автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Католицизм и экуменическое движение

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Отрубова, Верослава
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Католицизм и экуменическое движение'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Отрубова, Верослава

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ

ЦЕРКВИ К ЭКУМЕНИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ. 12

Глава П. КАТОЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭКУМЕНИЗМА.52

§ I. Экуменическое движение в традиционной оценке

Ватикана.52

§ 2. Аджорнаменто и современные позиции католицизма. . 61-

§ 3. Попытки католического экуменизма в "восточной политике" Ватикана . 92

Глава Ш. ВАТИКАН И ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ.105

§ I. Социальные аспекты экуменизма и социальная доктрина католицизма.105

§ 2. Совместные действия Ватикана и ВСЦ в области социальных проблем.123

§ 3. Проблема диалога мевду христианами и марксистами 133-

§ 4. Сторонники и противники активной борьбы за мир . 145-

§ 5. Проблема единства церквей в вопросах догматики, культа и организации.158

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Отрубова, Верослава

Актуальность темы исследования, В условиях глобального кризиса, пережигаемого религией, деятельность религиозных организаций характеризуется поисками более гибких позиций, которые учитывали бы изменения в современном мире. Одной из возможностей преодоления кризиса религии представляется ее идеологам экуменическое /от греч. с'кцтепе - обитаемый мир, вселенная/движение, выражающее стремление христианских церквей консолидировать свои усилия в международном масштабе.

Объектом исследования настоящей диссертации является католическая концепция экуменизма и ее отношение к концепции протестан-ско-православной. Католическая церковь в прошлом в принципе враждебно относилась к экуменизму, но объективные условия, в которых она сегодня действует, вынуждают ее поддерживать экуменизм, а выдвигаемая этой церковью собственная концепция экуменизма, претендующая на разрешение многих коренных социальных проблем современности, занимает все более важное место в политическом и идеологическом арсенале католицизма.

Разделенное христианство посредством интеграции стремится повысить свое общественное значение, дееспособность и влияние в современной идеологической борьбе. Причем, реакционные круги Всемирного совета церквей /ВСЦ/ и Ватикана явно соединяют экуменизм с представлением о едином христианском антикоммунистическом фронте. Более концентрированное и поэтому более эффективное идеологическое воздействие церквей, благодаря смягчению конфессионального партикуляризма, не может не сказываться отрицательно как на решении важных общедемократических задач современности, так и на процессе социалистической мировоззренческой интеграции трудящихся - верующих и неверующих. Христианская идеологическая интеграция задумана как альтернатива социалистическому и пролетарскому интернационализму. Все это говорит об актуальности критического анализа сущности экуменического движения, ватиканского Еарианта экуменизма в частности.

В многочисленных работах католических теологов, философов и социологов, е официальных документах Ватикана настойчиво пропагандируется тенденциозная и антинаучная интепретация сущности, идейных и социальных истокое и эволюции католической концепции экуменизма. В теологической интерпретации экуменизм объясняется религиозными причинами. Но подлинные причины его коренятся в особенностях нашей эпохи. "Исторические достижения реального социализма, рост авторитета и елияния мирового коммунистического и рабочего движения, прогрессивное развитие стран, сбросивших ярмо колониального гнета, подъем национально-освободительной борьбы, огромный размах антивоенного движения все более глубоко воздействуют на сознание народоЕ во всем мире" Можно сказать, что экуменизм - это ответная реакция на объективные изменения, углубляющие общий кризис капитализма и, следовательно, его идеологии. Именно этим можно объяснить тот факт, что экуменические тенденции наиболее ярко проявились на рубеже XIX и XX веков, когда капитализм начал ощущать угрозу своему существованию и когда его апологеты, включая религиозных, начали искать действенные средства для защиты эксплуататорскогос строя. Именно с этого периода выдвигают христианские апологеты проблему объединения, видя в ней средство идеологической защиты буржуазного общества. Этапы активизации экуменического движения совпадают с дальнейшим углублением общего кризиса капитализма, становлением социалистического содружества, крушением колониальной системы.

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. - М., Политиздат, 1983, с. 68.

Само понятие "экуменизм" воспринимается католицизмом только в своей собственной, особой интерпретации. Впервые понятие "католический экуменизм" появилось в официальных документах П Ватиканского собора, который, делая шаги навстречу экуменическому движению, уже ставшему реальностью, утвердившемуся вопреки желаниям Ватикана, высказался за особую роль католической церкви в этом движении, за "католический экуменизм", т.е. за объединение христианских церквей и обществ под эгидой католической церкви.

Не присоединение к движению протестанско-правослаЕНых церквей на правах равноправного партнера, а присоединение этого движения к себе, обеспечение ведущей роли католической церкви в экуменическом движении характеризует отношение Ватикана к экуменизму. В католическом варианте экуменизма "диалог"- католической церкви с миром рассчитан на то, чтобы повернуть некатолический мир на католическую стезю, не допустив при этом уступок со стороны Ватикана в вопросах вероучения, культа и организации.

Отмеченное еще раз говорит об актуальности анализа отношения Ватикана к экуменическому движению, анализа католического варианта экуменизма. Такой анализ даст возможность ответить на вопросы; чем объяснить повышенную экуменическую активность Ватикана, на достижение каких целей она направлена, каков политический и идеологический эффект этой активности?

Степень разработанности проблемы. В советской и чехословацкой литературе есть немало работ, в которых подвергаются обстоятельному анализу различные аспекты христианского экуменизма В * См.: Баранова Н. Что такое экуменизм? - Наука и религия. М., 1968, № 5 ; Гараджа В.И. Протестантизм. - М. : Политиздат, 1971; Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. - М. : Наука, 1972 ; Кря-нев Ю.В. Христианский экуменизм. - М. : Политиздат, 1980 ; Курочэтих работах основное внимание уделяется исследованию вопросов протестантского экуменизма - его возникновения, эволюции, идеологии и политики, социальной и богословской проблематики. В ряду исследований экуменизма важное место занимают работы, направленные на изучение места и роли в нем православия /Н.С.Гордиенко, П.К.Курочкин/.

Б научной литературе внимание уделяется и выяснению отношения католицизма к протестантскому экуменическому движению в лице ВСЦ /Н.С.Гордиенко/, предприняты попытки определить сущность католического варианта экуменизма /Б.Я.Рамэд/. Однако последняя задача еще далеко не полностью решена. До сих пор в атеистической литературе не раскрыто содержание католического варианта экуменизма, отношение католической церкви, Ватикана к протестантско-православному экуменическому движению. Многие вопросы, касающиеся католического понимания сущности экуменической деятельности, требуют специального исследования и всестороннего критического разбора.

Актуальность темы исследования, недостаточная разработанность проблемы католического экуменизма определили основной круг проблем диссертации, анализ эволюции и современного состояния католического экуменизма, его места и роли в современной идеологической борьбе. продолжение ссылки со стр. 5: кин П.К. Эволюция современного русского православия. - М. : Мысль, 1971; Рамм Б.Я. Католический вариант экуменизма. - Общественная жизнь и религия. Вып. I. Ученые записки Ленингр.ун-та, 1972, т. 524 ; Чанышев А.Н. Протестантизм.-М. : Наука, 1969 ; Янченко Г.С. Экуменизм и проблемы социальной революции. - Вопросы научного атеизма. М., 1975, вып. 17 ; МеЙапек Т. И\ес1ш( оНеп+асе . - /Не/'гтыз (ъгаН^ащ), с. <о. - 7

В соответствии с вышеизложенным целью данной диссертации является изучение сущности и особенностей католического экуменизма, его отношения к протестантско-православному экуменическому движению, его политических позиций в современной идеологической борьбе.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- дать оценку факторов, определяющих отношение католицизма к экуменизму ;

- исходя из марксистской точки зрения на христианский экуменизм, установить специфику католической концепции экуменизма ; '

- выявить идеологическую и социально-политическую направленность протестантского и католического экуменизма ;

- вскрыть особенности современного католического "неоэкуменизма" ;

- определить отношение католического экуменизма к некатолическому экуменизму;

- показать несостоятельность попыток католического универсализма, претендующего на единую церковь для всех людей и пытающегося представить католический экуменизм борцом за социальный прогресс.

Методологическая основа диссертации и источники. В анализе рассматриваемых проблем автор руководствовался характеристиками марксизмом-ленинизмом религии как социального явления и ее функций, положениями съездов и программных документов КПСС и КПЧ по вопросам идеологической работы, места религии и церкви в современной борьбе идей, политической линии партии по отношению к религии, ее организациям и верующим.

Диссертант опирался на работы советских и чехословацких авторов по проблемам христианского экуменизма, в том числе католического, в которых анализируется сущность христианского модернизма, католической и протестантской социальных доктрин, идеология и политика ВСЦ и Ватикана, проблема диалога меящу христианами и марксистами. В диссертации использованы результаты конкретно-социологических исследований, проведенных в социалистических странах за последние годы. В представленной работе нашли отражение обобщения отдела научного атеизма Института марксизма-ленинизма университета им.Я.А.Коменского в Братиславе, ведущего в течение ряда лет исследование проблем католицизма и атеистического воспитания студентов, в котором диссертант принимал непосредственное участие.

Соискателем были критически проанализированы современные богословские источники, официальные документы ВСЦ и Ватикана. Впервые подвергнут критическому анализу ряд важных документов Ватикана и католической церкви, касающихся проблем экуменического движения /в частности, Схема декрета об экуменизме, "Руководство по экуменизму - 1,П", Инструкции Секретариата по единству христиан, Заключения папы на документы епископского синода "Справедливость в мире" и др./.

Научная новизна исследования. Автором впервые с марксистско-ленинских методологических позиций исследованы отношение Ватикана к протестантско-православному экуменическому движению, раскрыты сущность и особенности католического варианта экуменизма, выявлены его идеологические цели и задачи, подвергнуты критике идеи католического универсализма и ватиканского гегемонизма,

В диссертации обоснован ряд положений и выводов, обладающих исследовательской новизной:

- католический экуменизм как специфическая форма стремления к модернизации католицизма является следствием глубокого кризиса католической религии в современном мире и вместе с тем попыткой его преодоления;

- идея католического универсализма, которая составляет основу католической концепции экуменизма, претендующей на единую церковь для всех христиан, несостоятельна, как и попытка лидеров католического экуменизма представить его борцом за социальный прогресс ;

- обострение идеологической и политической борьбы против коммунизма и атеизма ведет к оживлению анахронических претензий католического экуменизма на гегемонизм и триумфализм;

- в классово разделенном мире теологическая миссия экуменизма подчинена функции идеологической, соединяющей экуменизм с отмирающим общественным строем; объединительные стремления в своих основных чертах не выходят за рамки апологии традиционного социально-политического буржуазного мышления;

- католическая концепция экуменизма несет в себе вполне определенную политическую окраску: в ее форме католический клерикализм стремится к укреплению своего не только религиозного влияния, путем широкой интеграции христианских конфессий, но и влияния политического, и не только в капиталистических и развивающихся странах, но и в странах социализма;

- изменения в экуменической активности католической церкви продиктованы современными социальными условиями, их мотивирует стремление интегрировать антикоммунистические силы и дезинтегрировать силы прогресса и социализма ;

- идея "христиански . объединенной Европы" в духе бенедиктинской, католической традиции в качестве духовной предпосылки социального и политического "объединения" Европы как основа современного католического неоэкуменизма не только утопична, она глубоко реакционна ;

- 10

- идейной базой для современного экуменического движения, для сближения католической церкЕИ с некатолическим экуменическим движением является принципиальная однородность социальных доктрин католицизма и протестантизма, направленных на нейтрализацию коммунистических идей, ослабление идеологического влияния коммунистических партий и мировой системы социализма ;

- первоначальные причины, породившие экуменизм, то есть его социально-политические предпосылки, способствуют сохранению его и е современных измененных условиях.

Практическое значение диссертации состоит в том, что отдельные положения, разработанные в диссертации, могут быть использованы е научно-исследовательской атеистической работе для разоблачения новых попыток активизации католического клерикального антикоммунизма, Есе чаще выступающего в Еиде неоэкуменизма. Углубленное исследование новых тенденций католического экуменизма дает возможность более эффективно вести критику теологической трактовки социальных и политических проблем, религиозных концепций идеологической и политической интеграции. Результаты исследования дают возможность наметить новые подходы к раскрытию экуменических аспектов современной модернизации религии и могут быть использованы при чтении курса "Основы научного атеизма", а также "Научный коммунизм" в вузах, в системе партийного и комсомольского просвещения.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были изложены соискателем в выступлениях на семинаре преподавателей научного атеизма чехословацких вузов, проведенном Министерством образования ЧССР в 1980 г. ; на областном семинаре лекторов Социалистической академии, проведенном ЦК Социалистической академии в 1981 г. ; на конференции лекторов научного атеизма, организованной комитетом КПЧ Братиславского района I I е 1982 г. ; на республиканском семинаре Социалистического союза молодежи, проведенном ЦК Социалистического союза молодежи Словакии в 1981 г.

Структура диссертации. Характер постановки и решения цели и задач исследования определил структуру диссертации. Для изучения сущности и особенностей католического экуменизма необходимо было уяснить факторы, определяющие отношение католицизма к экуменизму, провести анализ сущности католической концепции экуменизма, проанализировать позиции католического экуменизма в "восточной политике Ватикана", а затем исследовать современную социально-политическую и теологическую проблематику экуменизма и бесперспективность связанных с ними планов христианского экуменизма, в том числе католического.

Логика исследования определила структуру диссертации, состоящую из Введения, трех глав и Заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Католицизм и экуменическое движение"

- 170 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экуменизм как движение за объединение христианских конфессий является отражением глубокого кризиса религиозной идеологии, следствием процесса секуляризации общественной жизни. Цель христианского объединительного движения - укрепление позиций христианства, противостояние секулярным процессам, поиск путей выхода из кризиса отдельных христианских объединений и религии в целом. И хотя стремление к созданию всемирного христианского союза не дает желаемых его сторонниками результатов, экуменические контакты интенсифицируют деятельность церквей в пропаганде религиозной идеологии. Эта оценка в общем относится и к позиции католической церкви, Ватикана в вопросе об экуменическом движении, в котором она принимает участие, хотя институционально находится вне структур к проблемам движения.

Научная оценка экуменизма, в том числе католического, в первую очередь предполагает анализ его идеологии и социальной практики. Ибо экуменическое движение за объединение вероисповеданий янляется лишь попыткой найти новую форму для несуществующего целого. Свое же истинное содержание это движение обнаруживает - именно в идеологической, политической и социальной областях.

Экуменическое движение имеет глубоко противоречивую социально-политическую основу. Учет именно этого обстоятельства играет решающую роль для адекватного анализа рассматриваемого явления, ибо из самого лишь отношения человека к религии автоматически не вытекают его социальные и политические позиции и устремления.

Изучение отношения католицизма к экуменическому движению позволяет сделать следующие важнейшие выводы:

I. Католический экуменизм является следствием глубокого кризиса католической религии и вместе с тем попыткой его преодоления. Под знаменем экуменизма католический клерикализм стремится к укреплению своего влияния не только религиозного, путем широкой интеграции христианских конфессий, но и влияния политического, и не только в капиталистических и развивающихся странах, но и в странах социализма.

2. Католический универсализм, претензии Ватикана на роль единой церкви для всех верующих указывают на миссионерско-прозе-литскую сущность католической концепции экуменизма.

3. Ведущая идея католического неоэкуменизма - идея "христиански объединенной Европы" в духе бенедиктинской католической традиции в качестве духовной предпосылки социального и политического "объединения" Европы - не только утопична, но и глубоко реакционна.

4. Базой современного экуменического движения для сближения католической церкви с некатолическим экуменическим движением является принципиальная однородность социальных доктрин католицизма и протестантизма, направленных на нейтрализацию коммунистических идей, ослабление идеологического влияния коммунистических партий и мировой системы социализма ;

5. В вопросах достижения единства в вероучении заметен застой /"постэкуменизм"/, но этот аспект экуменизма в сравнении с функцией мобилизации и консолидации христианского мира в борьбе за защиту буржуазного общества, против социализма является второстепенным.

6. В современной экуменической дискуссии в соответствии с модернизированными социальными доктринами доминирует социально-антропологический момент.

7. Первоначальные причины, породившие экуменизм, то есть его социально-политические предпосылки, в целом способствуют сохранению его и в измененных условиях современности.

Анализ католического экуменизма имеет важное значение для теории научного атеизма и практики атеистического воспитания, а именно - для разоблачения католического клерикального антикоммунизма, критики теологических концепций идеологической и политической интеграции, раскрытия экуменических аспектов современной модернизации религии. Положения и выводы, вытекающие из анализа рассмотренных вопросов, нужны для формирования у населения, особенно молодежи, устойчивых мировоззренческих позиций, "иммунитета" по отношению к клерикальной пропаганде.

Раскрытие специфики католического экуменизма может послужить в качестве исходного материала для дальнейшей критики реакционной сущности и проявлений современного католического неоэкуменизма.

Экуменическая активность римско-католической церкви традиционно преследует цель расширить сферу влияния католицизма, укрепить его социальные позиции. Хотя эти попытки обречены на неудачу, тем не менее им необходимо уделять пристальное внимание, разоблачать пропагандистский тезис о так называемом "наднациональном" и "надклассовом" характере католического экуменизма, который, якобы, дает возможность римско-католической церкви представлять интересы всех людей, несмотря на их мировоззрение, политические взгляды и т.п. Вместе с тем, следует объективно оценивать реалистические позиции и практические шаги христианских церквей по отношению к важнейшим вопросам современности, среди которых первостепенное значение имеет борьба заукрепление мира и международное сотрудничество.

Решающими факторами в борьбе за мир, демократию, подлинный гуманизм являются не экуменическая активность христиан, а единство братских социалистических стран, постоянная борьба демократической общественности всего мира против империалистических агрессоров, за укрепление интернационального единства Есех трудящихся.

 

Список научной литературыОтрубова, Верослава, диссертация по теме "Философия религии"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414-429.

2. Маркс К. Коммунизм газеты " Щаи^скер ЪеоЬаМ&г -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 194-207.

3. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 8, с. 115-217.

4. Маркс К. Передовица в № 179 " Кб1\л1^с1л е Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 98-101.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т. 4, с. 423-459.

6. Маркс К. Энгельс Ф. Рецензия на книгу Г.Фр.Даумера "Религия нового века. Опыт комбинаторно-афористического основоположения". Соч. 2-е изд., т. 7, с. 208-213.

7. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7-544.

8. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 465-492.

9. Энгельс Ф. Фридрих Вильгельм 1у, король прусский. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 487-495.

10. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд, т. 19, с. 306-314.

11. Энгельс Ф. Книга откровения. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 7-13.

12. Энгельс Ф. Положение Англии, Английская конституция. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 618-642.

13. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 343-437.

14. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церк- 175 ви. Поли.собр.соч., т. 17, с. 429-438.

15. Ленин В.И. Социализм и религия. Поли.собр.соч., т. 12, с. 142-147.

16. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр.соч., т. 17, с. 415-426.

17. Ленин В.И. А.М.Горькому, Ноябрь 1913 г. Полн.собр.соч., т. 48, с. 230-233.18'. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр.соч., т. 45, с. 23-33.

18. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т. 39, с.64-84.

19. За мир, безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе. К итогам конференции коммунистических и рабочих партий Европы. Берлин, 29-30 июня 1976 года. М. : Политиздат, 1976. - 32 с.

20. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М. : Политиздат, 1981. - 223 с.

21. О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М.: Изд-во "Правда", 1979. - 16 с.

22. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС. М. : Политиздат, 1982, - 23 с.

23. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. К. : Политиздат Украины, 1983. - 80 с.

24. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических- 176

25. Республик. М. : Политиздат, 1977. - 48 с.

26. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР : Доклад на совместном 'торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и

27. Совета Министров СССР, посвященном 60-летию образования Союза ССР, состоявшемся в Кремлевском Дворце съездом 21 декабря 1982 года. М. : Политиздат, 1982. - 15 с.

28. Брежнев Л.И. Великий Октябрь и прогресс человечества. М.: Политиздат, 1977. - 32 с.

29. Гусак Г. Отчетный доклад ЦК КПЧ "О деятельности партии в развитии общества после ХУ съезда КПЧ и дальнейшие задачи партии. ХУ1 съезд КГГЧ. Документы и материалы. М. : Политиздат, 1982, с. 7-74.

30. Андреев М.В. Католицизм и основные проблемы современности.-М. : Знание, 1973. 61 с.

31. Андреев М.В. Клерикальный антикоммунизм. М. : Знание, 1977. - 64 с.

32. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и модернизация католицизма. Минск : Наука и техника, 1971. - 456 с.

33. Баранова Н. Что такое экуменизм? Наука и религия, 1968, № 5, с. 82-84.

34. Вейш Я.Я. Экуменические поиски англиканской церкви. Вопросы научного атеизма, 1973, вып. 14, с. 267-284.

35. Великович Л.Н. Католицизм в современном мире. М. : Знание, 1981. - 64 с.

36. Великович Л.Н.Модернизация социальной доктрины католицизма.-Атеизм и религия в современной борьбе идей. К. : Политиздат Украины, 1975, с. 491.

37. Великович Л.Н. ЛеЕые течения в религиозных организациях капиталистических стран. М. : Знание, 1974. - 264 с.

38. Гараджа В.И. Протестантизм. М. : Политиздат, 1971. - 199 с.

39. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. М. : Наука, 1972. -199 с.

40. Гордиенко Н.С. Экуменизм: его социальный смысл, идеология и цели. Политическое самообразование, 1969, й 8, с. 103-107.

41. Григулевич И.Р. Мятежная церковь. М. : Наука, 1974. - 411с.

42. Григулевич И.Р. Папство. Век XX. М. : Политиздат, 1981. -532 с.

43. Григулевич И.Р. Что обсуждали кардиналы. Наука и религия, 1980, № 5, с. 58.

44. Дулуман Е. Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. М.: Политиздат, 1970. - 176 с.

45. Казанова А. Второй Ватиканский собор. М. : Прогресс, 1973, 371 с.

46. Католицизм 1977. М. : Политиздат, 1977. - 256 с.

47. К обществу свободному от религии. Процесс секуляризации в условиях социалистического общества. М. : Мысль, 1970, с. 278.

48. Ковальский H.A. Религиозные организации и проблемы европейской безопасности и сотрудничества. М. : Знание, 1977. -64 с.

49. Ковальский H.A.Эволюция социальной доктрины церкви. М. : Знание, 1974. - 64 с.

50. Копаница М.М. Критика концепции "коммунистического христианства" современного православия. Харьков : Вища школа, изд-во при Харьковск.ун-те, 1974. - 145 с.

51. Крывелев И.А. История религий, т. I, П. М. : Мысль, 1976, том I, 415 е., том П. - 422 с.

52. Крывелев И.А. Современный ревизионизм и религия. М. : Знание, 1973. - 63 с.

53. Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. М. : Политиздат, 1980. - 159 с.

54. Крянев Ю.В. Практическая и теологическая подготовка христианского экуменизма. Вопросы научного атеизма, 1969, вып. 7, с. 277-309.

55. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. -М. : Мысль, 1971. 270 с.

56. Минкявичус Я.В. Религия в многонациональном мире. Вильнюс: Миатис, 1978. - 221 с.

57. Митрохин Л.Н. Диалог марксистов с христианами. М. : Знание, 1967. - 64 с.

58. Момджян Х.Н. Коммунизм и христианство. М. : Знание, 1974.64 с.

59. Мчедлов М.П. Католицизм. М. : Политиздат, 1974. - 278 с.63» Мчедлов М.П. Религия и современность. М. : Политиздат,1982. 272 с.

60. Новиков М.П. Православие и современность. М. : Изд-во Моск.ун-та, 1965. - 253 с.

61. Нюнка В.Й. Современный Ватикан. М. : Знание, 1980. - 64 с. Рамм Б.Я. Католический вариант экуменизма. - Общественная жизнь и религия. Вып. I. Ученые записки Ленинградского университета, 1972, т. 524, с. 178-196.

62. Религия и церковь в капиталистических странах. М. : Мысль, 1977, - 364 с.

63. Сташевский М. Социалистическое государство и религиозные объединения. М. : Политиздат, 1979. - 216 с.

64. Танчер В.К. Критика социального фидеизма. К. : Вища школа, 1975. - 232 с.

65. Танчер В.К. ХХУ съезд КПСС об идеологической борьбе и марксистско-ленинская оценка социальной роли религии. Вопр.атеизма, 1977, вып. 13, с. 3-II.

66. Танчер В.К., Приходько P.C. Модернизм в современном русском православии. Вопр.атеизма, 1978, вып. 14, с. 29-44.

67. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. -М. : Мысль, 1973. 237 с.

68. Угринович Д.М. Религия и общество. М. :3нание, 1971. - 64с.

69. Урина Н.В. Клерикально-католическая журналистика в системе буржуазной пропаганды. М. : Изд-во МГУ, 1976. - 109 с.

70. Чанышев А.Н. Протестантизм. М. : Наука, 1969. - 216 с.

71. Шейнман М.М. Папство. М.: изд-во Акад.наук СССР,1959.-210е.

72. Шейнман М.М. Христианский социализм. М. : Наука, 1969. -316 с.

73. Яблоков И.Н. Кризис религии в социалистическом обществе. -М. : Знание. 64 с.

74. Янченко Г.С. Экуменизм и проблемы социальной революции. -Вопр.научного атеизма, 1975, вып. 18, с. 208-223.

75. Ярошевский Т.М. Приспособление социальной доктрины Ватикана к условиям современной жизни. Вопр.научного атеизма, 1975,вып. 17.

76. Журнал Московской патриархии, 1977, № 7, с. 2.- 180

77. HusákG^ Vybrané pre jaVY.,. Bratislava: Pravda, 1972, - 389 s.

78. HusákG. Z bojov o dnesok. Bratislava: Pravda, 1973, - ^33 s.

79. List ÚVKSS základnym organizáciám strany к otázkam svetonázo-rovej vychovy schváleny P ÚV KSS 28.novembra 1972. Bratislava: Pravda, 1973, - 11 s.

80. Poucenie z krízového vyvoja v strane a spolocnosti po XIII. zjazde KSÖ. Bratislava: Pravda, 1971, - 53 s.

81. BogomolovA.S.Súcasná burzoázna filozofia a nábozenstvo. -Bratislava: Pravda, 1980, 432 s.

82. BrezaT. Bronzová brána. Praha: SNKLU, 1963, - 4-37 s.

83. B^cko^I.V^ Od poznáni к svobodë. Praha, Orbis, 1972, - 173 s.91. öelkoJi Triedny boô a otázka jednoty komunistov s veriacimi.- Ateizmus, 1978, c.l, s.94-107.

84. Problémy modernizácie nábozenstva v súcasnych pod-mienkach. Ateizmus, 1977, c.4, s.329-338.

85. SaleckaT¿ Ateizmus, teológia a revizionizmus. Bratislava: Pravda, 1977, - 198 s.

86. Ra okraj katolíckej encyklopédie súcasného ateizmu.- Ateizmus, 1978, c.2, s.217-223.

87. Hodovsk£I. Svëtovy názor v ideologické konfrontaci. Praha:1. Horizont, 1981, 214 s.

88. HrzalL., Netoçilik^ Ideologicky boj ve vyvoji ceské filo-zofie. Praha: Svoboda, 1975, - 376 s.

89. Inforraacni prehled. za I.pololeti 1977» Praha: Institut, 1977, s.17.98. ldeologiaa politika klerikalizmu. Bratislava: Pravda, 1976, - 136 s.

90. Jablokov I.N. Sociolôgia nâbozenstva. Bratislava: Pravda, 1983, - 212 s.

91. KarolaJ. Katolickâ cirkev jako sociâlni instituce. Ateizmus, 1982, c.3, s.286-295.

92. Kargovski^^J^Aj. V.I.Lenin o vzt'ahu marxistov k nâbozenstvu, cirkvi a veriacim. Ateizmus, 1973, c.5, s.329-335«

93. KvasniçkaB. Procès integrâcie socialisticlce j spolocnosti a nâbozenstvo. Ateizmus, 1975, c.2, s.102-116.

94. KvasnickaB. Vatikân: Chladny vietor na progresivistov. Ateizmus, 1981, c.l, s.79-84.

95. KvasniçkaB. Zâpadoeurôpsky katolicizmus zâpasi s nedostat-kom knazov. Ateizmus, 1980, c.l, s.71-73«

96. KvasniçkaB. Socialistickâ spolocnost' a nâbozenstvo. Bratislava: Yeda, 1982, - 292 s.

97. KubovicF. Politickâ motivâcia klerikâlneho "dialogu so sve-tom" v rokoch 1968-1969 a v sucasnosti. Ateizmus, 1975, c.5, s.435-450.

98. Podstata katolickej sociâlnej doktriny: iaystifikâcia spolocenskych vzt'ahov. Ateizmus, 1980, c.5, s.405-420.

99. Ijobovik^^A. Nâbozenstvo a cirkvi v sûcasnom ideologickom bo-ji. Bratislava: SAK SSR, 1980, - 38 s.

100. Lo^Yi^-^ii-^Z^li^-ïi. Zlopovestné tiene minulosti. Ateizmus, 1981, c.4, s.361-369.- 182

101. Lo£atkinR.A. 0 niektoräch objektivnych cinitel'och procesu sekularizäcie v podraienkach socialistickej spolocnosti. -Ateizraus, 1976, c.5, s.454-463.111. koukotkaJ. Protestantska sociälni doktrina. Tribuna, 1981, c.40, s.8-9.

102. LoukotkaJ. Vedecky ateisraus a svetonazorova vychova. Pra-ha: Horizont, 1979, - 342 s.11$. Loukotka J., Ke kritice klerikalni koncepce krest'anske Evropy. Ateizmus, 1981, c.5, s.419-448.

103. HarkiewiczS. Jan XXIII. a Pavol VI. Bratislava: VPL, 1966,- 441 s.115* Mest'anekT. Hledani teologicke orientace. Ateizmus, 1979» c.6, s.509-527.

104. Podstata dialogu raedzi komunistarai a krest'an-rai a jej revizionisticke prekrucovanie. Ateizmus, 1974, c.l, s.65-84.

105. Miesto a üloha socialneg doktriny rimsko-katolickej cirkvi. Ateizmus, 1981, c.5, s.449-458.

106. Nabozenstvo a sucasny ideologicky bog. Bratislava: Veda, 1979, - 166 s.

107. Qkulov.A.F. Aktuälne otäzky teorie a praxe vedeckeho ateizmu.- Bratislava; ÖML ÜV KSS, 1975, 51 s.

108. PrusakP. Sküsenosti a ülohy. Ateimzus, 1978,c.5,s.419-427.

109. PrusakP, Stav religiozity a proces sekularizacie v podmien-kach socialistickeho v5rvoja dediny. Ateizmus, 1980, c.4, s.347-358.122. §kazkinS.D. Abeceda ateisty. Praha: Horizont, 1981, - 335 s.

110. Suchov^J^ Näbozenstvo ako spolocensky fenomen. Bratislava: Pravda, 1974, - 144 s.124. |e^nmanM.M. Holandsky katechizmus. Ateizmus, 1975, c.l,s.53-68.

111. TriskaM. Kritika sucasnych klerikalnych koncepcii vojny. -Ateizmus, 1980, c.l, s.17-56.

112. VaseckaF. Burzoazny stät a cirkev. Bratislava: SAV, 1957 > - 308 s.

113. V^sohlid V. 0 bohatstvi a majetku Vatikanu a katolicke cirk-ve. Ateizmus, 1977, c.3, s.250-265.1. X H 3£

114. Acta Apostolicae Sedis. Romae, 1919» p.305.

115. Antoni^ Metropolita Krest'anske svedectvi v socialisticke spo-lecnosti. Krest'anskä revue,- 1979, c.3-4-, s.51-56.

116. Bea A. Die Kirche und die Menschheit. Freiburg: Herder, 1967, - 279 S.

117. Wandernde Horizonte auf dem V7eg zu Kirchlicher Einheit, Frankfurt am Main: V.O.Lembeck, S.4-5-65.

118. Bericht über gemeinsames Zeugnis und Proselytizmus. Ökumenische rundschau. - Stuttgart: Evandelischer Missioverlag, 1971, heft 2, S.176-185.

119. Borovo^V. Krest'anskä perspektiva stvoreni v dobe ekologicke krize. Krest'anskä revue, 1981, c.1-2, s.11-1

120. Collaborazione dialogo communione ira le chiese. La Civilta catholica, Romae, 1969, N°I, p.74.

121. Cesta vel'kej nädeje. Odkaz sväteho Cyrila a Metoda, 1980, c.3, s.66-69.

122. Cirkevne listy, 1975, 0.9, s, 129-14-5.137. a nabozenske spolecnosti v ÖSSR k vyznamnym udälostem let 1979 1980, c.40. - Praha: SPVC MK CSR, 1981, - 116 s.

123. Dekret H.vatikanskeho koncilu o ekumenismu: Unitätis redintegratio. Duchovni pastyr, 1978, c.4-, s.52-55.139. ecclesiae.Satis cognitum. Lettres de s.s.Leon XIII- 184 -- Romae, 1896, pp.2-57.

124. Dignitátis humanae. Dokuraenty Druhého vatikánskeho koncilu, zv.II. - Bratislava: Cirk. nakl., 1972, s.306-321.

125. Directorium Oecumenicum I. Acta Apostolicae Sedis, Romae, 1967, pp.570-586.

126. Directorium Oecumenicum II. Acta Apostolicae Sedis, Romae, 1970, pp.705-724.

127. Documentatione catholique, N°1579, Romae, 1971, p.104.

128. Documenta Synodi Episkoparum, De Iusticia in Hundo. Acta Apostolicae Sedis, Romae, 1971, pp.924-941.

129. Dohoda o krtu, veceri páríe a ordinaci, prijatá na zasedání Komise pro víru a rád 1974. Krest'anská revue, 1976, c.3, s. 64-74.

130. Dokument^ Jana Pavía II. Duchovní pastyr, 1982,c.4,s.55-57«

131. Dokument^ Jana Pavía II. Duchovní pastyr, 1982,c.6,s.84-89.

132. Dokument^ Druhého vatikánskeho koncilu. II.zv. Bratislava: Cirk. nakl., 1972. - 323 s.

133. Duchovn¿2£-stier, 1964, c.3, p.52-57.

134. Duchovn¿£astier, 1980, c.9, s.385-432.

135. Duchovny2astier, 1982, s.241-278.

136. Duchovn¿2astier, 1983, s.145-185.153» Egregiaevitutusi Katolické noviny, 1981, c.6, s.3.

137. Enc^klika Pia XI. Quadagessimo anno. Olomouc: Krystal, 1947, - 77 s.155. ?2£¡Zklika Divini redemptoris. 0 bezboznickom komuniz-me. S úzkostlivou starost'ou o postaveni katolíckej cirkvi v Nemecku. Trnava: Kniznica Slováka, 1937, - 80 s.

138. Evangelizace a politika. Krest'anská revue, 1979, c.7-8, s.176-181.

139. Garaud^R. Perspektivy cloveka. Praha: UPL, 1964, - 461 s.- 185

140. Garaud£R. Od klatby k dialogu. Praha: Svoboda, 1967, - 71 s.

141. Garaud^J?. Marxizmus v XX. stoleti. Praha:-Svoboda, 1968,- 181 s.

142. Gardavsk£V., Buh neni zcela mrtev. Praha: Ösl, spis., 1970,- 208 s.

143. Gardavsk£V. îladêje ze skepse. Praha: Svoboda, 1969, - 65 s.

144. Gaudium et spes. Dokumenty Druhého vatikânskeho koncilu, zv.I. - Bratislava: Cirk. nakl., 1969, s.163-220.

145. Graham B. Krest'anskâ vira a mir v nukleârnim veku. Krestan-skâ revue, 1982, c.10, s.225-227.

146. GreinacherN. Promena struktur v cirkvi. Krest'anstvi dnes.- Praha: Horizont, 1969, 210 s.

147. HorakA. K 20. vyrociu vydania encykliky "Pacem in terris".- Duchovny pastier, 1983, c.4, s. 145-148.'

148. HranickaJ. Komunisti a katolici. Problém dialogu. Bratislava: VPL, 1967, -'176 s.

149. Hromadka^J.L^. Pole je tento svet. Praha: ÛCN, 1964, - 120 s.

150. Hromadka.J.L. Prelom v protestantské teologii. Praha: ÛCN,1979, 180 s.

151. HromadkaJiL. Krest'anstvi v mysleni a v sivote. Praha: J.Laicht er, 1931, - 456 s.

152. Humani generis. Acta Apostolicae Sedis, Romae,1950,p.461-578.171. ïnstructio de peculiaribus casibus admittedi allios Christia-nos ad communionem eucharisticam in Ecclesia Catholica. Acta Apostolicae Sedis, Romae, pp.518-525.

153. Instruçtio de peculuaribus casibus admittedi allios Christia-nos ad communionem eucharisticam in Ecclesia Catholica. Acta Apostolicae Sedis, Romae, 1972, pp.528-535.

154. JanXXIII. Mir na zemi. Brno: TPV, 1964, - 35 s.1.^. J§nXXIII. Pacem in terris. Praha: Vysehrad, 1969, - 70 s.

155. Krest'anskárevue, 1972, c.9, s.193-218.

156. Krest'anskárevue, 1977, c.9-10, s. 193-236.

157. Krest'anskárevue, 1978, c.3-4, s.49-96.

158. Krest'anskárevue, 1979, c.3-4, s.50-95.

159. Krest'anskárevue, 1981, c.9-10, s.226-232.

160. Krest'anskárevue, 1983, c.3, s.49-72.

161. Laciviltacatholica, 1971, N°2907-2908, p.287.

162. La DocumentationcatholÍ2ue, 1962, p.1037»183. » H0^» 23.1.1981, p.8.

163. Lumengentium. Praha: Vysehrad, 1970, - 99 s.

164. MachovecM. Bude katolická církev rehabilitovat Jana Husa? -Praha: NPL, 1965, 131 s.

165. Integrální huraanisraus. &ím, 1967, s.5-63.187» Materet jnagistra^ ~ Sociální doktrina rímsko-katolické círk-ve v základních papezskj'ch encyklikách. Praha: V&P ÖV KSC, 1974, s.248-262.

166. MedekV. Koncil prechodu. Duchovni pastyr, 1982,c.4,s.53-55.

167. Luthertum und katholizizmus im gespräch. Ökumenische Perspektiven, Nr 3. - Frankfurt am Main: Verlag O.Lembeck, 1973, S.33.

168. Mortalium^animos^-Acta apostolicae Sedis, Romae, 1928, pp.5-16.

169. PaulusVI. Allocutio ad Santitatem Suam Athenagorem, Patriar-cham Oecumenicum, in Vatikana Basilica habita. Acta Apostolicae Sedis, Romae, 1967, p.1051.

170. PavelVI«. Humanae vitae. Praha: Vysehrad, 1969, - 38 s.

171. Poselstvi církvim se svêtové konference pro misii a evangelizad v Melbourne 12.-25.5.1980. Krest'anská revue, 1981, c.7-8, S.192.

172. Potter P. Bilance ctvrtstoleti ekumeny. Krest'anská revue, 1974-, s.159-163.

173. Potter^K Od Uppsuly k Nairobi. Krest'anská revue, 1976, 5.3, s.57-59.

174. Oecumenisme au plan local. Service d'information, 1973, N°20, pp.4-10.

175. Serviced^Information, 1968, IIo5, pp.24-28.205. §erviced^InforraationA 1970, I7°12, pp.5-11.206. §erviced^InformationA 1971, N°14, pp. 19-24.

176. SchoofM. Vyzva nového veku. Praha: Vysehrad, 1971, - 229 s.208. Slovo, 1980, c.5, 16 s.

177. Cirkev a teologie v osmdesátych letech. Krest'anská revue, 1981, c.7-8, s.186-191.

178. S£olíkJ. Ekumenické hnuti. Krest'anská revue, 1982, c.9.

179. SmolikJT^ Tricet let SRC. Krest'anská revue, 1978, c.7-8, s.147.

180. Sociálni doktrina rímsko-katolické cirkve v základních papez-skych encyklikách. Praha: VSP ÚV KSC, 1974, zv.l, - 262 s.,' zv.2, - 213 s.

181. III Sympozjum biskupów Európy. Przemov/ienie Otea Swietego Pavla VI. Ateneum kaplanskie, 1976, zv.87, s.195.

182. Cirkevne dejiny. Zv.I. Martin: Neografia, 1943, - 477 s.215. £h£Common christian Roots of the European Nations. Vatikan City, 1981, p.169.

183. TothK. Vyzva krest'anskemu mysleni. Krest'anska revue, 1979, c.3-4, s.57-60.217. ?heologickarevue CÖsH, 1979, c.l, 3.strana obälky.

184. Tranovskykalendar 1970, s.61-63.

185. Unitatis redintegratio. Dokumenty Druheho vatikänskeho kon-cilu, 2V.II. - Bratislava: Cirk. nakl., 1972, s.183-207.

186. KarolWo^t^la-JohamePaulIIil -Von der Konigswurde des Menschen.

187. WrzeszczJJ. "Pawel VI". Ylarszav/a: 1979, s.380-381.

188. V^dani poctu z nadeje, ktera je v nas. Krest'anska revue, 1978, 5.5-6, s. 133-14-1.

189. V^znani spolecne viry. Krest'anska revue, 1980, c.9-10, s.223-228.

190. Vinnovsk£M. Cirkev ¿e tu pre l'udi. Duchovny pastier, 1966, c.1-2, s.17.