автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Коэволюция общества и природы - стратегия экологической безопасности

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Рябова, Евгения Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Коэволюция общества и природы - стратегия экологической безопасности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Коэволюция общества и природы - стратегия экологической безопасности"

На правах рукописи

Рябова Евгения Васильевна

КОЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ - СТРАТЕГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Саранск 2004

Работа выполнена на кафедре философии ГУОВПО «Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева»

Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор Г.Г. Зейналов

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Б.Ф. Кевбрин

доктор философских наук, профессор В.Н. Князев

Ведущая организация: кафедра философии РАН

Защита состоится // ¿^¿¿.-с-р 2004 г. в /•¿'•«Д^Э часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.03 при Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева по адресу: 430000, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 39-а, 3-й этаж, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

Автореферат разослан « //» сг^ск.*^ 2004 года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

В.М. Сидоркина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития человечество ищет ответ на экологический вызов нашей цивилизации, представляющий собой квинтэссенцию результатов его безрассудной/ хозяйственной и природообразующей деятельности. С экологической проблемой связаны ухудшение уровня и качества жизни во многих странах, наметившиеся трудности в развитии мировой экономики, наконец, общий системный кризис современной цивилизации.

Условия человеческого выживания требуют более активной разработки и реализации единой глобальной стратегии безопасного общественного развития, гарантирующей переход к обществу, где будут целенаправленно согласованы интересы экономики, политики, социальной) жизни с возможностями природы. Это можно считать открытием нашего времени и главной причиной становления стратегии коэволюции общества и природы.

Концепция коэволюции в современном её виде представляет собой скорее рациональную идею, чем модель будущего общественного развития. Она стала альтернативой противоречивым процессам, происходящим в обществе, когда экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство между отдельными людьми, социальными группами, регионами и странами, противоречия между государствами достигли своей кульминации. Возник вопрос о фундаментальной смене ориентиров, в развитии общества, что было обусловлено социальными, экономическими и экологическими изменениями и направлено на поиск новых альтернативных моделей и идеалов будущего.

Основные идеи* коэволюции оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России и отвечают интересам ее субъектов. Реализация коэволюционной стратегии Российской Федерации должна обеспечить цивилизованный переход страны от неуправляемого стихийного развития в управляемое, гармоничное, безопасное во всех отношениях поступательное развитие с сохранением окружающей природной среды.

Степень разработанности проблемы. Экологической составляющей теории коэволюции посвящено значительное количество научной литературы зарубежных и отечественных авторов. Анализ работ, посвященных данной тематике, позволяет сделать вывод о том, что проблема поиска новой модели развития цивилизации и влияния природных условий на человеческое общество имеет глубокие философские корни. Еще Сократ, Платон, Аристотель, Ш.Л. Монтескье, Э. Реклю, Г. Гегель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Л.И. Мечников, П.А. Кропоткин объясняли историю развития человеческого общества, исходя из природного фактора. Однако впервые проблема взаимодействия человека с природой стала предметом специально-философского анализа в концепции общественного развития К. Маркса, О. Конта и Г. Спенсера.

Подробный историко-философский анализ взаимосвязи природы и общества сделан в трудах Т.В. Адриановой, Л.Н. Гумилёва, Н.Б. Игнатовской и другие.

С середины XX столетия большое значение приобретают исследования в области биосферологии. Основные идеи в этой области содержатся в трудах В.И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена, К.Э. Циолковского, АЛ. Чижевского. В отечественной научной литературе коэволюция общества и природы тесно связывается с учением о нсюоферзоиаДофърмтюоблематика

1 БИБЛИОТЕКА I

1. .С»"ЭДГ|

нашла отражение в работах таких современных российских ученых, как Э.В. Гирусов,- Ф.И. Гиренок, В.А Лось, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, А.Л. Яншин, Ю.В. Яковец и других..

В 70-е годы XX века остро стояли социальные, политические противоречия, экологические, энергетические, демографические, продовольственные проблемы, что обусловило формирование различных теорий! постиндустриального общества, выдвинувших в качестве приоритетных принципы децентрализации, деурбанизации, гуманизации и экологизации.

Особый резонанс в это время получили доклады Римского клуба «Пределы роста» (Д. Медоуз и др., 1972), «Человечество на перепутье» (М. Месарович и др.; 1972), «Пересмотр международного порядка» (Я. Тинберген, 1976), «Цели для человечества» (Э. Ласло, 1977), «Энергия: обратный отсчет» (Т. Монбриль, 1978), ряд других- всего 16 докладов. В этих работах особое внимание было уделено необходимости выработки новых форм человеческих, социальных, политических отношений. В концепции развития Римского клуба был найден симбиоз общественных идеалов с новой глобальной целью человечества - решение экологической проблемы, как выход из системного кризиса.

Теория коэволюции общества и природы тесно связана с концепцией устойчивого развития, глобальные аспекты реализации которой отражены в докладе комиссии ООН по окружающей среде (в русском переводе - «Наше общее будущее»).

Важным итогом многолетних изысканий в этом направлении - стали документы Международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в 1992 году в Рио-де-Жанейро, на которой была принята Концепция устойчивого развития. Главная идея этой концепции заключается в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами, формировании такой культуры, при которой осуществляется удовлетворение нынешних и будущих поколений без ущерба для основополагающих параметров биосферы. На эту тему создано огромное количество трудов, среди которых своей фундаментальностью выделяются работы В.А. Лося, К.С. Лосева, В.А. Коптюга и других.

Понятие «коэволюция» тесно связано такими терминами как «эволюция», «развитие». Методологические вопросы проблемы рассмотрены такими известными западными учеными как Ч. Дарвин, Г. Спенсер, М. Рьюиз; отечественными учеными - Н.Н. Моисеев, С.Н. Родин, Б.Ф. Кевбрин, В.И. Кемкинидр.

Когда речь идет о поиске иных путей развития современной системы жизни на Земле, целесообразным является вопрос о механизмах, методах и принципах управления деятельностью человека и общества. Проблеме управления в контексте проблем экологии посвящены работы Ю.Л. Егорова, СВ. Костарева, Е.А. Коныгина, СВ. Макара, А.Ф. Порядина, Т.В. Руновой, В.В. Холодкова и других авторов.

Разработанная' на основе ноосферного подхода коэволюционная стратегия России становится одной из составляющих государственной

1 См; Программа действий. Повестка дня на ХХГ век» и другие документы Конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женеву) 997.

политики страны. Концептуальные идеи перехода России на путь коэволюции нашли отражение в трудах В.И. Данилова-Данильяна, Р.С.Карпинской, В.А Коптюга, И.К.Лисеева, В.А Лося, А.П. Огурцова, Р.А Перелета, Н.Н. Потрубача, А.В. Яблокова и других.

Переход к коэволюции немыслим без учета экологических требований, большинство которых сводится к обеспечению экологической безопасности дальнейшего поступательного движения цивилизации. Отдельные аспекты проблемы обеспечения экологической безопасности рассмотрены в работах О.Б. Бутусова, В.Я. Карелина, Н.Ф. Реймерса, Г.П. Серова, С.Г. Харченко,

A.В. Яблокова, М.Е. Яковенко и других.

Региональные вопросы общественного развития актуализированы ростом интереса общественного сознания к региональному развитию. Этот аспект анализируется в трудах Ф.ААйзятова, Г.Г. Зейналова, А.В. Каверина,

B.Н. Лексика, А.И. Сухарева, В.П. Ковшова и других. Кроме того, важным источником изучения экологической ситуации в регионе служат ежегодные доклады о состоянии окружающей среды Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Мордовия.

Проблемы становления экологической культуры, экологического образования, формирования личности как условия коэволюции общества и природы отражены в работах С.Д. Дерябо, В.И. Жидкина, Д.С. Лихачева, Б. Дж. Макгеттрика, Н.М. Мамедова, ВА Писачкина, М.А Якунчева, В.А Ясвина и других авторов.

Теория коэволюции как альтернативный вариант общественного развития в наши дни носит абстрактный характер. Она нуждается в конкретизации на основе социально-экономических, экологических и других данных на национально-региональном уровне.

Объектом диссертационного исследования являются предпосылки и условия коэволюции общества и природы.

Предмет исследования — процесс коэволюции общества и природы в качестве стратегии экологической безопасности.

Целью настоящего исследования является социально-философский анализ системообразующей функции коэволюционной парадигмы в гармонизации взаимоотношений общества и природы, а также выявление ее методологического значения в экологически безопасном функционировании национально-регионального социума (на примере Республики Мордовия).

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

- уточнить теоретический статус концепции коэволюции общества и природы;

- обобщить имеющиеся в социально-философской литературе основные подходы к коэволюции общества и природы и выявить ее социально-философские, научно-теоретические, методологические основания;

- выявить роль концепции коэволюции общества и природы в решении экологических проблем современной цивилизации;

- раскрыть социально - экономические предпосылки перехода к экологически безопасному функционированию общества на глобальном и национально-региональном уровнях;

- проанализировать систему экологически безопасного управления природопользованием на региональном уровне (на примере Республики Мордовия);

- рассмотреть региональную систему экологического образования как один из факторов формирования духовного основания коэволюции общества и природы.

Методологическую основу диссертации составили философские принципы развития и целостности, теоретические положения социальной экологии и экологии человека, учения о ноосфере и биосфере, концепция устойчивого развития. Ключевое значение в работе имеют системный, функциональный и синергетический подходы. Основу исследования составили философские принципы единства и развития, системности и самоорганизации, общенаучные идеи глобального эволюционизма.

При изучении литературы в области философии, социологии, экологии и других наук применялись методы анализа, синтеза, обобщения и систематизации, что позволило более глубоко рассмотреть сущность экологических противоречий в контексте теории коэволюции.

Научная новизна диссертационного исследования. Впервые теоретически обоснован и проведен философский анализ экологических проблем региона в контексте концепции коэволюции общества и природы.

Новизна диссертационного исследования конкретизирована следующих обобщениях и выводах:

- обоснована связь концепции коэволюции общества и природы с внутренней логикой теоретического освоения природной и социальной действительности; показано, что по своему содержанию она является закономерным результатом обострения глобальных экологических проблем современности и квинтессенцией целого ряда философских, социологических, естественнонаучных идей, касающихся безопасного функционирования и развития сложных систем, эволюции и самоорганизации биосферы, смысла и качества жизни людей, ноосферогенеза в целом;

- выявлено социально-философское значение теории коэволюции общества и природы, ее регулирующая роль в решении глобального экологического кризиса;

- раскрыта методологическая функция и системообразующая роль теории коэволюции общества и природы в экологобезопасном функционировании национально-регионального социума;

выявлены и проанализированы социально-экономические, политические предпосылки перехода цивилизации к экологически безопасному - коэволюционному состоянию общества и природы;,

- уточнено влияние российской специфики, этноконфессионального и культурного плюрализма, социально-демографических особенностей на переход общества на путь коэволюции с природой;

- предложен национально-региональный вариант реализации стратегии коэволюции (на примере Республики Мордовия), где доминирующая роль отводится экологическим ценностям, формируемым непрерывным и опережающим экологическим образованием.

Положения, выносимые на защиту: 1. В настоящее время человечество пытается найти выход из сложившегося экологического кризиса, который послужил основой для формирования коэволюционной парадигмы в качестве альтернативного пути общественного развития, предполагающего изменение отношения к природе, переход от стихийно неуправляемого к управляемому гармоничному,

экологически безопасному во всех отношениях поступательному развитию. По сути коэволюция представляет из себя систему безопасного сосуществования человека, общества, природы на основе соблюдения биосферных законов и общечеловеческих норм морали, которые создают все условия для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и внутренней свободы личности.

2. Статус концепции коэволюции общества и природы определяется ее следующими функциями в рамках социально-философского знания: 1) мировоззренческая (формирует единую совокупность воззрений о мире и о месте человека в нем); 2) методологическая (предлагает определенные методы, принципы, средства в решении экологических проблем современности); 3) интегративная (идея коэволюции выступает в качестве своеобразного катализатора специализированных исследований отдельных проблем современности, интегрирует их в единую целостность); 4) прогностическая (способствует созданию проектов, моделей, прогнозов и представлений о возможных последствиях их осуществления для развития мирового или национально-регионального социума; 5) эвристическая (расширяет проблемное поле социальной философии, глобалистики, требует инновационного подхода к решению проблем); 6) междисциплинарная (охватывает проблемы и их исследование в области социальной философии, экологии, экономики, политики и других сферах).

3. Концепция коэволюции общества и природы является определенной квинтэссенцией многовековых поисков образа идеального общества. Ее теоретическими источниками и методологическими основаниями являются взгляды многих ученых и мыслителей на роль природного фактора в истории общества (Ш.Л. Монтескье, Э. Реклю, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс и др.), доклады Римского клуба, идеология различных альтернативных движений, учение о ноосфере и концепция устойчивого развития.

4. Переход к коэволюционному состоянию общества и природы требует формирования единой стратегии экологической безопасности, включающей в себя двуединое глобальное и национально-региональное измерения. Глобальный аспект предполагает по меньшей мере анализ вопросов глобального состояния биосферы и отдельных экосистем, истощения ресурсов; продолжительности и качества жизни людей; решения различных социальных и демографических проблем, этноконфессиональных конфликтов, насилия и войн, экологически безопасного производства, политической стабильности и правового равенства.

Региональный (национальный) аспект предполагает в контексте глобального измерения учет целого ряда специфических особенностей страны: природных, этнических, социально-экономических, культурологических и т.п. Данная стратегия опирается на экологическую экономику в сочетании с действенными механизмами управления эволюции регионального общества, а также экологическую культуру, основное свойство которой - перевод общечеловеческих ценностей на язык практических действий в области политики, экономики, экологии на локальном уровне.

5.Соврсменная российская история характеризуется взаимопроникающими противоположными процессами, что требует формирования стратегии коэволюции общества и природы на региональном уровне с учетом национальных традиций и культуры. Сущность

региональной стратегии коэволюции Республики Мордовия составляет эколого-экономическая система хозяйствования с ландшафтным планированием, опирающаяся на целостную систему управления природопользованием на основе учета природных и людских ресурсов региона, на исторический опыт хозяйствования и традиции народов региона, возрожденное региональное самосознание и национальную культуру. Важным условием являются субъективный и духовно-нравственный факторы, ликвидация противоречий между ценностным сознанием человека, отстающего от требований времени, и техническими возможностями цивилизации, переход от вывоза сырья на выпуск конечного продукта, развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности, выпуск наукоемкой продукции.

6. Переход к коэволюционному состоянию общества требует трансформации системы образования. Формирующаяся модель экологического образования должна предлагать цельное знание глобального и национально-регионального значения. Система экологического образования должна быть ориентирована на непрерывное и опережающее образование с ориентацией на самообразование. Обучение должно формировать у учащихся опережающее глобальное мышление и способность локально действовать на основе самостоятельно полученных знаний.

Научно-практическая значимость работы обусловлена, прежде всего, ее обращенностью к актуальной проблеме - построение национально-региональной модели безопасного развития. Основные положения диссертации можно применить при подготовке спецкурсов по философии, социологии, социальной философии, экономики, философии истории, а также отдельные материалы, выводы, рекомендации могут быть использованы в практической деятельности органов управления.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на ежегодных Евсевьевских чтениях в МГПИ им. М.Е. Евсевьева с 2000 по 2003 год, на Всероссийской конференции «Регион: контуры безопасности и развития» (Саранск, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания (философский и социологический аспекты)» (Саранск, 2002 г.). По результатам диссертационного исследования опубликовано 7 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении» обоснована актуальность избранной темы, охарактеризованы состояние и степень ее разработанности, сформулирована цель, определены основные задачи исследования, изложены новизна и выносимые на защиту положения. Приведены данные по апробации полученных результатов, показана их практическая значимость.

В первой главе «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ» раскрываются теоретические предпосылки и методологические основания теории коэволюции. Глава включает в себя три параграфа.

В первом параграфе «Сущность коэволюции общества и природы» утверждается, что теория коэволюции является квинтэссенцией социально-экологически ориентированных теорий общественного развития. Для

раскрытия сущности теории коэволюции важной методологической проблемой является выявление реального содержания понятия «коэволюция».

Термин «коэволюция» был предложен в 1964 году экологами. В научный лексикон впервые был введен Риком Янчем для уточнения специфики процесса самоорганизации внутри эволюционно сформировавшейся природной части Универсума.

«Коэволюция» - это в буквальном смысле слова «соразвитие» или «согласованное развитие», касающееся, прежде всего, живой природы. С 70-х годов XX века понятие «коэволюция» стало чрезвычайно распространенным в социально-философской литературе. С концепцией коэволюции человека и биосферы в отечественной научной литературе в 1968 году выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский. Затем в работах Н.Н. Моисеева, Э.В. Гирусова, Е.Н. Шульги и др. исследователей данная проблема была всесторонне анализирована.

Углубляясь в смысловой контекст понятия коэволюция, нельзя не обнаружить то обстоятельство, что в его содержании наличествуют как минимум два жестко взаимосвязанных друг с другом процесса, или даже два «бытия»: живое и неживое, природное и неприродное. Это, своего рода, сближение двух взаимосвязанных эволюционирующих систем, но не движение к одному, общему образу (конвергенция), а взаимная адаптация, когда изменения, происходящие в одной из систем, инициируют такое изменение в другой, которое не приводит к нежелательным или неприемлемым для первой системы последствиям.

Признание факта эволюции является исходным положением, «онтологическим аргументом» для коэволюционной парадигмы. В этом контексте автор анализирует «эволюционную теорию» Ч. Дарвина, «эволюционную эпистемологию» Г. Спенсера и прослеживает эволюцию данной теории (К. Линней, Ш.Бонне, Ч.Лайел и др.).

Согласно автору, в настоящее время философская оценка и философское осмысление эволюционной идеи в целом остается актуальной. В первую очередь это продиктовано остротою экологической проблемы и с осмыслением исторического статуса эволюционного подхода применительно к такому новому направлению в философии, как эволюционная эпистемология, а также концепция коэволюции.

При анализе проблемы коэволюции основной интерес представляют воздействия человека на биосферу, которая представляет собой сложную нелинейную систему. Большинство исследователей, занятых экологическими проблемами, сходятся в том, что состояние коэволюции общества и природы должно иметь в своей основе необходимость включения жизнедеятельности человека в стабильные биогеохимические циклы биосферы. Это будет некоторое квазиравновесие, характерные времена которого должны быть настолько большими, чтобы общество оказалось способным адаптироваться к неизбежно изменяющимся условиям обитания: человеку необходимо научиться вписываться в уже существующие «естественные циклы».

Такое состояние биосферы и общества, в котором реализован принцип коэволюции, отождествляется определенными учеными с понятием ноосферогенеза (Н.Н.Моиссев). В основе теории ноосферогенеза лежат новые принципы нравственности, новая система нравов, которая должна оберегать природу и быть универсальной для всей планеты, при всём

различии цивилизаций и населяющих её народов (А.Д. Урсул, Э.В. Гирусов и

др).

Термин «коэволюция» вызвал немало споров и разноречивых толкований в отечественной научной литературе. Одни ученые (Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев и др.) считают коэволюцию единственным путем сохранения человечества в составе биосферы, который согласовал бы потребности людей с возможностями сохранения природы. Другие (В.И. Данилов-Данильян, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев и др.) не допускают использование термина «коэволюция» применительно к развитию природы и общества, поскольку реализация такой возможности считают прекращением естественной эволюции биосферы, превращение биоты в систему, развитие которой целенаправленно регулируется человеком. Иные же (Э.В. Гирусов и др.) сопоставляют понятие «коэволюция» с понятием «биосферосовместимость».

Сущность теории коэволюции общества и природы - экологизация жизнедеятельности общества, ограничение потребностей, гуманизация поведения человека и рационализация природопользования с помощью информационных технологий, а также учет интересов будущих поколений. Идея коэволюции все более осознается в своей философской глубине и становится центральной для всего глобально эволюционистского способа мышления.

Далее в работе раскрыт сложный феномен коэволюции общества и природы, его множественные аспекты (экономический, экологический, политический, социальный, правовой, культурологический, прогностический, информационный); принципы (биосфероцентризм, рационализация деятельности, оптимизация потребностей, преемственность развития и др.), которые фиксируют определенный момент объективной реальности, обусловливают динамику коэволюции цивилизации.

Итак, цель концепции коэволюця общества и природы - формирование в будущем социоприродной системы, способной устранить совокупность противоречий в системе «общество - человек - природа».

Во втором параграфе «Теоретические источники концепции коэволюции общества и природы» автор пытается раскрыть переход общества от мифологического к философскому уровню отображения связей человека, общества и природы. С этой целью диссертант обращается к научным трудам таких ученых и мыслителей как Демокрит, Геродот, Гиппократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Ш.Л. Монтескье, Э. Реклю, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, П. Тейяр-де-Шарден, Л.И. Мечников, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, В.И. Данилов-Данильян, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул.

Автор особое внимание уделяет анализу социально-философской мысли XIX - XX веков. На рубеже XIX и XX веков наметились две тенденции во взаимоотношениях человека и природы. Первая тенденция предлагала идти дальше бэконовским путем - усилить контроль над природой, сделать его тотальным, повышать возможности комфорта человека за счет природы. Вторая тенденция, шедшая от православной доктрины, предлагала полностью переосмыслить и изменить отношение к природе, сделать науку инструментом преобразования человеко-природных отношений в некий симбиоз, в котором ни человек, ни природа не будут развиваться за счет друг друга.

По мнению диссертанта, ноосферная проблематика весьма плодотворна для понимания коэволюции общества и природы, так как она направлена на формирование нового мировоззрения, модели иного будущего и является методологическим основанием теории коэволюции.

В параграфе исследуется генезис учения о ноосфере, философское обоснование ее В.И. Вернадским, Э. Леруа, П. Тейяр-де-Шарденом. Э. Леруа впервые употребил понятие «ноосфера», имея в виду закономерный этап в развитии органического мира. В его работах отсутствовал глубокий анализ проблемы. П. Тейяр-де-Шарден исходил из теологического оправдания бытия мира и пришел к объяснению общественных коллизий через конечную цель - единение с Богом и природой.

В.И. Вернадский высказал целый ряд плодотворных идей о переходе биосферы в ноосферу, особенно ценных в наши дни и составляющих основу теории коэволюции. Он понимал ноосферу как преобразованную человеческой научной мыслью и деятельностью биосферу Земли, считал ее становление естественноисторическим процессом. Особую роль в процессе создания ноосферы В.И. Вернадский отводил науке и научной мысли, которые в его понимании представляют собой историческую силу, способную преобразовать биосферу и жизнь человека.

Анализ разработок концепции ноосферы, созданных современными учеными (Н.Н Моисеев, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул, Э.В. Гирусов и др.) дает основания говорить об определенной преемственности ее с теорией коэволюции. Исследователи отмечают, что ноосфера как новое состояние цивилизации будет принципиально отличаться от современного общества.

Проблемы ноосферогенеза детально разработаны в трудах А.Д. Урсула. Под ноосферой ученый понимает качественно новое состояние социоприродной системы, в которой будут обеспечены приоритеты нравственного разума и экогуманизма, гармонии человека, общества и природы, их безопасное и неопределенно долгое соразвитие (коэволюция).

Ноосфера представляется А.Д. Урсулу естественным итогом перехода на коэволюционный путь развития. В отличие от других мыслителей он считает, что нет необходимости преобразования всей биосферы в ноосферу. Речь идет лишь о появлении локально-региональных очагов ноосферы в биосфере, которые, вступая с ней в коэволюционные взаимодействия, адаптируются к биосфере и се циклам. Ученый выделяет на этом пути три этапа: информационный, экологический и космический.

Основной идеей Н.Н. Моисеева является коэволюция - сосуществование человека и природы на основах разума. Определяющим фактором становления ноосферы ученый считает интеллект человека, а цель этого процесса видит в сохранении гомеостазиса системы «общество - природа».

Согласно автору, теория коэволюции общества и природы тесно связана с концепцией устойчивого развития. Английское словосочетание «sustainable development» изначально переведено на русский язык как «устойчивое развитие», что вызывает у некоторых ученых (Н.Н. Моисеев и др.) сомнение и является одним из поводов для критики этой идеи в отечественной литературе. По мнению автора, дело не в понятии «устойчивое развитие», а в проблеме, которую данная идея решает, в выполняемых ею функциях по мобилизации общества для решения насущных, глобальных проблем. Он соглашается с мнением Н.Н. Моисеева, что словосочетание «устойчивое развитие» не самый удачный, ближе всего смысл этого термина выражается

как «допустимое развитие,...приводящее однажды к реализации принципа коэволюции общества и природы». Им отмечается необходимость этого понятия в целях интеграции усилий мирового сообщества в преодолении цивилизационного кризиса.

Далее автор проводит анализ понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Он считает, что устойчивость лежит в основе устойчивого развития как момент процесса. Устойчивость системы (активное сопротивление внешнему и внутреннему воздействию) - это способность к воспроизводству стабильных состояний системы в рамках существования ее основных качеств на основе самоорганизации внутренних связей, сил и процессов и поддержания их в пределах определенных границ, с целью подавления внутренних и внешних возмущений. Устойчивость — не состояние абсолютного покоя, а диалектическое единство устойчивости и изменчивости.

Устойчивость системы во многом определяется ее внутренними и внешними связями. При изменении внешнего воздействия на систему механизм внутренней устойчивости претерпевает лишь известную перестройку, позволяющую ослабить это воздействие и продолжить свое существование. Но, если сила внешнего воздействия превышает пределы возможностей сопротивляемости системы, то это приводит к разрушению механизма внутренней устойчивости и переходу объективной действительности от одного состояния бытия к другому.

Фактически устойчивое развитие — сохранение направленности процесса, его определенной упорядоченности, путей и тенденций развития. Автор считает, ученые, все чаще обращая внимание на термин «устойчивость» при раскрытии понятия «устойчивое развитие», упускают его вторую часть — «развитие», которая придает ему особый смысл.

Автор соглашается с мнением Б.Ф. Кевбрина, что развитие — это не любой процесс изменения, а только тот, который имеет определенную направленность, характеризуется необратимостью, внутренней упорядоченностью, закономерностью смены генетически связанных состояний. То есть выделяются важные признаки развития - его направленность или изменение системы в определенном направлении по определенным законам, необратимость и качественное изменение состояний системы. Далее развитие характеризуется внешними и внутренними качественными изменениями, различными формами и видами детерминации.

Устойчивое развитие выражает устойчивость процесса в целом. Система, находящаяся в состоянии устойчивого развития, имеет несколько устойчивых состояний при одних и тех же условиях. Изменение одного устойчивого состояния ещё не означает переход всей системы в новое состояние, и система имеет границы прочности и сохраняет свою целостность. В определении устойчивого развития не подразумевается устойчивость в буквальном смысле слова, как способность системы реагировать на воздействия внешней среды и поглощать их, а имеется в виду неопределенное длительное развитие, не вступающее в конфликт с природой. Следовательно, наиболее полный перевод английского словосочетания -«постоянно поддерживаемое непрерывное развитие».

Итак, обсуждаемая идея коэволюции, аккумулировав в себя накопленные теоретические знания и практический опыт человечества в области глобального прогнозирования, трансформировалась в целостную

концепцию и стратегию мирового развития.

В третьем параграфе «Экологическая проблема и концепция

коэволюции общества и природы» отмечается, что в последнее время все более отчетливо выявляется взаимосвязь понятий «коэволюция» и «безопасность». Безопасность уже не рассматривается как синоним обороны, она многогранна, охватывает самый широкий круг проблем: экономику, экологию, культуру и т.д., а также имеет ряд уровней - индивидуальный, локальный, региональный, национальный и глобальный. В законе «О безопасности» термин понимается в классической форме, т.е. состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Однако диссертант замечает, что движение мирового сообщества, России в том числе, по коэволюционному пути развития предполагает кардинальные изменения в концепции безопасности. Ориентируясь на принципы коэволюции, она обретет опережающую форму и будет нацелена на предупреждение техногенных и экологических катаклизмов.

По мнению автора, в современной ситуации, отличающейся неустойчивостью, экологическая безопасность получает особую актуальность. Экологический аспект безопасности одним из первых выходит за рамки рисков, находящихся в сфере общественной жизни человечества. Будучи природным по своему характеру, он связан с потерей устойчивости биосферы, так как природная среда не в состоянии вынести такой темп социально-экономического развития, что чревато опасностью для существования жизни на планете.

В работе автор выделяет три вида экологической безопасности:

1) социально-экологическая, представляющая угрозу ухудшения среды обитания людей, отражающаяся на показателях их жизни и здоровья;

2) биосферно-экологическая как угроза глобально-региональному природному равновесию и состоянию природных систем, что отражается на характеристиках их устойчивости, самовосстановления, степени разрушения и сохранения;

3) ресурсно-экологическая, представляющая угрозу природно-ресурсному потенциалу, влияющая на характеристики его запаса, качества и воспроизводства.

Особенность сегодняшнего этапа развития человечества заключается в том, что сложившаяся глобальная экологическая ситуация не позволит ни одной из стран преследовать свои цели.

Разрушение в XX веке в огромных размерах естественных экосистем породило множество экологических угроз. Главными проблемами экологической безопасности, возникшими под влиянием антропогенной деятельности, стали: нарушение озонового слоя, обезлесивание и опустынивание территорий, выпадение кислотных дождей, уменьшение биологического разнообразия.

Автор отмечает, что в современном мире на решение проблем экологии ежегодно тратится 500 млрд. долларов. Проблемы экологии особо актуализировались со второй половины 70-х годов. Важную роль в формировании стратегии спасения биосферы сыграла деятельность Римского клуба. Ее члены (Л. Печчеи, Д.Х. Медоуз, Э. Ласло, Дж. Форрестер и др.) поставили своей целью построить прогнозы близкого будущего и представить мировому сообществу доводы о необходимости мер для

предотвращения глобального эколого-экономического кризиса.

Огромное значение имела Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Стокгольме, ставшая первым международным форумом, на котором обсуждались проблемы взаимоотношения человека и среды его обитания в контексте ее безопасности для жизни человека.

Опубликованный в 1987 г. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» поставил вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации. С этого момента в научной литературе и средствах массовой информации всё чаще употребляется понятие коэволюция общества и природы, под которым стали понимать такую модель развития, при которой не только достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без уменьшения такой возможности для будущих поколений, но и обеспечивается их безопасность.

В России в середине 90-х годов был проведён первый Всероссийский съезд по охране природы. В результате работа по осмыслению коэволюции общества и природы в качестве феномена устойчивого, следовательно, безопасного развития получила логическое завершение подписанием Указа Президента «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Тем самым идея устойчивого развития получает общегосударственный статус и делается шаг к реализации коэволюционной стратегии.

Анализируя политику нашей страны в области экологии и природопользования, он отмечает, что, несмотря на сложность переходного периода, РФ выполняет базовые обязательства перед мировым сообществом. Она является одним из крупнейших «экологических доноров», предоставляющих мировому сообществу глобальные услуги по сохранению планетарных экологических и природных ресурсов. В России сохранилось 45% естественной нетронутой природной среды, и она может превратиться в естественную лабораторию в части восстановления нарушенных экосистем.

Диссертант, исследуя множественные документы Международных конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.), в Йоханнесбурге (2002 г.), приходит к мнению, что проблема экологической безопасности является центральной для концепции коэволюции, так как на сегодняшний день в ходе глобализации и эволюции информационного общества всплывают новые экологические проблемы и угрозы существованию современной цивилизации, что остро ставит проблему экологической безопасности для всего мирового сообщества.

Вторая глава «НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КОЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА II ПРИРОДЫ» состоит из трех параграфов. Первый параграф «Социально-экономический аспект коэволюции общества и природы» раскрывает взаимосвязь демографических, социальных, экономических, экологических и других процессов, составляющих модель коэволюции и механизм трансформации техногенного типа развития в биосферосовместимый.

Как отмечает диссертант, социальной сущностью сложившейся кризисной ситуации является глобальный диспаритет во владении и распоряжении доступными созданными современной цивилизацией материальными и духовными ресурсами. Без справедливого распределения ресурсов и возможностей воспользоваться ими между всеми членами человеческого общества коэволюция общества и природы невозможна.

В течение двух последних десятилетий произошло глубокое расслоение развивающихся стран по темпам и уровням развития. В то время, когда некоторые развивающиеся страны приблизились к лидерам мировой экономики, уже фактически вступившим в постиндустриальную информационную стадию развития, большинство других не завершили переход к индустриальному способу производства. В итоге пропасть между основной массой развивающихся стран и индустриально развитым центром все более расширяется.

Нестабильность в обществе во многом обусловлена особенностями демографического роста. Планирование демографических процессов исходит из экономических и экологических возможностей каждой страны. Если в странах третьего мира наблюдается демографический взрыв, то в России и ряде других стран при наличии огромной территории и природных богатств идет процесс убывания численности населения. К примеру, в Республике Мордовия наблюдается суженный характер воспроизводства населения и приближение возрастной структуры к регрессивному типу, т.е. идет увеличение численности лиц пожилого возраста.

Трудности в решении демографической проблемы объясняются заинтересованностью многих стран в росте численности населения, а так же устаревшими национальными и религиозными традициями, стихийностью распределения и использования трудовых ресурсов и неравномерностью в распределении национального богатства.

Кроме того, на сегодняшний момент нерегулируемое развитие демографической ситуации порождает проблему, связанную с тем, что прирост населения опережает темпы роста производства продовольствия. Демографическая стратегия требует изменить количественные и качественные параметры социума.

Автор обращает внимание на то, что экономический рост в обществе, согласующемся с принципами коэволюции, должен идти не за счет увеличения производства, а должен быть направлен на стабилизацию и повышение качества жизни, сохранение здоровья и продолжительности жизни людей.

Стратегия коэволюции возникла не только как ответ на вопрос о росте экономического и социального неравенства и о решении проблем демографической революции, так и на вопрос об отношении человека к природе.

Процессы деградации, вырождения и самоистребления жизни на планете в целом, в т.ч. и в России, начинают принимать критические размеры. Основная причина такого положения заключается в мотивации экономической деятельности через максимизацию прибыли, неэквивалентный обмен ресурсов, труда и услуг, хищническую эксплуатацию природы.

Коэволюция общества и природы не требует прекращения вообще экономического роста, а предлагает новое качественное развитие экономики. Экономику необходимо направить на реализацию экологически приемлемой хозяйственной деятельности, технологий и продукции.

По мнению автора, экологическое развитие, соблюдающее принципы коэволюции, является особой формой социально-экономического развития общества, которое учитывает экологические ограничения, направлено на сохранение ресурсов естественной среды жизни. Поэтому в модели

коэволюции общества и природы следует говорить об экологической экономике, которая более богата по содержанию и включает в себя не только экологизацию социально-экономической жизни, но и трудовой этики, религии, образования, просвещения, то есть всю материальную и духовную деятельность человека и его потребности, так или иначе связанные с экономикой.

Экологический рынок совместим только с тем обществом, в котором главной целью общественного воспроизводства являются интересы человека, осуществляющего экономику, - его счастье, здоровье, экологические потребности, духовное развитие. Следовательно, должен быть поставлен вопрос об «очеловечевании», «окультуривании» рынка, т.е. формировании социо- и экологоориентированного рынка, где каждый человек должен нести экономическую ответственность за состояние территории, на которой он проживает. В таком случае управление становится главным фактором социально-экономической сферы.

Во втором параграфе «Управление природопользованием и экологическая экспертиза (философско-теоретическнй аспект)» раскрывается специфика управления природопользованием на каждом из властных уровней. При этом, диссертант наибольший акцент делает на региональный уровень управления экологической безопасностью.

Становление нового типа цивилизации - с коэволюцией общества и природы, радикальные изменения во всех сферах социального бытия обусловливают особые требования к управлению, роль и значение которого не только постоянно возрастают, но и во многом становятся определяющими.

Сегодня процесс управления должен исходить из заявленного на Конференции по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро принципа упреждения (предосторожности) и опираться на регулирование, планирование и прогнозирование интеграционных процессов.

Управление природопользованием - это обеспечение неуклонного выполнения норм и требований, ограничивающих негативное воздействие процессов производства на окружающую человека среду и рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

Согласно автору, к основным функциям управления природопользованием можно отнести следующие:

- учет и ведение кадастров природных ресурсов;

- планирование и контроль использования и охраны природных ресурсов;

- распределение и перераспределение природных ресурсов;

- разрешение споров о праве пользования природными ресурсами.

Каждый из уровней власти (государственный, региональный,

локальный) наделен своими функциями управления и властными полномочиями. Так, экологические цели федерального уровня управления определяются двумя основными факторами: 1) ответственностью государства за защиту прав человека на здоровую среду его обитания, перерастающей в ответственность государства за сохранение здоровья нации в целом; 2) ответственностью государства за «вклад» страны в глобальную экологическую ситуацию. Эта социально-личностная и глобально-биосферная правовая ответственность государства и определяет основные цели его экологической политики.

Региональный уровень - решающий в формировании основных параметров качества окружающей среды и сохранении природных ценностей и ресурсов территории, недопущении и преодолении их деградации. Здесь реализуется система мониторинга природной среды, координируется деятельность предприятий и ведомств по использованию природных ресурсов, определяются республиканские нормативы и правила ресурсопользования.

На местном уровне специфика управления состоит в том, что власть несет прямую ответственность за качество окружающей среды в непосредственных местах жизни людей, реализуя гарантированное государством право человека на здоровую среду обитания. На этом уровне в качестве «управляющего» фактора выступают экологические движения и другая общественная деятельность населения.

Согласно автору, на нынешнем этапе развития объективно влиять на деятельность предприятий и организаций в области охраны окружающей среды могут лишь региональные и местные власти.

Одним из важнейших направлений экологической политики в РФ является создание единой системы в качестве государственного органа управления и контроля в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов. С этой целью в ресурсных органах исполнительной власти была проведена реорганизация, призванная повысить роль и ответственность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов экологической безопасности и охраны окружающей среды.

В связи с ослаблением системы экологического контроля и в результате прошедшей реорганизации в этой сфере экологическая ситуация в России еще более усугубилась. По мнению некоторых авторов (С.В. Макар, О.Л. Лаврик, Н.Ф. Реймерс), единственной силой, способной добиться перемен к лучшему, являются экономические механизмы природопользования.

В параграфе выделены и рассмотрены два типа таких механизмов:

1) механизмы общего характера, действующие в рамках всей экономики и не имеющие в явном виде экологических целей (финансово-кредитная политика, либерализация внешней торговли, реформы цен и налогообложения);

2) более специальные механизмы, непосредственно связанные с охраной окружающей среды, т.е. собственно экономические механизмы природопользования (платность природопользования, система экономического стимулирования природоохранной деятельности, плата за загрязнение, экологические программы).

Экономический механизм природопользования РМ представляет собой экологически ориентированную совокупность структур, форм и методов прогнозирования и управления природопользованием. В их составе наряду с экономическими представлены правовые, административные, общественные формы и методы, создающие систему экономических рычагов и стимулов воздействия, с помощью которых обеспечивается регулирование эколого-экономических интересов между обществом и природопользователями.

По мнению автора, одним из таких методов государственной административной деятельности является экологическая экспертиза, которая призвана осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В

своей деятельности она контролирует обеспечение экологической безопасности при развитии промышленности, энергетики, транспорта, коммунального и сельского хозяйства, а также при использовании природных и вторичных ресурсов, что позволяет предотвратить отрицательные для человека и природной среды последствия хозяйственной деятельности.

На сегодняшний момент отечественную природоохранную систему нельзя назвать действенной, а причины этого, на наш взгляд, состоят в следующем: 1) декларативность наших природоохранных законов, отсутствие механизма исполнения законов; 2) непоследовательность и некомплексность применения природоохранных норм и методов; 3) отсутствие действенных экологических, административных и других стимулов к исполнению законодательных установок; 4) недостаточность полномочий исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды; 5) отсутствие подготовленных кадров; 6) пассивность экологического сознания населения.

Управление процессами общества коэволюционного типа -многосложный процесс, охватывающий различные уровни управления обществом. Цель управления развитием социума — контролировать и направлять изменения в окружающей среде таким образом, чтобы обеспечить благоприятные условия для существования человека, сохранения среды обитания, решения глобальных проблем цивилизации. Это достигается не только с помощью рассмотренных методов и институтов, но и образования и культуры.

В третьем параграфе «Экологическое образование в системе коэволюции общества и природы» диссертант высказывает мнение о том, что сегодня фундаментом для понимания и решения проблем коэволюции общества и природы является экологическое образование, цель которого состоит в формировании экологической культуры личности и общества.

Согласно автору, ценности экологической культуры призваны способствовать формированию творческой человеческой личности, активных психологических установок и ответственного отношения к природе. Сегодня важнейшим признаком новой культуры становится отказ от непосредственного господства антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строится на биосфероцентризме. Он считает, от того, насколько будут грамотны и экологически культурны действия человека, зависит существование жизни, в частности человека, на Земле. Система экологического образования - это тот механизм, который способствует формированию экологической культуры.

В настоящее время идут интенсивные действия по созданию модели экологического образования, которая обеспечила бы выживание человечества в XXI веке.

В свете принципов коэволюции идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее ценности.

Экологическое образование, по мнению автора, тесно связано с экологизацией системы образования, необходимость которой признается многими исследователями (В. Аршинов, И.Лисесв, Б. Макгсттрик, Н.Моисеев, В. Трухин, А. Урсул и др.). Качественный сдвиг в образовании

вызовет цепные реакции в других сферах человеческой деятельности и ускорит переход к коэволюции современной цивилизации.

Важные черты новой образовательной системы - непрерывность образования во времени, обучение человека творческому развитию в течение всей его жизни с превалированием самообразования, индивидуализация и увеличение разнообразия образовательных стандартов и специальностей. Таким образом, образование должно носить опережающий характер, т.е. должно быть ориентировано на грядущие события.

Бережное отношение к природе должно воспитываться в течение всей жизни человека как основная нравственная черта, как любовь к Родине, честность, уважение к старшим и т.д. Соответственно, экологическое образование должно охватывать все уровни (семейный, дошкольный, школьный, вузовский и послевузовский) и вестись методами, рассчитанными на психологические особенности определенного возраста. Диссертант считает, что наибольшее внимание следует уделить экологическому образованию в школе, поскольку характер человека, цели и задачи его поведения формируются преимущественно здесь.

Реализация принципа непрерывности экологического образования осуществляется и в образовательных учреждениях Республики Мордовия. В дошкольных учреждениях республики ведется работа по формированию правильного отношения детей к природе. В школах ежегодно проводятся экологические учебно-воспитательные мероприятия (День птиц, День леса и т.д.). Экологическое целевое направление процесса получения среднего образования избрали гимназия № 20 и школа-лицей № 7. Проводятся дополнительные занятия среди школьников через кружки, секции, экологические клубы и другие детские объединения. В высших учебных заведениях республики (МГУ им. Н.П. Огарева, МГПИ им. М.Е. Евсевьева) в плане обязательных дисциплин также преподаются основы экологии.

Региональный аспект коэволюции общества и природы требует особого внимания к подготовке региональных кадров, созданию в регионе на базе существующей системы образования системы непрерывного опережающего образования с целью подготовки всесторонне подготовленных специалистов. В этом контексте в республике уделяется большое внимание переподготовке кадров и повышению квалификации специалистов во всех областях, в том числе и в сфере природопользования.

Итак, постепенно на передний план выдвигается новая ценность человечества: природа как основа жизни и гармоничные отношения между человеком, обществом и природой.

В заключение подводятся итоги диссертационного исследования и делаются основные выводы.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

1. Управление региональной системой экологической безопасности // Философия. Социум. Регион. Межвузовск. сб. науч. работ. - Саранск, 2001. -С. 64-68.

2. Проблемы сохранения окружающей среды и концепция перехода РФ к устойчивому развитию // Регион: контуры безопасности и развития. Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. в МГПИ им. М.Е. Евсевьева 15-16 февраля 2001 г. - Саранск, 2001. - С. 108-112.

3. Экологическое образование и информационно-просветительская

деятельность в РМ // Актуальные проблемы воспитания: философский и социологический аспекты. Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. в МГПИ им. М.Е. Евсевьева 12-13 сентября 2002 г. В 2-х ч. Ч. 2. - Саранск, 2002. - С. 105-108.

4. Устойчивое развитие и экологические потребности // Стратегия и социальная миссия потребительской кооперации на современном этапе. Тезисы докладов и выступлений на науч.-практ. конф. Саранск, кооп. Инст-т МУПК. - Саранск, 2003. - С. 200-201.

5. Экобезопасность: история смены парадигм // Потенциал кооперации: наука и практика. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 2. - Ижевск, 2003. - С. 199-204.

6. Управление системой экологической безопасности // Человек - Общество

- Культура (Актуальные вопросы философских, социальных и экономических исследований). Межвуз. сб. науч. статей. Морд. гос. пед. инст-т. - Саранск, 2003. - С. 103-108.

7. Коэволюция общества и природы или устойчивое развитие // Историко-культурное развитие народов Среднего Поволжья: традиции и инновации. Материалы межрегиональной науч.-практ.конф. в МГПИ им. М.Е.Евсевьева.

- Саранск, 2004. - С.273-276.

Подписано в печать 07.05.04. Объем 1,25 п. л. Тираж 100 экз. Заказ № 854. Типография Издательства Мордовского университета 430000, Саранск, ул. Советская, 24

Q'962-

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рябова, Евгения Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

КОЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.

1.1. Сущность коэволюции общества и природы.

1.2. Теоретические источники концепции коэволюции общества и природы.

1.3. Экологическая проблема и концепция коэволюции общества и природы.

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КОЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.

2.1. Социально - экономический аспект коэволюции общества и природы.

2.2. Управление природопользованием и экологическая экспертиза (философско-теоретический аспект)

2.3. Экологическое образование в системе коэволюции общества и природы.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Рябова, Евгения Васильевна

Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития человечество ищет ответ на экологический вызов нашей цивилизации, представляющий собой квинтэссенцию результатов его безрассудной хозяйственной и природообразующей деятельности. С экологической проблемой связаны ухудшение уровня и качества жизни во многих странах, наметившиеся трудности в развитии мировой экономики, наконец, общий системный кризис современной цивилизации.

Условия человеческого выживания требуют более активной разработки и реализации единой глобальной стратегии безопасного общественного развития, гарантирующей переход к обществу, где будут целенаправленно согласованы интересы экономики, политики, социальной жизни с возможностями природы. Это можно считать открытием нашего времени и главной причиной становления стратегии коэволюции общества и природы.

Концепция коэволюции в современном её виде представляет собой скорее рациональную идею, чем модель будущего общественного развития. Она стала альтернативой противоречивым процессам, происходящим в обществе, когда экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство между отдельными людьми, социальными группами, регионами и странами, противоречия между государствами достигли своей кульминации. Возник вопрос о фундаментальной смене ориентиров в развитии общества, что было обусловлено социальными, экономическими и экологическими изменениями и направлено на поиск новых альтернативных моделей и идеалов будущего.

Основные идеи коэволюции оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России и отвечают интересам ее субъектов. Реализация коэволюционной стратегии Российской Федерации должна обеспечить цивилизованный переход страны от неуправляемого стихийного развития в управляемое, гармоничное, безопасное во всех отношениях поступательное развитие с сохранением окружающей природной среды.

Степень разработанности проблемы. Экологической составляющей теории коэволюции посвящено значительное количество научной литературы зарубежных и отечественных авторов. Анализ работ, посвященных данной тематике, позволяет сделать вывод о том, что проблема поиска новой модели развития цивилизации и влияния природных условий на человеческое общество имеет глубокие философские корни. Еще Сократ, Платон, Аристотель, Ш.Л. Монтескье, Э. Реклю, Г. Гегель, Ф. Бэкон, Р.

Декарт, Л.И. Мечников, П.А. Кропоткин объясняли историю развития человеческого общества, исходя из природного фактора. Однако впервые проблема взаимодействия человека с природой стала предметом специально-философского анализа в концепции общественного развития К. Маркса, О. Конта и Г. Спенсера.

Подробный историко-философский анализ взаимосвязи природы и общества сделан в трудах Т.В. Адриановой, JI.H. Гумилёва, Н.Б. Игнатовской и другие.

С середины XX столетия большое значение приобретают исследования в области биосферологии. Основные идеи в этой области содержатся в трудах В.И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена, К.Э. Циолковского, A.JI. Чижевского. В отечественной научной литературе коэволюция общества и природы тесно связывается с учением о ноосфере. Ноосферная проблематика нашла отражение в работах таких современных российских ученых, как Э.В. Гирусов, Ф.И. Гиренок, В.А. Лось, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, А.Л. Яншин, Ю.В. Яковец и других.

В 70-е годы XX века остро стояли социальные, политические противоречия, экологические, энергетические, демографические, продовольственные проблемы, что обусловило формирование различных теорий постиндустриального общества, выдвинувших в качестве приоритетных принципы децентрализации, деурбанизации, гуманизации и экологизации.

Особый резонанс в это время получили доклады Римского клуба «Пределы роста» (Д. Медоуз и др., 1972), «Человечество на перепутье» (М. Месарович и др., 1972), «Пересмотр международного порядка» (Я. Тинберген, 1976), «Цели для человечества» (Э. Ласло, 1977), «Энергия: обратный отсчет» (Т. Монбриль, 1978), ряд других - всего 16 докладов. В этих работах особое внимание было уделено необходимости выработки новых форм человеческих, социальных, политических отношений. В концепции развития Римского клуба был найден симбиоз общественных идеалов с новой глобальной целью человечества - решение экологической проблемы, как выход из системного кризиса.

Теория коэволюции общества и природы тесно связана с концепцией устойчивого развития, глобальные аспекты реализации которой отражены в докладе комиссии ООН по окружающей среде (в русском переводе - «Наше общее будущее»).

Важным итогом многолетних изысканий в этом направлении стали документы Международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в 1992 году в Рио-де-Жанейро, на которой была принята Концепция устойчивого развития. Главная идея этой концепции заключается в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами, формировании такой культуры, при которой осуществляется удовлетворение нынешних и будущих поколений без ущерба для основополагающих параметров биосферы. На эту тему создано огромное количество трудов, среди которых своей фундаментальностью выделяются работы В.А. Лося, К.С. Лосева, В.А. Коптюга и других.

Понятие «коэволюция» тесно связано такими терминами как «эволюция», «развитие». Методологические вопросы проблемы рассмотрены такими известными западными учеными как Ч. Дарвин, Г. Спенсер, М. Рьюиз; отечественными учеными - Н.Н. Моисеев, С.Н. Родин, Б.Ф. Кевбрин, В.И. Кемкин и др.

Когда речь идет о поиске иных путей развития современной системы жизни на Земле, целесообразным является вопрос о механизмах, методах и принципах управления деятельностью человека и общества. Проблеме управления в контексте проблем экологии посвящены работы Ю.Л. Егорова, С.В. Костарева, Е.А. Коныгина, С.В. Макара, А.Ф. Порядина, Т.В. Руновой, В.В. Холодкова и других авторов.

Разработанная на основе ноосферного подхода коэволюционная стратегия России становится одной из составляющих государственной политики страны. Концептуальные идеи перехода России на путь коэволюции нашли отражение в трудах В.И. Данилова-Данильяна, Р.С.Карпинской, В.А. Коптюга, И.К.Лисеева, В.А. Лося, А.П. Огурцова, Р.А. Перелета, Н.Н. Потрубача, А.В. Яблокова и других.

Переход к коэволюции немыслим без учета экологических требований, большинство которых сводится к обеспечению экологической безопасности дальнейшего поступательного движения цивилизации. Отдельные аспекты проблемы обеспечения экологической безопасности рассмотрены в работах О.Б. Бутусова, В.Я. Карелина, Н.Ф. Реймерса, Г.П. Серова, С.Г. Харченко,

A.В. Яблокова, М.Е. Яковенко и других.

Региональные вопросы общественного развития актуализированы ростом интереса общественного сознания к региональному развитию. Этот аспект анализируется в трудах Ф.А. Айзятова, Г.Г. Зейналова, А.В. Каверина,

B.Н. Лексина, А.И. Сухарева, В.П. Ковшова и других. Кроме того, важным источником изучения экологической ситуации в регионе служат ежегодные доклады о состоянии окружающей среды Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Мордовия.

Проблемы становления экологической культуры, экологического образования, формирования личности как условия коэволюции общества и природы отражены в работах С.Д. Дерябо, В.И. Жидкина, Д.С. Лихачева, Б. Дж. Макгеттрика, Н.М. Мамедова, В.А. Писачкина, М.А. Якунчева, В.А. Ясвина и других авторов.

Теория коэволюции как альтернативный вариант общественного развития в наши дни носит абстрактный характер. Она нуждается в конкретизации на основе социально-экономических, экологических и других данных на национально-региональном уровне.

Объектом диссертационного исследования являются предпосылки и условия коэволюции общества и природы.

Предмет исследования - процесс коэволюции общества и природы в качестве стратегии экологической безопасности.

Целью настоящего исследования является социально-философский анализ системообразующей функции коэволюционной парадигмы в гармонизации взаимоотношений общества и природы, а также выявление ее методологического значения в экологически безопасном функционировании национально-регионального социума (на примере Республики Мордовия).

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

- уточнить теоретический статус концепции коэволюции общества и природы;

- обобщить имеющиеся в социально-философской литературе основные подходы к коэволюции общества и природы и выявить ее социально-философские, научно-теоретические, методологические основания;

- выявить роль концепции коэволюции общества и природы в решении экологических проблем современной цивилизации;

- раскрыть социально - экономические предпосылки перехода к экологически безопасному функционированию общества на глобальном и национально-региональном уровнях;

- проанализировать систему экологически безопасного управления природопользованием на региональном уровне (на примере Республики Мордовия);

- рассмотреть региональную систему экологического образования как один из факторов формирования духовного основания коэволюции общества и природы.

Методологическую основу диссертации составили философские принципы развития и целостности, теоретические положения социальной экологии и экологии человека, учения о ноосфере и биосфере, концепция устойчивого развития. Ключевое значение в работе имеют системный, функциональный и синергетический подходы. Основу исследования составили философские принципы единства и развития, системности и самоорганизации, общенаучные идеи глобального эволюционизма.

При изучении литературы в области философии, социологии, экологии и других наук применялись методы анализа, синтеза, обобщения и систематизации, что позволило более глубоко рассмотреть сущность экологических противоречий в контексте теории коэволюции.

Научная новизна диссертационного исследования. Впервые теоретически обоснован и проведен философский анализ экологических проблем региона в контексте концепции коэволюции общества и природы.

Новизна диссертационного исследования конкретизирована следующих обобщениях и выводах:

- обоснована связь концепции коэволюции общества и природы с внутренней логикой теоретического освоения природной и социальной действительности; показано, что по своему содержанию она является закономерным результатом обострения глобальных экологических проблем современности и квинтессенцией целого ряда философских, социологических, естественнонаучных идей, касающихся безопасного функционирования и развития сложных систем, эволюции и самоорганизации биосферы, смысла и качества жизни людей, ноосферогенеза в целом;

- выявлено социально-философское значение теории коэволюции общества и природы, ее регулирующая роль в решении глобального экологического кризиса;

- раскрыта методологическая функция и системообразующая роль теории коэволюции общества и природы в экологобезопасном функционировании национально-регионального социума; выявлены и проанализированы социально-экономические, политические предпосылки перехода цивилизации к экологически безопасному - коэволюционному состоянию общества и природы;,

- уточнено влияние российской специфики, этноконфессионального и культурного плюрализма, социально-демографических особенностей на переход общества на путь коэволюции с природой;

- предложен национально-региональный вариант реализации стратегии коэволюции (на примере Республики Мордовия), где доминирующая роль отводится экологическим ценностям, формируемым непрерывным и опережающим экологическим образованием.

Положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время человечество пытается найти выход из сложившегося экологического кризиса, который послужил основой для формирования коэволюционной парадигмы в качестве альтернативного пути общественного развития, предполагающего изменение отношения к природе, переход от стихийно неуправляемого к управляемому гармоничному, экологически безопасному во всех отношениях поступательному развитию. По сути коэволюция представляет из себя систему безопасного сосуществования человека, общества, природы на основе соблюдения биосферных законов и общечеловеческих норм морали, которые создают все условия для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и внутренней свободы личности.

2. Статус концепции коэволюции общества и природы определяется ее следующими функциями в рамках социально-философского знания: 1) мировоззренческая (формирует единую совокупность воззрений о мире и о месте человека в нем); 2) методологическая (предлагает определенные методы, принципы, средства в решении экологических проблем современности); 3) интегративная (идея коэволюции выступает в качестве своеобразного катализатора специализированных исследований отдельных проблем современности, интегрирует их в единую целостность); 4) прогностическая (способствует созданию проектов, моделей, прогнозов и представлений о возможных последствиях их осуществления для развития мирового или национально-регионального социума; 5) эвристическая (расширяет проблемное поле социальной философии, глобалистики, требует инновационного подхода к решению проблем); 6) междисциплинарная (охватывает проблемы и их исследование в области социальной философии, экологии, экономики, политики и других сферах).

3. Концепция коэволюции общества и природы является определенной квинтэссенцией многовековых поисков образа идеального общества. Ее теоретическими источниками и методологическими основаниями являются взгляды многих ученых и мыслителей на роль природного фактора в истории общества (Ш.Л. Монтескье, Э. Реклю, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс и др.), доклады Римского клуба, идеология различных альтернативных движений, учение о ноосфере и концепция устойчивого развития.

4. Переход к коэволюционному состоянию общества и природы требует формирования единой стратегии экологической безопасности, включающей в себя двуединое глобальное и национально-региональное измерения. Глобальный аспект предполагает по меньшей мере анализ вопросов глобального состояния биосферы и отдельных экосистем, истощения ресурсов; продолжительности и качества жизни людей; решения различных социальных и демографических проблем, этноконфессиональных конфликтов, насилия и войн, экологически безопасного производства, политической стабильности и правового равенства.

Региональный (национальный) аспект предполагает в контексте глобального измерения учет целого ряда специфических особенностей страны: природных, этнических, социально-экономических, культурологических и т.п. Данная стратегия опирается на экологическую экономику в сочетании с действенными механизмами управления эволюции регионального общества, а также экологическую культуру, основное свойство которой - перевод общечеловеческих ценностей на язык практических действий в области политики, экономики, экологии на локальном уровне.

5.Современная российская история характеризуется взаимопроникающими противоположными процессами, что требует формирования стратегии коэволюции общества и природы на региональном уровне с учетом национальных традиций и культуры. Сущность региональной стратегии коэволюции Республики Мордовия составляет эколого-экономическая система хозяйствования с ландшафтным планированием, опирающаяся на целостную систему управления природопользованием на основе учета природных и людских ресурсов региона, на исторический опыт хозяйствования и традиции народов региона, возрожденное региональное самосознание и национальную культуру. Важным условием являются субъективный и духовно-нравственный факторы, ликвидация противоречий между ценностным сознанием человека, отстающего от требований времени, и техническими возможностями цивилизации, переход от вывоза сырья на выпуск конечного продукта, развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности, выпуск наукоемкой продукции.

6. Переход к коэволюционному состоянию общества требует трансформации системы образования. Формирующаяся модель экологического образования должна предлагать цельное знание глобального и национально-регионального значения. Система экологического образования должна быть ориентирована на непрерывное и опережающее образование с ориентацией на самообразование. Обучение должно формировать у учащихся опережающее глобальное мышление и способность локально действовать на основе самостоятельно полученных знаний.

Научно-практическая значимость работы обусловлена, прежде всего, ее обращенностью к актуальной проблеме - построение национальнорегиональной модели безопасного развития. Основные положения диссертации можно применить при подготовке спецкурсов по философии, социологии, социальной философии, экономики, философии истории, а также отдельные материалы, выводы, рекомендации могут быть использованы в практической деятельности органов управления.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на ежегодных Евсевьевских чтениях в МГПИ им. М.Е. Евсевьева с 2000 по 2003 год, на Всероссийской конференции «Регион: контуры безопасности и развития» (Саранск, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания (философский и социологический аспекты)» (Саранск, 2002 г.). По результатам диссертационного исследования опубликовано 7 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Коэволюция общества и природы - стратегия экологической безопасности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XXI век должен стать переломным в истории цивилизации, так как на его протяжении должно разрешиться вопрос — быть или не быть человечеству. К концу второго тысячелетия в рамках мировой общественной мысли был собран и обобщен огромный теоретический и практический материал в виде концепции общественного развития, направленных на поиск путей выживания человечества. Усилиями многих ученых эти знания и учения были обобщены в форме идеи коэволюции общества и природы, которая получила международное признание.

Говоря о коэволюции, необходимо учитывать соотношение текущих и перспективных жизненных потребностей как цивилизации в целом, так и каждого региона в отдельности. Реализация этого принципа сопряжена, прежде всего, с необходимостью фундаментального изучения естественных и общественных процессов, влияющих на коэволюцию общества и природы, а также с возможностью разработки экономических механизмов, адаптирующих хозяйственную деятельность к требованиям коэволюции и с преодолением совокупности противоречий (экология и экономика, ресурсы и потребности, богатые и бедные и т.д.), которые обуславливают необходимость уточнения роли природной среды и человека в истории, проблем и перспектив, вопросов эволюции взаимоотношения общества и природы.

Теория коэволюции подразумевает, прежде всего, то, что цивилизация должна отказаться от прежних стереотипов своего существования и перейти в другое качественной состояние, не разрушать окружающую природу, а, напротив, «вписаться» в биосферу, соблюдать ее законы и вытекающие из них запреты и ограничения. Устаревшая западная модель развития оказалась неперспективной для всего человечества, потому что дальнейшее ее продолжение угрожает гибелью не только человечеству, но и всему живому на планете. В настоящее время взаимодействие общества и природы характеризуется такими негативными последствиями, которые в ряде случаев приняли необратимый характер. Такова плата цивилизации за стихийное развитие производственной деятельности, реализацию принципов экономики, разрушающих окружающую природную среду. Стихийный характер развития особенно опасен в условиях глобализации различных сторон общественной жизни. Глобализация как современная мера экономической, технологической, политической, информационно интеграции в мире может приобрести подлинно гуманный смысл только при коэволюции.

Формирование и реализация модели коэволюции как глобального социально-экологического идеала общественного прогресса является жизненно важной и необходимой основой для сохранения природы и человечества.

Экологические проблемы оказывают все большее влияние на существование современной цивилизации. Она представляет большую угрозу жизненным интересам каждого жителя нашей планеты. Решение экологических проблем связано с мировоззрением, идеалами и целями человечества, с преодолением логики потребительского отношения к природе. Объёмы промышленного производства должны определяться не столько потребностями социума, сколько возможностями данной природной среды. Теория коэволюции должна выработать новые мировозренческие перспективы, качественно иное видение будущего.

Предотвращение экокатастрофы возможно только при условии глубокого познания процессов экоразвития и возможности его долговременного прогнозирования. Такого рода возможности появляются лишь на пути информатизации общества и становления экоинформационной цивилизации, которая должна устранить противоречие между отстающим сознанием и опережающим его бытием, природоприобразующей деятельностью, чреватой глобальной экокатастрофой.

Кроме того, в сегодняшних условиях основополагающей предпосылкой выживания человечества является гармонизация социально-экономического и экологического развития. Обеспечение экологобезопасного развития предполагает также стабильность в социальной и политической сферах жизни общества, которая возможна при правовом государстве. Эти обстоятельства определяют системность условий перехода к коэволюции, объединяющую, по меньшей мере, экологические, экономические, социально-политические, культурологические связи и отношения.

Сама по себе коэволюция - это не просто проект радикального социального преобразования. Это переход к управляемому развитию общества. Мир сейчас стоит перед кризисом управления. Поэтому выход из ситуации предполагает возможность научиться управлять процессами на глобальном, национальном, региональном и личностном уровнях. Можно сказать, что переход к коэволюция природы и общества означает изменение традиционных ценностных установок общества. И весь этот процесс многогранно связан с деятельностью образовательных структур общества. Отвечающие новым императивам наука и техника, экономика и политика, искусство и литература возможны при изменении целей и содержания образования. После принятия соответствующих международных и национальных правовых документов по коэволюции предполагается в первую очередь реформирование системы образования.

Исходя из основных принципов коэволюции идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее ценности. Важные черты новой образовательной системы - непрерывность образования во времени, обучение человека творческому развитию в течение всей его жизни с превалированием самообразования, индивидуализация и увеличение разнообразия образовательных стандартов и специальностей.

Таким образом, образование должно носить опережающий характер, то есть должно быть ориентировано на грядущие события.

Человеку необходимо осознать и принять к руководству те степени свободы, которые установлены природой на него самого и социума, полностью выявить сферы разрушения естественной гармонии бытия в результате его деятельности и избавиться от разрушительных целей и приоритетов в своей жизни. Необходим перевод общечеловеческих ценностей и накопленного духовного опыта на язык практических действий: экономики и политики, чтобы они стали внутренней мерой предметной деятельности человека и общества.

Путь общества к коэволюции проходит через осуществление своих национальных программ. Республика Мордовия не является исключением. В Мордовии разрабатываются меры перехода общества к состоянию коэволюции общества и природы, которые представляют собой комплексный план территориального и отраслевого сочетания мер по охране природы региона, обеспечения экологической безопасности территории и формирования эффективной природоохранной системы.

При этом в процессе реализации данных мероприятий предполагается, что в полной мере будут учитываться национальные, исторические, этнические, демографические и другие особенности территории, что создаст социально-экономическую и экологическую целостность с участием всех жителей Мордовии. Тем не менее, полный механизм формирования эколого-экономического региона пока ещё не разработан.

В целом стоит отметить, что анализ процессов конца XX века свидетельствует о необратимости формирования единой стратегии коэволюции общества и природы. При этом не нужно забывать, что коэволюция - это скорее идеал, к которому человечество должно стремиться. В реальной жизни стратегия коэволюции будет изменена, приспособлена к реальным потребностям общества. Поэтому она должна быть динамичной, гибкой и конкретной, приближенной к сложившейся в обществе и отдельном регионе ситуации. Достижение коэволюции общества и природы не единовременное явление, а процесс, в который каждое поколение будет вносить свой посильный вклад в зависимости от уровня культуры, науки, технологий, понимания причастности к истории.

 

Список научной литературыРябова, Евгения Васильевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов. М., 1998. -С. 34-62.

2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» // Российская газета, 2002. 12 января. - С.4-7.

3. Указ Президента РФ № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г.

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1997. - № 52.

5. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. М., 1996. - 9 апреля. - С. 5.

6. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 году». М., 2001. - 320с.

7. Послание главы Республики Мордовия Государственному собранию // За единую Россию. Саранск, 2004. - 20 февраля. - С.2-9.

8. Устав ГУ РМ «Дирекция экологического фонда» от 15 декабря 2000 г.

9. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Мордовия в 2000 году». Саранск, 2001. - 224 с.

10. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Мордовия в 2001 году». Саранск, 2002. - 264 с.

11. Абрамов В.Г. Понятие и правовая природа экологических нормативов // Вестник Мордовского университета. Саранск, 1996. - № 2.-С.23-25.

12. Абрамов В.Г. Отличительные признаки динамического состояния экологических правонарушений (на примере Республики Мордовия) // Вестник Мордовского университета. Саранск, 1999. - № 1-2.-С.72-74.

13. Адрианова Т.В. Социально-философские аспекты формирования устойчивых обществ. М.: ИНИОН РАН, 1998. - 47 с.14.