автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.04
диссертация на тему:
Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Ульяновский, Андрей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.04
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Ульяновский, Андрей Владимирович

Общая характеристика работы. стр. 2>

1. Природа мифодизайна: массовые коммуникации и информационные среды современной культуры. стр. \ &

1.1. Дисциплинирующие матрицы в маркетинге, рекламе, дизайне. Парадигма объединения: эклектичность или интегрированность. стр.

1.2. Уровень актуальных знаний в маркетинге и рекламе, стр.

1.3. Фундаментальные принципы дизайна. Уровень актуальных знаний в эстетике. Новые модели творчества, стр. 32.

1.4. Техническая цивилизация и мотивы удовлетворения потребностей человека. стр.

1.5. Новые информационные среды и их программно-аппаратное обеспечение. Мультимедиа и Виртуальная реальность, стр. 53>

1.6. Экологический подход к зрительному восприятию и картины мира. стр.

1.7. Инструментальный и коммуникативный разум. Структурные и структурно-динамические матрицы убеждающей коммуникации. стр. 82.

2. Культурологическое содержание мифодизайна: принципы и основы.

2.1. Коммуникативно-предметного поля (синхронной и диахронной связности, пространственно-временной отграниченности, эргономики, интенции). стр. {

2.2. Социальной, групповой и личной прагматичности, стр. Н

2.3. Назначения и времени. стр. \\

2.4. Структуры коммуникативного качества, стр. ш

2.5. Субъективизации иррациональным потребителем (параллельной коммуникации с сознанием и подсознанием, субъективной реальности и эквиреальности информационных сред), стр. {3 f

2.6. Алиби для сознания (кристаллическая матрица доверия), стр. \ 2>

2.7. Креативности и прозрачности проектировщика, стр.

2.8. Обусловленной риторики. стр.

2.9. Эстетики поля. стр.

3. Мифодизайн и творчество. стр.

3.1. Арт-дизайн и творец (Неопрагматика), стр.

3.2. Бизнес-ритуалы. стр. (

3.3. Цикл мифодизайна. стр. iS^

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Ульяновский, Андрей Владимирович

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования раскрывается через выработанное культурологией понимание социальной конвенции. Действительно, социальная конвенция определяется как утилитарно-эффективное взаимодействие, зафиксированное благодаря приемлемой социальной цене и последствиям (по А.Я.Флиеру), что выдвигает ее в ряд ключевых критериев проектирования и применения социально-культурных технологий. Очевидно, что в процессе создании рыночного общества в России применяются традиционные для Запада технологии. Одной из таких технологий является и маркетинг. Под маркетингом понимается планирование и воплощение замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг, посредством обмена, удовлетворяющего интересы отдельных лиц и организаций.

Традиции западной культуры смогли обеспечить соответствие маркетинга определению социальной конвенции за счет развитых обратных связей влияния общества на бизнес. На Западе маркетинг, выходя на уровень утилитарной эффективности, последовательно переориентировался с производителя на потребителя, а затем, корректируя негативные воздействия потребительской цивилизации - на общество и окружающую среду. В России этого не происходит, для осознания и исправления чего требуется рационально-объяснительное обращение прикладной культурологии к широкому кругу вопросов функционирования культуры, проблематике экологии, этики и эстетики (что сближает маркетинг и с современным человекосообразным дизайном, обеспечивающим гармоничное «воспроизводство» человека и его окружения в контексте культуры.) Следует учитывать, что все вышеперечисленные черты маркетинга и его коммуникаций опредмечены в материально-технологической среде западной цивилизации (в том числе и в новейших технологиях массовой коммуникации). Быстрый темп проникновения, новая терминология и сложная техническая основа затрудняет рассмотрение западных технологий коммуникации на предмет соответствия российской реальности, способности консолидировать российское сообщество.

Поэтому ощущается необходимость исследования, которое заложило бы системную основу для комплексного рассмотрения возникших проблем с позиций прикладной культурологии.

Наиболее явное выражение вышеописанные проблемы находят в такой сфере социально-культурной коммуникации как маркетинговые коммуникации, а в особенности - рекламы. Придание отечественным маркетинговым коммуникациями свойств социальной конвенции - актуально.

Степень разработанности проблемы определена большим количеством разноплановых исследований коммуникации человека с социокультурной средой, сосредоточенным для удобства рассмотрения по нескольким группам: причинно-следственные связи культурных практик, современное искусство и творчество, современный миф, сообщения СМК, маркетинг и его инструменты, массовые коммуникации в социокультурной среде, человеко-сообразная социокультурная среда, «человек-машина-среда», коммерческий и некоммерческий менеджмент, исследования парадигм. Многообразие планов рассмотрения проблемы вытекает из объекта культурологического рассмотрения всех видов и форм целеориентированной жизнедеятельности человека в определенных аспектах.

Анализ причинно-следственных связей культурных практик содержится в работах М.Вебера (религия и черты бизнеса), А.Гулыги (эстетика и антиэстетика), П.Гуревича (подходы к культурным практикам), М.Кагана (системный подход), Ю.Лотмана (переходные процессы культуры), П.Монсона (спектр социологических подходов), П.Пави (многообразие концепций и приемов культурных действований), П.Флоренского (эстетика действова-ния), П.Бергера, Т.Лукмана (социальное конструирование реальности), Ч.Пирса, П.Дьюи (прагматизм) и других отечественных и зарубежных философов, культурологов, социологов. Взаимодействие и взаимовлияние культур, диалогичность и внутрикультурный диалог исследовали А.Веселовский, С.Иконникова, М.Мид, М.Петров и другие ученые. Процессы диалога связаны с широко трактуемой оценкой другого, объемом транслируемой информации, целями участников и внутренней силой социокультурного содержания сообщений.

Проявление культуры в визуальном творчестве, современном искусстве раскрыто в работах М.Афасижева (концепции художественного творчества), С.Батраковой, С.Бурно (арт-терапия), А.Вулиса, Х.Ортега-и-Гасет, Р.Ролика (субъективизированная эстетика). Разделение на элитарное и массовое искусство, господствующие тенденции его психологизации подчеркивают возможности скрытого управления восприятием и оценкой творчества.

Механизмы порождения, значение и цели древнего и современного мифа осмысляются в работах А.Афанасьева, Р.Барта (миф как коннотация), Ю.Бохеньского (современные мифы), А.Лосева, Е.Мелетинского(поэтика мифа), В.Топорова, С.Рандаззо, Н.Серова, Л.Хута, Э.Фромма, К.Юнга и др. Современное мифологичное сознание, формируемое как интересами правящих элит, так и антропологическими особенностями людей поддается прогнозируемому управлению.

От теорий до уровня практических приемов исследовано и обобщено воздействие сообщений СМК - К.Ховланд, И.Джанис, Ч.Осгуд, Дж.Гибсон, Д.Гордон, Ж.Дюбуа, Е.Черневич, Ф.Еемерен, Р.Гроотендорст(теория аргументации), М.Блейк, Ж.МакКормак (теории метафоры), И.Викентьев, М.Ямпольский (теория интертекстуальности) и др. Эти работы иллюстрируют возможности визуального и вербального воздействия на массовое сознание, но не затрагивают вопросы социальной цены и последствий.

Многостороннее рассмотрение маркетинга и его инструментов предпринято Б.Берманом, В.Демидовым, П.Завьяловым, Ф.Котлером, Г.Ленским, В.Хруцким, С.Сэндиджем, Дж.Эвансом и другими. На основании проведенного анализа имеющихся исследований можно заключить, что современное коммуникационное проектирование, проводимое «от стереотипов потребителя», которые выявляются целой индустрией маркетинговых исследований, глубоко разработано в суженном диапазоне западной бизнес-традиции и имеет тенденцию к обособлению в замкнутый проектный мир, не учитывающий контекстуальные требования экологии культуры.

Функционированию массовых коммуникаций в социокультурной среде посвящены исследования Г.Богомоловой (социальная психология печати, радио и телевидения), Л.Петрова; Ш.Лодж, В.Лейс, С.Клине (реклама как социальная коммуникация), В.Шмидт, Д.Синозик (реклама как возникшая подсистема общества), Г.Почепцова (теория и практика коммуникации, имиджелогия, информационные войны), И.Рожкова (современная профессиональная реклама), В.Евстафьева (ориентальная реклама). И.Крылов укореняет традицию целостного и контекстуального рассмотрения предмета маркетинговых коммуникаций в России в синхронном и диахрон-ном аспектах. Эти работы убедительно демонстрируют взаимосвязь культуры и маркетинговых коммуникаций.

Методология формирования и моделирования человекосообразной социокультурной среды разрабатывается в рамках современного дизайна, ориентированного на культивирование Человека - в работах В.Бандорина (урбо-дизайн), Г.Курьеровой, А.Павловой; Е.Лазарева (мета-дизайн человека).

Исследования системы «человек-машина-среда», проводимые от техники до антропологии техники позволяют осмыслить тенденции технизированной социо-культурной среды в работах И.Игнатьевой (антропология техники), С.Гурко, Г.Берегового (надежность системы), Г.Заннеса (контекстуальное качество), Э.Мате(тотальное качество), Г.Романова, Л.Колпащикова, Дж.Фоли, К.Митчема (философия техники).

Технология коммерческого и некоммерческого менеджмента России описывается в работах Г.Бирженюка, Ю.Кузнецова, Г.Тульчинского, группой авторов.в уникальном издании 7 нот менеджмента , другими специалистами демонстрирующими преимущества и недостатки: подходов и школ в менеджменте с точки зрения сегодняшнего дня.

Аналитический аппарат интегрирующих подходов закладывается науковедами, исследующими парадигмы, научные традиции, дисциплинирующие матрицы (Т.Кун, Т.Бранте). Анализ вышеприведенных источников указывает, что однородность социокультурной реальности изменяется, происходит взаимодействие новых технологий коммуникации и современной мифологии, что в контексте проектирования маркетинговых, творческих коммуникаций предполагает новые модели парадигмального синтеза, понимаемого как мифодизайн.

Требуется системный подход, основанный на синтезе теорий, принципов, приемов вышеуказанных дисциплин, выступающий в виде проектного, междисциплинарного метода позволяющего совместить утилитарную эффективность, свойственную прагматичным бизнес-инструментам с пристальным вниманием к вопросам долговременной социальной цены и последствий, свойственным прикладной культурологии. В этом - существо проблемы настоящего исследования.

Цель исследования заключается в выявлении и определении содержания и значения метода, обеспечивающего соответствие маркетинговых, творческих коммуникаций культурологическому пониманию социальной конвенции.

Подобный метод в самом начале исследования получает названия ми-фодизайна и моделирует многоуровневое социально-культурное проектирование, связанное с органичным синтезом надсистемных факторов культуры и глубоко индивидуальных феноменов сознания.

Исходя из этого в диссертации ставятся следующие задачи:

В раскрыть природу утилитарной эффективности метода в контексте массовой коммуникации и информационных сред современной культуры; а систематизировать принципы, определить культурологическое содержание метода, обеспечивающего приемлемость социальной цены и последствий;

В определить приемы и эффективные алгоритмы практического творчества в моделях мифодизайна.

Предмет, объект и границы исследования. Объект диссертационного исследования составляет социально-культурная сфера массовых коммуникаций, в том числе и в новых информационных средах. Предметом исследования являются методологические особенности моделирования маркетинговых, творческих коммуникаций. Границы исследования определяются указанными задачами, предметом и объектом исследования, а также областью научных знаний, обосновывающих специфику формирования мифодизайна.

Базой исследования являются коммерческие организации Санкт-Петербурга - Корпорация ЛЭК, АО ЛЭК РБК, АО ТКТ, СП ADRA, ОВУ Банка «Отечество», а также государственная организация - ВНИИ Трансмаш.

Выбор обусловлен, во-первых, достаточно большим и системно организованным объемом маркетингово-рекламных работ, проведенных автором в этих организациях и, во-вторых, типичностью этих организаций и стоявших перед ними проблем для коммерческих и государственных фирм России соответственно.

Гипотеза исследования выражается в следующих предположениях (тезисах):

S3 достижение уровня социальной конвенции современными маркетинговыми, творческими коммуникациями в качестве первого шага требует рационально-объяснительного анализа парадигмы, лежащей в их основе;

S3 социальная конвенция маркетинговых коммуникаций в современных условиях востребует мифологическое мышление целевых аудиторий;

И специфическое содержание социальной конвенции в области маркетинговых коммуникаций выражено:

1. в понимании личностных особенностей творческого проектировщика как составляющей качества будущего продукта;

2. в синхронном, диахронном и вероятностном аспектах;

3. в использовании субъективного определения потребителем границ внешней и внутренней реальности;

4. в процедуре анализа и синтеза доверия потребителей;

В все особенности мифодизайна могут быть представлены в виде алгоритмов моделирования:

1.системы «произведение современного искусства - творец произведения - рациональная цель творца»;

2. бизнес-ритуалов;

3. рекламных сообщений;

4. выставочных и презентационных сценариев и пространств.

Методологические и теоретико-экспериментальные основания исследования определяются концепцией социально-культурной деятельности, понимаемой как общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию культурных ценностей, концепцией мифоцентрированности массовой коммуникации, понимаемой как достижение общественной целесообразности в процессе удовлетворения мотивов своих потребностей аудиториями коммуникации.

Основания исследования составляют положения:

- прикладной культурологии, дающей общее понимания социально-культурных технологий социальной конвенции;

- антропологии техники, позволяющей выявить взаимосвязь мотивов и потребностей человека с развитием технической цивилизации, в том числе -и со средствами массовой информации;

- «теории парадигм», позволяющей проанализировать теоретические основы проектной деятельности;

- указанные ранее теоретические источники;

- экспериментальные внедрения - самостоятельные объекты в виде продвижения новейшего искусства и имиджа художника в информационном потребительском обществе, рекламных сообщений, концепции формирования имиджа и корпоративных действ.

Организация и методика исследования. Диссертационное исследование осуществлялось автором в течение периода с 1992 по 1997 год в несколько этапов. В рамках каждого этапа решались свои задачи, которым соответствовали используемые методы. В процессе работы теоретико-аналитическая и экспериментально-прикладная составляющие исследования разрабатывались параллельно.

Методика исследования включала в себя необходимую совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих методов социологического, техни-ческо-эстетического и социально-психологического анализа. Ведущими были методы самонаблюдения, дедукции, наблюдения, художественного моделирования, анализа фактографии сообщений СМИ журналистского и рекламного характера в количественном и качественном аспектах.

Важной составляющей выступал социально-культурный эксперимент, в процессе которого автор выступал автором корпоративных действ, выставочных экспозиций, произведений новейшего искусства, причем развертывание вышеперечисленного во времени анализировалось включенным наблюдением.

На первом этапе (1992-1993) осмыслялся и анализировался теоретический материал, были сформулированы, оформлены и прочитаны программы официальных курсов «Мифология и семиотика рекламы», «Поэтика рекламы» на кафедре информационного дизайна СПбГХПА. На втором этапе (1993-1995) продолжались теоретические исследования в рамках диссертационного исследования «Принципы творческого подхода к рекламе в новых информационных средах: «мифодизайн», была выпущена монография «Ми-фодизайн рекламы» и опубликован ряд статей. В рамках технической эстетики была отработана технологическая основа мифодизайна. С 1996 г. исследование и разработки мифодизайна в этом направлении были завершены в связи с кончиной научного руководителя, доктора искусствоведения, проф. Лазарева Е.Н. Третий этап (1996-1997) характеризуется широким переосмыслением мифодизайна как интегральной социокультурной технологии, завершением и оформлением работы публикациями характеризующими положения дел этого этапа исследования.

Для разработки темы диссертации применены методы: этнометодоло-гический, позволяющий выявить шаблоны массового сознания через анализ сообщений средств массовой коммуникации; модельно-аналитический, обеспечивающий применение коммуникативного качества, создание аналитической процедуры научно-художественного моделирования в мифодизайне; дедуктивный, позволяющий раскрывать ноу-хау в рекламе; проектно-экспериментальный, обеспечивающий практическую апробацию выдвигаемых положений и процесс обучения мифодизайну.

Автор выносит на защиту:

1. Обоснование мифодизайна как метода обеспечения социальной конвенции в современных маркетинговых коммуникациях, характеризующихся изменением однородности социокультурной реальности; взаимодействием новых технологий коммуникации и современной мифологии; значительным влиянием личностных особенностей творческого проектировщика на свойства социальной конвенции продукта проектирования; сложным спек

11 тром предлагаемых технической цивилизацией мотивов удовлетворения потребностей потребителя. Мифодизайн позволяет специалистам по PR, менеджерам социально-культурной сферы, рекламистам, дизайнерам коммуникаций применять эффективные инструменты в области маркетинговых коммуникаций, обеспечивающие приемлемую социальную цену и последствия, обогащение содержания и форм маркетинга и рекламы. 2. Принципы мифодизайна, образующие систему, включающую: а) принцип формирования коммуникативно-предметного поля (КПП) -объединяющего коммуникацию, когнитивно-понятийные процессы потребителей и научно-художественную модель проектировщика (синхронной и ди-ахронной связности, пространственно-временной отграниченности, интенции); б) принцип социальной, групповой и личной прагматичности, определяющий целевую и ценностную ориентацию метода;в) принцип соблюдения назначения и времени, определяющий рациональный, маркетинговый стержень, вектор поля;г) принцип учета структуры коммуникативного качества (КК) (понятие характеризующее выполнение назначение КПП и задающее одноименный параметр поля, состоящий из взаимосвязанных через назначение КК1 и КК2); д) принцип субъективизации иррациональным потребителем (параллельной коммуникацией с сознанием и подсознанием; определением субъективной реальности и эквиреальности (одинаковой реальности) информационных сред); е) принцип создания «алиби для сознания»; ж) принцип креативности проектировщика (способности к сознательной коммуникации с подсознанием в процессе научно-художественного моделирования) и прозрачности (способности к самоосознанию проблем собственной личности) проектировщика^) принцип обусловленности риторики, в соответствии с которым вид риторики определяется носителем сообщения; и) принцип формирования эстетики поля (эстетического качества КПП, являющегося результирующим всех его составляющих).

Научная новизна исследования и его результатов определяется:

1. Введением метода мифодизайна и его научно-понятийного аппарата одновременно обеспечивающего и утилитарную эффективность, и приемле

12 мость социальной цены и последствий. Мифодизайн трактуется как междисциплинарная социально-культурная деятельность. Существо такой деятельности - в многоуровневом социально-культурном проектировании, связанном с органичным синтезом надсистемных факторов культуры и глубоко индивидуальных феноменов сознания.

2. Совмещением в одном методе понятия объединенных, новых информационных сред, как пространства видения проектировщика с реальностями потребителя, отражающими его видение коммуникации.

3. разработкой теоретической модели воздействия на покупателя рекламного мифа

4. Введением разновидности матричного проектирования коммуникаций, которое производится в четыре шага с кристаллической матрицей доверия на четвертом шаге.

5. Именованием и описанием социально-эстетического движения неопрагматики.

6. Сформулированы и апробированы эффективные алгоритмы моделирования социально-культурной коммуникации и творчества.

Практическая значимость исследования, определяемая его актуальностью и новизной, заключается во введении и разработке метода мифоди-зайна поддерживающего социальную конвенцию при проектировании маркетинговых коммуникаций, рекламы - в особенности; обогащается содержание и выражения маркетинга и рекламы, что можно рассматривать как адаптацию этих дисциплин к условиям России. В проектном плане сформулированы реальные основы для эффективного взаимодействия системного планирования бизнеса и творческой индивидуальности проектировщика. В педагогическом плане результаты диссертации используемы в практике подготовки, переподготовки и повышения квалификации дизайнеров, менеджеров социально-культурной сферы, рекламистов, специалистов по связям с общественностью

Апробация и внедрение. Апробация положений диссертации осуществлялась на международных конференциях и семинарах 19931995 г.(в списке публ.), семинарах с активными формами обучения 1995 г., международных и всесоюзных художественных выставках 1992-1994 г. (гл. 3 и рис.47-56). По проблематике диссертации осуществлено 62 публикации, объемом 44,49 п/л. Внедрение научных результатов и практических рекомендаций диссертации: в комплексе модельного представления результатов технологии метода мифодизайна реализована практически вся его система. Осуществлены работы в следующих направлениях(все приведенные далее конкретные разработки - авторские):

1. Учебные программы курсов «Мифология и семиотика рекламы», «Поэтика рекламы» (СПб ВХПУ, 1992). 2. Серия текстов о мифо-дизайне (1993-99 гг.). 3. «Психологические аспекты образа банка в маркетинговой среде России» (СПб Гос.Ун-т, руководство дипломным проектированием, 1994 г.). 4. Сетевой план-график развертывания имиджа ОВУ банка «Отечество», 1993 г.; структурные элементы фирменного имиджа корпорации ЛЭК, 1992 г.

5. Многоаспектная разработка, исполнение, реализация информационно-рекламных комплексов: выставки и бизнес-ритуалы (7 ед.):

5.1 выставки:

Всесоюзная "Конверсия-91 "(СПб, 1991) экспозиция ВНИИТМ;

Международная "К Звездам-91" (Москва, ВДНХ, 1991) экспозиция ВНИИТМ. Перфоманс представления экспозиции. Участие ВНИИТМ отмечено Золотой медалью выставки;

Международная "Конверсия-92" (СПб, 1992) экспозиция ВНИИТМ (рис.56);

Международная "Информационные системы муниципального управления" (СПб, ЛенЭкспо , 1992) экспозиция АО РКБ, АО ТКТ, Л ЭК УК (рис. 66).

5.2 бизнес-ритуалы:

Презентация АО ТКТ (СПб, 1992) перфоманс открытия, эстетика презентации (рис.58);

Внутрифирменный праздник "Годовщина Экспорта Леса" ( СП ADRA, СПб, 1993) сценарий праздника, ведение праздника, эскизы и макеты к хеппенингу "Добыча леса" (рис. 57);

5.3 рекламные буклеты (разработка идеи текста и макета) тиражированы):

Cyclons" (ВНИИТРАНСМАШ) англояз.;

Робот СТР" (ВНИИТРАНСМАШ) русск./англояз.;

VOLVO" (АО РКБ) русскояз.(рис. 68);

Департамент экспорта леса СП ADRA" (СП ADRA) русск./англояз. экономический эффект 40 млн. руб. (1993) (рис.65);

ОВУ Банка Отечество" (СП ADRA) русскояз.;

Как поймать сразу двух зайцов" (рекл. агентство WEIN-ERT&PARTNER, Германия) (рис.42);

5.4 рекламные изображения с текстовым сопровождением (разработка идеи макета и текста) (опубликованы):

Королевское место в глобальной сети ЛЭК" (ЛЭК);

Вы знаете дорогу в компьютерное королевство ЛЭК РКБ?"(ЛЭК РКБ) (рис.44Б);

Торговая сеть от ЛЭК: один звонок и 1/6 Планеты ждет Ваших Товаров"(ЛЭК);

С Новым Годом, счастья и удачи"(рисунок другого художника); Конвертация"(СП ADRA); и "Современные банковские услуги" - экономический эффект от публикации - 12 млн.руб. (1993). (СП ADRA) (рис. 64)

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения (объем основного текста - 206 маш. стр.), иллюстративного материала (79 ед.), списка литературы (183 наименования); приложений (117 стр.) (программы учебных курсов «Мифология и семиотика рекламы», «Поэтика рекламы»), краткого словаря основных терминов по мифодизайну; документов апробации и внедрения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях"

ОБРЕ ВЫВОДЫ.

1. Мифодизайн - творчески гибкий метод, закономерная стадия развития дизайн-образования. Он определяет перспективную методологии проектирования, позволяющую решать сложные и содержательные художественно-проектные задачи, вплоть до задач большой социально-культурной значимости.

2. Изменение места рекламы в обществе, изменение информационных и проектных технологий общества, изменение понимания продукта и объекта рекламы, изменения в профессиональных требованиях к разработчикам рекламы позволяют в совокупности говорить о возникновении новой рационально-творческой профессии мифодизайнера -актуальной профессии. Все предпосылки для Формирования которой созданы системой дизайн-образования России.

3. КПП и КК являются ключевыми понятиями проектирования рекламы как общественно-экономической коммуникации в современных условиях.

4. При проектировании коммуникации необходимо предпринимать не только проектные шаги для достижения назначения коммуникации, но и уделять внимание самим предпосылкам, мета-условиям осуществления коммуникации.

5. В условиях стремительной рационализации культуры и искусства деконструкция механизма осуществления "рациональности через творчество" и "творчества через рациональность" в искусстве концепцией неопрагматики на основе метода мифодизайна представляется весьма своевременным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования установлено: развитие массовых коммуникаций потребительского общества приводит к увеличению значения коммуникативного качества (КК) (см.слов.) предметов, явлений, процессов. Материальное качество, тотальное качество (см.слов. 'КК') маркетинга входит в коммуникативное, объединяющее структурно-функциональное и феноменологическое (из жизненного мира потребителя) видение коммуникативно-предметного поля (КПП) (см.слов.) и актуализируют переход между информационными средами проектировщика и реальностями потребителя, особенно важный в рекламе. В информационном, потребительском обществе возрастает роль рекламы как технологии, способствующей удовлетворению потребностей общества через удовлетворение мотивов потребностей (см.слов.) потребителей в прощессе достижения назначения заказчика. Реклама это более чем инструмент целе-достижения маркетинга (см.слов.). Российским ученым нужно создавать собственные национально-специфичные методы рекламы, наполнять их социально-культурными Функциями.

И маркетинг и дизайн массовых коммуникаций нуждаются в переводе их с классической естественнонаучной парадигмы (см.слов.) на парадигму поля (см.слов.). Маркетинг экологической направленности нуждается в общем, холистском (см.слов.) эстетическом критерии планирования.

От дисциплинирующей матрицы (см.слов.) марксизма-ленинизма дизайн унаследовал разновидность структурно-функционального подхода, холизм в области целеполагания, нормативную эстетику в качестве основы, примат материально-вещного воплощения продукта, который оторван от других составляющих коммуникации общества.

Фундаментальные принципы дизайна прогнозируют возникновение новой системы проектирования в дизайне и ее общие черты - предельно расширенное понимание объекта на основе парадигмы поля, учет изменения понимания реальности в общественном сознании, зачастую - незаметность аспектов продукта проектирования в жизненном мире потребителя, формальное соответствие постмодернистскому менталитету цивилизации, личную и общественную обусловленность продукта проектирования через общественно-экономическую коммуникацию.

Триединый характер морфологической структуры дизайна коммуникации (см.слов. 'КПП') требует не только описания его на основе парадигмы поля, но и овладения дизайнерами особыми личностными качествами: прозрачностью и креативностью, развивающими модели творчества для проектирования массовых коммуникаций. Сложный и многоаспектный характер общественно-экономических коммуникаций определяет необходимость их моделирования в несколько шагов, когда создаются общие художественно-управляющие модели с эстетическими критериями, которые потом пошагово разрабатываются в продукте проектирования вплоть до локального художественного моделирования фрагментов коммуникации.

Тенденции технической цивилизации к подавлению человека, к изменению его сущностных сил (см.слов.), его биологической природы требуют компенсирования в проектировании массовых коммуникаций, иначе Человек становится искусственно пересозданным самим собой через технику. Для гуманизации массовых коммуникаций необходимо стремиться не к самоузнаванию (см.слов.) потребителя в продуктах проектирования (что характерно для западной рекламы), а к самопознанию (см.слов.) потребителя через продукты, что может быть достигнуто через художественное моделирование продукта творческим проектировщиком высокого духовного уровня развития, обладающим прозрачностью (см.слов.).

При рассмотрении распредмечивания содержания техники обнаруживаются все составляющие межличностной коммуникации (см.слов.), чем более выражена человеческая сущность создателя в техническом объекте, тем более восприятие смещается в сторону непосредственного самопознания потребителя. Это позволяет ввести одинаковую методологическую базу "субъект-субъектной" и "субъект-объектной" коммуникации, в том числе и опосредованной средствами массовой коммуникации.

Развитие информационных технологий поддерживается объективными тенденциями развития техники, Т-мифологиями (см.слов.) потребителей, интересами производителей программно-аппаратного обеспечения и, частично, интересами общества. Технологии мультимедиа (ММ) (см.слов.) и виртуальной реальности (BP) (см.слов.) являются близкой перспективой рекламы. Качеством ММ и BP является их субъективная оценка потребителем, но с учетом назначения заказчика, что выводит проблему субъективного качества за пределы эргономики, значимость не этого понятия возрастает. Одновременные воздействия на слух, зрение, ощущения облегчают коммуникацию с подсознанием потребителя.

Воздействие в ММ и BP на потребителя возможно на стадии предвосприятия и восприятия - не сопровождаемое осознанием воздействия. Воздействующие начала скрываются в глубинные инварианты изображений, локальные и общие искажения информационных сред, что открывает качественно новые возможности в обучении, социальной терапии, проектировании, является новым орудием творчества. В среде ММ и BP между субъектом и объектом возникает не только серия переходных субъектно-объектных форм, но и синкретическая связь; чужая субъективность может восприниматься объективностью или даже своей субъективностью для наблюдателя, объекты могут становиться частью субъекта в его восприятии; критерии реальности в среде BP размываются, т.к. образно отображаемая информация управляется прямыми силовыми воздействиями потребителя на виртуальный образ.

Одной из тенденций развития современного искусства является создание произведений с рациональным назначением в интересах творца, увеличение коммуникативных составляющих КПП продукта искусства по сравнению с нормативно-эстетическим его качеством, что позволяет выделить такое общественно-эстетическое движение как неопрагматика. Неопрагматичными произведениями искусства являются бизнес-ритуалы (см.слов.), имеющие в своей основе структурные составляющие архаичных форм ритуального поведения. Бизнес-ритуалы используются и в целях рекламы образа фирмы. Существует несколько параллельных, одновременно существующих образов, КПП одной фирмы в среде. Эстетическая оценка КПП учитывает, помимо эстетического материального объекта, эстетическое всех коммуникативно-управляю-ще-модельных аспектов КПП. Введение категориального аппарата теории надежности КПП закладывает основы его прогнозирования и выявляет путь проектирования и управления рекламой, отличный от кибернетических моделей управления с обратными связями маркетинга.

Понятие циркуляции коммуникативного разума в КПП введено в дополнение к инструментальности, рационального целедостижения КПП и описывает осознаваемые и неосознаваемые аспекты правдивости, доверия, человекосообразия коммуникации. Отсутствие инструмента описания циркуляции коммуникативного разума приводит к произвольному нарушению этой циркуляции инструментальным разумом заказчиков и проектировщиков массовых коммуникаций рекламы. Нарушение циркуляции коммуникативного разума (см.слов, 'поле') ведет либо к отторжению коммуникации, либо к тонкому манипулированию субъектами коммуникации.

Четырехшаговое проектирование доверия Алиби для сознания (см.слов.) КПП с Кристаллической матрицей доверия (см.слов.) на четвертом шаге позволяет описать условия связности (см.слов.) КПП - коммуникации, поддерживаемой коммуникативным разумом. Учитывая ориентированность россиян на ценностную коммуникацию, коммуникацию "ради общения", описание поддерживающих ее условий актуально для рекламы в России.

Проведенное исследование позволило обосновать, разработать и предложить новый метод для творческого проектирования общественно-экономических коммуникаций информационного, потребительского общества - мифодизайн, являющийся органичным соединением артифи-цирующей (множащей предметный мир) проектной дисциплины цивилизации - маркетинга и культивирующего (воспроизводящего человека) человекосообразного дизайна/

Мифодизайн - проектная, междисциплинарная социально-худо-жественно-зкономико-прогностико-управленческая деятельность. Существо такой деятельности - в функциональной организации, прогнозировании и управлении подчиненными и соподчиненными экономическими системами разных уровней, субъективизированннх иррациональными потребителями. Б проектировании по методу мифодизайна задействованы закономерности психо-логики, типичные мотивы удовлетворения потребностей человека на основе специфически эстетического способа целостного осмысления и формирования современной и перспективной общественно-экономической и социально-культурной коммуникации. Мета-язык мифодизайна, систематизированный в кратком словаре диссертационного исследования (см.Приложение) является адекватным в описании его объекта, предмета и продукта.

Принимая за основу определение современного мифа (условно-истинного высказывания, истинность которого выявляется из системного рассмотрения контекста и аксиологически) мифодизайн использует положение современной психологии о том, что то, как человек увидит объект, зависит от его прогностической гипотезы, которая имеет осознаваемую и неосознаваемую природу и определена общественными и культурными отношениями, в которые вступает субъект. Предварительная информация влияет на видение объекта и ситуации. В соответствии с зтим мифодизайнер направляет ресурсы на приоритетную разработку тех либо иных составляющих КПП, таких, как материальный объект, сообщение о нем, его (объекта) образ у потребителя, управляющие, художественные либо прогностические модели, мастерство мифодизайнера.

Мифодизайнер - это дизайнер, владеющий методом мифодизайна, соответствующим социальным статусом и полномочиями, а также мастерством в применении таких инструментов мифодизайна как Креативность (см.слов.), прозрачность (см.слов.), социальное дизайн-управление (см.слов.), видеориторика (см.слов.), Т-Мифология (см.слов.), матричное проектирование доверия (см.слов.). При этом модель научно-художественного моделирования (см.слов.) мифодизайна закладывает основу для разработок методик психологической работы с дизайнерами с целью выработки у них "креативности" и "прозрачности". В дальнейшем предстоит разработать необходимые риторики мифодизайна (динамическую видеориторику, риторику бизнес-ритуалов, ММ и BP), методологию расчетов КК КПП, довести матричную технологию проектирования доверия до компьютеризированной процедуры реального масштаба времени, в среде виртуальной реальности, завершить разработку теории надежности КПП, исследовать технологические возможности совпадающего проектирования (Concurrent Engineering) и развивающего Дизайна (Developing Design), исходящих из идеи не последовательного (маркетолог - дизайнер -технолог - производственник - рекламист), а параллельного проектирования во время телеконференции в среде ММ применительно к

КПП. Предстоит продолжить разработку новых инструментов мифодизайна, обосновать эстетический подход к КПП, разработать методики построения бизнес-ритуалов, исследовать философский аспект неопрагматики с целью возможного обобщения ее до философско-социаль-ного течения неопрагматизма.

 

Список научной литературыУльяновский, Андрей Владимирович, диссертация по теме "Прикладная культурология"

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест: Государственный педагогический институт им.А.С.Пушкина. - 1993. -143 с.

2. Аверьянова Ю. В феврале победила реклама, от которой нет тол-ку//Коммерсантъ Дейли. 1994. - N54.

3. Армстронг Л. Математика против компьютерной тирании//Бизнес Уик. 1993. - К4. - с.47-48.

4. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.

5. Арутюнова В. Американская рекламная фирма будет продавать в России свое know 1юи//Коммерсантъ Дейли. 1993. - N209.

6. Андреев С. Рекламисты не едят до первой звезды//Коммерсантъ Дейли. 1994. - N64.

7. АуроБиндо При Гхош. Синтез йоги: пер.с англ. СПб: Алетейя, 1992. - 666 с.

8. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества: Учеб.пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш.шк., 1990. - 176 с.

9. Афоризмы старого Китая: Пер. с кит. В.В.Малявина. М.: Наука, 1988. - 192 с.

10. Бандорин В.Г. Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды: Автореф. дис.канд-та искусствоведения. -СПб. 1994. 27 с.

11. И. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр./сост., общ.ред. Г.К.Косикова. М.: Прогресс. 1989 - 616 с.

12. Батракова С.П. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX в. М.: Наука, 1990. - 304 с.

13. Безопасность космических полетов/ Береговой Г.Т. и др. М.: Машиностроение, 1977. - 264 с.

14. Бейда П. Краткая история рекламы//Америка. 1991. - N419.

15. Белый Д. Петербург//Сочинения. Б 2-х т. Т.2. Проза. М.: Художественная литература, 1990. - с.8-293.

16. Бендлер Р., Грайндер Дж. Структура магии. Б 2-х т.: Пер. с англ. Мешанин Ю. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический ин-т, 1988. - Т.1 и 2. - 500 с.

17. Бендлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. Психотерапия новой волны: Пер. с англ. СПб: А/0 Альвис, 1992. - 199 с.

18. Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры: Пер. с англ. СПб: Лениздат, 1992 - 400 с.

19. Блистательный мир цифрового будуцего/Ребелло К., Брандт Р., Кой П., Левин М.//Бизнес Ник. 1993. - N2. - с.12-18.

20. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Изд. Моск.ун-та, 1991. - 125 с.

21. Боде И. Взгляд через паспарту на 30 лет немецкого авангар-да//Коммерсантъ Дейли. 1994. - N44.

22. Борхес Х.Л. Тлён, Нкбар, Orbis Tertius//nposa разных лет: Сборник: Пер. с исп. М.: Радуга, 1989. - с.50-62.

23. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением . М.: Медицина, 1989. - 304 с.

24. Васюхин В. Позвольте представиться//Рг1гша. 1993. - N1-2.

25. Веригин А. Русская реклама//Реклама в России. Сборник. Catalogue - рекламное обозрение. - М., 1992. - Выпуск 1.

26. Викентьев В.Л. Приемы рекламы: Методика для Рекламодателей и Рекламистов. 14 практических приложений и 200 примеров. Новосибирск: ЦЭРИС, 1993, 144 с.

27. Винер Н. Кибернетика. 2-е изд. - М.: Наука, 1983. - 340 с.

28. Виртуальная реальность/Гамильтон Дж., Смит Э., Мак Уильяме Г. и др.//Бизнес Ник. 1993. - N1. - с.29-35.

29. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Театр как действование//Из истории советской науки о театре, 20-е годы. М., 1988.

30. Вудраф Д., Левин Дж. Большая тройка жмет на газ//Бизнес Ник.- 1993. N4. - с.36-38.

31. Вудраф Д. На Фирне "Герман Миллер" любят природу//Бизнес Пик.- 1993. N4.

32. Вулис А.З. Литературные зеркала. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

33. Гибсон Дш. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. - 464 с.

34. Годфруа II. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с фр. М.: Мир, 1992.

35. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Д.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - 64 с.

36. Грабовенко Ю.А. Творческие возможности системы ручных и матричных методов графического моделирования в дизайне: Авторе® .дис.нанд-та искусствоведения. М., 1987. - 22 с.

37. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. - 286 с.

38. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство. 1991. - 221 с.

39. Гурко С.Л. Информатизация общества как текстуализация среды обитания//Человек и техника. И., 1990.

40. Деготь Е. Обретенное пространство Михаила Шварцмана обрело свое пространство//Коммерсантъ Дейли. 1994. - N47.

41. Деготь Е. Кабаков создал инсталляцию на руинах музея//Коммер-сантъ Дейли. 1994. - март-апрель.

42. Деготь Е. Олег Кулик на этот раз не оскорбил ничьих чувств//Коммерсантъ Дейли. 1994. - N73.

43. Дейян А. Реклама: Пер. с фр. М.: А/0 Издательская группа Прогресс, 1993. - 176 с.

44. Демидов В.Е. Подготовка рекламных текстов органами научно-технической информации (Методическое пособие). М.: ИПКИР, 1989. - 73 с.

45. Десять лет Зм-Ти-Ви//Америка. 1992. - N428.

46. Дизайн: Очерки теории системного проектирования/Под ред. М.С.Кагана. Л.: ЛГУ, 1982.

47. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки, использования, оценки. М.: В/О Внеыторгреклама, 1986. - 111 с.

48. Долина К. Санкт-Петербургские художники имеют обширные религиозные проекты//Конмерсантъ Дейли. 1994. - N22.

49. Донченко И. Реклама на инвестиционном рынке//Коммерсантъ Дейли. 1994. - 2 апр.

50. Дюбуа й. Общая риторика: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1986.

51. Евсеев B.C. Подготовка и защита диссертации: Справочно-мето-дическое пособие. СПб: Политехника, 1991. - 304 с.

52. Еемерен Ф., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки: Пер. с англ. СПб: Васильевский остров, 1992. - 207 с.

53. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991 - 206 с.

54. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Меядунар.отношения, 1991. - 416 с.

55. Закон Российской Федерации "0 Рекламе". Проект 1994 г.//Приложение к газете "Рекламный мир". 1994.

56. Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания, Н.: Институт психологии РАН, 1993. - 116 с.

57. Игнатьева И.Ф. Антропология техники: Человек как субъект мира техники. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1992. - 130 с.

58. Из компьютерной графики в виртуальную реальность/ZREAD.ME. -1993. N6.

59. Иоселиани Отар. Для чего снимают кино//Реклама Ианс. 1994.- 5 нарта.

60. Наган М.С. Мир общения. И., 1988.

61. Каи стать еретиком/Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск: К 16 Карелия, 1991. - 365 с.

62. Картер Г. Эффективная реклама//Приложение к журналу "Новости рекламы". М., 1990. - Часть 1 и 2. - 180 с.

63. Колпащиков Л.С. Культурно-художественное программирование среды оператора (Методическое пособие). СПб: СПбВХПУ им.В.И.Мухиной. 1991. - 60 с.

64. Компьютер + Медиа = Мультимедиа/VREAD.ME 1993. - К2. -с.31-40.

65. Кондратьева К.А. Экология культуры и проблемы гуманизации дизайнерского проектирования: Автореф.дис. . д-ра искусствоведения. М. 1993. 27 с.

66. Котлер Ф. Основы маркетинга//Приложение к журналу "Новости рекламы". М., 1989. - Часть 1 и 2. - 180 с.

67. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

68. Курьерова Г. Итальянская модель дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1993.

69. Кэри Дж. В мозговых центрах закипела работа: исследования в области качества переживают бум//Бизнес Уик. 1993. - К2. -с.21-23.

70. Лазарев Е.Н. Искусство метадизайна//Светомузыка в театре и на зстраде. Казань, 1992.

71. Лазарев Е.Н. Дизайн//Стенограмма семинара аспирантов по спец. 17.00.06 "Техническая эстетика". СПб: ВХПУ им.В.И.Мухиной. -1994.

72. Ленский Б. Покупатель в современном маркетинге//Прилонение к журналу "Новости рекламы". М., 1990. - 16 с.

73. Лосев А.Ф. Диалектика мифа//Лосев А.Ф.: из ранних произведений. М.: Правда. - 1990. - с.393-600.

74. Лотман Ю.И. Культура и взрыв. И.: Гнозис; Издательская группа "Прогресс". 1992. - 272 с.

75. Майкрософт//Бизнес Ник. 1992. - N9. - с.26-30.

76. Мак Кормак 3. Когнитивная теория метафоры//Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990. с.358-387.

77. Мак-Уильяме Г. Концертный зал на кристалле микросхемы//Бизнес Ник. 1993. - N5. - с.42-43.

78. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.46 - 4.1.

79. Матвеева Л., Осипов С. Президентов делает телевизор//АиФ. -1994. 15 апреля.

80. Мате 3. Послепродажное обслуживание: Пер. с фр./Общ.ред. В.С.Загашвили. М.: А/0 Издательская группа "Прогресс", 1993. -160 с.

81. Материалы Третьей Международной Конференции по компьютерной графике и визуализации "Графикон'93", сентябрь 1993: тез.докл.учебных курсов и семинаров. СПб, 1993. - 82 с. - Т.2.

82. Медынский С.Е. Компонуем кинокадр. И.: Искусство, 1992. -239 с.

83. Международный кодекс рекламной практики: Пер. с англ. Н.В.Тениной и В.Е.Демидова публикации международной торговой палаты в Париже. Июнь 1987. М.: Соверо, 1987.

84. Мировоззренческая культура личности: Сб. науч.труд. Киев, 1987.

85. Митзлаф С. Реабилитация как дело социальной политики в обществе культурные и практические замечания//Социальная психиатрия: фундаментальные и прикладные исследования.: Материалы симпозиума. - Л., 1990. - с.41-45.

86. Мифологический словарь/Гл.ред.Е.М.Мелетинский. И.: М68 Сов.Энциклопедия, 1991. - 736 с.

87. Монсон Пер. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы: Пер. со шв. СПб: Нотабене, 1992.

88. Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. На опыте рекламы продукции лесопромышленного комплекса. М.: РПЦ Внеыторгиздат, 1992. - 214 с.

89. Новохатская Н. Российская телереклама обнаруживает собственные пути развития/?Коммерсантъ Дейли. 1994. - N44.

90. Нюссбаум Б. Удобны для всех//Бизнес Уик. 1993. - N5. -с.55-56.

91. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. -504 с.

92. Павлова Н.А. Принципы структурообразования двумерных объектов графического дизайна: Автореф.дис. . канд-та искусствоведения.- СПб, 1994. 25 с.

93. Петрова Е.Ю. Психология создания рекламного сообщения//Зкс-пресс Сервис. 1994. - N6.

94. Петруша Г.А. Социология, идеология и мифология изменения человека и мира//Человек в изменяющемся мире: социальные и психологические проблемы.: Тез.докл.конфер. 20-23 апреля 1993 г. СПб.- Часть 3.

95. Победители. Итоги ежегодного конкурса на лучший дизайн/Бизнес Уик. 1992. - N1. - с.34-56.

96. Проблемы речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической литературе: Сб.науч.тр. Д.: НИИ общего образования взрослых, 1973. - 107 с.

97. Программы, которые по вкусу даже финансистам/Лойт Л. и др.//Бизнес Уик. 1993. - N5. - с.21-28.

98. Психологический словарь: Словарь/Под ред.Давыдова В.В. и др.- М. Педагогика, 1983. 448 с.

99. Ривс Р. Реальность в рекламе: Пер. с англ. М.: Соверо, 1992.

100. Рожков И.Я. Капиталистическая реклама сегодня (Методическиерекомендации). М.: В/О Внешторгреклама, 1988.

101. Розенталь Д.З. Практическая стилистика русского языка. -изд.4-е. М., Высш.школа, 1977. - 316 с.

102. Ролик Р. Тезисы с комментариями (к основам эстетики). СПб, 1994. - 153 с.

103. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира: Сб.науч.тр. под ред.Серебренникова Б.А. М., 1988.

104. Романов Г.М., Туркина Н.В., Колпащиков Л.С. Человек и дисплей. Л.: Машиностроение, 1986. - 256 с.

105. Сагадаев Л.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Юнной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1990. - 209 с.

106. Сергеев С.И. Общение с подсознанием, вымысел или реаль-ность?//Психолого-педагогические аспекты перестройки образования: Сб.науч.тр. СПб Госуд.Ун-та и Тверского Госуд.Ун-та. Тверь, 1992. - Т.4.

107. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л.: Васильевский Остров, 1990. - 351 с.

108. Сидоренко В.Е. Экспериментальная групповая психология:"Комплекс неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб: изд.СПбГУ, 1993. - 151 с.

109. Синглтон У.Т. Введение в эргономику: Пер. с англ. Бенева, -М.: Медицина, 1974. 148 с.

110. НО. Сиповская Н. Спрятанные картины Ван Гога обнаружены инфракрасным излучением//Коммерсантъ Дейли. 1994. - N69.

111. Современная западная философия: Словарь/сост.Малахов B.C. -М.: Политиздат, 1991. 414 с.

112. Соломоник А. Язык как знаковая система. М.: Наука, 1992. -223 с.

113. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. Л.: Изд.ЛГУ. 1985.

114. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. - 432 с.

115. Соколов М. Граффити//Декоративное искусство СССР. 1988. -N12. - с.22-26.

116. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. СПб.: Искусство. - 1989. - 254 с.

117. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. К.: ЦММС Пис-пайп, 1993. - 656 с.

118. Столин В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа//Восприятие и деятельность. М, 1976.

119. Столович Л.И. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетич. аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.

120. Студия "Крейт" переходит на новые технологии/VREAD.ME.1993. N4. - С.7.

121. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама. Теория и практика: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. - 580 с.

122. Тарханов А. Джефф Куне или реабилитация дурного вкуса//Ком-мерсантъ Дейли. 1993. - N179.

123. Тарханов А. Торговый плакат успешно боролся против торгов-ли//Коммерсантъ Дейли. 1994. - N79.

124. Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., Фр., нем., исп., польск.яз./сост. Н.А.Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. - 512 с.

125. Тупицын В., Кабаков И. За пределами коммунальной речи//Твор-чество. 1992. - N1. - с.22-25.

126. Ульяновская С.Н. Психологические аспекты образа банка в маркетинговой среде России: дипломная работы Высших Курсов Практической Психологии (ВКПП) при СПб Гос.унив. ВКПП N190. - СПб,1994. 27 с.

127. Ульяновский А.В. Видеориторика (Uideorhetoric)//труды международной конференции Графикон'93. 13-17 сентября 1993. СПб, 1993. - том 1 и 2. - с.246-250.

128. Ульяновский А.В. Коммуникативное качество (communicative Quality )//труды международной конференции Графикон'93. 13-17 сентября 1993. СПб, 1993. - Том 1-2. - с.241-243.

129. Ульяновский А.В. Т-Мифология (T-Mythology)//труды международной конференции Графикон'93. 13-17 сентября 1993. СПб, 1993.- Том 1-2. с.244-246.

130. Ульяновский А.В. Качество рекламного изображения//информаци-онннй Бюллетень Ассоциации Предприятий средств информации и рекламы. 1994. Кб.

131. Ульяновский А.В. Мифы в рекламе//Экспресс Сервис 1994. N9.

132. Ульяновский А.В. Потребитель в среде Мультимедиа. Проникающая реклама/ZREAD.ME Magazine for all Open Systems Users. 1993.- N9-10.

133. Управление космическим грузооборотом в NASA//READ.ME. -1993. N7-8. - с.18.

134. Уроки Россера Ривса//Экспресс Сервис. 1993. - N3.

135. Филатов В.П. Об идее альтернативной науки//заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.: ИПЛ, 1990. -с.152-175.

136. Флоренский П. Иконостас//Декоративное Искусство СССР. 1988.- N5. с.26-37.

137. Фоли Дж. Человеко-машинные интерФейсы//Мир Науки. 1987. -N12. - с.59-65.

138. Фромм 3. Иметь или бить? Пер. с англ. 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

139. Хрупкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.З. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1991. - 250 с.

140. Цветков 3. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния. М.: МКЦ МЙК центр-2000, 1993. - 80 с.

141. Званс Ли.Р. Берман Б. Маркетинг: Сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1993. - 335 с.

142. Эстетика: Словарь/Под общ.ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

143. Boltz D.-M. Market and Marketing Mix//Forms and Functions of Mass Media: Materials of Sumner Academy of Berlin Art Higher School - 6-17 September 1993. - St. Petersburg, 1993. 30 p.

144. Call for participation: invitation Bouclete/EUROGRAPHICS'94.- Oslo, 1994. 2 p.

145. Gordon David. Therapeutic Metaphors. Cupertino. CA: Meta Publications. 1978.

146. Grinder 3ohn and Richard Bandler. Trance Formations. Ho— ab.UT: Real People Press. 1981.

147. Hertuig-Dinse B. Selbstreferentielle Ilerbung. HDK of Berlin, 1994.

148. Huth L. From advertising to communication changes in the forms and functions of communication for economic and social purposes: project concept 2nd version//H0CHSHULE DER KUNSTE BERLIN.- BERLIN, 1993. November.

149. Huth L. Marketing-Kommunikation und uerbe Gestaltung. HDK of Berlin, 1994. 30 s.

150. Leinberger G. Communication and organization of Events//Forms and Functions of Mass Media: Materials of Summer

151. Academy of Uerlin Art Higher School 6-17 September 1993. -St.Petersburg, 1993. 10 p.

152. Haturplan und Uerfallskritik. Zu Begriff und Geschichte der Kultur. Frankfurt, 1984. - s.21-28.

153. ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

154. ADRA. Буклет СП ADRA.-СПб, 1993.2. Архив автора.

155. Архив автора. Авторская разработка.

156. Архив автора. Ходовой макет малого марсохода выставочный вариант. Авторская разработка в составе коллектива соавторов.

157. Архив автора. Годовщина экспорта леса. Внутрифирменный праздник СП ADRA.-СПб. офис СП ADRA, 1994.

158. Архив автора. Конверсия-91. Международная выставка. Экспозиция

159. ВНИИТМ.-СПб. Дворец СКА, 1991.

160. Архив автора. Первое Биеннале Новейшего Искусства. Всесоюзнаяхудожественная выставка. Экспозиция объектов автора.-СПб. ЛенЭКСПО, 1990.

161. Архив автора. Второе Биеннале Новейшего Искусства. Международная художественная выставка. Экспозиция объектов автора.-СПб. ЛенЭКСПО, 1992.

162. Архив автора. Эскизы к рекламному объявлению. "32 часа".

163. Архив автора. ТКТ. SPACARD. Презентация АО ТКТ.-СПб. Гостиницы "Пулковская", 1992.

164. Блистательный мир цифрового будущего /Ребелло К. и др.//Бизнес Уик.-1993.-N2.-с.12-18.

165. Викентьев И.Л. Приемы рекламы: Методика для Рекламодателей и

166. Рекламистов.-Новосибирск:ЦЭРИС, 1993.

167. Гибс он Дв. Экологический подход к зрительному восприятию*.

168. Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1988.16. йизнь и кошелек (приложение к "Аргументы и факты").-1994.-N1.

169. Лазарев Е.Н. Дизайн //стенограмма семинара аспирантов по специальности 17.00.06 "Техническая Эстетика". Иллюстрации. -СПб: ВХПУ им.Б.И.Мухиной.-1994.

170. Мате Э. Послепродажное обслуживание: Пер. с фр./Общ.ред.

171. В.С.Загашвили.-М.: А/0 издательская группа "Прогресс", 1993.

172. Петрова Е.Ю. Психология создания рекламного ссобщения//Экспресс Сервис.-1994.-Кб.

173. Проблемы речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической литературе: Сб.науч.тр. -Л.: НИИ общего образования взрослых. 1973.21. Реклама Шанс. 1994.-N25.

174. Романов Г.М., Туркина Н.В., Колпащиков Л.С. Человек и дисплей. Л.: Машиностроение, 1986.

175. Советский Союз. Иллюстрированный ежемесячник. Первая полосаобложки.

176. Тарханов А. Джефф Куне или реабилитация дурного вкуса//Коммерсантъ Дейли.-1993.-N179.

177. Терехов А. Воскресенье//0гонек.

178. Ульяновская С.Н. Психологические аспекты образа банка в маркетинговой среде России: дипломная работа ВКПП при СПб Гос.Унив.- ВКПП N190.-СПб, 1994.

179. Ульяновский А. Современные модели построения имиджа. Мифология товаров, услуг и коммуникаций фирмы/системное построение имиджа фирмы: Материалы семинара. 11-12 апреля 1995.-СПб. 1995.

180. Ульяновский А. Искусство рекламы и доверие потребителя//Экспресс Сервис.-1995.-N12, 13.

181. Фоли Дш. Человеко-машинные интерфейсы//Мир науки.-1987.-N12.- с.59-65.

182. Званс Дш.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр.пер. с англ.-М.: Экономика, 1993.

183. Boltz D. М.Market and Marketing-Mix//Forias and Functions of

184. Mass Media: Materials of Sunmer Academy of Berlin Art Higher School 6-1? September 1993. -St. Petersburg, 1993.

185. RTL TELEVISION. IPA Plus. Die Dynanik in den Medien.- Berlin. 1994.

186. Understanding Computer Technology. Ксерокопия с неизвестногооригинала.

187. ИЕINERT & PARTNER. Обложка буклета.-Берлин, 1994.санкт-петербургскии гуманитарный университет профсоюзовпа правах рукописи

188. Ульяновский Андрей Владимирович

189. МИчЮДИЗАЙИ КАК Ме юд СОЦИАЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

190. Специальное 1ь 24.00.04 «Прикладная культурология»1. АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

191. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культуоологии• • ■ ' v л.