автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Культ солнца в мифологии якутов

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Габышев, Еремей Семенович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Культ солнца в мифологии якутов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Габышев, Еремей Семенович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. БЕЛАЯ ВЕР А АЙЫЫ.

1.1. К проблеме понятия "бог айыы" у якутов.

1.2. Ысыах - праздник, посвященный солнцу и обрядам плодородия.

1.3. Служитель культа белых айыы.

1.4. Почитание солнца у якутов.

Глава П. СИНКРЕТИЗМ ОБРАЗОВ СОЛЯРНЫХ БОГОВ И БОЖЕСТВ:

ОЛЕНЬ, ОРЁЛ И КОНЬ У ЯКУТОВ.

П.1. Мировое дерево - космос.

П.2.Космический олень.

П.З. Божественный орёл - повелитель солнца.

П.4. Белый конь.

Глава Ш. К ПРОБЛЕМЕ ДРЕВНИХ ИНДОИРАНСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ

В МИФОЛОГИИ НАРОДА САХА.

Ш.1. Курыканы.

Ш.2. Древние саха и ранние кочевники.

Ш.З. Индоиранские параллели в солярных образах у якутов.

Ш.4. Индоиранские параллели в образах богинь-матерей у якутов.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по истории, Габышев, Еремей Семенович

Актуальность темы. «Культ солнца в мифологии шутов. (Проблема древних этнокультурных параллелей)». Работа посвящена анализу солярных сюжетов и символов в эпических преданиях олонхо народа саха (якутов),1 которые находят аналогии с мифологическими представлениями древних народов 1-го тысячелетия до н.э., в западных степях Центральной Азии и Южной Сибири. Изучение духовного наследия предыдущих поколений в условиях убыстряющегося техногенного развития общества представляется важным для сохранения культурного богатства, созданного в минувшие тысячелетия. Мифологический фонд составляет неотъемлемую часть достижений общечеловеческой цивилизации. Традиционное мировоззрение народов Сибири, сохранившее отголоски древних представлений людей об окружающем мире, в течение многих десятилетий остаётся одной из приоритетных тем российской этнографии.

Исторические предания, содержащиеся в мифологических текстах, также имеют большое значение при освещении вопросов, связанные с этногенезом и допись-менным периодом истории, позволяют в некоторой степени реконструировать мировоззрение древних людей. В совокупности с археолого-этнографическим материалом они помогают создать более целостную картину прошлого.

С древнейших времён культ главного небесного светила был чрезвычайно развит в традиционных культурах многих народов мира. В этой работе анализируется культ солнца, нашедший своё отражение в мифологии народа саха.

В древности предки современных народов, проживая в контактных зонах и общаясь друг с другом, опосредованно могли воспринимать некоторые мифологические 4 сюжеты и образы. В тех случаях, когда в мифах народов, не связанных общим происхождением, обнаруживаются параллели, количество которых выходит за рамки случайных совпадений, они представляю! особый интерес.

Постановка проблемы. Из всех тюркоязычных народов якуты являются самыми северными их представителями. Тюркоязычные предки якутской народности переселились на территорию современной Якутии (бассейн Средней Лены) из Южной Сибири и Центральной Азии. Изучая историю, материальную и духовную культуру якутов, учёные и путешественники ещё в XVIII в. заметили отличие якутов от своих соседей - народов Севера. Тогда же была выдвинута гипотеза о "южном" происхождении якутов. В XIX в. исследователи подтвердили данное предположение и указали на тюрко-монгольское происхождение якутов.3

H.A. Аристов (1896 г.) высказал предположение, что племя саха (якуты) является остатком древнего тюркского племени, основная часть которого некогда занимала Западный Тянь-Шань под именем "сака" или "се" и закончила своё существование в Индии, оставив в Западном Тянь-Шане у киргизов поколение "саяк", а на Енисее род "сагай".4 В дальнейшем мнение о том, что этноним древних саков позже мог сохраниться у некоторых тюркских народов, в том числе у якутов, было высказано Г.В. Ксенофонтовым (20-е гг. XX в.), Д.Е. Еремеевым (1970 г.), А.И. Гоголевым (1993 г.), К.Т. Л|айпановым, И.М. Мизиевым (1993 г.) и др.5 Но мнения разделились в этническом определении саков: тюркоязычные (К.Т. Лайпанов, И.М. Мизиев) или ираноязычные (Г.В. Ксенофонтов, Д.Е. Еремеев, А.И. Гоголев).6

Влияние южносибирских культур на культуру населения бассейна Средней Лены выявляется ещё с эпохи палеометаллов. А.П. Окладников в 40-х годах XX в. сопоставил начало местной культуры бронзового века со средней карасукской эпохой 5 степной бронзы, а её конец - с татарской курганной культурой. Причём заметил, что наибольшее сходство бронзовых вещей из Якутии прослеживается именно с карасук-скими изделиями и что образцом и законодателем для северной металлургии являлся степной скифский мир. А.П. Окладников в отношении южных предков якутов считал, что это могли быть тюркоязычные курыканы Прибайкалья VI-X вв., впоследствии переселившиеся на Среднюю Лену.8

Современные исследователи-якутоведы второй половины XX в. в большинстве своём считают тюркоязычных курыкан основными предками якутской народности.9 Якутская народность, сформировавшаяся в ХУ-ХУ1 веках в бассейне Средней Лены, инкорпорировала в свой состав разные по своему происхождению этнические группы (тюрко-м онго л ьские, палеоазиатские, самодийские и тунгусо-маньжчурские), каждая из которых внесла свой вклад в развитие религиозно-мифологической системы якутов.10

В этногенезе тюркских народов принимали участие помимо собственно тюркского этнокомпонента и другие этносы, относящиеся к различным языковым семьям. В образовании многих тюркских этносов, в числе их этнокомпонентов участвовали племена и роды, говорившие на индоиранских языках. Многие исследователи не раз высказывали мнение о преемственности многих черт культуры тюркских народов от скифо-сибирских культур.11 Часть исследователей в этногенезе тюркоязычные предков якутов, допускают также участие какого-то древнего индоиранского субстрата.12 Трудно судить в действительности об их этнической принадлежности, по комплексу культуры они определяются как население, входившее в скифо-сибирский мир.

На фоне всех этих этнических контактов интересно рассмотреть вопрос о солярных божествах и по возможности проследить культ солнца, оставивший след в 6 мифологии якутов и ираноязычных народов. При этом необходимо учесть, что наличие внешнего сходства может быть обусловлено и конвергентным развитием.

Цель работы. Данная работа представляет собой попытку выявить и проанализировать параллели в отражении культа солнца в мифологии якутов и ираноязычных народов. Автор ограничивается выявлением возможные параллелей в мифологии якутов и ираноязычных народов, не касаясь сопоставления с культурами палеоазиатов, монголов, самодийцев, тунгу со-маньчжур и др., что требует специального исследования по каждому этносу в отдельности. В задачу работы не входят также вопросы, связанные с этногенезом, поскольку это тоже отдельная тема. Речь идёт о культурных контактах далёких предков якутов с ранними кочевниками.

Исходя из этого, в настоящей работе сделана попытка разрешить следующие задачи:

1) выявить в освещении мифологических представлений о трёхфункциональ-ном строении Вселенной {мирового дерева) солярные образы и сюжеты у народа саха;

2) проанализировать образ солнца в религиозно-мифологической системе народа саха;

3) проследить генезис и дальнейшее развитие культа солнечных богов айыы у якутов;

4) рассмотреть аналогии небесных богов и богинъ-матерей в традиционных представлениях якутов и южносибирских тюрков, восходящие к общему древнетаорк-скому пласту;

5) выявить путём изучения наиболее консервативных частей культуры, таких как мифологический фонд и археолого-этнографический материал, следы культурных 7 контактов далёких предков якутов с ранними кочевниками, которые некогда проживали в западные областях Центральной Азии и Южной Сибири;

6) сопоставить и проанализировать древние параллели в образах солнца и солярных сюжетов в мифологии якутов и древних ираноязычных племён Южной Сибири.

Научная новизна. Солнечный культ в якутских мифологических сюжетах и образах и его сопоставление с имеющимися аналогиями в мифологии ираноязычных народов не был ещё предметом отдельного исследования.

Выполнение нашей цели усложняется тем, что помимо временной аберрации и утраты многих элементов исходной кулмуры при выявлении рассматриваемых параллелей у якутов имеются более поздние напластования других культур, а также тем, что целый ряд важных проблем в дохристианских верованиях якутов остаётся недостаточно хорошо изученным.

Анализ литературы. В середине ХУП в. Ленский край вошёл в состав Московского царства. Первые известия о "новой землице" стали поступать из казачьих донесений. С конца XVII- начала XVIII в. начинается сбор этнографического материала по якутам. Участник Второй Камчатской экспедиции 1733-1744 гг. Я.И. Линде-нау собрал и представил материал о религиозных якутских представлениях, в том числе и по мифологии.13 Его труд имеет особое значение, так как в нём содержатся сведения о якутах, когда они ещё не были подвержены христианским влияниям.

В XIX в. продолжился сбор материалов по религиозным верованиям и мифологии якутов. О.Н. Бётлингк записала опубликовал на немецком языке эпическое предание олонхо14 «Эрэйдээх-буруйдаах Эр-соготох» (Обременённый печалью и виной, одинокий мужчина).15 Небольшое по своему объёму олонхо он услышал в г.Санкт8

Петербурге от А .Я. Уваровского, который приехал из Якутии. А.Я. Уваровский в совершенстве владел якутской речью и хорошо знал обычаи якутов. Поэтому не приходится сомневаться в достоверности его сведений, представленных О.Н. Бётлингку. На русский язык его труд был переведён только в 1989 г.

Э.К. Пекарский составил «Словарь якутского языка».16 Этот словарь сохранил язык, существовавший 100 лет назад. В его работе записаны подробные названия и характеристика мифологических богов и героев-первопредков. В этнографическом материале B.JI. Серошевского целые разделы посвящены религиозным культам, обрядам и мифологии якутов.17 Его монография «Якуты» долгое время практически была не доступна для общественности. Новое переиздание книги состоялось в 1993 г. В его работе записаны обычаи и ритуалы, которые впоследствии были забыты даже самими якутами. В.Ф. Трощанский, изучая традиционные верования якутов, главным образом чёрный шаманизм, обратил внимание на то, что в древности у якутов была

18 ещё "белая вера", но которую чёрное шаманство совершенно вытеснило.

Записанное C.B. Ястремским тексты этноса олонхо конца XIX- начала XX вв. и сведения по культу айыы были опубликованы в 1929 г. как «Образцы народной литературы якутов».19 Переведённые на русский язык тексты олонхо были представлены без литературной обработки. П.А. Ойунский в 20-х годах XX в., бережно относив

20 шийся к эпосу, наоборот обрабатывал тексты, придавая им поэтичный слог. В 20-40-е годы XX в. А.А. Попов, проводивший этнографическое исследование в вилюйских улусах Якутии, собрал большой материал по мифологии и культу айыы. В основном этот материал хранится в архивных фондах.21 В этих работах тексты записаны на якутском языке, а имеются также и переведённые на русский язык. Заслугой этих ис9 следователей является то, что они записали многие тексты олонхо в тот период, когда ещё были живы традиции.

С началом XX в. начинается новый этап в якутской этнографии. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ с этнографическим материалом других народов. Л.Я. Штернберг в культе орла попытался реконструировать древнее название и образ главнейшего божества у якутов и провёл широкие параллели по Сибири. Г.В. Ксенофонтов, собирая мифы и легенды по всей территории Якутии, выдвинул гипотезу о том, что в древности у якутов существовала особая "религия", исчезнувшая в XVIII в. Сохранившиеся её отголоски были названы белым шаманством, или культом айыы, в котором образ солнца занимал одно из главенствующих положений. Первоеначальная его монография «Ураангхай-сахалар», изданная в 1937 г., практически, как и «Якуты» В.Л. Серошевского, очень быстро стала недоступной для общественности. Новое её переиздание состоялось лишь в 1992 г. Многие его работы остались неопубликованными и хранятся в архивные фондах. В них проводилось сравнительное изучение традиционной культуры народа саха с культурами ранних кочевников евразийских степей 1-го тысячелетия до н.э.24 Г.В. Ксенофонтов впервые применил метод широкого сравнительно-сопоставительного анализа и комплексный подход к решению многих вопросов якутской этнологии.

А.Е. Кулакове кий" собирая якутский этнографический материал, также обратил внимание на культ айыы.25 К числу недостатков его труда оппоненты относят то, что он не давал ссылок на первоисточники. В своё оправдание он писал: "Я сам природный якут, рос и вырос среди косные якутов и вне сферы влияния русского языка. Поэтому никаких ссылок на разные источники, за редким исключением, не делаю. Кто верит в показание вообще якута, тот пусть поверит и мне, но пусть верит только

10 как единичному индивиду, а не как абсолютному выразителю, верований якутов".26 А.Е. Кулаковского как информатора можно признать условно, поскольку полученное им образование и широкий кругозор могли повлиять на его мировоззрение.Во второй половине XX в. исследователи на основе накопленного фактического материала дореволюционного периода (Я.И. Линденау, Э.К. Пекарский, В.Л. Серошевский, О.Н. Бётлингк, В.Ф. Трощанский, C.B. Ястремский и др.) и исследований 20-40-х годов XX в (Г.В. Ксенофонтов, А.Е. Кулаковский, A.A. Попов, П.А. Ойунский и др.) определили религиозные представления и обряды, связанные с богами айыы определили их как культ айыы в религиозных верованиях якутов. Н.К. Антонов проанализировал якутские исторические термины, в том числе и религиозные, связанные с небесным божеством и жрецами-айыы, и пришёл к выводу, что в подавляющем большинстве жни оказались тюркскими по происхождению, а слова, связанные с чёрным шаманством, - монгольскими.27

H.A. Алексеев попытался классифицировать религиозные верования якутов, в которых наряду с пережитками древних форм религиозных верований выделил самостоятельные культы: 1) промысловый, 2) семейно-родовой культ духов-покровителей, 3) общеякутский культ божеств айыы - покровителей скота и деторождения, 4) шаманизма.28 В отношении культа божеств айыы указал, что он относится к одной из самых слабо изученных сторон религии якутов.29

В культе айыы он выделил богиню-мать Айыысыт и сопоставил её с тюркской Умай и с древнеиндийскими богинями-матерями Ау. Он предположил, что предки якутов могли перенять представления о богине Айыысыт от сакского населения Алтая и Средней Азии VI-VIII вв. до н.э.30 Его версия в отношении богинь Ау как наслеи дия саков не была поддержана оппонентами, поскольку сведения о наличии у них данного культа отсутствуют.

Согласно его исследованиям, белое шаманство у якутов является наследием от тюркоязычных предков, чёрное шаманство - от монголоязычных. Якутские термины, относящиеся к чёрному шаманству, соотносятся с бурятскими и отличаются от аналогичных тюркских. У якутов шаманство сформировалось в отрыве от тюрков Южной Сибири, т.е. тогда, когда предки якутов проживали в бассейне Средней Лены.

А.И. Гоголев, рассматривая генезис этих религиозных верований, сделал заключение, что они были занесены на Среднюю Лену бывшими номадами. Их сложная система религиозного синкретизма находилась ещё на пути оформления политеистической религии. Усиление роли присваивающего хозяйства и неблагоприятные климатические условия, влияние инородной соседней среды привели к увеличению роли шаманства и отмиранию "жреческой религии", постепенному исчезновению "белых шаманов".32

В дальнейшем А. И. Гоголев на основе археолого-этнографического материала выявил в культуре якутов скифо-сибирские истоки, имевшие вероятные связи с пазы-рыкцами Горного Алтая и в целом с ираноязычными племенами Центральной Азии и Южной Сибири 1-го тысячелетия до н.э., а отдельные предпосылки этой трансформа

33 ции в хронологическом плане возможно уходит вглубь 2-го тысячелетия до н.э.

Изучая погребальный обряд якутов ХУП-Х1Х вв., Р.И. Бравина пришла к выводу, что первоначальные истоки данного обряда своими корнями уходят в скифскую (в хронологическом смысле термина) древность. Р.И. Бравина также выделила Пазы-рыкские курганы, к которым, по её мнению, наиболее близки традиционные конструкции якутских могил и их погребальный обряд.34 Л.И. Новгородова, исследуя обря

12 довую одежду якутов - прежде всего, свадебную шубу "тангалай", бытовавшую до XIX в., и женский головной убор "дьабака бэргэсе", - указала на её сходство с одеждой из Пазырыкских курганов.35

E.H. Романова в контексте мифоритуальных традиций якутского праздника Ысыах, посвященного солнцу, выявила сходства в образах индоиранской традиции. В образах солярного божества у якутов она обнаружила параллели с ведийскими солярными божествами.37 В данных работах было проведено достаточно много параллелей и якутско-индоиранских схождений, однако в своих вьюодах они не получили освещения, поскольку они не входили в задачу её исследования. В целом обнаруженные ею якутско-индоиранские сходства совпадают с высказываниями Г.В. Ксееофон-това, А.И. Гоголева и др. по данной проблеме.

Другие исследователи, проводя параллели между народами Сибири и древними индоиранцами, обращались к якутскому материалу для подтверждения своих выводов. Так, изучая обрядовый фольклор бурят, Д.С. Дугаров пришёл к выводу о том, что белый шаманизм западные бурят и якутов является отголоском древней индоевропейской религии.38

Д.В. Черемисин, исследуя ирано-тюркские связи в области мифологии, отметил очень древние иранские параллели в тюркских материалах на примере роли мифологической птицы в годовом природном цикле в якутской «Песне о наступлении года» и в древнеиранском тексте из «Авесты» (Vid. V, 12, 13). Он отметил, что оба эти отрывка идентичны по содержанию. Мифологические образы в якутской «Песне о со

39 творении Вселенной» он возводит к иранским мифологемам.

Сравнивая погребальные обряды народов Индоирана и Сибири, В.А. Винокуров предполагает, что связи между восточносакским эпосом и фольклором коренных

13 народов Сибири (в том числе и предков якутов) были взаимными40. Г.Н. Курочкин, изучая погребальный обряд П и V Пазырыкских курганов Алтая и привлекая материалы сибирской этнографии, провёл параллели с якутским шаманством. На его взгляд, корни сибирского шаманизма восходит к скифской эпохе.41 Исследуя истоки шаманской мистерии сибирских народов, он использовал материалы якутского шаманизма и сюжеты из якутского эпоса олонхо. Генезис их заупокойно-шаманских ритуалов, как считает Г.Н. Курочкин, восходит к эпохе скифской архаики и сопоставим с материалами татарской археологической культуры.42

Интересным представляется исследование в области генетики В.В. Фефеловой. На основании обнаруженной высокой частоты встречаемости "европеоидного" антигена Н1А-А1 у якутов было сделано заключение о присутствии у современных якутов древней европеоидной примеси в настоящее время. Высокая степень гаметной ассоциации между "индоевропейским" геном А1 и геном ВГ7 у якутов показала наибольшую близость с определёнными группами современной Индии. В.В. Фефеловой было высказано предположение о влиянии сохранившейся древней европеоидной примеси у якутов на предрасположенность или резистентность к некоторым заболеваниям, которая отличается от других монголоидов и сближает их с европеоидами 43

В основном в отношении древних связей индоиранцев с сибирскими народами историки, этнографы и археологи проводят параллели в структурно-методологическом плане как пример значений различных сюжетов в мифах народов для объяснения часто непонятных артефактов и т.д. В.И. Абаев, проводя кавказские параллели с «Илиадой», использовал якутский материал. Объясняя эпизод, в котором древние греки, чтобы одолеть врага, спрягались внутри деревянного "троянского коня", провёл параллель с нартовскими героями в шкуре быка и якутским эпическим

14 богатырём в шкуре коня. В данном сопоставлении идеи "троянского коня" с сюжетом из якутской мифологии В.А. Абаев видит ключ к пониманию некоторых мифических

44 сюжетов, без намека на историческую связь.

В связи с этим высказываются также мнения о некорректности таких сопоставлений, с точки зрения этнического и временного факторов, хотя в то же время не отрицается наличие ирано-сибирских контактов, которые достаточно очевидны.45

Предлагаемая работа посвящена анализу культа солнца и связанных с ним мифологических образов и сюжетов у якутов, имеющих корни в религиозных древне-тюркских представлениях, основа которых, в свою очередь, определилась ещё в эпоху ранних кочевников.

Хронологические рамки темы диктуются материалами, использованными в самом исследовании. Это преимущественно мифологические и языковые сведения народа саха и археолого-этнографический материал якутов XVIII-XIX вв. По мифологии предполагаемого ираноязычного населения Южной Сибири, с которым могли иметь связи далёкие предки якутов, в качестве сравнительного материала используются мифологические данные, сохранившиеся у народов, говоривших на индоиранских языках, они представлены по следующим источникам: «Рнгведа» (&§ое<!а-)46 -собрание преимущественно религиозные древнеиндийских гимнов, датируемое 2-1-м тысячелетиями до н.э.;47 «Авеста» (араз1:ау)48 - древнеиранский религиозный памятник, собрание священных книг, составленное Заратуштрой (и после его смерти записанные его последователями), видимо на рубеже 2-1-го тысячелетий до н.э.;49 «Шахнаме» («Книга о царях»)50 - прозаические и стихотворные своды мифов и исто

15 рических хроник иранских народов - ID-VI вв., на основе которых в X в. были созданы своды на фарси (дари)51.

Методология. В основу исследования положен историко-срав нительн ый метод. При написании диссертации автор неоднократно обращался к работам отечественных учёных, посвящённым этнологическим исследованиям солярных культов и обрядов народов, говоривших на тюркских и индоиранских языках. Привлекались работы этнографов Сибири. Рассматривая материал разных по развитию и хронологии обществ, автор учитывает, что религии классовых обществ вышли из верований доклассовых. Реконструкция проводится на основе выявленных параллелей, аналогий и архетипов.

Источниковой базой настоящего исследования послужили архивные данные, словари и опубликованные материалы (тексты), близкие по тематике. Так, были использованы материалы Архива МАЭ РАН (фонд 14), из которого была изучена часть документов из собрания A.A. Попова: «Сказание о мироздании, о происхождении родов, другие религиозные представления якутов», «Лесная вера», «Верования якутов Вилюйского округа». Эти полевые материалы собирались A.A. Поповым в 20-40-е годы XX в. среди вилюйских якутов. Из Архива ЯНЦ СО РАН (фонд 4) были использованы документы из собрания Г.В. Ксенофонтова: «Эллэйада. Якутский эпос. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов», «К вопросу о происхождении "Caxa''-якутов и об их историческом изучении якутов раньше и теперь», «Скифы с берегов Лены», «Скифский миф о праотцах народа и учителе религии якутов», «Скотоводство как источник войн, развитие народного эпоса, культа ездовые животных и кузнечного искусства», «Распространение кочевой культуры», «К вопросу о бычьей и коневодческой культурах. Вопросы мифологии и религии», «К вопросу о

16 мифологии земледельческих народов (Классические параллели к Эллэйаде)», где он обращает внимание на архаичные элементы культуры, восходящие к дотюркской эпохе, к ранним кочевникам 1-го тысячелетия до н.э., а также на параллели с древними народами, говорившими на индоиранских языках.

По мифологии якутов были привлечены материалы героических эпосов олонхо: «Нюргун Боотур Стремительный»,52 воссозданный на основе народных сказаний П. Ойунским; «Могучий Дьагарыма», воссозданный В.М. Новиковым - Кюннюк Ура-стыровым; «Кыыс Дэбилийэ»54 под редакцией Н.В. Емельянова и В.Т. Петрова; «Эрчимэн Бэргнн»55 под редакцией С. Васильева (Борогонского); «Олонхо [Эрэйдээх-буруйдаах Эр-соготох]»,56 записанное О.Н. Бётлингком; «Вороным конем владеющий, в оборотиичествах искусивший Кулун Кулустур», «Грозный-Разящий» (Сюнг-Джасын),58 «Эр Соготох» (Одинокий)59 - записанные C.B. Ястремским. В дополнение к олонхо использовались «Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов», собранные Г.В. Ксенофонтовым,60 а также «Исторические предания и рассказы якутов» под редакцией A.A. Попова, подготовленные к изданию Г.У. Эрги-сом.61

Кроме того, были привлечены словари: «Словарь якутского языка» Э.К. Пекарл ¿л ского, «Опыгь словаря тюркскихъ нарйчш» В.В. Радлова, «Этимологический словарь тюркских языков» Э.В. Севортяна,64 «Памятники древнетюркской рунической письменности» С.Е. Малова,65 язьпсовой фонд «Древнетюркского словаря»,66 а также л!

Монгольско-русский словарь» .

По мифологии предполагаемого ираноязычного населения Южной Сибири, с которыми могли иметь связи далёкие предки якутов, в качестве сравнительного мате

17 риала используются мифологические данные, сохранившиеся у других народов, говоривших на индоиранских языках, и которые в то же время прослеживаются у якутов.

Дополнительными источниками послужили тексты «Ригведы»,68 «Мифы древ

69 70 71 72 ней Индии», «Авесты», «Шахнаме», «Та'рйх-и ей стан» (история сйстана) .

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и примечаний.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культ солнца в мифологии якутов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом анализ религиозно-мифологического мировоззрения якутов показывает, что их представления являются сугубо локальными (бассейн Средней Лены), отличающимися от традиционного религиозного мировоззрения тюрков Южной Сибири, однако в основе своей якуты в значительной мере сохранили религиозный древ-нетюркский пласт. В своих наиболее архаичных солярных образах и сюжетах мифологии, помимо типологических параллелей, объясняющихся архетипами, присутствующими у разных народов, не связанных общим происхождением, у якутов обнаруживаются некоторые детальные совпадения в культе солнца с народами, говорившие на индоиранских языках. Эти параллели могут быть объяснены опосредованными контактами через своих тюр коя зычных предков с ранними кочевниками евразийских степей 1-го тысячелетия до н.э. и, в частности, с оседлыми скотоводами и земледельцами Южной Сибири и западных степей Центральной Азии.

В Заключении сделаны следующие выводы:

1.В мифологических представлениях о трёхфункционнальном строении Вселенной (мирового дерева) выявляемые солярные образы и сюжеты у народа саха занимают центральное положение. В эпосе олонхо солнечное племя айыы во главе с Юрюнг Айыы Тойоном - главой богов и создателем Вселенной - находится во главе пантеона богов. Эти представления распространились среди якутов от коневодческих племён и родов кангаласцев - потомков легендарного Эллэя.

2.Традиционный религиозный якутский пласт представлял собой сложную по происхождению религиозно-мифологическую систему. В ней отразилось влияние тех

187 якутских племён и родов, в хозяйственном укладе которых солнце играло более важную роль, чем у других якутских племён и родов. Постепенно к началу XX в. образ солнца сравнялся с Юрюнг Айыы Тойоном.

3.Племена и роды, разводившие в основном крупный рогатый скот, до ХУЛ в. были потомками другого легендарного предка якутов - Омогоя. Вместе с ними передавались другим якутским племенам их религиозные представления (чёрное шаманство). В ХУШ-ХХХ вв. вместе с русским влиянием у якутов возникает христианство. Все эти процессы повлияли та религиозные представления якутов, и культ солнечные богов айыы постепенно стал забываться.

4. Известно, что якутское 'тангара' - 'бог, небо' и слова южноеибирских тюрков; 'тэнгэри, тэнгри' (алт.), 'тэгри' (шоре.), 'тигир, тэр' (хакас.), 'дээр' (тувин.) и др. восходят к древнепоркекому ГТЧИ ^ет^п], с тем же самым значением. Якутское айыы (творец) соответствует тюркскому 'джайуучы' и присутствует в слове 'айгыр' (жеребец). Якутская богиня-мать Айыысыт функционально соответствует богиням-матерям Умай (др.-тюрк.), Умай-эго (кумадин.), Ымай-энэ (качинск.), Мау-энэ (телеут.). В якутском языке Ымай не сохранилось. Это слово используется в словосочетании 'ымай киэли' - 'матка (анат.), женская утроба'. Культ айыы у якутов, имеющий аналогии с религиозными представлениями южно-сибирских тюрков, в значительной мере сохранил основные древнетюркские представления о богах.

5,Отдельные сюжеты и образы мифологии саха обнаруживают параллели в мифологии народов, говоривших на индоиранских языках. Помимо общих архетипов (эсхатологические представления и последующее возрождение - и в «Авесте» и в олонхо) просматриваются детальные совпадения в названиях и в функциональных

188 назначениях солярных сюжетов и образов (олень, орёл, конь). Северо-восточным ответвлением иранцев были ранние кочевники 1-го тысячелетия до н.э., которые могли передать свои религиозные представления последующим (в хронологическом смысле) народам, в том числе и тюркоязычным.

6.Основные мотивы солярных образов и сюжетов в мифологии якутов имеют особенности, обусловленные их локальным развитием. Однако в них присутствует значительный пласт духовной культуры древних индоиранцев, унаследованный ими через своих тюркоязычных предков.

 

Список научной литературыГабышев, Еремей Семенович, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Архив МАЭ РАН. ф.14, оп.1, №2. Попов A.A. Сказание о мироздании, о происхождении родов, др.религиозные представления якутов. Вилюйский у. Якутской АССР. Полевые записи. 19211928. Количество листов 68.

2. Архив МАЭ РАН. ф.14, оп.1, ед.хр.10. Попов A.A. Лесная вера. Записки о верованиях и обрядах якутов на основании записей и наблюдений, сделанных в Удюгейском улусе Вилюйского уезда. Опыт этнографического исследования.

3. Архив МАЭ РАН. ф.14, оп.1, ед.хр.10. Попов A.A. "Лесная вера". Черновик отдельных разделов о верованиях и обрядах якутов. Автограф. 1922-1927. Количество листов 152.

4. Архив МАЭ РАН. ф.14, оп.1, ед.хр.14. Попов A.A. Верования якутов Вилюйского округа. Монографип. Автореф., машинопись. 1924-1946 гг. Количество листов 595.

5. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.20. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Якутский эпос. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. (Тексты собраны и переведены с якутского на русский язык Г.В. Ксенофонтовым.)

6. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.26. Ксенофонтов Г.В. К вопросу о происхождении "Caxa''-якутов и об их историческом изучении якутов раньше и теперь. (К I тому "Урангхай-сахалар") на 68 л. + 30 л. = 98 л.

7. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.ЗЗ. Ксенофонтов Г.В. Скифы с берегов Лены. Библиография по археологии Вост. Сибирского края. 122 л.

8. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.34. Ксенофонтов Г.В. Скифский миф о праотцах народа и учителе религии якутов. (Из II тома "Урангхай-сахалар".) Машинопись.

9. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.56. Ксенофонтов Г.В. Скотоводство как источник войн, развития народного эпоса, культа ездовых животных и кузнечного искусства. 33 л.

10. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.58. Ксенофонтов Г.В. Распространение кочевой культуры. 1927-1928 гг. - 44 + 40 = 84 л.

11. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.63. Ксенофонтов Г.В. Вопросы мифологии и религии. 534 л.

12. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.75. Ксенофонтов Г.В. К вопросу о мифологии земледельческих народов. на 33 л.

13. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.91. Ксенофонтов Г.В. Классические параллели к Эллэйаде (в виде отдельных статей, в некоторых из них не хватает отдельных листов).

14. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.94. Ксенофонтов Г.В. Материалы по шаманству.1. ИСТОЧНИКИ

15. Авеста//Гуриев Т.А. Из жемчужин Востока: Авеста. Владикавказ: Изд. СОГУ, 1993. - 87 с. (Сев.-Осетинский госуниверситет)

16. Авеста: Избранные гимны; Из Видевдата /Пер. с авест, предисл., прим. и словарь И. Стебллин-Каменского. М.: Дружба народов; КРАМДС - Ахмед Ясови, 1992. - 207 с.

17. Коммент. Ю.С. Степанова, Н.Н. Казанского. М.: Прогресс-Универс Б.г., (1995). - 452, 1. е.: пл.; 25 см.

18. Большой китайско-русский словарь шшт (по русской графической системе в четырех томах). Ок. 250 ООО слов и выражений /Сост. кол. китаистов под рук. и ред. проф. И.М. Ошанина. М.: Главная редакция восточной литературы "Наука", 1984. - Т.З. - 1104 с.

19. Вороным конем владеющий, в оборотничествах искусивший Кулун Кулустур. С.56-76. //Ястремский С.В. Образцы народной литературы якутов. - Л., 1929. - Т.VII. - 218 с. (Тр.комиссии АН СССР по изучению Якутской АССР)

20. Восканян Г.А. Русско-персидский словарь: Ок. 30000 слов. М.: Рус. яз., 1986. - 832 с. 2ЪТардези. Зайн ал-а?бар (Украшение известий)//Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю

21. Азию с научной целью в 1893-1894 гг.

22. Геродот. История. /Пер. съ греческаго языка Иваномъ Мартыновымъ. СПб: Типографк loe. 1оаннесова, 1826. - 4.XV. Кн. 18. Исторш Иродотова, с прим. Переводчика. - 4.L, содержащая въ себ£ кн.: 1 и 2. - 807 с. (Гречесюе классики)

23. Геродот. История. /Пер. сь греческаго языка Иваномъ Мартыновымъ. СПб: Типографш loe. 1оаннесова, 1827. - 4.XVI. Кн. 19. Исторк Иродотова сь прим. Переводчика. - Ч.П, содержащая въ ce6i кн.: 3 и 4. Кн.4. Мельпомена. - 671 с. (Гречесюе классики)

24. Геродот. История. /Пер. съ греческаго языка Иваномъ Мартыновымъ. СПб: Типограф1я loe. 1оаннесова, 1828. - Ч.XVIII. Кн.21. Истор1я Иродотова съ прим. Переводчика. - 4.IV, содержащая вь себй кн.: 7, 8. Кн.7. Полимнш. - 630 с. (Гречесюе классики)

25. Грозный-Разящий (Сюнг-Джасын). С.75-99. //Ястремский С.В. Образцы народной литературы якутов. - Л., 1929. - Т.VII. - 218 с. (Тр.комиссии АН СССР по изучению Якутской АССР)

26. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. - 676 с.

27. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. - 330 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока)

28. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл.ред. В.Н. Ярцева, М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 е.: ил. С.145.

29. ЪЪЛисоеый И.А., Рееяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Слов,-справ. по истории и культуре Древ. Греции и Рима /Науч. ред. А.И. Немировский; Предисл. Г.И. Шевченко. Минск: Беларусь, 1996. - 2-е изд., - 253 е., ил.; 22 см.

30. ЗА Малое С.Е. Памятники древнетюркской рунической письменности. Тексты и исследования. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1951. - 452 с.

31. Мифологический словарь /Гл.ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991.736 с.36Малое С.Е. Памятники древнетюркской рунической письменности. Тексты и исследования. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1951. - 452 с.

32. Мифы древней Индии /Литературное изложение В.Г. Эрмана и Э.Н. Темкина. М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1975. - 240 с.

33. Могучий Дьагарыма: Якутский героический эпос-олонхо. Текст воссоздал К. Урастыров /Пер. на рус.яз. А. Романова. Худож. Е. Третьякова. Якутск: Кн. изд-во, 1983. - 408 е., ил.

34. Монольско-русский словарь /Под общ.ред. А. Лувсандэнэва. Ок. 22000 слов. Комитет наук Монгольской Народной Республики. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1957. - 715 с.191

35. А2.Пекарский Э.К Словарь якутского языка. М.: Изд. АН СССР, 1958. Вып. 1-4. - T.I. -1280 стлб.

36. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. М.: Изд. АН СССР, 1959. Вып. 5-6. - Т.П.2508 стлб.44Лекарский Э.К. Словарь якутского языка. М.: Изд. АН СССР, 1959. Вып. 10-13,- Т.1П.- 3858 стлб.

37. АЦ'адловъ В.В. Опыть словаря тюркскихъ нарйчш. СПб.: Типографш Императорской Академш Наукъ, 1911. - T.IV. - 2230 стлб.

38. Ригведа. Избранные гимны /Пер., комментарии и вступ. статья Т.Я. Елизаренковой. Отв.ред. Г.М. Бонгард-Левин. М.: Главная редакция восточной литературы "Наука", 1972. - 408 с. (АН СССР, Ин-т востоковедения)

39. Русско-якутский словарь. /Под ред. П.С. Афанасьева и Л.Н. Харитонова. Ок. 28000 слов.- М.: Сов .энциклопедия, 1968. 720 с.

40. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. - 416 с.

41. Та'рйх-и ей стан ("история ей стана") /Пер., введение и комментарии Л.П. Смирновой. -М.: Главная редакция восточной литературы "Наука", 1974. 386 с. (Памятники письменности Востока. XLII. АН СССР Отд-ние истории институт востоковедения)

42. Шах-наме; Сказание о Рустаме//Фирдоуси. Шах-наме; Сказание о Рустаме /Пер. с фарси-тадж. В.В. Державина; Предисл. Б.Г. Гафурова; Сост. и прим., К.С. Айни. М.: Худож. лит., 1980. -477 с. (Классики и современники. Литература народов СССР)

43. Эллэйада//Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М.: Наука, 1977. - 248 с.

44. Эр Соготох (Одинокий). С. 13-55. //Ястремский C.B. Образцы народной литературы якутов. - Л., 1929. - T.VII. - 218 с. (Тр.комиссии АН СССР по изучению Якутской АССР)

45. Эрчимэн Бэргэн (олонхо). Текст воссоздал С. Васильев (Борогонский) /Пер. с якут. Л.М. Коноплянко. Якутск: Кн. изд-тво, 1990. - 186 с.

46. Hudüd al-'Alam «The Regions of the World»/by V. Minorsky, with the preface by V.V. Barthold «E.J. W. Gibb Memoria Series» (GMS). NS. Vol. ХП. London, 1937.192

47. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

48. Абаев В.И. Два зороастризма в Иране. С.75-87. //Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. - Владикавказ: Ир, 1990. - 640 с.

49. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. Цхинвали: Изд. "Ирыстон", 1982. - 105 с. (Юго-осетинский научно-исследовательский ин-т АН Грузинской ССР)

50. Абаев В.И. О перекресных изоглоссах. С.510-527. //Абаев В.И. Избранные труды: В 4 т. /Отв.ред. и сост. В.М. Гусалов. - Владикавказ: Ир, 1995. - 724 с. (Северо-осетинский ин-т гуманитарных исследований)

51. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. С.299-419. //Абаев В И. Избранные труды: В 4 т. /Отв.ред. и сост. В.М. Гусалов. - Владикавказ: Ир, 1995. - Т.2. Общее и сравнительное языкознание. - 724 с. (Северо-осетинский ин-т гуманитарных исследований)

52. Абаев В.И. Скифский быт и реформа Зороастра. С.9-47. //Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. - Владикавказ: Ир, 1990. - 640 с.

53. Абаев В.И. Троянский конь (Кавказские параллели). С.326-364. //Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. - Владикавказ: Ир, 1990. - 640 с.

54. Айни К. Примечания//Фирдоуси. Шах-наме; Сказание о Рустаме /Пер. с фарси-тадж. В.В. Державина; Предисл. Б.Г. Гафурова; Сост. и прим., К.С. Айни. М.: Худож. лит., 1980. - 477 с. (Классики и современники. Литература народов СССР)

55. ТбАлесеев НА . (Новосибирск). Сюгэ тойон. С.521. //Мифологический словарь /Гл.ред. Е.М. Мелетинский. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.

56. ПАлексеев H.A. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. - 242 с.

57. Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск: Якутский госуниверситет, 1971. - 173 с.

58. Антонов Н.К. Наследие предков. Якутск: Нац. кн. изд-во "Бичик", 1993. - 200 с.193

59. М.Бартольд В В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью в 1893-1894 гг.

60. Винокуров В.А. Погребальные обряды Индоирана и Сибири в славянских эпосах. -Симферополь: "Таврин", 1992. 87 с. (РАН, Научный совет по фольклору)

61. ГафуровБ.Г. Предисловие//Фирдоуси. Шах-наме; Сказание о Рустаме /Пер. с фарси-тадж.

62. НО Тоголев А.И Эпико-мнфологический мир саха. С.10-20. //Язык-миф-культура народов Сибири: Сборник научных трудов. - Якутск: Якутский госуниверситет, 1996. - 192 с.

63. ХПДитмар А.Б. От Скифии до Элнфанты. Жизнь и путешествие Геродота. М.: Государственное изд-во географической литературы, 1961. - 86 с. (Замечательные географы и путешественники)

64. Думшин Г. О р£кахь Скивш, по Геродоту. Разсуждеше студента Георгш Думшина.

65. C.3-73. //Труды студентов Ришельевского лицея. Одесса, 1852. - 172 с.

66. Елизаренкова Т.Я. Комментарий//Ригведа. Избранные гимны /Пер., комментарии и вступ.статья Т.Я. Елизаренковой. Отв.ред. Г.М. Бонгард-Левин. М.: Главная редакция восточной литературы "Наука", 1972. - 408 с. (АН СССР, Ин-т востоковедения)

67. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. М,: Наука, 1990.208 с.

68. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. - 334 с.

69. Запорожниченко A.B. Шаманизм и древние иранцы. С.26-27. //Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Тез.докл. международбой науч.конференции 15-22 августа 1992 г. - Якутск: Якутский госуниверситет, 1992. - 113 с.

70. Ъ\.Зыков НЕ. Становление современных представлений о происхождении якутского народа. С. 125-130. //Археология Якутии: Сб.науч.трудов. - Якутск: Якутский госуниверситет, 1988 -140 с.

71. Ъ2.Килуновская М.Е. Интерпретация образа оленя в скифо-снбирском искусстве (поматериалам петроглифов оленных камней). 103-107 с. //Скифо-сибирский мир. Искусство и идеологИэ. - Новосибирск: Наука, 1987. - 176 с.

72. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. М.: Изд. АН СССР, 1951. - 643 е., ил., карт.; 5 л. ил., карт. 27 см.

73. Кляшторный СТ., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. Программа: "Народы России: возрождение и развитие". СПб., 1994. - 148 с. (Серия: "Тюркские народы России")

74. Константинов КВ. Происхождение якутского народа и его культуры. С. 106-173. /Якутия и ее соседи в древности (Труды Приленской археологической экспедиции). - Якутск, 1975. -220 с. (АН СССР. Якут.филиал Сиб. Отд-ния. Ин-т языка, литературы и истории)

75. Кочмар H.H. Писаницы Якутии. История и культура Востока Азии. Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 1994. - 262 с.

76. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды. (Публикации 1928-1929 гг.). Вып. изд-ния приурочен к международной конференции "Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции". Якутск: Творческо-производственная фирма "Север-Юг", 1992. - 309 с.

77. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. -М.: Наука, 1977. 248 с.

78. Кудряшевъ М.И. Введете. С.5-139. //Шснь о Нибелунгахъ. Съ введетемъ и прим. /Пер. съ средне-верхне-нъмецкаго размеромъ подлинника М.И. Кудряшевъ. - СПб: Типографш H.A. Лебедева, Невсгай просп., д. № 8., 1889. - 437 с.

79. Лелеков Л.А. О символизме погребальных облачений ("золотые люди" скифо-сакского мира). С.25-31. // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. -176 с.

80. Миронов B.C. Памятники позднескифского времени на Средней Кату ни. С.82-84. //Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока /Ответ.ред. Ю.Ф. Кирюшин. Ред.кол.: В.В.197

81. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязызных народов евразийских степей 1 тысячелетия до н.э. М.: Наука, 1985. - 205 с.

82. П2.Романова. E.H. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления. Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1994. - 160 с.

83. П9.Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 155 с.

84. Сшш? Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. /Пер. с англ. A.B. Степанова, И.П. Ястребовой и JI.A. Княжинской. Ред. и предисл. К.А. Антоновой. М.: Изд-во иностранной литературы, 1954. - 422 с. с табл.

85. Стеблин-Каменский И.М. Предисловие//Авеста: Избранные гимны; Из Видевдата /Пер. с авест., предисл., прим. и словарь И. Стеблин-Каменского. М.: Дружба народов; КРАМДС - Ахмед Ясови, 1992. - 207 с.

86. Тайлор Э.Б. Первобытная культура /Пер. с англ. Д.А. Коропченского; Предисл. и прим. А.И. Першица. М.: Политиздат, 1989. - 573 е.; 21 см. - Указ.: с 523-568. - (В пер.)

87. Ш.ТерапианоЮ. Маздеизм. -М.: "Сфера" РТО, 1992. 112 с.

88. Ю.Толстова Л. С. Вопросы ранней этнической истории народов Приаралья. (По данным исторического фольклора и ономастики). Нукус, Каракалпакстан, 1989. - 128 с.

89. ТрощанскШ В.Ф. Эволощя черной в&ры (шаманства) у якутовъ. Казань: Типо-литограф1я Императорскаго Университета, 1903. - 185 с. с 10 фигурами и 4 приложениями.

90. Черемисин Д.В. К ирано-тюркским связям в области мифологии Богиня Умай и мифическая птица. С.31-39 с. //Народы Сибири: история и культура. - Новосибирск, 1997.199

91. Щербаков В.И. Как был открыт город богов. С.37-61. //Книга тайн. Сб. /Предисл., выбор и обзорные В. Щербакова. Художник К. Панцулая. - М.: Общество по изучению тайн и загадок Земли, 1991. - 304 е., ил.

92. ЭргисГ.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. - 396 с. 203.Ястремскнй C.B. Образцы народной литературы якутов. - JL, 1929. - T.VII. - 218 с. (Тр.комиссии АН СССР по изучению Якутской АССР)