автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Мифопоэтическая интерпретация культуры средневековой Европы в творчестве Рихарда Вагнера

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Иващенко, Татьяна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Нижневартовск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Мифопоэтическая интерпретация культуры средневековой Европы в творчестве Рихарда Вагнера'

Текст диссертации на тему "Мифопоэтическая интерпретация культуры средневековой Европы в творчестве Рихарда Вагнера"

, / . » Л1 ' ' ' п

V ' V .......... - ) - - / '1 , \ А

V ' К .,./>

у

Нижневартовский государственный педагогический институт

Центр культурологии Кафедра теории и истории культуры

На правах рукописи

ИВАЩЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РИХАРДА ВАГНЕРА

Специальность - 24.00.02 - историческая культурология

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата культурологии

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Л. А. Полищук

Нижневартовск

1999 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Функциональные взаимоотношения религии, мифа и истории в культуре романтизма и в творчестве Р. Вагнера

§1. Формирование и развитие религиозного мироощущения в культурной традиции романтизма 11

§2. Миф как центральная художественно-философская категория романтической культу- 24

ры

§3. Народность как культурная доминанта романтизма 46

§4. Историческое мировоззрение как составная часть творчества романтиков 57

Глава 2. Творческое преломление мифои-сторического комплекса в произведениях Р. Вагнера

§ 1. Формирование мифопоэтического восприятия культуры средневековой Европы в операх 40-х годов 67

§2. Развитие мифоисторического комплекса в сочинениях 50-70-х годов 99

Заключение 121

3

Библиография

133

Введение

Актуальность темы исследования.

Данное диссертационное исследование посвящено творчеству выдающегося немецкого композитора Рихарда Вагнера, которое, с одной стороны, завершает развитие музыкального романтизма, и в то же время устремлено в будущее. Оперные сочинения композитора, преодолев рамки романтических традиций, стали связующим звеном между XIX и XX веком. В первую очередь, его завоевания связаны с освоением мифа в музыкальном искусстве. Р. Вагнеру принадлежат многие открытия, касающиеся строения произведений, способов воплощения сюжета, соединения вневременного эпического с художественными особенностями современной эпохи.

В настоящее время можно говорить о возрастании научного интереса к мифу как особому типу мышления и мировосприятия. С этой точки зрения творчество Р. Вагнера приобретает особое звучание. Идеи великого немецкого композитора во многом повлияли на разработку мифа в художественной культуре XX века (в этой связи можно упомянуть творчество Т. Манна, Дж. Джойса, Г. Гессе в литературе; осмысление возможностей мифа в музыкальном искусстве нашло своё продолжение в произведениях Р. Штрауса, И. Стравинского).

Оперы Р. Вагнера обращены к вечным легендарно-историческим сюжетам и образам, поэтому включение в произведения широчайшей временной ретроспективы, проецирование мифомышления на творческий метод композитора создают особую зону проблемного поиска с позиций исторической культурологии.

Отношение Р. Вагнера к историческому прошлому главным образом связано не с сюжетным соответствием средневековым легендам

и преданиям, а с раскрытием высокого культурсозидающего статуса мифа. Поиск сакральных основ бытия, состояние мистического напряжения, вероисповедальность, мифологическое мироощущение композитора созвучны эпохе Высокого Средневековья. Поэтому центральное место в работе отводится определению роли мифомышления как основы творческого метода Р. Вагнера, приведшего к переосмыслению генерационных возможностей мифа в музыкальной культуре.

В качестве объекта исследования рассматриваются особенности функционирования мифа в художественной культуре романтизма.

Предметом исследования является творчество Р. Вагнера как пример мифопоэтической интерпретации культуры средневековой Европы в контексте художественных традиций романтизма.

Степень научной разработанности проблемы.

В настоящее время в области культурологии заметно возрос интерес к интегративным методам изучения искусства как целостной системы. Но до сих пор творчество Р. Вагнера не получило культурологического осмысления концептуального характера.

Музыкальное наследие Р. Вагнера подверглось значительному искусствоведческому анализу. Наибольшую роль в данной области исследования сыграли работы А. А. Алыыванга, Н. И. Виеру, В. Вольфа, Г. Галя, В. Г. Гамрат-Курека, М. С. Друскина, А. Я. Кенигсберг, Г. Кнеплера, Г. В. Крауклиса, Э. Курта, Б. В. Левика, Н. С. Николаевой, Г. Ш. Орджоникидзе, А. Л. Порфирьевой, М. Е. Тараканова.

Философское осмысление творчества немецкого композитора отражено в работах Ф. Ницше, X. Ортеги-и-Гассета, А. Ф. Лосева и в литературном эссе Т. Манна.

Обширная панорама культуры романтизма представлена в трудах Н. Я. Берковского, И. Ф. Бэлзы, В. В. Ванслава, О. Б. Вайнштейн, Р. М. Габитовой, Р. Гайма, А. С. Дмитриева, В. М. Жирмунского, Ф. П. Фёдорова.

Цели и задачи исследования.

Общая цель заключается в рассмотрении творчества Р. Вагнера с точки зрения исторической культурологии и выявлении в нём креативной потенции мифа, направленной на освоение культуры средневековой Европы.

Реализации данной цели способствует решение следующих исследовательских задач:

• определение особенностей художественного освоения культуры средневековой Европы в контексте романтизма;

• выявление основных приёмов воссоздания мифа в творчестве Р. Вагнера;

• раскрытие специфики воплощения исторического прошлого в мифопоэтическом комплексе Р. Вагнера;

• рассмотрение влияния творчества Р. Вагнера на дальнейшее освоение мифа в художественной культуре.

Научная новизна работы обусловлена, в первую очередь, выбором в качестве предмета культурологического исследования творческого наследия Р. Вагнера, долгое время находившегося на периферии художественной жизни России. Особый интерес, с точки зрения исторической культурологии, представляет полифоническое соединение в произведениях композитора близких по мироощущению эпох романтизма и средневековья. Новизна в решении поставленных задач заключается в том, что:

• определены основные направления мифопоэтического освоения культуры средневековой Европы в контексте романтизма, нашедшие своё выражение в стремлении романтиков к религиозно-мистическому постижению прошлого и созвучностью двух эпох в переживании настоящего как вневременной вечности;

• проведён детальный анализ приёмов воссоздания мифа в творчестве Р. Вагнера, затрагивающий как сферу художественных образов, музыкальной стилистики, так и особенности театральной концепции композитора;

• в ходе исследования были выявлены особенности творческого подхода Р. Вагнера к воплощению исторического прошлого, нашедшие своё выражение в мифопоэтической интерпретации композитором культурного наследия средневековой Европы;

• рассмотрены взаимосвязи художественного метода Р. Вагнера с более поздними теоретическими концепциями осмысления творческого процесса, направленными на воссоздание мифологического начала в произведении художественной культуры.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Методологической основой диссертационного исследования, в соответствии с поставленной целью и задачами, общей его направленностью, главным образом сводимой к рассмотрению творчества Р. Вагнера в его соотнесённости с культурным наследием средневековья, является сочетание конкретно-исторического и типологического подхода к рассматриваемому материалу. Данная точка зрения выявля-

ет единую культурную доминанту эпохи и предполагает поиск первопричин рождения ведущих тенденций, тем, образов и стилистических особенностей творчества композитора. Соответственно, методология диссертационного исследования строится на основе таких дисциплин, как историческая культурология, теоретическое искусствознание, а также предполагает использование приёмов системного и сравнительного анализа.

Теоретической базой исследования являются литературные работы Р. Вагнера. Внутрихудожественные проблемы и тенденции творчества нашли также отражение в мемуарах и эпистолярном наследии композитора.

Обоснование возможностей мифа как способа творческого мышления представлено трудами Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, К. Леви-Стросса, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, В. Тэрне-ра, Б. А. Успенского, Дж. Фрэзера, М. Элиаде.

Творческий метод Р. Вагнера актуализировал миф через сочетание присущей эпосу силы обобщения с психологической детализацией внутреннего мира героев. В соответствии с этим зона проблемного поиска диссертационного исследования включает и психоаналитическое направление, представленное работами 3. Фрейда. Обширная панорама архетипики мировой мифологии открывается в трудах К. Юнга и его единомышленников - К. Кареньи, Дж. Кэмпбелла, Э. Ноймана.

Поскольку творчество Р. Вагнера в своём сюжетном представлении обращено к миру средневековых легенд и преданий, значительное влияние на диссертанта оказали исследования ведущих медиевистов - А. Я. Гуревича, Ф. Кардини, Л. П. Карсавина, Э. А. Макаева,

А. Д. Михайлова, Й. Хёйзинги, А. Хойслера, Ж.-К. Шмитта, Э. Эстер-берга.

Положения, выносимые на защиту:

1. Целостное мировоззрение романтизма раскрывается через признание мифа культурной универсалией. Художественное освоение действительности направлено на поиск всеобщего единства, обусловленного верой. В плане религиозного напряжения романтическое сознание подобно средневековому. В актуализации истории романтиками во многом проявляются особенности мифологического мышления. Аксиологическая установка эпохи определена верой в реальность Золотого века человечества и стремлением приблизиться к нему через мистическое постижение прошлых эпох. Переживание исторического времени как высшей реальности, наполненной религиозном смыслом, в значительной мере характерно для средневековья. Взаимосвязь мифа и истории является основополагающей в формировании традиций художественной культуры романтизма, направленных на художественное освоение прошлого, выраженного в культуре средневековья, и дающих импульс развитию искусства будущего.

2. Творчество Р. Вагнера наиболее полно представляет мировоззрение и мироощущение музыкального романтизма, нашедшего своё выражение в мифе. Художественный метод композитора, основанный на мифопоэтической интерпретации прошлого, выявляет глубинные соотношения мифологического сознания с религией, историей и искусством. Стремление Р. Вагнера к иррациональному, невербальному воспроизведению в музыкальных сочинениях многоуровневого смыслового пространства выразилось в актуализации психологических обертонов мифа и в создании музыкального стиля, адекватного мифу.

Театральная концепция композитора, направленная на реализацию идеи синтеза искусств, мифологична по своей сути и ориентирована на сценическое воплощение символического плана музыкальных драм, выраженного в ритуализации театрального действия.

3. Творческий метод Р. Вагнера основан на убеждении композитора в том, что миф актуализирует исторические детали, делая их каждый раз выражением общечеловеческих ценностей. Принцип всеох-ватности, характерный для мифа, нашел своё выражение в особенностях творческого процесса композитора и является способом соединения прошлого и будущего в пространстве произведения искусства. Р. Вагнер трактует историю как сферу построения художественных миров мифологического типа, что и определяет специфику поэтиче-

и т—(

скои интерпретации композитором культуры средневековой Европы.

4. Обращение Р. Вагнера к мифу не ограничено рамками музыкальных произведений, а направлено на переосмысление задач и возможностей искусства в целом. Сочетание в творчестве композитора метамифологических обобщений с предельной детализацией психоаналитического свойства предвосхищает новые подходы к освоению мифа в художественной культуре XX века, выраженные в установке творческого процесса на воспроизведение иррационального, бессознательного начала, поддающегося поливариантному толкованию смыслов.

Научно-практическая значимость работы состоит в восполнении пробела в анализе творческого наследия Р. Вагнера, с точки зрения исторической культурологии. Материалы диссертационного исследования могут найти применение в учебных курсах по истории музыки, истории эстетических учений, культурологии, а также при со-

ставлении спецкурсов и спецсеминаров по обозначенным направлениям.

Апробация работы. Отдельные концептуальные положения диссертации, посвященные соотношению типологического и индивидуального в произведении художественной культуры, изложены в тезисах доклада на научно-практической конференции «Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале тысячелетия» (Тюмень, 1997). Материалы и основные результаты исследования обсуждались на теоретических семинарах кафедры теории и истории культуры, кафедры музыкального образования Нижневартовского государственного педагогического института. Отдельные аспекты исследования были отражены в публикациях диссертанта, посвященных проблемам культурологии, этики и эстетики, философии искусства.

Структура работы обусловлена последовательностью разрешения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографии. Общий объём диссертации - 150 страниц.

Глава 1

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИИ, МИФА И ИСТОРИИ В КУЛЬТУРЕ РОМАНТИЗМА И В ТВОРЧЕСТВЕ Р. ВАГНЕРА

§1. Формирование и развитие религиозного мироощущения в культурной традиции романтизма

Творчество Р. Вагнера являет собой наиболее масштабное и глубокое выражение сложных и противоречивых процессов художественной жизни Германии второй половины XIX века. По праву считаясь «духовной родиной романтизма», немецкая культура во многом определила дальнейшую судьбу европейского историко-культурного сознания. Известно, что как определенный тип мировосприятия, романтизм сильно эволюционировал на протяжении своей истории, и в различных видах искусства его формирование не совпадает по «временным» параметрам: так, например, литература, приоритет которой был очевиден в начале века, уступает место музыке в его второй половине.

Можно утверждать, что в творчестве Р. Вагнера немецкий романтизм обрел свое «второе дыхание». Факт тем более значителен, что в большинстве европейских стран к этому времени романтизм как художественное явление уступает свои позиции новым направлениям. О сложности культурных процессов этого времени прекрасно сказал Т. Манн: «Общеевропейское влияние, представительство от лица Европы, покоряющая мир сила, звучащая в именах великих романистов, -

все это есть и в Германии, но не в литературной критике общества, а в музыке»1. Великим представителям реалистического направления «Германия может противопоставить - или поставить в один ряд с ними - имя Р. Вагнера»2. Необходимо также подчеркнуть, что выдающийся немецкий композитор представлял не только музыку Германии, но и её эпос, драму, теорию искусства. Грандиозные творения Р. Вагнера достойно венчают одну из самых интересных и творчески противоречивых эпох художественной культуры и одновременно дают мощный импульс развитию искусства будущего.

Романтизм как культурная эпоха имеет длительную историческую судьбу. Формирование нового мировоззрения было связано с противоречивым отношением к уходящей эпохе как к Веку Разума и, соответственно, центральной оппозицией становится соотношение ratio - intuitio. Своеобразие романтической гносеологии заключается в изначальном ощущении полярностей, которые представлены рядом антиномий. Любой идее соответствует её альтернатива: сознательное -бессознательное; чувство - разум; мечта - действительность; идеальное - материальное и т. д. Но, в то же время, учитывая всю многомерность творчества, можно отметить тенденцию к сопряжению этих полярностей на качественно ином, чем прежде, уровне. Противостояние «рассудочности» предыдущей эпохи выразилось в зарождении и развитии мистического чувства присутствия во всем конечном. Именно это напряженно-экстатическое состояние сопричастности божественному Универсуму стало основой формирования глубоко религиозного

1 Манн Т. Страдания и величие Рихарда Вагнера. // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М.,

1961. Т. 10. С. 286.

2 Там же.

мироощущения, так как «сознание мистической сущности мира неиз-

•5

бежно приводит к вопросам религии» .

Представляя формирование мистических устремлений в эпоху романтизма как сложный и противоречивый процесс, необходимо выделить ряд работ, которые сыграли значительную роль в становлении религиозного мировоззрения.

Прообраз мистического чувства определяется уже в работе В. Вакенродера «Сердечные излияния отшельника - любителя искусства» (1797). Мысль о том, что для создания талантливого произведения необходима внутренняя религи