автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Закиров, Виктор Юзифович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мировоззрение личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума"

На правах рукописи

ЗАКИРОВ Виктор Юзифович

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА РОССИЙСКОЙ АРМИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ СОЦИУМА (социально-философский анализ)

Специальность: 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

11 ФиН 2015 005558771

Москва - 2015

005558771

Диссертация выполнена на кафедре философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны Российской Федерации

Научный руководитель: АЛЕКСЕЕНКО Виктор Алексеевич,

доктор философских наук, доцент

Официальные оппоненты: БЕРКУТ Виктор Петрович,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Военно-технический университет» Министерства обороны Российской Федерации, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин

МУЗЯКОВ Сергей Иванович,

доктор философских наук, профессор, ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте», профессор кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

Ведущая организация: Федеральное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная академия водного транспорта»

Защита состоится « 9 » апреля 2015 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 319.001.01 по философским и политическим наукам при Пограничной академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации по адресу: 125040, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 3/5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пограничной академии ФСБ России по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 3/5 и на сайте bgafss.ru

Автореферат разослан « 2 » февраля 2015 г. Ученый секретарь диссертационного совета

Г.П. Герейханов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Стремительные изменения в мире в конце XX — начале XXI века, связанные в первую очередь с нарастающими и противоречивыми процессами глобального перестроения мира, с особой остротой вызвали кризисные явления в социокультурной жизни российского общества, которые по своим масштабам и принимаемым формам становятся источником вызовов и угроз национальной идентичности и превращаются в вопрос национально-государственного выживания.

Процессы глобализации все активнее испытывают на прочность современную Россию. Вновь со стороны Запада реанимируются негативные мифы о России и русских: об историческом пьянстве, природном рабстве и генетической жестокости, о тупиковой ветви развития русской цивилизации и не историчности русского народа. В ракурсе данных утверждений вновь актуальными становятся слова русского философа Ивана Ильина, который писал: «Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский «веник» на «прутики», переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации... Им нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах и в расчленении... с убывающим народонаселением. Но единая Россия им не нужна»1. В конечном итоге, сегодня сознание и мировоззренческие основания, «мировоззренческая матрица» российского народа и личности весьма активно подвергаются негативным воздействиям как со стороны внешних, так и внутренних факторов и условий. В частности, усиливается подрыв идентификационного социокультурного базиса, провоцируется глубокий всеобъемлющий кризис идентичности, который может стать основной причиной мировоззренческой трансформации личности, в том числе личности офицера современной Российской армии.

В этих условиях мировоззрение личности выступает той духовной преградой, которая позволяет воспрепятствовать чуждой идеологической агрессии, стать иммунной защитой духовно-нравственных основ российского общества, ядром национальной безопасности российского государства. Всестороннее исследование объективных и субъективных причин возникновения кризиса идентичности, динамики и направлений преодоления его последствий становится проблемой национальной безопасности и сохранения самобытного российского мировоззрения с присущими ценностями и идеалами.

Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью исследования сущности и генезиса идентичности и идентификационных процессов, раскрытия характера и основных форм их влияния на процессы развития российского общества и личности в условиях глобализации.

1 Ильин И.А. Национальная Россия: наши задачи. М., 2011. С. 99.

Сегодня уже очевидно, что современная глобализация неоднозначно влияет на идентификационные процессы в вопросе о путях и смысле дальнейшего развития человечества как глобальной социальной системы. В данном контексте проблема изучения кризиса идентичности непосредственно связана с Россией и предстает в формате вопроса о сохранении и развитии цивилизационной идентичности российского социума.

Во-вторых, масштабами современного идентификационного кризиса, который охватывает все сферы и уровни жизнедеятельности человека как на личностном, так и на социальном уровнях. Современные идентификационные процессы в мире по своему характеру ставят на повестку дня вопрос о переоценке всей истории, всего пространственно-временного бытия человечества, сути социальных практик и деятельности в контексте выработки наиболее оптимальных стратегий, проектов и образов будущего.

В ходе масштабного кризиса ставятся вопросы не только о смысле будущего, но делаются серьезные попытки переоценки отечественного прошлого, фальсификации исторического пути и исторической памяти российского народа. Эти и другие аспекты вызывают необходимость научного анализа идентификационных процессов непосредственно в России в условиях нарастающего влияния глобализации, что предполагает выявление и обоснование основных вызовов и угроз для развития личности и российского социума, раскрытия динамики идентификационных процессов как на личностном, так и на социальном (общероссийском) уровнях.

В-третьих, необходимостью социально-философского анализа мировоззрения личности (в том числе офицера) в условиях возникшего и развивающегося кризиса идентичности российского социума, трансформационных процессов, непосредственно оказывающих влияние на онтологическую безопасность России.

Современные проблемы национально-духовного самоопределения выдвигают на передний план вопросы ценностной, идейной, а в целом мировоззренче-ско-цивилизационной ориентации личности в глобализирующем мире. В этом контексте феномен кризиса идентичности является основополагающим фактором, который может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на мировоззрение офицера, его систему ценностей, качеств, взглядов и убеждений.

В-четвертых, необходимостью социально-философского исследования динамики и поиска приоритетных направлений развития мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума. Основной проблемой сегодняшнего дня выступает выработка адекватной системы деятельности по сохранению и дальнейшему развитию духовных основ жизнебытия офицера как гражданина-патриота и защитника своего Отечества.

Таким образом, проблема изучения мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума в настоящее время приобретает особое значение, поскольку она непосредственно связана с сохранением самобытности и независимости страны и составляет один из важнейших аспектов укрепления духовно-нравственной составляющей жизнедеятельности представителей офицерского корпуса России.

Степень разработанности темы. Представление о мировоззрении личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности российского социума можно получить на основе глубокого анализа всего многообразия имеющихся теоретических источников и научно-исследовательской литературы, объединив их в несколько групп.

К первой группе необходимо отнести работы отечественных и зарубежных авторов, непосредственно рассматривающих многовариантные сущностные особенности феномена идентичности и связанных с ним личностных и социальных кризисных явлений. Так, исследование природы, сущности, основных признаков феномена идентичности, его разновидностей и воздействия на различные стороны жизнедеятельности индивида и общества нашли свое отражение в трудах К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, С.П. Глинкиной и JI.3. Зевина, О.В. Захаровой, H.A. Ивановой, Д.Г. Когатько и В.Х. Тхакахова, И.В. Кондакова и К.Б. Соколова, C.B. Кортунова, Г.М. Маклюэна, H.A. Нарочницкой, Г.Г. Салихова, И.Н. Тимофеева, Л.Б. Шнайдера, Э. Эриксона и др.1

Особого внимания заслуживают социально-философские концепции принадлежности России к различным цивилизационным проектам и поиска наиболее приемлемых путей преодоления идентификационного кризиса в условиях глобализации2.

1 См.: Гаджиев К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии. 2011. № 10; Дугин А.Г. Угрозы для России и поиск идентичности. URL: www. patriotica/religion/dugin_ugroza.html; Глинкина С.П., Зевин Л.З. Евразия в поисках идентичности. М., 2011; Захарова О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе. Иркутск, 2010; Иванова H.A. Социальная идентичность. Теория и практика. М., 2010; Когатько Д.Г., Тхакахов В.Х. Российская идентичность: культурно-цивилизационная специфика и процессы трансформации. М., 2010; Кондаков И.В., Соколов К.Б. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху. М., 2011; Кортунов C.B. Национальная идентичность: постижение смысла. M., 2009; Маклюэн Г.М. Война и мир в глобальной деревне. M., 2012; Нарочницкая H.A. Россия и русские в мировой истории. М., 2002; Са-лихов Г.Г. Проблема идентичности в условиях глобализации // Век глобализации. 2011. № 1 ; Тимофеев И.Н. Политическая идентичность России в постсоветский период: альтернативы и тенденции: монография. М, 2007; Шнайдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. M., 2007; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. M., 2006 и др.

2 См., например: Бердяев H.A. Судьба России. М., 2010; Глобализм и цивилизационная идентичность России: материалы постоянно действующего научного семинара. М., 2008; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отнощения славянского мира к германо-романскому. М, 2011; Ильин И.А. Национальная Россия: наши задачи. М., 2011; Каверин Б.И. Проблема генезиса и становления русской цивилизации // Русская цивилизация: история и современность. М., 2003; Кантор В.К. Есть европейская держава. Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М., 2008; Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. М., 2011; Кожинов В.В. Россия как цивилизация и культура. М., 2012; Кортунов C.B. Становление национальной идентичности. Какая Россия нужна миру. М., 2009; Нарочницкая H.A. Русский мир. СПб., 2007; Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002; Платонов O.A. Русская цивилизация. М„ 2011; Русский мир как цивилизационное пространство. М., 2011; Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 2010; Тренин Д.Т. Интеграция и идентичность. Россия как «новый Запад». М., 2006 и др.

В целом работы данной группы послужили методологическими ориентирами социально-философского анализа мировоззрения личности офицера Российской армии в современных условиях развития отечественной цивилизации.

Ко второй группе исследований необходимо отнести теоретические работы, непосредственно связанные с анализом сущности мировоззрения и его структурных элементов. Так, в работах П.А. Безсонова, H.A. Бердяева, М.Б. Владимировой, И.А. Ильина, Г.Ю. Канарша, М.П. Лобанова, М.О. Меньшикова, A.C. Пана-рина, В.В. Саповой, С.Л. Франка, М.А. Чванова, И.Р. Шафаревича, Р.Г. Яновского и других представлены общеметодологические основы исследования мировоззрения, его влияние на личность человека и общества, а также обоснованы и проанализированы духовные истоки, противоречивость и тенденции развития данного духовного явления1.

Во всех без исключения работах подчеркивается мысль о том, что мировоззрение выступает духовным источником формирования фундаментальных ценностей и показателем гражданской зрелости личности.

Третья группа работ раскрывает непосредственно мировоззрение личности офицера Российской армии, специфические, присущие только офицеру, мировоззренческие основания. В работах отечественных ученых показан широкий спектр роли и места офицерского корпуса России в российском государстве и обществе, отражена мировоззренческая рефлексия личности офицера, ее нравственный базис и духовные основы воинского служения на разных этапах развития страны в различные исторические периоды2.

Так, например, важное место в данной группе занимают работы, в которых исследуются военно-исторические аспекты подготовки и воспитания офицерских кадров русской и советской армий, формирования и развития традиций армии и ее офицерского корпуса, а также истоки и генезис мировоззренческого ба-

1 См.: Безсонов П.А. Русский народ и его творческое слово. М., 2010; Бердяев H.A. Дух и реальность. М, 2011; Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения). М., 2011; Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2011; Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация: монография. М., 2011; Лобанов М.П. Твердыня духа. М., 2010; Меньшиков М.О. Великорусская идея: в 2-х т. М., 2012; Панарин A.C. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М., 2005; Сапова В.В. Манифесты русского идеализма. М., 2009; Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996; Чванов М.А. Русский крест. Очерки русского самосознания. М., 2012; Шафаревич И.Р. Русофобия. М., 2011; Яновский Р.Г. Мировоззрение: монография. М., 2007 и др.

2 См., например: Абинякин P.M. Офицерский корпус Добровольческой армии: социальный состав, мировоззрение. 1917-1920 гг.: монография. Орел, 2005; Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М., 1997; Музяков С.И. Ценностные основания воинской деятельности: монография. М., 2008; Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. М., 2000; Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной российской армии: сущность, особенности и направления развития (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2011; Пет-рий П.В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. М., 2013; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности: монография. М., 2000; Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской армии: сущность, содержание и проявление в современных условиях: монография. М., 2011 и др.

зиса личности офицера, развитие сознания и социальных качеств, необходимых офицеру для качественного выполнения профессиональных задач по защите своего Отечества1.

Анализ работ данной группы имеет важное методологическое значение для более детального изучения проблемы мировоззрения личности российского офицера в кризисных ситуациях и обоснования его развития в современных условиях.

Четвертую группу составляют труды ученых, направленных на выявление и изучение угроз и вызовов мировоззренческой матрице российского офицера, а также исследование динамики и обоснование приоритетных направлений развития мировоззрения личности офицера в современных условиях. Эти и другие аспекты весьма плодотворно исследованы в работах М.Ф. Антонова, В.В. Большакова, B.C. Волошкова, В.И. Лутовинова, Л.Г. Ивашова, В.В. Кожинова, С.Г. Кара-Мурзы, Н.И. Лескова, В.Е. Максимова, E.H. Пашенцева, O.A. Платонова, Н.В. Старикова, О.М. Хлобустова, А.Н. Чуйкова, В.И. Якунина, В.Э. Багдасаряна, С.С. Сулакшина и др.2

Отдавая должное вкладу данных авторов в разработку мировоззренческой проблематики в условиях идентификационных процессов личности и общества, отметим, что их труды закладывают теоретические и методологические ориентиры для исследования мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях российской действительности. При этом важно подчеркнуть, что анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение указанного феномена еще не стало предметом целостного и систематического социально-философского анализа. Во многом это связано с тем, что исследователи не достаточно детерминировали феномен кризиса идентичности социума с кризисом мировоззрения личности, не раскрывали с полным основанием их кризисную взаимозависимость и взаимообусловленность. Следует также отметить, что мно-

1 См., например: Воробьев И.Н., Киселев В.А. О кодексе чести офицера Русской армии. По страницам истории // Военная мысль. 2012. № 2; Ефремов И.И., Хмара Н.И., Шевцов В.М. Офицер: личность и воин: монография. М., 2008; Зайончковский П.А. Офицерский корпус русской армии перед Первой мировой войной // Вопросы истории. 1981. № 4; Керсновский A.A. Философия войны. М., 2010; Максимов С.Г. Русские воинские традиции. М., 2010; Мо-рихин В.Е. Традиции офицерского корпуса России: научно-историческое исследование. М., 2003; О долге и чести воинской в армии российской: в 2 т. /под ред H.A. Панкова. М., 2009; Офицерский корпус русской армии: опыт самопознания // Российский военный сборник. М., 2000; Тюш-кевич С.А. Борьба за огонь. М., 2010; Храмчихин A.A. Русские на войне. М., 2010 и др.

2 См.: Антонов М.Ф. Цель номер один. План оккупации России. М., 2011; Большаков В.В. Остров Россия. М., 2009; Волошков B.C., Лутовинов В.И. Военная политика и военная безопасность Российской Федерации в условиях глобализации. М., 2007; Ивашов Л.Г. Хоронить не спешите Россию. М., 2003; Кожинов В.В. Наследники Победы. М., 2007; Кара-Мурза С.Г. Кого будем защищать? М., 2009; его же. Россия под ударом. М., 2010; Лесков Н И. Холодная война против России. М., 2010; Максимов В.Е. Растление великой империи. М., 2010; Новая армия России /под ред. М.С. Барабанова. М., 2010; Пашенцев E.H. Кризис, армия, революция. М., 2012; Стариков Н.В. Как предавали Россию. СПб., 2011; Хлобустов О.М. Доктрина Даллеса в действии. М., 2012; Чуйков А.Н. Реформы российской армии от Петра до Сердкжова. М., 2012; Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Западня: новые технологии борьбы с российской государственностью. М., 2010 и др.

гие ученые при исследовании идентификационных кризисов общества и человека, мировоззрения личности рассматривали указанные феномены только как следствие кризиса идентичности, но не как возможную первопричину дальнейшего системного кризиса или как определенный кризисный дуализм. Мировоззрение личности офицера как представителя важнейшего государственного института — армии — в данном аспекте занимает ключевое место.

Таким образом, исследование проблемы мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности российского социума приобретает важное значение, что предопределило выбор темы данной работы, ее объекта и предмета.

Объектом диссертационного исследования выступает кризис идентичности российского общества в современных условиях.

Предмет исследования - сущность, содержание и динамика развития мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума.

Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа существенных признаков, содержания, специфики мировоззрения и мировоззренческой трансформации личности офицера Российской армии, а также в выявлении и обосновании динамики и приоритетных направлений развития данного духовного феномена в условиях кризиса идентичности современного российского социума.

Предмет исследования и его цель предопределили постановку и решение следующих доминирующих научных задач:

— на основе анализа различных типов кризиса идентичности в отечественной истории выявить особенности и направленность проявления данных кризисных явлений, влияющих на содержание мировоззрения личности офицера Российской армии в современных условиях;

— уточнить сущность и проанализировать содержание мировоззрения личности офицера современной Российской армии в условиях кризиса идентичности социума;

— рассмотреть динамику мировоззренческой трансформации личности офицера армии и флота в процессе социокультурных изменений российского общества;

— определить и обосновать приоритетные направления развития мировоззрения личности офицера современной Российской армии в условиях кризиса идентичности социума.

Научная новизна диссертационного исследования выражена в следующих положениях и выводах:

— проанализированы содержательные компоненты различных типов кризиса идентичности в российской истории, выявлены особенности и направленность их проявления в российском социуме применительно к мировоззрению личности офицера современной Российской армии;

— уточнена сущность и представлена содержательная характеристика мировоззрения личности офицера современной России в условиях кризиса идентич-

ности социума, а также рефлексивная составляющая данного явления применительно к офицерскому корпусу Российской армии;

— рассмотрена динамика мировоззренческих изменений личности офицера современной Российской армии в процессе социокультурных изменений российского общества;

— определены и обоснованы приоритетные направления развития мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности современного социума.

Теоретическая значимость работы состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и особенностях мировоззрения личности офицера в условиях кризиса идентичности современного российского общества, что позволяет использовать материал в полной мере для формирования личности гражданина-патриота и защитника своего Отечеств.

Материал исследования имеет значимость и в плане приобретения квалифицированной информации о содержании и закономерностях функционирования духовного мира личности в современном российском обществе и мировом сообществе. Воспитание граждан России XXI века должно опираться не только на практические императивы модернизации и совершенствования жизни каждого человека, но и на более точное и дифференцированное знание духовного мира индивида. Основные положения, обобщения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам мировоззрения и идентичности в трансформирующихся социумах, при исследовании кризисных феноменов в российском обществе, поиске и реализации путей и направлений успешного преодоления кризисных явлений, опираясь на мировоззренческое обновление личности и общества.

Практическая значимость исследования состоит в возможности и необходимости сохранения национально-культурной самобытности и духовно-нравственной независимости российского общества, поддержании национальной мировоззренческой идентичности, принятии на различных управленческих уровнях научно обоснованных решений по повышению эффективности развития данного феномена. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для деятельности органов государственной власти всех уровней, общественных организаций, военных кадров в системе управления и воспитания офицерских кадров современной Российской армии, научных организаций, педагогических коллективов, проводящих исследования в области национальной безопасности российского государства.

Методология и методы исследования включают в себя идеи и концепции представителей отечественной и зарубежной философской мысли, которые раскрывают исходные составляющие формирования и развития Русской цивилизации, Русского мира, исследуют проблемы человека и общества, духовности, мировоззрения и социальных качеств личности, духовно-нравственного и ценностного базиса индивида и социальных групп, их места и роли в жизни личности, общества и государства. В работе представлены итоги изучения и осмысления мировоззрения личности офицера в условиях кризиса идентичности российского социума, которые были представлены в научно-теоретических разработках, до-

кументах и материалах государственных органов и общественных организаций России, в материалах научно-практических конференций и семинаров, диссертационных исследованиях, публикациях в научных журналах, средствах массовой информации, связанных с темой исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили основные положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат, подходы и принципы применительно к объекту и предмету исследования: структурно-содержательный, функционально-деятельностный, аксиологический, социокультурный, цивилизационный (культурологический) и формаци-онный подходы, принципы историзма, социального детерминизма, преемственности, системности, движения от общего к особенному и единичному. Использовались методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания и др. В данном диссертационном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания. В диссертационном исследовании также используются идеи ряда философских направлений, таких, как семиотика, символизм, герменевтика, синергетика и др.

Эмпирическая база исследования включает результаты и выводы работ, посвященных современному состоянию российского социума, Российской армии, кризисным идентификационным процессам, происходящих в обществе применительно к исследуемой проблеме; контент-анализ основных законодательных актов, документов, публикаций в периодической печати и других источниках, обобщение результатов изучения мировоззрения личности офицера в процессе кризисных явлений, а также наблюдения, основанные на личном опыте автора.

Положения, выносимые на защиту.

1. Идентификационный кризис современной России как самобытной, неповторимой цивилизационной системы имеет свои специфические генезисные особенности и своеобразные кризисные звенья, истоки которых берут свое начало в культурно-историческом прошлом русской цивилизации.

2. Мировоззрение личности офицера на этапе кризисного общественного развития России в структурно-содержательном отношении представляет собой деинтегрированную и дезориентированную систему идей, ценностей, идеалов, убеждений, принципов, традиций и взглядов военнослужащего на занимаемую им роль в социальной структуре общества с трансформированием реальных социокультурных оснований, призванных обеспечивать стабильную военно-профессиональную деятельность в условиях кризиса идентичности российского социума.

3. Динамика мировоззрения личности офицера современной Российской армии обуславливается совокупностью объективных и субъективных факторов и разрешением разнообразных социокультурных противоречий, которые активно влияют на мировоззренческую парадигму жизнедеятельности военных кадров.

4. Приоритетными направлениями развития мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности современного социума выступают: а) сохранение преемственности в наследовании исторического опыта

российской государственности как источника и регулятора развития российского общества и Вооруженных Сил страны, их мировоззренческой составляющей; б) возрождение в новых условиях национально-цивилизационного самосознания российского общества и выработка на государственном уровне единых ценностно-мировоззренческих ориентиров с возрождением в российском обществе национально-патриотического самосознания; в) проведение продуманной, обоснованной и понятной большинству россиян военной политики в области безопасности страны, обеспечение со стороны государства высокого социально-правового статуса воинской службы, ее культивирование в обществе; г) постоянное приобщение офицеров к ценностям и традициям, являющихся основой идентификационного кода российского общества; д) осмысление и переоценка офицером содержания духовно-нравственных качеств и их самосовершенствование сообразно требованиям сегодняшнего времени и др.

Степень достоверности и апробация исследования. Достоверность положений и выводов диссертации основана на объективной теоретической проработке значительного массива научных работ отечественных и зарубежных авторов; фактических данных, опубликованных в социально-публицистической литературе и электронных изданиях по проблеме духовности и мировоззрения; соответствующих социально-философскому исследованию принципах, средствах и методах анализа; непротиворечивости логики построения и раскрытия концепции; всесторонней аргументации и доказательности полученных результатов. Автором последовательно реализованы научные процедуры для социального исследования, логика работы носит непротиворечивый характер, научные результаты доказательно аргументированы. Диссертация соответствует специальности 09.00.11 - социальная философия.

Основные идеи и выводы диссертации апробированы в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, на кафедре философии и религиоведения Военного университета, а также в ходе занятий с курсантами Рязанского ВВДКУ и практической работы по взаимодействию с общественными организациями и государственными органами управления.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация структурно состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

В первом разделе — «Кризис идентичности современного российского социума как объект социально-философского анализа» - проводится теоретико-методологический анализ кризиса идентичности как социального явления. Рассмотрение влияния кризиса идентичности на развитие личности и социума непосредственно предполагает исследование сущности, генезиса, особенностей и направленности идентичности и идентификационных процессов, присущих как личности, так и различным социальным общностям.

В работе показано, что идентичность (англ. — тождественность) — многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. Поэтому в антропо-

логии понятие «идентичность» имеет три главные модальности: а) социальная идентичность — переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям, превращающая человека из биологической особи в социального индивида и личность; б) психофизиологическая идентичность — обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов и свойств; в) личная идентичность или самоидентичность — единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности.

В исследовании показано, что в современной социально-философской мысли многочисленные и многообразные теории идентичности системны и структурированы с четкими проявлением философских, социальных, экономических, религиозных и культурных оснований, которые и становятся базисной основой для формирования и развития в исторической перспективе различных видов идентичности: от цивилизационной, социокультурной, политической, духовной, этнонациональной, тендерной, профессиональной и т.д. Каждая из них включает множество компонентов, таких, как мировоззрение, самосознание нации и личности, менталитет и национальный характер, историческая память, этнонацио-нальные образы и архетипы, традиции, мифы, символы, стереотипы поведения и др. Немаловажными составляющими идентичности являются исторически сформировавшиеся, относительно формализованные и зачастую конкурирующие между собой представления о месте страны в мире, ее культурно-цивилизационной принадлежности, национальных интересах, геополитических приоритетах и др.

Исследование идентичности и идентификационных процессов непосредственно связаны с кризисными явлениями. Анализ кризиса идентичности, проведенный в разделе, указывает, что симптоматика кризиса идентичности выражается в интенсификации процесса разлада упорядоченной системы освоенных в процессе социализации смыслов и ценностей, в утрате традиционных групповых солидарностей. Отмечается, что сегодняшний кризис идентичности переживается как духовный вакуум, сопровождающийся ощущением исторической обреченности, «бездомности» и потерянности человека в мире, что в свою очередь приводит к потере или деформации социальной модели поведения индивидов и социальных групп.

Изучение кризисов индивидуальной и социокультурной идентичности указывает, что отчасти причины данных кризисных явлений аналогичны. К числу таковых относятся: отрицание символов, распад коллективной памяти, представленной традициями, утрата веры в будущее, разрушение ценностно-нормативной базы общества, дисгармония между описательным и нормативными образами себя, прерывность в истории, несоответствие культуры о самой себе и ее образами в других культурах, чувство неполноценности относительно более совершенной культуры и др. Но при всей аналогичности причин возникающих кризисных явлениях, как представляется, именно различные кризисы социокультурной идентичности есть причина кризиса индивидуальной, личностной идентичности.

Методологический анализ кризиса идентичности современного российского социума, проведенный в работе, указывает, что причины кризисных явлений,

острых социальных трансформаций лежат в мировоззренческой и идеологической плоскости и вызваны: во-первых, истощением культурно-духовных факторов цивилизационной и этнонациональной идентичности, тотальным нигилизмом по отношению к историческому прошлому; во-вторых, отсутствием национальной идеи и общенациональной идеологии, способной консолидировать общество (давно известно, что человек, который не исповедует идеологию — дикарь, нация без национальной идеи — сборище).

В работе отмечается, что осмысление проблемы национально-цивилизационной идентичности современной России осложняется также и тем, что в стране не прекращается острая полемика между неозападниками и неославянофилами. А уникальность и неповторимая особенность России заключается, в первую очередь, в том, что Россия есть ни Запад, ни Восток, она — на удивление — разнородна внутри себя и тем цивилизационно неповторима, уникальна и исключительна.

В завершении раздела делается вывод о том, что для современного российского человека, включенного в систему глобального мирового рынка, одной из серьезных опасностей является кризис идентичности, утрата национальных культурных традиций, ведущие к маргинализации личности. Указывается, что в основе причин кризиса идентичности современного российского социума и личности лежат духовно-нравственные и мировоззренческие проблемы развития России в условиях распространения глобализационных процессов.

Во втором разделе — «Сущность, содержание, и особенности мировоззрения личности офицера Российской армии в современных условиях» — выявляются и обосновываются сущностные особенности, содержательные характеристики мировоззрения, а также генезис и источники развития мировоззрения личности офицера Российской армии.

В разделе раскрывается роль и значение мировоззрения как необходимой составляющей человеческой жизни, которая, являясь объектом пристального внимания со стороны ученых, редко попадает в сферу заинтересованного самонаблюдения со стороны индивидов. Мировоззрение — это своего рода духовный дом бытия человека. Оно выполняет двоякую роль: «впускает» мир в сознание индивида и в тоже время позволяет ему сохранять определенную самость, неповторимость, служит основой для самоопределения, самовыражения, самоутверждения, идентификации личности в мире.

В работе при определении мировоззрения отмечается его основные характеристики: а) обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое место в нем; б) понимание и эмоциональная оценка человеком содержания и смысла его деятельности и судеб человечества; в) совокупность научных, а также философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и других убеждений и идеалов. Мировоззрение всегда означает наиболее общее понимание человеком природного и социального мира и своего места в нем, причем мир понимается как материально-духовная целостность, как единство природы (космоса), общества и человека с его сознанием и духовностью.

Рассматриваемый в разделе феномен мировоззрения создает представление о нем как о духовной универсалии, некой бесконечной сущности. Субъектом (носителем) мировоззрения является отдельный человек, целые социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные общности, классы и общество в целом. Следует также говорить об индивидуальном, корпоративном, национальном, классовом, народном и т.д. мировоззрениях. В качестве объекта мировоззрения личности выступает в совокупности вся объективная и субъективная реальность. Предметом мировоззрения являются существенные признаки и содержание бытия, другие важные его характеристики, связанные с ценностными ориентациями и смысложизненными интересами субъекта.

В разделе выделяются три основных типа мировоззрения, которые свойственны личности офицера Российской армии: а) обыденное мировоззрение, в котором отражается бытийная жизнь человека, его представление о здравом смысле, жизненном опыте; б) традиционное мировоззрение, которое связано с традициями, со сложившимися у человека взглядами на объективную реальность и самого себя; в) мировоззрение, в котором обобщается практический опыт духовности и стихийного познания и освоения мира.

Учитывая ценностно-мировоззренческую составляющую мировоззрения, в работе раскрываются основные ценности-идеи, которые в целом определяют содержание мировоззрения личности в условиях российского культурно-исторического пространства:

— идеи, ориентирующие на сохранение государственного единства, территориальной целостности и суверенитета, вера в уникальное по своим количественным и качественным параметрам материальное и духовное достояние российской культуры, исключительность ее геополитического положения;

— идеи государственности как важной смысложизненной ценности в разных ее формах, что выражается в желании видеть Россию в качестве сильного, суверенного, неделимого государства;

— идеи гражданственности, проявляющиеся в форме острого чувства переживания личностью принадлежности к великому российскому народу и его исторической судьбе;

— идеи гуманизма, проявляющиеся в стремлении установить приоритет интересов человека, его жизни как высшей цели развития общества, нравственно-гуманистических ценностей над классовыми, партийными, групповыми и корпоративными принципами и идеалами жизнедеятельности;

— патриотизм как выражение одного из глубоких чувств любви к Родине и постоянной готовности к защите Отечества. Для российского офицера как истинного гражданина России патриотизм был всегда одним из показателей их ценностно-мировоззренческой духовности. В отличие от прагматического патриотизма западного толка отечественный патриотизм традиционно более иррациональный и предметно-созерцательный. Русский человек привык любить свою Родину не за материальное вознаграждение, а потому что она дана ему Богом и потому, что он здесь родился, вырос, обрел дорогих сердцу людей.

Опора на общие мировоззренческие основания позволила при анализе мировоззренческой составляющей офицера Российской армии выделить основную

мысль о том, что офицер — это прежде всего личность, обладающая своей спецификой, обусловленной особенностями военной службы. Она воплощает в себе то общее, что присуще данному обществу, и вместе с тем особенное, обусловленное спецификой воинской службы, выполняемыми функциями по защите Отечества.

Рассмотрение социально-мировоззренческой структуры личности офицера позволило выделить четыре основных элемента: а) положение офицера в системе общественных отношений; б) совокупность выполняемых офицером социальных ролей, которые предопределяют положение и его место в социуме; в) направленность личности офицера, т.е. как он сориентирован в реальности (направленность зависит от того, какими мотивами руководствуется личность офицера, какими потребностями и ценностями он живет, какими интересами озадачен); г) жизненная позиция офицера, представляющая собой идейно-целевое образование, состоящее из преломленного в сознании человека сочетания взглядов, морально-политических принципов, убеждений, усвоенных норм, ценностных ориентации и установок.

Проведенный в работе анализ современной мировоззренческой составляющей личности офицера Российской армии указывает на тенденцию идейно-ценностной дезориентации мировоззрения современного офицера, деструктивной кризисной трансформации его убеждений, принципов, идеалов, подменой духовно-нравственных ценностей аксиологического пространства офицерского корпуса, ориентирами гедонизма, индивидуализма и консюмеризма, что привело к росту злоупотреблений служебным положением должностными лицами, многочисленным фактам коррупции в армейской среде.

Исследуя характер военной службы как особого вида государственной службы, в работе определяется ее приоритетность перед другими видами профессиональной деятельности, подчеркивается особое место офицера в обществе. В подтверждение позиции современного офицера как гражданина-патриота своей страны в работе приведены результаты проведенных Социологическим центром Вооруженных Сил России опросов, в которых подавляющее большинство респондентов-офицеров сознательно, а не только как обязанность, принимают необходимость защиты конституционного строя Российской Федерации, заявляют о своей морально-психологической готовности к отражению внешней агрессии и участию в боевых действиях. События по поддержанию конституционного строя и ликвидации очагов терроризма на Северном Кавказе, а также операция по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года, наглядно подтверждают эти данные.

В конце раздела делается вывод о том, что мировоззрение личности офицера Российской армии цементирует все внутреннее пространство его духовного мира. Это тот самый «Эверест», взбираясь на который, человек проверяет свои физические и духовные силы, получает возможность увидеть масштабность и красоту мироздания. В мировоззрении личности офицера в концентрированном виде отражены национально-государственные интересы России в области безопасности и суверенитета, оно находится в тесной и глубокой взаимосвязи и взаимодополнении с важнейшими элементами структуры национально-

государственного мировоззрения. Именно в мировоззрении личности офицера заложена та социальная, державная роль ратного патриотического служения, которую выполняло и выполняет российское воинство.

В третьем разделе — «Динамика и направления развития мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности социума» — рассматривается проблема развития мировоззрения личности офицера Российской армии в современных условиях, актуализируются поиск и обоснование наиболее приемлемых и оптимальных направлений совершенствования данного духовного феномена.

Практика первого десятилетия XXI века наглядно показывает, что возрождение военно-экономической мощи российского государства невозможно без восстановления мировоззренческих основ военной организации, в первую очередь личности военнослужащего, способных определять государственный смысл и основы воинского бытия. В этих условиях важно проследить динамику мировоззрения личности офицера современной Российской армии и определить наиболее приоритетные пути его развития в условиях кризиса идентичности современного российского социума. Важность и актуальность рассмотрения данной проблемы объясняется несколькими причинами.

Во-первых, для дальнейшего позитивного развития российской государственности в современных условиях необходимы принципиально новые подходы, новые методологические исследования сущности и содержания ценностных оснований воинской деятельности и прежде всего ратного труда офицера.

Во-вторых, в недалеком прошлом попытки разрушить мировоззренческие основания различных форм бытия в Советском Союзе, либеральный «крестовый поход» против всего советского свелся в основном к подрыву таких важнейших базовых качеств человека, как патриотизм, верность Родине и долгу, жертвенность, гражданственность, милосердие, гуманизм и др.

В-третьих, функционирование и развитие мировоззрения и мировоззренческих оснований личности как системы всегда являлся процессом сложным и противоречивым, что находит свое проявление и в современных условиях.

В-четвертых, процесс формирования современных Вооруженных Сил страны сопровождается переменой многих взглядов и принципов, определяющих функционирование мировоззренческой составляющей воинского служения, ценностей и идеалов офицерского корпуса страны, напрямую сказываются на их сознании и убеждениях.

В-пятых, в сложившейся ситуации также остро встает вопрос о поиске новых путей, форм и методов воспитания военнослужащих, укрепления правопорядка и воинской дисциплины в частях и подразделениях с учетом изменений, происходящих в российском обществе и государстве.

Подразумевая, что изменение состояния любой социальной системы происходит под воздействием определенной совокупности факторов и условий, в работе отмечается, что на функционирование и развитие мировоззрения личности офицера Российской армии оказывает совокупность как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий и факторов, а также характер и направленность решаемых обществом и государством задач.

К факторам объективного характера, влияющих на вектор развития мировоззрения личности российского офицера относятся: а) геополитические, пространственно-природные особенности российского государства (размер территории и ее ландшафт, климатические факторы и другие условия); б) пространство ценностно-мировоззренческих оснований, включающее в себя содержание национальных культур и систему ценностей, идеалов и духовно-нравственных ориентиров, культивируемых в российском социуме; в) общественное бытие как совокупность мировоззренческих, экономических, социальных, идеологических, эт-нонациональных, политико-правовых и духовных условий развития общества и человека; г) военная макросреда, т.е. история и уклад жизни военной организации (прежде всего офицерского корпуса), ее ценности, традиции, ритуалы, а также сложившийся столетиями кодекс чести русского офицера, стиль управления и особенности ратного труда, определяемые спецификой решаемых воинскими коллективами задач; д) непрекращающаяся информационно-психологическая война против России, экспансия чуждых российскому гражданину и обществу мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей в целях уничтожения самобытности и цивилизационной идентичности российского общества и создания предпосылок для полного разрушения российского государства и др.

В качестве субъективных факторов и условий, влияющих на процесс функционирования и развития мировоззрения личности офицера в работе выделяется следующие: а) непосредственно сам офицер как субъект воинской деятельности с его мировоззрением и степенью социальной активности, т.е. личностным отношением ко всему происходящему вокруг; б) деятельность субъектов по повышению статуса воинского труда как социально значимого; в) доктринальные установки на роль субъектов общества в обеспечении мировоззренческой безопасности российского социума; г) совокупность идей, подходов, концепций, принимаемых законодательных актов о месте и роли воина в обществе, значении ценностных оснований в деятельности военнослужащих; д) совокупность методов и средств деятельности субъектов общественного развития по формированию личности военнослужащего как гражданина и патриота своей страны; е) деятельность командиров и начальников по воспитанию военнослужащих и др.

В ходе решения исследовательской задачи в работе выделены и обоснованы направления, которые, как представляется, будут наиболее качественно и позитивно влиять на изменение содержания мировоззрения личности офицера в условиях формирования современных Вооруженных Сил России. К числу таких направлений отнесены: сохранение преемственности в наследовании исторического опыта российской государственности как источника и регулятора развития российского общества и Вооруженных Сил страны, их мировоззренческой составляющей; возрождение в новых условиях национально-цивилизационного самосознания российского общества и выработка на государственном уровне единых мировоззренческих приоритетов; проведение продуманной, обоснованной и понятной большинству россиян военной политики в области безопасности страны, обеспечение со стороны государства высокого социально-правового статуса воинской службы, ее культивирование в обществе; постоянное приобщение

офицеров к ценностям и традициям, являющихся основой идентификационного кода российского общества; осмысление и переоценка офицером содержания духовно-нравственных качеств и их самосовершенствование сообразно требованиям сегодняшнего времени и др.

В выводе по разделу отмечается, что для недопущения разрушения мировоззренческой матрицы российских граждан и, в частности, личности офицера Российской армии необходимо создание и реализация комплексных программ духовно-нравственного, идейного, социального возрождения и развития личности, общества и государства с непременной опорой на цивилизационную идентичность, основанную на сохранении русской культурной доминанты, всего богатства национальных традиций и культур. При этом следует учитывать, что данный вектор мировоззренческого развития помимо объективных и субъективных факторов также обуславливается необходимостью разрешения различных социальных, межличностных и внутриличностных противоречий, что придает данному феномену импульс дальнейшего совершенствования и саморазвития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раскрытие и обоснование авторской концепции мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях кризиса идентичности не означает завершения анализа проблемы. На основе исследования темы диссертации и полученных выводов можно сформулировать рекомендации, воплощение которых будет способствовать продолжению научного поиска и обоснования особенностей функционирования и проявления признаков и других показателей духовного мира личности в различных сферах практики, а также в учебно-воспитательной и организаторской деятельности.

В качестве рекомендаций научно-теоретического характера следует предложить новые темы исследования:

— этапы становления и развития мировоззренческих систем российского общества;

— формирование и развитие социокультурной идентичности российского социума;

— формирование государственно-патриотического мировоззрения личности офицера Российской армии;

— совершенствование ценностно-мировоззренческих основ воинской деятельности офицера;

— методологические основы социально-философского исследования мировоззрения личности на различных этапах развития социума и др.

В практическом плане рекомендации по итогам исследования нацелены на более эффективную подготовку российских военнослужащих как защитников Отечества, непосредственно на развитие мировоззрения личности офицера, найти широкое применение в дальнейшем изучении различных аспектов мировоззрения как непосредственно личности, так и мировоззренческих оснований различных социальных систем, быть использованы при исследовании специфики

мировоззрения офицерского корпуса по различным категориям как в условиях социальных трансформаций, так и в условиях стабилизированного общества.

Представляется важным учитывать следующие рекомендации:

а) военным ученым, профессорско-преподавательскому составу военно-учебных заведений материал диссертации можно использовать:

— для проведения занятий с курсантами и слушателями по социальной философии, психологии, истории, социологии, политологии и культурологии;

— для разработки практических рекомендаций по обеспечению мировоззренческой безопасности личности офицера в периоды кризисов личностной и коллективной идентичности, в периоды социальных трансформаций;

— для разработки и издания учебно-методических пособий на тему: «Влияние кризисов идентичности на мировоззрение личности офицера», «Динамика и направление развития мировоззрения личности офицера Российской армии в условиях социальных трансформаций» и др.;

б) командирам и начальникам всех степеней, представителям органов воспитательной работы материал диссертации может оказать помощь:

— для подготовки и проведения занятий с офицерами по общественно-государственной подготовке по темам: «Российская Федерация в системе современных военно-политических отношений в мире. Основные приоритеты военной политики Российской Федерации на пространстве Содружества Независимых государств. Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации на 2012 год»; «Пути и способы противодействия преступности коррупционной направленности в Вооруженных Силах Российской Федерации»; «Патриотизм и верность воинскому долгу - нравственная традиция и основа духовного потенциала Российского офицерского корпуса»; «Роль и значение авторитета офицера в процессе воспитания подчиненных»;

— при проведении индивидуальной воспитательной работы с личным составом по вопросам мировоззренческой составляющей;

в) представителям научно-исследовательских организаций:

— для организации научно-практических конференций по вопросам духовности и мировоззрения личности офицера в современном российском обществе;

— для организации и проведения научно-исследовательской работы по изучению динамики и выработке направлений развития мировоззрения личности офицера в условиях социальных трансформаций.

Теоретические и практические выводы и рекомендации не являются окончательными, а служат источником дальнейших исследований мировоззрения личности офицера на различных этапах развития российского общества и государства. Их учет в практической деятельности государственных органов и различных общественных организаций, органов военного управления позволит укрепить морально-психологические и духовно-нравственные основы военной организации, поддерживать здоровую атмосферу в воинских коллективах армии и флота, будет способствовать укреплению боеготовности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации

В изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки:

1. Закиров, В.Ю. Кризис идентичности российского социума: сущность, причины и влияние на мировоззрение личности офицера / В.Ю. Закиров // Российский научный журнал. — 2010. — № 3. — 0,35 п.л.

2. Закиров, В.Ю. Влияние идентификационных трансформаций на мировоззрение личности офицера / В.Ю. Закиров // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 1. — Ч. 1.-0,4 п.л.

3. Закиров, В.Ю. Мировоззрение личности офицера в современном обществе / В.Ю. Закиров //Военная мысль. — 2013. - № 3. — 0,3 п.л.

В других изданиях:

4. Закиров, В.Ю. Этика войны в мировоззрении офицера Российской армии / В.Ю. Закиров // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Казань: КВТУ, 2009. - 0,3 п.л.

5. Закиров, В.Ю. Ценностное самоопределение личности офицера Российской армии / В.Ю. Закиров // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Воронеж: ВАИ, 2009. — 0,2 п.л.

6. Закиров, В.Ю. Мировоззренческий кризис как следствие кризиса социокультурной идентичности / В.Ю. Закиров // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Рязань: РГУ, 2010. — 0,25 п.л.

7. Закиров, В.Ю. Мировоззрение личности офицера в спектре идентификационного кризиса российского социума / В.Ю. Закиров // Сборник статей. — Новосибирск: НВОКУ, 2010. - 0,6 п.л.

8. Закиров, В.Ю. Анализ причин кризиса идентичности российского социума и его влияние на мировоззрение личности офицера / В.Ю. Закиров // Сборник статей. — Череповец: ЧВУС, 2010. — 0,1 п.л.

9. Закиров, В.Ю. Идентификационный кризис российского социума и его воздействие на мировоззрение личности офицера / В.Ю. Закиров // Сборник статей. - Рязань: РВВДКУ, 2011. - 0,2 п.л.

10. Закиров, В.Ю. Морально-этические основы мировоззрения личности офицера Российской армии / В.Ю. Закиров // Научный поиск. — 2012. — № 4.2. — 0,25 п.л.

Общий объем публикаций — 2,95 п.л.

В.Ю. Закиров

Подписано в печать 02.02.2015 г. Заказ 643. Формат 60x84/16. Объем 1,2 п.л. Тир. 80 экз. Типография Военного университета.