автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Марийское национальное движение в 1917-1918 годах

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Чузаев, Родион Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Йошкар-Ола
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Марийское национальное движение в 1917-1918 годах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Марийское национальное движение в 1917-1918 годах"

од

Л-|1

Я-;;

На правах рукописи

Чузаез Родион Иванович

марийское национальное движение в 1917-1918 гг.

07.00.02.-0течественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Казань -1998

Диссертация выполнена на кафедре региональной истории Марийского государственного университета.

Научный руководитель -Официальные оппоненты -

Ведущая организация

доктор исторических наук, профессор Сану ков К.Н.

доктор исторических наук, профессор Хайрутдинов Р.Г.

доктор исторических наук, профессор Стариков C.B.

Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории имени В.М. Васильева.

Защита состоится "Я "ОКТЯБРЯ 1998 года в й часов на заседании диссертационного совета Д.053.29.06. по присуждению ученой степени доетора исторических наук при Казанскомтосударственном университете имени В:Иг"Ульянова-Ленина.

Адрес: 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.

Автореферат разослан "¿?"ЯВГуетА 1993 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент /1Р-Г. К'ашафутдинов

!. Общая характеристика работы.

Актуальность темы. На протяжении XX века в Российской империи, в СССР, в Российской Федерации то и дело возникали вспышки на национальной почве, иногда сопровождавшиеся вооруженными столкновениями, человеческими жертвами. Часто политикам, в чьих руках находится решение этих проблем, не хватает знаний об истоках, причинах конфликта. Чаще всего причины ищут в лидерах, их амбициозных высказываниях, действиях. Но вряд ли целый народ пошел бы за тем или иным деятелем без оснований. Значит, есть для этого серьезные основания. Значит, надо обратиться к истории проблемы.

Тема "Марийское национальное движение в 1917-1918 годах" является весьма актуальной в связи с тем, что национальное движение, его проблемы на современном этапе выдвинулись на одно из важнейших мест в науке и политике, тем более, когда речь идет о таком полиэтническом регионе, как Поволжье и Приуралье. Исторические аспекты этих проблем оказывают большое влияние на нынешнее этнополитическое сознание. Поэтому требуется правдивое, объективное освещение истории зарождения и развития национальных движений в регионе после Февральской демократической революции и Октябрьского переворота.

В силу политических обстоятельств в имеющейся историко-краеведческой литературе эти события во многом фальсифицированы. Во-первых, у исследователей был ограниченный доступ к источникам, во-вторых, исследования, не соответствующие установленной схеме, просто не могли быть опубликованы. В последние годы изменившаяся политическая ситуация в стране значительно раздвинула границы "дозволенного". Ослабление и упразднение идеологической цензуры, доступ к закрытым архивным фондам дали исследователям широкие возможности объективного рассмотрения событий периода революции.

Семь десятилетий большинство деятелей марийского национального движения 1917-1918 годов относили к разряду "буржуазных националистов", а с конца 30-х до конца 50-х годов это "клеймо" касалось всех участников движения. Сегодня само понятие "национализм" стало дискуссионным. Следовательно, тема "Марийское национальное движение в

1917-1918 годах" требует пересмотра, а общедемократическое крыло движения - объективной оценки.

Состояние изученности проблемы. Историографию национальных движений народов Поволжья, в том числе мари, в 19171918 годах можно разделить на четыре этапа: 1)20-ые -середина 30-х гг.; 2)конец 30-х -середина 50-х; 3)конец 50-х-конец 80-х;4)90-ые годы.

Первые работы, в которых затрагивались вопросы национального движения, появились еще в начале 20-х годов. Их авторами были в основном активные участники событий и реже - профессиональные историки, поэтому отношение авторов к событиям было во многих отношениях предвзятое, субъективное.

В разработку истории национальных движений народов Поволжья первый и значительный вклад внес профессор Казанского университета Н.В. Никольский. Как профессиональный историк и один из организаторов Общества мелких народностей Поволжья, Н.В. Никольский первым осветил национальные движения между Волгой и Уралом. Он же дал первую сравнительную оценку, отметив наибольшую активность марийцев и чувашей 1.

^арийскоелационапьное движение^^20=ые^одьиэсвеща^ лось в основном в статьях В.А. Мухина, И.Н. Смирнова и А.К. Эшкинина. Если В.А. Мухин и И.Н. Смирнов отмечали наличие двух направлений в движении, то А.К. Эшкинин называл 1917-й год периодом национально-революционного движения 2 и рассматривал его как единое целое, без разделения на течения. В отличие от В.А. Мухина, у него меньше был выражен партийно-классовый подход.

В конце 20-х годов проблемами национального движения профессионально занимался казанский историк М.К. Корбут. В 1929 году вышли его обстоятельные статьи, насыщенные богатым фактическим материалом 3.

1.Никольский Н.В.Конспекты по истории народностей Поволжья. Казань,1919.

2. Эшкинин А.К. Коммунистическое движение среди мари // 5 лет строительства М.А.О. Краснококшайск, 1926. С. 95-98.

3. Корбут М.К. Марийское национальное движение на переломе. Мелкобуржуазная интеллигенция в период Временного Правительства // Марий илыш. Вып. I, 1929. С. 9-43.

Он сумел четко определить политическое настроение среди мари в 1917 году:"...Даже в Военной черемисской организации "духом большевизма" даже и "не пахнет"...4.

После ареста лидеров общедемократического крыла марийского национального движения Л.Я. Мендиярова, В.М. Васильева и других в 1931г. в историографии движения начинается односторонняя трактовка, когда представители названного крыла стали замалчиваться. Положительно характеризовались только те участники, которые пошли за большевиками 5.

В целом до середины 30-х годов марийское национальное движение исследователи делили на два направления -революционно-демократическое и буржуазно-националистическое.

В следующий, второй период "всякое национально-освободительное движение, не руководимое непосредственно партией пролетариата, объявлялось буржуазным, националистическим, а следовательно, враждебным делу социалистической революции"6.

Работой, открывающей второй период историографии марийского национального движения, явился политико-экономический сборник "Марийская АССР" под редакцией А.Ф. Кашникова7. А. Кашников и А. Айзенворт всех участников движения причислили к разряду "врагов народа". Деление на течения прекратилось, все съезды мари и их участники получили отрицательную оценку.

В 40-ые - первой половине 50-х годов проблемы марийского национального движения 1917-1918 годов освещались в исследованиях Н.П. Калистратова8 , И.С. Максимова и H.A.

4. Марий илыш. Вып.1, 1929. С. 11.

5. 10 лет социалистического строительства в Марийской Автономной Области^ 921-1931 ):Сб. ст./Под ред. П.И. Андреева и др. Йошкар-Ола, 1931; 15 летМ.А.О.: Сб. мат./Отв. ред.А.К.Эшкинин.Йошкар-Ола,1936.

6. Актуальные вопросы Отечественной и всеобщей истории. Казань: Издательство Казанского университета, 1991. С.75.

7. Марийская АССР: Политико-экономический сборник /Под ред. А.Ф.Кашникова. Йошкар-Ола, 1938.

8. Калистратов Н. Провозглашение Советской автономии марийского народа// Ученые записки Марийского педагогического института. Т.Н. Йошкар-Ола,1941.

Мартынова9 ,Г.А. Петухова10. Они полностью находились в русле концепции, изложенной в сборнике 1938 года. Главную цель всех участников движения авторы видели в контрреволюции.

Изменившаяся после XX съезда политическая атмосфера в стране оказала большое влияние на историческую науку. Со второй половины 50-х годов начинается третий этап в освещении национальных проблем периода революции и гражданской войны. В конце 50-х - 60-ые годы в каждом автономном образовании были изданы исследования по национальной проблеме. Это работы И.М. Ионенко, И.Р. Та-гирова, М. Мухарямова, Р.Г. Хайрутдинова, А. Хлебникова, М.В. Дорожкина, И.Д. Кузнецова, В.Н. Любимова, Б.Х. Юлдашбаева и многих других 11. На наш взгляд, такое резкое повышение интереса к проблемам национальных движений в конце 50-х годов объясняется изменениями в политической жизни страны. Со смертью Сталина, руководившего в исследуемые годы Наркомнацем, появилась возможность относительно свободней взглянуть на проблему.

В сравнительном плане выделяется монография Г.П. Макаровой.12 Но в фактологическом плане она полностью основана на исследованиях вышеназванных авторов из регионов.-

9. Максимов И.С., Мартынов H.A. Революционные события на территории Марийской АССР (февраль 1917-июнь 1918):Хрониха. Йошкар-Ола, 1941.

10. Петухов Г.А. Марийский народ в период подготовки и проведения Великой Октябрьской Социалистической революции: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1941.-222 с

11. Ионенко И.М., Тагиров И.Р. Октябрь в Казани. Казань, 1967; Мухарямов М.К. Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии. Казань, 1969; Хайрутдинов Р.Г. Осуществление Коммунистической партией ленинской программы по национальному вопросу в 1917-1920 годах. Казань, 1976; Хлебников A.B. Марийский край в период подготовки и проведения Великой Октябрьской Социалистической революции. Йошкар-Ола, 1958; Дорожкин М.В. Установление Советской власти в Мордовии. Саранск, 1957; Кузнецов И.Д. Октябрьская революция и крах чувашского буржуазного национализма //Установление Советской власти в Чувашии. Чебоксары, 1958; Любимов В.Н., Юлдашбаев Б.Х. Ленин и самоопределение наций. Чебоксары, 1967; и др.

12. Макарова Г.П. Из истории национально - освободительного движения в России в 1917 г. М., 1979.

Несмотря на то, что в общесоюзном масштабе и в литературе ряда республик во второй половине 50-х годов произошли значительные изменения в освещении истории национальных движений периода революции и гражданской войны и образования автономий, в местной историко-краеведческой литературе Марийской АССР новые подходы еще долгое время не ощущались, продолжалась инерция старого мышления. В работах С.А. Коробова" оценка деятельности Мари Ушемов, съездов мари фактически ничем не отличалась от работ предшествующего периода.

В конце 50-х годов инерция постепенно прерывается. Первой работой по данной теме, на которую повлияла "хрущевская оттепель", была монография A.B. Хлебникова14, где автор впервые после 30-х годов вернулся к разделению марийского национального движения на два крыла.

В начале 60-х годов научно-исследовательские институты языка, литературы и истории при Советах министров автономных республик выпустили "Очерки истории"15. Наряду с подчеркнутыми выше положительными моментами, присущими периоду послесталинской "оттепели", эти "Очерки" сохранили принципиальный недостаток - они выполняли "политический заказ".

В работе В.Ф. Пашукова, посвященной периоду гражданской войны 16, национальное движение в основном излагалось в связи с событиями войны. Созыв И Всероссийского съезда мари и активизацию национального движения летом 1918г. в целом В.Ф. Пашуков связывал напрямую с мятежом белочехов.

В 60-ые годы A.B. Хлебников продолжил работу над проблемой и, по сравнению с вышедшей в 1958 году монографией, продвинулся значительно вперед. Многолетние его исследования истории марийской государственности

13. Коробов С.А. Победа и укрепление Советской власти в Марийском крае// Из истории Марийской АССР: Сборник статей. Йошкар-Ола, 1957; Он же. Прошлое марийского народа. Йошкар-Ола,1957.

14. Хлебников A.B. Марийский край в период подготовки и проведения Великой

Октябрьской Социалистической революции. Йошкар-Ола, 1958.

15. Очерки по истории Удмуртской АССР. Ижевск, 1962; Очерки по истории Марийской АССР.Йошкар-Ола,1960; Очерки по истории Коми АССР. Сыктывкар, 1962; Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа, 1966; Очерки по истории Мордовской АССР. Саранск, 1961.

16. Пашуков В.Ф. Марийский край в годы гражданской войны (1918-1920) .Йошкар-Ола,1965.

вылились в серьезную монографию17. Марийскому национальному движению 1917-1918 годов исследователь посвятил специальную главу. Несмотря на то, что автор значительно дополнил фактический материал, методологически работа не отличалась от предыдущих.

Работы A.B. Хлебникова имеют еще один существенный недостаток - он оперировал лишь документальным материалом, касающимся территории современной Марийской республики. Национальное движение восточных мари осталось не исследованным.

Весьма серьезный вклад в изучение истории марийского национального движения внес М.Т. Сергеев. В своей монографии18 автор оценил по заслугам деятельность П. Глезденева, В.М. Васильева, освобождая их от клейма "буржуазный националист". Однако время откладывало свой отпечаток и автор, отмечая, что редакторы газеты "Ужара" разделились на сочувствующих и противников советской власти, наделил первых из них положительной характеристикой, вторых - отрицательной.

Историей мари Уфимской губернии в годы революции и гражданской войны вплотную занимался М.И. Исиметов19. Его документальные очерки содержат богатый материал по истории восточных марийцев в начале века. Ценность этих работ заключается еще в том, что в них автор собрал богатый биографический материал об активных деятелях марийского национального движения, родившихся в Уфимской губернии.

Кроме названных работ, в 70-80-е годы вышло значительное количество статей и очерков, посвященных марийским активистам первых лет советской власти50.

Завершить третий период историографии нашего вопроса

17. Хлебников A.B. Образование и развитие Советской автономии марийского

народа (1917-1929).Йошкар-Ола,1970. 17. Сергеев М.Т. Возникновение и развитие печати Марийской АССР.Йошкар-Ола, 1971.

19. Исиметов М.И. Кучедалме корнышто/Юнчыко. 1971. N 1; Он же. Тулан 1918 ий: Очерк. Йошкар-Ола, 1979.

20. Народ их помнит: Документальные очерки(Сост. М.И. Исиметов, М.Т. Сергеев).Йошкар-Ола, 1982;В.Мухин(Сави): Сб.ст. Йошкар-Ола, 1979; Пашуков В.Ф. Солдаты революции. Йошкар-Ола,1967 и др.

можно II томом "Истории Марийской АССР"21. Несмотря на серьезные изменения в политической жизни в стране, названная работа по нашей проблеме не содержит ничего нового и полностью в методологическом отношении относится к предыдущему этапу.

В 90-ые годы начался четвертый этап в освещении марийского национального движения.

Накануне Ш-го съезда мари, состоявшегося в конце октября 1992 года, К.Н. Сануков опубликовал статьи публицистического характера о работе съездов мари в 1917-1918 годах22. Тогда же новый взгляд на эти события он изложил в учебном пособии23. В 1993 -1995 гг. он продолжил эту серию и опубликовал статьи уже научного характера24. 3 этих работах К.Н. Санукова заложены основы новой концепции истории марийского национального движения.

Большинство лидеров марийского национального движения, независимо от их политических взглядов, принадлежности к тему или иному течению, были в первую очередь просветителями. Поэтому К.Н. Сануков подчеркивает, что "просветительское движение было одной из исторически обусловленных форм демократического национально-освободительного движения"25.

В 1990-ые годы проблемы марийского национального движения нашли отражение в статьях Г.Н. Крайнева26. Интересующие нас годы он рассматривает в рамках выделенного им второго периода (1905-1929) движения. Образовавшиеся два

21. История Марийской АССР. T.2. Эпоха социализма/Отв.ред. A.B. Хлебников.

Йошкар-Ола, 1987.22. Сануков К.Н. Пробуждение//Марийская правда.1992.31 июня. Он же. Кынелза, шогалза//Ончыко. 1992. N 6 и др.

23. Сануков К.Н., Пашуков В.Ф., Захарова С.П. История Марийской ССР: Уч. пос. Йошкар-Ола, 1992.

24. Сануков К.Н. Второй Всероссийский съезд мари // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. 1993. N 2-3; Он же. Первый Всероссийский съезд мари//Марийский археографический вестник. 1994. N 4. Он же. Автономия // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. 1995. N2-3.

25. Сануков К.Н. К вопросу о развитии просветительского движения в Марийском крае//Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье:Сб.ст.Йошкар-Ола,1993.С.71.

26. Крайнов Г.Н. Этапы и особенности марийского национально-освободительного движения II Узловые проблемы современного финно-угроведе-ния. Йошкар-Ола, 1995.

течения в движении автор называет "революционно-социалистическим (революционно-большевистским) и либерально -национальным27 и считает, что в 1917 г. якобы произошла "национально-демократическая революция", что не отвечает действительности.

Вопросы национальных движений 1917-1918 гг. в Поволжье и Приуралье, в том числе марийского, нашли отражение в монографии К.И. Куликова28. Большим "плюсом" монографии является обобщение истории национальных движений восточно-финских народов. Вместе с тем, автор допустил неточности хронологического плана. Названные исследователем I Всероссийский съезд мари(Казань, 15-25 июля 1917 г.) и II Всероссийский съезд мари (Бирск, 28 июля-7 августа 1917 г.) -не что иное, как I Всероссийский съезд мари (Бирск, 15-25 июля 1917 г.)29

Периодизация национального движения в Волго-Уральском регионе дана в работе Р.Г.Кузеева30. Автор выделяет 4 этапа движения: 1) "национально-демократический"; 2) "социально-демократический"(с 1905 до 1919 -1920 гг.); 3)"большевистский"-с 1919 -1920 гг.; 4)вторая половина 80-х - 90-ые годы. Отсюда видно, что и он, как и Г.Н. Крайнов, не выделяет 1917-1918 гг. в отдельный период, а события этого времени включает в более

крупный период, с^чем трудно согласиться.-

За рубежом вопросами национальных движений внутренней России одними из первых занимались представители российской эмиграции31. Эти авторы уделяли внимание отношениям между национальными деятелями и большевиками, но конкретно о марийском национальном движении материала в этих публикациях не имеется. Гаяз Исхаки создание национальных республик и автономных областей в Поволжье и

27. Крайнов Г.Н. Этапы и особенности...С.228.

28. Куликов К.И. Национально -государственное строительство восточно-

финских народов в 1917-1937гг. Ижевск,1993.С.45.

29. Куликов К.И.Уаз.соч.С.45.

30. Кузеев Р.Г. Национальные движения и федерализм в России // Этногра-

фическое обозрение.1993.М 6.

31. Милюков П.Н. Россия на переломе.Париж,1921;Он же. Национальный вопрос. Прага,1925; A.Z.Validi.Die Gegenwartslage der Mohammedaner Russlands. Offenpest, 1930; Гаяз Исхаки. Идель-Урал. Репринтное издание. Набережные Челны,1991.

Приуралье рассматривал как уступки центра сильным национальным движениям и их радикальным требованиям32.

В западной историографии, как, впрочем, и в отечественной, большой интерес представляет теория "единого потока" в национальных движениях народов Поволжья и Приуралья в

1917 году. На наш взгляд, можно согласиться с позицией Р. Пайпса и С. Зеньковского о доминировании национального над классовым в их рассуждениях относительно национальных движений33. При этом советологи не имели в виду отсутствие классового деления среди народов Поволжья и Урала вообще. Заметим, что теории "единого потока" придерживались некоторые непосредственные участники национальных движений, в частности, марийского.

В зарубежной историографии большое внимание уделяют истории Идель-Уральского Штата и Татаро-Башкирской республики. Объектами исследований стали взаимоотношения между русскими и нерусскими народами в ходе подготовительных работ по созданию Татаро-Башкирской республики, между тюрко-татарами и другими народностями, населяющими предполагаемую республику, споры между различными течениями в национальных движениях чувашей, мари и других народностей, причины решения Политбюро ЦК РКП(б) от 13 декабря 1919 года об отмене декрета Наркомнаца от 22 марта

1918 года34.

В зарубежной историографии марийское национальное движение на сегодняшний день освещено значительно меньше по сравнению с национальным движением татар, башкир, чувашей. Однако отдельные его аспекты все же нашли отражение. Например, Вальтер Коларз дал свою версию возникновения и деятельности секты "Кугу сорта"(Болыиая свеча)35.

32. Tafl3 McxaKM. Hflenb-ypan...C.48.

33. R.Pipes.The Formation of the Soviet Union. Communism and Nationalism, 1917-1923.N.Y.and Cambridge,1970.pp.72-76.S.A. Zenkovsky. Rusya da Pan-Turkism ve Musulmar.lik.. Ankara,1971. S.218-219.

34. R.Pipes.Op.cit.,1970;S.A.Zenkovsky.Rusya da Pan-Turkism ve Musulmanlik. Ankara, 1971;A.Bennigsen and Ch.Quekquejey. Islam in the Soviet Union; A.Akis.ldil-Ural Davasive Soviet Emperializmi.Ankara,1963; M.Robinson. Marxisme et monde musulman. P.,1972; J.Thompson. Revolutionary Russia in 1917.N.Y. 1981 ;W.Kolarz.Russia and her colonies. L.1952.

35. W.Kolars.Russia and her colonies.L.1952.P.319.

Значительный вклад в изучение истории национальных движений в Поволжье, особенно в теоретическом плане, внес немецкий ученый Андреас Каппелер. Развивая теорию о "фазах национального движения" Мирослава Хроха36, А. Каппелер делит народы Российской империи на "старые" и "молодые", относя народности Поволжья к последним37. Отсюда исходят и особенности того или другого национального движения.

Критике работ эмигрантов и западных советологов, работавших по национальным проблемам,посвящен ряд специальных работ38. Однако эти работы из-за политического и идеологического противостояния с Западом носят в основном бездоказательно - обличительный характер. В последние годы мы признаем правильность многих положений западных советологов.

Рассмотренные выше статьи и выступления на научно-практических конференциях 90-х годов заложили методологические ориентиры, но до настоящего времени нет монографического исследования истории марийского национального движения в период революции.

Источниковая база исследования. В диссертации использованы документы, выявленные в Государственном Архиве Республики Марий Эл (ГА РМЭ), в Национальном Архиве Республики-Татарстан (НА РТ),Центральном Государственном Историческом Архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Центральном Государственном Архиве Общественных Организаций Республики Башкортостан(ЦГАОО РБ), научном фонде МарНИИ им. В.М. Васильева.

38. Hroch,Miroslav:Die Vorkmfer der Nationlen Bewegung bei den kleinen Volkern Europas.Eine vergleichende Anlyse zur geseJIwickkung der patriotischen Gruppen.Praha,1968.

37. Каппелер А. Россия. Многонациональная империя/Перевод с немецкого: Светлана Червонная.М.,1996.С.175.

38. Критика фальсификаций национальных отношений в СССР.М., 1984;3е-нушкина И.С. Советская национальная политика и буржуазные историки.М., 1971; Абдуллин М.И. Буржуазные фальсификации истории образования Советских автономных республик Поволжья и Урала//Вопросы истории. 1980. N12; Кулешов C.B., Агафонов О.В. Новейшая буржуазная историография проблемы "Великий Октябрь и национальный вопрос'У/История СССР.1987.N 5; Любимов B.H. Против фальсификации истории реализации ленинской национальной политики.Чебоксары,1968; Аминев 3.A. Критика буржуазной фальсификации истории создания Башкирской АССР //Материалы межвузовской научной конференции.Уфа,1971.

I. Основную группу источников составляют документы, сосредоточенные в фондах Отдела мари при Наркомнаце. ГА РМЭ располагает двумя фондами под одинаковым названием (Ф.24п, и Ф.Р-627).

Значительное дополнение к 24-му фонду представляют фонды, содержащие документы Краснококшайского и Козьмо-демьянского Советов и их исполнительных комитетов (Ф.Р- 275, Ф.Р-262). Документы этих фондов проливают свет на взаимоотношения между органами советской власти марийского национального движения.

Большую ценность для изучения состояния школ, числа преподавателей-мари, работы земств в области образования представляют фонды Бирской Уездной Земской Управы Уфимской губернии(Ф.151 ЦГИА РБ), Царевококшайской Уездной Земской Управы(Ф.18 ГА РМЭ), Козьмодемьянского уездного Отдела народного образования (Ф.Р-162 ГА РМЭ) и др., не используемых до сих пор исследователями истории народа мари.

II. Группу опубликованных источников составляют сборники документов, воспоминаний, посвященных революции, национально-государственному строительству, развитию культуры и т.д.39 Несмотря на то, что в эти сборники собрано большое количество документов по вопросам национального движения, они не отражают действительности исследуемого периода. Материал в них подобран односторонне, так, чтобы документами подтвердить верность провозглашенных политических схем.

Изучить предпосылки бурного подъема активности народностей Поволжья и Урала, в частности мари, позволяют материалы Всероссийской переписи 1897 года.

III. В нашем исследовании важным звеном в цепи источников явилась периодическая печать. Наличие широкого

39. Образование Татарской АССР: Сб. док. и мат.Казань,1963; Образование Башкирской АССР: Сб. док. и мат.Уфа,1959; Октябрьская революция и установление Советской власти в Чувашии: Сб.док.Чебоксары,1957; Культурное строительство в Марийской АССР.1917-1941:Сб.док.Вып.1. Йошкар-Ола, 1983; Нашкрай. 1917-1984: Хрестоматия по истории Марийской АССР.Йошкар-Ола,1970; Установление Советской власти в Марийском крае:Сб.док.Йошкар-0ла,1970;3а власть Советов: Сб. док. Йошкар-Ола,1978.

спектра партийных газет, изданий органов власти в центре и в губерниях как на русском, так и на марийском языках, позволило сделать некоторые выводы о ситуации в губерниях, об отношении марийского населения к власти, его настроении в целом.

Большую ценность представляют газеты "Война увер" (Военные вести) и "Ужара"(3аря) - орган марийского национального движения. Фактически по этой газете прослеживается эволюция движения. Сведения о марийском национальном движении содержатся и в некоторых других периодических изданиях. Это - "Йошкар кече"(Красный день),"Марийская деревня", журнал "Жизнь национальностей"; Уфимские издания "Земля и воля", и "Народное дело"(органы Уфимского Губкома эсеров), "Труд"(орган Уфимского комитета народных социалистов), "Известия Уфимского Губернского Совета Народных Комиссаров", "Известия губернского комиссариата"(орган Временного Правительства в Уфе);Ка-занские издания: "Знамя революции", "За землю и волю", "Казанская рабочая газета" и "Известия Совета Солдатских и Рабочих Депутатов" и др.

В ходе исследовательской работы ряд источников введен в научный оборот впервые.

-Предметом~нашего~исследования~является национал^

ное движение народа мари в 1917-1918 гг. К началу XX века у народа мари не было своей государственности. Следовательно, территория, населенная марийцами, ее границы берутся условно. Наша историко-краеведческая литература называет эту территорию Марийским краем. Сюда включаются Иранский и Уржумский уезды Вятской губернии, Васильсурский уезд Нижегородской губернии, Козьмодемьянекий, Царевокок-шайский, часть Чебоксарского и Казанского уездов Казанской губернии.

Учитывая значительную численность марийского населения за пределами указанной территории(в частности, в Уфимской губернии),мы считаем необходимым рассматривать процессы, происходившие и среди восточных мари.

Хронологические рамки исследования охватывают период, который во многом определил развитие нашей страны -1917-1918 годы.

Эти два года разумно выделить в отдельный период, поскольку происходила трансформация общества. Это время -время революции в России - отмечалось действительно широким, массовым национальным движением народов Российской империи, в том числе мари.

Нижний рубеж исследования связан с Февральской революцией, предоставившей населению России демократические свободы, что позволило создавать организации, выступать с призывами, издавать газеты.

Исследование завершается событиями декабря 1918г., так как к этому времени завершается активный этап в марийском национальном движении.

Цель и задачи исследования. Цель работы - изучить марийское национальное движение в 1917-1918гг.,то есть в период наивысшей активности.

Реализация этой цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

- определить предпосылки марийского национального движения и причины активизации весной 1917г.;

- изучить организационное оформление марийского национального движения в 1917-1918 гг.;

- определить, какие политические партии имели наибольшее влияние на марийское национальное движение;

- выявить общие черты в национальных движениях народов Поволжья и указать особенности марийского национального движения;

- проследить отношение между центральной властью и марийским национальным движением за обозначенный период;

- показать социальный состав участников движения;

- определить суть разногласий между общедемократическим и революционным течениями в движении и позиции, объединявшие их;

- дать объективную оценку деятельности лидеров движения.

Методологической основой исследования явился научный принцип историзма - анализ всех явлений действительности в развитии с учетом обстоятельств места и времени - и объективности. Реализация поставленной цели и исследовательских задач осуществлялась при помощи двух

специально-исторических методов: сравнительно-исторического и историко-генетического. Анализ и синтез источников позволили сделать теоретические выводы.

Научная новизна исследования состоит, во-первых, в выделении 1917- 1918 годов в отдельный период в марийском национальном движении. Во-вторых, в отличие от прошлых десятилетий, когда Октябрьский переворот в Петрограде был "водоразделом" в периодизации, в нашем исследовании таким переломным моментом является февраль 1918г. В-третьих, в работе сделана попытка дать объективную оценку деятельности лидеров обоих направлений в марийском национальном движении в 1917-1918гг.

Практическая значимость диссертации. Материалы исследования могут быть использованы при создании обобщающего коллективного труда по истории Республики Марий Эл, а также в вузовском курсе по местной истории. Диссертация может явиться отправной точкой для исследования марийского национального движения в 1919 - 1920 гг.(до образования Марийской Автономной Области) и в последующие десятилетия.

Хотелось бы, чтобы лидеры марийских национальных организаций сегодня обратились к опыту 1917-1918гг.в плане организации, охвата населения в районах и т.д.-

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры региональной истории Марийского государственного университета и на заседании кафедры современной отечественной истории Казанского государственного университета. Основные положения исследования нашли отражение в выступлениях автора на I Всероссийской конференции фино-угроведов (Йошкар-Ола, 1994), на Всероссийской научной конференции "Самоопределение и автономия народов России: исторический опыт и уроки" (Йошкар-Ола, 1995), на республиканской научной конференции "Проблемы историографии истории Республики Марий Эл"(Йошкар-Ола,1994),на региональной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора И. Д. Кузнецова "Межэтнические отношения, национальные проблемы и движения в Среднем Поволжье и Приуралье в Х\ЛИ-ХХ веках"(Чебоксары, 1996), на республи-

канской научной конференции "Проблемы источниковедения истории Марий Эл" (Йошкар-Ола, 1996).

II. Структура и содержание работы.

Структура диссертации главным образом определяется особенностью предмета исследования - разделения марийского национального движения 1917-1918 гг. на два этапа. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования, определены его хронологические рамки, анализируется степень научной разработанности проблемы, охарактеризована источниковая база диссертации, а также показаны научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе - "Марийское национальное движение после падения самодержавия и углубления революционных преобразований (Март 1917 - январь 1918г.) - прослеживается образование и деятельность первых марийских национальных организаций и тенденция становления движения массовым.

Национальная активность марийцев в 1917-1918 гг. обоснована определенными предпосылками. Сопротивление марийского населения завоевателям в лице Московского государства и его чиновничества имело место с середины XVI в. до исследуемого периода, менялись лишь формы: "черемисские" войны второй половины XVI в., переселения в восточные губернии, борьба за сохранение национальной религии мари.

Несмотря на открытие ряда школ для марийцев на рубеже веков, общий уровень грамотности оставался низким. Поскольку 99,95% марийцев составляло крестьянство40, важной предпосылкой марийского национального движения было наличие сельской национальной интеллигенции. А это были в первую очередь учителя сельских школ. Именно они выступали носителями национальной идеи.

Второй параграф посвящен непосредственно активизации национального движения после Февральской революции: образованию Бирского Мари Ушема (Общества мари), Казан-

40. Первая Всероссийская перепись населения Российской империи, 1897 год / Под ред. Н.А.Тройницкого. Т.Х1\/. Казанская губерния.1904.

ской военной черемисской организации, Царевококшайского и Моркинского Мари Ушемов.

На основе выявленных источников определяется позиция лидеров национального движения по отношению к Временному Правительству, войне и к наиболее влиятельным в 1917г. политическим партиям.41. Собрания мари принимали решения о всяческой поддержке Временного Правительства, о необходимости ведения войны до победного конца, о соответствии программных установок и целей эсеров национальным интересам народа мари. Политические вопросы весной и летом 1917г. занимали не главную роль. На первом месте стояли вопросы просвещения (на языке мари!), языка, периодического издания, религии мари, гигиены и т.д.

Важным моментом в становлении марийского национального движения явился I съезд мелких народностей Поволжья-(май 1917г.)42, в работе которого принимала участие и Черемисская секция. Во-первых, именно на этом съезде впервые собрались вместе представители мари, проживающие в разных губерниях Поволжья и Приуралья, и наметили ближайшие задачи. Во-вторых, съезд продемонстрировал общность интересов и тюркских, и финно-угорских народов, населяющих данный регион.

-Работа I Всероссийского съезда мари (Бирск, июль 1917г.)43

отражена в третьем параграфе. Для наиболее полной проработки вопросов делегаты съезда разделились на 4 комиссии: по политико-экономическим и социальным вопросам, по народному просвещению, по издательскому делу и народному творчеству; по религиозным вопросам. В местностях с марийским населением делегаты предлагали создать национально-волостные земские управы. А в местностях со смешанным населением - пропорционально национальному составу.

Судебные процессы предложили проводить на языке мари, за исключением приговора, а наказание отбывать в местах постоянного проживания, ссылаясь на моральное воздействие окружающих.

Делегаты признали необходимость создания стройной "пи-

41. Известия Губернского Комиссариата(Уфа).1917.2 апреля.

42. ГА РМЭ,ф.24,оп.1,д.1.

43. Известия Всероссийского съезда мари. Протоколы заседаний с 15 по 25

июля 1917г.в гор.Бирске,Уфимской губ.Бирск.1917.

рамиды" волостных, уездных, губернских организаций мари и центрального органа правления. Подобная структура предлагалась и для религиозных (духовных) организаций.

Делегаты съезда решили немедленно приступить к изданию печатного органа марийского национального движения -газеты "Ужара" (Заря).

I Всероссийский съезд мари стал важнейшим событием в истории марийского народа. Он явился своеобразным итогом периода становления марийского национального движения. В то же время он дал старт и ориентиры движению на будущее.

Четвертый параграф посвящен развитию марийского национального движения во второй половине 1917г. Показана роль газеты "Ужара" в марийском национальном движении. Созданная на опыте первой газеты на марийском языке "Война увер" (Военные вести), "Ужара" помещала на своих страницах материалы фактически по всем вопросам, начиная с советов по пчеловодству и норм личной гигиены и кончая обзором событий за рубежом.

Для сближения луговых, горных и восточных мари редакторы газеты проводили своеобразную словарную работу. По составленной В.М. Васильевым программе проводили сбор материалов по истории и этнографии народа мари. В самых "глухих" марийских деревнях жители узнавали со страниц "Ужара" о предстоящих съездах мари, уездных и волостных собраниях, знакомились с резолюциями и т.д. До весны 1918г. "Ужара" оставалась прогрессивной, демократичной газетой и внесла весомый вклад в развитие марийского языка, литературы, грамотности и пробуждение национального самосознания мари.

С осени 1917 по январь 1918г. было весьма активным движение среди военных мари. В Казани и в Уфе были созданы Военные Комитеты мари. Особый интерес представляет Революционный батальон мари, сформированный в Уфимском гарнизоне. Особый мундир, знамя, внутренний распорядок, штатное духовное лицо - все это влияло в первую очередь на национальное самосознание.

На основе уставов44 Мари Ушемов Казанской и Вятской губерний дается сравнение структуры организаций. Отличаясь

44. Ужара. 1917..20 ноября. Ужара. 1918.16 января.

по принципу формирования организаций в губерниях, по целям и задачам они соответствовали полностью.

В 1917г. народное образование считалось одним из главных факторов в национальном возрождении мари. Практически ни одно собрание не проходило без обсуждения этого вопроса. Во главе угла стоял вопрос о языке обучения. Повсеместно, иногда слишком категорично, требовали знания учителями марийского языка. Сами марийские учителя (в тексте диссертации - "учащие-мари") были инициаторами собраний мари, создавали свои союзы(например, Союз учащих мари в Морках, октябрь 1917г.), привлекали молодежь (Союз молодежи мари в д.Пунчыдур).При их непосредственном участии к началу 1918г. только вокруг Царевококшайска было образовано и действовало 52 Мари Ушема45.

Лидеры марийского национального движения понимали, что многие старые добрые обычаи и традиции связаны с национальной религией мари. Следовательно, возрождение религии мари означало сохранение самобытности народа.

В конце I главы сделаны выводы по ключевым вопросам марийского национального движения в 1917г.

Во второй главе отражено марийское национальное движение в период установления и утверждения советской власти в Поволжье и Приуралье (январь-декабрь 1918 г.).-

Первый параграф - "Февральский (1918) областной съезд мари и проблемы единства в движении" - посвящен анализу областного съезда мари46, по своему значению и месту в марийском национальном движении не уступающему всероссийским съездам мари. Именно на Февральском (1918г.) съезде мари впервые серьезно проявились разногласия между лидерами движения, причем это случилось не в первый день, а только по прибытии на съезд демобилизованных с фронта В.А. Мухина и других офицеров и солдат.

После избрания В. Мухина председателем съезда голос сторонников советской власти стал определяющим.

Февральский съезд мари принял постановление, ставшее олицетворением мечты марийского народа на протяжении веков - постановление о замене названия "черемисы" истори-

45. Ужара. 1918..23 февраля.

46. ГАРМЭ, ф.24, оп.1, д.З.

ческо-национальным именем "мари"47

С одобрения Казанского Губсовдепа делегаты съезда сформировали Комиссариат мари во главе с В.А. Мухиным. Создание Комиссариата явилось первым серьезным шагом в разрушении уже сложившейся структуры национальных организаций: волость - уезд - губерния - Центральный Союз Мари. Комиссариат начинает дублировать ЦСМ, точнее, отодвигать его на второстепенный план. С этого времени вполне можно говорить о расколе движения на общедемократическое и революционно - демократическое течения.

Второй параграф -"Углубление противоречий в марийском национальном движении весной - начале лета 1918 года" -показывает сложный период, когда в марийском национальном движении происходит смена лидеров.

В Уфе образовалась Коллегия по национальным вопросам мари во главе с Сатаем Уразбаевым. На всех собраниях и на III Губернском (Уфа) съезде мари48 по многим вопросам (земельный, о власти) делегаты принимали решения, лишь подтверждающие декреты Совнаркома. Однако к лету 1918г. большевики своей продовольственной политикой значительную часть крестьянства успели оттолкнуть от себя. Крестьяне Бирского и Белебеевского уездов, еще в марте-мае голосовавшие га советскую власть, летом высказывались и местами даже действовали против большевиков49.

Весной и летом 1918г. роль центра всего марийского национального движения закрепляется за городом Казань. Казанский Комиссариат мари часто выступал от лица всего народа мари. Так было и в случае с Татаро-Башкирской Республикой, когда В. Мухин якобы выражал мнение народа мари о желании войти в названную республику.

В трудном положении оказались весной 1918г. учителя-мари. По решению Всероссийского Учительского Союза (ВУС) они должны были бойкотировать советскую власть. Но в таком случае заведомо "провалили" бы дело создания национальной школы. Марийские учителя выбрали "из двух зол меньшее" и, продолжая свою работу по возрождению мари, записали в

47. ГА РМЭ. Ф.24, оп.1, д.З, л.25.

48. Известия Губернского Комиссариата (Уфа).1918.21 июня.

49 .Труд(Уфа). 1918.4-10 августа.

резолюциях строки о поддержке советской власти50.

II Всероссийский съезд мари51 явился значительным событием в движении народа мари, поэтому третий параграф полностью посвящен ему. Подготовкой к съезду занимались и ЦСМ, и Комиссариат мари. Председателем и его заместителями были избраны признанные лидеры общедемократического течения и движения в целом Л.Я. Мендияров, П.П. Глез-денев, Н.М. Орлов. Одним из первых поднимался вопрос о религии. На съезд Духовных лиц, который наметили созвать 1 сентября 1918г. (ст.ст.) в Бирске, приглашались представители чимари (некрещенные мари), секты "Кугу сорта" и православные мари. Религиозный съезд должен был играть консолидирующую роль. Одновременно православные мари собирались созвать свой съезд в Казани. Но ни в Бирске,ни в Казани съезд Духовных лиц мари так и не состоялся.

Съезд выявил отношение лидеров марийского национального движения к советской власти. В отличие от февраля 1918г., летом того же года их позиция носила выжидательный характер.

II Всероссийский съезд мари заложил основы культурной автономии. По сравнению с предыдущими съездами, II Всероссийский съезд предложил больше конкретных мер в области образования: создание школ, училищ, детских площадок и т.д. Более того, уже выбирали руководителей будущих учебных заведений.

Разногласия между течениями проявились в ходе обсуждения Устава ЦСМ. Н. Алексеев предложил к названию "Центральный Союз Мари" добавить "культурно-просветительный"52. Однако лидеры общедемократического крыла движения С. Гаврилов, Г. Еремеев и другие не согласились, ибо такое дополнение заведомо сужало бы сферу деятельности организации.

Четвертый параграф завершает исследуемый период. За вторую половину 1918г. марийское национальное движение шаг за шагом оказывается в рамках, указанных большевистской властью. Наряду с ЦСМ создается Отдел мари при

50 .ГА РМЭ,ф.Р-275,ОП. 1 ,д.61 ,л. 110.

51 ,ГАРМЭ,ф.24,оп.1,д.7.

52. ГА РМЭ.Ф.24,оп.1 ,д.7,л.51.

Наркомнаце, с 1 октября начинают издавать новую газету "Йошкар кече" (Красный день) - орган Отдела мари, газете "Ужара" предоставили лишь культурно-просветительские функции, а в конце декабря 1918г. она была закрыта.

19 октября 1918г. Наркомнац во главе со Сталиным рассылает "Инструкцию по организации отделов по делам национальностей на местах"53. Согласно инструкции, функции отделов предельно просты - проведение в жизнь всех постановлений Совнаркома, борьба с контрреволюцией и т.п. Далее поступают документы, согласно которым членами подобных отделов могут стать только сторонники советской власти.

17 декабря решением Отдела мари при Наркомнаце запрещается деятельность ЦСМ54, а Мари Ушемы преобразовываются в культурно-просветительские кружки. И, наконец, образовываются марийские коммунистические ячейки. Лидеры либерального крыла движения отстраняются от активной общественно - политической деятельности, занялись исключительно научной, образовательной и культурной деятельностью.

В заключении диссертации приводятся основные выводы исследования. Национальные движения народностей Поволжья, в частности, мари, в отличие от национальных движений народов, проживающих вдоль западных границ России, имело свои особенности. Во-первых, вследствие относительной малочисленности, низкого экономического и культурного уровня, отсутствия политического опыта марийское национальное движение было сдвинуто во времени. Во-вторых, марийцы проживали отдельными группами в разных губерниях и были разобщены. Вследствие этих и ряда других причин марийское национальное движение в своем развитии прошло (по терминологии М.Хроха) фазу "А" (пробуждение интереса сравнительно небольшой группы образованных людей к языку, истории и фольклору народа) и остановилось в фазе "Б" (фаза национальной агитации), не дойдя до заключительной фазы (под заключительной фазой "В" подразумевается массовое

53. НАРТ. Ф.98, оп.1, д.45, л.1.

54. ГА РМЭ, ф.24, оп.1, д.9, л.87.

движение55).

В марийском национальном движении в течение 1917г. серьезные разногласия не проявлялись. И только с февраля 1918г. четко обозначились революционно-демократическое и общедемократическое направления.

Основная часть правого крыла марийского национального движения в 1918 г. не вступила в явное противоборство с органами советской власти. Потому что лидеры движения главной своей задачей считали не захват власти. На первом месте стояли вопросы образования и культуры, социально-экономического развития народа мари. Вопрос о территориальной автономии также не стоял пока на повестке дня. То, что пришлось выяснять и выражать отношение к создаваемой Татаро-Башкирской республике - было не самоцелью, а всего лишь реакцией народа на действия организаторов республики и центрального правительства.

До осени 1918 г. марийское национальное движение не подвергалось сильному давлению со стороны властей. А к концу 1918г. общедемократическое крыло марийского национального движения было подавлено. Движение стало управляемым, подчиненным советской власти и большевистской партии. Однако иллюзия национального движения среди населения имела место и в последующие годы.

По теме диссертации опубликованы следующие тезисы выступлений и работы:

1. Марийское национальное движение в 1917г.//Узловые проблемы современного финно-угроведения. Материалы I Всероссийской научной конференции финно-угроведов. Йошкар-Ола, 1995.С.268-270.

2. Марийское национальное движение в 1917-1918гг. (к историографии проблемы) II Проблемы историографии истории Республики Марий Эл. Тезисы докладов и сообщений республиканской научной конференции. Йошкар-Ола, 1995.С.34-40.

3. Марийское национальное движение и вопрос об образовании Татаро-Башкирской Республики//Самоопределение и автономия народов России: исторический опыт и уроки. Материалы

55. Hroch, Miroslav: Social Preconditions of National Revival in Europe.A

Comparative Analysis of Social Composition of Patriotic Groups among Smaller Europian Nations.Cambridge.1985.

Всероссийской научной конференции 26-27 октября 1995г. Йошкар-Ола, 1995.С.37-39.

4. II Всероссийский съезд мари: национальное движение и советская власть//Межэтнические отношения, национальные проблемы и движения в Среднем Поволжье и Приуралье в XVIII - XX веках. Тезисы докладов региональной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора И.Д. Кузнецова. Чебоксары,1996.С.51-52.

5. Документ об отношении национальных движений народов Поволжья к проекту образования Татаро-Башкирской Республика/Марийский археографический вестник. 1996.N 6.С.131-133.

6. Марийское национальное движение в 1917 году //Марий Эл учитель. 1996. N 4.С.63-68.

7. I Всероссийский съезд мари //Марий Эл: ежегодный календарь знаменательных и памятных дат. Республиканская научная библиотека им. С.Г. Чавайна,1997.

8. Источники по истории марийского национального движения в 1917-1918гг.//Источники и проблемы источниковедения истории Марий Эл. Тезисы докладов и сообщений республиканской научной конференции 27 ноября 1996г. Йсшкар-Ола,1997.С.59-61.

 

Текст диссертации на тему "Марийское национальное движение в 1917-1918 годах"

Марийский государственный университет

На правах рукописи

Чузаев Родион Иванович

МАРИЙСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

в 1917-1918 годах

07.00.02-0течественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор К.Н.Сануков

Йошкар-Ола - 1998

С ОД Е РЖА Н И Е

Введение...................................................................................................3-30

Глава I. Марийское национальное движение после падения самодержавия и углубления революционных преобразований (март 1917 - январь 918г.).....................................31 - 98

§1 .Социально-экономические и общественно-политические

предпосылки подъема марийского национального движения.......32-38

§2.Образование и деятельность первых национальных организаций мари ...................................................................................38-53

§3.1 Всероссийский съезд мари ............................................................53-67

§4.Развитие марийского национального движения во второй

половине 1917 г.................................................................................67 - 98

Глава II. Марийское национальное движение в условиях установления и утверждения советской власти

(февраль-декабрь 1918 г.).....................................................99-159

§1 .Февральский (1918) областной съезд мари и проблемы

единства в национальном движении...........................................100 -114

§2.Углубление противоречий в марийском национальном

движении весной - начале лета 1918 г.......................................114 - 127

§З.П Всероссийский съезд мари ......................................................127 -142

§4.Свертывание общедемократического движения мари в условиях ужесточения большевистского режима во второй половине 1918 г.................................................................142 - 159

Заключение.........................................................................................160 - 167

Примечания.........................................................................................168 - 182

Список использованных источников и литературы..........................182 - 194

Приложения.........................................................................................195-215

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие как в России, так и в других республиках бывшего Советского Союза национальные проблемы стали одними из самых острых. Попытка создать "историческую общность людей" под названием "Советский народ", игнорируя при этом национальные аспекты, привела к негативным последствиям. Вместо "дружбы народов" вспыхивали межнациональные конфликты, часто сопровождаемые кровопролитиями, боевыми действиями. Для более полного понимания этого феномена, его осмысления, необходимо знать историю национальных движений - возникновение, основные этапы, особенности, потому что многие современные проблемы имеют исторические корни.

Национальное движение каждого народа имеет свои особенности, но в то же время есть общее, позволяющее установить типологию. Поэтому необходимо изучать национальное движение каждого народа, сравнивая при этом с национальными движениями других народов.

В России правительство, господствующие классы и ряд политических партий придерживались политики единой и неделимой России. На почве этого "наследства" развивалось национальное движение народов России. Конституционные демократы в 1917 году народам России предлагали "право свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности."1 Более широкие права автономии кадеты допускали только в отношении Польши и Финляндии, где предполагали восстановление конституции, сейма и т.п.

В национальном вопросе значительно дальше пошли социалисты-революционеры. Они выступали за "установление демократической рес-

публики с широкой автономией областей..., более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение; в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджете, предназначенном на культурно-просветительские цели."2

Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива).

Большевики во главе с В.И.Лениным, понимая важность национального вопроса в многонациональной России, развили идею самоопределения дальше, дополняя ее мыслью о возможности отделения при желании.

По уровню национального самосознания, особенностям национального движения народы России выделяются в несколько типов: 1)Финляндия и Польша;2)народы Прибалтики;3)Украина и Белоруссия; 4)3акавказье; 5)Северный Кавказ; 6)карелы и другие угро-финны;7)чуваши, мари и другие народности Среднего Поволжья и Приуралья;8)татары и башки-ры;9)народы Сибири и Дальнего Востока.

Несмотря на то что мари, мордва, удмурты и чуваши входят в разные этнические группы, в их истории много общего. Во-первых, сходны их исторические судьбы - воздействие Казанского ханства, с середины XVI века - Русского государства. Во-вторых, лишенные возможности получить дворянский титул, представители этих народов не могли работать в управленческом аппарате. В-третьих, народы Среднего Поволжья не имели в своей истории собственных государственных образований (за исключением Волжской Болгарии и Казанского ханства) и, следовательно, не имели необходимого опыта осуществления государственной власти. В-

четвертых, названные народы имели одинаковый уровень социально-экономических отношений. В-пятых, в экономическом плане эти народы, особенно мари и чуваши, тяготели к одному и тому же центру - Казани.

Национальный вопрос в таком полиэтническом регионе, как Среднее Поволжье и Приуралье, всегда вызывал интерес исследователей. Однако политическая коньюнктура в прошлые десятилетия не позволяла исследователям выходить за идеологические рамки, к тому же они имели доступ лишь к небольшой части источников.

В 90-ые годы изменившаяся политическая ситуация в стране значительно раздвинула эти рамки. Ослабление и упразднение идеологической цензуры, доступ к закрытым фондам дали широкие возможности исследователю. Вместе с тем, возникла другая опасность. Исследователи, стараясь опровергнуть все .устоявшееся и ошеломить тем самым читателей, нередко вдаются в другую крайность, поменяв "плюсы" на "минусы", а "минусы" - на "плюсы".

В национальном вопросе такие перемены знаков чреваты серьезными последствиями. Почти в каждой республике Поволжья, включая Республику Марий Эл, возникли общественные организации и движения, которые в центр своей деятельности поставили национальные идеи3.Они (Марий Ушем, "Иттифак", "Азатлык", Партия Чувашского Национального Возрождения и др.), как правило, оперируют термином "национальное", а оппоненты называют их националистическими. В связи с этим в последнее время среди историков и политологов возник спор о значении понятия "национализм".

Все предыдущие десятилетия понятие "национализм" подразумевало политику, направленную на противопоставление интересов одного народа интересам других, заигрывание, травлю и т.д. Словом, понятие имело исключительно негативное значение. И сегодня большинство историков придерживаются этой позиции.

Наряду е этим, в последние годы сформировалась и другая трактовка понятия. Получив возможность работать совместно с западными исследователями, наши исследователи начали подводить специальные термины к обицемйровому пониманию. Это коснулось и понятия "национализм". В итоге во многих публикациях понятие отбросило негативный оттенок и стало тождественным с "национальным".

На региональной научной конференции "Межэтнические отношения, национальные проблемы и движения в Среднем Поволжье и Приуралье в ХУШ-ХХ веках"(Чебоксары,27-28 мая 1996г.) частью участников была сделана попытка прийти к единому пониманию данного понятия. Призыв вызвал споры, и к единому мнению участники так и не пришли. А это, думается, серьезно помешает уже сегодня и в будущем делу исследования и даже решения национальных вопросов. В этой связи есть необходимость вновь обратиться к проблемам национального движения.

Предметом нашего исследования является национальное движение народа мари в 1917-1918гг.К началу XX в. у народа мари не было своей государственности. Следовательно, территория, населяемая марийцами, ее границы берутся условно. Наша историко-краеведческая литература называет эту территорию Марийским краем. Сюда включаются Яранский и Уржумский уезды Вятской губернии, Васильсурский уезд Нижегородской губернии, Козьмодемьянский, Царевококшайский, часть Чебоксарского и Казанского уездов Казанской губернии.

Учитывая значительную численность марийского населения за пределами указанной территории(в частности, в Уфимской губернии),мы считаем необходимым рассматривать процессы, происходившие среди восточных мари.

Хронологические рамки исследования охватывают период, который во многом определил дальнейшее развитие нашей страны, -1917-1918 годы.

Эти два года разумно рассматривать как единый период, когда происходили крутые изменения в жизни России. Это период трансформации общества.

Это время - время революций в России - отмечалось действительно широким, массовым национальным движением народов Российской империи, в том числе мари.

Нижней границей исследования явились события весны 1917 года. Февральская революция всколыхнула население России. Предоставленные демократические свободы способствовали возникновению общественно-политических организаций, изданию новых газет. Весной 1917 года народы России развернули массовые национальные движения. Подобно татарам, чувашам и другим народам Среднего Поволжья, весной и летом 1917 года у народа мари образовались свои национальные организации -Мари Ушемы(Общества мари). В Казани и Уфе образовались военные организации мари. В этот период деятельность национальных просветителей перерастает в значительно широкое движение и имеет тенденцию стать массовым.

В 1917-1918 годах проходили два Всероссийских и Казанский Областной съезды мари, губернские съезды мари Уфимской и Вятской губерний. Начали выходить несколько изданий на марийском языке, марийское учительство проводило свои съезды и создавало свои организации.

Летом 1918 года большевики во главе с Лениным официально установили однопартийную систему, объявив своих недавних союзников левых эсеров вне закона. Созданием при Народном Комиссариате по делам национальностей Отделов национальностей начинается наступление власти на национально-демократические слои на местах, которые в 1917 году чаще всего стояли на платформе эсеров. Исследование завершается событиями декабря 1918 года, потому что в это время завершается важный этап марийского национального движения. Деятельность Центрального

Союза Мари (ЦСМ) запретили указом Отдела мари при Наркомнаце, а Общества Мари переименовали в культурно-просветительские кружки, выхолостив национальные стремления, лидеры Центрального Отдела и Комиссариата мари образовали национальную коммунистическую ячейку, религиозное движение утратило былой размах и т.д.

В 1919-1920 годах, до образования Марийской Автономной Области, хоть и проводились собрания, конференции "активных мари", это было уже не народное движение. Все мероприятия контролировались большевистскими партийными комитетами.

В исследовании встречаются слова "черемисы", "черемисский" и "мари", "марийский". До февраля 1918 г. народ мари официально назывался черемис. Поэтому в названии некоторых организаций содержится слово "черемисский". (Например, Казанская черемисская военная организация).

Историографию национальных движений народов Поволжья и, в частности, мари, в 1917-1918 годах можно разделить на четыре этапа: 1)20-ые - середина 30-х годов; 2)середина 30-х - середина 50-х;3)конец 50-х - конец 80-х;4)90-ые годы.

Первые работы, в которых затрагивались вопросы национального движения, появились еще в начале 20-х годов. Их авторами были в основном активные участники событий и реже - профессиональные историки. В их воспоминаниях впервые был введен в оборот ценный конкретный материал. Несмотря на субъективное отношение авторов к событиям, эти работы до сих пор представляют большой интерес для исследователей.

В разработку истории национальных движений народов Поволжья первый и значительный вклад внес Н.В.Никольский. Как профессиональный историк и один из организаторов Общества мелких народностей Поволжья, Н.В.Никольский первым осветил национальные движения народов, проживающих между Волгой и Уралом в своих "Конспектах по истории народностей Поволжья"4. Он же дал первую сравнительную оценку:" Наи-

большую энергию в деле разработки вопросов культурно-просветительского свойства обнаружили черемисы и чуваши. Пермяки и зыряне удовольствовались приведенными общими положениями"5.

В 20-ые годы такие авторы, как Г.И.Комиссаров-Вандер, А.Д. Краснов, Ф.Сайфи-Казанлы и другие в оценке событий 1917-1918 годов большое внимание отводили национальному движению. Будучи участниками событий, эти авторы справедливо утверждали, что большевистские организации в рассматриваемый период в Поволжье популярностью не пользовались6,за что в дальнейшем пришлось выдерживать жесткую и несправедливую критику.

Марийское национальное движение в 20-ые годы освещалось в основном в статьях В.А.Мухина, И.Н.Смирнова и А.К.Эшкинина. Если В.А.Мухин и И.Н.Смирнов отмечают наличие буржуазно-националистического и революционно-демократического направлений в марийском национальном движении, то А.К.Эшкинин называет 1917-й год периодом национально-революционного движеия7 и рассматривает его как единое целое, без разделения на течения. В отличие от В.А.Мухина, у него меньше выражен партийно-классовый подход. Автор справедливо отмечает, что серьезные разногласия в марийском национальном движении возникли и проявились только в начале 1918 года 8.

В конце 20-х годов проблемами национального движения профессионально занимался Казанский историк М.К.Корбут. В 1929 году вышли две его работы - "Марийское национальное движение на переломе. Мелкобуржуазная интеллигенция в период Временного Правительства"9 и "Национальное движение в Волжско-Камском крае: Национальные съезды в период Временного Правительства"10.

До этих работ и даже в последующие десятилетия никто из профессиональных историков специально не занимался вопросами национального движения 1917 года в марийском крае. Работая с архивными материа-

лами города Казани, он сумел довольно четко определить политическое настроение среди мари в 1917 году: "...Даже в Военной черемисской организации "духом большевизма" даже и "не пахнет". То же самое было на

съезде, где состав делегатов был еще более "сырой", нежели состав воин

еннои организации .

В начале 30-х годов в отношении восточно-финнских народов проведено два политических дела - "дело федералистов"12 в 1932-м и дело "СОФИН"(Союз Освобождения Финнских Народностей)13.

После ареста и пыток лидеров общедемократического крыла марийского национального движения Л.Я.Мендиярова, В.М.Васильева и других в 1931-1932 годах в историографии движения начинается односторонняя трактовка, когда представители названного крыла просто замалчиваются. Положительно оцениваются только те участники, которые пошли за большевиками. Эти изменения получили отражение в юбилейных сборниках, изданных в 1931 и 1936 годах14.

В целом до середины 30-х годов марийское национальное движение исследователи делили на два направления - революционно-демократическое и буржуазно-националистическое.

В следующий, второй период в историографии национальных движений народов Поволжья 1917-1918 годов мы включаем промежуток с конца 30-х до конца 50-х годов. В эти годы в условиях культа личности и партийно-государственные деятели, и исследователи за основу брали сталинскую формулировку о том, что в эпоху буржуазной революции в России национальное движение носило характер буржуазно-освобо-дительного движения. Такая позиция неминуемо приводила к тому, что "всякое национально-освободительное движение, не руководимое непосредственно партией пролетариата, объявлялось буржуазным, националистическим, а следовательно, враждебным делу социалистической революции"15.

Подобные изменения в трактовке национальных движений наблюдаются в работе А.Н.Григорьева, давшего отрицательную оценку деятельности Мусульманского Социалистического Комитета16, И. Д.Кузнецова, охарактеризовавшего Чувашский Левосоциалистический Комитет как национал-эсеровский орган, прикрывающий кулацкую контрреволюцию17.

Первой работой, открывающей вт