автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Межкультурная коммуникация как фактор модернизации образовательной деятельности

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Первиль, Татьяна Гурьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Межкультурная коммуникация как фактор модернизации образовательной деятельности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Межкультурная коммуникация как фактор модернизации образовательной деятельности"

На правах рукописи

Первиль Татьяна Гурьевна

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов - на - Дону 2005

Работа выполнена на кафедре философии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет»

Научный руководитель:

доктор философских наук, доцент Подопригора Станислав Яковлевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Режабек Евгений Ярославович доктор философских наук, профессор Золотухин Валерий Ефимович

Ведущая организация:

Ростовский государственный педагогический университет

Защита состоится 25 февраля 2005 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета К 212.058.01 по философским наукам при Донском государственном техническом университете по адресу: 344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина 1, ауд. 252.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1).

Автореферат разослан 24 января 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета

кандидат философских наук

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В наше время формируется иной, взаимосвязанный и взаимозависимый мир. Глобализация отражает новое качество социальных связей и отношений, предполагает культурное многообразие человечества. Это приводит к стремительному расширению контактов между социальными группами, этническими общностями, индивидами, представляющими разные культуры и страны. Однако новое глобальное сообщество сталкивается с такими социальными явлениями, как неравенство стартовых возможностей, фундаментальные различия в культуре и образе жизни народов стран Запада и Востока, исчезновение множества традиций, обычаев, стилей поведения и способов мировосприятия.

Поэтому в контексте глобализации важной проблемой становится признание другой культуры. Через систему образования, познание мира и себя в этом мире концептуализируется бытие и познание «Другого». Представление о других этносах и их культурах - органическая составляющая национального самосознания. Исходя из этого, важным системообразующим элементом современной цивилизации предстает межкультурная коммуникация. Социально-философское осмысление ее закономерностей, стратегий как факторов модернизации общественной жизни, включая и образование, приобретает исключительную актуальность.

Президент В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что прямая обязанность государства -определить стратегические ориентиры, создать условия для развития человека и свободы его выбора. В этом направлении одной из существенных идей диссертанту представляются либеральные, демократические ценности, отражающие социально защищенную в своих правах, свободную целостную личность. Межкультурная коммуникация выступает как эффективный способ

трансляции либерально-демократических ценностей, которые должны быть реализованы, прежде всего, в сфере образования.

Структурные изменения в российском обществе, которое становится составной частью мирового сообщества, требуют модернизации системы образования. Это предполагает разработку теоретических и методологических подходов решения данной проблемы общества, которое в связи с актуализацией межкультурной коммуникации можно характеризовать как поликультурное. Человек поликультурен, даже если он осознанно разделяет нормы и ценности определенного типа «своей» культуры, в рамках которой он воспитывался, получал образование, социализировался. Как субъект труда, общения и познания он стремится быть свободным, вправе выбирать направление и определять содержание своей духовной жизни в системе культурных ценностей и общественных отношений.

Межкультурная коммуникация - это смысловой и идеально-содержательный аспект ценностных отношений общения между индивидами и социальными группами, принадлежащими к различным культурам. Основная цель коммуникации - достижение единства, взаимопонимания носителей культуры при сохранении индивидуальности каждого из них. В настоящее время цели образования смещаются в сторону формирования поликультурного мышления, которое предусматривает проявление толерантности субъектов общения. Это обеспечивает эффективность межкультурной коммуникации, культуротворчество, личностный рост и достижение социального успеха. Поэтому проблема модернизации образования в направлении демократизации, либерализации,

поликультурности приобретает особую теоретическую и практическую значимость.

Технологические условия реализации межкультурной коммуникации обеспечиваются всеобъемлющей информатизацией общества. В связи с ростом информационного «мусора», бессистемности, хаотизации и избыточности информации в социокультурном пространстве на систему

образования ложится особая ответственность по формированию информационной культуры, отбору информационно-значимых программ, способствующих социальному прогрессу, нравственному совершенствованию человека, формированию креативного, динамичного и мобильного мышления.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования межкультурной коммуникации носят междисциплинарный характер. Поэтому в диссертации использованы источники социальной философии, культурологии, социологии, антропологии, педагогики, лингвистики, этнографии, психологии.

Термин «межкультурная коммуникация» введен после Второй мировой войны американским культурологом, антропологом Эдвардом Холлом. Первоначально исследование данной проблемы было связано с изучением коммуникативных неудач и их последствий в ситуациях межкультурного общения. Затем понятие «межкультурная коммуникация» получило применение в теории перевода, обучении иностранным языкам, сравнительной культурологии и контрактивной языковой прагматике.

Преподавание межкультурной коммуникации как учебной дисциплины началось в США более 20 лет назад. Целым рядом западных ученых (Г. Колье, В. Гудикунст и Р. Хаммер, М. Пейдж и Дж. Мартин, М. Хупс, М. Беннет и другие) был описан собственный опыт преподавания данной дисциплины, предложены модели организации межкультурного обучения, наиболее известными из которых являются модели М. Беннета и М. Хупса.

В отечественной литературе одно из первых определений межкультурной коммуникации мы находим в работе Е. М. Верещагина и В.Г. Костолярова «Язык и культура»: «термином «межкультурная коммуникация» называется адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам».

Теория межкультурной коммуникации основана на культурной антропологии и теории коммуникации, сложившейся в информатике как науке. Наиболее существенный вклад в изучение межкультурной коммуникации

вносят когнитивная и социальная психология, социология, когнитивная лингвистика и типология языков. Межкультурная коммуникация изучает влияние культуры на социальную апперцепцию, познание и общение, которые детерминируют успех или неудачу коммуникантов. Особую значимость приобретают разработки теории межкультурной коммуникации для социокультурного анализа общественно-политической деятельности, теории управления, консультирования (внутрифирменного и между фирмами), социальной работы, образования и других сфер деятельности, связанных с межгрупповым и межличностным общением.

В XX веке проблемам влияния культуры на человеческую деятельность посвятили свои работы Э. Кассирер, М. Хайдеггер, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман и ряд других крупнейших мыслителей.

Социологи, исследующие межкультурную коммуникацию, используют традиционные методы анализа: наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, собеседование и др., с помощью которых изучаются формы общения определенных категорий респондентов, представляющих различные группы социальной структуры общества. Психологов в области межкультурной коммуникации интересует влияние культурных различий на процессы интерпретации и категоризации языковых высказываний, а также онтология соответствующих поведенческих стереотипов (см. работы Л. Бергера, С. Лангер и др.).

Проблемам современного мира как коммуникативного пространства, этноязыковой самобытности, соотношению межкультурной коммуникации и овладению иностранными языками и другим вопросам, связанным с темой нашего исследования, посвящены работы отечественных ученых: М.Б.Бергельсона, Т.Г. Грушевицкбй, Д. Б. Гудкова, В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман,

B.Б. Кашкина, З.И. Кирнозе, В.В. Кочеткова, В.Д. Попкова, А.П. Садохина,

C.Г. Тер-Минасовой, О.В. Тимашевой и других.

Анализ существующей по данной проблеме литературы показывает, что возникла настоятельная необходимость в изучении межкультурной

коммуникации как фактора модернизации образовательной деятельности и предпосылки самосозидания человека 8 поликультурном обществе. Обновляющееся культурное поле, процесс культурной идентификации" требуют от человека активности действия и созидания своего «Я» в системе общественных отношений. Этой проблеме посвящены работы С.Я.Подопригора «Индивидуальная стратегия самосозидания как способ культурной идентификации» (Ростов н/Д., 2003), «Социальная стратегия и личность: социокультурные аспекты» (Ростов н/Д., 2003) и др.

Образование рассматривается нами как социальный институт, выполняющий многообразные функции, основными из которых являются обучение и воспитание. До XXI века образование преимущественно занималось воспроизводством и трансляцией из поколения в поколение наличествующей культуры. В настоящее время приоритеты смещаются в пользу культуротворчества как процесса модернизации, реформирования общественной жизни и самосовершенствования человека. Проблеме образования как культуротворчества посвящены фундаментальные работы как зарубежных, так и отечественных философов.

Связь культуры и образования фиксируется отечественными учеными и философами. В этой связи в диссертации особое внимание уделяется концептуализации деятельностного подхода к культуре, представленного ростовской культурологической школой (В.Е. Давидович, Г.В. Драч, ЮА Жданов, Е.Я. Режабек и др.), а также деятельностного подхода к образованию, представленного В.В. Давыдовым.

В современных условиях образовательный процесс все больше смещается в коммуникативную сферу, к которой можно отнести Интернет, спутниковое телевидение, видео-технологии, а также образовательную мобильность, т.е. возможность продолжать обучение в различных странах мира, исходя из собственных интересов, способностей, мотивации. Современное образование заключается не просто в трансляции знаний, а в формировании культуры обучающегося, творческого (рефлексивного и

проективного) сознания, опережающего мышления, способного решать сложные проблемы в любых ситуациях. Узкопрофессиональные знания специалистов устаревают в течение 5-7 лет. Поэтому потребность в самообучении, переквалификации становится одним из важнейших условий адаптации человека в современном мире. Такую проблему может решить непрерывное образование, которое предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения и самообучения, гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию образования. Вот почему непрерывное образование становится инструментом, помогающим человеку эффективно преодолевать кризисные профессиональные и жизненные проблемы.

Непрерывное образование как проблема формирования личности рассматривается в монографиях Б.С. Гершунского, Л.Л. Литвиненко и др. Так, Л.Л. Литвиненко подчеркивает, что происходящие в обществе радикальные изменения обостряют амбивалентность личности, неустойчивость знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Непрерывное образование направлено на решение этой проблемы.

В кандидатской диссертации Д.А. Чекалова «Личность в контексте современной информационной культуры» (Ростов н/Д., 2001) отмечается, что лавинообразный объем информации, её различные интерпретации затрудняют процесс осмысления человеком информационных потоков, что, в конечном счете, может негативно сказаться на его мировосприятии и формировании индивидуальных стратегий деятельности.

Становлению творческой личности в условиях образовательного процесса посвящена диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук, защищенная в 2003 г. (Ростов н/Д.), А,Г. Чухно «Творческая личность в сфере образования». В диссертации содержится теоретическое обобщение различных представлений о феномене творчества, сложившихся в социально-гуманитарном, естественнонаучном и техническом познании мира.

Проблемам перехода от школы знаний к школе культуры посвящены диссертационные исследования Л.Ю. Николаевой «Социально-философский анализ образовательного процесса: понятие, генезис и основные тенденции», (Ростов н/Д., 2003) и Е.А. Чеботаревой «Образовательное пространство в условиях трансформации Российского общества» (Ростов н/Д., 2003). В диссертации Л.Ю. Николаевой особое внимание уделено коммуникативному аспекту образования, которое рассматривается как социокультурное воспроизводство знания, и его значимости в поликультурном мире. В диссертационной работе Е.А. Чеботаревой подчеркивается необходимость переориентации образования с технологического уровня на культурно-содержательный уровень, возникающий на рубеже XXI века на основании нового образовательного пространства. Привлекает внимание многообразием эвристических подходов монография Г.Л. Ильина «Образование и культура: поиски взаимного соответствия» (М., 1992).

В диссертации Сундуковой А.Х. «Образование как функция культуры» (Ростов н/Д., 2004) отмечается, что новые функции образования возникают на основе «общекультурных и глобальных» целей, к которым относится толерантность, достижение взаимопонимания между людьми, социальными группами в условиях межкультурной коммуникации.

Следует особо остановиться на новом для нашей страны пути модернизации образования, заключающемся в становлении ноосферного миропонимания, формировании профессиональных умений и навыков, направленных на сохранение природных богатств нашей планеты (см. работы АДУрсула «Ноосферная модель науки и образования XXI века» (1996), «Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке» (1995) и др.). По мнению А.Д.Урсула, каждое последующее поколение должно иметь в наличии тот же объем природных ресурсов, что и предыдущая генерация, т.е. благосостояние поколения должно быть основано на его собственных технологических и социокультурных достижениях, а не на эксплуатации окружающей природы без стратегий её воспроизводства. Такой путь, когда

общество научно обоснованно использует и воспроизводит природные ресурсы, получил название «устойчивое развитие». Данный подход недостаточно исследован отечественной наукой.

Особого внимания заслуживают работы отечественных авторов, посвященные анализу таких векторов модернизации образования, как информатизация современного общества и воздействие информационной культуры личности на образовательные процессы, в которые она включается. Проблемам развития процесса информатизации посвятили свои работы Н. Винер, Г.Г. Дилигенский, П.Н. Козловский, А.С. Панарин, А.И. Ракитов,

A. Швейцер и другие. Формирование информационно-технологической культуры в системе образования рассмотрено в публикациях: Т.П. Воронина,

B.П. Кашицина, О.П. Молчанова «Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты)» (М., 1995), И.В. Роберт «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования» (М., 1994). В каком направлении идет модернизация системы образования под воздействием информатизации общества, как влияет информационная культура личности на состояние современного образования, какова социальная природа информатизации и информационной культуры - эти вопросы рассмотрены в работах ИАНегодаева «На путях к информационному обществу» (Ростов-н/Д., 1999), «Информатизация культуры» (Ростов-н/Д., 2003); А.Д. 'Урсула «Информатизация общества. Введение в социальную информатику» (М., 1990) и другие.

Однако проблемам межкультурной коммуникации как фактору модернизации образовательного процесса в этих работах не уделено должного внимания.

Объект исследования - межкультурная коммуникация в современном обществе.

Предмет исследования - воздействие межкультурной коммуникации на модернизацию современного образования.

Целью диссертационного исследования является анализ модернизации образовательной деятельности на основе расширяющейся сферы межкультурной коммуникации. Задачи исследования:

- раскрыть социальную природу и функции межкультурной коммуникации в поликультурном обществе, её воздействие на модернизацию образования;

- определить понятие межкультурного диалога, его философское и социокультурное содержание применительно к процессам модернизации системы образования;

- проанализировать когнитивные компоненты межкультурной коммуникации, от которых зависит результативность модернизации образовательных процессов;

- раскрыть социальную значимость модернизации системы образования на основе возрастающей роли информатизации общества;

- выявить направленность, сущностные характеристики и функции системы образования в диалектически противоречивом социальном мире.

Теоретико-методологические основания исследования. В

диссертационной работе используются принципы объективности, историзма, социального детерминизма, методы анализа и синтеза, системно-структурный анализ. Особую значимость диссертант придает комплексному изучению проблемы на основе использования принципа деятельностного подхода к культурной и образовательной компетенции личности. Автор исходит из идеи единства и многообразия социокультурного пространства, рассмотренного в коммуникативном аспекте, культурного релятивизма как методологической основы межкультурной коммуникации. При анализе сущностных характеристик и функций модернизации системы образования в контексте глобализационных процессов, автор опирается на теоретические разработки отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Показано, что поликультурному состоянию общества должна соответствовать поликультурная система образования, границы и перспективы которой во многом обусловлены расширяющейся сферой межкультурной коммуникации.

2. Определено понятие межкультурного диалога в сфере образования, выяснены его когнитивные составляющие и социокультурные функции; доказано, что только на основе диалогизма межкультурная коммуникация приобретает гуманистическое содержание.

3. Проанализированы компоненты межкультурной коммуникации, ведущие к ее эффективности или, наоборот, к отчуждению ее субъектов; определено понятие коммуникативной компетенции; актуализирована роль языка как основного средства межкультурной коммуникации.

4. Раскрыта социальная значимость и концептуализированы основные направления модернизации образовательной деятельности в поликультурном обществе.

5. Обосновано, что ведущим вектором модернизации образовательной деятельности является информатизация общества. Рассмотрена роль информационной культуры в межкультурной коммуникации, расширении возможностей сферы образования, его фундаментализации. Установлено, что освоение человеком поликультурных духовных ценностей становится главным условием его инкультурации на «перекрестке» культур и цивилизаций.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Социальная значимость межкультурной коммуникации возрастает с углублением и расширением процессов глобализации в современном мире. В этих условиях появляются новые функциональные сферы межкультурной коммуникации. Охватывая формы социальной, этнической, межгрупповой,

профессиональной, массовой коммуникации и межличностной коммуникации внутри малых групп, межкультурное взаимодействие становится неотъемлемой стороной процесса глобализации. Необходимо социально-философское осмысление феномена поликультурности, результативности межкультурной коммуникации, ее релевантности целям демократического сообщества. В данном контексте социального взаимодействия философской разработки требуют следующие концепты: «межкультурный диалог», «культурная компетенция субъектов коммуникации», «коммуникативные факторы, обеспечивающие культурную идентификацию личности, малой группы, этноса, общности»,

2. Социальная основа межкультурной коммуникации обеспечивается диалогичностью межкультурного общения. Межкультурный диалог предусматривает равноправность, партнерство субъектов межкультурной коммуникации. Плюральность диалогических позиций, приобщение к культурным смыслам субъектов коммуникации обогащает смысловое поле деятельности каждого из коммуникантов, расширяет их когнитивную сферу общения и понимания. Диалог выступает основой межкультурной коммуникации, служит эффективным средством обмена духовными ценностями, открывает новые возможности взаимного обогащения культур. Диалогичность межкультурных взаимодействий не требует от его субъектов поступаться собственными культурными интересами. Понятому в таком смысле межкультурному диалогу отвечает философская позиция культурного релятивизма. Признавая необходимость жизни людей в межкультурном пространстве, культурный релятивизм воспитывает уважение не только к собственным культурным ценностям, но и к культурным ценностям контрагента общения. Не существует элитарных или неполноценных наций, все они уникальны, неповторимы, и потому ошибочно сравнивать их друг с другом по заранее принятому идеологическому критерию

3. Когнитивными компонентами, обеспечивающими результативность межкультурной коммуникации, служат межкультурная компетентность и обмен

артефактами культуры. Межкультурная компетентность опирается на общность базовых знаний о мире, которая обеспечивает «переводимость» сообщений с одного языка на другой, служит предпосылкой понимания смыслов и значений языкового общения. В то же время, обыденные предрассудки определенной нации побуждают ее негативно относиться к другой нации и её культуре, разрушают культурную компетенцию и наносят существенный урон результативности межкультурной коммуникации. В противоположность этому, заимствование и использование одной культурой артефактов другой культуры служит обогащению межкультурного взаимодействия. Артефакт иной культуры в преобразованном виде, при условии насыщения его этнически-самобытным содержанием автохтонной культуры, становится достоянием культуры-реципиента.

4. Новая парадигма образования характеризуется открытостью российского общества экономическому, культурному, образовательному обмену с зарубежными странами. Современная Россия интенсивно осваивает многоуровневое пространство международных отношений, в силу чего актуализируется потребность в знании этносоциальных особенностей поведения и навыках эффективной межкультурной коммуникации. Поликультурное состояние общества - это сопряжение этнически различных культур и исторически неоднородных пластов цивилизационной принадлежности. Модернизация образования (демократизация, либерализация, поликультурность, социоморфность, непрерывность и др.) выступает как императив современной системы обучения и воспитания. В новой исторической ситуации образование призвано способствовать человеку обрести себя в социальной общности, группе, сформировать свой собственный культурный облик и образ, адекватные и достаточные знания об универсальной картине мира для определения своей идентичности, индивидуальных стратегий самосозидания, понимания «Других».

5. Информатизация общества способствует расширению сферы межкультурной коммуникации. Информационные технологии приобретают

глобальный характер функционирования, охватывая различные сферы деятельности человека; формируется информационное единство цивилизационного развития. Информационная культура, выступая как необходимая составляющая общечеловеческой культуры, предстает как способ межкультурной коммуникации и модернизации образования. Для свободной ориентации в информационных потоках, пронизывающих образование и общение человека в современном мире, необходимо формирование информационных качеств личности. Информационная культура детерминирует новое содержание образования, способствует его фундаментализации, выводит образовательную деятельность на новый системный уровень взаимодействия.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяются его актуальностью. Выводы и результаты позволяют углубить теоретические представления в области социальной философии и культурологии, социологии и политологии, связанные с проблемами духовного развития современного общества. Они могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, культурологии, политологии, философской антропологии, теории коммуникации, этнопсихологии, этнологии, регионоведения, теории и практике перевода, теории и методике обучения иностранным языкам. Результаты диссертационного исследования могут найти применение в практической работе руководителей различных государственных учреждений и общественных организаций, в практике межкультурной коммуникации, а также могут получить педагогическое приложение в воспитательной работе.

Апробация работы. Положения диссертации были представлены в виде докладов на Международном научно-методическом симпозиуме (Лемпертовские чтения - VI) в г. Пятигорске (апрель 2004); V областной научно-практической конференции «Единство образовательного и культурно-воспитательного пространства в системе высшей школы области как основа модернизации образования» г. Ростов-на-Дону (май 2004); III региональной

научно-методической конференции «Повышение качества образования как проблема вузовской педагогики» г. Ростов-на-Дону (май 2004); ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов Донского государственного технического университета; обсуждены на кафедре философии ДГТУ.

Основное содержание и выводы диссертационной работы изложены в семи публикациях, общим объемом 2 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы из 262 наименований (в том числе 38 иностранных источников). Общий объем диссертации -152 с.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования; дается характеристика новизны работы; формулируются основные положения диссертации, выносимые на защиту; определяются теоретическая и практическая значимость работы; описывается её апробация.

В первой главе «Актуализация межкультурной коммуникации в поликультурном обществе» рассмотрены социальная природа и функции межкультурной коммуникации, проанализированы диалогические отношения общения как основание межкультурной коммуникации в сфере образования.

В первом параграфе «Социальная природа и функции межкультурной коммуникации в современном мире» доказывается, что расширение и усложнение взаимосвязей народов и государств в современном жизненном мире делает как никогда всеобъемлющим поликультурное состояние общества. На пересечении различных культур и коллективных сознаний в идентификации человека, этноса, общности проявляются новые

характерные черты: необходимость уважения других народов, образа мыслей и поступочных действий. Непременным условием позитивных изменений к взаимодействию культур становится выработка коммуникативной компетенции. Только развитая коммуникативная компетенция позволяет преодолеть негативные явления в межнациональном общении, избежать этноцентризма, неуважительного отношения к «чужим» традициям, обычаям, укладам жизни и др.

Среди универсалий, способствующих взаимному уважению народов, особую значимость приобретают ценности социального либерализма. Именно они способны обеспечить высокую планку социального единства и развития не только больших наций, но и малых народностей. Вот почему идеи социального либерализма XX века и в XXI веке должны быть востребованы российским образованием для его модернизации.

Во втором параграфе «Диалогические отношения как основа межкультурной коммуникации в сфере образования» акцент исследования переносится на диалектическую природу межкультурных отношений, определяемых интересами достижения консенсуса и взаимопонимания между субъектами общения. При такого рода отношениях происходит выход за пределы собственной, автохтонной культуры, открывается богатство и многообразие мира во всех проявлениях национальных культур с их «многосмысленностью» и уникальностью жизненного опыта. Культура в таком случае понимается как «открытый субъект возможного общения» (В.С.Библер, А.В.Ахутин). Соответственно, диалогическая стратегия межкультурной коммуникации выступает основным средством воспитания толерантности, политкорректности по отношению к «чужому», «иному», «другому».

Особую значимость принцип диалогизма приобретает в сфере образования. По своему предназначению диалоговая система обучения и воспитания выступает как коммуникация, разворачивающаяся в социокультурном пространстве. Она обусловливает сложную архитектонику

межличностных и социальных отношений, а, следовательно, способствует воспитанию личности, ее самосозиданию, самоактуализации. Диалогичность общения, отвечая высоким гуманистическим критериям и способствуя демократизации образования, предусматривает приоритетные права обучаемого, выполнение им роли «лидера» в процессе обучения, признание права обучающегося на личную позицию и творческую дискуссию с преподавателем.

Вторая глава «Модернизация образовательной сферы в современном обществе - векторы развития» посвящена анализу и прогнозированию модернизационных процессов в сфере образования, обусловленных такими векторами как информатизация общества и повышение информационной культуры обучающегося.

В первом параграфе второй главы «Информатизация как вектор преобразований в современном обществе: его воздействие на сферу образования» дана характеристика информационных процессов, происходящих в современном обществе. В диссертации подчеркивается, что информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; формируется информационное единство человеческой цивилизации; с помощью средств информатики возможен доступ каждого человека к информационным ресурсам цивилизации. Вместе с тем свобода получения и распространения информации является не только социальным благом и средством индивидуального развития личности, но она имеет и негативные последствия.

Информатизация общества как социотехнический процесс приводит к изменению традиционного уклада и образа жизни людей. Именно информатизация становится ведущим фактором интенсификации и роста межкультурных связей, средством установления межличностных и социальных отношений в глобальном масштабе. В этом качестве она способствует гуманистической направленности модернизации образования. Информатизация предполагает демократизацию и либерализацию общества.

Новые возможности, создаваемые информатизацией общества, должны быть востребованы в сфере образования и образовательной деятельности. Обеспечение компьютерной грамотности населения России становится актуальной социальной задачей. Компьютеризация обучения необходима для того, чтобы выявить и развить индивидуальные способности человека. Личностно-ориентированное обучение способно вызвать у обучающихся социальный интерес, может изменить отношение к знаниям и способствовать выработке более строгого, алгоритмического стиля мышления.

В связи с расширением информационного горизонта в новой культуре мышления задачей образования становится поиск научных знаний в самой сфере образования. Система образования превращается в сферу производства человека, готового к жизненному успеху в различных областях деятельности, т.е. человека целостного, всесторонне развитого. В то же время следует отметить, что российская система образования далеко не в полной мере использует возможности новых информационных технологий.

Во втором параграфе «Информационная культура как способ межкультурной коммуникации и модернизации образования»

обосновывается значимость информационной культуры для обучающегося, вовлеченного в систему непрерывного образования и межкультурной коммуникации. Здесь' подчеркивается, что в мире, насыщенном компьютерными технологиями, информационная культура выступает как необходимая составляющая общечеловеческой культуры. В современном мире, затрагивая жизнедеятельность человека и общества, информационная культура придает новое качество общественной жизни. Она служит эффективным инструментом адаптации человека к условиям внешней среды, выступает способом гармонизации субъективного мира человека посредством освоения необходимого объема социально-значимой информации.

Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями умением формировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации, навыками

эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать новую. Именно под таким углом зрения информационная культура выступает как важный фактор социализации и инкультурации личности. Овладение информационной культурой как способом межкультурной коммуникации -необходимое условие для свободной ориентации в информационных потоках, пронизывающих образование и общение человека в современном мире.

Поскольку информационная культура, формируя информационные качества личности, создает универсальную картину мира и ее оценку, постольку она становится способом межкультурной коммуникации. Информационная культура утверждает новое качество образования, способствует его фундаментализации, открывая перед субъектами обучения широкие возможности в овладении рациональными, чувственными и коммуникативными способами постижения мира. Она углубляет процессы межкультурного общения и на этой основе выводит образовательную деятельность на новый системный уровень взаимодействия.

В третьем параграфе «Развитие системы образования на основе межкультурной коммуникации» ранее сделанные в исследовании выводы привлекаются для выработки принципов модернизации образования (демократизация, либерализация, социоморфность, поликультурность, непрерывность образования и др.) с целью более глубокого проникновения в социальное содержание исследуемого феномена и его функций.

В современном мире, находящемся на этапе информатизации и социокультурных форм коммуникации, одним из важнейших противоречий познавательной деятельности является противоречие между объемом человеческого знания, растущего по экспоненте, и традиционными формами его усвоения, трансляции и применения. Образование в значительной степени оказывается средством снятия этого противоречия, что предъявляет к нему особые требования со стороны общества.

Образование, отвечающее новым социальным задачам, предполагает переход на методы «развивающего» обучения, направленного на

формирование креативного субъекта культуры. Системообразующим элементом здесь оказывается процесс самосозидания индивида как необходимый императив профессионально подготовленного, нравственного, культурного человека. Тем же целям должна служить практика непрерывного образования. Именно гибкость, динамичность, самостоятельность, характеризующие непрерывное образование, позволяют человеку эффективно решать проблему профессиональной, индивидуальной подготовки и переподготовки на различных этапах жизнедеятельности.

Одним из ведущих векторов модернизации современного образования становится его ориентация на поликультурность. Как уже было отмечено ранее, поликультурное образование предполагает трансляцию идей диалога, сотрудничества, сотворчества, коллективного действия, необходимость понимания «чужой» точки зрения, уважения личности «Другого». Соответствующее вышеназванным принципам образование призвано формировать поликультурные духовные ценности, которые отвечают требованию открытости общечеловеческим культурным ориентациям субъектов, независимо от их национальной, религиозной принадлежности или идеологических различий.

В этой связи показательным является тот факт, что Европейская Ассоциация Международного образования вновь подтвердила свою приверженность принципу мультикультурализма в содержании и формах образовательного процесса. В этом аспекте важным требованием к образованию, вступившему на путь модернизации, является требование социоморфности. Данное понятие означает, что в каждой стране образование может быть уникальным, особенным, но в то же время должно быть адекватно системе экономических, политических, социальных, культурных и других детерминирующих общественных отношений. Именно социоморфность позволяет образованию соответствовать требованиям данного общества с учетом механизмов его функционирования на пути объективного движения к новому типу цивилизации.

Приоритетом вхождения России в Болонский процесс служит обеспечение доступности высшего образования для каждого человека на протяжении всей его жизни, отношение к образованию как общественному благу и социальной ответственности. Вместе с тем взятый Министерством образования и науки Российской Федерации курс на перевод системы образования с базы социального на базу экономического спроса вызывает определенные сомнения.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы, определяющие возможность дальнейшей разработки проблемы и использования результатов исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Первиль Т.Г. Межкультурная коммуникация в преподавании иностранных языков // Проблемы интеграции Юга России в мировую экономическую систему: Сб. научн.ст. - СПб: Компьютерикон, 2004. С. 165-170.

2. Первиль Т.Г. Межкультурная коммуникация и общеевропейская система уровней владения иностранным языком // Единство образовательного и культурно-воспитательного пространства в системе высшей школы области как основа модернизации образования. Тезисы докладов V областной научно-практической конференции. Ростов н/Д., 2004. С. 107-109.

3. Первиль Т.Г. Интернет как образовательная среда при обучении межкультурной коммуникации // Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты. Материалы Международного научно-методического симпозиума. Лемпертовские чтения - VI. Пятигорск, 2004. С. 84-85.

4. Первиль Т.Г. Межкультурная коммуникация в образовательном пространстве преподавания иностранных языков // Повышение качества образования как проблема вузовской педагогики. Материалы III региональной научно-методической конференции. Ростов н/Д., 2004. С.126- 130.

5. Первиль Т.Г. (в соавторстве). Демократизация педагогического общения в информационную эпоху // Преподаватель и студент: общение и взаимодействие: Сб. статей. - Новочеркасск, 2005. С. 9-11.

6. Первиль Т.Г. (в соавторстве). Диалог как языковая форма межкультурной коммуникации // Актуальные проблемы коммуникации и культуры - 2: Сб. науч. тр. - Пятигорск, 2005. С. 270-279.

7. Первиль Т.Г. (в соавторстве). Отражение стереотипов феминности и маскулинности в языке и речевом поведении коммуникантов // Актуальные проблемы коммуникации и культуры - 2: Сб. науч. тр. - Пятигорск, 2005. С. 69-73.

ЛР №04779 от 18.05.01. В набор 20.01.05 печать 21.01.05. Объем 1,0 усл.п.л., 0,9 уч.-изд.л. Офсет. Бумага тип №3. Формат 60x84/16. Заказ № 22 Тираж 100.

Издательский центр ДГТУ

Адрес университета и полиграфического предприятия: 344010, г.Ростов-на-Дону, пл.ГагаринаД.

22

/ '

Ч '

1205

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Первиль, Татьяна Гурьевна

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ.

1.1. Социальная природа и функции межкультурной коммуникации в современном мире.

1.2. Диалогические отношения как основа межкультурной коммуникации в сфере образования.

ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ.

2.1. Информатизация как вектор преобразований в современном обществе: ее воздействие на сферу образования.

2.2. Информационная культура как способ межкультурной коммуникации и модернизации образования.

2.3. Развитие системы образования на основе межкультурной коммуникации.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Первиль, Татьяна Гурьевна

Актуальность темы исследования. В наше время формируется иной, взаимосвязанный и взаимозависимый мир. Глобализация отражает новое качество социальных связей и отношений, предполагает культурное многообразие человечества. Это приводит к стремительному расширению контактов между социальными группами, этническими общностями, индивидами, представляющими разные культуры и страны. Однако новое глобальное сообщество сталкивается с такими социальными явлениями, как неравенство стартовых возможностей, фундаментальные различия в культуре и образе жизни стран Запада и Востока, исчезновение множества традиционных укладов жизни, стилей поведения и способов мировосприятия.

В контексте глобализации важной проблемой становится признание другой культуры. Через познание себя происходит возникновение смыслов Эго-позиции, познание своей неповторимости, уникальности. В рамках такого познания концептуализируется бытие «Другого». Представление о других этносах и их культурах - органическая составляющая национального самосознания. Поэтому важным системообразующим элементом современной цивилизации выступает межкультурная коммуникация. Социально-философское осмысление ее закономерностей, стратегий как факторов модернизации общественной жизни, включая образование, приобретает исключительную актуальность.

Президент В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что прямая обязанность государства -определить стратегические ориентиры, создать условия развития человека и свободы его выбора. В этом направлении одной из существенных идей диссертанту представляются либеральные, демократические ценности, отражающие социально защищенную в своих правах, свободную целостную личность. Межкультурная коммуникация выступает как эффективный способ трансляции либерально-демократических принципов, которые должны быть реализованы, прежде всего, в сфере образования.

Структурные изменения в российском обществе, которое становится составной частью мирового сообщества, требуют модернизации системы образования. Это предполагает разработку теоретических и методологических подходов решения данной проблемы общества, которое в связи с актуализацией межкультурной коммуникации можно характеризовать как поликультурное. Человек поликультурен, даже если он осознанно разделяет нормы и ценности определенного типа «своей» культуры, в рамках которой он воспитывался, получал образование, социализировался. Как субъект труда, общения и познания он стремится быть свободным, вправе выбирать направление и определять содержание своей духовной жизни в системе культурных ценностей и общественных отношений.

Межкультурная коммуникация - это смысловой и идеально-содержательный аспект отношений общения между индивидами и социальными группами, принадлежащими к различным культурам. Основная цель коммуникации - достижение единства взаимодействующих носителей культуры при сохранении индивидуальности каждого из них. В настоящее время цели образования смещаются в сторону формирования поликультурного мышления, которое предусматривает проявление толерантности субъектов общения. Это обеспечивает эффективность межкультурной коммуникации, культуротворчество, личностный рост и достижение социального успеха. Поэтому проблема модернизации образования в направлении поликультурности и культурного релятивизма приобретает особую значимость.

Технологические условия реализации межкультурной коммуникации обеспечиваются всеобъемлющей информатизацией общества. В связи с ростом информационного «мусора», бессистемности, хаотизации и избыточности информации в социокультурном пространстве на систему образования ложится особая ответственность по формированию информационной культуры, отбору информационно-значимых программ, способствующих социальному прогрессу, нравственному совершенствованию человека, формированию креативного, динамичного и мобильного мышления.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования межкультурной коммуникации носят междисциплинарный характер. Поэтому в диссертации использованы источники социальной философии, культурологии, антропологии, педагогики, социологии, лингвистики, этнографии, психологии.

Термин «межкультурная коммуникация» введен после Второй мировой войны американским культурологом, антропологом Эдвардом Холлом. Первоначально исследование данной проблемы было связано с изучением коммуникативных неудач и их последствий в ситуациях межкультурного общения. Затем понятие «межкультурная коммуникация» получило применение в теории перевода, обучении иностранным языкам, сравнительной культурологии и контрактивной языковой прагматике.

Преподавание межкультурной коммуникации как учебной дисциплины началось в США более 20 лет назад. Целым рядом западных ученых (Г.Кольс, В. Гудикунст и Р. Хаммер, М. Пейдж и Дж. Мартин, М. Хупс, М. Беннет и другие) был описан собственный опыт преподавания данной дисциплины, предложены модели организации межкультурного обучения, наиболее известными из которых являются модели Беннета и Хупса.

Теория межкультурной коммуникации основана на культурной антропологии и теории коммуникации, сложившейся в информатике как науке. Наиболее существенный вклад в изучение межкультурной коммуникации вносят когнитивная и социальная психология, социология, когнитивная лингвистика и типология языков. Межкультурная коммуникация изучает влияние культуры на социальную апперцепцию, познание и общение, которые детерминируют успех или неудачу коммуникантов. Особую значимость приобретают разработки теории межкультурной коммуникации для социокультурного анализа общественно-политической деятельности, теории управления, консультирования (внутрифирменного и между фирмами), социальной работы, образования и других сфер деятельности, связанных с межгрупповым и межличностным общением.

В XX веке проблемам влияния культуры на человеческую деятельность посвятили свои работы Э.Кассирер, М.Хайдеггер, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман и ряд других крупнейших мыслителей.

Социологи, работающие в области межкультурной коммуникации, используют традиционные для этой науки методы наблюдения, эксперимента, анкетирования, тестирования, собеседования и т.д., изучающие определенные категории респондентов, которые представляют различные группы социальной структуры общества. Психологов в области межкультурной коммуникации интересует влияние культурных различий на процессы интерпретации и категоризации языковых высказываний, а также онтология соответствующих поведенческих стереотипов (см. работы/fr. Бергера, С. Лангер и др).

Проблемам современного мира как коммуникативного пространства, этноязыковой самобытности, соотношению межкультурной коммуникации и овладению иностранными языками и другим вопросам, связанным с темой нашего исследования, посвящены работы отечественных ученых^/М.Б. Бергельсона, Т.Г. Грушевицкой, Д. Б. Гудкова, В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, В.В. Кочеткова, В.Д Попкова, А.П.Садохина, С.Г. Тер-Минасовой., О.В. Тимашевой и других.

Анализ существующей литературы показывает, что возникла настоятельная необходимость в изучении межкультурной коммуникации как фактора модернизации образовательной деятельности и предпосылки самосозидания человека в поликультурном обществе. Обновляющееся культурное поле, процесс культурной идентификации требуют от человека активности действия и созидания своего «Я». Этой проблеме посвящены работы С.Я.Подопригора «Индивидуальная стратегия самосозидания как способ культурной идентификации» (Ростов н/Д, 2003), «Социальная стратегия и личность: социокультурные аспекты» (Ростов н/Д, 2003) и др.

Образование рассматривается нами как социальный институт, выполняющий многообразные функции, основными из которых являются обучение и воспитание. До XXI века образование преимущественно занималось воспроизводством и трансляцией из поколения в поколение наличествующей культуры. В настоящее время приоритеты смещаются в пользу культуротворчества как процесса модернизации, реформирования общественной жизни и самосовершенствования человека. Проблеме образования как культуротворчества посвящены фундаментальные работы как зарубежных, так и отечественных философов.

Связь культуры и образования фиксируется отечественными учеными и философами. В этой связи в диссертации особое внимание уделяется концептуализации деятельностного подхода к культуре, представленного ростовской культурологической школой (В.Е. Давидович, Г.В. Драч, Ю.А.Жданов, Е.Я. Режабек и др.), а также деятельностного подхода к образованию, представленного В.В. Давыдовым.

В современных условиях образовательный процесс все больше смещается в коммуникативную сферу, к которой можно отнести Интернет, спутниковое телевидение, видео-технологии, а также образовательную мобильность, т.е. возможность продолжать обучение в различных странах мира, исходя из собственных интересов, способностей, мотивации. Современное образование заключается не просто в трансляции знаний, а в формировании у обучающегося культуры, творческого (рефлексивного и проективного) сознания, опережающего мышления, способного решать сложные проблемы в любых ситуациях. Узкопрофессиональные знания специалистов устаревают в течение 5-7 лет. Поэтому потребность в самообучении, переквалификации становится одним из важнейших условий адаптации человека в современном мире. Такую проблему может решить непрерывное образование, которое предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения и самообучения, гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию образования. Вот почему непрерывное образование становится инструментом, помогающим человеку эффективно преодолевать кризисные профессиональные и жизненные проблемы.

Непрерывное образование как проблема формирования личности рассматривается в монографиях Б.С.Гершунского, JI.JL Литвиненко и др. Так, Л.Л. Литвиненко подчеркивает, что происходящие в обществе радикальные изменения обостряют амбивалентность личности, неустойчивость знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Непрерывное образование направлено на решение этой проблемы.

В кандидатской диссертации Д.А. Чекалова «Личность в контексте современной информационной культуры» (Ростов н/Д, 2001) отмечается, что лавинообразный объем информации, её различные интерпретации затрудняют процесс осмысления человеком информационных потоков, что, в конечном счете, может негативно сказаться на его мировосприятии и формировании индивидуальных стратегий деятельности.

Становлению творческой личности в условиях образовательного процесса посвящена диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук, защищенная в 2003 г. (Ростов н/Д) А.Г. Чухно «Творческая личность в сфере образования». В диссертации содержится теоретическое обобщение различных представлений о феномене творчества, сложившихся в социально-гуманитарном, естественнонаучном и техническом познании мира.

Проблемам перехода от школы знаний к школе культуры посвящены диссертационные исследования Л.Ю. Николаевой «Социально-философский анализ образовательного процесса: понятие, генезис и основные тенденции», (Ростов н/Д, 2003) и Е.А. Чеботаревой «Образовательное пространство в условиях трансформации Российского общества» (Ростов н/Д, 2003). В диссертации Л.Ю. Николаевой особое внимание уделено коммуникативному аспекту образования, которое рассматривается как социокультурное воспроизводство знания, и его значимости в поликультурном мире. В диссертационной работе Е.А. Чеботаревой подчеркивается необходимость переориентации образования с технологического уровня на культурно-содержательный уровень, возникающий на рубеже XXI века на основании нового образовательного пространства. Привлекает внимание многообразием эвристических подходов монография Г.Л. Ильина «Образование и культура: поиски взаимного соответствия» (М., 1992).

В диссертации А.Х. Сундуковой «Образование как функция культуры» (Ростов н/Д, 2004) отмечается, что новые функции образования возникают на основе «общекультурных и глобальных» целей, к которым относится толерантность, достижение взаимопонимания между людьми, социальными группами в условиях межкультурной коммуникации.

Следует особо остановиться на новом для нашей страны пути модернизации образования, заключающемся в становлении ноосферного миропонимания, формировании профессиональных умений и навыков, направленных на сохранение природных богатств нашей планеты (см. работы А.Д.Урсула «Ноосферная модель науки и образования XXI века» (1996), «Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке» (1995) и др.). По мнению А.Д.Урсула, каждое последующее поколение должно иметь в наличии тот же объем природных ресурсов, что и предыдущая генерация, т.е. благосостояние поколения должно быть основано на его собственных технологических и социокультурных достижениях, а не на эксплуатации окружающей природы без стратегий её воспроизводства. Такой путь, когда общество научно обоснованно использует и воспроизводит природные ресурсы, получил название «устойчивое развитие». Данный подход не достаточно исследован отечественной наукой.

Особого внимания заслуживают работы отечественных авторов, посвященные анализу таких векторов модернизации образования, как информатизация современного общества и воздействие информационной культуры личности на образовательные процессы, в которые она включается. Проблемам развития процесса информатизации посвятили свои работы Н.Винер, Г.Г.Дилигенский, П.Н.Козловский, А.С.Панарин, А.И.Ракитов,

A.Швейцер и другие. Формирование информационно-технологической культуры в системе образования рассмотрено в публикациях: Т.П.Воронина,

B.П.Кашицина, О.П.Молчанова «Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты)» (М., 1995), И.В.Роберт «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования» (М., 1994). В каком направлении идет модернизация системы образования под воздействием информатизации общества, как влияет информационная культура личности на состояние современного образования, какова социальная природа информатизации и информационной культуры - эти вопросы рассмотрены в работах И.А.Негодаева «На путях к информационному обществу» (Ростов-н/Дону, 1999), «Информатизация культуры» (Ростов-н/Дону, 2003); А.Д.Урсула «Информатизация общества. Введение в социальную информатику» (М., 1990) и другие.

Однако проблемам межкультурной коммуникации как фактору модернизации образовательного процесса в этих работах не уделено должного внимания.

Объектом исследования является межкультурная коммуникация в современном обществе.

Предмет исследования — воздействие межкультурной коммуникации на модернизацию современного образования.

Целью диссертационного исследования является анализ модернизации образовательной деятельности на основе расширяющейся сферы межкультурной коммуникации.

Задачи исследования:

- раскрыть социальную природу и функции межкультурной коммуникации в поликультурном обществе, её воздействие на модернизацию образования;

- определить понятие межкультурного диалога, его философское и социокультурное содержание применительно к процессам модернизации системы образования;

- проанализировать когнитивные компоненты межкультурной коммуникации, от которых зависит результативность модернизации образовательных процессов;

- раскрыть социальную значимость модернизации системы образования на основе возрастающей роли информатизации общества;

- выявить направленность, сущностные характеристики и функции системы образования в диалектически противоречивом социальном мире.

Теоретическое и методологическое основание исследования. В диссертационной работе используются методы анализа и синтеза, логического и исторического, системно-структурный анализ. Особую значимость диссертант придает комплексному изучению проблемы на основе использования принципа деятельностного подхода к культурной и образовательной компетенции личности. Автор исходит из идеи единства и многообразия социокультурного пространства, рассмотренного в коммуникативном аспекте. При анализе сущностных характеристик и функций модернизации системы образования в условиях усиления глобализационных процессов, автор опирается на теоретические разработки отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Показано, что поликультурному состоянию общества должна соответствовать поликультурная система образования, границы и перспективы которой во многом обусловлены расширяющейся сферой межкультурной коммуникации.

2. Определено понятие межкультурного диалога в сфере образования, выяснены его когнитивные составляющие и социокультурные функции; доказано, что только на основе диалогизма межкультурная коммуникация приобретает гуманистическое, социально значимое содержание.

3. Проанализированы компоненты межкультурной коммуникации, ведущие к её эффективности или, наоборот, к отчуждению ее субъектов; определено понятие коммуникативной компетенции; актуализирована роль языка как основного средства межкультурной коммуникации.

4. Раскрыта социальная значимость и концептуализированы основные направления модернизации образовательной деятельности в поликультурном обществе.

5. Обосновано, что ведущим вектором модернизации образовательной деятельности является информатизация общества. Рассмотрена роль информационной культуры в межкультурной коммуникации, расширении возможностей сферы образования, его фундаментализации. Установлено, что освоение человеком поликультурных духовных ценностей становится главным условием его инкультурации на «перекрестке» культур и цивилизаций.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Социальная значимость межкультурной коммуникации возрастает с углублением и расширением процессов глобализации в современном мире. В этих условиях появляются новые функциональные сферы межкультурной коммуникации. Охватывая формы социальной, публичной, межгрупповой, профессиональной, массовой коммуникации и межличностной коммуникации внутри малых групп, межкультурное взаимодействие становится неотъемлемой стороной процесса глобализации. Необходимо социально-философское осмысление феномена поликультурности, результативности межкультурной коммуникации, ее релевантности целям демократического сообщества. В данном контексте межкультурного взаимодействия философской разработки требуют следующие концепты: «межкультурный диалог», «культурная компетенция субъектов коммуникации», «коммуникативные факторы, обеспечивающие культурную идентификацию личности, малой группы, этноса, общности».

2. Социальная основа межкультурной коммуникации обеспечивается диалогичностью межкультурного общения. Межкультурный диалог предусматривает равноправность, партнерство субъектов межкультурной коммуникации. Плюральность диалогических позиций, приобщение к культурным смыслам субъектов коммуникации обогащает смысловое поле деятельности каждого из коммуникантов, расширяет их когнитивную сферу общения и понимания. Диалог выступает основой межкультурной коммуникации, служит эффективным средством обмена духовными ценностями, открывает новые возможности взаимного обогащения культур. Диалогичность межкультурных взаимодействий не требует от его субъектов поступаться собственными культурными интересами. Понятому в таком смысле межкультурному диалогу отвечает философская позиция культурного релятивизма. Признавая необходимость жизни людей в межкультурном пространстве, культурный релятивизм воспитывает уважение не только к собственным культурным ценностям, но и к культурным ценностям контрагента общения. Не существует элитарных или неполноценных наций, все они уникальны, неповторимы, и потому ошибочно сравнивать их друг с другом по заранее принятому идеологическому критерию.

3. Когнитивными компонентами, обеспечивающими результативность межкультурной коммуникации, служат межкультурная компетеность и обмен артефактами культуры. Межкультурная компетенция опирается на общность базовых знаний о мире, которая обеспечивает «переводимость» сообщений с одного языка на другой, служит предпосылкой понимания смыслов и значений языкового общения. В то же время, обыденные предрассудки определенной нации побуждают её негативно относиться к другой нации и её культуре, разрушают культурную компетенцию и наносят существенный урон результативности межкультурной коммуникации. В противоположность этому, заимствование и использование одной культурой артефактов другой культуры служит обогащению межкультурного взаимодействия. Артефакт иной культуры в преобразованном виде, при условии насыщения его этнически-самобытным содержанием автохтонной культуры, становится достоянием культуры-реципиента.

4. Новая парадигма образования характеризуется открытостью российского общества экономическому, культурному, образовательному обмену с зарубежными странами. Современная Россия интенсивно осваивает многоуровневое пространство международных отношений, в силу чего актуализируется потребность в знании этносоциальных особенностей поведения и навыках эффективной межкультурной коммуникации. Поликультурное состояние общества - это сопряжение этнически различных культур и исторически неоднородных пластов цивилизационной принадлежности. Модернизация образования в аспекте демократизации, либерализации, поликультурности, социоморфности, непрерывности и др. выступают как императив современной системы обучения и воспитания. В новой исторической ситуации образование призвано способствовать человеку обрести себя в культуре, сформировать свой собственный культурный облик и образ, давать адекватнные и достаточные знания о культуре, традициях, обычаях, религиях для определения своей идентичности, формирования индивидуальных стратегий самосозидания, понимания «Других», существующих в жизненном мире социального взаимодействия и изменения среды окружения.

5. Информатизация общества способствует расширению сферы межкультурной коммуникации. Информационные технологии приобретают глобальный характер функционирования, охватывая все сферы деятельности человека; формируется информационное единство цивилизационного развития. Информационная культура выступает как необходимая составляющая общечеловеческой культуры. Именно под таким углом зрения информационная культура предстает как способ межкультурной коммуникации и модернизации образования. Для свободной ориентации в информационных потоках, пронизывающих образование и общение человека в современном мире, необходимо формирование информационных качеств личности. Информационная культура формирует новое содержание образования, способствуя его фундаментализации; выводит образовательную деятельность на новый системный уровень взаимодействия.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяются его актуальностью. Выводы и результаты позволяют углубить теоретические представления в области социальной философии и культурологии, социологии и политологии, связанные с проблемами духовного развития современного общества. Они могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, культурологии, политологии, философской антропологии, теории коммуникации, этнопсихологии, этнологии, регионоведения, теории и практике перевода, теории и методике обучения иностранным языкам. Результаты диссертационного исследования могут найти применение в практической работе руководителей различных государственных учреждений и общественных организаций, в практике межкультурной коммуникации, а также могут получить педагогическое приложение в воспитательной работе.

Апробация работы. Положения диссертации были представлены в виде докладов на Международном научно-методическом симпозиуме (Лемпертовские чтения - VI) в г. Пятигорске (апрель 2004); V областной научно-практической конференции «Единство образовательного и культурно-воспитательного пространства в системе высшей школы области как основа модернизации образования» г. Ростов-на-Дону (май 2004); III региональной научно-методической конференции «Повышение качества образования как проблема вузовской педагогики» г. Ростов-на-Дону (май 2004); ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов Донского государственного технического университета; обсуждены на кафедре философии ДГТУ.

Основное содержание и выводы диссертационной работы изложены в семи публикациях, общим объемом 2 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы из 260 наименований (в том числе 48 иностранных источников). Общий объем диссертации - 151 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Межкультурная коммуникация как фактор модернизации образовательной деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Социальная значимость межкультурной коммуникации возрастает с углублением и расширением процессов глобализации современного мира. Необходимо социально-философское осмысление результативности межкультурного взаимодействия, его релевантности целям создания демократического сообщества, построенного на гуманистических началах. В рамках межкультурной коммуникации как направления научных исследований специальной философской разработки требуют концепты «межкультурный диалог», «культурная компетенция участников коммуникации», «коммуникативные факторы, обеспечивающие культурную идентификацию личности, малой группы, этноса», «культурный релятивизм», «культурная диффузия» и др.

Содержательная основа межкультурной коммуникации обеспечивается диалогичностью межкультурного общения. Диалог предусматривает равноправность субъектов коммуникации. Плюральность диалогических позиций, приобщение к культурным смыслам субъектов коммуникации обогащает смысловое поле деятельности каждого из коммуникантов, расширяет их когнитивную сферу общения и понимания.

Диалог выступает основой межкультурной коммуникации, служит эффективным средством обмена ценностями, духовными ориентациями его участников, открывает новые возможности взаимного обогащения культур. Диалогичность межкультурных взаимодействий не требует от его субъектов поступаться собственными культурными интересами. Такому подходу отвечает философская позиция культурного релятивизма, который воспитывает уважение не только к собственным культурным ценностям, но и к культурным ценностям контрагента общения. Согласно культурному релятивизму, не существует элитарных или неполноценных наций, все они неповторимы, и потому ошибочно сравнивать их друг с другом по заранее принятому критерию. Культурный релятивизм предполагает понимание «иной» культуры, осознание смысла её функционирования на основе представлений об идеальном, желаемом и распространенном в ней значении.

Когнитивными компонентами, обусловливающими результативность межкультурной коммуникации, служат коммуникативная компетенция и обмен артефактами культуры. Культурная компетенция опирается на общность базовых знаний о мире, которая обеспечивает переводимость сообщений с одного языка на другой, служит предпосылкой понимания между субъектами языкового общения, которые пользуются одной и той же символьной системой. В то же время, обыденные предрассудки определенной нации побуждают её негативно относиться к другой нации и её культуре. Предрассудки разрушают культурную компетенцию и наносят ущерб эффективности межкультурной коммуникации. Заимствование и использование одной культурой артефактов другой культуры служит исправлению «перекосов» в деле межкультурного взаимодействия. Артефакт иной культуры в переработанном виде, при условии обогащения его этнически-самобытным содержанием становится достоянием культуры-реципиента.

Новая социально-культурная ситуация характеризуется открытостью российского общества экономическому, культурному, образовательному обмену с зарубежными странами. Современная Россия интенсивно осваивает многоуровневое пространство международных отношений, в силу чего актуализируется потребность в знании этносоциальных особенностей поведения и навыках эффективной межкультурной коммуникации. Поликультурное состояние общества - это сопряжение этнически неоднородных культур и исторически неоднородных пластов цивилизационной принадлежности.

Модернизация образования в аспекте поликультурности выступает как императив современной системы обучения и воспитания. В новой исторической ситуации образование призвано давать достоверные и достаточные знания о культуре, традициях, обычаях, религиях как для определения своей идентичности молодым человеком, так и для понимания «Других», существующих во взаимодействующем и взаимоуязвивом мире. Система образования, принятая обществом, является ведущим институтом трансляции культур, осуществляющим передачу социокультурного опыта от поколения к поколению, обеспечивающим механизм «самосозидания» человека как носителя соответствующей культуры. Обществу требуется самостоятельная, ответственная, креативная, профессионально подготовленная, актуализированная личность. Человек, осознавший свою индивидуальную стратегию, менее зависим, более самостоятелен и актуализирован.

Культуру западного мира поразила серьёзная эрозия системы и институтов образования. Кризис образования приобретает глобальный характер, и исторические судьбы культурных контактов во многом зависят от просчётов и неудач, наметившихся в этой сфере. Так А.Д. Урсул прямо пишет: «Можно сказать, что в мире в целом сложилась такая ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации».

Участники общеевропейской научной конференции «Европейская программа изменений в высшем образовании в XXI веке», состоявшейся в 1997 году в Палермо, отметили, что проблема образования затрагивает интересы примерно 25% - 30% граждан каждой страны. Остро стоит проблема доступа к образованию в развивающихся странах: около миллиарда его вообще не имеют.

Глубокие противоречия образовательной системы характерны для лидирующих в глобализационных процессах США. Примечательные факты на этот счёт приводит П. Кеннеди: «Авторы различных исследований утверждают, что миллионы американцев, точнее от 23 до 84 миллионов

103 Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования// НТИ. 1997 №2. С. 2. функционально не грамотны; как утверждается в одном из таких исследований, 25 миллионов взрослых американцев не настолько хорошо читают, чтобы понять смысл предупреждения на пузырьке с лекарствами, а 22% взрослых не могут правильно написать адрес на конверте».104

Между тем, именно преобразования на новых началах — гуманистическо-ноосферного плана — научно-образовательская система может стать приоритетным механизмом выхода из глобального кризиса. Только построенная на ноосферных началах модель образования может быть ключом к процветающему будущему. Разработка такой модели есть первоочередная задача философии образования, социальной антропологии, социальной педагогики, теории и философии культуры. Это комплексная проблема, которая требует междисциплинарного исследования, в том числе с позиций той концепции межкультурной коммуникации, которая была предложена выше. Но ориентиры для разработки соответствующей модели образования должны быть заданы уже сегодня.

По нашему мнению, либеральные ценности в наибольшей степени соответствуют требованиям, предъявляемым поликультурному образованию. Основными из них являются представление о справедливости, равенстве, свободе, толерантности и др. Под понятием «свобода» мы понимаем определение, данное в свое время Дж. Локком: свобода заключается в том, "чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем".105 Подчинение образования универсалиям общечеловеческой культуры становится важной социальной задачей для нашего общества.

104 Кеннеди П. Вступая в XXI век. M. 1997. С. 360.

105 Цитир. по: Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании Россиян. // Полис - 1994, № 2.

На наш взгляд, модернизация образования в «информационную эпоху» должна включать следующие принципы и ключевые идеи:

1. Либерализация образования, заключающаяся в принятии либеральных ценностей мирового сообщества.

2. Демократизация образования, предусматривающая приоритетные права обучаемого, выполнение им роли «лидера» в процессе обучения, т.е. признание философии педагогического общения.

3. Развитие поликультурного образования, предполагающего создание условий для сохранения культурной идентичности человека, обеспечение равенства образовательных возможностей.

4. Социоморфность образования, подразумевающая сохранение уникальности и индивидуальности национальных систем образования.

5. Формирование у людей нового научного миропонимания и ноосферного мировоззрения.

6. Ориентация на инновационный тип развития общества, основанного на использовании научных знаний и концепции «устойчивого развития» (от англ. Sustainable development).

7. Непрерывное образование на протяжении всей жизни человека.

8. Превращение образования в сферу производства знаний и информации, самосозидания человека.

В переходный период государственная политика в области высшего образования России должна определять следующие цели:

1. Формирование и реализация стратегий развитии высшего образования должны соответствовать условиям государственной и социально-экономической модернизации общества.

2. Разработка комплекса практических мер, направленных на преодоление кризисных процессов и явлений, на модернизацию высшего образования и развитие новых институтов, и механизмов действия образовательных структур.

3. Интеграция российской системы высшего образования в мировую вузовскую систему и академическое научное сообщество, расширение интеллектуальных связей, информационных, коммуникационных сетей взаимодействия.

В то же время, модернизация вузовского образования должна осуществляться при сохранении существующей, исторически сложившейся российской системы высшего образования; она должна развиваться эволюционным путем; её субъектами должны выступать коллективы учебных заведений, сохраняющих свою автономию, относительную самостоятельность академических прав и свобод; компоненты системы образования должны строиться на принципах преемственности, обеспечивающих непрерывность образования. На всех ступенях образования подготовка субъектов обучения должна иметь четко выраженную академическую, профессиональную и практическую направленность.

Национальная безопасность страны, её место в мировом сообществе напрямую зависят от уровня технологического, экономического и интеллектуального развития. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом Президента РФ от17 декабря 1997 года № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24) указывается, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния народов России.

Задача современного образования состоит в том, чтобы обогатить человека разнообразными сведениями о культурах, помочь обрести себя в социуме, сформировать собственный культурный облик и образ. Модернизированная система образования призвана формировать креативное, дивергентное, мобильное мышление, направленное на получение различных знаний из многообразного информационного потока.

Действия субъектов по межкультурной коммуникации необходимо всегда рассматривать в контексте социальных и культурных норм, существующих в обществе. Индивидуальные особенности межкультурного общения взаимодействуют с социальными нормами и постоянно подвержены их влиянию.

Особую значимость приобретает информационная культура личности. Она открывает перед обучающимся более широкие возможности в овладении рациональными, чувственными и коммуникативными способами постижения мира. Информатизация общества расширяет сферу межкультурной коммуникации, её выход на глобализированный уровень.

Наше исследование показало, что взаимодействие культур, не наносящее ущерба ни одному из участников межкультурного диалога, и модернизация образовательной деятельности - возможны. Теория межкультурной коммуникации призвана разработать эффективные средства, ведущие к обозначенной цели. Посильный вклад в философское осмысление этой проблемы вносит наше исследование.

 

Список научной литературыПервиль, Татьяна Гурьевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдульханова-Славская К. А. Новые возможности комплексного изучения человека / К.А. Абдульханова-Славская. // Вест. Рос. гуманит. науч. фонда. - 1999. - №3. - С. 14-18.

2. Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абдульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - 299с.

3. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения /

4. Г.С. Батищев. // Вопросы философии. 1995. - №3. - С.45 - 53. 5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986.-445с.

5. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Советский писатель, 1963. - 382 с.

6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М: Худож. лит., 1975 - 504 с.

7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. -543 с.

8. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1986. - 541 с.1.. Белл Д. Постиндустриальное общество/ Д. Белл. // Америка. 1977. -№9.-С. 35^16.

9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. -М.: Academia, 1999. 956 с.

10. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания / Л.А. Беляева. // Социс. 2001. - № 6. - С. 34 - 45.

11. Бергельсон М.Б. Межкультурная коммуникация / М. Б. Бергельсон. -Нижний Новгород, 2001. 187 с.

12. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. М.: Книга, 1991. - 446 с.

13. Бердяев Н.А. Философия неравенства/ Н.А. Бердяев. М.: ИМА-Пресс, 1990.-286 с.

14. Бернар Э. Диалог культур / Э. Бернар. // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. - 560 с.

15. Бжезинский 3. Великая шахматная доска, Господство Америки и его геостратегические императивы / 3. Бжезинский. М: Междунар. отношения, 2003. - 256 с.

16. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры / B.C. Библер. М.: Прогресс. Гнозис, 1991.- 176 с.

17. Библер B.C. На гранях логики культуры / B.C. Библер. // Книга избранных очерков. М.: Наука, 1997. - 423 с.

18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1991. -414 с.

19. Библер B.C. XX век. Человек, Культура / B.C. Библер. // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. - 504 с.

20. Библер В. С. Диалог культур /B.C. Библер, А.В. Ахутин. // Новая философская энциклопедия. Т.1. М., 2000.

21. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. Перев. с нем. СПб.: Питер, 1997. - 214 с.26.