автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Место православия в формировании политической культуры российского общества

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Рымкевич, Яна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Автореферат по политологии на тему 'Место православия в формировании политической культуры российского общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Место православия в формировании политической культуры российского общества"

Санкт-Петербургский Государственный Университет

На правах рукописи

Рымкевич Яна Александровна

Место православия в формировании политической культуры российского общества

Специальность 23.00.02 - «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук.

Санкт - Петербург 2004

Диссертация выполнена на кафедре социологии и политологии Республиканского гуманитарного института Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Селезнев Леонид Иванович

доктор философских наук, профессор Гордиенко Николай Семенович

кандидат политических наук, доцент Кузнецов Никита Всеволодович

Ведущая организация: Балтийский Государственный Технический Университет (Военмех)

Защита состоится « ^» в часов на заседании

Диссертационного совета К.212.232.10 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при Санкт-Петербургском Государственном Университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд №

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. Автореферат разослан «3{Ру> г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат социологических наук

Абгаджава Д.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

3

Актуальность темы исследования. Проблемы взаимоотношения православия и политики тесно связаны с любыми трансформациями, которые происходят в современном российском обществе.

После распада СССР начался переходный период, который был связан со сменой политического режима. С этого момента в стране начались демократические преобразования: появляются новые законодательные документы, в том числе отражающие религиозную политику государства. Происходящие политические изменения, естественно, повлияли на взаимоотношения между религией и государством.

Торжественное празднование тысячелетия Крещения Руси привлекло внимание общественности, увеличилась численность верующих. С этого момента доверие к Русской Православной Церкви постоянно растет среди населения, идет восстановление старых богослужебных зданий и строительство новых церквей. К православию начинают проявлять интерес различные политические институты (партии, общественные организации и другие).

Одним из направлений исследований в политической науке является изучение политической культуры российского общества.

Политическая культура является одной из важнейших сторон гуманитар -ного измерения политики. Понятие политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, особенности работы одних и тех же политических институтов в разных странах или вероятность принятия политических новации и заимствований из других государств.

В 1990 годы исследователями политической жизни общества по-новому осознаются труды зарубежных авторов, которые посвящены политической культуре. Теперь их работы рассматриваются с положительной точки зрения.

Российские ученые интересуются вопросами определения, структуры и эволюции политической культуры, а так же ее особенностями и способами формирования в России.

К институтам, способствующим развитию политической культуры, относят: политические партии, общественные движения, армию, церковь и другие.

В настоящий момент времени необходимо уделить особое внимание проблеме формирования политической культуры.

Русская Православная Церковь начинает принимать активное участие в общественной и политической деятельности, поэтому необходимо проследить, как вместе с эволюцией политической культуры России будет изменяться место православия в обществе.

1 БИБЛИОТЕКА !

Степень разработанности темы: В настоящий момент существует несколько работ, посвященных данной проблеме, в том числе «Политическая культура: теория и национальные модели» под редакцией Гаджиева К.С.1 где рассматривается религиозный фактор в формировании политической культуры. Диссертационное исследование Рябовой И.Т.2 «Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества». Диссертационное исследование Заярного В.В.3 «Русская Православная Церковь и политический процесс в России в условиях демократических реформ» и Nicolai N. Petro4 "The rebirth of Russian democracy: an interpretation ofpolitical culture"

Проанализировав выше указанные работы можно сделать следующие обобщения: все авторы рассматривали воздействие религии на политическую культуру через призму развития государственно-церковных отношений. Кроме этого, Рябова И.Т. указывала на доминирующие воздействие русской религиозной философии на сознание граждан РФ. (По-моему мнению, идеи русских философов, на которые ссылается Рябова И.Т, не имеют сильного воздействия на формирование политической культуры всего российского общества, потому что большинство приверженцев православной веры знакомы с трудами этих мыслителей в рамках школьной программы), Заярный В.В., в свою очередь рассматривал деятельность политических партий религиозной направленности на современном этапе развития российского общества, но не указывал на влияние православия на политическую культуру.

Концепция политической культуры появилась сравнительно недавно в 60-е годы XX века, родоначальниками которой были американские политологи Г.Алмонд и С. Верба5, Л. Пай и другие. Возникнув в США, эта концепция получила популярность и в других странах, а затем стала одним из важнейших инструментов исследования политических процессов и явлений политической жизни общества.

Спустя десятилетие данной концепцией заинтересовались и отечественные ученые. В 70-е гг. начинается активное изучение политической культуры советскими учеными, естественно, основой служило марксистско-ленинское мировоззрение. Целью их работ было критическое осмысление произведений западных авторов, исследующих данную тему. Следовательно, проблемы

1 Политическая культура: теория и национальные модели / [ B.C. Ажаева, Е.В. Ананьева, К.С. Гаджиев] / Отв. ред Гаджиев К.С. - М: Интерпракс, 1994.

2 Рябова И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах православия в России): Автореф. диссер_канд. филос. наук. 03 00.06 / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. - М., 1996.

3 Заярный В.В. Русская Православная Церковь в современном политическом процессе: Автореф. диссер. ... канд. полит, наук. 23.00.02 / Севере - Кавказская академия государственной службы. Ростов- на Дону, 2004.

4 Petro Nicolai N. The rebirth ofRussian democracy: an interpretation ofpolitical culture / Nicolai N. Petro. -London, Harvard University Press', *1995.

3 Almond G.A., Verba S. The civil culture. Political attitudes and democracy in five nations. Princeron, 1963

«политической культуры» в это время нашли свое отражение только косвенно, через исследование аспектов развития политической идеологии и психологии, политического сознания трудящихся.

В 80-е гг. была осуществлена попытка, сформулировать сущность и дать определение политической культуры социалистического общества, выявить структуру, обозначить функции, определить роль политической культуры и механизмы ее формирования в советском обществе, а так же ее методологическое значение. Для этого отечественным ученым пришлось изучать развитие этого феномена в различных социальных, профессиональных и возрастных группах.

В 90-е годы7, после распада СССР, научной интеллигенции стали доступны достижения общественной мысли XIX - начала XX века, к которым относятся труды Н. Я. Данилевского, О. В. Ключевского, Н. Бердяева, П. Сорокина и т.д. В результате пришлось переосмыслять феномен политической культуры, и соответственно выработать новые методологические основы изучения.

Феномен политическая культура связан с поведением и сознанием индивидуумов.

Существует огромное количество литературы, посвященной феномену и социальной природе общественного сознания.

Общественное сознание изучали такие специалисты как А.К. Уледов, М.Я. Ковальзон, Н. И. Макешин и многие другие. Каждый из исследователей подходил к изучению общественного сознания с различных позиций, например, М.Я Ковальзон и Н.И Макешин8 рассматривают гносеологический и социологический аспекты общественного сознания, т.е. исследование общественного сознания в общественных науках в целом. А.И. Бурдина9 рассматривает общественное сознание как некоторую совокупность присущих обществу духовных образований в их эмпирической данности. Таким образом, она рассматривала взаимоотношения общественного сознания и общественного бытия.

6 Политическая культура личности: проблемы формирования / [В.А. Щегорцов, В.П. Васильев, В,А. Озноб-кин, Л.Н. Жилина]. - М.: Знание, 1982., Бурлацкий Ф.М., Галкин А. А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. - М.: Мысль, 1985.

7 Кобылянский Е.Э. Формирование политической культуры советского общества: историография проблемы: Автореф. диссер_канд. истор. наук. 07.00.01 / Московский Государственный университет им.

М.В. Ломоносова. - М., 1992. , Пивоваров Ю.С. Политическая культура Методологический очерк. - М.: ИНИОН, 1996., Решетников ВА. Духовные основы современной политической культуры. - Иркутск: изд-во Иркутского Университета, 1991., Соловьев А.И. Политическое сознание и политическая культура. -М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991.

* Ковальзон М.Я., Макешин Н.И. Общественное сознание и общественные науки. - М.: изд-во «Знание», 1973.

9 Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма: Монография. - М.: Высшая школа, 1979.

С 60-х гг. появляются исследования, посвященные массовому сознанию. Данный феномен изучали такие ученые как Б.А. Грушин, Г. Г. Дилигенский10 и другие. Естественно, появлялись научные работы, которые были посвящены отдельным формам общественного сознания, к которым относятся политическая и религиозная формы.

Политическое сознание исследовали в рамках политической психологии А.К. Уледов, Р.Г. Яновский, О.И. Гордеева11.

Религиозное сознание изучалось в рамках исследования истории религии и атеизма такими советскими учеными как Н.П Андрианов, Д.М. Угринович, К.К. Платонов, Б.А. Лобовик, Н.П. Кириллов, М.Г. Писманик12.

Вопрос взаимодействия религиозного и политического сознания рассматривали в рамках изучения форм общественного сознания и в рамках политической мифологии. К исследователям данной проблемы можно отнести ЛИ. Лазебного, А.Н. Кольева, И.В. Вольфсона, Э. Кассиера, М.Н. Ересько,В. По-

13

лосина .

Учет религиозности отражен в рамках социологии религии. Социологические исследования проводили Д. Е. Фурман, М.П. Мчедлов14 и другие.

Изучение места религии в политическом процессе началось в 80 - 90-х гг. Гордиенко Н.С., Никольский Н.М., Розенбаум Ю.А., Ерошкин Н.П.,

10 Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. / Б.А. Грушнн. -М.:Политиздат,1987. Кириллов Н.П. Массовое сознание. Структура, генезис, сущностные характеристики (вопросы теории и методологии): В 2 книгах - Томск, 1995.

'1 Гордеева О.И. Политическое сознание современного российского общества: проблемы формирования и

тенденции развита» (методологический аспект): Автореф. диссер____канд. полит, наук. 23.00.02 / Российская

академия государственной службы при Президенте РФ. - М., 1997., Уледов АХ Структура общественного сознания (теоретико-социологические исследования). / А.К. Уледов. - М.: изд-во «Мысль», 1968.

12 Угринович Д.М. О специфике религии и ее месте а общественном сознании: Автореф. диссер____докт, фи-

лос. наук. Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. М, 1964., Угринович ДМ. Психология религии. - М.: Политиздат, 1986., Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности: Монография. - Киев: Нзукова думка, 1986., Андрианов Н.П. Современное религиозное сознание (структура, динамика изменения, проблемы преодоления): Автореф. диссер____докт. филос. наук: 09.00.06 / Ленинградский

Государственный Университет им. АЛ. Жданова - Л., 1975.

13 Лазерный Л.И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности. - М.: изд-во «Знак», 1997., Кольев А.Н. Политическая мифология: реализация социального опыта. - М.: Логос, 2003-, Ересько М.Н. Символ в

религиозном сознании (опыт фштософско-социологического анализа): Автореф. диссер____канд. филос. наук.

09.00.06 / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова. М., 1983., Вольфсон И.В. Язык политики. Политика языка. / Под ред. С.И.Барзилова. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2003.

14 Воронцов Л.М., Филатов С Б., Фурман Ф. Е. Религия в современном массовом сознании. // СОЦИС. -1995. - №11, Дубинин Б. Религия, церковь, общественное мнение //Свободная мысль. - 1997. - №11., Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи. // СОЦИС. - 1998. - №6, Мчедлов М.П, Филимонов Э.Г. Социально-политические позиции верующих в России. // СОЦИС. -1999. - № 3.

Куроедов В.А., Борисов Н.С., Кричевский Б.В,15 и другие рассматривали вопрос религии и политики с исторической точки зрения. Щипков А., Васильева И.П., Малышев А.Ю., Иваненко СИ.16 уделяли внимание генезису религиозных политических партий.

Миронов А.В., Яблоков И.Н.17, и другие изучали вопрос религии и политики в религиоведческом аспекте. В правовом аспекте взаимодействию религии и политики посвятили свои работы И. Бердников, игумен Вениамин (Новик), М. Красножен, А. Кураев18 и другие.

В мировом контексте данной проблемой занимались такие специалисты как: Мчедлов М.П., Никитин А.Г., Ковальский Н.А. и некоторые другие. Также вопросами религии в политике занимались политические лидеры Жириновский В.В. и Зюганов Г.А.19

Следовательно, исследования в этой области, проведенные ранее, не отображают современную действительность и требуют доработки.

Цель диссертационного исследования: определить место православия в формировании политической культуры российского общества.

Место религии в обществе, по мнению Яблокова И.Н.,20 определяется через изучение религиозной идеологии в системе общественного сознания и религиозной деятельности в системе социальной действительности. Задачи диссертационного исследования:

- Выявить основные направления исследований феномена политической культуры у зарубежных и отечественных авторов;

- Установить взаимосвязь и взаимодействие политического и религиозного сознания;

- Изучить правовое регулирование государственно-церковных отношений на современном этапе;

- Выявить механизмы воздействия религиозного сознания на политические предпочтения граждан РФ.

'5 Каптерев Н.В. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т 1-2.- СПб., б.м., 1912., Кристенсен. Свен Ore История XVII века: обзор исследований и источников. - М.: Прогресс, 1989., Никольский Н.М. История русской церкви. - 3-е изд. исп. и доп. - М.: Политиздат, 1985., Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - 2-е взд. исп. и доп. - М„ Высшая школа, 1968., Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е гг. XX столетия).- М., Знание, 1984.

Мезенцев С. Идеология христианско-демократического движения. - М.: Благовестник, 2001., Щипков А. Во что вериг-человек. - СПб.: изд-во СПбГУ, 1998. Васильева И.П. Российские христианские демократы: политические взгляды и идеалы.// Социально-политические науки. - 1991. - №7.

17 Яблоков И.Н. Социология религии*- М„ Наука. ,1979.

18 Бердников И.С. Церковное право. (Лекдии).- Казань: лит. Петрова, 188(5., Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право - 1998. - .№4., Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить? - М., Клин: изд-во Братство Святителя Тихона, 1994., Диакон А. Кураев. Православие и право. Церковь в светском государстве.- М.: Издание Сретенского монастыря, 1997.

" Жириновский В. Православный бастион. - М., Изд-во ЛДПР, 2001., Зюганов Г. Вера и верность: Русское православие и проблемы возрождения России - М., б.м., 1999. 20 Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. С. 115

Объектом исследования дисссртации является процесс формирования политической культуры российского общества.

В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты в обществе.

- Политическая культура поддерживает архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы в стране.

Наиболее ярко это свойство политической культуры проявляется в эпоху реформ, когда после революционных преобразований происходит либо возврат к прежним порядкам (означающим невозможность для населения адаптировать новые цели и ценности), либо новая власть вынуждена использовать террористические акты (например, репрессии Сталина), способствующие принуждению людей к принятию новой системы.

- Политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. Это может быть опыт проведения политических кампаний, экономических реформ, а так же изменения происходящие в административной структуре государства и т.д.

- Политическая культура способствует комбинированию элементов прежнего и перспективного политического устройства.

Предметом диссертационного исследования является роль Русской Православной Церкви (далее РПЦ) в формировании политической культуры российского общества.

В современном религиоведении различается религиозная и нерелигиозная деятельность церкви. В данном диссертационном исследовании будет рассматриваться внекультовая деятельность РПЦ.

Теоретико-методологические основы:

1) Конкретно-исторический подход.

2) Структурно-генетический анализ феномена политической культуры.

3) Элементарно-теоретический анализ православия, как фактора воздействующего на основные элементы политической культуры.

Эмпирическая база исследования: Основана на социологических и политико - психологических исследованиях различных аспектов современного состояния сознания российского общества и его политической культуры, проводимые исследовательским центром «Религия в современном обществе» под руководством Мчедлова М.П., Филатова СБ., Фурманом Д.Е., Филимонова Э. Г. и других.

Научная новизна: Изучение процесса формирования политической культуры российского общества, на примере православия, позволило выделить:

- элементы взаимодействия религиозного и политического сознания, основанные на функциональном и структурном аспекте общественного сознания;

- недостаточность качественных критериев религиозности при проведении социологических опросов;

- особенность изучения воздействия религиозного сознания на политическое поведение посредством анализа взаимодействия церкви и государства;

- «отражение» поведения президента с патриархом на взаимоотношения местной власти с церковными иерархами, на примере демонстративного общения высших церковных иерархов с представителями власти;

- стремление многих политических лидеров использовать имя церкви во время политических камланий, с целью привлечения религиозного электората на свою сторону;

- несостоятельность деятельности религиозных политических партий на политической арене за последнее десятилетие (после принятия закона о политических партиях в 2000 году подобные общественные организации прекратили свое легальное существование);

- тенденцию церковной трактовки политических конфликтов, как в стране, так и в мире, к укреплению своей позиции на конфессиональной арене.

Апробация исследования и практическая значимость данного исследования:

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры социологии и политологии Республиканского гуманитарного института Санкт-петербургского государственного университета.

Выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, имеют прикладное значение:

- Использование качественного анализа при изучении политических предпочтений верующих позволяет выделить более четкую картину религиозного электората;

- Представления о взаимодействии религиозного и политического сознания позволяет скорректировать имидж политического деятеля;

- С теоретической точки зрения данная работа может быть использована для разработки программ, спецкурсов по религиоведению, политологии, социологии религии, истории.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, литературы, периодических изданий и интернет - ресурсов, приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется предмет и объект исследования, формулируются цели и задачи работы, раскрывается научная и практическая значимость диссертации.

Первая глава называется «Исследование политической культуры».

- В первом параграфе первой главы автор диссертации описывает изучение феномена политической культуры зарубежных и отечественных исследователями. Различия в определениях политической культуры объясняются тем, что:

Во - первых, существующие трактовки политической культуры разных авторов обычно не исключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах этого сложного явления.

Во - вторых, различные точки зрения на определение политической культуры связаны, скорее всего, с тактикой исследования, а не с пониманием самого феномена.

В - третьих, политическая культура предстает как совокупность ориентации на политическую деятельность, которая предопределяет выбор направления деятельности.

Чтобы уяснить содержание понятия политической культуры, необходимо раскрыть ее структуру. Под структурой понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность; строение, внутреннее устройство, сложение.

Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию, то есть в зависимости от того какой аспект политической культуры рассматривает исследователь, можно получить различную структуру этого феномена.

К субъектам формирования политической культуры относят: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, общественно-политические академические институты, церковь, армию, неформальные движения.

Во втором параграфе рассматриваются основные функции и типология политической культуры.

Третий параграф посвящен особенностям российской политической культуры. При исследовании эволюции российской политической культуры Орлов Б.С.21 использует следующие критерии типологизации политической культуры российского общества: собственность, власть, свобода человека в атмосфере определенных религиозно-мировоззренческих установок.

21 Орлов Б.С. Политическая культура и становление демократии в России. - М.: ИНИОН, 1994.

Носков В.А.22 использует такие критерии как интеграция общества, легитимность и самоидентификация общества.

Оба автора указывают на общие разломы в политической культуре России произошедшие в XV, XVII, XX веках. Однако Орлов Б.С. представляет политическую культуру российского общества более фрагментарно, что позволяет более четко представить ее развитие. Так же исследователи указывают на ведущую роль православия в политической жизни общества. Указанные выше разломы связанны с такими процессами в государственно--церковных отношениях как формирование концепции « Москва - Третий Рим», введение церкви в государственный административный аппарат (Св. Синод) и провозглашение атеизма в СССР.

Подводя итог первой главы, следует отметить, что в данной работе под политической культурой автор диссертационного исследования понимает совокупность элементов и феноменов сознания и политического поведения, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.

Для дальнейшего исследования воздействия православия на политическую культуру российского общества необходимо выделить основные структурные элементы политической культуры. На мой взгляд таковыми являются два структурных элемента политической культуры, часто встречаемых в разработках зарубежных и отечественных авторов - это сознание и поведение.

Вторая глава называется «Сознание как компонент политической и религиозной культуры», которая посвящена изучению религиозного и политического сознания.

В первом параграфе второй главы автор диссертации описывает исследование сознания в рамках общественных наук, таких как философия, психология и социология.

Во втором параграфе рассматривается процесс взаимодействия политического и религиозного сознания.

Третий параграф отражает процесс эволюции типов религиозного мировоззрения и указывает на проблему определения качественных характеристик религиозности российского общества.

В итоге данных исследований можно установить, каким образом религиозное сознание воздействует на политическое сознание, и в какой мере степень его воздействия зависит от того, к какому религиозному типу относится исследуемый индивид.

В результате диссертационного исследования проблемы взаимодействия политического и религиозного сознания автор диссертационного исследования пришел к следующим выводам:

12 Носков А.В. Политико-культурная эволюция российского общества. - Белгород: «Кооперативное образование», 2001.

В зависимости от того, на основе методологии какой общественной науки учёный рассматривает это взаимодействие, он и получает результаты, соответствующие подходам этой общественной науки.

Так, с философской точки зрения, политическое и религиозное сознание рассматривается как формы общественного сознания. Взаимодействие этих форм рассматривалось по парам, например, политического и экономического сознания, объединяющим звеном в данном случае выступают их общие функции.

С точки зрения психологии исследователи рассматривали взаимодействие религиозного и политического сознания на основе концепций З. Фрейда и К. Юнга. Диссертант называет эту модель взаимодействия структурной, потому что она основывается на структуре личности. В диссертационном исследовании была предложена подобная модель на примере общих структурных элементов форм общественного сознания таких как символ, язык и миф.

К религиозным компонентам политической культуры России можно отнести и такие глобальные мифологические концепции как: «Москва - Третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность». Причем все эти концепции продолжают действовать в сознании россиян до настоящего времени. Например, представление о лидере, связанные с национальным и мифологическим сознанием.

Мифы передаются массам посредством языка. Особенность религиозного текста (его произвольная пунктуация) позволяет властным структурам использовать религиозный язык в своих интересах. К тому же, язык сам по себе имеет двойственный характер. Его двойственность проявляется в следующем - с одной стороны это средство коммуникации, а с другой стороны это средство для управления человеческим поведением.

В классической риторике убеждение основано на осознании и принятии аргументов. Однако человек в своих поступках не всегда руководствуется логикой, поэтому при подготовке речей политиков необходимо учитывать, что система интересов человека подкреплена его воспитанием и социальным опытом, который иногда находиться вне сферы политической жизни общества.

Необходимо отметить, что одним из важных компонентов политического языка является политическая символика.

Символы бывают: предметными (культовое сооружение, скульптуры, памятники, иконы, флаг), вербальными (легенды, мифы, переданные посредством языка) и поведенческо - ритуальными (марши, парады, демонстрации, паломничества, крестные ходы) и образными (переданные при помощи изобразительных приемов, например - герб государства).

Восприятие политической символики, так же как и мифов передается от поколения к поколению на уровне «коллективного бессознательного». Восприятие условно-графических фигур, цвета, по мнению некоторых ученых (и К.Г. Юнга в том числе), впечатаны в наше сознание от рождения.

Религиозный и политический язык тесно переплетаются на уровне агитации, которая довольно часто представлена в виде символов.

В переходный период общества политические символы начинают выполнять особую функцию эмоционального воздействия на человека, который при этом воспринимает не только «значение» символа, но и понимает этот символ как своего рода «указание» к определенным действиям.

Так как человек не рождается религиозным, а становится таковым в процессе взаимодействия с социальной средой, необходимо уделить внимание социологическим исследованиям общества.

В рамках социологии существует две отрасли, которые интересуют автора диссертации - это социология религии и политическая социология.

Социология религии исследует типологию верующих, а так же количественный и качественный анализ состояния религиозности.

Политическая социология изучает законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой.

При анализе социологических данных можно выделить следующие важные моменты:

1. Количественный анализ является показателем внешней религиозности, которая за 80-90-е гг. в нашей стране увеличивается.

2. Общественное сознание в основном остается светским, по тому как информацию о религиозных конфессиях общество получает в основном из СМИ и художественной литературы.

3. Изучение качественных характеристик указывает на неопределенность степени веры граждан, поскольку признание себя православным не всегда означает признания себя верующим.

Результаты социологических опросов указывают на то, что конфессиональный элемент подвергся наиболее радикальным изменениям.

Исследования религиозных типов тесно взаимосвязаны с историческим развитием общества. Каждая эпоха привносит что-то новое в изучение религиозности. На современном этапе развития российского общества религиозно-мировоззренческие типы претерпевают трансформацию и не могут иметь четких границ.

При изучении политического сознания социологов больше всего интересует мотивация политических предпочтений граждан и их поведение на выборах.

Третья глава называется «Религиозное сознание и политическое поведение», где основное внимание уделено поведенческому аспекту.

В первом параграфе рассматривается правовой аспект государственно-церковных отношений, которые регулируются как светским, так и церковным законодательством.

Во втором параграфе рассматривается религизация политики, которая проявляется в отношениях между священнослужителями и политическими лидерами государства и партий.

В третьем параграфе изучается политизация религии, которая нашла свое отражение в деятельности религиозных политических партий и отношении церковных иерархов к конфликтам происходящих в обществе.

В результате изучения правового аспекта государственно-церковных отношений следует отметить, что современное законодательство не соответствует реалиям как государственной, так и религиозной жизни. Подтверждением этого является то, что если рассматривать федеральный закон как борьбу с сектами или так называемыми «нетрадиционными религиями», то он своей функции не выполняет из-за отсутствия четкого определения понятий. Так же из-за отсутствия государственного органа по делам религии невозможно координировать деятельность религиозных организаций на территории РФ. В настоящий момент разрабатывается общая концепция религиозной политики РФ.

Под религизацией политики понимается усиление религиозного воздействия на политику.

Религиозный фактор может быть использован политиками в ходе предвыборных кампаниях с применением следующих средств:

1. использование образа храма и (или священника) в предвыборных роликах;

2. получение благословения на свое участие в выборах от священника, а потом в своих предвыборных речах ссылаться на это благословение;

3. оперирование церковной символикой и фразеологией;

4. внушение избирателю представления о враждебности кандидата к религии большинства.

В данном диссертационном исследовании рассматривались два аспекта ре-лигизации политики

1) Демонстративное общение государственных и партийных деятелей со священнослужителями получило свое проявление в повышенном интересе СМИ к религиозному фактору в политике. По-моему мнению, воздействие православия на политику минимально (скорее всего, можно говорить о попытках решить свои межконфесиональные проблемы при помощи деятельности политиков).

Причиной интереса к православной вере может рассматриваться как, попытка заполнить идеологический вакуум, образовавшийся после распада СССР и крушения коммунистической идеологии. В это время многие политические партии пытаются привлечь на свою сторону религиозные организации, чтобы расширить сферу своего влияния, но не могут подобрать эффективный метод воздействия на религиозный электорат.

2) Воздействия религиозного сознания на политические предпочтения граждан. В результате своего исследования диссертант выделяет три направления социологических исследований:

- Исследования степени доверия к религиозным организациям по сравнению с политическими институтами;

- изучение политических предпочтений верующих и неверующих во время проведения предвыборных политических кампаний;

- изучение предпочтений верующих, которые основаны на выборе социально-политических концепций.

Однако результаты всех подобных исследования, по мнению диссертанта, из-за недостаточного качественного анализа религиозности в нашей стране не позволяют выделить особенности электоральных предпочтений верующих. Обычно итогом социологических опросов является указание на то, что политические предпочтения у верующих в Бога близки аналогичным характеристикам россиян в целом, а религиозно-поведенческие характеристики находятся в явном противоречии с декларируемыми ценностями у большинства верующих.

В данном диссертационном исследовании были рассмотрены два аспекта политизации религии.

1) Деятельность религиозных партии показали свою несостоятельность на политической арене. Причиной этого может быть как многоконфессиональ-ность нашей страны, так и не разработанность основных программных документов. Лидеры бывших религиозных партий продолжают свою деятельность в других политических партиях. В основном их деятельность лежит в отстаивании прав религиозных организаций, и не всегда только православия.

Политическая деятельность священнослужителей официально запрещена церковным законодательством. Хотя иногда встречаются имена священников в списках политических партий, но вести агитационную работу во время проповеди они не имеют права.

2) Участие церкви в урегулировании политических конфликтов на примере отношения православных священников к терроризму, где можно выделить ряд моментов:

Во - первых, все заявления Московской Патриархии имеют декларативный характер и очень часто не воспринимаются политическими деятелями.

Во - вторых, священнослужители пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией для борьбы с другими религиозными организациями и введения православного образования в школах.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы, даются практические рекомендации.

По теме диссертации автор опубликовал следующие работы:

1. Рымкевич ЯЛ. Религиозная направленность политической ориентации. //Прикладная политология и современный политический процесс в Росси: Тезисы докладов и выступления Второй студенческой политологической конференции. / Под ред. Л. Сморгунова. - СПб.: Издательство С- Петербургского университета, 1998. - С. 175-178 (ОД п.л.)

2. Рымкевич ЯЛ. Влияние религиозного плюрализма на становление российской демократии. // Роль политических коммуникаций в становлении российской демократии: Материалы научно-практического семинара 25 февраля 2003г. - СПб.: Издательство «Папирус», 2003 г. - С. 132-135(0,1 п.л.)

3. Рымкевич Я.А. Отношение православных священников к терроризму // Вопросы гуманитарных наук. - №3 (12) - 2004. - С. 316-317 (0,2 п.л.)

Отпечатано в ООО «АкадемПринт». С-Пб. ул. Миллионная, 19 Тел.: 315-11-41. Подписано в печать 21.09.04. Тираж 100 экз.

¿17977

РНБ Русский фонд

2005-4 14788