автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Литературно-художественный образ как форма эстетического познания в контексте социокультурных трансформаций

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Лунева, Лариса Эдуардовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Литературно-художественный образ как форма эстетического познания в контексте социокультурных трансформаций'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Литературно-художественный образ как форма эстетического познания в контексте социокультурных трансформаций"

На правах ружюписи

ЛУНЕВА Лариса Эдуардовна

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ФОРМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Специальность 09 00 04 - Эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 2007

003066297

Диссертационная работа выполнена на кафедре философии ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Белова Зоя Степановна

Официальные оппоненты.

доктор философских наук, профессор Киященко Николай Иванович

доктор философских наук, профессор Калитин Петр Вячеславович

Ведущая организация:

Высшее театральное училище (институт) им М С Щепкина

Защита диссертации состоится^

П 01-7 1 <П ПЛ'пп,,

2007 г в

а

часов

на заседании диссертационного совета Д 212 150 04'при ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса» по адресу ¡41221 Московская область, Пушкинский р-он, пос Черкизово, ул Главная, д 99

С диссертационной работой можно ознакомиться в библиотеке ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Автореферат разослан

'2007 г

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор

Анисимов А С

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования вызвана продолжающимся в стране духовно-нравственным кризисом, обусловленным разрушением всей предшествующей культуры, отсутствием в политике государства понятной для общества единой программы ее возрождения

Невнимание к русской литературе в период беспрерывных реформ в обществе и школе чревато опасными последствиями для общества становится меньше читающих, падает интерес к словесности, понижается статус русского языка, до минимума сокращено количество часов на преподавание литературы в школе и вузах Если в дореформенные годы литературе в школе уделялось восемь часов, то сегодня всего лишь два часа

Сейчас как никогда необходимо сплочение представителей науки и культуры для сопротивления натиску китча, поп-культуры, идеологии денежного мешка К сожалению, в стране властвует дух агрессивного, всепроникающего корыстолюбия, стяжательства Мощная индустрия работает на удовлетворение самых разных прихотей и пороков Культ обогащения, как главная цель жизни, проповедуется с телеэкранов, газетных и журнальных страниц

Молодежь утратила интерес к книге, падают тиражи классической литературы В современной поэзии и прозе доминируют писатели, уводящие читателей в мир фантазий и фантасмагорий, отвлекающих нас от насущных проблем современности Многие современные писатели циничны, предпочитают делать бизнес Библиотечные полки и книжные прилавки заполняют произведения, далекие от классической литературы На пошлые телешоу тратятся миллионы А жизнь народа оскудевает как в материальном, так и в духовном смысле

> Литература - важнейшая часть культуры Она способна влиять на общество через печатное слово, именно литература отражает идеи и идеалы общест- '-о

с,/

ва, тенденции его развития г

Гениальные писатели и поэты всегда были духовными лидерами своего народа Они могли быть и доверительными собеседниками, и строгими учеными, и страстными трибунами, тревогу и заботу которых составляла судьба родного народа

Без бережного и внимательного отношения к классической литературе нашему обществу никогда не исправить и не сохраните русский язык, тк прежде всего литература являлась хранительницей русского языка Язык - код к душе народа Не человек подчиняет себе речь, а язык подчиняет человека Русский язык - начало идентичности русского человека, его души, выражения основ культуры, поэтому для подрастающего поколения валены ге произведения классической литературы, на идеях которых воспитывались наши децы и отцы

Чтение классиков никакой Интернет не заменит Чтение - сложный процесс, это и удовольствие, и труд, и размышление, и искусство Читая художественную литературу, молодые люди саморазвиваются, расширяется их мировоззрение, обогащается речь, утончается мышление, пополняется жизненный опыт При чтении можно остановиться, размышлять над прочитанным, перечитать, вспомнить, анализировать свои мысли, сравнивать с современностью Именно литературно-художественные образы являются универсальной формой отражения действительности в литературе Они выполняют информационную, мировоззренческую, воспитательную, познавательную и другие функции, развивая способности читающих и думающих

Следовательно, литературно-художественный образ имеет огромное влияние на формирование у человека эстетических, морально-нравственных чувств, привычек, сознательности, нравственного долга, чувства красоты

Проблема философского осмысления значения литературно-художественной образности в новом эстетическом познании давно назрела, ее нужно рассматривать и в плане создания новых образов, и в плане социализации личности, что определяет актуальность темы исследования Она стала серьезной гносеологической проблемой еще и потому, что бурное развитие кино,

телевидения, Интернета и тд привело к невостребованное!и классической литературы, к необходимости по-новому рассматривать достижения современной культуры и искусства, в условиях информационной цивилизации

Степень разработанности темы.

Проблема эстетического познания, его специфика в художественной литературе имеет сложный характер, выступает объектом исследования философии, эстетики, культурологи, психологии, педагогики, литературоведения Ее постановка в философско-эстетическом аспекте связана с необходимостью осмысления лигературно-художественного образа, особенностей его структуры и функций, детерминированных социокультурными трансформациями в современной России

Имеется значительное количество исследований, посвященных значению образа в эстетическом познании Этой проблеме посвятили свои труды как философы Аристогель, Платон, Г В Ф Гегель, И Кант, Н П Скурту, 3 Фрейд, И Г Фихте, Ф В Шеллинг, Ф Шиллер, К Г Юнг,1 П В Алексеев, В Р Асмус, М М Бахтин, В В Бычков. В Д Диденко, В Соловьев, Е Г Яковлев2 и др , так и искусствоведы М Волькенштейн, Е В Волкова, А Л Андреев, Ю Б Борев, Ж В Пиминова, К Станиславский,3 психологи и дидакты Л Г Бергер,

'Аристотель Поэтика Минск Литература 1998, Платон Избранные диалот и -М ACT, 2004, Гегель Г В Ф Эстетика В 4т - М Искусство, 1963-1974, Кант И Критика способности суждения - М Мысль, 1996, Скурту НП Искусство как познание Кишинев, 1988, Фрейд 3 Поэт и фантазия Современная книга по эстетике - М Искусство, 1997, Фихте ИГ О назначении ученого -М Высшая школа, 1985, Шеллинг Ф В Философия искусства - М Мысль, 1966, Шиллер Ф Письма об эстетическом воспоминании человека - М Художественная литература, 1957, ЮнгК Г Феномен духа в искусстве и науке - М, 1972

2 Алексеев ПВ Теория познания и диалектика - М Высшая школа, 1991, Асмус В Р Им-

мануил Кант-М Искусство, ¡973, Бахтин ММ Эстетика словесного творчества-М Искусство, 1979, Бычков В В Эстетическое в системе культуры мир культуры // Труды Государственной академии славянской культуры Вып II М, 2000, Диденко В Д Духовная реальность и искусство Эстетика преображения - М Беловодье, 2005, Соловьев В Литературная критика-М Просвещение, 1990,Яковлев ЕГ Эстетика—М Гардарики, 2004 " Волькенштейн М Стихи как сложная информационная система// Наука и жизнь, 1970, Андреев А Л Художественный образ и гносеологическая специфика искусства - М Наука, 1981, Ахиезер А С Россия критика исторического опыта. В Зт Т 3 - М, 1991, Борев Ю Б Эстетика Теория литературы Энциклопедический словарь терминов - М Изд-во «АСТ», 2003, Пиминова Ж В Художник его бытие в спонтанном сознании -М Искусство, 1997,

Л С Выготский, А Л Казин, А Н Леонтьев, Ю М Лотман, Д И Писарев, Д Слобин,4 писатели, поэты и литературные критики В Г Белинский, Ф М Достоевский, Л Н Толстой, Б П Пастернак, А С Пушкин, Ж Ренар, Р Роллан, М Е Салтыков-Щедрин, С Есенин и др 5

Например, Е Г Яковлев в своей работе «Художник личность и творчество» отмечает « художественное произведение, художественный образ есть синтез действительности и неповторимости мира художника, его индивидуальности И именно в художественном отражении мира преобладает ориентация на неспецифическую информацию Поэтому художественному мышлению свойственна избирательность восприятия- построение целостного чувственно-яркого и индивидуального неповторимого образа»6 Е Г Яковлев рассматривает художественный образ в аспекте систематизации категорий эстетики и уточнения ее предмета в философской науке

В своих работах В В Бычков пишет, что «художественный образ — это образ искусства, т е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписаным) законам субъекта искусства - художником, - феномен»7 В В Бычков, рассматривая ис-

Станиславский К Искусство переживания //Статьи Речи Беседы Письма - М Искусство, 1953

4 Бергер Л Г Эпистемология искусства Художественное творчество как познание - М Русский мир, 1997, Выготский Л С Психология искусства - М Искусство, 1968, Казин АЛ Художественный образ как явление культуры // Вопросы философии, 1982 №2, Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность - М, 1977, Лотман Ю М, Цивьян Ю Диалог с экраном -Таллин Изд-во «Александра», 1994 Писарев Д И Собр соч в 4т ТЗ — М Художественная литература, 1955, Слобин Д Психолингвистика - М Прогресс,.3-е изд М УРСС, 2004

5 Белинский В Г Взгляд на русскую литературу - М Просвещение, 1988, Достоевский ФМ Об искусстве Статьи и рецензии - М Искусство, 1973, Толстой Л Н Литература, искусство - М Современник, 1978, Пастернак Б П Доктор Живаго - М Художественная литература, 1957, Пушкин А С Сочинения В Зт - М Художественная литература, 1985, Ренар Ж Дневник -М Искусство, 1965, Роллан Р Собр соч В 14т Т8 -М Художественная литература, 1956, Салтыков-Щедрин МЕ Письмо в редакцию журнача Европы // Салтыков-Щедрин М В' История одного города Горький, 1986, Есенин С А Полн СЬбр соч В 7т Поэмы ТЗ -М Искусство, 1998

6 Яковлев Е Г Эстетика Художник личность и творчество - М Гардарики, 2004 С 134

7 Бычков В В Эстетика - М Гардарики, 2005 С 356

торию эстетической мысли о г античности до нашего времени, представляет художественный образ как категорию эстетики

Таким образом, некоторые философы коснулись вопроса образов в искусстве, излагая только проблемы творчества, а педагоги и психологи - анализируя вопрос о роли образов в активизации познавательной деятельности учащихся, но специальных исследований о роли литературно-художественного образа в эстетическом познании мало Между тем гениальные творцы классической литературы давно создали бессмертные образы, имеющие значительное влияние на целые поколения людей, развивая в них творческую активность, чувство чести, долга, красоты Поэтому давно назрела потребность в выявлении всеобщих закономерностей и значения литературно-художественных образов в философском осмыслении действительности и в эстетическом познании

Наличие вышеуказанных пробелов послужило основанием для выбора темы нашего диссертационного исследования

В качестве непосредственного предмета исследования выступает литературно-художественный образ, а объектом исследования являются те аспекты эстетического познания, которые непосредственно детерминированы спецификой литературно-художественной образности

Цель диссертационного исследования - разработка философской концепции литературно-художественного образа как формы эстетического познания

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи

• раскрыть существенные признаки понятия «литературно-художественный образ», дать его философское определение и выявить его эстетические, гносеологические, социальные и аксиологические аспекты,

• установить особенности литературно-художественного образа в процессе эстетического познания,

• определить основные тенденции литературно-художественного образа в структуре и динамике эстетического мышления,

• выявить эвристический потенциал литературно-художественного образа в эстетическом познании

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные методологические принципы объективности, развития, а также требования конкретно-исторического, системного, комплексного подходов, позволившие осуществить обоснование смысла литературно-художественного образа и определить его тенденции в эстетическом познании Сложность и многоаспект-ность исследуемой проблемы потребовали применения методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, экстраполяции, моделирования, которые в данном исследовании выполняли не только вспомогательную роль, но и вошли в структуру исследования как эвристические средства На различных этапах исследования для решения конкретных задач применялись данные наблюдения, сравнения и факты, содержащиеся в классической художественной и научной литературе

Научная новизна полученных результатов состоит в следующем

1 Раскрыты существенные признаки понятия «литературно-художественный образ» Дано его философское определение, трактующее литературно-художественный образ как модель, способную в определенных ситуациях заменять объект исследования В качестве такой модели может служить любой мысленный образ, данный гак ателю в его интроспекции и нанесённый им на бумагу вследствие его объективации, т е. творчества

Новым является трактовка понятия «литературно-художественный образ» и выявление его эстетического, гносеологического, социального, аксиологического аспектов в контексте социокультурных трансформаций

2 Установлены особенности литературно-художественного образа, обладающего одновременно эстетической, этической, гносеологической и социаль-

( ной ценностями Он может быть оценен, с одной стороны, как прекрасное или

' безобразное, как добро или зло, с другой стороны, как истина или ложь >< 3 Определены основные тенденции литературно-художественного образа

в структуре и динамике эстетического познания, который несёт крайне необхо-

димую для познающего субъекта эстетическую и когнитивную нагрузки -обеспечение реализма

4 Выявлен эвристический потенциал литературно-художественного образа в эстетическом познании, который представляет собой сложное сочетание явлений и сущности в одном многозначном целостном образе

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, адекватностью применяемых методов поставленным задачам и логике изложения диссертации, а также фактами, взятыми из конкретных произведений классической художественной и научной литературы Положения, выносимые на защиту:

1 Литературно-художественный образ выступает как модель в различных отношениях во-первых, в значении живой иллюстрации художественного произведения, представляя дополнительную интерпретацию и объяснение, во-вторых, в качестве модели, предназначенной для поиска новой информации об изучаемой реальности, и как модель, используемая писателем в качестве реального объекта эстетического познания Являясь своеобразной моделью ситуации, литературно-художественный образ предлагает несколько вариантов решения проблемы, способен выразить переживания человека, находящегося наедине со своей совестью. Литературно-художественный образ передает миропонимание автора, оказывает серьезное влияние на общественное сознание, обогащая людей знаниями о мире и о самих себе, воспитывает на определенной системе ценное! ей, формируя социально-востребованную целостную личность

2 Литературно художественный образ обладает одновременно эстетической и этической ценностью, может быть оценен как прекрасное или безобразное, как добро или зло, с другой стороны, как истина или ложь В общественном сознании нравственное и прекрасное мыслятся как некое органическое единство добра и прекрасного, физического и духовного совершенства, чистоты и истины С гуманистической точки зрения эстетичным является то, что

нравственно, морально, что возвышает человека, делает его добродетельным, социально ценным

3 Литературно-художественный образ - это кажимость, «несуществующая, которая существует» (Г Гегель), не существующая в первичной реальности, но существующая во вторичной, т е замещающей реальности Создание литературно-художественного образа - это не простое воспроизведение чего-то, а сотворение его аналога, наделенного семиотической значимостью и концептуальным смыслом Литературный герой - это замещение первичной реальности исторического человека реальностью вторичной, мысленно сотворенной и эмоционально отрефлектированной, он условен и целостен, многогранен, понятен

4 Литературно-художественный образ представляет сложное сочетание явлений и сущности в одном многозначном образе Эстетическое познание через литературно-художественный образ свя ¡ано с индивидуальными особенностями каждого, историческим подходом, ценностным отношением Оно связано с оценочным познанием, формированием эвристической познавательной деятельности, оно представляется как интерпретация, объяснение на одном уровне знания подготавливает почву для переинтерпретации фактов на более высоком уровне. Адекватный литературно-художественный образ - это информационный элемент, имманентный реальной действительности

Теоретическое и практическое значение результатов, полученных в диссертации, состоит в развитии философской концепции литературно-художественного образа как формы эстетического познания. Впервые раскрыто философское определение понятия «литературно-художественный образ», выявлены его эстетический, гносеологический, аксиологический аспекты, представляющие собой сложное сочетание явлений и сущности в одном многозначном образе

Выводы исследования могут быть использованы как теоретико-методологические основания процесса эстетического познания с помощью литературно-художественного образа, сложного и многогранного, как сама жизнь

Данные этого исследования могут быть использованы в преподавании эстетики, литературоведения, основного курса философии по темам «Чувственное и рациональное познание», «Особенности научного и эстетического познания», «Познание как отражение действительности» и др

Апробация результатов исследования проведена в процессе обсуждения на пяти научных конференциях

• У-я, VI я, УП-я межвузовские научно-практические конференции (МГУС, ИИТ, 2005,2006, 2007),

• Ш-я научно-практическая конференция «Россия перспективы экономического и гуманитарного прорыва» (МФЭИ, 2005),

• 1У-я научно-практическая конференция «Влияние современных условий социально-экономического развития России на подготовку профессиональных кадров» (МФЭИ, 2006)

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Философия» МГУС По теме диссертации опубликовано шесть работ общим объемом 4 п л

Структура работы определяется целью исследования и логикой последовательности решения поставленных задач Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе - «Объективация эстетического знания как методологическая проблема» - дано философское обоснование литературно-художественного образа как формы мышления в искусстве. Раскрыты особенности литературно-художественного образа, обладающего своей логикой, развивающегося по своим внутренним законам > В п 1 1 - «Место и роль литературно-художественного образа в эсте-

тическом познании» -утверждается, что литературно-художественный образ -это иносказательная, метафорическая мысль Один из аспектов многозначности

образа - это недосказанность, что делает читателя активным, процесс восприятия произведения оказывается сотворчеством, додумыванием, дорисовыванием образа Воспринимающий получает исходный импульс для раздумий, ему задается эмоциональное состояние и программа переработки полученной информации, но за ним сохранены и свобода воли, и простор для творческой фантазии Недосказанность литературного образа, стимулирующая мысль воспринимающего, с особой силой проявляется в отсутствии концовки Часто в художественных произведениях XX века текст обрывается на полуслове, недоговорив о судьбах героев, не развязывая сюжетные линии

Литературно-художественный образ многопланов, в нем бездна смысла, раскрывающаяся в веках Каждая эпоха находит в классическом образе новые стороны и грани, даёт ему свою трактовку

Литературно-художественный образ - индивидуализированное обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений. Диалектика всеобщего и единичного в мышлении соответствует их диалектическому взаимопроникновению в действительности В художественной литературе это единство выражено не в своей всеобщности, а в своей единичности общее проявляется в индивидуальном и через индивидуальное Например, в стихотворении «Юному поэту» В Брюсов писал

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета Первый прими не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй, никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно

В этом послании поэта молодым говорится о самом сокровенном, интимном Все неповторимо-индивидуально Так чувствовал только В Брюсов Поэт выражает себя, свои мысли и чувства, и, казалось бы, о каком общем может идти речь9 Однако сама индивидуальность художника несет в себе всеобщее В Г Белинский еще в XIX веке писал «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем «я», говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем

живет человечество, и поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству»8

Литературно-художественный образ - единство мысли и чувства, рационального и эмоционального Эмоциональность - исторически ранняя и эстетически важнейшая первооснова художественною образа Художественное слово влияет на эмоции человека, на мысли

Современная ЭВМ может составлять стихи по определённой программе Но никакой компьютер не является личностью В стихотворении, написанном компьютером, нет человеческой души, нет лирики, а есть лишь сухое сочетание понятий и фраз, не развивающих единой мысли и индивидуального взгляда на мир

Одновременные научные открытия в определенной сфере возможны, однако за всю многовековую историю искусства не было ни одного случая совпадения произведений разных художников Если индивидуальность ученого мало отражается на формулировке открытого им закона, то совсем иное дело в художественной литературе Личность творца получает отражение в литературно-художественном образе, и чем ярче, значительнее эта личность, тем значительнее самовыражение

Опираясь на проделанный анализ, в работе дается авторское определение литературно-художественного образа Он понимается как восприятие и отражение действительности, как специфическая для литературы форма познания, цель и итог поиска, а затем и выявления, выделения, подчеркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его значимую сущность

В п 1 2 — «Литературно-художественный образ в структуре и динамике эстетического мышления» — определены особенности литературно-художественного образа в эстетическом мышлении

8 Белинский В Г Взгляд на русскую литературу -М Просвещение, 1988 С 178

Важная черта художественного сознания, его основа - это «мысли-чувства», это своего рода первичный смысл предмета литературы Нужен такой уровень обобщения природного мира, когда вещи станут не просто единичной субстанцией, а обретут статус всеобщего Писатель как художник слова, имея богатые, доступные и понятные только ему внутренние чувственные образы, старается передать их словами, рифмой, чтобы «овеществить» эти образы Он имеет дело не только с реальной действительностью, а в большей степени с ее образами, понятиями, которыми оперирует в процессе творческой деятельности Ему образы реального мира даны в самонаблюдении, эти образы для художника слова являются особой формой реальности Но субъективные образы по сравнению с объективными образами в процессе познания имеют существенные недостатки они фрагментарны, сиюминутны, порой нечетки и искажены под влиянием личностных качеств самого писателя Он может свой внутренний образ уточнять, сравнив с реальным предметом, может передать в той форме, в какой ему представляется данный предмет или явление

Каждому познающему субъекту внешний мир со сложными явлениями природы и общества в силу динамичности самого субъективного мира, в интроспекции представляется как цепь хаотичного нагромождения явлений и предметов Целью познания в первую очередь является выявление сути явлений и предметов реального мира Это необходимо для адекватного восприятия мира об окружающих нас людей, а также для принятия правильных, разумных решений

При чувственном познании субъект свои внутренние образы сверяет с непосредственными данными органов чувств, а при чтении текста художественной литературы, где достаточно много абстракций, возможности сверять идеальные образы с представлением писателя ограниченны Установить связь между объектом, данным в абстракции и образом, созданным автором, можно только через вербальный текст, хотя не каждый читатель понимает текст именно так, как хотел изложить его писатель

Для того чтобы творчество приобрело подлинно эстетический смысл, необходимо, чтобы его замысел был пронизан идеей, т е таким отношением писателя к миру, в котором обнаруживалась бы его концепция жизни Идея художественного произведения является стимулом, превращающим замысел в действие, переводящее автора от установки к непосредственному процессу художественного творчества Главным элементом художественного творчества является вдохновение, т е максимальное, высшее напряжение духовных и физических сил

Вдохновение и есть органический элемент всего художественного творчества - это качественный скачок на основе количественных изменений, возникающих у писателя в ходе ежедневных, ежечасных наблюдений в процессе накопления материала Это - кропотливый труд, познание и самопознание - это накопление условий для возникновения творческого вдохновения

Познание - это деятельность субъекта по получению, переработке, хранению, анализу и выдаче полученной информации Используя образы художественной литературы, человек стремится к мысленному постижению сущности вещей и явлений В наблюдении образа заложена определенная доля объективности, которая задаётся самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию Чем сильнее человек связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, значит, больше эмоциональная окрашенность его восприятия Ведь чувства представляют собой устойчивое субъективное отношение человека к чему-либо, а эмоции - это переживание того или иного чувства в определённой ситуации

В контексте философского анализа нужно отметить, что эстетическое содержание эмоциональной рефлексии обретает в литературе образную форму

творческого воображения не вымысла относительно окружающей реальности, а вымысла принципиально новой реальности

Практика широкого и систематического анализа литературно-художественного образа приводит к выводу, что образ - это своего рода чувственная реальность Именно через эстетическую чувственность образа достигается возможность воздействия на человека

В п 1 3 — «Объективация субъективной реальности как основа конструирования литературно-художественных образных представлений действительности» - определено, что, создавая те или иные литературно-художественные образы, писатель стремится не к простому их соотношению с реальными объектами, а, прежде всего, пытается выразить в образе свое субъективное отношение к миру

Если под объективным образом понимается все то, что идет непосредственно от действительности, то субъективное - это переживания и размышления автора, его отношение к изображаемым предметам, оценка этих явлений, особое их видение Поэтому автор диссертации утверждает, чю всякий литературно-художественный образ представляет собой не только отражение определенных кусков жизни, но, в известном смысле, и своеобразный фрагмент мировоззрения художника слова Субъективность - показатель самобытности и оригинальности автора

Анализ литературно-художественных образов с точки зрения теории отражения позволяет проследить изменения, которым подвергались те или иные элементы действительности в сознании писателя В процессе художественного отображения реального мира важна не только эстетическая оценка значимости тех или иных объектов и явлений действительности, но и их эмоционально-образное постижение

Эмоционально окрашенные впечатления способны стимулировать воображение, вызвать необходимые ассоциации или реакции на предмет отображения Хотя эмоции сами по себе не несут информацию о внешних объектах, тем

не менее они могут проявлять отношение писателя к изображаемым явлениям При эмоционально-образном постижении мира могут быть выражены эмоциональные чувства, состояния и аффекты Таким образом, эмоционально-окрашенный подход к явлениям действительности позволяет творцам выразить свое сопричастие и личностное отношение к отражаемым актам и тем самым наделить литературно-художественные образы всей гаммой человеческих чувств Отсюда автор приходит к выводу, что литературно-художественный образ, во-первых, не является фотографической копией отображаемого объекта, во-вторых, в нем проявляется субъективное отношение творца к предметному миру, в-третьих, литературно-художественный образ обладает эстетической ценностью для других

Таким образом, в литературно-художественном образе реальная жизненная характерность предстает уже не сама по себе, не просто как предмет оценки, а в творческом синтезе с авторским отношением к ней, те как творчески преобразованная характерность и поэтому как часть особой, второй, художественной действительности, специфически художественной разновидностью творчески созидательной общественной деятельности

Сама суть объективации субъективного в восприятии заключается именно в том, что изображение, сформировавшееся в ответ на внешнее воздействие, устанавливает внутренние связи с многомерной действительностью Если в художественном произведении творец, создавая художественный образ, полагается на художественный вымысел, то публицисты такую вольность допустить не могут, т.к в основе любого публицистического образа всегда лежат документальные факты И все же, как и в художественном произведении, мир, отраженный в публицистике, принципиально отличается от мира рейльного Жизненные впечатления в субъективном авторском восприятии претерпевают художественную трансформацию

Диалектическая взаимосвязь чувственных и рациональных начал в постижении действительности порождает «образную мысль», которая, в отличие

от логико-понятийной мысли, обладает своими признаками, прежде всего метафоричностью Именно поэтому любая образная мысль отличается конкретно-чувственным богатством в отражении различных объектов и явлений действительности В ней присутствует эмоционально просветленная мысль

Восприятие рассматривается в диссертации как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру, объективно Образ, формирующийся у познающего субъекта в процессе отражения мира, обладает высокой избыточностью признаков, те некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также образе в целом Художник слова, создавая конкретный литературный образ, «отсекает» лишнее, оставляет самое необходимое, существенное, характерное для данного типа героя

Объективация субъективной реальности художника слова дает возможность читателю понять автора, показывает культурно-исюрическую динамику ею мировоззрения Субъективная реальность художника тесно взаимосвязана социально-исторической практической деятельностью Эта жизненная практика связывает писателя, как с читателем, так и со своим внутренним миром

Во второй главе — «Эвристический потенциал литературно-художественного образа в эстетическом познании» — систематизирован эмпирический материал, позволяющий обосновать вывод, что литературно-художественный образ как своеобразная модель представляет идеал прекрасного в наглядно-чувственной, воплощенной форме Модель эта условная, т к литературно-художественное произведение не тождественно писагелю, создавшему его

В п 2 1 — «Литературно-художественный образ как единство имагина-тивных и логическо-понятийных структур>> — раскрывается сущность литера-

I

турно-художественного образа в связи с соответствующей реальностью

Литературно-художественный образ, выступая средством объективации и оформления в определенных символах чувственно-субъективного психогсогиче-

ского опыта, дает возможность расшифровки содержания этого опыта, восприятия его и понимания Литературно-художественный образ в таком ракурсе становится актуальным, необходимым, оригинальным Для формирования у читателя эстетических чувств необходима особая реальность, реальность высшего порядка, в которой только возможно художественное сотворение человеческой личности в целостности и гармоническом развитии всех своих способностей

Абсолютное и относительное в литературно-художественном образе выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном Разум читателя находится во времени и вечности Познание им художественною мира совершается в синтезе логической мысли и громадной духовной внутренней работы Читая текст, любой из нас активно участвует в интерпретации художественного произведения, но в то же время любой читатель может признать наличие у художественного текста упорядоченной структуры Свобода интерпретации не ограничивается жесткой структурой текста, а, наоборот, расширяется, как бы автором это было предусмотрено Основу текста составляет не его железная структура, которую можно исследовать досконально, а его возможность выйти за эти пределы и превратиться в другие тексты Следует отметить и то, что гносеологические и эстетические корни художественного текста органически сплетены с социальной функцией литературы

Природа литературно-художественного образа заключается в том, что в нем объединены высшие формы чувственного и абстрактного отражения представления, в котором чувственность опосредована и обобщена, и умозаключение, в котором обнаруживается новое свойство объективной реальности Следовательно, в литературно-художественном образе воедино слиты конкретная чувственность и глубина обобщенного знания, абстрактного мышления в своеобразной специфической форме Существенное невозможно обнаружить на уровне живого созерцания Здесь необходим переход к абстрактной ступени по знания История развития художественной мысли знает многочисленные примеры,

когда новая мысль, ломающая привычные представления, не была воспринята людьми своего времени, причем весьма прогрессивными

Значимость художественной мысли заключается в том, что создаются новые литературные образы ежегодно Писатель помогает читателю в наблюдении реального мира, предлагает новые способы видения окружающего мира Художественное произведение не отражает, подобно зеркалу, реальный мир, оно соединяет внутренний мир человека с многообразным миром неисчерпаемой Вселенной и стремится раскрыть тайны существующей жизни, поиска истины и смысла жизни

В п. 2 2 — «Значение литературно-художественного образа в формировании морально-нравственных норм» — осуществлено обоснование главной задачи литературно-художественного образа - это формирование, воспитание высоконравственной личности

Художественная литература выступает одновременно и как подобная реальной жизни, и как отличная от нее - выдуманная, иллюзорная, как игра воображения Литературно-художественный образ возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из восприятия художественного текста как произведения искусства

В отличие от науки, классическая художественная литература нужна человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам Таким образом, ' литературный образ - сильный инструмент социализации личности Он по- ( своему обогащает реальную жизнь человека, являясь как бы воображаемым . I продолжением и дополнением, тем самым расширяя жизненный опыт человека В ходе чтения художественного произведения развиваются основные виды психической деятельности человека восприятие глубины, направления раз-

вития событий, времени, пространства Читатель обучается воспринимать и оценивать формы, воображать, представлять такое, чего не было в его опыте У него развивается память, мышление. речь, способность сопереживать, сочувствовать

Основными свойствами литературно-художественного образа, складывающегося ч результате восприятия, явпяттся предметность, целостность контактность и обобщенность Восприятие литературно-художественного образа является сложным процессом, требующим значительной аналшико-синтетической работы Одновременно литературно-художественный образ способен показать величие человека, достоинство человека Достоинство человека - это признание фактической ценности человека, а честь - это внешнее публичное выражение достоинства личности, ее стремления сохранить и не запятнать своих заслуг

Литературно-художественный образ способен отразить самые сложные внутренние противоречия человека возвысить значимость, авторитет и ценность моральной личности Благородные и честные герои должны стать истинными кумирами через сочувствие и восхищение их поступками Этот эмоциональный контакт и есть главный крит ерий нравственности

Литературно-художественные образы способствуют раскрытию тою, как-морально-нравственные нормы обосновываются на разуме и целесообразности, формируя более сложные ступени сознания - моральных принципов, идеалов, понятий добра и зла Именно с помощью литературно-художественных образов все эти представления объединяются в стройную систему воззрений на назначение человека и смысла жизни Это результат эмоционально-эстетического воздействия литературного образа Свою воспитательную роль литературно-художественный образ выполняет тем успешнее, чем более многостороннее, глубоко и художественно он отображает законы жизни, тенденции исторического развития, проблемы и противоречия действительности, чувства и мысли, стремления и поиски человека

Литературно-художественный образ, показывая, что есть справедливость и несправедливость, выводит эти понятия на эмоциональный уровень в силу своей специфики, что позволяет человеку не только осознать их смысл, но прочувствовать, сделать их частью своего «я» Нравственные отношения, как сугубо ценностные, в противоположность логическим, делают человека непосредственным участником данной ему ситуации Добро и зло являются абсолютными полюсами этического миропорядка Неизбежный для эстетического отношения нравственный выбор своей ценностной позицией уже тождественен поступку даже в том случае, если он будет манифестирован внешним поведением, поскольку фиксирует место человека на шкале моральных ценностей

Литературно-художественный образ является своеобразной моделью ситуации, предлагая несколько вариантов решения проблемы Ведь классическая художественная литература не только отражает жизнь, она показывает, как следует поступить в той или иной ситуации, каков может быть итог Литературный образ предлагает сделать человеку не просто выбор, а осознанный выбор, прочувствовать всю ответственность за тот или иной поступок Внутренним судьей человека выступает здесь совесть Именно читературно-художественный образ способен выразить те переживания, ту борьбу мотивов, тот выбор, который сделает человек, когда он находится наедине со своей совестью Показывая, что есть муки совести, литературный образ выступает как мудрый учитель, не принуждая, не указывая Говоря языком эмоций, он пробуждает в человеке нравственное чувство, что позволяет каждому пережить раскаяние героя как собственное, а это и есть путь к очищению, к человечности

Любой литературно-художественный образ несет в себе эстетическое переживание не объективно и не субъективно, а индивидуально, тк он принадлежит внутреннему миру человека Избирательность восприятия при формировании конкретного образа направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, что определяет уникальность и эмоциональную окраску образа

В Заключении диссертации подведены итоги исследования, изложены основные выводы и намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы

По содержанию диссертационной работы опубликованы следующие работы:

1 Лунева Л Э. Литературно-художественный образ в условиях формирования анимации туризма // Профессиональная культура и образование 2007 С 78-85 (0.5 п.л.).

2 Лунева Л Э Художественный образ в структуре эстетического познания Гуманитарий Сборник научных статей аспирантов и молодых ученых Вып I ГОУВПО «МГУС» - М 2006 С 29-33 (0,4 п л )

3 Лунева Л Э Литературно-художественный образ в структуре и динамике эстетического познания // Вестник МФЭИ Вып 17 2006 С 49-59 (0,8 п л)

4 Лунева Л Э Особенности эстетического познания / Исторический процесс истоки, перипетии, перспективы Межвузовский сборник статей Вып 7 Йошкар-Ола МарГТУ, 2006 С 83-96 (1 п л )

5 Лунева Л Э Проблемы культуры в России / Наука ~ сервису Х1-я Международная научно-практическая конференция, ГОУВПО «МГУС» - М , 2006 С 195-198 (0,3 пл)

6 Лунева Л Э Литературно-художественный образ в представлении автора//Вестник МФЭИ Вып 20 2007 С 31-46 (1 п л )

ЛУНЕВА Лариса Эдуардовна

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ФОРМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лицензия ИД № 04205 от 06 03 2001 г

Сдано в производство 01 06 2007 Тираж 100 экз

Объем 1 5пл Формат60\84/16 Изд № 145 Заказ 145

Государстве!-ное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет сервиса» ¡41221, Мосювская обл , Пушкинский р-он, /¡ос Черкизово, ул Главная, 99

© ГОУВПО «МГУС», 2007

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лунева, Лариса Эдуардовна

Введение.

Глава I. Объективация эстетического знания как методологическая к. проблема.

§ 1. Место и роль литературно-художественного образа в эстетическом познании.

§2. Литературно-художественный образ в структуре и динамике эстетического мышления.

§3. Объективация субъективной реальности как основа конструирования литературно-художественных образных представлений действительности.

Глава II. Эвристический потенциал литературно-художественного образа в эстетическом познании.

§1. Литературно-художественный образ как единство имагинативных и логическо-понятийных структур.

§2. Значение литературно-художественного образа в формировании морально-нравственных норм.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Лунева, Лариса Эдуардовна

Актуальность темы исследования вызвана продолжающимся в стране духовно-нравственным кризисом, обусловленным разрушением всей предшествующей культуры, отсутствием в политике государства понятной для общества единой программы её возрождения.

Невнимание к русской литературе в период беспрерывных реформ в обществе и школе чревато опасными последствиями для общества: становится меньше читающих, падает интерес к словесности, понижается статус русского языка, до минимума сокращено количество часов на преподавание литературы в школе и вузах. Если в дореформенные годы литературе в школе уделялось восемь часов, то сегодня всего лишь два часа.

Сейчас как никогда необходимо сплочение представителей науки и культуры для сопротивления натиску китча, поп-культуры, идеологии денежного мешка. К сожалению, в стране властвует дух агрессивного, всепроникающего корыстолюбия, стяжательства. Мощная индустрия работает на удовлетворение самых разных прихотей и пороков. Культ обогащения, как главная цель жизни, проповедуется с телеэкранов, газетных и журнальных страниц.

Молодежь утратила интерес к книге, падают тиражи классической литературы. В современной поэзии и прозе доминируют писатели, уводящие читателей в мир фантазий и фантасмагорий, отвлекающих нас от насущных проблем современности. Многие современные писатели циничны, предпочитают делать бизнес. Библиотечные полки и книжные прилавки заполняют произведения, далекие от классической литературы. На пошлые телешоу тратятся миллионы. А жизнь народа оскудевает как в материальном, так и в духовном смысле.

Литература - важнейшая часть культуры. Она способна влиять на общество через печатное слово, именно литература отражает идеи и идеалы общества, тенденции его развития.

Гениальные писатели и поэты всегда были духовными лидерами своего народа. Они могли быть и доверительными собеседниками, и строгими учеными, и страстными трибунами, тревогу и заботу которых составляла судьба родного народа.

Без бережного и внимательного отношения к классической литературе нашему обществу никогда не исправить и не сохранить русский язык, т.к. прежде всего литература являлась хранительницей русского языка. Язык - код к душе народа. Не человек подчиняет себе речь, а язык подчиняет человека. Русский язык - начало идентичности русского человека, его души, выражения основ культуры, поэтому для подрастающего поколения важны те произведения классической литературы, на идеях которых воспитывались наши деды и отцы.

Чтение классиков никакой Интернет не заменит. Чтение -сложный процесс, это и удовольствие, и труд, и размышление, и искусство. Читая художественную литературу, молодые люди саморазвиваются, расширяется их мировоззрение, обогащается речь, утончается мышление, пополняется жизненный опыт. При чтении можно остановиться, размышлять над прочитанным, перечитать, вспомнить, анализировать свои мысли, сравнивать с современностью. Именно литературно-художественные образы являются универсальной формой отражения действительности в литературе. Они выполняют информационную, мировоззренческую, воспитательную, познавательную и другие функции, развивая способности читающих и думающих.

Следовательно, литературно-художественный образ имеет огромное влияние на формирование у человека эстетических, морально-нравственных чувств, привычек, сознательности, нравственного долга, чувства красоты.

Проблема философского осмысления значения литературно-художественной образности в новом эстетическом познании давно назрела, её нужно рассматривать и в плане создания новых образов, и в плане социализации личности, что определяет актуальность темы исследования. Она стала серьёзной гносеологической проблемой ещё и потому, что бурное развитие кино, телевидения, Интернета и т.д. привело к невостребованности классической литературы, к необходимости по-новому рассматривать достижения современной культуры и искусства, в условиях информационной цивилизации.

Степень разработанности темы.

Проблема эстетического познания, его специфика в художественной литературе имеет сложный характер, выступает объектом исследования философии, эстетики, культурологи, психологии, педагогики, литературоведения. Её постановка в философско-эстетическом аспекте связана с необходимостью осмысления литературно-художественного образа, особенностей его структуры и функций, детерминированных социокультурными трансформациями в современной России.

Имеется значительное количество исследований, посвящённых значению образа в эстетическом познании. Этой проблеме посвятили свои труды как философы: Аристотель, Платон, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Н.П. Скурту, З.Фрейд, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Ф. Шиллер, К.Г. Юнг,1 П.В. Алексеев, В.Р. Асмус, М.М. Бахтин, В.В. Бычков, В.Д. Диденко,

1 Аристотель. Поэтика. Минск: Литература. 1998; Платон. Избранные диалоги. - М.: ACT, 2004; Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4т. - М.: Искусство, 1963-1974; Кант И. Критика способности суждения. - М.: Мысль, 1996; Скурту Н.П. Искусство как познание. Кишинев, 1988; Фрейд 3. Поэт и фантазия. Современная книга по эстетике. - М.: Искусство, 1997; Фихте И.Г. О назначении ученого. - М.: Высшая школа, 1985; Шеллинг Ф.В. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966; Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспоминании человека. - М.: Художественная литература, 1957; Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке.-М., 1972.

В. Соловьёв, Е.Г. Яковлев1 и др.; так и искусствоведы: М. Волькенштейн, Е.В. Волкова, A.JI. Андреев, Ю.Б.Борев, Ж.В. Пиминова, К. Станиславский;2 психологи и дидакты: Л.Г.Бергер, JI.C. Выготский, A.JL Казин, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Лотман, Д.И. Писарев, Д. Слобин;3 писатели, поэты и литературные > критики: В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Б.П. Пастернак, А.С. Пушкин, Ж. Ренар, Р. Роллан, М.Е. Салтыков-Щедрин, С. Есенин и др.4

Например, Е.Г. Яковлев в своей работе «Художник: личность и творчество» отмечает: «.художественное произведение, художественный образ есть синтез действительности и неповторимости мира художника, его индивидуальности. И именно в художественном отражении мира преобладает ориентация на неспецифическую информацию. Поэтому художественному мышлению свойственна избирательность восприятия: построение

1 Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. - М.: Высшая школа, 1991; Асмус В.Р. Иммануил Кант. - М.: Искусство, 1973; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979; Бычков В.В. Эстетическое в системе культуры: мир культуры // Труды Государственной академии славянской культуры. Вып.Н. М., 2000; Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения. - М.: Беловодье, 2005; Соловьев В. Литературная критика. - М.: Просвещение, 1990; Яковлев Е.Г. Эстетика. - М.: Гардарики, 2004.

2 Волькенштейн М. Стихи как сложная информационная система // Наука и жизнь, 1970; Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. - М.: Наука, 1981; Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В Зт. Т.З. - М., 1991; Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. - М.: Изд-во «АСТ», 2003; Пиминова Ж.В. Художник: его бытие в спонтанном сознании. - М.: Искусство, 1997; Станиславский К. Искусство переживания //Статьи. Речи. Беседы. Письма. - М.: Искусство,

1953. •j

Бергер Л.Г. Эпистемология искусства: Художественное творчество как познание. - М.: Русский мир, 1997; Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968; Казин А.Л. Художественный образ как явление культуры // Вопросы философии, 1982. №2; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977; Лотман Ю.М., Цивьян Ю. Диалог с экраном. - Таллин: Изд-во «Александра», 1994; Писарев Д.И. Собр. соч. в 4т. Т.З. - М.: Художественная литература, 1955; Слобин Д. Психолингвистика. - М.: Прогресс, 3-е изд. М.: УРСС, 2004.

4 Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. - М.: Просвещение, 1988; Достоевский Ф.М. Об искусстве. Статьи и рецензии. - М.: Искусство, 1973; Толстой Л.Н. Литература, искусство. - М.: Современник, 1978; Пастернак Б.П. Доктор Живаго. - М.: Художественная литература, 1957; Пушкин А.С. Сочинения. В Зт. - М.: Художественная литература, 1985; Ренар Ж. Дневник. - М.: Искусство, 1965; Роллан Р. Собр. соч. В 14т. Т.8. - М.: Художественная литература, 1956; Салтыков-Щедрин М.Е. Письмо в редакцию журнала Европы // Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Горький, 1986; Есенин С.А. Полн. собр. соч. В 7т. Поэмы. Т.З. - М.: Искусство, 1998. целостного чувственно-яркого и индивидуального неповторимого образа»1. Е.Г.Яковлев рассматривает художественный образ в аспекте систематизации категорий эстетики и уточнения её предмета в философской науке.

В своих работах В.В. Бычков пишет, что «художественный образ - это образ искусства, т.е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписаным) законам субъекта искусства - художником, -феномен»2. В.В. Бычков, рассматривая историю эстетической мысли от античности до нашего времени, представляет художественный образ как категорию эстетики.

Таким образом, некоторые философы коснулись вопроса образов в искусстве, излагая только проблемы творчества, а педагоги и психологи - анализируя вопрос о роли образов в активизации познавательной деятельности учащихся, но специальных исследований о роли литературно-художественного образа в эстетическом познании мало. Между тем гениальные творцы классической литературы давно создали бессмертные образы, имеющие значительное влияние на целые поколения людей, развивая в них творческую активность, чувство чести, долга, красоты. Поэтому давно назрела потребность в выявлении всеобщих закономерностей и значения литературно-художественных образов в философском осмыслении действительности и в эстетическом познании.

Наличие вышеуказанных пробелов послужило основанием для выбора темы нашего диссертационного исследования.

1 Яковлев Е. Г. Эстетика. Художник: личность и творчество. - М.: Гардарики, 2004. С. 134.

Бычков В. В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2005. С. 266.

В качестве непосредственного предмета исследования выступает литературно-художественный образ, а объектом исследования являются те аспекты эстетического познания, которые непосредственно детерминированы спецификой литературно-художественной образности.

Цель диссертационного исследования - разработка философской концепции литературно-художественного образа как формы эстетического познания.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• раскрыть существенные признаки понятия «литературно-художественный образ», дать его философское определение и выявить его эстетические, гносеологические, социальные и аксиологические аспекты;

• установить особенности литературно-художественного образа в процессе эстетического познания;

•определить основные тенденции литературно-художественного образа в структуре и динамике эстетического мышления;

• выявить эвристический потенциал литературно-художественного образа в эстетическом познании.

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные методологические принципы объективности, развития, а также требования конкретно-исторического, системного, комплексного подходов, позволившие осуществить обоснование смысла литературно-художественного образа и определить его тенденции в эстетическом познании. Сложность и многоаспектность исследуемой проблемы потребовали применения методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, экстраполяции, моделирования, которые в данном исследовании выполняли не только вспомогательную роль, но и вошли в структуру исследования как эвристические средства. На различных этапах исследования для решения конкретных задач применялись данные наблюдения, сравнения и факты, содержащиеся в классической художественной и научной литературе.

Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:

1. Раскрыты существенные признаки понятия «литературно-художественный образ». Дано его философское определение, трактующее литературно-художественный образ как модель, способную в определённых ситуациях заменять объект исследования. В качестве такой модели может служить любой мысленный образ, данный писателю в его интроспекции и нанесённый им на бумагу вследствие его объективации, т.е. творчества.

Новым является трактовка понятия «литературно-художественный образ» и выявление его эстетического, гносеологического, социального, аксиологического аспектов в контексте социокультурных трансформаций.

2. Установлены особенности литературно-художественного образа, обладающего одновременно эстетической, этической, гносеологической и социальной ценностями. Он может быть оценён, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, как добро или зло, с другой стороны, как истина или ложь.

3. Определены основные тенденции литературно-художественного образа в структуре и динамике эстетического познания, который несёт крайне необходимую для познающего субъекта эстетическую и когнитивную нагрузки - обеспечение реализма.

4. Выявлен эвристический потенциал литературно-художественного образа в эстетическом познании, который представляет собой сложное сочетание явлений и сущности в одном многозначном целостном образе.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, адекватностью применяемых методов поставленным задачам и логике изложения диссертации, а также фактами, взятыми из конкретных произведений классической художественной и научной литературы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Литературно-художественный образ выступает как модель в различных отношениях: во-первых, в значении живой иллюстрации художественного произведения, представляя дополнительную интерпретацию и объяснение; во-вторых, в качестве модели, предназначенной для поиска новой информации об изучаемой реальности; и как модель, используемая писателем в качестве реального объекта эстетического познания. Являясь своеобразной моделью ситуации, литературно-художественный образ предлагает несколько вариантов решения проблемы, способен выразить переживания человека, находящегося наедине со своей совестью. Литературно-художественный образ передаёт миропонимание автора, оказывает серьёзное влияние на общественное сознание, обогащая людей знаниями о мире и о самих себе, воспитывает на определённой системе ценностей, формируя социально-востребованную целостную личность.

2. Литературно-художественный образ обладает одновременно эстетической и этической ценностью, может быть оценён как прекрасное или безобразное, как добро или зло, с другой стороны, как истина или ложь. В общественном сознании нравственное и прекрасное мыслятся как некое органическое единство добра и прекрасного, физического и духовного совершенства, чистоты и истины. С гуманистической точки зрения эстетичным является то, что нравственно, морально, что возвышает человека, делает его * добродетельным, социально ценным.

3. Литературно-художественный образ - это кажимость, «несуществующая, которая существует» (Г.В.Ф. Гегель), не существующая в первичной реальности, но существующая во вторичной, т.е. замещающей реальности. Создание литературно-художественного образа - это не простое воспроизведение чего-то, а сотворение его аналога, наделённого семиотической значимостью и концептуальным смыслом. Литературный герой - это замещение первичной реальности исторического человека реальностью вторичной, мысленно сотворенной и эмоционально отрефлектированной; он условен и целостен, многогранен, понятен.

4. Литературно-художественный образ представляет сложное сочетание явлений и сущности в одном многозначном образе. Эстетическое познание через литературно-художественный образ связано с индивидуальными особенностями каждого, историческим подходом, ценностным отношением. Оно связано с оценочным познанием, формированием эвристической познавательной деятельности, оно представляется как интерпретация: объяснение на одном уровне знания подготавливает почву для переинтерпретации фактов на более высоком уровне. Адекватный литературно-художественный образ - это информационный элемент, имманентный реальной действительности.

Теоретическое и практическое значение результатов, полученных в диссертации, состоит в развитии философской концепции литературно-художественного образа как формы эстетического познания. Впервые раскрыто философское определение понятия «литературно-художественный образ», выявлены его эстетический, гносеологический, аксиологический аспекты, представляющие собой сложное сочетание явлений и сущности в одном многозначном образе.

Выводы исследования могут быть использованы как теоретико-методологические основания процесса эстетического познания с помощью литературно-художественного образа, сложного и многогранного, как сама жизнь.

Данные этого исследования могут быть использованы в преподавании эстетики, литературоведения, основного курса философии по темам: «Чувственное и рациональное познание», «Особенности научного и эстетического познания», «Познание как отражение действительности» и др.

Апробация результатов исследования проведена в процессе обсуждения на пяти научных конференциях:

• V-я, VI-я, VII-я межвузовские научно-практические конференции (МГУС, ИИТ, 2005, 2006, 2007);

• Ш-я научно-практическая конференция: «Россия: перспективы экономического и гуманитарного прорыва» (МФЭИ, 2005);

• IV-я научно-практическая конференция: «Влияние современных условий социально-экономического развития России на подготовку профессиональных кадров» (МФЭИ, 2006).

Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры «Философия» МГУС и рекомендована к защите. По теме диссертации опубликовано шесть работ общим объёмом 4 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Литературно-художественный образ как форма эстетического познания в контексте социокультурных трансформаций"

Заключение

Данное исследование посвящено философскому осознанию литературно-художественного образа как формы эстетического познания. Прекрасное, как главное условие в оформлении эстетического опыта, осуществляется в виде идеала, имеющего определённую ценность. В этом отношении литературно-художественный образ является как бы субстанциональной основой эстетического восприятия мира, созданного писателем.

Литературно-художественный образ в связи с этим должен соответствовать сложности, эстетическому богатству и многогранности самой жизни. Он многопланов, в нём бездна смысла, раскрывающаяся в веках. Каждая эпоха находит в классическом образе новые стороны и грани, даёт ему свою трактовку.

Литературно-художественный образ - индивидуализированное обобщение, раскрывающее в конкретно чувственной форме существенное для ряда явлений. Диалектика всеобщего и единичного в мышлении соответствует их диалектическому взаимопроникновению в действительности. В художественной литературе это единство выражено не в своей общности, а в своей единичности: общее проявляется в индивидуальном и через индивидуальное.

Литературно-художественный образ - единство мысли и чувства, рационального и эмоционального. Эмоциональность -исторически ранняя и эстетически важнейшая первооснова художественного образа. Личность творца получает в литературно-художественном образе непосредственное отражение, и чем ярче, значительнее эта личность, тем значительнее само творение. Поэтому художественный мир выразителен, почти осязаем, представим и даже видим.

Литературно-художественный образ существует по-особому, несводим к физическому и вообще естественно-научному бытию. Естествознание не объясняет природу прекрасного. Это не физическая, а эстетическая реальность, по сути своей объектно-субъектная, человечески окрашенная. На языке физики и математики звук - это вибрация воздуха, свет - электромагнитные волны. Поэтому можно утверждать, что эстетический метод познания мира является одним из решающих в процессе становления личности.

Эстетические потребности людей являются своеобразной «лакмусовой бумагой», позволяющей выявить и измерить ценность художественного образа. Это - специфическое свойство литературно-художественного образа, обеспечивающего глубинные качества художественного произведения как сферы освоения мира. Классическое художественное произведение с его конкретными литературными образами не заменяет ни одну из других форм деятельности человека, а воссоздаёт, моделирует их специфично, в целостной связи с другими формами деятельности. Через эстетическое воздействие на читателя идёт всё: и воспитательное влияние, и информация, и познание, и передача опыта, анализ и оценка состояния мира, предвосхищение будущего и внушение.

Литературно-художественный образ - универсальная форма отражения действительности современником в литературе. Образ условно подобен реальности, но не копирует её, а отражает в соответствии с законами художественности, обобщает, типизирует. Сущность условности литературно-художественного образа состоит в том, что созданный писателем художественный мир не является прямым отображением жизни, её механическим копированием, а представляет собой её образное преломление, в котором существенную роль играет вымысел, фантазия. Ни об одном истинно художественном произведении нельзя сказать, что в нём «всё как в жизни», но в то же время художественный мир и мир реальный так или иначе соотносятся между собой. Причём художественные произведения рассматривают явления и предметы не ради их отображения, а чтобы возбудить определённое эмоциональное состояние души. В этом и есть эстетическая ценность литературно-художественного образа.

Онтологический парадокс литературно-художественного образа состоит в том, что, с одной стороны, художественная символика скрывает от нас вещество жизни, её надо разгадать, чтобы за тканью художественного смыслостроительства разглядеть замысел, с другой стороны, человеческие смыслы бытия, выражаемые образом, принципиально нередуцируемы, т.е. не могут быть переведены с «зашифрованного» языка литературы на язык уже освоенных понятий. За маской языка таится и угадывается стихия бытия, вне этого языка невыразимая. Так литературно-художественный образ обретает онтологический статус - быть зеркалом, голосом не субъекта и объекта, а самого бытия.

Литературно-художественный образ выполняет функцию модели, и, как всякая модель, должен быть конкретным, компактным, понятным, чтобы обеспечить раскрытие сущности явлений и предметов. Он в данном случае представляет сложное сочетание явлений и сущности в одном многозначном образе. Адекватный литературно-художественный образ - это информационный элемент, имманентный реальной действительности.

Литературно-художественный образ проявляет свою сущность в связи с соответствующей реальностью, развивается и осуществляется в художественном мире. В этом сложном, созданном гениальным писателем мире литературный образ - элемент произведения, т.к. в структуре любого сущего отдельные части находятся по отношению друг к другу таким образом, что строят целостность определённого бытия.

В жизни каждого человека есть минуты, когда идёт борьба между честным, достойным поступком и возможностью преступить моральные принципы. Литературно-художественный образ способен отразить эти внутренние противоречия, возвысить значимость, авторитет и ценность моральной личности. Благородные и честные герои должны стать истинными кумирами через сочувствие и восхищение их поступками. Этот эмоциональный контакт и есть главный критерий нравственного совершенствования человека.

Литературно-художественные образы способствуют раскрытию того, как морально-нравственные нормы обосновываются на разуме и целесообразности, представляя более сложные формы сознания -моральных принципов, идеалов, понятий добра и зла. С помощью литературно-художественного образа все эти представления объединяются в стройную систему воззрений на назначение человека и смысла жизни.

Литературно-художественные образы, показывая, что есть справедливость и несправедливость, выводят эти показания на эмоциональный уровень, в силу своей специфики, что позволяет человеку не только осознать их смысл, но прочувствовать, сделать их частью своего «я». Заостряет проблему та ситуация, когда предстоит эмоциональная рефлексия, ориентированная на то субъективное, что можно предположить в каждом человеке.

Литературно-художественный образ показывает, что есть муки совести, выступает как «мудрый учитель», не принуждая, не указывая. Говоря языком эмоций, он побуждает в нас нравственное чувство, что позволяет человеку пережить раскаяние героя как собственное, а это и есть путь к очищению, к человечности.

Любой литературно-художественный образ несёт в себе эстетическое переживание не объективно и не субъективно, а индивидуально, т.к. он принадлежит внутреннему миру человека. Избирательность восприятия при формировании конкретного образа направляется его личными интересами, потребностями, мотивами, установками, что определяет уникальность и эмоциональную окраску образа.

Специфика литературного образа как формы художественного познания заключается в том, что он является образным и наглядным. Предмет художественного творчества писателей - жизнь людей -чрезвычайно разнообразна и отражается в литературе во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Литературно-художественный образ выполняет в произведении те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного общения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные гениальным писателем литературно-художественные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьёзное влияние на общественное сознание.

Литературно-художественный образ не всегда совпадает с ожиданиями читателя. Если этот образ превышает ожидания читателя, то на основе воображения воспринимающего субъекта художественный образ формирует широкое поле переживаний, заложенных в содержании произведения. Этот момент художественного восприятия сопровождается глубоким эстетическим переживанием, очищая душу читателя и обогащая его эстетическое сознание. При этом каждый писатель создаёт своего героя по-своему.

Литературно-художественный образ отражает мировоззрение творца. Если индивидуальность учёного мало отражается на формулировке открытого им закона, то совсем иное дело в литературе. Личность творца отчеканивается в созданном им художественном образе. Чем значительнее личность творца, тем ярче его творение. Автор художественного произведения не рисует, не берёт реальную действительность, а создаёт её из внутреннего мира, тех образов, которые невидимым образом созрели в сознании писателя, они переработаны, преобразованы, обогащены. Поэтому литературно-художественные образы доставляют высшие духовные переживания - эстетическое наслаждение.

 

Список научной литературыЛунева, Лариса Эдуардовна, диссертация по теме "Эстетика"

1. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991.-382с.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Высшая школа, 1996.-382с.

3. Андреев A.JI. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. 193с.

4. Аристотель. Поэтика. Минск: Литература, 1998. 1391с.

5. Аристотель. Сочинения. В 4т. М.: Мысль, 1981. Т.З.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352с.

7. Асмус В.Р. Иммануил Кант. М.: Искусство, 1973.

8. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1985. 384с.

9. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М.: Мысль, 1973.-216с.

10. Басин Ф.В. Проблемы бессознательного. М.: Медицина, 1968. 168с.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 502с.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-444с.

13. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М.: Просвещение, 1988.

14. Белова З.С. Визуализация научно-теоретического знания. М.: Прометей, 2005. 238с.

15. Белова З.С. Восприятие и познание мира. М.: Прометей, 2006. 102с.

16. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства: Художественное творчество как познание. «Археология» искусствоведения. Познание и стили искусства исторических эпох. М.: Русский мир, 1997. 407с.

17. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М: Изд-во «АСТ», 2003.

18. Бранский В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 704с.

19. Бычков В.В. Эстетическое в системе культуры: мир культуры // Труды Государственной академии славянской культуры. Вып.Н. М., 2000.

20. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2005. 556с.

21. Верлен Поль. Собрание стихов // Пер. с франц. В.Брюсова. Мн., М.: ACT, 2001.-224с.

22. Волькенштейн М. Стихи как сложная информационная система // Наука и жизнь, 1970. №1.

23. Вольф Р. О философии. М.: Прогресс, 1996. 356с.

24. Воронский А.К. Искусство видеть мир. М.: Советский писатель, 1987. -700с.

25. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479с.

26. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576с.

27. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979.

28. Гегель Г. Сочинения: в 14т. М.: Наука, 1958. Т.12.

29. Гегель Г. Эстетика: в 4т. М.: Искусство, 1963-1974. Т.1.

30. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Знание, 1987.

31. Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992. 218с.

32. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. 216с.

33. Громов Е. Начала эстетических знаний. М.: Советский художник, 1971.-209с.

34. Губанов Н.И. Чувственное отражение. М.: Мысль, 1986. 237с.

35. Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения. М.: Беловодье, 2005. 288с.

36. Дневник Пришвина / Публикация Л.Рязановой //Вопросы литературы, 1996. №5.

37. Достоевский Ф.М. Об искусстве. Статьи и рецензии. М.: Искусство, 1973.-631с.

38. Елсухов А.Н. Метафора и фантазия в структуре детского мышления // Вопросы философии, 1982. №2.

39. Есенин С.А. Полное собр. соч.: в 7т. Поэмы. Т.З. М., 1998. -718с.

40. Загданский Е.П. От мысли к образу. Киев: Мистэцтво, 1990. 161с.

41. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вутетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: МГУ, 1980. 271с.

42. Идеи и наш мир // Под ред. Роберта Стюарта. М.: БММ ПО ТЕРРА, 1998.-224с.

43. История эстетики: в 5т. // Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Искусство, 1978. Т.З.

44. Казин А.Л. Художественный образ как явление культуры // Вопросы философии. 1982. №2.

45. Калинкин А. Эстетический идеал, искусство, познание. М.: МГУ, 1983.

46. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 6т. М.: Мысль, 1996. Т.5.

47. Кассирер Э. Опыт о человеке. // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

48. Киященко Н.И. Эстетика философская наука. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005.- 592с.

49. Кольридж С.Т. Избранные труды. М.: Знание, 1987. 347с.

50. Коршунов A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании. М.: МГУ, 1982.- 135с.

51. Красота и мозг. Перевод с англ. М.: Мир, 1995. 335с.

52. Краткий психологический словарь. М.: Педагогика, 1985.

53. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. М.: Политиздат, 1982. -255с.

54. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 357с.

55. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.

56. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584с.

57. Лихачев Д.С. Классические произведения литературы Древней Руси // Избранные работы. В Зт. Л.: Художественная литература, 1987. Т.2.

58. Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Л.: Наука, 1985. - 575с.

59. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. -367с.

60. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

61. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин: Изд-во «Александра», 1994. 216с.

62. Лотман Ю.М. Воспитание души // Общественные науки и современность, 2006. №6.

63. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е. Т.З.

64. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: МГУ, 1986. 128с.

65. Мысли о воспитании. М.: Просвещение. 1971.

66. Никифоров А.С. Познание мира. М.: Сов. Россия, 1989. 189с.

67. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и допол. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1280с.

68. Новиков В.И. Петрушка в современном мире // Общественные науки и современность, 2006. №5.

69. Овсянников М.Ф. История эстетики. В 5т. М., 1962. Т.З.

70. Овсянников М.Ф. Проблема художественного творчества. М.: Наука, 1975.-367с.

71. Оганов А.А. Теория культуры. М.: Гранд: Факр-Пресс, 2003. 379с.

72. Ойзерман Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии, 1999. №6.

73. Пастернак Б.П. Доктор Живаго. М.: Художественная литература, 1957.

74. Пиминова Ж.В. Художник: его бытие в спонтанном сознании. М.: Искусство, 1997. 316с.

75. Писарев Д.И. Собр. соч.: в 4т. М.: Художественная литература, 1955. Т.З.

76. Платон. Избранные диалоги. М.: ACT, 2004. 506с.

77. Пришвин М.М. Дневники. М.: Московский рабочий, 1991. -439с.

78. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Наука, 1967.

79. Психология эмоций. М.: МГУ, 1984. 288с.

80. Пушкин А.С. Сочинения: в Зт. М.: Художественная литература,1985. Т.1.

81. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. // Пер. с англ., СПб.: Азбука, 2001.-960 с.

82. Ренар Ж. Дневник. М.: Искусство, 1965.

83. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. М.: Айрис пресс, 2004. 208с.

84. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М.: Педагогика, 1980.- 151с.

85. Роллан Р. Собр. соч.: в 14 т. М.: Художественная литература, 1956. Т.8.

86. Рубинштейн C.J1. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 328с.

87. Салтыков-Щедрин М.Е. Письмо в редакцию журнала «Вестник Европы»// Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Горький,1986.

88. Скурту Н.П. Искусство как познание. Кишинев, 1988. 73с.

89. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976.-294с.

90. Слобин Д. Психолингвистика. М.: Прогресс. 3-е изд. М.: УРСС, 2004.

91. Словарь русского языка: в 4т. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1957. Т. 1.

92. Смирнов С.Д. Психология образа. М.: МГУ, 1985. 231с.

93. Современная книга по эстетике. М.: Искусство, 1957. 464с.

94. Соловьев В. Литературная критика. М.: Просвещение, 1990. 307с.

95. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. - М.: Тривола, 1996.-600с.

96. Станиславский К. Искусство переживания // Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953. 753с.

97. Степин B.C. Системность теоретических моделей и операции их построения. / Философия науки. Вып.1. Проблемы рациональности. М.: ИФ РАН, 1995.

98. Толстой Л.Н. Литература, искусство. М.: Современник, 1978. 272с.

99. Толстой Л.Н. О литературе. М.: Современник, 1955.

100. Толстой Л.Н. Полн. собран, соч. М.: Художественная литература, 1949. Т.13.

101. Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993. 349с.

102. Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1983.

103. Фихте И.Г. О назначении ученого. М.: Высшая школа, 1985.

104. Фрейд 3. Поэт и фантазия. Современная книга по эстетике. М.: Искусство, 1997.

105. Хемингуэй Э. Избранное. М.: Просвещение, 1984. 304с.

106. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. 239с.

107. Чернышевский В.Г. Эстетика. М.: Гослитиздат, 1958. -375с.

108. Чертов Л.Ф. Язык предметных форм и пространственных отношений. СПб., 1996.-240с.

109. Чехов А.П. Письмо к Е.М.Шавровой // Полн. собр. соч. в 20т. М.: Художественная литература, 1971. Т. 17.

110. ПО.Швырёв B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.

111. М.: Наука, 1978.-382с. 111. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 498с.

112. Шехтер Т.Е. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Материалы международной научной конференции (18 мая 2001г. СПб.). Серия «Symposium». Вып. 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

113. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспоминании человека. Собр. соч. в 7т. М.: Художественная литература, 1957. Т.6.

114. Шиповская Л.П. Музыка как феномен духовной культуры. М., 2004. -319с.

115. Штофф В.А. Моделирование и философия. М. Л.: Наука, 1996. -301с.

116. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Прогресс, 1995.

117. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Искусство, 1972. -303с.

118. Яковлев Е.Г. Эстетика. Художник: личность и творчество. М.: Гардарики, 2004. 464с.

119. Cassirer Е. An Essay on man. New Haven, 1944.

120. Flam L. L' arf religion de Г home moderne//Revue de Г universite de Bruxelles, 1965. №5. C.379.

121. Lyotard G. Reponse a la question: qu'est-ce le postmodernite? // Le postmodeme explique aux enfants. Paris, 1988.