автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Миссионерская деятельность русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX - начале ХХ веков

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ипатьева, Александра Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Миссионерская деятельность русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX - начале ХХ веков'

Текст диссертации на тему "Миссионерская деятельность русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX - начале ХХ веков"

Министерство общего и профессионального образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Ипатьева Александра Александровна

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -кандидат исторических наук, профессор Быконя Г. Ф.

Красноярск - 1999

Содержание

Ведение............................................................................................3

Глава I. Факторы становления и развития миссионерской

деятельности ......................................................................34

§ 1. Государственная и ведомственная регламентации

миссионерской деятельности ....................................34

§ 2. Организация миссионерской деятельности .............51

§ 3. Материальная база.....................................................69

§ 4. Личный состав миссионеров.....................................88

Глава II. Миссионерство на юге Дальнего Востока:

содержание, итоги и значение .........................................119

§ 1. Деятельность внешней миссии среди коренного

населения ....................................................................120

§ 2. Миссионерская деятельность среди китайско-

корейской диаспоры ..................................................142

§ 3. Внутренняя миссия....................................................159

Заключение ....................................................................................177

Примечания....................................................................................181

Источники и литература ............................................................... 210

Приложения ...................................................................................234

Введение

Актуальность исследования

История русской православной церкви, как одного из важнейших социальных институтов Российского государства, при отсутствии идеологического давления и навязываемых государством установок, привлекает сегодня многих исследователей. Видный историк А. М. Сахаров отмечал, что «...невозможно создать глубоко разработанной истории России без того, чтобы не обращаться к истории Русской православной церкви, которая долгие века тяготела над русским и другими народами нашей страны и определяла во многом их политическое, культурное, а иногда и экономическое развитие.»1 Поэтому попытка оценить деятельность православной церкви адекватно исторической действительности - актуальная задача современных исследователей. С точки зрения государства, одним из направлений деятельности церкви была христианизация народов новоприсоединенных территорий с целью их прочного закрепления за Россией. Вместе с тем через миссионерство православная церковь решала свои прямые ведомственные задачи, вытекавшие из постулата, что православие является единственным правильным учением. Тема эта не получила достаточного освещения в науке. Миссионерская деятельность церкви в Приамурском крае практически не исследована. Участники «круглого стола», посвященного роли православной церкви в истории России, проведенного в Москве в 1989 году, пришли к выводу, что проблема христианизации народов Сибири нуждается в специальном исследовании.2

Большой интерес к истории Русской церкви в последнее время возник и в обществе. Особый резонанс вызвало обсуждение закона

«О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый 24 сентября 1997 года. Закон приобретал окончательный вид в условиях противоборства различных взглядов на принципы строительства отношений между государством и религиозными объединениями и степень регламентации их деятельности, а также поиска компромисса, необходимого для принятия закона. Вызванный законом резонанс внутри страны и за рубежом показывает, насколько серьезной будет предстоящая работа государственных органов по его реализации. Поэтому опыт конфессиональной политики Российской империи заслуживает большого внимания исследователей.

Сегодня православная церковь пытается найти свое место в государственной и общественной жизни России. В первом же своем обращении к пастве в день интронизации патриарх Алексий II заявил: «Церковь наша - и это мы ясно видим - вступает на путь широкого общественного служения. Во время трудных, судьбоносных преобразований в стране церковь не остается безучастной свидетельницей происходящих событий: она поддерживает благие и гуманные устремления нашего общества в решении нелегких задач построения жизни на началах законности и справедливости».3

Возросшая активность и авторитет Русской православной церкви вызвали необходимость выработки стратегических основ и тактических форм сотрудничества и взаимодействия между обществом, государством и церковью. В этом аспекте изучение миссионерства приобретает особую актуальность, так как современная . Православная церковь ведет широкую проповедническую и миссионерскую деятельность в масштабах всей страны. Проблема усложняется появлением в России огромного количества миссий различных конфессий и толков, не всегда

безопасных для нравственного состояния общества. Поэтому изучение исторического опыта государственной регламентации и содержания миссионерской деятельности религиозных организаций представляется особенно важным в настоящее время.

В многонациональном Российском государстве объективно встает вопрос о мирном взаимодействии многочисленных народов с разными религиозными взглядами. Проблема, над которой сегодня работают ученые, общественные и государственные деятели, состоит в поиске методов превращения религии из разделяющего в объединяющий фактор общества. И поскольку Православная церковь в процессе миссионерской деятельности участвовала в формировании межнациональных отношений и выработала свою методику установления контактов с нерусским населением присоединенных территорий, ее опыт представляет сегодня значительный интерес. Практическое значение данной работы видится и в том, что в этом году исполняется 100 лет со дня образования Владивостокской епархии, через год - 160 лет со дня образования Камчатской епархии. При отсутствии обобщающих трудов по истории дальневосточных епархий, данная работа в некоторой степени поможет осветить их деятельность в рамках сотрудничества научной общественности с ведущей конфессией региона и всей страны.

Историография проблемы

В отечественной историографии проблеме миссионерской деятельности Русской православной церкви на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX веков посвящено немного работ. С одной стороны это обусловлено тем, что исследуемый период был современностью дореволюционных авторов второй половины XIX -начала XX веков, и их внимание было обращено на более ранние

периоды истории церкви, а с другой - периферийностью этой проблематики в советской историографии. Поскольку обозначенная проблема слабо представлена в отечественной историографии, в данном обзоре рассматриваются и те работы, в которых давалась общая оценка роли и значения православной миссии в истории России.

В дореволюционный период проблема миссионерства привлекала внимание авторов различных общественно-политических течений (охранительно-консервативного, либерального, ранне-демократического, революционно-демократического). Большинство работ по этой проблеме принадлежало историкам церкви, или церковным деятелям. Клерикальные авторы В. М. Скворцов, Е. К. Смирнов, Д. Ф. Машкевич, И. Мироносицкий, архиепископ Вениамин и архимандрит алтайский Макарий рассматривали миссионерскую деятельность церкви с консервативно-охранительных позиций, видя в распространении и укреплении православной веры одно из основных условий сохранения монархического строя в стране. Ярким примером их отношения к миссионерству может служить речь чиновника по особым поручениям в Синоде В. М. Скворцова на III Миссионерском съезде в Казани, который подчеркивал: «Православие, как основа, и по историческому старшинству своему в жизни Святой Руси, и по несравненным заслугам относительно воспитательного влияния на развитие и укрепление в народном самосознании начал монархизма, является краеугольным камнем нашей государственности. Горе, если православный народ наш будет толкнут на скользкий путь отпадения от церкви. Это будет одним из вернейших подкопов под Кремль Руси».4

Архиепископ Вениамин, иеромонах Нестор (Анисимов), Е. Н. Воронец давали резко негативную оценку государственной политике правительства по отношению к миссионерской деятельности церкви, считая политику веротерпимости вредной для общества и государства. Осуждая правительство за недостаточную законодательную и финансовую поддержку миссионерства, в вину ему ставили отсутствие закона об обязательном принятии православия всеми «инородцами» и «иноверцами» России.5

Церковный историк И. М. Покровский, также считал, что правительство своим законодательством ослабляет миссионерскую деятельность, «запрещая русским... беспокоить иноверцев», хотя значение православной миссии состоит в выполнении государственных задач закрепления за Россией новоприсоединенных территорий.6

Православно-пропагандистский характер носила работа протоиерея А. Никольского, в которой автор с восторгом отмечал большую общественную поддержку созданному в 1870 году Православному миссионерскому обществу. Работа содержала только общие сведения о создании, целях и финансовых возможностях общества. К сожалению, подробный анализ миссионерской деятельности церкви на восточных окраинах страны в ней отсутствовал.7 Следует отметить более содержательную работу Е. К. Смирнова, в которой давались краткая характеристика деятельности Камчатской миссии в исследуемый период и статистические данные о числе новокрещеных по епархиям за время деятельности Православного миссионерского общества, что представляется важным в сравнительно-историческом плане.

Процессы христианизации народов России более подробно освещались в общественно-политических, в основном, клерикальных

журналах. Наибольшей информативностью отличались периодические издания «Миссионер», «Миссионерское обозрение», «Православный благовестник», «Душеполезное чтение», «Чтение в обществе любителей духовного просвещения», «Церковно-общественный вестник», местные епархиальные ведомости (Иркутские, Камчатские, Владивостокские). Печатавшиеся в них материалы дают возможность воссоздать реальную картину миссионерства на восточных окраинах страны, хотя необходимо учитывать их официально-клерикальную направленность.

В целом работы церковных авторов носили тенденциозный и описательный характер. Пытаясь доказать государственное и общественно-политическое значение миссионерства все неудачи православной миссии эти авторы связывали со слабой государственной поддержкой миссионерства и объективными трудностями миссионерского служения на отдельных окраинах России.

Либеральное направление в историографии миссионерства Русской православной церкви наиболее ярко представлено в трехтомном труде П. Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры». Видя в православной миссии «...наибольшее культурное и цивилизаторское значение», он в то же время отмечал в ее деятельности приоритет «государственно-церковных ...полицейских задач», и считал, что чрезмерная государственная поддержка миссионерства мешает церкви выполнять свои просветительские задачи.8

Деятели областничества Н. М. Ядринцев, С. С. Шашков, рассматривая сущность так называемого «инородческого вопроса» в России, видели в миссионерстве еще одно средство угнетения сибирских народов. Не отрицая прогрессивности христианизации,

они резко критиковали насильственные методы миссионеров, их некомпетентность и слабую подготовку к выполнению цивилизаторских задач. В отличие от представителей официально-клерикального направления, которые абсолютизировали русификаторскую прогрессивную роль миссионерства, Н. М. Ядринцев считал, что русификаторская деятельность миссионерских школ пагубно влияла на самобытную культуру сибирских «инородцев». Таким образом в раннем демократическом течении впервые в отечественной историографии проявилась тенденция одностороннего показа негативных сторон миссионерской деятельности Русской православной церкви.

Эта позиция областников нашла свое продолжение в революционно-демократическом течении. В начале XX века вышла работа В. Д. Бонч-Бруевича «Силы русского клерикализма», в которой он рассматривал миссионерскую деятельность как могучее средство распространения «...всякой реакции и мракобесия в глубинах души и ума народной массы».9 Он ошибочно считал, что православная, миссия «...более всего действует не «в дебрях диких стран, населенных язычниками», а по преимуществу в коренной России, борясь с расколом и сектанством». Не вдаваясь в истинное назначение Православного миссионерского общества, созданного при митрополите Иннокентии, В. Д. Бонч-Бруевич клеймил его за то, что огромные средства тратились на распространение «смрадной литературы «духовного» происхождения, которая затемняет всякие проблески политической народной мысли...».10

Негативная, заидеологизированная оценка миссионерской деятельности церкви сохранилась и в советской историографии. Интересующие нас вопросы сужались до государственно-правовой регламентации статуса инаковерующих и инакомыслящих, при этом

подчеркивались насильственно-полицейские методы насаждения православия. (Н. М. Никольский, С. Б. Окунь, Е. Ф. Грекулов, В. В. Клочков). Христианизация рассматривалась только как проявление колонизаторской и русификаторской политики царизма: «... русификация и христианизация представляли собой наиболее ярко выраженную форму насильственной ассимиляторской политики царизма, препятствующей свободному этническому развитию народов».11

Не смогли отойти от установленных стереотипов в оценке миссионерской деятельности и авторы коллективной монографии «Православие: вехи истории» (1989), хотя такая задача ими и ставилась. Достоинством работы является первое в советской историографии комплексное рассмотрение деятельности миссионеров в трех направлениях: внешней, внутренней и заграничной миссий. Однако при освещении данной проблемы исследователи опирались на довольно узкий круг источников, что привело к ряду фактологических ошибок и не позволило объективно оценить сложность и многоплановость миссионерского процесса.

Более взвешенная оценка роли и места православной миссии дается в работах Л. М. Дамешека и Г. П. Мальцева. Не отрицая реакционную роль миссии в «идеологическом воздействии... и выхолащивании самобытности коренных народов Сибири», они отмечали прогрессивное значение миссионерства, которое способствовало сближению русского и коренных народов, восприятию ими новых методов хозяйства, духовной и материальной культуры русского народа».12

Сахалинский историк А. И. Костанов рассматривал значение миссионерства с государственных утилитарных позиций, считая, что «миссионерство позволяло ненасильственными методами,

практически без значительных военных расходов поддерживать русское влияние на необъятных территориях восточных окраин страны... прочно удерживать эти пограничные земли в составе Российской империи».13 Кудряшев Г. Е. и Никонов А. Б. пришли к нелогичному выводу о том, что результаты деятельности миссионеров «...вопреки их желанию способствовали... экономическому и культурному сближению инородческих народов с русским народом».14

В последнее время изучение миссионерской деятельности церкви стало одним из стержневых направлений региональных исследований историков. Появился целый ряд диссертаций, книг и научных статей, посвященных христианизации коренных народов отдельных регионов страны (Мальцев Г. П. - Сибирь; Сагалаев А. М., Храпова Н. Ю., Поплавская X. В., Молошков К. А., Бикетов В.

A. - Алтай; Асачакова В. Н. - юг Приенисейского края; Ванина И. Ю. - Восточная Сибирь; Жуковская И. Л. - Забайкалье; Жеребина Т.

B. и Шишигин Б. С. - Якутия; Кудряшев Г. В. - Поволжье и Приуралье). Но только в 1989 году появилась единственная до сих пор диссертация Никонова А. Б., посвященная анализу миссионерской деятельности церкви в общероссийских масштабах (1721-1917 гг.). Эти работы оказались нам полезными, в первую очередь, в сравнительно-историческом плане, в выяснении общих установок, организации, методов и приемов миссионерской деятельности. Большинство авторов правомерно выделяют период второй половины XIX века в особый этап в христианизации малых народов, обосновывая это переходом церкви к новым организационным формам, расчитанным на постоянное действие миссии среди коренного населения, и, преимущественно, мирным методам.

Более глубокое изучение миссионерской деятельности Русской православной церкви на конкрет�