автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Монархическая идея в массовом сознании россиян, 1881-1917 годы

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Лобачева, Галина Викторовна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Монархическая идея в массовом сознании россиян, 1881-1917 годы'

Текст диссертации на тему "Монархическая идея в массовом сознании россиян, 1881-1917 годы"

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Лобачева Галина Викторовна

МОНАРХИЧЕСКАЯ ИДЕЯ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЯН

(1881 -1917 годы)

Специальность: 07.00.02 - Отечественная история

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора исторических наук

езидиум ВАК Россий 0 ~

•,А Научный консультант:

• профессор; 'доктор исторических наук

|| (решение от'

| присудил ученую степень ДО А и

|! пДчальник управления

I!

аратов-

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................3

Глава 1. Историографический обзор, методология исследования

и характеристика источников........................................10

Глава 2. Отражение монархических воззрений россиян

в лексико-семантической системе русского языка...............56

Глава 3. Образ верховной власти в русском фольклоре...................111

Глава 4. Монархический идеал в системе социальных

представлений россиян................................................185

Глава 5. Особенности восприятия монархической идеи в

царствование Александра III.........................................213

Глава 6. Эволюция монархических настроений населения

в 1894- 1914 годах....................................................250

Глава 7. Социально-психологический фон крушения

российской монархии.................................................299

Заключение.........................................................................340

Список использованных источников и литературы........................346

Приложение..........................................................................413

ВВЕДЕНИЕ

Судьба русского народа неразрывно связана и во многом предопределена формой государственности. Внутренняя ситуация, определяемая геополитическими, географическими, климатическими, этническими, экономическими и другими факторами, а также внешние обстоятельства обусловили складывание унитарного централизованного государства в форме самодержавной монархии. Территория, язык, вера, мощь государственной машины способствовали консолидации этноса.

Государство в России всегда являлось не столько надстройкой над обществом, сколько его стержнем, системообразующим фактором бытия этноса. Жизнь людей, как каждого в отдельности, так и различных социальных групп, не только в определенные моменты была обусловлена и регулировалась политическими институтами, но и как таковая была возможна только в рамках государственности, составляя с ней единое целое. Взаимопроникновение и взаимозависимость были настолько значимы и постоянны, что государственность обрела прочные традиции, отразилась в национальном самосознании, стала одним из компонентов национальной самоидентификации, значимым фактором развития культуры, духовности, психологии народа.

Специфическая форма этатизации, сложившаяся на патерналистском фундаменте, отличалась консервативностью и с трудом поддавалась модернизации. Противоречия между старым и новым на рубеже XIX - XX веков породили кризис, проявившийся на экономическом, социальном, политическом, идеологическом, этическом уровнях и получивший эмоционально-психологическое преломление в общественном сознании. Расхождения между представлениями о верховной власти, социо-патерналистскими установками массового сознания и реальной практикой

самодержавия стали настолько существенными, что традиционный образ «белого» царя начал постепенно размываться, авторитет государя падал. На идеологическом уровне наметилась поляризация взглядов между концепцией патриархальной власти, отражавшей устремления консервативной части общества, и концепцией политической модернизации, отвечавшей интересам прогрессивных элементов. Представления о власти двух типов, существовавшие в сознании разных слоев российского общества,- образца «московского самодержавия» и образца «деспотического абсолютизма» хоть и противоречили друг другу, но отчасти все же смешались, совместились и сосуществовали в течение ХУШ - XIX веков. Трансформировавшаяся на демократических основах политическая структура не вписывалась в систему традиционных представлений о власти. Переориентация массового сознания шла болезненно, порождала общественную нестабильность. Оппозиция режиму приобретала радикальные формы, ее усилиями дискредитировалась верховная власть. Общественный кризис усугубился в годы первой мировой войны и, наконец, разрешился в ходе Февральской революции. Монархический строй в России рухнул. Познание закономерностей, обусловивших события этого бурного периода отечественной истории, и оценка роли различных привходящих факторов возможны только в совокупности с осмыслением психо-социальной составляющей системного кризиса.

Анализ колебаний монархических настроений российского общества, выявление глубинных предпосылок устойчивого консерватизма массового сознания, раскрытие эмоциональных и психологических причин дискредитации верховной власти актуально не только с научной, но и с практической точек зрения. Часть населения современной России во многом сохраняет нравственно-психологические настроения крестьянского мира, поэтому патриархальная культура не только осколок прошлого, но и атрибут настоящего. Способ восприятия действительности, образ мыслей, а,

следовательно, и поведение современного человека в значительной степени определяются нравственно-психологическими установками традиционного мировоззрения, значимое место в котором принадлежит образу верховной власти. И сегодня в процессе государственного строительства, с одной стороны, нельзя не учитывать ценных свойств традиционной власти, обеспечивавшей стабильность политической структуры на протяжении нескольких столетий и служившей элементом этнической солидарности. С другой стороны, нельзя не замечать всплеск общественного интереса к монархической тематике, который имел место в 90-е годы XX века. В ходе детального изучения монархической традиции и воссоздания образа верховной власти, существовавшего в массовом сознании несколько десятилетий назад, вероятно, могут быть не только уточнены некоторые аспекты истории российской государственности, но и выявлены современные ори-ентационные рефлексы этноса.

Объектом данного исследования является монархическая идея - духовное явление, один из компонентов массового сознания россиян, заключавший в себе представления, суждения, оценки конкретной формы государственности и отношение людей к событиям и фактам социальной действительности, характеризовавшим деятельность верховной власти.

В качестве предмета исследования избраны процесс закрепления в социальной памяти и культуре этноса монархической традиции, социально-психологические аспекты восприятия и оценки монархической идеи, эволюция мнений и эмоциональных установок, определявших отношение народа к монархии, динамика монархических настроений.

Исходя из актуальности, общественной востребованности и логики научного осмысления исторических реалий автор ставит перед собой следующую цель: воссоздать образ верховной власти, укорененный в массовом сознании россиян к концу XIX века, определить его место в структуре

мировосприятия этноса, проанализировать эволюцию монархических настроений народных масс на рубеже XIX - XX веков.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- проследить влияние процесса развития российской государственности на этимологию и семантику терминов, определявших верховную власть;

- показать социальную обусловленность изменений общественно-политической лексики и особенности речевого поведения носителей языка в конце XIX - начале XX веков;

- реконструировать образ верховной власти, зафиксированный в фольклоре, и определить степень его влияния на ценностную ориентацию общества;

- проанализировать изменения традиционных представлений россиян о самодержце как символе государственности;

- оценить особенности восприятия личностей и отношение населения к Александру III и Николаю II;

- изучить влияние политических событий на монархические настроения российского общества;

- систематизировать оценочные суждения о монархии и самодержцах представителей различных социальных групп;

- выявить факторы, предопределившие крушение монархического идеала в сознании большинства россиян.

Научная новизна работы заключается в том, что автором

- впервые в отечественной историографии основное внимание при анализе причин крушения самодержавия в России уделено процессам, происходившим в психологической сфере жизни общества;

- поставлена проблема исторической реконструкции важнейшего компонента национально-культурного самосознания российского этноса - представления о государственности;

- на примере монархической идеи изучен процесс эволюции социального стереотипа сознания и сопутствующие ему явления общественной психологии - инерционность социальных представлений, социальный символизм, динамичность общественного мнения и включенность в него эмоциональных оценок действительности, функционирование традиционных и внедрение новых мифов, распространение слухов и домыслов, влияние культовых представлений на восприятие и оценку деятельности императоров Александра III и Николая II;

- рассмотрен генезис и описаны основные черты образа верховной власти - сопряженность с тотемным предком, мифологизирован-ность, сакральность, обладание магической силой, идеальные личностные качества;

- выявлены психологические предпосылки жизнестойкости патриархально-консервативных и православно-монархических взглядов россиян - патерналистское сознание, совмещение образа монарха с представлением об отечестве, приоритет традиционных, прежде всего семейных ценностей, религиозность, социальная корпоративность, относительная изолированность крестьянских сообществ, низкий уровень образованности и политической культуры народа, сила привычки, целенаправленное культивирование властью идеального образа самодержца посредством идеологического воздействия на население;

- показаны особенности восприятия и понимания сути монархической традиции различными группами населения, представлен широкий спектр мнений россиян о самодержавии;

- прослежены этапы девальвации монархического идеала и дифференциации идеологических и эмоциональных установок, определивших политическую ориентацию и социальное поведение людей в условиях нарастания кризиса государственности;

- сформирован нетрадиционный для исторического исследования комплекс источников, включающий лексический материал и фольклорные коллекции; введены в научный оборот новые пласты архивных документов, ранее недоступные исследователям или игнорировавшиеся ими.

Хронологические рамки исследования охватывают один из наиболее драматичных периодов истории России - с 1881 по 1917 годы. Это был переломный для общества этап развития, когда в ходе модернизации всех сторон жизни происходил пересмотр традиционных ценностей. В условиях резкой политизации общества и социально-идеологической конфронтации политических сил массовое сознание отличалось динамизмом, а его компоненты, в том числе и монархическая идея, проявились определенно и четко.

В 80-е годы XIX века, под влиянием первомартовской трагедии, общество переосмыслило социальную ценность монархии и осознало верховную власть как духовную категорию; в 90-е годы законность российского самодержавия и его нравственная состоятельность вновь были поставлены под сомнение; первые годы XX века отличались нарастанием антагонизма между властью и обществом; в ходе первой революции и позже государственно-институциональные представления русского народа претерпели радикальные перемены, демифологизация и десакрализация представлений о верховной власти вписались в общий контекст социальных и политических противоречий и обострили их; с началом мировой войны существование монархии какое-то время ассоциировалось с идеей целостности и жизнеспособности России, что вызвало всплеск монархических

настроений; затем отчуждение населения от власти стало всеобщим,* самодержавие потеряло авторитет, а в 1917 году, когда власть зашла в политический тупик, монархия рухнула.

На всем протяжении указанного периода идеологические установки, в том числе и монархическая составляющая общественного сознания, в значительной мере определяли социальное поведение людей, являлись побудительной силой общественной активности, влияли на ход исторического процесса.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется актуальностью и новизной исследования, использованием оригинального подхода к анализу массового сознания в исторической ретроспективе. Фактический материал, обобщения, основные положения и выводы работы могут быть использованы в процессе дальнейшей теоретической разработки проблем общественного сознания и идеологии, при написании трудов по истории России, эволюции общественной мысли, истории российских политических партий, а также историографических публикаций. Материалы диссертации представляется целесообразным применять в преподавании общих и специальных курсов отечественной истории и политологии. Выявленные автором факторы, способствующие формированию образа верховной власти в массовом сознании, могут быть учтены на современном этапе строительства российской государственности. Текст диссертации вместе с обширным списком источников и литературы, а также приложения, могут послужить справочником для всех тех, кто занимается изучением российской истории начала XX века.

Глава 1. Историографический обзор, методология исследования и характеристика источников

История российской государственности, знавшая периоды и ожесточенного противостояния власти и общества, и трогательного доверия, преклонения народа перед своим государем, привлекала внимание многих поколений отечественных и зарубежных ученых. Усилия исследователей были направлены на анализ особенностей русского государства, изучение процессов, обусловивших его эволюцию, описание событий, оказавших влияние на его судьбу. Историки, философы, социологи, политологи, правоведы пытались нащупать закономерности развития политической структуры, выявить причины и оценить последствия реформаторских и революционных процессов. Благодатный материал для ученых - история России на рубеже XIX - XX века, период, настолько сложный, противоречивый, драматичный и насыщенный событиями, что, как сто лет назад, так и сегодня, каждый новый автор находит оригинальный сюжет для своего анализа и обобщений. Круг публикаций, служивший предметом детального изучения и составивший историографический фундамент данной работы, предопределен избранной темой.

Осмыслить феномен русской монархии, оценить восприятие верховной власти народом пытались, прежде всего, действующие лица исторической драмы, разыгравшейся на подмостках Российской империи в последней четверти XIX - начале XX веков. Современники, ученые и публицисты, много писали о монархии вообще и о русском самодержавии в част-

ности. «Тема о власти и об оправданности государства очень русская тема. У русских особенное отношение к власти», - считал Н. А. Бердяев1.

Это особое пристрастие породило широкий спектр суждений о государственности - консервативного, либерального, революционного толка, и проявилось в ряде идеологических доктрин, прежде всего, в славянофильстве. Славянофильство базировалось на идее самобытности русского духовно-исторического процесса, самодержавие расценивалось как основополагающий принцип общественного устройства России, незыблемый до тех пор, пока народ признает государя верховной властью. Н. Я. Данилевский, представитель позднего славянофильства, писал: «По отношению к силе и могуществу государства, по способности жертвовать всеми личными благами и по отношению к пользованию государственною и гражданскою свободою русский народ одарен замечательным политическим смыслом»2. Он считал, что «строение государства есть выражение воли народа, его образующего, есть осуществление его коренных политических воззрений», «общественное сознание действует через посредство индивидуального сознания, а для того, чтобы достигнуть его, чтоб оно уяснилось и определилось, требуется очень и очень много времени; а пока это не произойдет, старый порядок продолжает держаться по инерции, по привычке»3. По мнению Н. Я. Данилевского, губительное «европейничанье», в частности, конституционализм, несвоевременно, оно идет вразрез с национальным самосознанием, противоречит нравственному характеру русского народа, его мировоззрению и всему складу его мысли, то есть сложившемуся культурно-историческому типу4.

1 Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века II О России и русской философско�