автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Кришнаизм и Вера бахаи в полиэтническом регионе

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Савинова, Мария Адриановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Кришнаизм и Вера бахаи в полиэтническом регионе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Кришнаизм и Вера бахаи в полиэтническом регионе"

у £ О^ЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

пг Ц Диссертационный совет

^ Ч К 113.36.02

На правах рукописи

Савинова Мария Адриановна

Кришнаизм и Вера бахай в полиэтническом регионе, (сравнительно-исторический анализ)

специальность 07.00.03. - Всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Улан-Удэ - 1998

Работа выполнена на кафедре культурологии Бурятского государственного университета

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор Л.Л. Абаева

Официальные оппоненты - доктор исторических наук

Б.В. Базаров - кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Дашиева

Ведущая организация - Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Защита состоится « декабря 1998 г. в / Ь часов на заседаш Диссертационного совета К 113.36.02 по защите диссертации на соискаш ученой степени кандидата исторических наук при Бурятском государственнс университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолила, 24а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета

Автореферат разослан « » ноября 1998 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат исторических наук

/

Актуальность темы исследования.

Одной из особенностей духовной жизни Бурзгпга 90-х годов является большой всплеск интереса населения к той стороне духовной жизни, которая связана с верой. В условиях радикальных социально-экономических перемен в обществе и расширения информационной открытости процесс религиозного осознания значительно ускорился. Принятие Закона о свободе вероисповедания в 1990г. явилось своеобразной легитимацией властями этого явления, следствием изменения отношения к религии со стороны государства. Духовные поиски среди населения республики идут очень интенсивно и охватили практически все его социальные слои независимо от образования, возраста, пола и политических убеждений. К началу 1997г. в стране было зарегистрировано более шеста тысяч организаций сектантского типа, около полутора миллионов молодых людей в возрасте до 25 лет находятся в настоящее время под влиянием религиозных культов1. Очевидно, что в обществе сейчас идет ожесточенная борьба за души людей, идет интенсивная духовная обработка молодежи.

Закон о вероисповедании 1990г. открыл свободный доступ в Россию как для тоталитарных культовых новообразований, так и для тех новых религиозных движений, которые не несут в себе деструктивные черты, а имеют тенденцию утверждаться как «истинные» и занять свое место среди традиционных мировых религий. Поскольку все необычное часто вызывает у окружающих неоднозначную реакцию, нетрадиционные конфессии, в частности, движение «Харе Кришна», тоже не избежали этой участи. В средствах массовой информации оно зачастую представляется как деструктивное сектантское движение, цель которого одурманить молодежь.

Назрела необходимость определить какие из новых религиозных организаций несут в себе угрозу личности, обществу и, в конечном счете, государству, а какие призваны удовлетворить духовные потребности человека. Перед наукой стоит задача внимательно разобраться в этом явлении, глубоко и всесторонне изучить нетрадиционные религиозные конфессии и выработать по отношению к ним соответствующие рекомендации. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Бурятия, являясь самым северным монголоязычным регионом Центрально-Азиатского ареала, тоже не избежала внимания со стороны зарубежных проповеднических организаций. Причем активизация их деятельности проходит на фоне значительного роста религиозности среди молодежи. По последним данным 77% опрошенных молодых людей в республике выразили положительное отношение к религии2.

С начала 90-х годов в Бурятию, на фоне деятельности исторически :ложившихся этноконфессиональных организаций, таких как РПЦ, ДПЦ,

Пвсареяко Д. Почему молодежь выбврает СЯЛЫ-//АИФ. -1997. 11.

: Бядмагя АЛ. Молодеявые ортшшци Реицбишкш Бтрятжя ва совремеявом этапе (1985-1995гг.) две. ваял. «ст. наук. - Удав-Уд* БГУ, 1997,- С. 79.

Центральное Духовное Управление буддистов, Традиционная буддийская Сангха России, различные буддийские и шаманистские религиозные центры, стали проникать новые нетрадиционные религиозные движения (Приложения №1 -3). В настоящее время в Бурятии, главным образом в столице республики, развернули свою деятельность Бурятский проповеднический центр «Харе Кришна» и община последователей Веры бахай. Эти конфессии совершенно необычны для населения Республики. Никто прежде не распространял учение и философию этих религий на территории Байкальского региона.

Объектом исследования настоящей работы является деятельность конфессиональных организаций «Сознания Кришны» и «Вера бахай», осуществляемая с момента возникновения в рамках их традиционного ареала, а также их деятельность в Бурятии на протяжении последних десяти лет. Предметом исследования являются сами эти конфессии. Серьезное исследование этой актуальной и интересной проблемы потребовало тщательного изучения философии и концептуальных основ этих религий, что дало возможность получить более четкое представление об их основных положениях и целях.

Небезынтересными представляются вопросы о том, что в них привлекло ту часть нашей молодежи, решившую стать адептами этих религий, каковы мотивы, побудившие их остановить свой выбор на этих чужеродных конфессиях, минуя традиционные. Исследование этих вопросов представляет интерес не только для религиоведческой науки, но и для мировой истории в целом, а также для социальной психологии, философии, культурологи, отечественной истории.

Состояние и степень изученности темы

Новые религиозные течения - Вера бахай и Движение Сознания Кришны -попали в поле зрения ученых сравнительно недавно (Вера бахай - с середины XIX в., Сознание Кришны - с 60-х годов текущего столетия). И хотя к настоящему времени имеется обширная библиография, посвященная индуизму и исламу -материнским религиям исследуемых религиозных течений, приходится констатировать слабую изученность интересующей нас проблемы. Косвенно эти религиозные новообразования затрагиваются в работах Б.З. Фаликова1, З.Миркиной и Г. Померанц2, а так же упоминаются в ряде справочных изданиях3, Однако, в качестве самостоятельного объекта исследования эти вероучения не выделяются. Эти конфессии представлены большей частью листовками, буклетами, а также газетными и журнальными статьями и интервью В.Секерина, Л.Лайнера, Г.Тумаркиной, В.Еремина, Н.Требушевской, А-Климова, А-Кумани, Б.Бердыев, Л.-ХГомбоевой, Т.Бадмаева4 и др. Работы этой группы авторов ноет

1 Фалвков КЗ. Неоиддм ■ твдт» культура. -№, 1994.-С.149-189. 1 Мвриша 3, ПомеравцГ. Велвкяе релягнамвра. -М.: Ршжш, 1*95. -С. 31А-Л4.

1БСХ-1+ мзд^М^1?50.Т.16^С129; МСЭ.2-« «Д^М-.1950.Т.1-СД95;Всятфиое ■шсати^М^1995^СЭ8-3».

'СекерввВ. Провозвестникивово4эры//Чвтвпскоеобогреете.-1996.-14сшт.

Лайвер Л. Сдугв мшаого Господа // Тайная »ласгъ. -1996. -№7.

Тумаршша Г. Во крема молхтвы не шаль! // МН. Матер валы Улш-Удэвсхой общины бахав. Еремнн В. Педагопша духов ноет* // Челябвисхжй рабочей. -1996. -28 сеят.

обзорный, не совсем научный характер, поскольку написаны на основании субъективных суждений без привлечения священных текстов учений.

Б.З.Фаликов в очерке, посвященном движению Харе Кришна, единственной значительной работе, найденной нами, пишет главным образом о Шриле Прабхупаде, основателе движения, не освещая философских основ этого религиозного учения. Поскольку без глубокого и всестороннего изучения философии того или иного религиозного течения невозможно объективно судить о том, является ли оно истинным или сектантским, то этой работы, на наш взгляд, недостаточно для того, чтобы получить исчерпывающее представление о Движении Сознания Кришны.

В диссертации А.З.Бадмаева на соискание степени кандидата исторических наук по теме «Молодежные организации Республики Бурятии на современном этапе (1985-1995гг.)» посвящено несколько страниц Движению Сознания Кришны. Следует отметить несколько негативное отношение к Движению со стороны исследователя. Его критическое отношение, по видимому, сформировалось на основе публикаций середины 80-х и начала 90-х годов1, написанных в духе того времени и носящих крайне отрицательный характер по отношению к «псевдовосточным культам и мистическим группам», к коим причислялись и кришнаиты. Не имея данное религиозное течение в качестве объекта исследования, автор ограничился односторонним рассмотрением только внешней обрядовой стороны жизни адептов этой конфессии, не вникнув в суть вероучения и в смысл их ритуальной практики.

Что касается Веры бахай, приходиться констатировать, что мы не смогли найти сколько-нибудь значительных работ отечественных авторов, рассматривающих деятельность и концептуальные основы вероучения, за исключением журнальной статьи Д. Касаткина2. Следует отметить, что хотя вероучение представлено в статье обзорно и схематично, отчетливо проявилось положительное отношение автора к этой конфессии.

Изучению философских основ индуизма и ислама посвящено значительное число работ как отечественных - Г.М.Бонгард-Левин, Н.Р.Гусева, А.Я.Сыркин, Р.Б.Рыбаков, Н.М.Корабельник, А.Д.Литман, С.М.Прозоров3 и др., так и

Требушевская II. Вера бахай // Авангард. -1993. -24 марта. Климов А. Хотелось бы верить // Труд. -1992. -19 ноаб. Кумани А. Семь храмов бахай //Наука ■ жизнь. -1996. -10 дек. Бердыев Б. Ашхабадские бахаясты // Союз. -1990. -№37. -сент.

Гомбоева Л-Х. «Пгаца для жижи» - для ветеранов войны и труда//Курягшь-1996. -15мая БздмаевТ. КоммунвзмваПрнречной//Информподис.-1994.-8мая. 1 Калачев Б.Ф. Источники информации о психотехнике в молодежных группах мистиков //По нстлеавным заковам улицы. -M., 1991.-С. 201. Привалов К. Секты: досье страхх -М., 1987. -С.43. 1 Касаткин Д. Бехаязм в поисках пути к ястиве//Матервалы Улав-Удэвскоя общины бахая без м. и г.н.

1 Коягард-Левии Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, паука, религия. -М.: Наука, 1980.

Гусева ILP. Индуизм. История формирования. Культовая практика. -М.: Наука,1977.

Сыр юга АЛ. Некоторые проблемы изучения упаншпад. -М: Наука, 1971. Рыбаков PJ>. Буржуазная реформация индуизма. -М, 1981.

зарубежных исследователей - У.Дж.Уилкинс, С. Джейсуал1 и др. Однако, большинство этих исследований рассматривают преимущественно философские основы данных религий, не анализируя особенности многочисленных ортодоксальных и сектантских течений внутри них. Причем отечественные исследования философии индуизма основываются большей частью на комментариях и переводах последователей школы великого индийского философа и религиозного деятеля Шанкары, которые представляют пантеистическую, «непреданную» сторону индийской традиции. Тогда как религиозное Движение Сознания Кришны основывается на «преданном», теистическом индуизме, который еще недостаточно изучен в нашей стране. За рубежом «преданная» сторона индуизма и деятельность Движения Харе Кришна исследована академической наукой более основательно - Дж.С.Джудах, Д.Л. Экк, Т.Дж. Хопкинс2 и др. - в виду того, что они имели возможность непосредственно наблюдать за рождением и становлением Движения и первыми ознакомиться с переводами ведических писаний, сделанных основателем движения, блестящим знатоком английского языка и санскрита.

Что касается философских основ ислама и Веры бахай, то, хотя последняя возникла как еретическое движение ислама, она полностью отменила или видоизменила законы и обрядовую сторону материнской религиозной традиции. Это вероучение развило свою философскую концепцию, суть которой заключается не в отрицании Откровений традиционных мировых религий, христианства и ислама, которые оно принимает наряду со своими Писаниями, а в отмене рукотворной ритуальной стороны этих религий. Религиозные положения Веры бахай еще не подвергались глубокому и всестороннему анализу отечественных религиоведов, подтверждением чему служит практически полное отсутствие фундаментальных работ по данному вопросу.

Как и в случае с Движением Харе Кришна, историческая и концептуальная сторона Веры бахай зарубежными исследователями изучена более полно и всесторонне - М. Моумен, У. М. Миллер, Дж. Д. Мартин, В.И.Джонсон, У.Гйачери3. Более или менее доступна широкому читателю только переведенная с

КораЯс.тлппг КМ. Соивальиые ■ рслигтошо-фалософоде воззрения средневекового индийского мыслителя Чавтааья: Автореферат двыещ&всглаук. -М, 1984. Лвтман АД. Современвая индийская философия. 1985. Прозоров С.М. Ислам. Исторвографиискве пера. -М.: Hapca, 1991.

1 wnklni WJ. Modern Hinduism. -Delhi, 1975.

Jaliwal S. The Origin and Development of Valsnavlsm. -Delhi, 1967. 1 Джудах Дж.С Харе Кровна ■ коетркулыура//Мов воспоминания о Шржле Нравхупаде. Магерваш Бурятского проповеднического центра «Харе Крвшва». -Б. м. ■ г. я. Эюс ДЛ. Сознашк Крвшиы в исторической перспек1Жве//Матервалы Бурятского проповеднического центра «Хар« Крвшва». Без м. в г. в.

Хопквнс ТДж. Жизненная перемена. Формирование Движения Харе Крвшва в Британской Ивдии//Ма»рвалы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна». Без м. в г. в.

3 Momen М. The Babi and Baba'l Religions. -Oxford: 1981. Miller WJM. The Baba'l Faith, Its History and Teachings. -South Pasadena: 1974. Martin J.D. The Baba'l* of Iran under the Islamic Republic. -MEF, VoL 6,1983.

английского языка книга Дж.Э.Эсслемонта «Баха-Улла и Новая Эра1. Наиболее значимыми трудами по этой религии являются работа У.С.Хэтчера и Дж.Д.Мартина2 и очерк Н.Аккерман и Г.Хассела3, а также теологические работы Удо Шефера4, которые являются адептами этого вероучения. В силу этого данные работы не лишены некоторой тенденциозности и неизбежно несут по своей сути и направленности апологетический характер, что требует критического отношения со стороны исследователя.

Среди изданий, подготовленных представителями исследуемых конфессий, можно выделить священные писания вероучений, катехизическую литературу, труды и отдельные статьи основателей и ведущих богословов, периодические издания, а так же методические сборники, брошюры, молитвенники и песенники, выпускаемые цешральными органами конфессий. В этой литературе содержится немало фактического материала, в особенности относительно вероучительных вопросов, истории возникновения и развития движений и, кроме того, она позволяет почувствовать умонастроения их последователей.

Проанализировав имеющуюся в наличии литературу, следует констатировать, что до сих пор не было проведено всестороннее, основанное на достаточном объеме первоисточников, научное исследование религиозных учений Сознания Кришны и Веры бахай. Не была достаточно подробно рассмотрена история возникновешм, деятельность, суть обрядов и конечная цель этих вероучений, особенно в национальных и полиэтнических регионах.

Цель исследования - проследить развитие и дать анализ деятельности новых нетрадиционных конфессиональных организаций на территории Бурятии на протяжении десяти последних лет, то есть с момента появления. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- исследовать истоки и причины зарождения современных религиозных движений «Сознания Кришны» и Веры бахай;

- проследить дальнейшее развитие их деятельности в современных условиях;

- проанализировать концептуальные философские основы данных конфессий;

- исследовать деятельность этих нетрадиционных религиозных движений на территории Бурятии с момента их деятельности в республике;

- рассмотреть и проанализировать причины и мотивы, побудившие определенную часть населения нашей республики принять эти вероучения.

Johnson V.E. Tbe Challenge of the Baha'l Faith. WO, Vol.10,1976. Glachery U. Shoghi EfTeadL Kccollcclloni. -Oxford: 1973.

1 Эсслеиопт Дж.Э. Бахэ-Улла в Новая Эра. New Delhi, India.: Baha'l Publishing Trust. Без г.и.

1 Хэтчср У.С., Мартан ДжД. Новая мировая решило. -СПб.: Изд. фонд Бахай Единение. -1995.

1 Аккермая IL, Хассел Г. Вера бахая в России. См.: Хэтчер У.С., Марпга ДжД. Укагсоч.

4 Scbaefer U. Tbe Light Shlnetb In Darkneis, Five Studlei In Revelation alter Christ -Oxford: 1977.

Источниковедческой базой данного исследования являются:

- Священные Писания исследуемых вероучений: «Шримад Бхагаватам» пять томов (1,2,3 песни), «Бхагавадгита как она есть», Источник вечного Наслаждения (Краткое изложение Песни десятой Шримад Бхагаватам), Шри Ишопанишад; Откровение Бахауллы «Китаб-и-Акдас», «Послание Сыну Волка», «Сокровенные слова» на русском и английском языках, «Крупицы»;

- философские трактаты древних индийских ачарьев в изложении Шрилы Прабхупады;

- комментарии Шрилы Прабхупады к ведической литературе;

- философские труды, речи, письма и интервью самого Шрилы Прабхупады и его первых учеников, являющихся в настоящее время инициирующими гуру;

- Труды, речи, письма Абдул-Бахи и Шоги Эффенди, хранителей и главных толкователей Веры, на русском и английском языках;

- брошюры, методические сборники и информационные листки, издаваемые центральными издательствами вероучений для последователей вероучений;

- периодические издания вероучений;

- аудиокассеты с лекциями, документы, буклеты, информационные листки, распространяемые адептами вероучений на проводимых ими мероприятиях;

В работе использованы сведения, полученные в результате личных бесед с представителями исследуемых вероучений - Сознания Кришны и Веры бахай.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор исследует деятельность и концептуальные основы Сознания Кришны и Веры бахай как нетрадиционные для населения РБ и пытается проследить их влияние на этническую культуру народов Бурятии. В частности, в исследовании выявлены философские концепции этих религиозных движений и причины их жизнеспособности в условиях нашей республики. В диссертации сделан анализ данных комплексного этносоциологического исследования. Разработка анкеты и предварительный опрос были проведены исследовательской группой под руководством профессора Н.В.Абаева. Впоследствии анкета была доработана диссертантом применительно к исследуемой им теме. Данные комплексного этносоциологического исследования вводятся в научный оборот впервые.

Методологической основой диссертации являются современные теории российского и зарубежного религиоведения, а также исследование конкретных религиозных традиций, как одного из приоритетных феноменов культуры в целом и индуистской, в частности, историко-культурологические аспекты исследования региональных традиций, вне рамок их традиционного ареала.

В диссертации наряду с применением хронологического и сравнительно-исторического методов исследования было проведено относоциологическое исследование в форме анкетированного опроса населения.

Научно-практическая значимость исследования.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения, анализ и выводы могут иметь значение при изучении историко-культурных, общественно-политических и религиозных процессов в странах распространения данных религиозных движений; при исследовании этносоциальных особенностей народов Сибири, страны и Центральной Азии в целом, а также при изучении современных культурно-религиозных процессов в Бурятии. Результаты исследования дополняют и расширяют историю религиозной жизни в мире, в стране и в республике. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по краеведению, включены в курсы лекций по всеобщей истории, истории отечества, истории культуры, религиоведения в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы.

Основные положения исследования нашли свое освещение в докладах и сообщениях автора, сделанных на научных конференциях Бурятского государственного университета (1997-1998гг.), республиканской научно-практической конференции БИПКРО «Коммуникация, образование, культура» (февраль, 1997г.), на международной научной конференции «Мункуевские чтения-1» (июнь, 1997г.). Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр всеобщей истории и культурологии Бурятского государственного университета (октябрь, 1998 г.). По итогам обсуждения рекомендована к защите. Основные идеи диссертации отражены в публикациях автора. Общий объем публикаций по теме исследования - 2,2 п.л.

Структура и основное содержание диссертации.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В конце работы помещен библиографический список использованных источников и литературы на русском и английском языках.

Во Введении обосновывается актуальность темы, ее научно-теоретическая новизна и практическая значимость, анализируется степень ее изучетшости, определяются цели и задачи исследования, дается методологическое обоснование и указываются методы исследования диссертации.

Глава 1 «Развитие религиозного Движения Сознания Кришны» включает четыре параграфа: «Возникновение Международного Общества Сознания Кришны (ИСККОН) и его деятельность», «Сотворение материального мира и история ведической культуры в свете ведических писаний», «Господь Чаитанйа и Его последователи» и «Философские аспекты религиозного Движения Сознания Кришны». Автор рассматривает зарождение, развитие и деятельность ИСККОН, одного из направлений современного вайшнавизма, которое основывается на поклонении Кришне как Верховной Личности Бога. Как известно, их Священными Писаниями являются ведические тексты, такие как «Бхагавадгита»,

«Шримад Бхагаватам», различные Пураны и Упанишады, история которых исчисляется тысячелетиями. Философия, на которой основывается ИСККОН, испокон веков передавалась по непрерывной цепи (сампрадае) ученической преемственности духовных учителей (гуру). Основатель Движения А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада является представителем одной из четырех сампрадай - «Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадая». Он перевел с санскрита на английский язык и прокомментировал основные ведические писания и философские трактаты. Как отмечают ученые-индологи1, Прабхупада первым принес «преданный» теистический индуизм на Запад. Выдержав период антикультового движения и судебных процессов в США, которые завершились в пользу ИСККОН, движение быстро распространилось по всему миру. Оно имеег собственное издательство «Бхактиведанта Бук Траст». Формально оно отделено от ИСККОН, но работает исключительно на его благо, являясь самым большим издательством в мире, публикующим труды по ведической философии, литературе и культуре.

После Прабхупады управление ИСККОН перешло в руки руководящего совета Джи-би-си (Governing Body Comission), состоящего из 24 брахманов, одиннадцать из которых получили статус инициирующих гуру от самого Прабхупады. В середине 80-х годов между аппаратом управления Джи-би-си и инициирующими гуру возникли разногласия, разрешившиеся в пользу Джи-би-си, который стал высшей властью в Движении. Каждый из его членов курирует одну из 12 зон и несет духовную ответственность за последователей в определенной части мира. Сейчас в мире осуществляют свою деятельность около 50 духовных учителей ИСККОН. Адепты религии живут и занимаются духовной пракг'гэй, строго выполняя все ритуалы, в храмах, во главе которых стоят президенты. Каждый храм или регион финансово полностью независим.

В нашей стране Движение Сознания Кришны возникло в 1971г. после единственного трехдневного визита Прабхупады в Москву. Движение развивалось в условиях гонений, судебных процессов, лишения свободы, изоляции от зарубежных обществ ИСККОН. Официально Движение Сознания Кришны в России получило разрешение и зарегистрировалось 17 мая 1988г. В настоящее время Россию курируют восемь духовных учителей. Всего в России на сегодняшний день около 150 храмов, проповеднических центров, вегетарианских ресторанов и сельскохозяйственных ферм, около 10 тысяч постоянных членов Общества Сознания Кришны и около 100 тысяч прихожан.

В последующих трех параграфах рассмотрены история ведической культуры, освещается деятельность выдающегося индийского ачарьи Чаитанйи Махапрабху и его последователей, рассматриваются философские основы этого религиозного движения. Как известно, адепты ИСККОН считают, что человечество деградировало, потому что перестало руководствоваться

1 Джудах Дж.С. Мои воспоминания о Шрнле Прабхупаде// Материалы ироооведшпеского центра «Харе Кришна». Без м. а г. и. С. 2.

ведическими законами. Это служит причиной явлений аватар (воплощений) Кришны на Земле. Интересно освещение вайшнавскими теологами божественной цели явления Будды, одной из аватар Кришны, и Его миссии на Земле. Согласно «Шримад-Бхагаватам» (1.1,3.24; С.143-144), из-за того, что Веды толковались ложно и использовались для оправдания убийства, Будда пришел к людям, отверг авторитет Вед и проповедовал учение ахимсы, ненасилия по отношению ко всем живым существам. Будда, по мнению кришнаитов, является воплощением Кришны и изначальным учителем ведического знания. Они считают, что явление Будды было первым шагом на пути возрождения ведической культуры1. Затем Кришна послал Шанкару (788 - 820 г.н.э), который вытеснил буддизм из Индии и начал восстановление ведической культуры. После Шанкары началось возрождение персонального преданного теизма. Комментарии на «Веданта-сутру» и «Бхагавадгиту» ачарьев Рамануджи (1017-1137) и Мадхвы (1239-1319) пошатнули безусловный авторитет Шанкары. Но имперсоналисты все еще сохраняли контроль над обществом. И тогда 500 лет назад Кришна воплотился на Земле в образе Чаитанйи Махапрабху, ученики которого отвергли импсрсональную теорию иллюзии Шанкары и утвердили учение преданного служения Богу, Кришне.

Кришна - это изначальное имя Верховного Божества, у которого много разных имен, отражающих Его различные качества. Кришна - это сач-чид-ананда-виграхах. Это значит, что Он вечен, исполнен знания и блаженства. Люди, будучи духовными существами и неотъемлемыми частицами Кришны, также бессмертны и исполнены знания и блаженства. Человек, осознавший это и начавший заниматься служением Кришне, становится Его преданным-бхакгой. Служение, то есть практика бхакти-йоги, складывается из девяти видов деятельности: слушать повествование о Кришне, прославлять Его, всегда помнить о Нем, служить и поклоняться Ему, возносить молитву (маха-мантру), выполнять Его приказания, стать Его другом и безраздельно предаться Ему.

Один из основных видов деятельности ИСККОН - это проповедь философии Сознания Кришны, сутью которой является научить людей познать и полюбить Кришну. Адепты считают, что заниматься преданным служением Богу можно не только в рамках ИСККОН, но в любой другой религиозной традиции.

Вторая глава диссертации «Деятельность Веры бахай как мировой религии» посвящена деятельности Веры бахай, которая является самым молодым течением в структуре мировых религий. В первом параграфе главы говорится о зарождении и развитии Веры. Возникнув в 1844г. в Иране, она сегодня объединяет общину из более пяти миллионов человек, живущих в 235 странах и зависимых провинциях. Несмотря на то, что Вера бахай зародилась в мусульманской стране, она в такой же степени отличается от ислама, в какой христианство отличается от иудаизма. Вера бахай включает в себя представителей всех народов и социальных групп.

1 Равиндра Сварупа д. Духовная стратегия дня железного века^/Гяурацга^1997.-Л5+-3. -С.4.

Как известно, Вера бахай основана на учении Бахауллы. Священными Писаниями религии являются труды Бахауллы и Его предтечи Баба. Егс преемниками стали сначала его сын Абдул-Баха, а затем его правнук Шоги Эффенди. Труды Абдул-Баха и Ш. Эффенди также рассматриваются как часть Священных Писаний Веры. При Ш. Эффенди Вера быстро распространилась в новых странах, зародилось новое мировое сообщество. Под его руководством развился Административный Порядок Веры, расширился Мировой Центр религии, укрепились Национальные и Местные Духовные Собрания (Н/МДС) и была заложена основа для создания верховного органа Веры - Всемирного Домг Справедливости (ВДС). В 1963г. был впервые избран ВДС. В период межд) кончиной Ш.Эффенди (1957г.) и избранием членов ВДС функции временны} хранителей Веры выполняли «Руки Дела Бога» - бахай, специально назначенные Ш.Эффенди. ВДС создал новые административные органы Континентальные Коллегии Советников (ККС) и укрепил связи Всемирной общины бахай с ООН.

В последующих параграфах второй главы анализируется концепция Веры, рассматривается ее административный порядок, законы и жизнь общины бахай, излагается Миропорядок Бахауллы, достижение которого и является целью Веры Бахай не верят в перевоплощение и переселение душ. Согласно вероучению, душг человека бессмертна, но ограничена во времени своим рождением, то есть ду> человека имеет начало, но не имеет конца. Физическое существование на Земле необходимо душе, чтобы человек имел возможность развить заложенные в неге духовные и интеллектуальные способности. Согласно вероучению, ад и рай - ш места пребывашм души, а состояния. Рай - это психологическое и духовное состояние близости к Богу, а ад - это отдаление от Него. Главное назначение человека в земной жизни - подготовить себя к последующей духовной жизни.

Основными положениями Веры являются: единство Бога, единстве человечества и единая основа (общность) всех религий. Согласно вероучению, все предшествующие Посланники Бога утверждали на Земле единую в cbocî сущности религию одного Бога, выполняющую функцию движущей силь цивилизации. Откровение Бахауллы предлагается не как замена, а как исполнение всех пророчеств предшествующих Откровений. Законы и институты (ВДС Н/МДС, ККС) Веры в совокупности образуют Административный Порядо! Бахауллы, цель которого - сохранит}, единство общины бахай и заложить основь будущего единения всего человечества. Духовные Собрания - коллегиальны! орган, избираемый всем сообществом бахай и опирающийся на принциг коллективного принятия решений. В этой религии нет священников и Советник! не имеют власти над Собраниями. Они представляют собой своего родг консультантов или .экспертов по вопросам религии и в этом качестве способствуют распространению Веры и защите ее от искажений.

Основными постулатами Веры являются - независимый поиск истины отказ от предрассудков и суеверия, единство религии и науки, равенство мужчш и женщин, всеобщее образование, экономическая справедливость, духовные

основы общества, вспомогательный международный язык, всеобщий мир и справедливость. Все законы и заповеди, установленные в Писаниях, по сути своей подчинены интересам достижения главной цели - построения единого Мирового Порядка Бахауллы, то есть интеграции человечества, который закончится в конечном итоге объединением всего мира, когда «всо народы и племена... станут одной нацией. ... Все люди будут придерживаться одной общей религии, иметь одно общее вероисповедание, сольются в одну расу и превратятся в один народ. У всех будет одно отечество: сама планета»1. Религию бахай отличает отсутствие храмового богослужения и обрядности, демократизм в отношениях и организации внутренней жизни общин. Это современное демократическое международное религиозное сообщество, управляемое выборным советом верующих.

В последнем параграфе данной главы излагается история развития Веры бахай в России. Бахай появились здесь в конце Х1Хв. и до 1926г. пользовались достаточной свободой. В Ашхабаде был построен первый в мире Дом Поклонения бахай, который впоследствии был конфискован, превращен в музей хлопка и в 1963г. снесен. После 1938г. в результате массовых гонений и арестов община бахай практически перестала существовать. Через 25 лет, ко времени создания первого ВДС, в ряде городов страны общины были восстановлены. Этот процесс ускорился с 1990г. после принятия Закона о свободе вероисповедания.

В 1990г. были проведены выборы первых МДС в различных городах страны, в том числе и в г.Улан-Удэ. В мае 1991г. было выбрано НДС СССР, которое после распада страны было реорганизовано в Региональное. В 1993г. все члены бывшего СССР впервые за 30 лет участвовали в выборах ВДС в Хайфе. К весне 1997г. в России функционировало около 40 МДС, а количество мест, где проживают бахай достигло 120. В странах СНГ сейчас примерно 9 тысяч бахай н 13 региональных и национальных управляемых совета2. Если к 1995г. более 90% национального бюджета российской общины составляли поступления из Мирового Центра бахай3, а к весне 1996г. российская община достигла 25% финансовой самостоятельности, то к весне 2000г. община ставит перед собой цель добиться полной самостоятельноста. В настоящее время Национальный Фонд все еще зависим от Международного Фонда. Сегодня бахай России, в том числе и Бурятии, являются полноправными членами Международного Сообщества Бахай.

На основании анализа концептуальных основ исследуемых вероучении, их структуры и деятельности можно сделать вывод о том, что в целом в религии происходит существенная модернизация религиозной практики, которая проявляется как внутри ортодоксальных религий, в частности в индуизме -ИСККОН; так и в появлении новых экуменических течений в структуре мировых

1 Бахзулла пит. по IIL Дффедди. Пршын к народам. -Изд. фонд Бахай Единепис. Без м. и г. и. -С. 94-95. г One Country. -1997. - T.6. - Въга.1. - С. 10.

1 Обращение НДС бахай России. II Экспресс бахай. ВДС бахай ФР. -1995. -24.06.- №5.152.

религий - Вера бахай. Процесс модернизации в религиозной сфере отмечается 1 отечественными религиоведами1

Третья глава «Деятельность новых нетрадиционных конфессий в Бурятии: посвящена рассмотрению причин проникновения и адаптации на территори] Бурятии инородных для культурной и религиозной жизни республик! исследуемых конфессий. В Бурятии первые адепты этих конфессий появились ] 1990г. и за несколько лет сумели прочно закрепиться и расширить деятельност: по распространению своих вероучений. Автор дает подробное описани деятельности исследуемых общин, которые занимают далеко не последнее место 1 системе своих конфессий по стране. В частности, наиболее акгивные выходцт местной общины бахай (Л. Осокин, С Посельский и С.Доржиева) с 19941 неоднократно выбирались в состав НДС России2. Весной 1998г. Л.Осокин 1 С.Посельский были вновь выбраны в состав НДС. Сейчас Л.Осокин выполняв обязанности председателя, а С.Посельский секретаря НДС.

Л.Тугутов (духовное имя Лакшми Нарайана дас), президент храм; Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна» в 1996г. получил второ духовное посвящение. Став брахманом, Л.Тугутов получил право проводит публичные лекции. В настоящее время он является активным и авторитето? проповедником ведических знаний и выступает с лекциями не только 1 различных городах в Сибири, но и в европейской части России и в странах СНГ.

Проповеднический центр «Харе Кришна» является региональным центром ; Восточной Сибири. Его филиалы расположены в Иркутске, Чите и Красноярске Духовные учителя, курирующие регион, отмечают высокий духовный стандарт царящий в храме. Показателем чего является тот факт, что из 50 монахов 2; человек (из них 10 женщин) имеют первое (из трех возможных) посвящение. А ; 1997-1998гг. еще четыре человека получили вторую инициацию, приче! ритуальное огненное жертвоприношение проходило в храме в г.Улан-Удэ, чт также является признаком зрелости и высокого уровня духовной жизни храма Республиканская миссия «Пища жизни», основанная адептами Сознани Кришны, является одной из крупнейших в Сибири и за три года свое г существования накормила горячими обедами более 65 тысяч человек Добровольцы из числа адептов конфессии выезжали в Чечню, в районы военны конфликтов, и кормили там раненых и беженцев.

Что касается Веры бахай, то по данным Национального офиса НДС РФ о 29 октября 1997г. община бахай в Бурятии является самой большой в стране ] включает больше всего молодежи и детей3. Сейчас на территории республик проживают около 270-280 адептов этой конфессии в 12 населенных пункта? Самые многочисленные общины в Улан-Удэ - 200, в Кяхте - 29 и в Селенгинске 28 человек. В остальных населенных пунктах количественный состав колеблется

1Я блоков 11Н. Социология религии. -М.: Мысль, 1979. С.147.

г Региональный СьездЮкспрссс бахай. 1*ДС Ьахаи России, Армении и Грузив. -1994.-Л°4.151. бе! ука» с.

3 Национальное Духовное СобралисУ/Эксирссс бахан. НДС Бахан РФ.-1997.-9.154.без укахс.

пределах 2-7 человек. Нам представляется, однако, что при наличии демократической религиозной свободы и отсутствии монашества, где обычно концентрируются наиболее преданно относящиеся к служению, в данном вероучении скрывается потенциальная возможность формирования прослойки декларированных, но не практикующих, т.е. формальных, верующих. Для данного вероисповедания достаточно декларировать себя бахай в МДС, чтобы быть примятым в общину и войти в список потенциальных избирателей руководящего состава. Поэтому, на наш взгляд, реальный количественный состав адептов бахай городской общины следует считать значительно меньшим.

Тесное сотрудничество общий осуществляется с помощью Центра по обучению Веры бахай Байкальского региона, который находится в Улан-Удэ и координирует работу районных общин. Кроме того, он проводит различные семинары, конференции, съезды. На мероприятия, проводимые Центром, часто приезжают также бахай из Иркутской и Читинской областей, координаторы и советники из НДС. Община разработала и осуществляет проекты общественного развития Бурятии по трем направлениям: антиалкогольная программа («АА» или «12 шагов»), проект поддержки экологического образования в Байкальском регионе, социальный проект (работа с трудными подростками).

Последователи исследуемых религиозных движений занимают активную позицию в распространении своих вероучений. С этой целью ими проводятся концерты, театрализованные представления, беседы, лекции. Их характеризует глубокая религиозность, убежденность и преданность своим конфессиям. В связи с этим вызывают серьезный интерес мотивы и причины, побудившие этих людей принять необычные для наших традиций вероучения. В данной главе была выдвинута гипотеза о том, что в поликонфессиональных регионах при наличии высокого образовательного уровня населения, стабильности развития межэтнических отношений, при миссионерской пассивности и недостаточной гибкости со стороны исторически сложившихся религиозных институтов, наряду с недобросовестностью и формализмом отдельных служителей культа и несоблюдением основных религиозных принципов большей частью прихожан, в условиях высокого уровня секуляризации, нетрадиционные религии, имеющие самодостаточную, глубокую философию, способны прочно закрепиться и стабильно пополняться частично адептами традиционных религий, разочаровавшихся в своих конфессиях, и большей частью бывшими атеистами.

Говоря о «нетрадиционных» или «новых» конфессиях, мы имеем в виду не новизну религии, поскольку любая религия является сугубо традиционным, историческим явлением. Тем более, когда речь идет о религии восточного происхождения. Эти конфессии можно назвать «новыми» в социально-политическом смысле. Этот смысл и вкладывается в данный термин в предложенной работе. Под адептами «новых», «нетрадиционных конфессий» подразумеваются бахай, кришнаиты, протестанты и мунисты, которые осуществляют свою деятельность в республике. Под термином «традиционные»

конфессии подразумеваются представители православия, старообрядчества, буддизма и шаманизма. Говоря об «исследуемых» конфессиях, мы имеем в вид} только адептов Веры бахай и Сознания Кришны. Для проверки гипотезы было проведено этносоциологическое исследование в форме анкетированного опроса охватившего 400 респондентов, среди которых 82% составляли адепть традиционных конфессий, атеисты, колеблющиеся и пр. Соответственно 18% - этс представители нетрадиционных религий. Из них 78% составляли адепгь исследуемых конфессий: 54% - кришнаиты и 24% - адепты Веры бахай.

Исследование показало, что среди людей, придерживающихс; нетрадиционных форм веры, высок процент лиц с высшим и неполным высшиг. образованием, особенно в общине бахай - 70,6% (рис.5). В общине «Хар< Кришна» таковых оказалось 39%. Средний возраст этой категории верующих 25-35 лет (рис.1). Особенно восприимчивыми к нетрадиционному род? религиозного осознания оказались женщины. В общине бахай их 88%, а сред) кришнаитов их 47% (рис.2). Значительная часть представителей исследуемы; конфессий в прошлом были атеистами (рис.3). Исследование показало, что одни к из существенных факторов, который привлек их к религии была философия эти; вероучений (73,7% - кришнаиты и 23,5% - бахай). Последователи новьп конфессий являются подлинными практикующими верующими, поскольку ] своей религиозной деятельности они руководствуются духовными мотивами 1 регулярно совершают религиозные обряды, о чем свидетельствуют полученные данные (см. рис.7; рис.4). Абсолютное большинство всех респондентов оцениваю' межэтнические отношения как неплохие (рис.6). На вопросы анкеты - Почему Вь не выбрали своим вероисповеданием исторически сложившиеся религии I верования? Укажите, что разочаровало Вас в традиционных религиях - 20°/ опрошенных адептов исследуемых конфессий отметили: «от них осталась толью форма», «омертвевшие догмы, не созвучные современности», последовател! традиционных религий «дискредитируют себя несоблюдением религиозны принципов», «не следуют заповедям Христа, Будды»; «нет примеров чистог бескорыстного служения, везде прослеживается корысть, люди хотят извлеч выгоду из служения Богу»; «люди испортили первоначальную духовную чистот традиционных религий»1.

С другой стороны, при мотивировке своего выбора нового вероучени опрошенные адепты отметили: «привлекает чистота и бескорысти последователей»; «личный пример и качества последователей»; «простотг милосердие, честность, дружелюбие и открытость людей»; «Вера бахай больше 1 полнее отвечает нуждам современного мира; она впитала в себя все лучшее, чт дали миру традиционные религии»; «Сознание Кришны предлагает простую : возвышенную практику духовного самосовершенствования, чего нет в други

1 Л баси Н.В., Сзввпова М А. Религия - межнациональные отпошсикя. (Анкета по программе этно-социологнческого исслсдовапня).-Улан-Удо, 1998.

религиях»1. Анализ полученных данных позволяет утверждать о состоятельности выдвинутой гипотезы. Исследование показало нейтрально-негативное отношение последователей традиционных религий и атеистов к новым религиозным веяниям (рис.9). Особенно отрицательно к нетрадиционным конфессиям относятся буддисты. Это можно объяснить тем, что новое в духовном плане вызывает недоверие, и люди инстинктивно стремятся уберечь себя и своих близких от духовных бурь и потрясений, которые неизбежны при смене вероисповедания или при переходе от неверия к активной вере. Что касается исследуемых религиозных общин, то для них характерно признание и уважительное отношение к традиционным религиям (рис.8).

Высокий уровень секуляризации и атеизации советского периода2, с одной стороны, и длительное историческое сосуществование полирелигиозных традиций в республике, с другой, нашли свое отражение в своеобразном отношении бурятских адептов исследуемых конфессий к неверию (рис.11) и двоеверию (рис.10). Будучи в прошлом атеистами, около половины представителей этих общин относятся к неверию нейтрально. Наряду с этим, 41,2% бахай относятся к атеизму положительно, и никто не рассматривает его отрицательно. Это можно объяснить философией религии, согласно которой отсутствие веры - это временное пребывание в отдалении от Бога. А поскольку бессмергной душе свойственна способность к совершенствованию, то со временем души неверующих могут приблизиться к Богу. Гораздо важнее для бахай человеческие качества личности. Что касается двоеверия, адепты Сознания Кришны относятся к нему большей частью нейтрально (57,9%), нежели положительно (23,6%), что объясняется ортодоксальностью религии, практикующей в полирелигиозных условиях. Тогда как бахай относятся к нему скорее положительно (41,2%), чем нейтрально (29,4%). Это проистекает из концептуальной особенности Веры, которая принимает и основывается как на Писаниях бахай, так и на Писаниях христианства и ислама. Привлекает внимание значительный дисбаланс полового состава в общине бахай в пользу женщин (рис.2). Объясняется это тем, что Вера бахай в отличие от других религий провозг лашает абсолютное равенство между женщиной и мужчиной. Эга особенность привлекает женщин и дает им возможность реализовать свою социальную активность на духовной основе. Таким образом, на культурную и религиозную жизнь Бурятии на современном этапе ее исторического развития помимо традиционных конфессий оказывают определенное влияние и новые религиозные течения, которые уже достаточно прочно укрепили свои позиции в духовной жизни республики.

В Заключешм делатотся общие выводы по проведенному исследованию. Отмечено, что в этноконфессиональном отношении кришнаизм является модернизированным полиэтническим течением ортодоксального индуизма, тогда как Вера бахай возникла как межконфессиональный элемент и является

' Абаев Н.В., Савппопа М.А. Религия - межнациональные отношения (Анкета).

1 Угрнновнч Д.М. Введение п религвоведею!е.-М.:Л?ыа1ь,1985.С.192-203;Я6локов II.IL Укат-сот. С .Ш-1Г.8.

экуменическим феноменом в современном мировом религиозном движении. Согласно своим религиозным постулатам, бахай и кришнаиты терпимы к другим конфессиям, лояльны к властям и законопослушны. Они живут в строгом соответствии с законами и предписаниями своих вероучений. Адепты этих конфессий активно участвуют в реализации собственных общественных, культурных и гуманитарных проектов, оказывая тем самым определенное влияние на этническую культуру народов республики. Свою цель новые религии видят в духовном обогащении каждой отдельной личности и общества в целом.

Оба вероучения самобытны и самодостаточны, их появление и развитие в Бурятии вызвано, по нашему мнению, отнюдь не недостатками традиционных религий, а достоинствами самих вероучений и исторической веротерпимостью населения. Это способствует адаптации новых конфессий в условиях республики, не приводя к острым межконфессиональным противоречиям. И хотя в целом в республике наблюдается негативное отношение к исследуемым конфессиям, следует отметить, что новые религиозные традиции нашли отклик и вызвали симпатии у определенной части населения, главным образом у молодежи. Задача исследователя заключается в том, чтобы объективно, с нейтральных и научных позиций рассмотреть деятельность этих конфессий. Безусловно, в каждом регионе - своя особая этноконфессиональная ситуация. Автор не ставил целью провести сравнительный анализ этноконфессиональной ситуации Бурятии и сопредельны? с республикой регионов (Тува, Иркутская и Читинская области) с таким ж« сложным полиэтническим составом. Всесторонний межрегиональны» сравнительный анализ возможен лишь после предварительного изученш этноконфессиональной ситуации внутри каждого отдельно взятого региона.

Ни у кого не вызывает сомнений возрастающая роль религии в культуре, науке, образовании и политике. Религия - это важнейшая, неотъемлема* составляющая духовной культуры всякого этноса и народов мира в целом Современное общество должно руководствоваться принципами демократизма который предполагает и право каждого выбирать вероисповедание согласнс своим духовным потребностям. Наличие поликонфессиональности - этс позитивное явление, способствующее процессам демократизации. В любо? социально-политической или религиозной организации бывают экстремистски« явления, возникающие в период ее становления, так называемые «болезни роста» Не следует, не разобравшись в практической деятельности той или иной ново? конфессии, огульно ее охаивать только потому, что нам не нравится либо е< культовая сторона, либо методы распространения ее вероучения. Обществе должно всесторонне изучать эти новые явления и, безусловно, их контролировать но без грубого вмешательства. В этом проявляется реализация одного из главны) и неотъемлемых прав человека - право на свободу совести.

Основные положения диссертации получили отражение в следующих

публикациях автора:

1.Новое в религиозной ситуации в Бурятии/Жоммуникация, образование, культура. Тезисы и доклады республиканской научно-практической конференции. БИПКРО. Улан-Удэ, 1997. -0.3 п.л. (в печати).

2.Деятелыюсть религиозного общества «Сознание Кришны» в Бурятии// Мункуевские чтения - 1. Тезисы международной научной конференции. Улан-Удэ, 1997 г. -0.3 пл.

3. Бахай в Бурятии//Бюллетень сети этнологического мониторинга (международного проекта) урегулирования межнациональных конфликтов в постсоветском пространстве. Москва, 1998. -0.3 п.л.

4.Философские аспекты религиозного движения Сознания Кришны// Бурятия, Россия и Центральная Азия. Материалы международной научной конференции «Мункуевские Чтения». Пленарные доклады и сообщения. Улан-Удэ, 1998. -1 п.л.

5.Место и деятельность новых религиозных конфессий в культурной и духовной жизни Бурятии//Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Республики Бурятии, Улан-Удэ, 28 мая 1998г.-0.3 п.л.

Диаграммы

этно-социологического исследования «Религия - межнациональные отношения»

48,6

нетрадиционные конфессии

Рис.1. Возрастные группы адептов (в%) 47,4,. „

Вера бахай

Сознание Кришны

Ис 12 до 18лет И о 18 до 25-26 пет

□ с 26 до 35-38 лет

□ с 38 до 50 лет В старше 50 лет

Рис.2. Половой состав адептов (в%) 88

традиционные нетрадиционные конфессии конфессии

Вера бахай Сознание Кришны

0 женщины ЕЗ мужчины

Рис.3. Прошлое вероисповедание адептов (в%)

нетрадиционные конфессии

Вера бахай

•п^гг VI!

*

17.6 ш

14,3 м П.2^.

ж щЯ— шшг

и ИГ

Сознание Кришны

□ РПЦ

НБуддисты

□ Староверы

□ Атеисты

Рис.4. Религиозные обряды и молитвы (в%)

97,4

1раз в неделю ежедневно

Рис.5. Уровень образованности адептов (в%)

И традиционные

конфессии В нетрадиционны

е конфессии □ Вера бахай

ИСоэнание Кришны

нетрадиционные конфессии

Вера бахай

Сознание Крипты

□ высшее и неполное высшее

Шсреднее и среднее специальное

Рис 6. Оценка адетаии нерациональных отношений в Бурятии (в%)

□ традиционные ? конфессии

В нетрадиционные конфессии

□ Вера бахай

□ Сознание Кришны В Атеисты

оставляют желать лучшего

Рис.7. Мотивы совершения адептами религиозных обрддов и ыолитв (в%)

100

Е! традиционные конфессии

ВЗ нетрадиционные конфессии

□ Вера бахай

□ Сознание Кришны

га всякий случаи иш поправить здоровье решить жизненные для духовного по привычке проблемы самосовершенствова

ния и постижения истины

Рис.8. Отношение адешов нетрадиционных конфессий к традиционным (в%)

В нетрадициош11де конфессии

□ Вера бахай

□ Сознание Кришны

отрицательно

нейтрально

положительно

Рис.9. Отношение адептов традиционных конфессий к нетрадиционным (в%)

отрицательно

неигрально

положительно

Рис.10. Огяошсвке «дгггтоа к двоеверию (вН) 37.9

□ трвдхцжонвис конфессы

9 ветраджажонные сонфесеак

□ В«рабахм

□ Соэяшяе Крншны

отршжимм

■еАтравдо*

воложжтелво*

Рис. 11. Отношение адептов г атекшу (в%) 47,9 47 473

□ традиционные конфессии

В нетрадиционные конфессии

□ Вера бахай

□ Сознание Кришны

отрицательное

нейтральное

положительное

Религиозные организации и общины на территории Республики Бурятия на период с 1991-1998гг.

Приложение № 1 Христианские организации и общины: (не являющиеся православными или древлеправославными)

I .Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г.Улан-Удэ;

2.Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г.Закаменска;

3.Церковь Христиан Веры Евангельской г.Улап-Удэ «Путь Веры» (пятидесятники);

4.Церковь Христиан Веры Евангельской г.Нижнеангарска (пятидесятники);

5.Церковь Христиан Веры Евангельской г.Северобайкальска (пятидесятники);

6.Церковь Христиан Веры Евангельской п.Селенгинск (пятидесятники);

7.Новоапостольская церковная община республики Бурятия; 8,Община Церкви Божией Матери Преображающейся г.Улан-Удэ

(Вселенская Богородичная вера);

9.Христианская Поместная Церковь «Слово Жизни»;

10.Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня РБ;

II .Церковь Господа Иисуса Христа с.Петропавловка; 12.Церковь Евангельских Христиан п.Усть-Баргузин.

Приложение № 2 Буддийские организации и общины;

1. Буддийское религиозное объединение «Арьяа-Баала»;

2. Буддийская религиозная община «Булак» п.Сотниково;

3. Буддийская религиозная община с.Цолга; Дзогчен община (Ганжил) «Рандолгар»;

4. Буддийская религиозная обпцша «Дара-Эхэ»;

5. Будцийская религиозная община г.Улан-Удэ «Дхарма»;

6. Будцийская община «Замбала»;

7. Буддийская община «Ламсан»;

8. Буддийская дзогчен община «Кундролинг»;

9. Дабатуйская буддийская община Заиграевского района РБ;

10. Дзогчен община «Палбарлинг»;

11 .Дзогчен община (Ганжил) «Рандолгар»;

12.Объединение буддистов-мирян (ОБМ) г.Улан-Удэ;

13.Хара-Шибирская буддийская община Заиграевского района РБ.

Приложение № 3 Нетрадиционные для РБ религиозные организации и общины:

1. Религиозное общество «Сознание Кришны» Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна» (вайшнавизм);

2. Община последователей «Веры бахай».

 

Текст диссертации на тему "Кришнаизм и Вера бахаи в полиэтническом регионе"

Бурятский государственный университет На правах рукописи

Савинова Мария Адриановна

Кришнаизм и Вера бахай в полиэтническом регионе ( сравнительно-исторический анализ)

специальность 07.00.03 - Всеобщая история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Абаева Л. Л.

Улан-Удэ-1998г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ СОЗНАНИЯ КРИШНЫ.

1.1 Возникновение Международного Общества Сознания

Кришны (ИСККОН) и его деятельность..........................................16

1.2 Сотворение материального мира и история

ведической культуры в свете ведических писаний.......................30

1.3 Господь Чаитанйа и Его последователи.........................................40

1.4 Философские аспекты религиозного Движения

Сознания Кришны..............................................................................45

ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕРЫ БАХАИ КАК МИРОВОЙ РЕЛИГИИ.

2.1 Зарождение и развитие Веры бахай................................................66

2.2 Концепция Веры бахай......................................................................81

2.3 Административный Порядок Веры бахай.......................................93

2.4 Жизнь общины бахай.......................................................................100

2.5 Миропорядок Бахауллы....................................................................106

2.6 История развития Веры бахай в России......................................109

ГЛАВА 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ

КОНФЕССИЙ В БУРЯТИИ................................................11В

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................159

БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................164

ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................174

ВВЕДЕНИЕ

Одной из особенностей культурной и духовной жизни Бурятии 90-х годов является большой всплеск интереса населения к той стороне духовной жизни, которая связана с верой, с осознанием предназначения человека на Земле. Если еще лет десять назад религия в нашем обществе выступала «внесистемным, чуждым социализму образованием, пережитком прошлых исторических эпох»1, то после так называемой «перестройки», когда в обществе начались радикальные перемены в ее социально-экономической сфере, процесс религиозного осознания значительно ускорился. Принятие нового Закона о свободе вероисповедания в 1990г. явилось своеобразной легитимацией властями этого явления, следствием изменения отношения к религии со стороны государства. Духовные поиски среди населения республики идут очень интенсивно и охватили все его социальные слои независимо от образования, возраста, пола и политических убеждений. В духовной жизни общества образовался своеобразный вакуум, та духовная жажда, утолить которую в силу ряда исторических причин действующие религиозные институты оказались не в состоянии. Но духовная жизнь не терпит пустоты. И чтобы заполнить этот вакуум, в страну хлынули иностранные миссионеры, проповедники, «учителя» разных религиозных направлений.

Ситуация в стране оказалась более чем благоприятной для деятельности как истинных, но нетрадиционных для наших мест, религий, так и тоталитарных, деструктивных сект. По сведениям печати, к началу 1997г. в стране было зарегистрировано более шести тысяч организаций сектантского типа, около полутора миллионов молодых людей в возрасте до 25 лет находятся

1 Угринович Д.М. Введение в религиоведение. -2-е изд., доп. -М.: Мысль, 1985. С. 4.

в настоящее время под влиянием религиозных культов1. Очевидно, что в духовной жизни общества сейчас идет ожесточенная борьба за души людей, идет интенсивная духовная обработка молодежи. Некоторые богатые религиозные организации проявляют большую активность по распространению своего учения в высших и средних учебных заведениях. Например, в Санкт-Петербурге и в других крупных городах страны, благодаря щедрым пожертвованиям Церкви Сан Мен Муна различным чиновникам от образования, его учение преподается во многих учебных заведениях страны. Согласно последним научным исследованиям в России, мунизм противостоит построению правового государства и вступает в противодействие с самими основами культурного здания России2.

Общественность и традиционные религиозные конфессии начали выражать вполне обоснованную обеспокоенность по поводу засилья в стране иностранных религиозных объединений, групп и движений. Особенно активно эта обеспокоенность стала проявляться в средствах массовой информации после газовой атаки сектантской организации «АУМ синрике» в токийском метро, когда от нервно-паралитического газа пострадало свыше пяти тысяч человек3. Как впоследствии оказалось, в деятельность этой секты было вовлечено 48600 россиян4. Однако, следует отметить, что Закон о вероисповедании 1990г. открыл свободный доступ в Россию не только для тоталитарных культовых новообразований, но и для тех новых религиозных движений, которые не несут в себе деструктивные черты, а имеют тенденцию утверждаться как «истинные» и занять свое место среди традиционных мировых религий.

В настоящее время в обществе давно назрела острая необходимость отделить зерна от плевел, определить какие из новых религиозных организаций несут в себе угрозу личности, обществу и, в конечном счете, государству; а

1 Нисаренко Д. Почему молодежь выбирает секты//АИФ.-1997.-^МЬ1-2. С. 11.

1 Кузнецова Т.Н. «Церковь Объединения»: образ жизни, вероучение, религиозная рпактика: Автореф. дис. канд. ист. наук. -М.,1997. -С.20.

3 Солнцев В. Откуда такие связи?// АИФ.-1995.-№13. -С.5.

4 Нисаренко Д. Почему молодежь выбирает секты. С.11.

какие призваны удовлетворить духовные потребности человека, указать ему нужное направление в его поисках смысла жизни и просто самосовершенствования. Поэтому, как нам представляется, перед наукой сейчас стоит актуальная задача внимательнейшим образом разобраться в этом необычном для нашей действительности явлении, глубоко и всесторонне изучить каждое из новых течений традиционных религий и, особенно, нетрадиционные для наших мест религиозные конфессии и выработать по отношению к ним соответствующие рекомендации. Актуальность данной проблемы, на наш взгляд, не вызывает сомнений. Мы поднимаем этот вопрос, потому что наша республика, являясь самым северным монголоязычным регионом Центрально-Азиатского ареала, тоже не избежала внимания зарубежных проповеднических организаций.

Сейчас, в конце XX в., история в своем развитии сделала свой очередной виток и Бурятия вновь переживает процессы, аналогичные тем, которые проходили здесь несколько столетий назад. Тогда на территорию, где традиционно господствовал шаманизм, начинают проникать две мировые религии - сначала буддизм в XVI в., а два столетия спустя православное христианство. Нечто подобное переживаем мы и сейчас.

С начала 90-х годов в Бурятию, на фоне деятельности исторически сложившихся этноконфессиональных организаций, таких как Русская Православная Церковь (РПЦ), Древлеправославная Церковь (ДПЦ), Центральное Духовное Управление буддистов, Традиционная буддийская Сангха России, а также различных буддийских и шаманистских религиозных центров, стали проникать и новые нетрадиционные для нашего региона религиозные движения. История повторяется, но только на качественно ином уровне. В настоящее время на территории Бурятии, главным образом в столице республики, развернули свою деятельность такие религиозные объединения как Новоапостольская церковная община, община Церкви Божией Матери Преображающейся, общество «Сознания Кришны» (Бурятский

проповеднический центр «Харе Кришна»), община последователей Веры бахай, Дзогчен община «Палбарлинг», буддийские общины «Ламсан», «Дхарма-центр», «Арьяа-Баала» и др. (см. Приложения № 1, 2, 3). Деятельность пресловутой «АУМ синрике», к счастью, нас не коснулась. Зато не раз давало о себе знать в нашей республике другое религиозное течение, мунитское, о котором уже говорилось выше. Так, в январе 1997г. в столице республики прошли международная конференция «Нравственное возрождение: истинные семьи и здоровое общество» и «Праздник Истинной Семьи». Их организовала и проводила Федерация семей за мир во всем мире. Как известно, эта организация основана преподобным Сан Мен Муном, и входит в мунитское движение Объединения. В этих мероприятиях приняли участие и представители нашего правительства, несмотря на то что официальную юридическую регистрацию в нашей республике эта организация не прошла. По сообщениям печати, Церковь Объединения Сан Мен Муна обладает значительными финансовыми средствами и проявляет большую активность. В последнее время участились попытки со стороны этой Церкви ввести принципы Муна в официально утвержденные школьные программы под видом преподавания «истории религии» или других связанных с религией и философией предметов1. Это не может не настораживать, если нам не безразлична духовная жизнь нашего подрастающего поколения.

Среди тех новых религиозных групп и общин, которые развернули свою деятельность в республике и которые не рассматриваются широкой общественностью как деструктивные, значительная часть представляет собой различные течения неправославного христианства и буддизма. У истоков деятельности христианских протестантских общин стояли большей частью иностранные миссионеры. Принимая во внимание то, что еще в первой половине XIX в. активную миссионерскую работу среди забайкальских бурят

1 Зачеты по научному мунизму: Покровителем Церкви Единения был Горбачев/Югонек.-1995.- ¿&19.-С.47.

проводили английские христиане1, деятельность современных иностранных миссионеров-христиан не явилась для подавляющего большинства населения чем-то необычным. Необычность в данном случае заключалась не в самой религии, а в иностранном происхождении миссионеров-представителей этой религии. Чего не скажешь о деятельности общества «Сознания Кришны» и общины последователей Веры бахай, которые проникли в Бурятию тоже не без помощи иностранцев, но сами конфессии были явлением совершенно новым для населения.

Особенностью этих двух религиозных движений является то, что вплоть до недавних времен узнать о них можно было только понаслышке. Никто прежде не распространял учения и философию этих религий на территории Байкальского региона. Объектом исследования настоящей работы является деятельность нетрадиционных конфессиональных организаций «Сознания Кришны» и «Вера бахай», осуществляемая с момента возникновения в рамках их традиционного ареала, а также их деятельность в Бурятии на протяжении последних десяти лет. Предметом исследования являются сами эти конфессии. Серьезное исследование этой интересной проблемы требует тщательного изучения философии и концептуальных основ этих вероучений, что даст возможность получить более четкое представление об их основных положениях и целях.

Небезынтересными представляются вопросы о том, что в них привлекло ту часть нашей молодежь, решившую стать адептами этих религий, каковы мотивы, побудившие их остановить свой выбор на этих чужеродных конфессиях, минуя традиционные. Исследование этих вопросов представляет интерес не только для религиоведческой науки, но и для мировой истории в целом, а также для социальной психологии, философии, культурологи и отечественной истории.

1 Михайлов Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурятЯХристианство и ламаизм у коренного населения Сибири. -Л.:Наука, 1979. -С. 137; Михайлова В.Т. Православие в духовной культуре бурят (1861-1917): Дисс.к.и.н,- Улан-Удэ: БГУД997.-С.30.

Состояние и степень изученности темы

Новые религиозные течения - Вера бахай и Движение Сознания Кришны - попали в поле зрения ученых сравнительно недавно (Вера бахай - в конце XIX в., Сознание Кришны - с 60-х годов текущего столетия). И хотя к настоящему времени мы имеем обширную библиографию, посвященную индуизму и исламу - материнским религиям исследуемых религиозных течений, приходится констатировать слабую изученность интересующей нас проблемы. Косвенно эти конфессиональные новообразования затрагиваются в работах Б.З. Фаликова1, З.Миркиной и Г. Померанц2, а так же упоминаются в ряде справочных изданий3. Однако в качестве самостоятельного объекта исследования эти вероучения не выделяются. Эти конфессии представлены, большей частью, листовкам, буклетами, а также газетными и журнальными статьями и интервью В.Секерина, Л.Лайнера, Г.Тумаркиной, В.Еремина, Н.Требушевской, А.Климова, А.Кумани, Б.Бердыев, Л.-Х.Гомбоевой, Т.Бадмаева4 и др. Работы этой группы авторов носят обзорный не совсем научный характер, поскольку написаны на основании субъективных суждений без привлечения священных текстов учений.

Б.З.Фаликов в очерке, единственной найденной нами значительной работе, посвященной Движению Харе Кришна, пишет главным образом о Шриле Прабхупаде, основателе Движения, не освещая философских основ этого религиозного учения. Поскольку без глубокого и всестороннего изучения философии того или иного религиозного течения невозможно, на наш взгляд, объективно судить является ли оно истинным или нет, то этой работы

1 Фаликов Б.З. Неоиндуизм я западная кулмура. -М.,: Наука, 1994.-С. 149-189.

2 Мнркина 3, Померанц Г. Великие религии мира. -М.: Рипол, 1995.-С.313-314.

3 БСЭ.2-е изд. М.,1950.Т.5.С.129; МСЭ.2-е над. М.Д950.Т.1.С.895; Всемирное писание. М.:Республнка,1995. С.38-39.

4 Секерин В. Провозвестники новой зры//Читннское обозрение.-1996.-14 сент.;Лайнер Л. Слуги единого Госнода/Лайная власть.-199б.-№7; Гумаркина Г. Во времи молитвы не входить! // МН. Материалы Улаи-Удэнской общины бахай. ■ Б. м. и г. и.; Еремин В. Педагогика духовности // Челябинский рабочий. -1996. - 28 сент.; Требушевская Н. Вера бахай // Авангард. -1993. - 24 марта; Климов А. Хотелось бы верить Н Труд. -1992. -19 нояб.; Кумани А. Семь храмов бахай // Наука и жизнь. - М. -1996. -10 дек.; Бердыев Б. Ашхабадские бахаисты // Союз. -1990. - №37; Гомбоева Л-Х. «Пища для жизни» - для ветеранов войны и труда И Бурятия. -1996. - 15мая; Бадмаев Т. Коммунизм на Приречной // Информполнс. -1996. - 8 мая.

недостаточно для того, чтобы получить исчерпывающее представление о Движении Сознания Кришны.

В диссертации А.З.Бадмаева на соискание степени кандидата исторических наук по теме «Молодежные организации Республики Бурятии на современном этапе (1985-1995гг.)»1 посвящено несколько страниц Сознанию Кришны. Следует отметить несколько негативное отношение к Движению со стороны исследователя. Деятельность общины бахай в диссертации не рассматривалась. Его критическое отношение, по видимому, сформировалось на основе публикаций середины 80-х и начала 90-х годов2, носящих крайне отрицательный характер по отношению к «псевдовосточным культам и мистическим группам» к коим причислялись и кришнаиты. Не имея данное религиозное течение в качестве объекта исследования, автор ограничился рассмотрением только внешней обрядовой стороны жизни адептов этой конфессии, не вникнув в суть вероучения и в смысл их ритуальной практики.

Что касается Веры бахай, приходиться констатировать, что мы не смогли найти сколько-нибудь значительных работ отечественных авторов, рассматривающих деятельность и концептуальные основы вероучения, за исключением журнальной статьи Д.Касаткина . Следует отметить, что хотя вероучение представлено в статье обзорно и схематично, отчетливо проявилось положительное отношение автора к этой конфессии.

Изучению философских основ индуизма и ислама посвящено значительное число работ как отечественных - Г.М.Бонгард-Левин, Н.Р.Гусева, А.Я.Сыркин, Р.Б.Рыбаков, Н.М.Корабельник, А.Д.Литман, С.М.Прозоров4 и др., так и зарубежных исследователей - У.Дж.Уилкинс, С.

1 Бадмаев А.З. дисс. кацд нет. наук.-Улан-Удэ: БГУ, 1997. -С. 80-83.

1 Калачсв Б.Ф. Источники информации о психотехнике в молодежных группах мисгиковШо исписанным законам улицы. -М., 1991. -С. 201; Привалов К. Секты: досье страха. -M., 1987.-С.43.

3 Касаткин Д. Бехаизм в поисках пути к истине/Материалы Улан-Удэнской обвцины бахай. -Без м. и г.и.

4 Боигард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия.-M.'.Наука, 1980.Гусева ILP. Индуизм. История формирования. Культовая практика.-М.:Наука,1977.Сыркин А.Я. Некоторые проблемы изучения упаншнад. ~М:Наука, 1971. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация иидуизма.-М.: Наука, 1981. Корабсльннк Н.М. Социальные и реяигиознофилософские воззрения средневекового

Джейсуал1 и др. Однако большинство этих исследований рассматривают главным образом философские основы данных религий, не анализируя особенности многочисленных ортодоксальных и сектантских течений внутри них. Причем отечественные исследования философии индуизма основываются большей частью на комментариях и переводах последователей школы великого индийского философа и религиозного деятеля Шанкары, так называемых «имперсоналистов», которые представляют пантеистическую, «непреданную» сторону индийской традиции. Тогда ка