автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Мифологизация массового сознания

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Филиппова, Ирина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Мифологизация массового сознания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Филиппова, Ирина Юрьевна

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования 10 процесса мифологизации массового сознания

1.1. Массовое сознание: понятие, структура, социальные функции

1.2. Миф как феномен духовной жизни общества

Глава 2. Генезис и эволюция процесса мифологизации массового 63 сознания

2.1. Детерминанты социального мифотворчества

2.2. Мифологизация массового сознания: традиции и современность

2.3. Роль и место мифов в массовом сознании российского общества 104 Заключение 128 Библиографический список использованной литературы

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Филиппова, Ирина Юрьевна

Актуальность темы исследования. Одним из факторов, определяющих актуальность рассмотрения данной проблемы, является тенденция к преобладанию мифологических представлений в массовом сознании на современном этапе развития общества. Несмотря на то, что на протяжении веков рациональное научное знание вытесняло элементы мифологических представлений из структуры сознания - мифосознание, как форма духовного освоения мира, сохраняет свои позиции в сознании наших современников. Интерес к данной проблеме обусловлен необходимостью разработки методологических основ анализа процесса мифологизации массового сознания, выяснения соотношения и взаимообусловленности мифа и массового сознания в названном процессе, выяснения сущности, места в общественном сознании, социальных функций мифосозна-ния и массового сознания.

Мифологический аспект присущ массовому сознанию во все времена, актуализация конкретных мифов происходит в периоды кризисов и социальных конфликтов, что характерно для сегодняшней ситуации в обществе. Современный мир становится все более непонятным для человека, обнаруживается внутренняя недостаточность традиционных способов освоения действительности. В условиях отсутствия привычных ориентиров, социальных идеалов, способных обеспечить мировоззренческую целостность сознания, неуверенности в будущем, отсутствия достоверной информации о происходящих в обществе процессах, создается благоприятная почва для манипулирования массовым сознанием со стороны политических элит, стремящихся мобилизовать в своих интересах широкие слои населения.

Перечисленные факторы и обусловили интерес к исследованию причин устойчивости мифов в массовом сознании, выявлению детерминант социального мифотворчества.

Исследование данного феномена актуально в теоретическом и социально-практическом аспектах. Человечество живет во власти мифа и участвует в процессе мифотворчества на протяжении тысячелетий, но особенности функционирования мифов и их влияния на массовое сознание изучены недостаточно. Интерес к проблеме связан и с тем обстоятельством, что мифологическое сознание восходит к древнейшим временам существования человека, вне изучения мифа невозможно выяснение генезиса искусства, религии, философии как специфических форм общественного сознания. Современная наука накопила огромный фактический материал в области мифологии первобытного и древнего общества, существует обширная литература о мифе, но, несмотря на это, основное в нем остается загадочным. Многие вопросы, связанные с изучением мифа как явления духовной культуры, остаются спорными и невыясненными. В философской литературе существуют многочисленные концепции, объясняющие сущность мифа, мифосознания, но ни одна из них дает целостного представления об этом уникальном явлении. Одни авторы считают мифологию реакционным грузом в духовном достоянии народа, другие - прогрессивным фактором культуры. Данное исследование является одной из попыток свести воедино наиболее значимые, с точки зрения автора, концепции мифа.

Столь же неоднозначно в научной литературе толкование массового сознания, которое является благоприятной средой для возникновения, существования и распространения мифов. В данном исследовании предпринимается попытка рассмотрения его сущности, структуры, социальных функций с позиций философского анализа.

Рассмотрение сущностных характеристик процесса мифологизации массового сознания предполагает выявление его основных этапов, тенденций эволюции, условий функционирования и результатов взаимодействия элементов названного процесса.

Степень научной разработанности проблемы.

Тема исследования далеко не исчерпана. Отсутствует согласие между авторами по многим основополагающим вопросам, по критериям выделения массового сознания в качестве самостоятельного объекта анализа. В диссертационном исследовании использованы работы, посвященные философскому осмыслению феномена массового сознания. Это исследования Б.А. Грушина [45], Я.В. Любивого [110]. Отдельные аспекты проблемы освещены в трудах Э.Я. Баталова [16], Г.Г. Дилигенского [59], А.К. Уледова [173], Н.М. Кейзерова [85], Н.И. Козловой [90].

Выявлению взаимосвязи массового сознания и общественного мнения способствовали работы М.К. Горшкова [41], С.А. Емельянова [69], В.Э. Бойко [25].

Культурологические аспекты проблемы массового сознания разрабатывали А.Г. Ашин [12], А.В. Кукаркин. Социально-психологические и философские аспекты формирования и происхождения массового сознания в различных типах массовых обществ изучались Г.М. Андреевой, Ю.А. Замошкиным, Б.Ф. Поршневым, Н.Н. Козловой [90]. Немалый интерес представляют работы Ю.В. Бромлея, И.С. Кона, в которых освещаются важные общетеоретические проблемы массового сознания.

Для изучения истоков массового сознания в России особое значение имеют труды русских философов и мыслителей А.И. Герцена, Н.К. Михайловского, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, Н.А. Бердяева [18] и других.

Важным источником анализа деформаций сознания служат работы отечественных психологов - В.М. Бехтерева [22], С.А. Рубинштейна, Д.В. Ольшанского [136].

Тема масс и массового сознания представлена в работах западных социологов и философов Г. Тарда [165], Г. Лебона [101], Г. Маркузе [116], X. Ортега-и-Гассета [138], Э. Канетти [80], Б. Данэма [56], В. Райха [153].

Достаточно разработанной является проблема происхождения мифа, ми-фосознания. В отечественной науке теории мифа изучались в области этнографических исследований в религиоведческом аспекте и в области филологии. Главным объектом исследований определялось соотношение мифологии и религии, религии и философии, отражение в мифах производственной практики, социальной организации, различных обычаев и верований. Эти аспекты отражены в трудах Л.Я. Штернберга, A.M. Золотарева, С.А. Токарева [168], А.Ф. Анисимова [6], Ю.П. Францева.

Сущности первобытной мифологии и тенденциям ее эволюции посвящены работы Д.М. Угриновича, Ф.Х. Кессиди, М.И. Шахновича.

Рассмотрение мифа как самого бытия, реальности, а не предшествующей философии формы общественного сознания, принадлежит А.Ф. Лосеву [107], С.Н. Булгакову [30].

Вопросы о соотношении мифологии древней и современной поставлены в работах A.M. Кондратова [92], П.С. Гуревича [49], В.П. Шестакова [185].

В Западной научной литературе можно выделить следующие подходы, касающиеся вопроса о сущности мифологии: натуристический (М. Мюллер, Э. Тайлор, Дж. Фрейзер); «эвгемерический» (Г. Спенсер, эволюционистская школа); биологический (3. Фрейд и его школа); социологический (Леви-Брюль, Б. Малиновский).

Идея о том, что сущность мифического кроется в глубинных пластах человеческой психики, и мифы всех народов и эпох имеют общие архетипические корни в коллективном бессознательном человечества, принадлежит К.Г. Юнгу [191] и широко используется в современном научном мире.

Предмет, объект, цель и задачи исследования:

Объектом данного исследования является массовое сознание как феномен духовной культуры.

Предметом - процесс мифологизации массового сознания.

Целью - философский анализ закономерностей возникновения и существования, причин устойчивости мифов в массовом сознании.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

-исследовать содержание понятий «массовое сознание», «миф», «мифо-сознание»;

- для определения внутренних механизмов и динамики процесса мифологизации рассмотреть сущность, структуру, социальные функции массового сознания, определить его место в структуре общественного сознания;

- определить детерминанты социального мифотворчества;

- исследовать роль мифосознания как формы и способа духовного освоения мира;

- выявить роль и место мифов в массовом сознании российского общества;

-показать существенную трансформацию, которую претерпевает миф в процессе эволюции социального мифотворчества от архаики до наших дней.

Методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы конкретности и всесторонности рассмотрения, принцип историзма, системный метод, метод социального психоанализа, в работе используются результаты научных исследований в области философии культуры, социальной психологи.

Научная новизна исследования заключается в том, что в соответствии с целями исследования

-осуществлен философский анализ процесса мифологизации массового сознания;

-уточнено содержание понятий "миф", "мифосознание", "мифология", "массовое сознание";

-выявлена роль мифов в массовом сознании современного российского общества;

- на основании созданной теоретической модели исследования раскрыты причины устойчивости мифов в массовом сознании;

- обоснован вывод о том, что процесс мифологизации массового сознания, сопровождая всю историю человеческого общества, во многом определяет характер современной эпохи.

Положения, выносимые на защиту:

Анализ процесса мифологизации массового сознания с позиций философского знания позволяет сформулировать следующие основные положения:

1. Массовое сознание - это неоднородное, многоуровневое образование, детерминируемое условиями жизни индивидов, включающее в себя рассудочные и эмоциональные элементы, характеризующееся усредненностью, инертностью, упрощенным восприятием действительности.

2. Субъектом-носителем массового сознания является масса - совокупность индивидов, включенных в социальную общность, характеризующаяся определенными свойствами: неоднородностью состава, общей направленностью, манипулируемостью извне. Носителем массового сознания может быть и отдельный человек, и человечество в целом.

3. Мифосознание - форма общественного сознания, составляющая неотъемлемый компонент структуры массового сознания, проявляется на всех его уровнях («коллективного - бессознательного», эмоционально-чувственном и смыслосозидающем) и отражающая особенности конкретной исторической эпохи.

4. Между мифом и массовым сознанием существуют отношения взаимообусловленности: миф поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф. Массовое сознание является способом функционирования мифотворчества, показывая степень распространения конкретных мифов в обществе, а миф является показателем качественного состояния массового сознания, отражая содержательный аспект данного процесса.

5. Особенности протекания процесса мифологизации массового сознания в российском обществе обусловлены спецификой и национальным своеобразием российской социо-культурной действительности, спецификой русского национального характера и влиянием различных народов и культур на ее формирование.

Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы в целях дальнейшей разработки проблемы мифологизации массового сознания. Теоретические выводы, сделанные на основе исследования проблемы социального мифа, будут способствовать углублению представлений о современном мифотворчестве, создадут предпосылки уточнения ряда положений философской теории, результаты исследования (материалы и выводы) могут быть использованы в процессе изучения курса философии, философской антропологии, при разработке специальных курсов, а также в практике политико-идеологической деятельности и социального управления.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии СГУ, на научных конференциях, в том числе - на международном научном конгрессе "Молодежь и наука -третье тысячелетие" (январь-февраль 1996 г.; г. Москва); межрегиональных конференциях "Философские и религиозные проблемы истории и современности " (май 1996 г., г. Ставрополь); "Философско-социологические основы анализа общественного развития России" (апрель 1997 г., г. Ставрополь); "Этнические процессы накануне XXI века" (май 1998 г., г, Ставрополь); «Совместные действия ученых и религиозных деятелей в решении современных проблем Юга России» (май 2001 г., г.Ставрополь); «Философско-мировоззренческие основания единства естественнонаучного и социогуманитарного знания в прошлом и настоящем» (май 2002 г., г. Ставрополь) и отражены в публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и библиографии. Объем диссертации -131 е., библиография включает 193 наименования. Общий объем диссертации -142 с.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мифологизация массового сознания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение проведенного исследования необходимо сделать некоторые выводы и обобщения.

Вопросы и проблемы, связанные с формированием и функционированием массового сознания в обществе являются предметом постоянных дискуссий. Проблема мифологизации массового сознания широко представлена в исследованиях последних десятилетий. Она анализировалась в различных аспектах представителями различных областей философского, исторического, социологического, культурологического знания. Однако, причины устойчивости мифов в массовом сознании, детерминанты социального мифотворчества, этапы и тенденции эволюции процесса мифологизации массового сознания недостаточно исследованы.

На основании проведенного анализа можно утверждать, что процесс мифологизации массового сознания проходит через всю историю человечества, во многом определяет характер современной эпохи, и, предположительно, будет оказывать заметное влияние на происходящие в обществе процессы и в будущем. Среди причин, обусловивших возможность, а зачастую и необходимость социального мифотворчества, можно выделить: онтологические, гносеологические, социальные, психологические, биологические.

Мифосознание как одна из форм общественного сознания, проявляется на всех его уровнях, выступая в качестве содержательного компонента, массовое сознание в этом отношении выполняет роль количественного показателя, свидетельствуя о степени распространения конкретных мифов в обществе. Значительную роль в создании и распространении мифов в современном обществе играют средства массовой информации.

Сохраняя свои позиции в массовом сознании современного общества, мифосознание выполняет ряд специфических функций: коммуникативную, этиологическую, регулятивную. Особенностью мифосознания является то, что оно проявляется на всех уровнях общественного сознания и во всех его формах, отражая уровень освоения человеком действительности в конкретный исторический период.

Выделенные структурные элементы массового сознания и мифа позволяют выявить механизм взаимообусловленности мифа и массового сознания в процессе социального мифотворчества. Мифосознание отражает действительность, выявляя уровень и способ ее освоения, определяя содержательный (качественный) аспект данного процесса, а массовое сознание выявляет степень распространения конкретных мифов в общественном сознании, являясь в то же время способом функционирования мифотворчества. Мифосознание является неотъемлемым компонентом структуры массового сознания, проявляясь на всех его уровнях - коллективного бессознательного, эмоционально-чувственном, смыс-лосозидающем, каждому из которых соответствует определенный тип мифотворчества (архетипы, стереотипы, аксиотипы соответственно).

В различные исторические эпохи роль мифов изменялась - от фактора, тормозящего развитие общества до прогрессивного фактора культуры. Мифологический аспект присущ массовому сознанию во все времена, но актуализация конкретных мифов происходит в периоды кризисов и социальных конфликтов.

Роль и место мифов в массовом сознании современного российского общества обусловлены рядом факторов, в том числе особенностями русского национального характера, социально-политической ситуацией в обществе, отсутствием общенациональной идеи.

Современные мифы, как и архаические, выполняют компенсаторную функцию, позволяют человеку создавать непротиворечивую картину бытия, ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, находить утешение в мире грез и фантазий. Но в отличие от архаического мифа, позволяющего упорядочить представления человека о мире, используя доступные ему средства самовыражения, современный миф способствует сознательному «погружению в незнание», уводя от «порядка к хаосу».

Современное состояние массового сознания характеризуется сочетанием самых различных ориентаций, суждений, оценок, переживаний. К нему применимы совершенно противоположные характеристики. Данное обстоятельство является следствием той ситуации, в которой находится российское общество. Разрушение государственных, социальных связей и отношений, конфликтные этнополитические процессы, резкое изменение социальной структуры, имущественное расслоение, порождает «причудливое сочетание» старых и новых взаимоислючающих ценностных установок, различного миропонимания.

Процессы модернизации требуют учета цивилизационных особенностей страны, их результаты сказываются на состоянии духовных ценностей и культуры. Наличие долговременного и всестороннего кризиса, блокирующего общественное производство и творческий потенциал людей во многом обусловлено наличием мифологического сознания. Главное следствие мифологического мышления заключается в том, что, воплощаясь в реальность, оно «сопровождается последствиями обратных результатов», т.е. результатов, которых никто не предполагал. Ситуация усугубляется тем, что социальная мифология тесно связана с авторитарным мышлением, которое является имманентной чертой политического сознания индивидов, включенных во властные структуры.

Процесс социального мифотворчества актуализируется в кризисные эпохи, что характерно для современного российского общества. В массовом сознании проявляется стремление написать историю с «чистого листа», что свидетельствует о недостаточном развитии исторической памяти русскою народа.

Главный вывод заключается в том, что процесс мифологизации массового сознания, сопровождая всю историю человеческого общества, во многом определяет характер современной эпохи. Мифотворчество будет существовать до тех пор, пока существует непознанное в окружающем человека мире, как природном, так и социальном. Дальнейшее всестороннее исследование феномена мифотворчества, роли и места мифов в истории человечества и современном обществе с позиций философского знания и специальных наук, позволит глубже понять природу человека и общества.

 

Список научной литературыФилиппова, Ирина Юрьевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аверинцев С.С. Мифы // Краткая литературная энциклопедия. -М.,1967.

2. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность М., 1988. -286 с.

3. Агеев B.C. Психологические исследования социальных стереотипов // Вопросы философии. -1986. № 1.

4. Алпеева Т.М. Социальный миф: сущность, структура. М., 1990.

5. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. -М., 1982.

6. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М., 1966.

7. Антонов М.Ф. Ложные маяки и вечные истины. М., 1991.- 303 с.

8. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. М., 1979.

9. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996. - 672 с.

10. Аристотель. Сочинения в 4-х т.т. М., 1984. - 830 с.

11. Ахиезер А.С. Россия как большое общество // Вопросы философии. -1993.-№ 1.

12. Ашин А.Г. В тисках духовного гнета. М., 1986. - 253 с.

13. Балла О.А. Религия, магия, миф: современные философские исследования // Вопросы философии. 1999. - № 4 . - С.153 - 155.

14. Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987.

15. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

16. Баталов Э.Я. В мире утопии. М., 1989. - 319 с.

17. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.,1994. - 384 с.

18. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. - 480 с.

19. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. - 288 с.

20. Берзин Б.Ю. Массовое сознание и самосознание группы. М., 1991. - 274 с.

21. Бессонов Б.Н. Русская идея. Мифы и реальность. М., 1993.

22. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1903.- 144 с.

23. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1974.

24. Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология. М., 1997. - 336 с.

25. Бойко В.Э. Общественное сознание и перестройка. М., 1990.

26. Бондаренко Л.И. Основные этапы становления сознания: логическое и историческое в генезисе сознания. Киев, 1997. - 200 с.

27. Бондаренко Ю.Я. Человек. Судьба. Вселенная: глазами мудрецов. -М., 1994.-237 с.

28. Бубер М. Два образа веры. М.,1995. - 464 с.

29. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., 1986.

30. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1986.

31. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности // Вопросы философии, 1989, № 12, с. 90-98.

32. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

33. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М. 1998. -223 с.

34. Волков А.И. В поисках смысла. М., 1993. - 103 с.

35. ВундтВ. Миф и религия. Пер. с нем. СПб, 1913. -416 с.

36. Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. М., 1986. - 216 с.

37. Миф моей жизни. (Автобиография) // Вопросы философии, 1989. -№2.-с.Ю6- 142.

38. Горбовский А. Иные миры. М., 1991. - 233 с.

39. Горбовский А. Тайная власть, незримая сила: колдуны, экстрасенсы, целители. М., 1991. - 220 с.

40. Горелов А.А. Расщепленный человек в расщепленном мире. М., 1991.

41. Горшков М.А. Общественное мнение: история и современность. -М., 1983.-382 с.

42. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов.-М, 1993.

43. Грамницкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии. 1993. -№3

44. Грицианова Т.Л. Политизация массового сознания как фактор социальной напряженности. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.,1992.

45. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. - 3 68 с.

46. Гулыга А.В. Миф как философская проблема / Античная культура и современная наука. М.,1985.

47. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М.,1994. - 514 с.

48. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. - 395 с.

49. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983.- 175 с.

50. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М. 1980. -367 с.

51. Гуревич П.С. Приключения имиджа. М., 1991.

52. Гуревич П.С. Мистика как культурная традиция // Общественные науки и современность. 1994. - № 4. - С. 136 - 145

53. Гуревич П.С. Мифология наших дней: философские заметки // Свободная мысль. 1992. - № 11. - С. 43 - 53.

54. Гуревич П.С. Этот зыбкий, фантомный мир (общекультурный смысл размышлений Кастанеды) // Философские науки. 1991. - № 10.

55. Гусейнов Г.И. Ложь как состояние сознания // Вопросы философии. 1989,-№ И.

56. Данэм Б. Гигант в цепях. М., 1984. - 380 с.

57. Данэм Б. Человек против мифов. М., 1961. - 295 с.

58. Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб, 1904. - 375 с.

59. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели: проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М., 1986. -255 с.

60. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996. -351с.

61. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека // Вопросы философии. 1993. - № 4. - С. 125 -134.

62. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия: мифология в зеркале рефлексии. М., 1993. - 239 с.

63. Дробижева Л.И. Традиции в современном обществе. М., 1990

64. Дубин Б.В., Толстых А.В. Слухи как феномен обыденной жизни // Философские исследования. 1993. - № 7. - С. 136 - 141.

65. Дубинин И.И., Гуслякова Л.Г. Динамика обыденного сознания. -Минск, 1985.- 135 с.

66. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983

67. Дынич В.И., Ельяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томильчик Л.М. Вне-научное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии .- 1994. № 12. - С. 122 - 134

68. Евсюков В.В., Мелетинский Е.М. Мифы о мироздании. М., 1986

69. Емельянов С.А. Методологические проблемы изучения общественного мнения. Куйбышев, 1986.

70. Жуков Н.И. Проблема сознания. Философский и специально научный аспекты. Минск, 1987. - 205 с.

71. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

72. Золотухина-Аболина Е.В. Рациональное и ценностное: (проблема регуляции осознания). Ростов-н/Д., 1988. - 139 с.

73. Иваницкая Е. Дедушка надвое сказал: к проблеме преодоления ментальных мифологем в процессе обновления самоидентификации // Знамя. 1993. - № 12. - С. 174 - 182.

74. Иванов Е.М. Проблема поиска субстрата объективной реальности. -М., 1993.-80 с.

75. Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. М., 1989. - 241 с.76. Идолы и идеалы. М., 1988.

76. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

77. История русской общественной мысли. М., 1993. - 166 с.

78. История социалистических идей и стереотипы массового сознания. -М., 1990.- 101 с.

79. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. - 528 с.

80. Карлейль Т. Теперь и прежде. -М., 1994. 415 с.

81. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Философские науки. 1991. - № 7. - С. 31 - 44.

82. Кассирер Э. Миф и религия // Философские науки. 1991. - № 7

83. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека. Антология. М., 1993. - С. 108 - 122.

84. Кейзеров Н.М. Социальное творчество масс и борьба идей. М., 1987.

85. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. - 312 с.

86. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание. М.,1989.- 190 с.

87. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. В 3-х кн. -Магнитогорск, 1994. 849 с.

88. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. -М., 1983.

89. Козлова Н.И. Сознание масс как симптом состояния общества // Философские науки. 1989. - № 4.

90. Козлова Н.Н. Упрощение знак эпохи? // Социологические исследования. - 1990. - № 7 - С.11 - 20.

91. Кондратов A.M., Шилик К.К. Как рождаются мифы XX века. -Л.,1988.- 176 с.

92. Колосов В.А., Криндач А.Д. Тенденция постсоветского развития массового сознания и политическая культура Юга России // Полис. -1994. -№ 6.

93. Кравченко И.И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии. 1999. - № 1 - С.З - 17.

94. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. Л., 1991.

95. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.,1994. -243 с.

96. Кудрявцев В.Н. Механизмы социальной деформации // Вопросы философии. 1989. - № 11.-С.З.

97. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. -М. 1989.

98. КурашвилиБ. Куда идет Россия? М., 1994.

99. Кьеркегор С. Страх и трепет. -М.,1991.

100. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб. - 1956.

101. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.,1999. - 392 с.

102. Леви-Строс К. Структура мифов // Структурная антропология. -М.,1983.

103. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. М.,1996.

104. Лисовский А.В., Лисовский В.Г. В поисках идеала. Мурманск, 1994.-276 с.

105. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

106. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. 1992. - № 7.

107. Лоренц К. Агрессия. М., 1991.

108. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.,1990. - 96 с.

109. Любивый Я.В. Современное массовое сознание. Киев, 1993. — 142 с.

110. Любомирова Н.В., Межуев В.М. Перестройка сознания или сознательная перестройка // Вопросы философии. 1989. - № 4.

111. Лях В.В. Рационализм и иррационализм в современной буржуазной социальной философии. Киев, 1986.

112. Маркова Л.А. Конец века конец науки? - М., 1992. - 136 с.

113. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.

114. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12.

115. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1993.

116. Матяш Г.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д, 1988.- 178 с.

117. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1985.

118. Мережковский Д. Больная Россия. Л., 1991.

119. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и перестройка самосознания индивида. М., 1990. - 220 с.

120. Михайловский В.Н., Светов Ю.И. Мировоззрение и современная научная картина мира. Л., 1986.

121. Мифы и реальность. М., 1989.

122. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. М., 1982, 1991.

123. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994. - 248 с.

124. Молчанов В. Колонизаторы мозга, или угроза биократии // Иностранная литература, 1981. - № 12.

125. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму и обществу. Начало истории // Социально-политический журнал. 1993. - № 5 - 6.

126. Моисеев Н.Н. «Золотой век» или размышления об истоках коммунизма // Социально-гуманитарные знания. 1999. - № 3. - С. 142 -156.

127. Московичи С. Век толп. М., 1996.

128. Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской менталъности // Полис. 1995. - № 4.

129. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. М.,1985.

130. Найдыш В.М. Диахрония мифотворчества // Вопросы философии. -1994.-№ 12.

131. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. - 287 с.

132. Налимов В.В. В поисках смыслов. М., 1993. - 208 с.

133. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.-352 с.

134. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. - 448 с.

135. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., - 2001. - 368 с.

136. О происхождении богов. М., 1990.

137. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 1992.

138. Общественное сознание и его формы. М., 1986.

139. Осаченко Ю.С., Дмитриева JI.B. Введение в философию мифа. М., 1994.- 173 с.

140. Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. -М., 2000. 543 с.

141. Патрушев А.И. Расколдованный мир М.Вебера. М., 1992.

142. Пелипенко А.А. Проблема структуры сознания // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996. - С. 38 - 40.

143. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. -Петрозаводск: Карелия, 1991. 109 с.

144. Платон. Соч. в 3-х т. Т.З, 4.1. М., 1971.

145. Проблема сознания в философии и науке. М., 1996. -216 с.

146. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб, 1996. -366 с.

147. Пукшанский Б.Я. Обыденное сознание: опыт философского осмысления.-Л., 1987.- 153 с.

148. Плотников Н.С. К.Ямме. Пределы и перспективы современных философских теорий мифа // Вопросы философии. 1993. - № 5.

149. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.

150. Пухликов В.К. Человек и общество. М., 1990. - 139 с.

151. Пятигорский A.M. Мифологические размышления. М., 1996. -280с.

152. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997. - 380 с.

153. Рерих Е.И. У порога нового мира. М., 1994. - 167 с.

154. Реформирование России: мифы и реальность (1989 1994). - М., • 1994.-384 с.

155. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. М., 1995. - 462 с.

156. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. - № 5 - 6.

157. Романовская Т.Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопросы философии. 1994. - № 9. - С. 23 - 36.

158. Руткевич A.M. К.Г.Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. - № 1.

159. Скворцов Б.П. Историческое творчество народных масс как проблема мировой социально-философской мысли. В 3-х книгах. Белгород. - 1993. - Книга 1. - 179 с.

160. Современные социально-политические процессы и динамика массового сознания. М., 1992. - 139 с.

161. Социальный идеал и массовое сознание. М., 1992. - 103 с.

162. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. - 103 с.

163. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

164. Тард Г. Личность и толпа. СПб, 1903. - 178 с.

165. Теория и практика средств массовой информации в современном мире.-М., 1985.

166. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. - 608 с.

167. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

168. Токарчик А. Мифы о бессмертии. М., 1992. - 240 с.

169. Тугаринов В.П. Избранные произведения. М., 1991.

170. Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. 1991. - № 10.

171. Тэрнер 'В. Символ и ритуал. М., 1983.

172. Уледов А.К. Структура общественного сознания. -М., 1968.

173. Федотов Г.П. О святости интеллигенции и большевизме. СПб., 1994.- 149 с.

174. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М., 1991.- 192 с.

175. Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. Иваново, 1994,- 192 с.

176. Фромм Э. Бегство от свободы. Мн, 1998. - 672 с.

177. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб, 1997. - 448 с.

178. Франкл В.В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

179. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М., 1991. -296 с.

180. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. -798 с.

181. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. - 448 с.

182. Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. - № 9. - С. 37 - 52.

183. Шеллинг Ф.В.Й. Введение в философию мифологии. Соч. в 2-х тт. -М., 1989.

184. Шестаков В.П. Мифология XX века. М., 1988.

185. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления.-Л., 1991.-216 с.

186. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990.

187. Щукин В.В. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа) // Вопросы философии. 1998. - № 11. - С. 20 - 29.

188. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000. - 222 с.

189. Юм Д. Исследование о человеческом разумении: Пер. с англ. М., 1995.-240 с.

190. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов: Пер. с англ. М., 1997. -384 с.

191. Яковенко И. Цивилизация и варварство в России // Общественные науки и современность . 1995. - № 4. - С.78 - 86.

192. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. - 528 с.