автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Литературные связи А.Ч. Суинберна

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Корепанова, Анна Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Литературные связи А.Ч. Суинберна'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Корепанова, Анна Юрьевна

ВведениеЗ

Глава 1. Сборники «Стихотворения и баллады» А.Ч. Суинберна в контексте викторианской эпохи c.l

Глава 2. «Стихотворения и баллады» Суинберна в контексте восходящих литературных связей автора

§ 2.1. Тема любви в лирике Суинберна

§ 2.2. Религиозное миросозерцание Суинберна и его отражение в поэзииорников «Стихотворения и баллады»

§ 2.3. Проблема назначения поэта встеме эстетических взглядов и лирике Суинберна

§2.3.1. Суинберн об эстетической миссии поэта

§ 2.3.2.Проблема общественного предназначения поэта в лирике

Суинберна

Гпава 3. Проблема нисходящих литературных связей А.Ч. Суинберна

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Корепанова, Анна Юрьевна

Алджернон Чарлз Суинберн (1837 - 1909) - один из крупнейших английских лириков, драматургов, литературных критиков второй половины XIX столетия. Будущий поэт был выходцем из аристократической семьи, получил прекрасное домашнее образование, обучался в Итоне и Оксфорде. В стенах Оксфорда Суинберн познакомился с членами «Братства прерафаэлитов» и в 1860-е гг. сам выступил как поэт-прерафаэлит. Славу талантливого лирика принес автору сборник «Стихотворения и баллады, первая серия» (1866). Творческое наследие Суинберна-поэта составило 11 томов стихотворений, созданных в период с 1862 по 1904 г., в том числе три серии «Стихотворений и баллад».

Проблема изучения творчества Суинберна в целом заключается в том, что до сих пор точно не определено место автора в истории английской литературы XIX века. Так, создатели «Энциклопедии символизма», утверждая, что символизма как такового в Англии не было, соотносят творчество Суинберна сразу с двумя крупными параллельными символизму литературными течениями: «Неоромантизм Суинберна неотделим от эстетизма»1. В исследовании А. Харрисона поэзия Суинберна рассматривается как продолжение средневековых традиций, Дж. Кэссиди определяет ее как поэзию «чистого искусства»2. JI. де Кар, К. Харес-Страйкер, отечественный ученый Г.В. Аникин, рассматривая Суинберна как поэта-прерафаэлита, вместе с тем подчеркивают своеобразие его эстетических взглядов, уникальность положения поэта в ряду английских лириков второй половины XIX

1 Кассу Ж. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / При участии П.Брюнеля, Ф.Клодона, Ж.Пиеймана, Л.Ришара. М., 2002. С. 195.

Cassidy J.A. Algernon Charles Swinburne. New York, 1964; Harrison A. Medievalism of the Victorian Literature. London, 1986. столетия3. В целом, в западном литературоведении этот вопрос углубленно не исследовался.

У отечественных ученых также нет единого мнения в отношении соотнесения творчества поэта с определенным литературным направлением. В.М. Жирмунский называл Суинберна «одним из основоположников английского символизма»4. По мнению Н.В. Тишуниной, которое разделяет Н.И. Соколова, художественные воззрения Суинберна близки эстетизму, но не вполне свойственны ему5. В.В. Хорольский вписывает творчество Суинберна в контекст эстетизма6. В контексте прерафаэлитизма творчество Суинберна рассматривается в «Истории западноевропейской литературы. XIX в.: п

Англия» под редакцией JI.B. Сидорченко и И.И. Буровой .

В современном литературоведении творчество А.Ч. Суинберна часто рассматривается также как явление, занимавшее обособленное место в истории английской поэзии XIX в., а сам поэт считается не имевшим последователей в английской литературе. Такой точки зрения придерживаются западные исследователи Дж. Кэссиди, JI. Биньон, Б. Форд, Г. Сингх, а также автор защищенной в 2002 г. кандидатской диссертации «Творчество А.Ч. Суинберна в контексте англоо французских эстетических взаимодействий» Д.В. Машкова .

3 Hares-Stryker С. An Anthology of Pre-Raphaelite Writings. Sheffield, 1997. P. 31; Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX в. М.: Наука, 1986. С. 276 - 277; Кар Л., де. Прерафаэлиты: модернизм по-английски. М.: Астрель, 2002. С. 74.

4 Жирмунский В.М. Избранные труды. Л., 1981. С. 247.

5 Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и русская литература последней трети XIX - начала XX века (Драма, поэзия, проза). СПб: Изд-во ЛОИУУ, 1994. С. 64 -73; Соколова Н.И. Литературное творчество прерафаэлитов в контексте «средневекового возрождения» в викторианской Англии: Автореф. дисс. докт. филол. н. М., 1995. С. 32.

6 Хорольский В.В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа XIX - XX вв. Воронеж, 1995. С. 28-32.

7 История западноевропейской литературы. XIX век: Англия / Ред. Сидорченко Л.В., Бурова И.И. Москва; Санкт-Петербург, 2004. С. 496-497.

8 Binyon L. Introduction // Swinburne A.Ch. Selected Poems. London, 1950. P. xvii-xviii; Singh G.S. Pessimism in Swinburne's Early Poetry. Aligarh, 1956. P.3; Ford B. A Guide to English Literature: In 6 vols. Vol.5. London, 1962. P. 90; Cassidy J.A. Algernon Charles Swinburne. New York, 1964. P. 120; Машкова Д.В. Творчество А.Ч.Суинберна в контексте англо-французских эстетических взаимодействий: Автореф. дисс. канд. филол. н. Казань, 2002. С. 1. 5

Большинство западных исследований - это работы биографического характера9. В них особенности лирического творчества Суинберна либо не истолковываются вообще, либо трактуются с точки зрения особенностей личности поэта.

Среди биографических трудов о Суинберне следует выделить, однако, исследование Ж. Лафурсада (1932), которое считается самым фундаментальным биографическим трудом о поэте; и работу Кл. К. Хайдера «Литературная карьера и слава Суинберна» (1933), подробно описывающую восприятие творчества Суинберна в Британии и Америке на протяжении 1860-х - 1930-х гг.

Что касается более поздних работ, интерес представляют исследование Р. Петерса «Литературно-художественные воззрения Суинберна» (1965) и докторская диссертация А. Уолдер ««Цветы зла» Суинберна: бодлеровское влияние на «Стихотворения и баллады»» (1976). В первом из них автор касается вопроса литературных связей автора, на основании изучения взглядов Суинберна-критика. Второе является практически единственным западным сравнительным исследованием поэтики и стиля лирики Суинберна. i

Наиболее изученной западными учеными частью наследия Суинберна следует считать драму «Аталанта в Калидоне» (1865). Она рассматривается даже в исследованиях биографического характера10. В меньшей степени это относится к первой серии «Стихотворений и баллад».

В России обратились к творчеству Суинберна в конце XIX в. В это время в периодических изданиях «Вестник Европы», «Гражданин», «Творчество» появляются первые публикации об авторе. Однако это были скорее обзорные статьи, ставящие целью ознакомить русского

9 Некоторые из них даже имеют подзаголовки «Биографический подход», «Биография» (см. Hare Н. Swinburne. A Biographical Approach. London, 1949; Lafour?ade J. Swinburne: a Biography. New York, 1932). читателя с биографией известного английского литератора. Отечественные литературоведы писали о Суинберне чаще как о драматурге, уделяя большое внимание его драме «Аталанта в Калидоне», драматической трилогии о Марии Стюарт («Шателяр» (1865), «Босуэлл» (1874), «Мария Стюарт» (1881)). Этому посвящены работы Э. Ухтомского и Н. Васильева11. Среди исследований первой трети прошлого века можно выделить статью акад. М.П. Алексеева «Сибирская ссылка и английский поэт» (1928), в которой подробно исследуется история создания оды Суинберна «Россия» (1890) и проводится анализ данного произведения.

Однако до начала 1990-х гг. основной работой, посвященной Суинберну, была монография JI.M. Аринштейна. и нескольким небольшим публикациям в сборниках статей. Характерно, что объектом внимания авторов становились политические воззрения поэта12. Вопросы литературных связей автора, художественного своеобразия лирики Суинберна затрагивались лишь попутно.

В конце XX в. опубликован ряд статей о творчестве Суинберна13, посвященных отдельным аспектам «Аталанты в Калидоне» и некоторых лирических произведений автора. Вместе с тем отсутствуют работы,

10 Hare Н. Swinburne. A Biographical Approach. London, 1949; Nicolson H. Swinburne. London, 1926; Welby T. A Study of Swinburne. London, 1926; Thomas D. Swinburne: the Poet in his World. London, 1999.

11 Ухтомский Э. Алджернон Чарлз Суинберн // Гражданин. Литературное приложение. 1885. №7. С.43-46; Васильев Н. Свинберн //Творчество. Казань, 1909. С. 120-126.

12 Аринштейн Л.М. Прогрессивные общественно-политические тенденции в английской поэзии 50-х -70-х гг. XIX века. М.: Госвузиздат, 1963; Аринштейн Л.М. Революционные и демократические тенденции в английской поэзии второй половины XIX века: Автореф. дисс. докт. филол. н. Л., 1964; Амаглобели B.T. Рисорджименто и сборник Суинберна «Песни перед восходом солнца» // Проблемы референции в языке и литературе / Ред. Блондин В.И. Тбилиси, 1987. С. 3; Томашевская Л.Б. Тема национально-освободительной борьбы Италии в ранней лирике Суинберна//Язык, культура, общество / Ред. Мурзин Л.Н. Пермь, 1988. С. 26.

13 См.: Соколова Н.И. Трагедия А.Ч.Суинберна «Аталанта в Калидоне» в контексте эстетических споров викторианской эпохи // Английская литература в контексте мирового литературного процесса /Ред. Решетов В.Г. Киров, 1996. С. 44; Киселева О.В. Мотив упадка и разрушения в произведениях Суинберна // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе / Ред. Автухович Т.Е. Гродно, 1997. С.197-203; Машкова Д.В. Проблема композиции сборника «Стихотворения и баллады, первая серия» АЛ.Суинберна // Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых / Ред. Андрамонова Н.А. Казань, 2001. С. 59-65; Машкова Д.В. Философия природы в лирике А.Ч. Суинберна (на материале сборника «Стихотворения и баллады, первая серия») // Природа: материальное и духовное / Ред. Гринфельд Г.Я. СПб, 2002. С. 48-49. посвященные сборникам серий «Стихотворения и баллады» (первая серия - 1866 г., вторая - 1878 г., третья - 1889 г.) как единого цикла, связанного общностью проблематики и позволяющего исследовать эволюцию идей Суинберна в период с 1866 по 1889 г. В данный момент не сложилось окончательно представление об этой важной части лирического наследия Суинберна и ее месте в контексте эпохи.

Исследователи обращают внимание на объединение трех сборников автора под единым названием «серии» (например, в комментариях к антологии «Западноевропейская лирика XIX века» исследователем Н.Я. Рыковой указывается, что «почти все лирические произведения Суинберна собраны в трех сериях «Стихотворений и баллад»»14). Однако данная особенность сборников отмечается лишь как любопытный литературный факт, который не рассматривается как проблемный для изучения лирического творчества Суинберна.

Автор данного исследования не стремится найти абсолютные критерии, согласно которым стало бы возможным классифицировать поэзию Суинберна как относящуюся к тому или иному стилю, направлению в литературе. Однако на некоторые признаки его творчества, отличающие его, например, от поэзии прерафаэлитов, мы бы хотели указать, поскольку определение Суинберна как поэта-прерафаэлита связано с тем, что практически не изучалось его позднее творчество.

Плодотворным (и дающим более обширное и глубокое представление о лирике английского поэта) является подход к поэзии Суинберна с точки зрения литературных связей автора.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить место лирического творчества Суинберна в историко-культурном контексте

14 Западноевропейская лирика XIX века / Ред. Рыкова Н.Я. Л.: Лениздат, 1974. С. 514. Вместе с тем данное утверждение несколько сужает оценку творчества Суинберна и искажает факты. эпохи, изучить литературные связи и контакты автора, повлиявшие на создание трех серий «Стихотворений и баллад».

При достижении цели автор диссертации ставит перед собой следующие задачи:

- определить место трех серий «Стихотворений и баллад» в историко-культурном контексте викторианской эпохи;

- выявить проблематику данных серий (центральные проблемы для каждого из трех сборников), выявить степень их художественного единства; охарактеризовать трактовку проблем, затронутых в сериях «Стихотворений и баллад» с точки зрения литературных связей и влияний в творчестве Суинберна;

- проанализировать рецепцию проблематики творчества Суинберна в поэзии Редьярда Киплинга, сделать выводы о характере нисходящих литературных связей Суинберна, и тем самым пересмотреть концепцию «обособленности» творчества последнего в английской литературе второй половины XIX века.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность данного исследования, ставятся задачи, которые необходимо разрешить в его рамках. Первая глава посвящена обзору историко-культурного контекста лирики Суинберна, определению места серий «Стихотворений и баллад» в творчестве поэта, выделению основных проблем, затронутых автором в этих трех сборниках. Вторая глава посвящена исследованию выявленной проблематики (трех крупных проблем, которым посвящены соответственно три раздела главы). Трактовка Суинберном данных проблем исследуются в контексте традиционных литературных связей и контактов автора. В плане изучения литературных связей и влияний в диссертационном исследовании рассматриваются как диахронные связи поэта (с предшественниками Суинберна - античными авторами,

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Литературные связи А.Ч. Суинберна"

Заключение

Сборники серий «Стихотворения и баллады» занимают исключительное место в творчестве А.Ч. Суинберна, включая в себя произведения, созданные поэтом в течение почти четверти века. В данных трех сборниках Суинберн отразил широкий спектр социокультурных, философско-религиозных и эстетических проблем викторианской эпохи, в частности, тендерные проблемы; проблему общевикторианского кризиса религиозного мировоззрения; проблему потребности в великой творческой личности. Одно это обстоятельство, усиленное общностью названий сборников, позволяет рассматривать их в единстве как важнейшую часть лирического наследия Суинберна. Исследование серий «Стихотворений и баллад» помогает проследить эволюцию художественных идей автора в течение длительного периода творчества писателя.

Стихотворения и баллады» (1866) позволяют проанализировать процесс становления художественной манеры Суинберна, оценить школу поэтического искусства, пройденную автором (античные и средневековые поэты, современники Суинберна - французские авторы и английские поэты-прерафаэлиты).

Вторая серия «Стихотворений и баллад» (1878) позволяет говорить о сложившейся к этому времени суинберновской концепции природы творчества. Представление о ней, в свою очередь, во многом объясняет художественное своеобразие зрелой лирики поэта, в частности, явление жанровой саморефлексии на примере французской баллады и рондо, явление «многоуровневого созвучия», свойственное стилю лирических произведений Суинберна.

Третий сборник «Стихотворений и баллад» (1889) иллюстрирует такой важный период в творческой жизни Суинберна, как обретение патриотической темы, которая впоследствии становится для поэта ведущей. Вошедшие в него произведения представляют поэта как героического энтузиаста в классическом понимании этого введенного Джордано Бруно термина, пророке своей нации в том смысле, как эту функцию понимали Карлейль и Гюго.

Исследование традиционных литературных связей автора позволяет по-новому осмыслить место его творчества в контексте викторианской эпохи, преодолеть ту изоляцию поэта от литературного процесса его времени, которая существует в современном литературоведении.

Анализ поэтических произведений Суинберна в этом ключе позволил показать прочную связь автора как с творчеством его современников (в частности, Р. Браунинга, А. Теннисона, Д. Г. и У. М. Россетти, У. Морриса, Т. Готье, Ш. Бодлера), так с наследием поэтов прошлого (древнегреческих и древнеримских авторов (Сапфо и Катулл), французских трубадуров, Ф. Вийона, Ф. Петрарки и поэтов-петраркистов).

Так, общение с прерафаэлитами определило в большей степени особенности лирики Суинберна первой половины 1860-х, чем позднейшей. Однако истинная ценность этого литературного контакта была в том, что он подтолкнул Суинберна к изучению средневековой литературы, и это наложило отпечаток на жанровое и идейное своеобразие его позднего творчества (петраркистская трактовка любви в произведениях 1870-х гг., интерес к английской и французской балладе, образу Франсуа Вийона).

Преклонение Суинберна перед античной поэзией (Сапфо, Катулл) во многом объясняет его постоянное требование благозвучия поэтического текста. Образы этих поэтов Суинберн часто ассоциирует с образами певчих птиц (жаворонок, соловей). В понимании английского автора, поэт должен уподобиться певчей птице, и, вдохновляясь силой природы, творить гармонию.

В определении характера поэзии Суинберна важна была роль творчества Ш. Бодлера. Однако многие особенности лирики английского поэта, которые приписывают влиянию Бодлера, являются примерами типологического сходства (синестетическая образность, любовь к образу моря, атеистические и антихристианские идеи). Истинно заимствованными Суинберном у Бодлера следует считать восходящую к средневековым трубадурам и модернизированную Бодлером тему чувственной любви и образы роковой женщины («черная Венера» и «белая Венера»), характерные для лирики Суинберна 1860-х.

Важную роль в формировании Суинберна-лирического поэта сыграл Т. Готье. Первоначально увлекшись умением Готье «живописать словом», впоследствии Суинберн осознал, что ему близка художественная доктрина Готье, идея аморализма творчества. В этом смысле взгляд Суинберна-поэта оказался схож с воззрениями сторонников «чистого искусства».

Изучение истории литературных контактов поэта, показало, что важная роль в становлении мировоззрения Суинберна принадлежала В. Гюго. Последний был для Суинберна идеалом поэта-пророка, слово которого обладает великой мощью, способно выразить все чувства своей нации.

Впоследствии автор обрел такого поэта-пророка и среди своих соотечественников. Героем Суинберна становится английский поэт сэр Филип Сидни, погибший на службе своему государству, та личность, которой и был посвящен трактат Дж. Бруно «О героическом энтузиазме».

В силу эклектического эстетического базиса творчества Суинберна попытка отнести лирическое творчество Суинберна к конкретному литературному направлению представляется бесперспективным. Существующие в современном литературоведении определения Суинберна как «младопрерафаэлита» или «левого» прерафаэлита связаны с отсутствием работ, посвященным особенностям поздней лирики Суинберна. Изучение поздней поэзии автора исключает возможность применения приведенных выше определений к его лирическому творчеству в целом.

Выявленные в настоящем исследовании литературные связи поэта позволяют максимально приблизить к эстетике прерафаэлитов его раннее творчество. Влиянием прерафаэлитов в поэзии раннего Суинберна объясняются, в частности, отказ от вынесения этических оценок (в частности, в разработке любовной темы), синтез живописного и визуального начала в лирике, приемы детализации, интерес к средневековым сюжетам и жанровым формам.

После 1870-х гг. наблюдается рост интереса поэта к английской романтической поэзии начала XIX в. как к самостоятельному явлению и как к явлению, опосредующему традиции ренессансной поэзии.

Применительно к проблеме нисходящих литературных связей Суинберна в работе рассматривалась рецепция поэзии Суинберна в творчестве-Р. Киплинга. Установление фактов влияния текстов старшего поэта на произведения младшего позволяет пересмотреть концепцию «обособленности» творчества Суинберна, которое традиционно воспринималось как «тупиковая ветвь» литературы.

Поэтический талант Редьярда Киплинга формировался во многом подобно таланту Суинберна, путем копирования моделей произведений известных поэтов. В этом отношении Суинберн-поэт рано стал творческим авторитетом для юного Киплинга. Последний чутко воспринял и поднимал во многих своих произведениях ключевые для творчества Суинберна проблемы трактовки любви, отношения к религии.

Писатель заимствовал из поэзии Суинберна пессимистичное, в духе традиций петраркизма, отношение к счастью в любви. Языческое восприятие действительности, платоновская концепция сущности поэтического творчества пришли к Киплингу во многом благодаря сериям «Стихотворений и баллад».

Для Киплинга становятся значимыми те основные требования, которые предъявлял к поэзии Суинберн. Это гармония формы и звучания и гражданственный пафос. Данные требования связаны со сходством эстетических воззрений обоих авторов:.пониманием природы творчества как мистической, роли поэта как патриота и пророка своего государства. Вместе с тем сопоставительный анализ произведений Суинберна и Киплинга исключает простое типологическое сходство, выявляя конкретные заимствования.

Через усиление гражданственного, патриотического и национального пафоса намечается тенденция, позволяющая рассматривать Суинберна как одного из идеологических предшественников так называемой «литературы действия», что приобретает особый смысл в контексте установленных связей между творчеством Суинберна и Киплинга.

Дальнейшие перспективы исследования данных проблем связаны с изучением драматургии, новеллистики, переводческой и художественно-критической деятельности Суинберна. Весьма продуктивным в этом отношении будет подход с точки зрения литературных связей и влияний в творчестве автора.

 

Список научной литературыКорепанова, Анна Юрьевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Художественные тексты на иностранных языках:

2. Baudelaire Ch. Les Fleurs du Mai. Les Petites Poemes en Prose. M., 1972.

3. Coleridge S.T. Selected Works. Oxford Authors. Oxford University Press, 1985.

4. Kipling R. Debits and Credits. London, 1926.

5. Kipling R. Limits and Renewals. London, 1932.

6. Kipling R. Early Verse by Rudyard Kipling / Ed. A. Rutherford. New York, 1986.

7. Kipling R. Poems. Short Stories. Moscow: Raduga Publishers, 1983.

8. Kipling R. Something of Myself. New York, 1977.

9. Kipling R. The Complete Verse. London, 1994.

10. Kipling R. The Light That Failed. M., 2002. 1 O.Morris W. Prose and Poems. London, 1920.

11. Poems of A.C. Swinburne and D.G. Rossetti / With Introductions by R. Le Galienne and W.M. Rossetti. New York; London, 1924.

12. Rossetti D.G. Poems. London, 1870. •

13. Rossetti D.G. Ballads and Sonnets. Leipzig, 1881.

14. Rudyard Kipling to Rider Haggard (the Record of the Friendship) / Ed. M. Cohen, 1965.

15. Swinburne A.Ch. A Century of Roundels. London, 1883. 16.Swinburne A.Ch. A Channel Passage and Other Poems. London, 1904.

16. Swinburne A.Ch. A Midsummer Holiday, and Other Poems. London, 1884.

17. Swinburne A.Ch. A Study of Victor Hugo. London, 1886. 19.Swinburne A.Ch. Astrophel and Other Poems. London, 1894. 20.Swinburne A.Ch. Essays and Studies. London, 1904.

18. Swinburne A.Ch. Selected Poems / With an Introduction by1.wrence Binyon. London, 1950. 28.Swinburne A.Ch. Selections from the Poetical works of A.Ch.

19. E.Gosse and T.J.Wise. London, 1926. 35.Swinburne A.Ch. The Queen Mother and Rosamond. London, 1868. 36.Swinburne A.Ch. The Swinburne letters: In 6 vols. New Haven, 1959- 1962.

20. Swinburne A.Ch. Tristram of Lyonesse and Other Poems. London, 1882.

21. Swinburne A.Ch. William Blake. London, 1868.

22. The Viking Book of Folk Ballads of the English-speaking World / Ed. A.B. Friedman. New York, 1963.

23. Victorian Poetry. London, Penguin Popular Classics, 1996.

24. Victorian Poetry: Clough to Kipling / With an Introduction by A.J. Carr. New York; Chicago; San Fransisco, 1964.

25. Villon F. Oeuvres. Moscou, 1984.1.. Художественные тексты на русском языке:

26. Бодлер Ш. Цветы зла / Литературные памятники. М., 1970.

27. Браунинг Р. Стихотворения / Вст. статья В.Захарова. Л.: Художественная литература, 1981.

28. Вийон Ф. Поэзия. Пер. Ю. Корнеева. СПб.: Искусство СПб, 1996.

29. Вийон Ф. Поэзия. М., Гослитиздат, 1963.

30. Западноевропейская лирика XIX века / Ред. Рыкова Н.Я. Л.:

31. Лениздат, 1974. 48. Английская поэзия в русских переводах. М., 2002. 49.Зарубежная поэзия в переводах Б.Пастернака. М.: Радуга, 2001.

32. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб., 1908.

33. Карлейль Т. Sartor Resartus. М., 1902.

34. Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994.

35. Киплинг Р. Мохнатый шмель. М.: Эксмо-пресс, 1999.

36. Киплинг Р. Восток есть Восток / Предисловие Гениевой Е.Ю. М., 1992.

37. Малларме Ст. Сочинения в стихах и прозе. М.: Радуга, 1995.

38. Моррис У. Искусство и жизнь. М.: Искусство, 1973.

39. Сидни Ф. Астрофил и Стелла. Защита поэзии / Литературные памятники. М., 1982.

40. Суинберн А.Ч. Король Лир. Критические заметки // Новый журнал иностранной литературы. №10. 1903. С. 162-169.

41. Суинберн А.Ч. Сад Прозерпины. Стихи / Пер. Г. Бена. СПб, 2003.

42. Тургенев И.С. Первое собрание писем. М., 1884.

43. Шелли П.Б. Лирика. М.: Гослитиздат, 1957.

44. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.

45. I. Критическая литература на английском языке:

46. Adventures in English Literature / Ed. H.C.Schweikert. New York, 1934.

47. Anacker R. Francois Villon. New York, 1959.

48. Ashton R. The German Idea. London, 1991.

49. Bass E. D.G. Rossetti, Poet and Painter. New York, 1990.

50. Batho E., Dobree B. The Victorians and After: 1830 1914. London, 1962.

51. Baugh A.C. A Literary History of England. New York; London, 1948.

52. Beerbohm M. Rossetti and his Circle. New Haven; London, 1987.

53. Benson A. Rossetti. London, 1926.

54. Bratton D. The Victorian Popular Ballad. London, 1976.

55. British Quarterly Review. No 68. October 1878. P. 549-550.

56. Brown I. Leconte de Lisle. London, 1929.

57. Buchanan R. Mr. A.C. Swinburne's "Poems and Ballads"// Athenaeum. 4 August 1866. P. 137.

58. Buckley J. Tennyson. London, 1960.

59. Buckley J. The Victorian Temper. Cambridge, 1951.

60. Carrington Ch. Rudyard Kipling. His Life and Work. London, 1964.

61. Cassidy J.A. Algernon Charles Swinburne. New York, 1964.

62. Cecil D. The Victorian Novelists. Chicago, 1958.

63. Chamberlin J. Ripe was the Drowsy Hour. The Age of Wilde. New York, 1977.

64. Chesterton G.K. Robert Browning. New York, 1903.

65. Collins E. The Relation of Music to Poetry // Poetry Review. No 4. 1942. P. 303-305.

66. Cooke E., Stevenson L. English Literature of the Victorian Period. New York, 1949.

67. Cooper R.M. D.G.Rossetti, Critic and Poet. Ohio, 1970.

68. Cornell L. Kipling in India. London, 1966.

69. Crook N. Kipling's Myth of Love and Death. London, 1989.

70. Cruse A. The Victorians and their Reading. Boston, 1936.

71. Daiches D. A Critical History of English Literature. In 2 vols. New York, 1960.

72. Draskau M. The Quest for Equivalence: on Translating Villon. Kopenhagen, 1986.

73. Ehrenprice A.H. Swinburne's Edition of Popular Ballads. New York, 1966.

74. Eliot T.S. Rudyard Kipling // A Choice of Kipling's Verse Made by T.S. Eliot. London, 1942.

75. Eliot T.S. Swinburne // British Victorian Literature. Recent Evaluations / Ed. K. Kumar. New York, 1969.

76. Eliot T.S. Swinburne as Poet // The Sacred Wood. London, 1922.

77. Encyclopaedia Britannica. Micropsedia. Chicago; London; Toronto, 1980.

78. Ensor R.C.K. England: 1870- 1914. London, 1952.

79. Entwhistle W.G. European Balladry. Oxford, 1939.

80. Fido M. Rudyard Kipling. London, 1985.

81. Fletcher I. Swinburne. Harlow, 1973.

82. Ford B. A Guide to English Literature: In 6 vols. London, 1961 -1962.

83. Friedman A. The Ballad Revival. Chicago; London, 1961.

84. From Rosamond to Rosamund. Review., anonymous // Saturday Review. No 88. 11 November 1899. P. 619-620.

85. Gosse E. The Life of Algernon C. Swinburne. New York, 1917.

86. Grierson H. J.C. Swinburne. London, 1952.

87. Halevy E. A History of the English People in the Nineteenth Century. London, 1961.

88. Hare H. Swinburne. A Biographical Approach. London, 1949.

89. Hares-Stryker С. An Anthology of Pre-Raphaslite Writings. Sheffield, 1997.

90. Henderson Ph. Swinburne: Portrait of a Poet. London, 1974.

91. Henderson Ph. Tennyson, Poet and Prophet. London, 1978.

92. Hicks G. Figures of transition: A Study of British Literature at the End of the Nineteenth Century. New York, 1939.

93. History of Literature in the English Language: In 11 vols. Vol. 6. The Victorians. London, 1970.

94. Hopkins G.M. The Correspondence of G.M. Hopkins. New York, 1935.

95. Hopkins R.Th. Rudyard Kipling. London, 1921.

96. Hyder CI. C. Swinburne and the Popular Ballad. New York, 1964.

97. Hyder CI. C. Swinburne as Critic. London, 1972.

98. Hyder CI. C. Swinburne's Literary Career and Fame. Durham, 1933.

99. Lafour9ade J. La Jeunesse de Swinburne : In 2 vol. London, 1928.

100. Lafour9ade J. Swinburne: a Biography. New York, 1932.

101. Laws G. The British Literary Ballad. Southern Illinois Press, 1972.

102. Letters of R.Browning and E.B.Browning: In 2 vols. New York, 1926.

103. Lewis D.B.W. Francis Villon. A Documented Survey. New York, 1928.

104. Lyall A. Tennyson. New York, 1902.

105. Mallock W.H. Memoirs of Life and Literature. New York, 1920.

106. McGann J.I. Swinburne. An Experiment in Criticism. Chicago-London, 1972.

107. Meyngadt C. The Time of Tennyson. London, 1968.

108. Morley J. Review of "Poems and Ballads" by A.C. Swinburne // Saturday Review. 4 August 1866. P. 145 147.

109. Morton A. A People's History of England. London, 1984.

110. Mossop D. Baudelaire's Tragic Hero. Oxford, 1961.

111. Nicolson H. Swinburne. London, 1926.

112. Pattison R. Tennyson and Tradition. Harvard Univ. Press, 1979.

113. Peters R.L. The Crowns of Apollo: Swinburne's Principles of Literature and Art. Detroit, 1965.

114. Phillpots E. Swinburne // «Athenasum». 17 April 1909. P. 496.

115. Piestrzynska D. The Decline of Some Victorian Attitudes as Reflected in the Poetry of A.Ch. Swinburne and J.Thomson (B.V.): 1855 1875. Wroclaw, 1984.

116. Pound E. Literary Essays. London, 1974.

117. Pound L. Poetic Origins and the Ballad. New York, 1921.

118. Review., anonymous. Academy. No 35. 27 April 1889. P. 639640.

119. Review., anonymous. London Review. 4 August 1866. P. 137 -138.

120. Review., anonymous. Quarterly Review. No 65. January 1886. P. 247-250.

121. Review., anonymous. Saturday Review. 20 April 1889. P. 482483.

122. Review., anonymous. The Times. 28 September 1908. P. 11.

123. Review., anonymous. Westminster Review. No 110. October 1878. P. 563 -564.

124. Rossetti H.M.A. The Life and Work of D.G.Rossetti. London, 1902.

125. Seeman O. A Song of Renunciation // Punch. October 1889. P. 51.

126. Shahani Rangee G. The Asiatic Element in Swinburne // Poetry Review. No 3. 1942. P. 225-230.

127. Shanks E. Rudyard Kipling. London, 1940.

128. Singh G.S. Pessimism in Swinburne's Early Poetry. Aligarh, 1956.

129. Swinburne. The Critical Heritage / Ed. CI. C. Hyder. New York, 1979.

130. Tennyson A. The Letters of Alfred, Lord Tennyson. In 3 vols. Cambridge, 1981.

131. Tennyson: and After? Review., anonymous // Fortnightly Review. No 53. 1890.

132. The Pre-Raphaelites and their Circle / Ed. C.Y.Lang. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1975.

133. The Rossetti McMillan Letters. Los Angeles, 1963.

134. Thomas D. Swinburne: the Poet in his World. London, 1999.

135. Tompkins J.M.S. The Art of Rudyard Kipling. New York, 1959.

136. Trail H. Swinburne // The World. Christmas Number of 1882.

137. Walder A. Swinburne's Flowers of Evil. Baudelaire's Influence on "Poems and Ballads First Series". Acta Univ. Uppsaliensis, Studia Anglistica Uppsaliensia, Uppsala, 1976.

138. Welby T. A Study of Swinburne. London, 1926.

139. Who Should Be Laureate? Review., anonymous // The Idler. No7. 1895. P. 11-13.

140. Wilson A. The Strange Way of Rudyard Kipling. London, 1965.

141. Wiirzbach N. Tradition and Innovation: the Influence of Child Ballads on the Anglo-American Literary Ballad // The Ballad and Oral Literature. London, Harvard Univ. Press, 1991. P. 171-192.

142. Yeats W.B. The Ideas of Good and Evil. London, 1903.

143. Критическая литература на русском языке:

144. А.Ч. Суинберн // Еженедельное Новое Время. Т.VII. №89. 1880. С.699-703.

145. А.Ч.Суинберн // Новый журнал иностранной литературы. №12. 1901.С.184-185.

146. Агапова И.А. Драматический монолог Д.Г. Россетти: некоторые наблюдения // Актуальные проблемы изучения литературы и культуры на современном этапе: Межвуз. сб. научн. трудов / Ред. Демин В.И. Саранск, 2001.

147. Агапова И.А. Постромантические тенденции в английском интеллектуальном сознании 1840-х 1850-х гг.: «братство прерафаэлитов» // Филологические заметки: Межвуз. сб. научн. трудов / Ред. Анашкина И.А., Осовский О.Е. Саранск, 1999.

148. Алексеев М.П. Английская литература. Очерки и исследования. Избранные труды. JL: Наука, 1991.

149. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования. М.; JL, 1960.

150. Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М.: Высшая школа, 1984.

151. Алексеев М.П. Сибирская ссылка и английский поэт // Сибирские огни. №4. 1928. С.182-193.

152. Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. Л.: Наука, 1983.

153. Амаглобели В.Т. Рисорджименто и сборник Суинберна «Песни перед восходом солнца» // Проблемы референции в языке и литературе: Материалы филологической конференции 16 20.06.87 в ТГУ / Ред. Блондин В.И. Тбилиси, 1987. С.З.

154. Аникин Г.В. Прерафаэлитизм: взаимодействие искусства и литературных жанров // Взаимодействие жанров вхудожественной системе писателя / Ред. Пуришев Б.И. М.: Издательство МГПИ, 1982.

155. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX в. М.: Наука, 1986.

156. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1985.

157. Аринштейн Л.М. Прогрессивные общественно-политические тенденции в английской поэзии 50-х — 70-х гг. XIX века. М.: Госвузиздат, 1963.

158. Берковский Н.А. Романтизм в Германии. Л.: Азбука-классика, 2001.

159. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

160. Благой Д.Д. Мысль и звук в поэзии // Славянские литературы: Доклады делегатов VII международного съезда славистов / Ред. Алексеев М.П. М.: Наука, 1973. С. 99-140.

161. Борхес Х.-Л. Суинберн // Борхес Х.-Л. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1 (1921-1941). СПб: Амфора, 2002. С. 515-517.

162. Бушмин А.С. Методология литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969.

163. Бурова И.И. Две тысячи лет истории Англии. СПб: Бельведер, 2001.

164. Васильев Н. Поэзия Свинберна // Вестник Европы. 1909. №8. С. 507-523.

165. Васильев Н. Свинберн // Творчество. Казань, 1909. С. 120 -126.

166. Венгерова З.А. Английское искусство: Уильям Моррис и Алджернон Свинборн // Вестник Европы. №5. 1895. С. 233-235.

167. Венгерова З.А. Литературные характеристики. В 2 т. Т.1. СПб, 1897.

168. Витковская А.Д. Опыт сопоставительного исследования английской и французской средневековой баллады // Вестник Московского Университета. Серия 9. Филология. №5. 1981. С. 29-36.

169. Вишневская Н.А., Зыкова Е.П. Запад есть Запад, Восток есть Восток. Из истории англо-индийских литературных связей в новое время. М.: Наследие, 1996.

170. Вопросы национальной специфики произведений зарубежной литературы середины XIX в. / Ред. Шейнкер В.Н. Иваново, 1978.

171. Гаспаров M.JI. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 2003.

172. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М.: Искусство, 1968.

173. Головенченко Ф.М. О звучании слова (звукопись) // Русские литературы. Ученые записки МГПИ им. Ленина. №160 / Ред. Головенченко Ф.М. М., 1961. С. 5-22.

174. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М.: Наука, 1978.

175. Дьяконова Н.Я., Чамеев А.А. Шелли. СПб.: Наука, 1994.

176. Дюришин Д. Перевод как особая форма межлитературной рецепции // Сравнительное изучение литератур. JL, 1976.

177. Европейский романтизм / Ред. Неупокоева И.Г., Шетер И. М.: Наука, 1973.

178. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960.

179. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. JL: Наука, 1978.

180. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Д.: Наука, 1981.

181. Жирмунский В.М. Избранные труды. JL: Наука, 1981.

182. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. JL: Наука, 1979.

183. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия историко-литературных материалов. М.: Высшая школа, 1990.

184. История западноевропейской литературы. XIX век. Англия / Ред. Сидорченко JI.B., Бурова И.И. Москва; Санкт-Петербург, 2004.

185. История западноевропейской литературы. XIX век. Франция. Нидерланды. Италия. Бельгия / Ред. Соколова Т.В. Москва; Санкт-Петербург, 2004.

186. История французской литературы. В 4 т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1946.

187. Кар Л., де. Прерафаэлиты: модернизм по-английски. М.: Астрель, 2002.

188. Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. М., 1998.

189. Кассу Ж. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / При участии П.Брюнеля, Ф.Клодона, Ж.Пиеймана, Л.Ришара. М.: Республика, 2002.

190. Киселева О.В. Мотив упадка и разрушения в произведениях Суинберна // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе / Ред. Автухович Т.Е. Гродно, 1997. С. 197-203.

191. Киселева О.В. Функция реминисценции в структуре поэмы А.Ч.Суинберна «На скалах» // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе / Ред. Автухович Т.Е. В 2 ч. 4.1. Гродно, 1998. С.133-140.

192. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.

193. Клименко Е.И. Проблемы стиля в английской литературе первой половины XIX века. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959.

194. Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967.

195. Клименко Е.И. Традиции и новаторство в английской литературе первой половины XIX века. JL: Изд-во Ленингр. унта, 1961.

196. Клименко Е.И. Язык и стиль Шелли // Ученые записки Ленинградского Педагогического Института им. Герцена. Л., 1938. С. 90-123.

197. Клюева И.В., Дубовик Н.В. Эстетическая концепция любви и страсти в творчестве А.Ч.Суинберна // Филологические заметки: Межвуз. сб. научн. трудов / Ред. Анашкина И.А., Осовский О.Е. Саранск, 1999. С. 72-77.

198. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972.

199. Коршунова С.В. Артурианская поэма А.Ч.Суинберна «Тристрам из Лайонес» // Классика в контексте мировой культуры: Тезисы докладов участников VI Пуришевских чтений / Ред. Ганин В.Н. М., 1994. С. 30.

200. Ладария М.Г. И.С. Тургенев и писатели Франции XIX в. Тбилиси, 1987.

201. Ланглад Ж, де. Оскар Уайльд, или правда масок. М., 1999.

202. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992.

203. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001.

204. Литературные связи и литературный процесс / Ред. Никольский С.В. М.: Наука, 1986.

205. Машкова Д.В. Проблема композиции сборника «Стихотворения и баллады, первая серия» А.Ч.Суинберна // Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых: Сб. научн. статей / Ред. Андрамонова Н.А. Казань, 2001. С. 59-65.

206. Машкова Д.В. Философия природы в лирике А.Ч. Суинберна (на материале сборника «Стихотворения и баллады, перваясерия») // Природа: материальное и духовное: Тезисы докладов конференции / Ред. Гринфельд Г.Я. СПб, 2002. С. 48-49.

207. Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. М.: Учпедгиз, 1959.

208. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М.: Наука, 1973.

209. Писарро J1. Россетти. М., 1909.

210. Реньяр А.А. Рецензия на «Очерки и этюды», «Джорджа Чепмэна», «Эрехтея», «Песни двух народов» // Вестник Европы. Т.1. 1877. С. 766-768.

211. Реньяр А.А. Рецензия на «Стихотворения и баллады, вторую серию»//Вестник Европы. Т. 1. 1879. С. 316-318.

212. Саймоне Дж. Карлейль. Сер. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1981.

213. Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств. СПб: Изд-во РГПУ, 1998.

214. Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и русская литература последней трети XIX начала XX века (Драма, поэзия, проза). СПб: Изд-во ЛОИУУ, 1994.

215. Томашевская Л.Б. Тема национально-освободительной борьбы Италии в ранней лирике Суинберна // Язык, культура, общество: Тезисы докладов межвузовской конференции молодых ученых (Пермь, октябрь ноябрь 1988 г. ) / Ред. Мурзин Л.Н. Пермь, 1986. С. 26.

216. Тревельян Дж.М. История Англии: от Чосера до королевы Виктории. Смоленск, 2001.

217. Турчин А. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII XIX вв. М., 1987.

218. Тьерсо Ж. История народной песни во Франции. М.: Искусство, 1975.

219. Уайльд О. Последний томик стихов м-ра Суинберна / Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М.: Республика, 1993.

220. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки истории английской литературы. М.: Наука, 1970.

221. Ухтомский Э. Алджернон Чарлз Суинберн // Гражданин. Литературное приложение. 1885. №7. С.43 46.

222. Уэллек Р., Уоррен О. История литературы. М.: Прогресс, 1978.

223. Фавье Ж. Франсуа Вийон. Сер. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1999.

224. Федотов О.И. Рифма и звуковой повтор // Метод и стиль писателя: Сб. научн. статей / Ред. Жарский Ф.Г. Владимир, 1976.

225. Философско-религиозные основы науки / Ред. Киссель М.А. М., 1997.

226. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002.

227. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. М.: Наука, 1974.

228. Хорольский В.В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа XIX XX вв. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995.

229. Шестаков В.П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. М.: Прогресс, 2004.

230. Эллман Р. Оскар Уайльд. Биография. М.: Независимая газета, 2001.

231. Эренбург И. Писатели Франции. М., 1960.

232. Яковенко В.И. Несколько слов о Томасе Карлейле // Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб., 1908.1. Авторефераты:

233. Аринштейн JI.M. Революционные и демократические тенденции в английской поэзии второй половины XIX века: Автореф. дисс. докт. филол. н. JL, 1964.

234. Афанасьева Е.С. Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи: Автореф. дисс. канд. филол. н. СПб, 2003.

235. Вайнштейн О.Б. Мэтью Арнольд и английская литературная критика середины XIX в: Автореф. дисс. канд. филол. н. М., 1985.

236. Комарова Е.Г. Художественное творчество Томаса Карлейля (1820-е 1830-е гг.): Автореф. дисс. канд. филол. н. Л., 1989.

237. Машкова Д.В. Творчество А.Ч.Суинберна в контексте англофранцузских эстетических взаимодействий: Автореф. дисс. канд. филол. н. Казань, 2002.

238. Саркисова Н.М. Философская лирика Колриджа: Автореф. дисс. канд. филол. н. СПб, 1999.

239. Сиповская М.П. Литературная баллада и балладное возрождение в Англии первой половины XVIII века: Автореф. дисс. канд. филол. н. Л., 1977.

240. Скляр Ф.М. Творчество Р. Киплинга 1882 1891 гг.: от репортажа к рассказу и балладе: Автореф. дисс. канд. филол. н. М., 1977.

241. Соколова Н.И. Литературное творчество прерафаэлитов в контексте «средневекового возрождения» в викторианской Англии: Автореф. дисс. докт. филол. н. М., 1995.

242. Удеревский Ю.В. И.С. Тургенев и французские писатели XIX в. Автореф. дисс. канд. филол. н. М., 1978.

243. Список условных сокращений, использованных висследовании:1. Ibid.-там же.2. ст. строки произведения.

244. Op.cit. указанное сочинение.

245. РВ1 сборник А.Ч. Суинберна «Стихотворения и баллады, первая серия» (Swinburne A.Ch. Poems and Ballads. London, 1866. Цит. no: Swinburne A.Ch. Poems and Ballads, First Series. London, 1912).

246. PB2 сборник А.Ч. Суинберна «Стихотворения и баллады, вторая серия» (Swinburne A.Ch. Poems and Ballads, Second Series. London, 1878).

247. РВЗ сборник А.Ч. Суинберна «Стихотворения и баллады, третья серия» (SwinburneA.Ch. Poems and Ballads, Third Series. London, 1889).

248. PRC сборник "Прерафаэлиты и их окружение", включающий статьи об авторах и их произведения (The Pre-Raphaelites and their Circle / Ed. C.Y.Lang. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1975).

249. SBS сборник А.Ч. Суинберна «Предрассветные песни» (Swinburne A.Ch. Songs before Sunrise. London, 1871. Цит. no: Swinburne A.Ch. Songs before Sunrise. London, 1875).