автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Казахстанский путь в контексте мирового развития (социально-философский аспект)

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Шоманов, Аскар Жумабаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Казахстанский путь в контексте мирового развития (социально-философский аспект)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Казахстанский путь в контексте мирового развития (социально-философский аспект)"

МИНИСТЕРС'МЮ НАУКИ - АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

На правах рукописи ШОМАНОВ АСКАР ЖУМАБАЕВИЧ

КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ В КОНТЕКСТЕ

МИРОВОГО РАЗВИТИЯ

(социально-филосскЬский аспскт)

Специальность 09.00. 02. - философ] ч •человека п обществ::

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени ' кандидата филосососких наук.

Алматы - 1996

диссертация выполнена на кафедре философии и методологии наук Алматинского Государственного Университета имени Абая.

доктор.философских наук профессор Шулембаев К.Ш.

- доктор философских наук, профессор Абишев К.Л.

- кандидат философских наук, доцент Нарданов К.

- кафедра философии Казахской Государственной Академии Управления

-у ¿С/^Р-

Защита состоится '¡¿У1 в ¿Учасов на заседа-

нии специализированного совета Д. 53.36.02. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии Министерства науки - Академии наук Респуб-. лики Казахстан по адресу: 480021, г.Алматы, ул. Курмангазы, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке МН - АН РК по адресу: 480021. г.Алматы. ул.Шевченко. 28.

Автореферат разослан 1996 г.

Ученый секретарь . специализированного совета. . () ■

кандидат философских наук " С. Е. Нурмуратов

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

. Ведущая организация:

Актуальность темы исследования. Стремление к современному уровню развития - наиболее яркая всеохватывающая черта сегодняшнего мира. Большинство стран сегодня включены в этот процесс, осуществляя модернизацию или развивая собственные традиции в русле современности. Для Казахстана, поручившего независимость в результате распада Союза Советских Социвлистипосгшл Республик ;СССР1 и оказавшегося- в условиях глубокого системного кризиса, осуществление модернизации - актуальнейшая задача, позволяющая республике выйти на качественно новую ступень развития.

Переход казахстанского общества от тоталитарной административно-командной системы к более демократической начался с 1986-года.

■ Именно с этого времени берут свое начало коренные изменения в социально-экономической и политической сферах нашего общества, которые мы наблюдаем сегодня. С 1986 года начинают происходить сдвиги в общественном сознании, изменяться менталитет нашего общества.

Процесс реформ в Казахстане положил начало формированию современного духовного облика-казахстанского общества и, соответственно, "нового казахстанца". Этот процесс предусматривает, с одной стороны, перспективы идеологической направленности нашего общества, с другой - личностное отношение к каждому члену нашего общества. Другими словами, наряду .о интересами всего общества должны браться во внимание интересы отдельной личности. .

Динамика реформ в -нашей стране показывает формирование своего "казахстанского пути" развития, выражающегося в качественной трансформации социально-экономической и политической системы. Идет быстрыми темпами разработка "казахстанской моде-пи развития".

Однако Процесс реформ в Казахстане идет не просто. Он сопровождается определенными издержками во всех сферах общественной аизни. Кризис в экономике сильно сказался на социальной сфере общественной жизни.

■ Свою специфику накладывает и особенности Казахстана. Сырьевая направленность его экономики, многонациональный состав населения и геополитическое положение республики требуют выработки специфических методов и стратегии в построении казахстанской государственности.

• Сегодня, когда процесс реформ обрел черты реальности, становится очевидной необходимость строгого научного анализа проблем, связанных с эволюцией Казахстана как независимого' государства, с комплексом нерешенных научных вопросов взаимосвязей экономической, социальной и политической систем общества, с совокупностью объективных и субъективных факторов, действующих в этих системах. 1 ,

Тема диссертации имеет не только научное, но и практическое значение. В сознании людей произошла чрезмерная идеализация роли рынка в общественном обустройстве. ' понятие свободы порой граничит с произволом, общечеловеческие ценности начинают отходить на второй план, создавая почву для духовной деградации общества. На практике это обуславливает деструктивную направленность реформ, проводимых в стране.

В рамках гипотезы следует обратить внимание на разработку или исследование таких проблем как плюрализм свободного рынка и государства, развитие "смешанной" экономики как условие формирования образа постиндустриального общества, социальное государство как цель социальной политики правительства, разумное совмещение свободы и ответственности как способ его социального самоопределения, социальная переориентация интересов (ценностей) людей как путь к полноценной жизни, выработка нацио-

кал н*.й иде-и. С таких позиций важно рассмотреть как ьзанмг, Л'гйствуья экой wiec.Kibi, сопиальная п дуХ'Лдая сферы оощ<*лва.

Пр-лЛ ¡.ВлиМаЯ ЛП< 'и'-рТЛПИЛ Пр£;,ЛОТ1В ЛЛ6Т ООООИ 1!'Hli-i; ; у 1.че.;

т'л леко'л.рлл вкллл л лоллливку и разработку актуальных пришлем социально-экономических и духовных nnrnt^rooo^ тфт/^одет:*

Ь иашЫЛ шиит :']'Ин ДОГРЛОСЬ бЦ СТМОТПТЬ, Ч",к/ pbCbMoipgJb ОСЬ' возникающие проблемы в рамках обозначенной темы социально-экономических и духовных основ становления казахстанской государственности в границах одной работы невозможно. Поэтому автор диссертации сосредотачивается на основных проблемах практического, теоретического и методологического порядка, старается сформулировать возможные направления дальнейшей научной разрзптг.и т^мы.

£re^wu>_.Jjii3p.a6oTaH!racTH_T^ili- Следует отметлть, что лр.л. лена ссцплльно-л;л'НиЧ1;чьлких и духовных основ становления го судэрстеенности в изрехздпьш период в достаточной степени иву чепл в философской и социально-политической литературе как Казахстана. гак и ближнего и дальнего зарубежья.

В этом смысле представляют особую ценность произведения классиков мировой философской шали. Современники, свидетели зарождения капитализма в западно;; Европе внесли неоцеииыии вклад в разработку данной темы. В первую очередь следует упомянуть философов Нового времени - Ф.Бэкона. Т.Гоббса, Дж.Лок-ка, Б. Спинозу, Р. Декарта, Г. Ь. Лейбница. Далее следуют продета вителп Французского просвещения - П.Гассекди, ф. 14.А. Вольтер. 1. Ж. Руссо. Г. Лессинг, Д.Дидро, Ж. 0. Ламетри, К. А. Гельвеций. !L А. Гольбах, Ш. Л. Монтескье.

Мыслители Нового времени и Французского Просвещения во плаву угла ставили проблему разумного общественного обустройства и занимались разработкой методов и атрибутов построения адеального государства. В частности, Гоббс выступал активным

защитником единого, централизованного и сильного государства. Он считал, что именно государство является единственным гарантом сохранения основных прав человека - права на жизнь, собственность и свободу. Только объединившись в единое государство', люди способны обеспечить себе достойную жизнь - вот один из основных постулатов Гоббса. Основной побудительной силой, которая заставляет людей жить вместе,, под единым началом в липе государства, являются их опасения за собственную кизнь, собственность и свободу.

Лж.Локк впервые систематизировал и дал глубокий анализ осноеных прав человека. Он участвовал в составлении Билля о правах человека Тринадцати Объединенных Штатов Америки ■ первой конституции в истории человечества. Его можно считать одним из отцов западной демократии. Он утверждал, что соблюдение основных прав человека является незыблемым условием существования любого цивилизованного, демократического государства. При этом все три основных права человека находятся в диалектической взаимосвязи: каждое из прав со строгой необходимостью вытекает из другого, т.е. какое-либо из прав, имеет смысл лишь при услоьии соблюдения остальных.

Мыслители того периода глубоко задумывались над природой современного им человека и над духовно-идеологической ситуацией, царившей в обществе. Наряду с прогрессивными сдвигами в сознании человека они отмечали и упадок нравов, меркантилизм и постепенное наступление власти денег. Они писали, что титул, знатность и родовитость как таковые потеряли свое былое значение, уступив место деньгам и капиталу.

Ш.Л.Монтескье особо подчеркивал роль общественной среды, которая совпадала у него с понятием политического строя и законодательства. Он выступал идеологом политического компромисса буржуазии и дворянства, разработал принцип разделения влас-

той и выдвинул идею умеренной конституционной монархии.

Б целом, важнейшим составным элементом и своего рода завершением учения философов этого периода о человеческой природе ст;им глубокие расоуздения об общественной сущности человека.

¡¡1|«л<:т*нители Немецкой Классической философии ь лице И.Канта, И.Г.Фихте, Г.Гегеля, Ф.В.Шеллинга, Л.Фейербаха также рассуждали о сущности человеческой природы и принципах государственного устройства. В частности, Гегель считал, что частная собственность является материальным условием свободы-человека. а гражданские законы - гарантом разумного общественного устройства,' ибо see это есть выражение воли Абсолютного Разума. Человек, его общественная сущность, государство как таю; вые, сугь инструменты в руках Абсолютного Духа. 3 государ.:-твенном управлении Гегель выступал за абсолютную монархии, считая ее идеальной формой государства.

Представляют определенный интерес мыслители XX столетня, рассуждения которых явили собой своего рода рефлексию на развитие современного западного общества. Здесь можно привести такие имена как О.Шпенглер, К.Поппер, Ж.П.Сартр, Я.Хейзинга, М.Хайдегтер, А.Камю. Г.Исаакс и др. В их работах наш/u; отражение социальные и. духовные проблемы современного общества. . В частности. Шпенглер говорит об общем упадке культуры в XX столетии. Он говорит о том, что за динамикой экономического роста скрывается обеднение человеческого духа. Возвышенность человеческого творчества, его духовная красота и совершенство есть достояние прошлого, а не нынешнего времени. А.Камю-говорит о человеческой фатальности в век экономической конкуренции и техники. В своих произведениях Камю с присущим ему желчным афоризмом рассуждает об утере человеком всякого смысла и интереса к своей жизни. Так или иначе общим для них всех является

- в -

пессимистическое отношение к духовному будущему человечества.

Особый интерес представляют работы зарубежных теоретиков экономической мысли в лице Н.Фридмана, Ф. А.Хайека, Дж.М.Кейн-са. И.Т. Паттерсона, Д.В.Пирса и др. Фридман и Хайек - представители неоконсервативной экономической школы - последовательно выступали за политику невмешательства государства в экономическую жизнь. Фридман считал', что для нормального развития общества необходимо максимально ограничить влияние государственной власти в хозяйственную деятельность. Хайек выступал со своей теорией "расширенного порядка человеческого сотрудничества", где он напрочь отвергал какое-либо планирование в хозяйственной деятельности, считая, что общество развивается по одному единственному закону - закону спонтанного самопорядка. Кейнс, напротив, выступал за политику большего вмешательства государства в экономическую жизнь. Он считал, что для этого у государства есть вполне цивилизованные экономические инструменты воздействия и регулирования экономики.

Следует отметить что в исследованиях ученых стран Содружества независимых гоударств, лрежде всего Российской Федерации, значительное внимание уделялось изучению социально-экономических и духовных основ развития буржуазного общества. В этой связи следует указать на таких исследователей как Т.И.Ой-зерман, А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль, В.Н.Кузнецов, В.С.Барулин. В.С.Вдовина, В.В.Соколов, Г.М.Тавризян. М.А.Киссель, В.Ф.Асмус. П. П. Гайденко, В. В. Сильвестров и другие. В своих работах они пытались раскрыть предпосылки возникновения капитализма и соответствующую ему духовную атмосферу.

Переход от Феодального способа производства к капиталистическому обусловил глубокие изменения в социальной и духовной сфере общества. Этот процесс затронул даже такую, казалось бы, устойчивую сферу как религия. Протестантизм породил протес-

тчРлКур :=ТН!'У, КГТ~ГОЯ. П Г'Г" )Ь нЧ'фсДк. явилась ПЛвС.Г(0! ¡1': и м ) >;».1,.ЫЛ>.-1|' 'А '•ургуау«!. в/рлУя.ГПЯ ШШ* СОРОЙ ШшШ) 1ф'И>ес ин? гл?'->т.-.риЯ ('ал и! .-¡иыи-- иын-ли .-ч <.<>{>(. и I • >• .и

!:•; ГК И;.- /.Ир.Ш'ЛЧИиО.Л Ь, V1 Ч.'/Лг НсСТЬ И Дт!ЧМ1'.ЧИ*лЛ1< СТолЫ

непременным атрибутом преуспевания и респектабильности.

выступили глашатаями новых общественных порядков, генераторами и выразителями новых идей. Это были идеологи нового строя, в котором каждому индивиду предоставлялись равные права и свободы для достижения жизненного успеха.

В отечественной философской литературе также уделялось достаточно внимания развитию общественной мысли в Кпссхстомг-

Много •<., мВ З.'.-.НИМГ.ЛИ.Л,. И<:< ЛеДОЬсНИЯМП распространения ¡Л"С овоо 'Дчм,.:- л.т>г с:,уди к.чзчклочч. ;вк'.?л, формирл-анил ¡ллл. г.оп Г.'|-'УЛг1р'|'Тг т,Чг1.'|,Т!! И ,;иЛ<ИТИЛ иУХЛЛЬч! КУЛЬТУр11 На^СП „ТрлИи Этим» прллсмами отнимали.:;, таки-.' казахстанские ученье ь1 з: Ж.» моаиадии, К Ь\Буй<М46»1«ь. М. С. Ьурабаов, Г. К.Кикм., А. К Косабокив. А. X. Наоымжаноь, М. К. Козыиась, 0. а; Сепира, К. Ш. Шуломоаев и другие.

Такжр в настоящее время миогг авторов занимаются при'лне-нами развития (!<>ирекенн.»г> Кчч.«-"инч. В их числу М'>жно назвать таких исследователей как К.А. Абишев,' И. А.Айтымбетов. Г. Г. Акмамбетов, Л. А. Байдильдинов, Р. К. Кадырканов, А.Г. Косичен-ко, А К.Котгп. К. Е. КуюС'Г-б 1еи, Г. Ь. Малишш, с. К. Нурмур-П'яь, А. Н Нысаж-анв, М. г оркнЬекои. г. М. Сужикова к другие. в ш-я.«! о переживаемым кризисом делаются попытки разработки спи-. уоон противостояния тому духовному кризису в обществе, свндетеллмк которого мы все являемся. В некоторых научных публикациях проводится мысль о том, что для успешного развития и консолидации нашего общества нужна общенациональная идея, которая бы соответствовала реалиям сегодняшнего дня и отвечала бы интересам

каиого каэахстанца.

Сложность и многоплановость исследуемой проблемы, наличие нерешенных и дискуссионных вопросов, объективная необходимость их научного осмысления и анализа предопределили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических вопросов развития Казахстана как независимого государства в "переходный период, изучение механизма становления казахстанской государственности сквозь призму социально-экономической и духовной сфер казахстанского общества, эволюции капитализма за рубежом.

Основные задачи, вытекающие из цели исследования:

- изучение основных положений теорий, объективных закономерностей становления капиталистической системы западных и отечественных школ;

- исследование развития концепции человека, основных прав человека, становления идеи государственности и правосознания в философской традиции с эпохи Нового времени до наших дней;

- .анализ и раскрытие существующих социальных проблем в казахстанском обществе;

~ выработка возможной методики 'оценки социальных угроз, имеющих место в обществе:

- исследование основных возможных перспектив развития Казахстана как независимого государства;

- изучение Феномена "социального государства" в приложении к "казахстанской модели" развития.

Предметом исследования является процесс развития нашего государства в переходный период сквозь призму социально-экономической и политической ситуации в казахстанском пЛхесгее. мирового опыта развития.

Объектом исследования является развитие Казахстана в пере

ходный период, а также его социально-экономические и полита ческие основы. '

Основные положения выносимые на защиту.

1. Зарождение, к развитие капитализма сопровождалось появлением новых взаимоотношений между членами общества, ноьог« ыен'|о,Г|И!И'!'а. имеете с тем, новый способ хозяйственной деятельности породил невиданные доселе проблемы в социальной сфере и новое отношение к человеку, представляющим собой особую ценность.

2. В ходе развития капитализма вырабатывались различные модели "рационального" развития человеческого общества. Все эни во главу угла ставили цель оптимизации общественной жизни ■I достижения человеком достойной жизни. В них нашли (/.-ражет)»-эазвптие психологии индивидуализма и. необходимость предостан пения человеку большей свободы в целях преодоления его отчужденности.

3. Казахстан как новое независимое государство, имеющий ;вою специфику, развивается по своему особому "казахстанскому 1ути". Геополитическая ситуация, сырьевая направленность эко-гомики. многокационоальнын состав населения, наряду с привле-шнием зарубежного опыта, требуют учета местных особенностей фи разработки "казахстанской модели" развитая.

4. Кризис в экономике породил множество проблем в социальной сфере общества, которые таят в себе определенные синильные угрозы. Во избежание опасных последствий и социального зрыва следует актуализировать проблему социальной безопасное и общества. Она требует своевременного выявления и оценки со-иальных угроз, имеющихся в обществе на определенный момент ремени." Выработка четкой методики оценки социальной безопас-ости позволит избежать деструктивной направленности проводных реформ.

5. Выявление и устранение социальных угроз предполагает проведение соответствующей государственной политики, направленной на социальную защиту населения и улучшение благосостояния народа. Такого рода социально ориентированный взгляд на государственную политику нашел свое выражение в концепции "социального государства".' Построение социального государства предусматривает развитие двух начал: эффективную социально ориентированную экономику и соответствующую ей государственную политику. Кроме того, требуется социальная переориентация интересов (ценностей) людей во избежания распространения в общественном сознании психологии "войны всех против всех".

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют научные исследования отечественных философов и зарубежных философских школ в области социальной философии, философской антропологии и культурологии. Автор в исследовательской работе опирается на методологию диалектического, конкретно-исторического подхода к пониманию реальности.

Особое значение имеют принципы .конкретного анализа, единства исторического и логического., причинности, альтернативности развития, многообразия, системности, соотношения объективного и субъективного. В работе использованы методы системного анализа, структурного функционализма, марксизма, анализа с позиции теории развития политико-социологических материалов и проблемно-хронологический анализ эмпирического материала.

Научная новизна диссертационной работы определяется комплексным подходом к изучению и обобщению возможных перспектив развития казахстанского общества в переходный период. Автор попытался проанализировать социально-экономические и духовные предпосылки становления Казахстана как независимого государства. Значительная часть фактических материалов диссертации'

впервые вводится в научный оборот.

Научная новизна . результатов исследования закдоаетуя в следующем:

- впервые нспол1зуются наряду с классическими совримеьнаю теории развития человеческого общества применительно к ра^р" йитк« концепции развалы Каьахотанн;

- обоснованы возможные перспективы развития Казахстана в переходный период. Даны структурный анализ проблем в социальной и духовной сферах казахстанского общества, а также динамика развития социальной сферы общества;

проанализирована специфика социальных угроз в обществе и разработана методика их оценки;

- исследована роль государства н рыночных механизмов и хозяйственной деятельности страны;

- исследована специфика "смешанной экономики" как уилшы формирования образа постиндустриального общества;

- исследована проблема совмещения свободы и ответственности человека как способ его социального самоопределения;

- изучена проблема социальной переориентации интересов чюдей. как путь к полноценной жизни;

- исследован феномен "социального государства" как цели )оциальной политики государства; '

- разработаны основные перспективы развития Казахстана сак социального государства.

Научно-практическая значимость диссертации состоит ь том. . [то на основе исследований,' проведенных автором, получены ре-■ультаты о направлениях и тенденциях , развития Казахстанского бщества в переходный период.

Проведенное исследование социальных,проблем и угроз расс-итано на решение неотложных практических задач и их перспек-иву. Разработанная методика отслеживания-и оценки .социальны*

угроз представляет определенную ценность в решении социальных проблем общества и недопущения социального взрыва при кризисных ситуациях.

Осмысление социально-экономических и политических оснований развития казахстанского общества позволяет увидеть, с одной стороны, факторы, обуславливающие это развитие, с другой -негативные проявления и издержки этого развития.

Положения и выводы диссертационного исследования могут представлять определенный интерес для государственных структур. Материалы диссертации могут найти применение в процессе преподавания вузовских курсов философии, спецкурсов, в школах подготовки и переподготовки кадров'государственных служащих-.

Апробация результатов исследования.

Диссертационная работа в апреле 1996 г. обсуждена на кафедре философии и методологии наук Алматинского Государственного Университета им. Абая, а в мае 1996 г. в отделе философских проблем политики Института философии МН - АН РК.

Основные положения и выводы диссертации докладывались на Круглом столе 21 декабря 1995 г. "Республика Казахстан: политика развития" (Алматы, КазГУ им. Аль-Фараби), Республиканском семинаре 12-15 марта 1996 г. "Устойчивое развитие Казахстана: проблемы и перспективы" (Алматы, Институт философии НАН РК, Центр анализа и стратегических исследований Администрации Президента, ИРК), Семинаре для преподавателей и исследователей социального сектора 18-30 марта 1996 г. "Социальная политика, программы и проекта" (Алматы, Институт экономического развития Всемирного Банка, Министерство социальной защиты населения Республики Казахстан, Казахская Государственная академия управления, ИРК). а также в ряде научных статей и брошюр. Общий объем опубликованных работ составляет 6,4 п.л.

Выполненная работа является составной частью исследований

осуществляемых Институтом Развития Казахстана по теме: "Социальная безопасность в Республике Казахстан", и Правительственного проекта "Социальная доктрина Республики Казахстан", осуществляемого совиестно с другими министерствами и ведомствами. Выводы и предложения. <1Лорму.пнррррччн° пол"*:::.™;

з аналитических докладах, подготовленных йРК и представленных в Администрацию Президента и аппарат Правительства Республики Казахстан.

• Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, 2 глав. Заключения, Списка использованной литературы- •. "

ПОпгпгг• - ССх'л).

Р.о сведении обосновывается актуальность работы, анализируется степень разработанности проблемы, выявляются цель и задачи исследования, показывается научная новизна и методологическая основа диссертации.

В первой главе "Развитие "рациональной1' модели общества з исторической ретроспективе" исследуется развитие капитализма и присущая ему духовно-идеологическая ситуация.

Каждая эпоха в истории человечества порождает свей тип сознания. Интересующий нас тип сознания --буржуазное сознание - появился в эпоху зарождения капитализма. Как известно, зарождение капитализма началось з ХЧ-ХЧI веках.

В Х'Л-ХУП веках, европейская сельскохозяйственная, коллективистская, "свободно-ценовая" экономика трансформировалась в более динамичную, урбанизированную, конкурентную, прибы-ле-мотивированную экономику.

Капиталистическая конкуренция представляет собой единственно возможный для этой эпохи способ более свободного, чем в предшествующие эпохи, развития личности. Именно превращение рабочей силы в товар является действительным признаком истори-

ческого прогресса.

Теоретическое сознание ХУП-ХУШ веков провозгласило отношения между товаровладельцами всеобщим взаимоотношением меж-,ду индивидами. Товарообмен рассматривается мыслителями той эпохй К9К единственно справедливая форма экономического сотрудничества между людьми. Они создали новое'мировоззрение, соответствующее новой эпохе. Реформация оказалась первоначальной .формой буржуазного просвещения, которая.затем сформулировала идеологические принципы буржуазии более адекватным образом.• '. '.В-течении XVII и XVIII столетий радикально изменяются образ жизни и сознание людей -в странах западной Европы.

. Современники.видят в господстве политики над религией симптом духовного упадка, свидетельство того, что властолюбие и алчность одержали верх над честью, доблестью и,верностью. Вместе с тем господство это", как и массовая деморализация, рассматривается в качестве знамения времени.

Гетерономность поведения и утилитарная редукция морали стали основной нравственной болезнью эпохи, когда военно-политическая интрига стала определяющей формой исторического действия. Нравственный протеизм стал необходимым дополнением про-теизма религиозного. Более того, протеистическая моральность стала признаваться теперь в качестве "естественного и вечного" образа мысли.

Провозглашая противоестественным . всякий образ действия, возвышающийся над доблестью "холодно-циничного".' военно-политического-. века, общество вынуждено затем признать естественными его специфические низости. Это .создает ситуацию, когда все оказываются втянутыми в круговую поруку феодально-милитаристского упадка.

Мыслители той эпохи создают теорию общественного прогресса вообще, т. е. такого прогресса, который призван обеспечить '•

всеобщее благоденствие. Они разрабатывают учение об овладении стихийными силами природы, возвещая, что благодаря этому неограниченному во времени к пространстве процессу социальные из-дрртзси, каковыми бы они ни были, будут ликвидированы.

философы-идеологи ранних буржуазных революций провозгла-итогов т, гбсснсвысазт идею разумного переустройства ьсей человеческой жизни. Они были уверены в том, что путем рационализации общественного обустройства можно построить такое общество, которое будет максимально соответствовать естественной человеческой жизни.

В дальнейшем развитии человеческого общества капитализм приобретал свои все более совершенные формы, приближаясь к той ;рме, которую мы имеем сейчас. XX век в истории капитализма занимает особое место. Концептуальный прорыв XIX века в области социальной философии, связанный с именем Гегеля. Канта, Маркса, Спенсера, развился и конкретизировался з XX веке.

Социальная философия XX века,оказалась чувствительной к новым реалиям общественной жизни: экологической и демографической проблемам, мировым войнам, угрозе атомной войны, противостоянию мировых систем, тоталитаризму, проблемам индустриального и постиндустриального общества и т.п. Социально-философский анализ этих проблем не мог обойтись без существенных, подвижек в постижении человека, его общественного бытия, отношений в этом мире. В частности, были выявлены процессы как возросшего "омассовления" человека (например, у Ортеги-к-Гас-сета. Канетти). так и его дистанцирования от общества, возросшей атомизации. Под этим углом зрения во многом и по-новому рассматривались проблемы свободы человека, его духовного мира.

В целом, в ходе развития капитализма были выработаны различные концепции, модели "разумного" общественного обустройства. Все эти теории признаны классическими, в мировой научной

мысли,

как показывает мировой опыт, в большинстве высокоразвитых , И среднеразвитых стран преобладают две основные тенденции развития: либерально-неоконсервативная и неоклассическая. Принимая во внимание тот гипотетический факт, что законы развития человеческого общества обладают всеобщностью по отношению ко всем своим субъектам, впору задаться вопросом: какая из вышеуказанных тенденций будет преобладать в развитии Казахстана как "нового" государства ? • .

В целом, проводимые реформы в Казахстане обусловили появление нового уровня ментальности в общественном сознании и изменения исторических архетипов нашего народа. Данное обстоятельство позволяет говорить нац о возможности выработки своего рода "казахстанской модели" развития, о перспективах "казахстанского пути".

Во второй главе "Проблемы становления казахстанской государственности" исследуются основные тенденции и перспективы развития Казахстана как независимого государства.

В настоящее время быстрыми темпами идет разработка "казахстанской модели общества". В условиях переходного периода перед учеными и политиками стоят и ждут ответа ряд вопросов.

Вполне очевидно, что в основание "казахстанской модели общества" могут быть положены несколько идей.

Во-первых, это разумный плюрализм свободных рыночных отношений и государственного регулирования экономикой, с одновременным развитием как одной так и другой стороны.

Во-вторых, это развитие смешанной экономики как одно из условий • формирования образа постиндустриального общества.

В-третьих, это социальное государство как конечная цель социальной политики правительства.

В-четвертых, это разумное совмещение свободы и ответе-

трунил'. каждого члрна оощеотва как способ ого социального ЮМооГ.р'-ЧелгнИЯ.

; • лнх, П'итпыш тру• >рис-1!тащш интересов лкуи.:й г.

. ,!' " ИМИ ¡¡О ЧН( .ЦеНЦО'Л ЖИЗНИ.

Процесс перехода от жесткого централизованного правления у прип»поГ,ппл„,,,, рс^ркам ? сйцестпе происходит прстпзсрггпх-во, порой даже болезненно, сопряжен с рядом трудностей объективного и субъективного порядка. Социально-экономические издержки переходного периода, переживаемые Казахстаном, затрагивают судьбы миллионов людей, создавая угрозу социальной безопасности общества.

Содержание и специфика соц'.'алмкгх угро~ тг~*уо? "" глубо-ь..:'.- лиза. разраоотки -л принялся соо"'г.-то-'Нуиших ^еи -оц« ■ а.ш ;л л; безопасности.

;;,лл ; г..'лииования и "смягчения' социальных угроз -геобхо-лнмз разработка системы социальной безопасьсти. Социален«« безопасность является одним из компонентов социальной политики Голударстга, охватывающая обширные сферы общественной жизни.

Социальная безопасность - это такое состояние общественной жизни, при котором .общество через государство способно су-р-4»гину. Г:ез вмешательства и давления извне, определять пути к формы своего развития. Социальная безопасность представляет собой синтетическую категорию экономики, политологии и социо->.<"г«;|. тесно связанную с такими понятиями как социальная ус-тей"яво-,ть (стабильность) и угроза ' (уязвимость), социальные индикаторы. социальная защита.

Необходимо отметить, что, будучи идеальной категорией, социальная безопасность даже в наиболее экономически развитых и социально устойчивых странах с устоявшимся политическим режимом все же остается относительной. Те или иные социальные угрозы, а также их возможность сохраняются даже в таких стра-

нах.

Разработка системы социальной безопасности требует анализа социальной сферы и других, граничащих с ней. сфер общественной жизни, разработки методики определения индекса социальной безопасности (ИСБ) на определенный момент времени. Индекс социальной ' безопасности •- это комплексный индикатор (показатель), который отражает социальные, социально-политические, социально-экономические, духовно-нравственные и другие проблемы. стоящие перед Казахстаном в целом и каждой его областью в частности. Данные проблемы можно рассматривть как индикаторы социальной безопасности.

Система социальных индикаторов предназначена для комплексного изучения социальных угроз в обществе. Сложность разработки универсальной методики, позволяющей измерять "социальную температуру общества", заключается в определении оптимального сочетания разумной множественности индикаторов и возможности их относительно удобного и .недорогого использования в практике социального измерения.

В связи с этим автор принимал участие в разработке методики . определения индекса социальной безопасности, проводившейся в Институте развития Казахстана.

В результате проведенного анализа с экспертами Госкомста- . та РК нами были отобраны следующие статистические индикаторы для построения индекса социальной безопасности областей РК:

1) Численность населения РК;

2) Численность зарегистрированных безработных:

3) Число зарегистрированных преступлений;

4) Число зарегистрированных умерших;

5) Число зарегистрированных родившихся;

6) Сумма задолженности по заработной плате: ■

7) Количественное выражение уровня потребительских цен

'индекс: потребительских цен):

8; Потеря из-за приостановления (забастовок) работы (человеке- дней).

Па основе проделанного нами теоретического анализа понята а '^пчнот.иоа <5с?0г-1спссг1" и "зучепил статистических сплзеЙ «саду 1.нГ>равными индикаторами можно, в нервом приближении, остановиться на следующей модели индекса СБ для ежемесячного мониторинга областей РК:

П XI

СБ=Ш----- где,

чг '

СГ - социальная безопасность; 1Н - знак натурального логарифма; П - знак умножения; XI - численность зарегистрированных безработных; 12 - число зарегистрированных преступлений; 73 - число зарегистрированных умерших; Х4 - сумма задолженности по заработной плате; Х5 - количественное выражение уровня потребительских цен; Х6 - потеря из-за приостановления (забастовок) работы (человеко-дней); У - число зарегистрированных рождений; 1 - покупательская способность средней заработной платы /к, ш - среднемесячная заработная плата в области РК, к - стоимость ежемесячной потребительской корзины в отдельной области РК).

Н настоящее время в Институте развития Казахстана проходит апробацию методика рассчета ежеквартального индекса социальной безопасности, пригодного для областей Республики Казахстан. Результаты будут презентованы общественности в ежемесячных аналитических докладах.

Говоря в целом, выявление и устранение социальных угроз предполагает проведение соответствующей государственной политики, направленной на социальную защиту населения и улучшение

благосостояния народа. Такого рода социально ориентированный взгляд на государственную политику нашел свое выражение в концепции "социального государства".

Социальное государство - это государство, способное созвать своевременную адресную систему социальной защиты в облас-' ти занятости населения, соблюдения прав человека, создания государственной системы здравоохранения, социального обеспечения;- поддержки малоимущих слоев населения, образования и профессионального обучения, борьбы с преступностью и предупреждения социальных конфликтов. '

Путь к социальному государству, в наиболее обобщенном варианте, лежит через следующую триаду:

1) Формирование,среднего класса, класса собственников. Это является непосредственной целью свободного рынка. При этом, известно, что пробуждение личности, без которой невозможна полноценная социальная жизнь, начинается с частной собственности.

2) Создание эффективного государственного регулирования-экономикой. Это необходимо для упреждения диспропорций в экономическом развитии и "рыночного хаоса". Предпочтительно чтобы экономика была социально ориентированной.

3) Сделать культуру потребностью народа. Человек, его труд, потребности, должны занять центральное место в цивилизованном обществе. При этом необходимо отказаться от тотального экономизма, где все сводится к люмпенскому.пониманию улучшения жизни.

В "Заключении" делаются общие выводы по работе. Подчеркивается, что только при анализе всего многообразия происходящих социально-экономических и политических процессов возможна полноценная выработка общей теории развития казахстанского общества.

Основные публикации по теме исследования:

1 :!-.;кг-"'срН'-.- проблемы личности з условиях рынка / Национальна культура, духовное согласие и современность / Межву-

■л» / » Г»

1----- —-

С . I V.» 111,- и,с ¡1. Л.

2. Перспективы Казахстана как социального государства /. Саясат, 1996, !!о 3,- С. 18 - 34,- 1 п. л.

3. Социальное государство: мировой опыт и Казахстан.- Ал-маты: Институт развития Казахстана. 1996.- 32 е.,- 1.5 п.л.:

4. Проблема социальной безопасности и методика ее оценки / Казахстан: политика развития / Материалы круглого с-тл.-а декабря 1995 г. - Алматн: КазГУ - ИРК, 1990.- С. 81 -я>:~:. - п. л. (к соавторстве с Бабакумаровым Е.Ж.)

5. Республика Казахстан: красный рассвет на пороге XXI века'? • типы политического сознания и перспективы неокоммунизма по результатам социологического опроса).- Алматы: ИРК, 19Э6.-5ко , - 3.1 п. л. (в соавторстве с Бабакумаровым Е.Ж., Машановым М.С.)

¿Г'

< /

г ~ гт

Шоманов Аскар Жумабайулы

"Душе жузШк контекст1ндег1 Казацстанныц ' даму жолы" (элеумеШк-философиялык. аспект)" философия гылымдарыныц кандидаты дэрежес1н алу уш!н усынып отырган диссертациясы 09.00.02,- адам жэне когам философиясы мамандыгы бойынша орын-далды.

Диссертацияда Цазакстан Республикасыныц егеменд1 ел рет1ндег1 дамуыныц теориялык,-методологиялык, жэне гылыми-прак-тикалык мэселелер1 зерттелген. Автор ^огамымыздыц элеу-метт1к-экономикалык жэне рухани ахуалын, шетел капитализмШц эволюциясын карастыру аркылы Казакстан мемлекеттШгШц ор-ныгуын айкдадайды;

Зерттеу жумысында Казакстаннын элеуметт1к жэне рухани ем1р1нде орын алып отырган проблемаларга курылымдык талдау берШп, элеуметт1к ем1рд1ц даму динамикасы керсет1лед1. Накты деректерд! кецейт!лген турде нолдану аркылы 'элеуметт1к кау1п-катерлерд1ц сипаттамасы мен оларды багалау эд1стемес1 жасалган, ;

Диссертацияда "аралас экономиканыц", мемлекетт1к жэне на-рщтык; механизмдерд1ц елдЩ шаруашылык; ем1р!ндег1 рол1 аныкталган. Сонымен катар автор адамдардыц элеумегПк езд1г1н аньщтау жэне олардьщ мудделер1н кайта Оагдарлау мэселелер1не кец1л белед!.

Зерттеу жумысьгнда "8леуметт1к мемлекет" .феномен1 талда-нып, Казакстанныц, болашактагы элеуметт1к мемлекет рет1нде да-муыныд нег1зг1 перспективалары карастырылады" жэне еркениегП елдер катарына коснлу эрекеттер1не философиялык сипаттамалар жасалынады.

Shoxanov Ascar Jumabaevich

Thestses "Kazakstan's way in the context of world deve-LnpircMiasocial-philosophical' aspect)presented for a candidate of philosophical sciences by speciality 09.00.02,- "Philosophy of man and society". ,

This theslses are devoted to the Investigation of the theoretical-methodological and scientific-practical problems of the development of Kazakhstan as Independent state, formation machinery of the Kazakhstan's statehood in the light'of the 3oclal-economic and spiritual spheres of our society,-, evolution of the foreign capitalism, ' '

The structural analysis of problems which take place in .social and spiritual spheres of our society, and also the moving forces and trends of social development are given in dissertation. On the basis of widespread facts there were analysled the specificity of the social threats and devised methods of their estimation.

The author researchs the role of "mixed economy",- state and market machineries in the economic activities of our country. Candidate for a degree also devotes himself to the problems of men's social self-determination and social re-orientation of their interests with the aim of-achievement the valuable life.

In dissertation Is investigated the phenomenon of "social state" and are devised the main perspectives of the development of Kazakhstan as the social state.