автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культура губернских городов Среднего Поволжья в конце XIX - начале ХХ вв.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Кирьянова, Наталия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Пенза
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Культура губернских городов Среднего Поволжья в конце XIX - начале ХХ вв.'

Текст диссертации на тему "Культура губернских городов Среднего Поволжья в конце XIX - начале ХХ вв."

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.БЕЛИНСКОГО

На правах рукописи

КИРЬЯНОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

КУЛЬТУРА ГУБЕРНСКИХ ГОРОДОВ

СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Специальность 07.00.02. - «Отечественная история»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор Касимов A.C.

Пенза - 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................... 3

Глава 1. Интеллектуально-информационная среда провинциального

города на рубеже XIX-XX веков........................................... 25

1.1. Учебные заведения как интеллектуальные центры региона........ 26

1.2. Роль библиотек и просветительских обществ в повышении общеобразовательного уровня населения..................................... 54

Глава 2. Новые культурные центры провинциального города......... 87

2.1. Музеи как новация провинциальной культуры............................. 88

2.2. Театр и стиль жизни провинции....................................................115

Глава 3. Особенности архитектуры и градостроительства.................134

3.1. Архитектурный стиль как отражение но^ш исторической действительности в конце Х1Хнначале «еков......................134

3.2. Общественные здания..................................................................... 145

3.3. Жилые постройки.............................................................................158

3.4. Культовые сооружения.....................................................................166

Заключение.............................................................................................. 174

Список использованных источников и литературы........................... 180

Приложения.............................................................................................202

ВВЕДЕНИЕ

Современная социокультурная ситуация характеризуется небывалым взлетом интереса, как научного, так и общественного, к проблемам культуры. Изучение провинциальной культуры в этой связи занимает особо значимое место, т.к. долгое время под понятием "российская культура" рассматривалась культура Петербурга и Москвы, а культура провинции оставалась за полем изучения. Однако российская провинция выступает как особая субстанция, дающая мощный духовный потенциал культуре. Социокультурные процессы, их форма и содержание, основные тенденции развития, ценностные ориентиры столичных и провинциальных городов имели различия, которые и являлись одними из источников богатства российской культуры в целом.

Под термином провинциальная культура в современной науке понимается своеобразный типологический феномен духовного бытия1, который обладает рядом специфических свойств и качеств, главными из которых являются: обозримость и вместе с тем ограниченность культурног о пространства и происходящих в нем процессов; ограниченность контактов с культурой столиц, других регионов и стран; консерватизм вкусов, настороженность к новациям; эффект провинциальной трансформации явлений культуры, специфика их прочтения и бытования; большая эмоциональность, яркость впечатлений и непосредственность восприятия явлений культуры и искусства; возможность более целостного эмоционально-чувственного восприятия культурно-исторической среды как повседневной реальности2. Социально-экономические и историко-

1 См.: Берлякова Н.П. Провинция как феномен русской культуры Нового времени.//Россия в новое время: личность и мир в историческом пространстве. Материалы межвузовской научной конференции.-М-1997.-С.70-72.

2 См.: Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: проблемы востребования.// Российская провинция ХУШ-ХХ вв.: реалии культурной жизни. - Пенза. - 1995. - С.48-49.

культурные изменения здесь происходили значительно медленнее, чем в столице. Однако, на рубеже Х1Х-ХХ веков в провинции проявляется тенденция изменения ментальности жителей вследствие повышения оценки собственных экономических и культурных возможностей и происходит обновление всех сторон жизни. Поэтому изучение провинциальной культуры конца Х1Х-начала XX веков на современном этапе представляется очень актуальным, т.к. оно способствует формированию более полной картины культурной жизни России во всех ее проявлениях и многообразии, помогает понять всю ценность социокультурной жизни провинции как единого организма. Изучение провинциальной культуры необходимо для решения некоторых вопросов отечественной истории: о взаимодействии провинциальной и столичной культур; о самобытности российских городов, обладающих цельным историко-культурным опытом; о формах и содержании культурных инициатив в провийции; об изменении провинциального образа жизни.

В качестве региона автор предлагает рассмотреть Среднее Поволжье, включающее в себя Пензенскую, Самарскую и Симбирскую губернии. Подобное вычленение региона в последнее время становится традиционным вследствие схожести социокультурных процессов, протекавших в этих губерниях в конце XIX - начале XX века: равноудаленность от центральных регионов империи, аграрный характер экономики губерний, приоритетное развитие хлеботорговли и мелкотоварного производства, сходность жизненного уклада и т.п. Все перечисленное выше дает основание рассматривать данный регион как достаточно единое целое, которое, однако, не находится в изоляции, а является активным участником культурного и экономического обмена.

Диссертационное исследование сосредоточено на губернских городах

Среднего Поволжья - Пензе, Самаре и Симбирске. Концентрация внимания непосредственно на губернских городах обусловлено тем, что понятие "культура" является очень широким и включает в себя ряд "субкультур": столичная, провинциальная, городская, сельская, традиционная, новационная, официальная, народная, художественная, техническая и т.д. Более того, вышеназванные "субкультуры" обладают определенными устойчивыми признаками и выстраиваются в логические пары: столичная-провинциальная; городская - сельская; традиционная-новационная, официальная-народная, художественная-техническая и т.д. В исследовании внимание сосредоточено на городской губернской культуре, где город рассматривается как своеобразный социокультурный центр губернии, а в совокупности с аналогичными представляет квинтэссенцию региональной культуры.

Культура губернских городов Среднего Поволжья рассматривается нами в период 90-х годов XIX века по 1914 год. Данный временной отрезок берется потому, что в этот период в России происходили значительные изменения, которые затронули все сферы общественной жизни. Не позднее 80-х гг. XIX в. завершился промышленный переворот, т.е. произошел переход к фабрично-заводскому производству. Помимо столиц в социокультурной жизни страны возросла роль крупных торгово-промышленных городов, где сформировались классы, элементы гражданского общества, выросла роль местного самоуправления, изменились самооценка жителей и стиль жизни. Вследствие произошедших изменений большую роль стали играть местная интеллигенция, просветительство, личная инициатива представителей различных сословий - в итоге выросло число учебных заведений, библиотек, театров, музеев, поднялся уровень провинциальной архитектуры.

Верхняя хронологическая грань исследования определена событиями первой мировой войны, которая прервала эволюционное развитие социокультурного развития России.

Методология исследования базируется на использовании общенаучных принципов (единства исторического и логического, сравнительно-исторического подхода к анализу объектов исследования, восхождения от общего к частному), так и специфических подходов историко-культурного, социокультурного и культурологического характера. Среди них соотнесение событий культуры рассматриваемого региона с общероссийскими общественно-историческими тенденциями, взаимосвязь различных отраслей культуры, взаимопроникновение духовных и материально-организационных аспектов культуры.

Существенное влияние на определение теоретических позиций автора диссертации оказала идея изменения провинциальной ментальности под воздействием социально-экономических перемен, влиянием учебных заведений и просветительских обществ, роли досуга в развитии личности.

Сложность предмета исследования предопределила необходимость применения как общих, так и специальных методов исследования. Исторический метод позволил в пределах поставленной задачи воспроизвести реальную картину культурной жизни губернских городов Среднего Поволжья на рубеже Х1Х-ХХ вв., дать характеристику ее элементов. Логический метод дал возможность осуществить классификацию источников информации об учебных заведениях, библиотеках, просветительских обществах, развитии архитектуры, состоянии музейного и театрального дела в регионе, систематизировать, выявить их типологию, учитывая логические основания сходства и различия. В процессе исследования применялся также системно-структурный метод, позволивший

определить место разнообразных форм культуры в общей структуре культурной среды и их влияние на изменение провинциального образа жизни. Контент-анализ позволил целенаправленно изучить массив отечественной периодики, мемуарной и монографической литературы, выявить информацию о деятельности учебных заведений, просветительских обществ, библиотек, музеев, театров, о развитии градостроительных тенденций. Социологический метод дал возможность соотнести развитие различных сфер культуры с различными социальными слоями провинциального общества рубежа столетий. Социально-психологический метод позволил дать характеристику личностей меценатов, благотворителей и просветителей.

В истории изучения русской провинциальной культуры можно, по нашему мнению, выделить пять наиболее ярких этапов.

Первый этап начался еще в XIX веке. Провинция и ее интеллигенция стали объектом пристального внимания русского ученого А.П.Щапова1.

Одной из ранних публикаций, посвященной значению провинциальной культуры, в частности провинциальной печати, ее отношений со столичной прессой является письмо нижегородского краеведа А.С.Гациского историку Л.Л.Мордовцеву "Смерть провинции, или нет?". В этом письме А.С.Гациский впервые поднимает вопрос о значении провинции и провинциальной печати: "С значением столицы начинают иметь, а следовательно и будут иметь значение и другие так называемые провинциальные центры. Разве областная провинциальная печать не может иметь своего мнения, и не по одним областным, но и по государственным вопросам, разве решение государственных вопросов никогда не

1 См.: Щапов А.П. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. С-Г16.1870

принадлежало провинции, наконец, не провинция, суть всей силы и бессилия своего центра (с вашей т.з.), бесчисленного множества центров (с моей)? Мы протестуем только против поглощения провинции одним центром, против непризнания за провинцией ее человеческих прав, потому что в самой жизни видим основания для своего протеста"1.

В статье "Очерки русской жизни" Н.В.Шелгунов (1895) определил роль провинциальной печати как "зеркало, но не идей, а положений"2.

Подробное изучение читательских вкусов, характеристика читателей из привилегированных классов, о провинциальных библиотеках отражены в работах Н.А.Рубакина, В.П.Вахтерова, А.С.Пругавина3. В работе последнего, кроме рассмотрения народных чтений, книжных складов, газет и журналов, библиотек и читален в разных городах России, приводится статистика вольных школ их географическое распределение по губерниям.

Проблемам распространения образования посвящены работы В.П.Вахтерова и В.И.Чарнолусского4.

Музейное дело в дореволюционный период находилось в начальном периоде становления, но интерес к формированию, функционированию, определению целей и задач того или иного музея у историков возникает сразу. В последней четверти XIX - начале XX вв. и в первое послереволюционное десятилетие появляется целый ряд работ о местных музеях, которые сегодня выступают для нас в значительной мере как

1 Письмо А.С.Гациского Д.Л.Мордовцеву "смерть провинции, или нет?" - Нижний Новгород. - 1876. -С.З.

2 ИТелгунов Н.В. Очерки русской жизни. - С-Пб. - 1895. - С. 17.

3 См.: Рубакин H.A. Книжное оскуднение. // Русское богатство. - С-Пб. -1893-№11; Вахтеров В.П. Книжные склады в провинции. //Русская школа. - С-Пб. - 1894 -№1; Пругавин A.C. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. - С-Пб. - 1895.

4 См.: Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования. - М,- 1907.¡Вахтеров В.П. Условия распространения образования в народе. - М. - 1895.; Чарнолусский В.И. Частная инициатива в деле народного образования. - С-Пб. - 1909.

источники1, однако в этих работах еще нет четко сформулированной концепции музейного дела и достаточно расплывчато определены основные функции данных учреждений культуры.

Развитие драматического театра в России, антрепренерская и актерская деятельность, анализ репертуара местных театральных трупп рассматриваются в работе Д.Гарина "Театральные ошибки"2. В книге характеризуется провинциальный театр, раскрываются задачи режиссера и антрепренера. Проблемам развития театрального дела посвящены работы И.О.Щеглова "О народном театре"3 и "Народ и театр"4.

История отдельных городов, в частности Среднего Поволжья, привлекала внимание местных историков и общественных деятелей. Их перу принадлежат многочисленные очерки, публикации, исследования, рассказывающие об историко-культурном прошлом городов. К таким работам принадлежат книги П.В.Алабина "Двадцатипятилетие Самары как губернского города"5 и П.Мартынова "Город Симбирск за 250 лет своего существования"6. Эти книги написаны в форме популярного изложения основных событий городской истории и носят чисто познавательных характер. Однако в них приводятся несохранившиеся до нашего времени документы, что дает возможность использовать их в ряде случаев как источник исследования. Таким образом, в работах авторов конца XIX -

См.: Местные музеи в губернских городах//Известия Императорского Археологического общества. - 1886. - Т.1У. - Вып.1.; Уварова П.С. Областные музеи. - М.- 1890; Клемец Д.А. Местные музеи и их значение в провинциальной жизни.// Сибирский сборник. - Иркутск. -Вып.2. - 1892.; Могилянский Н.М. Областной или местный музей как тип культурного учреждения.// Живая старина. - 1916. - №4; Романов Н.И. Местные музеи и как их устраивать. - М. - 1919.; Адлер Б. Областные и местные музеи// Казанский музейный вестник. - 1920. -№1,2.

2 Гарин Д. Театральные ошибки. - М.- 1901.

3 Щеглов И.О. О народном театре. - М. - 1895.

4 Щеглов И.О. Народ и театр. - С-Пб. -1911.

5 Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. - Самара. - 1877.

6 Мартынов П. Город Симбирск за 250 лет своего существования. - Симбирск. - 1898.

начала XX вв., размышлявших о состоянии провинциальной культуры, были затронуты отдельные явления культурной жизни: периодическая печать, библиотечное и театральное дело, т.е. излагались некоторые факты, высказывалась своя точка зрения, накапливался материал. Но отсутствовали исследовательские работы, в которых была бы реконструирована картина культурного развития провинции, недостаточно четко были поставлены проблемы, высказаны идеи, концепции, не была дана оценка роли и особенности развития культуры в регионах. В основном эта литература основывалась на личных наблюдениях авторов, статистических подсчетах, опросах современников и лишь в незначительной степени - на архивных источниках.

Второй этап изучения региональной культуры начался в 1910-1920 гг., когда был поставлен вопрос о комплексном изучении культуры российской провинции, в частности областных культурных гнезд крупнейшим русским филологом и культурологом Н.К.Пиксановым1. Уже в 1913 г. в работе "Три эпохи" им было намечено изучение Воронежского края с этих позиций. Под определением "культурное гнездо" Н.К.Пиксанов понимал "не механическую совокупность культурных явлений и деятелей, но тесное их единение между собой, некоторое органическое слияние". В 1928г. он издал специальную программную работу "Областные культурные гнезда. Историко-

п2

краеведческий семинар , где определил некоторые основные направления разработки темы, поставил исследовательские задачи и очертил круг источников, на которых могли бы работать ученые. По Пиксанову "история

1 Пиксанов Н.К. Три эпохи. - С-Пб. - 1913; Он же. Два века русской литературы. - М.-1923; Он же. Культурные гнезда в провинции. Литература в крае. Тезисы.// Дневник 2-й Всесоюзной конференции по краеведению. Москва. - 14 декабря: - М. -№1.- ЦБК при РАН, 1924. -С. 13; Он же Областной принцип в русском культуроведении. К разработке культурно-исторической схемы.// Искусство. - 1925. - №2. - С.82-99.

2 Областные культурные гнезда. - М.-Л.-1928.

и

местного городского театра, местной гимназии, местной публичной библиотеки, рисовальной школы - еще не история местного культурного гнезда.