автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Культовое золдчество Белоруссии XIV-XVI вв. Историческое и архитектурно-археологическое исследование

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кушнеревич, Александр Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Культовое золдчество Белоруссии XIV-XVI вв. Историческое и архитектурно-археологическое исследование'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культовое золдчество Белоруссии XIV-XVI вв. Историческое и архитектурно-археологическое исследование"

АКАДЕШЯ НАУК СССР • ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГ/И ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

На правах рукописи

УДК 904 (476)+ 72 (4-76) (091)' ^

//

ЮТШЕРЕЗКЧ Александр Николаевич

КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО БЕЛОРУССКИ Х1У—ХУ1 вв. ИСТОРИЧЕСКОЕ И АРХИТЕКТУРНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Специальное?! 07.00.06 — Археология

Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ленинград-1990

Работа выполнена в Институте историк Академии каук БССР, в отделе археологически* исследований зон новостроек. .

Научный руководитель — доктор исторических наук,

профессор йтыхов Г.В. Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Ткачев М.А.

кандидат искусствоведения Булкин Вал. А. Ведущее учреждение — Государственный Эрмитаж.

Зацита состоится " " __1991 г. в Ч часов на

р_ —

заседании спепиализирозанного совета й Д 002. 18.02 по защите докторских диссертаций при Ленкчградском отделении Института археологии АН СССР.

Адрес: 192041, г. Ленинград, Дворцовая набережная, 18. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского отделения Института археологии АН СССР.

Автореферат разослан n ~..--r-zZi^_1991г.

Уценка секретарь специализированного совета ■ каядадат исторических чаук

Распопова В.И.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуаленос ть косле дозания. В период коренной перестройки ка-иего ооцества партией и правительством осооое вникание придается развития национальных культур народов СССР, раскрытия их творческих возможностей, выявления исторических традиций и дос тк:кени:1.

3 решении этих задач важное место принадлежит кзучежы архитектурного наследил. Своеобразие зодчества Белоруссии .тагно прозледать наиболее отчетливо элъко з культовой архкгекгуре, являвшейся в период средневековья оснсзнам, наиболее полно воплотившим достижения искусства я строительной техники- той эпохи, видом строительной деятельности. ■

По сравнению с замками и гражданскими постройкам:* культовые сооружения лучше сохранились, поэтому в основном только на их примере можно изучить достаточно детально происходившие л Х1У— ХУТ зз. в Белоруссии архитектурна-худокестзенные процесса.

Вхождение белорусских земель в состав Великого'княжества Литовского, образовавшее затем вместе с Королевством Польским государство — Речь Посдолктуа, а таете их географическое положение являются причиной того, что изучение культовой архитектуры Белоруссии этого периода представляет интерес кз только для оелорусов, но и русского, украинскою, литовского с польского народов, ибо позволяет оолез отчътлпзо узтзнозптз худо-кестзеннае приникни, которым в'этот период следовало 2 своем развитии их зодчество.

Актуальность и важность данного исследования состоит зцз и в то:.«, что каждая вновь выявленная постройка имеет исключительно вакное значение для суждения о строительных материалах, строи- _

I

тельной технике и типах храмов, характерных белорусскому зодчеству Х1У--ХУ1 вв.

При очень бедном фонде памятников Х1У в. непонятным является с научной точки зрения нежелание белорусских историков архитектуры и искусствоведов вводить в общий контекст зодчества Белоруссии результаты археологических исследований храмов Х1У в. Нопо-грудского и Гродненского замков. Это но позволило ученым достаточно полно характеризовать источники творческих импульсов з архитектуре ХУ1 з., а также более рельефно показать общую картину эволюции храмозого зодчества Белоруссии Х1У—ХУ1 вв. Действительное» же состояние науки позволяет перейти к постановке к решению ряда сланных проблем развития культовой архитектуры Белоруссии данного периода.

Хронологические рамки исследования ограничены Х1У—ХУ1 вв. и соответствуют периоду формирования белорусской народности, ее языка, культуры.

Объектом исследования являются каменные культовые постройки Белоруссии, а такге православные храш, находящиеся на тех территориях Литвы (Вильно, .Уроки, Ковно) и Польши (Белоетопкое воеводство), где в Х1У--ХУ1 вв. преобладало белорусское население или отмечалась его очень большая концентраций.

Архитектура Литвы и Белоруссии, находясь в одном государстве, испытывала постоянное взаимовлияние. Поэтому, чтобы правильно определить специфичность культового зодчества Белоруссии вакно его сравнить с хра:лами Литвы. Рассматривать 22 архитектуру этих народов как нечто единое целое буде? неправильно, иоо они оола-дзли различно;; архитектурной предысторией, отличались факторами зконогтэсксй оостако^ки, конхассиокально^: ситуация, а неоднлалозч;.! здпаназм язычества.

2

Цель рабом — показать наиболее полную эволюции культового зодчества' Белоруссии ХП—ХУ1 вв., обратив при этом, на основе сравнения с архитектурой о освднях народов, внимание на формирование черт его самобытности.

В процессе раосты над диссертацией необходимо было репжть следующие основные задачи:

— изучим процесс накопления и развития исторических к архитектурно-археологических знаний о белорусском культовом зодчестве рассматриваемого периода;

— на основании комплексных исследований дать всестороннюю характеристику памятникам;

— пополнить путем архивных и архитектурно-археологических исследований фонд изучаемых построек;

установить хронологические ракки бытования, изучить процесс развития а показать своеобразие готики в архитектуре Белоруссии;

— выделить основные композиционные типы храмов;

— дать общую характеристику белорусского культового зодчества Х1У—ХУ1 вв.

Метод к методика исследования. 3 работе использован сравнительно-исторический метод. 3 основу написания диссертации поло- • ней комплексный подход к исследованию памятников архитектура.

Автором в течение пяти лег (1985—1989 гг.) были проведены архитектурно-археологические исследования 14 храмов ХУ—ХУ1 вз. В процессе этих работ выявлены два памятника ХУ в. Среда них новый композиционный тип храма для архитектуры Белоруссии, которым является одностолпный храм первой четверти ХУ з. во Вое-любе. Пополнен также фонд памятников ХУ1 в. ранее неизвестным храмом в Гольианах (Гродненская обл.). .

3

Hg изучались только постройки последней четверти ХУ1 в. (коснел иезувсоз и храм оеаедактинок в Несзх'ке), выполненные в стиле барокко. Оки были детально рассмотрены в диссертации Т.В.Габ-русь. Поэтому км дается только лаконичная архитектурная характеристика. Одновременно с архитектурно-археологическим изучением памятников автором выявлено и проанализировано больное количество рукописных материалов, фотографий, чертеней, хранящихся в архивах, рукописных отделах библиотек Минска, Вильнюса, Ленинграда. ...............

Научная новизна. В исследовании зперзые:

— освецены вопроса исторического и архитектурно-археологического изучения белорусского культового зодчества Х1У--ХУ1 вв.;

— раззитие культовой архитектуры Белоруссии рассмотрено с храмов Х1У в., а не.о оборонных'церквей первой половины ХУ1 в., описанием которых до последнего времени начинались работы белорусских исследователей по зодчеству данного периода;

— введены в научный оборот два ранее неизвестных костела ХУ в. и ода храм середины 171 в., выявленные нами в процессе архитектурно-археологических исследований;;

— проведено комплексное изучение культовой архитектуры Белоруссия Х1У—ХУ1 вз. во взаимосвязи с развитием зодчества соседних народов; ,

— выделены типологические группы храмов ХУ1 в.;

—' наиболее полно очерчен кр-'Г исследуемых памятников, датировки и плана некоторых из. них уточнены;

— установлены хронологические рамки оытования. готики и 0ол< легально по сравнению с предшествующий исследователями (A.C. Янхязячеяа) показан процесс, ее развития в культовой архитектуре Белоруссии. • '

Практическое значение. Материалы исследования ухе используется и в дальнейшем могут применяться Институтом "Белспецпроект-реставрацкя". К н;-м могу г обращаться историки архитектуры, искусствоведы, архитекторы, реставратору при проведении исследования отдельных памятников, а также при написании обобщавших работ по историк оелоруссного зодчества. Результаты исследования позволяют расширить список памятников архитектуры, подлежащих охране и реставрации.

Аг:пооация ггкссептацаи. По теме диссертации сделаны доклады на заседании отдела славяно-финской археологии ЛОКА АН СССР, конференции региональной группы ИХСМОС республик Прибалтки и ЬССР по охране и реставрации памятников истории и архитектуры (Рига, 1985 г.). '

Структура у. объем таоога. Диссертация состоит из текстовой части и приложения общим объемом 291 страница. В текстовой части объемом 166 страниц содержится введение, четыре главы, заключение. Приложения включают раздел о культовом зодчестве Белоруссии (приложение I) Х!2 в., список источников и литература (прилокение 2), альбом иллюстраций (приложение 3).

П. СОДЕРЖАНИЕ РАЬОШ

Во введении показана актуальность исследования, определена цель, задачи, методика, научное и практическое значение работы.

В первой глазе "Источники и история изучения вопроса" отмечается, что первые одиночные сведения о памятниках культовой архитектуры Белоруссии рассматриваемого периода встречаются на страницах белорусско-литовских летописей ХУ--ХП вв. Наряду с летописями ряд сообщений имеется в хронике М.Стркйкозского; Интересные данные приводятся также в "Актах, издаваемых

5

окой археографической комиссией" и "Археографическом сборнике документов".'

Значительный объем информации содержа! древние карты, гравюры и рисунки белорусских городов; Из произведений искусств XIX в. такге ыоано извлечь много сведений. Большую ценность пред-схаваявги архивные документы (копии фундушей, описи и метрики храмов).

Культовое зодчеоЕво Белоруссии Х1У--ХУ1 вв. привлекало внимание многих исследователей. Работам дореволюционных историков и этвографов (П.Н.Батюшкова, Л.Киркора, Ю.А.Крачковского, Ф.Н.Добряке кого и др.) присуща только описательноеть ряда памятников ХУГв. и подков отсутствие анализа их архитектуры. Впервые достаточно квалифицированная характеристика некоторых храмов ХУ1 в» была сделана П.Покрышкиным и И.Иодковским.

Среди представителей польской буржуазной ийюрйчоакой щш XIX—начала XX в.в. также проявился интерес к культовой архйтйй-туре Белоруссии ХУ1 в, В этих работах (А.Шишко-Богуаа< Б*РеМера и др.) памятники, не связанные с православием, считались пбльс№» ми.

Новым этапом в изучении белорусской архитектуры являются ОД» ды советских ученых Н.Н.Щекотихина, ЮЛ.Егорова, М.С.Кацера, Е.Д.Кватницкой, В.А.Чангурия, Т.В.Рабрусь. В их работах показаны основные периода и важнейшие тенденции ее развития. Среди этих работ наибольиий интерес дая рассматриваемой нами теш представляют исследования Н.Н.Щекотихина и Е.Д.Квитницкой, содержащие глубокий анализ ряда памятников ХУ1 в. Значительно расширили представление о культовом зодчестве Белоруссии данного периода публикации литовского исследователя А.С.Янкявичене. Больное значение для понимания архитектурных прсцессоз, происходивших в

6

Х1У—ХУ1 вв. в белорусских землях, имеют результаты археологических раскопок Н.Н.Зюронина, '¿.ВЛ'-алевской, Ц.А.Ткачева, O.A. Трусоза.

3 1985—1989 гг. автором были проведены архитектурно-археологические иссл.-;-гэвания таких памятников ХУ—ХУ1 вв., как Все-люОскии, Кякольдский костелы, Мурованковская и Сыккозичская церкви, Борисоглебский храм в Новогрудке и'другие.

7.стория изучения культового зодчества Белоруссии Х1У--ХУХ вв. свидетельствует о том, что уже проведена болыпая работа по выявлению новых и исследованию сохранившихся памятников, хотя ему и не было посвящено специального исследования. Во всех обобщающих работах по истории архитектур, и искусства Белорусски раздал о культовом зодчестве данного периода подается не только' очень конспективно, но и достаточно односторонне, ибо памятникам дается только лаконичная архитектурно-худокесгвенная характеристика,

почти ничего но говорится об истории их эволюции и строитель-#,см;ехническом аспекте. Эти работы такне отразила-недос таточнув изученноеть исследователями храмового зодчества Х1У—ХУ вв., па-датники которого в основном на сохранились или сейчас являются ссновательно перестроенными.

Во второй главе "Культовая архитектура Белоруссии Х1У—ХУ вв." ¡рассматриваются памятники Х1У в., представленные православными датами Гродно, Нозогрудка, Витебска, Вильно, Трок. В этот пе~ Фаод било построено около 10 церквей. Соорунение на начальном .этапе становления культового зодчества Белоруссии только православных храмов обусловлено спецификой распространения христианства в пределах рассматриваемого региона. Православие в белорусских землях распространилось вцо з конца X в. во время введения христианства на Руси. После заключения КрзвскоЯ унии I3S5 г.,

7

оформившей союз Великого княжества Литовского с Польшей, в Белорусе;;«: 2 осльиогл количестве возаодояись каголичеекиз храль;.

В 1557 г. йга-ло озмоьал костел з Гайке (!Лкнская о;;л.), Оболь-цах (ЗкгбОскад ооя.), Крзво, Лиде, Оамяках, Ьастрпце (Гродненская оол.), Около 1350 г.'были построен костелы з "кнеке к Ьрссгз. Эта памятник;; нз сохранились. Отсутствуют к их описания.

Предезазлекдэ о культозок архитектуре Х1У в, формируется ка основе результатов архитектурно-археологических исследований Верхней церкви Гроднвасхого замка к храма Ковогрудского детинца» Она свидетельствуют о ток, что в этот период архитектура Белорусски следовала традициям древнерусского зодчосгза ХП—ХШ зз., которые ярослелл-заатся в ступенчато-повышающейся композиции церкьл з Ковогрудке, особенностях плана (скошенные углы) и дзкз-ратлзнсго решения фасадов (вставки камней преимущественно с шлифованной поверхностью каруку) Верхней церкви в Гродно. Наряду с этим шло дальнейшее сближение с западноевропейской архитектура!:, черты которой рельефно просматриваются з применении новой строи-галькой гзхнгки (брусксзай кирпич, известковый раствор, вендская и гэтпчзакая системы перевязки швов), употреблении элементов езропейсясЗ гот;:;-:л (езэды на нервюрах, сочетажз кирпичной кладки с нжая ка углах, црофикарованнкЗ кирпич).

2 :;17 2. проделана начавшееся во второй полозянз в.; осс5н.-.л:-:оа га;лрс: граг^нно в белорусской архитектур; кокс?£••;.":-

л „удожссгзе-ЕЫХ особенностей гсгсч-эского зодчем.

3 л с с л о;: •„• п:¿сил отношении культовая архитектура Ззлсруос;.".: X:/ з» наги на два периода. Пе-рзая половика 117 2, о-гкоситзя к ро>"ако-готйческоку периоду. В середине—второГ; по-лоьинз УЛУ в. в зодчестве Белоруссии утвердились принципы го-

8

тического строительства. В это зремя балтийскую сменила гог::-ческая система кладки стен, которая позволяла более прочно их увязывать. Б основном применялся бороздчатый кирпич (29—30 х 14—15 х 7—8 см). Внутреннее пространство сооружений этого периода (северо-восточная башня второй половины ХЗУ—начала ХУ з. Лидскога замка, гражданская постройка второй половины Х1У з. Яо-вогрудского детинца), а также возведенных ранее (Верхняя церковь в Гродно, храм Нозогрудского замка), но подвергайся з этот период крупным перестройкам, было перекрыто готическими сводами. В кровле применялась полуциркульная черепица.

Исследование сооружений Х1У е. позволяет нам полностью разделить мнение ленинградского исследователя М.З.лалезской, что начало формирования белорусской архитектуры происходило на основе сочетания древнерусских традиций (особенно композиционных решений конца ХЛ—качала ХП1 вв. полоцкой и гродненской екол зодчества) с архитектурно-строительными приема.'® европейской готики и во взаимосвязи с зодчеством Великого княаеотва Литовского.

В архитектуре Белоруссии ХУ з. еце более развился готически?, стиль. Во всех изданиях по истории архитектуры и изкусства обзор памятникоз данного периода проводился только на примере Пн-кольдокого костела 1472 г., что о больной долей условности отражало проходазгхе в белорусских землях архитектурно-худохест-зеннке процессы.

Проведенные нами исследования поэзолкли ввести в научны": оборот два новых памятника (Вселюбский костел перзой четверти ХУ в., Иаьевсний костел конца ХУ в.), значительно' раовиркветс круг ясследуекцх построек. Они вместе с сохранившимся костелом в Пакольди и памятниками (Оаряий костел конца Х1У в. з Ноэогруд-ке, пркходско.Ч костел конца ХУ в. в Гродно), известны;-.! по

9

письменным источникам и иконографическим изображениям ХУ1—ХУП ва» достаточно удачно образовали хронологически непрерывный ряд»'

В этот период в связи с экономическим подъемом белорусских земель расширился социальный состав заказчика, поэтому каменные->;ог!.щ е?ро?;?;;я нь ?о«ько в крупных городах,, как это было в Xli •j,, но 'л >•'■«з 'лг^у, Ч5л» satioffiso разнообразило ТИПОЛОГИИ памЯТШ'--ио;г, Ьозд.»?..^).;-). од'соуояишге (Вселюб) к грвхне&ввг- готичеекг,»

BDC-a-fcKii O'iKniXWX ..

Их оыодн&Я ouv>ys шанчвваювдйоя о восточной сторош! коротка прео&трим я гракешой апсидой, имеет план почти квадрат-* ной форьи„ К соаорпсй отеке прзебитерия примыкает сакристия« Степи оиж укрмшиц двуступэнчатыкц контрфорсами«, Интерьеры перекрывались щшшдричесшли, крестовыми и звездчатыми сводами« Использовался й деревянный потолок (костел в Ивьз)„ Внутреннее пространство освежалось через окна, которые заканчивались перемычкой полуциркульной и стрельчатой форм. Западный и восточный фасада завершались фронтонами треугольной формы» иногда, очевидно, и со ступенчатым абрисом» Для уменьшения инертной массы фронтоны делали тольаа Стен основного объема. Отчасти, с этой ке цель» с фасадной стороны во фронтонах устраивались ниши, которые штукатурились и, выделяясь "на красном фоне кирпичной кладки, придавали фасадам определенную декоративноеть„

Бмшашик» храмов ХУ з. сооружено в технике готической кладки к. только it Ушкольдском костеле применена балтийская систе:?1 перевязж: цв«ч являвданея рудиментом архитектуры более раннего периода, lists раствора заглакивались. Использовался как бороздча» ъА, так ц с гладко;*; поверхностью кирпич (28—29 х 13—IA х 8—Э см; 26—2? х 12,5—13 х 6,5—7 см; 30—31 х 16—16,5 х 8—3,5 см). Стены возводились на фундаментах с глуоиной заложения

до 2 м из валунов больших и средних размеров, на известково-

10

песчаном растворе. Для покрытия кровли использовался гонг, полуциркульная и плеская черепица.

Оо архитектуре православных церквей ХУ з. нам мало известно. Памятники Х1У—ХУ1 вв. позволяют утверждать, что при их сооружении происходило дальнейшее освоение и развитие готической архитектуры .

Третья глава "Храмовое зодчество Белоруссии ХУ1 з." посвящена периоду самой большой творческой активности в белорусской архитектуре.

По сравнению с предиествуюзами столетиями культовая архктекту-. ра Белоруссии ХУ1 в. представлена гораздо более значительным количеством сохранившихся построек, которые нами разделаны на основании их плакировочной структуры и объемной композиции на пять типологических групп, поззолаюцкх более успекно проследить особенности этих памятников. Их рассмотрение проводится з хронологической последовательности.

Исследованный круг трехнефных храмов (Николаевская церковь в Зильно, Ьорисоглебский храм в Новогрудке, Сзятодухозская церковь в Колке) позволяет утверждать, что она сади достаточно распространены и з основном возводились в первой половине ХУ1 з,, когда в зодчестве Белоруссии наряду с ярко выраженными элементами поздне-готичсской архитектура (многоступенчатые коктрфорсы, ззездчатые, со'гозые, сетчатые своды) проступают мотивы ренессанса (прямоугольные ниш!, многочисленные карнизы, вертикальные тяги). Этим храмам, как и следующей группе памятников, характерны одинаковые с костелами приема оформления фасадов» завершения объемной композиции, а также конструкции сзедов и их опор. Поэтому православные церкви этого периода представляют с костела?® один и тот же тип зального сооружения, что является следствием активной тзорчееко:!

II

переработки крестозокупольного типа храма s ХУ s, В то es время трехапскдная алтарная часть Николаевекой церкви в Вильно и почти квадратно?. формы план зтого и остальных памятников указывают на "их генетическую связь с древнерусским зодчеством ХП—ХЕ вв. При сравнении трехнейых храмов Белоруссии ХУ1 в. с костелами Литвы (храм Сз.Эрия 1504 г. з Хозяо, костел 1557 г. в Рикантае) между та отмечается ряд общих и отличительных черт.

Следущуп группу памятников составляют оооронкыв церкви четы-рехоазенного типа. 3 отнесении вопроса о их происхождении мы разделяем гипотезу польского историка Ст.Александровича а белорусского археолога' Ы.Хкачева, что Полоцкая София, перестроенная в I4S4—1505 гг. в храм-крепость, была прототипом других аналогичных сооружений — Сынкозкчской, Мурованковокой (Маломакейковскои) Супрасльской церквей, а такзе, как нами установлено, Пречистенского и Троицкого храмов в Бвяьно. Четарехбаиенный храм был возведен и з Бресте, о чем свидетельствует его гравюра ХУЛ века.

Баса перечисленные памятники являются грехио&ими постройками, которые с востока закакчк: as тс я одной или тремя апсидами. На углах гозвыаавтоя четыре басни. Внутреннее пространство било перекрыто крестовыми, звездчат1;;.:и а сотовыми сводами. 3 баснях, ьа-ьзреекна стон, а такне фронтонах били сделана бойницы.

3 процессе архитектурно-археологических исследований Сынкович-ского и Мурозааковокого храмов нами установлено, что они возве-23su в технике готической кладки из бороздчатого кирпича (27—S0 7. 13—14 х ?—S ом), iîosopaS положен на ззвеотково-песчанш раот-.зорз. То лцина !1зоз 2—3.5 см. Они аккуратно подрезаны а имеют в профиле трехгранную $орму. 'Лз аерзкгеккого кирпича закладывались

(Сулр&ольскак церковь) и з шахматном порядке узоры l'.'yposar.Koi'.nci: храм). Сузшэ стоят на фундаментах о глубиной за-

12

лояения до 3 м* Сооружены з каменной, а также смзванной технике кладон. 3 интерьерах (Мурованковокая церковь) для мощения пола использовался кирпич квадратной формы (24 х 24,5 х 3—9 ом). Крыса покрывалась гонтом (храм в Сынковичах) и плоской черепицей (38,5 х 16 х 2 ом.).

Сравнение оборонных храмов Белоруссии с аналогичными по функциональному назначению постройками Литвы (Ьернардине кий костел 1516 г. в Вильно) и Украины (Ьогоязленолая церковь 17 в. э Остроге, храм М?6 г. в с.Сутковцы на Подолип, Успенская аесковь ХУ1 з. з с.Зпмно Волынской обл. а др.) показало, что в конце ХУ—начале ХУ1 з. в архитектуре Белоруссии сил создан редкий и самобытный пш оборонной культовой постройки.

Бое вышеупомянутые оборонные храмы Белоруссии сооружены в конце ХУ—первой половине Х71 з., являются православна,п грамама и схватывают значительный регион. Только в азчале ХУП "з.- с»? построен котел о четырьмя башнями на углах з Комаях (Витебская обл.). Видно, чю инкаптелпрованные культовые постройка п-1 про-гякеыш иооделгйтевшого хронологзческого парно?д зеог-

зегоуэозала урозпя эконпмйческого и яояпплссзсгс гогглег." Об-

лом.усоких :л;ель,

'•ес.'отг'Л ча достаточно г.гсокую «нтеиоавноа??--■■оооош'.ух '.'Г'/.'ои четнргхогшенногэ гипа, пост*".«!1" з от;

'О ПЯЗОСТЬ архИТвЯТурЧОГЭ Образа, : ' :

::°н-;ого ".и ооору.".егая га^ер^яла, г^пт.чикам го; ••оГ г",ча::о'Л глуи.тй при этпм не прксу;;з одноос.ргзяе а

, ибо о:-ш неадекватна по ::онслгу?ац'.1ч, •.'ол::'-.;::-» и :;;.-,::о{.-игл.;?., о'о/ллежл аятерьера, хомлоакчаг. .^с.чди .

Эти п: '-к'л^ки тагке различаются системо:: .;.•.,

13

которая била заимствована из замкового зодчества. Ке всегда при их сооружении, как нами установлено, разграничивались культовые и оборонные функции. Почти все эти постройки повторяют структуру плана древнерусских храмов ХП в. Интересной особенностью многих из них является то, что в их архитектуре, наряду с готикой, прослеживаются черты ренессанса.

Однонефные храмы составляют самую большую типологическую группу. Всего нами рассмотрено II памятников. Среди них костелы в Гнезко, Героненнах (Гродненская обл.), Клецке, Новом Сзержзне (Минская обл.), Чернавчицах (Брестская обл.), а также кальвин-ские сборы в Заславле, Деревное (Минская обл.), Осташино (Грод-, венская обл.) и другие памятники.

Почти все эти храмы, как показали архитектурно-археологические исследования, первоначально не имели а центре западного фасада башни, которая была построена вскоре после возведения основного объема. В данном случае зодчие, очевидно, не хотели-сооружать с перевязкой неодинаковые по конструктивной нагрузке объемы и поэтому соорукенке равен является первоначально запланировавши этапом их строительства.

Однонофные храмы преимущественно возводились во второй половине ХУ1 в. Это позволяет утверждать, что дл.я этого хронологического отрезка они являются специфическим ,типом культового сооружения. В этот период храма строились в технике готической и ренессанс ной кладок из бороздчатого кирпича (26,5—29 х 12,5 —13 х 6,5—7,5 см) на известково-песчаном растзоре.

Результат» археологических раскопок свидетельствуют, что пол ¡¡зон рале я из орускового кирпича, неполивных и зеленых поливных плиток квадратной и фигурных форм. Крыиа покрывалась неполивной

14-

и черепицей с зеленой поливой (38,5—39 х 14—16 х 2—2,5 см). Фундамента глубиной заложения 3—5 м сооружены в технике смешанной кладки, а также бутовой в опалубке.

В количественном отношении однонефные храмы Белоруссии превосходили аналогичные постройки ХУ1 в. Литвы (костел в Запшш:-се, костел Св. Анны т< Вильно). Интерьеры и фасады памятников Литвы оолее значительно насыщены декораиганшя! элементам;,

Почти всем однонефнык храмам Белоруссии ХУ1 в„ характерна го-тико-ренессансная выразительность. Готика в основной проявилась в технике кладки стен, высоких двускатных щипцовых крышах, граненых апсидах, употреблении кл?трфорсоз, им-лосих незначительный вынос от наружной плоскости стены. Поэтому они из неоут почти никакой конструктивной нагрузки. 3 то жз время,покрытао штукатуркой фасады, цилиндрические своды, прямоугольной и кругло!! форм ниши, вертикальные тяги являются элементами ренесоаисной архитектуры. Среди однонефных храмов имеются и ренессансныз постройки (костел в Новом Сверкене, храм в Заславле). Однако вое же большинству памятников характерна стилистическая раздвоенность.

По сравнению с храмами вынерассмотренных типологичзских групп, число трехнефных однокупольных (костел в Гольшаках) и центрических беоотолпных сооружений (храм в Кукцичах), являпкмхся резуль- . татом влияния итальянской и нидерландской архитектур, резко ог~ раничено»

Основными композиционными типами памятников ХУ1 в„ язлллисз трехнефпые и одиоиефша храмы. Зо второ" половине ХУ1 в. почти не строились трехнефныс зальные храм!! и поэтому а культовом зодчестве Белоруссии рассматриваемого периода имеется д^з хронологически кз совпадапсиз группы вам.-17ав;:оэ.

Некоторым ку::ътовыч сооружениям поолсдаеЗ ч^гэдртк '/Л

15

характерно услокнение планов в устройства трансептов. 3 это же время появляются первые барочные постройки, однако их строительство оыло еще бчень симптоматичным и не характерным для архитектуры Белорусок::.

В основном в ХУ1 в. соорукались готико-рекессаксные памятники. Отсутствие стилистического единства в культовом зодчестве ХУ1 в. объясняется отставанием экономического развития белорусских земель от западноевропейских стран, что вместе с господством феодальной общественной собственности привело к запозд; лому к неполному проявлении ренессансного мировоззрения.

Первые мотивы ренессанса, связанные о проникновением в белорусские земли идей реформационного движения, проявились в постройках первой половины ХУ1 в. Преимущественно они отразились в декоре фасадов, который не играет решающую роль в определении стиля.1 Поэтому вторая половина Х1У—первая половина ХУ1 в. является готическим периодом в архитектуре Белоруссии.

рассмотренные нами памятники Х1У--ХУ1 вв. свидетельствуют об активном творческом участии белорусской архитектуры в общеевропейском процессе развития готики.

3 главе четвертой "Общая, характеристика культовой архитектуры Ь'елоруссии Х1У—ХУ1 вв." отмечается, что несмотря на интернациональный характер, готический стиль заключает в себе определенную специфичность в каждом национальном варианте. В архитектуру Белоруссии готика оила заимствована, очевидно, с Волыни, гдо романо-готичеезшо элементы уже использовались во второй по-лозикс ХШ в., по ото мог быть результат непосредственных связей а архитектуре!) Польши, Северной Германии, Прибалтики. О характере отах связей судить достаточно трудна.

'.'нотис выходцы из белорусских земель учились процессу и пра-

16

вилам строительства готических сооружений в городах вышеупомянутых стран, куда они попадали с торговой миссией. Кроме этого в Х1У в. достаточно часто приглашались белорусские худог.нг.ки з Польшу, украсившие там фресками ряд культовых готических сооружений . Не исключено, что среди лих окли и талантлизые зодчие, которые по зоззрааекии руководили строительством монументальных сооружений. 3 первой яолозине Х1У в. Гедкиан пригласил так:;;е из ганзейских городоз з Великое княместзо Литовское ремесленников, в том числе к наменпккоз. Кроме этого следует учитывать свободно отракстзуввдх строителей из Причалтики, которые предлагали свои услуги за хорошую плату. Б основном в результате этих связей пополнялся арсенал конструктивных и художественных приемов культового зодчества Белорусски, а также происходила его стилистическая периориентацкя.

На своеобразие рассматриваемого регионального ответвления готики повлияла социально-экономическая эволюция белорусских земель, их богатая архитектурная предыстория, на протяжении которой были заработаны свои специфические типы и формы культовых построек.

При сооружении готических храмоз Х1У—ХУГ вв. зодчими Белоруссии был использован ряд традиций древнерусской архитектур ХП—ХШ вв., определивших, з основном, самобытность белорусской готики. Кроме того, здесь этот стхдо си- воспринят з :з когда з западнозз оопбис кои зодчестве наступила поздкнл о гадил его развития, На самобытность готической архитектур'-! с с/..:

оказало влияние ко только соседство со стрчнами, где шла распространена готика, но ц с Московским государством, в зо/'кстьо которого господствовал. иной, византийский стиль, получи здесь глубоко езоеооразьуз трактовку.

I?

В постройках Х1У в. применена достаточно простые элементы готической архитектуры. Этой особенностью конструктивного мыыле-шш местных мастеров, сохранением ваккейвих типологических черт древнерусского зодчества ХП в. и недостаточно совершенным владением арсеналом инкенерно-яехнических средств нового стиля определяется самостоятельность архитектуры Белоруссии уке на начальном этапе ее становления.

8ти недостатки правильнее объяснить не как признаки отсталости, а как следствие стилистической переориентации местной архитектуры, з связи с чем новые художественные и конструктивно-технические идеи оказались в противоречии с приемами архитектуры предшествующего периода.

Готика не была механически перенесена в зодчество Белоруссии, а творчески усвоена местными мастерами, как необходимое, весьма целесообразное и но противоречащее религиозным убеждениям за^ казчика правило возведения культовых построек.

В становлении нового художественного мышления местных -зядгг чих, важную роль сыграли такие факторы, как объединения ских земель в составе Великого княжестве Литовского, pops г.О-т родов, развитие ремесел, близость стран, в архитектуре яокорад распространился готический стиль.

При всем этом усвоение готики было бы невозможным без язваср-т ной веротерпимости православного населения белорусских земель и его готовности к восприятию новых архитектурных достике.ЕпЙ^ которые проявились прекдс всего при сооружении католически? храмов стран Западной Европы, Скандинавии, Прибалтики»

Готика распространилась только на западные, центральные # частично северо-ьосточпые земли Белоруссии, где в Х1У—ХУ1 ее£ и болтом ооъсу.о велось каменное строительство. В остальных

13

белорусских землях в основном возводили деревянные храмы» дМ поззоляет утверждать о существовании в этот период в Белоруссии двух худояестзенных.центров со своими приемами строительства.

В ХУ1 в. наступил расцвет в развитии культовой архитектуры Белоруссии, подтверждением чему является не только большое количество самобытных и оригинальных памятнике!, но и их богатая типология.

В конце ХУ—начале ХУ1 вв. был.создан оригинальный и неповторимый тип четырехбаиенного оборонного храма,•родоначальницей которого была Полоцкая София, это свидетельствует о том, что архитектурно-художественные импульсы исходили не только из Вильно,

столицы Великого княжества Литовского, но й традиционных, не. ут-

г

разивших своего значения в Х1У—ХУ1 вв. центров монументального зодчества Белоруссии.

В ХУ1 в. значительно расширился социальный состав фундаторов в связи'о экэномичеоким подъемом белорусских земель* Поэтому строительство храмов велось в городах, крупных Монастырях» ме-йтечках» замках феодалов. Возводились православные, католический хрйгд!» кальвинокие сборы. Многие из памятников этого периода по сравнения 6 храмами Х1У—ХУ вв. имеют усложненную планировку й йвязй о жеМтША заказчика прйдатЬ им полифукхциональность,

аребОвйЛО он зодчих очейь развитого архитектурного мышления. НёНоНОрЫв йаМййШИИ ХУ1 в* возведены ййозекншли архитекторам;!, однако большинство храмов построено местными мастерами.

К этому времени значительно возросло знание зодчих Белоруссии о конструктивных и худонествешшх возможностях строительного материала. Усовершенствовалась техника кладки степ. Б памятниках порпп'1 1. евина ХУ1 а. достаточно широко.применялся для укпаыекил фсадоэ пехкггнеяниЗ кирпич, рзсгарклссг гх/.гч

19

использование профилированного кирпича. Пол в храмах 171 в: был выстлан в основном из брускового, квадратного кирпича и зеленых лолкзшх : .ли ток квадратной и фигуркой форм. 3 покрытии кровли преимущественно употреолялась плоская неполивная и черепица с зеленой поливой.

3 ХУ1 з. заметно увеличились размеры храмов, однако крупномасштабные постройки возводились достаточно редко. Среди памяти г. к о данного периода имеются к весьма скромные (Николаевский костел в Геронеках, Успенская церковь в Новом Сзергене). Остальным сра-мам характерен высокий архитектурно-худокественний уровень исполнения, строго индивидуальный облик, даке если они и составляют единую типологическую группу.

Эти памятники были рассчитаны как бы не на провинциальный уровень восприятия, поэтому они значительно дополняют и позволяют с учетом храмов Х1У—ХУ вв. более полно представить оогдую картину развития архитектуры Вильно.

Все это свидетельствует о завершении в ХУ1 в. сложного и во многом противоречивого процесса становления и развития культового зодчества Белоруссии, которое существенно дополнило и обогатило европейскую архитектуру.

Ш. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В культовой архитектуре Белоруссии Х1У—ХУ1 вв. прекрасно отразилась эпоха большого экономического и архитектурно-художественного подъема белорусских земель. Примечателен тот факт, что в нем нашло своеобразное продолжение' древнерусское зодчество ХП—Х!11 вв., которое в синтезе с готической архитектурой на-_ родов ¡¡риоалтики, Центральной и Северной Европы оо раз рвано одно из оригинальных ответвлений' готики в Восточной Европе.

20

На защиту выносятся следующие положения:

1. Принципы готического строительного искусства утвердились в белорусском зодчестве во второй половине Х1У в. под влиянием архитектуры Волыни, а также Польки, Северной Германии, Прибалтики. Они оыли заимствованы и творчески усвоены белорусскими зодчими в качестве правил строительства монументальных сооружений,

2. Период згорая половина Х1У—первая половина ХУ1 вв. по праву является готическим в архитектуре Белоруссии, памятники которой свидетельствуют об активном творческом участии белорусских земель в общеевропейском процессе развития, готики.

3. Характерные черты белорусской готики проявились в использовании зодчими традиций, сложившихся еще в древнерусской архитектуре ХП—ХШ вв.

4. Формирование культового зодчества Белоруссии Х1У—ХУ1 вв. происходило на основе сочетания древнерусских традиций ХП—ХШ вв. и архитектурно-строительных приемов готики стран Центральной, Северной Европы и Прибалтики.

5. ХУ1 в. — время расцвета культовой архитектуры Белоруссии, подтверждением чему являются не только разнообразие ее типологии, но и большое количество самобытных и оригинальных памятников.'

ПУБЛШШЭДИ АВТОРА ПО ТЕЛЕ ДИССЕРТАЦИИ:

I. 3 культавага дойл!дотза Х1У--ХУ1 ст.ст // ПомнШ г! с тори II культуры БеларусГ. — 1986. — » 2. — С. 20—22. О,Си п.л.

• 2. Церковь в д.Мурованка: архитектурно-археологическое исследование // Строительство и архитектура Белоруссии. — 19о7. — /5 I. — С. 30—31. 0,25 п.л. "-V - .

3. Шхайлауск! касцёл у Гнезна // ¡.'астацтва Беларуо!. — 1937. — й — С. 48. 0,20 п.л. /

21

4. Коюдика натурных исследований монастырского комплекса францисканцев в д. Гольшаны (соавторы В.(Москалев, О.Г.Кукуня // Охрана и реставрация комплексных памятников. Рига, 1987. — 0. ГО—12.

5. Исследование в Гродненской оол. и Гомельской оол. — Археологические открытия 1985 года. — М., 1987. —• С. 458—460.

0,12 а.л.

6. Зноу пра помн!к готык! // ПомнШ г1стдры! I культуры Беларусь — 1983. — Й I.,— С» 19—21. 0,25 п.л.

7. Ъарысаглебская царква у Навагрудку // Мастацтва Беларусь — 1983. — Й 7. — С. 43—44. 0,25 п.л.

8. Работы объединения "Белреотаврация" (соавторы А.В.Квятков-ская, И.М.Чернявский //Археологические открытия 1966 года. — М., 1988. — С. З'бЗ—366. 0,20 п.л.

9. Троицкий костел в Клецке // Строительство и архитектура Белоруссии. —1989. — й I. -- С. 39. 0,10 п.л.

10. Гнезнауок! касцёл // Помн1к1 г!сторы! I культуры Беларуси (Соавторы В.Первыишн, Л.Ьаркун.)— 1989. -- й 2. — С. 25 —27 . 0,25 п.л.

11. Оара Витовта в Гродно. (Соавтор В.Глинник) // Строительство и архитектура Белоруссии. — 1989. ~ й 5. — С. 38—39.

0,12 п.л.

12. Неизвеотная акварель "Муроважш" // Строительство и архитектура Белоруссии. — 1990. — )» 2. — С. 35—36. 0,10 п.л.

13. Петрапаулауск! касцёл у Новым Сваржн! //Мастацтва Беларуси — 1990. — Й б. — С. 44—45 . 0,25 п.л.

14. Г!о тория вивучэння оеларуокага культавага доЙл1дотва Х1У—ХУ1 от.ст. // Весц! АН БССР. Серия грамадск!х навук. — Н*90. — Й 2. — С., та—80. 0,6 п.л.

наук ссср

эрхзна :рулозого красного зна;:2нп еятезгг ¿рзезееш

ЛЗНКНГРА ХСК ОЕ ОТ ЗЕлЗНГ.Е

На правах рукописи УДК 904 (476)+ 72 (476) (091) '

КУШНЕРЕВИЧ Александр Николаевич

КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО БЕЛОРУССКИ Х1У—ХУ1 вз. ИСТОРИЧЕСКОЕ И АШТЕКТУГпО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЗ ИССЛЕДОВАНИЕ

Специальность 07.00.06 — Археология

Автореферат на соискание ученой стзпепи кандидата исторических наук

Подписано в печать 23.05.90. Формат 60x84,1/16.

Бумага писчая Jé I Офсетная печать.

Усл.печ.л.1,ЗЬ Учет.изд.л. 1,5

Тира:-:: ICO Бак.240. Бесплатно.

Отпечатано на ротапринта Ш:5 АН LCC?. 220601, ¡'писк , ул. Сурпнг--, .