автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Лирика Халимат Байрамуковой в контексте развития карачаевской поэзии 60 - 80-х годов XX века

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Ордокова, Анжела Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Карачаевск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Лирика Халимат Байрамуковой в контексте развития карачаевской поэзии 60 - 80-х годов XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ордокова, Анжела Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИРИКИ Х.БАЙРАМУКОВОЙ. ПРОБЛЕМА ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА

ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЛИРИКИ Х.БАЙРАМУКОВОЙ: ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОЭТЕССЫ 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127 БИБЛИОГРАФИЯ

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Ордокова, Анжела Юрьевна

Лирика талантливой карачаевской поэтессы Х.Байрамуковой (19171996) опирается на национальные типы восприятия мира, на эстетические формы лирического постижения действительности окружающей человека. Без понимания этой обусловленности художественного мира Х.Байрамуковой нельзя вести речь ни о генезисе, ни о новаторстве ее поэзии.

Карачаевская и балкарская письменная поэзия ориентировалась на эстетические национальные традиции и на инонациональный опыт. Реалии XX века обусловили темы и проблемы творчества Х.Байрамуковой, придали им новые возможности постижения опыта развитых литератур, открыли перспективы обогащения собственно-национальных традиций, создали условия для развития реалистической литературной традиции.

Лирика Х.Байрамуковой подтверждает, что формирование ее творческой индивидуальности не был бы возможно без синтеза национальных художественных традиций и реалистических завоеваний русской литературы -классической и современной.

Творчество Х.Байрамуковой дает огромный материал, позволяющий говорить о закономерностях формирования жанров лирической поэзии в новописьменных литературах Российской Федерации, в том числе, в первую очередь, в карачаевской. В лирике Х.Байрамуковой связь с традициями фольклора проявляется в разные периоды творческого развития. Связь эта совершенствуется, усложняясь, с ростом мастерства поэтессы.

В литературоведении не раз обсуждалась проблема роли фольклора в формировании и развитии литературных жанров [[29]; [36]; [38]; [60]; [94]; [98]; [188]].

Неоднократно отмечалось, что без уяснения параметров соотношения фольклора и литературы нельзя говорить о национальном мире того или иного художника слова. Это относится и к творчеству Х.Байрамуковой.

Парадигмы традиционной художественной культуры карачаевцев и балкарцев, нагляднее всего проявившиеся в фольклоре, а затем и в художественной культуре, складывались на протяжении веков и предопределили язык художественных образов, их национальную природу.

Жизнь карачаевцев протекала на фоне прекрасной природы, которая в значительной степени формировала эстетические представления народа и формы их выражения.

Этим, возможно, объясняется и то, что фольклор диктовал лирические жанры. Об этом косвенно свидетельствует то, что они выдвинули из своей среды талантливых поэтов-лириков, как Гамзат Падаса, Кязим Мечиев, Цуг Теучеж, Бекмурза Пачев, Касбот Кочкаров, Anna Джанибеков, Исмаил Семенов, Татлустан Табулов и многие другие, чьи традиции, по мнению исследователей, заложили основы лирики таких самобытных поэтов, как К.Кулиев, Х.Байрамукова, А.Кешоков, Б.Тхайцухов, М.Батчаев.

В поисках новых жанровых форм, в процессе учебы русской поэзии карачаевские и балкарские поэты 20-30-х годов добились значительных успехов, идя в фарватере новаторских исканий всей советской поэзии. Справедливости ради, однако, следует сказать, что связь с фольклором осуществлялась посредством механического использования традиционных форм (поэтических клише, эпитетов и сравнений). Ученическое подражание фольклору сменялось диалектическим использованием эстетических тенденций устного народного творчества, шло долго и мучительно.

На начальных этапах развития письменной литературы принципы создания характеров, положительные герои во всем соответствовали традиционным народным представлениям: они были прекрасны и внешне, и внутренне, отрицательные же - уродливы и физически, и нравственно.

Лирика Х.Байрамуковой упорно преодолевает эту схему, пытаясь осу-^ ществить фольклорно-литературный синтез. Поэтому связь поэзии^ Х.Байрамуковой с устным народным творчеством не сводится лишь к близости традиционных сюжетов и образов. При этом не следует забывать о том, что фольклорная лирика оперирует лишь устоявшимися символикой, эпитетами, сравнениями, метафорами.

В предлагаемой работе автор пытается показать, что Х.Байрамукова, не отбрасывая "традиции, собственно положила начало развитию литературных жанров лирики, став, по существу, основоположником лирической поэзии в карачаевской литературе. Анализируя творчество Х.Байрамуковой, критики справедливо отмечают, что ее лирика вывела карачаевскую поэзию на новый художественный уровень. Если до Х.Байрамуковой в национальной литературе господствовали схематизм и дидактика, то в творческой практике поэтессы карачаевская поэзия завоевывает глубины психологизма и высоты реалистической достоверности.

Ныне карачаевское литературоведение располагает целым рядом работ, в которых исследуется проблема взаимодействия письменной поэзии с традиционным фольклором, закономерности становления и развития жанров поэзии. В этом ряду работы Н.М.Кагиевой [69], А.И.Караевой [73], Р.А.Ортабаевой [92], Н.М.Байрамуковой [27], Р.Р.Касаевой [76], Т.Е.Эфендиевой [127], З.Б.Караевой [75], Т.А.Чанкаевой [124], которые доказали, что иноязычный опыт помог обогащению традиции, способствовал естественному синтезу национального и интернационального в лирике. Мы же ставили перед собой задачу исследования неповторимого своеобразия поэзии Х.Байрамуковой, обращая особое внимание на характер лирического освоения действительности.

Мы также попытались прояснить взаимосвязь эстетических и этических категорий в творчестве поэтессы. Идейно-нравственные основы лирики Х.Байрамуковой тесно связаны с современным уровнем художественности.

Важнейшей задачей, встающей перед исследователем любого жанра новописьменной литературы, является стремление выявлять реалистические принципы художественного выражения темы.

На примере творчества Х.Байрамуковой, попытаемся определить проблему индивидуальных разновидностей реализма в лирике. Если в русской и других литературах с развитыми письменными традициями в начале XX века происходит ломка традиционных форм лирической поэзии, то для ранее бесписьменных литератур эта ломка выразилась в поисках новых нетрадиционных форм, для воплощения тем и идей, рожденных Октябрьским переворотом.

Новый лирический эпос Х.Байрамуковой дает возможность проследить эволюцию поэтических форм. Философско-нравственные подходы к художественному постижению новых тем и образов позволяют создать жанровое многообразие поэзии на новом уровне художественности.

Лирика Х.Байрамуковой, по существующей классификации, может быть подразделена на гражданскую и, условно говоря, личную. Наша задача состоит в том, чтобы исследовать формы лирического выражения тем эпического средствами лирики. Определяющая проблема, которую автор данной работы старается разрешить, - это исследование самого процесса зарождения и развития реализма в новописьменной лирике.

Мы разделяем мнение тех ученых, которые считают, что реализм в искусстве - это выражение реальных соотношений между объектом и субъектом в формах художественных образов.

Отдельные исследователи, размышляя над проблемами творческого метода, нередко обходят стороной лирику, ибо, по их мнению, в этом роде поэзии трудно уловить вещную предметную основу. Тем не менее, мы убеждены, что и в лирике надо оперировать понятиями реалистического метода, ибо она, как и вся поэзия, бывает и романтической, и реалистической.

И.А.Виноградов предлагает в качестве критерия реалистичности лириV ческого произведения меру "правдивости и глубины. в понимании и изображении окружающего мира", которая проявляется "в самом содержании и способе изображения переживаний" [43, с.322-323].

Это, на наш взгляд, верно. Но встает вопрос: по каким критериям определять наличие реализма в лирическом произведении? Отвечая на этот вопрос, В.Д.Сквозников отмечает: "В качестве этого признака мы принимаем такое воспроизведение человеческого переживания, при котором выражены или подразумеваются обусловившие его конкретные жизненные обстоятельства. Сама же по себе глубина проникновения в такое единичное переживание, сама точность и меткость его обрисовки, определяя, безусловно, цену художественного качества, не являются показателями или гарантией определенного метода" [106, с.32-33]. В связи с определением метода лирической поэзии следует иметь в виду и формулировки, предлагаемые Л.Я.Гизбург, которая указывает, что "в поздней лирике Пушкина традиционная символика нередко втягивает в свой круг обыденное, сырое слово, как бы заражая его поэтичностью окружающего контекста. У писателя-реалиста всегда есть своя шкала высокого и низкого, только обусловлена она не заранее заданными нормами, не метафизическим представлением о противоположности идеального и вещественного, но исторически сложившейся оценкой жизненных явлений. Простое слово, прежде чем стать высоким, поэтическим, эстетически действенным, получает мощный идеологический заряд. Ведь теперь любое явление мира, тем самым и любое слово потенциально может вместить жизненную ценность и потому может быть претворено в ценность эстетическую" [51, с.ЗЗ].

В.В.Виноградов полагает, что реализм в русской литературе начинается с "натуральной школы". На наш взгляд, важно помнить в свете проблем реализма лирики осознание поэтом индивидуальности и неповторимости собственного, жизненно обусловленного переживания. Важно также, чтобы реальные жизненные отношения познавались бы лирической поэзией в конкретном реальном выражении. В этом состоит, думается, самый общий признак реализма лирических произведений.

Понимание правды в лирической поэзии вырастает из ощущения самого реального движения жизни. Обширный материал поэтического творчества Х.Байрамуковой, в рамках которого шел процесс становления и развития лирических жанров, дает возможность выявить богатство и неповторимость, индивидуальность поэтессы, раскрыть мир эмоций, чувств и мыслей созданного ею лирического героя.

В творчестве Х.Байрамуковой к 80-м годам сложилась индивидуальная культура поэтического мышления. Х.Байрамукова пишет о жизни своего народа, постоянно расширяя тематические границы лирики, переосмысливая традиционные темы. Она создает новую философию традиционных образов. Для ее творчества, как и для произведений любого истинного лирика в пору зрелости, характерно то, что ее стихи трудно поддаются тематической классификации. Лирическое высказывание воскрешает духовную историю народа, не впадая в камерность, а придавая лирическому самовыражению фило-софско-нравственную глубину. Отсюда разнообразие настроений, переживаний, раздумий ее лирики. Отсюда же и множество ракурсов поэтики.

Важнейшим методологическим ориентиром в исследовании нашей темы стали труды Д.Д.Благого, Б.В.Томашевского и других ученых, глубоко и всесторонне исследовавших творческое наследие А.С.Пушкина.

Лирика Х.Байрамуковой, повторим, - новаторское явление в карачаево-балкарской литературе. Ее творчество определило дальнейшее развитие ли-/ рической поэзии в национальной литературе. Наследие поэтессы необходимо рассматривать не только в контексте фольклорных традиций, но и в аспекте развития жанровой системы карачаевской и балкарской литератур. Поэзия Х.Байрамуковой дает возможность уяснить особенности ее индивидуального стиля, художественного мировидения, а также объяснить национальное своеобразие ее поэзии.

Лирика Х.Байрамуковой - явление не только в карачаево-балкарской литературе. Она - существенное звено российской многонациональной поэзии.

Творчество Х.Байрамуковой не уникально само по себе: оно находит типологические сближения в ряде национальных литератур Северного Кавказа (Фазу Алиева, Раиса Ахматова, Фаусат Балкарова, Мира Тлябичева и

ДР-)

Как и в творчество К.Кулиева, так и в поэзию Х.Байрамуковой вошли новые черты, новые темы, новые идеалы, рожденные событиями XX века. Национальная определенность поэзии Х.Байрамуковой, как и поэзии К.Кулиева, обогащена новаторскими идеями, рожденными временем, что повлекло за собой новые сущностные качества поэтического мышления. Х.Байрамукова тесно связана в своем творчестве с русской поэтической традицией, личной дружбой со многими русскими поэтами. Она училась в Литературном институте имени А.М.Горького, была слушательницей Высших литературных курсов. Ее стихи переводили на русский язык известные поэтессы, как Инна Лиснянская, Новелла Матвеева, Римма Казакова. Переводы / способствовали выходу творчества поэтессы на всесоюзную и мировую арену.

Литературный «портрет» Х.Байрамуковой преимущественно определяется ее лирической поэзией, для которой характерны исповедальность, психологизация лирического высказывания и лирического «я».

Халимат Байрамукова - ровесница Октября. Все, что волновало страну, волновали ее. Она пропустила через свою душу историю страны с ее триумфами и трагическими катаклизмами. Поэтому, и это совершенно естественно, лирика Х.Байрамуковой разрабатывает темы, вызванные событиями длительного исторического времени.

Лирические образы и герои ее стихотворений - это представители того поколения, которое видело мир по-новому, во многом приходя в противоречие с традиционными представлениями.

Вглядываясь в пройденный народом путь, поэтесса, к счастью, не ограничивает себя, как это бывало в творчестве многих карачаевских и балкарских поэтов, констатацией свершившегося, фиксированием революционных преобразований. Она сосредоточилась на философии бытия, философии образов, на лирической оценке свершившегося. Отсюда качественное отличие поэтики и стиля ее стихотворений от предшественников.

В ходе конкретного текстологического анализа мы старались рассмотреть проблемы содержательности формы в поэзии Х.Байрамуковой, выявить национальные особенности, а также умение выразить нравственные представления народа о долге и чести, о героизме и трусости. До настоящего времени в работах, посвященных творчеству Х.Байрамуковой, в центре внимания оказывалась историко-литературная проблема. Филологический анализ сводился к текстолого-биографическому изучению жизни и творчества поэтессы с целью выяснения литературных истоков и жанрово-тематических исканий поэтессы.

В центре нашего внимания также связь поэзии Х.Байрамуковой с личной биографией человека и гражданина. В печатных работах и в диссертациях, посвященных развитию лирических жанров карачаевской поэзии, не ставилась задача комплексного изучения национального художественного мира, специфики его мышления. Мы пытаемся восполнить этот пробел.

Творчество Х.Байрамуковой, в частности её лирика, не случайно вызвала особый интерес и у читателей, и у исследователей национальных литератур.

Наша задача состоит и в том, чтобы выявить в поэзии Х.Байрамуковой суть художественных принципов, организующих целостную поэтическую систему, выделить вопросы, связанные с типологией художественного мышления как явления национального. Для нас принципиально важно определить, что эстетически нового вошло в поэзию Х.Байрамуковой, в её поэтическое видение мира по сравнению с её предшественниками и современниками.

В литературоведческом анализе поэтических произведений Х.Байрамуковой мы стремились конкретно определить личный вклад поэтес

11 сы в такие вечные темы, как человек и общество, человек и история, любовь, дружба, красота, природа. Говоря о Х.Байрамуковой, можно с уверенностью утверждать, что освоение мира, его образное воплощение предстают в ее творчестве как целостная поэтическая система.

В изучении эволюции лирических жанров творчества Халимат Байра- / муковой мы останавливаем внимание на традиционном и новаторском в пре-!, делах созданной ее лирической жанровой системы. В этой связи нами опреV деляется историко-социальный контекст, историко-литературные предпо-\ i / сылки поэзии Х.Байрамуковой, предопределившие специфику видения мира и сам выбор жанров для его выражения.

Мы полагаем, что выбор этот и становление Х.Байрамуковой как поэта-лирика есть не случайность, а закономерность, порождённая самим временем. Может быть, поэтому в миропонимании и мироощущении Х.Байрамуковой важными становятся взаимоотношения личности и народа, личности и общества, человека и природы. Обобщая, можно сказать, что в центре её поэтического внимания находится мир, человек, любовь, природа.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лирика Халимат Байрамуковой в контексте развития карачаевской поэзии 60 - 80-х годов XX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Масштабность лирического дарования Х.Байрамуковой вытекает из умения соотнести судьбу отдельной личности с судьбой всего человечества. Это произошло, в частности, и потому, что к 60-м годам XX века интенсивно развиваются творческие связи литератур Российской Федерации с общемировой художественной мыслью. Результатом этого явилось то, что каждая национальная литература расширила горизонт художественного освоения действительности, углубила исследование характера персонажа. Об этом красноречиво свидетельствует и творчество Х.Байрамуковой - тонкого лирика и вдумчивого аналитика.

Лирика Х.Байрамуковой неслучайно вызвала повышенный интерес не только у читателей, но и у исследователей национальных литератур. С творчеством Х.Байрамуковой в карачаевской поэзии утвердилась реалистическая традиция художественного познания мира и человека. Привычные темы родины, родного очага, прошлого и настоящего, дружбы народов наполнились в ее лирике общечеловеческим содержанием, ибо они исследуются в тесной связи со временем и конкретными обстоятельствами бытия и личной судьбы индивида.

В поэзии Х.Байрамуковой «национальное», как, впрочем, и у К.Кулиева, определяет форму и содержание произведения. Это протекает из творческого подхода к национально-художественным традициям, из умения выявить в национальном общечеловеческое. Поэтесса рассматривает традиционные образы, темы, идеи с позиции сегодняшних нравственных представлений. В этом контексте обретают новую жизнь традиционные образы, символы, поэтические приемы. О творческой взаимосвязи традиций и новаторства пишет литературовед Х.И.Баков: "Лирика как род литературы непосредственно связана с общелитературным /а шире - с общекультурным/ движением своего времени. Это сказалось и на творчестве целого ряда адыгейских, кабардинских и черкесских поэтов, которые стали чутко реагировать на поэтические поиски во всей советской многонациональной поэзии. Исхак Машбаш в 70-е годы хорошо уловил потребности читателя, который "соскучился по доброте". Он "вернул" первоначальный смысл многим обыденным словам, таким как доброта, радость, ожидание и т.д." [31,51]

Вплоть до 60-х годов XX века в молодых новописьменных литературах конкретика доброты заменялась абстрактным гуманизмом, абстрактным чувством любви к родине и природе. Лирика Северного Кавказа в лице ее лучших поэтов: К.Кулиева, А.Кешокова, И.Машбаша, Х.Байрамуковой, М.Батчаева, А.Суюнчева, М.Чикатуева, А.Семенова, Н.Куека, Б.Лайпанова выходит на новый идейно-эстетический уровень постижения «вечных» тем и идей. Это наглядно и в лирике Х.Байрамуковой, в которой плодотворно сочетаются национальные традиции и опыт мировой классики. В ее творчестве традиционные национальные образы обретают новый, индивидуальный смысл и несут большую смысловую нагрузку, ибо поэтесса, по-писательски умело перёсоздает традиционное, вкладывая в него современное философское и эстетическое содержание.

В отечественную многонациональную поэзию в 60-е годы приходят одаренные поэты-лирики. В их ряду и Х.Байрамукова. Поэзия 60-80-х годов характеризуется расширением поэтических горизонтов. Богатство художественных идей отражается и в богатстве изобразительных средств, жанров, стилей.

Поэзия Х.Байрамуковой этого периода тоже отмечена дальнейшим углублением лирического начала во всех ее жанровых формах.

Говоря об основных тенденциях литературного процесса 60-80-х годов, авторы "Истории советской многонациональной литературы" подчеркивают, что дискуссия о реализме, прошедшая в 1957 г., явилась заметной вехой в литературоведении, так как "участники дискуссии продемонстрировали возможность плодотворного подхода к реализму как исторически возникшему типу творчества, не противостоящему всем иным художественным завоеваниям человеческой культуры" [45].

Результаты дискуссии имели методологическое значение для молодых литератур, в которых продолжались жанрово-стилевые искания. Реализация научных идей дала позитивные результаты, в том числе, и в лирике Х.Байрамуковой. Обогащая лучшие национальные эстетические традиции народа, Х.Байрамукова творчески использует художественный опыт прогрессивной культуры всего мира.

Важным стимулом, предопределившим характер поисков, раздумий и размышлений поэтессы, явилось восстановление исторической справедливости после XX съезда КПСС. Карачаевская литература вступала во взаимодействие с другими литературами. Х.Байрамукова, учившаяся в Литературном институте, получила возможность общения с поэтами разных национальностей, войти в атмосферу литературной жизни, что в значительной степени определило дальнейшее развитие её творчества. Сама жизнь народа, после возвращения в родные места, давала простор для взаимодействия и взаимообогащения культуры.

Х.Байрамукова создает стихи, мобилизуя всё духовное богатство народа, опираясь на национально-художественные образы, на фольклорные традиции, естественно, оплодотворяя их общемировыми художественными завоеваниями. Это сказалось на обогащении поэтики и проблематики её лирического творчества. Она была среди тех первых, которые вступили на путь интеллектуально-философской поэзии. В стихах последних двадцати лет Х.Байрамуковой ощутимо стремление к постановке больших проблем, реализации идей века. Если первые произведения поэтессы, поэзия корой отдавала одаическим пафосом, декларативной публицистичностью, то в зрелых стихах интонация становится задушевной, способной выразить всю глубину чувства героя.

Х.Байрамуковой помогли её личный и социальный опыт народа. Он, опыт этот нередко становился отправной точкой её лирических раздумий. О процессах формирования личности, её самосознания, - словом, создать образ современника как глубоко индивидуальный, как национально самобытный и в то же время общечеловеческий.

Она создала целую серию реалистических образов современников. Герои Х.Байрамуковой - носители высоких общественных идеалов.

Проблема соотношения национальных и инонациональных традиций в художественном творчестве Х.Байрамуковой не может быть решена вне проблем лирического характера, лирического героя.

Философская лирика Х.Байрамуковой сильна обращенностью к материалу жизни и к человеку. Ее сильная сторона - в стремлении личности /лирического героя/ открыть свой внутренний мир для добра, больших мыслей и дел. Гуманизм поэзии Х.Байрамуковой состоит в том, чтобы осмыслить эти проблемы в контексте времени. Говорить от себя, от своего "я", пытаясь разобраться в себе и каждом, - таков подход и философский принцип лирики Х.Байрамуковой.

Традиционные образы, символы на пути к новым художественным открытиям и обобщениям помогают Х.Байрамуковой раскрыть национальный художественный мир в его динамике и в тесной связи с внутренним миром человека. Сдвиги, произошедшие в лирической поэзии последних лет, тесно связаны с открытиями Х.Байрамуковой, с ее национально-художественным мировидением.

Философские миниатюры поэтессы показывают, что они приблизились к общемировым, общечеловеческим ценностям. В этом и состоит ее новаторство. Она свободно размышляет и проецирует свою мысль на разные временные и духовные пространства. История, жизнь и судьба народа, человека предстают в лирике Х.Байрамуковой во всей их философской глубине. Лирически осмысленное отношение к окружающему миру составляет новое стилистическое качество поэзии Х.Байрамуковой. В поле ее лирического видения взаимообусловленность явлений.

Таким образом, творческие искания Х.Байрамуковой, ее эстетические достижения обусловлены самой жизнью, философско-нравственными ориентирами, формирующими новый уровень художественного состояния лирики. Национально-художественные традиции сыграли важнейшую роль в формировании новой поэтической культуры поэтессы. В процессе овладения реалистическими принципами познания мира Х.Байрамукова, будучи мастером философской лирики, объединила в своем творчестве национальный и инонациональный эстетический опыт и выразила через свою лирику самобытное мировидение родного народа.

Лирика в творчестве Х.Байрамуковой обрела национально-художественную определенность, в то же время являясь органической частью общероссийской поэтической культуры, свидетельствует о плодотворных художественных исканиях многонациональной поэзии страны 60-80-х годов. В поэзии Х.Байрамуковой отложилась до конца осознанная идея свободы личности.

Лирическая поэзия Х.Байрамуковой ориентирована не только на собственно-национальные, но и на общечеловеческие ценности. Отсюда обилие стихов, рассматривающих судьбы ее народа в контексте судеб народов России и мира.

Обретения лирики Х.Байрамуковой обусловлены ростом ее мастерства, совершенствованием таланта. Ее творческая практика будет, безусловно, способствовать плодотворной эволюции жанров и их идейно-эстетическому обогащению.

 

Список научной литературыОрдокова, Анжела Юрьевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абдулатипов А-К.Ю. Литература правды жизни. - Махачкала, 1984. - 128 с.

2. Абитова С.Д. Герой литературы Октября. Черкесск, 1971. - 183 с.

3. Алигер М.И. Лирика. М., 1955. - 395 с.

4. Алиева А.И. Карачаево-балкарский фольклор. Нальчик, 1983. - С.7.

5. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. -М., 1980. 330 с.

6. Аристотель. Поэтика. М., 1957. - С.6.7. Архив Х.Байрамуковой.

7. Ахлаков А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа.-М., 1981.-229 с.

8. Байрамукова Х.Б. Два сердца. Черкесск, 1939. - 21 с. Ю.Байрамукова Х.Б. Люблю я жизнь. - Черкесск, 1957. - 30 с.

9. Байрамукова Х.Б. Любимые горы. Черкесск, 1959. - 180 с.

10. Байрамукова Х.Б. Стихи. Черкесск. 1963. - 187 с.

11. Байрамукова Х.Б. Залихат. Поэма. Черкесск, 1963. - 120 с.

12. Байрамукова Х.Б. Исповедь. Стихи. - М., 1965. - 105 с.

13. Байрамукова Х.Б. Весенний полдень. Черкесск, 1966. - 270 с. 1 б.Байрамукова Х.Б. Дым очага. - Черкесск, 1968. - 174 с.

14. Байрамукова Х.Б. Песня моя. Лирический репортаж. Ставрополь, 1971.-126 с.

15. Байрамукова Х.Б. Снова в путь. Стихи. - М., 1972. - 131 с.

16. Байрамукова Х.Б. Суд аула. Ставрополь, 1973. - 174 с.

17. Байрамукова Х.Б. День за днем. М., 1975. - 333 с.

18. Байрамукова Х.Б. Мать отцов. Лирический репортаж. М., 1977. - 136 с.

19. Байрамукова Х.Б. Восьмой день недели. М., 1982. - 63 с.

20. Байрамукова Х.Б. Одержимость. М., 1983. - 94 с.

21. Байрамукова Х.Б. Стихотворения. Черкесск, 1985.-173 с.

22. Байрамукова Х.Б. Из опыта своей жизни. Черкесск, 1996.

23. Байрамукова Н.М. Когда пишут стихами. Черкесск, 1966. - 56 с.

24. Байрамукова Н.М. Поэзия и условная поэтика. Ставрополь, 1973. - 80 с.

25. Байрамукова Н.М. Кайсын Кулиев. М., 1975. - 269 с.

26. Базарбаев М. Национальные традиции и новаторство казахской поэзии: Автореф.дис. .докт.филол.наук. Алма-Ата, 1969. - 43 с.

27. Баков Х.И. Адыгские литературы и проблема ускоренного развития младописьменных литератур: Автореф.дис.канд.филол.наук. Махачкала, 1973.- 16 с.

28. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. - 253 с.

29. Балтин П.И., Бекизова JI.A. Литература народов Карачаево-Черкесии //Труды Карачаево-Черкесского НИИ истории, экономики, языка и литературы. Вып.З. Черкесск, 1959. - С. 122-172.

30. Балтии П.И. Лирика советской горянки //Ставрополье. Ставрополь, 1960, №1. - С.56-57.

31. Балтии П.И. Из истории карачаевской поэзии. Черкесск, 1961. -84 с.

32. Бекизова Л.А. Поэзия мысли и сердца //Предислов. к сб. Х.Байрамуковой. Дым очага. Черкесск, 1968. - С.5-18.

33. Бекизова Л.А. Становление и развитие младописьменных литератур в условиях содружества советских наций. М., 1972. - С.255-282.

34. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. - 286 с.

35. Бекизова Л.А., Караева А.И., Тугов В.Б. Жизнь, герой, литература. Черкесск, 1978.-221 с.

36. Бекизова Л.А. Ответственность слова. Черкесск, 1981. - 284 с.

37. Бушмин А.С. Литературная преемственность как проблема исследования //Вопросы методологии. М.; Л., 1966. - С.255.

38. Бушмин А.С.Методические вопросы литературоведческих исследований. -Л., 1969.-С.180.

39. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. -М., 1989. 648 с.

40. Виноградов И.А. Борьба за стиль. Л.: ГИХЛ, 1937. - С.322-323.

41. Виноградов Е. Поэзия и мысли. Писатели о творчестве. М., 1966. - 38 с.

42. Вопросы литературы. М., 1957. - №1-5; 1958. - №1, 3, 4, 5; см. также сб. Реализм и его соотношение с другими творческими методами. - М., 1962.-80с.

43. Вопросы литературы. М., 1972. - №11. - С.9.

44. Выходцев Р. Поэты и время. Л., 1967. - 175 с.

45. Гамзатов Р.Г. Горянка из нашего аула //Литературная газета. М., 1966. -17 мая.

46. Гамзатов Р.Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала, 1986. -459 с.

47. Гачев Г. Чингиз Айтматов и мировая литература. Фрунзе, 1982. - 220 с.

48. Гинзбург Л.Я. Пушкин и реалистический метод в лирике //Русская литература.-М., 1962, №1. С.ЗЗ

49. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1974. - 406 с.

50. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. - 220 с.

51. Горелов А. Писатель и фольклор //Нева. Л., 1958, №10. - С.206.

52. Гринберг И.Л. Пути советской поэзии. М., 1968. - 390 с.

53. Гринберг И.Л. Над картой советской поэзии. М., 1974. - 356 с.

54. Гринберг И.Л. Три грани лирики. М., 1985. - 396 с.

55. Гуртуева Т.Б. Традиции и новаторство в современной балкарской поэзии: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Баку, 1979. - 18 с.

56. Гусев В.И. В середине века. О лирической поэзии 50-х годов. М., 1967. -299 с.

57. Далгат У.Б. О роли фольклорных и этнографических элементов в литературе. Кишинев. Штиица, 1971. - 304 с.

58. Джанибекова С.С. Традиции и новые черты карачаевской поэзии: Автореф.дис. .канд. филол.наук. М., 1996. - 26 с.

59. Дементьев В.В. Кайсын Кулиев. Рассуждения о жизни и творчестве. -Нальчик, 1987.-232 с.

60. Демченко С.Г. Эволюция художественно-эстетического исследования жизни в адыгской философской лирике: Автореф.дис. .канд. филол.наук. -Майкоп, 1998.-С. 12-13.

61. Дымшиц А. Лирика раздумий //Знамя. М., 1964. - №4.

62. Дымшиц А. Исповедь благородного сердца //Москва. М., 1966. - №8.

63. История советской многонациональной литературы: В 6 т. М., 19721974.

64. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения /Под ред. А.С.Бушмина. Л., 1974.-275 с.

65. История советской поэзии (1941-1980). Л., 1984. - 399 с.

66. Кагиева Н.М. Халимат Байрамукова. Очерк творчества. Черкесск, 1966. - 175 с.

67. Кагиева Н.М. По тропам времени. М., 1982. - 224 с.

68. Караева А.И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. -Черкесск, 1961. 60 с.

69. Караева А.И. Становление карачаевской литературы. Черкесск, 1963. -158 с.73 .Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966. - 320 с.

70. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. - 338 с.

71. Карпов А.С. Эпос и лирика в советской поэзии // Межвузовский сборник научных трудов. М., 1981. - 415 с.

72. Касаева P.P. Певец мужества. Черкесск, 1971. - 62 с.

73. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. М., 1982. - С.88.

74. Кожевникова Т. Поэзия большого сердца //Ставрополье. Ставрополь, 1964, №1. - С.59.

75. Кулиев К.Ш. Окрыляющий дух новаторства //Вопросы литературы. -1972, №11. С.5-7.

76. Кулиев К.Ш. Так растет и дерево. М., 1975. - 400 с.

77. Кучукова З.А. Феномен мифопоэтического у Кайсына Кулиева //Способность к диалогу. Часть вторая. М., 1993. - С.234-252.

78. Лавшинский Л.Л. Сердца взрывная сила. (О лирической поэзии 60-80-х гг.). М., 1972.-313 с.

79. Литература и современность. Сб.: №3. М.: ГИХЛ, 1962. - с.503.

80. Литература и современность 1979-1980. -М., 1981. 590 с.

81. Ломидзе Г.И. Проблемы взаимосвязи и взаимодействия литератур. М., 1960.-243 с.

82. Ломидзе. Г.И. В поисках нового. Статьи о проблемах национальных литератур.-М., 1963.-351 с.

83. Малкондуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев //Жанровые и художественно-поэтические традиции. Нальчик, 1996.-90 с.

84. Малкондуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев, жанровые и художественно-поэтические традиции: Автореф.дис. .докт. филол.наук. М., 1998. - 42 с.

85. Михайлов А. Поэты и поэзия: Портреты. Проблемы. Тенденции развития современной поэзии. М., 1978. - 156 с.

86. Надъярных Н.С. Время перечтений //Способность к диалогу. Часть первая.-М, 1993.-С.6-30.

87. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981. - 400 с.

88. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. Минск, 1971. — 182 с.

89. Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет,; М.: ГИХЛ, 1934. - С.508-509.

90. Петров В. Роль фольклора в зарождении якутской литературы. Якутск, 1972.-207 с.

91. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976. - 208 с.

92. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. - 435 с.

93. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976.-187 с.

94. Развитие традиции в кабардинской и балкарской литературах /Под ред. З.М.Налоева. Нальчик, 1980. - 120 с.

95. Рассадин С. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. М., 1974. - 98 с.

96. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск, 1986.-144 с.

97. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977. - 223 с.

98. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии: Становление реализма в русской лирике. М., 1975. - 368 с.

99. Сокуров М.Г. Лирика Алима Кешокова. Нальчик, 1969. - 223 с.

100. Сосурка и эмеген // Антология карачаевской поэзии. Черкесск, 1965. -С.19-21.

101. Султанов К.К. Национальное самосознание и литература // Способность к диалогу. Часть первая. М., 1993. - С.51-76.

102. Тодоров Л.В. Как читать и понимать стихи. М., 1974. - 48 с.

103. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик, 1974. - 235 с.

104. Толгуров З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984. - 246 с.

105. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности //Проблемы развития литературы народов Северного Кавказа. Нальчик, 1991. - 223 с.

106. Томашевский Б.В. Стих и язык //Филологические очерки. М.; Л., 1959.

107. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959. - 536 с.

108. Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1970. - 278 с.

109. Тугов В.Б. Очерки истории абазинской литературы. Черкесск, 1970. -278 с.

110. Унгвицкая М. Проблема фольклоризма в тюркских языках. JL, 1970, №5.

111. Хабичева-Боташева З.Б. Озарение. Черкесск, 1985. - 330 с.

112. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек.-М., 1976.-360 с.

113. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. -М., 1982. 332 с.

114. Художественные искания современной советской многонациональной литературы. Алма-Ата, 1980. - 255 с.

115. Чанкаева Т.А. Эволюция карачаевкой литературы 1920-1960-х годов. Проблематика. Поэтика. Межлитературные связи: Автореф. дис. .докт. филол.наук. М., 1998. - 46 с.

116. Чанкаева Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества. М., 1998. - 122 с.

117. Черный К. Поэзия светлых чувств и мыслей //Ставрополье. Ставрополь, 1958, №18. - С.77-80.

118. Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни. Нальчик, 1977. - 254 с.

119. Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев. Нальчик, 1985. - 278 с.

120. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 238 с.

121. Шаззо К.Г. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество. Майкоп, 1991.-238 с.

122. Шамота Н. О художественности. М., 1954. - 297 с.

123. Якименко Л.Г. На дорогах века. Актуальные вопросы советской литературы.-М., 1973.-368 с.