автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Космология Августина Блаженного

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Сидоренко, Алексей Константинович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижневартовск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Космология Августина Блаженного'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сидоренко, Алексей Константинович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОБЗОР КОСМОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ДРЕВНИХ ХРИСТИАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДО БЛАЖЕННОГО

АВГУСТИНА.

ГЛАВА И. О ВЛИЯНИИ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ НА КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ БЛАЖЕННОГО

АВГУСТИНА.

ГЛАВА III. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОСМОЛОГИИ

БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА.

ГЛАВА IV. УЧЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И БЫТИИ

МИРА.

ГЛАВА V. ФИЛОСОФСКИЕ И БОГОСЛОВСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

КОСМОЛОГИИ БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Сидоренко, Алексей Константинович

Актуальность исследования обусловлена тем, что философское творчество блаженного Августина, епископа Иппонского (354^430 гг.), становится все более востребованным в наше время, на рубеже III тысячелетия, когда человечество столкнулось с кризисом цивилизации. Для современного человека остро стал вопрос о смысле своего существования, цене научно-технического прогресса, цене, которую он вынужден платить за материальное благополучие. Личность современного человека, вследствие потери нравственных ориентиров, релятивизации моральных ценностей, господства массовой псевдокультуры, оказалась расколотой. Человек дезориентирован. Впервые ставится вопрос о выживании человека. Куда, в каком направлении ему двигаться, если под угрозой само его бытие? Наука, которая совсем недавно воспринималась спасительницей человека, сама оказалась под огнем критики, поскольку безграничная вера в ее возможности - сциентизм - обернулась чередой страшных техногенных катастроф и еще более устрашающими перспективами компьютерно-биологических манипуляций человеком.

Не ясна для современного сознания и общая картина мироздания. Природа мира и человека оказались гораздо более загадочными и сложными, нежели то представлялось совсем недавно. Очевиден мировоззренческий кризис, выход из которого может быть найден на путях возвращения к истокам философии, на путях возвращения к философской классике. И то, что проду-мывалось в V веке блаженным Августином, что его волновало, неожиданно становится современным, поскольку его философия, его космология позволяют по-новому взглянуть на место и предназначение человека в мироздании, помогают найти нравственную опору в эпоху мировоззренческой сумятицы.

Личность и творчество блаженного Августина, епископа Иппонского являются во многом ключевыми и рубежными для понимания судеб европейской цивилизации и философского развития в последующие века; его огромное наследие стало важным источником для мыслителей как на Западе, так и на Востоке. «Понять Августина, значит понять всю предшествующую историю философии и богословия, и в то же время причины последующих успехов христианства на Западе»1. Велико было его воздействие на выработку характера образования европейских народов, на сложение их судьбы. Как указывает архиепископ Филарет (Гумилевский), «.никто из Отцов Церкви не имел столько влияния на запад, сколько Августин»2. Известный немецкий историк философии Вильгельм Виндельбанд писал, что «его учение это -философия христианской церкви. В нем он дал строго объединенную систему, которая и легла в основу образования европейских народов; и в этой-то форме наследство греков стало достоянием романских и германских народов»3.

Актуальность разработки отдельных тем наследия блаженного Августина диктуется также тем обстоятельством, что у некоторых отечественных исследователей существует некое предубеждение против него в связи с отдельными его высказываниями и положениями. Блаженному Августину подчас вменяется в вину ответственность за те уклонения, в которые впала западная философская и богословская мысль как в римо-католицизме, так и в протестантизме.

Вокруг фигуры блаж. Августина не перестают кипеть споры: насколько полно его наследие вписывается в Православную традицию; соответствует ли его космология традиционной библейской космологии или же его взгляды должны рассматриваться как заимствованные из различных философских источников и потому являются эклектичными и несамостоятельными? Нельзя

1 Лопухин А.П. Августин // Православная Богословская энциклопедия. Пг., 1900. Т. 1. С. 106.

2 Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1882. Т. 3. С. 35.

3 Виндельбанд В. Августин и средние века // Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995. С. 313. сказать, чтобы на эти вопросы существовали уже готовые общепринятые ответы.

В целом можно констатировать все возрастающий интерес к творчеству блаженного Августина. Однако необходимо отметить, что его космологии как отдельной сфере исследования уделяется относительно мало внимания, интерес в основном сосредотачивается на моральной проблематике его трудов. Специальной работы, посвященной его космологии, на русском языке не выходило. Кроме того, космология Августина понимается отечественными исследователями как аллегорическая, что, как показывается в настоящей работе, является некорректным.

Следует отметить также преобладание, как у нас, так и за рубежом, одностороннего, можно сказать, антиисторического подхода, поскольку Августина подчас пытаются представить по преимуществу как мыслителя исключительно западной цивилизации, как представителя или даже предтечу Католической церкви (эта ошибка становится общим местом в современных отечественных работах, посвященных блаженному Августину); зачастую игнорируется тот факт, что он почитается в Православной традиции, что его наследие - это часть Предания Восточной Православной Церкви, что он пользовался большим авторитетом и уважением на Руси с древности, о чем свидетельствуют переводы его творений.

Степень разработанности проблемы. Ныне труды блаженного Августина привлекают все возрастающее внимание во всем мире. Достаточно сказать, что ежегодно появляется около 500 работ на разных языках, посвященных их осмыслению; издаются специализированные журналы по его творчеству (прежде всего, необходимо отметить журнал «Augustinian Studies»); выходят новые переводы его творений, проводятся конференции, имеются серьезные ресурсы в Интернете, где помещаются исследования современных ученых и творения самого блаж. Августина. Творчество блаженного Августина у нас обстоятельно разрабатывалось церковными и светскими учеными. Отечественные церковные ученые оставили глубокие исследования, посвященные различным аспектам его личности деятельности. Первым должно быть названо имя профессора Московской Духовной Академии Ивана Васильевича Попова, написавшего замечательный труд «Личность и учение блаженного Августина» (Сергиев Посад, 1917)4, где подробно изложена гносеология и онтология этого мыслителя. Ценные мысли о космологических идеях блаж. Августина в их развитии мы находим в другом труде И.В. Попова, «Конспекте лекций по Патрологии 1907-8 г.» (Машинопись. Библиотека Московской Духовной Академии).

Большими достоинствами обладает работа князя Евгения Трубецкого «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке: миросозерцание бл. Августина» (М., 1892), в которой отстаивается тот взгляд, что главным в богословской системе блаж. Августина была идея «Царства Бо-жия». Определенную ценность представляет труд Вл. Герье «Блаженный Августин. Зодчие и подвижники «Божьего Царства» (М., 1910), в котором автор очень живо рисует личность блаж. Августина на фоне исторической обстановки IV-V веков, хотя эта работа оказалась не свободной от серьезных недостатков, на которые в рецензии на нее указал Н.Н. Глубоковский5.

Краткий очерк деятельности блаженного Августина представляет анонимное предисловие к переводу его творений, выполненному профессорами Киевской Духовной Академии,- «Жизнь и творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского»6. В основном, это предисловие дает лишь канву его биографии.

Не устарело и исследование А. Павловича «Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви», опубликованное в журнале «Странник» за 1898 год. В нем автор проследил динамику космологических идей святых от

4 Оценка патрологических трудов И.В. Попова, а также обзор главных его произведений см.: СкуратК.Е. Патрологические труды профессора МДА И.В. Попова // Богословские труды. М., 1990. Сб. 30. С. 83-116.

5 Глубоковский Н. Блаженный Августин в изображении русского светского историка. О книге проф. Вл.И. Герье «Блаженный Августин. Зодчие и подвижники «Божьего царства» // Труды Киевской Духовной Академии. [Киев], 1911. № 1.

6 Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1901. Ч. 1. С. III-XXXIII. цов, в том числе и блаж. Августина, от начала христианского богословия до святого Иоанна Дамаскина и попытался выделить основные направления космологии в святоотеческой мысли.

Должна быть упомянута статья «Августин» - весьма критичная по тону - в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона, принадлежащая перу профессора И.М. Гревса, которая без изменений была перепечатана в недавнем издании «Христианство. Энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 1» (М., 1993. Гл. редактор С.С. Аверинцев). Нам представляется, что автор этой статьи рисует личность Августина чрезмерно контрастными красками, неоправданно противопоставляет ум и волю иппонского мыслителя: «.Раздвоение между умом и волею А[вгустина] разрешилось победой последней; центр тяжести жизни его личности переместился из сферы интеллектуальной (познание) в моральную (религиозное поведение), но устойчивого равновесия не п получилось» . Но разве можно доказательно утверждать, что его поздние фундаментальные труды - «О Троице», «Исповедь», «О граде Божием» -лишены интеллектуализма и пафоса познания? Досадно также то, что автор статьи прямо записывает Августина в католические богословы.

Следует отметить исследование русского религиозного мыслителя Георгия Петровича Федотова, посвященное эпистолярному наследию Августина,

• 8

Письма бл. Августина (Classis Prima)» . В нем обоснованно ставится вопрос о том, что без систематического изучения писем блаженного Августина невозможно составить полное представление о его духовной эволюции: «.Письмами Августина нельзя пренебрегать при изучении генезиса его философских идей»9. Статья Г.П. Федотова была написана в начале XX столетия, но мы, к сожалению, до сих пор так и не имеем перевода писем Августина на русский язык.

7 Гревс И.М. Августин // Христианство. Энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 27.

8 Федотов Г.П. Собр. соч.: В 12 т. Б. м., 1996. Т. 1. С. 51-79.

9 Там же. С. 66.

Систематическое исследование творчества блаж. Августина в нашей стране прекратилось в начале XX столетия. В каком-то смысле мы теперь оказались на пепелище. Приходится начинать едва ли не с того, на чем остановились 100 лет тому назад. Большая часть творений блаж. Августина на русский язык до сих пор не переведена, текстологическая работа над оригиналами не велась, поэтому за оригинальными текстами мы должны обращаться к западным изданиям, в основном, к Патрологии Миня, новые редакции трудов блаж. Августина издаются в западных патрологических сериях, энциклопедии и специализированные издания по блаж. Августину выходят в западных странах.

Тем не менее, у нас в прошедшие десятилетия также удалось сделать много значительного. Так, большим событием стала публикация в серии «Богословские труды», издаваемой Издательством Московской Патриархии, новых переводов творений блаженного Августина - «Исповеди», «Об обучении оглашаемых» (перевод М.Е. Сергеенко), «О Троице» (I кн.). Недавно, впервые на русский язык, был переведен один из главных источников биографических сведений об иппонском епископе, труд его ученика и помощника святого Поссидия Каламского «Жизнь Августина» (Vita Augustini) (Опубликован в книге: Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997).

Серьезными исследованиями, в которых рассмотрен широкий спектр творений блаженного Августина, являются труды В.В. Бычкова «Эстетика Аврелия Августина» (М., 1984) и «AESTETICA PATRUM. ЭСТЕТИКА ОТЦОВ ЦЕРКВИ. I. Апологеты. Блаженный Августин» (М., 1995), в которых автор показал, что эстетика блаж. Августина органично связана с христианской метафизикой, основывающейся на Священном Писании. Они также приоткрыли для широкого читателя глубину мысли святоотеческого богословия. Недавно вышел итоговый труд В.В. Бычкова, посвященный феномену христианской культуры,- «2000 лет христианской культуры sub specie aes-tetica. Т. 1. Раннее христианство. Византия. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия» (М.; СПб., 1999). В нем обширный раздел - «Латинская пара8 дигма» - посвящен эстетическим воззрениям блаженного Августина. Особенностью методологии исследований В.В. Бычкова является то, что он эстетику, учение о прекрасном, считает определяющим при выявлении мировоззренческих приоритетов того или иного мыслителя.

Так, разбирая взгляды Августина на прекрасное, автор подчеркивает фундаментальное отличие метафизики Августина от концепций платоников и Плотина, а именно,- приятие Августином материального мира как благого в своей основе: «Постоянно помня. о том, что человек был создан в единстве души и тела,- пишет В.В. Бычков,- Августин пытается преодолеть преграду, возведенную между душой и телом позднеантичными философами платоновской ориентации и восточными дуалистами и спиритуалистами. Диалектика красоты души и тела существенно отличает августиновскую концепцию от плотиновской»10.

Добротное исследование, выдерживающее испытание временем, появилось у нас в 1979 году. Это обстоятельный труд Г.Г. Майорова «Формирование средневековой философии. Латинская патристика» (М., 1979). Почти 200 страниц его посвящено блаженному Августину. Автор подробно, на основе оригинальных текстов, рассматривает важнейшие аспекты мировоззрения Августина, подчеркивая те моменты, которые впоследствии будут развиты средневековыми мыслителями: глава «Сомнение и вера» посвящена духовному перелому, пережитому Августином; глава «Истина и знание» - гносеологической проблематике его наследия; глава «Мир и человек» - его космологии и антропологии11. Что касается космологии Августина, то автор подчеркивает зависимость ее от космологических воззрений Плотина, с чем мы не согласны и о чем будет подробнее сказано ниже.

Емкое и содержательное изложение мировоззренческих концепций блаженного Августина находим в статье А.А. Столярова «Аврелий Августин.

10 Бычков В.В. 2000 лет христанской культуры sub specie aestetica. М.; СПб., 1999. Т. 1. С.162-163.

11 Майоров. Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С. 181-341.

Жизнь, учение и его судьбы», помещенной в качестве приложения к изданию «Аврелий Августин. Исповедь» (М., 1997). В ней автор указывает, что основной вклад, сделанный Августином в европейскую философскую мысль, заключается в открытии человеческой личности, чего не было в предшествовавшем философском дискурсе. «.Эта личность берется в трех основных планах - отвлеченно-субстанциональном (как чистое «я»), моральном и эмпирически-психологическом; причем всюду она рассматривается в ее отно

12 шении к Абсолютной Личности Творца» .

Определенную ценность представляют статьи Н. Григорьевой, помещенные в качестве предисловия и послесловия к изданию «Исповеди» в переводе М. Сергеенко,- «Бог и человек в жизни Аврелия Августина» и «О поэтике «Исповеди»13.

Подробную интеллектуальную биографию рассматриваемого мыслителя представляет капитальная статья «Августин блаженный», написанная несколькими авторами в продолжающемся издании «Православная энциклопедия»14. Здесь подводится итог изучению наследия Августина и приводится обширная библиография, касающаяся всех аспектов его творчества.

Современный философский дискурс, концентрирующийся вокруг фундаментальных вопросов бытия, конечно, должен включать в себя рассмотрение тех или иных творений блаженного Августина как одной из ключевых фигур европейской ментальности. В этом жанре мы должны упомянуть монографии А.С. Гагарина, В.Т. Звиревича, В.И. Красикова.

В поле настоящего исследования были вовлечены все важнейшие труды Августина, в которых рассматривается космологическая проблематика,- «О книге Бытия, буквально, в 12-ти книгах», «О книге Бытия, буквально («неоконченная книга»), «Исповедь», «О граде Божием», «О порядке», «О бес

12 Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Августин Аврелий. Исповедь. М., 1997. С. 317.

13 Блаженный Августин. Исповедь / Пер. с лат. М. Сергеенко. М., 1992. С. 7-22, 507541.

14 Августин блаженный / Степанцов С.В., Фокин А.Р., Лебедев С.Н., Двоскина Е.М. // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 93-109.

10 смертии души», «О количестве души», «Энхиридион», «Монологи», «О христианской науке», «О музыке» и другие. Некоторые творения блаженного Августина, не переводившиеся на русский язык, цитируются в нашем переводе - «Retractationes», «De Genesi contra manichaeos»; все цитаты сверены нами с оригинальными текстами в Патрологии Миня и даны, кроме перевода, по оригиналу, поскольку при решении сложных мировоззренческих вопросов необходимо ориентироваться на тексты самого Августина.

Цель диссертации состоит в реконструкции и рассмотрении космологических воззрений блаженного Августина, а также в выявлении мировоззренческой ценности его учения о происхождении и становлении мира. Для достижения поставленной цели автором ставятся и решаются следующие задачи:

- на основе анализа произведений, имеющих космологическую составляющую, выявить воззрения древних церковных мыслителей до блаженного Августина на происхождение и становление мира, чтобы определить контекст философского и богословского дискурса, в котором творил Августин;

-выяснить степень влияния философских концепций - главным образом, неоплатонизма,- на космологию блаженного Августина;

- выяснить онтологические основания космологии блаженного Августина;

- реконструировать диалектику возникновения основ мира в космологической картине Августина;

-показать этапы развертывания физического мира в концепции Августина;

- выявить характер космологии Августина в этических парадигмах;

- выяснить мировоззренческую ценность космологии Августина, а также ее антропологическую составляющую.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется задачами диссертации. В своем исследовании диссертант ориентируется, прежде всего, на историко-философскую традицию, используя методы - тради

11 ционный историко-философский, герменевтический, сравнительный. В качестве методологической основы используются труды самого блаженного Августина, а также работы И.В. Попова, Е.Н. Трубецкого, В.В. Бычкова, Г.Г. Майорова и др.

Научная новизна диссертации обусловлена предметом и целью исследования. Впервые в отечественной литературе анализируются весь комплекс космологических воззрений блаженного Августина с использованием его творений на латинском языке. На русском языке не существует специального труда, посвященного космологии блаженного Августина, который бы базировался на анализе его оригинальных текстов.

Апробация работы. Выводы и положения диссертационной работы отражены в 5 научных публикациях автора общим объемом 2,5 п. л. Они излагались диссертантом в докладах на научно-практической конференции «Православие и образование: перспективы взаимодействия в XXI веке», организованной Департаментом образования Ханты-Мансийского автономного округа 24-25 мая 2000 года (г.Ханты-Мансийск), и на заседаниях Историко-философского общества при кафедре философии Нижневартовского государственного педагогического института (май 2002 года).

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных философии и космологии блаженного Августина, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Космология Августина Блаженного"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев космологию блаженного Августина, можно сделать некоторые выводы. Учение его о творении и устроении мира оптимистично; в нем благой Бог творит благой и гармоничный, единственный по красоте, мир, где зло не выступает как самостоятельное начало, являясь результатом ложной направленности воли. Этим утверждается вера в благой и должный порядок вещей. Все находится на своем месте, и благая участь душ - стремиться к благому Богу.

Мы должны внимательно присматриваться к физическому миру, считает блаженный Августин, стараясь в наблюдении за происходящими в нем процессами разглядеть Премудрость Божию. Не следует, по его мнению, каждый раз ссылаться на всемогущество Божие. Как Бог установил, так и есть, в этом Его могущество, но на нас лежит задача выяснять природу вещей.

Отметим, что рассуждения блаженного Августина о значении смыслового задания целого, системы, для правильной оценки составляющих его частей, о вложенных Творцом потенциях к развитию мира и отдельных его составляющих, о законах природы, определяемых Божественным творческим заданием, весьма актуальны в наше время, когда открытия в области квантовой физики, генетики, теоремы Геделя в математике существенно поколебали материалистический редукционизм. То, что обосновывалось древними христианскими мыслителями, находит теперь подтверждение в области точных наук.

Кроме того, в космологии блаженного Августина мы находим терминологическую базу для осмысления фундаментальных проблем зарождения и существования живой материи, которые либо не рассматриваются в современной биологии, либо решаются вульгарно-материалистически. Почему животные должны длить свой род? В чем причина этой животворящей силы? Ответы на эти вопросы мы тщетно будем искать в современных пособиях по биологии.

А. Павлович еще в прошлом веке отмечал характерную особенность космологии Августина: «Бл. Августин, хотя и допускал совместное творение, однако в некоторых местах своих творений объясняет его в таких терминах, что его почти можно было бы воспроизвести в новейшем трактате о происхождении мира»374. С тех пор эта ценная сторона космологии блаженного Августина, думается, стала еще более очевидной.

Основные положения космологии блаженного Августина человеку, знакомому с богословской традицией, представляются самоочевидными и не нуждающимися в специальном рассмотрении. Но, знакомясь с современными интерпретациями естественнонаучных открытий, приходится с горечью констатировать, что опыт святоотеческого осмысления фундаментальных проблем бытия остается вне сферы умственного внимания современной интеллигенции, тех, кто определяет парадигмы современного массового сознания -в школе, институте, в средствах массовой информации. Будто вопросы происхождения мира, природы времени, метафизических свойств материи и т. д. никогда прежде не обсуждались и на них не давались ответы в рамках глубочайшей умозрительной традиции.

Рассмотрение космологии блаженного Августина показывает, что эта часть наследия его многогранного таланта может быть использована в качестве инструмента при философском объяснении становления мира.

374 Павлович. А. Космогония святых отцов и учителей Церкви //Странник. 1898. №. 9. С. 53.

ПОЛОЖЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОЙ НОВИЗНЫ И ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Главным ориентиром для блаженного Августина при решении космологических вопросов было содержание первых глав книги Бытия. Неоплатонизм играл для него служебную роль и при решении фундаментальных вопросов бытия и при разработке космологической проблематики.

2. Космология Августина базируется на концепции совместного творения (когда все элементы мира были сотворены разом, в шесть дней, содержась до этого в Премудрости Бога), которую он обосновывал, опираясь на книгу Бытия.

3. Изображение Августином развертывания и становления мироздания во времени, по заложенным Творцом смысловым парадигмам, которые могут быть интерпретированы как законы природы, позволяет говорить об эпистемологической ценности его космологии для современного сознания.

4. Учение блаженного Августина о мире оптимистично, зло в нем не выступает в качестве самостоятельного начала, являясь результатом ложной направленности воли. Мир гармоничен в целом и в частях как художественное произведение.

5. В космологической картине Августина содержится мощный импульс антропологизма, поскольку человек выделен из всего творения своим центральным положением в мироздании.

 

Список научной литературыСидоренко, Алексей Константинович, диссертация по теме "История философии"

1. Творения блаженного Августина на латинском языке цитируются по изданию: Patrologiae cursus completus. Series Latina / Ed. J.P. Migne. P., 1841 s. Sancti Aurelii Augustini, Hipponensis episcopi, Opera omnia.

2. Ad Marcellinum De Civitate Dei contra paganos // Tomus 41. Cols. 13-804.

3. Ad Laurentium sive de fide spe et charitate // Tomus 40. Cols. 231-288.

4. Confessiones // Tomus 32. Cols. 659-868.

5. Contra academicos // Tomus 32. Cols. 905-958.

6. De diversis quaestionibus // Tomus 40. Cols. 11-148.

7. De doctrina Christiana // Tomus 34. Cols. 15-122.

8. De Genesi ad Litteram // Tomus 34. Cols. 245-486.

9. De Genesi ad Litteram, imperfectus liber // Tomus 34. Cols. 219-246.

10. De Genesi contra Manichaeos // Tomus 34. Cols. 173-220.

11. De gratia Christi et de peccato originali contra Pelagium et Coelestium // Tomus 44. Cols. 359-410.

12. De immortalitate animae // Tomus 32. Cols. 1021-1034.

13. De Musica//Tomus 32. Cols. 1081-1194.

14. De ordine //Tomus 32. Cols. 977-1020.

15. De Quantitate animae //Tomus 32. Cols. 1035-1080.

16. De vera religione //Tomus 34. Cols. 121-172.

17. In Ioanis evangelium Tractatus CXXIV // Tomus 35. Cols. 1375-1976.

18. Retractationes // Tomus 32. Cols. 583-656.

19. Soliloquia//Tomus 32. Cols. 867-902.

20. Творения блаженного Августина на русском языке

21. Исповедь // Творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского. 3-е изд. Киев, 1914. Ч. 1. 442 с.

22. Блаженный Августин. Исповедь / Пер. с лат. М. Сергеенко. М., 1992. С. 27-504.

23. Монологов две книги // Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. 2-е изд. Киев, 1905. Ч. 2. С. 227-228.

24. О бессмертии души // Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. 2-е изд. Киев, 1905. Ч. 2. С. 299-326.

25. О книге Бытия, буквально («книга не оконченная») // Творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского. 2-е изд. Киев, 1912. Ч. 7. С. 96-141.

26. О книге Бытия, буквально, в 12-ти книгах. (Kh.I-IV) // Творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского. 2-е изд. Киев, 1912. Ч. 7. С. 142-278. .

27. О книге Бытия, буквально, в 12-ти книгах. (Кн. V-XII) // Творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского. 2-е изд., пров. Киев, 1915. Ч. 8. С. 1-309.

28. О количестве души // Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. 2-е изд. Киев, 1905. Ч. 2. С. 327-418.

29. О порядке // Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. 2-е изд. Киев, 1905. Ч. 2. С. 139-226.

30. О христианской науке // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В двух томах. М.,1994. Т. 1.С. 141151.

31. Об истинной религии // Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. 2-е изд. Киев, 1912. Ч. 7. С. 1-95.

32. Против академиков // Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. 2-е изд. Киев, 1905. Ч. 2. С. 1-104.

33. Энхиридион Лаврентию или О вере, надежде и любви // Творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского. Киев, 1908.4.11.92 с.

34. Творения древних христианских писателей

35. Афинагор. Прошение о христианах //Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 411-449.

36. Василий Великий, свт. Беседы на шестоднев // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1845. Ч. 1.С. 1-174.

37. Григорий Нисский, свт. О Шестодневе // Творения святого Григория Нисского. М., 1861. Ч. 1. С. 1-75.

38. Ефрем Сирин, св. Толкование на книгу Бытия // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. С. 203-337.

39. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского в русском переводе. С. Петербург, 1898. Т. 4. 455 с.132

40. Ипполит Римский, свт. Против ереси некоего Ноэта // Творения святого Ипполита, епископа Римского, в русском переводе. Казань, 1899. Вып. 2. С. 89-116.

41. Иустин, св. Разговор с Трифоном иудеем // Св. Иустин философ и мученик. Творения. М., 1995. С.132-358.

42. Иустин, св. Увещание к эллинам // Св. Иустин философ и мученик. Творения. М., 1995. С. 401-449.

43. Климент Римский, свт. I Послание к Коринфянам // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 35-79.

44. Лактанций. Божественные наставления // Творения Лак-танция писателя в начале четвертого века, прозванного христианским Цицероном. Санктпетербург, 1848. Ч. 1,2. 404+317 с.

45. Ориген. О началах. Сочинение учителя Александрийского (III в.) в русском переводе (с примечанием и введением Н. Петрова). Б. м. Б. г. 383 с.

46. Татиан. Речь против эллинов // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 370-404.

47. Феофил Антиохийский, св. Три книги к Автолику // Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 458-522.

48. Felix М. Octavius. Ed. Bernard Kytzler. Leipzig, 1982. XIV+41 S.1. Исследования

49. Аверинцев С.С. порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (Общие замечания) //Античность и Византия. М., 1975. 266-285 с.

50. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984. 264 с.

51. Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995. 593 с.

52. Бычков В.В. 2000 лет христанской культуры sub specie aes-tetica. M.; СПб., 1999. Т. 1. 575 с.

53. Виндельбанд В. Августин и средние века // Виндельбанд В. История древней философии. / Пер. с нем. Под редакцией А. И. Введенского. Киев, 1995. С. 312-337.

54. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. Екатеринбург, 2001. 372 с.

55. Герье В. Блаженный Августин. Зодчие и подвижники «Божьего Царства». М., 1910. XV+682 с.

56. Глубоковский Н. Блаженный Августин в изображении русского светского историка. О книге проф. Вл. И. Герье «Блаженный Августин. Зодчие и подвижники «Божьего царства» // Труды Киевской Духовной Академии. 1911. № 1. С. 125-162.

57. Гревс И.М. Августин // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 16-28.

58. Звиревич В.Т. Обожение человека в античности. Екатеринбург, 2001. 107 с.

59. Зяблицев Георгий, диакон. Богословие блаженного Августина и античная философия // Церковь и время. 1991. № 1. С. 6576.

60. Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия (Философская пропедевтика). Кемерово, 1999. 416 с.

61. Лопухин А.П., проф. Августин // Православная Богословская энциклопедия. Пг., 1900. Т. 1. С. 102-112.

62. Лосский Владимир. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Богословские труды. М., 1972. Сб. 8. С. 7-128.

63. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. 431 с.

64. Макарий, архиепископ. Православно-догматическое богословие. 3-е изд. СПб., 1868. Т. 1. 598 с.134

65. Мару А. Святой Августин и августинизм // Символ. 1972. № 8. С. 95-160.

66. Мейендорф, Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. (Конспект лекций) / Пер. с англ. Ларисы Волохон-ской. 2-е изд, испр. Вильнюс; М., 1992. 359 с.

67. Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Историко-философский ежегодник л86. М., 1986. С. 35-48.

68. Павлович А. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви // Странник. 1898. № 5. С. 3-15. № 8. С. 435-455. № 9. С. 34-55.

69. Питирим, архиепископ. О блаженном Августине // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 3-24.

70. Попов И.В., проф. Личность и учение блаженного Августина. Ч. 1. Личность бл. Августина. Ч. 2. Гносеология и онтология блаж. Августина. Сергиев Посад, 1917. Т. 1. 224+619 с.

71. Попов И, проф. Конспект лекций по патрологии. 1907-8 гг. Машинопись. Б.м., Б.г. 240 с.

72. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 2. 354 с.

73. Робертсон Дж. История Христианской Церкви. СПб., 1890. XXXV+1083 с.

74. Сагарда А.И. Лекции по патрологии, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1911-1912 уч. году. Литография. СПб., 1912.304 с.

75. Скворцов К. Философия отцов и учителей Церкви. Период апологетов. Киев, 1868. 365 с.

76. Скурат К.Е., проф. Патрологические труды профессора МДА И.В. Попова // Богословские труды. М., 1990. Сб. 13. С. 83116.

77. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. 448 с.

78. Сперанский А. К вопросу об особенностях оригинального текста, каким пользовались LXX толковников при своем переводе // Христианское чтение. 1881. № 9-10. С. 365-404.

79. Степанцов С.В., Фокин А.Р., Лебедев С.Н., Двоскина Е.М. Августин блаженный // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 93-109.

80. Столяров A. Recte honesteque vivere. (К истории духовной эволюции Августина // Античная культура и современная наука. Сб. ст., посвященный А.Ф. Лосеву. М., 1985. С. 78-83.

81. Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997. С. 292-337.

82. Суини, Майкл. Лекции по средневековой философии / Авт. пер. с англ. А.К. Лявданского. М., 2001. Вып. 1. 303 с.

83. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина. М., 1892. VIII+271C.

84. Федотов Т.П. Письма бл. Августина (Classis prima) // Федотов Т.П. Собр. соч.: В 12 т. Б. м., 1996. Т. 1. С. 51-79.

85. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1882. Т. 2, 3. 285+336 с.

86. Callahan J. New source of Augustin s theory of time // Harvard studies in classical philology. (1958). V. 63.P. 437^154.

87. Weizsacker C.F., von. Die Tragweite der Wissenschaft. Lepzig, 1990. XXIII+418 S.