автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Культурная жизнь Северного Казахстана в двадцатые годы XX века

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Какенова, Галина Мажитовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
Автореферат по истории на тему 'Культурная жизнь Северного Казахстана в двадцатые годы XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурная жизнь Северного Казахстана в двадцатые годы XX века"

ММАТИНСКЙЙ ГОСУдаЩВШШЙ.УШВет^ 'Ш.АШ

ГС-.

На правах ¡рукописи

КАКЕНОВА ГАЛИНА ШЖГОВНА

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА В ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ XX ВЕКА

07.00.12 - История культуры и искусства

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

.АЛЫМИ - 1994

Работа выполнена на кафедре истории Казахстана Акмолинского сельскохозяйственного института.

Научный руководитель-ЮТПЕИСОВ К.Н.,

член-корреспондент HAH PK, доктор исторических наук,-профессор

Ведущая организация-кафедра истории Казахстана Акмолинского Регионального Государственного Университета Официальные оппонентм-ТЛСТАНОВ Ш.Ю.,

доктор исторических ту*, профессор; КЕШЕБАЕВ Н.Т., кандидат исторических наук,доцент

Защита состоится "___"___"1994г.в__ч.

на заседании Специализированного Совета КР.Т4.05.Т0 при Алмчтине-ком Государственном Университете им.Абая (480100,г.Алматн, пр.Ленина,13)

С диссертацией можно оэнакоштыея в библиотеке Алматинского Государственного Университета им.Абая.

Автореферат разослан

1994 года.

Ученый секретарь Специализированного Сонета

К.А.АХМЕТОВ

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Научноо обобщение опи"а культурного строительства в Казахстане на разных этапах его развития, форм и методов его осуществления - одна из актуальных проблем историографии. К числу малоизученных и требующих новой оценки исторических сюжетов относится проблема культурного строительства в северных областях республики в 20-е годы нынешнего столетия,

В настоящее время необходимой предпосылкой успеха проводимых в негаем обществе социально-экономических и политических перемен является объективное и глубокое освоение массами всего наследия духовной и материальной культуры, приобщение их к--творчеству. Именно это в условиях формирования государственного суверенитета способствует вдумчивому осознанию истории, ликвидации так называемых "белых пятен" в ней в результате объективного исследования.

Достижение данной цели предусматривает обязательное знание и использование опыта культурного строительства в 20-е годы. В этот период при ограниченных возможностях в силах и средствах, в условиях разрухи государство сумело найти такие формы работы, которые позволили вовлечь в новую жизкй трудящиеся массы. Это было время большого подъёма энергии, творческой антивности и энтузиазма народа в деле овладения знаниями, достижениями духовной культуры.

Именно в 20-е годы наряду с созданием новых, многоукладных форм хозяйства параллельно решались вопросы ликвидации г.ерегу.т-ков прошлого в правовой, общественной и культурна сферах гипни.

Изучение деяной темы, таким образом, важно и с точки зрения накопления исторического опыта. Иначе говоря, созвучность того, что происходило б 20-е годы и что делается в наши дни и определяет в первую очередь актуальность предлагаемого исследования.

Познавательное значение темы заключается в возможности проследить историю развития культуры народов Казахстана, сопоста-' m'TÉ, особенности и выявить ео общие черты.

Историография проблемы.

Изучение культуры и быта казахского народа на.чалосъ уже в 1920-е годы.

В конце 20-х годов Особая комиссия по исследованию союзных и автономных республик (ОКНСАР) на территории Казахстана организовала специальную экспедицию по изучению быта, культуры, языка, медико-санитарного состояния и особенностей кочевого хозяйства, образа яизни коренного населения. По результатам исследования был опубликован сборник "Казахи"-''.

Работы, выведшие в 1930-х годах, в основном посвящены тякоР

составной части культурного строительства, как борьба яв лмкви-2

,нацию неграмотности.

В ряя,е работ исследователи того времени вместо глубокого осмысления объективных причин ошибок и специфики работы культур* Казахи, Сб. статей и очерков. Материалы Особой комиссии по исследованию союзных и автономных республик. Л-д. Г927, 1930.

^ Более подробно об этом см.: СулеАменов Р.Б. Гисенов Х.К. Социалистический путь культурного прогресса отстал!« народов. Алма-Ата, 1967; Бетконбаева Ш.К. Цазацстандсгы ссуотскздн^тн угон жгРында ленинд^-к декретан жузеге асуы /19Г/-ИМ0 жк./ Алма-Ата, 1962. + ■

ных учреждений без аргументации объясняли недостатки чьими-то происками, антисоциалистическими идеями.

Никто не стянет отрицать существования в те годы идеологической борьбы, в том числе и на культурном фронте. На сегодняшний день изучение этого вопроса также остается актуальным. Живучесть различных идей - явление неизбежное.

Вопросам культурного строительства значительное место было уделено в сборниках, статей, юбилейных публикация?:, посвященных 20-летию республики и Всесоюзной переписи 1939 года и др. В этих изданиях подводились важные итоги развития культуры, её

особенности и общие черты. Но при этом акцент делался в основном на успехах и достижениях, а ошибки и сложности умалчивались. Слабой и узкой была источниковея база названных работ:.

Б 40-50-е года появились более содержательные специальные труды ученых-историков по проблемам культурного строительства в республике. В неразрывной связи с процессом социально-экономических преобразований в крае история культуры показана в двух

р

первых изданиях обобщающего труда "История Казахской ССР".

В третьем издании "Истории Казахской ССР . Эпоха социализма", вышедшем в 1959 году, был сделан еще шаг вперед в изучении истории культуры Казахстана в советское время. Но и в этом издании сохранились схематизм, недостатки в освещении отдельных вопросов культуры. Тяк, например, отсутствовала критика последствий культа личности И.В.Сталина и сталинизма в целом. Не было

* Ю лет Казахстана. Сборник. Алма-Ата, 1531: 15 лет Казахской АССР. И.-Алма-Ата, 1935; 20 лет Казахской ССР. Ал:.:а-Лта, ¡¿40

и ДР

2

История Казахской ССР. С древних времен до нгп;./ ¿ней. Алма-Ата, 1943; История Казгаскзй ССР. Эпоха сщ/глизча. г.П. !.тмi-Ате, 1950.

- б -

отдало должное заслугам деятелей культуры, репрессированных в годы культа.

В эти годы усилилось издание исторической литературы, в том числе, и по проблемен культуры. Но обобщающих монографических трудов, посвященных специально истории культурного строительства в Казахстане, не было. Культурьле достижения республики в более совокупной связи всех компонентов духовной жизни были показаны в публикациях Н.Джандильдина, Г.Саларгалиева и специальном юбилейном сборнике статеЛ.^

В этот период были опубликованы научные статьи и сообщения, содержащие обобщение опыта культурных преобразований в крае -

бывшей колониальной окраине царской России, исследование отдель-

2

ных этапов осуществления культурного строительства.

Интересный материал о развитии просвещения в Казахстане

о

содержится в трудах А.И.Сембр.ева и К.Берианова.

* Дгсандильдин Н. Расцвет культуры и науки в Советском Казахстане. Алма-Ата, 1956; Сапаргалиев Г. Роль Советского государства и права в развитии социалистической культуры в Казахстане. Алма-Ата, 1957; Культура Советского Казахстана. Алма-Ата, 1957.

о

Писенов X. и СулеРмеюв Р. Торжество ленинских идей культурно!1 революции (на историчепком опыте Казахской ССР)//Известия АН Каз.ССР. Серия истории... i960.Внп.1(2); Нурпеисов К. О деятельности Советов Северо-Восточного Казахстана в культурном строительстве до начала гражданской войны (окт.1917-лето 19Д;). //Известия АН Каз.ССР. Серил истории... i960.Вып. 3(4); Сулей-менов Р. Из истории культурного строительства в Казахстане (1933-1941 г ЛИ Вестник АН Каз.ССР. i960. А> 2.

о

Сембаев А.й. Очерки по истории казахской советской школы. Алма-Ата, 195У: его же. История развития советской школы в Казахстане, Алма-Ата,»1962; Бепжанов К. Русско-казахское содружество в развитии просвещения (историко-педэгогичесное исследовзние). Алма-Ата, 19оа.

В GO-x годы историко-культурная тематика утвердилась как важная и общеприэненная научная проблема в казахстанской историографии. Работы приобрели более комплексный характер. Вопросы культурного строительства достаточно полно и объективно освещаются в обобщающих трудах по истории социалистической революции в крае и установления Соаетской власти.^ Проблеме формирования интеллигенции Казахстана посвятили в эш годи свои исследования Х.З.Акназаров, В.Н.Чибизов, Ш.Ю.Тастанов и др.

В 1967 году вышла в свет монография Р.Б.Сулейыенова и Х.И. Бисенова "Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов", в которой в сжатом виде прослежена история культурного строительства в Казахстане с 1917 по 1965 гг.

ha материалах Степного края (Акмолинская и Семипалатинская области в границах I9I7-I9I8 гг.). Нурпеисов К.Н. в книга "Советы Казахстана в борьбе за упрочение власти рабочих и крестьян (ноябрь 1917 -ипнь 1918 гг.)", вышедшей в 1968 году, исследовал конкретную деятельность местных Советов по упрочению власти рабочих и крестьян, в том числе и по вопросам культурного строительства.

Как известно, до конца 80-х - начала 90-х годов текущего столетия были под запретом труды выдающихся деятелей казахской культуры А.Байтурсынова, А.Букейханова, И.Дулатова, Юумабаева, М.Тынышпаева и др, внесших существенный вклрд в развитие- всех

* Елеуов Т. Установление и упрочение СоветскоГ власти в Казахстане. Алма-Ата, 1962; Елггин A.C. Социалистическое строительство в Казахстане в годы гражданской войны (I9IH-I92G гг.). Алма-Ата, 1966; Нусупбеков А.Н. Формирование и пззвитке советского рабочего класса в Казахстане. Алма-Ата, 1?об; Hypnev.ccs л.И. Советы Казахстана в борьбе за упрочение вл-т.стк ^абсиэд и vcec-тьян. Алма-Ата, 1У6М.

- е -

разделов культуры. Их перу принадлежат многие научные труды, учебники и учебные пособия для пнол, они положили начало общенациональной прессе в крае. Имена А.Букейханова, А.БаЙтурсынова и М.Дулатова связаны с появлением еще до 1917 года газеты "Казах". Только с кгща 60-х годов началось издание трудов вышеназванных представителей национальной интеллигенции, многие годы находившихся под запретом.*

Б 1982 году была издана монография Ш.Ю.Тастанова "Казахская советская интеллигенция", посвященная проблемам становления и развития национальной интеллигенции кред. Монография содержит насыщенный материал по истории дореволюционной интеллигенции. Подчеркнута мысль о том, что осуществление культурного строительства в 1920-е годы было затруднено низким уровнем грамотности населения, отсутствием в ауле необходимой материально-технической базы, малочисленностью кадров казахской интеллигенции, преобладанием кочевого и полукочевого образа жизни. Культурные преобразования осуществлялись своеобразными методами, принимали другие формы, -чем в центральных районах страны, и приняли полный размах несколько позднее.

В монографии Х.М.Абжанова "Сельская интеллигенция Казахстана в условиях совершенствования социализма" (Алма-Ата, 1968) и других его работах содержатся интересные научные обобщения и богатый фактический материал о культурных преобразованиях в сель* Аймауытов Ж. Шыгармалары. Алма-Ата, 1909; Байтурсынов А. Шн-гармалары. Алма-Ата, 1969, его же. Ак кол. Алма-Ата, 1991: его же. Т1л таглкмы. Алма-Ата, 1922;Боке1<ханов Э.Шыгармалар. Ал-мяты, 1994; Дулатулы Ы. Оян, казак! Алма-Ата, 1991; его р.е. Щырсрмзларь!. Алма-Ата, 1991; Жумаояев Ы. Шгармолорьт. Ллмг-Ата, 1989; Тынышпаев М. История казахского народа. Ллматы, 1993 и ДР.

ской местности в 20-е годы. Основная суть выводов Х.М.Абжанова по данной проблеме, на наш взгляд, заключается в следующем. Интеллигенция представляет собой социально активную и чуткую к переменам часть общества. Она составляет ту социальную общность, в труде и образе жизни которой гармонично сочетаются традиции и новаторство, причем, творческое начало является главным. Ни один народ не вышел на сцену истории без собственной интеллигенции. Х.М.Абжанов дает периодизацию историк национальной интеллигенции, первый этал которой берет начало задолго до присоединения Казахстана к России.

С новых позиций к оценке важнейших фактов и явлений, связанных с отношением государства к интеллигенции, подошел э своих историографических трудах И.М.Козыбаев.^

Интересный материал по истории печати и книгоиздательства

дан в трудах М.Мемажанова, С.З.Зиманова и К.З.Идрисова, О.Абди-о

манова. До недавнего времени архивоведение в республике, ого истоки и становление били представлены в основном статьями справочного характера. В этом аспекте значительное место занимает работа С.Еайжанова "Архив айга^" ("Архив свидетельствует"), изданная в 1988 году. Это - первая в казахстанской историографии работа, в которой показана история становления и развития архивного дела в крае, его место в жизни общества.

^ Козыбаев И.М. Историография Казахстана. Уроки истории. Алма-Ата, 1992; его тге. Историческая наука Казахстана (40-£и-е годы XX сека). Алма-Ата, 1992. '

Вопросы историк народной медицины, религиозных и правовых норм, просвещения отражены в трудах Х.Аргынбаева, Н.Е.Бекмахано-вой, Ж.К.Касымбаева.

Такйы образом, исследователями проделала большая работа по изучению истории культурного строительства в крае в 20-е годы нынешнего столетия. Но малоиз^ченным остается вопрос о культурных преобразованиях в 20-е годы в Северном Казахстане, не подвергавшийся до сих пор специальному комплексному исследованию.

Диссертант поставил перед собой общую цель - изучить в комплексе культурную жизнь Казахстана в 20-е годы по материалам его северного региона.

Основными задачами данной работы являются:

- раскрытие процесса становления и развития народного образования в 20-е годы;

- изучение истории создания основ периодической печати и архивного дела и их функционирования в исследуемые годы;

- исследование процесса формирования и особенностей конкретной деятельности системы культурно-просветительских учреждений ;

- показ первых шагов становления таких специфических частей культурного строительства каковыми являются музеи и архивы;

- рассмотрение на основе всего этого соотношения общего и особенного в процессе культурного строительства в данном регионе Казахстана в 20-е годы.

Научная новизна исследования. Диссертантом сделана попытка впервые комплексно исследовать и дать обобщающий анализ процесса

становления и развития культурного строительства в Северном Казахстане в 20-с гс-ды нынешнего столетия. В предлагаемой диссертации гчтором впервые введен в научный оборот ряд неиспользо-вавкихся исследователями и кепубликовайпихся архивных ма-ериа-л0 8.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается з возможности использования его данных, фактологического материала, выводов в курсе преподавания истории Казахстана, при создании.обобщающих трудов.

Хрзнодогкческие рамки исследования диссертации - 1917-1927 гг. Это - период становления Советской власти, борьбы против внутренней контрреволюции к внешней военной интервенции, формирования 1« ^пхекой советской государственности. 1926-1927 годы знаменуют собой переход к командно-административной системе управления. Т.е., ото сложный, противоречивый и переломный период в истопит Казахстана, когда наряду с упоочением новой политической власти решэлись проблемы социалистического строительства, в том числе и культурного. И именно в сфере культуры отразились противоречия переживаемого народом времени.

Географические рамки. По современному административному делению территориям Акмолинской, Кокшетауской.и Северо-Казахстан-ской областей в исследуемые годы соответствовала Акмолинская область, образованная 21 октября 1868 г. и окончательно оформившаяся в янггре 1069 г. В состав области вошли Акмолинский, Кок-четавский, Петропавловский и .Омский уезг,ы. Акмолинская область находилась в составе Степного генерал-губернаторства, занимала обширную территорию Центрального и Северного Казахстана. На севере она граничила с-Тобольской губернией, на западе - с Тургай-

скор областью, на юге - с Сырдарьинской и на востоке - с Семипалатинской областями. Наиболее крупными городами Акмолинской области являлись Акмолинск, Кокчетав, Омск. Петропавловск. Атбв-сар.

Собетейе.к власть в области была установлена в 1918 году.

19 января 1518 года по постановлению Ш съезда Советов крестьянских депутатов, проходившего в г.Омске, Акмолинская область была переименована в Омскую и к ней 26 января 1918 года присоединились Тарский и Тюккалинсккй уезды.

. I октября 1921 года южная часть Омской губернии в составе Акмолинского, Атбасзрского, Кокчетавского и Петропавловского уездов и 15-и волостей Омского уезда отошла в состав Казахстана. В этом же году образовалась Акмолинская губерния с центром в г. Петропавловске.

В июле-августе 192о года взамен губернского административно-территориального деления было введено окружное, в связи с чем по решению правительства был образован Акмолинский округ в составе 15-и районов Акмолинской и -Семипалатинской губерний с центром в г. Акмолинске.

Методологическая основа. При работе над исследованием диссертант руководствовался методологическими принципами научности, историзма, объективного и всестороннего освещения проблемы.

Ксточниковая база исследования. Автором диссертационного исследования использован широкий круг источников. Ксточниковая база включает материалы Центрального Государственного Архива Республики Казахстан (ЦГА РК>„ государственных архивов Акмолинской, Кокшетауской, Омской и Северо-Казахстанской областей. Прежде всего, ¡«о, материалы губернских и уездаых партийных и госу-

дарственных органов, съездов губернских и уездных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, переписка и циркуляры партийных и государственных органов по вопросам ликвидации неграмотности, организации сети культурно-просветительских учреждений, создания осноз музееведения, архивоведения и др.

Для воссоздания реального хода. культурного строительства в северных областях Казахстана в 1920-е годы архивные денные были сопоставлены с уже .¡звестнымк источниками, рассматривались в соответствии с конкретно-историческими условиями.

Важным источником для исследования явилась периодическая печать 192С-х годов. К ней относятся: еженедельник Народного Комиссариата Просвещения "Народное просвещение", газеты "Беднота" (орггл Щ ВКП(б), "Вольный казак', "Мир труда" (орган Акмолинского Губксма РКП(б), Губпросвета к Губисполкома), "Еостанды^ туы" (Петропавловск) и др.

Помимо архивных материалов и периодики были использованы до",.'менты, опубликованные в тематических сборниках по истории культуры, а также в сборнике "Алеи-нирас".^

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в опубликованных статьях, в выступлениях на международный конференции "Творческое мышление:' парадоксы и парадигмы развития" (Аныола, 1591), менвузовской научно-практической конференции "Актуальные проблемы правового и нравственного воспитания ыоло-

Социелистичесхое строительство в Казг;,стане в восстановительный период (1921-1925 гг.). Сб.документов.Алма-Ата, 1962; Культурное строительство в Казахстане (1915-1932 гг;). Сб.документов и материалу Т.1. Алма-Ата, 1965; Алаш-мирас. "ДУлат'га? .¿\:нгг.1.

деки" (Акыола, 199-1), на 'Сейфуллинских «тениях" (Акмола, 1994), научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов Акмолинского сельскохозяйственного учституто "Социально-экономические проблемы целинного села" (Акмола, 199-4). Рукопись диссертации была обсуадена к одобрена на заседаниях кефедры историк Казахстана Акмолинского сельскохозяйственного института и кафедры источниковедения к историографии Алматинского Государственного Университета им. Абея.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списке источников и литературы, приложения.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОШШ РАБОТЫ

Введение. Во введение показана актуальность темы исследования, дан историографический обзор, раскрыта научная новизна работы, сформулированы цели и задачи.

В главе пврвой_ "Использование культурного наследия прошлого и предпосылки создания духовных ценностей в новых условиях" дан краткий обзор состояния культуры в начале XX века, показаны первые шаги в становлении народного образования, печати, музееведения и архивоведения в северном регионе края в 1917-1920 гг.

Вкратце прослежено развитие сети учебных заведений в Казахстане с моменте присоединения к России. Отмечается, что наряду с религиозной синилась новая, светская система образования.

К концу XIX - началу XX века на территории Казахстан." существовало несколько типов русско-казахских школ. Но их.число было невелико, они не удовлетворяли потребности населения в них. «.и-

ерные денежные ассигнования царизма на просвещение шли на ерковно-приходенио школы, городские училища, гимназии. Надо тметить, что в некоторых областях, например Акмолинской, русско-ззахских школ к началу XX века почти не било. Велико было лсло населенных пунктов, не имевших вообще никаких икол. Так, шример, в апреле I9IS г. яители селения Козьм-Демъянского польской волости Акмолинского уезда в своем письме с просьбой-постройке школы писали: "В селении не имеется никакой пколы, гемотря на то, что село уже существует 15 лет и имеется 151 'мохозяева, 535 дул обоего пола, и в данное время имеется на-цо от 7 до 12-летнего возраста обоего пола - 147, которые йены всякой возможности получить хоть какое-нибудь оброзова-е за отсутствием школы".* Такое положение было типичным для огих населенных пунктов Северного Казахстана.

В диссертации подчеркнуто, что перепись 1897 г. не дает ьективной картины национального состава и уровня грамотности деления. В ходе переписи не принимался во внимание уровень, 'мотности на других языках, кроме.русского. Исходя из этого, 'но прийти к выведу о том, что явно был преуменьшен процент ¡мотности тех, кто обучался или окончил курс на арабском языке, !. речь идет о л'-ттусниках конфессиональны:, скол, муллах. Ведь ¡лы п своей основе были образованными лидьми своего времени,' адевсими огромным количеством теологической литературы, знав-и яз!'"::.

3 глгве освгсгются вопросы об обучении детей коренного на-

зсархкв Акмолинской области. - £.114. - Оп.1. - Д.314. -Л.1,

об.

селения в военных учебных заведениях, в лице выпуснинов которых царизм рассчитывал воспитгть прорусски кастраенных чиновников на казахов. Но именно из стен1военных корпусов и, позднее, россий- 1 сиих университетов выпли прогрессивно настроенные представители интеллигенции, сыгравзие выдающуюся роль в просвещении народа, в пробуадении чувства национального самосознания, в создании обстановки нетерпимости к колониальному давлению.

В диссертации раскрывается роль А.Байтурскнова, /..Еукейхэн-ова, Ы.Дулатова в деле создания газеты "^аэпк". Особое мест > уделено оценке роли и места в обществе перв^г. казахского журнала "Ай^ап", руководимого М.Сералиным. В глгче показана тесная связь , язв!;тия книгоиздательства в крае с позицией колониальных властей в этом вопросе.

Царизм кслсервировал развитие всех сфер народной культуры и в этом относенк;. оставил Советской власти тяжелое "наследие". Дополнительные трудности для подъема культурно-обра,.звательного уровня населения создавали текие специфические условия Казахстана, как отдалённость от культурных центров страны, пережитки патриархально-феодальных отношений, кочевой образ жизни большинства населения.

Особенности национального состава населения северных областей предопределили и своеобразие форм работы по просвещения масс.

Вопросами развития общеобразовательных школ, культурно-просветительских учреждений, внешкольного обучения ведали отделы народного образования при исполкомах местных Советов. Для работы с коренным населением были созданы казахско-татарские подотделы. Значительную роль они сыграли в деле создания казахских школ, подготовке аульных учителей, внедрения опыта организации скил-

[нтернатов, ликвидации неграмотности взрослого населения.

1:сли в деревнях приемлемой формой ликвидации неграмотности взрослых явились стационарное ликпунктьг и избы-читальни, га в у/лах очаги просвещения имели передвижной характер. Это было :вязано с летними и зимними переходами скотоводов в рассматриваете годы.

Диссертант на основе архивных данных показал процесс созда-шя библиотек в городах и уездных центрах Северного Казахстана. Сращено внимание на деятельность мусульманских библиотек и лубов. Следует отметить, что в целсм они испытывали большие рудности с обеспечением литературой, укомплектованием кадрами пециалистов.

1917-1920 гг. - период создания основ музейного и архивного ела. В диссертации показан сложный процесс деятельности органов оветской плгети по учету и сохранению памятников прошлого и ереч'нвеемого момента. Ело изъятие из церкоЕньгк архивов метри-еских и других документов, имегщкх отнесение к актам граздан-кого состояния.

С деятельностью Советов по налаживанию системы здравсохра-ения непосредственно была связана борьба за здоровый образ ж.чз-д. Этот аспект раскрывается на основе мате,-налов пресси, архивах источников.

В заключении главы отмечается, что в деле создания основ ■родного образования Советская власть столкнулась с большими чудностями как объективного, так и субъективного характера. Ке )етело учителей, владевших методикой обучения. Кратко.-с ровные грсь; не выпускали по-настоящему подготовленных учителей для деленных местностей. В отчетам о ходе ликвидации неграмотное:, в газетных публикациях рассматриваемого периода в основном

ила речь о количестве обученных грамоте, отсутствовал анализ качественной стороны дела.

В 1917-20 гг. с большими трудностями, но все же были сделаны первые шаги в становлении таких аспектов культурного строк тельства, как музееведение, архивоведение, здравоохранение и библиотечное дело.

В главе второй - "Основные направления и результат», культурного строительства в 20-е годы" - раскрываются вопросы дальнейшего развития народного образования, культурно-политиче ..кого просвещения масс, печати, здравоохранения, музейчого и архивного дела.

¿.осле военных 19IÜ-I920 годов трудящиеся с большей силой осознали необходимость знаний и настойчиво требовали 0'. крытйя школ, выносили решения о выделении средств на образование, были согласны содержать учителей за свой счет. . Школы стали передаваться по договорам сельским обществам и организациям. Так, например, в Акмолинской губернии им было передано в конце 1922 года 117 начальных школ русских и 89 казахских, 23 детдома, Z библиотеки, I народный дом и II клубов.^ Именно в условиях посл< военной разрухи договорная система передачи школ на содержание населению облегчила их положение. В диссертации показана связь развития образования с вопросом об оседании кочевников.

В диссертационном исследовании дан сравнительный цифровой анализ охвата обучением детей школьного возраста, подробно рассмотрены программы обучения, особенности изучаемых предаетев.

* Сулейменов P.E., Еисенэв Х.И. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов, C.I2I.

I Архивные материалы говорят о неоднозначном отношении мест-лх органов власти к использованию в качестве учителей грамотных одей, имевших в прошлом духовный сон. Речь идет о муллах. Как в отношении учителей старой еколн, здесь тоже наложила отпе-мгки классовая борьба.

Огромного напряжения сил требовали мероприятия по ликвида-ш неграмотности взрослого населения. В 1921-1922 гг. эта рабо-I. продвигалась слабо. Таное положение было связано с голодом, щетой первых послевоенных лет. И только с 1923 года, когда юизошел перелом в восстановлении народного хозяйства, работа неграмотным населением пошла на подъем. Согласно решениям гу-рнских и уездных отделов по народному образованию, в северном гионе ликвидации неграмотности среди трудящихся, начиная с нца 1922 года, проводилась " за счет Фонда, созданного из 10%-х отчислений с зарплаты на предприятиях на кулътпросветработу гласно инструкции на содержание культпрасветучреудений при бриино-заводских предприятиях по КССР, изданной Кирпромбюро, рбгоро ВЦСПС и Кирнарксмпросом 24 апреля 1922 года".^

Если в русских деревнях закрепился постоянно действующий имою) ликпункт во главе со окольным учителем, то в пуле - к ?тоянно действующей школе были приспособлены передвижки и лет-э школы для взрослых. Диссертант разделяет точку зрения, что 24-25 учебный год явился переломным я деле ликвидации негра-юности взрослых.

В главе показана тесная связь ликвидации неграмотности с

"осархив Кокшетауской области - Ф.56. - Оп.1. - Д.30.- Л.99.

политическим просвещением «вселения, в осуществлении которой важную роль сыграли избы-читальки. Причем, в рассматриваемом р гионе больная часть из них работала за счет средств населения.

Значительное место в просвещении масс занимали красные юр которые в отличие от изб-читален, не были стационарными, а коч< вали вместе с аулом и имели более широкие функции. С помощью красных юрт Советы сделали большой пат в части продвижения кул) турно-просьетительской работы в основную массу населения Северного Казахстана - кочевого и полукочевого казаха.

Широко практиковались и другие формы работы с населением -беседы, лекции по самому широкому кругу проблем.!

Еолькая работа проводилась государственными органами по вс лечению женщин в общественную кквш», соблюдению их прав как лич ности. В 1922-27 гг. было немало сделано для привлечения женщин , в первую очередь, казаиек, к работе в советских органах, народных судах. Например, в 1925 году в Советы Кокчетавекого уезда женщин было избрано 378 человек, в 1926 году -

Постепенно, с большими трудностями в практику входил гражданский брак. За первое полугодие 1927 года в Акмолинском уезде

о

было зарегистрировано в СЛГСс 53 брака среди казахов.

Болыауда роботу по просвещению женщин проводили женотделы. С 1925 года для женщин кочевых районов создавались специальные красные юрты, которые занимались не только просветительской работой, но и оказывали медицинскую помощь» При красных,сортах

* Госархкв Кокиетоуской области.- Ф.76. -Оп.1. -Д.751. - Л.33.

9

" Госерхяв Акмолинской области. - $.114. - Оп.1. - Д.104.- Д. 17:

действовали ликпункты для казахских женщин. Но все гее, ликвидация неграмотности среди женщин шла медленно, процент грамотности к 1927 году оставался низким и составлял 11,8^, в том числе: в городе - 36$, среди аульных казахских женщин - 5,6$.*

В диссертации показвн процесс создания первых народных театральных коллективов, сети кинофикации в северном регионе. Особое место уделено роли Народных домоэ, клубов, библиотек.

Диссертация раскрывает вопрос о внедрении казахского языка в делопроиводство в исследуемые годы, о влиянии развития культуры на процесс коренизвции государственного аппарата.

В 20-х годах а Казахстане в широких ыаситабох велась работа по созданию местных губернских и уездных архивов. Для отого периода характерна планомерная работа по сбору, учету и использованию архивов. В работе архивов сохранялось много трудностей: недостаточно'! число работников, отсутствие специалистов, небрежное обращение с документами при изучении, неприспособленность помещений и др. Тем не менее, к 1927 году в архивах северного региона было сконцентрировано значительное число источников, о т.ч. и по истории дореволюционного периода. Ршга нвлагенл сгзяяь с архивами России, сопредельных республик.

В исследуемые годы продолжался процесс создания муяеер. Характерной "ертой их деятельности в зто преуя явилось активнее распространение исторических знаний, сбор краеведческого материала.

Культу рте с-пэ/ччгльстро в Капахстрне (191У-1932 гг.). Т.1.

Ллма-Лта, С. Г 39.

В заключении главы отмечается, что в рассматриваемые годы были достигнуты определенные успехи во всех сферах культурной жизни региона. Но уже идет процесс формирования системы политического нажина, применения насилия в сфере культурно-просветительской деятельности государственных структур.

Анализ источников позволяет сделать вывод, о непримиримости Советской власти к убеждениям, шедшим вразрез с официальной идеологией. Это проявлялось и в отношении к национальной интеллигенции, специалистам дореволюционного периода, религиозным деятелям.

В заключении диссертации сделаны выводы по теме исследования.

Осуществление культурного строительства в непей республике имело свои особенности в силу своеобразных условий и объективных факторов развития края в прошлом. Иначе говоря, культурные преобразования наталкивались на колоссельнпе трудности и материального, и культурного, и национального характера.

Как известно, программа культурной политики включает в себя ряд крупномасштабных и сложных задач: ликвидация неграмотности и подъем народного просвещения, приобщение широких масс к политике, знаниям, эстетическим ценностям, формирование интеллигенции, борьба с реакционными предрассудками.

С первых дней установления Советской гласти начались пре- . образования в сфере культуры. Особое место занимала задача ликвидации текого тяжелого наследия как преобладающая неграмотность населения края велрдствие колониальной политики России. Архивные документы по истории северных областей свидетельствуют о том, что с первых дней Советской власти возникли передвижные, кочугпне, сезонные пнолы, использовались все фррум организации

ликпунитов. Особенно сложной была проблема создания школьного дела в казахских кочевых и полукочевых аулах. В силу объективных причин в те годы возникли одно-и-двухгодичные школы-передвижки, а содержание учебного процесса ограничивалось письмом, счетом и чтением. Но с 20-х годов появились декреты Советской власти, нацеливавшие педагогов на разнообразие форм обучения и воспитания, внедрение самоуправления в школе, проблемность учебного процесс«. К сожалению, к началу 30-х годов, все сменилось единоначалием в управлении, а урок стал единственной формой организации учебного и воспитательного процесса. Осмысление этой ситуации поможет сегодняшней юколе подняться до уровня современных требований, готовить к жизни в обществе самостоятельно и творчески мыслящих, способных решать поставленные задачи людей.

Никто не станет отрицать преемственности культуры из поколения в поколение. Это, конечно, не озипчпет механического использование всего духовного наследия прошлых поколений, не отвергая все чуждое народу. В то же время, необходимо впгтать в себя все передовое из достижений пр»лшргтчурщих поколений. Ведь культура - ото история жизни нации.

Изучение архивных документов, п частности по Акмолинской области, дает основание предполагать, что не всегда однозначно и достаточно объективно решались проблема гепольпоргния угтолрй дореволюционной икелм, вопросы применения арабского алфавита, гелигиозиый аспект в преподавший.

Лггпр диссертации делает заключение о внедрении именно чтгл пбрпзогпние коммунистической идеологии в мрссн.

Конституция Республики Казахстан (1993 г.) в своей статье Г/ провозгласила кппгхсиР чэнк государственным. В нпстояиее

время идет процесс расширения сети казахских школ, детских садов, театров и др. В этом аспекте большое значение имеет опыт 20-х годов по введению Советской властью незохсного языка в сферу культурной и общественно-политической жизни. Имеются документальные свидетельства возрождения национальных праздников в двадцатые годы.

Для исследователя важно изучение причин заторможения этого процесса в последующие годы. Ведь эта проблема созвучна нашему времени.

В культурном и политическом воспитании масс большую роль сыграла яарокдавшаяся периодическая печать, в организации и функционировании которой в 20-е годы (в особенности, в первой половине 20-х годов) значительную роль сыграли А.Байтурсынов, А. Букейхвнов, М.Дулатов, С.Ходжанов, Ы.Кумабаев, Б.МаРлин, Ы.Тур-ганбечв и другие деятели культуры.

Советы Северного Казахстана, преодолевая неимоверные трудности, связанные с общей экономической отсталостью края, за 19171927 гг. сделали значительные шаги в области преобразования культуры, поднятия образовательного уровня населения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛВДУВД1Х ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Воскрешая страницы минувшего // Нива. ДО 4. 1994. - 0,8 л,л.

2. Культурно-просветительская работа среди сельского населения в 1920-е годы (на примере Северного Казахстана) // Вестник науки АСХИ. № I. 1994. - 0,5 п.л.

3. Некоторые вопросы культурного строительства в Северном Нозвд. стане п 192С-е годы // Деп. в КязгосИНТИ 07.06. 1994 г. -0,8 п.л.

4. Некоторые проблемы историк культурного строительств? в Казахстане. - Материалы международное конференции "Трсрчестп мглп... ление: ппрпдоксн и пэрядигмм развития", Агмпля, Г991. -

0,2 п.л.

Р Ь 3 ЮМЕ

какйт ГАШЛ гдадвдш

"XX- гасызднн 20-теы жвдцьрындагы соятустш ^ааедсяаннын медени «кхрГ'.

Бул диссэргацияшн ыедсадсы оолтусик облчотагдан двректа-Р1..1Н, ^Автгаринян Н0Г1В11Щ8 1930-ои етлдардага Дашдстацца п.: надави еш*Ц'1Стерглц гарюш^ о пин Сагет, багдарлеркн, .тали« бапПяериг «энз айкаЧтЩ врэкрал! ктэрш керсея:/. Соншен 01 г го дассертацвда еодагш курылыстьш еткен заматшн Уэдет-.еишн улг1лзр1н, халвд вгарту ж нэп'едврш дуру, аусзй дане врхав ¡стерп! жолга цоа еияцчи аспзит1яер1 т.б. царастырилэдм.

Автор хуыыоткн оолкнда 2СМ;'в жылдардагн мацет! еягэпст-зр-д1в барвсст кероета келш, буи юте тап курооипп хер! есерлз-Р1И1Н болтании, б ¡ли-" беру сал&снцца коммунист¡к идеологиганн туиктки Мргзнт» ал ряволоцшхга дейштч ескл уама*'д<>.«ди иаАдол.чиу мэоелесшн кеч царзыа-цайянляцтэруеи отяг-

са вдуто дайиндя .«ан-жадти тусгдодар дсэсайды.

S tJ M M A H T

Galina U, Xakonova

"Cultural life of Northern Kazakhstan in twenties of the 20th Centura."

The aim of this dissertation la to trace tho process of cultural radical reforms in Kazakhstan in 1920s on tho basia of the materials on Northern region, to show common features and reveal region peculiarities. Different aspects of cultural building-up such as-using of spirit heradity of the past, th" formation of public education, museum and contemporary record« eto are regarded in this dissertation.

The author in alee a auch the following conclusions »

- the process of cultural reforms was influenced by olass struggle t

- communist ideology was introduced through education}

- the problems concerning pre-revolution^ry epeoiatiefca were Reived controversially.

itoftrihcaho k aeimrn 29. to.1994r. th;.IOO ona. aak.NMB

OnieuaTiHO h*» poTrnpvwr» $HfMN "Attn" np. JIbhuh« 38