автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Миссионерская деятельность в контексте геополитики

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Свищев, Михаил Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Миссионерская деятельность в контексте геополитики'

Текст диссертации на тему "Миссионерская деятельность в контексте геополитики"

А 7 ; ч ч - ч : по - гу

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

СВИЩЕВ Михаил Петрович

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ

ГЕОПОЛИТИКИ

Специальность 09. 00.06. - философия религии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философски^ Наук

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Трофимчук Н. А.

Москва - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................3

ГЛАВА I. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, МОДЕЛИ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ГЕОПОЛИТИКЕ......................................13

§ 1 духовные аспекты теоретических концепций геополитики...........................13

§ 2 миссионерская деятельность: сущность, взаимосвязь с геополитикой..........26

§ 3 цивилизационные модели и роль религии в формировании геополитической карты мира....................................................................................................42

ГЛАВА П. ПРОТЕСТАНТСКИЕ МИССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 80-90-Е ГОДЫ XX В.: ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..........................................................50

§ 1 геополитические аспекты деятельности протестантских миссий на территории дальнего востока........................................................................50

§ 2 элементы стратегии миссионерской деятельности: механизмы и нормы их практической реализации...............................................................................66

§ 3 формирование нового конфессионального пространства в дальневосточном регионе россии..............................................................................................97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................,....................117

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.............122

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

материалы социологического исследования «отношение населения

Хабаровского края к религии и церкви»...........................................................136

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Протестантские миссионерские организации и пасторы Республики Корея и США,

деятельность которых отмечалась на территории хабаровского края в период с 1990 по 1998 гт..............................................................................139

Введение

Актуальность исследования. В 80-90 годы вероисповедные проблемы российского общества были связаны с осмыслением нового содержания и форм государственно-церковных отношений, принятием законов РСФСР «О свободе вероисповеданий»^ 990 г.) и РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), а также широкомасштабной деятельностью в стране зарубежных миссий. Возрождение традиционных церквей, характерное для России XX в., происходит в условиях активного приобщения россиян к вероучениям, появившимся на волне миссионерства 90-х годов. Если в 1991 г. в стране было зарегистрировано 5502 религиозные организации,1 то в настоящее время их более 16 тыс. 60-ти конфессиональных направлений. Общее же число действующих зарегистрированных религиозных объединений и незарегистрированных религиозных групп составляет более 20 тыс. Многие из них учреждены иностранными религиозными деятелями. В настоящее время в России проводят миссионерскую работу от 700 до 1500 миссионеров из различных стран мира и прежде всего из США, Республики Корея, Германии. Основная их часть - представители протестантских церквей. Ежегодно расходы западных стран на эту деятельность составляют около миллиарда долларов. На уровне общественного сознания сформировалось стойкое представление о неоднозначности и во многом неприемлемости, с точки зрения духовных традиций России, последствий воздействия зарубежных миссий на социум. «Духовная безопасность» встала в один ряд с «национальной безопасностью».3

Данные процессы беспрецедентны для истории России и ранее, в

1 См.: Одинцов М.И. Россия строит светское государство // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. № 3-4. С. 151.

См.: Новые религиозные культы, движения и организации в России. 2-е изд. М., 1998. С. 149-150.

3 См.: Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. 1995. №12. С. 39

силу их неактуальности, не находили должного теоретического осмысления. Сегодня общество не может четко сформулировать, в чем действительно заключаются негативные последствия такого феномена. Трудности осознания новых явлений в религиозной сфере вызваны тем, что прежние методы и подходы к осмыслению происходящего оказались недостаточными или неубедительными и не удовлетворяют потребностям адекватной оценки ситуации. При этом отсутствует единая государственная научная программа по всестороннему изучению данных процессов, вследствие чего ощущается недостаток информации о существе и объективных тенденциях развития современных религиозных процессов в стране, в том числе обусловленных результатами деятельности зарубежных миссий. Такое положение сложилось потому, что законы 1990 и 1997 гг., разработанные и принятые с целью регулирования сферы государственно-церковных отношений, не предусмотрели структур, которые бы оценивали религиозную ситуацию, выстраивали соответствующую государственную политику. Недооценка значимости этих процессов видится также в отсутствии понимания их глубинных мотиваций, взаимосвязи с единым комплексом мировых политических, культурологических и экономических проблем, целостное осмысление которых сегодня принято относить к сфере геополитики.

Очевидно, что внутренняя политика России в сфере свободы совести не учитывает геополитических аспектов деятельности зарубежных миссий. Таким образом, уже сама постановка темы исследования позволяет нетрадиционно судить об этих проблемах. Применение категорий геополитики позволяет по-новому осмыслить стратегию и методы работы миссий, оценить долговременные последствия их воздействия на общество, понять политически и экономически обусловленные особенности их функционирования.

В основе доктрины внешнеполитической деятельности любого государства лежит прагматический принцип реализации собственных на-

циональных интересов, заключающийся в создании благоприятных условий для развития общества, в использовании для этого всего разностороннего потенциала страны. Наряду с другими, религия и религиозные организации занимают в них не последнее место. Осознание геополитических интересов государства носит общенациональный характер. В этот процесс неизбежно вовлекается религиозно ориентированная часть населения, что в конечном итоге находит выражение в концепциях и практической деятельности миссий, в определенной степени способствуя реализации геополитических замыслов государства.

Вышеобозначенные проблемы особенно остро проявляются в Дальневосточном регионе в связи с его пограничным положением, оторванностью от традиционных духовных центров, активностью американских и корейских миссий. Так, только зарегистрированных южнокорейских религиозных организаций на территории Приморья в 1997 году было 29.1 В Хабаровском крае более 45 церквей учреждены по инициативе зарубежных миссий. За последние десять лет изменилась конфессиональная картина в регионе. Сегодня в Хабаровском крае более 76% от общего числа религиозных объединений составляют различные протестантские объединения. Все это делает настоятельной проблему исследования здесь деятельности миссий с точки зрения их воздействия на единое пространство России.

Состояние научной разработанности проблемы. К вопросам, в той или иной степени связанным с проблемами влияния религиозной составляющей в политике, обращались многие авторы. В научной литературе советского периода этому посвящены исследования М.Н. Андреева, B.JI. Артемова, М.Е. Бабия, A.B. Белова, И.Р. Григулевича, И.Я. Кантерова, H.A. Ковальского, Э.И. Лисавцева, М.П. Мчедлова, A.A. Ротовского, М.В. Тихонова, H.A. Трофимчука, П.Л. Яроцкого, И.Б. Ястребова.2 В их

1 См.: Кривельская Н. Религиозная экспансия против России. М., 1998. С. 84.

2 Андреев М.В. Критика идеологии современного клерикализма. М., 1982; Он же: Политика клерикального антикоммунизма. М, 1987; Артемов В. Л. Психологическая война и стратегия империализма.

трудах рассматривается широкий спектр теоретических, историко-философских и социальных проблем религии. Несмотря на определенную идеологическую ориентированность, эти исследования представляют несомненную ценность как в методологическом, так и практическом плане.

Различным аспектам миссионерской деятельности посвящены работы Н.М. Балалаева, М.С. Бутиновой, A.A. Волховой, В.Б. Воронцова, И.Р. Григулевича, И.Р. Лаврецкого, A.A. Мурадяна, Г.С. Остапенко, Н.П. Раввы, JI.B. Скрипникова, Д.Д. Тумаркина, И.М. Шкляж, H.A. Халфина1 Значимые исследования, связанные с изучением и осмыслением миссио-

нерства, принадлежат зарубежным миссиологам. В разное время эти авторы ставили перед собой различные цели, определявшиеся скорее социальным заказом времени и политического строя, чем потребностями объективности. Так, И.М. Шкляж в своей работе «Из истории миссионерского движения: (Опыт критического подхода к существующим концепци-

М., 1983; Бабий М.Е. Проблемы свободы совести и современная идеологическая борьба. Киев, 1986; Белов A.B. Клерикальный антикоммунизм: Идеология. Политика. Пропаганда. М., 1987; Григулевич И.Р. Пророки новой истины. М., 1983; Кантеров И.Я. Клерикализм сегодня. М., 1988; Он же: Клерикализм-идеология духовного насилия. М., 1986; Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 1982; Ро-товский A.A. Клерикальная пропаганда: цели и средства. Харьков, 1988; Трофимчук H.A. Религиозно-политическая пропаганда зарубежных центров и ее влияние на христианское движение в СССР: Дис. ... д-ра фил. наук. М., 1991; Он же: Оружием правды. Алма-Ата, 1990; Он же: Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М.,1991.

1 Балалаев Н.М. Контрреволюционная деятельность зарубежных христианских миссий на Дальнем Востоке // Дальний Восток. 1970. №3; Бутинова М.С. Миссионерство и колониализм в Океании. Л., 1975; Волхова A.A. Иностранные миссионеры в Китае (1901-1920гг.) М., 1969; Воронцов В.Б. Миссионеры и их наследники: Повороты политики США в отношении Китая. М., 1986; Григулевич И.Р. Крест и меч. М., 1977; Лаврецкий И.Р. Колонизаторы уходят - миссионеры остаются. М., 1963; Малаховский К.В. Борьба империалистических держав за тихоокеанские острова. М., 1966; Мурадян A.A. Американские миссионеры в странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании в XIX в. М., 1971; Рав-ва Н.П. Миссионеры и колониальная экспансия на Таити. М.,1965; Скрипникова Л.В. Английский колониализм в Вест-Индии. Киев, 1981; Тумаркин Д.Д К вопросу о «просветительской деятельности» американских миссионеров на Гавайских островах // Краткие сообщения института народов Азии. 1962. №52; Халфин H.A. Начало американской экспансии в странах Средиземноморья и Индийского океана. М., 1958; Шкляж И.М. Из истории миссионерского движения: (Опыт критического подхода к существующим концепциям). Одесса, 1992; Халфин H.A., Мурадян A.A. Янки на Востоке в XIX в. М., 1966; Проблемы экуменизма и миссионерской практики: Сб. научных трудов / Рос. акад. наук, Институт всеобщей истории. М., 1996.

2 Бош Д. Преобразование миссионерства: Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. СПб., 1997; Гирскис А.К., Яунишкис Б.Ф. Я - миссионер. М., 1975.; Лот Г. Вторжение в Восточную Африку. М., 1971; Карвер В.О. Миссионерство и промысел Божий. 1993; Норт Д. История церкви. М., 1993; Hutchison W.R. Errand to the World: American Protestant Missionary Thought and Foreign Missions. Chicago & London, 1987; Neill S. A history of Christian missions. Harmondsworth, 1979;Neill S. Colonialism and Christian Missions. London, 1966; Seumois A. Teologie Missionaire I. Rome, 1973; Verkuyl J. Contemporary Missiology: An Introduction. 1978; Anderson G.H. American Protestants in Pursuit of Mission. 1886-1986//International Bulletin of Missionary Research. 1988. Vol. 12.

ям)» (1992 г.) призывает переосмыслить роль миссионеров в истории. При этом новизна исследования по большей части сводится к изменению полярности оценок: то, что ранее оценивалось негативно, теперь рассматривается со знаком плюс и наоборот. В целом же указанные авторы миссионерскую деятельность характеризуют, как правило, либо только с положительной стороны, либо преимущественно в отрицательном свете. Хотя их многие идеологизированные оценки утратили свое значение, некоторые концепции были использованы в настоящих исследованиях.

Среди зарубежных авторов, раскрывающих стратегию, практику и методы деятельности миссионерских организаций, следует выделить труды А.Б. Брюса «Обучение двенадцати», Г. Латема «Пастырь пастырей», а также книги профессора Эсбурской семинарии Р. Коулмана, Р. Адлера, Г. Андерсона, Д. Веркуила, П. Джонстоуна, В. Карвера, Д. Норта, С. Нелла, Д. Монтгомери, Д. Мак-Гавана, Д. Петерсона, О. Смита, С Ферклота.1 На наш взгляд, проведенный ими анализ нельзя считать исчерпывающим вследствие того, что все эти изыскания имеют одну и ту же богословскую идейную базу. Следовательно, работу в этом направлении целесообразно продолжить.

В начале текущего десятилетия серьезные научные исследования по рассматриваемым проблемам практически не проводились. Внимание общественности к неординарным последствиям деятельности в стране иностранных миссий привлекали светские средства массовой информации и конфессиональные издания и центры, в чем сегодня видится их несомненная заслуга. В числе этих СМИ «Комсомольская правда», «Известия», «Независимая газета», «Миссионерское обозрение», «Радонеж», «Православная Москва», «Центр реабилитации жертв нетрадиционных

1 Адлер Р. Миссионерские методы во времена апостола Павла и в наши дни. М, 1993; Джонстоун П. Операция «Мир». СПб., 1996; Коулман Р. Евангелизационная стратегия Иисуса. СПб., 1995; Карвер В.О. Миссионерство и промысел Божий. 1993; Монтгомери Д. Рассвет 2000. М., 1993; Мак-Гавран Д. Закономерности роста церкви. СПб., 1994; Петерсон Д. Евангелизм как образ жизни. 1980; Смит О. Дж. Проблема миссий. СПб, 1995; Ферклот С.Д. Созидание церквей, готовых к воспроизводству. Мичиган (США), 1996; Bruce A.B. The training of the twelve. New York, 1930; Latham H. Pastor Pastomm. Cambridge, 1910.

религий памяти A.C. Хомякова», «Миссионерский отдел Московской Патриархии РПЦ» и такие авторы, как A.J1. Дворкин, А. Кураев, О. Сте-няев. Изданная указанными авторами и центрами литература сегодня служит необходимым фундаментом для серьезных исследований в этом направлении.1 В последние годы по данной тематике выпущены обстоятельные справочники кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, миссионерским отделом Мол

сковского патриархата Русской православной церкви.

Исходя из темы диссертации, выделим работы, в которых рассматривается роль религии в цивилизационном развитии мирового сообщества. Одним из основоположников такого подхода к истории по праву считается Н.Я. Данилевский. В его знаменитом исследовании «Россия и Европа» (1868 г.) обосновывается вывод о том, что главными действующими лицами в мировой истории являются не государства или отдельные нации, а культурно-религиозные общности, которые в современной политологии обозначаются термином «цивилизация». Эта теория нашла отражение в трудах русского мыслителя К.Н. Леонтьева, немецкого философа О. Шпенглера, видного евразийца П.Н. Савицкого, выдающегося ученого нашего времени Л.Н. Гумилева. А. Тойнби, известный английский историк, всесторонне рассмотрел эту теорию в труде «Постижение истории». В этом же контексте интересны труды К. Ясперса, Ф. Фукуямы, профессора Гарвардского университета С. Хантингтона. Многие работы последнего имеют самое непосредственное отношение к осмыслению влияния

1 Григорьева Л.Н. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции: Дис. ... канд. фил. наук. М., 1994; Кривельская Н. Религиозная экспансия против России. М., 1998; Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история тенденции, проблемы. М, 1997; Ми-рошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула, 1997; Рябова И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества: Автореферат дис. на соиск. учен, степени кандидата фил. наук. М., 1996.

2 Новые религиозные культы, движения и организации в России. 2-е изд. М, 1998; Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского патриархата русской православной церкви. Белгород, 1997; Православная церковь. Современные ереси и секты в России. СПб, 1995.

религиозных факторов с геополитических позиций. 1

При изучении проблем взаимодействия религии и политики в России практически не предпринимались попытки исследовать миссионерскую деятельность с точки зрения категорий геополитики: соискателю не удалось найти ни одного обобщающего исследования на подобную тему.

В целом, несмотря на достаточно большое количество выявленных источников, отыскать в них исчерпывающие ответы на вопросы, определенные целью исследования, в полной мере не удалось. По большей части рассматриваемые проблемы относятся к давно ушедшему времени или иным регионам.

Источники исследования. Многие идеи и фактические данны�