автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Лирика немецкого экспрессионизма

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Пестова, Наталья Васильевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Лирика немецкого экспрессионизма'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Пестова, Наталья Васильевна

Введение.

Часть I. Мифы экспрессионизма и экспрессионизмоведения.

Глава 1 Приоритеты и противоречия немецкого экспрессионизмоведения.

Случайность "термина эпохи" и последствия этой случайности

Проблема выбора авторов.

Условность периодизации экспрессионистского десятилетия.

Глава 2 Основные стратегии исследования в экспрессионизмоведении.

Лингвистический аспект исследований.

Топологический аспект:

Метафоры эпохи в традиционном экспрессионизмоведении.

Выводы I части.

Часть II. Понятие чужести в нелитературном и литературном дискурсе модернизма.

Глава

Тематизация ощущения чужести в лирике экспрессионизма.

Глава

Категория чуждого и нечуждого в литературном и нелитературном дискурсах.

Профили чужести. Первое приближение.

Глава

Пути освоения категории чужести в экспрессионистское десятилетие.

Нигилизм Ницше как доминирующее мироощущение начала века

Глава

Отчуждение и очуждение в эстетическом дискурсе рубежа веков.

Глава

Отчуждение и очуждение в социологическом дискурсе начала века.

Выводы II части.

Часть III. Профили экспрессионистской чужести.

Глава I Социологический аспект чужести

Экспрессионистская субкультура.

Литературные клубы и кабаре.

Литературные журналы экспрессионизма.

Первые поэтические антологии.

Прочие экспрессионистские публикации.

Портрет поколения: жизнь против времени.

Глава

Языковое воплощение категории чужести в лирике экспрессионизма.

Лексико-семантический аспект: коннотативно-ассоциативное поле чужести.

Формальный аспект: очуждение.

Глава

Топологический аспект. Истоки глобального отчуждения современного человека.

Берлинский экспрессионизм"

Амбивалентность лирики Большого города.

Экспрессионистское странствие. Экзотизм и эскапизм.

Аспекты отчуждения.

Человек и мир.

Любовная лирика экспрессионизма.

Человек и Бог.

Человек и природа. Культ Дерева.

Выводы III части.

Часть IV. Экспрессионистская игра с традицией: присвоение чуждого.

Глава

От поэтики Ницше к поэтике экспрессионизма.

Звукоживопись экспрессионистской лирики.

Морфологическая игра.

Глава

Философемы Ницше как основной тематический источник литературного экспрессионизма.

Витализм и его поэтическое освоение: движение по-экспрессионистски Авитальность и ее поэтическое воплощение.

Глава

Экспрессионистский сонет.

Выводы IV части.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лирика немецкого экспрессионизма"

Выводы IV части

Экспрессионистское мышление, которое по природе своей противится всяким жестким порядкам и структурам, в изображении хаоса деформированного мира, тем не менее, прибегает к таким порядкам (рифма, метр, ритм, жанр). Вместе с механизмами разрушения языка в духе манифестов Маринетти эта лирика "нового пафоса" имеет наготове и весь арсенал поэтических традиций. В их использовании поэтика экспрессионизма и вообще вся поэтическая практика наиболее далеки от своей же собственной

1 Harbeck Н. Gustav Sack. Verschollene und Vergessene. Wiesbaden, 1958. S. 16.

2 Ibid. программатики. Отрицая всякую традицию и преемственность, экспрессионисты развивают ее и следуют ей. Это проявляется в их столь обширном применении интертекстуальных связей на всех языковых уровнях.

В широком использовании этих связей, на наш взгляд, также проявляется комплементарность категории чуждого, а именно, в процессе и формах присвоения чуждого, в нашем случае — поэтического наследия предыдущих эпох и направлений. Такая перспектива уточняет общую картину лирики экспрессионизма, дополняя ее элементами традиционного, конвенционального характера, без которых она так же не мыслима, как и без деструктивного компонента. В таком ракурсе анализируется весь широкий спектр интертекстуальных связей, которые придают экспрессионизму диффузный, ускользающий от точных дефиниций облик и делают его границы нестрогими.

Отправным пунктом наших рассуждений становится лирика Ницше. Анализируются пути от его "экзистенциальной артистики" к поэтике экспрессионизма. "Zwischen dem Ähnlichsten gerade lügt der Schein am schönsten" — "Красивее всего лжет видимость сходства", — утверждает философ устами Заратустры, и экспрессионизм обращает этот эффектный тезис в эстетически значимую игру с традицией и разнообразные формы ее присвоения. Анализ путей освоения философского и лирического наследия Ницше в условиях субкультурной ситуации позволил сделать вывод, что многовековая поэтическая традиция в значительной степени вошла в поэтику лирика-экспрессиониста, словно преломившись через призму "перспективной оптики жизни" философа, и в самом своем характерном и привлекательном варианте предстала именно в тех случаях, когда явно или скрыто пользовалась арсеналом его поэтики.

Утверждения, что с Ницше начался "семантический ремонт языка" и что именно он задал "парадигму обновления языка", не вызывают возражений литературоведов или лингвистов. Следуя логике этих утверждений, мы выявляли составляющие этой "парадигмы обновления языка" у Ницше, а затем отслеживали продуктивность их усвоения и дальнейшее развитие в лирике экспрессионизма. Выявление структурных параллелей на фонетическом, морфологическом, лексико-семантическом и жанровом уровнях осуществлялось в контексте следования традиции или игры с нею как проявление "присвоения чуждого".

Все формальные стратегии поэта-экспрессиониста, будь то конструирование или деконструкция, стоят под знаком познания действительности через познание возможностей языка. На примере звукоживописи и морфологической игры был проиллюстрирован один из таких путей познания в экспрессионистской лирике.

В лексико-семантическом аспекте в работе прослеживается интегрирование в лирику экспрессионизма важнейших понятий "философии жизни" Ницше, ставших в поэзии "метафорами эпохи". Антитеза "жизнь — нежизнь" во всех ее метафорических воплощениях становится структурным элементом и несущей конструкцией стихотворения, от которой отстраиваются все его силовые линии и зависит общий нарративный характер. Ядро этого метафорического комплекса составляют все виды движения, активности, неспокойствия, роста, изменения, преодоления. Движение — центральная идея экспрессионизма, встроенная в его мотивную структуру странствия. Среди всех видов движения философ, а затем и экспрессионисты предпочитают танец, полет, парение, струение, пеший путь, ветер, пламя. Среди философем позитивного свойства и метафора войны, которую понимают как уничтожение всего застывшего и отжившего. На другом полюсе — обратная, теневая сторона жизни, представленная категориями авиталистического толкования мира: пустыня, болото, зима, осень, болезнь.

Важным для понимания метафорического комплекса жизни является образ бога Диониса, в котором воплотились все стороны жизни, включая безобразие и страдание, так как жизнь реализуется не только в приятном качестве.

В Дионисовом, безобразном у экспрессионистского лирика тотальное отрицание стоит рядом с тотальным воспеванием, поскольку левое и правое, верх и низ, милитаристское и пацифистское, любовь и ненависть сосуществуют без всяких переходов и взаимозаменяются.

Тяготение экспрессионизма к жестким порядкам сказывается и в жанровой специфике его лирики. Она продемонстрирована в диссертации на примере сонета. Размышляя о характере экспрессионистского сонета, мы пришли к убеждению, что обращение к этому жанру — закономерность, а не отклонение от некой экспрессионистской нормы или один из парадоксов, курьезов этого литературного направления. Доля сонета в общем объеме экспрессионистской лирики так велика, что не считаться с ним невозможно. Такая странная любовь и приверженность к сонету коренится в недрах тех же антропологических универсальных категорий, о которых мы рассуждаем на протяжении всей работы. Сонет позволял поэту странно смеяться, однако служил последним пристанищем и опорой во всеобщем хаосе. В пристрастии к нему отчетливо проявились грани амбивалентного явления: тяга к гармонии прошедшей классической эпохи и невозможность противостоять натиску кардинально изменившейся жизни эры технического модернизма. Лирический жанр, который, как казалось, был чужд современному взгляду на мир и полон столь немодными страстями, не просто органично встроился в новое миропонимание, но оказался непременно необходимым ему и крайне продуктивным. Факт, безусловно, поразительный: с одной стороны, экспрессионизм, известный своей страстной приверженностью к разрушению всего старого, отжившего, застывшего; неприятием всяческих шаблонов, канонов и традиций. С другой стороны, это прокрустово ложе сонета. В сонете экспрессионизм открыл для себя плодотворное экспериментальное пространство. Сонет предоставлял широчайшие возможности для самой смелой формальной игры и "языковой артистики". Амбивалентная сущность сонета была для экспрессионизма родной и близкой стихией: в своей внутренней структуре и логике он так полярно устроен, что позволял выплеснуться юношеской бескомпромиссности; он так диалектично запрограммирован, что давал выход как положительным, так и отрицательным эмоциям, так как динамика сонета требовала непременного их сосуществования и развития.

Заключение

Крайне неоднородный феномен литературного экспрессионизма предстает относительно целостной художественной системой эстетического отношения к действительности, а также целым рядом определенных механизмов и способов его языковой реализации. Такой конечный результат был получен на основе следующих промежуточных выводов: 1) литературный экспрессионизм предстает понятием более широким, чем стиль, так как его поэтика явно выходит за рамки простого набора поэтических приемов и формируется под сильнейшим воздействием более глобальных интеллектуальных проектов начала века; 2) его редукция только до мировоззрения, широкого духовного движения и теоретической программатики неправомерно сужает его художественные заслуги и эстетическую значимость колоссальной по объему литературной продукции "экспрессионистского десятилетия"; 3) художественные взгляды этого массового литературного движения организованы таким образом, что выстраиваются в определенные константные порядки. Такие порядки свойственны всем без исключения течениям экспрессионизма, независимо от периодизации явления, ориентации и ранга поэта. В ходе подтверждения гипотезы о системности явления поэтапно решались промежуточные задачи, которые позволили нам представить феномен литературного экспрессионизма практически во всех его аспектах: историко-культурном, социологическом, теологическом, литературоведческом, лингвистическом.

В экспрессионизме выделены две опорные конструкции, обеспечивающие его целостность: 1) философская и эстетическая база конца предыдущего века (Ницше, Бар, Воррингер); 2) единое мироощущение, которое в диссертации определено как чу жесть.

Центральный философско-эстетический постулат этого фундамента заключается в потребности художника так деформировать мир, чтобы суметь в нем выжить ("Die Umformung der Welt, um es in ihr aushalten zu können") ( Ф. Ницше). Эта формула философа — ключ к пониманию тех мыслительных, а затем и формально-стилистических категорий, которыми оперировали литераторы экспрессионистского десятилетия. Тотальное отчуждение в социологическом, антропологическом и теологическом аспектах разрешалось небывалым очуждением искусства. Посреди общего распада мира искусство стало "последней метафизической деятельностью". Экспрессионистский ход от глобального экзистенциального отчуждения к формальному очуждению явился "перспективным вторжением в мир" (Ницше), обеспечившим "антропологическое избавление в формальном" (Бенн). Такой эстетический процесс рассматривался поэтом-экспрессионистом как "трансферирование субстанции в форму". Сложилась ли в результате такого вторжения в мир некая "экспрессионистская форма"?

Диссертация предлагает воспользоваться формальной категорией другой науки — ксенологии — "категорией чуждого" и в ее антропологических порядках проанализировать художественное явление. В соответствии с логикой ксенологии, получена довольно целостная картина литературного феномена, в которой самые далеко отстоящие друг от друга элементы оказались взаимосвязанными и не противоречили друг другу.

В концепции чу жести разработаны ее отдельные профили: экзотизм, эскапизм, ксенофобия, отчуждение и очуждение. Эти профили универсального антропологического характера "подсказали" один из главных параметров систематизации сложного комплексного явления. При такой перспективе в трактовке феномена нашлось место всем традиционным взглядам на лирику экспрессионизма, всем противоречиям в ней самой и ее толковании. Выстраивая порядки явления, мы осуществили синтез широкого дискурсивного подхода, лингвистического и литературоведческого анализов. Таким образом, сущность экспрессионизма как художественного явления проступила поэтапно от его фонологического уровня до его субкультурного статуса и эстетического фундамента.

Самый важный вывод о сущности экспрессионизма сделан в опоре на комплементарную природу категории чуждого. Вся художественная система экспрессионизма оказалась амбивалентной в каждом своем составляющем элементе, и каждый из этих элементов предстал диффузным, так как так он всегда находится в поле напряженности между гармонией и минус — гармонией, в терминологии ксенологии — между чуждым и нечуждым ("Zwischen dem Fremden und dem Eigenen "J. В диссертации установлено, что один из утопических идеалов лирика-экспрессиониста — "лик являющейся красоты". Поэт "пафоса разрушения", вопреки сущности модернистского мышления, непременно отстраивается от некого эталона упорядоченности. По этой причине всякое движение субъекта этой лирики — чужака, странного странника — принимает характер приближения и удаления от некой идеальной точки отсчета — гармонии, потребности ухода от нее и неизбежности возвращения.

Амбивалентность феномена экспрессионизма была отслежена в диссертации по нескольким линиям: в формально-языковом воплощении как одновременность декон-структивных и конструктивных интенций и стратегий, т. е. создание новой художественной действительности средствами как авангардистских "негативных категорий" (текстура, симультанный стиль, фрагментирование и самодовлеющий характер синекдохи, элементы эстетики безобразного), так и вполне традиционных и конвенциональных в жанровой специфике как игнорирование всяких жестких порядков, противоречащих экспрессионистскому мышлению, и предпочтение одного из самых формализованных жанров — сонета. в широком использовании интертекстуальных связей при декларировании разрыва со всеми классическими, романтическими и прочими традициями (на фонологическом, морфологическом, лексико-семантическом, текстовом уровнях) в мотивной структуре, в которой деформированный и очужден-ный мир предстал, тем не менее, в облике религиозной, пейзажной и любовной лирики в ее экспрессионистской специфике.

Значение лирики экспрессионизма во всем своем масштабе начинает проявляться значительно позже официального заката самого литературного движения в Германии, Австрии и Швейцарии. Экспрессионизм как живое литературное движение не вышел за рамки одного поколения, но как художественная модель мира он оказался для искусства Германии началом нового этапа его развития и наиболее мощно проявил себя в своем влиянии на последующую литературу XX века. Смелые утверждения, что важнейшие импульсы современной поэзии Западной Европы и вообще все новаторские явления современного искусства коренятся в экспрессионизме (Г. Бенн), перестают казаться преувеличением, когда целый ряд эстетико-философских воззрений и доминирующих принципов поэтики различных жанров искусства модернизма — театра, кино, живописи, графики, литературы — прямо или косвенно замыкаются на открытия экспрессионистского поколения, противопоставившего обществу свою собственную субкультуру и ее художественную продукцию колоссального объема, мировоззренческой глубины и эстетической значимости.

Литературный экспрессионизм набрал небывалый критический потенциал и радикализовал все проблемы, возникшие с наступлением технического, экономического и социального модернизма. Он встал в оппозицию не только к "нормальности буржуа", но и к нормам буржуазного, т. е. классическо-реалистического, искусства, став тем водоразделом, после которого литература Германии кардинально сменила параметры системы художественно-эстетических ценностей и вступила в эпоху модернизма. Однако окончательного разрыва с традицией, как это характерно для следующих за экспрессионизмом авангардистских течений, не произошло, и образ "являющейся красоты" тревожил экспрессиониста-лирика то в одном, то в другом воплощении.

Выстроенная немецкими поэтами-экспрессионистами художественная модель мира оказывается эстетически актуальной, адекватной эпохе и богатой возможностями дальнейшего развития. В ней заложена такая мировоззренческая и художественная ценность, которая оказалась созвучной мироощущению последующих деятелей литературы и искусства. Такое влияние хорошо просматривается сегодня в поэзии П. Целана и И. Бах-ман, X. Домин и Г. Эйха, П. Хухеля и Г. М. Энценсбергера, С. Кирш и М. Л. Кашнитц, если называть только самые известные имена немецкоязычной литературной сцены после экспрессионизма. Эти и следующие за ними авторы продолжают пользоваться всем арсеналом как поэтики, так и мыслительных категорий, утвердившихся в своем модернистском статусе в течение короткой творческой жизни одного поколения литераторов "экспрессионистского десятилетия".

 

Список научной литературыПестова, Наталья Васильевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Общие и частные исследования немецкого экспрессионизма:

2. Куликова И. С. Экспрессионизм в искусстве. М.: Наука, 1978. 182 с. Синий всадник I Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка. М.: Изобр. искусство, 1996, 144 с. с прилож. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред.

3. Г. Недошивина. М.: Наука, 1966. 156 с. Экспрессионизм / Сост. Н. С. Павлова М.: Радуга, 1986. 463 с. Anz Th. Literatur der Existenz: literarische Psychopathographie und ihre soziale

4. Stuttgart: Kohlhammer, 1966. 200 S. Arnold A. Prosa des Expressionismus: Herkunft, Analyse, Inventar. Stuttgart:

5. Kohlhammer, 1972. 210 S. Aspekte des Expressionismus. Periodisierung, Stil, Gedankenwelt / Hrsg. Paulsen W.

6. Heidelberg: Lothar Stiehm Verlag, 1968. 175 S. Assert B. Der Raum in der Erzählkunst. Wandlungen in der Raumdarstellung in der Dichtung des 20. Jhs. Dissertation der Eberhard-Karls-Universität. Tübingen, 1973. 300 S.

7. Barron S. "Entartete Kunst". Das Schicksal der Avantgarde im Nazi-Deutschland.

8. München: Hirmer Verlag, 1991. 423 S. Bauhaus und Bauhäusler. Erinnerungen und Bekenntnisse I Hrsg. Neumann E. Köln:

9. Benn G. Heinrich Mann — zum sechzigsten Geburtstag // Ibid. Bd 1. S. 129—139. Blass E. Das alte Café des Westens // Expressionismus. Aufzeichnungen und Erinnerungen / Hrsg. Raabe P. Ölten; Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag, 1965. S. 36—42.

10. DuMont Schauberg, 1964. 223 S. Brinkmann R. "Abstrakte" Lyrik im Expressionismus und die Möglichkeit symbolischer Aussage II Der deutsche Expressionismus. Formen und Gestalten. 2. Aufl. Göttingen: Vandenhoeck, Ruprecht, 1970. S. 88—114.

11. Brinkmann R. Expressionismus. Forschungsprobleme 1952—1960. Stuttgart: Metzler, 1961. 98 S.

12. Brinkmann R. Expressionismus. Internationale Forschung zu einem internationalen

13. Der deutsche Expressionismus. Formen und Gestalten / Hrsg. Steffen H. Göttingen:

14. Stark M. Bamberg, 1996. Heft 36. 123 S. Deutsches Theater des Expressionismus. Wedekind, Lasker-Schüler, Barlach, Kaiser, Goering, Jahnn. Mit Vorwort von P. Pörtner. München: Albert Langen, Georg Müller, 1967. 440 S.

15. Die Aktion. Wochenschrift für Politik, Literatur und Kunst 1911—1918 / Hrsg.

16. Pfemfert F. Eine Auswahl von Th. Rietzschel. Berlin/Weimar: Aufbau, 1986. Die Berliner Moderne 1888—1914 / Hrsg. Schutte J., Spengel P. Stuttgart: Philipp Reclam, 1993. 722 S.

17. Die deutsche Literatur in Text und Darstellung. Expressionismus und Dadaismus / Hrsg.

18. Best O. F., Schmitt H.-J. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1974. Bd 14. 336 Die Dichter und der Krieg: deutsche Lyrik 1914—1918 / Hrsg. Anz Th. München: Hanser, 1982. 271 S.

19. Die Entfaltung. Novellen an die Zeit / Hrsg. Krell M. Berlin: Ernst Rowohlt, 1921. 288 S.

20. Die Expressionismusdebatte. Materialien zu einer marxistischen Realismuskonzeption

21. Hrsg. Schmitt H.-J. 1. Aufl. Frankfurt/Main: Suhrkamp Verlag, 1973. 338 S. Die Modernität des Expressionismus / Hrsg. Anz Th., Stark M. Stuttgart; Weimar: Metzler, 1994. 170 S.

22. Die Schriften des Neuen Clubs 1908—1914: In 2 Bd. / Hrsg. Scheppard R.

23. Hildesheim: Gerstenberg, 1980. 1983. Die Unwirklichkeit der Städte: Großstadtdarstellung zwischen Moderne und

24. Expressionismus. Die Kunstwende / Hrsg. Waiden H. Berlin: Verlag der Sturm, 1918. 143 S.

25. Expressionismus 1915—1925. Die zweite Generation. München: Prestel, 1989. 198 S.

26. Expressionismus als Literatur. Gesammelte Studien / Hrsg. Rothe W. Bern; München: Francke, 1969. 797 S.

27. Expressionismus — Gestalten einer literarischen Bewegung / Hrsg. Friedmann H., Mann 0. Heidelberg: W. Rothe-Verlag, 1956. 375 S.

28. Expressionismus und Kulturkrise / Hrsg. Huppauf B. Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1983. 299 S.

29. Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung I Hrsg. Raabe P. Zürich: Arche, 1987. 319 S.

30. Expressionismus. Aufzeichnungen und Erinnerungen der Zeitgenossen / Hrsg. Raabe P. Ölten; Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag, 1965. 422 S.

31. Expressionismus. Literatur und Kunst 1910—1923. Eine Ausstellung des deutschen Literaturarchivs im Schiller-Nationalmuseum Marbach a. N. / Hrsg. Raabe P., Greve H. L. München: Albert Langen Georg Müller, 1960. 349 S.

32. Expressionismus — Sozialer Wandel und künstlerische Erfahrung. Mannheimer Kolloquium / Hrsg. Meixner H., Vietta S. München: Wilhelm Fink Verlag, 1982. 106 S.

33. Eykman Ch. Die Funktion des Häßlichen in der Lyrik Georg Heyms, Georg Trakls und Gottfried Benns. Zur Krise der Wirklichkeitserfahrung im deutschen Expressionismus. 2. erw. Aufl. Bonn: H. Bouvier und Co Verlag, 1969. 300 S.

34. Eykmann Ch. Zur Sozialphilosophie des Expressionismus II Zeitschrift für deutsche Philologie. 1972. Bd 91. 4. Heft. S. 481—497.

35. Eykmann Ch. Denk- und Stilformen des Expressionismus. München: Francke, 1974. 192 S.

36. Falk W. Impressionismus und Expressionismus II Expressionismus als Literatur. Gesammelte Studien. Bern; München: Francke, 1969. S. 69—86.

37. Falk W. Der erste moderne deutsche Roman: "Die drei Sprünge des Wang-Lun" von Alfred Döblin//ZfdPh. 1970. Bd 89. S. 510—531.

38. Falk W. Der Kollektive Traum vom Krieg. Epochale Strukturen der deutschen Literatur zwischen "Naturalismus" und "Expressionismus". Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1977. 294 S.

39. Froelich J. Liebe im Expressionismus. Eine Untersuchung der Lyrik in den Zeitschriften Die Aktion und Der Sturm vom 1910—1914. New York; Bern; Frankfurt/Main; Paris: Peter Lang, 1990. 204 S.

40. Fußmann K. Malen gegen die Zeit // Die Maler der "Brücke". Sammlung Hermann Gerlinger. Stuttgart: DACO-Verlag Günter Blase, 1995. S. 78— 81.

41. Gedichte der "Menschheitsdämmerung". Interpretation expressionistischer Lyrik. Mit einer Einleitung von K. Pinthus / Hrsg. Denkler H. München: Fink, 1971. 292 S.

42. Gehrke M. Probleme der Epochenkonstituierung des Expressionismus. Diskussion von Thesen zur epochenspezifischen Qualität des Utopischen. Frankfurt/Main; Bern; New York; Paris: Peter Lang, 1990. 437 S.

43. Giese P. Ch. Interpretationshilfen. Lyrik des Expressionismus. Stuttgart, Dresden: Ernst Klett Verlag, 1993. 235 S.

44. Göll I. Vorwort // Films. Verse von Tristan Torsi. Berlin-Scharlottenburg: Verlag der expressionistischen Hefte, 1914. 16 S.

45. Göll I. Der Expressionismus stirbt II Theorie des Expressionismus / Hrsg. Best O. Stuttgart: Philipp Reclam, 1994. S. 225—228.

46. Göll I. Expressionismus II Literaturrevolution 1910—1925 Dokumente. Manifeste. Programme / Hrsg. Pörtner P. Darmstadt; Neuwied; Berlin: Hermann Luchterhand Verlag, 1961. Bd 2: Zur Begriffsbestimmung der "Ismen". S. 177.

47. Grosse W. Expressionistische Lyrik: Kommentare, Diskussionsaspekte und Anregungen für produktionsorientiertes Lesen. Hollfeld: Beyer, 1996. 123 S.

48. Habereder J. Kurt Hiller und der literarische Aktivismus. Zur Geistesgeschichte des politischen Dichters im frühen 20. Jahrhundert. Frankfurt/Main; Bern: Verlag Peter D. Lang, 1981. 321 S.

49. Haftmann W. Maß und Form in der modernen Malerei // Der deutsche Expressionismus. Formen und Gestalten. Göttingen: Vandenhoeck, Ruprecht, 1970. S. 226—249.

50. Hahnl H. H. Vergessene Literaten. Fünfzig österreichische Lebensschicksale. Wien:sterreichischer Bücherverlag, 1984. 215 S. Hatvani P. Versuch über den Expressionismus // Theorie des Expressionismus / Hrsg.

51. Best O. Stuttgart: Philipp Reclam, 1994. S. 68—73. Hatvani P. Zeitbild//Ibid. S. 228—234.

52. Heselhaus C. Deutsche Lyrik der Moderne. Von Nietzsche bis Yvan Göll. Die

53. Hohendahl P. U. Das Bild der bürgerlichen Welt im expressionistischen Drama.

54. Heidelberg: Winter, 1967. 303 S. Hucke K.-H. Utopie und Ideologie in der expressionistischen Lyrik. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1980. 298 S.

55. Kaes A. Kino-Debatte. Texte zum Verhältnis von Literatur und Film 1909—1929.

56. Tübingen, Niemeyer, 1978. 200 S. Kahler E. von. Die Prosa des Expressionismus II Der deutsche Expressionismus.

57. Formen und Gestalten. Göttingen: Vandenhoeck, Ruprecht, 1970. S. 157—178. Kemper H.-G. Vom Expressionismus zum Dadaismus. Kronberg/Ts.: Scriptor Verlag GmbH, 1974. 242 S.

58. Knapp G. P. Die Literatur des deutschen Expressionismus: Einfuhrung —

59. Bestandsaufnahme — Kritik. München: Beck, 1979. 230 S. Knobloch H.-J. Das Ende des Expressionismus. Von der Tragödie zur Komodie.

60. Bern; Frankfurt/Main: Lang, 1975. 337 S. Kohtes M. Literarische Abenteuer. Dreizehn Portraits von Michael Kohtes.

61. Maier-Metz H. Expressionismus-Dada-Agitprop. Zur Entwicklung des Malik-Kreises in Berlin 1912—1924. Frankfurt/Main; Bern; New York; Nancy: Peter Lang, 1984. 532 S.

62. MeseureA. August Macke. 1887 — 1914. Köln: Benedikt Taschen Verlag, 1993. 96 S. Metzner J. Persönlichkeitszerstörung und Weltuntergang. Das Verhältnis von

63. Wahnbildung und literarischer Imagination. Tübingen: Niemeyer, 1976. 286 S. Meurer R. Gedichte des Expressionismus: Interpretationen von R. Meurer. 1. Aufl.

64. Oehm H. Subjektivität und Gattungsform im Expressionismus. München: Wilhelm

65. Fink Verlag, 1993. 294 S. Partsch S. Franz Marc. Köln: Benedikt Taschen Verlag, 1993. 96 S. Paulsen W. Deutsche Literatur des Expressionismus / Hrsg. Roloff H. G. Bonn; Frankfurt/M.; New York: Längs Germanistische Lehrbuchsammlung, Bd 40. 1983. 234 S.

66. Dokumente 1910—1925. Zürich: Arche, 1971. S. 10. Pfemfert F. Die Deutschsprechung Nietzsches. Ein Protest von F. Pfemfert // Das

67. Aktionsbuch / Hrsg. Pfemfert F. Berlin Wilmersdorf, 1917. S 185 —189. Phantasien über den Wahnsinn: expressionistische Texte / Hrsg. Anz Th. München,

68. Wien: Hanser, 1980. 175 S. Picard M. Expressionismus // Theorie des Expressionismus. Stuttgart: Philipp

69. Reclam, 1994. S. 73—79. Pinthus K. Rede für die Zukunft 7/ Der Aktivismus 1915—1920 / Hrsg. Rothe W.

70. Jg. 17. 1965. Heft 2. S. 5—20. Rietzschel Th. Ein sensationeller Fund. Der Koffer aus dem Keller // Nachrichten und Berichte aus der Bundesrepublik Deutschland. Bonn: Inter Nationes, 1995. № 5 S. 18—19.

71. Rölleke H. Die Stadt bei Stadler, Heim und Trakl. Philologische Studien und Quellen.

72. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1988. 290 S. Rothel H. K. Die Brücke // Der deutsche Expressionismus. Formen und Gestalten / Hrsg. Steffen H. Göttingen: Vanderhoeck, Ruprecht, 1970. S. 179—199.

73. Rubiner L. Künstler bauen Barrikaden. Texte und Manifeste 1908—1919 / Hrsg.

74. Schneider K. L. Probleme der Edition expressionistischer Dichtung // ZdPh.

75. Hoffmann und Campe Verlag, 1967. Schreyer L. Erinnerungen an Sturm und Bauhaus. Was ist des Menschen Bild?

76. München: Langen-Müller, 1956. 295 S. Schubert D. Die Kunst Lehmbrucks. Dresden: Verlag der Kunst, 1990. 336 S. Sekunde durch Hirn: 21 expressionistische Erzähler. Leipzig: Philipp Reclam, 1982. 379 S.

77. Serke J. Die verbrannten Dichter. Lebensgeschichten und Dokumente. Weinheim und

78. Basel: Beltz Verlag, 1992. 409 S. Simmel G. Die Großstadt und das Geistesleben // Lyrik des Expressionismus / Hrsg.

79. Stadler E. Neuland II Nietzsche und die deutsche Literatur / Hrsg. Hillebrand B. Tübingen: Max Niemeyer, 1978. Bd 1: Texte zur Nietzsche-Rezeption 1873 — 1963. S. 140.

80. Stark M. Für und wider Expressionismus. Die Entstehung der Intellektuellendebatte in der deutschen Literaturgeschichte. Stuttgart: Metzler, 1982. 338 S.

81. Stuckenschmidt H. H. Arnold Schönbergs musikalischer Expressionismus II Der deutsche Expressionismus. Formen und Gestalten. Göttingen: Vandenhoeck, Ruprecht, 1970. S. 250—268.

82. Sydow E. von. Das religiöse Bewußtsein des Expressionismus II Neue Blätter für Kunst und Dichtung 1. Januarheft 1919. S. 193—199.

83. Sydow E. von. Der doppelte Ursprung des deutschen Expressionismus // Neue Blätter für Kunst und Dichtung 1. Februarheft 1919. S. 227—229.

84. Syittya E. Das Kuriositäten-Kabinett. Konstanz: Verlag Clemens Zerling, 1923. 303 S.

85. Theorie des Expressionismus /Hrsg. Best O. Stuttgart: Reclam, 1976. 296 S.

86. Thomke H. Hymnische Dichtungen im Expressionismus. Bern; München: Francke Verlag, 1972. 319 S.

87. Verboten und verbrannt. Deutsche Literatur 12 Jahre unterdrückt. Neuauflage / Hrsg. Drews R., Kantorowicz A. Berlin, München: Verlegt bei Kindler, 1983. 300 S.

88. Vietta S. Großstadtwahrnehmung und ihre literarische Darstellung. Expressionistischer Reihungsstil und Collage II DVjs für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 48 Jg. Stuttgart: Metzler. 1974. Bd 48. Heft 2. S. 354—373.

89. Vietta S. Die literarische Moderne. Eine problemgeschichtliche Darstellung der deutschsprachigen Literatur von Hölderlin bis Thomas Bernhardt. Stuttgart: Metzler, 1992. 361 S.

90. Viviani A. Der expressionistische Raum als verfremdete Welt // ZfdPh. Bd 91. 1972. 4. Heft. S. 498—527.

91. Viviani A. Das Drama des Expressionismus. Kommentar zu einer Epoche. 2. Aufl.

92. München: Winkler Verlag, 1981. 187 S. Vogt P. Expressionismus. Deutsche Malerei 1905 bis 1920. Köln: Du Mont

93. Buchverlag, 1990. 131 S. Waiden H. Das Begriffliche in der Kunst II Theorie des Expressionismus / Hrsg. Best

94. Wandrey U. Das Motiv des Krieges in der expressionistischen Lyrik. Hamburg:

95. Hartmut Lüdke Verlag, 1972. 299 S. Wassily Kandinsky / Hrsg. Müller H. Hamburg: Rowohlt, 1983. 470 S. Waszerka I. Expressionismus — Kunst oder Weltanschauung? II Forum X. 1963. Heft 119. S. 546—548.

96. Ziegler J. Form und Subjektivität. Zur Gedichtsstruktur im frühen Expressionismus. Bonn: Bouvier, 1972. 243 S.1.. Экспрессионизм в историях немецкой литературы

97. Deutsche Dichter des 20. Jahrhunderts / Hrsg. Steinecke H. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1994. 909 S.

98. Die deutsche Lyrik. Form und Geschichte. Interpretationen. Von der Spätromantik bis zur Gegenwart / Hrsg. Wiese B. von. Düsseldorf: August Bagel Verlag, 1962. 512 S.

99. Habicht W., Lange, W.-D. Der Literatur Brockhaus: In 8 Bd. Mannheim; Leipzig;

100. Wien; Zürich: Taschenbuchverlag, Bd 1. 1987. Hamann R., Hermand, J. Epochen der deutschen Kultur von 1870 bis zur Gegenwart.

101. Bd 5: Expressionismus. Frankfurt/Main: Suhrkamp Verlag, 1977. Hinderer W. Expressionismus II Geschichte der deutschen Lyrik. Vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Stuttgart: Philipp Reclam, 1983. S. 420-^138.

102. Klein J. Geschichte der deutschen Lyrik. Von Luther bis zum Ausgang des zweiten

103. Gestalten — Strömungen. München: Max Hueber Verlag, 1962. 537 S. Rasch W. Zur deutschen Literatur seit der Jahrhundertwende. Gesammelte Aufsätze.

104. Stuttgart: Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1967. 326 S. Rötzer H. G. Das expressionistische Jahrzehnt II Geschichte der deutschen Literatur.

105. Gegenwart. Düsseldorf: August Bagel Verlag, 1963. Bd 1. 893 S.; Bd 2. 893 S. Wiese B. von. Deutsche Dichter der Moderne. Ihr Leben und Werk. Berlin: E.

106. Schmidt, 1965. 524 S. Witkop Ph. Die neue deutsche Lyrik. Leipzig; Berlin: Verlag von B. G. Tuebner, 1913. Bd 2: Novalis bis Liliencron. 380 S.

107. I. Критическая литература по отдельным авторам:1. Вепп, Gottfried.

108. Verlagsanstalt, o. J. Bd 3. 150 S. Huber-Thoma E. Die tragische Struktur in der Lyrik Gottfried Benns. Würzburg:

109. Königshausen und Neumann, 1983. 345 S. Klemm G. Gottfried Benn. Dichtung und Deutung, Wuppertal, Barmen: Emil Müller

110. Verlag, 1958. Heft 6. 114 S. Lyon J. K., Inglis C. Konkordanz zur Lyrik Gottfried Benns. Heidelsheim; New York:

111. Georg Olms Verlag, 1971. 524 S. Meister U. Sprache und lyrisches Ich: Zur Phänomenologie des Dichterischen bei G.

112. Benn. Berlin: Schmidt-Verlag, 1983. 144 S. Rumold R. Gottfried Benn und der Expressionismus. Provokation des Lesers:absolute Dichtung. Königstein/Ts.: Scriptor, 1982. 213 S. Sanders-Brahms H. Gottfried Benn und Else Lasker-Schüler. Giselheer und Prinz

113. Jussuf. Berlin Rowohlt, 1997. 191 S. Wallmann J. Gottfried Benn. Genius der Deutschen. Mühlacker: Stieglitz-Verlag, E. Handle, 1965. 128 S.1. Britting, Georg.

114. Bode D. Georg Britting. Geschichte seines Werkes. Stuttgart: J. B. Metzler, 1962. 166 S.1. Brod, Max.

115. Pazi M. Max Brod. Werk und Persönlichkeit. Bonn: H. Bouvier und Co. Verlag, 1970. 77 S.1. Döblin, Alfred.

116. Schröter, K. Döblin. Hamburg: Rowohlt, 1993. 158 S.1. Engelke, Gerrit.

117. Gerrit Engelke. Arbeiter und Dichter 1890—1918 / Hrsg. Hüser F. Dortmund: Städtische Volksbüchereien, 1958. 44 S.1. Ehrenstein, Albert.

118. Beigel A. Erlebnis und Flucht im Werk Albert Ehrensteins. Frankfurt/Main: Athenäum-Verlag, 1972. 131 S.

119. Wallas A. A. Albert Ehrenstein. Mythenzerstörer und Müthenschöpfer. München: Klas Boer Verlag, 1994. 562 S.1. Einstein, Carl.

120. Kraft H. Kunst und Wirklichkeit im Expressionismus. Mit einer Dokumentation zu Carl Einstein. Bebenhausen: Rotsch, 1972. 56 S.

121. Carl Einstein. Prophet der Avantgarde / Hrsg. Siebenhaar K. Berlin: Fannei, Walz Verlag, 1991. 91 S.1. Hermann-Neiße, Max.

122. Max Hermann-Neisse. Verschollene und Vergessene / Hrsg. Grieger F. Wiesbaden:

123. Hornbogen H. Jakob van Hoddis. Die Odyssee eines Verschollenen. München. Wien:

124. Schneider H. Jakob van Hoddis. Ein Beitrag zur Erforschung des Expressionismus. Basler Studien zur deutschen Sprache und Literatur. Bern: Francke Verlag, 1967. Heft 35. 107 S.1. Kaflia, Franz.

125. Paulsen W. Georg Kaiser. Die Perspektiven seines Werkes. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1960. 184 S.1. Kasack, Hermann.

126. Hermann Kasack — Leben und Werk / Hrsg. John H., Neumann L. Frankfurt/Main; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien: Peter Lang Verlag, Bd 42. 1994.1. Kornfeld, Paul.

127. Brod L. Ein vergessener Prager Dichter: Paul Kornfeld II Sudetenland. Jg. 27. 1985. S. 79 .

128. Pazi M. Paul Kornfeld und Berlin // Berlin und der Prager Kreis Würzburg: Königshausen, Neumann, 1991. S. 127—143.1. Kronberg, Simon.

129. Tramer, H. Wiederbegegnung mit einem Dichter // Bulletin des Leo Baeck Institut. Jg. 4. Bd 14. August 1961. S. 97—100.1.sker-Schüler, Else.

130. Bänsch D. Else Lasker-Schüler. Zur Kritik eines etablierten Bildes. Stuttgart: Metzler, 1971. 270 S.

131. Bauschinger S. Else Lasker-Schüler II Deutsche Dichter des 20. Jhs. Hrsg. von H.

132. Hammer Verlag, 1969. 238 S. Lasker-Schüler E. Briefe an Karl Kraus. Hrsg. von A. Gehlhoff-Claes. Köln-Berlin:

133. Kiepenheuer, Witsch, 1960. 198 S. Liska V. Die Dichterin und das schelmische Erhabene. E. Lasker-Schülers Die Nächte

134. Tino von Bagdad. Tübingen und Basel: Francke Verlag, 1998. 176 S. Marc F. Botschaften an den Prinz Jussuf. Weyarn: Seehamer Verlag Galerie, 1997. 62 S.

135. Martini F. Else Lasker-Schüler. Dichtung und Glaube // Der deutsche Expressionismus. Formen und Gestalten. 2. Aufl Göttingen: Vandenhoeck, Ruprecht, 1970. S. 5—24.

136. Petersen K. Ludwig Rubiner. Eine Einführung mit Textauswahl und Bibliographie. Bonn: Bouvier Verlag Herbert Grundmann, 1980. 257 S.1. Sack, Gustav.

137. Eibl K. Die Sprachskepsis im Werk Gustav Sacks. München: Wilhelm Fink Verlag, 1970. 162 S.

138. Gustav Sack. Verschollene und Vergessene. Eine Einfuhrung in sein Werk und eine Auswahl / Hrsg. Harbeck H. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag GmbH, 1958. 102 S.1. Schiebelhuth, Hans.

139. Hans Schibelhuth. Verschollene und Vergessene / Hrsg. Usinger F. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1967. 134 S.1. Schreyer, Lothar.

140. Keith-Smith B. Lothar Schreyer. Ein vergessener Expressionist. Achtzehn Aufsätze über Leben und Werk mit unveröffentlichen Texten, 17 Abhandlungen und einer Bibliographie. Stuttgart: Hans-Dieter Heinz Akademischer Verlag, 1990. 432 S.1. Stadler, Ernst.

141. Hurlebusch K. Ernst Stadler — Autor expressiver Verhaltenheit und literarischer Vermittlung: eine Studie zu seinem 80. Todestag II ZfdPh. 1995. Heft 2. S. 219—239.1. Sternheim, Carl

142. Durzak M. Das expressionistische Drama. Carl Sternheim, Georg Kaiser. München: Nymphenburger Verlag, 1978. 197 S.1.nke M. Sternheim. Hamburg: Rowohlt, 1979. 174 S.1. Stramm, August.

143. Mandalka K. August Stramm. Sprachskepsis und kosmischer Mystizismus im frühen zwanzigsten Jahrhundert. Herzberg: Traugott Bautz, 1992. Dissertation Universität Düsseldorf, 1990.1. Toller, Ernst.

144. Rothe W. Ernst Toller. Hamburg: Rowohlt, 1997. 153 S.1. Trakl, Georg.

145. Basil O. Georg Trakl. Hamburg: Rowohlt-Verlag, 1965. 183 S.

146. Goldmann H. Katabasis. Eine tiefenpsychologische Studie zur Symbolik der Dichtung Georg Trakls. Salzburg: Otto Müller Verlag, 1957. 215 S.

147. Grimm R. Georg Trakls Verhältnis zum Rimbaud // Zur Lyrik-Diskussion. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1974. S. 271—313.

148. Kemper H.-G. Georg Trakls Entwürfe. Aspekte zu ihrem Verständnis. InauguralDissertation an der Eberhard-Karls-Universität Tübingen, 1970. 222 S.

149. Methlagl W. Nietzsche und Trakl II Frühling der Seele. Pariser Trakl-Symposium. Innsbruck: Haymon- Verlag, 1995. 224 S.

150. Schiocker G. Exkurs über Georg Trakl II Deutsche Literatur im 20. Jahrhundert. Strukturen und Gestalten. Bern; München: Francke Verlag, 1967. Bd 1. S. 327— 343.

151. Wetzel H. Klang und Bild in den Dichtungen Georg Trakls. Göttingen: Vandenhoeck, Ruprecht, 1968. 195 S.

152. Wetzel H. Konkordanz zu den Dichtungen Georg Trakls. Salzburg: Otto Müller Verlag, 1971. 818 S.

153. Zyklische Kompositionen in Georg Trakls Dichtung. Szegeder Symposion. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1996. 299 S.1. Wegner, Armin T.

154. Nikisch R. M. G. Armin Wegner. Ein Dichter gegen die Macht. Grundlinien einer Biographie des Expressionisten und Weltreporters. Wuppertal: Peter Hammer Verlag, 1982. 435 S.

155. Wernicke-Rothmayer J. Armin T. Wegner. Gesellschaftserfahrung und literarisches Werk. Frankfurt/Main; Bern: Peter Lang, 1982. 435 S.1. Werfel, Franz.

156. Preisner R. Franz Werfel und Expressionismus // Berlin und der Prager Kreis. Würzburg: Königshausen; Neumann, 1991. 303 S.1. Wolfenstein, Alfred.

157. Fischer P. Alfred Wolfenstein. Expressionismus und verendende Kunst. München:

158. Fink Verlag, 1968. 251 S. Verschollene und Vergessene. Alfred Wolfenstein / Hrsg. Mumm C. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1955. 85 S.1.. Ницше и экспрессионизм

159. Aschheim S. E. Nietzsche und die Deutschen. Karriere eines Kults. Stuttgart, Weimar:

160. Verlag J. B. Metzler, 1996. 385 S. Bern G. Nietzsche—nach fünfzig Jahren // Werke: In 4 Bd. 3. Aufl. Wiesbaden:1.mes Verlag, 1965. Bd 1. S. 482—493. Bertram E. Nietzsche. Versuch einer Mythologie. 6. Aufl. Berlin: bei Georg Bondi, 1922. 368 S.

161. Böckmann P. Die Bedeutung Nietzsches für die Situation der modernen Literatur //

162. DVjS 27. 1953. S. 77—101. Boning Th. Metaphysik, Kunst und Sprache beim frühen Nietzsche. Berlin; New

163. York: Walter de Gruyter, 1988. 518 S. Fremel /. Friedrich Nietzsche. Mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. 26. Aufl.

164. Hamburg: Rowohlt, 1994. 154 S. Hillebrand B. Artistik und Auftrag. Zur Kunsttheorie von Benn und Nietzsche.

165. München: Nymphenburger Verlagshandlung, 1966. 203 S. Hillebrand B. Gottfried Benn und Friedrich Nietzsche II Nietzsche und die deutsche Literatur. Tübingen: Max Niemeyer, 1978. Bd2. S. 185—211.

166. Meyer Th. Nietzsche und die Kunst. Tübingen; Basel: A. Francke Verlag, 1993. 487 S. Müller Th. Die Poetik der Philosophie: Das Prinzip des Perspektivismus bei

167. Nietzsche. Frankfurt am Main: Campus, 1995. 275 S. Nietzsche. Werk und Wirkung / Hrsg. Steffen H. Göttingen: Vandenhoeck, Ruprecht, 1974. 166 S.

168. Pütz P. Thomas Mann und Nietzsche II Nietzsche. Werk und Wirkung. Göttingen:

169. Vandenhoeck, Ruprecht, 1974. S. 91—114. Schmehl A. Der letzte Nietzsche II Die Weißen Blätter. Eine Monatsschrift. Jg. 4. 1917. Heft 5. S. 174.

170. Simmel G. Schopenhauer und Nietzsche. Ein Vortragszyklus (1907) II G. S.

171. Gesamtausgabe. Frankfurt/Main: Suhkamp, 1995. Bd 10. S. 167—408. Stadler E. Geschichte der deutschen Lyrik der neusten Zeit. Bruchstück einer Vorlesung von 1914 II S. E. Dichtungen, Schriften, Briefe. München: Verlag C. H. Beck, 1983. S. 453^470.

172. V. Поэтика, лингвистика, эстетика, социологияв экспрессионистской оптике

173. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: "Художественная литература", 1990. 543 с.

174. Зубова Л. В. Поэзия М. Цветаевой. Лингвистический аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 263 с.

175. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки. Л.: Сов. композитор, 1990. 288 с.

176. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. 294 с.

177. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 1976. 376 с.

178. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Ю. Л. О поэтах и поэзии. СПг: Искусство-СПБ, 1996. С. 18—252.

179. Маслова В. А. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. С. 179—204.

180. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX века. М.: Искусство, 1991. 395 с.

181. НоздринаЛ. А. Грамматика и поэтика // Фил. науки, № 5—6. 1993. С. 59—69.

182. Ноздрина Л. А. Взаимодействие грамматических категорий в художественном тексте // Научные труды МГЛУ. Грамматика и речевая коммуникация. Вып. 401. М.: МЛГУ, 1992. с. 78—88.

183. Очерки истории языка русской поэзии XX века: Поэтический язык и идеостиль. Общие вопросы. Звуковая организация текста / Под ред. Григорьева В. Г. М.: Наука, 1990. 300 с.

184. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Грамматические категории. Синтаксис текста / Под ред. Красильникова Е. В. М.: Наука, 1993. 238 с.

185. Понятие судьбы в контексте разных культур / Под ред. Арутюновой Н. Д. М.: Наука, 1994. 318 с.

186. Телия В. Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. С. 36—66.

187. Успенский Б. А. Семиотика искусства. Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995.357 с.

188. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира ( модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. 343 с.

189. Bahr H. Zur Überwindung des Naturalismus. Stuttgart; Berlin; Köln; Mainz: W. Kohlhammer Verlag, 1968. 244 S.

190. Bahr H. Studien zur Kritik der Moderne. Frankfurt/Main: Literarische Anstalt Rütten, Loening, 1894. 325 S.

191. Barthes R. Fragmente einer Sprache der Liebe / Aus dem Französischen von H. Henschen. Frankfurt/M am: Suhrkamp, 1988. 279 S.

192. Baßler M. Die Entdeckung der Textur: Unverständlichkeit in der Kurzprosa der emphatischen Moderne, 1910—1916. Tübingen: Niemeyer, 1994. 250 S.

193. Behler E. Ironie und literarische Moderne. Paderborn, München, Wien, Zürich: Ferdinand Schöningh, 1997. 336 S.

194. Bode Ch. Ästhetik der Ambiguität. Zur Funktion und Bedeutung von Mehrdeutigkeit in der Literatur der Moderne. Tübingen: Niemeyer Verlag, 1988. 424 S.

195. Burger H. O. Von der Struktureinheit klassischer und moderner Lyrik II Zur LyrikDiskussion. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1974. S. 255—270

196. Das Groteske in der Dichtung. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1980. 332 S.

197. Das neuzeitliche Ich in der Literatur des 18. und des 20. Jhs. Zur Dialektik der

198. Moderne. München: Wilhelm Fink Verlag, 1988. 332 S. Die nicht mehr schönen Künste. Grenzphänomene des Ästhetischen. München:

199. Wilhelm Fink Verlag, 1968. 735 S. Eicher Th. Was heißt (hier) Interemedialität? // Intermedialität. Vom Bild zum Text.

200. Bielefeld: Aisthesis Verlag, 1994. 220 S. Enzensberger H. M. Museum der modernen Kunst. Frankfurt/Main: Suhrkamp Verlag, 1960. 421 S.

201. Gehlen A. Zeit-Bilder. Zur Soziologie und Ästhetik der modernen Malerei. Frankfurt/

202. Main: Athenäum Verlag, 1960. 232 S. Schönheit und Schrecken. Entsetzen, Gewalt und Tod in alten und neuen Medien.

203. Stuttgart: Metzler,1991. 237 S. Höllerer W. Nach der Menschheitsdämmerung // Zur Lyrik-Diskussion. Darmstadt:

204. Originalholzschnitten. 3. Aufl. München: Piper Verlag, 1912. 125 S. Kayser W. Das Groteske. Seine Gestaltung in Malerei und Dichtung. 2. Aufl. Oldenburg; Hamburg: Gerhardt Stalling Verlag, 1961. 288 S.

205. Killy W. Elemente der Lyrik. München: C. H. Beck, 1972. 190 S. König R. Komplexe Gesellschaft // K. R. Soziologie. Frankfurt/Main: Fischer, 1968. 393 S.1.ede A. Dichtung als Spiel: Studien zur Unsinnpoesie an den Grenzen der Sprache.

206. Mittelberg. 2. Aufl. Frankfurt/Main : Coraelsen Verlag Hirschgraben, 1989. 128 S. Mach E. Analyse der Empfindungen und das Verhältnis des Physischen zum

207. Muschg W. Eine dichterische Phantasie. Einfuhrung in die Poetik. Bern; München:

208. Francke, 1969. 180 S. Naumann G. Lyrik und Mimesis // Sprachen der Lyrik: Festschrift fur Hugo Friedrichzum 70. Geburtstag. Frankfurt/Main: Klostermann, 1975. S. 571—605. Neumann G. Die "absolute" Metapher. Ein Abgrenzungsversuch am Beispiel von

209. Stefan Mallarmé und Paul Celan//Poetica 3. 1970. S. 188—225. Overath A. Das andere Blau. Zur Poetik einer Farbe im modernen Gedicht. Stuttgart:

210. Heidelberg: Lothar Stiehm Verlag, 1978. 398 S. Schlegel A. W. Vorlesung über das Sonett II Das deutsche Sonett. Dichtungen. Gattungspoetik. Dokumente. München: Wilhelm Fink Verlag, 1969 S. 342—352.

211. Schlutter H.-J. Sonett. Mit Beiträgen von Raimund Borgmeier und Heinz Willi Wittschier. Stuttgart: Metzler, 1979. 159 S.

212. Schmidt G. Lyrische Sprache und normale Sprache // Sprachen der Lyrik: Festschrift für Hugo Friedrich zum 70. Geburtstag. Frankfurt/Main: Klostermann, 1975. S. 731—750.

213. Schwendter R. Theorie der Subkultur. Neuausgabe mit einem Nachwort sieben Jahre später. Frankfurt/Main: Syndikat, 1978. 419 S.

214. Simmel G. Exkurs über den Fremden II G. S. Gesamtausgabe. Soziologie. Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1992. Bd 11. S. 764—771.

215. Sprachen der Lyrik. Festschrift für Hugo Friedrich zum 70. Geburtstag. Frankfurt/Main: Klostermann, 1975. 953 S.

216. Valentin K. Die Fremden II K. V. Sämtliche Werke: In 8 Bd. München, Zürich: Piper GmbH, 1996. Bd 4. S. 176—177.

217. Weinrich H. Semantik der kühnen Metapher II DVjs 37. 1963. S. 32—344.

218. Weinrich H. Sprache in Texten. Stuttgart: Klett Verlag, 1976. 356 S.

219. Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. 4. Auflage. Berlin: Akademie Velag, 1993. 334 S.

220. Wingertzahn Ch. Ambiguität und Ambivalenz im erzählerischen Werk Achims von Arnim. Mit einem Anhang unbekannter Texte. Saarbrücker Beiträge zur Literaturwissenschaft. St. Ingbert: Werner J. Röhrig Verlag, 1990. 702 S.

221. Worringer W. Abstraktion und Einfühlung. Ein Beitrag zur Stilpsychologie. Mit einem Vorwort zur Neuanalyse. München: R. Piper Verlag, 1959. 186 S.

222. Zelle C. Die doppelte Ästhetik der Moderne. Revision des schönen von Boileau bis Nietzsche. Stuttgart, Weimar: Verlag J. B. Metzler, 1995. 416 S.

223. Zima P. V. Die Dekonsrtuktion. Einfuhrung und Kritik. Tübingen; Basel: Francke Verlag, 1994. 251 S.

224. Zmegac V. Tradition und Innovation. Studien zur deutschsprachigen Literatur seit der Jahrhundertwende. Wien, Köln, Weimar: Böhlau Verlag, 1993. 298 S.1. VI. KceHO/ioauH

225. Begegnung mit dem "Fremden ". Grenzen — Traditionen — Vergleiche. Akten des VIII. Internationalen Germanisten-Kongresses. Tokyo 1990: In 11 Bd. München: indicium verlag, 1991—1992.

226. Bloch E. Entfremdung, Verfremdung // E. B. Verfremdungen I. Frankfurt/Main: Suhrkamp Verlag, 1962. S. 81—90.

227. Breger C. Ortlosigkeit des Fremden. "Zigeunerinnen" und "Zigeuner" in der deutschsprachigen Literatur um 1800. Köln: Böhlau Verlag, 1998. 423 S.

228. Buchardt A. ". als die Lippe mir blutet vor Sprache". Zum Problem des Sprachzerfalls in Büchners "Lenz" und Celans "Gespräch im Gebirg" // Die Fremdheit der Sprache. Literatur im historischen Prozeß. Hamburg: Argument Verlag, 1988 S. 135—155.

229. Das Fremde und das Eigene. Prolegomena zu einer interkulturellen Germanistik / Hrsg. Wierlacher A. München: indicium verlag, München, 1985. 456 S.

230. Das Fremde verstehen. Gespräche über Alltag, Normalität und Anormalität.

231. Entfremdete und Verfremdete. Eine schwere Kontroverse // Kulturgeschichte der Mißverständnisse. Studien zum Geistesleben. Stuttgart: Philipp Reclam, 1997. S. 84—87.

232. Fremdes wahrnehmen — fremdes Wahrnehmen. Studien zur Geschichte der Wahrnehmung und zur Begegnung von Kulturen im Mittelalter und frühen Neuzeit. Stuttgart; Leipzig: S. Hirzel Wissenschaftliche Verlagsgesellschaft, 1997. 280 S.

233. Fremdgänge. Eine anthologische Fremdheitslehre für den Unterricht Deutsch als Fremdsprache / Hrsg. Wierlacher Ä., Albrecht C. Bonn: Inter Nationes, 1998. 192 S.

234. Fremdheit als Problem und Programm. Die literarische Übersetzung zwischen Tradition und Moderne. Göttinger Beiträge zur Internationalen Übersetzungsforschung. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1997. Bd 14. 296 S.

235. Fremdheit. Entfremdung. Verfremdung. Akten des Interdisziplinären Symposiums Kopenhagen März 1990. Reihe A. Kongressberichte. Bern; Berlin; New York, Paris; Wien: Peter Lang, 1992. Bd 29. 185 S.

236. Glaser H. A. Heimat als Fremde // Der Schein des Schönen. Göttingen: Steidl, 1989. S. 329—345.

237. GräfS. Ludwig Tieck // Fremde und Fremdes in der Literatur. Gießener Arbeiten zur neuen deutschen Literatur und Literaturwissenschaft. Frankfurt/Main; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien: Peter Lang, 1996. Bd 16. S. 91—100.

238. Hauser A. Entfremdung // A. H. Der Manierismus. Die Krise der Renaissance und der

239. Hettlage R. Der Fremde: Kulturmittel, Kulturbringer, Herausforderer der Kultur // Kulturtypen, Kulturcharaktere. Träger, Mittler und Stifter der Kultur. Schriften zur Kultursoziologie. Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 1987. Bd 7. S. 25—44.

240. Hinderer W. Produzierte und erfahrene Fremde. Zu den Funktionen des AmerikaThemas bei Berthold Brecht. // Das Fremde und das Eigene. Prolegomena zu einer interkulturellen Germanistik / Hrsg. Wierlacher A. München: indicium verlag, 1985. S. 47—64.

241. Knobloch H.-J. Zwischen Revolution und Utopie. Der "neue Mensch" der Expressionisten // Ibid. Bd 11: Interkulturelle Fremdheit. Revolution und Literatur. S. 261—266.

242. Knopf J. Der Begriff "Entfremdung" im Marxismus // Fremdheit. Entfremdung. Verfremdung. Akten des Interdisziplinären Symposiums Kopenhagen März 1990. Reihe A. Kongressberichte. Bern; Berlin; New York; Paris; Wien: Peter Lang, 1992. Bd 29. S. 9—27.

243. KristevaJ. Fremde sind wir uns selbst. Frankfurt/Main: Suhrkamp Verlag, 1990. 213 S. Krusche D. Fremde als Metapher // D. K. Literatur und Fremde: zur Hermeneutik kulturräumlicher Distanz. München: Indizium-Verlag, 1985. S. 44—58.

244. Krusche D. Palau-Verführung der Ferne. Zu dem Motivkomplex "Außer-Europa" in der Lyrik G. Benns // Ibid. S. 59—71.

245. Krusche D. Utopie und Allotopie. Zur Geschichte des Motivs der außereuropäischen Fremde in der Literatur // Ibid. S. 13—31.

246. Krusche D. Reisen. Verabredung mit der Fremde. Weinheim, Berlin: Quadriga Verlag, 1989. 209 S.

247. Krusche D. Die Kategorie der Fremde. Eine Problemskizze // Hermeneutik der Fremde. München: Indicium-Verlag, 1990. S. 13—31.

248. Krusche D., ¡Vierlacher A. Hermeneutik der Fremde. München: Indicium-Verlag, 1990. 282 S

249. Mittenzwei W. Verfremdung — eine dialektische Methode zum Aufbau einer Figur // Verfremdung in der Literatur. Wege der Forschung. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1984. S. Bd 551. 241—262.

250. Ningel M. Die Unzugänglichkeit des Eigenen. Zur Logik von Else Lasker-Schülers Umgang mit der Sprache II Die Fremdheit der Sprache. Literatur im historischen Prozeß. Argument-Sonderband AS 177. Hamburg: Argument Verlag, 1988. S. 103—116.

251. Pelz A. "Wohnbare" und "poröse" Fremde. Italien. Ein Reiseland für Doppelwissende II Ibid. Bd 9: Erfahrene und imaginäre Fremde. S. 229—238.

252. Perspektiven und Verfahren interkultureller Germanistik / Hrsg. Wierlacher A. München: indicium verlag, 1987. 708 S.

253. Surowska B. Rilkes erste Rußlandreise. Die "Wendung ins eigentlich Eigene"// Ibid. S. 394—400.

254. Tabbert-Jones G. Das Exotische in Berthold Brechts "Im Dickicht der Städte"// Ibid. Bd 9: Erfahrene und imaginäre Fremde. S. 129—139.

255. Thum B., Lawn-Thun E. "Kultur-Programme" und "Kulturthemen" im Umgang mit Fremdkulturen// Jahrbuch Deutsch als Fremdsprache / Hrsg. Wierlacher A. Heidelberg: Julius Gross Verlag, 1982. Bd 8. S. 1—38.

256. Trommler F. Die Autentizität des verlorenen Ich. Entwicklung im 20. Jh. II Das neuzeitliche Ich in der Literatur des 18. und des 20. Jhs. Zur Dialektik der Moderne. Ein internationales Simposion. München: Fink Verlag, 1988. S. 319— 332.

257. Verfremdung in der Literatur. Wege der Forschung. Darmstadt: Wissenschaftliche

258. VII. Литература других эпох и направлений в зеркале экспрессионизма

259. Foerster R. H. Die Welt des Barock. München: Verlag Kurt Desch, 1970. 367 S. Fritz H. Literarischer Jugenstil und Expressionismus. Zur Kunsttheorie, Dichtung und

260. Wirkung Richard Dehmels. Stuttgart: Metzler, 1969. 310 S. George S. Das Jahr der Seele. Gesamt-Ausgabe der Werke. Endgültige Fassung. 1.

261. Aufl. Berlin: bei Georg Bondi, 1897. 141 S. Grimm R. Georg Trakls Verhältnis zum Rimbaud // Zur Lyrik-Diskussion. Darmstadt:

262. Hölderlin. Werke und Briefe. Bd. Frankfurt/Main: Insel Verlag, 1969. 1: Gedichte. Hyperion. 466 S.

263. Hoffmann E. T. A. Der Sandmann II Märchen und Erzählungen. Berlin, Weimar:

264. Aufbau-Verlag, 1988. S. 131—166; Hofmannsthal H. von. Ein Brief 'Lord Chandos" // Gesammelte Werke.

265. Frankfurt/Main: Fischer Verlag, 1951. Bd 2: Prosa. S. 7—22. Hofmannsthal H. von. Gedichte und lyrische Dramen II Gesammelte Werke in

266. Einzelausgaben. Frankfurt/Main: Fischer Verlag, 1963. 545 S. Hoßnannsthal H. von. Das fremde Mädchen II Ibid. Dramen 3. Frankfurt/Main:

267. Fischer Verlag, 1957. S. 105—113. Kafka F. Die Verwandlung II Gesammelte Werke / Hrsg. Brod M. Lizensausgabe von Schocken Books New York, 1946. Bd 3: Erzählungen. S. 7—142.

268. Mann Th. Gedanken im Kriege II Essays. Frankfurt/Main: S. Fischer, 1993. Bd 1:

269. Frühlingssturm 1893—1918. S. 188—205. Mann Th. Krankheit // Th. M. Schriften und Reden zur Literatur, Kunst und

270. VIII. Лирика немецкого экспрессионизма

271. Цитируемые поэтические сборники и собрания сочинений:

272. Adler, Kurd. Wiederkehr. Gedichte. Berlin-Wilmersdorf. Verlag die Aktion, 1918. 45 S.

273. Amberger, Josef. Der unendliche Weg. München: bei Heinrich F. S. Bachmair, 1914. 65 S.

274. Arp, Hans, ich bin in der natur geboren. Ausgewählte Gedichte. Zürich: Arche, 1986. 138 S.

275. Ausleger, Gerhardt. Ewig Tempel Mensch. Das neuste Gedicht. Heft 9. Dresden: Dresdner Verlag von 1917, 1918. S. 15.

276. Baum, Peter. Schützengrabenverse. Berlin: Verlag Sturm, 1916. 30S.

277. Becher, Jochannes R. An Europa. Neue Gedichte. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1916. 134 S.

278. Becher, Johannes R. Ausgewählte Gedichte 1911—1918 // Gesammelte Werke. 1. Aufl. Berlin; Weimar: Aufbau-Verlag. 1966. Bd 1. 654 S.

279. Behrens, Franz Richard. Blutblühte. Gedichte. Berlin: Verlag der Sturm, 1917. 64 S.

280. Benn, Gottfried. Gesammelte Werke: In 4 Bd. 3. Aufl. Wiesbaden; München: Limes Verlag, 1965.

281. Bischoff, Fritz Walter. Gottwandrer. München: О. C. Recht Velag, 1921. 58 S.

282. Bischoff, Fritz Walter. Die Gezeiten. Trier: Friedrich Lintz Verlag, 1925. 85 S.

283. Blass, Ernst. Die Straßen komme ich entlang geweht. Heidelberg: Verlag von Richard Weissbach, 1912. 71 S.

284. Blass, Ernst. Die Gedichte von Trennung und Licht. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1915. 47 S.

285. Blass, Emst. Der offene Strom. Heidelberg: Verlag von Richard Weissbach, 1921. S. 53.

286. Boldt, Paul. Junge Pferde! Junge Pferde! / Hrsg. Minaty W. Ölten; Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag, 1979. 234 S.

287. Britting, Georg. Gedichte 1919—1939. München: Nymphenburger Verlagshandlung GmbH, 1957. 219.

288. Brod, Max. Tagebuch in Versen. Berlin-Charlottenburg: Juncker Verlag, 1910. 92 S.

289. Brod, Max. Das Buch der Liebe. Gedichte. München: Kurt Wolff Verlag, 1921. 127 S.

290. Burte, Hermann. Patricia. Sonette. Berlin: Verlag von Wiegandt, Grieben (G. K. Sarasin), 1910. 168 S.

291. Carossa, Hans. Gedichte. Leipzig: Insel-Verlag, 1910. 48 S.

292. Däubler, Theodor. Attische Sonette. Leipzig: Insel-Verlag, 1924. 66 S.

293. Döblin, Alfred. Die drei Sprünge des Wang-Lun. Chinesischer Roman. Ölten; Freiburg im Breisgau: Walter Verlag, 1960. 502 S.

294. Döblin, Alfred. Die Ermordung einer Butterblume. Ausgewählte Erzählungen 1910— 1950. Ölten; Freiburg im Breisgau: Walter Verlag, 1960. 434 S.

295. Drey, Arthur. Der unendliche Mensch. Gedichte. Der jüngste Tag 68/69. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1919. 77 S.

296. Ehrenbaum-Degele, Hans. Gedichte. Leipzig: Insel-Verlag, 1917. 78 S.

297. Ehrenstein, Albert. Werke / Hrsg. Mittelmann H. S. o. O. Klaus Boer Verlag, 1997. Bd 4/1: Gedichte. 381 S.; Bd AH\. 337

298. Einstein, Carl. Der Snob // E. C. Werke. Berlin: Medusa Verlag Wölk, Schmid, 1980. Bd 1: 1908—1918. S. 23—27.

299. Einstein, Carl. Bebiquin oder die Dilettanten des Wunders II E. C. Werke. Berlin: Medusa Verlag Wölk, Schmid, 1980. Bd 1.: 1908 — 1918. S. 73—114.

300. Engelke, Gerrit. Das Gesamtwerk. Rhytmus des neuen Europa. München: Paul List Verlag, 1960. 606 S.

301. Fischer, Richard. Kriegsgedichte 1914. Leipzig: Xenienverlag, 1914. 14 S.

302. Fischer, Richard. Schrei in die Welt. Gedichte. Dresden: Dresdner Verlag von 1917, 1919. 24 S.

303. Fuchs, Rudolf. Der Meteor. Lyrische Bibliothek. Vierter Band. Heidelberg: Saturnverlag Hermann Meister, 1913. 16ungez. Bl.

304. Fuchs, Rudolf Die Karawane. Gedichte. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1918. 127 S.

305. Göll, Yvan. Dichtungen. Lyrik. Prosa. Drama. Darmstadt; Berlin; Neuwied: Hermann Luchterhand Verlag, 1960. 837 S.

306. Gumpen, Martin. Verkettung-Gedichte. Der jüngste Tag 38. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1917. 41 S.

307. Gumpert, Martin. Berichte aus der Fremde. New York 1937. Zürich: Arche, 1948. 30 S.

308. Gumpen, Martin. Heimkehr des Herzens. Gedichte. Potsdam: Verlag der Dichtung Gustav Kiepenheuer, 1921. 46 S.

309. Habicht, Victor Curt. Der Funke Gott. Gedichte. Hannover: Der Zweemann Verlag, 1919. 60 S.

310. Hadviger, Victor. Wenn unter uns ein Wanderer ist. Ausgewählte Gedichte. BerlinWilmersdorf: A. R. Meyer Verlag, 1912. 16 S.

311. Harbeck, Hans. Revolution. Gedichte. Das neuste Gedicht 16. Dresden: Dresdner Verlag von 1917, 1919. 19 S.

312. Harbeck, Hans. Der Vorhang. Sonette. Hamburg: Hanf, 1920. 55 S.

313. Harbeck, Hans. Die Jungfrau. Neue Sonette. Hamburg: Kayser Verlag, 1923. 22 S.

314. Hardekopf Ferdinand. Gesammelte Dichtungen / Hrsg. Moor-Wittenbach E. Zürich: Arche, 1963. 122 S.

315. Hasenclever, Walter. Gedichte. Dramen. Prosa / Hrsg. Pinthus K. Reinbeck bei Hamburg: Rowohlt, 1963. 518 S.

316. Hatzfeld, Adolf von. Gedichte. Leipzig: Im Xenien-Verlag, 1916. 43 S.

317. Hatzfeld, Adolf von. An Gott. Gedichte. Berlin: Paul Cassirer, 1919. 92 S.

318. Hatzfeld, Adolf von. Gedichte. Leipzig: Druck von Poeschel, Trepte, 1927. 21 S.

319. Hatzfeld, Adolf von. Franziskus und andere Dichtungen. Paderborn: Igel-Verlag Literatur, 1992. 253 S.

320. Hennings, Emmy. Die letzte Freude. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1913. 22 S.

321. Hermann-Neiße, Max. Gesammelte Werke: In 4 Bd. 1. Aufl. / Hrsg. Völker K. Frankfurt/Main: bei Zweitausendeins, 1986—1987.

322. Herzfelde, Wieland. Sulamith. Berlin: Heinz Barger-Verlag, 1917. o. S.

323. Herzfelde, Wieland. Zur Sache. Geschrieben und gesprochen zwischen 18 und 80. Berlin: Aufbau-Verlag, 1976. 523 S.

324. Herzfelde, Wieland. Blau und Rot. Gedichte. Leipzig: Insel-Verlag, 1986. 95 S.

325. Heym, Georg. Dichtungen und Schriften: In 4 Bd. / Hrsg. Schneider K. L. Hamburg; München: Verlag Heinrich Ellermann, 1960—1964.

326. Heym, Georg. Gedichte 1910—1912. Historisch-kritische Ausgabe aller Texte in genetischer Darstellung / Hrsg. Dammann G., Martens G., Schneider K. L. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1993. Bd 1. 798 S.

327. Heynicke, Kurt. Rings fallen Sterne. Gedichte. Berlin: Verlag der Sturm, 1917. 64 S.

328. Heynicke, Kurt. Gottes Geigen. Gedichte. München: Roland-Verlag Dr. Alberrt Mündt, 1918. 47 S.

329. Heynicke, Kurt. Das namenlose Angesicht. Rhytmen aus Zeit und Ewigkeit. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1919. 96 S.

330. Heynicke, Kurt. Die hohe Ebene. Gedichte. Berlin: Verlegt bei Erich Reiss, 1921. 70 S.

331. Hoddis, Jakob van. Weltende. Dichtungen und Briefe. Zürich: Arche, 1987. 598 S.

332. Janowitz, Franz. Auf der Erde. Gedichte. München: Kurt Wolff Verlag, 1919. 94 S.

333. Johst, Hanns. Rolandsruf. Gedichte. München: Delphin Verlag, 1919. 40 S.

334. Kanehl, Oskar. Die Schande. Gedichte eines dienstpflichtigen Soldaten aus der Mordsaison 1814—1918. Die Aktions-Lyrik / Hrsg. Pfemfert F. BerlinWilmersdorf: Verlag die Aktion, 1922. 30 S.

335. Kasack, Hermann. Der Mensch. Verse. München: Roland-Verlag Dr. Albert Mündt,1918. 70 S.

336. Klabund. Gesammelte Werke in Einzelausgaben. Wien: Phaidon-Verlag, 1930. Bd 1: Lyrik. Balladen. Chansons. 324 S.

337. Klemm, Wilhelm. Aufforderung. Gesammelte Verse. Die Aktions-Lyrik / Hrsg. Pfemfert F. Berlin-Wilmersdorf: Verlag die Aktion, 1917. 120 S.

338. Klemm, Wilhelm. Ich lag in fremder Stube. Gesammelte Gedichte. München: Carl Hanser Verlag, 1981. 139 S.

339. Meyer, Alfred Richard. Das Buch Hymen. Berlin-Wilmersdorf: Verlag A. R. Meyer, 1912. o. S.

340. Mühsam, Erich. Gedichte. Berlin: Verlag europäische ideen, 1983. 736 S.

341. Mynona. Hundert Bonbons. Sonette. München: Georg Müller, 1918. 104 S.

342. Nebel, Otto. Frühe Texte der Moderne: In 3 Bd. München: Edition Text und Kritik, 1979.

343. Nebel, Otto. Zuginsfeld 1918/1919. Darmstadt; Neuwied: Hermann Luchterhand Verlag, 1974. 180 S.

344. Otten, Karl. Herbstgesang. Gesammelte Gedichte. Neuwied; Berlin-Spandau: Hermann Luchterhand Verlag, 1961. 164 S.

345. Picard, Jacob. Das Ufer. Gedichte. Lyrische Bibliothek. Heidelberg: Saturn Verlag Hermann Meister, 1913. 20 ungez. Bl.

346. Picard, Jacob. Erschütterung. Gedichte. Heidelberg: Verlag Hermann Meister, 1920. 55 S.

347. Rheiner, Walter. Kokain. Lyrik, Prosa, Briefe. Leipzig: Reclam, 1985. 311 S.

348. Rheiner, Walter. Ich bin ein Mensch — ich fürchte mich. Vergessene Verse und Prosaversuche. Assenheim: Brennglas Verlag, 1986. 110 S.

349. Rheinerhardt, Emil Alfons. Tiefer als Liebe. Gedichte. Berlin: S. Fischer Verlag, 1919. 104 S.

350. Rubiner, Ludwig. Das himmlische Licht. Gedichte. Der jüngste Tag 33. Leipzig: Kurt Wolff Velag, 1916. 47 S.

351. Rubiner, Ludwig; Eisenlohr, Friedrich; Hahn, Livingstone. Kriminal-Sonette. Neuausgabe. Stuttgart; Bern; Wien: Scherz, 1962. 95 S.

352. Sack, Gustav. Gedichte 1913—1914. Die drei Reiter. Hamburg; München: Eilermann, 1958. 106 S.

353. Schikele, Rene. Weiss und Rot. Gedichte. Berlin: Paul Cassirer Verlag, 1910. 148 S.

354. Schikele, Rene. Die Leibwache. Gedichte. Leipzig: Verlag der Weissen Bücher, 1914. 102 S.

355. Schikele, Rene. Der Fremde. Roman. Berlin W. 9: Morgen-Verlag GmbH, 1909. 310 S.

356. Schiebelhuth, Hans. Lyrisches Vermächtnis. Darmstadt. Veröffentlichungen der Dt. Akademie für Sprache und Dichtung. Heidelberg; Darmstadt: Verlag Lambert Schneider, 1957. 97 S.

357. Schilling, Heinar. Mensch. Mond. Sterne. Gedichte. Das neuste Gedicht, Heft 1. Dresden: Dresdner Verlag von 1917, 1918. 16 S.

358. Schilling, Heinar. Freundschaft. Gedichte 1914—1919. Hannover; Leipzig: Paul Stegmann. Verlag die Silbergäule, 1921. 80 S.

359. Schwitters, Kurt. Eile ist des Witzes Weile. Stuttgart: Philipp Reclam, 1995. 160 S.

360. Sonnenschein, Hugo. Erde auf Erden. Wien, Prag, Leipzig: Verlag Ed. Strache, 1920. 31 S.

361. Stadler, Ernst. Dichtungen, Schriften, Briefe. Kritische Ausgabe. München: Verlag C. H.Beck, 1983. 906 S.

362. Stadler, Ernst. Der Aufbruch und andere Gedichte. Stuttgart: Philipp Reclam, 1996. 88 S.

363. Stamm, Karl. Der Aufbruch des Herzens. Zürich; Leipzig; Stuttgart: Rascher & Cie. A.-G Verlag, 1919, 70 S.

364. Stramm, August. Das Werk. Wiesbaden: Limes Verlag, 1963. 493 S.

365. Stramm, August. Gedichte. Prosa. Dramen. Briefe. Stuttgart: Philipp Reclam, 1997. 242 S.

366. Trakl, Georg. Dichtungen und Briefe: In 2 Bd. 2. Aufl. Salzburg: Otto Müller Verlag, 1987. Bd 1.585 S.;Bd 2.829 S.

367. Trakl, Georg. Gedichte. Prosa. Briefe. St. Petersburg: Symposium, 1996. 639 S.

368. Urzidil, Johannes. Sturz der Verdammten. Gedichte. Der jüngste Tag 65. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1919. 43 S.

369. Viertel, Berthold. Die Spur. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1913. 58 S.

370. Wagner, Friedrich Wilhelm. Der Weg des Einsamen. Gedichte. München: Verlag von E. W. Bonseis & Co, 1912. 65 S.

371. Wagner, Friedrich Wilhelm. Untergang. Ein Buch Gedichte. Bad Kreuznach: Hofbuchdruckerei R. Voigtländer, Privatdruck, 1918. 61 S.

372. Wagner, Friedrich Wilhelm. Jungfrauen platzen männertoll. Ausgewählte Gedichte. Frühe Texte der Moderne. München: edition text & kritik GmbH, 1989. 167 S.

373. Wegner, Arnim W. Das Antlitz der Städte. Berlin: Egon Fleischer Verlag & Co, 1917. 109 S.

374. Wegner, Arnim W. Die Strassen mit Tausend Zielen. Dresden: Im Sibyllen-Verlag, 1924. 156 S.

375. Werfet, Franz. Das lyrische Werk. Frankfurt/Main: S. Fischer Verlag, 1967. 704 S.

376. Wolfenstein, Alfred. Werke. Mainz: v. Hase & Koehler Verlag, 1982. Bd 1: Gedichte. 475 S.

377. Zech, Paul. Das schwarze Revier. Gedichte. Elbersfeld, 1909. 28 S.

378. Zech, Paul. Vom schwarzen Revier zur neuen Welt. Gesammelte Gedichte. München; Wien: Carl Hanser Verlag, 1983. 157 S.1.. Антологии экспрессионистской лирики в хронологической последовательности:

379. Kondor. Die lyrische Anthologie / Hrsg. Hiller K. Heidelberg: Verlag von Richard Weissbach, 1912.

380. Flut / Hrsg. Meister H. Heidelberg: Saturn-Verlag Hermann Meister, 1912. 148 S.

381. Arkadia. Ein Jarbuch für Dichtkunst / Hrsg. Brod M. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1913.

382. Der Mistral. Eine lyrische Anthologie / Hrsg. Meyer A. R. Berlin-Wilmersdorf: Paul Knorr Verlag, 1913. 72 S.

383. Die Pforte. Eine Anthologie Wiener Lyrik. Heidelberg: Saturn-Verlag Hermann Meister, 1913. 94 S.1.sel-Almanach auf das Jahr 1913. Leipzig: Im Insel-Verlag, 1913. 223 S.

384. Aussaat. Prosa und Verse einer neuen Jugend / Hrsg. Fontana O. M. Konstanz: Reuß & Itta, 1915. 74 S.

385. Die Aktions-Lyrik. Eine Anthologie 1914—1916 / Hrsg. Pfemfert F. BerlinWilmersdorf: Verlag die Aktion, 1916. 121 S.

386. Das Aktionsbuch / Hrsg. Pfemfert F. Berlin-Wilmersdorf: Verlag Aktion, 1917. 346 S.

387. Sturm-Abende. Ausgewählte Gedichte. Berlin: Verlag Sturm, 1918. 82 S.

388. Kameraden der Menschheit. Dichtung zur Weltrevolution. Eine Sammlung / Hrsg. Rubiner L. Potsdam: Gustav Kiepenheuer Verlag, 1919. 176 S.

389. Buch der Toten / Hrsg. Przygode W. München: Roland-Verlag, 1919. (1. Sonderdruck der Dichtung). 88 S.

390. Menschheitsdämmerung. Ein Dokument des Expressionismus / Hrsg. Pinthus K.

391. Berlin: Ernst Rowohlt Verlag, 1920. 384 S.

392. Die Botschaft. Neue Gedichte aus Österreich / Hrsg. Rheinhardt E. A. Wien; Prag;1.ipzig: Verlag Ed. Strache, 1920. 356 S.

393. Verkündigung. Anthologie junger Lyrik. München: Roland Verlag Dr. Albert Mündt,1921. 333 S.

394. Die Dichtung. Folge 2. Buch 2 / Hrsg. Przygode W. Potsdam: Kiepenheuer, 1923.

395. Verse der Lebenden. Deutsche Lyrik seit 1910 / Hrsg. Jacob H. E. Berlin: Propiläen1. Verlag, 1924. 207 S.

396. Vermächtnis. Dichtungen. Letzte Aussprüche und Briefe der Toten des Weltkrieges / Hrsg. Redslob E. Dresden: Wilhelm Limpert, 1930. 178 S.

397. Die Lyrik des Expressionismus. Voraussetzungen, Ergebnisse, Grenzen und Nachwirkungen / Hrsg. Heselhaus C. Tübingen: Niemeyer Verlag, 1956. 199 S.

398. Expressionismus — grotesk / Hrsg. Otten K. Zürich: Arche, 1962. 107 S.

399. Expressionismus. Lyrik / Hrsg. ResoM. Berlin-Weimar: Aufbau-Verlag, 1969. 700 S.

400. Expressionismus in der Schweiz. Erzählende Prosa, Mischformen, Lyrik / Hrsg. Stern M. Bern; Stuttgart: Verlag Paul Haupt, 1981. 365 S.1.rik des Expressionismus / Hrsg. Vietta S. 3. Aufl. Tübingen: Niemeyer Verlag, 1985. 274 S.

401. Gedichte des Expressionismus / Hrsg. BodeD. Stuttgart: Philipp Reclam, 1994. 261 S.

402. Schrei in die Welt. Expressionismus in Dresden / Hrsg. Ludewig P. Zürich: Arche, 1990. 267 S.

403. X. Прочие антологии немецкой лирики:

404. Германский Орфей. Поэты Германии и Австрии XV1II-XX веков. М.: Книга, 1993.447 с.

405. Золотое сечение. Австрийская поэзия XIX-XX веков в русских переводах.

406. М.: Радуга, 1988.813 с. Berlin, mit deinen frechen Feuern. 100 Berlin-Gedichte / Hrsg. Speier M.

407. Stuttgart:Philipp Reclam, 1997. 142 S. Das deutsche Sonett. Dichtungen. Gattungspoetik. Dokumente / Hrsg. Fechner J.-U. München: Wilhelm Fink Verlag, 1969. 456 S.

408. Das große deutsche Gedichtbuch / Hrsg. Conrady К. O. Königstein: AthenäumVerlag, 1985. 1148 S.

409. Deutsche Großstadtlyrik vom Naturalismus bis zur Gegenwart / Hrsg. Rothe W. Stuttgart: Philipp Reclam, 1973. 523 S.

410. Deutsche Liebeslyrik / Hrsg. Wagener H. Stuttgart: Philipp Reclam, 1982. 429 S. Deutsche Sonette I Hrsg. Kirchner H. Stuttgart: Philipp Reclam, 1979. 541 S.

411. Deutsche Unsinnpoesie / Hrsg. DenckerP. Stuttgart: Philipp Reclam, 1978. 447 S.

412. Die schönsten Gedichte aus acht Jahrhunderten / Hrsg. Stephenson C. BerlinSchöneberg: Gebrüder Weiss Verlag, 1960. 528 S.

413. Moderne deutsche Naturlyrik / Hrsg. Marsch E. Stuttgart: Philipp Reclam, 1980. S. 336.