автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Коллекционирование памятников античного искусства в России в первой половине ХIX века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Балаш, Александра Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Коллекционирование памятников античного искусства в России в первой половине ХIX века'

Текст диссертации на тему "Коллекционирование памятников античного искусства в России в первой половине ХIX века"

л

Санкт-Петербургский государственный университет культуры

на правах рукописи

Балаш Александра Николаевна

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (на материале частных собраний)

Специальность 24.00.03 - музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

научный руководитель -доктор исторических наук С.В.Белецкий

Санкт-Петербург 1999

¿2. СУС^ллл-

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава I. ПАМЯТНИКИ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.......................................................................................................................37

I. Западноевропейские собрания памятников античного искусства

глазами русских путешественников и художников-пенсионеров...........37

II. Антикварный рынок памятников античного искусства и русские

коллекционеры.....................................................................................................72

Глава II. «АНТИЧНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ» КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА....................................................................................103

I. Место «античной коллекции» в художественном собрании. Структура коллекции антиков............................................................................................103

II. Памятники античного искусства в составе русских «античных коллекций»..........................................................................................................129

III. Экспонирование «античной коллекции»...............................................167

IV. Роль частных коллекций первой половины XIX века в формировании национального музейного фонда памятников античного искусства. . 192

Заключение...........................................................................................................206

Список источников..............................................................................................268

Список использованной литературы.................................................................280

Список иллюстраций..........................................................................................298

Иллюстрации........................................................................................................307

Приложение I.......................................................................................................345

Приложение II.....................................................................................................375

Указатель имен ...................................................................................................411

Введение.

Вопрос о коллекционировании памятников античного искусства непосредственно связан с судьбой античного наследия в европейской и, в частности, русской культуре. Современная гуманитарная мысль достаточно четко различает «античность» как конкретный и законченный исторический период и «античное наследие» как систему универсалий европейской цивилизации, обеспечивающих ее типологическую целостность.1 Для коллекционирования «античность» прежде всего - конкретная историческая эпоха,'запечатленная в памятниках искусства, входящих в состав художественного собрания. Но, одновременно, любая подобная коллекция является диалогом коллекционера и его эпохи с «античным» как с универсальным принципом культуры,(273) представленным в конкретном и выразительном художественном образе памятников античного искусства.

Частные коллекции памятников античного искусства неизменно выступали в роли посредника влияния классического наследия на русскую художественную культуру, приобщая ее к базовым общеевропейским художественным ценностям. Частное коллекционирование сыграло важную роль в формировании отечественных музейных собраний античности и углублении знаний о различных аспектах античной культуры среди русской художественной общественности. Благодаря тем подлинным античным памятникам, которые частные собрания представляли обществу, вопрос о продуктивности античного наследия для национальной культуры приобретал абсолютную конкретность.2

Нужно признать тот факт, что во второй половине XVIII - в первой половине XIX века в России не существовало коллекций, состоящих исключительно из античных памятников. Как правило, антики входили в разнообраз-

ное по своему составу художественное собрание. Однако, их присутствие здесь имело принципиально важное значение, символизируя принцип универсальности культуры и искусства, лежащий в основании подобных собраний.

Исследователи отмечали непосредственную зависимость между стилистическим обликом эпохи и характером частного коллекционирования.(112) История частных коллекций памятников античного искусства является одним из наиболее последовательных примеров, подтверждающих эту концепцию. По отношению ко второй половине XVIII - первой половине XIX века следует признать определяющую роль теоретической парадигмы европейско-

л

го неоклассицизма (русского классицизма), строящейся на обращении к античному наследию, в формировании концептуальной базы коллекционирования античных памятников, которая в этот период имела совершенно очевидный умозрительный импульс, цельность и сила которого отличали его от других форм художественного собирательства, в том числе от наиболее распространенного коллекционирования живописи (исключение составляли лишь семейные портретные галереи). Высокий уровень семиотичности античных памятников, обусловленный их ролью в теории и практике классицизма как доминировавшей стилистической тенденции рассматриваемой эпохи, предопределил их уникальную роль в структуре художественных собраний, логику постепенного выделения в самостоятельный предметный комплекс, который может быть назван «античной коллекцией». Изучение подобных коллекций, их структуры, предметного состава, форм экспонирования и презентации обществу подтверждает тезис о существовании априорной идеальной программы, которая обусловила их историческую значимость в контексте культуры русского классицизма.

Выявление масштабов и исторического значения коллекционирования памятников античного искусства в России в первой половине XIX века как явления национальной художественной культуры и составляет цель данного диссертационного исследования.

Возникновение, развитие и исчерпание русского классицизма непосредственным образом отразилось на облике и судьбе коллекций античных памятников во второй половине XVIII - первой половине XIX века. В 1760-х годах, в связи с утверждением в России идеологии Просвещения и сопутствующей ему классицистической стилистической ориентации, интерес к античности широко распространился среди просвещенной аристократии и деятелей культуры. Первые отечественные частные коллекции памятников античного искусства, создававшиеся в этот период, опирались на опыт крупнейших западноевропейских коллекций, а также императорского художественного собрания.

На рубеже ХУШ-Х1Х столетий, когда русский классицизм достиг своей зрелой стадии,4 его принципы получили наибольшую четкость и последовательность воплощения (248,138), что непосредственным образом повлияло на стилистический облик художественных коллекций античных памятников. Последние обрели устойчивые структурные черты, все более выделяясь в контексте художественного собрания, вплоть до отдельного экспонирования. Именно по отношению к этому периоду можно с полным основанием говорить об «античной коллекции» как о предметном комплексе, объединенном определенной априорной программой, непосредственно связанной с доминирующими стилистическими тенденциями эпохи.

Несмотря на то, что в рассматриваемый период все большее влияние приобретали новые, альтернативные стилистические направления, диалог с античностью в нормативных рамках, созданных русским классицизмом, был

окончательно исчерпан лишь к середине XIX столетия, под влиянием типологически новой культуры. В связи с этим середина XIX века стала рубежом в истории коллекционирования антиков, потерявших свою концептуальную позицию в структуре отечественных художественных собраний и уравненных с памятниками искусства других культур и эпох.

Одна из основных тенденций истории коллекционирования в XIX веке состояла в расширении его социальной базы. (209, 281-282; 230,1) Этот исторически закономерный процесс уже в первой половине XIX века привел к появлению оригинальных и одновременно характерных художественных собраний, находившихся на границе элитарной учено-артистической и городской культуры, своеобразие которых было обусловлено механизмом снижения, (222) принципов элитарного собирательства и низким качественным уровнем предметного состава. Подобные коллекции являлись своеобразным зеркалом, в котором отражались, подвергаясь гротескной трансформации, типологические черты художественного коллекционирования, в том числе коллекционирования античных памятников, в связи с чем они представляют значительный интерес для данного исследования.5 Однако, в целом массовое распространение коллекционирования античных памятников исключалось по причине их относительной редкости на антикварном художественном рынке, а также в связи с теми высшими смысловыми аспектами культуры, которые они традиционно маркировали. Коллекционирование памятников античного искусства всегда оставалось элитарным, а потому и социально престижным.

В целом вторая половина XVIII - первая половина XIX века в истории коллекционирования памятников античного искусства в России представляет собой законченный период, на протяжении которого оно обладает наиболее интенсивным культурным импульсом. Обозначенный период также достаточно четко делится на два этапа, граница которых приблизительно совпада-

ет с рубежом столетий. Если по отношению ко второй половине XVIII века можно говорить о формировании предпосылок для выделения «античных коллекций» в структуре художественных собраний, то лишь в начале XIX века эта обособленность получила окончательное концептуальное и формальное выражение, что существенным образом повлияло на русскую художественную культуру, в том числе на развитие музейной теории и практики. Однако до настоящего времени этот историко-культурный факт не привлекал специального внимания исследователей.

Именно поэтому объектом данного диссертационного исследования являются коллекции памятников античного искусства, существовавшие в России в первой половине XIX века, облик которых определялся господствовавшей нормативной классицистической стилистикой, в связи с чем они могут быть названы «античными» или «нормативными» коллекциями (поскольку понятия об античности и о норме в рамках теории классицизма тождественны). Художественные коллекции антиков, построенные по умозрительным принципам, еще не изучались как самостоятельное явление, что оп-

6

ределяет новизну данного исследования.

Изучение коллекционирования памятников античного искусства в России в первой половине XIX века как явления национальной художественной культуры опирается на методологический опыт предшествовавших исследователей истории частного коллекционирования, а также в значительной степени на собранный ими фактологический материал.

Основные принципы изучения истории частного коллекционирования были определены в начале XX века, и несмотря на усложнение методологии исследования, современные авторы обращаются к тем же вопросам, которые были поставлены в первых публикациях, посвященных частным собраниям. Среди художественных изданий начала века наиболее последовательно во-

просы частного коллекционирования рассматривались в журналах «Художественные сокровища России» (Санкт-Петербург, 1901-1907) и «Старые годы» (Санкт-Петербург, 1907-1916), в статьях А.Н.Бенуа, А.В.Прахова, Н.Н.Врангеля, П.П.Вейнера, П.Н.Столпянского. Исследователям первой четверти XX века принадлежит значительная роль в собирании и систематизации источников по истории коллекционирования в России, а также в их сохранении путем публикации для гуманитарной науки в связи с гибелью многих дворянских архивов, национализацией и расформированием частных собраний в ходе социально-политических катаклизмов отечественной истории XX века. В этих публикациях коллекционер рассматривался как личность, которую, по емкому определению А.В.Прахова, отличает «вера в культуру», (220,170) реализуемая в конкретной деятельности - собирательстве. Тогда же была сформулирована цель изучения частного коллекционирования: определение его места в истории художественной культуры. При этом исследования ' носили монографический характер: они были посвящены выдающимся коллекционерам, либо складывавшимся в результате деятельности нескольких поколений художественным собраниям аристократических дворянских фамилий.

Следует, однако, признать, что среди этих публикаций лишь незначительное число было связано с античными коллекциями, к тому же, непосредственно античным коллекциям первой половины XIX века не было посвящено ни одного специального исследования. В общих описаниях парадных резиденций крупнейших русских дворянских фамилий лишь упоминались находившиеся в интерьерах античные памятники. В связи с оживившейся в начале XX века дискуссией по вопросам охраны памятников старины, внимание исследователей Петербурга привлек уникальный случай использования на даче Строгановых в качестве мемориальной парковой скульптуры

подлинного античного саркофага. В результате выступления В.Я.Курбатова, (176) который указал на бедственное состояние античного памятника, владельцы саркофага приняли меры к его реставрации и сохранению, им заинтересовались историки античного искусства.(147) Однако, внимание к антику, находившемуся в частном владении, не повлекло за собой интереса к феномену коллекционирования античных памятников в России. Несмотря на общее увлечение деятелей русской культуры начала XX века античностью, а также проблемами русского классицизма,(143) роль подлинных античных памятников в русской культуре не стала предметом специального изучения, а вопрос об их коллекционировании не был выделен как самостоятельная проблема.

Принципиальное значение для дальнейшего изучения истории бытования памятников античного искусства имело выявление взаимосвязи между пониманием и отношением к античному наследию, уровнем научных знаний в области классической археологии, составляющими целостную парадигму античности для данной эпохи, и определенной музейной концепцией. В этом контексте Пио-Клементинский музей в Ватикане (1771-1794), создание которого проходило параллельно утверждению европейского неоклассицизма, рассматривался как памятник представлению о греко-римской античности, тогда как экспозиция Британского музея, шедевром которой стал приобретенный в 1816 году скульптурный декор Парфенона, в глазах исследователей отражала понимание античности новой эпохой, открывшей для себя подлинное греческое искусство. Данная концепция была изложена в монографии немецкого ученого А.Михаэлиса «Художественно-археологические открытия за сто лет», опубликованной на русском языке в 1913 году.(195,40) В России эта идея была поддержана П.П.Муратовым и определила критерии той оценки античных музейных собраний, которую он представил в популярном в

начале XX века сочинении «Образы Италии», (197,222-223) повлиявшем на концептуальную базу дальнейших исследований. (250)

Журнал «Среди коллекционеров», издававшийся в Москве в 1921-1924 годах И.И.Лазаревским и посвященный частному коллекционированию, считал одной из своих задач создание архива по истории русского коллекционирования. Однако, в этом издании не было специальных публикаций, посвященных русским коллекциям памятников античного искусства. Первый опыт осмысления античного коллекционирования в контексте национальной художественной культуры был сделан на уникальном материале - античных коллекциях русских дворянских усадеб - в рамках деятельности московского «Общества изучения русской усадьбы» (1922 - 1931). Л.П.Харко - один из деятельных членов Общества и одновременно сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина - исследовал античные памятники и коллекции, находившиеся в подмосковных усадьбах. Результаты своих работ он публиковал в сборниках Общества, где представил общее описание античных коллекций Шереметевых в Останкино (255) и Уваровых в Поречье, (256) а также атрибуцию наиболее выдающихся памятников из этих собраний.(254) Публикации Л.П.Харко имеют особое значение в связи с тем, что большая часть усадебных собраний, в том числе и античные коллекции, прекратили свое существование в 1920-е годы, когда они. были включены в Государственный музейный фонд, а затем часть составлявших их памятников была утрачена для отечественной культуры.

В первом систематическом ретроспективном исследовании истории частного коллекционирования в России в XVIII - начале XX века, опубликованном С.А.Овсянниковой в «Очерках по истории музейн