автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Методология выбора новых клеевых материалов для дублирования музейных тканей

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Качанова, Ирина Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Методология выбора новых клеевых материалов для дублирования музейных тканей'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Методология выбора новых клеевых материалов для дублирования музейных тканей"

\zbG-o

На правах рукописи

КАЧАНОВА Ирина Михайловна

МЕТОДОЛОГИЯ ВЫБОРА НОВЫХ КЛЕЕВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДУБЛИРОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ШЕРСТИ)

Специальность 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Москва, 2000 г.

Работа выполнена в Государственном историко-культурном музее - заповеднике "Московский Кремль"

Наушай руководитель

доктор исторических наук О.В.Обельченко

Официальные оппоненты

академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор Б.Я.Ставиский кандидат технических наук, профессор А.П.Жихарев

Ведущая организация

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия РАН

Защита состоится " 2.ШР г. в /3 часов на

заседании диссертационного совета К.064.49.01 Российского государственного гуманитарного университета по адресу: 125267, Москва, Миусская пл., б.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГГУ

Автореферат разослан 1999г.

Ученый секретарь диссертационного совета ¿У( ^ЙАЗАРЛИ М.Д.

Российская

Государственная

библиотека

- 3 -

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

1. Постановка задачи. Современная реставрация памятников

культуры как составная часть музееведения выстраивается на стыке гуманитарных, естественных и технических наук. Как известно, исторические и культурные памятники - это в первую очередь памятники материальные, подверженные неизбежному процессу старения. Поэтому вопросы их сохранения являются приоритетными для музееведения. Современные требования к реставрационной науке предполагают знание материальной структуры памятников, процессов, вызывающих их разрушение. Только на основании этих знаний можно правильно оценить влияние тех или иных факторов окружающей среды, тех или иных консерва-ционных материалов, используемых при их реставрации.

В большинстве научных работ в области исследования и применения новых материалов для текстильной реставрации, появившихся в последние годы, исследуются хотя и очень актуальные, но в основном частные проблемы. Например, отдельно исследуются клеи, отдельно ткани. Рассмотрение частных вопросов без учета их взаимодействия зачастую приводит к погрешностям, имеющим системный характер, возникающим из-за отсутствия обобщенного взгляда на проблему.

В данной работе впервые поставлена комплексная задача по выбору оптимальных дублировочных материалов для реставрации шерстяных изделий. На примере комплексного решения этой проблемы видно, что системный подход позволяет создать качественно новую методологию исследований. При таком подходе все частные вопросы систематизируются, определяются приоритеты и взаимоотношения научных и практических (реставрационных) аспектов исследований, выстраивается научно обоснованная логическая последовательность исследований от постановки проблемы до внедрения в практическую реставрацию. На примере выбора оптимальных клеев для дублирования шерстяных тканей в работе показана необходимость использования системного подхода для решения задач не только текстильной, но и иных областей реставрации.

2. Актуальность темы Для сохранения изделий из текстиля в процессе реставрации широко применяется дублирование древней ткани - укрепление ее на новом дублировочном основании, которое поддерживает экспонат, предохраняя от дальнейшего разрушения и позволяет придать памятнику экспозиционный вид.

Традиционно в текстильной реставрации применяют два метода дублирования - с помощью иглы и с использованием натуральных и си-

нтетических клеев. Дублирование с помощью иглы и нитки зачастую ведет к разрушению ветхих тканей и волокон, искажает истинную фактуру ткани, ее рисунок, что ограничивает применение этого метода. Укрепление старых тканей с помощью клея позволяет избавиться от этих недостатков, однако нередко вызывает появление других: входящий в структуру старой ткани клей со временем приводит к возрастанию жесткости и хрупкости, изменяет ее физико-механические и химические свойства.

При реставрации музейных тканей долгое время основным дублирующим материалом являлся мучной клей. Многолетние наблюдения за сохранностью сдублированных с его помощью текстильных памятников позволили выявить ряд негативных свойств: изменение цвета проклееных тканей, образование пятен и затеков; подверженность поражению микроорганизмами и насекомыми; появление хрупкости и ломкости тканей вследствие нарушения их структуры; отсутствие должной обратимости (клей практически не вымывается при необходимости повторной реставрации).

Неудовлетворенность состоянием сохранности текстильных памятников, сдублированных мучным клеем, инициировала поиск новых клеевых материалов. Разработки и внедрение различных синтетических клеев активно ведутся в России и за рубежом, однако результаты проводимых исследований не позволяют уверенно использовать новые материалы для реставрации музейных памятников.

Отсутствие весомых результатов объясняется тем, что: -Клеи специально для целей реставрации тканей, как правило, не создаются, а модернизируются и исследуются клеевые материалы, разработанные для других целей. Выбор клеев зачастую проводится субъективно, так как нет единой научно обоснованной методики исследования клеевых материалов. Сами исследования проводятся бессистемно, нескоординированно. Отсутствие единых подходов к исследованиям часто' приводит к тому, что в различных научных центрах один и тот же эксперимент (например, ускоренное искусственное старение (УИС) -операция, позволяющая прогнозировать долговременные изменения свойств клея и ткани) проводится в разных режимах. Это не дает возможности сопоставить результаты экспериментов чтобы выбрать тот или иной клей и уверенно использовать его в практической реставрации;

-Нет единых критериев, по которым производится оценка пригодности клея. Так, у разных авторов можно встретить несколько десятков разных, зачастую несопоставимых критериев, характеризующих свойства

клеев. Одни разработчики предпочитают исследовать прочностные физико-механические свойства, другие - биостойкость клеев, третьи используют в качестве критериев химические свойства, четвертые -структурные изменения и т.д. Причем, качественные характеристики типа "хорошая" или "плохая" адгезия часто превалируют над количественными оценками.

-В реставрации тканей отсутствует должная связь между научными лабораториями, разрабатывающими клеевые материалы, и реставрационными центрами. Новые клеи как правило исследуются вне композиции с реставрируемыми тканями, и вследствие этого негативные свойства предлагаемых материалов часто проявляются только после того, как экспонат был отреставрирован.

Таким образом, целью настоящей работы являлось создание методологии выбора новых клеевых материалов при разработке новых методов дублирования шерстяных музейных тканей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-расчет и моделирование УИС на основе анализа многофакторного влияния внешних воздействий на структуру и свойства шерсти в процессе естественного старения;

-выбор объективных научно обоснованных критериев оценки качества клеевого дублирования;

-разработка алгоритма проведения эксперимента с целью выбора оптимальных клеев

-создание новых методов реставрации шерстяных музейных тканей на основе использования выбранных по результатам исследований новых дублировочных материалов.

3. Методы исследований. Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследований:

- При расчетах УИС шерстяных тканей использовались светотехнические методы анализа светового облучения.

- При разработке системы критериев использовались методы экспертных оценок: проводилось анкетирование ведущих реставраторов, музейных хранителей и научных сотрудников музеев и реставрационных центров г.Москвы для выявления субъективных оценок качества клеевого дублирования тканей. Для получения объективных суждений о выборе необходимого и достаточного числа критериев и создания шкалы их приоритетности в работе использовались методы математической статистики;

- При изучении эволюции структуры и свойств сдублированных тканей и волокон использовались методы растровой электронной микроскопии, инфракрасной спектрометрии, рентгеноструктурного и микрохимического анализа, методы определения физико-механических свойств тканей.

4. Научная новизна.

- Впервые в практике реставрации текстильных памятников создана единая комплексная система подхода к исследованию новых клеевых материалов.

- На основании изучения структуры старой шерсти, влияния внешних факторов и механизма ее старения показан новый подход к разработке методики УИС композиции "ткань + клей" с целью долговременного прогнозирования поведения ткани в присутствии клея.

- Впервые разработана система критериев для оценки качества клеевого дублирования шерстяных музейных тканей на основе экспертных оценок с их последующей статистической обработкой. Показано, что полученный ограниченный набор критериев является необходимым и достаточным для исключения субъективности оценок при выявлении применимости исследуемого клея.

- Впервые на основании выбранных критериев оценки качества клеевого дублирования шерстяных музейных тканей разработана 3-сшупен~ чатая методика проведения экспериментов по определению пригодности того или иного дублировочного материала. В соответствии с предложенными алгоритмами устанавливается последовательность исследования сдублированных тканей. На первом этапе исследуются пакеты (реставрируемая ткань - клей - дублировочная основа) по критериям внешнего вида, прочности склеивания и жесткости, обратимости клея, технологичности метода дублирования. Прошедшие предварительный отбор клеи на втором этапе анализируются по тем же критериям в процессе УИС. И только прошедшие его клеи исследуются на окончательном третьем этапе с целью определения состояния структуры и физико-механических свойств сдублированной с их помощью старой . шерсти. На основании проведенных экспериментов проводится выбор оптимальных, удовлетворяющих всем выбранным критериям, новых клеевых дублировочных материалов.

- Разработан новый метод реставрации шерстяных музейных тканей на основе использования выбранных клеевых материалов, защищенный авторским свидетельством СССР на изобретение.

5. Практическая ценность работы и ее реализация. По тематике

диссертации был выполнен ряд научно-исследовательских работ с предприятиями легкой и химической промышленности, институтами АН СССР, Московской текстильной академией, Московским энергетическим институтом. В результате исследований:

- Разработана методика проведения исследований новых клеевых материалов, создана шкала критериев для оценки качества дублирования музейных тканей. Показаны пути для координации исследований в различных реставрационных и исследовательских центрах с целью определения единых стандартов, необходимых для получения достоверных рекомендаций по применению новых материалов в практической музейной реставрации. Предложения о создании единых методик исследований и единой системы оценок качества дублирования в указанных направлениях получили одобрение рабочей группы реставрации текстиля Международного совета сузеев (1С0М) и Американского института консервации (А1С).

- На основании проведенного выбора оптимальных клеевых дубли-ровочных материалов - термоклеевых сеток на основе сополиамида (СПА), полиэтилена (ПЭ) и сополиэфира (СПЭ) разработан и защищен авторским свидетельством СССР метод реставрации тканей, внедренный в практическую реставрацию в Государственном историко-культурном музее-заповеднике "Московский Кремль", Ставропольском государственном краеведческом музее, Пятигорскогом краеведческом музее.

6. Публикация и апробация. По результатам исследований опубликовано 27 трудов (в том числе 6 - в зарубежной печати), получено 1 авторское свидетельство на изобретение СССР. Результаты исследований были апробированы на 7 конференциях (в том числе на 3 международных).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из 8 разделов (включая введение и заключение). К работе прилагается список использованной литературы, а также приложения, куда вынесены: светотехнический расчет ускоренного искусственного старения тканей; статистическая обработка субъективных экспертных оценок для определения объективной шкалы показателей качества клеевого дублирования; описания приборов и методов исследований музейных шерстяных тканей и волокон.

Раздел 1. Введение. Во введении сформулированы проблемы, воз-

никающие при дублировании шерстяных музейных тканей, определена актуальность темы, показана ее новизна, поставлены цели и задачи исследования и определены пути их решения.

Раздел 2. Обзор существующих проблем в реставрации музейных тканей. Применение натуральных клеев растительного или животного происхождения для укрепления музейных тканей в отечественной реставрации практикуется более 100 лет. Известно, что в 1861 г. натуральным клеем, основу которого составляли мука и желатин, были сдублированы на тюль знамена в Оружейной Палате Кремля и в Артиллерийском музее С.-Петербурга. Эта методика особенно широко использовалась в 60-х годах нашего века. Тогда же впервые были проанализированы результаты векового применения мучного клея, из которых стало ясно, что музейный текстиль становится хрупким и ломким, ткани пересыхают, что ведет к разрушению памятников. Всевозможные попытки улучшить мучной клей введением в него различных добавок кардинально проблему не решили. Именно поэтому более 40 лет назад начались поиски новых синтетических клеев для укрепления тканей. Первые попытки голландских, английских, немецких, отечественных и других специалистов использовать клеи на основе поливинилового спирта, раствора поливинилбутираля, поливинилацетатных эмульсий, эфира полиакриловой кислоты положительных результатов не дали. Основной причиной этого стала необратимость клеев, т.е. невозможность раздублировать ткани для повторной реставрации без их повреждения. Кроме того, эти клеи не устраивали реставраторов из-за образования сплошной пленки полимера между сдублированными тканями, приводящей к потере эластичности. Анализ поведения отреставрированных памятников после 30 лет наблюдений показал, что в ряде случаев ткань с клеем становится единым материалом вследствие того, что в их структуре происходят необратимые процессы.

К работе реставраторов подключаются научные лаборатории. Однако работы проводятся нескоординировано - одни исследователи изучают физико-механические, прочностные характеристики клеев; другие - химические, биологические; третьи исследуют структуру клея и т.д. В это же время появляются работы, в которых прогнозируется поведение нового клея с помощью его ускоренного искусственного старения (УИС). Однако и здесь проявляется нескоординированность. Так, одни авторы пишут о проведении УИС в термокамерах, другие - ультрафиолетовым (УФ) облучением. Причем, разные исследователи используют лампы с разными интенсивностями и в различных областях спектра. Время

облучения также каждый выбирает по-своему. Обоснование целей старения, выбора его режимов и условий, как правило, не проводится. Отсутствие единых скоординированных методик не позволяет проверить и сопоставить результаты, и тем самым уверенно применять рекомендуемый клей в практической реставрации.

С развитием инструментальных методов исследований в работах появляются разнообразные критерии оценки качества клеев, такие как степень адгезии или прочность склеивания, гибкость пакета, изменение цвета пленки клея, белизна, желтизна, матовость, изменение цвета под воздействием спирта, светопрозрачность пленки клея, светос-табильность клея, липкость, воздухопроницаемость пакета и др. Как видно из литературного обзора, авторы используют многообразные (более 50), но зачастую несопоставимые критерии применимости тех или иных клеевых материалов.

Отсутствие должной связи между исследователями клеев и реставраторами породило еще одну проблему. Проведенный опрос реставраторов ведущих музеев Москвы показал, что их оценка применимости клеев часто носит качественный характер. И хотя критерии, которыми пользуются исследователи и разработчики новых клеев более строги, они не учитывают практические реставрационные потребности. Так, в большинстве случаев клеи исследуются сами по себе, вне композиции с тканью (и тем более со старой тканью). Такие основные "реставрационные" критерии их пригодности как возможность раздублирования и технологичность метода в большинстве работ отсутствуют. Можно отметить, что в настоящий момент в реставрации тканей сложилась тупиковая ситуация: исследований много, но из-за отсутствия оптимальной взвешенной системы оценок качества исследуемых клеев бывает трудно сопоставить результаты разных авторов и, тем самым, судить о их достоверности. Все это не позволяет реставраторам уверенно применять новые клеевые материалы в практической реставрации музейных ценностей. Таким образом, совокупность всех приведенных проблем и недостатков, присущих современному состоянию исследований по выбору и применению в текстильной реставрации новых дублировочных материалов определяет основную задачу работы: разработка методологии выбора новых клеевых материалов с целью создания новых методов реставрации музейньа: тканей.

Раздел 3. Анализ структуры шерсти применительно к проблемам реставрации шерстяных музейных тканей. Перечисленные проблемы выбора клеев для текстильной реставрации одинаковы для всех видов тка-

ней. Однако из-за кардинальных различий в их природе, структуре, химических и физико-механических свойствах, для каждого вида ткани следует искать свой оптимальный клеевой материал. Созданная методика исследований универсальна. В работе она показана на примере выбора клеев для реставрации шерстяных музейных тканей.

Изучение структуры тканей и волокон (в данном случае шерсти), выявление причин их старения и деградации необходимо для того, чтобы иметь возможность строго оценить состояние сохранности музейных памятников как до, так и после клеевого дублирования т.к. в конечном счете о качестве клея следует судить по состоянию ткани.

Ассортимент музейных шерстяных тканей разнообразен: в одной музейной коллекции можно встретить и древние археологические ткани, и грубые домотканные изделия, и высокохудожественные предметы царского гардероба. При этом в тканях может использоваться овечья, верблюжья или иная шерсть. Шерсть также различается по строению волокна. Здесь подразделяются высококачественный пух, ость, более грубый переходной и мертвый волос. Многообразие волокон дополняется сложной многофакторной историей бытования каждой ткани. Все это в совокупности не позволяет сделать однозначный вывод о линейной связи между степенью сохранности ткани и ее возрастом.

Из всех текстильных волокон шерсть имеет наиболее сложную структуру: волокна состоят из клеток в чешуйчатом, корковом и сердцевинном слоях. Сердцевинный слой присутствует только в переходном и мертвом волосе. Чешуйчатый слой (кутикула) состоит из плоских, тонких бесцветных пластинчатых клеток, которые располагаются на поверхности волокна черепицеобразно. Каждая чешуйка в свою очередь состоит из трех слоев: эпикутикулы, экзокутикулы и эндокутикулы. Чешуйчатый слой является защитным слоем для волокна. Нарушение его может происходить по мере старения и изнашивания ткани механически или химически (в том числе ферментативно), что приводит к увеличению диффузии кислорода и влаги внутрь волокон и тем самым к их деградации. Еще одно следствие нарушения чешуйчатого слоя заключается в изменении способности волокна поглощать влагу. Тем самым, по сорбционной способности старых шерстяных тканей можно судить об их сохранности.

Корковый слой образует основную часть волокна шерсти и состоит из веретенообразных клеток,расположенных в направлении длины волокна. Макрофибриллы, образующие клетки, состоят в свою очередь из более мелких микрофибрилл, расположенных пучками и имеющих наряду

- и -

с упорядоченной кристаллической структурой неупорядоченную - аморфную. Пустоты, разделяющие микрофибриллы в основном заполнены межклеточным цементирующим веществом, называемым матриксом. Причем, с микрофибриллами отождествляется водонепоглощающая, а с матриксом -водопоглощающая фаза. Это положение важно для анализа сорбционной способности старых шерстяных тканей. Следует отметить, что корковый слой определяет основные физико-механические свойства шерстяных волокон: прочность, жесткость, упругость.

По своему химическому составу шерсть относится к разряду белковых или протеиновых веществ, основу которых составляет кератин. Главные полипептидные цепи кератина ориентированы вдоль оси волокна и соединены большим количеством поперечных боковых связей за счет солевых, ковалентных, водородных связей, а также сил Ван-дер-Вааль-са. Разрывы этих связей по мере старения волокон приводят к разрушению матрикса и в целом полимера.

Совокупность упорядоченного (кристаллического) и неупорядоченного (аморфного) строения волокон определяет такие свойства шерсти, как гибкость, способность деформироваться. Нарушение этого соотношения приводит к разрушению полимера. По мере старения волокна становятся жесткими и хрупкими, на их поверхности появляются поперечные трещины и разрывы, облегчающие доступ влаги и кислорода внутрь структуры, что ведет к дальнейшей деструкции. Нарушение поперечных связей между цепями макромолекул приводит к повышению степени растворимости волокон в щелочах и ферментах, что является основой микрохимических методов исследований. Изменение аморфной составляющей в процессе старения вызывает появление новых поперечных связей, структурирование молекул. На это указывает увеличение степени кристалличности молекул и уменьшение угла их разориентации. Описанные эффекты характеризующие деструкцию шерсти, исследуются с помощью рентгеноструктурных методов.

Особенностью молекул шерстяных волокон является устойчивость их химической структуры, которая остается неизменной даже тогда, когда в волокнах наблюдается катастрофическая утрата физико-механических свойств. Именно поэтому исследования структуры шерсти методом инфракрасной (Ж) спектроскопии, в отличие от других текстильных волокон, не являются достаточно информативными.

Знание структуры и свойств шерсти позволяет правильно выбрать инструментальные методы исследований для оценки сохранности музейных тканей и степени влияния на них клеевых материалов. При изуче-

нии структуры и свойств шерсти использовались основополагающие труды отечественных и зарубежных специалистов текстильного материаловедения: Б.А.Бузова, В.Е.Гусева, Г.Н.Кукина, П. Александера, Д.Херла и многих других.

Раздел 4. Влияние света на музейные ткани и разработка методики ускоренного искусственного старения. Деструкция текстильных волокон обусловлена множеством факторов: фотохимическим воздействием при освещении экспонатов; термическим воздействием; окислением кислорода воздуха; гидролизом; воздействием паров кислот, находящихся в атмосфере промышленно развитых городов; влиянием красителей, матирующих и апретирующих веществ; механическим воздействием (деструкция волокон и нитей под действием собственного веса экспоната в витрине музея). Влияние всех этих факторов различно, однако при их одновременном воздействии именно свет, фотоокисление является основным инициатором интенсивного старения и деградации органических материалов. Действие света сказывается преимущественно в аморфных областях полимера, куда легко диффундируют молекулы кислорода. При этом полимеры могут одновременно и сшиваться, и деструк-турироваться. Сшивка с возникновением новых поперечных связей может происходить за счет рекомбинации свободных радикалов. В процессе облучения вначале может наблюдаться увеличение прочности материала и модуля его упругости за счет образования новых связей, однако затем, при накоплении больших доз облучения происходит разрыв связей, свойства волокон шерсти ухудшаются. Чем больше связей разрушилось-тем более ослабляется материал, на поверхности волокон происходит нарастание трещин, отщепление отдельных фибрилл. Способность фотонов вызывать химические реакции обратно пропорциональна длине волны излучения и максимальна в УФ диапазоне излучения (0,24 - 0,4 мкм). Так как экспонаты в условиях экспозиции в основном подвергаются воздействию светового облучения (наряду с окислением) при минимальных воздействиях иных факторов (в витринах поддерживается постоянная температура и относительная влажность), то в настоящей работе УИС рассчитывалось именно с учетом УФ облучения.

Согласно законам фотохимии можно считать, что число эффективно прореагировавших молекул пропорционально мере старения ткани. Тогда на основании закона Бунзена-Роско можно установить пропорцию между степенью старения шерсти и параметрами облучения. На этом предположении в диссертации разработана методика УИС. При выборе времени облучения учитывалось, что строго рассчитать время, соответствующее

началу возникновения необратимых процессов в старых тканях практически невозможно из-за неизвестных условий их бытования. Такое пороговое время можно определить только для новых тканей и оно в-со-отвествии с ГОСТом составляет для шерсти 80 часов. Исходя из этого можно предположить, что такое же время облучения старых тканей с гарантией приведет к усугублению процессов их старения. Поскольку целью УИС является определение долговременного воздействия клеев на ткани, то можно считать, что если после 80 часов УИС клей не внесет существенных изменений в структуру ткани и не изменит совокупность ее свойств, то он может устраивать реставраторов.

Исходя из этих условий, в работе был проведен светотехнический расчет УИС: была выбрана дуговая ртутно-кварцевая лампа ДРТ-ЮОО мощностью 1000 вт; время облучения 1=80 часов; расстояние от источника облучения до испытуемого образца 0,7м. При этом, как и в реальных условиях экспонирования, относительная влажность (№%=50+1) и температура [Т°С=(20±1)] оставались постоянными. Для прогнозирования долговременного поведения шерсти в ходе ускоренного искусственного и естественного старения устанавливалось расчетное соотношение между количеством облучения, полученного тканью при УИС и при экспонировании ее в витрине. Светотехнический расчет УИС приведен в приложении к диссертации

В работе был проведен эксперимент по сопоставлению тенденций изменения морфологии волокон шерсти и их сорбционных свойств в ходе искусственного и естественного старения, в результате чего установлена корреляция изучаемых изменений, подтверждающая правильность выбранной методики УИС. Следует отметить, что здесь предложен новый подход к выбору режима УИС, заключающийся в выборе основных факторов, влияющих на старение материала памятника. В данной работе рассматривался только один, наиболее значимый фактор, а именно УФ облучение. Рассмотрение влияния на процессы деструкции таких факторов, как температура, относительная влажность, действие кислорода и др. выходит за рамки данной работы и является темой самостоятельных специальных исследований. При расчетах УИС использовались методы светотехнического анализа облучения, изложенные в трудах М.М. Гуто-рова, В.В.Мешкова, Г.Н. Рохлина и др.

Раздел 5. Разработка системы критериев для оценки качества дублирования шерстяных музейных тканей. Учитывая, что выбор критериев во многом субьективен, была предложена разработка системы критериев и оценка их значимости, основанная на экспертных опросах

реставраторов-практиков, научных сотрудников, музейных хранителей. В проведенном анкетировании группа из И экспертов определила перечень наиболее существенных критериев - Хм) - показателей применимости клеев, выбранных из предложенных им более 50 критериев, известных из литературных источников и дополненных специалистами. Каждому из показателей каждый эксперт выставил свою, субъективную оценку значимости по 11-балльной шкале. Затем оценки экспертов были подвергнуты статистической обработке по принятой в текстильном материаловедении методике С.М.Кирюхина и А.Н. Соловьева (расчет приведен в приложении к диссертации). Эта обработка субъективных экспертных оценок, определяющих значимость критериев качества дублирования музейных шерстяных тканей (выраженная в баллах) позволила получить объективную шкалу критериев и их значимости (в относительных единицах или процентах). Согласно расчету основные значимые критерии находятся в следующем приоритетном распределении: Х8 - критерий, определяющий состояние структуры волокон старой ткани; Х4 -критерий, определяющий прочностные свойства реставрируемой ткани; Х9 - критерий, определяющий экспозиционный вид (цвет, блеск, рельеф поверхности, туше) реставрируемой ткани; Х7 - критерий, определяющий гигроскопические свойства реставрируемой ткани; Х5 - критерий, определяющий рабочие характеристики (прочность склеивания и "жесткость0 пакета) сдублированных тканей.

Кроме того, выбранные критерии были дополнены безусловными и очевидными критериями, определяющими обратимость (раздублирование) У! и технологичность метода У2. Таким образом, в исследованиях клеевого дублирования следует использовать из всего многообразия критериев только выбранный, необходимый и достаточный набор существенных показателей оценки его качества.

Раздел 6. Экспериментальные исследования по выбору оптимальных клеевых материалов для дублирования музейных шерстяных тканей. Очевидно, что, несмотря на приоритет выбранных критериев, нецелесообразно проводить сразу сложные лабораторные исследования. Проще вначале, на первом этапе произвести органолептическую оценку внешнего вида сдублированной ткани, прочности склеивания и жесткости полученных пакетов по критериям Х9, Х5. На этом же этапе определяется обратимость клея (У,) и технологичность дублирования (У2) согласно алгоритму 1 (см.илл.1). Прошедшие этот этап клеи подвергаются испытаниям на следующем, втором этапе исследований на устойчивость тех же характеристик, но уже в процессе УИС согласно алгоритму 2

(см.илл. 2). На этих этапах испытания проводятся на образцах современной шерсти. Только прошедшие оба этапа клеи испытываются на заключительном третьем этапе по критериям Х1=Х4,Х7,Х8 согласно алгоритму 3 (см.илл.З) с помощью самых сложных инструментальных методов. Здесь происходит сравнение трех образцов шерсти: один дублируется, старится, раздублируется и испытывается по критерию Х^; второй, эталонный, старится и испытывается по тому же критерию; после этого проводятся сравнения двух образцов с третьим, исходным, неп-роклеенным и несостаренным по общему критерию X!. В результате анализа полученных данных устанавливается степень влияния исследуемых клеев на структуру и свойства реставрируемой ткани по выбранному критерию.

В работе исследовались известные в швейной промышленности термоклеевые сетки и паутинки, выполненные из синтетических полимеров: сополиамида (СПА), полиэтилена (ПЭ) и сополиэфира (СПЭ) и сополимера этилена и винилацетата (СЭВ) фирмы "Рп^есШс" (Франция). Для проведения сравнительных экспериментов был выбран 15%-й мучной клей, широко используемый до сих пор в отечественной реставрационной практике. Анализ пригодности клеев (СПА, ПЭ, СПЭ, СЭВ) на первом и втором этапах показал, что внешний вид проклеенных тканей остается без изменений, не наблюдается изменений цвета, пятен, затеков, липкости (Х9). Образцы имеют достаточную прочность склеивания и не обладают повышенной жесткостью (Х5). Метод дублирования прост в исполнении, осуществляется в один прием, не требует дополнительных операций и специальных приспособлений. Клеи не токсичны (У2). Исключение составил лишь клей на основе СЭВ, который затруднял процесс раздублирования после проведения УИС. Поэтому для исследований на третьем этапе были выбраны клеи на основе СПА,ПЭ,и СПЭ, удовлетворяющие критериям Х9,Х5Л2Л1. Эти термоклеевые материалы позволяют: 1) исключить образование сплошной пленки полимера между дублируемыми тканями за счет точечного контакта между ними; 2) регулировать рабочие характеристики дублируемых тканей (прочность склеивания и жесткость) за счет выбора клеевого материала определенной линейной плотности; 3) исключить проникновение полимера в структуру реставрируемой ткани (за счет проведения термообработки при меньшей температуре, чем температура плавления). Мучной клей после УИС дает белесый налет, увеличивается жесткость и прочность склеивания за счет взаимодействия клея со структурой реставрируемой ткани; при раздублировании ткани становятся жесткими, на них остаются следы

Анализ внешнего вида сдублированного «пакета»: Наличие пятен, затеков клея, цвет, блеск, липкость. П<х*)

1 1

- 1 отрицательный результат положительный результат -г |

т

Анализ прочности склеивания и жесткости пакета П(х5) |

! Г

! - 1 ! + 1

| Анализ технологичности процесса дублирования ! гад \

Решение: клей К*, пригоден для дальнейших испытаний по Х9; Х5; У1 в процессе УИС

клея. Тем самым он не удовлетворяет критериям X9.X5.Y1. Третий, самый ответственный этап испытаний заключается в проведении сравнительных исследований изменений структуры и свойств шерсти после -УИС (см. илл.З). Для этой цели требуются образцы малого размера, поэтому эксперимент возможен на реальных фрагментах старых музейных тканей (были отобраны образцы шерсти XIX и ХУП веков из вспомогательного фонда музеев Кремля).

На третьем этапе использовались следующие методы исследований: - по критерию Х8 (состояние структуры волокон) - растровая электронная микроскопия, рентгеноструктурный анализ, ИК спектрометрия, анализ растворимости волокон (микрохимический анализ): - по критерию Х4 (прочностные характеристики реставрируемых тканей) - определение разрывной нагрузки, удлинения при разрыве, работы разрыва, гибкости; - по критерию Х7 (гигроскопические свойства шерстяных тканей) - анализ сорбционных свойств шерсти.

Следует отметить, что особенность третьего этапа заключается в выявлении только тенденций изменений в структуре волокон и нитей, т.к. характер этих изменений для каждой конкретной музейной ткани во многом зависит от условий ее бытования и состояния сохранности. Поэтому получение строгих оценок того или иного параметра невозможно. Для принятия решения о пригодности клеев достаточно относительных характеристик динамики изменения свойств волокон и тканей, рассматриваемых в сравнении с непроклеенными образцами.

В ходе экспериментов показано, что старение шерстяных тканей представляет собой комплексный процесс, где наряду с деструкцией (повышение степени растворимости, разрушение чешуйчатого слоя) во всех образцах наблюдается структурирование: 1) временное возрастание прочности на разрыв и работы разрыва (кроме образцов с мучным клеем, где работа разрыва уменьшается): 2) снижение разрывного удлинения; 3) повышение модуля жесткости; 4) снижение сорбционной способности; 5) некоторое повышение кристалличности и уменьшение аморфной области. Следует отметить, что полученные по критериям Х8,Х4,Х7 результаты для образцов шерсти, сдублированной термоклеями на основе СПА,ПЭ и СПЭ лежат в тех же пределах, что и для образцов непроклеенной ткани. Мучной же клей значительно изменяет изучаемые свойства и структуру тканей, усугубляя процессы деструкции и структурирования, протекающие в волокнах исследуемой шерсти.

В результате проведенных исследований были выбраны и рекомендованы для укрепления музейных шерстяных тканей новые термоклеевые

материалы (сетки и паутинки) на основе СПА,Г1Э и СПЭ, прошедшие все испытания по всем выбранным критериям.

Раздел 7. Создание и внедрение новых методов реставрации музейных шерстяных тканей с использованием выбранных клеевых материалов. Современные подходы к реставрации требуют сохранения всей исторической цельности, подлинности каждого памятника. Восстановление в авторской технике утраченных деталей или фрагментов исключается. При реставрации текстиля придание разрушенному памятнику цельности восприятия достигается путем консервации - укрепления его на новое, предварительно окрашенное дублировочное основание, которое одновременно тонирует ткань в местах утрат. Таким образом, помимо укрепления достигается и визуальная нейтрализация, ослабление активности дефектов. При этом сохраняется "патина времени", отсутствует впечатление новодела. Именно таким требованиям отвечает предлагаемый в работе принципиально новый метод дублирования шерстяных тканей, созданный на основе выбранных термоклеевых материалов. Суть метода заключается в следующем (илл.4): ткань (Ш) укладывается лицевой стороной вниз на мягкую подложку, сверху накладывается термоклеевая сетка (К). Клей из мест утрат удаляется спиртом, который впитывается подложкой. Затем накладывается дублировочная ткань (Д). Термообработка производится утюгом (У) без нажима при температуре t=S0oC в течение 5 -20 с. Процесс раздублирования осуществляется следующим образом: ткань увлажняется со стороны дублировочного основания смесью воды со спиртом, после чего дублировочная ткань осторожно отделяется. При этом клеевой материал легко снимается вместе с ней, что обусловлено термообработкой со стороны дублировочного основания, где сила сцепления выше, чем в расположенном снизу слое Ш.

Согласно этой методике было отреставрировано сильно траченное молью шерстяное знамя (Пятигорский краеведческий музей; 8424 НВ-Ф).

Применение выбранных термоклеевых материалов позволяет расширить рамки описанной методики. Очень часто возникает необходимость не просто укрепить разрушенную ткань, но и вернуть предмету утраченную форму. В этом случае по решению Реставрационного Совета иногда допускается восполнение утрат материалом, близким по структуре к подлинному. В работе приводятся примеры реставрации руиниро-ванной этнографической одежды (Черкеска. Ставропольский Государственный объединенный музей. ОФ-13295) и головного убора (Шляпа императора Петра II. Государственный историко-культурный музей-запо-ведник "Московский Кремль". ТК-2755), где потребовалось одно- и

Илл.З. Алгоритм проведения 3 этапа выбора клеев

ее

..Ж

г 1 • £ С

) У ( \ г 1 г ..Л

Илл.4, Схема проведения дублирования.

У - утюг, Ш -сукно, К - клей, Д - дублировочное основание

двустороннее восполнение утрат.

Раздел 8. Заключение.В нем содержится краткое резюме и основные выводы проведенного исследования: настоящая работа, являющаяся результатом двадцатилетней деятельности в области научной и практической реставрации тектильных изделий, впервые демонстрирует новый научно обоснованный комплексный подход к исследованию материалов для реставрации текстильных музейных памятников, суть которого - в создании методологии выбора оптимальных реставрационных материалов и на их основе новых методов реставрации.

Согласно этой методологии для музейных памятников из шерсти: -проведен анализ структуры и свойств волокон шерсти;' -изучено влияние различных факторов на сохранность шерсти; -проведен расчет и моделирование УИС с целью установления корреляции между естественным и искусственным старением тканей; -проведен выбор критериев оценки качества дублирования музейных шерстяных материалов на основе экспертного опроса специалистов с последующей статистической обработкой результатов опроса и выбора необходимого и достаточного числа значимых критериев; -на основании выбранных критериев разработан алгоритм проведения экспериментов по исследованию пригодности клеевых материалов для реставрации музейных шерстяных изделий;

-в соответствии с созданными алгоритмами проведен комплекс исследований с целью выбора оптимальных клеев для шерстяных тканей;

-на основании выбранных клеевых дублировочных материалов разработан и внедрен в реставрационную практику новый метод реставрации музейных шерстяных тканей.

Решение проблемы выбора оптимального клеевого материала для реставрации шерсти можно рассматривать как частный случай более общего подхода. Действительно, все стадии исследований, проведенные в настоящей работе применительно к шерсти, являются важными, взаимозависимыми и необходимыми в каждом случае выбора новых материалов для реставрации любых других памятников (см.илл.5). В предложенной методологии в единстве рассматриваются все аспекты исследовательского и реставрационного процессов, учитываются проблемы как реставраторов - практиков, так и ученых - разработчиков. Вычленение из единой стройной системы исследований какого-либо этапа приводит к путанице в оценках, нескоординированности в исследованиях, недостоверности в результатах. Тем самым, разработанный автором комплексный системный подход пригоден не только для решения проблем рестав-

рации текстильных экспонатов, но может быть использован (с соответствующими оговорками) и в других областях реставрации.

В итоге в результате проведенной работы:

-был разработан ряд научных положений, совокупность которых позволяет сформулировать перспективное направление развития реставрации в области исследования новых материалов для консервации текстильных памятников;

- решена большая практическая задача: для музейных изделий из шерсти выбраны оптимальные дублировочные материалы, создан новый метод реставрации и с его помощью отреставрирован ряд уникальных памятников отечественной культуры.

этап 1 Изучение вопроса, постановка проблемы, определение целей и задач исследований

I

_I_

Этап 2 Изучение структуры, химических и физико-механических свойств материала памятника -1-

Этап 3 Изучение факторов.вызывающих деградацию материала, разработка методики УИС прлью прогнозирования его поведения -,-

_I_

Этап 4 Разработка системы критериев для оценки степени влияния нового предлагаемого материала на структуру и свойства памятника. Выбор алгоритма и методов исследований

I

_I_

Этап 5 Экспериментальные исследования.

Анализ по выбранным критериям -,--

_I_

Этпап 6 Создание новых методов реставрации музейных памятников с использованием выбранных новых материалов

Илл.5. Обобщенный алгоритм проведения комплексных исследований

- 22 -

Основные работы, опубликованые по теме диссертации:

1. Качалова И.М. О возможности использования в реставрации музейных тканей новых материалов и методов дублирования //Реставрация и консервация музейных ценностей. Научный реферативный сборник. М., 1981, Мб.-0,2 п. л.

2. Макарова Т.А.,Литовченко С.Ф.>Качалова И.М. Влияние способа дублирования тканей на их физико-механические свойства //Известия ВУЗов. Технология текстильной промышленности. М., 1984,N1.-0,3 п.л.

3. Качанова И.М. Способ реставрации музейных тканей. Авторекое свидетельство СССР, N1266761 от 1.07.1986.- 0,1 п.л.

4. Katchanova I.M. La restauration des tissues avec l'utilisation du material non-tissé thermocollable dans les musées du Kremlin de Moskou // International Council of Museums. Sydney, 1987.-0,4 п. л.

5. Качанова И.М. Восполнение утрат на предметах одежды из фетра //Реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. М. ,1987, N2.- 0,15 П. Л.

6. Качанова И.М. Опыт реставрации тканей с применением термоклеевого материала в музеях Москвского Кремля: Тезисы докладов Всесоюзного научного семинара по обмену опытом ведущих реставраторов и научных сотрудников. Рига,1987.- 0,2 п. л.

7. Качанова И.М., Шабельник B.C., Барбинова Л.А. Традиции реставрации тканей в Государственных музеях Московского Кремля: Тезисы докладов рабочей группы социалистических стран по реставрации памятников истории, культуры и музейных ценностей "Исследование, консервация и реставрация музейного текстиля". М., 1988.-0,1 п.л.

8. Качанова И.М.,Макарова Т. А., Литовченко С.Ф. К вопросу о влиянии различных методов дублирования на свойства музейных тканей // Материалы и исследования. Государственные музеи Московского Кремля. М. ,1989, VI.-О, 6 п. л.

9. Качанова И.М. Критерии оценки качества дублирования тканей при использовании клеевых материалов: Тезисы докладов научного семинара "Новые материалы и технологии в реставрации произведений живописи и прикладного искусства". Львов,1990.- 0,1 п.л.

10. Качанова И.М. К вопросу о комплексной оценке качества реставрации произведений декоративно-прикладного искусства: Тезисы докладов Всесоюзного семинара "Критерии оценки качества реставрации музейных художественных ценностей". М.,1990.- 0,3 п.л.

11. Качалова И.М.,Рушалкин С.Ю. и др. Применение термоклеевых материалов для реставрации текстильных изделий //Кожевенно-обувная промышленность. М.,1990,N7.-0,2 п.л.

12. Kachanova I. On the problem of comprehensive evaluation of the quality of restoration of objects of decorative applied art // Conservation News.London,1993, N 50.- 0,15 п.л.

13. Качанова И.M..Шабельник B.C. Реставрация тканей в музеях Кремля // Материалы и исследования. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".М.,1993,IX. - 0,8 п.л.

14. Kachanova I.M. Restoration of folk costume made of woolen fabric. Conferencia internacional de colecciones y museos de indumentaria. ICOM. Madrid, 1993 - 0,3 п.л.

15. Каган H.Б.,Качанова И.М. ,Крапухин В.В. Растровая электронная микроскопия музейных тканей и волокон: Тезисы докладов YIII Симпозиума по растровой электронной микроскопии и аналитическим методам исследования твердых тел."РЭМ-93".Черноголовка,1993.- 0,1 п.л.

16. Крапухин В.В.,Каган Н. Б., Качанова И.М. Методические аспекты растровой электронной микроскопии музейных тканей //Известия Академии наук. Серия физическая.М.,1994,том 58,N1.-0,3 п.л.

17. Katchanova Т. Artifical ageing of fabrics treated with ad-hesives //Newsletter.Working group of textiles.ICOM.1995,N2-0,In.л.

18. Качанова И.М. О небходимости координации научно-исследова-тельских работ в области реставрации музейных художественных ценностей: Тезисы докладов Всероссийской конф."Современные принципы реставрации. Конечный результат реставрации". М.,1995.-0,15 п.л.

19. Качанова И.М. Разработка системы критериев для оценки качества дублирования шерстяных музейных тканей: Материалы конференци "Современные естественнонаучные методы реставрации произведений прикладного искусства". М., 1997. -0,4 п.л.

20. Качанова И.М. Обзор существующих проблем в реставрации и исследованиях музейных тканей //Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. М. ,1997, N4-5,-1,1 п.л.

21. Качанова И.М. Системный комплексный подход к выбору новых материалов для реставрации: Тезисы докладов конференции "Реставрация и реставраторы в России сегодня". М.,1998. - 0,1 п.л.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Качанова, Ирина Михайловна

1. Введение.

1.1. Постановка задачи.Я.

1.2. Актуальность темы.f

1.3. Методы исследований.?.

1.4. Научная новизна.

1.5. Практическая ценность работы и ее реализация.

1.6. Публикация и апробация.

2.Обзор существующих проблем в реставрации музейных тканей.^.

2.1. Основные факторы, влияющие на сохранность музейных тканей./-?

2.2. Проблемы, возникающие при дублировании музейных тканей с помощью мучного клея.

2.3. Проблемы, возникающие при дублировании музейных тканей с помощью синтетических клеев.#

2.4. Проблемы, возникающие при разработке новых клеевых материалов из-за отсутствия критериев качества дублирования и единых методик исследования.

2.5. Выводы. Определение направлений исследований по выбору новых материалов для дублирования музейных шерстяных тканей и оценке их качества с целью создания новых методов реставрации.А&

3. Анализ структуры шерсти применительно к проблемам реставрации шерстяных музейных тканей.

3.1. Постановка задачи необходимости исследования структуры шерстяных музейных тканей.А&.

3.2. Особенности строения и состава шерсти применительно к задачам реставрации шерстяных тканей.#

3.3. Особенности химического состава шерсти.Н.

3.4. Физико-механические свойства шерстяных нитей и тканей применительно к задачам реставрации.

3.5. Выводы.№

4. Влияния света на музейные ткани и разработка методики ускоренного искусственного старения.&

4.1. Влияния света на сохранность шерстяных музейных тканей.^

4.2. Обоснование выбора режима ускоренного искусственного старения (УИС).

4.3. Описание расчета ускоренного старения.

4.4. Сравнение тенденций старения шерстяных тканей в естественных условиях и при искусственном воздействии УФ облучением. ?£

4.5. Выводы.$

5. Разработка системы критериев для оценки качества дублирования шерстяных музейных тканей.¿

5.1. Необходимость экспертного метода выбора показателей качества клеевого дублирования музейных тканей.

5.2. Описание статистической обработки субъективных экспертных оценок для определения объективной шкалы показателей качества дублирования.

5.3. Выводы.&

6.Экспериментальные исследования по выбору оптимальных клеевых материалов для дублирования музейных шерстяных тканей.

6.1. Описание методики проведения эксперимента и объектов исследования.

6.1.1. Описание методики проведения эксперимента.£

6.1.2. Выбор и описание клеевых материалов. Анализ дублирования (1 этап).

6.1.3. Выбор и описание исследуемых шерстяных тканей.

6.1.4. Подготовка объектов исследования.№

6.2. Приборы и методы исследований.ЯО

6.3. Анализ результатов экспериментов (2 этап).

6.3.1. Исследование внешнего вида сдублированных шерстяных тканей (критерий Хд).'

6.3.2. Исследование прочности склеивания и жесткости сдублированных пакетов (критерий Х5). б.3.3. Исследование обратимости клеев (критерий

6.4. Анализ результатов экспериментов ( 3 этап).

6.4.1. Исследование физико-механических свойств шерстяных тканей (критерий Х4).

6.4.2. Исследование сорбционных свойств шерстяных волокон (критерий Х7).&

6.4.3. Исследование морфологии волокон шерсти методом растровой электронной микроскопии (критерий Хе).

6.4.4. Исследование структуры шерстяных волокон методом ИК-спектроскопии (критерий Хб).

6.4.5. Исследование структуры шерстяных волокон методом рентгенографии (критерий Хв).

6.4.6. Исследование степени поврежденноети шерстяных волокон микрохимическим методом (критерий Х©)./.а

6.5. Выводы.

7. Создание и внедрение новых методов реставрации музейных шерстяных тканей с использованием выбранных клеевых материалов----/чб

7.1. Реставрация двустороннего знамени.

7.2. Реставрация черкески.

7.3. Реставрация шляпы императора Петра ТТ.

7.4. Выводы.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Качанова, Ирина Михайловна

1.1. Постановка задачи.

Современная реставрация памятников культуры как составная часть музееведения выстраивается на стыке гуманитарных, естественных и технических наук. Как известно, исторические и культурные памятники - это в первую очередь памятники материальные, подверженные неизбежному процессу старения. Поэтому вопросы их сохранения являются приоритетными для музееведения. Современные требования к реставрационной науке предполагают знание материальной структуры памятников, процессов, вызывающих их разрушение. Только на основании этих знаний можно правильно оценить влияние тех или иных факторов окружающей среды, тех или иных консервационных материалов, используемых при их реставрации.

В большинстве научных работ в области исследования и применения новых материалов для текстильной реставрации, появившихся в последние годы, исследуются хотя и очень актуальные, но в основном частные проблемы. Например, отдельно исследуются клеи, отдельно ткани. Рассмотрение частных вопросов без учета их взаимодействия, зачастую приводит к погрешностям, имеющим системный характер, возникающим из-за отсутствия обобщенного взгляда на проблему.

В данной работе впервые поставлена комплексная задача при выборе оптимальных дублировочных материалов для реставрации шерстяных изделий. На примере комплексного решения этой проблемы видно, что системный подход позволяет создать качественно новую методологию исследований. При таком подходе все частные вопросы систематизируются, определяются приоритеты и взаимоотношения научных и практических (реставрационных) аспектов исследований, выстраивается науч-нообоснованная логическая последовательность исследований от постановки проблемы до внедрения в практическую реставрацию. На примере решения задачи выбора оптимальных клеев для дублирования шерстяных тканей в работе показана необходимость использования системного подхода для решения задач не только текстильной, но и иных областей реставрации. 7

1.2. Актуальность темы.

Для сохранения изделий из текстиля в процессе реставрации широко применяется дублирование древней ткани - укрепление ее на новом дублировочном основании, которое поддерживает экспонат, предохраняя от дальнейшего разрушения и позволяет придать памятнику экспозиционный вид.

Традиционно в текстильной реставрации применяют два метода дублирования - с помощью иглы и с использованием натуральных и искусственных клеев. Дублирование с помощью иглы и нитки зачастую ведет к разрушению ветхих тканей и волокон, искажает истинную фактуру ткани, ее рисунок, что ограничивает применение этого метода. Укрепление старых тканей с помощью клея позволяет избавиться от этих недостатков, однако нередко вызывает появление других: входящий в структуру старой ткани клей со временем приводит к возрастанию жесткости и хрупкости, изменяет ее физико-механические и химические свойства.

При реставрации музейных тканей долгое время основным дублирующим материалом являлся мучной клей. Многолетние наблюдения за сохранностью сдублированных с его помощью текстильных памятников позволили выявить ряд негативных свойств: измение цвета проклееных тканей, образование пятен и затеков; подверженность поражению микроорганизмами и насекомыми; появление хрупкости и ломкости тканей вследствие нарушения их структуры; отсутствие должной обратимости (клей практически не вымывается при необходимости повторной реставрации) .

Неудовлетворенность состоянием сохранности текстильных памятников, сдублированных мучным клеем инициировала поиск новых клеевых материалов. Разработки и внедрение различных синтетических клеев активно ведутся в России и за рубежом, однако результаты проводимых исследований не позволяют уверенно использовать новые материалы для реставрации музейных памятников.

Отсутствие весомых результатов объясняется тем, что: -Клеи специально для целей реставрации тканей, как правило, не создаются, а модернизируются и исследуются клеевые материалы, разработанные для других целей. Выбор клеев зачастую проводится субъективно, так как нет единой научно обоснованной методики исследования клеевых материалов. Сами исследования проводятся бессистемно. нескоординированно. Отсутствие единых подходов к исследованиям часто приводит к тому, что в различных научных центрах один и тот же эксперимент (например, ускоренное искусственное старение (УИС) -опрерация, позволяющая прогнозировать долговременные изменения свойств клея и ткани) проводится в разных режимах. Это не дает возможности сопоставить результаты экспериментов чтобы выбрать тот или иной клей и уверенно использовать его в практической реставрации;

-Нет единых критериев, по которым производится оценка пригодности клея. Так, у разных авторов можно встретить несколько десятков разных, зачастую несопоставимых критериев, характеризующих свойства клеев. Одни разработчики предпочитают исследовать прочностные физико-механические свойства, другие - биостойкость клеев, третьи используют в качестве критериев химические свойства, четвертые -структурные изменения и т.д. Причем, качественные характеристики типа "хорошая" или "плохая" адгезия часто превалируют над количественными оценками.

-Б реставрации тканей отсутствует должная связь между научными лабораториями, разрабатывающими клеевые материалы, и реставрационными центрами. Новые клеи как правило исследутся вне композиции с реставрируемыми тканями, и вследствие этого негативные свойства предлагаемых материалов часто проявляются только после того, как экспонат был отреставрирован.

Таким образом, целью настоящей работы являлось создание методологии выбора новых клеевых материалов при разработке новых методов дублирования шерстяных музейных тканей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-расчет и моделирование УИС на основе анализа многофакторного влияния внешних воздействий на структуру и свойства шерсти в процессе естественного старения;

-выбор объективных научно обоснованных критериев оценки качества клеевого дублирования;

-разработка алгоритма проведения эксперимента с целью выбора оптимальных клеев

-создание новых методов реставрации шерстяных музейных тканей на основе использования выбранных по результатам исследований новых дублировочных материалов. в

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Методология выбора новых клеевых материалов для дублирования музейных тканей"

7.4. Выводы

Теоретические предпосылки возможности использования исследованных термоклеевых материалов на основе СПА, ПЭ и СПЭ для дублирования шерстяных музейных тканей были подтверждены экспериментально, что позволило на их основе разработать принципиально новые методы укрепления шерстяных тканей и внедрить их в практическую реставрацию.

8. Заключение

Настоящая работа, являющаяся результатом двадцатилетней деятельности в областии научной и практической реставрации тектильных изделий, впервые демонстрирует новый научно обоснованный комплексный подход к исследованию материалов для реставрации текстильных музейных памятников, суть которого - в создании методологии выбора оптимальных реставрационных материалов и на их основе новых методов реставрации.

Согласно этой методологии для музейных памятников из шерсти: -проведен анализ структуры и свойств волокон шерсти; -изучено влияние различных факторов на сохранность шерсти; -проведен расчет и моделирование УИС с целью установления корреляции между естественным и искусственным старением тканей;

-проведен выбор критериев оценки качества дублирования музейных шерстяных материалов на основе экспертного опроса специалистов с последующей статистической обработкой результатов опроса и выбора необходимого и достаточного числа значимых критериев;

-на основании выбранных критериев разработан алгоритм проведения экспериментов по исследованию пригодности клеевых материалов для реставрации музейных шерстяных изделий;

-в соответствии с созданными алгоритмами проведен комплекс исследований с целью выбора оптимальных клеев для шерстяных тканей;

-на основании выбранных клеевых дублировочных материалов разработан и внедрен в реставрационную практику новый метод реставрации музейных шерстяных тканей.

Решение проблемы выбора оптимального клеевого материала для реставрации шерсти можно рассматривать как частный случай более общего подхода. Действительно, все стадии исследований, проведенные в настоящей работе применительно к шерсти, являются важными, взаимозависимыми и необходимыми в каждом случае выбора новых материалов для реставрации любых других памятников (см.илл.8.1). В предложенной методологии в единстве рассматриваются все аспекты исследовательского и реставрационного процессов, учитываются проблемы как реставраторов - практиков, так и ученых - разработчиков. Вычленение из единой стройной системы исследований какого-либо этапа приводит к путанице в оценках, нескоординированности в исследованиях, недостоверности в результатах. Тем самым, разработанный автором комплексный системный подход пригоден не только для решения проблем реставрации текстильных экспонатов, но может быть использован (с соответствующими оговорками) и в других областях реставрации.

В итоге в результате проведенной работы

-был разработай ряд научных положений, совокупность которых позволяет сформулировать перспективное направление развития реставрации в области исследования новых материалов для консервации текстильных памятников;

-использование предложенного комплексного подхода для конкретной задачи реставрации шерстяных музейных тканей позволило решить большую практическую задачу: для музейных изделий из шерсти выбраны оптимальные дублировочные материалы, создан новый метод реставрации и с его помощью отреставрирован ряд уникальных памятников отечественной культуры. этап 1 Изучение вопроса, постановка проблемы, определение целей и задач исследований ---,I

Этап 2 Изучение структуры, химических и физико-механических свойств материала памятника I

Этап 3 Изучение факторов,вызывающих деградацию материала,разработка методики УИС с целью прогнозирования его поведения -1

Этап 4 Разработка системы критериев для оценки степени влияния нового предлагаемого материала на структуру и свойства памятника. Выбор алгоритма и методов исследований I

Этап 5 Экспериментальные исследования. Анализ по выбранным критериям -1

Этап 6 Создание новых методов реставрации музейных памятников с использованием выбранных новых материалов

Илл.8.1. Обобщенный алгоритм проведения комплексных исследований

 

Список научной литературыКачанова, Ирина Михайловна, диссертация по теме "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов"

1. Александер П. Дадсон Р.Ф. Физика и химия шерсти.М.: Гиз-легпром, 1958.- 390 с:2-1% ЗЮ-328

2. Барамбойм Н.К. Механохимия высокомолекулярных соедине-ий.М.: Химия,1971.-335 с.

3. Бартенев Г.М. Высокомолекулярные соединения.М.:Химия,1969.-231 с.

4. Берестнев В.А.,Флексер Л.А. Макроструктура волокон и элементарных нитей и особенности их разрушений. М.: Легкая и пищевая промышленность,1982.-246 с.

5. Бешелев С.Д.,Гурвич Ф.Г.Математико-статистические методы экспертных оценок.М.: Наука,1974.- 319 с.

6. Брилл Т. Свет. Воздействие на произведения искусства^.: Мир,1983.-304 с\/6-2 3;

7. Бузов Б.А.,Модестова Т.А.,Алыменкова Н.Д. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая индустрия, 1978.-479 ^

8. Горшкова С.С. .Соловьев А.Н. Сравнение кинетики старения синтетических тканей при естественных и искусственных воздействиях светопогоды.//Известия ВУЗов. Технология легкой промышленности. М. ,1979,N2, с.21 23.

9. Гришкова А.Ф. Петушкова Ю.П. Консервация музейного текстиля и кожи полимерами, устойчивыми к старению и биоповреждениям: Тезисы докладов всесоюз.науч.семинара "Исследования, консервация и реставрация этнографических предметов". Рига,1987, с. 23 25.

10. Гузеева Е.Ю. Изучение возможностей дополнения музейной ткани методом долива.// Реставрация памятников истории и культуры. Экспресс информация. М.,1987,N.2, с. 1-4.

11. Гуль В.Е. Кулезнев В.Н. Структура и механические свойства полимеров.М.: Высшая школа,1979.- 352 с.

12. Гусев В.Е. Сырье для шерстяных и нетканных изделий и первичная обработка шерсти. М.: Легкая индустрия, 1977 -405

13. Гуторов М.М. Сборник задач по основам светотехники. М. : Энергия, 1977, с. 106 109, Ио-Ш.

14. Дехант И.,Денц Р., Киммер В., Шмольке Р. Инфракрасная спектроскопия полимеров. М.:Химия,1976.-376 с.

15. Жакланов И.Г. Новые методы исследования строения свойств и оценки качества текстильных материалов. Минск,1977, с.157 159.

16. Значение первой Всероссийской реставрационной конференции .921 года в теории и практике реставрации.//Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс инфоромация. М. ,1955",вып.Ц, c-2-Ч

17. Каргин В.А.,Слонимский Г.Л. Краткие очерки по физико-химии юлимеров.М. .-Химия, 1967.-231 сt^-/9,2 ^-28,31-3в

18. Качанова И.М. О возможности использования в реставрации *узейных тканей новых материалов и методов дублирования.// Рестав-)ация и консервация музейных ценностей. Научный реферативный :б. .М. ,1981,N6,- с. 9-13.

19. Качанова И.М. Способ реставрации музейных тканей. Авторское свидетельство СССР, N1266761 от 1.07.1986.

20. Качанова И.М. Восполнение утрат на предметах одежды из зетра. // Реставрация памятников истории и культуры. Экспересс информация. М.,1987, вып.2, с. 5-7.

21. Качанова И.М. Опыт реставрации тканей с применением тер-юклеевого материала в музеях Московского Кремля: Тезисы докладов 5сесоюзного научного семинара по обмену опытом ведущих реставрато->ов и научных сотрудников. Рига,1987,с. 43 -46.

22. Качанова И.М.»Макарова Т.А.,Литовченко С.Ф. К вопросу о влиянии различных методов дублирования на свойства музейных тка-юй.//Материалы и исследования. Гос. музеи Московского Кремля. М., L989, N YI, с.130 -138.

23. Качанова И.М.,Козлов С.Н. ,Рушалкин С.Ю.,Скляр Т.А. Разработка термоклеевых прокладочных материалов для реставрации музейных гканей. Отчет по НИР. Всесоюзный НИИ пленочных материалов и искусс-гвенной кожи. М.,1989.

24. Качанова И.М., Беляева O.k., Кирьяков Т.Л., Гудков М.Ю. Разработка способа, средств и клеевых материалов для укрепления ивейных изделий, представляющих высокую историко-художественную денность. Отчет по НИР. НПО швейной промышленности. М.,1990.

25. Качанова И.М. Критерии оценки качества дублирования тканей фи использовании клеевых материалов: Тезисы докладов научного се-шнара "Новые матариалы и технологии в реставрации произведений жи-юписи и прикладного искусства".Львов,1990, с.14-15.

26. Качанова И.М. К вопросу о комплексной оценке качества рес-?аврации произведений декоративно- прикладного искусства: Тезисы окладов всесоюзного семинара "Критерии оценки качества реставрации <узейных художественных ценностей".М.,1990,с. 30-34.

27. Качанова И.М.,Рушалкин С.Ю. Применение термоклеевых мате-)иалов для реставрации текстильных изделий.// Кожевенно-обувная фомьпменность. М.,1990,N7,с.44 47.

28. Качанова И.М. Обзор существующих проблем в реставрации музейных тканей.//Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Экспресс информация. М.,1997, N 4 5, с. 1 -23.

29. Качанова И.М. Разработка системы критериев для оценки ка-1ества дублирования шерстяных музейных тканей: Материалы конференци 'Современные естественнонаучные методы реставрации произведений 1рикладного искусства". М., 1997,с.6-9.

30. Кесслер И. Методы инфракрасной спектрометрии в химическом анализе.М.:Мир,1964.-237 с.

31. Кирюхин С.М.»Соловьев А.Н. Выбор и оценка значимости нормируемых показателей качества текстильных материалов по разности ледиан.// Известия ВУЗов.Технология текстильной промышленности, й.,1974,N1,0.19 -22.

32. Кнорринг Г.М.,Фадин И.М., Сидоров В.Н.,Справочная книга цля проектирования электрического освещения. С.-Петербург.:,Энерго-атомиздат,1992, с. 71 72.

33. Крапухин В.В.,Каган Н.Б.,Качанова И.М. Методические аспекты растровой электронной микроскопии музейных тканей. //Известия

34. Академии Наук. Серия физическая.М.,1994,Том 58,,N1, с. 200 204.

35. Крутиков П.Г.,Принцев H.A. Эрмитаж. Науки служат музам. Л. .-Наука, 1989.- 171 с г 91- 9Я

36. Кузьмич Л.А. К вопросу исследования структуры поверхности льняного холста.//Реставрация, исследование и хранение музейных ценностей. Реферативный сборник. М. ,197P,N2, с.25~-2б

37. Дузьмич Л.А. Защита экспонатов из льна в музеях под открытым небом.// Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. М. ,1978,N.4, С.5l/-jrs

38. Кузьмич Л.А., Горельченкова Л.И. Исследование физико-механических свойств живописных льняных холстов.//Реставрация, исследование и хранение художественных ценностей. Реферативный сборник. М. ,1978,N4, С-27-3}

39. Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное материаловедение. Часть 3. М.: Легкая индустрия, 1967.- 301 с\%/оз,/бг/2.о/-2/о,22*,27г-*&.

40. Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное материаловедение, часть 2. М.: Легкая индустрия, 1964.- 327 с: (2^ ¡З^, 264-25S:

41. Кукин Г.Н.,Соловьев А.Н. Текстильное материаловедение. М.: Легпромбытиздат, 1985.- 213 с: 63.

42. Кукин Г.Н.Соловьев А.Н., Кобляков А.И. Текстильное материаловедение. М.: Легпромбытиздат, 1989.- 348 с: 8-/0,296

43. Лабораторный практикум по текстильному материаловедению. Под редакцией А.И.Коблякова. М. .-Легпромбытиздат, 1986.-343 с.

44. Ланди С. Консервация текстиля в музее Биктрии и Альберта.// Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. М.,1976, вып.З.

45. Лиин Д. Искусственное старение пряжи под действием и в отсутствии света, а также под действием атмосферных условий.// Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник.,М., 1976, N3.

46. Лодевейкс И. Применение синтетических материалов в реставрации древних тканей. Материалы конференции Международного совета музеев 1967 и 1969 г. г. .М.:Искусство, 1972^ с.

47. Макарова Т.А.,Литовченко С.Ф.,Качанова И.М. Влияние способа дублирования тканей на их физико-механические свойства. Известия ВУЗов. Технология текстильной промышленности. М.,1984,N1.с.16 19.

48. Макарова Т.А.,Потапова Л.В. Текстильное материаловедение. М. ,1986.-171 с.

49. Максимова H.H. Эмульгированный клей для реставрации бумагии ткани.//Сообщения ВЦНИЛКР. М.,1967, N9, С-12T-J2S

50. Мальцева Е.П. Материаловедение текстильных и кожевенно-ме-ховых материалов. М.:Легпромбытиздат,1989.-235 с.

51. Мартынов М.А.,Вылегжанина К.А. Рентгенография полимеров. М. .-Наука, 1972.-274 с.

52. Методические указания к лабораторным работам по курсу "Структурный анализ текстильных материалов". Московский Текстильный институт. М.,1991.-43 с.

53. Мешков В.В.Основы светотехники.4.1 .М. .-Энергия, 1979.-376с.

54. Музейное освещение и защита экспонатов от действия света. Составитель К.К.Кроллау.// Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация.М. 1976.-78 с: 17-20

55. Наканиси К. Инфракрасные спектры и строение органических соединений. М.:Мир,1965.-259 с.

56. Опись Московской Оружейной палаты. Часть 1.'Тардероб Императора Петра II".М.,1884.

57. Петере P.C. Текстильная химия.Часть 1,М.: Легпромбытхим, 1989.-380 с.

58. Пинягина Н.С. Методы и принципы реставрации тканей.// Реставрация и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. М., 1974, вып.5(8) 64 с.

59. Протоколы Реставрационных советов НИРЦ: N1 от 2.03.1990 и N2 от 10.10.1990

60. Протоколы Реставрационных советов НИРЦ: N1 от 24.11.89 и N3 от 10.05.1990.

61. Протоколы Реставрационных советов Государственных музеев Московского Кремля: N7 от 24.05.1984г. и N 11 от 14.03.1985г.

62. Рохлин Г.Н. Разрядные источники света. М.: Энергоатомиз-дат,1991.-319 с.

63. Рэнби В., Рабек Я. Фотодеструкция, фотоокисление и фотостабилизация полимеров. М. :Мир, 1978.-315 с:26-Г9, 7?, /20-/28,/4?,28S-29/.

64. Садыкова Ф.Х. Кудряшова Н.И.Текстильное материаловедение и основы текстильных производств.М.: Легпромбытиздат,1989.-287 с.

65. Семенович H.H. Реставрации музейных тканей. Л.,1961.-155 с.

66. Сентавитиене Ю.,Лукшенене Я. Применение акриловых полимеров для дублирования музейного текстиля.// Реставрация и консервирование музейных ценностей. Реферативный сборник. ,М. 1983, N1 лс./9.

67. Соловьева И.М. Мастиковка поврежденных молью тканей. Сообщения ВЦНШЖР.М. ,1967,N.9.

68. Соловьв А.Н.,Кирюхин С.М. Оценка и прогнозирование качества текстильных материалов,М.:Легкая и пищевая промышленность,1984.-213 с.

69. Тарутина л.И. .Позднякова Ф.О. Спектральный анализ полимеров. Л.:Химия,1986.-157 с.

70. Технические средства освещения музеев и реставрационных мастерских. Составитель Бредняков А.В. и др.// Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. М. , 1984. -121 с: 3-9

71. Херл Д.В.С.,Петере Р.Х. Структура волокон. М.:Химия,1969. 399 Q-.132-I39,208-2/2,2JST-2/7, 297-299, 303-30S

72. Хувинк Р.,Ставерман А. Химия и технология полимеров.М.: Химия, 1966.-1123 с; 85"/, /0ХЧ-/05Т.

73. Юсупова М.В.»Иванова А.В. Использование синтетических полимеров для реставрации пергамента.// Художественное наследие. М,.1979,N35.

74. Aleksander and Earland.//"Textile Reaserch". 1950,N20,p.298

75. Autorenco 11 ektiv. Textile Faserstoffe.Leipzig, 1963, S-4oOj684.

76. Blackshaw S.M. Report on testing of vinil acetates and methacrylate based emulsion and risins for use in the conservation of textiles. British museum Department Conservation.// Intern. Report VI11,p. 126,1989.

77. Bobeth W. Sintetischee Faberstoffe-Eigeuschaften und mikroskopische Erkennengsreaktionen. // Fazerforschung und Textiltechnick.Leipzig,1963 (14), S.417 425.

78. Ersfeld J. Die Konservirung vorgeschichtler Gewebe von Kautschuklatex. //Neue Museumskunde. Halle (Saale). 1959, v.2, N.1,5.37-*"/

79. Genard J. Lighting of museum objects, extreme ultraviolet radiation from tubular fluoriscent lamp and its effect on museum lightings.//Museum. 1952, Vol.5,

80. Genard J. Extreme utra-violet radiation from tubularfluoriscent lamps and its effect on museum lighting.// Museum Jornal.1952,vol.52,N1, P. f~/£

81. Harrion L.S. Report on the Deterioration Effects of Modern Light sources.//The Metropolitan Museum of Art. New York. 1954, P.

82. Hiller L.The use of adhesive techniques at the Victoria and Albert museum.//Newsletter. Wording group of textiles. I COM, 1990, N1,P. 7-8.

83. Howelis R. Adhesives and Consolidants. // Preprints of the Contributions to the Paris Congress.11C.1984.

84. Kachanova I. On the problem of comprehensive evaluationof the quality of restoration of objects of decorative applied art.//Conservation News. London, 1993,N 50, P. L/f

85. Katchanova I.M. La restaurafcion des tissus avec 1'utilisation du materiau non-tisse thermocollable dans les musees du Kremlin de Moscou//.International Counsil of Museums. Sidney,1987, ?■ 382-385"

86. Leene J. Textile conservation. London, 1972, p /37-/^2

87. Leene J. Textile conservation.//1C0M News. UNESCO.Paris, 1962,v. 15, N4, ?. 15-3-163.

88. Lehman D. Die Restaurirung und Konservirung bruchiger Gewebe.// Arbeitsblatter fur Restauratoren. 1977, 7, N1, S-27-36

89. Lindberg, Philip and Gralen//Nature,1948,p.162.

90. Merser, Rees//Austr. Jornal "Exp.Biol.Med. ".1946,N24, PlW^

91. Merser,Lindberg,Philip. Jurnal"Textile Research".1949,N19. v/ 97. Opitz G. Warum Kunststoffe alt werden.//Wissenchaft und

92. Fortschritt.Berlin. 1960, N2.

93. Plenderleith H.J. The conservation of Antiquities and works of Art. London, Oxford University press,1971.

94. Richter M. Die Restaurirung und Konservierung bruchiger Fahnen und anderer textiler Gewebe in Museum.// Neue Museumskunde. 1962,N2> $.132-/89.

95. V 100. Richter M. Kunstwerke und Klima.//Maltechnik.1971,N1,2.

96. Rowson-Botton W. Ultra-violet radiation from fluoriscent lamps. //Museum Jornal. 1952, N3, p. 8

97. Sieders R., Uytenboguart J.W.H., Leene J. The restoration and preservation of old fabrics.//Conservation. 1956, II, N4,16-/69.

98. Shashoua Y. Evaluation of Vinamul 3252 for use an adhesive for paint flakes. British Museum. Department of Conservation // Intern.Reports VIII, 1989, 4.so

99. Tinker Z. Thermoplastic adhesive.// Conservation News 1992,N48, P-39-4/.

100. Tsuneo Fujit.a, Takashi Nagatani, Akira Hattori. A simple Method of Ion-Etching for Biological Materials. // Arch.Histo1.Japan.1974,V.36,N3, p.195.

101. Wandrus H. Restoration of a silk flag.// Museum Jornal London. 1960. vol. 60, N8,P.2o^/-206

102. Willmar S. Werkstoffkunde der Textilien. Leipzig.1964.

103. Winsor P. Infofmation of . adhesives of Canadian Conservation Institute.//Conservation News. 1980,N30,p. 36-li/.