автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Кондратенко, Сергей Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе"

С 1КТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Кондратенко Сергей Евгеньевич

КАТОЛИЦИЗМ И ГОСУДАРСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Специальность 23.00.01 - Теория и философия политики, история и методология политической науки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

2 8 НОЯ 2013

Санкт-Петербург 2013

005540935

Работа выполнена на кафедре теории и философии политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель ■

доктор философских наук, профессор В. А. Гуторов

Официальные оппоненты:

доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории международных отношений факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета С. М. Виноградова

кандидат философский наук, доцент кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии Н. А. Завершинская

Ведущая организация ■

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Защита состоится « |-Э » декабря 2013 года в / уГ часов на заседании Совета Д. 212.232.14 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 193311, Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3, 7-й подъезд, ауд. Большой актовый зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан «_»_2013 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор политических наук, профессор

К. Ф. Завершинский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Современный мир переживает глубочайший системный кризис. Одни наблюдатели называют его ценностным кризисом буржуазного мироустройства и протестантской этики, другие - кризисом традиционных политических и экономических институтов, неспособных отвечать на глобальные вызовы современности, третьи - кризисом идей справедливости и общего блага. Вместо бесконфликтного общества XXI в. наблюдается резкое обострение национальных, социальных, экономических и религиозных конфликтов по всему миру и в первую очередь в «странах золотого миллиарда». Одна из основных причин современного кризиса — крушение тотального индивидуализма, ставшего идейной основой мироустройства конца прошлого века. Но ни отказаться от индивидуализма, ни вернуть его в приемлемые границы самостоятельно современные либеральные общества пока не в состоянии. В условиях кризиса гражданского общества возрастает роль такого традиционного института как церковь, стремящегося укреплять эти границы на основе общечеловеческих ценностей: справедливости, свободы совести и др. Обновленный католицизм пытается предложить миру свое решение системных проблем, демонстрируя политическую адаптивность и готовность к внутренним институциональным изменениям.

Европейский политический дискурс - продукт длительного процесса секуляризации западных обществ. По замечанию К. Шмитта: «Все точные понятия современного учения о государстве представляют собой секуляризированные теологические понятия. Не только по своему историческому развитию, ибо они были перенесены из теологии на учение о государстве, причем, например, всемогущий Бог становится всевластным законодателем, но и в их систематической структуре»1. Вместе с тем религиозный дискурс, сосуществуя и взаимодействуя со светским политическим дискурсом, сохраняет свою политическую природу.

В Западной Европе на протяжении столетий развитие политического дискурса определялось институциональным дуализмом государства и церкви. И государство, и церковь претендовали на обладание истиной относительно того — что считать политическим благом — центральным концептом различных систем политической философии2. Полемика эта продолжается и в наши дни, о чем красноречиво свидетельствуют энциклики Бенедикта XVI и Франциска. Со

1 Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С.57.

2 Штраус Л. Что такое политическая философия? // Введение в политическую философию. М.: Праксис: Логос, 2000. С. 15.

времен Второго Ватиканского собора католическая церковь декларирует свое принципиальное невмешательство в дела государства: «Церковь не предлагает технических решений и не намеревается как-либо внедряться в политику государств»3. Однако сегодня католицизм все чаще инициирует общественные дискуссии, в центре которых находятся сугубо политические вопросы, такие как способы достижения общего блага, функции политической власти, будущее национального государства, формы гражданского участия в политике, реформирование международных политических и финансовых институтов и т.д. К примеру, Бенедикт XVI в своей энциклике Caritas in Veritate ставит вопрос о необходимости переосмысления роли национального государства и предлагает создать всемирную политическую власть, высшей целью которой должно стать достижение общего блага4. Это лишь частный пример, но политическая дискуссия, инициированная Бенедиктом XVI и получившая широкий общественный резонанс, имеет глубокие исторические основания, заставляющие обратиться к истокам взаимоотношений католицизма и государства.

Степень научной разработанности.

В контексте современной западной философии проблема интерпретации и анализа политического дискурса получила развитие в рамках герменевтической, постструктуралистской, постмодернистской традиций, совершив путь от узколингвистических концепций 1960-х гг. до понимания дискурса в качестве единственно доступной человеку реальности политики5. Фокусируя внимание на изучении политического дискурса в его историческом контексте, Кембриджская школа истории понятий является наиболее авторитетной в западном академическом мире, но далеко не единственной6. Основными разработчиками метода исторической контекстуализации политических теорий в рамках этой школы выступают К. Скиннер и Дж. Покок1. Исходя из посылки о лингвистической основе политического, они определяют политический дискурс как комплексную структуру с собственной лексикой, грамматикой и риторикой, а также как совокупность обычаев, условностей, ритуалов, взятых в их синхронии.

3 См., напр.: Павел VI. Апостольское послание Octogésima Adveniens, 4; Иоанн-Павел II. Энциклика Centesimus Annus, 43; URL: http://www.vatican.va/holy_father/index.htm (13.04.2013).

4 Бенедикт XVI. Caritas in Veritate. M.: Изд-во Францисканцев, 2009. Passim.

5 Напр., см.: Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М: Прогресс, 1994; БодрийярЖ. Символический обмен и смерть. М.: Изд-во КДУ, 2011; Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2002; Хайдеггер М. Время и бытие. СПб.: Наука, 2007.

6 Существуют значительные отличия в развитии немецкой, французской и англо-американской исторической семантики. В середине 1960-х гг. появляется немецкая школа «истории понятий», основателем которой считается Р. Козеллек, полагавший. Исследования Козеллека концентрируются на «базовых понятиях», в которых спрятана во всем своем многообразии «политическая и социальная история»; Напр., см.: Козеллек Р. К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета/ Сб. ст. под ред. X. Э. Бедекера. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С.21-33.

7 Скиннер К. Свобода до либерализма. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб, 2006; Skinner Q. The Foundations of

Modern Political Thought. Vol. 2. The Age of Reformation. Cambridge: Cambridge University Press, 2006; Po-

cockJ. G. A. Political ideas as historical events: political philosophers as historical actors / Political theory and political

education. Princeton. N.Y.: Princeton University Press, 1980; PocockJ. G. A. Politics, Language and Time. Essays on

political thought and history. London, 1972.

торика Г. Кенигбсергера, посвященные средневековой Европе и западноевропейскому обществу эпохи модерна12.

С точки зрения общефилософского контекста политических теорий ключевое значение имеют обзорные работы Э. Жильсона, Ф. Коплстона, А. В. Кой-ре, В. В. Соколова13. Среди авторов компендиумов, посвященных истории политической мысли и отдельным ее концептам следует выделить А. Карлейла, Дж. Канинга, Б. Тирни, М. Уилкса 14.

В современной российской науке проблема взаимоотношений католицизма и государства не получила должного осмысления и развития на уровне новых методологических принципов и подходов. Большинство монографических трудов посвящены либо дескриптивному изложению истории католицизма (Я. Р. Григулевич, Л. В. Пономарева), либо анализу дипломатической активности Ватикана (Я. А. Ковальский, Ю. Е. Карлов, Т. В. Зонова)15.

Гораздо больший интерес в контексте проблемы исследования представляет отечественная историография конца Х1Х-начала XX в. Решающая роль здесь принадлежит В. И. Герье, а также его ученикам и последователям М С. Корелину, Р. Ю. Випперу, С. А. Котляровскому, Е. Н. Трубецкому16. В центре внимания В. И. Герье находится процесс трансформации раннехристианского социального учения в средневековую теократию - «своеобразное религиозное учение о всемирной христианской империи». Исследование Е. Н. Трубецкого, посвященное политико-философской концепции Аврелия Августина, до сих пор остается самым основательным из имеющихся на русском языке. Необходимо иметь в виду, что работы Е. Н. Трубецкого о католицизме возник-

12 Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени: 1500-1789. М.: Весь мир, 2006; Кенигсбергер Г. Средневековая Европа: 400-1500 годы. М., 2001. М.: Весь мир, 2001.

13 Жилъсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М.: Культурная Революция, 2010; Коплстон Ф. История философии: Средние века. М.: Росспэн, 1999; Койре А. В. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Едиториал: URSS, 2003; Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.

14 Carlyle R. W„ A. J. A History of Medieval Political Theory in the West. N. Y.: Barnes and Noble Inc., 1921; Canning J. A History of Medieval Political Thought, 300-1450. London, N.Y.: Routledge, 1996. - 255; Canning J. Ideas of Power in the Late Middle Ages 1296-1417. Cambridge: Cambridge University Press, 2006; Tierny B. The Crisis of Church and State 1050-1300. Toronto: University of Toronto Press, 2010; Wilks M. The Problem of Sovereignty in the Later Middle Ages. The Papal Monarchy with Augustinus Triumphus and the Publicists. N.Y.: Cambridge University Press, 1963.

15 Григулевич И. P. Папство: Век XX. M.: Терра-Книжный клуб, 2003; Пономарева Л. В. Испанский католицизм XX в. М.: Наука, 1989; Ковальский Н. А. Ватикан и мировая политика. М., 1964; Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М.: РОССПЭН, 2000.

16 Герье В. И. Расцвет западной теократии. Иннокентий III. М.: Печатня С. П. Яковлева, 1916; КорелинМ. С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. М.: ЛИБРОКОМ, 2012; Корелин М. С. Падение античного миросозерцания (культурный кризис в Римской Империи). СПб.: Тип. общ-ва Брокгауз и Ефрон, 1901; Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954; Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М.: Печатня С. П. Яковлева, 1894; Котляревский С. А. Избранные труды. / Сост., коммент. К. А. Соловьев. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010; Трубецкой Е. Н. Философия христианской теократии в V веке: учение Блаженного Августина о граде Божием. Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2011; Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - 600 с.

ли в обстановке ожесточенных споров о сущности христианства и его роли в дальнейшем развитии русской культуры и являются частью полемики с В. С. Соловьевым и представлениями выдающегося русского философа о том, как должно выглядеть христианское мировоззрение, очищенное от средневековых «наслоений». Отдельно необходимо отметить вклад в разработку проблематики историка-медиевиста и философа Л. П. Карсавина'7, стремившегося к созданию целостной системы христианского миросозерцания, иногда в ущерб научным интересам.

Объектом исследования выступают католицизм и государство в качестве основных концептов западноевропейского политического дискурса в его историческом контексте.

Предмет исследования - основные теоретические концепции взаимоотношений католицизма и государства.

Основной целью исследования является анализ роли католицизма и ин-ституционализации идеи национального государства в западноевропейской политической традиции.

Основные задачи исследования:

1. выделить основные этапы развития политического дискурса, посвященного взаимоотношениям католицизма и государства;

2. изучить историческую и философскую специфику политической аргументации в трудах апологетов светской и духовной властей;

3. выявить идейные и политические истоки властных притязаний церкви в средние века;

4. проследить генезис и развитие концепции универсалистского общества в средневековом политическом дискурсе;

5. рассмотреть основные причины рационализации политического дискурса в процессе формирования эпохи модерна;

6. дать оценку влияния исторического конфликта государства и церкви на процесс институционализации идеи национального государства;

7. охарактеризовать процесс эмансипации «светского» в качестве самостоятельной сферы;

8. изучить основные идейные противоречия католицизма и тоталитарных режимов Европы;

9. выделить основные направления политической аргументации современного католицизма.

17 Карсавин Л. 77. Культура средних веков. М.: Кн. находка, 2003; Карсавин Л. Я. Монашество в средние века. М.: Ломоносов, 2012; Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в ХИ-ХШ веках преимущественно в Италии. Пг., типогр. Научное дело, 1915; Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М.: Изд-во МГУ, 1994.

7

Теоретические и методологические основы исследования.

В качестве исходных принципов исследования выбраны сравнительно-исторический, системный и институциональный подходы.

Основной акцент делается на использовании метода исторической кон-текстуализации политических теорий. Необходимо отметить, что историческая контекстуализация даже в рамках Кембриджской школы не представляет собой монолитной доктрины. Существуют явные различия между контекстуалиста-ми, разделяющими взгляды Дж. Покока и утверждающими, что смысл текста вытекает из языковой парадигмы или дискурса, которому он принадлежит, а личность автора и авторские интенции не имеют никакого значения; и конвен-ционалистами, придерживающимися позиции К. Скиннера, согласно которой, для понимания текста мы должны поместить его в контекст современных ему условий и споров, уделяя внимание смыслам, содержащимся в авторских интенциях, хотя авторы и должны предположительно выражать свои намерения конвенционально. В то время как контекстуалисты стремятся поместить тексты в языковые парадигмы, понимаемые как дискурсы, составленные из других высказываний и вмещающие в себя аналогичные посылки, конвенционалисты сосредотачивают внимание на полемике, состоящей из других высказываний на схожие темы18. Однако противоречия между контекстуалистами и конвенцио-налистами не являются непреодолимыми. В настоящем исследовании используются обе трактовки.

В процессе контекстуализации политических теорий особое внимание уделяется институциональному контексту. Значимость институционального контекста обусловлена существованием двухполюсной модели общества, сложившейся в средневековой Европе в результате автономного развития государства и церкви и не знающей аналогов в мировой истории. Два конкурирующих между собой политических института для убедительного обоснования своих притязаний были вынуждены прибегать к рациональной аргументации. Именно поэтому в средние века наиболее плодотворная политическая полемика разворачивалась между представителями интеллектуальной элиты, открыто выступающими в роли апологетов одного из двух институтов. Со времен Реформации наблюдается тенденция к секуляризации государства и политического дискурса. В то же время «процесс секуляризации политики - наиболее характерная доминанта европейской истории в эпоху модерна - неизменно порождает ретроградную тенденцию в форме многочисленных идеологий, сакрально-

18 О различиях в подходах коитекстуалистов и конвеиционалистов см.: История понятий, история дискурса, история метафор. / Сб. ст. под ред. X. Э. Бедекера. С. 112-154.

 

Текст диссертации на тему "Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе"

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

На правах рукописи

04201454111

Кондратенко Сергей Евгеньевич

КАТОЛИЦИЗМ И ГОСУДАРСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Специальность 23.00.01 - Теория и философия политики, история и методология политической науки

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор В. А. Гуторов

Санкт-Петербург 2013

Содержание

Введение.........................................................................................................................3

Глава I. Католицизм и государство в средневековом религиозно-политическом дискурсе........................................................................................................................19

§1. Политический августинизм и концепт универсалистского сообщества..........19

§2. Рационализация средневекового политического дискурса..............................39

§3. Политическая полемика католицизма и «новых монархий»............................50

Глава II. Католицизм и государство в политическом дискурсе Нового времени.....74

§1. Реформация: секуляризации государства и политического дискурса..............74

§2. Католицизм и абсолютистские монархии..........................................................88

Глава III. Католическая церковь и государственные институты в современном политическом дискурсе.............................................................................................102

§1. Католицизм и тоталитарные режимы XX в.....................................................102

§2. Католицизм и вызовы современного мира......................................................111

Заключение.................................................................................................................122

Список использованной литературы.........................................................................127

Введение

Актуальность темы исследования. Современный мир переживает глубочайший системный кризис. Одни наблюдатели называют его ценностным кризисом буржуазного мироустройства и протестантской этики, другие -кризисом традиционных политических и экономических институтов, неспособных отвечать на глобальные вызовы современности, третьи - кризисом идей справедливости и общего блага. Вместо бесконфликтного общества XXI в. наблюдается резкое обострение национальных, социальных, экономических и религиозных конфликтов по всему миру и в первую очередь в «странах золотого миллиарда». Одна из основных причин современного кризиса - крушение тотального индивидуализма, ставшего идейной основой мироустройства конца прошлого века. Но ни отказаться от индивидуализма, ни вернуть его в приемлемые границы самостоятельно современные либеральные общества не в состоянии. В условиях кризиса гражданского общества возрастает церкви, стремящейся укреплять эти границы на основе общечеловеческих ценностей: справедливости, свободы совести и др. Обновленный католицизм пытается предложить миру свое решение системных проблем, демонстрируя политическую адаптивность и готовность к внутренним институциональным изменениям. О политической адаптивности современной католической церкви может свидетельствовать как беспрецедентное в новейшей истории отречение папы Бенедикта XVI, так и избрание верховным понтификом латиноамериканского архиепископа иезуита Хорхе Марио Бергольо, незамедлительно после своего избрания провозгласившего реформе Курии1.

На протяжении столетий развитие европейского политического дискурса определялось институциональным дуализмом государства и церкви,

' Как следует из коммюнике Святого Престола, папа Франциск принял решение об учреждении специальной коллегии из 8 кардиналов, предназначенной для реформирования Римской курии и консультирования понтифика по проблемам управления церковью. Основная функция коллегии состоит в пересмотре апостольской конституции Pastor Bonns 1988 г., посвященной институциональному устройству Римской курии. URL: http://ww\v.nevvs.va/en/ne\vs/pope-francis-appoints-group-of-card¡nals-to-adv¡se (13.04.2013).

являющимся одним из самых динамичных элементов европейской истории. И государство, и церковь претендуют на обладание истиной о политическом

Л

благе , но, как справедливо замечает Л. Штраус, «истина может быть только одна: отсюда конфликт между этими двумя притязаниями и, следовательно, конфликт между мыслящими существами; и это неизбежно означает спор. Каждый из двух оппонентов пытается на протяжении тысячелетий опровергнуть другого. Противостояние это продолжается и в наши дни. В этом конфликте как раз и заключен секрет жизнеспособности Запада»3.

Современный европейский политический дискурс - продукт длительного процесса секуляризации религиозного дискурса. Следует согласиться с тезисом К. Шмитта: «Все точные понятия современного учения о государстве представляют собой секуляризированные теологические понятия. Не только по своему историческому развитию, ибо они были перенесены из теологии на учение о государстве, причем, например, всемогущий Бог становится всевластным законодателем, но и в их систематической структуре»4. Вместе с тем религиозный дискурс, сосуществуя и взаимодействуя со светским политическим дискурсом, сохраняет свою политическую природу.

Со времен Второго Ватиканского собора католическая церковь декларирует свое принципиальное невмешательство в дела государства: «Церковь не предлагает технических решений и не намеревается как-либо внедряться в

2 Бенедикт XVI основную миссию современной церкви видит в «миссии истины»: «Исполнять эту миссию нужно во все времена и при любых обстоятельствах - ради общества... Без истины наш взгляд становится сугубо эмпирическим и скептическим, мы не можем подняться над практической деятельностью, поскольку теряем интерес к ценностям, а иногда и смыслам, - позволяющим выносить суждения о ней и задавать ее направление. Верность человеку требует верности истине, ведь только истина гарантирует свободу и возможность целостного человеческого развития. Поэтому Церковь ищет истину, неустанно ее возвещает и распознает везде, где бы та не обнаружилась. От этой миссии Церковь никогда не откажется»; Бенедикт XVI Caritas in Veritate / Энциклика Caritas in Verücte Верховного Понтифика Бенедикта XVI епископам, пресвитерам и диаконам, монашествующим, верным Христу мирянам и всем людям доброй воли о целостном человеческом развитии в любви и истине (29 июня 2009 г.). М.: Изд-во Францисканцев, 2009. С.11.

3 Штраус .П Взаимное влияние философии и теологии // Введение в политическую философию. М.: Прак-сис: Логос, 2000. С. 298-299. В. А. Гуторов обращает внимание, что эта тенденция имела место уже античности: «Некоторые специачисты-антиковеды считают вполне правдоподобной гипотезу, согласно которой само возникновение философии в греческом мире является завершением процесса секуляризации политической мысли, ее отделения от традиционной мифологии»; см.: Гуторов В А Политическая аргументация и генезис политической философии: Методологические аспекты // Мысль. Ежегодник, 2006. Санкт-Петербург. 2006. С. 149.

4 Шмитт К Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С.57.

политику государств»5. Однако сегодня католическая церковь все чаще инициирует общественные дискуссии, в центре которых находятся сугубо политические вопросы, такие как способы достижения общего блага, функции политической власти, будущее национального государства, формы гражданского участия в политике, реформирование международных политических и финансовых институтов и т.д. Папа Франциск в своей первой энциклике Lumen Fidei, являющейся программными тезисами нового понтифика, особо акцентируя внимание на связи общего блага и христианской веры, обосновывает ключевое значение веры в «преодолении недуга массовой амнезии в современном мире», вызванной чрезмерным доверием к «субъективному индивидуализму»: «Вера, которая рождается из любви к Богу, укрепляет связи между людьми и служит справедливости, законности и миру. Вот почему она не отдаляет нас от мира и не является чуждой для конкретной деятельности современного человека. Более того, без любви к Богу единство людей было бы основано только на полезности, интересе или страхе. Вера же является наилучшей основой человеческих отношений, их конечной судьбы в Боге, и ставит их на служение общему благу»6.

Предшественник Франциска Бенедикт XVI, признанный европейский-теолог и интеллектуал, с одной стороны, следуя многовековым традициям, католицизма с его универсалистскими тенденциями, с другой стороны, рассуждая в духе классических образчиков политической философии, в качестве общего блага провозглашает всеобщий мир: «Мир - это неискоренимое и страстное желание, которое есть в сердце у каждого человека, независимо от специфических культурных особенностей. Именно поэтому каждый должен чувствовать себя обязанным служить столь драгоценному благу, трудясь, дабы не просочилась никакая форма лжи, отравляющая человеческие отно-

5 См., напр.: Павел VI. Апостольское послание Octogésima Adveniens. 4; Иоанн-Павел II Энциклика Centesi-mus Annus, 43; Бенедикт XVI Энциклика Caritas in Veritate, 9. URL: http://www.vatican.va/holy_father/index.htm (13.04.2013).

6 Francis. Lumen Fidei / Encyclical Letter Lumen Fidei of the Supreme Pontiff Francis to the Bishops Priests and Deacons Consecrated Persons and the Lay Faithful on Faith. URL:

http://www.vatican.va/holy_father/francesco/encyclicals/documents/papa-francesco_20130629_enciclica-lumen-fidei_en.html (30.06.2013).

шения. Все люди принадлежат к единой и той же самой семье. Обостренное превознесение собственных отличий противоречит этой основополагающей истине. Следует вернуться к сознанию того, что нас объединяет общее предназначение, в конечном счете трансцендентное, чтобы лучше оценить собственные исторические и культурные различия, не противопоставляя себя друг другу, но согласуясь с теми, кто принадлежит к другим культурам. Мир предстанет тогда по-новому: не как простое отсутствие войны, но как сожительство отдельных граждан в обществе, управляемом справедливостью, в коем осуществляется, поскольку это возможно, благо и для каждого из них»7.

В своей последней энциклике Caritas in Veritate Бенедикта XVI предлагает практические способы достижения общего блага: «Сегодня, когда мы извлекаем уроки из экономического кризиса, принуждающего государственную власть непосредственно заняться исправлением ошибок, представляется уместным заново переоценить ее роль и полномочия; они нуждаются в мудром присмотре, чтобы власть могла отвечать - в том числе с применением новых способов функционирования - на вызовы современного мира. Можно предвидеть, что, когда точнее будет определена роль гражданских властей, укрепятся те новые формы участия в национальной и международной политике, которые реализуются через деятельность организаций, работающих в гражданском обществе; желательно, чтобы и граждане уделяли больше вни-

Л

мания "общему делу" {res publica) и активнее участвовали в нем» .„Далее понтифик развивает свой тезис о необходимости кардинальной переоценки власти и делает далеко идущий политический вывод: «Есть потребность в инновационных формах, которые позволят реализовать принцип "обязанности защищать" и обеспечат беднейшим нациям эффективное участие в принятии общих решений. Для того, чтобы управлять мировой экономикой, оздоровить экономические системы, пораженные кризисом, достичь свое-

7 Benedict XVI Message of His Holiness Pope Benedict XVI for the Celebration of the World Day of Peace. URL: http://www.vatican.vayholy_father/benedict_xvi/messages/peaee/documents/hf_ben-xvi_mes_20051213_xxxix-world-day-peace_en.html (13.04.2013).

8 Бенедикт XVI. Caritas in Veritate. C. 29-30.

временного и целостного разоружения, продовольственной безопасности и мира, обеспечить охрану природной среды и упорядочить миграционные потоки, нужна настоящая всемирная политическая власть, о которой говорил уже мой предшественник Иоанн XXIII. Эта власть должна руководствоваться правом, последовательно придерживаться принципов субсидиарности и солидарности, стремиться к общему благу и способствовать подлинному и целостному человеческому развитию, вдохновляемому ценностями любви в истине. Эта власть должна получить всеобщее признание и пользоваться реальными полномочиями, чтобы гарантировать каждому безопасность, справедливость, соблюдение прав. Пока эти замыслы не реализованы, есть опасность, что международное право, несмотря на немалые успехи, достигнутые в различных областях, будет зависеть от баланса власти, установившегося между сильнейшими странами»9. Таким образом, в своей энциклике, приверженность духу которой подтвердил папа Франциск, Бенедикт XVI как минимум ставит вопрос об эффективности существующих мировых политических институтов и необходимости переосмысления роли национального государства, как максимум - предлагает создать всемирную политическую власть, высшей целью которой должно стать достижение общего блага. Это лишь частный пример, но политическая дискуссия, начатая папой Бенедикт XVI и получившая развитие в самых разнообразных кругах10, имеет глубокие исторические основания, заставляющие обратиться к истокам взаимоотношений католической церкви и государства.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема, поставленная в диссертации, затрагивает широкий круг источников.

В контексте современной западной философии проблема интерпретации и анализа политического дискурса получила развитие в рамках

9 Бенедикт XVI. Caritas in Veritate. С. 95-96.

10 По сообщениям мировых СМИ, в частности The Financial Times, энциклика Бенедикта XVI Caritas in Veritate вызвала оживленную дискуссию на саммите большой восьмерки в Италии в июле 2009 года. См.: Ishmael S.-M. Pope condemns capitalism's 'failures' // The Financial Times (от 7 июля 2009). URL: http://www.ft.eom/cms/s/0/cc9150d0-6af4-llde-861d-00144feabdc0.html (13.04.2013)

герменевтической, постструктуралистской, постмодернистской традиций, совершив путь от узколингвистических концепций 1960-х гг. до понимания дискурса в качестве единственно доступной человеку реальности политики".

Руководствуясь целью и задачами данного исследования автор разделяет методологические установки Кембриджской школы истории понятий, фокусирующей свое внимание на изучении политического дискурса в его историческом контексте. Кембриджская школа истории понятий в западном академическом мире является наиболее авторитетной, но далеко не единственной12. Основными разработчиками метода исторической контекстуализации политических теорий в рамках школы выступают К. Скиннер и Дж. Покок\ Они, исходя из посылки о лингвистическом устройстве политического, определяют политический дискурс как комплексную структуру с собственной лексикой, грамматикой и риторикой, а также как совокупность обычаев, условностей, ритуалов, взятых в их синхронии14. Основной формой политического дискурса является политический текст или трактат15. Дж. Покок обращает внимание, что политический дискурс о пред е-

" Напр., см.: Барт Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994; Бодрийяр Ж Символический обмен и смерть. М: Изд-во КДУ, 2011; Рикер П Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2002; Хайдеггер М Время и бытие. СПб.: Наука, 2007.

12 Существуют значительные отличия в развитии немецкой, французской и англо-американской исторической семантики. В середине 1960-х гг. появляется немецкая школа «истории понятий», основателем которой считается Р Козеллек. полагавший, что «изменения политической и социальной реальности семантически проявляются в важнейших понятиях политико-социального мира». Исследования Козеллека концентрируются на «базовых понятиях», в которых спрятана во всем своем многообразии «политическая и социальная история». См.: Козеллек Р Социальная история и история понятий // Исторические понятия и политические идеи в России XVI-XX века. Вып. 5. / Сб. отв. ред. H.E. Копосов. СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2006. С.33-53. Так же: Козеллек Р К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета / Сб. ст. под ред. X. Э. Бедекера. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С.21-33. Во французской традиции, не смотря на призывы Л. Февра с самого раннего периода существования «Анналов» «писать историю как историю значений ключевых понятий», на протяжении долгого времени исторические исследования языковых структур оставались маргинальными.

13 Скиннер К Свобода до либерализма. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб, 2006; Скиннер К Макиавелли: очень краткое введение. М.: Астрель, 2009, Skinner Q The Foundations of Modern Political Thought. Vol. 2. The Age of Reformation. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.; PocockJ G A Political ideas as historical events: political philosophers as historical actors / Political theory and political education. Princeton. N.Y : Princeton University Press. 1980: PocockJ G A Politics, Language and Time. Essays on political thought and history. London, 1972; Pocock J G A The History of Political Thought: A Methodological Enquiry // Philosophy. Politics and Society. / Ed.by P. Lslett. W. Runciman. Oxford, 1962.

14 История понятий, история дискурса, история менталитета / Сб. ст. под ред. X Э Бедекера. М.: Новое литературное обозрение. 2010. С.12.

15 Л. Штраус рассматривает трактат как единственно возможную форму выражения политической философии. См.: Штраус Л Что т