автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Межнациональные отношения в Среднем Поволжье и Приуралье в период революционных преобразований 1917-1920 гг.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Галямов, Эльмир Талгатович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Межнациональные отношения в Среднем Поволжье и Приуралье в период революционных преобразований 1917-1920 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Галямов, Эльмир Талгатович

с.З

2.Глава 1.Влияниециально-экономических факторов на развитие межнациональных отношений в 1917-18 г.г. 1 Генезис земельного вопроса в Среднем Поволжье и Приуралье в 1917-18 г.г.ЗО 2 Развитие межнациональных отношений в 1917-18 г.г

Глава 2. Межнациональные отношения в условиях национально-государственногороительства

1 Краткая характеристика положения малочисленных народов региона в 1917-1920 г.г.

2 Развитие межнациональных отношений в регионе в период отказа от идеи Татаро-Башкирской республики 1918-1920 г.г.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по политологии, Галямов, Эльмир Талгатович

Большие перемены, происходящие в нашем обществе, своими корнями уходят в историю, что подтверждает мысль о неразрывной связи прошлого и настоящего. Поэтому для того, чтобы понять многие процессы современной жизни, осмыслить поставленные ею вопросы и найти правильное решение задач оеои-п/сь настоящего и прошлого, вряд ли возможно без скрупулезного анализа прошлого, без комплексного и всестороннего изучения его. В связи с этим, видится очень важным изучение и усвоение как положительного, так и отрицательного опыта, накопленного в ходе развития общества. В этом развитии многие народы России прошли примерно одинаковые этапы, в том числе и татарская нация. После Февральской революции для народов России открылась масса новых возможностей, связанных с переустройством жизни по собственному желанию и усмотрению. Начинается АКДОКМьй^ национальностей, п&ЯВАЯЕтсд желание создать собственную государственность, то есть самоопределиться. Это звенья единой цепи связанные целью разрешить извечный "национальный вопрос" .Естественно, что между процессами, происходящими в обществе сейчас и происходящими в начале XX века имеются определенные различия. Современное развитие событии разворачивается на более высоком уровне общественного развития, в совершенно $р</пцх исторических условиях и, главное, в более убыстренном темпе. Тем не менее, между прошлым и настоящим нужно искать не только различия, но и общие черты. уешать : о национальна^ вопрос; нужно 8 соткупиости ~ : с другие И и прОБЛЕНЯН» , экономически^ политические и, наконец, ~ С учетон межнациональных отношений. Или, как писал Р.Шпрингер/'из того факта, что национальный вопрос разрешим 4 только при демократическом строе, не следует делать заключение, что в таком строе вопрос сам собой разрешится" (1). То есть, только демократическое решение национальных проблем позволит судить о степени демократичности общества и государства. И нельзя будет считать себя демократическим и цивилизованным обществом, если не замечать или стараться обойти национальные проблемы,и вопрос межнациональных отношений, надеясь, что они будут решены сами собой или с течением времени сами отпадут. Теперь для нас очень важным будет осмысление самого термина "национальный вопрос". Если говорить словами П.Н.Милюкова, то национальный вопрос и "является частью проблемы о форме, в которую выливается или должно вылиться взаимоотношение между индивидуумом, определенными группами и государством" и возникает "потребность рассмотреть, как эта проблема ставилась и решалась конкретным народом в тот или иной период времени" (2). Национальный вопрос каждого народа имеет свои особенности, но вместе с тем имеется и объединяющее начало. Поэтому лредст/шпф необходимом изучать национальна движение как отдельного народа, так и всех наций, сопоставляя и сравнивая их. При этом невозможно не коснуться такого момента, как межнациональные отношения. Межнациональные отношения являются, по своей сути, составной частью национального вопроса и наиболее важной. Невозможно решать национальный вопрос не касаясь и не учитывая межнациональных отношений, они, то есть эти отношения, являются и тормозом и вместе с тем катализатором решения национального вопроса.

Очень важным . ¿¡вмртс-А' фактор, что до сих пор термины нация", национальный" национализм" национальный вопрос" и межнациональные отношения" а гак^жс отношения нации к государству имеют разную трактовку, ^ - • Возникает ряд 5 сложностей для тех, кто пишет научные труды, связанные с этими моментами.

Термин "национальный" и "национализм" тождественны друг друг?/ . или нет ? На этот вопрос я постараюсь дать ответ де'дд^Ег« ~ А сейчас хочется отметить, что еще в начале века австрийский социал-демократ Герц писал: " о национализме было написано много ценного в научном отношении и понятие национальности в настоящее время окружено таким же мистическим ореолом, как некогда понятие религии" (3). То есть на протяжении уже почти ста лет никто не может дать более или менее четкую формулировку этих сложных вопросов.

Одним из первых, кто пытался приложить научный метод к решению национальной проблемы;был Р.Шпрингер, причем то, как он пытался рассмотреть эти вопросы, достойно уважения, и поэтому автор подробно остановится на выводах Шпрингера. Р.Шпрингер рассматривает нацию в ее отношении к государству. Он выделяет две точки зрения, конструирующих отношение нации к государству.

С одной стороны; это воззрение, которое он назвал, как атомистически-централистское; с этой точки зрения нация - это некая несвязная сумма индивидуумов, где неразделенная государственная власть прямо противостоит индивидууму. Политики этого направления отрицают то, что нация есть некая цельная совокупность и что она входит в состав государства. Они отвергают мысль о необходимости дать нациям возможность влиять на законодательство и управлять страной и рассматривать охрану и культивирование национальных особенностей и языка лишь как субъективное право индивидуума. Здесь мы видим на одном конце предполагаемой прямой индивидуума, а на другом 6 государственную власть, ограниченную лишь основными правами личности.

Но Шпрингер выделяет и другую точку зрения, которую он назвал органически-федералистической." Она рассматривает нацию как замкнутую цельную группу, имеющую свои особенности, свои интересы; эти группы противостоят друг другу в государстве национальностей^ и это общее для них всех государство получается лишь из соединения наций. Если первая точка зрения рассматривает государство как соединение национально-дифференцированных индивидуумов, то вторая точка зрения считает, что государство не есть конгломерат индивидуумов и что составными элементами государства являются нации, как целое. Эта точка зрения признает за нацией право быть элементом, образующим государство, она подчиняет личность непосредственно нации и лишь через нее государству. Исходя из всего этого можно прийти к выводу, что для атомистически-цеытралисткой теории национальный вопрос является вопросом о языке и замещении должностей, то есть вопросом административно-техническим, то для коллективно-федералисти чес ко й теории национальный вопрос - это вопрос об общегосударственной организации, вопрос политический, вопрос о конституции. С национальной проблемой нельзя справитьс^ не прибегая к той или другой форме коллективной нации. Тот, кто рассматривает нацию как собрание однородных индивидуумов в буквальном смысле "не видит леса из-за деревьев"(4).

Национальный вопрос в многоэтническом регионе, каковым является регион Среднего Поволжья и Приуралья^ всегда представлял интерес для исследователей. Но в связи с тем, что в годы Советской власти многие фонды, хранящие источники, 7 документы, были или закрыты или запрещали публиковать, историки прошлых лет не могли по ряду вопросов дать объективной картины прошлого.

В постсоветские годы ситуация изменилась. Для исследователей были открыты многие ранее недоступные фонды источников. И что же произошло: желание ошеломить рядовых людей, читателей привела к резкой смене акцентов - все "плюсы" были сменены на "минусы" и наоборот, то есть все хорошее стало вдруг плохим, а плохое хорошим.

Это привело, по крайней мере, к одному парадоксальному моменту. Термины национальное и националистическое стали у одних исследователей тождественны друг другу, у других прямо противоположными. И возникает вопрос, что же за термин такой национализм? Это хорошо или плохо?

Я не согласен с точкой зрения Чузаева Р.И., который считает, что в предыдущие десятилетия понятие национализм подразумевало политику, направленную на противопоставление интересов одного народа интересам другого, заигрывание, травлю" (5). В прошлые годы термин ^национализм" имел действительно негативное значение, но в том смысле, что национализм - это политика народов России, национальностей, стремившаяся и направленная на создание собственной г^трс-ш^ШУ. Термин национализм'' в

1/ советские годы имел четко выраженный отрицательный смысл и, даже, приравнивался к термину экстремизм'.' Поэтому, когда писали и и говорили о националистических организациях и взглядах в регионе Среднего Поволжья и Приуралья имеются ввиду такие организации ^ как Милли Шуро, Харби Шуро и другие мусульманские организации, а лидерами национализма называют А.З.Валидова, Г.Исхаки, и других, хотя вся их вина заключалась в том, что они стремились создать автономии с широкими правами с 8 учетом волЙ^ле^ния своих народов . Другое дело, что не все историки прошлых лет так считали, но были вынуждены так писать, ибо над ними висел этот "домоклов меч" - идеологические рамки и политическая конъюнктура. На мой взгляд, двух терминов - национальное и националистическое'быть не может, должен быть и й t лишь исторически закономерный термин - национальный. На нескольких научных конференциях, таких как "Политические процессы и движения в национальных республиках Поволжья и Приуралья" и "Межэтнические отношения, национальные процессы и движения в Среднем Поволжье и Приуралье в ХУШ -XX в.в., прошедшие в Чебоксарах была сделана попытка прийти к единому понятию терминов национальное и националистическое. Но единого мнения не сложилось, что^думается^ может привести к затруднениям для будущих исследований и для решения сложного национального вопроса и межнациональных отношений. Предметом нашего исследования является состояние межнациональных отношений в сложном многоэтническом регионе Среднего Поволжья и Приуралья в 1917-1920 г.г. Будет сделана попытка рассмотреть сложные отношения между народами края, между коренными народами и отношениями коренных народов с пришлыми, выявить * ^ сложности и трения между ними и определить их причины.

Хронологические рамки исследования охватывают самые запутанные, сложные годы для нашей страны, которые и определили в дальнейшем развитие советского государства, в 19171920 -е годы.

Эти годы отмечались началом массовых национальных движений в России, большинство народов России задумалось о создании собственных национальных государств. И на этом фоне немаловажное значение приобретают межнациональные 9 отношения, от которых зависело^ как будут уживаться нации в новых исторических условиях.

Нижней границей исследования являются события Февраля 1917 года, когда произошедшая буржуазная революция подвигла народы на самостоятельное движение. В нашем регионе национальные движения быстрее ; чем где-либо; начали развивать свою деятельность^ и это в первую очередь связано с татарами, которые даже в царской России были одними из самых развитых и образованных наций. Возникают различные национальные организации - у мусульман: Милли Шуро, Харби Шуро, у мари -Мари Ушимбы (общество мари) и другие, начинают издаваться новые национальные газеты, делаются первые несмелые попытки создания собственных государств.

Первая глава работы охватывает события до мая 1918 года, когда на территории региона начинается гражданская война, связанная с восстанием чехословацкого корпуса.

Эта глава исследования освещает несколько попыток создания собственной автономий у мусульман - и культурно национальная" автономий, провозглашений на втором всероссийском мусульманском съезде 23 июля 1917 года и попытку образования Идець - Уральских штатов и , кроме этого, т ПРИ созданий собственной государственности обостряются межнациональные отношения, которые мы изучаем в ходе исследования. Крупные народы региона татары и башкиры настолько увлеклись игрой в государственность, что напрочь забыли о существовании малочисленных народов в регионе и мари, и чуваш, и мордвы и других. Мусульмане полагали, что малочисленные народности должны войти в состав их государственных образований, но они просчитались. Если до января 1918 года малочисленные народности играли в "молчанку",

10 выгадывая, чем все это может закончиться, то после разгрома "За^лачной республики" они высказались за то, чтобы каждый народ получил собственную автономию.

Был и еще один важный момент. Это вопрос об автономии на болыпевисткой или не на болыневисткой основе. И если в первые дни октябрьских событий думалось о собственной автономии, то позднее стало ясно, что г можно будет получить^ лишь согласившись на большевисткую автономию.

К маю, то есть к началу гражданской войны, многое уже изменилось. Чаша весов полностью склонилась на сторону Советской власти. Были упразднены многие национальные организации: Милли Шуро, Харби Шуро, Милли Идара. Была ликвидирована "Забулачная республика" - последний бастион желающих создать государственность не на болыневисткой основе. Малочисленные народности региона : чуваши, мари, мордва проводят различные национальные съезды, как отдельные, так и совместные, принимают очень интересные решения. И уже можно с уверенностью сказать, что путь автономии прочно лег на советские рельсы,возглавляемые большевиками. Вторая глава работы охватывает события с мая 1918 года по конец 1920 года. В этот период возникают автономии у большинства народов региона: и у татар, и у башкир, и у чуваши, и у мари. Но межнациональные отношения в связи с этим не только не отпали, но и стали более острыми, р&знУК1 ряд спорных моментов, разногласий.

Межнациональные отношения среди народов региона обострялись еще и потому, что два наиболее крупных из них, татары и башкиры, продолжали сталкиваться из-за собственных амбиций. Татары не желали отдельной автономии без башкир, хотели добиться одной с ними общей, а башкиры желали получить свою собственную.

11

Кроме того татары считали, что башкиры одни не справятся с автономией, им нужна будет помощь татар и рано или поздно башкиры обратятся к ним. Из-за этих споров никто не замечал возникающих амбиций малочисленных народов, которые 13 июня 1918 года на объединенном заседании представителеймалочкслекнн народностей Поволжья и Приуралья сказали громкое "нет" совместной автономии с мусульманами и не захотели войти в состав Татаро-Башкирской республики. Они, то есть народности края, стали требовать собственных автономий.

В последующие годы, когда советская власть укрепилась и не могло быть и речи о не советской автономии , когда национальные движения стали подконтрольными партийным комитетам и организациям , можно сказать, что национальные движения стали уже не общенародными. Многие лидеры национальных движений вынуждены были покинуть и регион и страну.

Историографию по данной теме можно разделить на несколько этапов:

1. 20-ые - середина 30-х годов.

2. середина 30-х - 50-ые годы.

3. 50-ые - конец 80-х годов.

4. 90-ые годы.

Первые работы, в которых затрагивается наша тема, появились еще в двадцатые годы. Их авторами были активные участники событий и гораздо реже профессиональные историки. В их воспоминаниях и оценках событий впервые был введен в оборот ценный конкретный материал. Несмотря на то, что^этна раертау?отрази субъективное мнение авторов а произошедших событиям , они представляют интерес для исследователей с точки зрения оценки событий "по горячим следам".

12

Одним из первых, кто внес значительный вклад в изучение проблемы, безусловно^ был Н.В.Никольский, осветивший национальные движения народов, проживающих между Волгой и Уралом в своих "Конспектах по истории народностей Поволжья"(6). В них автор делает небольшие замечания по истории национальных движений, их зарождению и предпосылкам.

Нельзя не отметить работы двух активных участников событий тех лет, занимавших занетиъир должности в сложный период истории своего народа. Это работы С.Атнагулова и М.Муртазина (7). В них авторы в хронологическом порядке освещают события, происходившие, преимущественно, в Башкирии и за ее пределами. ЕДтн4ГУ№>& // ¡ИМуртРЪУН попытались объективно подойти к показу событий. Муртазин в своей работе впервые попытался шш»¿^¿межнациональные отношения между башкирами и другой частью населения. Он отмечал, что трения между башкирами и татарами возникают и из-за того, что татары, "желая видеть башкир в составе общего мусульманского объединения, заняли враждебную позицию по отношению к башкирскому движению за территориальное самоопределение" (8). Более того он, как участник событий, писал, что "после объявления советской автономной Башкирии вражда, сложившихся в период гражданской войны группировок (башкирской группы с одной стороны, русской и татарской с другой) продолжилась и приняла форму борьбы за овладение советским государственным аппаратом Башкирии". (9).

С.Атнагулов в своей работе дает характеристику земельного вопроса в Башкирии, где замечается изменение отношений башкирских крестьян к переселенцам: русским и татарам, захватившие : башкирские земли.

13

Автор приводит программу, выработанную башкирами для возвращения земель. К сожалению, башкиры решили, что этот вопрос можно решить насильственным путем, путем выселения переселенцев. "Не только наша земля должна оставаться у нас, но и должно быть возвращено все то, что было отобрано у нас" (10).

Историю марийского края в 20-е годы освещали статьи участники событий, такие как: В.Мухин, А.К.Эшкинин, И.Н.Смирнова, рассказавших об истории национального движения мари, об его организационном оформлении. Эшкинин справедливо считает, что деление национального движения мари на буржуазно-национальную и революционно-демократическую появилось лишь в 1918 году, а до этого года национальное движение нужно рассматривать как единое целое без разделение на течения"(11).

И, наконец, нужно отметить две работы башкирского историка Ш.Типеева. Автор освещает события 1917-1930 годов, а также акцентирует . внимание на межнациональных отношениях в основном между татарами и башкирами. (12). Нужно поблагодарить автора за попытку объективной оценки событий прошлых лет, за то, что он постарался непредвзято объяснить ¡\ЬЖ% большевиков в советском; строительству в Башкирии, так и ° РАБОТ* . национальных организаций и движений.

Второй этап охватывает временные рамки с середины 30-х до конца 50-х годов. В эти годы жесточайшего контроля и цензуры за мыслью^ в условиях тоталитарного государства, историки вынуждены были брать формулировку о том, что в досоветский период национальные движения носили буржуазно-демократический характер. Это привело к однозначному выводу, что " всякое национально-освободительное движение, не руководимое непосредственно партией пролетариата, объявляется

14 буржуазным, националистическим, а значит враждебным делу социалистической революции" (13).

Подобные изменения в трактовке национального движения наблюдаются в работах А.К.Григорьева, давшего резко отрицательную характеристику деятельности Мусульманского Социалистического Комитета^ и И.Д.Кузнецова, охарактеризовавшего Чувашский левосоциалистический комитет как национал-эсеровский орган, прикрывавший кулацкую контрреволюцию. (.14).

Первой работой, открывшей второй период историографии вопроса является работа Людмилиной А. (15), в которой автор подвергает резкой критике лидеров национального движения, их решения по вопросам стабилизации, нормализации национального вопроса, а вместе с ним и межнациональных отношений.

Нужно отметить и работу А.Тарасова (16), как наиболее точно отвечавшей всему облику историографии второго этапа. По мнению автора, "Забулачная республика" являлась националистической, принося вред Советской власти и это действительно так в той части, что "Забулачка" могла нанести ущерб делу Советской власти, ибо она, "(Забулачка.-Г.Э.) была последней возможностью получить самостоятельную автономию, возможность самоопределиться. К сожалению, автор не увидел этого и не мог увидеть, ибо над ним давлели идеологические штампы.

В 40-50-е годы проблемы как национального вопросу так и межнациональных отношений^ да к г и чесщи не зд тр/> т вАЯИСб^, количество работ, посвященных этой темг невелик^ и связано это в первую очередь освящением темы Великой Отечественной Войны.

15

Нужно отметить еще один момент. В эти годы многие лидеры национальных движений отодвигаются на второй план, их имена забываются, о них либо умалчивается вообще, либо говориться в негативном смысле.

Со второй половины 50-х начинается третий этап в освещении нашей проблемы. В этот период издаются такие интересные работы, как монографии И.М.Ионенко, М.К.Мухарямова, Р.Нафигова, И.Р. Тагирова, Р.Г.Хайрутдинова, В.Н.Любимова, Б.Х.Юлдашбаева, З.А.Аминева, И.Д.Кузнецова, Д.В.Дорожкина и других. (17).

После смерти Сталина у советских историков появляется возможность более свободно, непредвзято посмотреть на многие сложные вопросы прошлого, сменить угол зрения, сместить акценты. Но сделать это оказалось очень трудно, по-прежнему существовали идеологические рамки. Поэтому работу издававшиеся в этот период, к сожалению, не касались не только межнациональных отношений . и национального вопроса, а они стремились доказать справедливость установления Советской власти. В этих работах главные вопросы оставались нерешенными, отодвигались на второй план.

Труды башкирского историка З.А.Аминева представляют для нас особый интерес, тш он попытался подробно обсудить насущный и болезненный вопрос того времени - земельныц, Г 1. ¡¡НИНЕ& ■ ' приводит резолюции башкирских съездов по этому вопросу. И если в апреле 1917 года Уфимской губернский мусульманский съезд принял решение о том, что "постановление о передачи земель в руки народа ни в коем случае не должно быть проведено в жизнь захватническим путем" (18)., то уже в июле месяце этого года ситуация резко изменилась. Второй башкирский съезд принял решение о том, что "земли, находящиеся в

16 пользовании переселенцев, насильственно захваченные у башкир, передаются прежним владельцам - башкирам".(19).

В работе другого башкирского автора Б.Х.Юлдашбаева также можно встретить примеры о сложных взаимоотношениях между нациями в нашем регионе по земельному вопросу. В частности, как приводит этот автор "газета Кюряш писала, что в татаро-башкирских деревнях Уфимской губернии общества намереваются изгнать русских селян, живущих в этих обществах с давних пор". (20).

В работах казанских историков И.Р.Тагирова, Р.И.Нафигова, М.К.Мухарямова рассматриваются вопросы национально-государственного строительства в Татарии, вопрос деятельности Мусульманского Социалистического Комитета и других. Но эти работы мало что дают по вопросу межнациональных отношений, работы посвящались другим проблемам. В них можно проследить хронологию событий, и : ^ ; интересны^источниковы^ сведени|%почерпнутых ими в архивах. Это и доклад А.З.Валидова на этом же съезде и другие интересные моменты.

Совместная монография Любимова В.Н. и Юлдашбаева "Ленин и самоопределение наций" интересна тем, что в ней авторы первыми в свой период попытались проанализировать национальный вопрос в нашем регионе, учитывая специфику межнациональных отношений. Сделана попытка освещения истории национального движения народов, показано положение наций после Февральских событий, что и кем было сделано для изменения существующего положения. Наиболее подробно авторы остановились на взаимоотношении двух крупнейших народов региона - татар и башкир. Эти отношения рассматривались сквозь проблемы национально-государственного строительства, что

17 естественно. Была высказана мысль, что не все гладко складывалось, что братское единение народов пришло позже, что возникали очень серьезные трения. И лейтмотивом этой работы можно назвать слова Саида-Галеева, приведенные в этой книге: "Мы очень давно собираемся прийти к соглашению с башкирами, но до сих пор ничто конкретного уяснить не можем. Пусть уж башкиры скажут свое последнее слово и, если сможем, установим это согласие, если нет то откажемся от мысли насильно присоединить их к себе.(21).

В третий период историографии вопросы межнациональных отношений и национальных движений среди малочисленных народов края освещались в работах В.Васина, В.Ф.Пашукова, И.Д.Кузнецова, М.В.Дорожкина, К.Н.Санукова и других.(22). Но, к сожалению, их работы не рассматривали конкретно вышеуказанные проблемы, а освещали их "попутно" в ходе освещения коммунистических движений среди народов, упрочения Советской власти в крае и так далее.

Вопросы национального движения так или иначе в трудах историков, работавших над проблематикой деятельности различных партий в названный период.(23).

В 90-е годы начинается четвертый периоде проблемы. В эти годы открылись возможности по-новому освещать события прошлого, не боясь идеологической цензуры, стали доступны многие ранее закрытые источники. Но и в этот период авторы стремились показать иткшть процвас т возникновения национальной государственности у народов, обходя вопросы межнациональных отношений, ставши/ ^ ? в этот период очень острыми,

Из более крупных отметим работы двух казанских историков А.Л.Литвина и Р.Г.Хайрутдинова. \асслщоват£№ хронологически

18 осветили события 1917-1920 годов, привели ряд решений и постановлений, принятых в эти годы, но каких-то конкретных задач не решили. Они лишь обобщили и систематизировали свои ранее изданные труды. некоторые конкретные вотрош пытались решить диссертационные работы, написанные в эти годы. И нужно отметить, что во многом это им удалось. Автора оеррпамась К -новый, неиспользованнь^ ранее, источнику у них (то есть авторов) прослеживается новый подход как к изучению источников, так и решению поставленных задач. Следует назвать диссертационные работы Хабутдинова А.Ю., Танеевой Л.И., Кургаевой Ж.Ю., Сулимы Л.О., Усмановой Д.М., Чузаева Р.И. и других.(24).

Учитывая вышеизложенное автор целью работы видит: изучить, осветить и охарактеризовать сложные межнациональные отношения в Среднем Поволжье и Приуралье в 1917-1920-е годы.

Для реализации этой цели требуются решение следующих задач:

- определить предпосылки национальных движений среди народов региона и раскрыть причины их активности;

- выявить общие черты в национальных движениях народов Среднего Поволжья и Приуралья и обозначить особенности каждого национального движения через призму межнациональных отношений;

- проанализировать все проходившие съезды народов региона в указанные годы и ; их решения, которые были на них приняты в контексте решения национального вопроса и межнациональных отношений;

- дать общую характеристику национальным организациям народов региона,показать их роль в развитии межнационального согласия;

19

- проанализировать отношения между центральной властью и национальными организациями;

- проследить какие разногласия существовали между народами региона, выяснить их причины, предпосылки;

- дать объективную оценку деятельности национальных организаций, их лидеров; принятых ими решений, показать как положительные так и отрицательные стороны их деятельности.

Методологической основой исследования явились научные принципы историзма - анализ всех общественных явлений в развитии с учетом обстоятельств места, времени и движения.

Для того, чтобы решить цели и поставленные задачи нужно использовать два специально-исторических метода: сравнительно-исторически/Г и историко-генетическц и". Применение первого позволяет увидеть общие закономерности и в тоже время выделить в них частные явления, истыи/¿да^метод позволяет определить многие причинно-следственные связи. Например, положение почти всех нерусских народов в царской России было схожим, значит, предпосылки для возникновения национальных движений в начале XX века были схожи. Но в то же время каждый народ имел свои особенности : языковые, конфессиональные и даже по достижению конечной цели. Это откладывает отпечаток и на национальные движения каждого народа и на развитие межнациональных отношений в целом.

Уяснение с- - ч каждого общественного явления, его исторически прошлг>гс> окусшщшо хо второму Што&у. историко-генетическому. Каждое национальное движение имеет свою историю, межнациональные отношения по своей природе вечны, ибо невозможно проживание народов вблизи друг друга без этих отношений: отрицательных или

20 положительных. Исследуемые автором отношения, охватывд/о^ие-четыре года, ^ у ^щШл^т^т^ ' т в развитии.

Названные методы исторического исследования приносят наибольший результат при применении их в совокупности. Если же эти методы применить в отдельности, то целостная картина по теме исследования вряд ли получится верной.

Источниковую базу исследования составили прежде всего материалы архивов. В работе использованы документы, находящиеся в Национальном архиве Республики Татарстан ( НАРТ) и Центральном государственном архиве историко-партийной документации (ЦГАИПД).

Источники по истории межнациональных отношений условно можно разделить на несколько групп :

1. Основную часть составляют неопубликованные источники, хранящиеся в перечисленных архивах.

Проанализировать работу Казанского комиссариата мари, марийского Подотдела совместно с Чувашским и Татарским в составе отдела национальностей Казанского Губисполкома позволяют документы фондов национального архива Республики Татарстан. Весьма ценными являются документы, относящиеся к периоду с августа по октябрь 1918 года, то есть ко времени, когда Казань переходит от "красных" к "белым" и наоборот (Ф.98). На проблему Татаро-Башкирской республики проливают свет документы фонда Совета Народных депутатов Комиссара Казанской Рабоче-Крестьянской Республики (ФД574).

Но наиболее полно документы, -св^ынмъш с нашей теме«" представлены в архивах Центрального Государственного архива историко-политической документации.

21

В этом архиве есть несколько фондов, представляющих для исследователей межнациональных отношений в Среднем Поволжье и Приуралье в 1917-20 г.г. особый интерес.

Один из них-фонд 868 Казанского губернского комитета РКП(б).

В нем имеются решения о роспуске Мусульманского Социалистического комитета, решение Политбюро ЦК РКП(б) об отмене решения Наркомнаца по вопросу организации Татаро-Башкирской Республики; материал совещания по созыву Учредительного съезда Советов Татаро-Башкирской Республики, протокол межведомственной административной комиссии по определению границ ТАССР и другие.

Нлволее интересным для автора был фонд 36 - отдел истории партии Татарского обкома ВКП(б). Архивные материалы фонда в основном состоят из воспоминаний, копий архивных материалов, выписок из газет, отдельных рукописей, где освещаются такие темы как: история местных партийных органов, подготовка и проведение Октябрьского переворота, национальный вопрос.

По национальному вопросу в фонде отложились материалы о работе Советов, выписки из газет, архивные материалы, хроника, организация Урало-Волжских штатов, неопубликованные рукописи, статьи, воспоминания, статьи об образовании и ликвидации "Забулачной республики", решения партийных органов по национальному вопросу, групповой борьбе в Татарской парторганизации и другие документы по работе среди татар и других местных национальностей.

Назову лишь некоторые интересные дела фонда. Например, дело 103, где имеется статья К.Грасиса "Октябрь в Казани, дело 105 - переписка мусульманского военного шуро, дело 110 -протокол собрания активных партработников Казани о создании

22

Татаро-Башкирской республики, дела 227,232,241 - выписки из различных газет по вопросу Татаро-Башкирской республики и Другие.

В данном архиве в фонде 30 имеются воспоминания непосредственных участников тех событий: М.Вахитова, М.Саид-Галеева, К.Грасиса, М.Краснова, В.Мухина и других. Но, к сожалению, этот фонд закрыт для исследования.

2.Не менее значительную роль в исследовании играют опубликованные источники. Это, в основном, воспоминания участников событий, национальных движений, сборники документов, посвященных Октябрьской революции, становлению и упрочению Советской власти, национально-государственному строительству. Но, несмотря на то, что эти сборники включают в себя огромное количество документов по разным вопросам, в том числе и по межнациональным отношениям, и по национальному вопросу, они, к сожалению, не рисуют объективной картины прошедших лет. Документы в них подобраны односторонние, с учетом всевозможных идеологических догм и постулатов. Но тем не менее опубликование этих ранее закрытых источников было шагом вперед , ибо появилась возможность изучать источники более широкими слоями общества.

К изучению вопросов национального и межнациональных отношений приступили еще в период осуществления всевозможных проектов по созданию автономных государств. Большая работа по изучению истории нашего региона была продолжена в середине 1950-х годов. В это время появляются первые специальные публикации документов. В Башкирии издается первый сборник документов и материалов, в котором были опубликованы документы, вышедшие с февраля 1917 года по июнь 1918.(27). Этот сборник впервые ввел в оборот документы,

23 раскрывающие победу советской власти в Уфе и уездных городах, а также показывающие начальный этап борьбы за автономию Башкирии.

В этом же году аналогичный сборник издается и в Казани.(28). В синего вошли документы, вышедшие за период с февраля по октябрь 1917 года. Целью этого сборника являлось освещение революционного движения рабочих, солдат и крестьян и осветить октябрьские события. В сборнике опубликован документ об организации Мусульманского Социалистического Комитета в Казани. "Недавно в Казани образовался Мусульманский Социалистический Комитет, около которого, ради экономии социалистических сил объединились все существующие социалистические группы"(29).

В 1959 году в Уфе вышел сборник документов и материалов "Образование Башкирской АССР"(30). В сборнике представлены документы, которые раскрывают историю первых проектов национальных советских автономий, показывают развитие межнациональных отношений в свете решения национального вопроса и национально-госудорственного строительства. с- аналогичнымЙ цвмим

В 1963 году в Казани т\ мшИ сборник документов и материалов с подобным же названием "Образование Татарской АССР" (31). - ^"Т:-; —;; ^ у

В 60-е годы в Казани ьнхрццт еще один крупный сборник документов и материалов (32). Целью этого сборника можно назвать стремление более глубоко показать ход событий в Казанской губернии, противостояние Советов и враждебных им сил, организации местных органов управления.

Документ под названием "организация отделений комиссариата по делам мусульман" повествует, что в интересах

24 объединения рабочих и солдат мусульман предлагается организовать при Советах отделения Центрального Комиссариата по делам мусульман внутренней России с отделами труда, крестьянским, военным и культурно-просветительским. (33).

Общую картину состояния малочисленных народов на территории Среднего Поволжья и Приуралья, развитие национального движения, проекты национально-государственных образований дают сборники "Установление Советской власти в Марийском крае" и "Установление Советской власти в Чувашии" (34).

В 1987 году, сравнительно недавно, сборник

• . - : , о. "Октябрь в Башкирии" (35), ^рст^ЕНШйиз г Лплп - тлю документу вышедших с октября 1917 года по май 1918 года. Целью • • ! •: сборника являлось более углубленное раскрытие событий прошлых лет. ь

Наибольший интерес представляет третий раздел г - ^ "Осуществление ленинской национальной политики", где рассматривается начальный этап национально-государственного строительства в Башкирии. Здесь публикуется 26 документов, среди которых обнародованы "Декларация прав народов России", обращение от 20 ноября 1917 года Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока". Это основные положения большевистской национальной политики. Имеется материалы, в которых отражены история создания и цели Временного Совета Башкортостана. В разделе также публикуется ряд документов, отражающих создание и деятельность национальных коммисариатов, Советов и других национальных революционных организаций в Уфе, Оренбурге и других городах.

3. Третью часть источников составляют воспоминания участников тех лет.

25

Из наиболее значимых по нашей тематике нужно отметить воспоминанияК.Грасиса,Г.Исхаки,А.З.Валидова,С.Диманштейна,И .Ходоровского.

Особо в ы дел и м да тьщ^т игр анта, участника событий тех лет, деятеля национального движения среди татар Г.Исхаки. В своих работах он - TfiíCM^Wfi/v - ' отношения между тюрко-татарами и большевиками и считал, что "отношение тюркского населения к большевикам было явно отрицательным"(25). Создание же национальных республик в Поволжье и Приуралье автор справедливо понимает как уступки центра сильным местным национальным движениям. А образование нескольких тюрко-язычных автономных единиц во внутренней России Исхаки объясняет конъюнктурной политикой большевиков.(26).

Не менее интересным по содержанию являются воспоминания А.З.Валиди, - /втор повествует о событиях до

1920года.В хронологическом порядке автор освещает все важнейшие моменты,ключевые узлы жизни Башкорт стана, приводит свои оценки по решениям, принятым на проходящих в те годы съездах ,собраниях и так далее. Говоря о самостоятельности Башкирии ,принятой 16ноября1917года утверждает ,что имелась в виду только та ее восточная часть, где мусульмане составляли не менее 70%ее населения.

4. Не последнюю роль в нашем исследовании играет периодическая печать. В работе были использованы как местные журналы и газеты, так и центральные, издававшиеся в Москве. По страницам этих газет и журналов имеется возможность проследить как развивались события,вж^гз^-хранятся резолюции всевозможных съездов, собраний и другое.

Например, в газете "За землю и волю" публикуются резолюции Ш и IV Казанских губернских съездов Крестьянских

26

Депутатов (36). В этой газете можно найти резолюции Совета Всероссийского съезда мари и второго Всероссийского съезда народностей мари (37).

В газете, а затем и в журнале "Жизнь национальностей", издававшихся в Москве, можно найти ряд интересных публикаций.

В газете от 15 июня и 11 июля 1920 года опадй^ШМ материалы Первого Всероссийского Совещания активных работников мари, где принимается постановление по советскому строительству среди народа мари.

Газета публикует статьи о положении разных народов в

России. Наппимел- в номепе от 4 июля и 1 сентября публикуются чаете татарского народа две статьи о кряшенах, а в номере от 11 июля 1920 года о чувашской Трудовой коммуне.

Выходивший после газеты журнал "Жизнь национальностей" продолжал освещение жизни различных народов. Так, в №8 1922 года публикуется большая статья о положении в Башкирии, а в номере 11 за 1922 год статья о "просветительской работе среди мордовского народа", где затрагиваются сложные вопросы межнациональных отношений в крае.

Таким образом, в данной работе и опубликованные и неопубликованные источники используются вместе, комплексно, что позволило сделать ряд теоретических выводов по теме исследования и обосновать их фактическим материалом.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые сделана попытка специально изучить состояние взаимоотношений между народами в Среднем Поволжье и Приуралье. Такая постановка вопроса вытекает из того,что межнациональные отношения до этого преимущественно рассматривались лишь в контексте более сложных и крупных вопросов ,таких как

28

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Межнациональные отношения в Среднем Поволжье и Приуралье в период революционных преобразований 1917-1920 гг."

Заключение

Проблема межнациональных отношений имеет давнюю историю и ее отголоски находят свое отражение и в настоящем, что подтверждается сегодняшними событиями в Европе и на территории России. Эта же проблема в недалеком прошлом стояла и в нашем регионе, когда в начале девяностых в Татарстане возникли и развивали свою деятельность многочисленные национальные организации.

В изучаемые нами годы межнациональные отношения занимали не последнее место в жизни народов региона. Эти отношения автор постарался рассмотреть сквозь специфическую призму других сложных вопросов - земельного и национально-государственного строительства, потому что в 1917-1920г. эти вопросы очень тесно переплелись и решитбтолько один из них не

Безусловно, главным толчком для начала национальных движений в регионе явилось стремление создать и получить собственную государственность. Было создано несколько вариантов - это и культурно-национальная автономия и проект Урало - Волжского штата и Татаро-Башкирская республика. Но все они не получили полного согласия всех слоев и народов региона. Вариант культурно-национальной автономии не состоялся из-за

121 резко негативного отношения башкир к этому проекту. Более поздние проекты Урало-Волжского штата и Татаро-Башкирской республики не состоялись по ряду причин. Если вариант Урало-Волжского штата не смог осуществиться из-за несогласия лидеров внутри национальных движений (большевистски и не большевистски настроенных), то вариант Татаро-Башкирской республики не был осуществлен по ряду причин:

1. К этому времени ( времени возможности осуществить проект. - Г.Э.) пределы границ которых касалось "Положение о Татаро-башкирской республики" уже родилась идея об автономной Башкирской республики.

2. Такая форма автономии хотя и не предусматривавшая прямого объединения татар и башкир, все же, как показала жизнь, не соответствует их культурно-бытовым условиям (различия языка, быта и так далее).

3. Между татарами и башкирами в этот период обнаружились существенные трения.

Приход к власти большевиков кроме проекта Татаро-Башкирской республики в нашем регионе имел и другой интересный момент. Национальные движения принимают урезанный вид, так как сразу же отсекалась большая часть населения, мыслящих не по-большевистски. Более того, по мнению большевиков, национальное движение имело право существовать только в царской России. С их же приходом к власти оснований для национальных движений не должно существовать.

Вот что говорил Карл Грасис: " Завоевав в октябре прошлого года власть в государстве, установив свою диктатуру и отбросив всякое соглашательство со своими классовыми врагами, рабочие и крестьяне не могли не отбросить как исторически анархичную вещь и право наций на самоопределение, заменив его правом на п

122 национальное самоопределение трудящихся масс. Горе тем, кто при диктатуре пролетариата говорит о национальных интересах и национальных движениях"(1).

Кроме вышеизложенного, нужно отметить тот факт, что отношения двух крупнейших народов региона с малочисленными народами - мари, мордва, чуваши и другими стали более сложными. Прошедшие съезды показали, что малочисленные народы не желают входить ни в состав Татаро-Башкирской республики, ни куда либо еще. Их желание это собственная национально-государственная автономия. Это стало ясно в июле 1918 года после второго Всероссийского съезда народности мари.

Особую специфику в межнациональные отношения региона добавляло наличие русского населения. Русские всегда являлись олицетворением власти на местах, они занимали здесь ведущие посты и должности. Многие русские советские работники отрицали идею самоопределение народов края, их автономий. Все это добавляло нервозности. Более того, каждая национальность в крае стремилась заручиться поддержкой со стороны русских советских работников и тем самым лишь усложняли свое положение, создавая неразбериху и хаос в межнациональных отношениях.

Победа большевиков имела еще ряд моментов. Во-первых, свертывается широкое народное движение за национальную автономию, остается лишь движение большевистски настроенной части населения за свою автономию, во-вторых, был нанесен удар по мусульманским организациям. Они стремились сохранить свою относительную самостоятельность, в частности Мусульманский Социалистический Комитет и другие организации, перешедшие на сторону советской власти. Но и они не смогли удержать своих позиций. Центр, признав на некоторое время их относительную

123 самостоятельность, в 1918 году повел жесткую линию на постепенное свертывание этих организаций.

Естественно, что тяжелым ударом на развитие национального движения в регионе являлась ликвидация мусульманских национальных организаций - Милли Шуро, Харби Шуро и других, а также невозможность создания собственного государства в форме Урало -Волжского штата и навязывание центром идеи Татаро-Башкирской республики.

Создание Татарской и Башкирской автономии не решило вопроса межнациональных отношений. Создавалась лишь иллюзия всеобщей радости. Во-первых, создание этих двух крупнейших в регионе республик сыграло положительную роль в том смысле, что сохранялись в определенных рамках собственное национальное искусство и культура. Но во-вторых, это имело и отрицательное значение. Вся "инакомыслящая" интеллигенция была вынуждена эмигрировать в Среднюю Азию и Сибирь, новая Россия возвращалась к старому тоталитарному режиму и массовым репрессиям, коих не избежали и многие лидеры национального движения среди народов края. И, в-третьих, межнациональный вопрос. В составе этих двух республик - Татарской и Башкирской оказался некоторый процент малочисленных народов и вопрос межнациональных отношений остался открытым.

По данным статистики в 1926 году в Татарской республике национальных меньшинств насчитывалось 210 тысяч человек. Из них чуваш 127 330 человек или 5,3 %, мордвы 35 084 человека или 1,5 %, удмуртов 23 873 человека или 0,9 %, мари 13 130 человек или 0,5 %, украинцев 2 400 человек. Кроме того, в Казани имелось до 6 000 человек евреев и незначительное количество поляков и белорусов. Таким образом, национальные меньшинства во всей Татарской республике составляет около 9%.(2).

124 отткпсь н^вывнири^

Проблема межнациональных отношений и после того, как на территории региона все народы получили свои государственные образования: 20 марта 1919 года образовалась Башкирская АССР, 27 мая 1920 года Татарская АССР, 24 июня 1920 года Чувашская автономная область, а 4 ноября 1920 года Марийская.

Завершая заключение^ приведу некоторые выдержки из выступлений, посвященных 10-ой годовщине Татарской республике.

Мы сплошь и рядом и в вопросах культурного обслуживания и в вопросах хозяйственного обслуживания либо совсем забываем, либо недоучитываем целый ряд особенностей, которые имеют место в отношении других отсталых национальностей - марийцев, чуваш, вотяков, мордвы, которых в Татарской республике 8-9 %.

Как-то укоренилась точка зрения, весьма далекая от истины, что в хозяйственном отношении национальные меньшинства не являются отсталым, что вопрос о культурном обслуживания национальных меньшинств никаких проблем нет. Это глубоко не правильная установка в основном отражается и на нашей практической работе и влечет недоучет и недообслуживание отсталых национальных меньшинств в Татарской республике" (3).

125

 

Список научной литературыГалямов, Эльмир Талгатович, диссертация по теме "Политическая культура и идеология"

1. Национальный архив Республики Татарстан.

2. Центральный Государственный архив Иегорико■■>1—1 ищичцшт* пипимтшяддв rwMiwшмиos> ■■■ ия 11 ■ини'МмГшиiiiir—iiffw———wit^i—ihi i !■■■ ■!■!■■ aiin«n»«■■■Ulf»iiшпаткмитдстиmi ■■ ¡им ■

3. Партийной документации Республики Татарстан. Фонд 15 Татарский обком ВКП(б).

4. Фонд 36 отдел истории партии Татарского обкома ВКП (б). Фонд 868 - Казанский губернский комитет ВКП(б). П.Опубликованные документы.

5. Всероссийское Учредительное Собрание. М., 1930. - 219с.

6. Документы по истории Октября в Татарии (март 1917 -март 1918). Казань;Татарское книжное издательство, 1973.-212с.

7. Интернациональные связи трудящихся Татарии, Сборник документов и материалов. Казань: Татарское книжное издательство, 1989.-254с.136

8. Образование Башкирской АССР. Сборник документов и материалов. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1958.-990с.

9. Образование Татарской АССР. Сборник документов и материалов. Казань: Татарское книжное издательство, 1963.-504с.

10. Октябрь в Башкирии. Сборник документов и материалов.-Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987.-312с.

11. Подготовка и проведение Великой Октябрьской Революции в Башкирии. Сборник документов и материалов. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1957.-532с.

12. Революционная борьба крестьян Казанской губернии накануне Октября. Сборник документов и материалов. Казань: Татарское книжное издательство, 1958.-824с.

13. Революция и национальный вопрос: документы и материалы по историй национального вопроса в России и ССР в ЧЧ веке. Т.З.-М, 1930.-464с.

14. Татария в борьбе за победу пролетарской революции. Сборник документов и материалов.-Казань: Татарское книжное издательство, 1957.-51 Ос.

15. Упрочение Советской власти в Татарии. Сборник документов и материалов. Казань: Татарское книжное издательство, 1964.-708с.

16. Установление Советской власти в Марийском крае. Сборник документов и материалов.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1970.-183с.

17. Установление Советской власти в Чувашии.-Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1958.-211с.1.I. Периодические издания

18. Голос труда. Казань, 1917 май-ноябрь.

19. Жизнь национальностей. Москва 1919-1924 г.г.

20. Заземлю и волю, Казань, 1917-1918г.г.137

21. Заря родины. Казань, 1918 май-июль.

22. Знамя революции. Казань, 1917-май 1920г.г.

23. Знамя труда. Казань, 1917-1918, 1920 годы.

24. Известия Ревкома Татарской Социалистической Республики. Казань, 1920т.

25. Известия ТатаЦика. Казань, 1920-1923г.г.

26. Казанская рабочая газета. Казань, 1917г.

27. Казанское слово. Казань, 1917 май 1918г.г.

28. Красное знамя. Казань, 1920г.

29. Рабочее дело. Казань, 1917-1918г.г.

30. Неиспользованные диссертации.

31. Гайнетдинов Р.Б. Деятельность татаро-башкирских эмигрантских организаций и центров в 1900-1930г.г.: Диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02. Казань, 1993.-131л.

32. Галеева Д.И,. Интеллигенция Среднего Поволжья в годы гражданской войны: Диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02.-Казань, 1994,-161 л.

33. Кургаева Ж.Ю. Местные организации партий социалистической ориентации Среднего Поволжья в 1917г.: Диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02.-Казань, 1995.-194л.

34. Мифтахов 3. Эволюция социалистов эсеров и тактика большевиков по отношению к эсеровской партии в период первой революции в России: Диссертация кандидата исторических наук:-Казань, 1968.-241л.

35. Мулюков М.А. Тактика казанских большевиков по отношению к мелкобуржуазным демократам в период подготовки Великой Октябрьской Революции: Диссертация кандидата исторических наук: Казань, 1968.-290л.138

36. Сулима Л.О. Борьба с „национал-уклонизмом" в Татарии: Диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02.- Казань, 1996.-208л.

37. Усманова Д.М. Вопросы национально-государственного самоопределения на страницах татарской периодической печати (1917- апрель. 1918г г.): Диссертация кандидата исторических наук:07.00.02,- Казань. !994.-274л.

38. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX века: Диссертация кандидата исторических наук:07.00.02.-Казань, 1996.-227л.

39. Чузаев Р.И. Марийское национальное движение в 19171918 годах: Диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02,-Йошкар-Ола, 1998.-215л,1. У. Список литературы.

40. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань: Татарское книжное издательство, 1976. - 320 с.

41. Аминев З.А. Октябрьская Социалистическая революция и гражданская война в Башкирии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1966. - 483 с.

42. Аминев З.А. Подготовка и проведение Октябрьской Социалистической революции в Башкирии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1957.-532с.

43. Ар шару и и А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. Лондон, 1990. - 189 с.

44. А страхам Х.М. Большевики и их политические противники в 1917 г. Л., 1973. - 147 с.

45. Ат на! улов С, Башкирия. М.: Государственное издательство, 1925. - 123 с.

46. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. Пг., 1918. - 154 с.139

47. Башкирское национальное движение. Уфа: Башкирская книга, 1926. - 27 с.

48. Бурм петрова Т.Ю., Русакова B.C., Национальный вопрос в программах и также политических партий в России в 1905-1917г.г.-М.: Мысль, 1976.-262с.

49. В алее в Р. К. Назревание общенационального кризиса и его проявление в Поволжье и на Урале в 1917 г.- Казань: Издательство Казанского Университета, 1979.-208с.

50. Валидов Д.М, Очерки истории образованности и литературы татар. М., Пг., 1923.-106с.с/

51. Великий Октябрь и Марийский край. Иошкар Ола: Марийское книжное издательство, 1989.-119с.

52. Великий Октябрь и некоторые вопросы формирования татарской социалистической нации.Сборник статей.-Казань: ИЯШ, 1989.-124с.

53. Великий Октябрь и проблемы совершенствования межнациональных отношений. Сборник статей. Уфа, 1990.-127с.

54. Гаспринский И. Россия и Восток. Казань: Татарское книжное издательство, 1993. -132с.

55. Геллнер Э. Нации и национализм.- М.: Прогресс, 1991.319с.

56. Градескул H.A. Россия и ее народы. Пг., 1916.-79с.

57. Григорьев А.Н Об октябрьском вооруженном восстании в Казани,- Казань.

58. Гусев К. В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционализма к контрреволюции: исторический очерк.-М.: Мысль, 1975.-212с.

59. Дорожкин М.В. Установление Советской власти в Мордовии. Саранск, 1957.206с.140

60. Записки по проблемам национальностей. Сборник статей. -М., 1991.-138с.

61. Захаров И. С. Октябрьская революция и советское строительство в Среднем Поволжье. Казань. Издательство Казанского Университета, 1970.-116с.

62. Ибрагимов Г. Татары в годы революции 1905 года,-Казань: Госиздательство ТССР, 1926.-256с.

63. Ибрагимов Г., Воробьев И. Материалы по изучению Татарстана. Казань, 1925.-275с.

64. Исследования по истории Чувашского народа.-Чебоксары: Издательство Чувашского государственного института гуманитарных наук, 1997." 155с.

65. Интеллегенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века.-Казань, 1997.-180с.

66. Исхаки Г. Идель-Урал. Репринтное издание.-Набережные Челны, 1991. -46с.

67. Историография социалистического строительства на Урале и в Поволжье: межвузовский научный сборник.-Уфа: Издательство Башкирского Университета, 1990.-114с.

68. Ионенко И.М., Тагиров И.Р. Октябрь в Казани.- Казань: Татарское книжное издательство, 1967.-271с.

69. Кузнецов И.Д. Очерки истории и историографии Чувашии: Чебоксары, i960.-206с.

70. Литвин AJL Казань: время гражданской войны.-Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-172с.

71. Любимов В.TL, Юлдашбаев Б.Х. Ленин и самоопределение наций (на примере народов Среднего Поволжья и Приуралья).-Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1967.-239с.

72. Людмилина A.C. Контрреволюция в рясах и чалмах.-Казань, 1932.-32с.141

73. Макарова Г. П. Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР 1917-1923 г.г.-М.: Наука, 1987.-172с.

74. Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар 1905-1917 годы. Казань, 1992.-130с.

75. Милюков Г1.И. Национальный вопрос: происхождение национальностей и национальный вопрос в России. Париж, 1925.-107с.

76. Муртазин М. Башкирия и башкирские войска в гражданскую войну.-Уфа: Издательство военной типографии, 1927.-214с.

77. Мухарямов М.К. В те годы огневые,- Казань: Татарское книжное издательство, 1985.-247с.

78. Мухарямов М.К. Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии. М.:Наука, 1969.-286 с.

79. Мухарямов М. К. Октябрь и национальный вопрос в Татарии.-Казань: Татарское книжное издательство. 1958.-276с.

80. Мухарямов М.К., Литвин А.Л. Борьба за Казань,- Казань: Татарское книжное издательство, 1968.-88с.

81. Нафигов Р.И. Мулланур Вахитов. Казань: Татарское книжное издательство, 1975.-223с.

82. Нафигов Р.И. Неизвестные страницы истории. Казань: Татарское книжное издательство, 1989.-126с.

83. Национальные меньшинства. К десятилетию Татарской республики. Казань, 1931. 13 с.

84. Национальный вопрос в дореволюционной России, его решение после Великой Социалистической революции. М., 1984. -123 с.

85. Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода .-Казань, 1990. 116 с.142

86. Никольский И.В. Конспекты по истории народностей Поволжья. Казань, 1919 г.

87. Октябрь в Поволжье и Приуралье. Сборник статей. -Казань: издательство Казанского Университета, 1972. 150 с.

88. Октябрь и социалистическое строительство в Поволжье и Приуралье. Сборник статей. Казань: издательство Казанского Университета, 1989. - 94 с.

89. Октябрьская революция и проблема национальных отношений. Сборник статей. Уфа, 1970. - 160с.

90. Октябрьская революция и проблема национальных отношений. Сборник статей.-Уфа: издательство Башкирского Университета, 1987.™ 171 с.

91. Октябрьская революция и рождение Советской Башкирии. Сборник статей .-Уфа, 1959.-255с.5 4. Паш у ко в В.Ф. , Васин К.К. Возникновение и развитие коммунистического' движения среди мари трудящихся.// Труды Марийского НИИ. Выпуск XIX.-Йошкар-Ола, 1964.

92. Пашуков В.А., Сануков К.Н. Изучение истории Марийской АССР // Ученые записки, т. XXVII. Йошкар - Ола, 1965.

93. Песикина Е.Й. Народный комиссариат по делам национальностей и его деятельность в 1917-18 годы.- М., 1950.-154с.

94. Румянцев М.В, Коммунистические организации Чувашии в первые годы Советской власти.-Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1964.-112с.

95. Создание и развитие национальных республик России. Сборник статей.-Чебоксары, 1992,-126с.

96. Спирин Л.М. Классы и партии в гражданской войне в России.-М.: Мысль, 1968.-438с.143

97. Спирин Л.М. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России.-М.: Мысль ,1977.«366с.

98. Спирин Л.М. Россия в 1917. Из истории борьбы политических партий. М.: Мысль, 1987.-333с.

99. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: страница секретных материалов.-Казань: Татарское книжное издательство,1994.-253с.

100. Султанбеков Б.Ф. Мирсаид Султан-Галеев.-Казань, 1991.208с.

101. Султанбеков Б.Ф. Первая жертва генсека.-М.Мысль,1995.-194с.

102. Султан галеев М. Статьи, выступления, документы.-Казань.: Татарское книжное издательство, 1992.-518с.

103. Тапиров И.Р. Дорогой свободы и братства.-Казань: Татарское книжное издательство, 1987.-223с.

104. Гаги ров И.Р. Революционная борьба и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале.-Казань: издательство Казанского Университета, 1977.-216с.

105. Тарасов А. Разгром контрреволюционной авантюры татарской буржуазии в начале 1918 года в Казани.-Казань: татарское книжное издательство, 1940.-36с.

106. Терегудов И. Очерки по истории революции и общественного движения мусульман России.-Пг., 1926.

107. Типеев 111. Основные этапы в истории национального движения Советской Башкирии.-Уфа: Башкнига, 1929.-152с.

108. Типеев Ш. Очерки по истории Башкирии.-Уфа: Башкирское государственное строительство, 1930.-224с.

109. Хайругдинов Р.Г. На путях к советской авто но ми и.-Казань: издательство Казанского Университета, 1972.-160с.144

110. Хайрутдимов Р.Г. Осуществление коммунистической партией ленинской программы по национальному вопросу в 1917.1920 г.г.-Казань: издательство Казанского Университета, 1976.-246с.

111. Хайрутдинов Р.Г. Трудное возрождение,- Казань: татрское книжное издательство, 1992.-184с.

112. Хасанов Х.Х. Г.Ибрагимов.-Казань: Татарское книжное издательство, 1969.-432с.

113. Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации.-Казань: Татарское книжное издательство, 1977.-327с.

114. Хасанов Х.Х. Х.Ямашев.-Казань: татарское книжное издательство, 1954. -172с.

115. Хлебников A.B. Марийский край в период подготовки к проведению Великой Октябрьской Социолистической революции.-Йошкар-Ола., 1958.-117с.

116. Цаликов А. Мусульманская фракция в Учредительном Собрании. -Казань, 1917.-22с,

117. Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац.-М., 1924.-62с.

118. Шаумян С. Г. О национально-культурной автономии.-М., 1959.-51с.

119. Шпрингер Р. Государство и нация,- Одесса, 1906.-36с.

120. Шпрингер Р. Национальная проблема: борьба национальностей в Австрии.-Спб, 1909.-223с.

121. Юлдашбаев Б.Х. Национальный вопрос в Башкирии накануне и в период Октябрьской революции.-Уфа: издательство Башкирского Университета, 1984.-80с.

122. Юлдашбаев Б.Х. Проблема нации и политическое положение башкир в составе царской России.-Уфа: издательство Башкирского Университета, 1979.-88с.145

123. Основы национально-культурной автономии для мусульман внутренней России. Постановления трех объединенных съездов 22 июля 1917 года.

124. Высшее объединенное заседание общего всероссийского съезда мусульман, военных и духовенства, обсудив вопрос о национально-культурной автономии мусльман внутренней России и Сибири постановило:

125. Теперь же не дожидаясь созыва Учредительного Собрания приступить к осуществлению национальной культурной автономии мусульман внутренней России.

126. Поручить второму Всероссийскому съезду мусульман разработку обстоятельного проекта создания организации национально-культурной автономии.

127. Постановления второго Всероссийского съезда мусульман о национально-культурной автономии.

128. Второй всероссийский общий съезд мусульман принял проект о национальной автономии, составленной докладчиком Садри Максудовым и зачитанный им на съезде с изменениями, внесенными секцией.146

129. Съезд поручил национальному парламенту, созываемому впервые, внести возможные изменения и дополнения, если они будут вызваны необходимостью.

130. Сейчас же соответственно этому проекту приступить к осуществлению автономии.

131. Деятельность этой коллегии будет проходить на основе инструкции, изложенной в заключительной части этого проекта.

132. Этой коллегии предоставляется право вербовки, кроме вышеуказанных двенадцать человек, со стороны для содействия в работе,,

133. Права приглашенных, будут определены коллегией.

134. Для всех национальных организаций во всякой работе, съезд нашел обязательным действовать соответственно советам и указаниям коллегии по осуществлению национальной автономии.

135. Основы национально-культурной автономии.1. Конституция автономии.

136. Наш тюркский язык в правах будет считаться наравне с русским языком. Это будет осуществлено употреблением : а) во всех школах, б) в судах, в) в управлении.

137. I, Школа на национальном . языке и национальный язык в школе.

138. Языком обучения в начальной, средней, высшей школах, открывающихся для тюрко-татарских детей, будет считаться тюркский язык.

139. В школах открываемых для детей других национальностей, если в них тюрко-татарские дети составляют известное количество, тюркский язык будет преподаваться каждому тюрко-татарскому ученику обязательно.

140. До открытия университетов специальных для мусульман, в университетах Казани, Саратова, Перми, Томска, Петрограда, Ростова быдут созданы Восточные отделы для преподавния в каждом из них тюрко-татар.1.. Национальный язык в судах.

141. В тех местах, где населяют тюрко-татары, первостепенные суды для мусульман быдут самостоятельные, а язык и письменность в них будут на тюркском языке. Колочество и процент этого будет определяться парламентом.

142. Для судьи обязательно знание тюркского языка.

143. Дела, рассмотренные в первой судебной инстанции на тюркском языке, должны пересматриваться в дальнейших инстанциях также на тюркском языке.

144. В тех губерниях, где преобладают мусульмане, один из судей второй и третьей инстанции (в мировых съездах, в окружных судах и в судебных палатах) безусловно должен знать тюрксий язык.

145. Все бумаги, исходящие из этих судебных органов, а также выдаваемые на,руки, должны быть изложены на местном тюркском языке.150

146. V. Национальный язык в управленческихучреждениях.

147. В местностях, населенных тюрко-татарами, все бумаги, приказы» распоряжения, уведомления должны исходить на местном тюркском языке. В случае необходимости может быть присовокуплен и русский перевод.

148. Тюрко-татарское население вправе давать свои заявления и жалобы на своем языке .

149. В собраниях волостных, уездных, губернских земств, а так же на заседаниях городской думы, гласные мусульмане вправе говорить на татарском языке. На татарских заседаниях будут присутствовать переводчики для перевода выступающих.

150. VI. Участие в правительственном управлении.

151. Мусульмане имеют право представлять себя соответсвеннос воей численности во все законодательные органы, а так же во все учреждения, создающиеся на основе выборов.

152. В тех губерниях, где имеются мусульмане, должности на кой назначаются лица правительством, иму мусульмане должны занимать пропорциональное количество мест.151

153. Комиссар или его заместитель губерний: Казани, Уфы, Самары, Оренбурга, Астрахани, Перми, будь он избран или нет , должен быть обязательно из мусульман. Также один из высших чиновников этой губернии или его заместитель должен быть из мусульман.

154. Статс-секретарь и другие высшие сановники, предусмотренные ст. 17, будут назначатся национальным парламентом и будут являться ответсвенными перед последним.

155. VII. Пользование правительственными доходами.

156. VIII. Права национальных налогов и национальный фонд.

157. Центральный национальные учреждения ( национальный парламент ) являются полноправными облагать мусульман внутренней России.

158. Порядок определения сбора этих налогов будут зависеть от указанных учреждений.

159. Эти средства, собранные в порядке обложения, будут составлять национальный фонд ( казну ), расходование которых будет зависеть от центральных учреждений, избранные от народа.1.. Юридические права нации.

160. Для управления всеми национальными , культурными, религиозными делами мусульман внутренней Росси и для законодательства по ним организуется национальный парламент.

161. Депутаты в национальный парламент будут избираться губернскими советами из расчета одного представителя на 50 тысяч человек.

162. Примечание. Отдельные части , насчитывающие не менее 25 тысяч человек, а также губернии с населением не менее 25 тысяч человек, будут избирать по одному представителю.

163. Специального жалования депутатам парламента не устанавливать. Лишь проездные расходы, а также суточные необходимые за время пребывания на сессии будут оплачиваться из национальной казны.

164. Депутаты национального парламента избираются на три года. Первое представительство избирается сроком до 1 мая 1919 года.154

165. Все мужчины и женщины, достигшие двадцатилетнего возраста имеют право выбирать и быть избранными в национальный парламент.

166. Примечание. Военные, не достигшие даже двадцати лет имеют право выборы.

167. Каждый член парламента считается представителем всей нации, отнюдь не считаясь представителем той губернии, от которой он избран.

168. Депутат парламента на каждой сессии будут избирать председателя из своей Среды,

169. Председатель национального парламента избирается на один год, причем эта должность оплачивается.

170. Национальный парламент будет иметь одного секретаря и одного помощника, избираемого парламентом на три года.

171. Своевременный созыв национального парламента, подготовление порядка дня и подготовка докладов выполняются секретарем под руководством председателя парламента.

172. Председатель национального парламента не может одновременно председательствовать в нижеперечисленном национальном управлении и отделениях.

173. Очередная сессия национального парламента созывается один раз в год, причем установление времени созыва является делом самого парламента. Первый национальный парламент, после состоявшихся выборов, приступает к работе в Уфе.155

174. В случае возникновения особо важных вопросы в жизни нации могут быть созваны чрезвычайные сессии национального парламента.

175. Кроме того, рассмотрение отношения между правительством и нацией, а также другими нациями, принятие соответствующих мер к улаживанию конфликтов, возникающих в процессе этих отношений является обязанностью национального парламента.

176. Годовой национальный бюджет утверждается национальным парламентом.

177. Заседания национального парламента происходят открыто и количество присутствующих может быть в пределах вмещения помещения. По тем же вопросам, предварительное разглашение коих является нежелательным, могут, быть устроены закрытые заседания.156

178. Депутаты национального парламента рассматриваются правительством как представители нации и личность их неприкосновенна.

179. Постановления национального парламента имеют законную силу в том случае, если при вынесении его участвовало безусловное большинство половины членов.

180. Вопросы изменения конституции должны рассматриваться на двух сессиях. На втором из них для того, чтобы изменить конституцию должно голосовать больше половины членов парламента.

181. Постановления, носящие характер новых положений должны обсуждаться два раза на заседаниях.

182. Каждые член национального парламента и каждая группа в составе не менее пяти тысяч человек вправе вносить вопрос на рассмотрение парламента. Необходимость рассмотрения подобных вопросов определяет общее собрание национального парламента.

183. Каждый член национального парламента имеет право делать запросы и просить разрешения о деятельности членов национального управления и его отделений.

184. Члены национального парламента за свое выступление на общем собрании не перед кем и не перед какой организацией не несет ответственности, кроме как перед общим собрании.

185. Совещания, прения и постановления заседания национального парламента по мере возможности полнее будет информироваться через периодическую печать.157

186. Члены национального парламента одновременно могут состоять членами всероссийского парламента.

187. Председатель от мусульман внутренней России в Петроградский всеобщий совет мусульман России должны избираться национальным парламентом.

188. Члены национального парламента могут быть разбиты на различные комиссии для предварительного разрешения вопросов, подлежащих рассмотрению национального парламента.

189. Если одной из комиссий прийдется работать и после сессии, то членам участвовавшим в этой комиссии будут выплачиваться суточные из национальной казны.158

190. Национальное управление и его отделы, духовное управление, управление народного просвещения и финансовое управление.

191. Круг деятельности национального управления, характер вопросов коих национальное управление может разрешать не обращаясь к национальному парламенту, будут перечислены в положениях отделов, выработанные национальным парламентом.

192. Национальное управление состоит из двадцати одного члена.159

193. Национальное управление состоит из трех отделов: 1) Духовного, 2) Просвещения, №) Финансов, при чем, каждый отдел состоит из шести членов и одного председателя.

194. Управление народного просвещения является призванным для управления вопросами обучения, воспитания, школ и медресе нации.

195. Члены духовного управления будут называться назыями, а председатель такового муфтием.

196. Члены просвещенческого и финансового управлений будут называться членами управлений, а председатель их -министром просвещения и министром финансов.

197. Члены этих отделов и их председатели каждый из них будет выбираться национальным парламентом в порядке тайного голосования сроком на три года. Для того, чтобы быть избранными членами этих управлений не обязательно быть членом парламента.

198. При постановке кандидатур предварительно должно быть достигнуто согласие самого кандидата или поручение одного из членов национального парламента.

199. При постановке кандидатур предварительно должно быть достигнуто согласие самого кандидата или поручение одного из членов национального парламента.

200. При избрании членов национального управления, на этом заседании должно присутствовать не менее 2/3 членов национального парламента.

201. Председатели управления избираются национальным парламентом указов должность специально.

202. Должность председателя и членов управления являются оплачиваемыми, причем, состоящие на этих должностях не могут состоять на других161правительственных, общественных оплачиваемых должностях, а также у частных лиц за плату.

203. Не менее чем четверо из членов духовного управления должны обладать духовными знаниями не ниже преподавателя. Не менее чем по три члена управления просвещения и финансов должны обладать высшим образованием.

204. Каждое управление имеет свою канцелярию, секретари коих назначаются членами соответствующих управлений. Назначение необходимых помощников и других письмоводителей по мере требования процесса работы зависит от членов управления.

205. Канцелярии всех управлений по мере возможностей должны быть в одном помещении и между ними должна быть тесная связь.

206. Члены национального управления не лишаются права быть избранными после истечения сроков полномочий.

207. Члены отделов национального управления могут всегда присутствовать и участвовать на совещаниях национального парламента, причем, правом решающего голоса пользуются те из них, кои являются в то же время членами национального парламента.

208. Для рассмотрения важнейших вопросов члены этих трех управлений устраивают совместное заседание управления один раз в неделю.162

209. Вопрос, по которому отдельные управления не могли разрешить разрешаются на этом заседании. Секретарствует на этих заседаниях секретарь национального управления. Председатель при каждом заседании выбирается отдельно.

210. На общих заседаниях национального управления имеет право присутствовать председатель национального парламента, секретарь и его помощники.

211. Организационное оформление отделом, установление количества сотрудников и характеристики должностей являются делом национального управления.

212. При недостижении соглашения вопрос переносится в национальный парламент.

213. Национальное управление не вправе по своему усмотрению создавать комиссии и отделы в этих управлениях.

214. Члены и председатели отдельных управлений являются ответственными за свои работы перед национальным парламентом.

215. По мере возобновления коллегии национального управления должны возобновляться и его члены.

216. Национальное управление ежегодно отчитывается перед национальным парламентом о деятельности своих трех управлений.

217. По истечению срока полномочия национального управления, во время перевыборов, члены управления до переизбрания их новым составом национального парламента остаются на своих местах.163

218. I Губернские советы, их организация и губернскоеуправление.

219. Внутренняя Россия делится на несколько губерний.

220. Вопросы создания скольких национальных губерний из скольких губерний и к какой национальной губернии будут подчинены мусульманские губернии, где их мало будут разрешены национальным парламентом первого созыва.

221. Губернский совет создается из представителей избранных всеобще, справедливо и тайно.

222. Каждый мусульмане без различия пола и других признаков достигший двадцатилетнего возраста имеет право избирать и быть избранным. Для военных возраст во внимание не берется.

223. Губернский совет ежегодно один раз созывает съезд. Эти губернские съезды должны созываться за месяц до съезда национального парламента.

224. Кроме того губернский совет в меру необходимости количества избирает помощников мухтасибов, помощников заведующего финансами. Эти люди тоже могут и не быть членами губернского совета.

225. Мухтасиб, губернский инспектор и губернский заведующий финансами составляет губернское национальное управление.

226. Губернский совет из своего состава одного избирает председателем. Своевременный созыв губернского совета является обязанностью этого председателя.

227. На заседаниях губернского совета могут участвовать кроме этих трех лиц и их заместители, находящиеся в центре губернии. При чем они правом решающего голоса не пользуются.165

228. Губернский совет не менее трех раз в год созывает расширенное собрание с участием заместителей. Здесь эти заместители участвуют с правом решающего голоса.

229. Каждый член губернского управления имеет своего секретаря и заместителя, кои определяются путем назначения.

230. Круг деятельности губернских управлений, обязанности заместителей будет перечислены в положениях, выработанных национальным парламентом первого созыва. Эти положения могут быть изменены на основе жизненного опыта.

231. Проживание заместителей губернских отделов в одном месте не обязательно. Они, для удобства работы могут проживать в разных городах и деревнях губернии.

232. Лица, ведающие национальными вопросами в деревнях, в городах, районах и губерниях должны подчиняться распоряжениям национального управления.

233. Порядок осуществления Культурно-Национальной автономии начиная с сегодняшнего дня.

234. Коллегия по созыву национального парламента прежде всего разделит внутреннюю Россию на национальные губернии. В этих губерниях в вышеизложенном порядке и при содействии местных учреждений приступают к работе губернские советы.

235. Национальные советы тех губерний, которые уже организованы и которые организуются, коллегия может утвердить губернскими советами.

236. Автономная коллегия составляет инструкции для отделов просвещения и финансов. Духовное управление будет работать пока в прежнем порядке.

237. С окончанием создания губернских отделов необходимо установить с ними связь. Национальное169управление должно постоянно руководить всеми губернскими управлениями.

238. Данное постановление должно быть доведено национальным управлением до сведения всех городов, где имеются мусульмане и всем земствам в официальном порядке.

239. Первым делом финансового управления должно быть постановление об объеме и порядке национального налога.

240. Этот налог может быть рзновиден соответственно состоятельности года и объема расходной сметы.170

241. В тех городах, где имеются национальные управления, финансовое управление будет иметь свой текущий счет в банке.

242. Вся деятельность финансового управления будет протекать соответственно порядком финансовых учреждений.

243. Собранные деньги будут составлять национальную казну.

244. Коллегия и национальное управление должны развить пропаганду среди населения и значении национальной автономии для нации, о необходимости приложить все усилия к его осуществлению и охранять ее после того,как она будет создана.

245. Средства, необходимые для осуществления данного проекта до начала поступления национальным учреждениям национального налога, будут взяты взаимообразно и будут возвращены после того как национальный налог начнет поступать регулярно.

246. Члены коллегии и члены управления будут получать оплату наравне с членами теперешнего духовного собрания, а председатель их наравне с председателем духовного собрания.

247. ЦГАИЩи Ф.Зб'.Оп.-Х.Д.262 .Л.48-68