот же период Соломос создает многоязычные сатиры, а затем придумывает новый способ сочинения - двуязычные редакции поэм. В конце жизни поэт вновь возвращается к итальянскому языку. Тексты Соломоса рассматриваются по оригинальным печатным публикациям. Основные источники: «Полное собрание сочинений Дионисия Соломоса» в двух томах (под ред. Г. Папаниколау): Дюуисюи Еодсоцои Апауха (етпц. Г. ПагаткоХяои), тоцо^ А': То Е/Ш^буХсоаао еруо тои, тоцод В': То пакоуЫоао ёруо тои, Абт^а, 1986 (в первом томе представлены греческие сочинения Соломоса, во втором -итальянские); «Рукописи Дионисия Соломоса» в двух томах (под ред. Л. Политиса): Аюуиоюи ЕокоцотЗ Аитоурасра 'Еруа (гтц. А. По?атг^), торо<; А':

1 Под многоязычными имеются в виду тексты (в первую очередь сатиры), написанные на двух (итальянском и греческом) и более языках, с включением фраз на латинском, французском.

Фштопте^, rófiog В': Тилоурасргщ Мгтауращ, ©EccaAovkr): ApiaTOTsX^iov Пстетпатгцлоу Qeaaa>.ovúcriq, 1964. Особенности синтаксиса, орфографии и двуязычного творческого метода поэта изучаются по изданиям Л. Политиса, А. Афанасопулу, Е. Цанцаноглу. Тексты сочинений, опубликованных при жизни поэта, представлены по репринтным изданиям на итальянском и греческом языках, как например, Salamon D. Р. i тис improvvisate. OiXoXoyiKÍ¡ sítijiéX^ia, [isiácppaari: Г. Zcópac, ABriva, 2000; £о>лац0с Л. Pí|iec г% Аяроолхои. Rime improvvisate. 'Yif/üov / f}i|3Xíci, A0iíva, 2004.

Теоретическую основу диссертации составили работы В.И. Беликова, Е.М. Верещагина, Л.П. Крысина, Б.А. Успенского, Ч. Ферпосона, Дж. Фишмана, посвященные различным аспектам диглоссии и билингвизма; труды по теории литературы М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Ю.Н. Тынянова; исследования в области литературного двуязычия М.П. Алексеева, Ч.Г. Гусейнова, С. Кельмана, Л. Форстера. При рассмотрении истории формирования греческой и итальянской поэтических традиций, учитывались работы К. Димараса, П. Макриджа, Л. Политиса, Л.Г. Степановой и др.

Методы исследования. Предлагаемое исследование носит комплексный характер. В диссертационной работе сделан акцент на междисциплинарности: используются элементы лингвистического анализа (сравнительно-сопоставительный, аналитический, а также методы теории языковых контактов) в сочетании с биографическим и историко-литературным методами.

Новизна исследования определяется установкой автора на исследование текстов Соломоса одновременно с двух точек зрения: лингвистической и литературоведческой, С Ьдной стороны, сочинения поэта рассматриваются как тексты, написанные билингвом, носителем двух традиций, а с другой, как результат творческой деятельности двуязычного автора, который, успешно синтезируя итальянскую и греческую традиции в

своем творчестве, становится одним из основоположников современного литературного греческого языка. Творчество Соломоса изучается не только в рамках теории языковых контактов, но также с позиций теории литературы как яркий пример художественного билингвизма. Данная диссертация представляет собой первое в отечественной неоэллинистике

мопгтаплооина ггл^плтаипло ттх/л^гттглтп» тплпттоптт г Г'лпгч^ллл О т т гч гттттт т-М-1ІVW^1V|ЦUІ>UШ1VJ АА^Ч/^^иьЦ^АААА^иу Л^Ш у 1 1. О у и ПИ^ПШИ

оборот вводится большой корпус текстов поэта, неизвестных российским исследователям и читателям.

Цель исследования состоит в выявлении специфики итальянского влияния на поэтику Соломоса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику языковой ситуации на Ионических островах и в Италии на рубеже ХУШ-Х1Х вв., и сопоставить тенденции развития итальянской и греческой литературы указанного периода.

2. Изучить характер двуязычия Соломоса и проследить эволюцию раннего творчества поэта с точки зрения становления художественного билингвизма.

3. Выявить основные черты воздействия итальянского языка и литературной традиции на творчество Соломоса и проиллюстрировать это влияние на материале основных произведений раннего, переходного и зрелого периодов, а также рассмотреть развитие стихотворной техники поэта и описать главные принципы его творческого метода.

Основные положении, выносимые на защиту:

1. Длительное пребывание в италоязычной среде, а также использование итальянского языка на ранних этапах творчества привело к тому, что итальянский в сознании поэта-билингва занял доминирующее место.

2. Итальянское влияние обуславливает разнообразие метрических форм и многогранность греческой поэзии Соломоса.

3. В ранних сатирах Соломоса выявляются многочисленные случаи переключения и смешения языковых кодов. Сатирические стихотворения до некоторой степени отражают реальную языковую ситуацию на Ионических островах (итало-греческое двуязычие), но в то же самое время являются воплощением особого стилистического приема поэта-билингва, который сознательно «смешивает» языки.

4. Работа над греческими поэмами Соломоса представляет бесконечный процесс художественного творчества. Незавершенность и фрагментарность поэтических текстов Соломоса отчасти объясняется сознательными установками автора, а также рядом других причин, в том числе отсутствием единого литературного стандарта и влиянием эстетики романтизма.

5. Все оригинальные греческие произведения Соломоса зрелого периода являются результатом авторского перевода итальянских прозаических отрывков.

6. Создание выдающихся поэтических текстов Соломоса, послуживших эталонными образцами для формирования общенационального греческого языка, стало возможным благодаря уникальному синтезу греческой и итальянской культурных традиций в контексте патриотического подъема и борьбы за независимость Греции.

Практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсе истории зарубежной литературы первой половины XIX века, при разработке курса по истории новогреческой литературы, проблемам становления нового литературного языка, вопросам диглоссии и художественного билингвизма, при подготовке комментированных изданий поэзии Соломоса.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждались на XXXIX международной филологической конференции (15-20 марта 2010 г., Санкт-Петербург, доклад «Особенности билингвизма Дионисия Соломоса на примере его ранней многоязычной сатиры»), ХЬ международной филологической конференции (14-19 марта 2011 г., Санкт-Петербург, доклад «Смешение и переключение кодов в поэтическом тексте (на материале поэзии Дионисия Соломоса)»). Также были сделаны доклады на аспирантском семинаре (2009) и заседании кафедры (2010) общего языкознания СПбГУ («К вопросу о формировании поэтического языка Дионисия Соломоса: многоязычные сатиры», «Влияние итальянского языка и итальянской традиции на раннее творчество Дионисия Соломоса»),

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и четырех приложений. Общий объем диссертации составляет 191 страницу.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, формулируются его цель и основные задачи, дан обзор работ, посвященных изучаемой проблематике и представляются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Культурно-исторический контекст» подробно рассматриваются особенности греческого «языкового вопроса», проводятся параллели с итальянской языковой ситуацией, исследуются основные тенденции в развитии литератур Италии, Греции и Ионических островов.

Творчество Соломоса приходится на первую половину XIX века. Это переломный момент в истории становления новогреческой литературы и греческой государственности. Рост национального самосознания ведет к возникновению освободительного движения против османского ига и образованию независимого государства Греции. Существенным моментом в процессе утверждения нации стала возрастающая литературная активность

греческих деятелей. Под влиянием гуманистических идей Просвещения публикуются первые грамматики и словари новогреческого языка, осуществляются переводы на греческий трудов европейских мыслителей по философии, естественным наукам. В то же время остро встает вопрос о формировании греческого литературного стандарта. Завязывается резкая языковая полемика («уХсосклкб ^гг^сх» — 'языковой вопрос'), которая становится следствием многовековой ситуации диглоссии. Споры о языке переходят на политический и идеологический уровни. Формируются три группировки, которые отстаивают противоположные варианты решения языкового вопроса. Консервативные фанариоты и патриархия выступают за архаизусу, архаизирующий язык, близкий к древнегреческому. Господство исторической орфографии и неприкосновенность древнегреческих форм в литературном языке в конце ХУШ-начале XIX вв. отстаивают Евгений Вулгарис (1716-1806) и Панайотис Кодрикас (1750-1827). Сторонники демократических преобразований предлагают в качестве литературного языка демотику, «народный язык». Главным защитником этого направления становится крупнейший деятель греческого Просвещения Димитриос Катардзис (1725-1807). Сторонникам архаизусы и демотики противостоит третья группа во главе с филологом Адамантием Кораисом (1748-1833), который предлагает компромиссный вариант в виде «очищенного» разговорного языка кафаревусы.

Дионисий Соломос высказывает свою точку зрения на существующую языковую ситуацию в прозаическом «Диалоге» («ДшАхэуод>, 1824). Данное произведение является одновременно лингвистическим исследованием и литературно-художественным текстом. Поэт принимает позицию демотикистов, но рассматривает греческую ситуацию по-своему. Он не ссылается на работы греческих филологов-теоретиков языка, не обращается к проблемам образования, но говорит об исторических судьбах других европейских языков и в своих суждениях

опирается на знание итальянской, немецкой, французской, английской, греческой литературы и философской мысли. Поэт уходит от лингвистических теорий соотечественников и строит концепцию собственного литературного языка на народной основе. Соломос воплощает свои идеи на практике. Уже в 20-е годы XIX века он создает замечательные образцы поэзии и прозы на демотике, которые долгое время остаются достоянием лишь узкого круга друзей поэта.

Предшественниками Соломоса, работавшими над созданием демотической поэзии, были:

> Ригас Фереос (1757-1798), автор патриотического гимна «Фуриос» («©абрю?», 1797), вдохновленного поэтической выразительностью народных клефтских песен;

> Афанасий Христопулос (1772-1847), легкая жизнерадостная лирика которого («Лиргка», 1811) стала символом простоты и естественности в греческой поэзии;

> Яннис Виларас (1771-1823), написавший научный трактат «Ромейский язык» («Роцет|кт1 улоста»2, 1814) с предложением отказаться от исторической орфографии и признать фонетическое письмо.

Особо выделяется в этот период демотическая литература Ионических островов, сильное влияние на развитие которой оказало трехвековое венецианское господство. Сближение греческого и итальянского культурных кодов стало возможным благодаря схожей политической ситуации, общим тенденциям развития литературы. В Италии, как и в Греции, неоднократно поднимался вопрос о литературном языке. Значительную роль в создании итальянского литературного языка сыграла деятельность великих поэтов XIV века Данте, Боккаччо и Петрарки. В ХУП-ХУШ веках итальянский литературный язык играет важную роль в

2 Книга Вилараса была опубликована в оригинальной упрощенной орфографии без ударений и придыханий.

процессе национального объединения всей Италии. Большой вклад в дело унификации и обновления литературного итальянского языка внес поэт и писатель-романтик Алессандро Мандзони (1785-1873).

Литераторы Ионических островов в отличие от радикально настроенных фанариотов отдавали предпочтение народному языку. В этом они ориентировались к с только на литературу Критского Зозрожд ския5 традиции которой хранили, но следовали примеру Данте и его последователей. В описываемый период на Ионических островах появляется целая плеяда поэтов, которые опираются в своем творчестве на разговорную и народнопоэтическую стихию. Особо следует отметить сатиры Николаоса Кутузиса (1741-1813), а также комедии Савояса Рузмелиса и Димитриса Гузелиса (1773-1842), которые одновременно следуют традициям итальянской макаронической поэзии3, комедии дель арте (язык этих сочинений представляет собой смесь греческих говоров Ионических островов и итальянского языка) и критской литературы XVII века (комедии написаны рифмованным пятнадцатисложником).

Можно утверждать, что особенности поэтической манеры Соломоса во многом сформировались благодаря определенному климату эпохи и особой бикультурной ситуации на родине поэта.

Во второй главе «Художественный билингвизм в творчестве Соломоса» особенности итальянского влияния на языковую личность поэта

3 Термин макароническая поэзия (итал. poesía maccheronica, от maccheroni - макароны) возник в Италии, где в конце XV века Тифи дельи Одази написал эпическим гекзаметром комическую поэму «Масагопеа» на смеси классической латыни и итальянских диалектов. Постепенно влияние макаронической поэзии распространилось на литературу других стран Европы и термин стали относить к «шуточной поэзии, написанной своеобразным смешанным жаргоном» [Мокульский С. Макароническая поэзия // Литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1932. - С. 709-713; Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры: терминологический словарь. Ростов-на-Дону, 2007]. Макароническая речь, то есть намеренное смешение нескольких языков, часто используется в пародийно-сатирических целях.

исследуются в контексте теории языковых контактов и литературного двуязычия.

Первая часть второй главы является теоретической основой для исследования билингвизма4 Соломоса, в ней рассматриваются вопросы двуязычия в литературном творчестве. Писатель или поэт-билингв, используя в своем творчестве два языка, синтезируя опыт нескольких культур, расширяет возможности своего самовыражения. Ситуации художественного билингвизма не ограничиваются параллельным использованием нескольких языков в творчестве. Поэт или писатель может делать авторские переводы с одного на другой язык, использовать свое умение в качестве особого средства или приема. В тексте могут появляться цитаты, имена собственные на других языках с сохранением или искажением первоначальной орфографии (макароническая речь) для создания определенного художественного эффекта.

Особый интерес для исследователей представляют поэтические тексты авторов-билингвов. Как показывает история, двуязычные поэты часто становятся основоположниками литературного стандарта. Пользуясь своим уникальным поликультурным положением, авторы-билингвы нередко прибегают к языковым экспериментам. В результате такого рода опытов по наложению языков и смыслов появляются автопереводы, макаронические стихотворения. Параллельное функционирование нескольких языков в творчестве поэта предполагает наличие особой многоязычной среды.

Во второй части главы представлены основные этапы формирования двуязычия Соломоса, приводится анализ первых сочинений поэта. Выявляются особенности взаимодействия итальянского и греческого языков

4 Под билингвизмом (двуязычием) в диссертации понимается владение индивидом двумя или более языками и их использование в различных коммуникативных сферах в зависимости от ситуации и целей общения.

на раннем этапе его творчества. Рассматриваются истоки формирования особой художественной двуязычной стратегии, разработку которой Соломос осуществляет уже в зрелом творчестве.

Детство поэта проходило в атмосфере двух языков и культур: отец происходил из аристократического рода, вписанного в «Золотую Книгу» (ТлЬго с1'Ого) знатных венецианских семей, мать была простой служанкой, гречанкой по национальности. В случае Соломоса можно говорить о естественном и раннем индивидуальном билингвизме, поскольку обоими языками (итальянским и греческим) поэт овладел в раннем возрасте «неосознанно» в общении с родителями, родственниками.

Существуют свидетельства современников поэта о том, что первые 4 года жизни Соломос провел в народном квартале Палья Вриси в доме матери, на основании этого представляется возможным предположить, что первым усвоенным языком для Соломоса был греческий. Знание первого языка было ограничено знакомством с его устной формой, поскольку систематического образования на греческом Соломос не получил. В то же время изучение итальянского было комплексным и интенсивным.

В 10-летнем возрасте Соломоса с итальянским гувернером отправляют учиться в Италию. Во время обучения Соломоса итальянский в его языковой компетенции частично вытесняет греческий и становится доминирующим, что приводит к пассивному билингвизму. Эмоциональные и поэтичные юношеские письма Соломоса к нежно любимой матери написаны им по-итальянски, при этом известно, что итальянским она не владела и без сомнения нуждалась в помощи переводчика, чтобы прочесть письма сына. Тем не менее, изменения, произошедшие с греческим языком у Соломоса за 10 лет пребывания в Италии, нельзя назвать аттриционными, поскольку они не повлекли за собой утраты языка. После возвращения на Закинф, поэт переходит к активному использованию греческого, но доминирующее положение итальянского сохраняется.

В начале закинфекого периода5 Соломос продолжает писать стихи по-итальянски. Ранние итальянские стихотворения и импровизации поэта восхищают современников. Стихотворения Соломоса 1815-1822 годов («Разрушение Иерусалима», «Ода на первую литургию», «Свадебный сонет» и др.) написаны по-итальянски в духе рафинированной салонной поэзии. Критики часто говорят о вторичности итальянских стихов Соломоса, называя их подражательными и неоригинальными. Представляется, что эта оценка определяется некоторой пристрастностью греческой критической традиции и следованием установившемуся стереотипу. В действительности итальянские стихи Соломоса отличаются стилистическим и метрическим изяществом. Вполне вероятно, что с течением времени Соломос мог стать выдающимся итальянским поэтом. Но он принимает сознательное решение писать стихи по-гречески. С двадцатых годов девятнадцатого века поэт приступает к основательному изучению греческого языка. Соломос исследует языковые и стилистические особенности народных греческих песен, знакомится с сочинениями демотикистов (Христопулоса, Вилараса) и критских поэтов (Хортациса, Корнароса).

Поэту так и не удалось овладеть исторической орфографией, синтаксисом и грамматикой родного языка. В черновиках встречаются многочисленные орфографические ошибки, а также случаи смешения и переключения кодов. Интерференционное влияние доминирующего итальянского языка проявляется в рукописях поэта разных периодов. Благодаря репринтным изданиям Линоса Политиса6 можно составить ясное представление о языке и орфографии Соломоса. Поэт отдает предпочтение

5 После возвращения из Италии Соломос провел на Закинфе 10 лет (1818-1828). В 1828 году поэт переезжает на остров Корфу, где остается до конца жизни.

6 Aiovucríou ГоХицой Аитбурскра 'Еруа, (езиц. Д. ПоМтг^), тоцо? А': Фсототетое?, т0цо<; В': Титоурасрист] Mexaypatpfj, ©sacroAovíicri: AptotoxéXeiov nav£7tiaxr|)xiov ©EaaaXovíicri?, 1964. В первый том вошли фотокопии с черновиков поэта, во второй - перепечатанные расшифрованные тексты рукописей Соломоса.

14

фонетическому письму, не ставит знаки ударения, смешивает буквы двух алфавитов. Греческое -I- (а также -и-, -г|-, -61-, -01-) Соломос часто заменяет итальянским -¡- (напр., вместо олплорхт[ш]а вместо

&уияо(хоуг|а{а), вместо согласных р, т, ц., X в греческих словах употребляет соответствующие итальянские г, 1:, ш, I (напр., 1еиа вместо техош, Ьацярод вместо Ла.1г1прод, цагацеуг вместо {шра^ёут}, А5аш вместо А8а}х).

Нестабильность в орфографии характерна для многих грекоязычных текстов конца ХУШ-начала XIX вв. Однако правописание Соломоса в значительной степени отклоняется от книжных традиций его времени: для рукописей поэта характерна орфографическая непоследовательность, в написании некоторых форм отражается влияние итальянской орфографии. На основании анализа рукописных текстов поэта в диссертации делается вывод, что Соломос не придерживался определенной орфографической системы и, по всей видимости, не отвлекался на правописание и исправление ошибок.

В период с 1820 по 1828 годы формируется особая художественная двуязычная стратегия поэта, разработку которой Соломос осуществляет уже в зрелых сочинениях. Итальянский язык не уходит из творчества поэта, а используется как вспомогательное средство. В результате перевода с итальянского рождаются оригинальные стихотворные строки на греческом.

В третьей главе «Особенности индивидуального стиля Соломоса в контексте итальянского влияния» рассматриваются ранние оригинальные и переводные греческие стихотворения Соломоса, прозаический «Диалог», многоязычные сатиры, несколько зрелых сочинений поэта («Критянин», «Свободные осажденные»), выявляются некоторые особенности его творческой манеры.

В ранних греческих стихотворениях (1818-1823) Соломос имитирует размеры итальянского стихосложения, следует европейским и итальянским литературным тенденциям, играет с мотивами и стилем. Поэту удается

совместить в своем творчестве две различные метрические системы: силлабическую и силлабо-тоническую. Особое место в раннем творчестве Соломоса занимают стихотворные переводы на греческий с итальянского. В процессе перевода поэт оттачивает свое мастерство и вырабатывает индивидуальную творческую манеру. Ранние переводные сочинения

СПОСОБСТВУЮТ ПЯГ.ЦТИПЙНИКЛ MPTnMUPrvnÜ гугатттлг»тагир.г.лт1т} и чдг/чталт/^т}

-----^--- I-------J-------- — - * [' - ----- w . . . v»...,.^,.. .vvrtun i1 .m>vn Ivvnu»

палитры поэта. Соломос переносит разнообразие итальянских стихотворных размеров в греческую поэзию. Благодаря итальянскому влиянию в греческом творчестве поэта появляются такие изысканные метрические формы, как терцины, октавы.

В греческих стихотворениях Соломоса наблюдается семантическая интерференция, которая проявляется в калькировании фраз из итальянского. Например, в стихотворении «Весна» («Avoi^ti», перевод канцонетты «Primavera» Метастазио) встречается словосочетание лроао%ц каццих Ssv Kánvei, что является дословным переводом итальянского выражения fare attenzione (ср. греч. 8ívco upoooxn). В переводе канцонетты Метастазио «Лето» («L'estate») появляется необычная для греческого языка фраза fisXcoSisq 5sv acriKcóvEi/ то уАлжосрстю aT]5óvi, где сочетание otikóvcd ¡j.eXto5íeg соответствует итальянскому выражению alzare/mandare canti. Как случай языковой интерференции можно рассматривать строку av va kXcioGoív oí fiépsg цои, где выделенное словосочетание - буквальный перевод итальянского chiudersi i giomi. Представляется, что такие случаи следует интерпретировать как пример сознательных действий автора, поскольку появление глаголов Kávcü и ot|kcüv(D в несвойственном для них значении в конце строфы можно объяснить необходимостью соблюсти рифму (Xáyvgi-KÓyvei; acrr]Kávsi-ar|5óvi). Поэт «ошибается» намеренно, например, чтобы сохранить ритмический рисунок стихотворения.

Двуязычие Соломоса дает ему возможность разнообразить и одновременно сформировать для себя определенный стандарт поэтической

речи, приблизиться к созданию эталонных текстов на демотике. Из народного языка Соломос черпает экспрессивную местную диалектную лексику, из итальянской литературы и поэзии Критского Возрождения -метрику, тематику. Внешнее сходство с народными греческими песнями и понятность демотического языка обеспечили небывалый успех ранним сочинениям поэта.

Воодушевленный восстанием греков 1821 года, Соломос в 1823 году всего за месяц завершает работу над «Гимном Свободе» («'Y|j.voç eiç rriv EXsuGspiav»), Следуя романтическим тенденциям, поэт обращается к социально-исторической проблематике, но при этом использует четкую классицистическую композицию. «Гимн» представляет собой аллегорическое повествование о странствиях Свободы. Язык поэмы ориентирован на язык народных песен. В тексте «Гимна» часто встречаются диалектные формы с приращением (sKaioiKoûoeç, акартеротЗоед, ejiétaÇav, exeipovTO, £7rf)psç, есшх0г), r|)i7topsi, eÇavàX.Geç), синкопой (акХои9<ш, sp^iéç, epHià), диалектизмы (ерлросгох, о^оуХт|уора, cru, tç). В то же время отсутствуют ярко выраженные просторечные элементы, варваризмы. Как и в переводных стихотворениях, в «Гимне Свободе» встречаются примеры семантической интерференции. Под влиянием итальянского squadrare/misurare (измерять, оглядеть) греческий глагол цетрасо (мерить, считать) в тексте Соломоса приобретает новое значение «осматривать, оценивать». В двустишии Tpé'/si, rpé^si оХа та 5асг|, / та ^аукабю, та pouvâ (33) непереходный глагол трёхю (бежать куда-либо) принимает переходное значение, по аналогии с итальянским correre, и появляется без ожидаемого предлога. В 77 четверостишии поэмы указанный глагол употребляется в полном соответствии с правилами греческого языка rpé%ovv арцага %iXiâôsç / aav то кица ец то yiaXô (77). Становится ясно, что кажущаяся «ошибка» была включена в опубликованный отредактированный текст в результате сознательного намерения поэта соблюсти ритмический рисунок поэмы.

Первое прозаическое сочинение Соломоса на греческом «Диалог» становится своеобразной апологией демотики. В «Диалоге» поэт определяет свою позицию в отношении греческого языкового вопроса. Он придерживается взглядов Катардзиса и выступает как против архаизированного «мертвого языка», так против «очищенного» варианта

^ллоиго Р /"»t><"\t»v тте"»тэ/-\ тто v ли лтттдгч^от'ла иа оиочт^сг лпгч/м-готт/чллт* т*/*»-г/"\тлттт7

AVW^/U'iVU> XJ WUV11/V ^ViJU/^UA Uil UlUl^UV A. V/l 11U iJHUIltl/l vupviivitvnuii I1V l Vf^lllij

литературы и философии. Особенно значимым в системе доказательств поэта становится рассуждение о роли Данте в формировании литературного итальянского языка.

Важный этап развития греческого поэтического языка Соломоса составляют его малоизученные ранние многоязычные сатиры7. Стихотворения написаны на необычном макароническом языке и представляют собой уникальный лингвистический материал с большим количеством неадаптированных заимствованных элементов, диалектизмов, варваризмов. В рассматриваемых поэтических текстах выявляются случаи языковой игры, переключения и смешения кодов. Главный комический персонаж сатир - врач Дионисий Роидис (1750-1835), современник Соломоса. Его смешанная речь в сатирах отсылает нас к сочинениям греческих поэтов-сатириков («Хасис», «Мнимые врачи», «Коракистика») и комедии дель арте. Персонаж Роидиса удивительным образом похож на болтливого болонского Доктора («всезнающего» юриста, медика, ученого) из итальянской комедии масок. Оба героя склонны к чрезмерному самомнению, изрекают высокопарные фразы и цитаты на латыни. Их речь, как правило, строится в форме бесконечного монолога, в котором первая фраза логически связана со второй, вторая с первой, но первая не имеет

7 До нас дошло 5 многоязычных сатир Соломоса двух видов: две сатиры написаны на итальянском («К графу Павлу Меркатису», «О выражениях доктора Роидиса и в подражание его фразам и словам») с включением греческих фраз, три другие 1824-1827 гг. («Новый Год», «Консилиум», «Визит») - на греческом с вкраплением итальянских, латинских, французских элементов.

никакого отношения к третьей. В сатирах Соломоса 100% всех фраз со смешением кодов принадлежит Роидису. Как смешение кодов в диссертации рассматривается включение в греческую речь итальянских неадаптированных прилагательных (eivai ap^ovricraa graziosa/eívat poi Kai generosa «Консилиум»), существительных (кои це gorga éxai jj.cyáXr) «Новый год»), целых словосочетаний (Tnv nmyií ¡if то Kpvo/Di non andaré han fatto saviamente «К графу Павлу Меркатису»).

Переключение кодов встречается не только в речи врача, но также других персонажей. Переход с одного языка на другой реализуется в форме обращений и приветствий. В итальянской сатире «Al conte Paolo Mercati» Соломос приветствует Роидиса гибридной фразой О Dottor! ко1г\рЬра [...]. В греческой сатире «Новый год» по-итальянски к Роидису обращаются друзья с просьбой прочитать свои сочинения: Е Dottore! или Dottor caro!. Наряду с итальянским обращением в том же тексте присутствует адаптированное к греческой орфографии сочетание hóp Aorópo! («Новый год», «Консилиум») и гибридное Sióp Dottore! («Новый год»). Часто кодовое переключение сопровождает передачу иностранных имен. В греческом диалоге Роидиса встречаются следующие иноязычные имена: Zorzetto («Консилиум»), Morgagni, Scarpa («Новый год»), Nerone («Новый год»). При этом герой уже через фразу употребляет адаптированный вариант Népcovaç («Новый год»). Обращают на себя внимания греческие артикли, которые сочетаются с неадаптированными греческими именами собственными и представляют собой переходный вариант заимствования: то Nerone, г| Mottoneide, ато Demostene, то Passio («Новый год»), атои Reggente («Консилиум»),

Наряду с вышеперечисленными случаями, в сатирических текстах Соломоса выявляются примеры сознательного смешения кодов, проявляющихся как языковая игра. В некоторых фразах обнаруживается намеренное стремление поэта включить в текст иноязычные слова и выражения. В частности, результатом смешения языковых кодов становится

оригинальная двуязычная рифма (per Вассо - шцтохко. (роратоа - batte, yé/oo - meglio).

Очевидно, что сатирические стихотворения, с одной стороны, отражают реальную языковую ситуацию на Ионических островах, а с другой, являются воплощением особого стилистического приема поэта-билингва, который сознательно «смешивает» языки. Многоязычие ранних сатир освобождает сознание Соломоса от власти доминирующего итальянского языка, он уходит от литературной игры и возвращается к народной традиции Закинфа.

В более поздних произведениях Соломос стремится преодолеть диалектное многообразие, избегая включения диалектизмов и варваризмов в греческие тексты. В то же время он обращается к оригинальному двуязычному методу написания греческих стихотворений, который представляет собой яркое проявление художественного билингвизма поэта. В третьей главе выявляется еще одна особенность индивидуального стиля Соломоса - фрагментарность. Все зрелые сочинения поэта дошли до нас в отрывках. О вышеописанных особенностях творческой манеры Соломоса стало известно только после первых факсимильных публикаций его черновиков. Очевидно, что обработанные тексты Я. Полиласа8 не воплощают в полной мере замысел поэта и не являются окончательными вариантами. Первый издатель Соломоса, в соответствии с собственными установками и литературным вкусом, в прямом смысле дописывает тексты поэта: меняет ритм исходных стихотворений, исключает слишком просторечные слова. Кроме того, Полилас включает в сборник итальянские комментарии поэта в переводе на греческий, не указывая на язык оригинала

8 Яков Полилас (1825-1896), друг и первый издатель Соломоса, обработал черновики поэта и в 1859 году опубликовал книгу «Еиркткбцеуа» («Найденное») с его неизвестными сочинениями.

и «скрывая» таким образом от читателей факт творческого двуязычия Соломоса.

Все больше исследователей сегодня (Е. Цанцаноглу, П. Макридж, А. Афанасопулу) стремятся к изданию текстов поэта вместе с многочисленными редакциями, набросками и размышлениями автора, содержащимися в черновиках. Рассматривая рукописи, можно увидеть следующую картину: весь материал Соломос разбивает на небольшие тематические отрывки, многократно перерабатывая которые, стремится добиться идеального сочетания формы и содержания. Любопытно, что поэт работает над тематическими кусками не в том порядке, как того требует замысел, а совершенно иным образом: он перерабатывает на одной странице отрывки из разных частей стихотворения. Например, работая над первыми строками стихотворения, поэт включает варианты строк из заключительной или центральной его части. Многочисленные обработки тематических отрывков стихотворения (прозаические и поэтические) на итальянском и греческом смешаны и разбросаны на страницах рукописных тетрадей Соломоса.

Характерный образец работы Соломоса над греческим текстом представляет собой черновик неоконченной поэмы «Критянин» («Крг)Т1К09>, 1833). Поэт написал один за другим пять разных вариантов поэмы. Стремясь к «абсолютному идеалу», Соломос оставлял незаконченными неудовлетворяющие его варианты. Первая зарисовка «Критянина» - прозаический текст на итальянском языке, но каждый следующий набросок содержит все больше греческого текста и все меньше итальянского материала. Последний стихотворный вариант, представленный в рукописи, написан практически полностью на греческом языке.

Работа над греческими поэмами у Соломоса представляет бесконечный творческий процесс. Незавершенность творческого замысла

объясняется рядом причин. В частности: отсутствием единой литературной нормы языка; влиянием эстетики романтизма. Возможно, что определенную роль в формировании «фрагментарного» стиля поэта сыграли и драматические обстоятельства его жизни - затяжная тяжба с родственниками, ставшая причинном душевной подавленности.

Ярким примером фрагментарности в творчестве Соломоса может служить поэма «Свободные осажденные» («Е?хи9еро1 ПоХлоркгщстог»)9, работу над которой автор вел, экспериментируя с новыми формами стиха и темами, на протяжении более двадцати лет (1826-1847).

Первая редакция поэмы (ХХЕД1АША А' 1827-1829) является самой короткой и написана двустопным амфибрахием с перекрестной рифмой. В ранней редакции герои появляются не в огне жестоких битв (как в «Гимне Свободе»), а в затишье между столкновениями, когда они особенно глубоко воспринимают свою обреченность. Кроме описания бедственного положения города Соломос уже в первую редакцию поэмы включает картины природы. Тема противостояния человека и природы становится основополагающей в двух последующих редакциях поэмы (ЕХЕД1АЕМА В' 1834-1844 и ЕХЕД1АХМА Г' 1844-1847). На зрелом этапе творчества Соломоса сохраняется двуязычный метод сочинения греческой поэзии. В черновиках второй и третьей редакций поэмы много прозаического итальянского текста (наставлений, размышлений и прозаических набросков). Постепенно прозаические пассажи перерабатываются в греческие стихотворные отрывки. Интересно, что Соломос формулирует и развивает основную концепцию своего греческого сочинения в комментариях на итальянском языке, где прослеживается влияние идеалистической диалектики Гегеля10. Соломос дистанцируется от влияния

9 Полилас после смерти Соломоса нашел в его рукописях три фрагментарных отрывка некого сочинения об осаде города Мессолонги и объединил их под единым названием «Свободные осажденные».

10 Поэт читал тексты немецких мыслителей в итальянских переводах своих друзей.

22

литературы Риеорджименто, где нет места мистике, смирению и покорности. В то же время поиски новых стихотворных форм приводят Соломоса к фольклорным первоисточникам. Во второй редакции поэт использует народный пятнадцатисложник «Эротокрита», в третьей отказывается от рифмы, следуя традициям клефтских песен.

Оставив незаконченными свои главные греческие сочинения, Соломос в конце жизни снова возвращается к творчеству по-итальянски (к этому периоду относятся стихотворения «Орфей», «Греческий корабль», «Сапфо», прозаические наброски «Греческая мать», «Женщина в вуали» и др.). С итальянской поэтической традиции поэт начал свой творческий путь и именно благодаря итальянскому влиянию реализовал свой творческий потенциал в греческом стихосложении.

В Заключении подводятся итоги предпринятого исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы. Отмечается, что рассмотрение двуязычного творчества Соломоса в рамках теории языковых контактов и с позиции литературоведческого анализа позволило охарактеризовать его как яркий пример художественного билингвизма. Результаты диссертационного исследования позволяют сделать вывод о том, что плодотворная деятельность поэта по разработке общенародного греческого языка стала возможной благодаря диалогу итальянской и греческой культур, наблюдаемому в рукописных и опубликованных текстах Соломоса.

Языковая ситуация на Ионических островах, где двуязычность была нормой, способствовала формированию билингвизма поэта. Длительное венецианское господство привело к итальянизации аристократической верхушки, однако греческий продолжал бытовать на уровне узуса.

Отказавшись от сочинения итальянских поэтических текстов, Соломос продолжал использовать итальянский язык на всех этапах своего творчества. На раннем этапе итальянский занимает главенствующую

позицию, на переходном играет определенную роль в языковой игре (сатиры Соломоса), на зрелом этапе является вспомогательным средством для написания греческой поэзии, в конце жизни - вновь выходит на первый план.

В ранних греческих стихотворениях Соломос ориентируется на знания итальянской метрики, адаптирует размеры силлабической системы стихосложения к греческой поэзии. Встречающиеся в рукописях поэта примеры перехода от итальянской силлабической фразы к греческой силлабо-тонической позволяют говорить о своего рода билингвизме в области стихотворной техники.

Влияние итальянского языка проявляется в семантической и фонетической интерференции. Ошибки в рукописях свидетельствуют о наложении итальянской языковой системы на греческую. В то же время в некоторых случаях вышеназванные интерференционные явления следует интерпретировать как особый авторский прием. В текстах Соломоса (как рукописных, так и опубликованных при жизни поэта) широко представлены случаи смешения и переключения кодов.

В результате рассмотрения рукописей поэта, были выявлены две основные особенности творческого метода Соломоса: автоперевод с итальянского языка и фрагментарный характер греческих поэтических текстов. ■>

Уникальный синтез греческой и итальянской культурных традиций в контексте национального возрождения Греции определил возможность создания замечательных поэтических текстов Соломоса, послуживших эталонными образцами для формирования общенационального греческого языка.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Иосифиди Е. А. Художественные и лингвистические особенности ранней сатиры Дионисия Соломоса // Вестник Санкт-

ТТоТОпЛчГПГЛЬ'ПГЛ ГЛМтОПЛТПйиЧЛГП VUUDOnf*IITATO лопип Q Olim'M» А

да» i v|ívj v a V/VJ ^h^iv A UV11I1U1 и j Iinuv^ vil a VIH) vvpn« ) wuiiij VI»

2010.-С. 117-124.

2. Иосифиди E. А. Отражение билингвизма в поэтическом творчестве Дионисия Соломоса // Acta Lingüistica Petropolitana-Труды Института лингвистических исследований РАН, том VII, часть 1. СПб.: Наука, 2011. - С. 445-462.

3. Иосифиди Е. А. Лингвистические особенности сатир Дионисия Соломоса // Шестнадцатая Санкт-Петербургская ассамблея молодых ученых и специалистов. Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по науке и высшей школе. СПб., 2011. - С. 23.

4. Иосифиди Е. А. Влияние итальянского языка и итальянской традиции на раннее творчество Дионисия Соломоса // Известия РГПУ им. Герцена, № 132. СПб., 2011. - С. 98-103.

ОНУТ филологического факультета СПбГУ 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 11 Подписано в печать 28.02.2012

 

Текст диссертации на тему "Итальянское влияние в творчестве Д. Соломоса"

61 12-10/1149

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Иосифиди Елизавета Александровна

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВЛИЯНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. СОЛОМОСА

Специальность 10.02.14 - Классическая филология, византийская и

новогреческая филология

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор Ф. А. Елоева

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012

Оглавление

Введение.....................................................................................................................4

Глава 1. Культурно-исторический контекст 15

1.1. Языковая ситуация в грекоязычном мире на рубеже ХУШ-Х1Х вв...........15

1.2. Языковая полемика..........................................................................................21

1.3. Некоторые особенности новогреческой литературы конца ХУШ-начала

XIX века....................................................................................................................27

1.4. Становление языковой нормы итальянского языка......................................31

1.5. Поиски новых поэтических форм в греческой литературе начала XIX в.. 39

1.6. Литература Ионических островов в конце XVIII века.................................43

Выводы по главе 1...................................................................................................47

Глава 2. Художественный билингвизм в творчестве Соломоса..................50

2.1. Художественный билингвизм или литературное двуязычие......................51

2.1.1. Вопросы теории двуязычия в художественном творчестве.....................51

2.1.2. Двуязычие в поэзии.......................................................................................57

2.2. Эволюция раннего творчества поэта как стремление к моноязычию........60

2.2.1. Истоки двуязычия поэта...............................................................................60

2.2.2. Ранние итальянские стихотворения............................................................66

2.2.3. Итальянские импровизации.........................................................................

2.2.4. Освоение Соломосом греческого языка......................................................82

Выводы по главе 2...................................................................................................9 *

Глава 3. Особенности индивидуального стиля Соломоса в контексте

94

итальянского влияния.........................................................................................^

3.1. Первый опыт создания греческой поэзии......................................................94

3.1.1. Переводные стихотворения Соломоса......................................................Ю2

3.1.2. «Белокурая девушка» и «Гимн Свободе».................................................105

3.1.3. «Диалог».......................................................................................................111

3.2. Многоязычные сатиры как переходный этап на пути к моноязычию......117

3.3. Творческий метод Соломоса и проблема отрывочности...........................128

2

3.3.1. «Oap|iaKCû|isvr| axov Aôr|»...........................................................................130

3.3.2. Фрагментарность поэзии Соломоса..........................................................135

3.4. Жанрово-стилевое своеобразие зрелых сочинений поэта.........................139

3.4.1. «Критянин»..................................................................................................140

3.4.2. «Свободные осажденные»..........................................................................147

3.4.3. Заключительный итальянский период......................................................161

Выводы по главе 3.................................................................................................163

Заключение.............................................................................................................165

Список использованной литературы..............................................................168

Источники..............................................................................................................168

Научные исследования..................................... .....................................................168

Литературные сборники.......................................................................................182

Письма....................................................................................................................184

Справочная литература.................................... .....................................................185

Интернет-ресурсы..................................................................................................185

Приложения..........................................................................................................186

Приложение 1.........................................................................................................186

Приложение 2.........................................................................................................188

Приложение 3.........................................................................................................190

Приложение 4.........................................................................................................191

Введение

Диссертационное исследование посвящено изучению специфики итальянского влияния в творчестве крупнейшего поэта греческого романтизма Дионисия Соломоса (1798-1857). Автор национального гимна, знаменитый поэт освобожденной Греции, Соломос является основоположником греческой литературы нового времени. Высокое поэтическое мастерство поэта удивительным образом сочетается со странной отрывочной манерой письма и незначительным количеством опубликованных при жизни произведений. В силу определенных исторических обстоятельств поэт, выходец с Ионических островов, был двуязычен. Он блестяще владел литературным итальянским языком, на котором получил образование, начал писать свои первые стихи и великолепно импровизировал. Разговорному греческому языку он научился у своей матери, служанки в доме отца-аристократа. С письменной греческой традицией Соломос познакомился уже в зрелом возрасте, когда принял решение писать стихи по-гречески. В условиях напряженной полемики вокруг вопроса о выборе греческого литературного стандарта, Соломос отдал предпочтение «демотике», греческому языку на основе народного. Идеальной моделью и примером для Соломоса стал Данте, который за пять веков до освобождения Греции создал «Божественную комедию» на тосканском диалекте Италии, а не на латинском языке. На протяжении всей жизни поэт стремился к совершенному поэтическому слогу, однако результатом его многолетней творческой работы стали многочисленные двуязычные черновики неоконченных произведений, которые свидетельствуют об орфографической неграмотности поэта в греческом. Рукописи Соломоса изобилуют случаями переключения и смешения языковых кодов, а также обнаруживают оригинальный творческий метод поэта: как правило, вначале Соломос набрасывает по-итальянски прозаические отрывки, и затем излагает их содержание в стихах, написанных по-гречески.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью детального анализа и более глубокого осмысления творчества Соломоса в контексте итальянского влияния. Двуязычное творчество поэта стало активно изучаться только в последние несколько десятилетий в связи с возросшим интересом современной филологической науки к индивидуальному двуязычию, и в частности, к вопросу взаимосвязи билингвизма и литературного творчества. Влияние итальянского языка и итальянской поэтической традиции на поэзию Соломоса продолжает оставаться одной из наименее исследованных областей его творчества. Целый ряд вопросов требует дополнения и уточнения.

Написание квалификационной работы традиционно предполагает обязательный раздел о литературных источниках по теме, который предваряет основное исследование. В нашем случае, речь идет о сложном и загадочном поэте, вследствие чего даже обзор литературы по его творчеству становится нетривиальной задачей, включающей в себя две части: 1) вопрос о публикациях Соломоса и 2) вопрос об особенностях его двуязычия. Библиографию работ о творчестве Соломоса открывает книга под редакцией Якова Полиласа «Найденное» (1859) [ЕоАхоцотЗ 1859], вышедшая через два года после смерти поэта. В нее вошли биографические сведения о Соломосе («Предисловие» Полиласа - «ПроА,£у6ц£уа»), неизданные при его жизни сочинения и примечания к ним. Несмотря на очевидную значимость, это издание во многом искажало реальную ситуацию с текстами поэта. В частности первый издатель и друг Соломоса «скрыл» от читателей факт его творческого двуязычия. Он включил в сборник итальянские комментарии поэта в переводе на греческий, не указав при этом на язык оригинала. Незавершенность многих сочинений Соломоса Полилас объяснял тем, что черновики с окончательными вариантами были утеряны или уничтожены автором. Несмотря на все попытки По ли л аса сгладить картину незавершенности, недосказанности в творчестве Соломоса, сборник

«Найденное» стал причиной разочарования в поэтическом таланте поэта для многих читателей, которые не ожидали увидеть его лучшие произведения в столь несовершенном, фрагментарном виде.

За изданием Полиласа последовал дополненный сборник с текстами Соломоса под редакцией еще одного выходца с Ионических островов Сергиоса Рафтаниса (1880) [ЕоАхоцотЗ 1880]. Появление этой публикации можно связать с возросшим интересом к литературе на демотике в конце XIX века. Автор сборника в предисловии подчеркивает значимость творчества поэта с острова Закинф для всей Греции.

Новый этап критической литературы о Соломосе относится к началу XX века и связан с именем поэта Костиса Паламаса, члена Афинской академии. Паламас предпринял попытку дать общую характеристику творчества Соломоса. Статья Паламаса «Дионисий Соломос. Его жизнь и творчество» стала прологом к очередному сборнику сочинений поэта [ХоА-юцотЗ 1901], впервые изданному за пределами Ионических островов. Паламас по-новому оценил творческое наследие Соломоса, подчеркнув его историческую важность. Он обратился к поэтическому языку Соломоса. Так Паламас описывает идиолект поэта: «Чувство и смысл, язык и ритм, фантазия и искусство постепенно расширяются, возвышаются, обогащаются и сияют у Соломоса. Народный язык (...) он использует без стеснения и компромисса (...)» [ПаАдцбк; 1901: 98-99]. В 1903 году вышла еще одна критическая статья Паламаса, посвященная Соломосу, под названием «Критика и Соломос (темы для развертывания)» [ПаХа^щ 1902]. Паламас выделяет несколько актуальных аспектов творчества поэта, предлагая, таким образом, новым исследователям готовые темы для размышлений. Среди них вопросы о музыкальности слога Соломоса, о стихотворных формах, языке, символизме, отрывочности его

произведений и др.

Новая волна критических статей о Соломосе относится к 1920-м гг. и косвенно связана с крушением «Великой идеи». В разгар идеологического

кризиса выходит книга «Поэзия в нашей жизни» (1923) Янниса Апостолакиса [А7гоато^акт1<; 1923], который пишет о Соломосе, как о единственном греческом поэте («цтчхбпсо«; лоп^тт^ цяд») и пренебрежительно высказывается о современных литераторах. Своеобразным ответом на критику Апостолакиса становится вышедшая в 1925 году книга поэта и писателя Костаса Варналиса «Соломос без метафизики» [Варуо&п«; 1925]. Автор, убежденный материалист, впервые в истории современной греческой критики развивает идею отрывочности и фрагментарности творческой манеры Соломоса.

Почти одновременно с появлением критических статей Апостолакиса и Варналиса готовится новое издание рукописных текстов поэта. В 1927 году под редакцией Костаса Керофиласа выходит книга «Неизданные сочинения Соломоса» [ЕоАх»ца6 1927], включившая прозаический отрывок «Женщина Закинфа», сатиру «Волос», а также неизвестные итальянские сонеты поэта. Фактически впервые двуязычие Соломоса становится предметом обсуждения, автор указывает на многочисленный ошибки в рукописях поэта и называет «недостатком смешение греческих и итальянских слов в одной фразе» [Ео^соцотЗ 1927: 20]. После публикации Керофиласа наблюдается рост интереса к творчеству Соломоса. Среди теоретических литературоведческих исследований этого периода выделяются статьи поэтов-нобелевских лауреатов Йоргоса Сефериса («Язык в нашей поэзии» 1937) [Еесрерт]«; 1937] и Одиссеаса Элитиса («Пять выдающихся греческих поэтов» 1945) [ЕАлЗтгц; 1945].

В 40-е, 50-е гг. XX века Линосом Политисом был осуществлен замысел масштабного издания сочинений Соломоса. В первый том [ЕоХхоцаи 1948] исследователь включил «Предисловие» Полиласа, стихотворения Соломоса, а также свои собственные ценные замечания и комментарии. Отдельным томом [1о?и»уху6 1955] были изданы прозаические греческие сочинения Соломоса, а также итальянская поэзия и проза. Кроме этого в приложении ко второму тому [ЕокоцотЗ 1960] содержался перевод на греческий итальянских стихотворений и прозаических отрывков. Третий том с перепиской Соломоса был

опубликован в 1991 году [ЕоАжцотЗ 1991]. Новая постановка вопроса о технике публикации и исследовании двуязычных черновиков Соломоса связана с уникальным двухтомным изданием Политиса 1964 года. В первый том [ПоХсоцотЗ 1964а] редактор включил фотокопии с черновиков поэта, а во втором [ИоА-соцотЗ 1964Ь] опубликовал перепечатанные тексты рукописей Соломоса в оригинальной графике. Публикации Политиса стали толчком к появлению первых работ, посвященных литературным влияниям в творчестве Соломоса и двуязычию поэта.

Особо следует отметить вышедшую после публикации рукописей статью 3. Лорендзатоса «Соломос» [АорсутСато^ 1967], где автор впервые в истории неоэллинистики, предложил рассматривать тексты поэта в их первозданном виде. Рассматривая сатирический отрывок «Женщина Закинфа», Лорендзатос пишет: «Я привожу фразы в том виде, как они были написаны рукой Соломоса, не разделяя их. (...) Помимо незабываемого ощущения от изобретенного языкового метода, я думаю, они открывают особенную перспективу замысла. (...) Ради Бога, не переводите их на греческий!» [Аореут^атод 1967: 87-88].

В 70-е гг. появляется обширный труд французского исследователя Луи Кутелля («Поэтическое формирование Соломоса 1815-1833») [СоиЛеНе 1977] Автор сосредотачивает внимание на закинфском аристократическом обществе, итальянском образовании Соломоса и европейских литературных влияниях, подчеркивая решающее значение итальянской культуры в становлении поэта.

В 1986 году выходит двухтомное полное собрание сочинений поэта под редакцией Г. Папаниколау [Алтшх 1986а; 'Апаупа 1986Ь]. В издание вошли многочисленные критические, исторические, лингвистические комментарии разных авторов к текстам Соломоса.

1 Перевод на греческий осуществлен в 2009 г. [СогйеНе 2009].

8

Очередной вехой в истории современных исследований, посвященных Соломосу, стало издание рукописной тетради Ъ 11, которое осуществила Е.

Цанцаноглу [Т0ал>то(гуоу1от> 1982] . Исследовательница указала на многоаспектность проблемы публикации сочинений поэта вследствие неоднородности материала (произведения, завершенные либо неоконченные на разных стадиях; изданные при жизни; дошедшие в черновиках и копиях или устно) и предложила новый способ издания черновиков сочинений Соломоса «в процессе создания» («гу тсо у(ууеаОаг» [ТааутаалюуАхуо 1982: 177]), то есть на всех стадиях обработки. Публикации Цанцаноглу позволяют познакомиться с двуязычным творческим методом Соломоса, однако не отражают в полном объеме специфику рукописного наследия поэта. В частности, исследовательница считает возможным исправлять орфографические ошибки Соломоса.

Работы Л. Политиса, Л. Кутелля, Е. Цанцаноглу положили начало систематическим исследованиям текстов Соломоса. В 1988-1989 гг. публикуются статьи итальянского исследователя Винченцо Ротоло [Яо1:о1о 1988, 1989], который пишет о «своеобразном и в какой-то степени аномальном» [Ыо1;о1о 1989: 51] двуязычии поэта. В 90-е гг. П. Макридж [Маскп<%е 1994а, 1994Ь], К. Тиктопулу [ТгктотготЗ^ои 1998] представили кардинально иной, отличный от прежнего одностороннего понимания, подход к рассмотрению и анализу двуязычного творчества Соломоса. Ученые предложили рассматривать его тексты, учитывая всю сложность и необычность двуязычия поэта.

Наиболее полное на сегодняшний день исследование по теме двуязычия поэта принадлежит Афродите Афанасопулу [АОауаооттотЗ^оа) 1999, 2000]. Рассматривая тексты Соломоса, она сохраняет орфографию поэта, а также последовательность итальянских и греческих отрывков. Автор размышляет о

2 Следующей подобной публикацией исследовательницы стало издание рукописи сатирического отрывка «Женщина Закинфа»: Тоаутаауоу/хп) 1991.

9

том, насколько хорошо Соломос знал языки, которые встречаются в его рукописях. Она задается вопросом, правомерно ли утверждать, что стиль Соломоса уникален или необычная манера письма была особенностью всех писателей и поэтов Ионических островов, пытается показать, каким образом языки взаимодействуют в сознании поэта и как это отражается в рукописях.

В 60-е гг. Яннис Мочос предпринял диссертационное исследование (на русском языке) на тему «Жизнь и творчество Дионисиоса Соломоса» [Мочос 1964а]. Мочос рассматривает творчество поэта в связи с борьбой литературных направлений в греческой литературе ХУШ-Х1Х вв. Недостатком работы, как представляется, является то, что исследователь не

о

упоминает о специфике двуязычия Соломоса , без которого невозможно приблизиться к пониманию творческого своеобразия поэта. Отметим, что в России отдельных монографических трудов, посвященных творчеству Соломоса, на данный момент нет. Краткие биографические сведения о поэте можно найти в энциклопедических изданиях и поэтических сборниках4.

Материалом исследования являются итальянские, греческие, а также многоязычные5 произведения Дионисия Соломоса. Открывают творческий путь поэта его ранние итальянские стихотворения. Следующим этапом становя