автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Лирический герой в Советской и Вьетнамской поэзии: принципы изучения

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Нгуен Тхи Бик Тху
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Лирический герой в Советской и Вьетнамской поэзии: принципы изучения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лирический герой в Советской и Вьетнамской поэзии: принципы изучения"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУГН иы. А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи НГУЕН ТХИ БИК ТХУ

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В СОВЕТСКОЙ И ВЬЕТНАМСКОЙ ПОЭЗИИ: ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ (на материале поэзии В. Маяковского й То Хыу)

Специальность 10.01.08 - теория литературы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

МОСКВА - 1990

Работа выполнена в Отделе теории литератури ордена Яружби народов Института мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР.

Научный руководитель - доктор теологических наук

Б.П.Гончаров

Официальные оппоненты - доктор Филологических наук,

профессор К.Г.Пвтросов, доктор ^аяологическйх наук, профессор Н.И.Никулин

Ведущая организация - Московский государственный универси

те. М.В.Ломоносова, кафедра теории литературы.

Зашита состоится и_"_1990 года в _чека заседании специализированного совета Д 002.44.01 по Зилоло-гичаеккм наукам при Института мировой литератури мм. А.М.Горы АН СССР по адресу: 121059, Москва, ул.. Воровского, д. 25а,

С диссертацией можно оанаксг/иться в библиотека Института мировой литературы им. А.М.Горького АК СССР.

Автореферат разослан "_"_1590 года.

УчоныЧ секретарь специализированного совета

А.М. Ушков

шм mmmmm paww

Актуальность теми црслецотцця. Лирический гв]»!> - опии из теоретических терминов литературоведения. В отлична от других литературных терминов этот термин начат употребляться в литерату^ведении значительно позже. С точением времени п советском литературоведении понятие лирического героя широко распространяется.

Становление понятии лирического героя отражает многие моменты ццейио-зстотического развития литератур», развития личности поэта. В настоящее время роль ortjaaa лирического героя признается и,подчеркивается подавляющим большинством литературоведов и критиков..Говорить о лирическом герое - значит анализировать качественно новое состояние лирической поэзии.

Термин "лирически!! героР" возник в советском литературоведении раньше, -чем во вьетнамском. Советские литературоведы достигли заметных результатов в этой области. И то же время этот термин входит во вьетнамское литературоведение, в том числе в изучении лирики. Но в этой области понятно лирического героя использовано еще не в достаточной мере. Поэтому вьетнамские ли-тврату}опелы должки осваивать советские исследования по теории поэзии, использовать понятие лирического героя в анализе творчества современных вьетнамских поэтов, л перенимать опит советских -ученнх.

Лирический герой дает возможность критикам заметить различии!! облик кажпого ноэта, и благодаря этому критики могут определить стиль каждого поэта для изучения его лирического произведения как художественной системн.

Изучение лирического героя подчеркивает художественную сущность поэтического произведения. Уяснение образа лирического

- г -

героя в творчестве советских и вьетнамских поэтов, проникновение в художественную структуру стихов способствуют раскрытию щшйно-эстетического богатства, интерпретации стиля и творческой личности поэта в формировании и развитии советской и вьетнамской литературы в целом, в поэзии в частности.

Пели и задачи исследования. Целью настоящей работы является применение понятия лирического героя, разработанного й теории советской поэзии, дня анализа стихов современных вьетнамских поэтов.

Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Систематизация различных концепций советских литературоведов о понятии лирического героя, ознакомление с достижениями советской теории литературы в целом, с понятием лирического героя при изучении поэзии в частности.

2. Определить значение понятия лирического героя в исследовании и анализе современной вьетнамской поэзии.

Материалом исследования являются современные советские и вьетнамские научные работы по вопросам теории поэзии, особенно понятия лирического героя, которые написаны на русском и вьетнамском языках.

Важную часть использованной диссертантом литературы составляют работы советских исследователей, которые внесли значительный вклад в разработку проблем теории поэзии, .связанных с понятием лирического-героя. Речь идет о работах Д.И.Тимофеева, А.И. Ревякина, Г.Н.Поспелова, Ал.Михайлова, К.Г.Летросова,'В.В.Дементьева, к\1.Гея, Б.П.Гончарова, З.Д.Сквозникова, З.Паперного и стог их других. Кроме того, вьетнамские исследователи Ха Минь Дык, Чан Линь дают диссертанту основы для изучения, и развития их концепций вокруг понятия лирического героя во Вьетнаме. ' •

Me то полor и ■чэо кой основой исследования является марксистско-ленинская теория. Научно-теоретической базой работы служат труди основателей советского литературоведения по вопросам тоории литературы, в частности теории поэзии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые для вьеттмской науки освещени основные достижения советского литературоведения в области изученш оомременной поэзии.

2. Впервые использовано понятие лирического героя для анализа творчества поэта в изучении современной вьетнамской поэзии.

■ 3. Впервые систематически определены ц<эли и задачи исследования понятия лирического героч для вьетнамского литературоведения.

Практическая ценность работы состоится в том, что результат» исследований будут способствовать изучению понятия лирического героя во-вьетнамском литературоведении. Кроме того, результаты исследования могут Онть использован« при сопоставлении учебних пособий по теории поэзии.

Апробация работи.

Диссертация обсуждалась и одобрена на заседании Отдела теории литературы Института мировой литературы им. A.M.Горького All СССР.

Структутд и объем диссертации.

Работа состоит из введения,'двух глав, заключения и списка литературу. Объем - 148 страниц машинописного текста.

СОДКР.ШИЕ РАБОТЧ

Во введении обосновывается актуальность избранной теш, формулируются основные цели-и задачи диссертации,, определяется материал, методологические пришит» и методы исследования, ука-

згааюгся научная новизна, практическая ценность, апробация и с т} 'у кг у ра л исс е} ташш.

В первой главе "Понятие лирического героя в советском литературоведении" исследуются различные концепции советских литературоведов по отношению к понятию лирического гэроя, роль типизации в лирике, которая соотносится с образом лирического героя, тесно связанного с личностью поэта.

В первой главе содержится три раздела.

В первом разделе "Типизация и лирически" геро!1" рассматривается понятие типизации и лирического героя в творческом процессе художественной литературы.

Типизация, как известно, одна из важнейших особенностей литературного творчества. Справедливо писал Белинский: "Типизм есть один из основных законов творчества, и без него нет творчества"-'-.

Типизация - особый способ приближения к истине, а любой акт познания является отражением объективной действительности в субъективном.

Диссертант утверждает роль типизации в творческом процесс Вне глубоко?, типичности нет -истинно? художественности. Признан что вся история мировой литературы показывает: вне больших тип чоских идейннх обобщений, вне раскрытых ведущих типов, событий и явлений реальной действительности не было и не может быть больчгой литературы, настоящего искусства. Проблема типизации, таким образом, вахна для искусства в целом, и дтя поэзии в час ности.

Ткпическг.й характер в поэзии - ото не суммирование черт характера, это не ко.'.тоекс тезисов, а юшивидуа'гьннй чо-

I. Глг.иискк!' Б.Г. Иа-.н, поэр. сг-ч., т.З, К., с. .У!.

" 5 ~ '

ловвк, как он проявляется себя в жизни. Типизация ни в коей степени не мешает лирическому поэту во всей полноте проявить спою индивидуальность. Поэт не только фиксирует свои чувства и ипои. Он должен типизировать переживание^ внутренний мир, движение души. Можно сказать о том, что подлинник поэт облапает огромным даром художественной типизации, потому "чувство, ?лысль до.таны

I т

жить художественной жизнью".

■ Одним словом в лирической поэзии, так же как в других ]юдах литератури, типизация мыслей, чувств, настроений, переживаний совершенно естестпена.

Кроме того, в этом .разделе говорится о соотношении типизации с образом лирического героя. Отражая жизнь, поэт не только просто выражает свои чувства, но и,-что важнее, типизирует их в .образе лирического героя. Поэтому поэтический образ в стихах позта всегда шире и богаче его биографии, его личного опыта.

* Диссертант обращает внимание на появление понятия лирического героя в советском литературоведении в целом, и в изучении поэзии в частности. Термин "лирический герой", возникши в статье Ю.Тынянова о лирике Еггока в 1921 году, сразу принте к к себе внимание литературоведов и критиков. Концепции литературоведов и критиков, участвующих в дискуссии в середине 50-х годов о понятии лирического г^роя, разделялись уа два направления. Одни, как В.Назаренко, Б.Томагяовский, М.Тешгимскяй, твердо придерживались мнения о том, что лирический г^рой в поэзии - сам поэт, то есть они отождествляют лирического героя с сами.! поэтом. Эти литера. туроведц выступали за исключение лирического героя как понятия из литературоведения.

В отличие от них сторонник понятия лирического героя выс-" тупили за утверждение роли этого понятия в анализе поэзии. Они

I. Урбан А.. Мода, штамп и поэт. Вопросы литературы, 1962,с.89.

— о —

признавали, что лирический герой - новая категория поэтического творчества.

%

Л.И.Тимофеев объяснял актуальность понятия лирического героя для современной поэтической критики: "Почему выдвинувшееся и последнее время в поле зрения нашей критики понятие лирического героя приобрело такое широкое распространение. Оно включав' нас в круг тех вопросов, которые позволяют полнее и шире понять сущность лирического.творчества, его единство с другими литературными родами, его своеобразие в решении общих задач, стоящих перед нашим искусством"-1'. Изучая личность поэта, В.Дементьев подчеркивал: "И все-таки понятие "лирический герой" крайне необходимо и текущей критике, и всей современной науке о литературе' Анализируя поэтическое произведение, Б.П.Гончаров утверждал, что "лирический герой - ключевое явление художественного произведения, к которому восходят все его звенья .

Постепенно тершга "лирический герой" стал широко использоваться многими исследователями, причем каэдый из них понимал и толковал его по-своему. По употребляемой ныне в литературоведении терминологии, лирический герой следует понимать как термин теории поэзии, который представляет собой "образ того героя в лирическом произведении, переливания, шели, и чувства которого отражены в нем. Он от код не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта,-его интересы, особенности характера находят соответственное

1. Тимофеев .4.1!. Биография поэта и лирическое "я". Лит. газета, 1960, 30-рктября.

2. деуентьег Личность поэта. 19ЬЭ, с.9.

3. Гекчарсв В.". ляолкз поэтического произведения. М., 1987, е.;

выражение в форма, в стшге era произведений"*.

Понятие лирического героя как эстетически преобразованного отражения живой личности поэта необходимо в теории пооеии и в составе средств поэтического анализа.

Во втором разделе "Соотношение поэтической и биографической личности" показано, что в творческом процессе поэтическая и биографическая личности поэта таено взаимодействуют. Очевидно, что лирический герой отражает объективную действительность через призму субъективности поэта. Творческая индивидуальность поэта начинается с его биографии, с его личности. Как говорит Елок "в стихах всякого поэта 9/10, может бить, принадлежить на ему, а среде, эпохе, ветру, но 1/10 - все-таки от личности'"".

Одним словом, поэт - лирик один в двух лицах. Это, во-первых, человек с определенной судьбой, жизкенннм опитом, чувствами и взглядами, во-вторых, герой собственных стихотворения, созданный поэтом^ художественный образ.

Изучая соотношение поэтической и биографической личности, диссертант показывает, что если личность поэта и лирического героя соединяются в одно целое, то поэзия становится более жизненной и глубокой. Если эти понятия разъединяются, то поэзия становится механической, иллюстративной. Образ лирического героя является связующим эвеном мекду лирическим произведением и читателем.

Как видно из сказанного, между биографической и поэтической личностью поэта существует тесная связь. Именно эта связь помогает литературоведам глубоко рассмотреть процесс творчества поэта, определить стиль' поэта и исследовать его поэтическое произведение как художественную систему.

1. Тураев C.B..Тимофеев Л.И. и др. Литература. М.,1988, с.81.

2. Елок А. Собр.соч.,в 8 томах, М.; Л.; 1960-1963, т.6, с.336.

В третьем разделе первой главы "Лирический герой как компонент системного анализа поэзии.. Концейция Л.И.Тимофеева" анализируется представление Л.И.Тимофеева об общих понятиях теорий литературы, понятии лирического героя в частности.

В работах по теории литературы, особенно в монографии "Основы теории литературы" Л.^.Тимофеев систеттически рассматривал понятия теории литературы и Давал критический анализ новейших исследований по эгам вопросам. Правде всего Л.И, Тимофеев обратился к понятию "образ".

По мнению Л.И.Тимофеева, понятие .художественного образа • охватывает основные, принципиальные особенности художественной литературы как особой формы идеологической деятельности, познания кизил. Подлинно художественный образ - всегда открытие.чего то нового в неисчерпаемом по своему богатству движении жизни, всегда обобщение процессов действительности, человеческих стрем лений, эмоций, воплощение совершенного, то есть всегда сгупеньк в движении' человеческого художественно-эстетического открытия и познания жизни.

Вообще теоретическая концепция Л.К.Тимофеева является целостной, .рассматривающей основные компоненты художественного произведения как органического единства. Л.К.Тимофеев подчеркнул роль языка писателя, который взаимодействует со всеми сторонами художественного произведения, определил соотношение формы и содержания в художественном произведении. В художественно-образном отражении содержание и форма слиты столь тесно, что отделить форму от содержания -значит уничтожить образ, поэтому ({орта в образе всегда призвана служить выражению содержания.

В этоГ: части также показана концепция Л.И.Тимофеева, обращенная к истории русской к многонациональной советской литературы.

Л.И.Тимофеев большое внимание удалял стиховедению. Очениц-йо, что стиховедение не представляет собой единого целого, и Л.И.Тимофеев возглавлял то направление, которое можно назвать комплексным филологическим анализом стиха на основе системного подхода. В своих ранних работах он уже использовал понятие системы. В книге "Олово в стихе" Л.И.Тимофеев сказал о главной цели работы: "Уточнить' понятие системы применительно к изучению литературы, и главным образом к стиху, проследить его системные связи со словом и произведением, на ряде конкретных приматов показать значение этих связей для понимания поэтического творчества"1.

Содержательная в целом литературоведческая концепция Л.И. Тимофеева открывает путь для анализа лирического героя. Здесь показано, что в работах 'Л.И.Тимофеева понятие лирического героя было обосновано с наибольшей полнотой и многообразно использовано. Л.И.Тимофеев справедливо подчеркивал важное значение понятия лирического героя в литературоведении. Самое понятие лирического героя помогает критикам рассматривать компонента лирического произведения, создаваемого поэтом, и позволяет им при системном анализе изучать- поэтику и стиль поэта. Л.И.Тимофеев утверждал, что в творчестве поэта важны системные связи, которые определяют взаимодействие компонентов произведения. В литературоведении" в целом и в "стиховедении, в частности, если литературовед нб обратится к системности произведений, то он не сможет понять произведение как художественную систему, кото]йя выражает эстетическое кредо поэта.

. . Л.И.Тимофеев обратил внимание на взаимоотношение биографии поэта и образа лирического героя в творчестве поэта. Он писал:

I, Тимофеев Л.И. Олово в стихе. М.1387, с. 15.

"Понятие лирического героя точно как же помогает этой концентрации анализа художественного текста, не отходя от него, не привнося в него ничего ему внеположного, оно вместе с тем помогает понять его системно, проясняет его основные, существенные черты. Поэт создает лирические произведения, каждое иэ них обладает са-мостоят&тьной художественно? значимостью, но вместе с тем участвует в создании целостного образа человека, раскрывает его угол зрения на жизнь в ее самых различных проявлениях, не отрываясь от его личности, но и не отождествляясь с ней"*. Л.К.Тимофеев в частности опирался на материал поэзии Маяковского для того, чтобы обосновать свою концепцию системного анализа поэтического произведения. Бсдыаое внимание удалено системе выразительных средств при п'омо;;: которых поэты создают картины лага ни, образы людей и воспроизводят различные явления действительности.

В работах "Поэтика Г^аяковского" /1941/, "Биография поэта" /1360/, "0 лирическом герое" /1960/, и наиболее активно "Слово ■ в стихе" /1987/ Д.И.Тимофеева рассматривалось понятие лирического героя как системообразующего понятия, включающего в себя как художественное и социально-общественное содержание, так и индивидуальное самовыражение личности поэта. Здесь Л.И.Тимофеев стремился осуществить подход к анализу взаимодействия всех сторон художественной системы в их.единстве.

Зо" второй главе "Значение понятия лирического героя во вьетнамском литературоведении" сделана попытка применить понятие лирического героя, хгри анализе произведений современных • вьетнамских поэтов /особенно на материале поэзии То Хыу - видного согременного вьетнамского поэта/.

вторая г.-а^а состоит гз двух разделов. В перг-ом раздаче дается нн:;ор>',атая о понятой лирического

1. Г-.г.'о'.ооп Злого б стихе. , 1967, с.40Ь.

/

героя во вьетнамском литературоведении и его исследованиях.

Прежде всего диссертант рассматривает работу исследователя Вьетнама - Ха Минь Дика "Проблем!/ в современной вьетнамской поэзии" /1970/. В данной работе появилось понятно лирического героя. Но в концепции Ха Минь Дика понятие лирического героя еще не являлось достаточно определенным, чтобы ого можно 61 и!о использовать, в изучении поэзии. Нетрудно заметить, что взгляды Ха Минь Дыка были сформированы под влиянием взглядов советских литературоведов по вопросам теория поэзии, но к солсялению в данной работе Ха Минь Дык только анализировал связь субъекта и объекта, поэта и лирического "я", а понятие лирического героя рассматривал еще не очень отчетливо, и оно еще не становится средством, необходимым дяя анализа лирического произведения.

Затем автор диссертации обращает внимание на книгу "Поэтика стихов То Хну" /1987/,. написанную Чан Динь П!и. Эта книга откр.иа новое направление в исследовании стихов конкретного поэта. Чан' Динь !!!и знакомится с-системным подходом з анализе поэтической системы То Хну.

После монографии "Поэтика стихов То Хыу" издана" работа "Теория литературы". В главе "Лирическое произведение", написанной автором - Чан .Кинь Ии, показана важная роль понятия-лирического гороя в лирике.

Таким образом, теперь понятие лирического героя входит во вьетнамское литературоведение, в том числе в изучение лиршш. Но практически понятие лирического героя в'це не стало необходимым инструментом для литературоведов. Вьетнамские исследователи не использовали его в анализе стихов каждого поэта. Вообще но привычке они обычно офхгцалм больше внимание на лирическое "я", чоп на понятно лирического героя. Термин "лирический горой" только ирису, мчжш в теории поэзии, а еще но использовало;

как художественно-выразительное средство при анализе творческого процесса кавдого поэта. В работах вьетнамских литературоведов проблема лирического героя анализировалась недостаточно глубоко. Освоение советских исследований в этой области велось вьетнамскими литературоведами и критиками еще в негодной мере. Многие художественный средства и прирмы затрагивались в работах литературоведов и критиков, но они не стали специальным предметом исследования.

В силу вышесказанного диссертант попытается привлечь внимание к кругу вопросов, связанных с применением понятия лирического героя ц анализе стихов вьетнамских поэтов. Систематизация теоретических проблем, связанных с понятием лирического героя, разработанных советскими литературоведами и критиками, будет полезна вьетнамскому литературоведения. Затем рассматриваются концепции советских теоретиков, использующих понятие системы в анализе художественного произведения. Здесь сосредоточивается внимание на точках зрения о системе академика П.Анохина, Л.И.Тимофеева, Н.К.Гея и Б.П.Гончарова. Особенно интересует диссертанта концепция Б.П.Гончарова о поэтической системе, которая образуется взаимодействием трех подсистем: образно-метафорической, лексико-Фразеологической, стиховой*. Таким образом, понятн« лирического героя связано с поэтической системой, выраженной такими художественно-выразительными средствами как образность, ле1 сика, стих. Оно необходимо для анализа конкретного поэтического произведения современных вьетнамских поэтов в целом и То Хыу в частности.

Несомненно, в науке о .литературе, в том числе в изучении лирики, понятие лирического героя есть момент развития теории поэзии нэ только г советском Союзе, но и во Вьетнаме. Теперь

I. Гог.чя.гог. Б.Л. Поэтика Г/аяковского. }.:., Ш, с.73.

можно сказать, что понятие лирического героя имеет значение в овластй изучения современной вьетнамской поэзии, так как оно утверждает художественную сущность, позволяет критикам анализировать связь содержания и формы в стихотворных произведениях, которые воплощают переживание лирического героя.

Итак, понятие лирического героя позволяет дать системный подход к анализу поэзии. В дальнейшем во вьетнамском литературоведении. понятие лирического героя займет важное место при анализе стихов современных вьетнамских поэтов.

Во втором разделе "Использование понятия лирического героя при анализе творчества современных вьетнамских поэтов" /на мате- • риале поэзии То Хну/ представлена первая попытка системного анализа вьетнамской поэзии.

Прежде всего в этом разделе говорится о заметных результатах вьетнамских литературоведов и критиков в изучении стихов То Хыу.

Затем речь вдет о новой потребности читателей в поэтической критике. В настоящее время во Вьетнаме читатели стоят перед большим литературным явлением, их не удовлетворяет описание отдельных образов, анализ многих критиков по каждой теле, по идейному содержанию или по субъективному пафосу. Теоретическое мышление требует изучать поэзию как художественную систему, связанную с закономерностями внутреннего движения, рассматривать ее даке в процессе развития вьетнамской литературы в целом.

■ После Августовской революции современные вьетнамские поэты счсредоточились на описании нового человека и нового образа жизни, страны, Но. наиболее полное художественное воплощение время получило в стихах То Хыу, где с помощью лирического героя сила новой эпохи выражалась художественными средствами.

Опираясь на положение советского литературоведа Е.П.Гонча-

- il -

рова, диссертант показывает, что в поэтической система То Хыу существует определенная ориентация всех художественно-выразительных средств на лирического героя нового типа, поскольку "лирический герой - организующее ядро художественной системы, к которому восходят все ее звенья"*.

Дальше речь идет о вьетнамской литературной жизни до Августовской революции 1945 г. в связи с появлением романтической "новой поэзии" /1930-1945 гг./. "Новая поэзия" в такой-то море оказывала влияние на поэзию То Хыу, особенно когда он выражал настроение, внутренний мир человека. В отличие от других роматических поэтов "новой поэзии" То Хыу как щюдставитель молодого поколения тесно связан с antoc<ïei>ofl революционной эпохи, поэтому он воспринимал только активную сторону "новой поэзии" под углом нового мировоззрения. Это было четко выражено в стихотворениях, которые написаны во время его заключения в тюрьме /до Августа 1945 г./. Это следующие стихотворения : "Ночной крик", "Вставайте", "Голодовка", "Стихи о луне", "Настроение в тюрьме", "Воспоминание о человеке" и др.

В стихах, написанных поэтом - борцом То Хыу, воссоздается образ молодого коммуниста, живущего в темной тюрьме, где он стремился к свету революции, к жизни, происходящей за стенами тюрьми. У поэта есть огромный запас слов, которыми выражается эстетическая цель, и создается поэтическая общзность. То Хыу использовал специальные художественные с^лстна, выславшие настроение поэта в тюрьма, связанное с каждым шумом, доносящимся извне:

Треплет ветер короткие черные волосы,

И дрожит под лохмотьями тельце худшки.

I. .Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. M., I9B3, с.Gi.

Убежала несчастная. Бояыяе не слыпто В одиночестве камеры детского голоса.^

Таким образом, То Хыу - первый поэт в истории вьетнамской поэзии, который внес проблему соотношения судьбы индивидуума с революцией; это становится центральной темой поэзии. Он не только сливает пропагандистский и лирический моменты, но и утверждает место и роль политико-лирической поэзии в культурно-идейной жизни человека Вьетнама.

Победа Августовской революции 1945 г. во Вьетнаме является вехой, которая ознаменовала начало новой эпохи, когда строится социалистическое общество и происходит борьба против врага за национальное освобождение. Ка этом новом историческом этапе То Хыу не только поэт, но и видный общественный и государственный деятель.

В данном разделе анализируются стихи, написанные То Хыу в историческом периоде с 1945 г. до настоящего времени. Диссертант старается проследить весьма важную особенность, выражающуюся в поэтических произведениях То Хыу. Следует признать, что в произведениях То Хыу этого периода создается целостный лирический образ автора, возникает известный тип переживаний, вызванных определенными жизненными обстоятельствами, возникает жизненная перспектива, определенная точкой зренш на мир; у То Хыу возникает комплекс переживаний,которые определяются прежде всего любовью к народу, родине.

Образно-тематический комплекс катери в творческом процессе То Хыу становится одним из доминирующих начал его поэзии: "Старуха", "Послушай, кала", "Матушка П^от", "Мать Хау Занг", "Матушка Том". Образы матери появлялись в поэзии То Хыу не только

1«'То Хну. Современная вьетнамская поэзия. М., 1981, с. 1960.

Перевод Е.Долматовского.

как конкретные образы, но и как обобщенные образы, выражающие силу, характер человека Вьетнама, В стихах То Хыу мать является рошнщениам наиболее существенных сторон народных традиций, где мать - символ родины.

В стихотворениях "Старуха", "Послушай, мама" чувство матери описывается подсредством художественного средства - монолога, отражающего внутренний мир лирического героя. Ритмика, интонационно-синтаксическая организация, рифма, строфика>в их взаимодействии со словесным материалом существуют во внутреннем единстве как комплекс художественно-выразительных средств, В другом стихотворении "Матушка Щуот" То Хыу использовал форму диалога: разговорная лексика передает социально-эстетическую оценку действительности. Художественная речь вообще находится в сложных соотношениях о литературным языком. В своем создании То Хыу обращает к разговорной речи и шире к большим запасам нелитературной лексики. В стихотворении "Матушка Щуот" разговорная лексика активно использована.

-А муж позволяет вам, матушка, в море ходить? -А я и не стану просить, разрешенья у мужа. Он старше меня, но совсем не боится воды, Я вас уверяю, что с лодкою справлюсь не хуже! Вот наша солдатская мама, старутка Р!уот, Вьетнамская добрая женщина, образ любимый...* То Хыу создал художественный образ пути революции и внео во вьетнамскую поэзия дыхание исторических событий. Образ прос транства, которое играет важную роль в поэзии То Хыу, отражает путь революции. Поиск пути, открытие пути и защита пути к победе - творческий пафос многих писателей Вьетнама в целом и

I,. То Хну. Современная вьетнамская поэзия. М., 19В1, с, 175, I Перевод Е.Долматовского.

То Хыу в частности. Газмшление о путях развития страны япляот-ся т:амым новым и типичным для вьетнамской поэзии XX века. Это таги человека на пути к революции, к строительству социалистического общества, путь вперед, путь перспективы на будущее. Образ пространства в поэзии То Хну всегда живой, подвижный, движущийся, изменяющийся. Очевидно, что живой образ и живое пространство являются новым подходом к искусству, отличающемуся от неподвижного пространства в традиционной поэзии. Поэтому в поэзии То Хну глаголы движения занимают важное место, связанное с выражением ритма эпохальной жизни: "Я пришел на закате к художнику в дом"*, "Я лечу на фронт, и в своей груди Сталинград уяо-

о

шу я в родной Вьетнам! , "Я шел по Союзу советов, и всюду, и всюду"Россия приходит к победе дорогою чести"'*. Можно сказать, что пространство - путь является главной координацией в мире поэзии То Хыу, определяющей новое качество для воплощения могучей эпохи.

В творческом процессе То Хну сознание субъекта пли чувство связаны

поэтаУс судьбой страны, силой народа. Именно поэтому голос вое- •• хищения играет доминирующую роль в пафосе То Хыу, создающем стиль лиро-эпической поэзии. То Хыу любит писать стихи во время весны, конкретнее - в торжественные дни, национальный праздник -Тэт". Это - момент общего итога, поздравления с новым годом, пожелания на будущее. Итак, время входит в художественную литературу. Под временем в литературе нельзя понимать представления о простом общепринятом времени, а время искусства - это есть

1. То Хыу. Современная вьетнамская поэзия. М., 1981, с. 187. Перевод Е.Долматовского.

2. Там же, с. 170.

3. Там же, с. 191.

4. Там же, с. 170.

- 1С -

образ нового, вдохновенного времени. Диссертант обращается к анализу понятия времени искусства в поэзии То Хыу. В социалистической реалистической литературе открытие исторического времени, взаимосвязь между историческим временем и личностью, и раскрытие перспективы общества являются особенностями, отличающими эту литературу. Время искусства в поэзии То Хыу тоже принадлежит орбите мировой социалистической реалистической литературы и одновременно является новым этапом еа развития в традиционной поэзии с богатейшими средствами изображения. В отличие от всех, он удачно создавал исторический образ в поэзии под различными плоскостями и характеризовал движущееся время современной жизни с ее большим темпом.

В стихах То Хыу личное и историческое время всегда тесно ■ сочетаются друг с другом и образуют единственный неразделимый путь, где каждый личный момент может быть историческим и, в свою очередь, любой момент истории - лирическим. Стихотворения То Хыу, написанные весной: "Песня весны шестьдесят первого", "Весенний день", "Песня весны шестьдесят восьмого", "Здравствуй, весна шестьдесят седьмого", "Ранняя весна", "Песня весны семьдесят первого", "С партией - весна" ..., выражают мощный эпохальный и человеческий пафос, становящийся одной из важных чёрт лирического гороя То Хыу. Время в поэзии То Хну существует прошлое, настоящее, будущее.

Таким образом, в творческом процессе поэтическая личность То Хыу всесторонне расширяется и развивается и вбирает в себя все самые положительные черты человека в реальной действительности.' Эволюция художественной концепции человека в поэзии То Хыу связана с развитием вьетнамского человека в практике революции в течении более полувека. Поэтому сильное чувство поэта

необходимо учитывать при анализе сути лирического героя, осо-

/

бенно после Августовской революции, применительно к художественно-выразительным средствам поэта.

После анализа понятия пространства и времени искусства в поэзии То Хыу, диссертант изучает изобразительные сродства в его стихах. В этой части показано, что язык - важное сродство создания образа в художествешюй литературе, в частности поэзии. Отбирая из общенародного языка определенные лексические средства, поэт руководствуется прежде всего своей творческой задачей. Так язык становится элементом стиля поэта. Благодаря • языку читатель может узнать эпоху и общественную среду, изображенные поэтом. Итак, поэтический язык То Хыу является языком лирической поэзии с речевой стихией, в отлично от классической поэзии. Во Вьетнаме по концепции классических поэтов в' поэзии используется не разговорная речь, а цветистый язык: "луна", "цветы", "тучи", "волны осенних вод", "очертания гор"...

Появление "новой поэзии" - важный шаг в развитии поэзии с ее разговорной формой.

В современной вьетнамской поэзии То Хну - поэт революции, он внес голос революции в поэзию, где личное чувство наполняется мощью, покоряющей читателя. Офошение и развитие лирической поэзии с речевой стихией имеет особое значение для обновления политико-лирической поэзии, приближающейся к языку массы. Нетрудно заметить, что в своем творческом процессе То .Хну использовал прием контраста и сравнения, обобщающих образ человека и эпохи, одновременно передающих отношение лирического героя к различным сторонам действительности. Правда содержания требует правды формы. В поэзии существует, не только правда переживания, но и правда слова. Контраст становится главным художественным средством в поэзии То Хыу. Поэт образно

обобщает реальную жизнь такой страны как Вьетнам: например, "кровь" - "цветы" символизируют войну и мир. То Хыу употребляет контрастные словосочетания с предельной резкостью образов сопоставления: "пепел - золотой", "позорный - душистый", "зной доадь", "темный - светлый", "свежий - увядший"...

Если контраст является организующим принципом, который обогащал поэтическое переживание, то сравнение есть средство развития поэтической идеи То Хыу. Рядом с контрастом сравнение играет важную роль. Даже можно сказать, что То Хыу - поэт сравнения. Сравнение позволяет поэту ясно обнажать свою позицию. Поэтому сравнение становится художественно-выразительным средством То Хыу. Поэтическая душа То Хыу - поэтическая душа революции, так как его сравнение - сравнение восхищения, принадлежащее лиро-эпической поэзии, связанной с красивыми и

4

идеальными об газами:

Золеный лее, кормящий нас, Как грудь, налился молоком.

Седая женщина несет В худых руках подарок мне Два ананаса молодых :

"И свежих, как душа ее.* В стихах То Хыу сравнение является своеобразным явлением, выражающим связь речевой стихии с политико-лирической поэзией,

Таким образом, изучение лирического героя стихов То Хну помогает читателю ясно видеть тесную связь поэтической и биографической личности в творчестве поэта. Диссертант согласен вполне с точкой зрения исследователя Чан Динь Ши: "То Хыу не

II То Хыу. Современная вьетнамская поэзия. М., 1981, с. 17В-К <' Перевод Е.Долматовского.

только объединял симметрично пропаганду и лирику, утверждал позицию и роль политико-лирической поэзии в современной идеально-культурной жизни вьетнамского человека, но и открыл различные возможности для развития политико-лирической поэзии"*.

Можно сказать, что для литературоведов Вьетнама применение понятия лирического героя при анализе стихов То Л/у является первой попыткой, так как, изучая стихи То Хну, мы только обратили внимание на пафос творчества поэта и некоторые основные особенности художественно-выразительных средств воплощения лирического героя в его поэзии.

После изучения понятия лирического героя в советском литературоведении ш уже воспринимаем полезные знания о нем для того, чтобы использовать в этой работе.

В заключении даются основные выводы, вытекающие из результатов исследования, а также излагаются возможные направления дальнейшего развития поэтической теории Вьетнама для подъема на качественно новый уровень. В связи с этим возникают следующие' задачи:

1. Более глубоко следует разработать теоретические проблемы на основе использования опыта советских критиков и литературоведов.

2. Необходима систематическая работа литературных критиков и литературоведов по изучению проблем лирического героя в современной поэтической критике во Вьетнаме.

3.. Понятие лирического героя необходимо для современной критики, оно является нужным средством для анализа и изучения творческого процесса определенного поэта.

4. Критикам надо использовать в своем анализе категории стиховедения.

I. Чан Линь №. Поэтика стихов То Хну. Ханой, 1987, с. 94.

- £С -

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ (ШВДКВЫМ Г1ШШ

/на вьетнамском языке/:

1. Образ женщиш в революционной поэвии Вьетнаш // Литературный журнал. 1978, И. С. 21-29.

2. Творчество писателя Ле Лыу // Литературный журнал. 1960,-К, С. 77-83.

3. Поэт Тхань Тинь // Литературный журнал. 1981, И&, С, 64-71.

4. Произведения молодого писателя Зыонг Тху Хыонг // Литературный журнал. 1962, #3. С. 130-136.

5. Проблемы в современной вьетнамской поэзии // Литературный журнал. 1983, Ю. С. 73-78.

6. Тхань Тхао - молодой поэт современной вьетнамской поэзии // Литературный журнал. 1985, »5-6. С. 67-72.

7. Поэт Тху Бон // В кн.: Современная вьетнамская поэзш Ханой, 1964. С, 435-450.

8. Поэт Ле Ань Суан // В кн.: Современная вьетнамская повзия. Ханой, 1984. С. 451-465.

9. Поэт Тхань Тунг // В кн.: Вьетнамская литература о рабочем. Ханой, 1985. Т.2. С. 103-ИЗ;

10. Поэт Нгуен тунг Линь // В кн.: Вьетнамская литература о рабочем. Ханой, 19В5. Т.2. С. 134-142.

11. Поет Бе Киен Куок // В кн.: Писатели Ханаыниня /1945-1985/. Ханамнинь, 1985. С. 312-319.

12. Воспоминания поэта Тинь Хыу // В кн.: Революция и литературная жизнь. Ханой, 1965. Т.1. С. 146-155.