автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Мемориалы Грузии 1960-х - 1980-х годов

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Беручашвили, Наталья Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Мемориалы Грузии 1960-х - 1980-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Беручашвили, Наталья Леонидовна

I ф -Ь В СД ч С * » «г # * ^ З'

2, ГЛАВА 1» Предпосылки и первые опыты создания мемориалов ч Грузии

3« ГЛАВА 2, Мемориалы Грузии 60х - ЬО* годов

4, ШШ& 3, Проблемы композиции и соотношения традиции и новаторства мемориалов

Гр> I- - ^ й - I *. < 1 ¡ - э - V I ; €> . ) # б® Ьримечания .,••»»•<,.•.*•.•••*••.«•«••»•••••• Хос^

У Каталог мемориалов

 

Введение диссертации1991 год, автореферат по искусствоведению, Беручашвили, Наталья Леонидовна

В художественной жизни современной Грузии значительное место принадлежит монументальному искусству. Это естественно, будучи одним из видов изобразительного творчества, имевшим свои проблемы и цели, оно представляет важную часть всей культуры в целом,

Произведения монументального искусства выполняют разнообразные по своему характеру функции. С одной стороны, они несут в себе весьма интересную информацию об эстетических и »тических, политических и социальных идеях своего времени, о художествен-г но-стилевых установках я уровне научно-технического прогресса, о создателе и его современниках. С другой, они вносят существенный вклад в художественное формирование окружающей среды -жизней деятельности человека»

Ярким примером синтеза всех этих функций монументального искусства в одной художественно-образной структуре стали мемориальные сооружения, называемые нами кратко "мемориал"

Что же представляет собой мемориальное сооружение и каково его место в монументальном искусстве?

Мемориальное сооружение - произведение' изобразительного искусства и архитектур«, -создаваемое ® память отдельных лиц и исторических событий в со гой практике - архитектурно-скульптурные комплексы (иногда а сочетании с другими видами искусства) или произведения архитектура (маазолеи, мемориальные музеи), предполагавшие яростраиетвенно-развитое, ансамблевое решение обрапа" **",

Из этого определения все-таки не ясно: чем «в является мемориальные сооружения - недавно сформировавшимся видом искусства или одним из традиционных видов монументального искусства? Вт сложность четкого ответа закликается в саном монументальном искусстве, ибо вопрос о его свойствах, о его ведах и жанрах, о его месте в системе пространственных искусств весьма спорный (разрешить его пытаются па протяжении, пожалуй, около трехсот лет). Более точный и конкретный ответ на данный вопрос можно найти в самой сущности монументального искусства. Оно характеризуется произведениями, ". художественная природа которых призвана передавать новым поколениям память о самом глубоком, зиачатель-ном в жизни народа, общества, цивилизации* В «том проявляется их социально-политическая функция. А с точки зрения художественной образности их диапазон весьма обширен, так как нардду о различными архетипами архитектурных форм, какими являются обелиски, стелы, триумфальные арки» пилоны, мавзолеи, храмы и т.д., к ним также относят и те произведения, которые рассчитаны на пространство городских улиц, площадей, парковюс ансамблей им ксодят в структуру различных арштектурных -интерьеров.

Как, впрочем, любо® произведение монументального искусства» мемориальное сооружение - явление исторического характера! оно живет во времени, фокусируя в себе всевозможную информацию об апохе ©аоего создания, Необходимо отметить, что задачи и общественнне функции монументального искусства, а также границы тот понятия отладь не являйся незыбдешлш и введши на вое времена» они изменяются шесте с ооотэбтствуюсим социальным строем и его культурой* ^ ,

- б

Важным моментом в возникновении мемориального сооружения является9 как уже бвдо отмечено» его прямая зависимость от ряда благоприятных факторов общественного характера; Еще Гегель считал, то те или иные виды искусства становятся ведущими в зависимости от времени существования* от.способности отражать насупшае проблемы и воплощать идеал прекрасного, как этот идеал понимается в данное время.

Так XX век оставит в истории искусства (кажется уже можно говорить о ншем столетии в прошедшем времени, ибо оно подаодит к своему завершению) новый более синтетический тип мемориального сооружения - современный мемориал. Он еозник как результат органического слияния архитектуры и разных зидов искусства, дающий новый функциональный, этический и эстетический эффекты,

X X

По своим композиционно-образным особенностям современные мемориалы отличаются большим разнообразием. Исходя из уже ело-давшегося опыта кажется весьма актуальным как с практической? так и с научной точки зрения, любое предложение по их классификации» Попытаемся определить и дать некоторые структурам и композиционные характеристики мемориалов в их связи и сопоставлении.

Условно их ношо разделить на три группы* мемориальные ансамбли» мемориальные комплексы и монументы ансамблевого типа -v'микpoшcaмбли,, .

Расплывчатое понятие ^ансамбль" отличается от большинства не выясненных до конца искусствоведческих тершнов своей всеобщностью. Приминительно к искусству мемориала этот Теркин можно рассматривать в более конкретном плане» Так как понятие "ансамбль" означает единство, согласованность, то к мемориальный ансамбль можно считать цельным художественнш произведением, состоящим из архитектурах элементов в синтезе с изобразительным искусством, объединенных композиционным и стилевым соответствием.

В отличив от ансамбля мемориальный комплекс представляет собой более сложную разновидность мемориала, Он состоит из разнородных по характеру компонентов: кз произведений архитектур, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, из современных или исторических сооружений, из разного типа предметных реалий, объединенных принципом одновременного действия в создании образа.

В монументе ансамблевого типа, коэдр^й можно определить названием "микроансамбль* 3 памятная идея раскрывается посредством главного монумента, решенного архитектурными или пластическими средствами. Микроансдобль занимает, как правило, небольшую площадь (что и является одним из основных отличий от ансамбля) и включает з себя ряд дополняющих центральный образ элементов в виде лапидарных надпкеей, Вечного огня, зеленых нас«™ денмй и т.д.

Надобная классификация довольно удобна при рассмотрении композиционно-образного строя мемориала. Следует однако сказать, что границы мевду наввашши груцпамк. мемориальных сооружений часто бывают зыбкими, и это нередко затрудняет точное определение типологии того или иного произведения. Тем не менее ш данной работе мы постараемся по возможности придерживаться предложенной терминологии,

В Грузии первые крулдае мемориалы стали появляться лишь к концу 60-х годов, В последующие десятилетия интерес к этому виду монументального искусства, открывающему большце возможности перед архитекторами и екулызтор&ми, резко возрос. Появился Целый ряд микроансамблей, ансамдей и комплексов - от простых мемориальных. стенок и обелисков до крупных сооружений, многие из которых отличаются богатством цдейно-образных решений и высоким художественно-эстетическим качеством, отмечены твошеокой инди-видузльностью грузинских мастеров архитектуры и скульптуры.

Эти мемориалы по своей тематике весьма разнообразны; одни посвящены наиболее вадаам событиям исторического прошлого Грузии, другие - прославляв ратный подвиг народа. Но основной и ведущей стала тема увековечения памяти погибших з Великой Отечественной войне. И это не случайно. Плечом к плечу с представителями всех народов Советского Союза -сражались воины из Грузии. Из 3,5 миллиона населения на фронт ушло 700 тысяч человек; около 300 тысяч не вернулось домой. Их памяти посвящено большое число мемориальных сооружений в городах и сетах республики

Культурное наследие грузинских монументалистов, увековочм-вщщее важнейшие события яашзс дней, уте на данном исторотес-ком этапе достаточно велико. Поэтому одна из главных задач с точки зрений его критического анализа заключается в выявлении причин возникновения ©того художественного явления в монументальном искусстве Грузии и связанного с ним комплекса творческих задач,

Цель» данного исследования является изучение тевдедаий развития искусства мемориала, выявление композиционно-образной взаимосвязи о творческим наследием грузинского народа на фоне развития современного мирового искусства» определение его ху~ дожественно-исторнческой ценности. В задачу диссертации входит; систематизация рассматриваемого материала, анализ разных яме-дий, возникшие б процессе работы над композициями мемориалов»

Структура диссертации продиктована целью и задачами исследования, связанного с анализом разных проблем» касающихся наиболее существенных аспектов развития этого вида монументального искусства. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения . Во Введении дается обоснование выбора темы диссертации, определяется актуальность и новизна темы* сформулированы проблемы, цель и метод исследования, предлагается общая характеристика мемориала, уточняется его место в искусстве, дается классификация разных видов мемориалов. В историографическом образе рассматриваются наиболее вадаые труду, затрагивающие проблемы, поставленные в диссертации. Первая глава "Предпосылки и первые опыты создания мемориалов в Грузии" дает представление . состоянии монументальной пластики в Грузии до конца 60-х годов» т»е. времени появления первого кругшого мемориала; посвящена разбору рада произведений монументального искусства, в которых в том или ином аспекте нашел свое отражение опыт создания художественно-образной структуры мемориалов, Во второй главе п Мемориалы