автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Культура межнационального общения в молодежной среде

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Некрасова, А. Н.
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Культура межнационального общения в молодежной среде'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Некрасова, А. Н.

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИ ОН АШ ОГО ОБЩЕНИЯ КАК

ЧАСТЬ 0БОД5Й И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 24

1.1. Культура межнационального общения: понятие, генезис, сущность.24

1.2. Российская общественно-политическая мысль конца XIX начала XX века о нации, национальных отношениях. 42

1.8. Дроблены национального и межнационального в зарубежной социологии. 69

1.4. Некоторые методологические проблемы культуры межнационального общения в условиях становления гражданского общества (культура межнационального общения - важный фактор гармонизации национальных и межнациональных отношений) 106

Глава Д. МОЛСДЕНЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.133

2.1. Особенности воспитания культуры межнационального общения молодой генерации.133

2.2. Специфика воспитания культуры межнационального общения и патриотизма в Молодежной среде. 181

2.3. Психологические, эмоциональные особенности формирования культуры межнационального общения молодежи.216

Глава Ш. РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МИНАЦИОНАШОГО

ОБЩЕНИЯ. 250-ЗН

3-1. Коллектив и личность в воспитании культуры межнационального общения молодежи. 250

3.2. Воспитание культуры межнационального общения в семье . 277

3.3. Гуманитарные (особенно социально-политические) науки, общественные и неформальные организации в формировании культуры межнационального общения етуденческой молодежи. 301

 

Введение диссертации1992 год, автореферат по социологии, Некрасова, А. Н.

Практический опыт и уровень теоретического знания последних лег доказали, что противоречия в национальных отношениях имманентно присущи любой полиэтнической системе независимо от конкретно-исторической формы общественно-политического строя.

Анализ динамики национальных и межнациональных процессов, выявление комплекса противоречий в развитии нашего общества невозможны без исследования сложных политических, демографических и других процессов, оказывающих непосредственное воздействие на все группы населения и особенно молодежь.

Совместная жизнедеятельность вынуждает людей разных национальностей к общению, поэтому оно обязательно осуществляется независимо от того позитивно, нейтрально или негативно одни человек относится к другому.

В преодолении конфликтов, устранении социально-психологической напряженности в национальной сфере важное значение имеет культура межнационального общения, формирование которой в обществе и особенно в молодежной среде актуализируется необходимостью роста, сложностью национального самосознания,воспитания политической культуры.

Развитие демократии и гражданственности, становление цра-вового государства, восстановление национального менталитета должны с необходимостью основываться на знании ориентаций и потребностей молодежи, представляющей разные национальности.

Любая политика не может иметь успеха, если она не пользуется поддержкой народа. То же самое следует иметь в виду, если речь идет о национальной политике. В своем позитивном содержании она окажется реальной и состоятельной только тогда, когда будет иметь опору в народе.

В нашем обществе длительное время в сфере интернационального воспитания молодого поколения складывалась неблагоприятная обстановка.

Благодушие, царившее в ряде организаций, тесно связанных по роду деятельности с молодевшими коллективами, а также заорганизован ноет ь и формализм в воспитании интернациональных чувств, интернационалистского поведения породили надежду на то, что "интернационализм" сам по себе якобы может "автоматически" снять и разрешить все межнациональные противоречия. Аппарат Коммунистической партии, комсомола и руководство значительной части учебных заведений фактически еще в недавнем прошлом перестали улавливать реальные настроения молодежи в отношении национальных и межнациональных проблем, а в обществоведении длительное время утверждался тезис о беспроблемном слиянии наций и народностей в необозримом будущем,

Б настоящее время последствия этого вызывают не только тревогу, но и боль. Поскольку именно молодежь активно участвовала и продолжает участвовать за последние несколько лет в акциях национального характера, причем не представляя порой действительной сущности собственного поведения.

Межнациональные конфликты на социальной и политической основе стали частым явлением ИКАО, Баку, Сумгаит, Тбилиси, Фергана, Молдова, Осетия и др. Во всех этих событиях, во время их (учитывая, что и армия бывает брошена в эти "горячие точки") погибли и продолжают гибнуть сотни молодых людей.

Но объяснять участие молодежи в конфликтных ситуациях с разным знаком социальных и национальных факторов только как просчеты и ошибки в прошлом в интернациональном воспитании безусловно неверно. Не справедливым считать и другое, будто именно в такой группе нашего населения как среди молодежи больше всего распространены националистические настроения, якобы ей особенно свойственен национализм.

Такое положение не может считаться нормальным и сложившаяся ситуация требует работы по национально-государственному Образованию, воспитанию и Формированию культуры межнационального общения.

Поведение молодежи, ее реакция на межэтнические конфликты явились отражением общей обстановки в обществе в сфере национальных и межнациональных отношений.

За последний период времени с огромным ростом национального самосознания, с кризисом национальной сферы как и сферы экономической и политической столкнулось не только наше общество, но и многие другие страны (в том числе и восточно-европейские, бывшие социалистические государства), например Болгария, Венгрия, Румыния, особенно Югославия.

Кризис общественных процессов в бывшем Союзе, пришедшая гласность, безусловно способствовали возрождению национального самосознания. Хотя у разных народов рост его не одинаков. Но наряду с этим обнаружились противоречия и проблемы« Они объясняются ошибками прошлого в размещении и росте производительных сил, в национально-культурной политике, в отсутствии необходимого внимания к национальным языкам, неравномерности разрешения социальных процессов в разных регионах страны.

Иными словами, кризис в социально-экономической и социально-политической сферах воздействовал и на область национальных и межнациональных отношений. А последние к тому же имели и имеют свои проблемы и противоречия. То есть в нашем обществе произошло сплетение сложных драматических явлений негативного характера. А само оно приближалось к упадку.

Б исследовании общетеоретических вопросов национальных и межнациональных отношений за последние годы проблемы культуры межнационального общения отдельные ученые рассматривают в их работах в общем плане:

Абдулатипов Р.Г., Аллахвердянц Э^Н., Баграмов З.А., Бромлей Ю.В., Бурмистрова Т.Ю., Голотвин Х.Г., Джунуоов М.С., Дмитриев O.A., Дробижева Я.М., Саликов P.A., Тадевосян Э.В., Троицкий Е.А., Хмара Н.И. и др.

Обобщение социологического материала, разработка теоретических и научно-практических аспектов формирования культуры межнационального общения конкретно в молодежной среде (а именно на примере студенческой молодежи - будущей интеллигенции) позволяет углубить и расширить ее характеристику.

Исследование противоречия формирования национального и инонационального в сознании студенчества, неоднозначного понимания такого феномена как "национализм", а также взаимосвязи культуры межнационального общения с воспитанием политической культуры, воспитанием патриотизма позволяют осмыслить и раскрыть ее общечеловеческое значение, гуманистическую и демократическую сущность.

Определение автором места и роли этнокультурной компетентности личности, взаимосвязи личности и коллектива (как взаимосвязи личности и общества) в данном процессе (имеется в виду формирование культуры межнационального общения) роли семьи, позволяет рассматривать данную проблему на стыке нескольких наук: философии, социологии, социальной психологии и педагогики, а также политологии (этнополитологии).

Цель и основные задачи доследования Основная цель исследования данной диссертационной работы: анализ состояния и формирования (разработка теоретико-методологических я научно-практических проблем) культуры межнационального общения в молодежной среде в условиях современных демслфатических процессов.

Особое внимание автор уделяет изучению национального Фактора, его позитивов» сложностей и противоречий в сфере межнационального общения людей (конкретно студенческой молодежи), а также историческому сознанию, психологическим и эмоциональным особенностям Формирования культуры.

Государство сильно сознательностью масс" - эта ленинская формулировка» прозвучавшая в качестве надежды на политическую стабильность общества в начале XX века на протяжении десятилетий жизни людей оказалась не реальной, не отвечающей конфетным целям и интересам их. Ибо попытка тоталитарного государства формировать сознание у масс не увенчалась успехом -"человеческий винтик" устал, попросту износился, наконец новые поколения просто не захотели больше быть "винтиком" этого государства. И само понятие "массы" дало на яву представление о безликости, безволии, тем более бездостоинстве человека, в том числе и национальном.

Сознательность", "сознание", "самосознание" - понятия одного корня. Ибо люди, обладающие национальным самосознанием, понимающие свою национальную принадлежность к той или иной, а в данном случае к своей культуре, своим "корням", традициям способны переносить не только боль и лишения за судьбы и в судьбах своего народа, своей родины в трудной лихолетье, но и могут подняться на созидание, возрождение своей нации, своей земли, своего государства.

Политический кризис общественных процессов в период былой перестройки показал, что уровень национального самосознания наиболее высокий у народов Прибалтики, они первыми выступили за национальную самостоятельность, суверенитет, за выход из прежнего Союза, который не устраивал их ни в одной жизнен-н ой сфере.

Кроме того, как при тоталитарном режиме в прошлом, так и сейчас иыеет место мнение, что если, например, русский ратует за ценности, традиции своей нации, а также и ее интересы, то это обязательно расценивалось и порой расценивается как проявление шовинистического поведения, шовинистических взглядов, русофобии.

Нередко у многих русских отсутствовала и отсутствует потребность гордиться своей национальной культурой, отсутствует национальная гордость, национальное самосознание. Не может человек, к какой бы национальности он не принадлежал, научиться ценить и понимать культуру, историю, традиции других народов, если он обделен знаниями истории своего народа, не знает свою культуру и не ценит ее. Без национального самосознания нет пути к формированию, воспитанию культуры межнационального общения.

Студенты - представители интеллигенции, т.е. той социальной группы населения любой нации, от которой зависит развитие культуры в обществе в целом и национальной культуры в частности.

Опыт социологического исследования воцросов культуры межнационального общения в студенческой среде накапливался автором постепенно и в сложное для нашего общества время. Исследования в отдельных вузах и социологических центрах проводились с 1988 по 1991 гг., продолжаются и в настоящее время. Поскольку исследования вопросов культуры межнационального общения в молодежной среде охватывают период времени нескольких лет, включая и перестроечные годы 1988, затем 1фи-зисные 1989, 1990 и т.д., то главным для автора представляется обнаруживание, улавливание тенденций к развитию самостоятельности формирования мировоззренческих позиций студентов в сфере межнациональных интересов; формирования патриотизма, отношения к своей национальной культуре, культурам других народов, а также к практике межнационального общения. По мнению автора именно эти 1фитерии могут определять уровень наличия культуры межнационального общения, а также задатки и возможности ее формирования в студенческой среде.

Учитывая сложность, многоаспектноеть темы, автор включил в программу исследования следующие задачи:

1) дать анализ уровня национального самосознания студенческой молодежи в период перестройки, в условиях кризиса, а также на начальном этапе утверждения демократизации и гражданственности в нашем обществе;

2) установить взаимосвязь мевду историческим сознанием и национальным самосознанием личности студента;

3) уловить смену старых стереотипов "интернационального", "интернационализма" "национальным", а также проявление интереса к национальной культуре, мононациональному и межнациональному общению;

4) определить взаимосвязь культуры межнационального общения с воспитанием патриотизма в сознании студенческой молодежи;

5) выявить причины проявления неуважительного отношения к представителям других национальностей, имеющего место в общении, поведении отдельных студентов, а также выявить отношение и понимание студентами такого феномена как "национализм";

6) определять взаимосвязь политической культуры с культурой межнационального общения, а также последней с общечеловеческими ценностями.

В диссертации дается теоретико-методологический анализ противоречий я сложностей формирования культуры межнацяовального общения в нашем обществе, которое еще имеет следы деформаций национальных я межнациональных отношений, медленно очищается от них в условиях демократизации.

Не всегда верные этнические стереотипы, отсутствие общей и политической культуры влияют на активность процесса формирования культуры межнационального общения у разных групп населения, в том числе и студентов, не имеющих большого опыта межнационального общения.

Б приведенном исследовании уточняется и систематизируется ряд повятий я категорий теории нации, национальных и межнациональных отношений, а также других понятий общефилософской и этической направленности. (Например, "культура межнационального общения", "патриотизм", "этнокультурная компетентность личности").

Теоретическая значимость и научно-практическая ценность исследования состоит в том, что сделанные в ходе его и приведенные выводы вносят качественно новые элементы в понимание сущности культуры межнационального общения, обоснования ее ро

- II ли в гармонизации национальных и межнациональных отношений.

Они могут быть использованы в дальнейшей разработке теории нации, национальных и межнациональных отношений, в процессе формирования национального самосознания, а также в дости-^ аениях этики с учетом типологии личности, ее социально-психологических установок к межэтническое общению.

Методы и источники исследования

Поскольку доминантой культуры межнационального общения является культура межнационального общения индивидуумов, поэтому социологические исследования составляют основу изучения ее личностного уровня.

Согласно социологии Макса Вебера, именно в рамках "дони-мающей социологии" может представиться возможность анализировать личность с точки зрения ее поведения и действия, в основе которых имеется определенный социальный смысл.

Проявление понимания, восприятие другой национальной культуры индивидуумом в процессе общения в значительной мере детерминировано его социально-политическими (мировоззренческими) ори-ентациями в сфере межнациональных отношений, проявлением его ^ собственного национального самосознания, мотивировано тенденцией к толерантности в общении, отношением к практике межнационального общения вообще.

Эти и другие, составляющие культуру межнационального общения могут быть наиболее полно обнаружены только с помощью изучения личности в ее социологическом ракурсе.

Социологические исследования позволяют в числе

Я. их результатов обнаружить и элементы неадекватного поведения, которые свидетельствуют о неоднородности, разности, противоречивости исследуемого массива, а отсюда представлении изучаемого явления в той действительной реальности, каким оно выглядит.

Кроме того, общей теоретической и методологической основой диссертации явились принципы материалистической диалектики, в частности, принципы объективности анализа, историзма, противоречивости, отрицания и преемственности развития,

В исследовании проблем формирования культуры межнационального общения в молодежной среде автором использованы и другие метода: системный, структурно-функциональный.

Системный метод позволил рассматривать комплекс факторов, влияющих на формирование культуры межнационального общения с двух сторон» С одной - ее роль в экономическом сотрудничестве представителей разных национальностей в рамках России - и в СНГ взаимосвязи с политической культурой, политических процессов с культурой межнационального общения; ее роль в процессе демократизации национальных культур - т.е. в духовной сфере общеот-ва.

А с другой стороны, системный метод позволяет обнаруживать пути к формированию культуры межнационального общения через такие воспитательные института как коллектив, взаимосвязь коллектива с личностью - как многонационального, так и мононационального; роль семьи в воспитании культуры межнационального общения общественных и неформальных организаций.

Б студенческой среде в формировании политической культуры и культуры межнационального общения особое значение имеет преподавание гуманитарных наук (и особенно социально-политического цикла - истории, философии, политологии, социологии, права, культурологии и др.)*

Поскольку в центре формирования культуры межнационального общения стоит личность, необходимо учитывать ее особенвости,а именно социально-психологические установки к межэтническому общению, уровень ее этнокультурной компетентности. Б этой связи в данном исследовании используется структурно-функциональный метод, определяющий типологию личности, позволяющий раскрыть и учесть диалектику противоречий национального и инонационального в сознании ее.

Для изучения личностного уровня культуры межнационального общения применялся социологический подход Макса Вебера.

Поскольку формирование культуры межнационального общения требует анализа исторического аспекта национальных и межнациональных отношений, в диссертации используются труды русских и дореволюционных историков и философов, таких как Б.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, а также Т.П.Федотов, Л.Н.Гумилев.

В своих концептуальных разработках автор опирался на теоретические достижения представителей различных направлений общественной науки - философии, социологии, этнографии, психологии за последние годы. При подготовке диссертации были изучены работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина по проблеме национальных отношений, использовались отдельные работы И.В.Сталина, А.В.Луначарского, О.Бауэра и др., материалы съездов народных депутатов РСФСР, отдельные государственные документа, в которых отражаются вопрооы национальной политики, межнациональных отношений.

Проблемы культуры межнационального общения, связанные с ростом национального самосознания, могут бить изучены только в более широком ракурсе рассмотрения национальных и межнациональных отношений, а также толкования такого сложного социально-полити

- 14 ческого феномена как "национализм".

Западная наука эти явления изучает в своем ключе, применительно к своим общественно политическим системам.

Поэтому определенный интерес у автора диссертации вызвали концепции западио-германоких ученых-социологов, политологов национальных отношений, национального самосознания , национальной идентичности, определения политической и социальной сущности национализма: Шесть проблем национальной жизни в работе английского этнографа и географа | j. Biaut , вопросы формирования национального самосознания в трудах наших отечественных американистов,особенности формирования финской нации, а также проблемы национальных и межнациональных отношений в оценках философов и политологов других стран (например, З.Бжезинский "Посткоммунистический национализм" Todorov T,"lloua et 1ез autres. La reflection, fr. Sur la diverslte humaine)

Диссертация в значительной мере написана на опыте конкретных социологических исследований вопросов культуры межнационального общения студенческой молодежи. Работа проводилась по методике j социологических исследований, включавших анкетный опрос, интервью, кроме того изучался опыт работы деканатов, студенческого актива,профсоюзных студенческих организаций, землячеств по воспитанию культуры межнационального общения, а также кафедр гуманитарных наук (и прежде всего социально-политических). Опросы проводились по анкете "Будущий специалист, труд, коллектив", разработанной автором совместно с кафедрой политологии МИИТа.

Социологические исследования по данной проблематике были проведены автором совместно с кафедрой политологии в студенческих коллективах Московского института инженеров железйодорожного транспорта на 3-х факультетах строительных специальностей (Строительство железных дорог, Промышленное и гражданское строительство, Мосты и тоннели), поскольку выпускники этих факультетов, как правило, направляются на работу в многонациональные производственные коллективы строительных организаций. Б МИИТе в анкетном опросе приняло участие студентов в

1988-1989 гг.; в 1990 г. опрос был проведен по анкете "Человек -культура - общество" (разработанной комитетом гособразовашш) в анкетном опросе приняло участие 662 студентов МИИТа.

Социологические исследования уровня культуры межнационального общения были также проведены автором совместно с преподавателями кафедр политической истории и политологии в Ашхабадском, ныне Туркменском педагогическом институте языков и литературы на двух факультетах: Русский язык и литература, Русский язык и литература для национальных школ - было опрошено 364 студента, а также в производственных коллективах (рабочей молодежи) Ашхабадской Шелкомотальной фабрики и Ашхабадского хлопчатобумажного комбината (опрошено 397 человек - молодых рабочих) в

1989-1990 гг. Опрос проводился по анкете "Человеческий фактор, национальные отношения, трудовой коллектив", разработанной автором совместно с кафедрой политологии и политической истории Ашхабадского Педагогического института русского языка и литературы.

Анкетный опрос студентов в Ашхабадском Педагогическом институте, как и в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта проводился из расчета выборки от 1/7 до 1/10 количества человек от общего массива исследуемого студенчества. Данная выборка достоверна, результаты вполне репрезентативны. Научные гипотезы были сформулированы в следующем общем виде:

1) Первая основная гипотеза о влиянии социально-политических (мировоззренческих) ориентации в сфере межнациональных отношений (складывающихся под воздействием общей политической ситуации в обществе (государстве) в целом, а также национальном регионе; в результате преподавания предметов социально-политического цикла в вузе, воздействие средств массовой информации, семьи и др. людей старшего поколения) на Формирование культуры межнационального общения личности студента;

2) Вторая гипотеза - на сколько имеющийся уровень культуры межнационального общения, характеризующийся отношением к своей национальной культуре, истории, а также культурам других наций, патриотизмом, воздействует на отношение к практике мвжна-национадьного общения студентов.

В диссертации использованы материалы и результаты | социологических исследований вопросов культуры межнационального общения студентов других вузов - Алма-Атинского института инженеров железнодорожного транспорта, Алма-Атинского энергетического института^ (Исследований, проведенных в прошлые годы, еще в начале перестроечного периода в 1988 г.).

Исследования уровня культуры межнационального общения на материалах избранных объектов Средней Азии и Казахстана обусловлено региональными особенностями этих территорий, их мало изученностью, а также .аадачами гуманитаризации образования и воспитания студентов (как в технических вузах, так и в вузах гуманитарного профиля). Кроме того в данное исследование автор включил материалы и результаты изучения вопросов межнационального общения студентов вузов других регионов, например, лаборатории социологических исследований при кафедре философии и лаборатории социологических исследований Гродненского университета имени Янки Купалы Белорусь.

Автор широко использует в диссертации результаты социологических исследований Проекта ИСПИ РАН по проблеме "Социально-политические интересы молодежи в сфере межнациональных отношений" (1991-1995 гг.)- Цель исследования заключалась в определении характера важнейших ориентации молодежи по ключевым вопросам нашего многонационального государства. В чем молодежь видит плюсы и минусы происходящих перемен современных межнациональных отношений в их политических, экономических и культурных "ипостасях"?

Основная серия опросов была проведена в 1989/1990 гг., что также обеспечивало сравнимость полученных результатов (студенческая и нестуденческая молодежь).

Автор диссертации принимала участие в разработке анкеты. Опросы прошли в РСФСР Сгг. Москва, Омск, Краснодар, Набережные Челны, Абакан, на Украине (г. Каменец-Лодольский), в Эстонии (г. Тарту). Всего опрошено 1818 человек.

В декабре 1991 г. - январе 1992 г. автором совместно с сектором "Социально-политические интересы молодежи в сфере межнациональных отношений" ИСШ АН России проведены социологические исследования проблем культуры межнационального общения в студенческих коллективах.

В приложении к диссертации представлены анкеты социологических исследований, а также таблицы их результатов.

Научная новизна исследования. При исследовании вопросов национальных отношений и интернационального воспитания обычно рассматривалась вся совокупность экономических, политических и культурных проблем этих отношений. В настоящей диссертации, учитывая, что в прогрессивный процесс роста национального самосознания, все в большей степени закрадывается опасность национализма, который используется некоторыми безответственными политиками, национал-карьеристами для удовлетворения своих интересов и амбиций, автор из всей совокупности проблем выделил одну -культуру межнационального общения.

Эта проблема, как представляется, б условиях нагнетания коррумпированными элементами националистической истерии, выдвигается на первый план осознания необходимости создания такой социально-психологической атмосферы, которая способна ослабить эту опасную истерию национализма.

За последнее время эти воинствующие националисты ввели в общественный язык понятие "национального патриотизма" Всякое возвеличение своей нации и своего народа, в ущерб другим" - не патриотизм, а национальная кичливость. Общечеловеческий принцип, не противопоставляемый патриотизму состоит в том, что человек любя свою нацию, свою культуру, понимает, что и в другой нации и в другой культуре всегда есть ценное и необходимое. Поэтому считаем, что научная новизна в первую очередь проявляется в том, что из всей совокупности проблем национальных отношений выделена одна для глубокого, всестороннего, фундаментального исследования -культура человеческого общения - это "философский камень", требующий пристального внимания и изучения.

В диссертации дан теоретико-методологический и научно-практический анализ сущности и природы культуры межнационального общения на междисциплинарном уровне философии, социологии, политологии, психологии:

- в работе прослежены особенности формирования культуры межнационального общения в среде студенческой молодежи;

- проанализировано противоречие национального и инонационального в сознании личности» проявляющееся в ©трук-туре культуры межнационального общения, а также противоречия структуры культуры межнационального общения с внешними системами - национальных отношений, общей культуры;

- понятие "культура межнационального общения" раскрыто в двух аспектах: теоретическом (для социально-философского познания взаимосвязи национального и инонационального) и практическом, преломляющемся в деятельности воспитательных институтов;

- проанализированы психологические, эмоциональные особенности культуры межнационального общения;

- определена специфика студенческой молодежи как объекта и субъекта формирования культуры межнационального общения;

- выделены ключевые понятия, взаимосвязанные с культурой межнационального общения, имеющие общечеловеческий характер и диалектически связанные между собой: национальное самосознание, историческое сознание, патриотизм, национальная гордость,

1 этнокультурная компетентность личности, социально-психологи-ческие установки к межнациональному общевю;

- в решении задач воспитательных институтов, формирующих культуру межнационального общения в молодежной (студенческой) среде определена особая роль новых предметов гуманитарных наук (и превде всего социально-политического цикла) - философии, истории отечества, политологии, социологии, психологии, культурологии, а также роль семьи как устойчивого источника в формировании национальных ценностей и ориентации в общении

- 20 с представителями других национальностей; - проанализирована разность представлений "национализма" студентами.

Научно-практическая значимость исследования

Теоретико-методологическое значение диссертации автор видит в том, что сформулированные в ней выводы и обобщения могут способствовать повышению эффективности теоретических и научно-практических исследований культуры межнационального общения. Автор считает, что имеется настоятельная потребность и необходимость в развертывании комплексных исследований по данной проблематике специалистов - философии, политологии, социологии, права, этики, этнографии в сотрудничестве со специалистами и области: социальной психологии, педагогики (включая дошкольную педагогику), теории и истории культуры. Особая роль может принадлежать в этой работе лабораториям! этносоциоиогии, этнопсихологии.

Содержащиеся в диссертации научно-практические рекомендации могут быть представлены для работы на уровне Госкомитета по национальной политике России с предложениями о включении вопросов культуры межнационального общения в деятельность издательских организаций, в работу миротворческих организаций по устранению межнациональных конфликтов и достижения межнационального согласия, а также в деятельность и программы средств массовой информации - прессы, радио, телевидения.

Имеющиеся в диссертации выводы научно-практического характера могут способствовать и быть использованы для повышения эффективности работы по формированию культуры межнационального общения в вузах, школах, техникумах, профтехучилищах, а также в средствах борьбы с проявлениями сепаратизма, национализма, шовинизма.

По данной проблематике в вузовском курсе политологии автором впервые в отечественной высшей школе разработан с 1989 года и читается проблемный спецкурс - Культура межнационального общения (одобренный Управлением учебных заведений вузов МПС), а также подготовлено и издано учебное монографическое пособие в соавторстве с Б.И.Кретовым - Культура межнационального общения и политическая культура. - М., МИИТ, 1989 г.

Отдельные положения диссертации можно рекомендовать и использовать к конкретным темам учебных курсов и спецкурсов по теории и истории мировой культуры, политологии, отечественной истории, этики, педагогики, социологии.

Представляется, что в высшей, средней, общеобразовательной и в нового типах школ процесс формирования культура межнационального общения может осуществляться активно при необходимости разработки концепции национально-государственного образования и воспитания (которая может включать направления: образование, менталитет, здоровье).

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации изложены в публикациях. Всего опубликовано в печати 60 п.л., из них по теме диссертации 50 п.л.

С изложением отдельных результатов исследований диссертант выступал на республиканских и всесоюзных научно-теоретических и научно-практических конференциях и семинарах в Москве ("Нация и обновление общества" декабрь 1988 г., "Перестройка и судьбы России" декабрь 1989 г., "Межнациональные отношения и будущее России. Конфликты и потенциал гражданского согласия" декабрь 1991 г., "Советско-югославский синдром межнациональных конфликтов" январь 1992, "Культура межнационащьных бтношений в обществе и армии" май 1990 г., "Проблемы наций и национальных отношений" март 1992; в Алма-Ате ("Интернациональное воспитание студентов в условиях перестройки высшей школы" март 1988; в Ашхабаде ("Межнациональные отношения и интернациональное воспитание молодежи: проблемы, поиски, решения" декабрь 1989); в Гродно ("Интернациональное и патриотическое воспитание детей и учащейся молодежи: теория, опыт, проблемы" апрель 1990 г.).

Основные положения диссертации включались в доклады на ученых и научно-методических советах МИИТа, вузов МПС, Туркменского педагогического института языков и литературы, НИИ педагогических наук Туркмении, в доклады на семинаре работников образования Туркмении, в работу "Круглого стола" по проблемам культуры межнационального общения на телевидении Туркмении.

Рекомендации внедряются в работу ассоциации этноконфликто-логов Российского Комитета защиты мира и межнационального согласия.

Студенты МИИТа, Туркменского педагогического института языка и литературы (и других вузов, где проводились социологические исследования проблем формирования культуры межнационального общения) были ознакомлены с анализом и результатами анкетного опроса, интервьюирования. В процессе изучения гуманитарных наук таких, как философия, политология, социология, особое внимание было уделено противоречиям национальной сферы, неадекватности, объективности национальных процессов с автоматизмом формирования межнационального согласия, а также студен там дано толкование таких категорий, как "культура межнационального общения", "национальный характер", "национальное самосознание", "национальные и националистические движения", "национализм", "шовинизм", "русофобия", "антисемитизм", "сионизм" и др. Студенты ознакомлены с проблемами формирования националь ного самосознания у других народов.

Структура и объем работы. Специфика комплексного изучения проблемы определила логику исследования и структуру диссертации. Она состоят из введения, трех глав., заключения, списка использованной литературы. к; А

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культура межнационального общения в молодежной среде"

Выводы: Поскольку культура межнационального общения, ее проявление не обнаруживаются в "чистом виде" и соответственно социологическому подходу М.Вебера к общению как взаимодействию индивидуальностей, представляетоя необходимым рассматривать ее прежде всего как отражение и выражение субъектно-субъектных отношений.

Примат субъективности в проявлении культуры межнационального общения в молодежной среде определяет и потребности в изучении таких социокультурных аспектов личности как социально-политические интересы и ориентации в сфере межнациональных отношений» отношение к межнациональному общению, отношение к национальным культурам и языкам, к общечеловеческим ценностям.

В этой связи, несмотря на то, что в программу Проекта ИСПИ РАН не были заложены параметры с точным знаком "культура межнационального общения", анализ выше перечисленных факторов, ставших предметом исследования (опроса) позволяет делать выводы как о проявлении культуры межнационального общения,так и об отсутствии. То есть эти факторы, проццаруясь в мировоззрении, поведении, отношении личности с представителями разных национальностей, проявляясь в культуре межнационального общения свидетельствуют о позитивном наличии ее у определенной части молодежи, о возможностях ее формирования в молодежной среде.

Именно молодежная среда менее подвержена догматизму, не больна ошибками в национальной политике прошлого, чем "страдают" старшие поколения, она более склонна к рационализму - оценивать человека по "личностным" и "деловым" качествам, независимо от национальной принадлежности.

Но проведенные исследования свидетельствуют и о том, что молодежная среда далеко не однородна в пластичности, толерантности к межнациональному согласию. Она также подвержена воздействию негативных факторов в межнациональном общении, и в значительной мере факторов объективного характера.

Например, в исследовании выяснено не только собственное отношение респондентов к людям иной национальности, но и их мне ние о причинах, способствующих возникновения у части молодежи подобной неприязни вообще. Основными из них студенты называли недостатки общего воспитания, низкий уровень культуры общения. По всем массивам как у студентов, так и у нестудентов, они стабильно вышли на I место (см.табл. № I).

339 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная национальная политика в многонациональном обществе может иметь успех, если она реализуется через определенные социальные механизмы и встречает одобрение у разных категорий населения, представителей различных национальностей, в том числе молодежи.

Культура межнационального общения наполняет национальную жизнь общечеловеческими ценностями, расширяет границы для социального развития личности, увеличивает ее духовный потенциал.

Б противовес разнообразию национальных форм в сфере национальной жизни утверждался и доминировался "одинаковый стереотип", не отражающей свойства самой культуры, ее ценности.

Деформации в сфере национальных отношений, отсюда и межнациональные конфликты, кризис в экономической, политической, духовной сфере обращают сегодня внимание к духовности, национальному возрождению, преодолению противоречий в сложившихся сферах.

Вот почему значимость исследования проблем формирования культуры межнационального общения в молодежной среде, в данном случае студенческой молодежи приобретает особую актуальность.

Существенной характеристикой общечеловеческих ценностей в многонациональном обществе является культура межнационального общения. Она формируется под влиянием интересов и потребностей индивидуумов.

Ценностная ориентация представляет важнейший элемент внутренней структуры йудьтуры межнационального общения. Ее характер является показателем гуманности и демократизма в обществе в це

Ценностные ориентации являются решающим в сознании и поведении личности, определяют ее убеждения, социально-политические ориентиры.

В личностном аспекте национальное существует не изолированно, а аккумулируется с общечеловеческим вместе, представляя динамичную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о ценностях духовной жизни, оценочные суждения и идеалы.

Особое место среди них принадлежат таким, как национальное самосознание, национальное чувство, национальная гордость, патриотизм, гуманизм, равенство, справедливость. Именно они могут образовывать своеобразную основу культуры межнационального общения.

Примат субъективности в проявлении культуры межнационального общения в молодежной среде определяет и потребности в изучении таких социокультурных аспектов личности как социально-политические интересы,и ориентации в сфере межнациональных отношений, отношение к межнациональному общению, отношение к национальным культурам и языкам, общенациональным ценностям, этнокультурная компетентность личности.

Эти факторы, проицируясь в мировоззрении, поведении, отношении личности с представителями разных национальностей отражаются в культуре межнационального общения. Они свидетельствуют о ее позитивном наличии у определенной части молодежи и возможностях формирования в молодежной среде.

Рекомендации по совершенствованию и Формированию культуры межнационального общения в молодежной среде (на примере студенческой молодежи)

- 341

Решение задач демократизации и становление гражданственности в нашем многонациональном государстве России предполагает совершенствование управления национальными процессами. В этой связи целесообразно учесть следующие предложения, являющиеся результатом диссертационного исследования.

1. Образовательно-воспитательный аспект является существенным и необходимым в формировании культуры межнационального общения молодежи вообще, студенческой - в частности.

2. Социологический подход к изучению личности с точки зрения ее интересов в сфере межнациональных отношений обнаруживает, что индивидуальность и многообразие проявлении субъективного фактора необходимо учитывать при обновлении и совершенствовании воспитательных институтов, в работе которых должна отражаться национальная политика общества в целом.

3. При комитете образования России необходимо организовать комиссию, которая бы, уделяя внимание научному управлению организации учебного процесса в средней и высшей школе реализовывала бы концепцию национально-государственного воспитания. учитывая, что уже наряду с массовой школой есть и новые типы школ - в лице: гимназий, лицеев, спецшкол, необходимо разработать систему подготовки молодежи к жизни с учетом национального менталитета и российской традиционности - российского делового человека, служилого человека, инженера, торгового работника и т.д. на уровне современных стандартов.

Желательно учесть, что студенческая молодежь, представители разных национальностей, ощущая значительные социальные трудности и порой духовный кризис "на себе" могла бы иметь возможности для их преодоления, с тем, чтобы занять доотойное место в жизни и быть уверенной в востребованности ее высшего образования в нашем обществе.

Б условиях движения к рыночным отношениям необходимо предоставить молодежи разных национальностей условия перехода от однообразия к нарастающему многообразию.

4. Процесс формирования и воспитания культуры межнационального общения в молодежной среде, как и всего населения может интенсивно развиваться при условии укрепления правовой основы общества и государства, законов охраняющих права и свободы гражданина, его гражданское и национальное достоинство.

5. Значительным фактором, формирующим культуру межнационального общения в молодежной среде является воспитание патриотизма, уважение к культуре своей нации, ее традициям, а также к культуре других народов. Реальность достижения этого процесса допустима при реализации молодежной политики, учитывая не только степень общественной и социально-политической активности молодежи, но и ее специфические черты: максимализм, эмоциональность, стремление к яркому, моде одежды. Поэтому потребительская культура вещей (в частности одежда) для молодежи должна быть сориентирована на национальное производство, с развитием национальных традиций и учетом мировых стандартов. Но она должна быть произведена в "своем" Отечестве и быть так же предметом гордости, как другие произведения культуры. Элементы моды "российской одежды" должны смелее входить в культуру вещей молодежи.

6. Б рамках научного поиска наиболее перспективными могут быть исследования проявления культуры межнационального общения в различных сферах общественной жизни, исследования путей и методов интенсификации в духовной жизни, рассмотрение вопросов культуры межнационального общения в теории нации и национальных отношений, изучение влияния общечеловеческих ценностей на процессы формирования культуры межнационального общения в обществе.

Предпочтительно сконцентрировать усилия ученых в системе РАН, которые смогли бы провести комплексные исследования по единой программе, анализируя состояние национальных и межнациональных отношений в условиях новой общественной парадигмы, уделяя при этом особое внимание фактору взаимосвязи социокультурных полюсов с проблемами экономики, политики, экологии, духовной сферы в развитии отдельных регионов, национальных автономий, а также мегаполюса - Москва, в том числе обратить внимание на вопросы межнационального общения разных категорий населения. К исследованию необходимо привлечь: философов, экономистов, социологов, политологов, лаборатории этносоциологии, психология.

7. Средством радио и телевидения больше уделять внимания подготовке и демонстрации информативного и публицистического материала о жизни народов России, а также русскоязычного населения в государствах СНГ, необходим показ материалов раскрывающих вопросы межнационального согласия и межнационального сотрудничества. Ибо систематическая сосредоточенность исключительно на кровопролитных актах межнациональных конфликтов не всегда позитивно воздействует на психологию людей и особенно молодежи.

8. Учитывая сложность и особенность жизни соотечественников - представителей русскоязычного населения, проживающего в государствах СНГ необходимо создать правовые условия для обучения на родном языке с изучением языка коренной нации.

9. Провести конференции, симпозиумы, круглые столы в рамках государств СНГ, используя организацию работы создания миротворческих организаций при Российском комитете защита мира и межнационального согласия для обмена опытом в области национально-государственного строительства.

10. Укрепляя и развивая связи в сфере образования и культуры продолжать осуществлять постоянный обмен специалистами для стажировки как в государствах СНГ, так и за рубежом, в том числе в высшей школе в рамках гуманитарного обмена преподавателей кафедр философии, политологии, культурологии, социологии, психологии и т.д. и др.

11. Поскольку результаты и выводы диссертационного исследования уже нашли отражение в системе преподавания социально-политических наук в качестве спецкурса по вопросам культуры межнационального общения в курсах политологии и социологии вузов МПС, есть необходимость предложить этот спецкурс в общем курсе предметов: политологии, социологии, культурологии и для других вузов России, а также другие спецкурсы: "Этнополитика. Межнациональные конфликты и пути их устранения"; "Российская историческая и философская мысль конца 19 - начала 20 века о национальных отношениях и национальной культуре.

12. Определенную роль в формировании культуры межнациональ ного общения в высшей школе играет преподавание иностранных язы ков. Но их роль пока в данном направлении ограничена. Рамки пре подавания их в техническом вузе, на примере в целях формирования интеллекта специалиста, должны быть расширены от перевода технического текста до курсов чтения художественной литературы на языке.

 

Список научной литературыНекрасова, А. Н., диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Абдулатипов Р.Г. Человек нация - общество -//М.: Политиздат, 1991. С.224.

2. Абдулатипов Р.Г., Бурмистрова Т.Ю. Конституция СССР и национальные отношения на современном щтапе//М.: Мысль, 1978. С.133.

3. Абдулатипов Р.Г. , Бурмистрова Т.Ю. Ленинская политика интернационализма в СССР. История и современность//М.: Мысль. 1982. С. 268.

4. Абдулатипов Р.Г. Социалистическая культура межнационального общения//Научный коммунизм, 1989,№ 5. С.40-47.

5. Агаев А.Г. Судьбы народностей.//М.; Политиздат, 1978. С.112.

6. Айтматов Ч. Цена прозрения (Говоря откровенно. Заметки писателей о межнациональных отношениях//М.: 1989. С.3-23.

7. Аллахвердянц Э.Н. Психология межнационального общения и проблемы интернационального воспитания.//Ашхабад. Знание ТурВМЯО. ССР. 1989. С.24.

8. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе.//М., 1978. С.271.

9. Андреева Г.М. Социальная психология.- //М.э 1980. С. 415.

10. Андреева Г.М. Социальная психология.-//М., 1988. С.4-32.

11. Аннсимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление //№.: Мысль, 1988. С.255.м

12. Аннанеяесов. День памяти протест против войн и насилия. (Туркменинформ; актуальное интервью) -//Туркменская искра, 1990, II декабря. СЛ.

13. Ануфриев Б.А., Нечипуренко В.И., Евсюхин А.И. Вопросы интернационального и патриотического воспитания в процессе преподавания научного коммунизма.//Научный коммунизм, 1978, * 2. С.126.

14. Арутюнян Ю.В., Дробижева Я.М. Социально-структурное развитие и сближение наций в СССР на современном этапе.// М.: Наука. 1972. С.186.

15. Афанасьев В.Г. Системность и общество.//М.: Политиздат, 1980. С.386.

16. Баррамов Э.А. Национальные проблемы в современных условиях в с-ке Национальные проблемы в современных условиях.-// М. 1988. С.21-67.

17. Бауэр Отто. Национальный вопрос ш социал-демократия. -"Книга". 1918. С,154.

18. Бахтин H.U. Проблемы поэтики Достоевского. -//&U, I963.C.363.

19. Бердяев НЛО современном национализме в кн.Русские записки за 1938 год.-//философекие науки, 1991, № 3. С,99-104.20.'Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества.-//!!.: "Правда", 1989. С.607.

20. Бжеэинский 3. Поуснт коммьюнист нейшионадивм//Форин Эффеарз Н. - й, 1989/90 - Велюм 68, J6 5. - С.1-25. Постконмунистический национализм.

21. Биллингвон Джеймс. Символ состояния нации -//Наше наследие, 1991,* 7. С.1-3.

22. Бойков В.Э., Иванов В.Н., Тощенко Т.Т. Общественное сознание и перестройка. -//М. Политиздат, 1990. С.204-211.

23. Болгов В.Й., гуцу В.Г. Социология культурного уровня жизни (теория, методы и опыт социологического исследования).-// Кишинев:\Штиинца 1991. С.153-158.- 347

24. Бразаускас А. Зачем мятутся народы? -//Дружба народов, 1988, » 7. С.2.

25. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. -//У., 1988. С.208.1. Дмитриев O.A.

26. Бурмистрова Т.0. Дружбой сплоченные. Культура межнационального общения в СССР.//М.: Мысль, 1986. С. 254.

27. Вебер М. Избранные произведения.- /М., Прогресс,1990. С.808.

28. Вересов Н.И. Культура и творчество как психологические идеи.-/Вопросы психологии, 1992, № I, 2. С,124-128.

29. Воспитание культуры межнациональных отношений/ Материалы республиканской научно-практической конференции. II мая 1983 г. в г.Алма-Ате, 1988. с.Ш*

30. Всесоюзная научно-практическая конференция "Пути разработки системы интернационального и патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в условиях обновления общества". 16-20 апреля 1990 г. МГУ им.М.В.Ломоносова, г.Гродно.

31. Раджиев К.С. Американская нация: Национальное самосознание и культура. -//М.: Наука, 1990. С.289.

32. Геевский И.А., Червонная С.А. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США.-//М.: Наука, 1985. С.272.

33. Голотвин £.Г. о некоторых аспектах развития национальных отношений в Латвии. В сб.Национальные пробвемы в современных условиях. -//М., 1988. С. 199-210.- 346

34. Государственная Программа национального возрождения народов Российской Федерации (концепция) /М.: Совет национальностей Верховного Совета Российской Федерации -1992. С.45.

35. Гражданские движения в Белоруссии (общеакадемическая программа "Человек, наука, общество) //М.: ЦИМ0,1991. С.395.

36. Гражданские движения в Таджикистане (общеакадемическая программа "Человек, наука, общество) //М.: ЩШО. 1990. С.212.

37. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренесанс. -//М.: Политиздат, 1991. С,367.

38. Гумилев М. Этногенез и биосфера Земли -/Л.: ЛГУ, 1989. С.496.

39. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. -//M., 1976. (j.I9I.

40. Джунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. -//Ташкент, 1980. С.279.

41. Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. -//Ашхабад ЫЛШ, 1983. С.404.

42. Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения.- //Алма-Ата: Казахстан, 1976. С.188.

43. Джунусов U.C. Буржуазный национализм: принципы критики -// М.: Наука, 1986. С.239.

44. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях.-// Алма-Ата, Казахстан. 1990. С.200.

45. Джунусов М.С. Культура межнационального общения.-//Белгород: Знание, 1982. С.29.

46. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -//M.: 1978. С.272.- 349

47. Драганов М. (Болгария) Уровни личности, обусловление ее самоидентификацией человеческими общностями. В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Личностьи ее жизненный путь. //М.; Наука, 1990. С.!Г82-ЮТ.

48. Еремеев Б.И. Об особенностях развития межнациональных отношений в Эстонии. В сб. Национальные проблемы в современных условиях. -//М., 1988. С.211-229.

49. Замоикин Ю.А. Личность в современной Америке. -//М., 1980.0.247.

50. Здравомыслов А.Г. К вопросу об изучении национальных отношений в сб-ке Национальные проблемы в современных условиях. -//М., 1988. С.144-152.

51. Зиятдинов В.Х., Худовердянц В.Ц. Молодежное движение и национальный вопрос. —//М.э 1990. С.45.

52. Иванов В.Н. Межнациональные отношения. Мониторинг общественного мнения. -/М.: Диалог, 1990, № 16. С.26.

53. Иванов Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности. -//Вопросы психологии, 1991,№ 5, С.162-166.

54. Из истории реформаторства в России. Философско-историчес-кие очерки. Под редакцией Кара-Мурзы. -//И.: Российский университет, 1991. С.126.

55. Интернациональное воспитание студентов в условиях перестройки высшей школы. Методический сборник. -//Алма-Ата, МПС, Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, Алма-Атинский институт инженеров железнодорожноготранспорта, 1990. С.147.

56. Итоги анкетирования студентов (январь 1988). Информационный бюллетень общественного мнения. -/Алма-Ата: АИИТ (Алма-Атинский институт инженеров железнодорожного транспорта).1. Г 350

57. Конференция "Межнациональные отношения и будущее России. Конфликты и потенциал гражданского согласия." 11-14 декабря 1991 г. Болышево Российский комитет защиты мира, философское общество России.

58. Конференция "Россия в поисках идентичности" 21-23 января 1992 г. Институт философии РАН.

59. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977,С.62.

60. Кантор В.К. Историк русской культуры практический политик П.Н.Милюков против "Вех" -//Вопросы философии, 1991, № I. С.101.

61. Келле В,Ж.,Ковальзон М.Л. Теория и история.-//М., 1981.С.288.

62. Кирх Марика.Кого интересует судьба Эстонского народа? -// Вечерний Таллин, 1988, 23 сентября.С.3.

63. Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития. /М.: "Социально-политические науки", 1992, # 4, 4. С.24-32.

64. Книга актов регистрации гражданских браков г. Набережные Челны. 1976 г. С.149.

65. Козинг Альфред. Нация в истории и современности. /М.: Прогресс, 1978. С.291.

66. Краткий словарь по социологии. -М.: Политиздат, 1989.С.479.-.351

67. Крэтов Б.И., Некрасова А.Н. Культура межнационального общения и политическая культура.-//М.: МИИТ, 1989. С.128.

68. Кузнецов А.И. О соотношении понятий "Общество" и "Этническая общность". -//Советская этнография (отдельный оттиск), 1980. С.19-31.

69. Кузовкина Л.С., Некрасова А.Н. Русская нация: Дроблены развития в условиях перестройки//Ваучный коммувида, 1989, Л 5. С.62-67.

70. Культура межнационального общения.//Советская педагогика, 1991, * 3. С.Э-25.

71. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания.//М., 1989. С.25.

72. Левин В.И. Гимназические хозяйства и исправительные гимназии "Русское богатство" Полв.сойр.соч.,т.2. С.61-69.

73. Ленин В.И. Отдача в солдаты 183-х студентов. Полн.собр. соч. Т.4. С.391-396.

74. Ленин В.И. Начало демонстрации. Поли.собр.соч. Т.5« С.369-372.

75. Ленин В.И. Признаки банкротства. Полн.собр.соч. Т.6, С.273-279.

76. Ленин В.И. к учащимся средних шкод. Полн.собр.соч.Т.7. С.66.

77. Ленин В.И. Выступление по вопросу об отношении к учащейся молодежи 10 (23 августа) - Полн.собр.соч. Т.7. С.312,

78. Ленин В.И. К еврейским рабочим. Полн.собр.соч., Т.10. С.266.

79. Ленин В.И. Из плана статьи "Уроки Московских событий" -Полн.собр.соч. Т.Н. С.429-430.

80. Ленин В.И. Борьба за власть и "борьба" за подачки. -Полн.собр.соч. Т.13. С.218.- 352

81. Ленин В.И. Антимилитаристская пропаганда и союзы социалистической рабочей молодежи. Полн.собр.соч. T.I6.1. С.114.

82. Ленин В.И* Студенческое движение и современное политическое положение. Полн.собр.соч. Т.17. С.214-229.

83. Ленин В.И. Третий Интернационал и его место в истории. Полн.собр.соч. Т.38. С.301-309.

84. Ленин В.И. Из статьи "Ьб оценке текущего момента". -Полн.собр.соч. Т.17. С.280-281.

85. Левин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн.собр.соч. Т.17. С.420-421.

86. Ленин В.И. Рабочий класс и национальный вопрос. -Полн.собр.соч. Т.23. С.149, 150.

87. Ленин В.И. Планы к реформе по национальному вопросу. -Полн.собр.соч. Т.23. С.444-448.

88. Ленин В.И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения (Дополнения к вопросу о народном просвещении) Полн.собр.соч. Т.23. С.125-135.

89. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч. Т.24. С»113-150.

90. Ленин В.И. Капитализм и иммиграция рабочих. -Полн.собр.соч. Т.24. С.82-92.

91. Ленин В.И. Русские рабочие в Интернационале. -Полн.собр.соч. Т.24. С.201-204.

92. Ленин В.И. Национальный состав учащихся в русской школе.-Полн.собр.соч. Т.24. С.219-222.

93. Ленин В.И. Тезисы реферата по национальному вопросу. -Полн.собр.соч. Т.24. С.382-395.- ^353

94. Ленин В.И. Вставка к статье Н.К.Крупской "К вопросу о политике министерства народного просвещения".

95. Полн.собр.соч. Т.24. С.270.

96. Ленин Б.И. Развращение рабочих утонченный национализмом. -Полн.собр.соч. Т.25. С.144-147.

97. Левин В.И. Военная программа пролетарской революции. -Полн.собр.соч. Т.30. С.131-138.

98. Ленин В.И. Национальное равноправие. Полн.собр.соч. Т.25. С.85, 86.

99. Ленин В.И. Интернационал молодежи (заметка) -Полн.собрисоч. Т.30. С.275-279.

100. Ленин В.И. К вопросу о национальной политике. -Полн.собр.соч. Т.25. С.64-72.

101. Ленин В.И. Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 10-18 (23-31) января 1918 г. Полн.собр.соч. Т.35. С.289.

102. Ленин В.И. Проект закона о равноправии наций и о защите национальных меньшинств. Полн.собр.соч. Т.25. С,135-137.

103. Левин В.И. Успехи и трудности Советской власти (1919) -Полн.собр.соч. Т.38. С.55-59.

104. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч. Т.26. С.43-93.

105. Ленив В.И. Речь на конференции железнодорожников Московского узла 16 апреля 1919 г.- Полн.собр.соч. Т.38. С.315.

106. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. -Полн.собр.соч. Т.26. С.106-110.

107. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч. Т.41. С.337.

108. Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение (тезисы). Полн.собр.соч. Т.35. С«265-520.

109. Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре.-Полн.собр.соч. Т.41. С.462.

110. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. -Полн.собр.соч. Т.30. С.17-58.

111. Ленин В.И. Об едином хозяйственном плане. -Полн.собр.соч. Т.42. С.346.

112. Ленин В.И. Украина и поражение правящих партий России.-Полн.собр.соч. Т.32. С.350-352.

113. Ленив В.И. Новая экономическая политика и задачи полит-просветов (1921) Полн.собр.соч. Т.44. С.170, 171, 174175.

114. Ленин В.И. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Полн.собр.соч. Т.35* С.321-323.

115. Ленин В.И. Товарищам коммунистам Туркестана. -Полн.собр.соч. Т.39. С.304.

116. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1918 г. -Полн.собр.соч. Т.39. С.318-331.

117. Ленин В.И. Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу победы над Деникиным. Полн.собр.соч.Т.40.С.4Т-47.

118. Ленин В.И. Тезисы ко П конгрессу Коммунистического Интернационала. Первоначальный набросок тезисов по национальному вопросу. Полн.собр.соч. Т.41. С.169-182.

119. Ленин В.И. П конгресс Коммунистического Интернационала19 июля 7 августа 1920 г. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам 20 июня. - Полн.собр.соч. Т.41. С.274-276.

120. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч. Т.41. С.298-318.- -355

121. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч. Т.41. С.336, 337.

122. Ленин В.И. Товарищам Коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики. Долн.собр. соч. Т.43. С.198-200.

123. Ленин В.И. Записка И.В.Сталину с проектом постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу об образовании федерации Закавказских республиках 28 ноября 1921 г. Полн.собр. соч. Т.44. С.255.

124. Ленин В.И. Об образовании СССР. Письмо Я.В.Каменеву для членов Политбюро ЦК РКП(б) 26 сентября 1922 г. -Полн.собр.соч. Т.45. С.2Г1-2ТЗ*

125. Яенин В.И. К вопросу о национальности или об "автономи-зации". Полн.собр.соч. Т.45. С«35б~362«

126. Яенин В.И. Письмо С.Г.Шаумяну от ХП.ШЗ г. -Поли.собр.соч. Т.48. С.20в.

127. Ленин В.И. Письмо к С.Г.Шаумяну. Ранее 6 июля 1914 г.-Полн.собр.соч. Т.48. С.302.

128. Ленин В.И. Письмо к И.Ф.Арманд от 20 ноября 1916 г. -Полн.собр.соч. Т.49. С.324.

129. Ленин В.И. Письмо к И.Ф.Арманд от 30 ноября 1916 г. -Полн.собр.соч. Т.49. С.328-330.

130. Ленин В.И. Главный труд немецкого оппортунизма о войне. -Полн^собр.соч. Т.26. С.281.

131. Ленин В.И. Мертвый шовинизм и живой социализм (Как восстановить Интернационал). Поля.собр.соч. Т.26. С. 98-105.

132. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат.Каутский. -Полн.собр.соч. Т.37. С. 104-110.

133. Ленин Б.Й. О молодели -//М.: Молодая гвардия, 1974» С.5-653.

134. Ленин Б.И. О личности и воспитании -//М.: Политиздат, 1988. С.3-286.

135. Личность и ее жизненный путь.- //МНаука, 1990. С.212.

136. Лурье р*Б. От магии пения к магии порядка, -//Человек, Наука, 1991, Л 5. С.24-44.

137. Луначарский A.B. Полн.собр.соч. в 8-ми томах, 1987.

138. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. -/М.: Полииз-дат, 1991. С.368.

139. Маркс К., Энгельс ф. Критика Готской программы. Избранные произведения в 3-х томах. Т.З. С.19-20.

140. Маркс К., Энгельс ф. Письмо к Августу Бебелю 18-28 марта 1878 г. Избранные произведения в 3-х томах. Т.З.С.31.

141. Маркс К.»Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч.Т.З. С.7-544.

142. Маркс К.«Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Т.4. С.419-259.

143. Маркс К., Энгельс Ф. О Польше. Речь на международном митинге в Лондоне, посвященном 17-й годовщине польского восстания 1830 г. 29 ноября 1847 г. Соч. T.I6. C.3-II.

144. Маркс К. Учредительный манифест Международного товарищества рабочих. Маркс К., Энгельс ф. Соч.ТЛб. C.3-II.

145. Маркс К. Критика Готокой программы. Маркс К., Энгельс ф. Т.18. С.501-548.

146. Мах 3. Культура и личность в американской антропологии.

147. PÄ Общественные науки за рубежом, серия 3, 1991, № З.с.12-15.

148. Межнациональные отношения и высшая школа»//Вестник высшей школы, 1989, № 7. С.14-26.- -357.

149. Межуев Б.М. Национальная культура: генезис и тенденции развития в сб-ке "Культура межнациональных отношений в обществе и армии. - /М.: ГАВС, 1992. С.15-21.

150. Милюков/Интеллигенция и историческая традиция. -//Вопросы философии, 1991, * I. С.139, 142.

151. Михалюк В. Пути оптимизации. Общественное мнение. -// Туркменская искра, 1990, 7 декабря 1990. С.З.

152. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. /М.: Наука, 1990. C.I72.

153. Многонациональная культура народов Советского Союза. -// М.: Военное издательство, 1988. С.46.

154. Молодо зелено? - Манифест Зеленой партии. 1990.

155. Научно-техническому прогрессу энергию и знания молодых. Научно-техническая конференция в Рижском филиале ЛИИХТа. СЛ.

156. Национальные проблемы в современных условиях. -// M.,1988.с.285;

157. Национальные проблемы и политика (по материалам ФРГ). С.265. Специализированная информация по национальным проблемам// И.: ИНИОН СССР, 1989. С.3-52.

158. Национальный вопрос в современном политическом развитии (Круглый стол)//Рабочий класс и современный мир, 1989, № 3. С.38-61.

159. Национальный вопрос за рубежом. -/М.: ИНИОН АН СССР, I989.C.34-3.

160. Некрасова А.Н. Роль многонационального производственного коллектива в интернациональном воспитании в рабочей молодежи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.//М., 1974. С.26.358

161. Новикова Л.Г., Овсянников А.А., Ротман Д.Г. Стереотипы исторического самосовнания (по материалам межрегионального исследования) -//М.: Социологические исследования, 1989, * 5. С.3-12.

162. Нравственное воспитание студентов в условиях дальнейшего совершенствования высшего образования. Под редакцией проф.С.Д.Даптенок. Минск, 1989. С.137*

163. НТР и национальные процессы под ред.О.И.Шкаратана. -// М., 1987.

164. Нурпеисов А. Будите в человеке совесть (Говоря откровенно. Заметки писателей о межнациональных отношениях) -// М., 1989. С.102-109.

165. О 60-й годовщине образования СССР. Постановление ЦК ЕПСС от 19 февраля 1982 г. /М.: Политиздат, 1982. С*Э1* •

166. Писарев Д.И. Исторические эскизы. /М.: 1989. 608 с.

167. Парыгин В.Д. Основы социально-психологической теории.-// М.: Наука, 1971. С.351.

168. Переведенцев В.Д. В графе национальность. -//Смена, 1988, № 21. С.28-31.

169. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. -//М.: Наука, 1990. С.236.

170. Психология словарь. -//¥.: Политиздат, 1990. С.494.

171. Проблемы национальных отношений в современной западной литературе. -//М.: АН СССР, 1989. С.96.

172. Проханов А.1Я, Я был в Степанокерте. -//Литературная газета, 1988. 10 августа. С.2.

173. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -/М.: Политиздат, 1986. С.80.

174. Рощин C.K. Общественно-политические процессы перестройки с позиций социальной психологии. //Психологический вднал, 1990, № II. С.26.

175. Рубцов Ü.M. Видения на холме стихи, переводы, проза, письма - //М.: Советская Россия, 1990. С.342.

176. Савва И.В,, Чупров В.й. Этнический статус в молодежной среде. -/№.: Социологические исследования, 1992, & 7. С.20-30.

177. Саликов P.A. Противоречия становления интернационалистических ценностей в советском обществе. /Теоретико-методологический анализ. Автореферат докторской диссертации.-/ М.1990.С.32.

178. Самосознание европейской культуры XX века. //М.: Полит-издат, 1991. С.366.

179. Семенов В.М., Иордан М.В., Бабаков В.Г., Самогонов В.А. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР -/М.Институт философии АН СССР, 1991. С.235.

180. Современная зарадная социология словарь. - /М.: Политиздат, 1990. С.432.

181. Сенкевич А.Н. Общество. Культура. Поэзия. -/№.: Наука, 1989. С.229.

182. Соловьев B.C. Статьи и письма. К характеристике русского ума -//Новый мир, 1989, № I. С.208-223.

183. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии в кн.: 0 России и русской философской культуре.-//- 860

184. M.: Наука, 1990. С.463-489.

185. Солфвьев B.C. Национальный вопрос в России. Выпуск первый. Нравственность и политика, Философская публицистика. Сочинение в двух томах. T.I /М.: Правда, 1989. С.687.

186. Сорокин П.А. Человек цивилизация - общество - /М.: Политиздат, 1992. С.543.

187. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. Соч.Т.2. -/ М.: Госполитиздат, 1946. С.290-367.

188. Специальный выпуск. Актуальная тема месяца, № 3, ноябрь 1989. C.I-6.

189. Справка по результатам социологического исследования "Социально-политические и нравственные позиции, мнения и суждения молодежи по поводу различных проблем межнациональных отношений. -/(г.Омск, 1990) //М.: ИСШ АИ1. CCCPt, 1990. С.42.

190. Справка по результатам социологического исследования "Социально-политические позиции студенческой молодежи в сфере межнациональных отношений январь 1992 г.-// М.: ИСШ АН Российской Федерации. С.35.

191. Справка по результатам социологического опроса. Мненияи суждения молодежи по поводу различных проблем межнациональных отношений (май 1990 г.)« Набережные Челны -// М.: ИС(И. АН СССР, 1990. С.48.

192. Социальные качества личности будущего специалиста и особенности их формирования в условиях ускорения научно-технического прогресса.-//M*» 1988. С.72.

193. Социально-культурный облик советских наций (по результатам этносоциологического исследования) //М.: Наука,1. TQQ£ П А СП- 361

194. Социально-политические аспекты национального сознания молодежи. Информационные материалы. -//М. : ИСПИ АН СССР, 1991- С.73.

195. Суслова Э. Общение с детьми разных национальностей важнейшее средство интернационального воспитания детей.// Дошкольное воспитание, 1990, № 6. C.II-I3.

196. Советский Союз. 1983, № 3. С.38.

197. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. //М.,1979. С.191.

198. Тернер Р. Личность в обществе: Вклад социальной психологии в социологию. /РЖ АН СССР ИНИОН. Общественные науки за рубежом. 1990, серия 3.C.I-I0.

199. Тлшков В.А. 0 новых подходах в теории и практике межнациональных отношений -//Советская этнография. 1985, № 5.С.3-14

200. Токвиль А. 0 демократии в Америке. -//M., 1897, С.602.

201. Тощенко Ж. Т. Возможна ли новая парадигма социологического знания? //Социологические исследования, 1991, № 7.С.17.

202. Троицкий Е.С. Русская нация. -//М.: Советская Россия, 1989. С.265.

203. Троицкий Е.С. Некоторые аспекты разработки целостной концепции межнациональных отношений //Научный коммунизм, 1989, № 6. С.37-45.

204. Топилин A.B. Влияние миграции на этнонациональную структуру. /М.: Социологические исследования, 1992, të 7.1. С.31-43.

205. Трошкин Е.И. Коллективизм или гражданское общество. -// Социологические исследования, 1991, № 7. С.17.

206. Трушин Е.А. Общественное мнение в системе управления// Социологические исследования, 1988, № 3, С.24-29.- 362

207. Турсунов А. Можно ли перестраиваться, не высовываясь? "Национальный вопрос сегодня" //Дружба народов, 1988, J6 12. С.214.

208. Тышкова М. (Польша) Индивидуальный опыт. Культура и развитие личности (в кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. -/М. : Наука, 1990. С.61-63.

209. Тезисы докладов межруспуликанской научно-практической конференции "Межнациональные отношения и интернациональное воспитание молодежи: проблемы, поиски, решения". -// Ашхабад, 1988. С.106.

210. Файзуилаев A.A. Принятие мотива личности.//M., 1979.С.161.

211. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. //М. : Советская энциклопедия, 1989. С.467.

212. Фромм Э. Иметь или быть? -//М.: Прогресс, 1987. С.288.

213. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. -//М., 1989. С.553.

214. Хакимов Р. Цена свободы.//Коммунист Татарии, 1990, № 12. С.18,

215. Хмара Н.И. Национализм, шовинизм и формы их проявления. -Русская нация и обновление общества -//M.: I990.C.II9-I22.

216. Чистов К.В. Национаявные проблемы в Ленинграде и Ленинградской области. //Советская этнография, 1989, № I. С.3-12.

217. Шанин А.Н., Тавадов Г.Т. Личность в системе национальных отношений. /М.:Вестник МГУ, 1992, № I, С.15-21.

218. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспта-ния. -//M., 1987. С.239.

219. Ямсков А.Н. Межнациональные конфликты в Закавказье, предпосылки возникновения и тенденции развития. //Политиче