автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Когнитивные теории религиозного сознания

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Сергиенко, Роман Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Когнитивные теории религиозного сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Когнитивные теории религиозного сознания"

На правах рукописи

Сергиенко Роман Александрович

Когнитивные теории религиозного сознания: модели транскультурной репрезентации

Специальность 09.00.01 - Онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

16 МАЙ 2013

005053чэ°

Красноярск - 2013

005059156

Работа выполнена на кафедре религиоведения ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Григорьева Людмила Ильинична

Официальные оппоненты: Абрамов Юрий Федорович,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», кафедра философии, религиоведения и теологии, профессор кафедры

Константинов Петр Анатольевич, кандидат философских наук, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», кафедра философии, доцент кафедры

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Красноярский

государственный аграрный университет»

Защита диссертации состоится 20 мая 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.099.17 при ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» по адресу: 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, ауд. 8-06. "

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».

Автореферат разослан «16» апреля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Петров

Михаил Александрович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы диссертационного исследования. Начиная с последних десятилетий XX в., достигнут небывалый в истории науки прогресс в изучении человеческого познания. Одной из составляющих данного прогресса является возникновение когнитивной науки, нового подхода к изучению познания человека. С конца 50-х гг. прошлого века, выступая против доминирующей методологии бихевиоризма, ученые снова сконцентрировались на когнитивных темах, таких как репрезентация, внимание, память, распознавание образов, язык и мышление. Впоследствии этот процесс получил название «когнитивной революции», «когнитивного поворота», приведшего к возникновению когнитивной науки. Междисциплинарная когнитивная наука предложила более современное видение проблемы человеческого сознания. Это видение подчеркивает роль знаний в регуляции поведения. При этом под «знаниями» понимаются внутренние репрезентации среды и самого организма, которые могут быть как осознанными, так и неосознанными.

В течение последних двух десятилетий когнитивные науки были активными поставщиками теоретических моделей для исследования областей, которые традиционно считались прерогативой гуманитарных и социальных наук. В настоящее время развиваются когнитивные отрасли в рамках нескольких дисциплин, таких как когнитивная антропология, когнитивная археология, когнитивная экономика и т. д. Достижения в изучении когнитивных способностей человека в рамках когнитивных наук в конечном итоге были применены к религиозной сфере человеческого мышления и поведения. Начиная с 90-х гг. XX в., развивается когнитивный подход к исследованию религии или когнитивные теории религиозного сознания (cognitive science of religion) — междисциплинарное направление, ориентированное главным образом на конкретно-научные и опытно-экспериментальные исследования, которое раскрывает гносеологические проблемы формирования религиозного сознания. Когнитивные теории религиозного сознания используют подходы, заимствованные из других научных областей (когнитивной науки, эволюционной и когнитивной психологии), в первую очередь, для того, чтобы дать объяснение (в отличие от интерпретативного и феноменологического подхода) религии и религиозным явлениям. Актуальность проблематики когнитивных исследований религии определяется и проблемой бессознательного и подсознательного в отражении в соотношении с осознанным мышлением.

Один из таких сложных и комплексных религиозных явлений — это феномен нетрадиционных религий. На фоне глобализационных процессов рубежа XX-XXI вв. произошло беспрецедентное распространение нетрадиционных религий как в западных странах, так и в России. Особенность данного процесса заключается в том, что нетрадиционные религии, обладающие принципиально новыми моделями мироощущения и

миропонимания, далекими для культурной традиции как Запада, так и России, все же достаточно успешно осваиваются в новой культурной среде. Ярким примером является Международное Общество Сознания Кришны, сокращенно MOCK (International Society for Krishna Consciousness, ISCKON), самое многочисленное восточное нетрадиционное религиозное течение в мире.

Широкий успех таких нетрадиционных религий, как MOCK, ставит серьезный вопрос: каким образом новые религиозные понятия и представления могут восприниматься, осмысляться и осваиваться в новой культурной среде. Возможно ли мыслительное усвоение нетрадиционных религиозных понятий и представлений в их исходном смысле коренной культуры. С другой стороны, предполагает ли вступление нетрадиционных религиозных представлений в новые культурные контексты, их трансформацию или замену под воздействием существующих культурных моделей. Каковы результаты трансформации религиозного сознания в ситуации усвоения и освоения нетрадиционных понятий и представлений. Эти вопросы напрямую связаны с познавательными способностями субъекта, со спецификой индивидуального, коллективного и социального познания в современную эпоху, изменением субъекта познания во взаимоотношении со все усложняющимися объектами и процессами. На эти сложные и комплексные вопросы, связанные с транскультурной репрезентацией нетрадиционных религиозных понятий и представлений, могут ответить когнитивные теории религиозного сознания.

Поскольку когнитивные теории религиозного сознания недостаточно полно освещены в рамках отечественной науки, данная работа позволяет восполнить этот пробел. При этом многообразие методов и подходов, которым отличаются когнитивные теории религиозного сознания, предполагает, что понимание их как целостного явления возможно на основе метатеоретического, философско-методологического анализа. Исследование когнитивных, теорий религиозного сознания представляет интерес с философской точки зрения также и вследствие того, что предмет этой междисциплинарной области - познавательная деятельность человека -является, по сути, философской проблемой. Представленная работа предполагает апробирование концепций и методов когнитивных теорий религиозного сознания в условиях определенного религиозного движения (Международного Общества Сознания Кришны).

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о религиозном сознании как одном из способов постижения мира так или иначе затрагивался в философском, социологическом, антропологическом, культурологическом и психологическом дискурсе. К проблеме религиозного сознания в той или иной мере обращаются философские труды Т. Гоббса, Д. Юма, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, П. Гольбаха, Ф. Шеллинга, Ф. Шлейермахера, Л. Фейербаха.

Рассмотрение оснований религиозного сознания сквозь призму социальных взаимодействий и процессов представлено в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Р. Мертона, Д. Мида, Т. Парсонса.

Вопросы, связанные с проблемой эволюции религиозного сознания, рассмотрены в работах Э. Тайлора, Д. Фрезера, Э. Лэнга, Р. Маретта, а также в рамках отечественного религиоведения: А. И. Токарев, Е. А. Торчинов, И. А. Яблоков, В. Н. Найдыш и др.

Изучению психологических основ и детерминант религиозного сознания были посвящены труды У Джеймса, 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма, С. Грофа и др.

Проблема нетрадиционных религиозных движений в России отражена в исследованиях отечественных ученых: М. Н. Митрохина, Е. Г. Балагушкина, JT. И. Григорьевой, Д. Ю. Коттысова, Д. Н. Манченко, Н. В. Кривельской, С. М. Дударенок, Т. А. Бажан. В свою очередь, исследования Е. Г. Балагушкина, И. Р. Григулевича, П. С. Гуревича, И. Я. Кантерова, JT. Н. Митрохина, Б. 3. Фаликова посвящены проблеме возникновения и распространения нетрадиционных религиозных движений на Западе.

Религиозное движение Международное Общество Сознания Кришны (далее - MOCK) достаточно глубоко изучено как зарубежными, так и отечественными исследователями. Среди ранних зарубежных исследований (70-80 гг. XX в.) стоит отметить работы Дж. С. Джуды, Ф. Данер, Э. Б. Рочфорда, JT. Д. Шинка. К поздним зарубежным исследованиям MOCK (90 гг. XX в. - нач. XXI в.) относятся работы Э. Б. Рочфорда. Помимо этого, в разное время выходили научные сборники, в которых обсуждались ключевые проблемы возникновения и развития MOCK (под редакцией Д. Бромли и JI. Д. Шинна; Э. Ф. Брайанта и М. JI. Экстранд; Р. Коула и Г. Дуайра). Исследование MOCK в рамках когнитивных теорий религиозного сознания было выполнено финским религиоведом К. Кетолой.

Среди других работ стоит отметить исследования М. Юннонахо, Р. Шеблома, которые рассматривают MOCK в финском и шведском контексте соответственно. Различным аспектам данного религиозного движения обращены работы Ч. Р. Брукса (антропологическое исследование MOCK в Индии), М. Ротштейна, Б. Зеллера (восприятие и отношение MOCK к науке), а также М. Бро (доктрина гуру).

Исследования Е. Г. Балагушкина, Е. Э. Дерягиной, С. И. Иваненко, В. С. Пудова, А. С. Сединко, А. А. Ткачевой, Б. 3. Фаликова посвящены истории возникновения, адаптации и развития MOCK на Западе и в России. Из других работ, посвященных деятельности MOCK, можно выделить феноменологическое исследование А. М. Улановского и А. Б. Матюхиной, а также работы С. М. Дударенок, М. А. Савиновой, которые были выполнены в рамках отдельных регионов России. Изучению психологических особенностей последователей движения посвящен труд Д. Г. Курачева.

Автор диссертации в своем исследовании опирался на когнитивные теории религиозного сознания, представленные в основном в работах зарубежных авторов, среди которых С. Артан, П. Бойер, Т. Лоусон, Р. Макколи, X. Уайтхауз, И. Пиисиайнен, Д. Барретт, Э. Коэн, С. Е. Гатри, Д. Слон. В отечественной науке вопросы когнитивных теорий религиозного сознания обсуждаются в работах И. С. Анофриева, П. Н. Костылева, А. В. Маркова, В. И. Тибичи-Демитрова, М. М. Шахнович.

Когнитивные теории религиозного сознания в первую очередь восходят к когнитивной науке. Основными составляющими когнитивной науки (середина XX в.), по X. Гарднеру, являются философия сознания (гносеология) и методология науки, когнитивная психология, когнитивная антропология, нейронаука, компьютерная наука (исследования в области искусственного интеллекта) и лингвистика. У истоков когнитивной науки стояли Д. Брунер, X. Гарднер, Дж. А. Миллер, Н. Хомский, Д. Остин, Г. Саймон и А. Ньюэлл, а также Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский.

В равной степени на становление когнитивных теорий религиозного сознания повлияли: теоретические принципы и концепции эволюционной психологии, основными деятелями которой являются Д. Туби, Л. Космидес, С. Линкер, Р. Шепард и др.; теория модулярности человеческого познания, развитая в рамках когнитивной психологии, эволюционной психологии и психологии развития (Дж. Фодор, Д. Туби, Л. Космидес, С. Линкер, С. Гельман, Л. Хиршфельд, С. Барон-Коген, А. Лешли, Ф. Кейл, Б. Шолль); а также различные модели культурной эволюции (Р. Докинз, Д. Спербер, Р. Бойд и П. Ричардсон).

По мнению диссертанта, имеет место определенная недостаточность комплексных исследований в отечественной науке, посвященных философскому рассмотрению когнитивных теорий религиозного сознания, а также применения их теоретических и методологических разработок для когнитивного анализа религиозных явлений (в частности, моделей транскультурной репрезентации).

Объектом исследования в настоящей работе являются когнитивные теории религиозного сознания. Предметом исследования является когнитивный анализ моделей транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере MOCK).

Цель исследования заключается в изучении моделей транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере MOCK) с позиции когнитивных теорий религиозного сознания. Цель работы определила необходимость решения следующих задач:

1. Исследовать современные когнитивные теории религиозного сознания.

2. Изучить «стандартную модель» когнитивных теорий религиозного сознания.

3. Выявить современные проблемы и тенденции развития когнитивных теорий религиозного сознания.

4. Рассмотреть модели транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений с точки зрения когнитивных теорий религиозного сознания.

5. Выявить когнитивные системы или механизмы, которые участвуют в ментальной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений.

6. Проанализировать процессы транскультурной репрезентации и трансформации религиозных понятий и представлений в новых культурных средах (на примере MOCK).

7. Выявить динамику когнитивных и культурных паттернов, лежащих в основе транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений.

Методологическая основа диссертации. Методологической базой исследования является комплексный подход к изучению сознания вообще и религиозного сознания в частности, опирающийся на принципы взаимосвязи общего и единичного, необходимого и случайного, конкретно-исторического и логического, генетический принцип и принцип объективности. Методологической основой исследования явились также системно-структурный и функциональный подходы, что позволило рассмотреть структуру и особенности религиозного сознания, применяя междисциплинарный подход когнитивных теорий религиозного сознания и опираясь на опыт философии, религиоведения, социологии, психологии и других специальных дисциплин.

Диссертационная работа опирается на методологические принципы когнитивных теорий религиозного сознания: фрагментарный подход к религии (процедура постепенного выявления определенных человеческих мыслей или действий, которые считаются религиозными, а затем, объяснение их периодического повторения в различных культурных контекстах), натуралистический подход (религия как часть человеческой природы является естественным феноменом, который может быть изучен методами, используемыми для исследования нерелигиозных феноменов), методологический плюрализм (применение всех доступных методов при объяснении периодического повторения религиозных феноменов), синтетический подход (принятие во внимание различных уровней анализа при исследовании такого сложного многоуровневого феномена, как религия).

Так же в работе используются теоретико-методологические концептуальные разработки зарубежных авторов в области когнитивных теорий религиозного сознания. В частности, эффект «теологической корректности» - существование двух параллельных уровней репрезентации религиозных идей, которые могут даже противоречить друг другу, — «теологического» (формального) и «интуитивного» (фактического) знания.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Впервые комплексно представлены когнитивные теории религиозного сознания, являющие собой новое междисциплинарное направление исследования религий и религиозных явлений.

2. Впервые введены в научный оборот российской философской науки труды следующих авторов: Д. Барретта, Дж. Беринга, П. Бойера, А. В. Гирца, А. Декстерпойса, С. Й. Дженсена, К. Кетолы, И. Пиисиайнена, И. Серенсена, X. Уайтхауза.

3. Выявлены сущностные черты базовых когнитивных теорий религиозного сознания.

4. Рассмотрены методы когнитивного анализа в отношении религиозного сознания.

5. Изучены когнитивные системы или механизмы, которые участвуют в ментальной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере последователей MOCK).

6. Проанализированы специфические формы транскультурной репрезентации и трансформации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере MOCK).

Положения, выносимые на защиту:

1. Когнитивные теории религиозного сознания — новейшее междисциплинарное исследовательское направление, в рамках которого основания религиозного сознания, мировосприятия и мироотношения рассматриваются как укорененные гносеологические функции человеческого сознания, связанные со специфическими эволюционно сложившимися механизмами обработки внешней по отношению к человеку информации.

2. Доказывается, что основные проблемы «стандартной модели» когнитивных теорий религиозного сознания связаны с оригинальными трактовками в рамках когнитивной науки особенностей развития, адаптации и трансформации функционирования человеческого сознания, в связи с выработками определенных паттернов познавательного дискурса, непосредственно влияющего на формирование культурного, в том числе религиозного сознания.

3. На основе когнитивных теорий религиозного сознания в диссертации выдвигаются две модели транскультурной репрезентации, учитывающие, с одной стороны, фактор универсальных когнитивных механизмов, которые лежат в основе восприятия и репрезентации нетрадиционных религиозных понятий, с другой стороны, ограничивающие факторы культуры (культурные модели, сощю-когнитивные системы), влияющие на осмысление, распространение и трансформацию нетрадиционных религиозных представлений в новой культурной среде.

4. Модели транскультурной репрезентации определенных нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере Международного Общества Сознания Кришны) возможны к актуализации посредством использования в гносеологическом анализе ментальных

репрезентаций «интенционального агента» и «внешнего агента», представленных в когнитивных теориях религиозного сознания и обосновывающих механизмы специального религиозного ментального моделирования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическая значимость заключается в том, что положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейшего методологического анализа различных аспектов религиозного сознания, его гносеологических возможностей, функций и роли в познании. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в рамках преподавания дисциплин «Психология религии» и «Философия религии», а также могут стать основой для разработки спецкурса «Когнитивные теории религиозного сознания».

Апробацпя работы. Диссертация обсуждена на кафедре религиоведения Красноярского государственного педагогического университета, одобрена и рекомендована к защите. Автор принимал непосредственное участие в обсуждении полученных данных на трех научных конференциях: теоретическая конференция «Религиоведение как междисциплинарная наука» (Санкт-Петербургский государственный университет, 27-30 марта 2006 г.), Четвертая международная конференция по когнитивной науке (Томский государственный университет, 22-26 июня 2010 г.), Третья межвузовская научно-практическая конференция «Современное знание: гуманитарный дискурс» (Сибирский федеральный университет, 5 марта 2013г.). Положения и выводы диссертационного исследования нашли отражения в шести статьях (две из которых размещены в журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертации, - «Вестник Красноярского государственного педагогического университета» и «Вестник Кемеровского государственного университета»).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (четыре параграфа), заключения, списка литературы (состоящего из 270 источников) и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, приводится анализ степени научной разработанности проблемы, определяется объект, предмет, цели и задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, излагаются теоретико-методологические основы, научная новизна исследования, освещается теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации.

В первой главе диссертации «Когнитивные теории религиозного сознания» анализируется предпосылки возникновение и исследовательская традиция когнитивных теорий религиозного сознания как

междисциплинарного исследовательского направления, его основные принципы и концепции. Рассмотрены основные положения, проблемы и ограничения «стандартной модели» когнитивных теорий религиозного сознания. Обсуждаются дальнейшие перспективы данного междисциплинарного направления.

В первом параграфе «Концепции когнитивных теорий религиозного сознания» рассматривается исследовательская традиция и методологические принципы когнитивных теорий религиозного сознания как нового междисциплинарного направления исследования религий и религиозных явлений. Обсуждаются основные концепции и теории данного исследовательской области.

Когнитивные теории религиозного сознания - это новая междисциплинарная область изучения религии, которая возникла на Западе в начале 90-х гг. XX в. В когнитивных теориях религиозного сознания применяются концепции и теоретические разработки из различных научных дисциплин, которые, в первую очередь, изучают развитие и организацию человеческого познания. Считается, что истоками данной междисциплинарной области является когнитивная революция и возникновение когнитивной науки, теория модулярности человеческого познания, эволюционная психология и различные модели культурной эволюции (в частности, «эпидемиология представлений» антрополога и социобиолога Д. Спербера).

Данные истоки и исследовательская традиция (вычислительная теория разума, «эпидемиология представлений» Д. Спербера, теории модулярности психики, домено-специфичность, нативизм) в значительной степени определили как методологические принципы, так и понимание исследуемого предмета, которое существенным образом отличают когнитивные теории религиозного сознания от других подходов к изучению религии. Исследователи в рамках когнитивных теорий религиозного сознания противопоставляют себя предыдущим подходам к исследованию религии (структуралистский и интерпретативный подходы, герменевтическое феноменологическое религиоведение) и принимают натуралистический подход при объяснении религии: религия рассматривается как часть человеческой природы, т. е. естественный феномен (а не категория sui generis). Фактически предметом исследования когнитивных теорий религиозного сознания являются когнитивные процессы и механизмы, без которых не было бы самого феномена религии.

В целом когнитивные теории религиозного сознания сосредоточены на кросс-культурных повторяющихся паттернах в религиозном мышлении, переживании и поведении, рассматривая эти закономерности с точки зрения архитектуры человеческого сознания. Основное предположение заключается в том, что в религиозное мышление и поведение основано на обычных естественных когнитивных механизмах или процессах, которые также поддерживают и нерелигиозные формы мышления и поведения.

Автор дает обзорный анализ основных концепций когнитивных теорий религиозного сознания (гипотеза «минимальной противоинтуитивности», идея о сверхактивном устройстве обнаружения действующей силы, гипотеза «теологической корректности»), которые призваны объяснить широкую распространенность религиозных верований, а также рекуррентные паттерны религиозных представлений и идей.

Второй параграф «Проблемы "стандартной модели" и дальнейшие перспективы развития когнитивных теорий религиозного сознания» посвящен проблемам и ограничениям «стандартной модели» когнитивных теорий религиозного сознания, а также рассмотрению дальнейших перспектив данного исследовательского направления.

Стандартная модель когнитивных теорий религиозного сознания является доминирующей, общей моделью, которая принята в данной области исследований (самыми последовательными ее сторонниками являются С. Артан, Д. Барретт, П. Бойер, И. Пиисиайнен). Согласно стандартной модели, широкое распространение религиозных верований в различных культурах объясняется тем, что люди обладают универсальными специфическими когнитивными способностями (имплицитными, бессознательными), которые делают их восприимчивыми к религиозным идеям. Религиозные представления повсеместно распространены во всем мире как раз потому, что они являются побочным продуктом нормального функционирования человеческого сознания. Соответственно, целью стандартной модели является объяснение естественного происхождения и широкой распространенности религиозных идей и практик.

В работах, посвященных обсуждению стандартной модели когнитивных теорий религиозного сознания (С. И. Дженсен, А. В. Гирц), утверждается, что в ней преобладает восходящий подход (bottom-up) к объяснению явлений, т. е. как когнитивные механизмы и свойства отдельных человеческих умов генерируют социальные и культурные феномены. Процессы низшего уровня (когнитивные механизмы и свойства) в действительности определяют процессы высшего уровня (культурные представления). При этом процессы высшего уровня не обладают объяснительным потенциалом.

Анализ позиций различных исследователей (С. И. Дженсен, А. В. Гирц, Й. Сервисен, X. Уайтхауз) позволяет выделить две взаимосвязанные проблемы стандартной модели когнитивных теорий религиозного сознания. Первая проблема касается того, что в стандартной модели преобладает позиция «культурного элиминативизма»: считается, что культура эпифеноменальна по отношению к базовым когнитивным и психическим процессам. Вторая проблема связана с тем, что в стандартной модели когнитивных теорий религиозного сознания используется слишком упрощенная трактовка человеческого познания, в рамках которой человеческое сознание рассматривается как изолированное от культурного и социального окружения. Значительная часть критики, направленной на

стандартную модель когнитивных теорий религиозного сознания, указывает на то, что необходимо расширить понимание человеческого познания, а также переосмыслить роль культуры в его становлении.

Во второй главе «Модели транскультурной репрезентации (на примере Международного Общества Сознания Кришны)» выявлены модели транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений с позиции когнитивных теорий религиозного сознания. Проанализированы специфические формы репрезентации или трансформации нетрадиционных религиозных понятий и представлений в процессе транскультурной репрезентации (на примере MOCK). Рассмотрены когнитивные системы или механизмы, которые вовлечены в ментальные репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (понятия Кришны).

В первом параграфе второй главы «Модели транскультурной репрезентации и трансформации нетрадиционных религиозных представлений» рассматривается модели транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных представлений с позиции когнитивных теорий религиозного сознания.

Транскультурная репрезентация определена как трансляция религиозных понятий и представлений, их восприятие, осмысление и освоение в новых культурных средах. Хотя по данной проблеме не было разработано общей концепции в когнитивных теориях религиозного сознания, тем не менее обозначены две модели транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных представлений в новых культурных средах. Модели также представляют собой стратегии исследования, в пределах которых различным образом понимаются сами нетрадиционные религиозные понятия, а также человеческое познание и культура. Эти модели восходят к различным исследовательским программам (теоретическим моделям), которые были разработаны внутри области когнитивных теорий религиозного сознания.

Первая модель логически следует из допущения, что люди независимо от культурных различий обладают универсальным набором когнитивных свойств. С этой позиции необходимо исследовать универсальные когнитивные процессы и механизмы, которые могут лежать в основе принятия, репрезентации и передачи нетрадиционных религиозных понятий и представлений. Реализацию этой стратегии можно увидеть в исследовании К. Кетолы. В своем исследовании MOCK, он приходит к выводу, что религиозные (в первую очередь, харизматические) представления, связанные с личностью основателя движения А. Ч. Бхактиведанты Свами, успешно распространились в западных обществах благодаря общечеловеческим когнитивным свойствам, которыми обладают все люди независимо от культурных контекстов. Данный подход к проблеме транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных представлений является весьма плодотворным, поскольку он предлагает альтернативу устоявшейся точки

зрения в религиоведческих и социологических подходах к изучению религии, согласно которой восприимчивость людей к нетрадиционным религиозным представлениям объясняется исключительно на основе внутренних социокультурных процессов данных обществ.

Вторая модель исследования предполагает, что распространение новых религиозных представлений или целых религиозных систем находится под влиянием уже существующих общественных и ментальных представлений, которые организованы в системы взаимного обращения (так называемая «иммунология культурных систем», которая была предложена исследователем религии Й. Серенсеном). Согласно этой модели, необходимо рассматривать то, как сдерживающие культурные факторы (культурные схемы или модели, общественные представления, социо-когнитивные системы) влияют на репрезентацию и распространение новых религиозных понятий и представлений.

Комплексный когнитивный анализ моделей транскультурной репрезентации показывает, что когнитивные исследования должны учитывать многофакторность гносеологических аспектов религиозного сознания, включающих в себя фактор универсальных когнитивных механизмов и ограничивающие факторы культуры (культурные модели, социо-когнитивные системы), которые формируют социальное, нормативное и распределенное познание.

Авторская позиция основана на том, что данные модели не являются взаимоисключающими, они могут быть объединены в комплексную модель транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений.

Второй параграф второй главы «Ментальная репрезентация нетрадиционных религиозных представлений» посвящен анализу когнитивных систем или механизмов, которые вовлечены в ментальные репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений. Ментальные репрезентации нетрадиционных религиозных представлений (понятия Кришны) рассмотрены на примере последователей MOCK в контексте проповеднической практики распространения книг (санкиртана).

Практика распространения книг связана с событиями, в которых последователи MOCK активно постулируют воздействие сверхъестественного агента (Кришны). Основываясь на описаниях подобных событий (которые встречаются в литературе MOCK) проанализированы способы того, как последователи MOCK представляют Кришну, а также когнитивные системы или механизмы, которые вовлечены в эти ментальные репрезентации. Понятие ментальной репрезентации (mental representation) относится как к процессу представления (репрезентации) мира в голове человека, так и к единице подобного представления, стоящей вместо чего-то в реальном или вымышленном мире и потому замещающей это что-то в мыслительных процессах.

Автор отмечает, что ментальные репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (таких, как понятие Кришны) основаны на когнитивных системах или механизмах, которые разделяют все люди независимо от культурных различий.

На основе анализа литературы MOCK, посвященной распространению книг, подтверждается эффект «теологической корректности» — существование двух параллельных уровней представлений о религиозном агенте (Кришне): «теологический» (формальный) и «интуитивный» (фактический) уровень. В частности, несмотря на то, что последователи MOCK признают, что процесс распространения книг (и все, что происходит во время этого процесса) осуществляется под постоянным контролем Кришны, зачастую только в определенных событиях обнаруживается его непосредственное воздействие.

Показано, что существуют две широкие группы (или способа) репрезентаций понятия Кришны, которые поддерживаются различными когнитивными системами. В первой группе Кришна мысленно представлен как интенциональный агент, который устраивает внешние события. Во второй группе Кришна мысленно представлен как внешний агент, который направляет или даже непосредственно управляет действиями самих последователей МОСК.

Утверждается, что фактические репрезентации Кришны не основаны полностью на обучении культуре MOCK или процессе социализации. Наличие общечеловеческих когнитивных способностей предполагает, что в определенных условиях (например, в ситуации неопределенности и неоднозначности в процессе распространения книг) человек может испытать чувство воздействия сверхъестественного агента, даже если имеются в виду нетрадиционные представления о Кришне.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, намечаются перспективы дальнейшей научной деятельности в рамках выбранного направления. В результате проведенного исследования можно утверждать, что когнитивные теории религиозного сознания являются весьма плодотворным подходом в исследовании гносеологических проблем формирования религиозного сознания, в частности, транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных представлений.

Представленные в диссертации когнитивные теории религиозного сознания, безусловно, являются динамически развивающимся направлением, которое еще находится в стадии своего становления. Данное исследование, с одной стороны, проясняет сущность когнитивных теорий религиозного сознания как междисциплинарной области исследования, а с другой — раскрывает перспективность применения их теоретических и методологических разработок для исследования разнообразных религиозных явлений.

Основные положения, выносимые на защиту, отражены в следующих публикациях автора:

1. Сергиенко, P.A. Когнитивный подход к объяснению природы религии и религиозных представлений / P.A. Сергиенко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Том 2. Гуманитарные и естественные науки. - 2011. - № 3 (17). -С. 36-43, [0,5 п. л.];

2. Сергиенко, P.A. «Проблема Микки Мауса» и «проблема Зевса» в современном когнитивном религиоведении / P.A. Сергиенко // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - № 4 (48). - С. 236 -241, [0,5 п. л.].

3. Сергиенко, P.A. Переосмысление мифа в жизненном мире последователей общества сознания Кришны / P.A. Сергиенко // Современное социально-экономическое развитие: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., Волгоград, 7-8 мая 2010 г. - Волгоград, 2010. -С. 167- 172, [0,2 п. л.];

4. Сергиенко, P.A. Когнитивный взгляд на феномен новых религиозных движений / P.A. Сергиенко // Рел1пя, pe.iiriiímcTb, фшософ1я та гуманггарш знания у сучасному щформацшному npocTopi: нацюнальний та штернацюнальний аспекта : 36ipnni< наукових праць за матер1алами М1жиародно1 науково-практично! конференцп вщ 21 - 23 грудня 2010 року / за заг. ред. к.фшос.н. Журби М.А. - Частина I. - Луганськ, 2010. - С 244 -247, [0,2 п. л.];

5. Сергиенко, P.A. Когнитивное религиоведение о культурной естественности религиозных форм мировоззрения / P.A. Сергиенко // Духовная сфера жизни общества: проблемы теории и практики : Материалы междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2011. - С. 493 - 499, [0,2 п. л.];

6. Сергиенко, P.A. Ментальная репрезентация сверхъестественных агентов в свете когнитивного религиоведения / P.A. Сергиенко // Религиоведческие исследования=11е8еагсЬез in Religious Studies. -2013. - № 1 -2 (7 - 8). - С. 91 - 108, [1,3 п. л.].

Подписано в печать 12.04.2013. Формат 60x84 И6 Усл. печ. л. 1,25. Бумага офсетная Тираж 120 экз. Заказ 86

Отпечатано в ИПК КГПУ, 660049, Красноярск, А.Лебедевой, 89 т. 263-95-59

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

Публикации в других научных изданиях:

 

Текст диссертации на тему "Когнитивные теории религиозного сознания"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный педагогический университет

им В.П. Астафьева

На правах рукописи

04201358526

Сергиенко Роман Александрович

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ: МОДЕЛИ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Специальность 09.00.01 - Онтология и теория познания

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор, Л.И. Григорьева

Красноярск -2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Когнитивные теории религиозного сознания.........................................13

1.1. Концепции когнитивных теорий религиозного сознания.......................13

1.2. Проблемы «стандартной модели» и дальнейшие перспективы развития когнитивных теорий религиозного сознания...................................................42

Глава 2. Модели транскультурной репрезентации (на примере Международного Общества Сознания Кришны).................................................................................79

2.1. Модели транскультурной репрезентации и трансформации нетрадиционных религиозных представлений................................................79

2.2. Ментальная репрезентация нетрадиционных религиозных представлений...................................................................................................107

Заключение.............................................................................................................131

Список литературы................................................................................................136

Приложение............................................................................................................162

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Начиная с последних десятилетий XX в., достигнут небывалый в истории науки прогресс в изучении человеческого познания. Одной из составляющих данного прогресса является возникновение когнитивной науки, нового подхода к изучению познания человека. С конца 50-х гг. прошлого века, выступая против доминирующей методологии бихевиоризма, ученые снова сконцентрировались на когнитивных темах, таких как репрезентация, внимание, память, распознавание образов, язык и мышление. Впоследствии этот процесс получил название «когнитивной рев0ЛЕ0ции», «когнитивного поворота», приведшего к возникновению когнитивной науки. Междисциплинарная когнитивная наука предложила более современное видение проблемы человеческого сознания. Это видение подчеркивает роль знаний в регуляции поведения. При этом под «знаниями» понимаются внутренние репрезентации среды и самого организма, которые могут быть как осознанными, так и неосознанными.

В течение последних двух десятилетий когнитивные науки были активными поставщиками теоретических моделей для исследования областей, которые традиционно считались прерогативой гуманитарных и социальных наук. В настоящее время развиваются когнитивные отрасли в рамках нескольких дисциплин, таких как когнитивная антропология, когнитивная археология, когнитивная экономика и т. д. Достижения в изучении когнитивных способностей человека в рамках когнитивных наук в конечном итоге были применены к религиозной сфере человеческого мышления и поведения. Начиная с 90-х гг. XX в., развивается когнитивный подход к исследованию религии или когнитивные теории религиозного сознания (cognitive science of religion) - междисциплинарное направление, ориентированное главным образом на конкретно-научные и опытно-экспериментальные исследования, которое раскрывает гносеологические проблемы формирования религиозного сознания. Когнитивные теории

религиозного сознания используют подходы, заимствованные из других научных областей (когнитивной науки, эволюционной и когнитивной психологии), в первую очередь, для того, чтобы дать объяснение (в отличие от интерпретативного и феноменологического подхода) религии и религиозным явлениям. Актуальность проблематики когнитивных исследований религии определяется и проблемой бессознательного и подсознательного в отражении в соотношении с осознанным мышлением.

Один из таких сложных и комплексных религиозных явлений - это феномен нетрадиционных религий. На фоне глобализационных процессов рубежа XX-XXI вв. произошло беспрецедентное распространение нетрадиционных религий как в западных странах, так и в России. Особенность данного процесса заключается в том, что нетрадиционные религии, обладающие принципиально новыми моделями мироощущения и миропонимания, далекими для культурной традиции как Запада, так и России, все же достаточно успешно осваиваются в новой культурной среде. Ярким примером является Международное Общество Сознания Кришны, сокращенно MOCK (International Society for Krishna Consciousness, ISCKON), самое многочисленное восточное нетрадиционное религиозное течение в мире.

Широкий успех таких нетрадиционных религий, как MOCK, ставит серьезный вопрос: каким образом новые религиозные понятия и представления могут восприниматься, осмысляться и осваиваться в новой культурной среде. Возможно ли мыслительное усвоение нетрадиционных религиозных понятий и представлений в их исходном смысле коренной культуры. С другой стороны, предполагает ли вступление нетрадиционных религиозных представлений в новые культурные контексты, их трансформацию или замену под воздействием существующих культурных моделей. Каковы результаты трансформации религиозного сознания в ситуации усвоения и освоения нетрадиционных понятий и представлений. Эти вопросы напрямую связаны с познавательными способностями субъекта, со спецификой индивидуального, коллективного и

социального познания в современную эпоху, изменением субъекта познания во взаимоотношении со все усложняющимися объектами и процессами. На эти сложные и комплексные вопросы, связанные с трапскультурной репрезентацией нетрадиционных религиозных понятий и представлений, могут ответить когнитивные теории религиозного сознания.

Поскольку когнитивные теории религиозного сознания недостаточно полно освещены в рамках отечественной науки, данная работа позволяет восполнить этот пробел. При этом многообразие методов и подходов, которым отличаются когнитивные теории религиозного сознания, предполагает, что понимание их как целостного явления возможно на основе метатеоретического, философско-методологического анализа. Исследование когнитивных теорий религиозного сознания представляет интерес с философской точки зрения также и вследствие того, что предмет этой междисциплинарной области - познавательная деятельность человека - является, по сути, философской проблемой. Представленная работа предполагает апробирование концепций и методов когнитивных теорий религиозного сознания в условиях определенного религиозного движения (Международного Общества Сознания Кришны).

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о религиозном сознании как одном из способов постижения мира так или иначе затрагивался в философском, социологическом, антропологическом, культурологическом и психологическом дискурсе. К проблеме религиозного сознания в той или иной мере обращаются философские труды Т. Гоббса, Д. Юма, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, П. Гольбаха, Ф. Шеллинга, Ф. Шлейермахера, Л. Фейербаха.

Рассмотрение оснований религиозного сознания сквозь призму социальных взаимодействий и процессов представлено в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Р. Мертона, Д. Мида, Т. Парсонса.

Вопросы, связанные с проблемой эволюции религиозного сознания, рассмотрены в работах Э. Тайлора, Д. Фрезера, Э. Лэнга, Р. Маретта, а также в

рамках отечественного религиоведения: А. И. Токарев, Е. А. Торчинов, И. А. Яблоков, В. Н. Найдыш и др.

Изучению психологических основ и детерминант религиозного сознания были посвящены труды У. Джеймса, 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма, С. Грофа и

др.

Проблема нетрадиционных религиозных движений в России отражена в исследованиях отечественных ученых: М. Н. Митрохина, Е. Г. Балагушкина, Л. И. Григорьевой, Д. Ю. Копысова, Д. Н. Манченко, II. В. Кривельской, С. М. Дударенок, Т. А. Бажан. В свою очередь, исследования Е. Г. Балагушкина, И. Р. Григулевича, П. С. Гуревича, И. Я. Кантерова, J1. Н. Митрохина, Б. 3. Фаликова посвящены проблеме возникновения и распространения нетрадиционных религиозных движений на Западе.

Религиозное движение «Международное Общество Сознания Кришны» (далее - MOCK) достаточно глубоко изучено как зарубежными, так и отечественными исследователями. Среди ранних зарубежных исследований (70-80 гг. XX в.) стоит отметить работы Дж. С. Джуды, Ф. Данер, Э. Б. Рочфорда, JI. Д. Шинна. К поздним зарубежным исследованиям MOCK (90 гг. XX в. - нач. XXI в.) относятся работы Э. Б. Рочфорда. Помимо этого, в разное время выходили научные сборники, в которых обсуждались ключевые проблемы возникновения и развития MOCK (под редакцией Д. Бромли и JI. Д. Шинна; Э. Ф. Брайанта и М. JI. Экстранд; Р. Коула и Г. Дуайра). Исследование MOCK в рамках когнитивных теорий религиозного сознания было выполнено финским религиоведом К. Кетолой.

Среди других работ стоит отметить исследования М. Юннонахо, Р. Шеблома, которые рассматривают MOCK в финском и шведском контексте соответственно. Различным аспектам данного религиозного движения обращены работы Ч. Р. Брукса (антропологическое исследование MOCK в Индии), М. Ротштейна, Б. Зеллера (восприятие и отношение MOCK к науке), а также М. Бро (доктрина гуру).

Исследования Е. Г. Балагушкина, Е. Э. Дерягиной, С. И. Иваненко,

B. С. Пудова, А. С. Сединко, А. А. Ткачевой, Б. 3. Фаликова посвящены истории возникновения, адаптации и развития MOCK па Западе и в России. Из других работ, посвященных деятельности MOCK, можно выделить феноменологическое исследование А. М. Улановского и А. Б. Матюхиной, а также работы

C. М. Дударенок, М. А. Савиновой, которые были выполнены в рамках отдельных регионов России. Изучению психологических особенностей последователей движения посвящен труд Д. Г. Курачева.

Автор диссертации в своем исследовании опирался на когнитивные теории религиозного сознания, представленные в основном в работах зарубежных авторов, среди которых С. Артан, П. Бойер, Т. Лоусон, Р. Макколи, X. Уайтхауз, И. Пиисиайнен, Д. Барретт, Э. Коэн, С. Е. Гатри, Д. Слон. В отечественной науке вопросы когнитивных теорий религиозного сознания обсуждаются в работах И. С. Анофриева, П. Н. Костылева, А. В. Маркова, В. И. Тибичи-Демитрова, М. М. Шахнович.

Когнитивные теории религиозного сознания в первую очередь восходят к когнитивной науке. Основными составляющими когнитивной науки (середина XX в.), по X. Гарднеру, являются философия сознания (гносеология) и методология науки, когнитивная психология, когнитивная антропология, нейронаука, компьютерная наука (исследования в области искусственного интеллекта) и лингвистика. У истоков когнитивной науки стояли Д. Брунер, X. Гарднер, Дж. А. Миллер, Н. Хомский, Д. Остин, Г. Саймон и А. Ньюэлл, а также Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский.

В равной степени на становление когнитивных теорий религиозного сознания повлияли: теоретические принципы и концепции эволюционной психологии, основными деятелями которой являются Д. Туби, Л. Космидес, С. Линкер, Р. Шепард и др.; теория модулярности человеческого познания, развитая в рамках когнитивной психологии, эволюционной психологии и психологии развития (Дж. Фодор, Д. Туби, Л. Космидес, С. Пинкер, С. Гельман,

Jl. Хиршфельд, С. Барон-Коген, А. Лешли, Ф. Ксйл, Б. Шолль); а также различные модели культурной эволюции (Р. Докинз, Д. Спербер, Р. Бонд и П. Ричардсон).

По мнению диссертанта, имеет место определенная недостаточность комплексных исследований (в первую очередь, отечественной науке), посвященных философскому рассмотрению когнитивных теорий религиозного сознания, а также применения их теоретических и методологических разработок для исследования разнообразных религиозных явлений (в частности, моделей транскультурной репрезентации).

Объектом исследования в настоящей работе являются когнитивные теории религиозного сознания. Предметом исследования является когнитивный анализ моделей транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере MOCK).

Цель исследования заключается в изучении моделей транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере MOCK) с позиции когнитивных теорий религиозного сознания. Цель работы определила необходимость решения следующих задач:

1. Исследовать современные когнитивные теории религиозного сознания.

2. Изучить «стандартную модель» когнитивных теорий религиозного сознания.

3. Выявить современные проблемы и тенденции развития когнитивных теорий религиозного сознания.

4. Рассмотреть модели транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений с точки зрения когнитивных теорий религиозного сознания.

5. Выявить когнитивные системы или механизмы, которые участвуют в ментальной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений.

6. Проанализировать процессы транскультурной репрезентации и трансформации религиозных понятий и представлений в новых культурных средах (на примере MOCK).

7. Выявить динамику когнитивных и культурных паттернов, лежащих в основе транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений.

Методологическая основа диссертации. Методологической базой исследования является комплексный подход к изучению сознания вообще и религиозного сознания в частности, опирающийся на принципы взаимосвязи общего и единичного, необходимого и случайного, конкретно-исторического и логического, генетический принцип и принцип объективности. Методологической основой исследования явились также системно-структурный и функциональный подходы, что позволило рассмотреть структуру и особенности религиозного сознания, применяя междисциплинарный подход когнитивных теорий религиозного сознания и опираясь на опыт философии, религиоведения, социологии, психологии и других специальных дисциплин.

Диссертационная работа опирается на методологические принципы когнитивных теорий религиозного сознания: фрагментарный подход к религии (процедура постепенного выявления определенных человеческих мыслей или действий, которые считаются религиозными, а затем, объяснение их периодического повторения в различных культурных контекстах), натуралистический подход (религия как часть человеческой природы является естественным феноменом, который может быть изучен методами, используемыми для исследования нерелигиозных феноменов), методологический плюрализм (применение всех доступных методов при объяснении периодического повторения религиозных феноменов), синтетический подход (принятие во внимание различных уровней анализа при исследовании такого сложного многоуровневого феномена, как религия).

Так же в работе используются теоретико-методологические концептуальные разработки зарубежных авторов в области когнитивных теорий религиозного сознания. В частности, эффект «теологической корректности» - существование двух параллельных уровней репрезентации религиозных идей, которые могут даже противоречить друг другу, - «теологического» (формального) и «интуитивного» (фактического) знания.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Впервые комплексно представлены когнитивные теории религиозного сознания, являющие собой новое междисциплинарное направление исследования религий и религиозных явлений.

2. Впервые введены в научный оборот российской философской науки труды следующих авторов: Д. Барретта, Дж. Беринга, П. Бойера, А. В. Гирца, А. Декстергюйса, С. Й. Дженсена, К. Кетолы, И. Пиисиайнена, Й. Ссренсена, X. Уайтхауза.

3. Выявлены сущностные черты базовых когнитивных теорий религиозного сознания.

4. Рассмотрены методы когнитивного анализа в отношении религиозного сознания.

5. Изучены когнитивные системы или механизмы, которые участвуют в ментальной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере последователей MOCK).

6. Проанализированы специфические формы транскультурной репрезентации и трансформации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере MOCK).

Положения, выносимые на защиту:

1. Когнитивные теории религиозного сознания - новейшее междисциплинарное исследовательское направление, в рамках которого основания религиозного сознания, мировосприятия и мироотношения рассматриваются как укорененные гносеологические функции человеческого

сознания, связанные со специфическими эволюционно сложившимися механизмами обработки внешней по отношению к человеку информации.

2. Доказывается, что основные проблемы «стандартной модели» когнитивных теорий религиозного сознания связаны с оригинальными трактовками в рамках когнитивной науки особенностей