автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Мирровоззренческая культура воина и её реализация в условиях воинской службы (социально-философский аспект)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Щербаков, Владимир Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Мирровоззренческая культура воина и её реализация в условиях воинской службы (социально-философский аспект)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мирровоззренческая культура воина и её реализация в условиях воинской службы (социально-философский аспект)"

15 ^33

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДШИЯ В00РУИМ1ШХ СИЛ

На правах рукописи

ЩЕРБАКОВ Владимир Ваоильевич

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОИНА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ВОИН (К ОЙ СШШ

/Ооциально-филооофский аспект/

Отециальнооть А 09.00.11 • ооцмальная филооофмн

Автореферат диооертации на соискание учено* степени кандидата философских наук

МОСКВА - 1993 »

Работа выполнена на кафедре философии щ религиоведения Гуманитарной академии Вооруженных Сил.

Научный руководитель

- кандидат филооофских наук Профессор ДИБШЕВ В.В.

Орициальн е оппоненты

- доктор философских наук, профеооср 'ГОРБУНОВ В. 0.

- кандидат филооофских наук, профессор БЕЛЯЕВ Г. Г.

Ведущая организация

- Военный институт Министеротва ойороны

Защита состоится " ... *............ 1993 г. в ... часов

на заседании специализированного совета по филооофским наукам /Д. 106.01.02/ при Гуманитарной академии Вооруженных От /10810? г. Москва, К-107, Б. Оадовая, 14 /.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.

Автореферат разослан "....." ................ 1993 года.

Ученый секретарь инициализированного оовета кандидат философских наук

БУЗУК Г. Л.

I. (БШ ХАРАКТЕРИСТИКА'ДИССЕРТАЦИИ •

Вооруженные Оиш РосоиЯской Федерации перевивают ныне слсжннй период своего реформирования и становления в новом ка-чествч. Составной частью этих процессов является преобразование системы воспитательной работы с личным составом армии и флота. Старая система воспитания, имевшая своей главной целью формирование коммунистического мировоззрения воинов, ушла в прошлое вместе о тоталитарным режшсм, а новая еще находится на путях своего станов лен ж и не имеет адекватной цели своего функционирования. Однако это не означает, что мировоззренческая проблематика изжила себя и сегодняшняя практика воспитательной работы не испытывает в ней нужды. Наоборот, мировоззренческие проблемы сегодня самой жизнью выдвигаются на передний план и требуют своего разрешения.

Актуальность 1емы исследования хЗусловлена оледукхцими обстоятельствами.

Во-первых, наличием мировоззренческого плюрализма в обществе и армии. Воинские коллективы сформированы из людей о различной мировоззренческой культурой, но выполняющих совместные учебно-боевые задачи. Это приводит к различного рода противоречиям в воинской среде, а порой и к конфликтам между военнослужащими. Поэтому в воспитательной работе необходимо учитывать мировоззренческую культуру каждого воина с целью гармонизации их совместной деятельности по защите Отечества.

Во-вторых, невысоким уровнем развития мировоззренческой культуры воинов, что проявляется в беспринципности, отвержении идеалов или замене их чуждыми русской духовной культуре, нестойкости убеждений, поверхностности в образовании. Все это приводит к разочарованию в воинской службе, а на практике - к массовому уклонению от нее ь дезертирству, уходу военнослужащих в коммерческие структуры, неумению цивилизованно отроить отношения друг с другом и т.д. Поэтому созрела необходимость создания условий для развития мировоззренческой культуры воинов в армии и на флоте.

В-третьих, пассивным способом реализации мировоззренческой культуры военнослужащих в процессе службы. Безинидиятивность, безответственность, некритичность, а в целом пассивность личного состава Вооруженных Онл выдвигают целый ряд проблем воспита-

тельной работы, решение которых, безусловно, будет опособотво-ьитл повышению боеготовности армии и флота.

В-четвертых, объективной необходимостью ооздания реальных условий жизни и службы воинов, споооботвующих свободному функционированию их. мировоззренческой культуры.

В-пятых, переориентацией системы воспитательной работы о формирования единого для всех мировоззрения на создание благоприятных условий развития и реализации мировоззренческой культуры каждого воина и нацеливанию последней на активнооть и творчество в- сфере военного дела.

В-шестых, необходимостью создания притягательного идеала армии как школы развития интеллекта, культуры, физической закалки, имеющей овоим смыслом высокую цель - служение Отечеству, детерминированной задачами повышения престижа и привлекательности воинской службы в условиях перехода Вооруженных (»л Российской Федерации на контрактную сиотему комплектования.

Степень научной разработанности проблемы.

В философско-социологическом исследовании мировоззренческой культуры личности /в том числе н воина/ условно можно выделить два периода.

Первый период связан о появлением в первой половине 80-х годов отдельных научных работ'-, в большинстве своем только ставящих проблему необходимости исследования сущности и фермирова-ния мировоззренческой культуры личности. Однако уже в этих работах предпринимаются попытки дать ее оареде^ние, структуру п наметить пути формирования. Проблема, которую пытаются решить последователи в эти годы, оостояла в том, как перевести сформированное мировоззрение в деятельность, в поступки личности.

Что же касается военного аспекта данной проблемы, то он абсолютно не исследовался: за эти годы не вышло ни одьой работы, посвященной мировоззренческой культуре воина, хотя оам тер> мин уже широко распространился в военной среде.

Второй период - овязан о, так называемой, "перестройкой"

I. Ол., например: Бальоио А.Б. Мировоззрение в жизни общества : человека. - Вильнюо: Минтис, 1981; Бабосов Е.М. Духовный мир с ветского человека. - Минск: Беларусь, 1983; Николаев Н. Основн. цель идейно-воспитательной работы партии //Политическое самооб разование. - I9&4. - № 9. -С. 24-38; Мазепа В.И. Искусство и мировоззрение //Искусство в мире духовной культуры. - Киев: На укоьа думка, 1985. - С. 69-^7 и др.

>

/апрель 1985 г. - август 1991 г./. Для исследователей мировоззренческой культуры личности это были не бесплодные годи. Они характеризовались бурным всплеском дискуссий*, затрагивающих проблему мировоззренческой культуры личности, и появлением целого ряда работ и монографий , в которых давался глубокий анализ мировоззренческой культуры личности: рассматривалась ее сущность, структура, факторы и пути формирования. Поокольку в воспитательной работе того времени упор делался на очищение марксистско-ленинских идей от упрощений, искажений и догм сталинизма и внедрение этого очищенного мировоззрения в оознание людей как руководства по практическому претворению в жизнь проводимых "сверху" реформ, постольку и теоретическая мысль того периода рассматривала мировоззренческую культуру личности как "механизм" духовно-практического самоопределения личности в мире и связывала ее со всем образом жизни советских людей. Подчеркивалось наличие противоположных научному /коммунистическому/ мировоззрении других воззрений, обосновывалось их право на свободное функционирование в обществе. Однако вое исследования мировоззренческой культуры личности проводилиоь в строгик рамках марксистско-ленинской методологии и были не свободны -от идеологических установок правящей партии того времени. Поэтому закономерно, что о августа 1991 года в исследованиях по- данной проблематике образовался теоретический вакуум.

3 эти годы предпринимались первые, довольно осторожные попытки исследования мировоззренческой культуры воина. В рабо-

1. Например, в"'1985 г. проведена научная конференция "формирование научного мировоззрения и вопросы контр пропаганды" /г. Таллия/. В 1986 г. - DC Всесоюзный теоретический семинар "Мщювоз-звение и научное познание" /г.Ялта/; "круглый стол" по теме: "Мировоззрение в системе общественного сознания" /г.Воронеж/. В 1987 г. - "круглый стол" ло теме "Молодежь: воспитание,, мировоззрение" /г.Ленинград/ и по теме "Главное - это человек" /г.Москва/ и др.

2. СМ., например: Мировоззренческая культура личности /философские тооблемы формирования. - Киев: Наукова думка,"I98S; Рябов Н.П. Мировоззрение и трудовая активность личности при социализме. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1986; Никонорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования. - Киев: Наукова думка, 1989; Соболева H.H. Мировоззрение и жизненный выбор личности. - Киев: Наукова думка, 1989; Формирование мировоззренческой культуры молодежи. - Киев: Наукова думка, 1989; Азархин A.B. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. - Киев: Наукова думка, 1990; Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М.: Наука, 1991 и др.

тах военных ученых* делались попытки дать ее определение, рассмотреть отдельные элементы структуры, показать практическое значение. Но дальше этого военно-теоретическая мысль не шла. Не была выявлена сущность мировоззренческой культуры воина, не определены ее содержание и структура, уровни развития и способы, условия, направления и пути реализации в реальных условиях воинской олужбы.

Саедует отметить также, что проблемы мировоззренческой -культуры воина иашдн овое отражение в исследованиях, посвященных различным аспектам мировоззрения^ и культуры^ военнослужащих. Хотя они и не рассматривались в них в прямой аоотановке, однако в них анализировались те или иные компоненты мировоззренческой культуры воина, подчеркивалась взаимосвязь о помодней.

Вместе о тем, специальных работ, посвященных социально-философскому анализу мировоззренческой культуры воина, направлениям и путям ее развития и реализации в условиях воинской службы не проводилось.

1. iM., например: Фирсенков В.А. Сущность культуры личности советского офицера //Культура личности советского офицера. - Но-восибщ>ск: НВШОУ. 1986. - С. 6-II; Ксшганов В.М. Марксистско-ленинская концепция войны и мира как фактор формирования научного мировоззренш воинов: Дис. ...канд. филоо. наук. - М.: ША, 1987; Гидиринский В.И. Исторический материализм и современность.

- Ы.: ША, 1989 и др.

2. Cta.. например: Нечаев В.В. Формирование коммунистического ми-

бовоззрения слушателей /курсантов/ как диалектический процесс. -.: ЕЛА, 1976; Его же: Научное мировоззрение воинов как фактор укрепленш боевого потенциала Советских Вооруженных Сил. - U.: ША. 1991; Табунов Н.Д. Научное мировоззрение воина социалистической армии //Коммунист Вооруженных Ои. - 1984. - * 14. - С. 13-20; Каверин Б. И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания i мировоззрения личности советского воина» - М.: ВПА, 1988; Ксенофонтов д.Н. Идеологические отношения и их проявление в духовной жизни советских воинов» - М.: ША, 1989 и др.

3. Ol., например: Алев Г.А. Нравственная культура личности: основы совет coro воинского этикета. - М.: ВПА, 1981; Костиков H.A. Эстетическая культура личности воина и пути ее совершенствования.

- М.: BIIA, 1981; Дунаевский Л. С. Культура как фактор формирования советской воинской дисциплины /Методологический анализ: Дис. ...канд. филоо. наук. - М.: ША, 1986; Нужа М.И. Философская культура военного исследователя: генезис, содержание, направления совершенствования: Дис. ...канд. филос. наук. - М.: ША, 1991; Тимошев P.M. Методологическая культура офицера в системе факторов повышения эффективности управлении воинскими коллективами: Дис. ...канд. филоо. наук. - М.: ША, 1991 и

Таким образом, актуальность проблемы, ее недостаточная научная разработанность и обусловили выбор темы исследования, объект и предмет исследования, его цель и задачи, ]фуг рассматриваемых вопросов.

Объектом исследования выступает духовная культура личности воина в единстве всех ее компонентов. Предметом - является мировоззренческая культура как ядро духовной культуры воина, интегрирующее начало ее основных компонентов.

Цель исследования - социально-философский анализ мировоззренческой культуры воина и определение на его основе основных уоловий, направлений и путей ее развития и реализации в процессе .воинской службы. 1

Достижение поставленной цели потребовало решить задачи, которые выражены в названиях четырех параграфов.

Теоретической и методологической основой диссертации является теор^-я духовно-практического отношения человека к миру и культурообразушцей деятельности людей. При написании диссертации использовались теоретические положения о сущностных силах личности как "клеточке" ее культуры; о мировоззрении как такой силе; о человеческой деятельности как источнике культуры и мировоззрения; о ее двуединой природе, проявляющейся как взаимосвязь сознания и практики и другие. Руководством в исследовании явились такие методологические принципы, как восхождение от абстрактного к конкретному; движение от общего к единичному; системности; социального детерминизма и другие. Ряд теоретических положений основывается на социологических исследованиях ученых, а также на социологических исследованиях автора, проведенных среди слушателей высших академических курсов, преподавателей училищ, в войсках Дальневосточного военного округа и на Тихоокеанском флоте. Кроме того, в диссертации использованы материалы периодической печати, дискуссий по проблемам мировоззрения и кул_.гуры, а также практический личный опыт воспитательной и преподавательской работы в войсках и военно-учебных заведениях.

Структура и основное содержание диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав / по два параграфа. /, заключения, приложения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность проблемы, показана степень ее разработанности в философской и культуролоппт:к.>;;

литературе, определены объект, предает, цель, задачи исследования, новизна, положения, выносимые на защиту, а также научная и практическая значимость работы.

В первой главе - "Социально-философский анализ мировоззренческой культуры воина Российских Вооруженных Сил" - анализируются методологический подходы, способствующие проникновению в сущность мировоззренческой культуры воина, уточняется научный статус и философский смысл этой категории. Рассматривается ее структура, способы реализации, выявляется место и роль в духовной культуре воина.

В первом параграфе - "Сущность, структура а способы реализации мировоззренческой культуры воина" - на основе анализа проблемы, имеющихся теоретических наработок и данных социологи-' .ческих исследований уточняется сущность и содержание мировоззренческой культуры воина. ДеятельностныЙ подход, примененный, к анализу мировоззренческой культуры воина, позволил раскрыть ее структуру, обосновать способы реализации.

Во втором параграфе - "Место и роль мировоззренческой культуры в духовной культуре воина" - рассматривается диалекте-* ческое взаимодействие философской, методологической, правовое, нравственной, эстетической и религиозной культуры воина о его мировоззренческой культурой и на основании результатов этого взаимодействия выявляется место и роль последней в духовной культуре воина.

Во второй главе - "Ооциально-филооофские проблемы развития и реализации мщювоззрёнческой культуры*воина в условиях службы в Российских Вооруженных Силах" - соотносится вдеальная модель мировоззренческой культуры воина о реальными условиями воинской службы, в которых она реализуется и "человеческим материалом", призываемым в Вооруженные Силы, так как потенциальное и реальное не совпадают. Поэтому обосновываются и выделяются направления и пути гармонизации процеоса развития и реализации мировоззренческой культуры воина.

В первом параграфе - "Условия развития и реализации мировоззренческой культуры воина" - рассматриваются способы разрешения противоречий в развитии и реализации мировоззренческой культуры воина. Определяется, что основным из них в период становления Вооруженных' Сил РФ является ооздание благоприятных у о-

ловий протекании данного процеоса. Исходя из этого, предпринят анализ имеющихся объективных и субъективных условий развития и реализации мщ)Овоззренческой культуры воина.

Во втором параграфе - "Основные направления и пути развития и реализации мировоззренческой культуры воина" - на основании степени благоприятствования объективных и субъективных условий развития и реализации мировоззренческой культуры воина моделирую"ся основные направления и пути деятельности субъектов власти и воспитания по оозданию совокупности отношений как Вооруженных СИл о другими общественными институтами, так и отношений. внутри самих Вооруженных Сил, которые! бы позволяли военнослужащему развивать и реадизовывать .свою мщювоззренческую культуру в непротиворечивом единстве о интересами воинской службы.

В заключении подведены общие итоги исследования, (формулированы выводы и поставлены новые проблемы, требующие дальнейшего изучены, предложены рекомендации то практической реализации предложений, вытекающих из диссертации.

П.. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИСИЩОВАНШ И ОБОСНОВАНИЕ НОШЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертации заключается в осуществлении социальнсн$алооофского анализа мировоззренческой культуры Ьои-на в период становления Вооруженных Сил РФ, результаты которого позволили сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации, направленные на повышение научной организации процесса ее развития и реализации в реальных условиях воинской олужбы. а конкретном плане научная новизна проявляется в следующем:

- уточнена сущность мировоззренческой культуры воина, обоснованы' и раскрыты ее структура, способы реализации в условиях реформирования армии и флота;

- выявлены место и роль мировоззренческой культуры воина в его духовной культуре в связи о изменением идеологической ситуации, распространением принципа мировоззренческого плюрализма на армейскую службу;

- определены условия развития и реализации мировоззренческой культуры воина в период становления Вооруженных Ои РФ;

- обоснованы основные направления и пути развития и реализации мировоззренческой культуры воина в реальном процессе воинской службы.

На защиту выносятся следующие положения.

I. Мировоззренческая культура воина представляет собой такое качество мировоззрения личности, которое характеризуется определенным уговнем развития и реализации пассивным, активным или творческим способом в деятельности по защите Отечества. В структурном отношении она выступает как дгалекгическое единство собственно мировоззренческих /духорных/ и деятельностных компонентов.

Задача по уточнению сущности мировоззренческой культуры воина решается, находя из требований методологических принци- . пов восхождений от абстрактного к конкретному, движения от общего через особенное к единичному, системности, социального детерминизма. Исходной "клеткой" движения к предмету исследования является понятие мировоззренческой культуры личности. Однако анализ работ м1фовоззренческой тематики показал, что имеющиеся определения мировоззренческой культуры личности не раскрывают ее содержание и не позволяют уточнить философский смысл понятия "мировоззренческая культура воина". Поэтому ооциально-философо-кий анализ был продолжен в русле рассмотрения понятий "культура воина" и "мировоззрение воина", в ходе которого были выявлены ввдовые признаки мировоззренческой культуры воина. К основным из них относятся; мировоззренческая культура воина является частью его духовной культуры; она выражает качественное состояние мировоззрения личности, характеризующееся определенным уровнем развития и реализации в деятельности по защите Отечества; это определенный способ реализации м!фовоззренин воина в сфере военного дела. Такой подход позволил конкретизировать и уточнить сущность мировоззренческой культуры воина и дать ее • понятие, которое определяется как часть духовной культуры, такое качество мировоззренш личности, которое характеризуется сип.оделенным уровнем развития и реализации тем или иным способов в деятельности по защите Отечества.

В целях раскрытия ее содержания и способов реализации, в /.^.¡.¡ертацин ос,уие(;твлен анализ структуры мировоззренческой

культуры воина, оонованный на деятельностном подходе. Исходя и:) двуединой природы человеческой деятельности, проявляющейся как взаимосвязь оознания и практики, определена структура мировоззренческой культуры воина, представляющая собой диалектическое единство собственно мировоззренческих /духовных/ и деятвлыюст-ных элементов. Оэбственно мировоззренческими элементами являются: знания, идеалы, убеждения, принципы - такие сущностные силы личности воина, которые определяют его отношение к миру /в том чиоле к войне, миру, армии, воинской службе/ и выступают в качестве духовных побудителей социальной /в том числе и воинской/ деятельности. Реализуясь, они проявляются в виде таких качеств мировоззренческой культуры воина, как образованность, целенаправленность, убежденность, принципиальность. Элементами мировоззренческой деятельности, которая представляет собой активность'личности по развитию и реализации своего мировоззрения в офере военного дела, являются мотивы, цели, средства /способы/ и результаты - такие сущностные силы личности воина, которые отражают динамику ее внутреннего мира и выступают в качестве реализаторов социальной /в том числе и воинской/ деятельности. В свою очередь реализуясь, они проявляются в виде таких качеств мировоззренческой культуры воина, как инициативность, целеустремленность, целесообразность, самостоятельность, ответственность, критичность. Каждый элемент мировоззренческой культуры воина характеризуется определенным уровнем развития и реализация. Причем, количественное определение развитости и реализова-нности этих уровней представляется затруднительным и не имеющим практической надобности. Поэтому в диссертации приведена таблица примерных качественных показателей уровней развития и реализация мировоззренческой культуры воина. В практическом плане они дают возможность субъектам управления и воспитания создавать такие условия в .астях и на кораблях, которые бы позволяли развивать и реализовывать эти основные характеристики мировоззренческой культуры военнослужащих в соответствии о социальной ролью и предназначением Вооруженных Сйл.

Проведенный анализ элементов мировоззренческой культуры воина позволил сделать вывод о том, что в условиях реформирования армии и флота, они развиваются неравномерно, операчля или отставая друг от друга. В зависимости-от степени согласование. 1

собственно мировоззренческих и деятельноотных элементов, мировоззренческая культура воина реализуется тремя опоообами: пассивным, активным и творческш. В основе пассивного опособа -находится опережающее развитие и реализация собственно мировоззренческих элементов структуры мировоззренческой культуры воина, тогда как деятельностные элементы развита и реализованы менее. В основе активного споооба- находится, наоборот, опережающее развитие и реализация деятельности« элементов, а собственно мировоззренческие элементы развиты и реализованы менее. Творческий способ - имеет своей основой согласованное развитие и реализацию всех элементов структуры мировоззренческой культуры воина. Выделение этих способов реализации пооледней дает возможность субъектам управленш и воспитания подметить наиболее типичное в самореализации военнослужащих и в соответствии о этим строить свою работу с ними.

2. В условиях изменившейся идеологической ситуации, распространением мировоззренческого плюрализма на армейскую службу мировоззренческая культура воина выступает как ядро его духовной культуры и интегрирующее качество других ее элементов.

Место и роль мировоззренческой культуры воина в его духовной культуре исследуются, исходя из диалектики частей внутри целого, их влияния друг на друга и на целое, иерархии в последнем. В диссертации подчеркивается, что условием развития и реализации мировоззренческой культуры воина является степень развития и реализации основных элементов его духовной культуры: философской, методологической, правовой, нравственной, эстетической и религиозной. Мировоззренческая культура активно взаимодействует о последними. Это взаимодействие проявляется в их двухстороннем функционировании, в ходе которого как основные виды духовной культуры обогащают мировоззренческую культуру воина целым рядом качеств, так.и последняя обогащает первых интегративными качествами, выработанными ею.

Философск я культура воина, выполняя гносеологическую, информационную и семантическую фу. сции обогащает его мировоззренческую культуру такими качествами, как системность, целостность, саморефлексивность, преемственность, современность, категория-

льнооть. Методологическая культура выполняет гносеологическую, прогностическую, эвристическую и информационную функции и в ходе этого придает мировоззренческой культуре воина следующие качества: истинности, научности, последовательности, прозорливости, эвриотичнооти, а также сказывает помощь в формировании таких качеств, как преемственность и современность. Правовая культура в ходе выполнения своей основной функции - нормативной -обогащает мировоззренческую культуру воина качеством правомерности, а в ходе - вспомогательных функций - гносеологической и информационной - принимает участие в формировании системности, целостности, преемственности и современности. Нравственная культура выполняет две основные и две вспомогательные функции. Основными являются нормативная и аксиологическая, в ходе которых мировоззренческая культура воина обогащается такими качествами, как императивность и гуманистичность. В ходе выполнения вспомогательных функций - гносеологической и информационной - формируются системность, целостность, преемственность и современность мировоззренческой культуры воина. Эстетическая культура, выполняя основную аксиологическую функцию, обогащает мировоззренческую культуру воина качеством пристрастности, а в ходе вспомогательных - гносеологической и информационной - формирует соответствующие им качества. В диссертации раскрывается благотворная роль религиозной культуры в патриотическом и нравственном воспитании воинов. Выполняя как основные нормативную и аксиологи-.ческую функции, она обогащает мировоззренческую культуру воина качествами благочестивости и одухотворенности. Ее вспомогательные функции - гносеологическая, информационная, семантическая -так же формируют соответствующие качества мировоззренческой культуры воина. Последняя, в свою очередь, выполняя интонационную, мотивационную, ориентирующую, нормативную, аксиологическую и коррека.рующую функции наделяет основные виды духовной культуры воина такими интеграционными качествами, как образованность, убежденность, инициативность, целенаправленность, целеустремленность, принципиальнооть, целесообразность, самостоятельность, ответственность, критичность;

На основании анализа этого двухстороннего функционирования, в диссертации утверждается, что мировоззренческая культура воина

играет в его духовной культуре ведущую роль, она является ее оазисом, интегрирующим центром, вокруг и в целях которого развиваются и реализуются основные виды духовной культуры. Анализ развития и реализации последних показывает, что они и мировоззренческая культура воина, как и вся культура вообще, в настоящее время находятся в состоянии кризиса, вызванного целым рядом причин как объективного, так и субъективного характера. Такое положение требует анализа условий развития и реализации мщювоз-зренческой культуры воина, с одной стороны, и определения на его основе направлений и путей выхода из этого кризиса, о другой.

3. В период становления Российских Вооруженных Сил объективные и субъективные условия процесса развития и реализации мировоззренческой культуры воина находятся в тесной диалектической взаимосвязи и оказывают как позитивное, так и негативное влияние на -этот процесс.

В диссертации подчеркивается, что анализ условий развития и реализации М1фовоззренческой культуры воина оледует вести в знвисшости от природы и содержания избранных средств и характера их воздействия на противоречивость элементов ее структуры. Выделяется два способа разрешения этой противоречивости: прямое и косвенное воздействие. Прямое воздействие предполагает управляющее действие субъектов воспитания. Оно было характерно для тоталитаризма, абсодютизфовавшего идеологический фактор как детерминанту воспитания, но в условиях мировоззренческого плюрализма в армии и на флоте ставший малоэффективным и даже противоправным. Поэтому наиболее отвечающим духу времени и букве закона является второй способ - косвенное воздействие путем побуждения развиваться и реализовиваться через создание определен-1шх условий жизни и службы. В диссертации выделяются объективные и субъективные условия, которые оказывают влияние на процесс развития и реализаций мировоззренческой культуры.воина. Под объективными условиями понимается совокупность реальных обстоятельств, нроце "сов, явлений, не зависящих от сознания и воли личности, но определяющих степень согласованности элементов .;i'i.}i:Ty(,u мировоззренческой культуры воина и способ ее реализа-II.;/. Лбъыстивныв условия - ото совокупность личностных свойств

и качеств воина, определяющая степень согласованности элементов структуры его мировоззренческой культуры и способ ее реализации.

Исходя из характера влияния на человека окружающей его среды, объективные условия разделяются на четыре 1руппы: природные, общественные, непосредственные и индивидуальные. Природные условия разделяются на две группы: общеприродные и географические. В общеприродных условиях проходит воинская деятельность, с ними войн ежедневно имеет дело. Они способствуют развитию и реализации филроофской, религиозной, методологической и эстетической культуры воина. Географические условия влияют на мировоззренческую культуру воина не в прямом смысле, а опосредованно, детерминируя, главным образом, характер протекания процесса ее развития и реализации и требующих защищенности от них 'человека, надежности и комфортности военной техники и оружия. Игнорирование природных факторов приводит к эколог.-ческой неряшливости и ядерной стратегии, что является мировоззренческим беэкультурьем. йод общественными условиями понимается общество в его целостности, в котором армия является одним из его элементов. Иаходя из того, что общественная жизнь проявляется в материальной, социальной, политической и духовной сферах, соответственно и все общественные условия, влияющие на развитие и реализацию мировоззренческой культуры воина, в диссертации разделяются на четыре псдорушш: материальные, социальные, политико-правовые и духовные. Анализ материальных условий российского общества показывает, что они сдерживают процесс развития и реализации мировоззренческой культуры военнослужащих, выполняющих не свойственные для армии хозяйственные задачи. Рассмотрение социальных условий приводит к выводу, что они оказывают неблагоприятное воздействие на развитие и реализацию мировоззренческой культуры воина ввиду дисгармонии между обществом и армией: .Анализ политико-правовых условий показывает, что они, с одной стороны, благоприятствуют процессу развития и реализации мировоззренческой культуры воина наличием уже принятых мер по правовой защищенности воинов, а с другой - оказывают неблагоприятное воздействие на этот процесс отсутствием четкой концепции военной политики и реального механизма правовой защищенности военнослужащих. Анализ духовных условий показывает, что они не способствуют в настоящее время

развитию и реализации шфовозэренческой культуры воинов ввиду кризиса духовности и культуры в обществе. Все это армия, как оооуд, сообщающийся о обществом, впитала в себя, добавив и некоторые свои элементы. Поэтому в диссертации рассматриваются непосредственные условия воинской службы. В них выделяются следующие подгруппы: материальные, духовные, управленческо-право-вые и морально-психологические. Анализ материальных условий показывает, что нужда, материальная необустроенносгь жизни не способствует повышению культуры, реализации основных мировоззренческих качеств и заставляет военнослужащих покидать армию, чтобы самореализоваться в гражданских условиях. Рассмотрение духовных условий показывает, что в них заложен-охромный культурный и воспитательный потенциал, однако он в настоящее время остается не востребованным, а значит, и не оказывает должного воздействия на развитие и реализацию мировоззренческой культуры воина. УПравленчеоко-правовые условия тормозят процесс развития и реализации мировоззренческой культуры воина проявлениями консерватизма, излишней регламентацией военно-служебных отношений, отсутствием должной свободы и ответственности военнослужащих, их правовой незащвденностыо. Не способствуют этому процессу и морально-психологические условия, характеризующиеся атмосферой страха и растерянности, разобщенности и взаимного равнодушия военнослужащих. Двояко влияют на процесс развития и реализации мировоззренческой культуры воина индивидуальные условия. С одной стороны, в отдельных частях, на кораблях у отдельных военнослужащих или целых воинских коллективов они могут быть благоприятными, а. с другой стороны, наоборот.

Субъективные условия, в зависимости от их функционального назначен»! в диссертации ^зграничиваются на следующие относительно самостоятельные группы: физические, психические, интеллектуальные и коммуникативные. Анализ этих условий показывает, что в настоящее время у молодых людей резко упала потребность и интерео к службе в армии, молодое пополнение приходит в части и на корабли о отклонениями в здоровье, физически и нравственно не подготовленное к воинской службе, о недостаточной общеобразовательной подготовкой. Вое это тормозит процесс развития и реализации мировоззренческой культуры воина.

Это тем более важно, так как объективные условии способствуют стихийному развитию и реализации мировоззренческой культуры воина, тогда как субъективные условия привносят в этот процесс упорядоченность и целеустремленность. В диссертации подчеркивается, что объективные и субъективные условия развития и реализации мировоззренческой культуры воина находятся в теоной диалектической взаимосвязи, оказывают друг на друга взаимное влияние и действуют одновременно, в единстве друг о другом. Учет этого в практике воспитательной работы позволит избежать односторонности. Преувеличение роли субъективных условий приводит к недооценке воспитания, и, наоборот, преувеличение роли объективных условий чревато недооценкой самообразования, самовоспитания и самореализации.

4. Основными направлениями развития и реализации мировоззренческой культуры воина выступает создание благоприятных материальных и социально-бытовых, управленческо-правовых. духовных и личностных условий, которые конкретизируются в путях воздействия на реальный процесс воинской службы субъектов управле-нш и воспитания.

Проведенный в диссертации анализ показывает, что в настоящее- время объективные и субъективные условия развития и реализации мировоззренческой культуры воина оказывают на последнюю как позитивное, так и негативное воздействие. Это требует от оубъектов управления и воспитания осуществления целого ряда мер воспитательного и организационного характера по созданию благоприятных предпосылок протекания этого процесса. В диссертации показывается, что в зависимости от целей и результатов своего воздействия последний может быть осуществлен по четырем направлениям и соответствующим им путям, которые определены автором в соответствии со степенью благоприятствования объективных и субъективных условий развития и реализации мировоззренческой культуры воина.

Первое направление предполагает создание благоприятных материальных и социально-бытовых условий протекания этого процесса. Оно может быть осуществлено по следующим путям:

- повышение надежности и комфортности военной техники, удобства и целесообразности формы одежды;

- улучшение жилищных условий военнослужащих, эстетического содержания военных городков, снабжения воинов вещевым, продовольственным, финансовым и другими видами довольствия;

- стимулирование ратного труда;

- увеличение свободного времени военнослужащих.

Второе направление предполагает создание благоприятных

управленческо-правовых условий развития и реализации мцэовоз-эренческой культуры воина. Оно осуществляется по следующим путям:

- выработка четкой концепции военной политики государства, ооздание привлекательной модели армии и воина-профессионала;

- дальнейшая демократизация военно-служебных отношений, неуклонное проведение в жизнь принципа социальной справедливости; _

- обеспечение правовой защ»ценности военнослужащих, повышение их правовой культуры.

Третье направление .предполагает ооздание благоприятных к эффективное использование уже имеющихся духовных условий развития и реализации мировоззренческой культуры воина. Оно макет осуществляться по следующим путям:

- реформирование военного образования;

- наращивание и эффективное использование уже имеющегося потенциала военной культуры;

- взаимодействие церкви и армии в патриотическом и нравственном воспитании военнослужащих.

Четвертое направление предполагает создание благоприятных условий для всестороннего развития и реализации личностных свойств и качеств воина. Оно осуществляется по следующим путям:

- развитие психически и физических качеств, повышение физической культуры;

- развитие интеллектуальных и военно-профеосиональкых качеств воина;

- развитие его коммуникативных качеств.

В диссертации подчеркивается, что направления и пути развития и реализации м!фовоззренческой культуры воииа имеют свою специфику и относительную самостоятельность, и это необходимо учитывать в практике воспитательной работы. В то же время они находятся в диалектической взаимосвязи и на практике ооудоств-лгнотсн комплексно, что требует от субъектов управления и воспи-

тания единства в усилиях и согласованности в действиях, а также активности самой личности воина. Реализация рекомендуемых путей позволит повысить уровень мировоззренческой культуры воинов, а вместе с ним активизировать способ ее реализации.

Ш. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Практическая значимость исследования состоит в том, что его теоретические выводы и практические рекомендации позволяют более целенаправленно и конкретно подходить к организации процесса развития и реализации мировоззренческой культуры воинов в реальных условиях армии и флота. Некоторые теоретические полевения диссертации могут найти применение в процессе преподавания филооофии, религиоведения и культурологии в военных академиях и училищах, а также при проведении занятий в системе гуманитарной подготовки личного состава Российских Вооруженных Сил, в воспитательной работе со всеми категориями военнослужащих. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по мировоззренческой и культурологической проблематике.

В этих же целях автором предлагаются некоторые практические рекомендации.

. I. В области научно-исследовательской работы:

1. Целесообразно продолжить исследование таких теоретических проблем развития и реализации мировоззренческой культуры воина, как: религиозная культура воина: генезис, сущность, проблемы; соотношение объективного и субъективного в м!фовоззрен-ческой культуре воина; взаимосвязь философской и мировоззренческой культуры офицера; влияние методологической культуры воина на развитие и реализацию его мировоззренческой культуры; диалектика нравственного и эстетического в мировоззренческой культуре воина; критерии оценки уровней развития и реализации мировоззренческой культуры воина и другие.

2. Силами Центра военно-социологических, психологических и правовых исследований РФ необходимо провести исследование > развития и реализации мировоззренческой культуры воина по разработанным в диссертации показателям, результатом этой работы должна стать монография, раскрывающая социологическую сторону даннои проблемы.

3. Целесообразно включить в очередное издание Военной энциклопедии и Военно-энциклопедического оловаря наряду со статьей "Культура личности воина" отдельные статьи: "Культура атеистическая", "Культура методологическая", "Культура мировоззренческая", "Культура нравственная", "Культура правовая", "Культура религиозная", "Культура философакая". •

П. В области учебно-методической работы:

1. Проблему развития и реализации мировоззренческой культуры воина необходимо включить в тематические планы и программы военных училвд и академий, издать отдельное пособие для куроан-тов и слушателей ВВУЗов "Мировоззренческая культура воина: сущность, содержание, условия и пути реализации".

2. В связи о необходимостью гуманитаризации образования в -рамках проведения реформы выошей военной школы целесообразно отвести на изучение гуманитарных наук до 6.0 процентов учебного времени.

3. Для проведения гуманитарной подготовки в частях а на кораблях необходимо ооздать институт офицеров по информации и их помощников из числа сержантов, старшин, набранных по контракту. Тематику и фермы проведения занятий определять в соединениях /объединениях/. Офицерскому соотаву предоставить возможность свободного посещения этих занятий, работы по индивидуальному плану, самостоятельно.

4. На базе Центрального Дома Вооруженных \ фл целесообразно* ооздать единый учебно-методический центр культурно-дооуговой работы, о задачей координации научно-исследовательской работы в офере культуры, обобщения опыта лучших кЯубов, Домов офицеров, разработки и издания мето'ччеокой и информационно-справочной литературы.

5. За очет целевого финансирования Министерством обороны необходим наладить выпуск правовой /юридической/, военно-мемуарной , спр вочной, учебно-методической и научно-популярной литературы через Военное издательство, а также издать филооофско-историческую серию "Военные мыслители прошлого". \

Ш. В области воспитательной работы:

I. Целесообразно изыскать возможность финансирования материальной базы культуры, увеличения статьи расходов на проведение культурно-досуговых мероприятий, в том числе и за счет 1-й статы

• 2. Необходимо создать и обеспечить финансово государственную программу патриотического воспитания населения, воинов армии и флота, материальной поддержки в этом плане писателей, художников, деятелей театра, кино, радио и телевидения.

3. Целесообразно создать отдельный канал на Центральном телевидении, освещающий жизнь армии и флота.

4. Необходшо возродить и активизировать художественную самодеятельность в частях и на кораблях, восстановить традиционные конкурсы содцатской песни, театра, кино, гастроли ансамблей песни и пляски в воинские части и на корабли.

5. Целесообразно пересмотреть подход к организации физической подготовки военнослужащих, практиковать такие виды физической культуры, как "боди-биддинг" /культуризм/, у-«у, карате-до к другие в иды единоборств.

6. В целях обеспечения свободы совести и мировоззренческого плюрализма в армии и на флоте необходимо создать координационный ¿¿нтр взаимодействия армии и церкви, в воински» у отавы внеоти статью "Порядок* отправления военнослужащими культовых обрядов, использования и хранения: культовых атрибутов".

7. Представляется актуальным проработка и решение вопроса о выделении Вооруженным силам определенного процента печатной продукции издательств за счет их налоговых отчислений в государственный бюджет.

8. В целях защиты чести и достоинства личности воина, а также его законных прав целесообразно создать институт незави-оимых от командования юристов, наделенных правом контроля за соблюдением законности, правом наложения санкций и несущих ответственность за обеспечение их неотвратимости в соответствии с законом, подчиненных вышестоящему юридическому органу.

17, В области утоавленческо-правовой работы: ' I, Объектам законодательной и исполнительной власти необходимо:

а/ создать межведомственный Центр планирования армии о задачей ее постоянного моделирования, прогнозирования возможных проблем и обоснования бюджетных ассигнований;

б/ проработать и принять в кратчайшие сроки законодательные акты, ^оставшиеся не рассмотренными из военного "пакета законов" ; .......

в/ создать конкурсную комиссию по распределению госзаказов на производство военной техники, вооружения, снаряжения, обмундирования, продуктов питания между предприятиями, фирмами, кооперативами, совхозами и колхозами;

г/ разработать перечень орденов за военные заслуги и их статус, исходя из задачи расширения награждения ими кадровых военных и воинов-лрофеосионалов.

2. Органам государственного и военного руководства для решения материально-бытовых проблем офицеров, прапорщиков и мичманов целесообразно:

а/ разрешить создание жилищно-строительных кооперативов из числа военнослужащих, а также восстановить-практику выделения служебных квартир о мебелью семьям офицеров в закрытых гарнизонах;

б/ ввести индексации денежного довольствия; в/ в соединениях /объединениях/ ввести денежный поощрительный фонд и разработать положение о его использовании в целях поощрения наиболее инициативных военнослужащих;

г/ директивно объявить 41-часовую рабочую недела для офицеров, прапорщиков и мичманов, воинов-профессионалов в условиях повседневной деятельности части или ори нахождении корабля в базе. В частях и на кораблях, где специфика олужбы не позволяет выполнить данное требование, обеспечить гарантированные два выходных каждому офицеру, мичману, прапорщику, в оину-пр офе осионал) по скользящему графику ь течение недели;

д/ для осуществления социальной справедливости при назначении офицеров на вышестоящие должности ввести независимую конкурсную оиотему в виде экзаменов', психологических тестов. На должности, связанные о педаго1«иеакой и творческой деятельностью, офицеров назначать по результатам выборов, проведенных в данном коллективе.

Апробация исследования.

Основные положения диссертации изложены в сообщениях на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Материалистическая диалектика как методология познания и революционного преобразования действительности" /г.Владивосток, ноябрь 1985 г./; ХХХШ Всесоюзной межвузовской научно-технической конференции /г.Владивосток, июнь 1990 г./; научно-методической конференции препода-

вателей военно-учебных заведений Дальнего Востока /г.Хабарових, апрель 1990г./. Основные результаты исследования изложены в учебном пособии "Мировоззренческая культура советского воина и пути ее формирования* /Тихоокеанское ВВМУ, 1990. - 2,5 п.л./ и в учебном пособии для ВВМУЗов "Этика командира и основы вовнио-мсразого этикета ■ церемониал»" /Тихоокеанское ВВМУ, 1992. - 7,и п. л. В соавторстве/. Нр кафедре общественных наук ТОВВМУ им. а о. Макарова выполнена научно-исследовательская работа по аналогичной теме. Материалы диооертации используются в учебно-воспитательном процессе о адъюнктами, слушателями и курсантами училщи.

Ооновные положения диссертации изложены в публикациях:

1. (Ъотношение человека и техники в современной войне. -Владивосток: ПУ ТО», 1984. - 2,0 п.л.

2. Мировоззренческая культура личности и пути ее формирования // Материалы Воеооюэной научной конференции "Материалистическая диалектика как методология познания к революционного преобразования действительности". - Владивосток: ДВГУ, 1985. -

3. Роль человеческого фактора в современной войне. - Владивосток: ПУ ТОФ, 1966. - 1,0 п. л.

4. Мировоззренческие ооновы современной лекции в училище // Тезисы докладов ХХХВ Всесоюзной межвузовской научно-технической конференции. - Владивосток: ТОВВМУ им. С.О.Макарова, 1990. - 0,2 п. л.

5. Перестройка как фактор формирования мировоззренческой культуры курсанта // Материалы научно-методической конференции. - Хабаровск: ХВВСУ, 1990. - 0,5 п.л.

6. Мировоззренческая культура советского воина и пути ее формирован«, - Владивосток: ТОВВМУ им. С.О.Макарова, 1990. -2,5 п.л.

7. Этика командира и основы военно-морского этикета и церемониала. -Владивосток: ТОВВМУ им. С.0.Макарова, 1992. - ^7,0

0,2-п. л,

В.Щербаков