автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.) как источник по истории шиитского ислама

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Маргарян, Ара Григорьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.) как источник по истории шиитского ислама'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.) как источник по истории шиитского ислама"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ РУКОПИСЕЙ

На правах рукописи

МАРГАРЯН Ара Григорьевич

КИТАЕ АЛ-МАХАСИН АХМАДА АЛ-БАРКИ (УМ. В 274/887 ИЛИ 280/893 г.) КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ШИИТСКОГО ИСЛАМА

Специальность 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»

Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

16 МАЙ 2013

005058209

Санкт-Петербург 2013

005058209

Работа выполнена в отделе Ближнего и Среднего Востока Института восточных рукописей РАН.

Научный руководитель: кандидат исторических наук

Ведущая организация: Институт востоковедения РАН.

Защита состоится 24 мая 2013 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 002.041.01 при Институте восточных рукописей РАН по адресу:

191186 Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 18.

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Института восточных рукописей РАН.

ПРОЗОРОВ Станислав Михайлович.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор,

заведующий отделом этнографии Юго-Западной и Южной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН РОДИОНОВ Михаил Анатольевич;

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иранской филологии восточного факультета СПбГУ ДРОЗДОВ Владимир Альбертович.

Ученый секретарь Диссертационного совет; доктор исторических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Диссертация посвящена вводу в научный оборот и анализу материала Китаб ал-махасин («Книге Достоинств») Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.), рассматриваемого в качестве источника по истории формирования и развития шиитской идеологии на территории Восточного Халифата в III/IX в.

Религиозно-политическая борьба между разными течениями в исламе в период с I/VII - III/IX вв. в Восточном Халифате сыграла ключевую роль в формировании политической карты Ближнего Востока на многие века вперед. Этническая и социальная пестрота населения Халифата, отсутствие института духовенства как такого в исламе придавали особую остроту этой борьбе.

По сравнению с изученностью истории формирования суннитского ислама шиитский ислам менее исследован как российскими, так и западными учеными. Переведена и изучена лишь малая часть шиитских источников. Их комплексное рассмотрение позволило бы расширить понимание истории и идеологии шиитского ислама на разных этапах его формирования. Огромное количество трудов на арабском и персидском языках, посвященных шиизму, ждут своего открытия для современной гуманитарной науки.

Выбор Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки обусловлен тем, что именно на него ссылались и опирались последующие авторитетные шиитские ученые, такие как ал-Кулини1 (ум. в 330/941 г.), Ибн Бабуйа ас-Садук (ум. в 381/991 г.), ал-Муфид (ум. в 413/1022 г.), аш-Шайх ат-Туси (ум. в 460/1068 г.) и др., считавшие Ахмада ал-Барки достоверным передатчиком и знатоком шиитских преданий.

1 Существует две формы прочтения его имени: через «и» ал-Кулшш и «ай» ал-Кудайни.

Цель диссертационной работы: основываясь на тщательном анализе материалов Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки, показать, как в нем представлена история формирования шиитского ислама в период между «сокрытием» последнего шиитского имама (вероятно, после 874 г.) до конца НИХ в.

Задачи диссертационной работы:

1) выработать новые методики по обработке и анализу средневековых арабских текстов;

2) разработать концепцию интерактивной платформы по работе с цифровыми письменными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве;

3) определить место и роль Ахмада ал-Барки в шиитской традиции;

4) определить круг «духовных» наставников Ахамада ал-Барки на материале историко-биографических сочинений ранних и поздних шиитских авторов;

5) определить основные понятия шиитской догматики в период «ожидания» скорого возвращения «скрытого» имама и отметить сформировавшиеся к этому периоду особенности в религиозной практике шиитов;

6) ввести в научный оборот новые статистические, биографические, библиографические материалы по изучению истории формирования раннего этапа шиитского ислама.

Методика исследования диссертационной работы основана на анализе иснада, т.е. цепей имен передатчиков преданий. Эту методику разработали и применяли в своих исследованиях сотрудники Арабского кабинета Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР (ныне сектор Ближнего Востока Института восточных рукописей РАН) -П.А. Грязневич, К.А. Бойко, С.Б. Певзнер и С.М. Прозоров. Основная задача исследователей состояла в том, чтобы наиболее полно и

объективно воссоздать историю ранней арабской исторической литературы по материалам арабских источников2.

При работе с источниками были созданы и использованы новые «матричные» методики по обработке и анализу арабских текстов с помощью оперативной программы Windows Office Microsoft Excel.

Это помогло реализовать потенциал вышеуказанной методики сотрудников Арабского кабинета, не нарушая основных ее принципов.

Источниковедческая база исследования. Основным источником для исследования темы послужил Китаб ап-махасин Ахмада ал-Барки. Помимо Китаб ал-махаыш в работе использованы материалы историко-биографических сочинений шиитских авторов близких по времени к периоду «малого сокрытия» (260-329/874-941 тт.): Тарих а$>л аз-Зурара Абу Талиба аз-Зурари (ум. в 368/978 г.); ар-Риджал Абу-л-'Аббаса Ахмада б. 'Али ан-Наджаши (ум. в 450/1058 г.); ал-Фихристп и Риджал Абу Джа'фара Мухаммада б. ал-Хасана ат-Туси (ум. в 460/1068 г.); Ма'рифат ахбар ар-риджал Абу 'Амра Мухаммада б. 'Умара ал-Кашши (ум. до 350/961 г.).

Более поздние историко-биографические своды шиитских авторов: Риджал Иби Даудг. Таки ад-Дина б. Дауда, Накд ар-риждал Мустафы ат-Тафриши, Джами' ар-руват Мухаммада 'Али ал-Ардабили, Му'джам риджал ал-хадис ас-саййида Абу-л-Касима ал-Мусави ал-Хау'и послужили вспомогательным источником при составлении сведений о передатчиках иснадных цепей Китаб ал-махасин.

Историография и степень научной разработанности. Использованные в диссертации монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных востоковедов разделены на две группы:

1) публикации, в которых освещено событийное развитие истории шиитского ислама;

2 Прозоров С.М., Романов М.Г. Методика извлечения и обработки информации из арабских источников /7 Восток/ОпепБ, Лфро-азиатскне общества и современность. 2003, № 4, с. 117-127.

2) публикации, раскрывающие разные аспекты основных понятий шиитской догматики на раннем этапе формирования.

К первой группе относятся работы; Сайда Амира Арджоманда3; Муджана Момена4; Большакова О.Г.5; Янна Ричарда6 и Хайнца Халма7.

Ко второй группе - Вилфреда Маделунга8; Итана Колберга9; Хусейна Модарреси10; Мухаммада Али Амира-Моеззи11; Эндрю Джеймса Ньюмана13; Прозорова С.М.13.

Результаты анализа научных публикаций, вышедших в свет за последние 30 лет на русском и западноевропейских языках показали, что отдельная монография или статейная публикация теме диссертации не посвящались. Предметом исследований авторов, изучающих историю развития шиитского ислама, чаше становились сочинения более позднего периода. При этом к материалу Китаб ал-махасин в разной степени обращались и использовали в своих исследованиях X. Модарреси, М.А. Амир-Моеззи и Э. Дж. Ньюман.

Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки Амир-Моеззи определяет как вторичный источник по догматике, объясняя это тем, что догматические и эзотерические аспекты преданий этого источника не сразу становятся очевидными, а возможно и, намерено, завуалированы Ахмадом ал-Барки.

J Arjomand S.A. The Shadow of God and the Hidden Imam. Chicago. 1984.

4 Momen M. An Introduction to Shi'i Islam: the history and doctrines of Twelver Shi'ism. New Haven, 1985.

5 Большаков О.Г. История Халифата. I: Ислам в Аравии. 570-633. Москва, 1989; История Халифата. II: Эпоха

великих завоеваний. 633-656. Москва, 1993; История Халифата, ill: Между двух гражданских войн. 656-696. Москва, 1998.

6 Richard У. Shi'ite Islam: polity, ideology and creed. Translated from French by Antonia Nevill. Oxford. 1995.

7 Halm H. Shi'ism. New York, 2004.

8 Madchmg if". Religions trends in early Islamic Iran. New York, 1988.

Г> Kohlberg E. Belief and Law inlmami Shi'ism (Collected Studies Series CS339). Hampshire, 1991.

10 Modarresi H. Crisis and Consolidation in the Formative Period of Shi'ite Islam. Abu Ja'far ibn Qiba al-Razi and His Contribution to Imamite Shi'ite Thought. New Jersey, 1993.

11 Amir-Moezzi Ы.А. The Divine Guide in Early Shi'ism. Translated from French bv David Streight. New York, 1994.

12 Newman A.J. The Formative Period of Twelver Shi'ism, Hadith as Discourse Between Qum and Baghdad. Leeds, 2000.

13 Прохоров С.М. Ислам как идеологическая система. Москва, 2004.

Модарреси, как и Амир-Моеззи, больше опирается на раннешиитские источники первой половины IV/X в. Материалу Китаб ал-махасин он уделяет меньше внимания, чем Амир-Моеззи.

В отличии от Модарреси и Амир-Моеззи, А. Дж. Ньюман посвятил целую главу Ахмаду ал-Барки и его Китаб ал-махасин в монографии «Период формирования имамитского шиизма. Хадис как дискурс между Куммом и Багдадом».

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые:

1) вводится в научный оборот уникальный материал по истории развития шиитского ислама, освещающий мировоззрение и образ жизни шиитов в переломный период «ожидания» скорого «возвращения» «скрытого» имама;

2) создан и на практике применен к материалу источника «матричный» подход к обработке и анализу арабских текстов, основанный на методике генерирования «анкет» передатчиков и методике росписи и анализа текстов преданий;

3) разработана концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при изучении раннешиитской историографии, истории арабоязычной словесности в целом, истории формирования и становления идеологии шиитского ислама в период с I/VII - III/IX вв. и помогут более глубокому пониманию современных политических и социальных процессов на Ближнем Востоке. Выводы исследования могут быть полезны для написания спецкурсов, ориентированных на студентов востоковедческих, исторических, философских и культурологических факультетов.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на конференциях и сессиях, проводившихся в Санкт-

Петербургском государственном университете и Институте восточных рукописей РАН. Автор выступал с докладами: «Определение "религиозного" знания (ал- 'ним, ал-ма 'рифа) в Китаб ал-махасин («Книга достоинств») шиитского автора Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г)» (10 апреля 2007 г. на XXIV Научной конференции «Источниковедение и Историография стран Азии и Африки» Восточного Факультета СПбГУ); «Новая методики росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы» (13 апреля 2009 г. на XXXI ежегодной сессии петербургских арабистов, посвященной 80-летию со дня рождения профессора А.Б. Халидова (25.11.1929 - 1.XII.2001 гг.)); «Понятие ал-валайа в раннешиитской идеологии» (26 апреля 2010 г. на XXXII ежегодной сессии петербургских арабистов); «Концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве» (11 апреля 2012 г. на XXXIV ежегодной сессии петербургских арабистов, посвященной памяти Анаса Бакиевича Халидова и Петра Афанасьевича Грязневича (19.IX.1929 -12.11.1997)).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении сформулированы цели и задачи исследования, определены актуальность темы, методологические основы работы, показаны ее новизна и научно-практическая значимость.

Глава I «Историография и новые методы исследования арабских источников». Эта глава посвящена исследованиям, в которых рассматриваются разные аспекты истории возникновения и развития шиитского ислама, арабским источникам, использованным в ходе исследовательской работы, новым методикам обработки и анализа

материалов средневековых арабских текстов и описанию концепции интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве.

С.М. Прозорову принадлежит первая публикация перевода арабского текста раннего источника по истории шиитского ислама на русском языке14. В исследовании, сопровождающем перевод, он предложил решение ряда принципиальных вопросов, относящихся к изучению эволюции шиитского религиозно-политического движения I/VII - III/IX вв.

Важным прорывом в изучении раннешиитской историографии в отечественном востоковедении стала публикация в 1980 г. монографии Прозорова С. М. «Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в I/VII — середине IV/X вв. Шиитская историография». В работе дан детальный обзор истории зарождения и формирования шиитской исторической литературы.

Вилфред Маделунг в своей монографии «Религиозные течения в раннеисламском Иране» описывает историю развития шиитского движения в Восточном Халифате и освещает причины расколов внутри шиитской общины.

Серьезным исследовательским прорывом в изучении раннешиитской догматики на основе материалов ранних источников является монография французского востоковеда иранского происхождения Мухаммада Али Амира-Моеззи - «Божественное руководство в раннем шиизме». Учению об имамах, об их сущности, роли, функциях, божественной миссии в этом и грядущем мирах посвящена вся его монография.

Процесс идейного брожения, догматических споров между «умеренными» и «крайними» шиитами, между шиитами и суннитами, шиитами и му'тазилитами в Халифате в период «малого сокрытия» (ал-гспюа

м ан-НауФбах^тиал-ХКасан б. А1у&са&. Шиитские секты (ФиракЯ аш-шн'а). Перевод с арабского, исследование и комментарий С.М. Прозорова. Москва, 1973 (ПИВ, 43).

ас-сугра) ХП имама (260-329/874-941 гг.) освещается в монографии Хусейна Модарреси «Кризис и консолидация в период формирования шиитского ислама. Абу Джа'фар б. Киба ар-Рази и его вклад в имамитско-шиитскуго мысль».

А. Дж. Ньюман был первым среди западных исследователей, акцентировавший внимание на фундаментальный свод Ахмада ал-Барки. В главе IV - «Ал-Барки и возникновение куммско-аш'аритской связи с [шиитскими] преданиями» своей монографии15 Ньюман дает перевод названий всех одиннадцати глав Китаб ал-махасин, фокусируя внимание в большей степени на хадасих IV и V глав. В ходе описания содержания перечисленных глав ал-Махасин Ньюман акцентирует внимание на хадисах, содержащих высказывания имамов об исключительности их миссии на земле, об особом положении шиитов и о некоторых понятиях шиитской догматики (ал- 'илм, ал- 'акл, ал-ма 'рифа, ат-такиийа).

Результаты анализа публикаций на русском языке показали, что за последние тридцать лет вопросами изучения раннешиитской догматики, истории формирования основных понятий в период «малого сокрытия» XII имама на основе материалов раннешиитских источников никто не занимался.

В ходе анализа и обработки преданий Китаб ал-махасин образовался вакуум информации по ряду передатчиков хадисов. Помимо этого возникла необходимость в проверке достоверности биографических данных уже известных передатчиков хадисов, на которых ссылался Ахмад ал-Барки. С этой целью к работе был привлечен ряд арабских, известных и малоизвестных в российских и западных академических кругах, источников и выработана методика генерирования «анкет» передатчиков.

15 Newman A J. The Formative Period of Twelver Shi'ism, Hadith as Discourse Between Qiun and Baghdad. Leeds, 2000, c. 50-66.

По степени значимости для диссертации арабские историко-биографические сочинения, использованные в ходе исследовательской работы, разделены на первичные и вторичные источники.

Первичные источники это - более ранние сочинения шиитских авторов, близких по времени к периоду «малого сокрытия», из которых было извлечено более 80-90% данных «анкет» передатчиков хадисов из иснадных цепей Китаб ал-махасин.

Двухтомный Тарих а$>л аз-Зурара Абу Талиба аз-Зурары (ум. в 368/978 г.) содержит интересный генеалогический, историко-биографический материал по истории известного среди шиитов рода аз-Зурара. В нем освещается историю раннешиитской общины сквозь призму истории рода аз-Зурара.

Китаб ар-Риджап Абу-л-'Аббаса Ахмада б. 'Али ан-Наджаши ал-Куфи (ум. в 450/1058 г.) представляет собой биографический алфавитный справочник о 1269 передатчиках шиитских преданий.

Абу Джа'фар Мухаммад б. ал-Хасан ат-Туси (ум. в 460/1068 г.) в ал-Фихристе приводит биографические и библиографические данные о 912 передатчиках хадисов. Библиографические сведения аш-Шайха ат-Туси и сегодня среди шиитов считаются одними из достоверных и достойных доверия.

Риджал ат-Туси содержит сведения о 6429 шиитских передатчиках. Условно главы сочинения можно назвать «Приверженцы» (асхаб). Автор классифицировал в алфавитно-хронологическом порядке внутри каждой главы приверженцев пророка Мухаммада и шиитских имамов.

Абу 'Амр Мухаммад б. 'Умар ал-Кашши (ум. до 350/961 г.) является автором Ма'рифат ахбар ар-риджал, более известное как Риджал ал-Кашши. Автор расположил материал не по алфавитному, а по тематическому принципу. Он приводит предания со слов разных

передатчиков на одну тему, сопровождая изложение упоминанием биографических и библиографических сведений о них.

Вторичные - более поздние историко-биографические своды шиитских авторов, послужившие вспомогательным источником при составлении «анкет» передатчиков.

В ходе исследования были разработаны и применены следующие методики обработки и анализа материалов средневековых арабских текстов:

• методика генерирования «анкет» передатчиков;

• методика росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы.

Новизна этих двух методик состоит в разработке «матричного» подхода обработки и анализа текстового материала источника (матрица текста, матрица источника) путем применения оперативной программы Windows Office Microsoft Excel.

В основе обеих методик лежат принципы обработки иснадных цепей, разработанные ленинградскими арабистами.

Методика генерирования «анкет» предполагает три этапа исследовательской работы с материалом:

1. определение целевой группы передатчиков и списка источников для «генерирования» информации;

2. разработка «анкеты» передатчика и фиксация, генерирование информации, создание базы данных «анкет» передатчиков;

3. составление биографической таблицы передатчиков хадиса исследуемого источника.

Методика позволяет систематизировать и убыстрять работу исследователя с материалом арабских историко-биографических сочинений; более эффективно восстанавливать и фиксировать биографические и библиографические сведения о передатчиках; более результативно обновлять и вести базу данных передатчиков; создавать Биографическую таблицу передатчиков изучаемого источника как

наглядный результат исследовательской работы; делать результаты исследовательской работы достоянием более широкого академического круга исследователей, занимающихся разными аспектами изучения аналогичных источников.

Методика росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы, подразумевает следующие этапы исследовательской работы:

• роспись хадисов при помощи оперативной программы Windows Office Microsoft Excel, разбивание сегментов хадиса по ячейкам листа Microsoft Excel;

• обработка и анализ данных хадисов с помощью оперативных функций Microsoft Excel.

Методика позволяет: порядком уменьшить временные затраты на роспись хадисов; увеличить объем исследуемого материала; облегчить работу исследователя с материалом; качественно повысить результативность обработки и анализа материала; подсчитать и вывести статистические данные по исследуемым вопросам.

По этой методике был расписан и обработан весь материал Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки: 11 книг, 2604 хадиса и была составлена статистика частотности упоминания имен передатчиков в Китаб ал-махасин.

Основная идея концепции интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве: поднять процесс исследовательской работы с цифровыми рукописными/печатными материалами на восточных языках на новый качественный уровень путем создания интерактивной платформы для индивидуальной и коллективной обработки и анализа средневековых рукописных/печатных текстов в веб-пространстве -vvww.orientaltexts.com.

Цели и задачи виртуальной платформы:

• воспитание новой культуры отношения к письменному/печатному наследию Востока путем создания виртуальной цифровой библиотеки и музея рукописей для широкого круга пользователей веб-пространства;

• прием цифровых средневековых рукописных/печатных материалов от частных коллекционеров, институтов, музеев и т.д. и организация экспозиций на сайте для зарегистрированных пользователей ресурса;

• обеспечение интерактивного индивидуального и коллективного процесса исследования источников в онлайн режиме для зарегистрированных исследователей ресурса;

• апробация новых методик анализа и обработки цифровых письменных/печатных памятников Востока;

• обеспечение удобных условий работы исследователя в виртуальном личном кабинете и интерактивного общения в социальной сети ресурса;

• популяризация профессии исследователя письменных и печатных памятников Востока путем публикации результатов исследований в открытом доступе для широкого круга пользователей веб-пространства в виртуальном журнале и в личных блогах исследователей ресурса;

• финансирование процесса оцифровки и работы администрации ресурса за счет партнерских пакетов, членских и добровольных взносов пользователей ресурса.

Концепция интерактивной платформы в работе также отражена в следующих схемах: Схема № 1 «Структура сайта www.orientaltexts.com», Схема № 2 «Структура личного кабинета "Исследователя"», Схема № 3 «Структура руководства www.orientaltexts.com».

Глава II «Ахмад ал-Барки и его труд Китаб ал-махасин ("Книга Достоинств")». В этой главе обозначены ключевые события в

Халифате в I/VII-III/IX вв., определившие вектор идеологического развития шиитского движения, даны жизнеописание Ахмада ал-Барки и классификация его творческого наследия, определен круг его духовных наставников и раскрыто содержание Китаб ал-махасин.

«Исчезновение» XII имама (вероятно в 874 г.) вызвало серьезные волнения среди шиитов. Шиитская традиция называет этот период временем «замешательства» и «растерянности» (ал-хайра). «Сокрытие» главы общины послужило для шиитских богословов сильным стимулом к ревностному собиранию и хранению шиитских преданий.

Одним из таких богословов, активно участвовавших в фиксации и систематизации шиитских знаний, и был Ахмад ал-Барки.

Его полное имя - Абу Джа'фар Ахмад б. Аби 'Абд Аллах Мухаммад б. Халид б. 'Абд ар-Рахман б. Мухаммад б. 'Али ал-Барки ал-Куфи (ум. в 274/887 или 280/893 г.). Об Ахмаде ал-Барки уже при жизни и во времена последующих поколений шиитских авторов господствовало мнение как о достоверном передатчике шиитских преданий.

В работе приведены названия всех, известных сочинений Ахмада ал-Барки, разделенные на семь тематических групп:

I. Труды по догматике и религиозной практике;

II. Сочинения по хадисам;

III. Труды на коранические темы;

IV. Историко-географические сочинения (космография, всеобщая

история, история пророков, древняя история или генеалогия арабов и других народов, историко-географические описания стран);

V. Биографические труды;

VI. Сочинения по адабу;

VII. Труды по астрологии и астрономии.

В результате анализа частотности упоминаний имен передатчиков в иснадах Китаб ал-махасгш и на основании биографических данных,

исследованных источников был определен круг духовных наставников Ахмада ал-Барки, к числу которых принадлежали:

1. Абу 'Абдаллах Мухаммад б. Халид б. 'Абд ар-Рахман ал-Барки ал-Кумми (ум. около 220/835 г.);

2. Абу Ахмад Мухаммад б. Аби 'Умайр ал-Азди (ум. в 217/832 г.);

3. Мухаммад б. 'Али б. Махбуб (ум. в первой половине III/IX в.);

4. ал-Хасан б. 'Али б. Фаддал (ум. в 224/839 г.);

5. Абу Басир Лайс б. ал-Бухтури ал-Муради (ум. в 150/767 г.);

6. Мухаммад б. Синан (ум. в 220/835 г.);

7. ал-Хусайн б. Йазид ан-Науфали (ум. в конце III/IX в.);

8. Исма'ил б. Аби Зийад ас-Сакуни (ум. в середине 30-х годов III/IX в.).

В диссертации даны их биографические данные, перечень известных сочинений и определена степень их влияния на Ахмада ал-Барки. Статистические, географические, биографические данные также отражены в таблицах: Таблица № 1 «Статистика частотности упоминаний имен передатчиков хадисов в иснадах «Китаб ал-махасин» Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г», Таблиц № 2 «Биографическая таблица передатчиков хадисов «Китаб ал-махасин» Ахмада ал-Барки».

В Китаб ал-махасин Ахмад ал-Барки касается всех сторон жизни мусульман-шиитов. В нем собраны ответы на многие волновавшие их вопросы: что есть истинная вера, кто является носителем религиозных знаний, как должен вести себя мусульманин, какими качествами он должен обладать, какие действия считаются одобряемыми и какие -порицаемыми или наказуемыми и так далее.

Ахмад ал-Барки разделил свое сочинение на 11 «книг» (китаб).

Перевод «указателя [глав]» (фихрист) Китаб ал-махасин и анализ содержания хадисов показали, что автор сгруппировал и озаглавил предания внутри каждой «книги» по тематическому принципу, за исключением первой «книги». Благодаря применению «матричных»

методик впервые удалось создать «Тематические диаграммы» каждой «книги» Китаб ал-махасин, на основе количественного соотношения преданий между главами внутри одной «книги» и анализа содержания их преданий. Тематически «книги» Китаб ал-махасин можно условно разделить на две группы: «книги» по догматике и «книги» по религиозной практике. Деление это условное, поскольку во всех «книгах» содержатся предания и по догматике, и по религиозной практике. К первой группе относятся: IV. Китаб ас-сафва ва-н-нур ва-р-рахма («О чистоте, о свете и о милости»), V. Китаб масабих аз-зулм («О светильниках во мраке»), VI. Китаб ал- 'шал («Об изъянах»). Ко второй группе относятся: I. Китаб ал-кара'ин («Книга сравнений»), II. Китаб саваб ал-а'мал («О воздаянии за деяния»), III. Китаб 'икаб ал-а'мал («О наказании за деяния»), VII. Китаб ас-сафар («О путешествии»), VIII. Китаб ал-ма'кал («О еде»), IX. Китаб ал-ма' («О воде»), X. Китаб ал-манафи' («Книга польз»), XI. Китаб ал-марафик («О ведении хозяйства»).

Первая «книга» - Китаб ап-караии («Книга сравнений») -разделена на 11 глав и содержит 51 хадис. В Китаб ал-карагСи -сопоставление «хороших» и «плохих» «свойств» (хисал) верующего, перечисление «спасительных» (мунаджжийат) и «губительных» (мухликат) вещей для него.

Вторая «книга» - Китаб саваб ал-а 'мал («О воздаянии за деяния») - состоит из 123 глав (баб) и содержит 152 хадиса. В первых нескольких главах автор раскрыл значение понятия саваб (воздаяние), определив его как справедливое отношение Аллаха к верующим за их деяния (а 'мал) и как основную мотивацию мусульманина-шиита перед любым действием.

Третья «книга» - Китаб 'икаб ал-а 'мал («О наказании за деяния») (70 глав, 143 хадиса). В ней - определение степеней тяжести грехов и соответствующих им мер наказаний в этом и грядущих мирах.

Четвёртая книга - Китаб ас-сафва ва-н-нур ва-р-рахма («О чистоте, о свете и о милости») состоит из 47 глав и содержит 201 хадис. Из содержания приводимых хадисов явствует, что под ас-сафва Ахмад ал-Барки подразумевал чистоту происхождения «Семьи Мухаммада». В «книге» раскрываются ключевые темы и понятия раннешиитской догматики.

Пятая «книга» - Китаб масабах аз-зулм («О светильниках во мраке»). В ней сформулированы основные положения шиитской идеологии. Прослеживается определенная система в иерархии богословских вопросов в соответствии с их важностью. Автор разделил Китаб масабих аз-зулм на 49 глав, общее количество хадисов в них - 467.

Шестая «книга» - Китаб ал- 'илал («Об изъянах»), разделение на главы отсутствует, содержит 130 хадисов. Как известно, в Коране существуют некоторые противоречия. Богословы по-разному пытались их объяснить, некоторые уклонялись от прямых ответов, заявляя, что человеческий разум не в силах познать истинный смысл этих высказываний. В «книге» «Об изъянах» обсуждаются необъяснимые для богословов высказывания имамов и пророков.

Седьмая «книга» - Китаб ас-сафар («О путешествии»), она состоит из 39 глав и содержит 160 хадисов. В первой главе Баб фадл ас-сафар («О благе путешествия») перечислены пользы путешествия. В остальных главах регламентируются предписания путешествующему.

Восьмая «книга» - Китаб ал-ма 'кал («О еде»), состоящая из 127 глав, по количеству хадисов (979), - самая большая. В ней систематизировано и регламентировано все, что связано с пищей верующего.

Девятая «книга» - Китаб ал-ма' («О воде»), состоит из 20 глав, содержит 114 хадисов. В первых 12 главах раскрываются разные свойства воды, перечисляются достоинства сосудов для питья и подчеркиваются слова, которые необходимо произнести после утоления жажды. Остальные главы «книги» посвящены еде.

Десятая «книга» - Китаб ал-манафи' («Книга польз»), в ней 6 глав, 33 хадиса. В «книге» регламентируется поведение верующего во время трудностей, бед и невзгод, постигших его.

Одиннадцатая, заключительная «книга» - Китаб ал-марафик («О ведении хозяйства»), она состоит из 16 глав и содержит 174 хадиса. В ней даются практические советы по различным аспектам организации хозяйства.

Процентное соотношение тем внутри «книг» Китаб ал-махасин отражено в тематических диаграммах в конце Главы II.

Значение Китаб ал-махасин для современников Ахмада ал-Барки определялось тем, что «умеренные» шииты в наступивший период «сокрытия» имама, лишенные непосредственного его руководства, нуждались в идейном сплочении и в организационном объединении. Для этого нужно было зафиксировать уже имевшиеся предания, опираясь на которые можно было решать и богословские, и повседневные вопросы.

Глава III «Раннешиитское общество». В этой главе на основе комментированного перевода хадисов16 раскрываются и рассматриваются этические и идеологические аспекты жизни раннешиитского общества.

Образ жизни мусульманина во многом подчинен вере, которая диктует, как жить и вести себя определенным образом. Более других мировых религий это касается ислама, в котором внешняя обрядность играет важную роль.

На основании содержания хадисов Китаб ал-махасин можно констатировать, что с точки зрения исполнения религиозных нормативных предписаний ислама, шииты мало отличались от остальных мусульман. Однако этико-поведенческая сторона жизни шиита уже претерпела некоторые изменения в силу религиозно-политических взглядов шиитской верхушки и сформировавшихся в середине III/IX в. основных догматов раннего шиизма. Предписания для верующего,

'6 Оощий объем переведенного текста хадисов в этой главе составляет один авторский лист.

фактически не отличающиеся от суннитских, единственное различие заключается в том, что основными источниками и толкователями этих предписаний выступают шиитские имамы.

Важнейшим предписанием, определяющим образ жизни и поведение шиита в обществе, стало благоразумное скрывание своей веры {ат-такиййа). Из исследованных посвященной данной тематике хадисов Китаб ал-махасин явствует, что шиитская концепция благоразумного скрывания своей веры (ат-такиййа) сформировалась уже в середине IX в. Ат-такиййа содержала не только комплекс поведенческих предписаний, которым шиит должен был следовать в случае опасности, но и некую социальную программу действий, нацеленную на усиление шиитского движения.

Материал Китаб ал-махасин позволяет констатировать, что уже во второй половине III/IX в. шиитские богословы определили основной круг шиитских религиозно-политических догматов, на основе которых в дальнейшем и сформировалась шиитская идеология.

Ключевые идеологические понятия раннешиитского ислама в этой главе рассмотрены в нижеследующем порядке:

«Дом Пророка»

Для обозначения «Дома Пророка» в Китаб ал-махасин употребляются два равнозначных термина - а &>л Мухаммад («Семья Мухаммада») и ахл ал-байт. Если изначально под семьей Мухаммада традиционно понимался весь род Мухаммада - Хашимиты, то с накалом политической борьбы между двумя ветвями Хашимитов за политическую власть в Халифате, понятие семья, род Мухаммада или «Дом Пророка» приобретает новое значение и звучание среди мусульман-шиитов. Прежде всего, под «Семьей Мухаммада», или «Домом Пророка» шииты подразумевали шиитских имамов - потомков 'Али б. Аби Талиба и Фатимы. К концу III/IX в. шииты выработали целую концепцию вокруг

понятия «Дом Пророка», в рамках которой регламентировалось отношение шиита к «Дому Пророка».

Образ 'Али б. Аби Талиба

'Али неодобрительно относился к своим чрезмерно восторженным последователям, но со временем в силу новых религиозно-политических реалий Восточного Халифата 'Али стал религиозным символом и знаменем шиитского движения. Ему отводится исключительная роль посредника не только между пророком Мухаммадом и людьми, но и между Аллахом и людьми. Более того, любой, кто не признает исключительности его роли («Знамя Аллаха», «Врата верного пути»), объявляется неверующим, отошедшим от ислама или многобожником. В течение П/УШ-ШЯХ вв. 'Али «правитель» в сознании шиитов стал «угодником» (вали) Аллаха и приобрел статус, на который сам он при жизни не претендовал. Такого рода метаморфоза вполне исторической личности наглядно показывает, насколько видоизменилась шиитская община, и какой путь развития она прошла в течение двух столетий. В мировоззрении шиита единственным «духовным» преемником пророка Мухаммада был 'Али и только он и его потомки могли указать верующему истинный путь спасения.

ал-Валаиа как символ шиитской веры

Важнейшим элементом идеологической системы шиитского ислама стал догмат о признании правления имама из «Дома Пророка» -ап-валаиа.

ал-валайа - это вера в необходимость предопределенного Аллахом непогрешимого духовного наставника на земле из потомков 'Али и Фатимы.

К концу Ш/1Х в. догмат ал-валайа не просто провозглашался одной из важнейших основ шиитского ислама, но и тщательно

регламентировалось его соотношение с другими основами веры по мере их важности и необходимости их исполнения в религиозной практике.

Истинность догмата ал-валаиа подкреплялась Кораном и авторитетом пророка Мухаммада.

Догмат ал-валаиа предписывал шииту ряд религиозных обязанностей, одно из них - повиновение имаму, что в свою очередь подразумевало обязательное знание о нем и признание его. Незнание же истинного имама и следование имаму «ложному» грозило гибелью. Помимо признания исключительности миссии имама на земле шиит должен был знать, кого именно из потомков 'Али следует почитать в качестве имама. Именно этот принципиальный вопрос становился причиной расколов внутри шиитской общины. Признав истинного имама, шиит приносил ему присягу, нарушение которой считалось тяжким грехом.

Избранная община

Одним из ключевых религиозно-политических вопросов исламского мира с самого начала и поныне остается толкование понятия «истинная община» пророка Мухаммада. В раннешиитской традиции этот вопрос решен в пользу шиитов путем доказательства избранности и исключительности шиитской общины среди остальных, с множествами ссылок на высказывания пророка Мухаммада, предшествовавших ему пророков и шиитских имамов.

Разум (ал- 'акл) с точки зрения шиитской доктрины

Несмотря на приоритет предания, важную роль в раннешиитской идеологической системе играет разум {ал- 'акл), который провозглашается венцом творения Аллаха и путем познания истины. Уже во времена Ахмада ал-Барки шиитские богословы пытались определить место разума в системе религиозных ценностей верующего.

Из материала хадисов явствует, что разум это:

1. первый по статусу (важности) среди всех созданий Аллаха;

2. единственный путь познания истины и спасения;

3. исключительный дар Аллаха, которым в полной мере обладают только пророки, исполнители духовного завещания пророков — шиитские имамы и верующие, сердца которых Аллах раскрыл для веры;

4. то, к обладанию чем должен стремиться каждый верующий путем самосовершенствования и следования предписаниям шиитских имамов.

Исключительность разума пред Аллахом давала особый статус обладателям разума. Возможно, именно это притягивало к учению о разуме шиитских богословов, которые пытались по новому обосновать и доказать божественность миссии шиитских имамов на земле.

В ожидании ал-Ка 'гига

В середине III/IX в. «умеренные» шииты Восточного Халифата жили в ожидании скорого выступления «скрытого» имама - ал-Ка 'има.

В хадисах Китаб ал-махасин, посвященных этой тематике, еще не используется термин ал-Махди. Из анализа содержания преданий, посвященных ал-Ка'иму, явствует, что Ахмад ал-Барки придерживался взглядов «умеренных» шиитов относительно сущности и порядка назначения ал-Ка 'ид/а. Выступление «скрытого» имама не связывалось с Днем Воскресения и не входило еще в эсхатологическую картину шиитов.

Что обусловлено несколькими факторами:

1. прошло не так уж много времени с момента сокрытия последнего шиитского имама (всего два десятка лет);

2. шииты продолжали поддерживать духовную связь со «скрытым» имамом через посредников - сафироъ, и только

им было ведомо о тайном местонахождении «скрытого» имама на земле;

3. шииты свято верили в догмат о необходимости присутствия имама на земле.

В отличие от зримого имама - реального человека, ал-Ка 'им был недосягаемым для большинства шиитов. Однако имам продолжал играть ту же роль в жизни шиитской обшины, но только с той разницей, что функция контроля исполнения предписаний имамов отошла их посредникам - сафирш в период «малого сокрытия». На первых же порах после «сокрытия» шиитский ислам обрел новую форму религиозного переживания - ожидание ал-Ка'има. Ожидающий ал-Ка 'има приравнивается к павшему за веру времен пророка Мухаммада, а также к первым мученикам ислама. Ожидание ал-Ка'имя предпологало готовность выступить с оружием в руках на его стороне.

Учение об ал-Ка 'име из семьи Мухаммада заняло центральное место в шиитской догматике (см. ниже, Таблица № 1). При этом в религиозном сознании «умеренных» шиитов представления об ал-Ка 'и.мч на протяжении веков эволюционировали и в конечном итоге обрели мессианские черты, став одним из элементов эсхатологической картины шиитов.

День Воскресения (йаум ал-кийама)

Хадисы, посвященные данной тематике в «Книге Достоинства» Ахмада ал-Барки, указывают на то, что эсхатологические представления ранних шиитов в основном совпадали с общеисламскими. Принципиальное отличие заключалось в том, что в День Воскресения ключевая роль отведена 'Али б. Аби Талибу и что рай уготован только для его последователей.

'Али наравне с пророками Мухаммедом и Ибрахимом выступает в качестве заступника за верующих пред Аллахом во время Дня

Воскресения. Шиитским имамам отведена роль заступников за свое поколение пред Аллахом.

В раннешиитской традиции подробно регламентируется сам процесс заступничества в День Воскресения и описывается то, как это будет происходить.

Таблица № 1

Раннешиитская догматика к концу III/IX в.

Ключевое понятие Определение

Дом Пророка (ахл ал-байт) Правление общиной пророка Мухаммада — дело Семьи пророка Мухаммада. Верховная власть над мусульманской общиной принадлежит только Дому Пророка

'Али 6. Аби Талиб 'Али б. Аби Талиб — единственный преемник пророка Мухаммада на земле

ал-валайа Правление общиной Мухаммада - это божественное право одиннадг/ати шиитских имамов - потомков 'Али б. Аби Талиба и Фатимы

ал-Ка 'им «Скрытый» имам является гарантом исполнения воли Аллаха на земле, и его ((сокрытие» носит временный характер

Благоразумное скрывание веры (ат-такш'ша) При необходимости скрывание своей приверженности шиитским имамам считается обязательным

Заключение. Исследование материала Китаб ал-махасин позволило лучше понять процесс формирования шиитской идеологии на раннем этапе ее становления и сделать следующие выводы:

1. В Китаб ал-махасин Ахмад ал-Барки зафиксировал и систематизировал огромный пласт информации, касающейся разных сторон жизни «умеренных» шиитов. Это способствовало выработке и формированию основных положений шиитской идеологии в религиозно-политическом, этическом и мировоззренческом планах;

2. Последующие поколения шиитских теологов при выработке религиозной доктрины, в частности, в таких принципиальных вопросах, как верховная власть (имамат), основанная на

идее избранности и исключительности прав шиитских имамов, предопределение и свобода воли, воздаяние и наказание, взаимоотношения человека с Богом концептуально опирались на материал «Китаб ал-махасин» Ахмада ал-Барки;

3. Шиитская община конца III/IX в. по образу жизни - это община имама «присутствующего», а не «скрытого». Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что ни в одном из хадисов Китаб ал-махасин никоим образом не упоминается, что имамов должно быть двенадцать. Следовательно, учение о двенадцати имамах еще не сложилось в этот период и не могло сложиться, поскольку не было предпосылок для этого;

4. В середине III/IX в. религиозно-политическое шиитское движение существовало и действовало в виде религиозных (иногда тайных) общин по всему Халифату. Наряду с традиционными центрами в Ираке, появились и активно развивались новые - в Восточном Халифате (Кумм, ар-Райй). Ученые мужи этих центров уже к концу III/IX в. играли все более активную роль в формировании и определении основного круга догматических, религиозно-практических, мировоззренческих понятий раннешиитского ислама;

5. Куммские шииты поддерживали тесные связи с куфийскими (более 65 % ссылок в Китаб ал-махасин восходят к куфийцам). Помимо ал-Куфы куммская община активно контактировала с багдадскими и басрийскими шиитами. Среди передатчиков шиитских преданий в Китаб ал-махасин встречаются также мухаддисы из Халаба, Мекки и ар-Раййа. Лидирующая позиция ал-Куфы обусловлена не только тем, что ал-Куфа была и оставалась непризнанной «столицей» шиитского движения, но и тем, что многие куммские

мухаддисы были родом из ал-Куфы (как и сам Ахмад ал-Барки) и продолжали поддерживать близкие отношения с куфийскими соплеменниками;

6. Ахмад ал-Барки внес большой вклад в сложение куммской традиции в шиитской историографии. Кумм был и остается одним из крупнейших центров шиитской учености. Китаб ал-махасин явилась своего рода ответом Ахмада ал-Барки на жизненно важные вопросы шиитской общины и способствовала формированию религиозно-политического самосознания шиитов, определению их места и роли в обществе. Этим и объясняется необычайная востребованость энциклопедического труда Ахмада ал-Барки в среде «умеренных» шиитов не только в средневековье, но и в наши дни.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

в изданиях, включенных в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук»:

1. Маргарян А.Г. Понятие ал-вилайа в раннешиитской идеологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2010, № 3. С. 120-123.

2. Маргарян А.Г. Новая методика росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2010, № 4. С. 150-152.

в иных изданиях:

3. Маргарян А.Г. Определение "религиозного" знания (ал-'илм, ал-ма'рифа) в Китаб ал-махасин («Книга достоинств») шиитского автора Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г) // Источниковедение и историография стран Азии и Африки. XXIV Международная научная конференция Восточного факультета СПбГУ. Тезисы докладов конференции. Санкт-Петербург, 10-12 апреля 2007. С. 105-106.

4. Маргарян А.Г. Китаб Масабих аз-зулм («Светильники мрака») Ахмада ал-Барки // Исламоведение. Научно-теоретический журнал Центра исламских исследований Северного Кавказа при Дагестанском государственном университете. 2010, № 1. С. 50-63.

Подписано в печать 15.04.2013г. Формат А5, цифровая печать. Тираж 100 экз.

Отпечатано в ЦОП «Василеостровский» Россия, г. Санкт-Петербург, В.О., 6-я линия, д. 29. тел./факс: 702-80-90 e-mail: vs@copy.spb.ru

 

Текст диссертации на тему "Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.) как источник по истории шиитского ислама"

Кк

российская академия наук

ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ РУКОПИСЕЙ

На правах рукописи

МАРГАРЯН Ара Григорьевич

! I

ГТАБ АЛ-МАХАСИН АХМАДА АЛ-БАРКИ (УМ. В 274/887 ИЛИ

^а:

| 280/893 г.) КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ШИИТСКОГО ИСЛА

Специальность 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

¿У

Научный руководитель: кандидат исторических нк^к С.М. Прсгзоэов

Санкт-Петербург 2013

Содержание

Введение..................................3

Глава первая. Историография и новые методы исследования арабских источников....................................9

§ 1. Историографический обзор и источниковедческая база.......9

§ 2. Новые методики обработки и анализа материалов средневековых

арабских текстов.................................29

§ 3. Концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными и печатными памятниками Востока в веб-пространстве . 41

Глава вторая. Ахмад ал-Барки и его труд Китаб ал-махасин («Книга Достоинств»)...............................52

§ 1. Основные вехи развития шиитского движения в исламе (1/УП-Ш/1Х

вв.).....................................52

§ 2. Ахмад ал-Барки: жизнь и творческое наследие...........69

§ 3. Китаб ал-махасин: структура и содержание сочинения.......90

Глава третья. Раннешиитское общество.................125

§ 1. Шиизм как образ жизни.......................125

§ 2. Шиизм как идеология........................135

Заключение................................159

Список сокращений............................163

Библиография...............................164

Введение

Актуальность исследования.

Диссертация посвящена вводу в научный оборот и анализу материала Китаб ал-махасин («Книге Достоинств») Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.), рассматриваемого в качестве источника по истории формирования и развития шиитской идеологии на территории Восточного Халифата в III/IX в.

Религиозно-политическая борьба между разными течениями в исламе в период I/VII - III/IX вв. в Восточном Халифате сыграла ключевую роль в формировании политической карты Ближнего Востока на многие века вперед. Этническая и социальная пестрота населения Халифата, отсутствие института духовенства как такого в исламе придавали особую остроту этой борьбе. Хроника происходивших идеологических баталий была зафиксирована в особом жанре средневековой арабо-мусульманской словесности учеными мужами по всему Халифату.

Анализ этих материалов важен для понимания не только истории возникновения и формирования идеологических течений в раннем исламе, но и современного состояния мусульманского мира.

По сравнению с изученностью истории формирования суннитского ислама шиитский ислам менее исследован как российскими, так и западными учеными. Переведена и исследована лишь малая часть шиитских источников. Их изучение позволило бы расширить понимание истории и идеологии шиитского ислама на разных этапах его формирования. Огромное количество трудов на арабском и персидском языках, посвященных шиизму, ждут своего открытия для современной гуманитарной науки.

Выбор Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки обусловлен тем, что именно на него в дальнейшем ссылались и опирались последующие

авторитетные шиитские ученые, такие как ал-Кулини1 (ум. в 330/941 г.), Ибн Бабуйа ас-Садук (ум. в 381/991 г.), ал-Муфид (ум. в 413/1022 г.), аш-Шайх ат-Туси (ум. в 460/1068 г.) и др., считавшие Ахмада ал-Барки достоверным передатчиком и знатоком шиитских преданий.

Цель диссертационной работы: осветить историю формирования шиитского ислама в период между «сокрытием» последнего шиитского имама (вероятно, после 874 г.) до конца III/IX в., основываясь на тщательном анализе материалов Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки.

Задачи диссертационной работы:

1) выработать новые методики по обработке и анализу средневековых арабских текстов;

2) разработать концепцию интерактивной платформы по работе с цифровыми письменными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве;

3) обозначить основные вехи развития шиитского ислама;

4) определить место и роль Ахмада ал-Барки в шиитской традиции;

5) определить круг «духовных» наставников Ахамада ал-Барки на материале историко-биографических сочинений ранних и поздних шиитских авторов;

6) определить основные понятия шиитской догматики в период «ожидания» скорого возвращения «скрытого» имама и отметить сформировавшиеся к этому периоду особенности в религиозной практике шиитов;

7) ввести в научный оборот новые статистические, биографические, библиографические материалы по изучению истории формирования раннего этапа шиитского ислама.

Методика исследования диссертационной работы основана на анализе цепей иснада, т.е. цепей имен передатчиков преданий. Эту

1 Существует две формы прочтения его имени: через «и» ал-Кулини и «ай» ал-Кулайни.

4

методологию разработали и применяли в своих исследованиях сотрудники Арабского кабинета Ленинградского Отделения Института востоковедения АН СССР (ныне сектор Ближнего Востока Института восточных рукописей РАН) - П.А. Грязневич, К.А. Бойко, С.Б. Певзнер и С.М. Прозоров. Основная задача исследователей состояла в том, чтобы наиболее полно и объективно воссоздать историю арабской исторической литературы по материалам арабских источников (Прозоров, Романов 2003, с. 117).

При работе с источниками были созданы и использованы новые «матричные» методики по обработке и анализу арабских текстов с помощью оперативной программы Windows Office Microsoft Excel:

1) методика генерирования «анкет» передатчиков;

2) методика росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы.

Это помогло реализовать потенциал вышеуказанной методики сотрудников Арабского кабинета, не нарушая основных ее принципов.

В совокупности обе методики позволяют более эффективно восстанавливать и фиксировать биографические и библиографические сведения о передатчиках, порядком уменьшить временные затраты на роспись хадисов и качественно повысить результативность обработки и анализа исследуемого материала.

Источниковедческая база исследования.

Основным источником для исследования темы послужил Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки (ал-Барки 1416/1995, I-II). Помимо Китаб ал-махасин в работе использованы материалы историко-биографических сочинений шиитских авторов близких по времени к периоду «малого сокрытия»: Тарих ал аз-Зурара Абу Талиба аз-Зурари (аз-Зурари 1399/1979, I-II); ар-Риджал Абу-л-'Аббаса Ахмада б. 'Али ан-Наджаши (ан-Наджаши 1416/1995); ал-Фихрист Абу Джа'фара Мухаммада б. ал-Хасана ат-Туси (ат-Туси 1417/1996); Риджал Абу Джа'фара Мухаммада

б. ал-Хасана ат-Туси (ат-Туси 1415/1994); Ма'рифат ахбар ар-риджал Абу 'Амра Мухаммада б. 'Умара ал-Кашши (ал-Кашши 1383/1964).

Более поздние историко-биографические своды шиитских авторов: Риджал Ибн Дауда Таки ад-Дина б. Дауда (Ибн Дауд 1392/1972), Накд ар-риждал Мустафы ат-Тафриши (ат-Тафриши 1418/1997, I-V), Джами' ар-руват Мухаммада 'Али ал-Ардабили (ал-Ардабили 1425/2004, I-II), Му'джам риджал ал-хадис ас-саййида Абу-л-Касима ал-Мусави ал-Хау'и (ал-Хау'и 1413/1992, I-XXIV) послужили вспомогательным источником при составлении сведений о передатчиках иснадных цепей Китаб ал-махасин.

Историография и степень научной разработанности.

Использованные в диссертации монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных востоковедов разделены на две группы:

1) публикации, в которых освещено событийное развитие истории шиитского ислама;

2) публикации, раскрывающие разные аспекты основных понятий шиитской догматики на раннем этапе формирования.

К первой группе относятся: «Шиитские секты» ал-Хасана б. Мусы ан-Наубахти, перевод с арабского, исследование и комментарий С.М. Прозорова (ан-Наубахти 1973); «Тень Бога и скрытый имам» Сайда Амира Арджоманда (Arjomand 1984); «Введение в шиитский ислам: история и учения шиитов-двунадесятников» Муджана Момена (Momen 1985); «История Халифата» О.Г. Большакова (Большаков 1989, 1993, 1998); «Шиитский ислам: общественный строй, идеология и вероисповедание» Янна Ричарда (Richard 1995); «Шиизм» Хайнца Халма (Halm 2004).

Ко второй группе - «Религиозные течения в раннеисламском Иране» Вилфреда Маделунга (Madelung 1988); «Вера и право в имамитском шиизме» Итана Колберга (Kohlberg 1991); «Кризис и консолидация в период формирования шиитского ислама. Абу Джа'фар б. Киба ар-Рази и его вклад в имамитско-шиитскую мысль» Хусейна Модарреси

(Modarresi 1993); «Божественное руководство в раннем шиизме» Мухаммада Али Амира-Моеззи (Amir-Moezzi 1994); «Период формирования имамитского шиизма. Хадис как дискурс между Куммом и Багдадом» Эндрю Джеймса Ньюмана (Newman 2000); «Ислам как идеологическая система» С.М. Прозорова (Прозоров 2004).

Результаты анализа научных публикаций, вышедших в свет за последние 30 лет на русском и западноевропейских языках показали, что отдельная монография или статья теме диссертации не посвящались. Предметом исследований авторов, изучающих историю развития шиитского ислама, чаше становились сочинения более позднего периода. При этом к материалу Китаб ал-махасин в разной степени обращались и использовали в своих исследованиях X. Модарреси, М.А. Амир-Моеззи и Э. Дж. Ньюман.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые:

1) вводится в научный оборот уникальный материал по истории развития шиитского ислама, освещающий мировоззрение и образ жизни шиитов в переломный период «ожидания» скорого «возвращения» «скрытого» имама;

2) создан и на практике применен к материалу источника «матричный» подход обработки и анализа арабских текстов, основанный на методике генерирования «анкет» передатчиков и методике росписи и анализа текстов преданий;

3) разработана концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть использованы при изучении истории формирования и становления идеологии шиитского ислама в период I/VII - III/IX вв. и помогут более глубокому пониманию

современных политических и социальных процессов на Ближнем Востоке. Выводы исследования могут быть полезны для написания спецкурсов, ориентированных на студентов востоковедческих, исторических, философских и культурологических факультетов.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были представлены на конференциях и сессиях, проводившихся в Санкт-Петербургском государственном университете и Институте восточных рукописей РАН. Автор выступал с докладами: «Определение "религиозного" знания (ал-'илм, ал-ма'рифа) в Китаб ал-махасин («Книге достоинств») шиитского автора Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г)» (10 апреля 2007 г. на XXIV Международной научной конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки» Восточного факультета СПбГУ); «Новая методики росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы» (13 апреля 2009 г. на XXXI ежегодной сессии петербургских арабистов, посвященной 80-летию со дня рождения профессора А.Б. Халидова (25.11.1929 - 1.XII.2001 гг.)); «Понятие ал-валайа в раннешиитской идеологии» (26 апреля 2010 г. на XXXII ежегодной сессии петербургских арабистов); «Концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве» (11 апреля 2012 г. на XXXIV ежегодной сессии петербургских арабистов, посвященной памяти Анаса Бакиевича Халидова и Петра Афанасьевича Грязневича (19.IX.1929 - 12.11.1997)).

Глава первая. Историография и новые методы исследования арабских источников

§ 1. Историографический обзор и источниковедческая база Историографический обзор

Несмотря на большое количество публикаций за последние тридцать лет на русском и западноевропейских языках, посвященных шиитскому исламу, лишь очень малую часть этой литературы можно отнести к разряду научной. Во избежание блуждания в океане научно-популярной, а иногда и «околонаучной» литературы, в соответствии с целями и задачами диссертационной работы были выработаны следующие критерии отбора и классификации научной литературы:

• Языковой и временной критерии - научные публикации, вышедшие в свет с 1980 по 2010 гг. на русском и западноевропейских языках;

• Тематический критерий - публикации, в которых в том или ином контексте освещаются вопросы, связанные с историей возникновения шиитского ислама и основными понятиями шиитской догматики на раннем этапе ее формирования;

• Источниковедческий критерий - публикации, основанные на анализе материалов ранних шиитских источников.

В ходе исследовательской работы по вышеуказанным критериями был проанализирован материал свыше семисот различных публикаций (монографии, разделы, главы в коллективных изданиях, статьи) на западноевропейских языках. Основными источниками для поиска этих публикаций являлись справочник Index Islamicus Online и программный

" Index Islamicus Online - электронный онлайн справочник издательского дома Brill. По состоянию на 2011г. справочник содержит 377 ООО научных публикаций из 3000 изданий на всех европейских языках о разных

9

продукт, разработанный корпорацией Google - Книги Google (Books.Google)3.

Прежде чем перейти к историографическому обзору исследуемых вопросов, необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство литературы на западноевропейских языках (более 95 %) посвящены современному этапу политической истории шиитов (век XX, XXI) на Ближнем Востоке в геополитическом контексте. Как правило, авторы этих работ не являются ни арабистами, ни иранистами, ни востоковедами в широком смысле этого слова, а - публицистами или журналистами, которые пытаются дать ответ на различные вопросы о шиитском исламе и о шиитах для широкой читательской публики. Однако следует подчеркнуть, что мотивация и интерес к шиитам и к шиитскому исламу у авторов «околонаучных» и научных публикаций иногда совпадают. Одним из основных стимулов этого интереса был и остается факт, что география обитания шиитов совпадает с углеводородной картой Ближнего Востока (арабские страны Персидского залива, Ирак, Иран).

В результате анализа материалов научных публикаций, вышедших в свет с 1980 по 2010 гг. по шиитскому исламу, и после классификации согласно выработанным критериям весь материал был разделен на две тематические группы:

• публикации о политической истории возникновения и развития шиитского движения с поверхностным (в зависимости от автора) описанием идеологических аспектов становления шиитской догматики. Своего рода «Введение в шиизм»;

аспектах ислама (история, религия, философия, культура, политика, экономика, география). Материалы Index Islamicus доступны на сайте www.brillonline.com.

3 Программа Книги Google позволяет найти книги по ключевым словам (тематика, фразы, цитаты, название книг, авторы). С помощью инструментов программы читатель может: составить свою электронную библиотеку; читать в онлайн режиме доступные на ресурсе книги; оставить отзыв: добавить свои книги для других читателей и т.д.

• публикации о формировании раннешиитской догматики с использованием материалов шиитских и нешиитских ранних источников и с частыми ссылками на них.

Согласно задачам диссертационной работы, особое внимание уделено научным публикациям второй группы.

Публикации об истории возникновения и развития шиитского ислама

В силу недоступности некоторых публикаций в открытом доступе, данный параграф не содержит исчерпывающего историографического обзора по исследуемым вопросам. В период с 1980 г по 2010 г. история возникновения шиитского ислама и основные понятия шиитской догматики на раннем этапе обособления шиитов освещены в отдельных монографиях всего нескольких западных авторов.

Все эти монографии получили признание в научной среде как удачные общеобразовательные академические работы для университетской аудитории. Бесспорным достоинством этих трудов является использование авторами источниковедческого материала на арабском и персидском языках. При этом основной акцент повествования сделан все-таки на событийную цепь истории возникновения и развития шиитского движения. Подробно описаны конфликт между 'Али б. Аби Талибом и халифом 'Усманом, гражданская война между 'Али и Му'авийей, третейский суд, убийство ал-Хусайна, «сокрытие» XII имама и т.д.4.

Наряду с «Шиизмом» Хайнца Халма (Halm 2004) одним из наиболее удачных и общепризнанных трудов по истории возникновения и развития шиитского ислама в западных академических кругах по сей день считается монография Муджана Момена «Введение в шиитский ислам: история и учения шиитов-двунадесятников» ("An Introduction to Shi'i Islam: the history and doctrines of Twelver Shi'ism") (Momen 1985). Автор монографии освещает

4 Подробнее об основных вехах развития шиитского движения см. ниже, Глава II, § 1.

11

историю возникновения и развития шиизма, уделяя при этом особое внимание истории развития движения шиитов-имамитов. Момен описывает основные учения шиитов и поясняет идеологические различия между шиитами и суннитами. В целом автор дает общее представление о шиитах имамитах и �