автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Концепция общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей: теоретико-методологический анализ

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Царьков, Петр Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Автореферат по социологии на тему 'Концепция общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей: теоретико-методологический анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей: теоретико-методологический анализ"

На пропах рукописи

Царьков Петр Евгеньевич

. В РАБОТАХ

П.И. НОВГОРОДЦЕВА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 22.00.01- Теория, методология и история социологии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

2 9 ИЮЛ 2015

Москва 2015

005570951

005570951

Работа выполнена в Центре теоретических и историко-социологических исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии Российской академии наук

Научный руководитель:

Орлова Эльна Александровна, доктор философских наук, профессор, директор Института социальной и культурной антропологии ГАСК

Официальные оппоненты:

Романовский Николай Валентинович,

доктор исторических наук, профессор, заместителя главного редактора научного журнала РАН «Социологические исследования»

Климов Алексей Григорьевич,

кандидат социологических наук, профессор Государственной академии славянской культуры (ГАСК)

Ведущая организация: Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Защита состоится 14 октября 2015 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.011.01 в Учреждении Российской академии наук Институте социологии РАН по адресу: 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д.24/35 корп 5 ауц.323. ' '

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБУН Институт социологии РАН по адресу: Москва, ул. Кржижановского д.24/35, корп.5, а также на официальном сайте организации по адресу: щ

Автореферат разослан года

Ученый секретарь ^ ^

диссертационного совета, ¿иалс/с^

кандидат философских наук Климова Светлана Гавриловна

Актуальность темы исследования. Тема общественного идеала получила широкое распространение 2 последние 20 лет, после распада СССР. Она стала актуальной и дискутируется в публицистической литературе, в СМИ, научных статьях, является предметом рассмотрения в социальной философии и социологии. Среди некоторых социологов существует мнение, что это обусловлено сходством кризисных ситуаций в России 2000-х и дореволюционной России начала XX века, характеризующихся нормативной и ценностной неопределенностью, аномией.

Как известно, представления об общественном идеале в контексте проектирования лучшего, желаемого общества и его совершенного устройства постоянно появляются в разные периоды истории, начиная с античности и кончая современностью. В разные эпохи изменялось содержание общественного идеала, но сама идея совершенного общества, а также возможностей ее реализации постоянно воспроизводится. Проблематика общественного идеала рассматривалась не только в рамках интеллектуальных течений прошлого (от диалога Платона под названием "noXitsia"1, который является одной из исторически первых работ, где теория общественного идеала была детально изложена и получила подробное определение - до политических идеологий XX века, среди которых коммунизм, фашизм и анархизм), но не потеряла актуальности и в современную эпоху. В этой связи следует упомянуть распространенную на Западе идею «достойного общества» (good society), которая является разновидностью общественного идеала, формулируемого в рамках современной либеральной идеологии. Целью концепции «достойного общества» является «попытка сформировать новое справедливое общество на основе конвергенции лучших черт, присущих разным обществам; она возникает в связи с исчерпанием доверия к радикальным проектам прошлого, будь они коммунистические, фашистские, анархистские, или какие-либо еще»2. Есть и другие свидетельства того, что проблематика общественного идеала остается социально значимой и актуальной.

В качестве показательного примера, характеризующего рациональный, нормативный подход к теме, можно обратиться к концепции общественного идеала П.И. Новгородцева и его последователей: Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и H.H. Алексеева, работы которых относятся к первой половине двадцатого века. Их наследие может представлять социологический интерес потому, что тема ценностей, особенно в кризисные для общества периоды, продолжает оставаться одной из самых широко обсуждаемых, а идеал представляет собой наивысшую позицию на шкале ценностей. Однако работы этих авторов долгое время оставались за рамками социологического обсуждения. В советский период их идеология считалась враждебной режиму

'Пошггея (греч.) - государство.

3 В. Г. Федотова. Хорошее общество. Прогресс-Традиция. М., 2005. С. 457.

(Новгородцев накануне революции полемизировал с марксистами), и их трзды не изучались. Ко и сегодня их представлениям об общественном устройстве посвящены лишь немногие социологические работы. В то же время некоторые из идей этих авторов активно продвигаются рядом российских политологов и социальных философов.

К их наследию обращаются сторонники особого исторического пути и политического устройства России. Так, в работах H.H. Алексеева черпает свою аргументацию общественный деятель и преподаватель МГУ А. Г. Дугин, основатель и лидер движения «Евразия». Идеи И.А. Ильина часто используются в рамках современных правых, консервативных и клерикальных политических движений. Его собственные работы, а также статьи о нем, написанные в апологетическом духе, можно найти на многих официальных сайтах московской патриархии и сайтах националистических организаций, например: «О русской идее»3, «Русский национализм - идеология русского народа»4, «Русский патриотизм в концепции И.А. Ильина»5 и др. Н.С. Михалков в своей риторике, а также в декларации «Манифест просвещенного консерватизма»6, где излагаются принципы новой национальной идеологии, приводит ряд положений, сформулированных Вышеславцевым еще в эмиграции, в 30-е - 50-е годы XX века. Например, «гарантийное государство», «идеал, как социальное братство — союз свободных людей» и др.

Следует отметить, что представления о наилучшем устройстве общества занимают важное место в работах и выступлениях не только у представителей консервативной позиции, но и у либералов-правозащитников. Для них характерны многочисленные рассуждения о так называемом правовом государстве, которые сводятся к простым утверждениям о необходимости верховенства в обществе закона, а не личной или групповой власти. Здесь присутствуют ссылки на современные практики применения законов в западных обществах, но не приводятся их теоретические социологические основания применительно как к этим обществам, так и к современной ситуации в России. В то же время продуманную и рационально выстроенную концепцию общества, основанного на принципах права и имеющую отношение к России, можно найти у П.И. Новгородцева и его последователей. В их работах, где понятия права и закона разведены и определены, объясняется, почему и для чего необходимы эти образования в качестве базы для построения совершенного российского общества. Тем не менее, правозащитники к их наследию не обращаются ни с позитивных, ни с критических позиций.

В этой связи следует отметить, что обращение автора диссертации к творческому наследию П.И. Новгородцева и его последователей является не только актуальным, но одним из первых, где их теоретические построения, нормативные и ценностные основания этих построений подробно изучается с социологической точки зрения. Основное внимание в диссертационном

3См.: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/367.htm

' CM.:http://ruskline.m/analitika/2011/07/29/russkij_nacionalizm_ideologiya_russkogo_naroda/

5 CM.:http://www.velikoross.ru/article/show/?id=242

6 См.: http://w\TO.proektrussia.ru/manifest-prosveschennogo-konservati2ma.-n.-michalkov.html

4

исследовании уделяется выявлению существенно общих для всех этих авторов характеристик концепшга общественного идеала, что позволяет ставить вопрос о принадлежности их к одной, условно говоря, научной школе.

Степень научной разработанности терлы

Понятие общественного идеала было предметом изучения мыслителей, занимавшихся главным образом разработкой проектов идеального будущего в целом ряде областей знания:

в области социальной философии, где создаются утопические

проекты;

- в области социологии, где предлагается гомеостатическая модель общества (в этих работах понятие прямо не используется, но латентно подразумевается);

- в области публицистики с ярко выраженной идеологической позицией, где продвигаются идеи усовершенствования общественного порядка.

В рамках диссертационного исследования соответствующие идеи рассматриваются с точки зрения социологической трактовки нормативных и ценностных оснований построения проекта идеального общества, характерных для работ изучаемых авторов.

Тема общественного идеала зародилась в античной философии и связана с появлением в человеческой культуре городов (полисов). Отсюда проистекает мечта о построении идеального общества, живущего компактно, в котором нет противоречий и все обязанности справедливо поделены между его членами. Истоком утопических проектов принято считать диалог Платона под названием "ПоАлт£(а"7. Большинство из них, связанных с конструированием совершенного общества, от эпохи «Возрождения» и «Просвещения» до двадцатого века создавались в платоническом духе. История XX века неразрывно связана с попыткой практического осуществления теоретических проектов совершенного общества8, начиная с республики Фиуме, возглавляемой Габриэле Д'Аннунцио и заканчивая Пол Потовской Кампучией. Не исключением в этом ряду совершенных государств является и Джонстаун -город в Гайане, основанный в 1970-х гг. лидером секты «Народный Храм» Джимом Джонсом, и исламистские государственные формирования

'Политея (греч.) - Государство

8 Типология представлений о совершенном обществе и общественном идеале будет приведена в дальнейшем изложении.

(Вазиристан - государство талибов или Кавказский Эмират Доку Умарова, существовавший короткое.время, в постдудаевской Чечне9,). ■■

Начало XX века известно как кризисный период общемировой, в частности, Российской истории, во время которого многие идеологи и социальные философы рассуждали о совершенном обществе. К проблематике общественного идеала в России обращались и в более ранние периоды истории. Например, Н.Г. Чернышевский (в произведениях «Сны Веры Павловны» и «Что делать?»)10 и другие мыслители XIX столетия касались проблематики построения лучшего общества. Но более четкие теоретические проекты общественного идеала появились к началу XX века. К российским мыслителям, которые, так или иначе, обращались к этой теме, можно отнести: Н. Трубецкого, П. Савицкого, Л. Гумилева, П. Сувчинского и П. Арапова, Р. Якобсона, П.Карсавина, В. Сеземана, Г. Вернадского, Д. Святополка-Мирского, Г. Флоровского, С. Булгакова,Г. Федотова, В. Соловьева, Н. Устрялова, П. Бицилли, А. Карташева, С. Франка, Л. Шестова, А. Вонсяцкого, Н. Никифорова, К. Родзаевского11, а также марксистов - В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Г. В. Плеханова, К. Радека и др12.Среди них П.И. Новгородцев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин и H. Н. Алексеев занимали заметное место.

В социологии категория общественного идеала всегда находилась на периферии внимания исследователей и не была отдельным предметом изучения. Тем не менее, некоторые представители классической социологии, так или иначе, касались в своих работах этой темы. В частности, согласно Э. Дюркгейму, идеалы имеют своим источником ценности и вместе с тем являются образцами по отношению к ним13. Он указывал, что к идеалам в обществе обращаются в особые исторические моменты, характеризующиеся социальными катаклизмами и неурядицами: «dans les moments d'excitation de ce

5 Official Release of the Statement by Amir Dokka Umarov about the Declaration of the Caucasus Emirate (full

transcript of the video released 20 November 2007).

10 Чернышевский H. Г. Сочинения. — M.: Мысль, 1986—1987

"Большинство указанных мыслителей были идеологами эмигрантских политических движений и партии, так А Вонсяцкий, H. Никифоров и К. Родзаевский являлись лидерами, создателями и идеологами русских фашистских организаций в Харбине в 1930-х гг., П. Сувчинский и П. Арапов, Р. Якобсон, П. Карсавин, В. Сеземан - принадлежали к евразийскому движению, H. Устляров в был основателем т.н. течения «сменовеховства».

12Для марксистов построение справедливого общества достигается посредством политической революционной борьбы, целью которой должна стать коммунистическая формация, которую можно считать общественным идеалом: «Люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю; приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают». Для К. Маркса и для его последователей так понимаемый общественный идеал рассматривается как результат преодоления антагонизмов, возникающих в обществе при капиталистической формации (и других формаций, предшествующих ей), как модель такой реальности, где противоречия и конфликты исчезают. См.Энгельс Ф. Анти-Дюринг 187S // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 14. — М.-Л.: Соцэкгш, 1931. — 359 с,отд. 3, гл. 2.

''Иванова Т.Е. Общественный идеал в русской социальной мысли XX века (H.A. Бердяев, C.H. Булгаков, П.И. Новгородцев, СЛ. Франк). Авт. дисс... канд. социол. наук. Спб., 1999 С. 10.; Эмиль Дюркгейм. Социология. Авторский сборник. М.: Канон+РООИ "Реабилитация"., 2006. С. 286-304.

6

genre en tout temps creé de grands idéaux sur les quels fonder une civilisation; Ces Périodes Sont: gran de crise chrétienne»14. Б то же время Дюркгейн ке дал четкого определения общественного идеала, не выделил его функций и не углублялся б эту проблематику в целом.

Наиболее подробно общественные идеалы исследовал американский социолог JT. Мэмфорд. В работе «История Утопии» он осуществил их анализ и выделил два типа утопических проектов переустройства общества: так называемые утопии бегства и утопии реконструкции. Вторые предполагают конкретную программу немедленных социальных изменений, в первых она отсутствует. Мэмфорд связывал появление программ утопического переустройства с появлением городов в человеческой цивилизации и дальнейшей урбанизацией15, полагая, что прообраз утопии порожден желанием построения совершенного полиса наподобие платонической «Политеи», где все обязанности справедливо распределены между гражданами, господствует единообразие и «надчеловеческая социальность»16.

Проблематика общественных идеалов отчасти затрагивалась представителями Чикагской школы (1920-1930гг.), в частности - Р. Парком и Э. Берджесом17. Они исследовали соответствующие представления в контексте ценностей, характерных для определенных социальных страт американского общества при помощи метода case-study.

Роберт Мертон в работе «Социальная структура и аномия» показал, что в ходе быстрой смены одних общественных идеалов другими наступает особое состояние коллективного (общественного) сознания - аномия. Она обусловлена тем, что новые общественные идеалы не усваиваются в массовом масштабе,18 обнаруживается несоответствие идеальных общественных норм жизненным реалиям19, что влечет за собой проявления отчуждения.

Американский социолог П. Холландер в работе «Soviet and American Society» (Советское и американское общество)20 сравнивал базовые ценности, на основании которых формируются национальные идеи в СССР и США.

14 В моменты эмоционального возбуждения такого рода во все времена создавались великие идеалы, на которых базируются цивилизации; К таким периодам относятся: великий христианский кризис, см. Emil Durkheim (1911). «Jugements de valeur et jugements de realite».Paris, Presses Universitaires de France., 1972. "Mumford L. The Myth ofThe Machine. Vol. 2: The Pentagon Of Power. N.Y., 1970. ,6Over-human sociality - тамже, стр. 212.

" Burgess, E. W. (1936)."Protecting the public by parole and by parole prediction".American Institute of Criminal Law

and Criminology, volume 27(4), pages 491-502; .Kemper, Robert V., "Robert Ezra Park", in Encyclopedia of

Anthropology ed. H. James Birx .2006, SAGE Publications.

1!Мертон P. Социальная структура и аномия //Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966. Перевод с французского Е.А.Самарской. Редактор перевода М.Н. Грецкий. Издательство «Прогресс».С. 297.

"Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003, —С. 531

20Hollander P. Soviet and American Society. Acomparison. N.Y., 1973.

Но более подробно, чем прежде, общественные идеалы обсуждались в ; -P§Mica:c социологии второй половины XX века. Этому способствовало с одной-стороны, осознание последствий тоталитаризма, потерпевшего крушение в проигравших вторую миюовую войну государствах; с другой - в связи с возникновением новой формы тоталитаризма внутри демократических обществ: экстремистских новых религиозных движений.

Среди наиболее ярких движений такого рода можно назвать: «Народный храм» Джима Джонса, «Небесные врата» Маршала Эпплаута, «Ветвь Давидова» Дэвида Корэша, «Дети божии» Дэвида Бранда Берга, «Движение Трансендентальная медитация» Ошо Раджниша и др. Их основатели создавали закрытые поселения, в которых de facto не действовала светская юридическая система и осуществлялась попытка воплощения утопического проекта справедливого совершенного общества. Соответственно возникла необходимость выявить степень опасности каждого из новых религиозных движений. В рамках Федерального Бюро Расследований США при участии директора организации Луиса Фриха (Louis Freeh) в 1999г. был составлен документ под названием «Проект Мегиддо»21, где указываются факторы, провоцирующие антиконституционную деятельность религиозных

организаций: недовольство, увлечение утопическими, несбыточными социальными проектам22 (прожектерство) и изоляция. В совокупности они были названы «смертоносной триадой».

К изучению проблем, связанных с религиозным экстремизмом обратились американские и европейские социологи (Э. Баркер, С. О'Лирии)23 и социальные психологи. Они рассматривают попытки и способы осуществления общественных идеалов в рамках новых религиозных движений24, среди которых коллективные самоубийства, терроризм и построение закрытых коммун, похожих на концентрационные лагеря. Они подчеркивают, что это следствия именно утопичности, несбыточности подобных социальных проектов. Большинство исследователей НРД, например, Эдгар Шейн25, Флэвил Йикли26, Роберта Джей Лифтон27, Леона Фестингер28, опираются в своих изысканиях на работы Курта Левина29, в частности на его «торию поля».

2,См. например, Media Briefing with Attorney General Janet Reno: January 6, 2000; FBI Targets 'Right Wing' -

Project Megiddo lists possible threats in the millenium.

22 Имеются ввиду общественные идеалы новых религиозных движений.

"Barker, Eileen New Religious Movements: A Practical Introduction (Paperback) Beman Press (October, 1990); Barker, Eileen «The Scientific Study of Religion? You Must Be Joking!» Journal for the Scientific Study of Relieion 34 (1995).

24 Новые религиозные движения.

25 Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002.

:6Yeakley Flavil R., Norton Howard W. & Vmzffnt Gene & Don E., eds. The Discipline Dilemma. Nashville, TN:

Gospel Advocate Press, 1988.

"Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of Tola Nsm.

2sFestinger Leon, Rieken Henry W. & Schachter Stanley. When Prophecy Fails: A Social and Psychological Study of a

Modern Group that Predicted the Destruction of the World. NY; Harper&Row, 1956.

См. например, Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер-. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.

Теория «когнитивного диссонанса» Леона Фестингера30, которая была создана под влиянием «теории поля»-Курта Левина31, используется рядом исследователей НРД для объяснения увлечения их адептов утопическими, несоыточными социальными проектами32 (социального поо-л хектс^ствя.У Это работы, выполненные Эдвардом Куртисом33', Дэвидом Хелперном3\ Джэймсо'м Сигельманом3', Ирвином Хексхамом36, Джоном Уэллисом37, Эдвэрполг Лоттиком-"8.

Практически во всех социологических исследованиях, связанных с темой общественного идеала, он представлен как ценностная категория.

Общественный идеал был постоянным объектом рассмотрения в рамках таких отраслей отечественной социальной философии советского периода, как исторический материализм и научный kommvhh3m39. Об этом писали BE Давидович40, С .В. Туманов41, В.Л. Павлов42, Э.В. Ильенков43, А.И. Яценко44' Л.М. Путилова43, Л.В. Константинова46, В.Г. Татаринцева47, Д.С. Черкашин48 и В.Ю. Шпак49, A.M. Ковалев50, Р.И. Косолапов51, Х.Н. Момджян52, Ж.Т. Тощенко53.

"Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер с англ. СПб.: Ювента, 1999.

Теория Зимбардо содержит ряд указаний на то, что к проектированию общественных идеалов обращаются в периоды социальных неурядиц: во время кризисов и нестабильности. Имеются ввиду общественные идеалы новых религиозных движений

Edward Е. Curtis and Danielle Brune Sigler, eds., The New Black Gods: Arthur Huff Fauset and the Study of African American Religions, Bloomington: Indiana University Press 2009

"Markowitz, Arnold; David A. Halperm, M.D. (1984). "Cults and Children: The Abuse of the Young". Cultic Studies J oumal (International Cultic Studies Association) 1 (2).Retrieved 2007-11 -03

г С°7,3у/ Fl0; Jamf^H- Sie®elman- Carl W- Carmichael, John Coggins (June 1986). "Information Disease: Effects of Covert Induction and Deprogramming". Update: A Journal of New Re'isious Movements

MelnV,19SrerS10" °f Ы3 PUb'iShed b'inS HSXh"2m' Th5 !'0ПУ °f APartbeid, Lewiston, Edwin

fi /ohn WalIiss (2006).Theorising Religion:. Classical ar.d Contemporary Debates. Ashga.e E?7 m И '^i*0'0^' R=g^ing Cults". Cultic Studies Review (International Cultic Studies

Association) 7 (1): 42-54. Retrieved 2010-06-1 J.

»См. например, Федосеев, П. H„ Афанасьев, В. Г. Научный коммунизм: Учебник для вузов. М, Политиздат,

40 Давидович B.E. Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1983

Туманов C.B. Общественный идеал: диалектика развития. М„ 1956. С. 148

Khh™9S0BJI Философско-социологичгский аналга общественного идеала:' Автореф. дис. .канд. филос. наук. -"Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - Москва, 1968

« пГГЛ "!Л=полаганиг и АН Украинской ССР, Ин- философии. - Киев: Наукова думка, 1977.

1987 К2К °ТражеНИе бьггия и обРаз будущего: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов,

Л3' МТ° И Р0ЛЬ о6щгстве™ого идеала в системе социальной детерминации: автореф. дис <7 £ учен.степ. канд. филос. наук : 09.00.11 / Л.В. Константинова. - Саратов, 1994 -17 с

™,„™ """ -ВГ' РМЬ комм>'нистич«кого идеала в формировании ценностной направленности социалистической личностн.-в кн, XXX Герценовские чтения: Философия и социальная психолоп.я. Л., 197™

« Черкашин Д.С. Диалектика коммунистического общественного идеала и действительность: /Некоторые вопросы методологии и теории/. Диссертация .докт. филос. наук. - Харьков, 1977 ^которые

П°т™1кГй ИДЕал как Фа™Р развития личности при социализме: Авторе*.

дне. канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1973,- .

Однако социальные и культурные причины устойчивого воспроизведения-- утопических идей, их место-' в кучиуре' общества; возможности их реализации в рамках социологических теорий не изучались34. Идеал априорно рассматривался как движущая сила общественного развития:, подчеркивалась его позитивная социальная роль53. Тема общественного идеала - коммунизма - удерживалась в связи с государственным заказом, с необходимостью на уровне властей обосновывать преимущества советской идеологии56. После официального отказа от советской политической системы в России эта тема перестала быть центральной. Однако интерес к ней некоторых политических лидеров и социальных философов сохраняется в связи с поиском идеологической концепции, претендующей на роль новой национальной идеи. В данном диссертационном исследовании концепция общественного идеала в работах Новгородцева и его последователей рассматривается в качестве показательного примера с точки зрения ее социально-нормативного и ценностного, в частности, правового обоснования57 и той роли, которая, по мнению авторов, принадлежит праву в формировании совершенного общества.

Проблема диссертационного исследования. Как уже отмечалось, интерес к идеям П.И. Новгородцева и его последователей возобновился. Однако в контексте дискуссий вокруг них понятие общественного идеала, на котором базировались их социологические и философские построения, либо обходится молчанием, либо упоминается без каких бы то ни было уточнений. С точки зрения социологии проблема состоит в расхождении между негласным присутствием представлений об «общественном идеале» в качестве ключевых, целеполагающих в декларациях современных адептов школы П.И. Новгородцева и отсутствием четкой научной трактовки самого понятия, его социокультурных функций и способов реализации. В большинстве текстов, связанных с темой, содержание понятия лишь бегло очерчивается, а само оно используется в оценочном смысле.

50 Ковалев А. М. Социализм и закономерности общественного развития. — М: Изд-во МГУ, 1982.

51 Косолапов Р. И. Социализм: К вопросам теории. М.: Мысль, 1975.

" Момджян X. Н. Проблемы общественного прогресса в современной идеологической борьбе. М.: Мысль, 1980.

" Тощенко Ж. Т. Идеологические отношения. Опыт социологического анализа М.: Мысль, 1988.

" См. Туманов C.B. Общественный идеал: диалектика развития. - М.: МГУ, 1986. - С.9. " См. например Тугаринов В.Г.Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968.

См. Косолапов Р.И. Социалистический идеал: теория и реальность // Проблемы мира и социализма. - 1979. № 2; Квасов Г.Г. Социальные идеалы личности и действительность. - М., 1979.

" В задачи диссертационного исследования не входит анализ религиозных идей рассматриваемых авторов, поскольку правовой аспект их рассуждений значительно ближе к социологической трактовке общества.

10

Поскольку в настояшее время целесообразно более четко определить понятие общественного идеала как социологическое, в диссертационной работе предполагается, что обращение к текстам П.й. Новгородцева и его последователей, где оно было специальным предметом рассмотрения, позволит показать:

- что работы П.И. Новгородцева и его последователей можно отнести к своего рода теоретической «школе», поскольку для них характерны общие исходные основания и направления исследований58; это нужно для того, чтобы выводить понятие общественного идеала из всей совокупности их работ, а не из работ каждого по отдельности;

- принять их разработки в качестве показательного примера рационалистичного подхода к теме, для чего необходимо проанализировать на каких теоретических и ценностных основаниях П.И. Новгородцев и его последователи выстраивали свою концепцию общественного идеала, как они представляли его функции в обществе и культуре, какое содержание они вкладывали в это понятие;

- определить, что их концепцию общественного идеала можно отнести к определенному типу среди других социально-философских, социологических и политологических трактовок этого понятия.

Предполагается, что работа в этом направлении позволит выявить познавательные функции понятия общественного идеала в социологическом исследовании.

Цель диссертационного исследования: на показательном примере теоретического наследия представителей «школы» П.И. Новгородцева выявить социальное содержание понятия общественного идеала, логику его построения, а также отнести его к определенному типу представлений подобного рода, что позволяет определить его место в историческом и социологическом теоретическом контексте.

Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:

1. Проследить историческую изменчивость представлений об общественном идеале ((§ 2 гл.1);

2. Показать соотношение этих представлений с проблемной социальной ситуацией (§3 гл.1,);

3. Выстроить типологию представлений об общественном идеале в соответствии с существующими в социологии принципами и концепциями, пригодными для их классификации (§ 3, гл. 1).

4. Сконструировать схему анализа содержания работ представителей «школы» П.И. Новгородцева, посвященных тематике общественного идеала (§1, гл.2).

5. Проанализировать содержание понятия общественного идеала в работах представителей «школы» П.И. Новгородцева.

6. Установить к какому классу представлений об общественном идеале они

"Соображения, исходя из которых зти работы условно отнесены к конкретной школе, будут приведены дальнейшем изложении.

относятся (§ 3. гл. 1, § 2,3, гл.2).

Объект диссертационного исследования - концепция общественного идеала П.И. Новгооодцева и его последователей.

Предмет диссертационного исследования - содержание теоретического наследия П.И. Новгородцева и его последователей - Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и H.H. Алексеева, - представленного в их трудах, из которого выводятся значение и смысл социального идеала в качестве социологической категории.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования

Диссертационная работа выполнена на пересечении исторического и социологического теоретического направлений исследования. Историческую часть составляет, краткий обзор концепций общественного идеала, существовавших в разные периоды времени. На этой основе была построена типология соответствующих представлений, а также выделены ключевые аспекты социокультурного контекста, в пределах которого формировались и развивались идеи, характерные для представителей школы П.И. Новгородцева. Социологическая теоретическая часть представлена, во-первых, построением типологии представлений об общественном идеале, позволяющей четко идентифицировать позицию Новгородцева и его последователей, во-вторых, анализом содержания их концепции общественного идеала с точки зрения познавательной и практической значимости в качестве социологической категории.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили:

- теоретические концепции ценностей, с помощью которых обосновывается категория идеала;

- структурно-функциональная теория, которая позволяет определить к какой области социальной жизни относится предлагаемая концепция общественного идеала и какие функции приписывают авторы этому феномену;

- теоретическая область культурной семантики, которая применяется для определения содержания концепции общественного идеала, нормативных и ценностных основ, на которых она строится, возможностей осуществления идеала.

Методы исследования. В качестве базовых аналитических средств в работе используются следующие методы:

- типологизация, позволяющая в определенном социокультурном контексте упорядочить представления об общественных идеалах;

- контент-анализ, необходимый для анализа содержания работ П.И. Новгородцева и его учеников, посвященных тематике общественного идеала, который применяется для доказательства принадлежности П.И. Новгородцева,' Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и H.H. Алексеева к одному интеллектуальному направлению, к одной научной школе;

12

- информационно-целевой анализ содержания текстов (в соответствии с

МсТОДИКОЙ T.iV'i Л'т^т.гт•5^=^ i-.-.rant'p q-.nmim—л, _____,_______ „

■ ------------,„ivt,„i, . для выявления авторских

интенций, обусловивших обращение к концепции общественного идеала (выявление социальной принадлежности самих авторов и их адресатов'):

/ семантический анализ, позволяющий определить культурный смысл общественного идеала в трактовке представителей «школы» П.И. Новгородцева;

компаративный метод, при помощи которого осуществляется сравнение как общих, так и различных элементов концепций, представителей «школы» П.И. Новгородцева.

Источниковедческая и эмпирическая база исследования. Источники, использованные при написании диссертационной работы, могут быть условно разделены на две группы.

К первой относятся тексты (научные статьи и монографии) теоретического и методологического содержания. Теоретические источники позволяют раскрыть социологические, общественно-политические, социально-философские и теоретико-культурные аспекты понятия общественного идеала и построить типологию соответствующих концепций. Методологические работы, на которых базируется диссертационное исследование, также можно разделить на две группы текстов, посвященных:

1. методологии социологических исследований вообще, а также контент-анализу и семантико-структурному анализу в частности;

2. методологии изучения идеалов общественно-государственного устройства,

Источники, относящиеся ко второй группе - это материал для эмпирической части исследования, включающий в себя 65 работ представителей «школы» П.И. Новгородцева - 24 авторских статьи и 41 монография Их содержание изучалось с помощью методов контент-анализа, иншормационно-целевого и семантического анализа.

Научная новизна исследования. Данное диссертационное исследование содержит следующие положения, характеризующие его научную новизну:

- В результате изучения работ, связанных с темой общественного идеала и относящихся к разным историческим периодам, построена собственная авторская типология общественных идеалов. В соответствии с целями и задачами исследования ее основания составили категории: цель (то, каким ооразом авторы концепции общественных идеалов представляют себе совершенное общество после его построения), культурные средства достижения общественного идеала (посредством чего достигается провозглашаемый общественный идеал: через идеологию59, религию60!

Г--1ГьКИ„Нх^п0„пГИ'' 0предгляется ка* целостаая совокупность убеждений, сфокусированных вокруг IdX« ГСГГрТГ Тт°Т- См- Наприыгр: Blatt ber& Char1«' "PoliM Philosophies and Political

ldeolog.es, m Pair,otic Elaborat.ons: Essays m Practical Philosophy, Montreal and Kingston- McGill-Oueen's

13

традицию или политику, просвещение или революцию), движущие силы, позволяющие осуществить проект общественного' идеала — определенная социальная страта (пролетариат, буржуазия, интеллигенция, верующие, великие люди: вожди и герои).

- Показано, что концепции общественного идеала, разрабатываемые четырьмя мыслителями: П.И. Новгородцевым, Б.П. Вышеславцевым, И.А. Ильиным и Н.Н. Алексеевым - содержат сходные ключевые положения, а сами авторы находились под влиянием идей друг друга, и можно считать, что они образуют, условно говоря, единую «школу», идейную базу которой составляли идеи П.И. Новгородцева.

- Выявлено содержание понятия «общественного идеала», используемого в рамках этой «школы», в соответствии с параметрами «цели-средства-движущие силы» и «области социокультурного пространства». Модель социального идеала, характерная для «школы» П.И. Новгородцева, представлена двумя концептуальными уровнями: относительным (оптимальным в данный период времени, конкретным) и абсолютным (обеспечивающим ориентир и предельную цель общественного развития, абстрактным), между которыми осуществляется прогрессивный ' исторический процесс, в ходе которого относительный идеал постепенно приближается к абсолютному. Относительному общественному идеалу соответствует политический идеал, который в большей степени разрабатывался И.А. Ильиным и Н.Н. Алексеевм. Абсолютный общественный идеал соотносится с пределом социального прогресса; на его разработку основной акцент делался в работах П.И. Новгородцева и Б.П. Вышеславцева.

- Обосновано, что концептуальная база представлений об общественном идеале, характерных для «школы» П.И. Новгородцева, которую нередко трактуют только в религиозном ключе, существенным образом определяется идеями правовой философии (философии естественного права) и в некоторой степени — неокантианства.

Основные положения, выносимые на защиту. Исходя из цели и задач диссертационного исследования, автор выносит на защиту следующие положения:

- Представления об общественном идеале в настоящее время заслуживают изучения средствами социологии, поскольку по-разному выраженные, они достаточно популярны в областях политики, социальных наук, философии. Анализ литературы, относящейся к теме, позволил сделать вывод, что чаще

University Press, 2009. По мнению автора диссертации, можно выделить несколько типов идеологии, которые могут быть средствами достижения общественного идеала: религиозная идеология (фокусируется на ожидании внешней, божественной помощи) и политическая идеология (фокусируется вокруг идеи опоры людей на собственные силы для преобразования общества).

60 В приложении к культурным средствам достижения идеала следует различать религию и религиозную идеологию. Религиозная идеология представляет собой только совокупность убеждений (веру), религия -включает и практическую сторону: религиозный культ, молитвы, сакральные запреты и ограничения, инициации, церемонии и т.д. . . .

14

всего вопрос о том, какой должна быть модель совершенного общества, возникает в моменты социальных кризисов. Соответственно общественный идеал представляется как наилучшее его разрешение. В то же время в соответствующих работах практически не осуществляется теоретическая концептуализация самого понятия и отсутствует определение его познавательных функций.

- Для выявления особенностей трактовки общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей необходимо было построить типологию соответствующих концепций, существующих в рамках мировой социальной мысли. Такая типология использовалась для двух целей. Во-первых, как система соотнесения для выявления особенностей изучаемой позиции, во-вторых, для ее отнесения к определенному типу. Особенности позиции определяются соотношением абсолютного и относительного начал (естественного и юридического права) при построении возможных вариантов совершенного общества. Сами начала образуют границы, между которыми они располагаются. Концепция общественного идеала П.И. Новгородцева и его последователей ближе всего к нормативно-светскому типу. Можно предположить, что предлагаемая типология применима ко всем концептуальным построениям подобного рода.

- Концепция общественного идеала П.И. Новгородцева и его последователей занимает особое место в российской социальной философии и социологии начала XX века. Во-первых, они уделяли специальное внимание понятию общественного идеала; во-вторых, разрабатывали теоретическую концепцию самого феномена на рационалистических правовых основаниях; в-третьих, выделяли движущие силы его осуществления. Поскольку эти характеристики являются общими для работ всех рассматриваемых авторов, молено условно считать их представителями единой концептуальной школы. При значительном интересе, который сегодня проявляется к российскому идейному наследию вообще и к этой теме, в частности, познавательная значимость их представлений, которая практически не изучена в рамках отечественных социологии и социальной философии, заслуживает специального внимания.

- Для исследования теоретических оснований и строения концепции общественного идеала представителей «школы» П.И. Новгородцева целесообразно использовать социологические методы контент-анализа, информационно-целевого и семантического анализа, осуществляемых в соответствии со следующими категориями:

- содержание понятия общественного идеала;

- средства и пути его предполагаемого осуществления;

- коммуникативное намерение авторов (в соответствии с концепцией Т.М. Дридзе);

- адресата, к которому обращаются авторы.

- Концепцию общественного идеала, выявленную в результате анализа текстов рассматриваемых авторов, можно охарактеризовать следующим образом:

с она репрезентировалась с помощью таких терминов, как «особый путь», «метафизический абсолют», «безвластная организация», «справедливый правопорядок», «демотатическое государство», внутреннее содержание которых оставалось нераскрытым и которые были скорее метафорами, чем инструментальными понятиями; о пути и средства построения совершенного общества не

разрабатывались и даже не обсуждались о коммуникативное намерение авторов можно свести к обоснованию идеи, что общество, построенное на правовых основаниях, следует считать наилучшим; • авторы адресовались главным образом к эмигрантской русской молодежи, которую считали движущей силой реализации предлагаемого общественного идеала в постбольшевистской России.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

- как один из способов исследования содержания, познавательных функций и исторической специфики социальнонаучных категорий;

- как подготовка к изучению процессов социальной и политической динамики (в частности, с использованием методов анализа текста);

- как методическая основа для разработки учебного курса по истории социологии, политической социологии, социологии культуры, исторической социологии и политологии;

- как способ анализа и оценки реализуемости разработок в области прикладной социологии.

Апробация положений диссертационного исследования

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на Научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Россия в многополярном мире: проблемы и тенденции развития в условиях кризиса» (Москва, «Вятичи», ИС РАН, 9-11 декабря 2011), на Всероссийском молодежном научном форуме «Межкультурный диалог на переломе эпох» (Самара, 13 ноября 2011), межрегиональном молодежном научном форуме ««Неактуальные» проблемы общества и науки» (Самара, 2010), а также наГ/ Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие» (Уфа, 23-25 октября 1012). Результаты были изложены автором в ряде научных публикаций. По теме диссертации была опубликована научная монография «Русский либерализм сквозь призму неокантианства» (Царьков П.Е.Русский либерализм сквозь призму неокантианства. Идеалы и воплощение. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012).

Структура диссертационного исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем работы - 161 стр. Список

литературы содержит 202 наименования.

GC-IOBHGi vQii ziPMAbiiS РАБОТЫ

Во введении приводится краткая характеристика работы, формулируются актуальность избранной темы, проблема, гипотеза, цель и задачи, методы исследования, обосновывается научная новизна полученных результатов, описывается структура работы.

Первая глава: Становление концепции общественного идеала в работах П.И. Новгородцева и его последователей. В первой главе определяется теоретическая позиция в отношении общественного идеала, общая для П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и H.H. Алексеева, и выявляются ее особенности по отношению к другим.

В параграфе 1. «Концепции общественного идеала в истории социологии и их типология», осуществляется краткий исторический обзор изучения общественных идеалов в социальной философии, социологии и социальной психологии61, в том числе основные направления русской социально-философской мысли начала XX века, в контексте которых и одновременно с которыми формировались взгляды П.И Новгородцева и его последователей. Кроме того, прослеживается историческая изменчивость представлений об общественном идеале, их связь с социальными кризисами и выстраивается типология идеалов в соответствии с социологической схемой «цели-средства»62.

Из анализа литературы следует, что вопрос о построении нового общества в соответствии с социальным идеалом возникает в периоды социальной нестабильности и является следствием потребности общества в ее преодолении. Общественный идеал рассматривался как окончательное решение проблемы63, как совершенное общество, где устанавливается такой социальный порядок, который удовлетворяет всех членов общества. Иными словами, общественный

ЫВ социальной психологии и социологии общественный идеал рассматривался в контексте социальной ситуации кризисов и переходных периодов. Сам идеал в работах социологов раскрывался как относительная категория.

"Основные работы, из которых извлекались основания для типологии общественных идеалов: Émile Durkheim. «Jugements de valeur et jugements de réalité», Toulouse, Presses Universitaires du Mirail, 1995, p. 116; Мертон P. Социальная структура и аномия //Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966. Перевод с французского Е. А. Самарской. Редактор перевода M.H. Грецкий. Издательство «ПрогрессжС. 297; Edward Е. Curtis and Danielle Brnne Sigler, eds., The New Black Gods: Arthur Huff Fauset and the Study of African American Religions, Bloomington: Indiana University Press, 2009; Markowitz, Arnold; David A. Halperin, M.D. (1984). "Cults and Children: The Abuse of the Young". Cultic Studies Journal (International Cultic Studies Association) 1 (2).Retrieved 2007-11-03; Conway, Flo; James H. Siegelman, Carl W. Carmichael, John Coggins (June 1986). "Information Disease: Effects of Covert Induction and Deprogramming". Update: A Journal of New Religious Movements; A revised version of his Ph.D. thesis was published as: Irving Hexham, The Irony of Apartheid, Lewiston Edwin Mellen, 1981; Beckford, James A.; John Walliss (2006).Theorising Religion: Classical and Contemporary Debates. Ashgate Publishing Limited, p. 91; Lottick, Edward (200S)."PsychoIogist Survey Regarding Cults". Cultic Studies Review (International Cultic Studies Association) 7 (1): 42-54. Retrieved 2010-06-15.

"Поскольку чаще всего вопрос о том, какой должна быть модель совершенного общества, возникает в кризисные периоды социальных сдвигов и революций, проблема построения совершенного общества (общественного идеала) обусловлена поиском выхода из таких ситуаций.

17

идеал считался пределом позитивного окончания и разрешения кризисной -ситуации. В то же время многие мыслители" обращали внимание на расхождение между предлагаемой моделью общественного идеала и ее реальным осуществлением.

Типология общественных идеалов строилась, исходя из анализа рассматриваемых теоретических позиций и в соответствии с социологически значимыми измерениями, представленными категориями целей, средств их достижения, движущих сил, необходимых для построения совершенного общества,

В соответствии с измерением целей выделены следующие типы общественного устройства:

1)Общество всеобщего равенства (идеалы анархизма, социализма)

2)Общество немногих избранных, где должна быть установлена жесткая иерархия; для этих идеалов характерна платоническая традиция (к ним относятся идеалы фашизма).

3)Общество немногих избранных, где нет стратификации, а «избранные» -равны между собой (это идеалы религиозных течений, христианского фундаментализма, исламизма).

В соответствии с измерением «культурные средства достижения»выделены:

1)Идеология и политика

2)Революция и идеология

3)Революция и светское просвещение

4)Революция, религия и просвещение

В соответствии с измерением «движущие силы» .позволяющие осуществить проект общественного идеала, выделены:

1)Великие люди (герои, политики, завоеватели, философы) - в направлениях общественной мысли, испытывающих на себе влияние платонической традиции

2)Пролетариат - в социализме и анархизме

3)Верующие (приверженцы конкретного религиозного течения или секты) - «избранные»: в религиозных идеологиях, независимо от конфессии.

Объединение и обобщение характеристик общественных идеалов, соответствующих этим измерениям, позволяет условно выделить их базовые типы: нормативно-религиозный, нормативно-светский и социалистический. Разумеется, в пределах каждого можно обнаружить следы других. Однако в идеально-типическом смысле речь идет об определенной доминанте.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы: к проблематике общественного идеала обращаются в периоды социальных кризисов; общественный идеал может рассматриваться как предел их разрешения; основная функция общественного идеала состоит в определении образа

желаемого совершенного общества как цели общественного развития. Трактовки категории общественного-идеала многочисленны и переменчивы во времени .Однако, исходя из целей и задач диссертационной работы, их можно свести к определенным типам, значимым с точки зрения социологии.

§2. Формирование представлений П.И. Новгородцева об общественном идеале в ранний период творчества (1909-1917гг.) в контексте русской социально-философской мысли начала XX века посвящен рассмотрению исторического контекста, в котором формировались представления П.И. Новгородцева и его последователей об общественном идеале. В параграфе рассматривается ранний, дореволюционный период творчества П.И. Новгородцева и его современников. Кризисную ситуацию в России на рубеже XIX и XX веков принято рассматривать как причину, заставившую российских мыслителей заняться разработкой концепции общественного идеала. Российские интеллектуалы того времени, в том числе П.И. Новгородцев и его последователи находились под сильным влиянием западной социальной мысли, для которой проблема социокультурного кризиса являлась центральной.

В целом, тематика кризиса и социальной эсхатологии являлась стержневой для Семена Франка, Евгения Трубецкого, Николая Бердяева, Михаила Гершензона, Дмитрия Мережковского, Николая Устрялова, Александра Кожева, Василия Розанова, Владимира Вейдле, Николая Метнера, Георгия Федотова, а также П.И. Новгородцева и его последователей - Б. П. Вышеславцева, И.А. Ильина и H.H. Алексеева. Они критически описывали проблемные стороны современного им Российского общества и предлагали свой вариант общественного идеала, который по их предположению должен помочь разрешить кризисную ситуацию.

Их творчество условно можно разделить на два периода - до большевистской революции и после нее (эмигрантский период). Применительно к первому периоду можно выделить следующие черты, характерные для трактовки общественного идеала П. И. Новгородцевым и его последователям:

1. мессианство (России и ее народу отводилась особая роль в истории человечества в контексте преодоления общемирового кризиса);

2. подробная разработка концепции и построение модели общественного идеала;

3. построение модели общественного идеала в соответствии с рациональными правовыми основаниями, в первую очередь с опорой на идею естественного права.

Это правовое направление социально-философской мысли, характерное для П.И. Новгородцева Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина и Н. Н. Алексеева, определило особенности конструируемой ими концепции общественного идеала, ее оригинальность по сравнению с другими концепциями нормативно-

светского типа. предлагавшимися предшественниками. Соответствующие продолжения их работы в эмиграции.

§3. Реализация идей представителей школы П.И. Новгородцееа в эмиграции. Здесь рассматривается поздний, эмиграционный период творчества П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и H.H. Алексеева. В русском зарубежье существовали следующие идеологические и социально-философские течения: социализм, монархизм, фашизм, а также - аутентичные синкретические течения, которые были порождением именно русской эмигрантской мысли, такие как «евразийство», «сменовеховство», «христианский социализм», нео-монархизм (концепции модификации монархического строя). К ним можно также отнести совокупность идей П.И. Новгородцева и его последователей64. После эмиграции разработка концепции общественного идеала и проекта совершенного общества (для России) стали для них центральными. Они создавали модель совершенного государства, опираясь на разделяемые ими правовые основания. Причем, Ильин и Алексеев предлагали проект политического переустройства Российского общества, в то время как концепции Новгородцева и Вышеславцева носили более абстрактный характер.

В период эмиграции И.А. Ильин, H.H. Алексеев, П.И. Новгородцев и Б.П. Вышеславцев впервые публично обратились к аудитории со своими проектами переустройства российского общества. Их дальнейшую деятельность можно условно разделить на два этапа: с 1920х - до 1941 и с1941 - по 1945.На первом этапе они, как и многие русские эмигранты, в начале двадцатых годов, верили, что большевистский режим в СССР рухнет без внешнего вмешательства, а начало Отечественной войны в 1941 дало им надежду на то, что советская Россия проиграет ее. В этот период П.И. Новгородцев и его последователи создавали русские высшие учебные заведения в Чехословакии и Германии. После 1945 года надежда на восстановление России без коммунистического режима в ближайшее время была потеряна, и они обратились к иньм целям с верой в то, что если не они, то, по крайней мере, их студенты смогут вернуться в Россию. Распространение идей П.И. Новгородцева и его последователей осуществлялось с помощью образования (русские эмигрантские университеты) и просвещения (публикации и выступления с лекциями). Целью создания русского юридического факультета и других эмигрантских высших учебных заведений было воспитание нового поколения интеллигенции и интеллектуальной элиты в традициях дореволюционного российского образования.

Работы П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева И.А. Ильина и H.H. Алексеева отличались полистилистикой. В ранний период, с 1909 года до

'"Такие течения как русский фашизм и русский национал-социализм, существовавшие, например, в Харбине в начале 1930-х годов не являются оригинальными, а их проекты совершенного государственного устройства были прямым копированием современных им западных проектов.

как современниками, так и идеи составили основу для

революции 1917 года и эмиграции, концепция общественного идеала Нормировалась под влиянием философии, естественного права и неокантианства. 3 поздний период к ним присоединились идеология «третьего ПУТИ» православное богословие, европейская философия кризиса,

интеллектуальная традиция славянофилов и монархистов - "непредрешенцев .

Важнейшей характеристикой общественного идеала, представленной в концепции авторов, было соотношение абсолютного и относительного начал. Абсолютный его аспект, разрабатываемый в основном П.И. Новгородцевьш, соотносился с представлением о естественном праве. Относительный, связанный с юридическим правом, в большей степени представлен в раоотах И.А. Ильина и Н.Н. Алексеева.

Обращаясь к типологии представлений об общественном идеале, представленной ранее, можно идентифицировать в ее рамках особенности трактовки концепта П.И. Новгородцевьш и его последователями. Конечная цеть осуществления их проекта совершенного общества - создание политической системы близкой к самодержавию царской России, но при господстве права. Культурными средствами достижения общественного идеала провозглашались образование и просвещение (посредством русскоязычной эмигрантской прессы). В качестве движущих сил, осуществляющих достижение цели, рассматривались представители интеллигенции. В целом их позицию можно охарактеризовать как нормативно-светскую, поскольку она базировалась на рациональных правовых основаниях.

Анализ теоретических представлений П.И. Новгородцева и его последователей позволяет сделать заключение о фундаментальном сходстве их исходных допущений и рассматривать различия, обнаруживающиеся в их работах как вариации общей для них базовой модели общественного идеала. Это дает основания для условного отнесения их к одной исследовательской

«школе»65

«Согласно определениям в энциклопедиях и специализированных словарях 1. Н. ш. -это осооая форма сообщества ученых, 2. конституирующую основу которой составляют общие исходные основания и исследовательская программа, которую развивают и ревизуют все его члены 3. Лидером щколы становится тот кто предлагает актуальную и научно значимую идею, а также исследовательскую программу для ее разработки, принимаемые его последователями. 4. Результаты научных разработок включаются в процесс, происходит обучения будущих ученых. 5. Участников Н. щ. объединяют межличностные отношения, т.е. неформальные личные контакты (горизонтальные связи) преобладают над формальной субординацией (вертик^ьньши связями), а также общие ценностные ориентации, б. В рамках Н. ш. существует условия для реализации способностей и интересов каждого из ее участников. См.Ь«р-7/суЬег1ешг^атс1е/пЛепотеп-паис^уЬрзйои^сЬезкШ-зЫсо!; Ьйр-7Лотт.1геко.гаЛ>Ьоч'_аю1_655; http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00102754_0.html;

http://mosgn.ru/nauchnaya/school; Ь^/Легте.тМ^юпагу/ЮМо^паисЬпч^ЬкоЬ; Ы1р://Гатои5-scientists.ru/schoolhttp-7/reftrend.ru/700760.html;

ЬШу/^изирроЛ ги/?51аГуа=347ЬПр://кЫт1е.т/апаиисЬе5кауа-Ь1т1уа/паисЬпу1е-

Вторая глазе: СэдзрхжЕЕЗ концепции о-Зщзствгнного идеала з раг,::са:: школы П.И. Новгородцгза: «Общественный идеал в работах представителей «школы» П.И. Новгородцева» содержит описание эмпирической части диссертационного исследования. Она посвящена рассмотрению этих работ, посвященных тематике общественного идеала. В ней конструируется схема изучения и осуществляется анализ содержания соответствующих текстов с использованием социологических методов (контент-анализ, информационно-целевой и семантический анализ). Выявляются возможности практического осуществления концепции. Обосновывается существование «школы П.И. Новгородцева».

В §1Методология и методика анализа представлений об общественном идеале в работах П. И. Новгородцева и его последователей представляется методология эмпирического исследования текстов П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина И H.H. Алексеева. Анализ материалов осуществляется в два этапа с применением методики, сконструированной на базе классического количественного контент-анализа, с одной стороны, и информационно-целевого анализа текста, разработанного Т.М. Дридзе66 - с другой. На первом этапе исследования используется методика классического количественного контент-анализа67. Цель этого этапа анализа заключается в эмпирической реконструкции исходных оснований концепции общественного идеала, представленной в работах рассматриваемых авторов. На втором -применяется методика «семантико-структурного анализа», близкая к способу информационно-целевого анализа текста, разработанному Т.М. Дридзе68. Последний наиболее эффективен для исследований текстов, которые содержат многозначные и сложные идеи (художественные, публицистические, социально-философские, социально-научные тексты и т.п.) и отличаются нечеткостью понятийного аппарата.

В § 2 Теоретические и идеологические основы концепции общественного идеала в соответствии с представленным выше методологическим аппаратом осуществлялась аналитическая работа. В рамках первого этапа исследования были проанализированы источники, содержащие представления авторов об общественном идеале: сорок одна монография и двадцать четыре статьи (см. список литературы, используемой для контент-анализа). Была построена категориальная модель, которая условно разделена на два направления в соответствии с акцентами в теориях рассматриваемых авторов: "социальный идеал в общем виде" и "политический идеал". При ее конструировании автор

В1%83%01%87%ВО%ВП°/оСО%ВО"/.П1»/»8РЬ11р://§аге1а.2п.иа/5С1ЕКСЕ/паисЬпауа_5Ько1а_как_Гепотеп.Ь1тШй р://ту\у.с!1ззегса1.сот/соШет/паисЬпуе-5Ько1у-у-5151етс-паиИ-Г11озоГзК!-а11аНг

"Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984.

См. Шалак В.И. Современный контент-анализ: приложения в области : политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2009.

68Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984.

22

диссертации исходил из идеально-типического представления, в котором социальное пространство представлено - семью институциональными измерениями, необходимыми для представленности общественного идеала в достаточной теоретической полноте69. Соответственно каждое из выделенных направлений подразделяется на семь ключевых измерений, где организация социально значимой активности представлена хозяйственным, политическим, правовым измерениями, а институционализированное мировоззрение -религиозным, философским, эстетическим и научным измерениями. Автор обосновывает, что они необходимы и достаточны для проверки целостности теоретических основ концепции общественного идеала, представленной в работах рассматриваемых авторов, а также подтверждения существования "школы" П.И. Новгородцева.

В анализируемых текстах было выявлено: шестьдесят наиболее часто повторяющихся категорий (наименований), характеризующих общественный идеал (как относительный, так и абсолютный), а также категории, относящиеся к процессу эволюции и приближения относительного идеала к абсолютному. Для эмпирической проверки целостности теоретических основ построения концепции общественного идеала, а также обоснования того, что можно условно говорить о школе П.И. Новгородцева в категориальной модели были выделены «сквозные категории». Это те, характеризующие или называющие идеал слова, сочетания слов или фразы, которые встречаются в работах всех четырех теоретиков. Наличие в их текстах этих «сквозных» категорий в качестве ключевых, системообразующих может служить эмпирическим подтверждением общности их теоретической позиции и, следовательно, существования своего рода единой «школы», что позволяет выводить содержание понятия общественного идеала из всей совокупности рассматриваемых работ.

§3 Соотношение основных составляющих понятия общественного идеала, представленных в рамках «школы» П.И. Новгородцева. В этом параграфе основной акцент делается на исследование текстов И.А. Ильина и H.H. Алексеева, так как они в большей степени разрабатывали политический (относительный) идеал, который по замыслу авторов должен быть осуществлен в ближайшей исторической перспективе. Тексты работ названных авторов (24 авторские статьи и 41 монография) исследовались по указанной выше методике в полном объеме.

На первом уровне семантико-структурного анализа выделяются смысловые модули в исследуемых текстах. На следующем, втором уровне осуществляется смысловой анализ этих модулей, в ходе которого составляется таблица центральных для тематики общественного идеала слов, с наибольшей частотностью, встречающихся в текстах, а также выделяются модули, соответствующие программе исследования. На третьем уровне анализируется

69 См. Э.А.Орлова. Социология культуры. М. Академический проект, 2012.

23

смысловая часть текстов. В результате было определено, что представления авторов об общественно!.! идеале, "относящиеся к путям его реализации, остались не проработанными. На четвертом уровне выделяются смысловые модули и устанавливается связь между ними. Три модуля, выделенные в ходе семантико-структурного анализа, представляют собой лишь набор тезисов или деклараций, в которых содержатся бездоказательные, априорные положения.

В конце главы приводятся следующие выводы:

- на основе эмпирического исследования подтверждено предположение о том, что П.И. Новгородцева и его последователей Б.П. Вышеславцева, H.H. Алексеева и И.А. Ильина можно условно отнести к единой исследовательской «школе», в рамках которой на общих исходных основаниях разрабатывалась концепция общественного идеала;

- эта концепция оказалась теоретически слабо проработанной, внутренне противоречивой и представляет собой абстрактную, идеологически окрашенную схему, которая не может быть реализована в социальной практике.

- На примере анализа работ представителей школы П.И. Новгородцева было показано, что попытки построить даже умозрительную модель совершенного общества приводят к неустранимым противоречиям, а пути ее реализации оказываются недостижимыми.

Заключение. В заключении подводятся итоги исследования, представляются результаты решения поставленных в работе задач, формулируются основные выводы, а также предлагаются рекомендации по использованию результатов диссертационной работы. Кроме того, рассматриваются направления дальнейших исследований, связанных с темой.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора

В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Царьков, П.Е. Праксиологический аспект проблемы общественного идеала в социологии П.И. Новгородцева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и H.H. Алексеева// Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. М.: Изд-во ФГБУ "Российская государственная библиотека" 2012. - №4. -С. 128-133.- 1 п.л.

2. Царьков, П.Е. Опыт комбинации методов контент-анализа и информационно-целевого анализа текстов (на примере исследования концепции общественного идеала, разрабатываемой представителями школы П.И. Новгородцева) // «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» (№ 6. [118] за ноябрь-декабрь

24

2013)- 1 пл.

3. Цаоьков. П.Е. История «Русской идеи» в эмиграции: наследие П.И. Новгородцева, Б.П. "Вышеславцева, И.А. Ильина и Н.Р1. ^Алексеева// Вестник Академии права и управления. Научный и общественно-политический журнал. М.: НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права», 2013. - №32. - С. 184-189. - 1 п.л.

4. Царьков, П.Е. Идеологические аспекты историко-социологического наследия школы П.И. Новгородцева// Вестник Академии права и управления. Научный и общественно-политический журнал. М.: НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права», 2014. - №34. - С. 152-158. - 0,5 п.л.

В других изданиях:

5. Царьков П.Е.Русский либерализм сквозь призму неокантианства. Идеалы и воплощение. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.- 88 с.

6. Царьков, П.Е. Теория общественных идеалов в социологии П.И. Новгородцева и представителей его школы // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. С. 250-262.-2п.л.

7. Tsarkov, Petr Е. The social ideals in sociology of P. Novgorodtsev. 561// Russian Sociology in Turbulent Times / Ed. by V.A. Mansuiov. - Moscow: RSS, 2011.904 pp. 1 CD ROM

8. Царьков, П.Е. Значение общественного идеала в истории общества и развитии общественной мысли //Научный Молодёжный ежегодник. Выпуск VI. Москва-Самара-Тольятти. Издательство СамНЦ РАН, 2011. С. 251 -254.0,5 п.л.

9. Царьков, П.Е. Понятие общественного идеала в социологии П.И. Новгородцева // Научный Молодежный ежегодник. Выпуск V / Под редакцией С.А. Репинецкого, А.А. Косицина, И.А. Власенко, Я.А. Голубинова, Д.А. Иванова. - Москва-Самара-Тольятти: Издательство СамНЦ РАН, 2010. - С. 252 - 255. 0,5 пл.

Подписано в печать £)2 /./ !-ГгНЯ_20/.£_ г.

Формат 60x90. 1/16.Объем _{£_ п.л. Тираж 100 экз. Заказ № /СЗ • Октябрьская ул., д. 10, микрорайон Сходня, г. Химки Московской обл., 141420. Ксерокс РМАТ.