автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Ковер в художественной структуре национального интерьера Азербайджана

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Мамедова, Тамилла Шахбаба кызы
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Ковер в художественной структуре национального интерьера Азербайджана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ковер в художественной структуре национального интерьера Азербайджана"

Язсщрсшнша комитет рдаср по деш еауеи и высшего

0БРА80ВАНШ

h0cz0bck0s высшее хтдохественно-прсиншенное училище ( о. строгановсгое )

kcgep в идозествепноэ структуре национального интерьера а8ереайдхана

17.00.05 - декоративное а прикладное искусство

автореферат диссертации га соискание ученой степени кандидата искусствоведения

На правах рукописи удк: 7.05.64

1ШОД0ВА танина па1баба кызы

Ыосква - 1991

Работа выполнена в Московской ордена Трудового Красного Знамени высшей художественно-промышленном училище (б.Строгановское )

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор искусствоведения, профессор Тедмевский П.А.

доктор искусствоведения Афанасьев К.Н.

Дицкая Л.А. - кандидат искус с твоведе ния

Институт архитектуры и искусства АН Азерб.ССР

Защита состоится -Ц 199/года в ч.

на заседании Специализированного совета К.064.10.01 при Московском высшей художественно-промышленном училище (б.Строгановское) по адресу: 125080, иосква, Волоколамское шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке квхшг.

Просим принять участие в защите и направить 0Т8ЫВ в 2-х

экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан

199/г.

Ученый секретарь

Специализированного

совета

О

Черепахива А.Н.

- Б -

ОЩЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РДЕОШ

Состояние вопроса а актуальность иссладоааяия.

Ессгедогаазе прчдстазляе? собой определенпий этзп а изучения культуры Азербайджана. аз кояоссальетго опыта чеаовечестза непеременно вввлввавт на псверхпость то одна, го другоа слой, который ока-зяваетвя сегодня.¡наиболее- пяодотворвна, -геворяда-. Их чередование' амеет евоа логкяу к обоениваивв з потребностях дня.

дазяая работа язат одан аз первих опытов искусствоведческого вссявдозвшш азербайджанского залоге интерьера, в кей впервые ста-вз708 воарео об авсаабдо гялица как зеудожвогавнво-аотеияеекой среда, з организации которой реааезув роль играет ковровые изделия, йи обратилась я новому аспекту в ввтодакв ввучввня • вровзведегаа азербайджанского декоративного искусства - к методу комплексного апялпза предкетов искусства в визуальной системе традиционной езер-байлзанаясЗ хилой среда. При атом рассмотрели разнообразные функции предаете» в ах взаимосвязи о мировоззрением, окружащии пространством, архитектурой и человеком.

В искусстве н з том числе архитектуре Азербаядека существуют праэваки трудно поддавшиеся анализу в, тем не менее, определяющие врдодавзвекгс» произведений данной культуре. Поиск механизма этой йряггздяеаЕостй привел нас к озкрнтгш принципов организации формы в градидиоияем искусстве, своеобразной визуальной системе, тмсячеяе-таяаа $уш£цвопароваваей в азербаядгавской культуре.

Система "ковер*! - является воеоб$емадей для азербайджанской культура. Ойа пзаболее дрезняя из суцествущего визуального натерши (¡громе пзскалышх язобрагенай я резьба ко кааив), существует '/.юячеаетия и является идеальным оогекгом для анализе методов тра-"ИГ'ДОНЕЗГО посгрозшш формы.

В настоящее время встала необходимость изучения коврового

искусства Азербайджана в многосторонних связях с культурной средол. Ока ставит перед проблемой исследования не только Функциональных и композиционных взаимосвязей пластических искусств и архитектуры, но и структурных.

До сих пор советские и зарубежные ученые и искусствоведы исследовали, рассматривая исторические пути развития азербайджанского ковроткачества, его художественные особенности, этнографические, технологические, товарные аспекты, слегка касались семантики этого явления, благодаря чему на каком-то уровне ми проникли в смысл тех или иных знаков, являющихся элементами ковра.

Самые ранние сведения об азербайджанских коврах обнаружены в трудах древнегреческого ученого Ксенофонта, жившего в У веке до н.э., убедительно подтверждавшие тот факт, что они были не только предметом восхищения, но и всестороннего изучения.

Иного ценнеяших сведений о коврах и их применении даст средневековые арабские и персидские историки, а позже и европейские путе-■еотвеввики, побывавшие в Азербайджане в ХУ-ХУП вв.

В книгах и альбомах, посвященных искусству востока, изданных в конце XIX века в Германии, Австрии, Франции, мы находим уже чуть более обстоятельные сведения о художественных и технических качествах азербайджанского ковра.

Среди них можно назвать труды Ю.Лесинга, Р.Негеоауэра, Ю.Ориен-ди, К.Горща, Г.Левиса, Хазенбальга, Таттерсаля, З.'Гролла, произведения, изданные в Нью-Йорке во второй половине XIX века, и другие.

В произведениях указанных авторов, посвященных народам Востока, как правило, сведения оо азербайджанских коврах обзорны и косят поверхностный характер. В связи с недостаточностью сведений о технологических особенностях ковров, вытканных в различных областях, данные автора навели путаницу в определении местной принадлежности ковров.

В результате азербайджанские ковры часто оиибочно причислялись к турецкий, иранским или к кавказским коврам.

Немалый вклад в дело изучения коврового искусства Азербайджана вложили русские ученые, сгруппировавшиеся в начале нашего века вокруг Государственного Эрмитажа в Ленинграде а позднее - и Музея народов Востока в Москве. Но опять превалировал историко-этнографи-ческий подход. Искусствоведы ограничивали себя лишь изучением внешних первично-воспринамаеиых особенностей декоративного искусства. Таной подход неизбежно отражался на искусствоведческом и архитектурном анализе.

р

Начиная с 1945 года в связи с образованием Института архитектуры и искусства Академии наук Азербайджана, как центра научной искусствоведческой мысли, изучение коврового искусства было поставлено на более углубленную основу.

Исследования, специально посвященные только ковровоыу искусству Азербайджана, появились в 1950 году. Композиционные приемы, орнаментальный строй, колористические особенности азербайджанских ковров были специально рассмотрены в статьях А.Казиева. Различные аспекты истории коврового искусства Азербайджана получили освещение в работах Д.Муджири, Н.Абдуллаевой, А.Алиевой, К.Алиевой. Фундаментальным обобщающим исследованием явилась многотомная монография Л.Керимова, которую с полным основанием можно назвать энциклопедией коврового искусства Азербайджана, в ней впервые, наряду с эволюцией ковров, дана их общая классификация. Очень интересны исследования Х.Цаыедова и С.Дадашева в которых разработаны композиционные принципы изобразительной системы.

Однако до сих пор остается неразработанной связь ковра с визуальной системой традиционной азербайджанской культуры, под которой понимаются те предметы материальной культуры, из которых сос-

той изучаемая среда. Научной новизной исследования явилась такая исследовательская позиция, при которой ковер в интерьере рассматривается как абстрактная визуальная система ^картина; с целью изучения принципов его построения, где в центре внимания оказываются не элементы, а их взаимосвязи, взаимовлияния и взаимообусловленность. Аналитическое знание средового подхода в традиционной азербайджанской культуре делает изучение ковровых изделий в визуальной системе чрезвычайно необходимым.

Таким образом актуальность проблемы заключается в выявлении принципов взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности художественной структуры ковра со средой в визуальной системе традиционной азербайджанской архитектуры.

Целостное теоретическое осмысление проблемы важно для глубокого понимания и оценки конкретно-исторической практики ковра в интерьере, а такае в плаце прогнозирования возможных процессов и тенденция.

По выявлении актуальности проблемы обозначается цель исследования.

Цель исследования - выявление принципов взаимосвязи художественной структуры ковра в многообразных художественных систем построения пространства интерьера как комплексной проблемы взаимодействия элементов, определение возможностей их преемственности, использование этих принципов в современной художественной культуре.

Для достижения этой цеди в задачи исследования входит:

- рассмотреть ковер в художественной структуре национального интерьера Азербайджана, воссоздав общую картин убранства традиционного интерьера;

- проанализировать сложение традиционных моделей интерьера, проследив основные исторические и эстетические факторы, влияющие

на формирование художественных типов жилаща: кочевого, оседлого, дворцового ^парадного.);

. - проанализировать композиционную структуру ковра и ее внешние связи с архитектурой пнтерьера, применив методику анализе произведения декоративно-прикладного искусства в аспекте художественной системы компонентов интерьера жилища;

- выявить роль ковра в сложении композиционно-структурных особенностей интерьера нациогального жилища Азербайджана.

а качестве конкретного рабочего метода исследования з работе используется системный художественный анализ и искусствоведческая аятерпрэтация произведений азербайджанского декоративного искусства, ясторкко-художественное осмысление археологических, этнографических данных и литературно-фольклорных материалов, ярятаческое , использование источников, специальных работ советских и зарубежных исследователей.

Материалы исследования: письменные источники Рукописного фонда Азероавджанской ССР; научная литература; архивные материалы различных музеев; натурные обследования отдельных районов республики, где сохранился традиционный быт; материалы опроса ковроткзчях; азербайджанская миниатюра, как один из источнияов визуальной информации использования ковровых изделий в традиционном азербайджанском интерьере; рисунки художников, иллюстрирувоие быт того времени, я,конечно, сами ковровые изделия, которые составляет объект исследования.

Объектов исследования является: ковровое искусство Азербайджана. Исследуются ковровые изделия, которые дифференцируют пространства в традиционной архитектуре, выявляют Функциональное зонирование внутреннего пространства, "графика движения" по принципу расположения их в изучаемой среда, характер пространств например

oCíOCtBStU'.oe, «frtcasoí a т.д.).

в passassa худиггственвых осибенаостеи азербайддаЕсгах kos-ровах Езделггй раздается тря основных управления, самое еу^эсг-воватаг которых определяется си^авьез-зяоЕаитгесшгз 8 есгсргхо-

гтвэграфвче&йиаи фаетараза.

йре^ет «есгздовавия составляй вражцщы машквягк х$&&я&- ■ ствекиоЯ структуры кегра ж зддзжестаеняих ссстез пестроекая пространств« интерьере.

Граккцм mzzszQzassñ ебусзоьмаш;

I. хрож«огжД - «ссдедигакгз ограничивается Ш - качааю XII вв. таи как иредаета es ковригой ткани билеи ранка го параода в муаейшх sesieJuiBfix 13 ерздставлоны, не сохранились от и в с»ту агербаЯдааааев в езду тлолгояечкосгв cemovo материала;

¿. географаев - географические границы работы одредбдшзгез террщораей Совгтсаого к йравского Азербайдаяна, условао наекуеных Азербайджаном Северный к Шкаы. ¿«и ооласти стран - эгЕкчссеа и s явыковоа отноаекиа однородше - оыли теснейшие образок ашзаш сущими судьбами политической истории и обаиостью еоциалько-вконойн» ческого и культурного развития до начале ИХ века;

8- теми ковровыми изделиями, которые ф^вхцаонарувт в просгра-нстве традиционной ааврбайдяаиской архзюскхтры.

Апробация работы: основные шном ш peajfiSfaxu всеяедовашат опубликованы и заслушивались на трзг чжишх ЕОЩзреа-

циях аспирантов и преподавагеяей !ШШ Ш fl рес-

публиканской научной конференций "Яда&еш аризектур» 8 градостроительства" (г.Баку} в на кшдашрддш« ет&хщшв ее mesmtm jkos» рам.

Основные подоге юш p&O&iü сцуйгяаишш ъ Щр

ной статье и депонированы в ¡¡2$% евзтма.

Тканные произведения диссертантки экспонировались на 17 выставках (республиканских, всесоюзных и меаду на родных), 9 произведений приобретены Министерством культуры АССР и Художественный фондом АССР.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, словаря терминов ооции объемом страниц, списка основной используемой литературы из наименований, тома иллюстрация.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ РАБ02Ы.

ВО ВВЕДЕНИИ раскрыта актуальность темы диссертации, сформулированы цель и задачи, дано обоснование выбора объекта, указаны границы исследования, состояние вопроса, новизна.

В I ГЛАВЕ "Анализ художественной структуры народного и парадного интерьера", основанной на анализе материалов истории, этнографии, археологии анализируются вопросы, связанные с уясазниеи условий формирования художественных типов яилшца.

Хилые постройки каадого народа представляют собой слозшЗ . »улыурно-бытовой комплекс. Они связаны с самыми раэличлияа сторонами его 5ИЗШ1, с природно-климатическими, преобладающий занятиями а направлением хозяйства, уровнен развития техники, имущественных и классовых отношений, формами семейного быта, общественными традициями, эстетическими представлениями и с религиозно-магичес-ними верованиями. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры,' внешний вид, интерьер и художественное оформление жилица.

Отсюда пространство зилииа, предназначенное выполнять комплекс различных взаимосвязанных функций, ысзно рассматривать не только с точки зрения его социально-утилитарных функций, когда оно выступает как специально организованное пространство, определяемое мруктуроя бытовых процессов, но и с точки зрения его эстетическо-

ГО значения.

В художественной облике жилища проявляется глубокое пошэда-нзе зезчония эстетических начал в повседневной жизни человека. Это пошшание, издавна воспитанное природой, постепенно стало не-Т)К>ендеио8 часть» битая. Организация интерьера художественными средствами отражает особый способ видения мира, является основой национальной характерности.

Результат исторического анализа показал, чти процесс освозшш пространственной структуры жилища - имеет постоянный и динамичный характер, а на эволюционном пути развития можно выделить 8 моделв художественного типа жилища, кочевое, оседлое, дворцовое (парадное).

& течение многих веков в историческом развитии капего народа важнее кесю занимали как оседлыа, так и кочеЕой образ жизни. Азер-(ЙЙдаансниВ народ - сложный и органичный сплав оседлогс местного васмаяаа» ооатававго па этих землях испокон веков к динамичной ко-чоэиачоской стихии. Оба этих начала равнозначно существенны в этно-гзгазе нааего народа, а оттенки, особенности этих двух первоначал 25Ц0 прослеживаются в течение длительного исторического периода.

Еочегазки, заимствуя у оседлого насекзаия формы жилица, способы ведения хозяйства, присущие данной весткоста, внося частично Елементы своей скотоводческой кочевой культуры, создали свой осо-Сый вид хозяйства - полукочевого, где сосуществовали стационарное бвинее гилЕЦв (Карадам; и мобильное летнее (алачкг), что являлось характерны« и устоявдшыся до XIX века.

Одной из характерных особенностей быта кочевника являлось -перодвигное жилище (алачиг дая, мухур;, с которым в разобранном виде он проделывал сотни верст.

Алачсг (летнее жилище> представлял собой круглое замкнутое помещение с отверстием в куполе - особенность кочевого жилища.

Отсяда специфическая фора реаегшя внутреннего пространства, выра-~евиая в- организации круглого, сферического попечения.

зекаии слояаваийса характер быта выработал у народа устойчи-:••:;• типы предметов, прамененае которых почти в аахдоа интерьере оы-;:о осязательным. Художественный язык этих предметов одновременно и прзаадлезноста к кочевой культуре. В залице эта тела была ве-.г/лей. Она связана о костгаоа, поведензем человека, образом его газ-зудозествеино-поэтическка иивлеЕаем.

В интерьере все предметы стадясь па виду, несли уяе на только уталитарвуо фунадао, но каадай из них являлся декоративным зле-"зетои единого по стшю ансамбля заяигда.

Нг-гдее убенице кочепгака - карадам, гаек^ее такге очень дреэ-астораю - иароко распространенный тип яилица с деревянным сгу-ЛйЕчакш сводом.

Убранство явтерьера летнего а зам не го аилища аналогичны, использовалась те ге предмета опта. Орнаментальный рисунок, цвет, ритмический строй, разнообразие текстур а фактур в предмет иХ убранства а ах разаеаенае в интерьере создавала еданый худозественкыа образ интерьера залааа кочевого периода.

Ковровые изделия, являясь основными злсмоптаыи ансамбля интерьера покрывала все поверхности аалица, за исключением свода и составляли как бы внутреннюю ооолочку яалаца.

Этому способствовали приемы построения композиции элементов, составлящах структуру внутреннего пространства яилища кочевого периода и находящихся в определенных отноаеяаях друг с другом, а также та содержательность, которой наполнялось само пространство дома, т.е. твой дон - одна из частиц мирозданая, а интерьер такам ооразом включался в састему яосмогоначесках символов, которме самым прямым образом определяли характер расстановки предметов в интерьере. Ана-

ааанруя значение конкретное пространственной среды, вы воспринимает ее sas некую совокупность фрагментов, складывающихся в мозаичный copas.

Следущвг после карадаиа типом жилица, иыеваим то se самое га-вшченне, во уже в оседлый период следует считать повсеместно распространено^ тип надаеиного дона "смарат", который строился в ке-soxopux районах еде в 50-60 годы провлого столетия. Дом не внел вцутренЕЭЕ sasepaeHHOCia композиции, олагодаря чему он мог разрастаться, обстраиваясь раэлнчЕнаи псшецегаями, не теряя органичвоста састокы. В ходе талого раэвитЕЯ часто стирались и ясные разграничения ыоаду сосвднвнв адашшми, они как бы врастали одно в другое. Однако, обвтателв одущалв своё хвдкце как целостность. Невозможность сразу воспринимать всю систему не вмела для них особого аш-чешз. Чаете связывались еэ в чувственном восприятии, а в едвноы представлена, орвентированнсы на внутреншзв зрительскую позацкю, т.е. sa точку аренгя наблюдателя, находяцегося внутри жилого про-сгранства. -

И если одним вз аавболее ярких свойств архитектуры становится асюшетрия, то в интерьере в организации ооъемно-пространстве нной структуры 1ш наблюдаем преобладание симметрии. Она проявлялась в расположении мебели, тканных изделий, в орнаментальных комповнцвпх ■ цветовых пятнах. Но это не означало откааа от использованвя асси-нетричшл форм в элементов. Однако, последние ливь подчеркивала превалирующую в интерьере азербайджанского дома симметрию.

В тесной связи с зодчеством развивалось декоративно-орнаыен-тальное искусство, наиболее ярко прояввввее себя в интерьере. К представлению "о скрытой сокровице" восходил и "образ ковровой ткана", которой азербайджанцы "маскировали", декорировали поверхность предмета, укравалн свое жшивдз.

В ковровых изделиях вырабатываются традиционные замкнутые композиции, основанные на различных видах симметрии и имеющие четко разработанную пропорциональную взаимозависимость между элементами..

Анализ связей Между различными видами народного искусства позволяет сделать вывод о содержательном и формальном единстве мотивов и их устоячпгп сочетаний, а также композиционных построений декоративной системы азербайджанского искусства.

Пространства обладают свойствами, определяющимися наличием в них определенной симметрии, где равновесие в основном достигается за счет симметрии декора, которай предполагает обязательную асюшзт-рию в деталях, что вносит необходимую динамичность в композиции, уменьшая ее жесткость.

Изучая формирование композиционно! структуры интерьера оседлого жилища, можно определить роль ковра, как элемента, организующего пространство интерьера.

Одной из специфических черт архитектуры Азербайджана являлось довольно богатое решение интерьера жилого дома по сравнению с дворовыми фасадами и более богатые решения дворовых фасадов, чем уличных фасадов. Такга образом, архитектура здания начиная от уличных фасадов и до интерьера постепенно обогащается, что канло отражение в сложении модели дворцового интерьера.

Дворцовые сооружения преобразовались в сложный художественно-культурный комплекс, в организации внутреннего пространства появилось анфиладное решение, нашедшее выражение в цепи интерьеров, выстроенных по оси, имеющих завершением парадный зал. Ансамбль дворца подчинялся принципу ан$иладности, но представлял собой ряд индивидуализированных художественных систем.

Как и в предыдущих типах жилища главенствующее положение в

- т _

структуре пространства интерьера играли ковровые изделия. В ковре создавались центрнчные композиции, строящиеся на основе излучения симметричной орнаментальной структуры из центра путем выявления центральной зона геометрической фигурой (круг, ромб, квадрат и т.д.; при сохранении общей цветографической структуры фона.

Но если ковровый ансамбль играл значительную роль в создании покоев интимного назначения, то в парадных залах для придания интерьеру атмосферы большей торжественности и пышности используются росписи стен и плафонов, деревянная резьба, зеркальные сталлактиты в нишах и т.д. Этому способствовали также иные направления в архи-тектурно-планировочнок и объемно-просгранственном решении сооружений и интерьеров, которые имели многочисленные арки, проходы, ниши и имеющие органичную связь с орнаментальным декором.

Подчинение ведущей пространственной оси, симметричное расположение равных элементов, наличие ярко выраженного "композиционного центра, соответствие ритмическому рисунку фасада, а отсюда и общие черты в пространственных структурах ковровых изделий и интерьера, обусловленных общими композиционными осями, симметричным решением е пределах зоны, определенным ритмическим единством в расположении повторяющихся элементов.

Системное исследование вопросов достижения художественной целостности традиционного I - кочевого, 11 - оседлого, В - дворцового (парадного; интерьеров и ковровых изделий, участвующих в их формирован;! и выявляет следующие важные черты структурного построения интерьеров, ковровых композиций.

- Трактовка оощого интерьерного пространства в I модели такова, что предметы оояхода, детали убранства настолько плотно примыкают друг к другу и повсеместно декорированы, что пространственную среду мы воспринимаем как некую совокупность фрагментов, складава-

югдася в мозаичный образ, в результате чего задний план становится эквивалентна!» переднему и мы теряем оцуценае фона, а поверхность всего антерьерного пространства воспринимается нами как единый ковер.

- Если одним аз наиболее ярких свойств архитектуры П иодели становится асимметрия, то в организации объемно-пространственной структуры интерьера мы яаблвдаеи преобладание симметрии, проявляющейся в распололении мебели, тканных изделий, в орнаментальных композициях и цветовых пятнах.

- Центрачаость композиционной структуры для архитектуры интерьера Ш модели обусловлена иерархией пространств зцутри дворцового интерьера, где при регулярности организации внутреннего пространства дворца, основанного на принципе симметрии при ооцих чертах пространственных структур интерьера и ковровых композиций присутствует ярко выраженный композиционный центр.

Анализ всех аспектов пространственной взаимосвязи произведений коврового искусства с жилой средой показал: преемственность в развитие композиционных приемов между художественными системами, а также то, что закономерности композиции, соотносимые с условиями ах сложения приобретают со временем вид организованно-выразительной структура.

ВО П ГЛАВЕ "Композиционная система ковра и ее взаимосвязи с художественной структурой традиционного интерьера" освещается роль ковра в сложении системы композиционно-структурных особенностей национального лятерьера Азербайджана.

Дельность традиционной предметно-пространственной среды интерь-зра складывалась на основе единства худижественно-ооразной, функциональной и формально-композиционной сторон, синтетический характер ^освязей предметно-пространственной среды выводит азербайджан-

ское жилище в ряд наиболее гарюнично развитых структур.

В работе сделана попытка определить основные функции ковра, рассмотрев его роль в организации архитектурного пространства.'

Предметом функционального анализа становится жилое пространство, та "пространственная определенность", в которой обитание выполняет преобладавшие "структурообразующие функции", и где на различных уровнях организации хилой среды в разной степени проявляют себя другие функции, нэ связанные непосредственно с обитанием, но имеющие к нему определенное основание. Это - познавательная, коммуникативная, магическая и, наконец, эстетическая функции.

В народнсш искусстве канон бытоустройства возникал в постепенном накоплении коллективного опыта, закрепленного традицией. Беками сложиваийся характер быта выработал у народа устойчивые типы предметов, применения которых почти в каждом жилище было обязательно. Художественный язык этих предметов одновременно и знак принадлежности к определенной культуре. В жилища вта тема была ведуцза. Она была связана с костюмом, с предметами быта, поведением человека, образом его жизни, художественно-поэтическим мшлениеи. Именно в свете этих законов гармонии эмоционально-смысловых начал становится понятной внутренняя логика возникновения и развития архитектурного образа.

Воплощая многочисленные и разнообразные функции, азербайджанский ковер является чем-то большим, чем совокупность практических назначений, он один из важнейших элементов национального уклада жизни. Испокон веков азербайджанский ковер выражал не то лысо эстетическое пристрастие народа, его критерии красоты и соразмерности, но и более отвлеченные философские категории нацнональнох-о образа мышления. Зашифрованные языком орнаментов и знаков - он был своеобразной форой размышления о жизни и смерти, о мире и смысле бытия.

На Востозо ковер, небель, посуда, одезда - вез шее* гсгой^"" чесзое пазпачепае.

И если рассматривать каждый ковер как явление искусства, дп анализа могут бпть использоваш такае параметра как конпозацпя. В. асследоваяаи рассмотрены композиционные особенности графика ковровых нзделгй в архитектурной среде.

В древнем ковровом искусстве встречается два типа построения: откштая а замкнутая композидпи. В первом случае орЕамент наносится горазоптадышаи узксаа полосами, бескопечнша и ритмически одгэоб-рззшиа. Во втором случае простые двиаеная сменятся более слоапша, адуцимв в рааЕых вправлениях. В таком типе декорадаа ксзпозпцзоп-езя структура услозняется, по-разпсау характеризуя грапацу позерг-езсти (продольно бегуцай бордюр, кайма) и ее центр - ога пезет £ак-сзрозаться медальоном иди розеткой, цептрической, симметрачасй Сорной, яо та ае кайма может онть противопоставлена и равномерно трактованному среднему поло, свободному ала заполненному сетчатка узора.

Несмотря на то, что азербайджанские ковровые изделия в зависимости от их назначения в быту имели различные форыы и размеры, об-дие приемы построения узоров оставались стабальнпми. Композицва ковров, в основном, состояли из двух составных элементов - среднего поля, вырааасаего композиционный замысел и бордвра, обрааляезего п завершавшего коипознцив.

Для взннх районов характерна такая композиция, когда узора найми как бы повторял! и продолзапт основной мотив, в северных райогах кайма служат для контрастного выделения центральной часта ковра, пра-ем более древний. Но в любом случае орнамент организует ковер, а ковер при атом художественно осмысляет его, задавая ему определенный пространственный мир.

Др:: çcoarcEpscsa сгсЗрЕЗЗЕЗЗ спгарьора s орэдизгокоюа азор-{й&ггзЕекзй игсгагвро ссагзогоя пгвчаггегав, чго ксзрг бгзп сосда-2а екзиаааиз 222 сгшгзй, орааавЕгальшз сгрой г gssop когра к aiiïapîArpi. cossassst, npacu cas уоора opssseira sospa» оплодуза-всь гзосга созгаккгг одгсг£ sstsp, san с вся ssayosscss сгогега вьхерир* ; савссувгзсгк сбр^гуег сдгшЕ в сагарлзЕИЗ кзр

JUiÛpiJÏ.::.

ûc::o;x::spi3ûrL ¡cciscssaçic - ого Efc^opzjrcs

r-'.a---. z ¡x^xas ссгхо^ ss&rsi. Pn^r^gan?!. струк-

■j&pz - кр-ггаг rcu да кигрьзрг 's дегс-'j sas п д» оздегыз-

uTî^cssosixa иаох-о^гсгоЕЕ-'г sysssscssemao çasçopa длл обгада-spKísagsypa к RíKspsuBsa: аонзгвсцгЗ ког, innpsjep, as учась зслвхрки, преворцуоикьшг csctcias. Сговозраапзе ЕшчахгвЕЗ гжзок s uescî s дзаеет в сталях прзааводвг оргацсеги,'» исгорах ссзшз si£.c::ocss ссгзг^с чередуется. ДозпЕзрукзе» впзчаглсЕзо ц1СОй гсз дгггвет s дггаю случав s сельной степео sasacas от ора-авггрогак орсанесга по сгнсгзкзв ого в раххе ыа в вэрггкальшы с иорлэоашаша асваяа.

¿ternero sasase, чао волк в сфоршенав городского гвлого дона zmzs sas и сельского худогественная выразительность достигалась 2S2SE32t3SbH8 горздтиаяьноа сшшетрлеа, исконныи древним видом сиа-ивтрази азерЗайдзаЕскога народного искусства, то "элитарное" декора-згавноэ аскусство, создаваемое для дворцовых интерьеров, развиваясь под вяи шгоа вЕнгагарасЗ завопиоз, созданной профессиональными ху-ZssE&sm, следует закона!! зудожественной пропорции, близкой к живописи, добиваясь гарнонаа по вортвкальвт и горизонтальным параметра» вэдалий, в частЕоота ковровых. В интерьере это выражалось столкновение:: газах цлг^гзеезйх реалвй - ввртвкального в горизонтального

члененяя архяаэктуда. 1Т£з згвз серзргяетггаг цевгоота определят»» величавой предаем в интерьере, ггсй^этагаого агеаенга з хс^зэзг-цза козра.

Иеродео Езстешше козрн зсззелдхсь роспявяиа, ко горе ¡гйср> вали всю погерхгссть с~зз, а также , сся, потолсх, спртпггз-ста бухар (сазанов) а г.д., чгв арзгагзг® кпгерверу з целез опг2» т-гси ксзровий характер я ногдо сосуществовать с коврокгя пав, гаходезяягзя » интерьере. ЭаняЕугосгь а регулярное« ддкорз» тззсой гявопася а ховрозых яздзлгй бжг согдасогзпа здесь с рз^-аярпостьп и заззяутостьв архитектурного пространства.

.В средкззгкозьз пря слогенга архагехгура дворца, осаесгзоргзд зданай, иечетеа, которзя состояла из прасгах а дпйорепхярогзз*зз пространств, для их сзяза большую роль етраз когзр - ого орззагяк?** щая Функция. Если в еовреаеагса вегерьере "гр-тавк зп^?«»

иая и закодирован архитезтороа з хсогструзгзвпых адеаеигах, го з традиционном внтеръерз эту фугжиэ брад па себя ксгзр.

3 структура пространства - ковзр - вто ценность, дсяцгзгл, с&* обаакцнй интерьеру цельность, он ног счгь Оагалсз, прзгягазга^йз Я" „ •<*?<?з. Еацр^ггр, з дззрцсвоа нггарьерэ все б-лгэ рпссчзтзпэ тех, Си образ власти и рэсхоан раскрывался пос*еяеяно. Еах охгзтая -з "Еастзра, о^оралксхге ом гнтэрьзрт, укгзя арэдусгггр;» пережат»- гсгтеяггзо подгогзвкгь гзор к захзетвтеавпззу взлахозсзпг6,

Еогэр в дагггз случае попию качества пространства создавая -а чяяастзячо в простшкстаэ. Дарадвуу обозначались прз пезс^З солросых дорожек, или длинпа рядся коврэгых язделяЯ, оозДадзх <гг;-сзкае непрерывности пространств.

В рассэложекзз ковроггх сселяй, например, з резрг£Щгах сил заложен рятя дв-аеига, влекущий к ахиеяту главного позедепа.

Ковер, по цвету, по расположению в пространстве дкйервщярз-

вал 8Ю пространство, делил его на главное и второстепенное.

Наряду с законами композиции и другими компонентами декора в декоративно-прикладном искусстве Азербайджана огромную роль играл цвет. При анализе ковровых изделий выявляются основные осооениости зрительного восприятия при переходе от цвета к вираженас декоративных свойств отдельных поверхностей в при построении композиционной модели в целом выявляются также, что оптические свойства поверхвос-та материалов определяет их декоративные свойства фактура и текстура), при этом соблюдается различные аспекты цветовой структуры: цветовая тональность, цветовой строй, композиция цвета, пространственная структура цвета. Выявлено, что если в небольшом городском интерьере, в основном, господствовало контрастное цветовое решение (гармония контраста), то в дворцовом интерьере идея торжественности и величия находила воплощение в гамме довольво сближенной по тоцу •(гармония смежных цветов).

Линия а плоскость - доминирующие характеристики азербайджанского интерьера. Форма предметов образуется на сочетания плоскостей, которыми определяется и декор интерьера, разворачивающийся в виде ритмически организованного орнаментального заполнения. При этом понятие фона можно воспринимать как условное обозначение доминирующего цвета декора поскольку фон а рисунок в зависимости от художественного замысла и сшуации могли меняться местами или же фон мог самостоятельно образовывать орнаментальные фигуры.

Азербайджанский древний когер - "сетка" - "лад", в котором наблюдается бесфоповая организация изображения, вернее, включение активного фона до полной комплементарности.

Прослежена роль ковра в образовании художественной структуры национального интерьера. Образ жилища возникал не только вз количества орнаментированных предметов и их вшззохэВствии, но главным

образом в результате определенной сисяеан их размещения в иятаръ-ере, которая утверждалась веками и согласно которой все вецг езя-ваны между собой функционально и художественно. Ковровые азделгя, являясь основными элементами зтого аЕсшбля, покрывали все повер!-» поста зилп!за и создавала едишй орнаментальный Фое интерьера, sa-поаавая по ндее больной ковер.

Бесфоновая организация изобраганвя стимулирует аосгиетрав вя-деиза, что позволяет появляться то однсиу элементу, то другому.

Рассматривая санметрив как закон строевая струвдуркых объектов, вы обнаруживаем , что симметрия в ковра - это гот порядок, который собирает большое количество элементов, но с обязательной асимметрией отдельных.

Но если в ковре общая симметрия предусматривает вяутраштав ассагетрию, в архитектуре композиционная аесзетрая предполагает использование симметрии в интерьере и элементах, составлявших ее структурную основу. Срабатывает один из ochobehx sasoaOB сшшетрзЗ прослезеншй А.В.Шубншсошм: "при понихзннп симметрии ка какоя-?о одном структурном уровне, ora воздасает и сохраняется на другсз".

Азербайджанский ковер, собрав при помочи еиииетрзи больное количество элементов испытывал стрвилвкпе к ваиз^тости пространства - отсюда наличие рам, структурных обрамлений, как ноапозицпоа-ных средств, неооходимых для создания целостности. Прзчем рама (кайма) ковра это не просто элемент ограничивший пространство, она несет сннсловую - философскую нагрузку.

Существует два вида рамок или границ, используешх как в воре, так и в интерьере - внутренняя и язпдяя.

Заутренняя рака ограЕшгаает проотравскэ, Еэторое суцсстгуе? как бы сего з себе, гогаеано это мир человека, суцество какоЗ то проблема или среда обятанвя человека, впэняяя рама - зге слоавыа

взавмооткожевия со всея, что окружает вплоть до космоса.

В всследоваяна прослежен еще однп интересвнй принцип формообразования в азербайджанском искусстве. Этот принцип заключается в применении эффекта многомерности, что создает пространственгае в временные планы и облегчает зрительное восприятие. Композвцион-шго элементы одинаковой формы, но разной величины, использованные Еа одной плоскости, создают иллюзию пространственности, глубины, определенного ритмического строя.

Анализ изобразительного содержания древнеазероайджанского ковра и национального интерьера вскрыл поразительную устойчивость не-поторых универсальных категорий знаковых структур.

В исследовании сделана попытка рассмотреть лишь один уровень связей между коврш и художественной структурой национального интерьера. Это - принципы и закономерности "пространственно-зритель-ЕСЙ организации", "пространственно-временного объединения элементов".

В исследовании использована концепция традиционной азербаядвав-своЗ изобразительной системы разработанной Х.мамедовым и С.Дададевыы, т основа которой рассмотрены принципы бесфоновой организации изобразительных форы, симметрии и асимметрии, комплементарности, динамического равновесия метроритмических закономерностей, пропорцио-вальяых соотношений и т.д.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характерная для азербайджанской культуры высокая степень зва-ковости ее проявлений, доходящая до того, что визуальное или иное неопосредованное подобие легко уступает место опосредованным ( в частности, символическим) ассоциациям в сочетании с тем, что этой культуре присуще стремление к связи одного и того же плана выражения с несколькими разными планами содержания.

Сущность каждого из элементов (знаков;, входящих в структуру ковра а интерьера не мозет быть раскрыта вне отнояения к другим элементам (знаш_>;.

£овер рассматривается как система знаков, в которой основной за2он их организации - это бесфоновая организация изобразительных фора, когда части, составляющие целое, а такае пространства мезду паза одинаково упорядочены и близки по изобразительному значению а когда не просто установить, что является фоном одного по отнопе-его к другому.

Образ аилица возникает не только из количества орнаментированных предметов в их взаимодействии, но главным образом в результате определенной системы их размещения в интерьере, где ковровые изделия, покрывая все поверхности ¡шлица (передвняпого), составляют еднЕня орнаментальный фон внтерьера.

Рассматривая симметрию, как закон строения структуршх объектов, обнаруживаем что сюыетряя в ковре - это тот порядок, который собирает больпое количество элементов, но с обязательной астает-рзеЗ отдельных.

Если в ковре обцая сашетрзя предусматривав* знутреннвэ асет-кегра» в архитектуре композиционная аееиметряя предполагает ис-пользоЕаЕае сшметряи в интерьере, в элементах составляющих ее струнтурзув осиову.

Азербайдеанский ковер, собрав при помощи симметрия большое количество элементов, испытывал стремденае к замкнутости пространства, отсвда наличие раз, структурных обрамления, как композиционных средств, необходимых для создания целостности.

Эффект многомерности, применяемый в азербайджанском искусстве еце один вадинй принцип формообразования, при котором композиционные элементы одинаковой формы,- но разной величины, создают иллюзии

- » -

пространственностк, глубаны, определенного ритмического строя, пр^ которой пространство реальное и условно-символическое могут пользоваться одними и тем:; же формальными приемами.

Принцип комплементарности в бесфоновой организации форд, рассмотренный в художественно-пластическом аспекте продолжает действовать на цветовом уровне, где также стремится объединить все. элементы как ковра, так и интерьера.

Приемы достижения художественной целостности традиционной предметно-пространственной среды интерьера складывались ва основе художественно-образной, функциональной и формально-композиционной сторон, а также на основе системной взаимосвязи этих приемов. Синтетический характер взаимосвязей предметно-пространственной среды выводит азербайджанское жилице в рад наиболее гармонично развитых структур.

Результаты и значение исследования;

1. Выявленные принципы пространственного формообразования ковровых изделий в традиционной азербайджанской среде должны способствовать новому осмыслению этого пласта культуры.

2. Аналитическое понимание композиционно-структурных принципов позволит стимулировать современные поиски художественной системы.

а. Исследование может иметь методологическое значение для изучения смежных областей культуры и для теории азербайджанской культуры в целом. Как решение проблемы культурной самобытности, оао кокет иметь общеметодологическое значение и для исследования культур других народов.

4. Использование основных выводов в учебно-педагогической работе поможет становлению дисциплины "Проектирование и моделирование" (композиция ковра;, а также при изучении истории декоративно-прикладного искусства и истории эволюции аэероайджанского ковра в ннсииуте

искусств им.Ы.А.Алиева.

5. Результаты исследования могут быть использованы объединением "Барпачи" (реставратор) для научных обоснований при реставрационных работах.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. "Азербайджанский ковровый сувенир". - Тезисы доклада на иездупарод ном симпозиуме по искусству восточного ковра. - £аку. 1933.

2. Ковровые изделия в визуальной системе азербайджанской культуры. Тезисы доклада на П республиканской тучной ковреренцаи "Проблемы архитектуры и градостроительства" АвИСИ. - Баку, 1986.

В. Ковер как многофункциональный феномен Азербайджанского искусства. - Тезисы доклада на десятой научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. - М. 1988.

4. Закономерности цветового решения ковра и интерьера Азербайджана. Тезисы доклада на одиннадцатой научно-теоретической кошреренции аспирантов и преподавателей МВХПУ. -И. 1989.

Ъ. Ковер и миниатюра ~М., Депонировано в НИО ЭДормкудьтура, 1989 библаогр.указатель серии "Изобразительное искусство", 198'9 & 3.

6. Азербайджанский ковер и интерьер. -П., Депонировано в НИО И^орм-культура, 1989 (библиогр.указатель серии "Изобразительное искусство", 1989 й 5.)

7. Принципы композиции ковра и интерьера дворцовой архитектурц Азербайджана. - Тезисы доклада яа двенадцатой научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей УВХПУ. -И. 1991)

8. Роль азероаидяанекого ковра в сложении визуальной культуры. В сб.декоратавно-прикладное н монументальное искусство. -!.!, МнХЯУ (б.Строганивское;. х989. (в печати).