автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Многовариантность прогресса и проблемы выбора моделей развития в странах Африки

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ершов, Андрей Геннадиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Многовариантность прогресса и проблемы выбора моделей развития в странах Африки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Многовариантность прогресса и проблемы выбора моделей развития в странах Африки"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ имени ПАТРИСА ЛУМУМБЫ

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ПРОГРЕССА И ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ В СТРАНАХ АФРИКИ

(23.00.03 — политическая культура и идеология)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

На правах рукописи

ЕРШОВ Андрей Геннадиевич

Москва—1991

Работа выполнена на кафедре политических наук ордена Дружбы народов Университета дружбы народоз имени Патриса Лумумбы.

доктор философских наук> профессор А. А. Иванов.

доктор философских наук, профессор В. Ф. Титов, кандидат философских наук, доцент В. В. Крапивин.

Ведущая организация — Институт Африки Академии наук СССР.

Защита состоится «26 » декабря 1991 г. на заседании специализированного совета К 053.22.24 в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Университета дружбы пародов имени Патриса Лумумбы.

Автореферат разослан « (5> » ноября 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, доцент

Научный руководитель —

Официальные оппоненты:

Е. И. РАЧИЫ

Актуальность исследования. Характерной чертой постколони- " алыгого развития Африки было недостаточно гибкое отношение многих дилеров к необходимости поиска приспособленных к реалиям континента моделей развития, учитывающих менталитет африканцев, культурное наследие, особенности социальной структуры, демогра-• фическиэ и экологические особенности. Этому во многом способствовали два основных обстоятельства Первое связано с тем, что в тот исторический период, когда африканские страны получили независимость, среди политиков и ученых господствовало представление о прогрессе, как о постоянном количественном росте, что и послужило основой для разработки соответствующих концепций развития. Второе заключается в том, что в то время политический климат на планете определялся противостоянием двух систем- капиталистической и социалистической, что, естественно, во многом предопределило и ориентацию африсанских стран. ■ Исследуемая диссертантом социалистическая мобилизационная модель развития ¿¡сазалась весь-привлекательной для политиков, тяготевших к авторитарным методам управления, а такие в силу кажущейся возможности на этом пути решить все социальные и экономические задачи, стоящие перед африканскими странами.

Благодаря интенсивной внешней помощи,страны социалистической ориентации сумели добиться определенных успехов з создании системы здравоохранения и образования, некоторых других областях. Вместе с тем развитие этих стран сопровождалось многочисленными трудностями, но причины их усматривали главным образом в политике империализма, деятельности ТНК, отступлении от марксистско-ленинского учения, "забегании вперед" по пути революционных преобразований.

Идеологизированность подходов и стесненность научного поис- ■ ка помешали глубокому анализу кризисных явлений, накапливающихся в недрах командно-административной социалистической модели, как в ее африканской разновидности авторитарного и бюрократического централизма, так и в советской модификации.

Неблагоприятные факторы, решающим из которых,• по мнению диссертанта, стало несоответствие ориентационной модели социокультурным особенностям континента и потребностям развития привели во второй половине 80-х - нач. 90-х годов к подлинной катастрофе социалистической ориентации в ее авторитарно-бпрократЯ-ческом варианте. Только в течении последних лет о создании многопартийной системы и полном отказе от марксизма-ленинизма эая-

" ирйш иравйоду партии Ыоз&йбйка, Амгоаи, ллг&ра, Иоги'о^ эфйолши- ■ Положение стран социалистической ориентации, такж, как и большинства африканских стран б последние годы стало катастрофическим. Проеходит реальная деградация качества мизни, что наряду с другими причинами - внешне!'! задолженность», этнической разобщенностью, коррупцией, демографическим! и экологическими проблемами служит на континенте источником напряженности, порождает атмосферу конфликтности. Такая ситуация - во многом результат использования экономических моделей, основанных на господствовавшем до недавнего времени понимании прогресса

Таким образом, проблема многовариантности прогресса и выбора моделей развития странами Африки имеет валное научное и методологическое значение. В научном плане данное направление отличается актуальностью и новизной подходов, так как связано с разработкой критериев и вариантов прогресса, с анализом цивилизаци-онных факторов, особенностей формирования социокультурной среды и массового, с.ознания, поиском наиболее эффективных путей соци-. ально-политической мобилизации масс и определением роли различ-■ ных факторов в формировании производительных сил.

В политическом плане обозначенная проблема стоит чрезвычайно остро, так как поднимает вопрос об ответственности различны:* политических сил и роли разнородных факторов в выборе моделей развития, к том числе - в формировании тупиковой модели социализма в ее африканском авторитарно-бюржратическом варианте. Кроме того, б рамка:: данного направления формируется новое понимание характера и типа структурирования общностей, выступающих как двидущие силы социального прогресса.

Широкую перспективу для анализа гетерогенных африканских ' обществ открывает цивилизационный подход, предполагающий изуче-' ние влияния на развитие культурных, исторических факторов, рели-•• гил, особенностей духовного производства Кроме того, этот под-\ ход предполагает создание объективной картины соцко;сультурноЛ среды, е которой развивается конкретный индивид и которая опре-: доляет его менталитет, особенности политической социализации, ^'характер и уровень потребностей, в том числе и потребность в со-тщательной деятельности, т.е. формирует определенный тип сово-> купного работника.

Предметом данного исследования являются факторы выбора революционного пути социально-зкономических преобразований в Африке, как реализаций одной из моделей развития. Этот выбор расс-2 '

ыагряйав'-гся в • •совреквлшого -иояиишивг многовариантности"

.й , критериев-■ прогресса на примере ряда стран - Анголы, Бенина, ОиыЗабве, Конго, Мадагаскара, Мозамбика, Танзании, Эфиопии.

Диссертант поставил перед собой цель проследить процесс появления современных критериев прогресса, выявить основу его мно-■ говаркантности, попытаться объяснить логику мирового развития-в целом, и африканского я частности, на основании сочетания циви-«ияационного и ¿орнационного подходов и рассмотреть путь революционных преобразований в Африке как один из вариантов возможного развития, реализуемого при стечении разнородных факторов.

Исходя из цели исследования, диссертант поставил перед собой следующие задачи:

-показать причины, заставляющие переосмыслить логику мирового развития, выделить составные части целостного и взаимосвязанного мира, ход и последствия изменений в них, рассмотреть критерии прогресса, проанализировать факторы, влияющие на появление различных вариантов развития и на основе разработанных подходов охарактеризовать путь развития Африки после достижения независимости,

-выявить факторы, определившие социалистический В1Д5ор в Африке, показать г.й'.яниэ на этот процесс демонстрационного е<Ь-фзгсга экстенсивной модели реального социализма, антшатериалис-тичэских настроений, интересов определенных социальных групп,

-определить характер взаимосвязи африканской пэволюцион-но-демократической модификации марксизма и стереотипов массового сознания традиционного общества, найти точки их возможного соприкосновения, показать особенности формирования утопического облика социализма в массовом сознании африканского населения,

-разработать действенные критерии для выделения социальных • общностей в Африке, показать характер отношений мэкду управляющими и управляемыми, особенности социокультурной среды в странах социалистической ориентации, выделить основные направления соци- . ализации индивида и важнейшие харшстеристики базовой личности африканцев в этих странах,

-рассмотреть основные направления разработки революционной демократией стратегий развития, опирающихся на традиционную культуру, показать изменения во внутренней и внешней политике рассматриваемых стран, определяемых потребностью достижения национального и социального диалога

• Научная новизна диссертации заключается в том. что ока .

" Является Одпсж ие первых рабсл в отечественном •обЩгствовпияии. В которой с новых позиций рассматриваются различные аспекты прогресса и разрабатываются его гуманистические критерии.

Новым является применение цивилизационного подхода к анализу влияния на развитие культурологических и духовно-религиозных факторов, а такие постановка вопроса об инициаторах развития.

В диссертации комплексно рассматриваются факторы, повлиявшие на выбор социалистической ориентации как на уровне управляющих, так и на уровне управляемых. Впервые подробно анализируется диалектика взаимосвязи массового сознания традиционного общества, его состояния и стереотипов с африканской модификацией марксизма-ленинизма, дается характеристика социокультрной среды и базовой личности в рассматриваемых странах.

1 При характеристике современных стратегий развития в странах социалистической ориентации ка эмпирическом материале показаны изменения не только их внешнеполитической и внешнеэкономической ; ориентации, но и новое понимание критериев развития и, как следствие, измене шя в подходах к проблеме мобилизации масс.

Диссертация является одной из немногих работ советских ав-. торов, в которой для научного анализа используются данные социологических опросов, в том числе и проведенных самим исследовате-. лем.

Практическое значение исследования состоит в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке теорий прогресса и концепций развития, в исследовании проблематики развивающихся стран и практики революционных преобразований, как одного иэ направлений развития.

Возможно использование диссертации при чтении курсов по - проблемам афро-азиатских стран, политической социологии и поли-' " тологии. Материалы и выводы исследования могут представлять интерес при разработке теретической основы внешнеполитического . курса нашей страны и осуществлении внешнеэкономических связей.

Состояние разработки проблемы. Следует отметить, что форыи-■'.:-■ рование современных подходов в советском обществоведении привело к решительной переоценке сложившихся в нем догматических пололэ-V ций, отказу от излишней идеологизации в рассмотрении сложных проблем развивавшихся стран.

Оовершенно по-иному встал вопрос и об отношении к достижениям В области изучения проблем третьего мира зарубежных ученых, которые, опираясь на богатый эмпирический материал и будучи бо-

лсгз Ьзоббдпйкй в' №?-гаол аоайкэ/ рвзрайбФшая дзвемеанЕ» подходи к исояедо'йаиий"' ыяйг&с асиекгов вокрочньк'и африканских обществ.

■ ' Прэяде''воего пгобходико выделить обширный круг исследований советсют ученых, на потерявши своего значения в настоящее время. В них разрабатываются вопросы общей теории развивающихся' стран, анализируются пооблемы модернизации и различные подходы' к пнм, а таю::? чссдедуотся различные аспекты социалистической ориентации. Это работы Р. М. Азэкоеп, С. Л. Агаева, Ю. И. Александрова, II Л. Андреева, К. II Ерутепца, Ая. А. Гро>ико, Ю, Иванова, Д. Е Кивы, ЕЕ Крылова, А. А. Кара-Мурзы, А. Кауфмана, Е Ф. Ли, Е И. Максименко, Г. 11 Мирского, Е А. Симонии, А. А. Стребаловой, 3. Л. Шэйниса, 11 'А. Чехова н других ученых, а такте ряд коллективных монографий -"Зарубетаый Восток и современность"/},1,1980-81-Т. 1-3/, " Национально- демократическая революция: сущность и преспекги-вы"/Е ,1990/," Некапиталистический путь развития: теория, .практика, критика немарксистских концепций/Под. ред." Е А. Малингча, Е Ф. Станиса "- /М.,1987/, "Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы"/М. ,1974/, "Третий юф в 80-е годы: проблемы модернизации экономических структур: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Т. С. Покатаева, А. А. Эльянов"Ж , 1989/, "Из истории социалистических учений в' Африке"/!! ,1990/ и др.

Общяя теория развития афро-азиатских стран разрабатывается и в наиболее известных работах западных политологов я социологов, таких как Д.Эптер, Т. Парсонс, С. Эйзенштадт, Г.Э/'/онд, Болеэ конкретный характер носят работы члена Римского клуба М. Гернье, а такке Ж. Сюре-Каналя, Е Яакмо, Г. Мюрдаля, Т. Септета.

Проблема развития стран африканского континента и роли социалистических теорий в нем посвящена большая группа работ зарубежных теоретиков, разрабатывающих различные варианты африканс-' кого социализма Это С. Амин, А. Абдель - Калек. X. Бургиба, Л. Сеп-гор, Ф. Фанон, а такие исследователи этого идеологического течения С. Бионди и Л. Тома Эти работы объединяет стремление обосновать возможность социалистического развития Африки, исходя в первую очередь из традиционных культурных ценностей, которьгэ формируются под значительным влиянием африкансгай социокультурной среды и характерных для нее социальных связей.

Из всего многообразия культурологических работ необходимо выделить труды, непосредственно связанные с'проблематикой настоящего исследования. Авторы этих работ - Ц. Г. Арзаканьяц, А. Я. Гу-ревич, Л.М.Ваткин, ЕС. Ерасов, Д, Б. Зильберман. Р. Е Исмагилова,

5

3. С. Маркаряй, Л Н.-Новикова, В. Д. ГШахив; Е. Б. Рашкивсаий, £.:'М.ШРа-ерман и др. предметом анализа выбрали либо теорию культуры, либо роль культуры в формировании человеческой личности, ее влияние на характер социальных связей и, шире, на цивилизацию в целом.

Давно и плодотворно исследуется проблема культуры, как ос-, новы цивилизации в трудах зарубежных авторов, рассматривающих культуру с учетом пространственно-временной локации цивилизаций - 0. Шпенглер, А. Тойнби, либо без ее учета, с превалированием поисков главных интегрированных систем культур - Ф. Нортроп, А. Кре-• бер, П. Сорокин.

Следует отметить, что в советской историографии такие проб. лемы, как прогресс и его критерии, роль цивилизационных факторов в развитии, соотношение формационного и цивилизационного, а также сопоставимость различных цивилизаций, разработаны пока еще недостаточно. Наибольший интерес представляют работы таких авторов как Б. С. Ерасов, К П. Илюшечкин, И. Зевелев, X. Е Шмджян, Р. В. Петропавловский, А. Д. Сахаров, Ю. Е Семенов.

В работа^ И. Л. Андреева, И. Зевелева, А. Кара-Мурзы, К Е Крылова, Е Б. Кочаковой, Е..Е Касимовской, Е Е Крапивина, А. Я Левков-ского, С. Левина, Вл. Ф. Ли, Ю. И. Кобищанова, Ю. Островитянова, С. Па-нарина, Л. Е Панченко, Е. Е Рашковского, Ю. И. Семенова, И. С. Синици-ной, И. В. Следзевского, А. А. Стребаловой, М. А. Чешкова, Е Л. Шейниса исследуются характер, особенности и динамика социальных структур в африканском обществе, роль традиционных социальных, этнических ..' и других образований, характер социальных связей, отношений по поводу власти и распределение власти в обществе, особенности становления политических структур.

Формирование социально-классовой структуры в государствах социалистической ориентации стало предметом исследований многих' зарубежных ученых - И. Марковича, Р. Склара, М. Раффино, П. Жакыо, К. Шальяна, пришедших к выводу, об образовании в этих странах осо-, бого правящего класса, осуществляющего управление под прикрытием демократических лозунгов от имени трудящихся масс. > ч Проблему влияния идеологии, религии, традиционного духовно- , "го производства и других социокультурных факторов на формирова- . шо политической культуры африканского населения исследует в , ' своих работах И В. Андреев, И. А. Ерасова, А. А. Иванов, а С. Илларионов, ЕД-Кэсухин, К А. Ксенофонтова, ЕЕ Лукин, И. А. Шльковская, ЛКМосейко, С. А. Панарин, Е. Б. Рашковский, Е С. Старостин, Е Г. Хо-рос, Е К. Шареьокая. К. С. Шзрр ж другие. Феномен массовго созна-6

ния, его связь с общественным и роль различных факторов в формировании стереотипов массовго сознания рассматриваются и в работах Б. А. Грушина, П. С. Гурев"ча, Г. Г. Дилигентского, Г. К. Овчинникова, А. К. Уледова.

В трудах С. Е Артановского, Л М. Баткина, А. ЕГордона, ■ А. Я. Гуревича, К1 А. Замошкина, Б. С. Ерасова, Е Е Иорданского, И. С. Кона, К. Ю. Машкова, А. Е Леонтьева рассматриваются как общие положения теории личности, так и конкретные вопросы формирования психологических установок, влияния на этот процесс социокультурной среды, формирование побудительных мотивов к деятельности. Из работ зарубежных авторов, посвященных проблеме личности значительный интерес представляют работы М. Тернбула Колина, Л. Пая', Л. Сэва, Е. Стоунквиста.

Комплекс источников, использованых при написании диссертации, можно классифицировать следующим образом: законодательные, статистико-экономические, данные социологических опросов, периодическая печать, нарративные, фольклорные.

К первой группе относятся конституции стран социалистичес-1Сой ориентации. При их сравнительном анализе видны изменения, внесенные в тексты в последнее время н закрепившие новые подходы а политике прявяцих партий, в частности признание многопартийности, общенародного характера государства, равных условий для развития всех форм собственности и т.д. Большое значение для по-ншания динамики политических процессов имело изучеш з программных документов революционно-демократических партий, их уставов, материалов съездов, конференций и пленумов, содержащих сведения о характере внутрипартийной борьбы по актуальным вопросам развития рассматриваемых стран.

Следует отметить, что только в последние годы из этих источников стали исчезать псевдореволюционная риторика и поверхностные формулировки, уступая место трезвому анализу действительности.

Ко второй группе относятся материалы справочного характера. По нашему мнению, наиболее объективными являются данные, обобщенные и опубликованные специалистами различных организаций, действующих под эгидой ООН - ФАО, ШКТАД, а таю© такими международными организациями как МВФ, МБРР.

Третью группу составляют данные социологических опросов. Эти материалы содержат ценные сведения о нравственных, политических приоритетах африканцев, их оценках прошлого и перспектив •

7

"ра8Вй?ия> койтиневта, показании! ^ирактеГ/ « ннпраЕ^шгрегн восприятия социалистических идей. -. '".'/::.■.'.-'". • ";..

В четвертой группе находятся материалы периодической Печати ' рассматриваемых стран, представленные гак' официальными 'органами првительств и революционно-демократических партий, так и неофициальной прессой, а также публикации в других зарубежных газетах и журналах на африканскую тематику.

Пятую группу составляют литературные произведения,' в которых содержатся ценные наблюдения авторов по психологии африканцев, особенностям их мировосприятия, духовного производства, традиций, нравов и обычаев. .

В шестой группе находятся опубликованные фольклорные источники, содержащие интереснейший материал о быте, традициях, древних 'культах, обычаях, системе ценностных ориентаций африканцев, по сей день оказывающих влияние на социальные и политические отношения. Следует однако отметить, что сведения по современным политическим рбрядам весьма фрагментарны.

Апробаци,. работы. Основные положения диссертации вошли в доклады и сообщения, сделанные диссертантом на научных конференциях - Всесоюзной научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов /Москва, 1988 г. /, на выездной сессии научного совета по проблемам экономического, социально-политического и культурного -развития стран Африки /Киев, 1989 г./, 5 ¡Всесоюзной конференции африканистов в Ыоскве /1989 /, Всесоюзной научно-теоретической конференции, посвященной 30-летию УДН им. П. Лу-мумбы /Москва, 1990 г./. Теоретические'положения и выводы диссертации использованы при проведении занятий по курсам "Политология" и "Политическая социология" в УДН им. И Лумумбы.

Структура работы. Структура диссертации обусловлена ее исс-' ледовательскими задачами и состоит из введения, двух глав,. заключения, приложения и списка, использованной литературы и источников.

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, актуальность поставленной проблемы, дается ее характеристика и научная новизна, формулируются цель и задачи диссертации, проводится Еиалиа источниковедческой базы и обзор историографии.

Глава 1. Многовариантность прогресса и путь революционных преобразований. В данной главе выделено три проблемы, рассмотрение которых предопределило разделение содержащегося в ней материям на соотиетствувдие параграфы.

'Г '."■'•'. -.0;' 'яарБОй - в8рфрв0;у.аёлеяу1ПСй про&адгиа шлторарйадгпоста ' •трогрэсса, рассматриЕа^ст! различные подходы к опгздолешю его •.ргйергь-в. .Необходимость, его'вызвана расхождениями в поиимзшш прогресса а разлтых' философских традициях. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть одну из ключевых историко-философских концепций'взаимосвязанного и целостного мира и места человека в нем.: Она восходит к античности, но лиаь в Последнее время начинает воздействовать на реальную политику благодаря активной деятельности ученых, осмысливших в 60-70-е гг. новые тенденции мирового развития. Например, в работах исследователей Римского клуба человеческое общество и окружающая среда рассматриваются как единое пространство, а весь мир представля ется з виде органической системы.

Такое понимание органического устройства мирового сосбщзст-ва определило рассмотрение двух основных проблем - во-первых, выделение его основных составляющих, во-вторых, рассмотрение процессов, лежащих в основе его интеграции. В качестве отдельных частей целостного и взаимосвязанного мира вполне правомерно рассмотреть локальные цивилизации, развивающиеся как динамические системы. Процесс же интеграции отдельных цивилизаций в мировой организм до настоящего времени идет исключительно на базе европейских ценностей, что во многом является причиной отставания многих стран в развитии. Именно эти обстоятельства определяют важность рассмотрения специфики каждой цивилизации, раскрытие их позитивного содержания, ¡¡а основе которого они могут войти в . развитое мировое сообщество.

Подобная интеграция на базе традиционных позитивных элементов возможна лишь при условии принятия и деятельного усвоения определенных общечеловеческих ценностей: частной собственности и личной свободы каждого индивида как основы гражданского общества, рыночной экономики и парламентской демократии. Щэоцесс их адаптации и институциализации, формирование на их базе собственного механизма развития во многом определяются сложной структурой каждой цивилизационной системы. По мнению диссертанта, каа-; дая такая система сотоит из двух взаимосвязанных подсистем культурно-правовой и политико-экономической. Пэрвая включает в ' себя язык, религию, верования, фольклор, нравы и обычаи, систеиу' социальных связей, нормы традиционного и современного права, ма- ' термальные, преимущественно автохтонные ценности. В ней в осноз-ном начинают формироваться базовые свойства личности, определяю-

щто нам со еамостноеть, так И способ оби^сгвепния оргая.;илции, специфику взаимоотношений по поводу власти. Эти факторы определяет1 характер второй подсистемы, в которой институируется тип государственного устройства, особенности организации экономической жизни, характер производительных сил. Обе подсистемы находятся в тесном взаимодействии.

В ходе накопления изменений разного ритма в подсистемах происходит трансформация имеющих сложное строение производительных сил и соответствующее их характеру опредмечивание культурного кода, что и приводит к "формационному сдвигу", в результате которого образуется соответствующая политическая система и возникает новая формация.

Многообразие подсистем служит базой для образования множества вариантов развития. Особенности каждого из них определяются характером взаимосвязи первой и второй подсистемы. Он может быть органическим, когда современная политико-экономическая подсистема развивается на основе исконной культурно-правовой подсистемы и интервентным, если на базовые подсистемы как бы накладываются подсистемы, несущие в себе иной культурный код и возникшие на иной цивилизационной базе. При этом происходит внедрение или отторжение инородных элементов другой цивилизации.

После достижения Африкой политической независимости развитие континента базировалось на эволюционных моделях индустриальных стран, основанных на линейном и техническом понимании прогресса Почти повсеместно это привело, при неразвитых производительных силах и отсутствии экономически активного класса, к стагнации общества, к отторжению предложенных вариантов развития традиционными подсистемами, так как в Африке не развились адекватные этим моделям производительные силы, что сделало невозможным "форкационный сдвиг".*

Поиску эффективных моделей развития, адекватных специфике континента, во многом способствовала теоретическая разработка концепции равнозначности культур, в ходе которой был преодолен дихотомический подход, деление народов на "развитые" и "отсталые". Современные модели "альтернативного роста".соответствующие аутентичному типу, ориентированы fia поиск в автохтонных подсистемах "инициаторов" или "катализаторов развития", воздействуя на которые, можно соэдать условия для появления у индивида стимулов к производственной деятельности, инициировать потребность к развитию.

й этой параграф!* рассматривается и прооагма разрабочтш н«л технических критериев прогресса. При этом понимание прогресса должно подняться до уровня конечных ценностей, используя, как считает II И. Конрад, критерий, "выработанный самой природой - гуманизм"

Во втором параграфе рассматриваются предпосылки социалистического выбора ряда стран Африки. Отмечается, что после достижения независимости во многих странах континента сложилась нестабильная политическая и экономическая обстановка, вызванная неспособностью пришедших к власти политических сил наладить управление государством на основе заимствованных западных моделей, что породило сомнение в их эффективности.

Предпосылки социалистического выбора разделены на две группы. Первая - это внутренние предпосылки. Как решающие, выделены субъективные факторы, действующие в политико-экономической подсистеме и определившие Еыбор среди управляющих, на уровне политической элиты. Во-первых, это ориентация на мобилизационную модель развития в форме административно-командного социализма, ' которую страны социалистической ориентации заимствовали со всеми политико-идеологическими атрибутами, в отличие от других, придерживающихся капиталистической направленности, но перенявших у "реального социализма" авторитарную систему организации ¿ласти. Во-вторых, доступность и привлекательность марксизма-ленинизма, как политической субкультуры, предоставляющей возможность формирования на ее основе собственной модификации марксизма. Отмечено, что политическая элита стран социалистической ориентации, нуждаются в единой идеологии для консолидации общества в интересах развития, способствовала разработке африканской революционно-демократической модификации марксизма, имеющей утилитарный, •; упрощенный характер и призванной способствовать реализации шОи- ; лизационной модели. Третий фактор - искаженное представление о приоритете идеологических установок в среде революционных деыок- • ратов, уверовавших во всесильность идеологии, упрощенно относя- . щихся к возможностям изменения общества и объективных условий существования человека, которые предполагаюсь беспрепятственно корректировать политическими средствами. Четвертый фактор

1. Конрад НИ. О смысле истории//Кокрад Е И. Еосток и еа-пад: Статьи. - (А ,1972. - С. 482.

- соответствие социалистической '0рИента1шй.,П0;1ЙтЙ!Ф-пскл0Л0гк;-чески» стереотипам определенных 'социальных .групп - военных, пар-' тийной н государственной бюрократии, части радикалы.о настроенной интеллигенции, тяготевших к авторитарным методам управления, te уровне управляемых социалистически выбор был детерминирован их особой восприимчивостью к идеям грубого коммунизма и стихийного антикапитализма, пониманием курса ка социализм как немедленного улучшения своего бедственного положения, а не как программы масштабного социального переустройства, основанной на более эффективном способе производства

Преобладающей внешней предпосылкой выбора стало само существование социалистической системы и политическое, экономическое, идеологическое воздействие, военная помощь, которую эта система оказывала получившим независимость странам Африканского континента Рассмотрены особенности формирования внешней политики ССНЗР по отношению к развивающимся странам, направленной на поиск сошников, исходя из идеологических приоритетов, что привело к формированию политического, экономического и идейного союза СССР и стран социалистической ориентации на базе декларируемого единства в восприятии марксизма-ленинизма как универсального средства революционного переустройства общества Появившаяся s совзтской науке концепция некапиталистического развития теоретически обосновывала возможность минования капитализма По мнению жа диссертанта, попытка "минования" капиталистической стадии развития ведет к ликвидации целого периода в истории цивилизации, во время которого происходит формирование качественно новых производительных сил.

Третий параграф посвящен анализу взаимосвязи африканской революционно-демократической модификации марксизма и массового сознания традиционного общества Отмечено, что в Африке массовое сознание в основных элементах вырабатывается на уровне всего традиционного общгства, независимо от социальной - стратификации. Определенная взаимосвязь африканской революционно-демократической модификации марксизма и массового сознания традиционного общества имеет вероятностный, опосредованный характер. Основными элементами традиционного сознания, существующими в форме коллективных представлений и корреспондирующимися с рассматриваемой идеологией, являются эгалитаризм, иерархизм, солидаризм и общинный коллективизм.

Значительтное влияние на взаимосвязь массового сознания с

отделенный элеиеятаии Ьф£ткш«,чшя ь-одяфйкации мирки р. шш окыаало его состояние, для которого в период выбора сриент&лли были характерны стихийный антикапитализм, радикализм требований как реакция на бедность и нищету. Показано, что при этом в массовом сознании сложился утопический облик социализма как эгалитарного, унифицированного общества, способного в кратчайший срок решить все проблемы развития.

Глава 2. Социалистический выбор и проблема модернизации массового сознания. В данной главе анализируются особенности социокультурной среды в обозначенных странах и рассматриваются причины кризиса модели социалистической ориентации.

Первый параграф посвящен анализу особенностей социокультурной среды и динамике социальных сдвигов в странах социалистической ориентации. Отмечено, что основными критериями выделения социальных общностей в странах Африки являются не только отношение к средствам производства, роль в общественном разделении труда и возможность присвоения общественного богатства, но и принадлежность к определенной этнокоммунальной группе, религиозной общности, а также характер отношений по поводу власти, влияющие на массовое сознание и на развитие производительных сил.

Политико-социологический анализ отношений между управляшиыи и управляемыми в современной политической жизни рассматриваемых стран позволяет выделить правящую элиту, в которую входит руководство авангардных, партий, иные управленческие структуры, составляющие особую социально-политическую общность, унаследовавшую от правящего класса феодальных государств Африки иерархичность и систему присвоения общественного продукта

Показательно, что устойчивые стереотипы в отношениях господства и подчинения, сохраняющиеся на психологическом -уровне, способствуют возрождению в новых формах как традиционных институтов власти и отношения к лидерству, так н системы патроная-но-клиентельных отношений на всех уровнях и во многих сферах лизни обшэства

На уровне управляемых выделены группы, оказывающие значительное влияние на состояние социокультурной средьс паупер-лш-пенские слои, ветераны национально-освободительной борьбы, аево- , нятая молодежь. Испытывающие значительные сложности в процессе' своей социализации и ресоциализации, они могут стать основой для формирования различных общественных движений и политических партий.

ООобепниетъы социопулитурпил сиг^ициИ В этих Страши иягл-ется формирование преимущественно в интенсивно растувдх городских центрах маргинальной базовой личности на базе традиционной, постколониальной и квазисоциалистической систем ценностей, что ю многом способствует росту социальной напряженности. Поведенческие стереотипы подобной личности оказывает в основном стзпш-рушее влияние на развитие.

Наиболее эффективный путь социализации индивида, формирование его "отклоняющегося поведения", без которого немыслим процесс развития, в африканских странах возможен лишь через интегрированное с различными социально-политическими структурами гражданское общество на базе традиционного менталитета.

Во втором параграфе анализируются причины кризиса в странах социалистической ориентации и рассматривается изменения в подходах революционной демократии к проблеме мобилизации ыасс на современном этапе.

Отмечено, что первоначально стратегия революционно-демократических партий не-выходила за рамки характерных для европейского ареала концепций индустриального развития и являлась одной из их разновидностей, основанной на ориентационной модели "реального' социализма" и осуществлявшейся по трем направления).!; социалистическая индустриализация, кооперация и коллективизация деревни, культурная революция. Этот курс привел в результате к формированию громадного госсектора, кризису сельского хозяйства кэ-аа ориентации на приоритетное развитие промышленности и идеологизированных подходов.

На основе анализа программных документов и заявлений рево-лщионной демократии показано, что теоретически этот курс должен был привести к достижению классовой однородности общества, не допустить формирования "неконтролируемых социально-политических сил на базе иных форм собственности. Однако практически это привело к появлению громадного слоя бюрократии, сужению рынка рабочей силы, росту безработицы, сдерживанию активности национальных деловых кругов. Кроме того, политика широчайшего огосударствления средств производства способствовала отчуждению работника от собственности, привела . к падению производственной дисциплины иэ-ва отсутствия заинтересованности в результатах своего труда

В этом ■ ке параграфе рассматриваются основные направления структурной перестройки экономики в странах социалистической ориентации, являющиеся частью общего процесса изменений подходов 14

к развитии'в Аффикс?, что доажко принести к оседая:;» «а ксятянея-те самовоспроизводящегося частного сектора и кооперации при опо-ро на эндогенные факторы. При сходстве этих процессов а странах различных ориентация его ход будет различаться направленностью социальной политики и формами социально-политической мобилизации ;,!асс. Потребность в идеологии, как в иобилизацконном средство развития, сохраняется и предполагает ее общенациональный характер, соответствие менталитету объектов воздействия и особенностям историко-культурного развития. Становлению в качестве тако-г.ой африканской революционно-демократической модификации ьарк-снэыа помешала ее исходная конфронтащюн.чссть и оторванность от реалий континента В настоящее время революционно-демократичее-кие партии начали поле:', каталазатороз разытяя з сфере традиционной культуры, используя для апелляции к массам бол^о доступные каналы коммуникации.

Анализ эмпирического »-атериала позволяет предположить, что з ближайшее время в странах, избравших ранее ориентацию на социализм, произойдет либо полный отказ от всякой социалистической " перспективы, .глбо сближение афршсанской резолющюнно-демократической модификации марксизма с концепциями африканского социализма и разработка на этой базе конкретннх моделей развития, учитывающих особенности катдой страны.

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы. Отмечается, что переосмысление логики мирового развития в ходе разработки нового, шаления потребовало, прежде всего,его оценки лишь в человеческом измерении, внедрение общэ-чеховечесюэго критерия гуманизма в политическую кизнь, изадуна-родныз отношения, общественное и индивидуальное сознание. Восприятие человека как высшей ценности на земле - это осознание его ' us только в качестве единственного критерия, но и движущей силу ■ прогресса, без деятельного участия которого в развитии любые модели будут обречены на неудачу. Именно поэтому поиску инициаторов развития, способных побудить индивида к деятельности, долган : предшествовать анализ всего комплекса факторов, воэдействукЕца на складывание производительных сил общества Особая роль в этом процессе принадлежит культурным, историческим, аткоконфссско-кальным факторам, составляющим генетический код цивилизации, сп-\, ределяющим- хапаетер производительных сил и соответствующего т процесса опредмечивания этого кода. В этой связи встает и проблема применимости различных вариантов развития и соответствующих ,

иы стандартов поведения, характера социальных связей, правовых институтов и идеологических атрибутов к обществам, имеющим иной культурный код и возншопим на несхожей цивилизационной базе.

Используемый в диссертации цивилизационный подход позволяет определить социалистическую ориентацию как один из вариантов развития африканских обществ. Его выбору способствовали субъективные и объективные обстоятельства как на уровне элиты, так и на уровне управляемых. Однако социализм, в силу неразвитости в Африке капиталистических отношений, обладавший возможностью интегрировать общество на некапиталистической основе, при использовании в качестве такого интегратора лишь капиталистического уклада, дал тупиковую ветвь развития. Ка континенте он деградировал в один из вариантов командно-административной модели в ее авторитарно - бюрократичекой модификации, ■антикапиталистической в своей основе. Следует отметить, что человеческий потенциал развития оказался в этих странах, также как и в других странах Африки, весьма скромным. Устойчивые стереотипы массового сознания: отношение к вешному богатству, эгалитаризм, терпимость в психологическом осознании бедности, мало способствовали формированию побудительных мотивов к деятельности. Возникновение система ценностей, определяющей потребность индивида в развитии, а также появление экономически активных слоев населения, в силу отсутствия цивилизационных предпосылок, было возможно лишь при условии интеграции этих стран в мировое сообщество. Образовавшийся же идейно-теоретический союз стран социалистической ориентации и стран "реального социализма" базировался на различных модификациях конфронтационной в своей основе идеологии, не содействующей достижению широкого национального консенсуса в интересах развития и активному поиску инициаторов развития на базе традиционного менталитета

Глубокий кризис социалистической ориентации в Африке в настоящее время поставил вопрос как о судьбе социализма на континенте, так и о применимости этого варианта развития к его социокультурным особенностям. Жизнь показала, что реализация любой модели невозможна без учета цивилизационных факторов, что значимость любой идеологии определяется ее способностью к пробуждению деятельных сил общества В этом смысле все известные нам формы "реального социализма" и модификаций марксизма оказались бесперспективными. Это,, конечно, не означает невозможности развития по пути к социализму на базе национальных особенностей и традицион-16

ных ценностей, характерной' для африканского общества системы социальных связей.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Некоторые проблемы переходного периода в документах и материалах авангардных партий,'/Проблемы разработки концепции социалистической ориентации и некоторые аспекты ее реализации на современном этапе: Тез. докл. Всесоюз. науч.-теор. конф. молод, ученых и специалистов в Звенигороде. 5—7 февраля 1988 г. — М„ 1989, —С. 185—186.

2. О некоторых аспектах концепции отношений со странами социалистической ориентации//Советско-африканские отношения в условиях перестройки: Материалы выездной сессии Научного Совета по проблемам экономии., со_цнально-полит. и культурного развития стран Африки. Киев, 24—27 мая 1989 г. — М., 1990. — С. 126—133.

3. Особенности формирования социокультурной среды в африканских странах социалистической орпентацни//Новое мышление и Африка: Тез. докл. V Всесоюзн. конф. африканистов 14—16 ноября 1989 г. — М„ 1989. — С. 124—126.

4. К вопросу о развитии человеческого фактора в Афрпке//Но-вое политическое мышление и социально-экопомпч. проблемы развивающихся стран. Материалы Всссоюз. науч. конференции. Ч. 1. — М., 1991. —С. 54—55.

Тематическим план ¡99! г., № 344

Подписано к печати 31.10.91. Формат 60Х90'/1б- Ротаприитпая печать. Усл. печ. л. 1,0. Усл. кр.-отт. 1,25. Уч.-изд. л. 0,99. Тираж 100 экз.'Заказ 724. Бесплатно.

Издательство Университета дружбы народов 117923, ГСП-1, Москва, ул. Орджоникидзе, 3

Типография Издательства УДН 117923, ГСП-1, Москва, ул. Орджоникидзе, 3