автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.07
диссертация на тему:
Логические идеи Э. Гуссерля

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Зайцева, Наталья Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.07
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Логические идеи Э. Гуссерля'

Текст диссертации на тему "Логические идеи Э. Гуссерля"

61 ■ м-9/353 ~д

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

Специализированный Совет (Д 053.05.20) по философским наукам в МГУ

На правах рукописи

Зайцева Наталья Валентиновна ЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Э.ГУССЕРЛЯ

09.00.07 - Логика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор филсофских наук, профессор Е.Д.Смирнова

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

ВВЕДЕНИЕ__3-18

/. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Э.ГУССЕРЛЯ____ 19-40

1.1. Введение в трансцендентальную феноменологию._20-27

1.2. Категориальное ядро феноменологии._27-36

1.3. Феноменология Гуссерля: кантианство или платонизм?_36-40

II. ТЕОРИЯ СМЫСЛА И ЗНАЧЕНИЯ В «ЛОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ»_41-74

2.1. Когнитивные акты и их структура. Смысл как идеальное

содержание акта. _42-50

2.2. Смысл как видовое.___50-58

2.3. Идеи категорной грамматики. Логика и формальная онтология._58-67

2.4. Категориальные акты и категориальное схватывание._68-74

III. ЛОГИКА КАК НАУКА_ 75-97

3.1. Природа логических законов. Истина и очевидность._ 75 -90

3.2. Логика как теория науки.._ 90-97

IV. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ СМЫСЛА В ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Э.ГУССЕРЛЯ 98-136

4.1. Ноэматическая теория смысла и значения._ 99-108

4.2. Проблема смыслоформирования у позднего Гуссерля._ '.109-125

4.3. Когнитивная семантика Гуссерля._ 126-136

V.ГУССЕРЛЬ, ФРЕГЕ И СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИКА_ 137-181

5.1. Логическая семантика Фреге__138-149

5.2. История вопроса.__149-156

5.3. Гуссерль и Фреге: сравнительный анализ.__156-168

5.4. Феноменология Гуссерля и семантика возможных миров.__168-181

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___ 182-188

ЛИТЕРАТУРА

189-194

ВВЕДЕНИЕ

Гуссерлианский проект обоснования философии как строгой науки базируется на оригинальной феноменологической концепции смысла как необходимого условия конституирования любого предмета, на который направлено сознание. Существует достаточно много подходов к трактовке смысла, к пониманию природы логического знания, и к логике вообще. Условно их можно разделить на рационалистическую традицию, в которой акцент делается на объективности и идеальности смысла, истины, логического закона, и прагматическую традицию, акцентирующую внимание на субъективно^ принадлежности субъекту) составляющей смысла, относительном характере логических связей. Э.Гуссерль в своей логико-философской концепции постарался учесть и совместить преимущества обеих традиций, при этом, не покидая почвы рационализма, предложил решение проблемы субъективности - интерсубъективности смысла. Э.Гуссерлю удалось, постулируя идеальность и интерсубъективность смысла, указать способ его данности сознанию субъекта в специфических ментальных актах означивания как субъективного переживания. Итогом развития этих исследований стали теория логики как универсального науко-учения и лежащая в ее основе когнитивная семантика.

Одним из специфических отличий современного этапа развития логики является заметно усилившаяся тенденция включения в сферу логических исследований когнитивной проблематики. Эпистемические логики, логики восприятия и подобные им логические теории строятся на основе учета субъекта различных пропозициональных установок. В этой связи актуальной оказывается проблема обоснования природы логического знания, очерчивания границ предметного поля логики. Новое звучание приобретает антитеза психологизм-антипсихологизм. Выдвижение на первый план этих проблем, а также лежащей в их основе проблемы интерпретации процессов смыслоформирования и по-

нимания, объясняет усиление интереса к работам Э.Гуссерля. Еще в первой половине XX века ему удалось не только осознать необходимость интеграции логики и других когнитивных наук, но и предложить пути возможной реализации и философского обоснования этой интеграции. В этом отношении когнитивно обусловленная семантическая теория Э.Гуссерля выгодно отличается от логической семантики Г.Фреге.

Неудивительно, что центральное понятие феноменологии "интенциональность", лежащее в самой основе логико-семантической концепции Э.Гуссерля, становится объектом пристального внимания не только логиков, но и разработчиков computer science и искусственного интеллекта. В этой связи заслуживают упоминания концепции ментальных репрезентаций, фреймов, концептуальных графов, а также некоторые идеи, лежащие в основе так называемых когнитивных семантик. Согласно распространенной точке зрения!, новая идеологическая парадигма искусственного интеллекта связана не столько с идеями Л.Витгенштейна, Б.Рассела или Г.Фреге, сколько с феноменологической логико-семантической концепцией Э.Гуссерля.

Логико-семантические идеи Э.Гуссерля уже давно и активно исследуются западными специалистами как в области логики, так и феноменологии. Достаточно отметить фундаментальные монографии Дж.Мохенти2, Р.ТраджессераЗ, а также совместную работу Д.Смита и Р.Макинтайра4. Кроме того целый ряд коллективных трудов по феноменологии включает разделы, посвященные логической проблематике в творчестве Э.Гуссерля5.

Сопоставление ноэматической теории с семантической концепцией

1 Дрейфус X., Дрейфус С. "Создание сознания vs моделирование мозга" - В кн. Аналитическая философия: становление и развитие, под ред. А.Ф.Грязнова, М.,1998

2 Mohanty J.N. Edmund Husserl's theory of meaning. The Hague, Nijhoff, 1964.

3 Tragesser R.S. Phenomenology and logic. Ithaca, 1977.

4 Smith D.W., Mclntyre R. Husserl and Intentionality: A Study of Mind, Meaning and Language. Dordrecht: Reidel, 1982.

5 См., например, Readings on Edmund Husserl's logical investigations. Ed. J.N.Mohanty. The Hague: Nijhoff, 1977, а также Exploration in phenomenology. Papers of the Society for phenomenological and existential philosophy. Ed. by D.Carr and E.S.Casey, 1973.

Г.Фреге лежит в основе многолетней дискуссии об интерпретации понятия но-эмы и возможности формальной реконструкции ноэматической теории смысла в терминах семантик возможных миров, определившей основные направления развития исследований логической составляющей феноменологии Э.Гуссерля. Согласно одной из превалирующих точек зрения, основывающейся на признании сходства теорий Э.Гуссерля и Г.Фреге (в частности, на родстве понятий ноэмы Э.Гуссерля и Sinn Г.Фреге), ключом к формальной реконструкции теории смысла служит трактовка понятия интенциональности через понятие ин-тенсиональности. Начало этому подходу положили работы Д. Фоллесдаляб, предложившего использовать для реконструкции ноэматической теории идеи пропозициональных установок. Ученики Д.Фоллесдаля Д.Смит и Р.Макинтайр, а также Я.Хинтикка много сделали для развития этого "логического" подхода к реконструкции идей Э.Гуссерля. Однако, концепция интенциональности как интенсиональности имеет не меньше критиков, чем последователей, особенно среди феноменологов. Так. Дж.Мохенти вообще считает формальную реконструкцию феноменологической теории смысла средствами современной логики невозможной.

На мой взгляд, в основе этих разногласий лежит, с одной стороны, - не всегда адекватная интерпретация феноменологических понятий логиками, а с другой, - недооценка, а зачастую просто незнание феноменологами современной логики. Одним из наиболее авторитетных исследователей логического наследия Э.Гуссерля является Б.Смит, концепция которого не укладывается в рамки "логического" или "феноменологического" подходов. Именно Б.Смит в цикле статей7 привлек внимание к теории смысла как вида, а также отметил основополагающую роль формальной онтологии и категорной грамматики в

6 Фоллесдаль Д. Понятие ноэмы в феноменологии Гуссерля. - В кн. Методологический анализ оснований математики. М., 1988.

7 См, например, Smith В. "Husserl, Language, and the Ontology of the Act". - D.Buzzetti, M.Ferriani, eds, Speculative Grammar, Universal Grammar, and Philosophical Analysis of Language. Amserdam. Philadelphia, 1987, pp. 20-57; или Smith B. "Logic and Formal Ontology". -J.N.Mohanty, W.R. McKenna, eds, Husserl's Phenomenology: A Textbook, Washington. D.C., 1989, pp29-68.

логической теории Э.Гуссерля.

На фоне столь пристального интереса к логической концепции Э.Гуссерля на Западе особенно досадным представляется тот факт, что в отечественной литературе по логике имеется серьезный пробел, связанный с анализом логико-семантических идей Гуссерля. До последнего времени феноменология оставалась предметом преимущественно историко-философских исследований. Среди объективных причин, препятствующих освоению логических идей Э.Гуссерля, следует отметить отсутствие русского перевода большинства фундаментальных работ Э.Гуссерля и существенные недостатки имеющегося перевода первого тома "Логических исследований" и фрагментов "Идей". Исключение составляет лишь перевод "Картезианских размышлений", снабженный вступительной статьей Я.Слинина.

Сложившаяся ситуация приводит к не всегда адекватной интерпретации отечественными исследователями некоторых фундаментальных идей феноменологии. Так, широко распространенная точка зрения о неразличении Э.Гуссерлем смысла и значения служит для А.Бессонова8 одним из источников теоретичоеского обоснования возможного отказа от понятия денотации. В то же время В.Петров9 предлагает понимать теорию направленности как видового в качестве характеристики референции, а не смысла.

Столь очевидные противоречия в интерпретации логико-когнитивной семантики Э.Гуссерля наглядно демонстрируют необходимость адекватного прочтения Э.Гуссерля, что возможно лишь на основе систематического изложения и комплексного анализа его логико-семантических взглядов. Данная диссертационная работа представляет собой попытку такого исследования, а также обосновывает возможность включения феноменологического подхода к решению основных проблем логической семантики в предметное поле современной логики.

8 Бессонов A.B. Теория объектов в логике. Новосибирск, 1987.

9 Петров В.В. Гуссерлевская семантика в ретроспективе. - Известия СО АН СССР. Серия общественных наук. №6, вып.2, 1975, сс. 122-26.

Целью диссертационного исследования является выявление, систематизация и интерпретация логических идей Э.Гуссерля в контексте его феноменологического учения, включение их в анализ основополагающих понятий современной логической семантики.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

• среди философско-методологических принципов и понятий, составляющих ядро феноменологического метода, выявить те, которые лежат в основании логико-семантической концепции Э.Гуссерля, установить их роль в решении логических проблем феноменологии;

• выявить и проанализировать феноменологическую теорию смысла-значения лингвистических выражений, изложенную в "Логических исследованиях", представить ее в систематическом виде;

• используя материал "Логических исследований", раскрыть суть концепции логики как универсального наукоучения, выявить роль теории смысла-значения в ее обосновании;

• проследить эволюцию концепции смысла в феноменологии Э.Гуссерля, выявить основания и основные направления этой эволюции, сформулировать обобщенный вариант когнитивной семантики феноменологическое типа;

• осуществить сравнительный анализ семантических теорий Э.Гуссерля и Г.Фреге, выявить основополагающие принципы их построения.

. показать пути интеграции когнитивной семантики Э.Гуссерля в современную логическую семантику.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается выбор темы, актуальность предполагаемого исследования, устанавливаются его цели и задачи.

Первая глава "Феноменология Э.Гуссерля", содержащая три параграфа,

служит своеобразным обзором и интерпретацией основных идей феноменологической философии с учетом их дальнейшего использования в диссертации.

Первый параграф "Введение в трансцендентальную феноменологию" содержит краткое изложение основ феноменологического учения Гуссерля, опирающееся на так называемые "операциональные" феноменологические понятия: "эпохе", "трансцендентальная редукция", "феноменологическая установка" и т.п. . В параграфе анализируются такие ключевые для понимания логико-семантических взглядов Э.Гуссерля понятия, как "объект", "объективность", "трансцендентальная субъективность". Предпринимаемый в работе анализ показывает, как осуществляется отказ от естественной установки сознания, разделяющей мир на субъективный (мир сознания) и реальный (вне сознания), как происходит заключение действительного мира "в скобки" и переход на феноменологическую позицию. Последнее означает, что индивидуальное человеческое сознание редуцируется к трансцендентальному и обретает доступ к чистым феноменам сознания - интенциональным объектам.

Уже на этом уровне анализа делается акцент на роли логической проблематики в феноменологии Гуссерля. Подвергнувшись трансцендентально-феноменологической редукции, мир вещей трансформируется в мир интен-циональных объектов, данных сознанию в качестве "осмысленных предметно-стей", или смысловых единиц. В этой связи рассматривается одна из главных, на мой взгляд, проблем трансцендентальной феноменологии Гуссерля, которую он стремился решить на протяжении всего своего творчества, - как совместить индивидуальную субъективную жизнь сознания и интерсубъективность, идеальность смысла?

Во втором параграфе первой главы "Категориальное ядро феноменологии" осуществляется выборочный анализ и систематизация основных феноменологических понятий, которые Э.Гуссерль использует как при решении сформулированной выше проблемы, так и в своем обосновании науки логики. Ключевым понятием феноменологического метода является, на мой взгляд, понятие интенциональности, выражающее нацеленность сознания на объект

мышления, познания и т.п. . Э.Гуссерль исходит из того, что сознание всегда предметно, при этом конституируемые в нем интенциональные объекты - это идеальные объекты, "несущие в себе смысл". Благодаря использованию понятия очевидности как переживания совпадения предмета направленности с тем, как он дан сознанию в интенциональном акте, в феноменологии Э.Гуссерля обеспечивается действительное "схватывание" объекта интенции, а применительно к логике - истинность высказывания.

Правомерно выделить важный этап эволюции гуссерлианской концепции смысла, связанный с использованием понятий ноэзиса и ноэмы, которые выражают, соответственно, описание акта переживания и то, что переживается в акте. Ноэма, представляющая собой трансформацию понятия смысла, связана с еще одним важным феноменологическим понятием - горизонтом, под которым можно понимать контекст, выражающий условия возможности существования интецционального объекта как единицы смысла - ядра ноэмы.

Более широкая проблема смыслоформирования решается Гуссерлем в поздний период творчества в "Картезианских размышлениях" с помощью понятия аппрезентации. Интерсубъективность смысла он связывает с существованием Другого Я, которое "выводится" ("следует") из сознания трансцендентального субъекта. Уподобление Другого Я моему собственному и есть аппре-зентация, обеспечивающая возможность восприятия одного предмета в контексте смысла другого предмета, изначально данного в качестве образца. Таким образом, возникает возможность говорить о типизации любой вещи как механизме осмысления.

Третий параграф посвящен вопросу о мотивах платонизма и кантианства в феноменологии Э.Гуссерля. С момента появления "Логических исследований" многие комментаторы Э.Гуссерля прямо указывали на сходство идеальных смысловых предметностей с платоновским миром идей. Смысл знака, по Э.Гуссерлю, действительно является объективным, но при этом он вплетен в ткань действительных ментальных актов. В одной из последних работ "Начало геометрии" он подчеркивает, что объективность смысла связана с его возмож-

ностью быть выраженным в языке, иметь "для-всех-бытие", а не с его особым онтологическим статусом. Тем самым, в диссертации показывается, что плато-нистическая интерпретация концепции смысла в феноменологии Э.Гуссерля является неправомерной.

Трансцендентальный субъективизм Э.Гуссерля указывает скорее на близость феноменологической установки философии Канта. Подобно Канту, Э.Гуссерль понимает мир как мир опыта, существование которого стало возможно благодаря деятельности сознания. Так же как и его великий предшественник Э.Гуссерль стремится отыскать источник аподиктичности знания, но, критикуя специфический психологизм Канта, он находит его в концепции трансцендентального субъекта. При этом конструктивная позиция Э.Гуссерля представляется более последовательной: трансцендентальный субъект является источником любых предметов в качестве осмысленных единиц, в том числе и трансцендентных.

Вторая глава "Теория смысла и значения в "Логических исследованиях"" включает четыре параграфа. Первый из них начинается с установления терминологии, принятой в работе. В дальнейшем под термином "смысл" будет подразумеваться когнитивная характеристика акта означивания как способа указания на объект, под термином "зна