автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Кистевые росписи по дереву Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Иванова, Юлия Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Кистевые росписи по дереву Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Кистевые росписи по дереву Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века"

РГ6 од

' ГС-ШСТЕРСТВО НОТ,ВЫСШЕЙ ИКОЯЫ И ТЕХШЧЕСКСЙ П ОСТ/ЛЕКИ РСФСТ

московское высшее ::удаштч!ОЧ1РомашшшоЕ уыжяе

/ б. СЛТСХ'й; ОБСКОЕ /

На правое рукописи УДК: 7.031.4

Иванова Юлия Борисовна

ШСТЕШЕ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ ВОЛСГОДСКСЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОШНЫ Ш - НАЧМА XX ВЕКА

17.00.05 - Декоративное и прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва - 1993

Лиссертенкя выполнена в Московском высшем художественно- промышленном учклице / б.Строгановское /.

Кг-учг.кй руководитель

СИяш:алы-:ые оппоненты

Ведунья организация

доктор искусствоведения,

про-Тессор

П.А.ТельтевскиЯ

доктор искусствоведения Ларыон Ф.1л.

кандидат искусствоведения В.А.Бар?£улин

Вологодский государственный историк оерхж т е к ту рн ый к художественный ).^эе?-запоьед1ГПК

Зацитв состоится "/Ь" '¿¿Ю^оЯ 1993 г. в часов

не 'еседеник специализированного совете K-064.I0.0I при Московском высшем художественно-промышленном училище /б.Строгановское/ по адресу: 1250Р0, г .Москва, Волоколямское шоссе, У .

С диссертацией могно ознакомиться в библиотеке МВХПУ.

Просим принять участие в ¿а^кте и ¡-.¿.править отзыв в дщух экземплярах по ука^анноку адресу.

Автореферат разослан "/7 '

1383

Ученый секретарь специализированного совета

Л.А.Липкая

Актуальность исследования и состояние вопроса.

Росписи по дереву второй половины XIX - начала XX века -значительное явление художественной культуры крестьянской России, которое издавна привлекало к себе внимание исследователей, художников, любителей. Художественное наследие сегодня часто берется за образец и становится частью формирования нового декоративного стиля. Однако недалеко еще то время, когда интерес к этому явлению был низким, а подчас возникали сомнения в эстетической значимости того или иного вида росписи. Развитие исторического самосознания, изменение художественных взглядов сделало возможным увидеть в кистевых росписях по дереву источник для изучения проявления национальной художественной традиции в условиях ломки традиционной системы крестьянской культуры. Некоторые аспекты в понимании этой проблемы могут быть выявлены на материалах кистевой росписи по дереву Вологодской губернии.

К настоящему времени музейными работниками, коллекционера™ собран большой предметный материал-памятники народного искусства Русского Севера с росписью по дереву ХУП - XX вв. Преобладающая часть поздних крестьянских росписей носила преимущественно живописный характер в отличии от группы локальных центров, где основой выступает графическое начало / росписи по р. Северная Двина, Мезень, Печора, Пинега/.

Сопоставляя росписи различных художественных очагов, известный исследователь народного искусства В.М.Вишневская сочла возможным говорить о "свободных кистевых росписях" как о своеобразной разновидности народной декоративной росписи, имевшей свой образный строй, свою систему художественных приемов и характерный круг изделий. Экспедиционные обследования 1960- 1980-х гг.

позволили установить ареал распространения кистевых росписей: на северо-лшшде Россиг. / оыни. Олонецкая, Архангельская и Вологодская гуоернии/, а так?.е е пограничных с Севером отдельных рзйонах Тверской, Ярославской, Новгородской, Костромской, Вятской и Пермской губерниях. Вместе с переселенцами искусство кистевых росписей по дереву проникло на северные земли Урале и Сибири. Исследования росписи последних лет В.!.1.Вишневской, В.А.Барадулинв, Г.Н.Ча-гинз.Г.И.Охримеяко, Д.М.Русаковой, Т.К.Емельяновой и др. дают основание для качественно нового осмысления процессов развития этого вида декоративного искусства. Собранный натурный материал, факты и съедения о мастерах-живописцах на Русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири неизбежно свидетельствуют о сложении во второй полотне XIX - начале XX века кистевой росписи по дереву как спе^_ фЯческого вида .народного декоративного искусства, ставшего явлением ооиенационального масштаба.

В предлагаемой работе рассматриваются кистевые росписи Вологодской губернии не только б силу их малой изученности, но и потому, что настала необходимость сопоставления вновь появляющихся материалов, а также к нового уровня их осмысления, что определяет актуальность настоящего исследования.

Локальные модификации кистевой росписи Вологодской губернии отчасти рассматривались в разных по характеру исследованиях, Е трудах В.М.Васйленко к Б.Ы.Вишневской затрагивались вопросы их содержания, В.Н.Полунина пыталась дать поэтическое прочтение образов на материалах ьерхнеуфтшской росписи. Ю.А.Арбат, Н.Б.Таранов-ская, И.А.Пятницкая, О.Е.Круглова оставили в литературе перечень очагов росписи, открытий ида б процессе многолетней экспедиционной 'рабогн. Наружные и интарьерные росписи крестьянских домов в

в Вельског уезде описаны В.М.Вишневской, М.И.Мильчяком; в Соль-вычегодском уеяде - Н.В.Тераноьской, О .Г. Севан и др. Сгеде1шя о росписях грязовепких прялок опубликованы О.З.Круглоьой, гря ловецких и верховажских прялкгх - и/.Олейник. Поздним росписям 1920-х гг. нкксенской местериш /..Селяниной посвяцена статья В.А.Гуляеве и т.д.

Однако до сих пор не показан весь спектр функционирования, пути развития и художественное своеобразие этого вида народного искусства в его локелншх шдо*икешях на территории бывшей Вологодской губернии. Мело известны центры росписи Верховажья, Глу-боковки, Шекснн, Нюксениш, Тарноги, Кичменьского Городпе и др. Для выявления специфики локальных разновидностей кистевой росписи на Русском Севере важным моментом представляется их конкретно-исторический аспект, процесс складывания местных художественных особенностей.

В теоретическом плане проблема местных художественных особенностей и традишй ставилась в трудах В.С.Воронова, А.Б.Салтыкова, А.Б.Бакушинского, В.М.Бьсиленко. Дня осмысления пробле-ш локальных особенностей народного искусства принципиальное значение имеют научные работы М.А.Некрасовой и К.А.Богуславской, чьи пенные выводы мы используем в качестве теоретических посыл си нашего исследования. Среди них наиболее существенным в плане избранной темы представляется установке о том, что предпосылки длн возникновения местных очагов народного творчества коренятся в ^ложном комплексе конкретных факторов: природно-геагра^ическом, Этническом, историческом, социально-экономическом, культурном.

Настоящее исследование связано с неотложной необходимостью разрешения этой проблеш на материалах кистевой росписи Вол от од-

ского Севера. ¡¡сследованив предшествовало накопление и аналкз предметного материала, фактов, сведений в полевых экспедициях, архивах, музеях гг. Москвы, Санкт-Петербурга, вологодской, Архангельской, Ярославской, Пермской областях, научное обобщение в док>-ладах и публикация*.

Б своей работе, посвяшенной кистевой росписи по дереву -одному кз конкретных проявлений народной культуры, мы сознательно стремились показать его в сложной и динамичной системе художественной жизни Вологодского края. Расширение круга вопросов о художественных процессах в народном искусстве, поставленных, в частности , в работах Г.С.Островского, А.С.Канцедикаса, предопределило внимание к характеру и механизму взаимодействия различных пластов живописной народной культуры, искусства профессионального и фольклорного,городского и сельского, "чистого" искусства и ремесла.

Касаясь вопросов формирования местных разниыдностей кистевой росписи на Вологодской земле, необходимо считаться с исторической насыщенностью этого времени, когда архаичность била сменена с новеЯшккк кодним» тече-каям:, местные нггытг с привнесенными извне, когда одновременно возникало несколько промысловых центров росписи и существовали, очаги деятельно^;:: кустарей-самоучек. Ь народной росписи по дереву этс?. эпох/ ¡'сплотилось представление о прекрасно;.:, где элемент:-; традиционного ассоциативного мышления сложно переплетались с ноз'ым выражение:.: и пониманием изобразительных мотивов я образов.

Целью исследования явилось изучение локальных разновидностей кистевой росписи по дереву второй половины XIX- первой четверти XX века Вологодской губерниии как сложного историко-художествен-

ног о процессе, ооусловлешюго взаимодействием комплексе местных социокультурных факторов, влияюцих на формирование художественно-образной систеда произведений.

На защиту выносятся основные положения:

- кистевые росписи по дереву как одна жз фор» декора художественных бытовых изделий крестьянства Русского Севера, некоторые аспекта ее исторического генезиса и функционирования;

-региональные локализации кистевой росписи по дереву Вологодской губернии второй половины XIX - первой четверти XX века в их развитии и взаимосвязях с комплексом социокультурных факторов;

- художественно-образные особенности вологодских росписей в их локалышх вариациях.

■ В соответствии с указанной целью поставлены следующие

задачи :

- анализ аспектов генезиса и функционирования кистевых роо-писей на Русском Севере;

- 8Н8лиз комплекса историко-культурных фактороь, определивших расцвет кистевых росписей на Вологодской земле во второй половине НХ - начале XX век5;

- систематизация и обобщение исторического, этнографического, иллюстративного и предметного материала, отражапцего распространение кистевых росписей в Вологодской губернии;

- выявление корреляционных взаимосвязей между произведениями местных мастеров и работами живописцев из других центров народной росписи;

- анализ комплекса факторов местного характера, влияпцех на Формирование художественно-образной систеш кистевой росписи,

роли личности неродного мастера и заказчика / на конкретно примерах/;

- выявление орнаментальных, композиционных, технологически):, семантических особенностей отдельных локальных разновидностей вологодской народной росписи по дереву;

- определение месте и значения вологодских кистевых росписей по дереву в отечественной художественной культуре.

Предметом исследования являются художествен!ю-образные особенности вологодских кистевых росписей по дереву в свете их взв-имосвя'и с комплексом исторических и местных соШокулыурных факторов.

Объектом исследования служит широкий по типологическому составу материал / бытовые крестьянские изделия из дерева с росписью, интерьерные и внешние росписи домов/, обследованные в музеях гг. Вологда, Тотьмы, Великого Устта, Вельска, Харовска, Верховвжъя, Грязовиа, Кириллова, Каргополя, Сольвычегодска, Архангельска, Ярославля, Пер/и, а также в коллекшях пениральных музеев г.Москвы /ГКМ.ШИ, ВКДПйЖ, П'-Хи/МУКоломенское", ГИАХшК "Царишно"/, г. СергЕева-Посада и Санкт-Петербурга/ ГРМ, ГМЭ.ГЗ/-Скща пошел материал, собранный автором во время экспедиций по Вологодской у. Архан: ельской областям, а также иллюстративный материал из фототек Вологодского ?»^зея-заповедника, института МК РФ "Спештроектреставггиия", НШИ, ТШ.'Л им. А.В.^уиева. Широко привлекался и опубликований раннее материал.

Региональные границы исследования охватывают оснивную территорию бывшей Вологодской губернии, сложивщуюся в концу XIX века,- по современно^ административно^ делению вкличавчую Вологодскую область, в также Вельский и Краскоборский районы Архангельской области. Привлекался также некоторый материал из запад-

ных районов современной Вологодской области / бывшая часть Новгородской губернии/. Общие стилистические вопросы, связанные с аспектами функционирования и генезисе кистевой росписи, рассматриваются на сохранившихся материалах ХУЛ - ИХ вв. Русского Севера. Хронологические рамки основного исследования локальных разновидностей вологоддской росписи по дереву охватывают пержод второй половины XIX - первой четверга XX вв.

Методика исследования определяется комплексно-системным

подходом, позво раскрыть важные аспекта этого сложного полиморфного явления, аккумулирупцего в себе систему мировоззренческих взглядов и художественно-эстетических представлений своих современников. Соединение общего и частного, объективного и субъективного в материалах исследования позволяет использовать методы структурного, функциональнса:о, генетического, исторического, художественно-стилистического изучения объекта.

В зависимости от поставленной задачи в одних случаях материал рассматривается с позишй аналогий, в других - с поз*кий сравнительных характеристик. Чтобы не расширять исследование обилием предметного материала, собранного музеями страны более чем зь столетие, генетические и структурно-йункшональные вопросы рассматриваются обзорно. Иные задачи, требуюцие конкретного анализа, решаются не местном материале, чаще всего мало известном в науке.

Научная новизна работы состоит в обрацении к проблемам, которые еце не были предметом специального исследования, когда сложение и развитие очагов кистевой росписи по дереву впервые рассматривается на обширном материале памятников Вологодского Севера в конкретно-историческом аспекте , позволяющем выявить

худат.ествен!!ув природу этого вид;: неровного искусстве.

практическое значение диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов для дальнейшего И'гуче-нкк вопросов декоративного искусстве. Материалы исследования могут применяться в разработке курса " декорэтивно-прш-'ладное искусство", в лекциях по народному искусству, в экскурсионной ж К/ьейной работе. Настояцея и дальнейшая работа по изучению художественных приемов, комвозишонных структур, образно-выра-зителышх сторон произведений кистевой росписи имеет существенное значение для современной творческой практики мастеров декоративного искусства.

Об тем и структура диссертации. Представленная к зените ре-бота состоит из введения, трех глав и заключения, а также примечаний, библиогре^яи и списке сокращений/ всего -ТЬО страниц машинописного тексте/ и приложения с иллюстративным материалом и схеме»«.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показывается современное состояние изученности вопросе, определяется цель и задачи исследования, обозначаются аспекты новизны и практической ценности. Кратко характеризуется методика исследования, формулируются основные положения, выносимте на защиту.

Первая главе "Кистевые росписи по дереву Русского Севере: генезис и Яункиионировение в быту крестьянстве" посвжене определению художественной природа и происхождения, функшонировггш.' и эволювии кистевых росписей. Поставленная задача решается в пез вой чести главы прежде всего с позиций теоретического обобщения ж анализе натурного материале ХУЛ -,ХП вв., происходящих из

районов Русского Севера.

Известно, что эстетическое осмысление древесины как худо»ее твенного материала издревле шло но пути выявления или создания объемно-плестической формы. Вторым древнейшим направлением художественного освоения дереве была декорировка поверхности дерева подготовленной формы предмета. Украшение бытовых изделий из дерева, связанная в древности с обереговой функцией, осуществлялась двумя техническими способами: резьбой, где доминирующим моментом выступает степень ее пластичности /либо, напротив - графичности/, и росписью, где главенствует иветосодержа-тельный фактор.

Визуальная активность пвета над резьбой достаточно рано стала проявляться в творчестве мастеров, имепцих дело с художественной обработкой древесины. Производство окрашенных и расписанных бытовых предметов из древесины имеет свою многовековую историю развития, связанную прежде всего с этапами усовершенствования и технологическими секретами лакокрасочного дела.

Даже простейшая раскраска деревянного предмета придавала ему новое качество, так как лишала фактуру древесины способности адеквьтно отражать ее физические и пльстические свойства. Сложная рескреска в несколько цветов создает особое эстетически значимое пространство, в сочетание раскраски с резьбой может изменить структурный рисунок объема, создать дополнительные декоративные эффекты.

Росписи традиционно отличаются от раскраски своим специфическим художественным моментом - способности создания посредством пвета нового иллюзорно-образного пространства. Под термином "роспись" в современной искусствоведческой практике понимается

письмо красками на предметах или архитектурных формах / например, стенах, сводах/ в отличии от станковой живописи, где основой служит спешалмая плоскость - холст, доска и т.п., образующая самостоятельшй, особый художественный объект "картину".

Росписи по дереву представляют значительную часть в общей декоративной гулыгуре русского народа и по класси^якаши современных исследователей составляют особый жанр народного искусства. Это - декоративная живопись крестьянских и городских мастеров на предметах из дереве / бытовая утварь, орудия труда, мебель, транспортные средстве и др./, 8 также ,на фасадах я в интерьерах домов. Неродные росписи, сохраняли при этом определенную независимость от прямого влияния большое сталей профессионально-ученого искусства и канонических установок иконешея.

Специфика росписи во дереву как формы декора определяется ее соотнесенностью с архитектоникой предмета, возможностями над;-же;т.я не гладкую шв пластически неоднородную, либо резную повф-хноста ¡: сг,особами декорирования плоскостной или объемной формы.

На материалах росписей ХУП - первой половины XIX вв. Русского Севере,сохранившихся до нашего времени, неряду с основной - декоративной задачей, определяются в другие аспекты фикшоник рования народной росписи по дереву:

Обереговея йгнкшя архаического херактера, когда жиеопясньй орнамент заняла* предмет к его содержимое от злых сил.

В круговороте жн»нв крестьянской о&щны изделия с росписью несли на себе важные обрядово-рнтувлыше функции.

Дня поянопенного восприятия предмета с народной росписью не обходи и* моментом является комиунжквбелнзо-жгровое действие, заклгчапяееся з поворачивании, открывают, перевертывании, сбор-хе-резборхе язделя и т.п. Перетекание орвементалшых хартян ш

обдешой говерхноста, неожиданные ракурсы и сочетания фрагментов декоративной живописи не предмете - все это проявление ее игровой функции,

Б сскетных росписях, часто созданных do мотивам лубочных картинок, открываются инфорыадвные задачи, которые прежде всего связаны с воспитательно-незилателюым аспектом.

Эстетическая функция росписей проявляется в выражении по-зитивно-воззренческих в. художественных представлений народных мастеров.

Если до середины XIX века расписные изделия в сельском быту были еще достаточно редкими и носили преимущественно празднично-сакралвшй смысл, то во второй половине ПХ века основные грани функционирования росписи по дереву видоизменяются. Отметим, что в это время росписи по дереву получет широкое распространение на севере России, в Поволжье, не Урале и среди русского населения Сибири. Анализ экспедиционных сборов на территория бывшей Вологодской губернии позволяет утверждать, что росписью в рассматриваемый период декорируется уже не какая-то избранная обря-дов8я вещь, а возможно любое изделие ив дерева бытового назначения - от ложки до кровати. Раскраска и роспись проникли в жилой интерьер и на фасады жилых домов.

Народные мастера избирает теперь путь открытой декоративности. Болте всего ценится яркость, броскость, "цветистость". Новая роспись особенно усиливеет свою декоративную йгнкшю . Это относится и к декорируемому предмету , и к интерьеру в пел см, где расписной предмет находится. Росписи, занимающие'достаточно большое пространство в интерьере дома, претендовали на рель конструктивно-композиционную - цветовых акцентов в построении

интерьера и формирование нового обреза жилого художественного комплекса. Изменение образных значений декора взаимосвязано с изменением его функциональных особенностей. Неслучайно, именно в это время происходит процесс поэтического переосмысления традиционных образов и 1}ору орнаментальной организации росписи.

Основным типом росписи по дереву на территории бывшей Вологодской губернии во второй половине XIX - начала XX вв. были росписи живописного типе - "кистевые", как называла их В.М.Виш-невскея. Художественные особенности во многом были обусловлены приемом выполнения орнаменте кистью без предвгрительного рисунке. "Этот, на первый взгляд, чисто технический момент во многом определил ее стилистический характер. От него шли приемы живописной раскладки "по чувству" красочных пятен, свобода и непринужденность композиции, лишенной точной симметрии, разнообразие трактовки мотивов".*

Касаясь вопросов генезисе кистевых росписей на Русском Севере, отменим, что поиск этой художественно;": традиции будет наиболее продуктивен у:-ь л-> времени, ко]да северное искусство по-лучгет черты с;»-остоятельности. В переломном ХУН веке , в период "обуирцения искусстве, геометру/гове нные орнаменты заменялись на свободные растительные. Такой орнамент, символизирущк;-в резных глтэрных преградах и иконостасах красоту райского садг и жизнь вечную, украшал оклады икон, поверхност 1 церковной утк-ри и в тоже время оя органично входил в декор битовых изделий для царских и боярских пвлет.

1.В.М.Вишневскья. Свободные кистевые росписи Сб. Русское народное искусство Севере. - Д., 1968, с. В.

На Русском Севере сложились свои кадры орньменчьлистов, которые могли конкурировать со знаменитыми троицкими "травди-кат-и". Ценились артели живописцев из Вологда, Великого Устига, Кирилловского и Соловепхого монастырей. Маховая кистевая роспись покрывала отделыше части церковного убранстве : лавки, клиросы , настенные и напольные киоты, "тощие " свечи, брачные венпы, деревянную культовую посуду. К кониу ХУП - нечалу ХУШвв относится распространение кистевой росписи на..изделия утилитарного назначения в жилой среде / коробьи, мебел^ .

Пути развития кистевой росписи в XIX веке противоречивы и неоднородны. Она Еобрале в себя опыт художников предшествупцих поколений: монастырских "судогшспев" и "травников", северных иконников и орнаме тали став рукописных книг, универсальных живописцев и конструкторов деревянных храмов. Известная-" переквалификация" живописцев происходит в связи с изменением художественного рынке, обусловленным сдвигами в общественной жизни пореформенного периода.

Мойным потоком влились в народную роспись Севере художественные новшеств? "маляров-отходников" из Вятского и Костромского края, переносивших систему декорирования и приемы росписи, использовавшихся раннее в городских интерьерах, в сельскую среду. Традиционный способ письма по левкасу темперными красками к концу XIX веке постепенно вытесняется быстрыми способами росписи клеевым и масляными красками.

Вторая глава "Региональные локализации кистевой росписи ю дереву Вологодской земли второй половины ИХ - .первой четверги XX вв."в их развитии и взаимосвязях с комплексом сошокулиур-1ых факторов, влияюцкх на формирование художественно-образной

системы произведений" построена не обощенни и анализе конкретного материала.

Расцвет кистевой росписи в крестьянском быту впря^го зависел от той социокультурной среда не территории Вологодской губернии, которая складывалась в локальных ее регионах. Важнейшим условием любого культурного явления, в том числе и художественного, является наличие общественной потребности в нем. Духовные, эстетические, утилитарно-практические интересы конкретных групп жвдей вызывают к жизни новые явления, способствуют обновлению и развитию жанров декоративного искусстве.

Кристаллизация к развитие жанре кистевых росписей на Вологодском Севере были обусловлены предпосылками, состааляпаида сложный комплекс факторов от природно-географических до социально-экономических и духовных, связанных с изменением внешних и внутренних связей сопиок/льтурного времени и пространстве.

Бол иду ю роль играл природио-ге строфический фактор, который предопределил возможность неземледельческого пути развития края, связав его с промыслами, в том числе и с росписью по дереву

Исторические изменения реформ 1860-х гг. приводят к постепеи ноцу утверждению новых соииглышх связей в северных селах к малых городах, когда растет кмкутественш.я дифференциация населения. Массовым явление?- становится отходничество на заработки в город и при этом сохранение связей с односельчанами. Появляется новая группа "ваказчики" росписей ж» среды зажиточного и среднею крестьянства уже в конце 1860-х гг. "Исполнжтелям*" заказов могли быть не только местные мастере, но и нанятые через "посредник* маляры, входившие в состав отходнжческой артели жз другой местности.

Развитие промыслового и Фабричного производстве, торговли, путей сообщения вело к увеличению массовой дешевой продукции расписных деревянных изделий, которые должны были конкурировать с иной готовой продукцией на базарах и ярмарках. Новая техника кистевой росписи во многом отвечала потребностям сельских жителей по своему ассортименту, материалу, прочности, относительной дешевизне к декоративным качествам.

Подтем хозяйственной жизни, расширение сферы общения крестьянства предполагало введение художественных новшеств в патриархальный домашний быт. Ломка традиционных критериев духовной культуры вологодского патриархального крестьянства выразилась , в частности; в смене архаичного резного декора на деревянных предметах кистевой росписью. Однако отделите районы в силу своей удаленности и сознателыгой культурной изолированности не принимали новой декоративной моды на яркую роспись.Это -"глубинки" Тарноги, Никольского, Кичгородецкого, Нкжсенского, Бабушкинскаго, районов, где доминировала резьба.

Соприкосновение с городской культурой вылилось в переносе идеалов мещанской жизни в деревенский уклад: как в сюкетах и композиционных решениях неродной живописи, так и в открытом однозначном прочтении образов, повышенном декоретивизме. Заметим, что то же стремление к следованию городской "моде" и привело в значительной степени к исчезновению росписей в интерьерах 1910-1920-х гг., когда стены и потолки стали оклеивать бумажными обоями.

Степень архаичности сознания в соединении с преломленным восприятием новой художественной моды стали основой для сложения художественно-образной спешк^икя локальных вариаций северной кистевой росписи в конкретном социокультурном пространстве ж времени.

При сопоставлении имеющихся в научном обороте памятников и сведений о народных живописцах по дереву и обобщении результатов анализе предметного материала в коллекциях центральных и прежде всего местных северных »/узеев обнаруживаются две явно выраженные тенденции распространения кистевой росписи в Вологодском крае. Первая тенденция связана с деятельностью иршплых мастеров-отходников, принесших на патриархальный север новые художественные предложения, яркую раскраску и маховую кистевую роспись фасадов и интерьеров крестьянских домов. Вторая тенденция проявилась в развитии местных очагов росписи, сохранившихся на Вологодском Севере в народной среде и выросших до уровня организованных художественных промыслов. -

Деятельность маляров-отходников в Вологодском крае в 18601880-х гг. очень значительна. На севере губернии / Вельский, Бер-ховажский, Вожегодский, Харовский современные районы/ экспедициями обнаружены предметы местных форм, украшенные .заонежской росписью. Но наиболее активными были артели живопис1?виз Вятского и Костромского краев.

Вятские "красилыцики" имели богатых заказчиков на Северной Двине. Через Николюк проходил путь вятских артелей на Тотщу, Верховажье, Тарногу. В. этих районах имелись дома с росписью фасадов и интерьеров, выполненные вятскими мастерами в 1870-1890-е гг., а также отдельные предметы украшенные маховой росписью.

Костромские отходники находили заказы в ближайших к ним . Никольском и Тотемском уездах, но железная дорога открывала им доступ в центральные районы Вологодской к Архангельской губернии. Росписи костромичей встречаются в Кирилловском, Бабаевском, Воже-годском, Кубенском, Сокольском, Харовском, Грязовепком современных

районах Вологодской области.

"Отходники" по желанию заказчике могли покрыть росписью все деревянные изделия в доме, чести интерьера и фасад. Главная роль при этом отводилась части жилище, отгораживаюцей "бабий кут" - заборки, а такке дверей, опечья, посудных шкаЛов. Пришлые мастера использовали уже лмевджеся готовые Формы изделий под роспись, но нередко и сами подряжались на изготовление встроенной кебел^, шкафов, полок.

Отличительным признаком костромских росписей является особая размашистая манера писана - экспрессия и упругость мазка, крупномасштабность всех изобразительных элементов, полная свобода и виртуозность исполнения композиций на ярких фонах. Приемы "скорописи" предполагали быструю реботу при помаяи набора кистей разно;: dop/ы и размера: широкой кистью выводили круги, мягкой скругленной кистью по непросохшей краске выполняли расю&вдку леп"стков"бликеми-сбелеми". Излюбленный ньбор мотивов - розы, тшь-пенк, везон, изображение льве кек охранителя дома.

Эти же мотивы использовали не Вологодской земле и отходники из Вятското края. Они также не ирибеь г-л;: предварительно к беглому рпсунку-няброску. Отличие в технике живописи неблвдается в том, что, ньпример, при написании крупных цветов-розанов сначала чертили крути, а потом на одну кисть набирали две разные краски z ею одновременно иг круге выводили лепестки к бутоны. Излюбленный вятских прием - двуцветше отводки и контуры. Росписи вятских мао-теров более иветонасыщеш, более "живописны", чем костромские.

На Вологодские земли маховая сочная роспись приходила и с помои]!"; переселенцев из этих губерний, которые в 1870-1890-е гг. освгивал* малодоступные 1го-восточные уезды губернии /Дальский,

Никольский, Тотемский /.

Между тем, влияние быстрой кистевой техники отходников былс настолько сильным, что £ 1880-е гг. в Вологодской провинции уже работали местные живописны успешно освоившие приемы"скорописи? Поатол/у без фактологического материала порой довольно трудно отй ференпировать работу местных и пришлых мастеров, особенно в 189С 1900 -е гг.

Местные калрн живописпев-декораторов на Вологодской земле были традиционно значителен. Они складывались*трех разнородных потоков: живописпев, владевших традиционными навыками работы с древесиной и красками, - выходцев из раскольничьей среды и их учениками; нового поколения мастеров, освоивших способы окраски и росписи в столярных и малярных мастерских,и артелях, ж наконе] мастеров-самоучек.

Потомственные живописны обращаются к декорированию бытовых крестьянских изделий на основе старой живописной техники - пись ма темперными и клеевыми красками но левкасу .Эта тенденция набл дается на Северной Двине, а также иа севере губернии - в Вельском и Шенкурском современных районах Архангельской области /ро писи"глубоковских" мастеров/ и Верховажье.

Развитее столярного дела на Русском Севере способствовало появлению местных разновидностей народных кистевых росписей, вы яванных к жизни общей тенденцией к декоративности. Роль отходни ков в 1880-1890-е гг. по-прежнему вначителша, именно они зада художественную моду. Практически в каждом уезде губернии появляются очаги народной живописи, представленные преимущественно мастерами-самоучками, освоившими в той или иной степени приемы кистевой росписи / Кирилловский, Тотемский, Кичгородепкий, Мелу

)еченский, Вожегодский, Бабаевский, Харовский, Верховажский, Ба-¡ушкзшскпй, Сямкенекий и другие современные районы/.

На этом фоне выделяются своими стилистическими особенностями расписные бытовые предметы, которые производили кустарные фомыслы: сундуки г.Великого Устгга и с.Кгумкипевэ, бураки Верх-¡ей Уфтгги, прялки "глубоковских", вшсенсиих, грязовеших, шек-яшнегах мастеров и др. Народные жнвописш »тих прошелов нахо-1ят новые декоративные решения на базе местной художественной градиши и формируют свои самобытные вариационные системы рос~ 1исп по дереву, penco отличапциеся so своему стилистическому сарахтеру.

Локалнше варивши кистевой росписи мастеров из разных регионов легко прослеживаются при сравнении стилистики декоре прялок, сохранивших к концу ИХ века все особенности формы и конструкции местного образна, восходящего еще ж первоначальному прототипу с резным декоров.

1900-1910-е гг. открывают новый этап в развитии кистевой росписи на Вологодской земле. Народные мастера стремятся к узнаваемости образов: отскща и появление объемной "натуралистичео-кой" живописи, и в тоже время сухая графичность, использование блестящего серебрянного и бронзового пороака. Но это и то время, когда местные мастера Верховаг.ья, Ктесенипы, Тарноги, Верхней Уфпги, Шексны и других центров смогли перешагнуть порог ученичестве и на основе местных художественных традиций создать самобытные системы декоративной росписи по дереву.

Первая Мировая и Гражданская войны замедляли этот пропесс.В 1920-е годы продолжается развитие неродного творчества в рос-

писях Глубоковки, Ншсенииы, Верхней Уфткги и других центров. В конце 1920-х гг. в свя-и с редким изменением социальной ситуации / в том числе и исчетаовение группы "зака:зчиков" , борьба против "неорганизованных" кустэрей/ декоративная роспись на Севере прекращает свое су чествование.

Третья глава "Художественно-образные особенности вологодских росписей по дереву в их локальных вариашях" включает материалы искусствоведческого анализа обширного круга памятников, среди которых наиболее подробно рассматриваются росписи Глубо-ковки и Шемоксы.

Подчеркивается, что художественно-образные особенности народной росписи не могут быть адекватно выявлены без сопряжения памятников с той конкретно-исторической средой, где они бытовали. Однако сегодня их художественная репешшя возможна лишь с позиций реконструкции / го сохранившимся предметам, описаниям, документам и фольклорным источникам/. При этом необходимо учитывать эволюционные моменты крестьянского жилища.

Установлено, что кистевая роспись в "белых" избах кгк художественное явление на Вологодском Севере было связано с конструктивными новшествами, привнесенными в бит заюгточных крестьян в 1870-1890-х гг.. пришлыми специалистами-плотниками. Расписывались предметы, введенные столярами в сложившийся северный интерьер: дощатая Заборка, подшесток у печи, входная дверь, дверь в гсл бец, встроенные шкафы, залавки. Гладкие стены горницы не покрывались сплошь яркими узорами как не Урале, что говорит о том, что во вкусе вологодских заказчиков до конца еще не произошел разрыв с традиционной культурой, где воспитывалось бережное отношение к фактурным свойствам древесины.

Типологическая дифференциация деревянных предметов с росгисы» безусловна с позиций критерия ее расположения, причем,именно от этого Зависала глубина и значимость ее художествено-образных характеристик. С этой позиции анализируются три группы памятников; наружная роспись / живопись на фасадах ж наружных архитектурных деталях домов/- на материалах Вельского и Сол ьвычег од скот о районов; интерьерная роспись / роспись деталей интерьера и мебели / -на материалах Тотемсксго, Верховакского, Ншсенскаго и других рйонов; росписи на отделышх предметах.

Главное назначение интерьерных и наружных росписей - свиде-тельсво о достатке и благополучии семы. И если внешний вид дома, а следовательно, и расписной фасад - гордость хозяина, то интерьер с цветочными росписями - это прежде всего "женское владение", для "утехи " хозяйки. Отделение предметы покрывались расписным декорам для особых праздничных ситуаций к были чаче "выносными" / прялки для посиделок, свадебные дуги, сундукии т.п./. Художественно-образные особенности расписного декора сопрягались с тем <йушшионгль-"ннм действием и назначением предмете, с которым он связан.

В об )ем интерьернам комплексе рвспксночу предмету предназначено свое тесто: с точки Зрения конструктивно-живописной организации пространства - дополнительна иветонасыиеюшх пластических акпентов, с позиций содерг.ательнах - значимых автономных единиц.

Переживаемое пространство северного жилья вместе с его роо-писям! складывается,таким образом, в структурируемую общность, отралап.ую систем мировоззренческих- начал и организации крестьянской жизни. Здесь можно выделить ряд уровней от элементарных единиц /отделышх расписных предметов/ до внутреннего комплекса интерьера и синтетического образования - жилого дома в пел ом;

Отметим те -черти, которые при некотором стилистическом разнообразии локальных видов росписи по дереву остаются да* вологодо-ких земель общими, определяют их художественно-образные особенности.

Изобразительные мотивы росписи немногочислены: растительные побеги, пветы, фигуры птии, львов и очень редкие изображения людей. Растительно-цветочные мотивы стали основными изобразительными акцентами этой народной росписи, отработанно-легкими при исполнении их маховыми кистевыми приемами. Сшсловая интерпретация цветочных мотивов связана с общей идеей благопожелания. Теме прекрасной счастливой жизни - "рая" в доме пронизывает все памятники с вологодской росписью. Она соотносится с идеей красоты, цветения, плодовитости, достатка. Изображение птиш часто соединено также с идеей "прекрасного рая", счастливой жизни. Но в иных случаях оно может быть соотнесено с языческой традишей, основгкной на представлении птицы как знака солнца. Пара птиц традиционно тракювглась как пожелание семейногоялада чтобы хо зяин с хояяНкой жили как "голубь с голубицей". Изображение льва служит в качестве оберега от злел о сглаза, злых духов.

"е оме три зовгнные мотивы росписи - кресты, квадраты, ромбы, круги, розетки, вихревые розетки - сохранение местной архаизированной традиции. Вместе с измененными реалиями времени из декор резьбы, ткачества, вышивки они были перенесены в живописный пла-;. Эти изобразительные элемэнты сохраняли в росписи свои семантические значения, берущие истоки в языческо-христианском миропонимании. Вклтенность подобных геометризованных мотивов привода« к обобщенному пониманию содержания орнаментального декора к ^миропорядка" , "всего света".

Изобразительный мотив в вологодских росписях выступает всоду сак знак, соответстцупций символическое содержанию объектов рванного мира. Художественная трактовка этих мотивов зависела от способностей мастера воспроизвести такую степень обадения, которая была бы достаточна для осознания формы-знака и соотносимой с яей идеей - в разных вариантах от полной схематизации до Ьатуре-газма". Изобразителышй мотив в народных росписях несет в себе еинкретичность содержания и при углубленном прочтении открывает в себе неоднородные полисемантические качества.

Смысловая наполненность живописного орнамента наша выражение в символико-декоративном принципе структурирования предметов и декоративных форм, определила своеобразие принципов организации художественного пространства росписи; обобщенность, фронтальность, замкнутость и целесообразность элементов декора. Балансирование народной росписи тг-ху плоскостной трактовкой изобразительных мотивов и стремлением к жх узнаваемости принимает в вологодских росписях различные форте, что во многом связано с личными пристрэо-ткяки народных живописцев и местным художественным вкусом. Однанэ общая тенденция в тяготении растительных композиций к плоскостности и фронтальности, замкнутосте двкхе!ил выступает кис принцип КОШО Л11ИОННОГО взаимодействия орнаментальных и декоративных ритмов 1! предметного пространства .кгк сопоставления биннвршх оппозиций - стг^тики и дкнг-мики.

Ясность и л вколи»; изобразителкых йорм в сопряжении с коно-труксиег. декорируемого предмете диктует и строгие принципы организации об^ей структуры росписи. Принцип вертикалюаго и вертикаль но-яр.усного развития композиции предмета с росписью тесно соприкасается с символикоЯ мировог о древа и является преимущественным.

Как в целостной живописной композиции предмета, т&к и в отдельных декоративных элементах основным тормообрсзуюдол принципом является симметрия - биннарность, при пою щи свободной кистевой техники выраженная в той или иной степени соответствия. Основные типы композиции росписи строятся по этому приношу. Это - I/"древо", разновидности:"древо с корнем", "древо с пишами","древо со львом,' "древо с супружеской парой"; 2/ "букет", разновидности: "букет в вазоне", "букет с птицами"3/ свободная орнаменталюея композите с включением геметрическшс и растительных элементов.

Реже употреблялся принцип дентрально-осевой симметрии для создания композиций в филенках мебельных форм и при росписи посуд!. Это - осевые орнаменталыше композиции из растительных элементов, среди которых выделяются разновидности;"звезда"."венок".

Некоторую асимметричность можно усмотреть в композиционной структуре по типу "ветка", "ветка с птиней". однако,включение подобной композиции в рамку либо соотнесение ее с общим декоративные» пространством и самим предметом выводит ее в разряд замкнутых, уравновешенных композиций.

Включение Фигур птиц и животных в орлэменталыше композиции не приводит к разрушению ориаментальности, их реалистические значения не сужают смысловых границ содержания, а вносят дополнительный символический акцент. Поза, выраженное движение животного передают не реальные действия, а,скорее всего,особое состояние, "действие-символ".

Ьространственно-средовые характеристики изделия с росписью определяют его существование в конкретной микросреде , совокупностью пространства с материалом, соединенностью резного и живописного декора. Внимание к пластическим характеристикам деревянной

основы под кивопксь смещьет акпент в сторону содержания декоративного предмета, так как в диалог с цветовыми качествами встувмя утилитарные свойства произведения как бытовой ведя. В северннх росписях нет противоречия между пластическими иживописными качест вами внутри предмета. ЗГквописные средства акцентирует пластические достоинства предмета, а общая живописная композиция предмета подчиняется особенностям конструкции, охватывая всю поверхность предмета, либо ввделяя наиболее значимые части.

Цветовые отношения расписного декора определяет эмоциональное насыщение исего предмета. В вологодских росписях ке используется открытая текстура древесины. В калестве фона /"земли"/ служит гладкая раскраска, по цвету контрастная изобразительным мэтавем. В северных уездах в 1,а60-1870-е гг. часто встречается зеленый фон. Огненно-красный цвет "земли" характерен для глубоковских, шемсс од> ких, тотемских, уФтнкских росписей. В 1890-е гг. распространилась мода не белые, синие, голубые ,тонг. В качг-ле ХХвеке популярными стачи блеклые голубые, ро;ов&тые, светло-'зеленые и белые фона. Ь'елтый цвет iíohb хгра:терен для грязовеикой "мелочной" росписи иг пгогезных прялках.

Наиболее устойчивое тестовое сочетание кистевых росписей север-гых"п центр&лышх уездов губернии - красный, голубой, с вкраплением белого,желтел о, зеленого, кепользовение черного контура и asyp-iíux приписок. До начале И веко вологодские мастера использовали чистые локальные цвета, не вводя тональные оттенки в живописную композишю. Сглаженность колорита достигалась благодаря испояьзи-вгнкю белильных оживок, легких черных приписок, а также смешению красок при использов£нии"полукистевых" методов писы/а.

"По сложности живописной техники возможно выделить несколько

уровней, одновременно существовавших в производстве изделий с роо-писыо в вологодских землях: раскраска резного орнамента с некоторыми мелкими живописными мотивами; простейший контурный рисунок кистью с последующей раскраской; применение для росписей нескольких красок без их смешения; использование белильных и цветных оживок, приписок; наложение контрастного контура;использование "полукистевого" метода писала / две краски на одну кисть/применение в качестве декоративных эффектов "тычка", "сухой кисти", разводов "под резинку"Е т.д.

В заключении делаются обобщающие вывода: - роспись, пришедшая на смену резному декору бытовых изделий из дерева стала выракением поисков новых иривяов и средств художественного языке и синтеза, выступала логическим продолжением заложенных в декоративном искусстве закономерностей, по-новэму отражала изменившуюся систем художественных отношений;

- кристаллизация и расцвет жанра кистевых росписе;" на Вологодском Севере во второй половине XIX - начале XX вв. были обусловлены предпосылками, составляющими сложный комплекс факторов, связанных с изменением внешних и внутренних связей сошокулиурнаго пространства и времени;

- эволшия исследуемого явления прослеживается на мало изученном материале наружных, интерьер;нх росписей и декора отделив бытовых предметов Вологодской губернии; вводится в научный оборот новый круг сведений и памятников народного искусства;

- степень сохранения местной неродной поэтизированной тради-пии определяет локальное своеобразие художественно-образной системы произведения, выраженного на языке живописной орнаментики;

в неродной живописи, ставшей в декорируемом предмете или жилице

частью синтетического образования, открывались инновационные художественные решения, конкретизировался содержательный аспект;

- художественная рецепция произведений народной росписи возможна с позиций ее широкой вариативности, где особую роль играет включенность памятников в контекст конкретно-исторической среды бытования;

- локализации кистевой росписи Вологодской губернии неоднородны по своим художественным достоинствам. Различие качественного уровня живописи объясняется объективными и субъективными

условиями деятельности народного мастера. Сложившиеся декоративные системы глубоковской, ¡некогодекой, гряповецу^и, верховажской, шекснинскэй, кпксенской росписи, способные к широкой вариативности, - значительный вклад в сокровищницу национального декоративного искусства;

- исследуемое явление ярка выражает общенациональную художественную традиции в ряду других кистевых росписей указанного периода и в то время представляет собой самобытный историко-культурный и художественный феномен.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Расписные сундуки Великого Устюга /живописная культура народ-мор. росписи по дереву/. - Сб. Декоративно-прикладное и монументальное искусство.- Н.:МВХПУ /б.Строгановское/,1989.

2. Ьэзроидение традиций художественной обработки дерева на предприятиях 11X11 Вологодской области.- Сб.Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах.- М.:НИИХЛ,1990.

3. Худокественю-образнке особенности кистевых росписей по дереву глубоковских мастеров.- Сб.Декоративно-прикладное и монументальное искусство.- Ы. :МВХ11У/б. Строгановское/, 1991.

4. Секреты старой прялки / о росписях гдубоковских мастеро^/«-"Ваксхсая область" - Шенкурск, 1992, й 9.

5. "Всеглашняя весна"/образы вологодских росписей по дереву/.-"Лад" - Вологда, .1993 / в печати/.

Научные сообщения

Северный расписной сундук. Тезисы докладов научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей ШХПУ.- М., 1989. Еивопясная культура народной росписи по дереву. Тезисы докладов научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МЗХПУ. - Ы., 1990.

3. Некоторые аспекты генезиса кистевых росписей на Вологодском Севере. Тезисы докладов науно-тееретической конференции аспирантов и преподавателей МВЛ1У.- М., 1991.

4. Техника живописи по дереву гдубоковских мастеров. Тезисы докладов научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МШУ. - М., 1992,

1.

2.