автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Монастыри Вологодского уезда в XVI-XVII вв.: землевладение и организация хозяйства

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Шамина, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Монастыри Вологодского уезда в XVI-XVII вв.: землевладение и организация хозяйства'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Шамина, Ирина Николаевна

Глава 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ

§1. Историография темы

§2. Характеристика источников

Глава 2. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ РЕГИОНА

§1. Монастырская колонизация

§2. Монастырское землевладение в XVI XVII вв

§3. Население монастырских вотчин

Глава 3. МОНАСТЫРСКИЕ НАСЕЛЬНИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ МОНАСТЫРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

§1. Состав насельников монастырей

§2. Организация монастырского хозяйства

Глава 4. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОНАСТЫРЕЙ

§1. Особенности монастырской повседневности

§2. Монастырские вкладчики

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Шамина, Ирина Николаевна

Изучение социально-экономической истории России в средневековье и раннее новое время развивается по нескольким направлениям: формирование земельной собственности, разновидности феодального землевладения, формы ренты, положение разных групп феодально-зависимого населения и др. Монастыри издавна были объектами изучения для характеристики разных аспектов социально-экономических отношений и чаще всего складывания их землевладения, состава зависимого населения, крестьянских повинностей. Проблема же организации хозяйства в монастырской вотчине XVI - XVII вв. не привлекла достаточного внимания ученых.

В предлагаемой диссертации исследуются монастырские вотчины южной части Вологодского у. XVI - XVII вв. с преимущественным вниманием к вопросам не только монастырского землевладения, но, главное, к устройству и налаживанию вотчинного хозяйства. Актуальность темя и все более усиливающийся в последние годы интерес к ней определяются ее научно-исторической и современной практической значимостью. Комплексный анализ проблем аграрной и социальной истории России невозможен без рассмотрения глубинных социально-экономических процессов, имевших место в хозяйствах монастырей.

Цель работы состоит в том, чтобы прояснить особенности землевладения и организацию хозяйства ряда монастырей, локализованных на юге Вологодского края опираясь на теоретические достижения исторической науки и источники, как на ранее не использовавшиеся, так и известные.

Исходя из поставленной цели, определяются следующие конкретные задачи: проследить способы хозяйственного освоения региона, его монастырскую колонизацию; показать пути и источники пополнения монастырских земельных владений. представить численность и социальный состав монастырского населения; изучить состав монастырских насельников в XVI - XVII вв., социальные слои их формирования (понятие «насельники» включает в себя совокупность всех живших в стенах монастырей людей); выявить круг монастырских вкладчиков XVI - XVII вв.; выяснить, каким образом монастыри организовывали свою хозяйственную деятельность; показать, что характеризовало монастырскую повседневность.

Эти вопросы необходимо решать в комплексе, поскольку эффективность хозяйственной деятельности монастырей была неразрывно связана с их внутренней организацией. Е.И. Колычева, пожалуй, впервые предприняла попытку показать монастыри в контексте некоторых комплексных проблем. Она затронула вопросы о размерах и численности русских средневековых монастырей, организации их внешнего пространства, хозяйственную деятельность и взаимоотношения монастырей с правительством. Автор наметила также пути изучения монастырей в контексте русской культуры1. К сожалению, ее начинание осталось незавершенным.

Объектом исследования стал комплекс монастырей, располагавшихся в южной части Вологодского у., которая в XVI - XVII вв. составляла территории Комельской и Обнорской волостей. Следует подчеркнуть, что здесь на сравнительно небольшом пространстве существовало до 10 монастырей и пустыней, т.е. почти половина всех 4 монастырей Вологодского у. По словам Г.П. Федотова это был «второй центр заволжского подвижничества»2. Южная часть Вологодского у. в этом отношении была уникальным местом. Пожалуй, на Русском севере больше не известно таких областей, где бы так близко друг к другу, формируя особый микрорайон располагались духовные обители. Здесь же подвизались и десятки общерусских и местночтимых святых. По образному сравнению А.Н. Муравьева дореволюционные историки и краеведы называли его «Русской Фиваидой на Севере» (по аналогии с египетской пустыней, где селились когда-то основатели раннехристианского отшельничества).

Возникновение такого значительного числа монастырей на относительно небольшой территории само по себе примечательно. Этот факт можно объяснить ее географическим положением. В XIV - XV вв. регион находился на стыке московских и новгородских земель и связывал центр страны с севером (Подвиньем, Беломорьем), северо-западом (Белозерьем, Новгородом) и северо-востоком (Предуральем, Зауральем). Наибольшее количество монастырей возникло именно в XV - XVI вв., когда проходил завершающий этап формирования единого Русского государства. Не случайна и связь ряда основателей монастырей с митрополитами всея Руси, а также Сергием Радонежским. Духовные корпорации, возникшие в южной части Вологодского у. способствовали решению политических задач, они были проводниками политики московских князей в крае.

Основное внимание в диссертационном исследовании уделяется наиболее известным, основанным в разное время Троицкому Павлову Обнорскому, Введенскому Корнильево-Комельскому, Николо-Озер-скому, Арсеньево-Комельскому и другим монастырям. Их основатели были выходцами из Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Глу-шицкого монастырей. Первыми в Обнорскую волость пришли ученики Сергия Радонежского - Сергий Нуромский и Павел Обнорский, осно5 вавшие Спасо-Преображенский Нуромский (1387) и Троицкий Павлов Обнорский (1414) монастыри. В XV - XVI вв. появились Спасо-Преображенский Иннокентиев (1491), Введенский Корнильево-Комельский (1497), Николо-Озерский (1528-1530), Арсеньево-Комельский (1528-1530) монастыри, а также Коптево-Сретенская Николаевская (1481), Комело-Перцова (1499), Шилегодская Александро-Коровина (1529-1530) и Иоанно-Богословская Кохтыжская (XVI в.) пустыни.

В XVI в. небольшие Перцова и Коптева пустыни перешли во владение Корнильево-Комельского монастыря, а Александро-Коровина в XVII в. - Арсеньево-Комельского. Большие изменения произошли в крае в связи с секуляризацией 1764 г., после чего действующими остались лишь Корнильево-Комельский, Павлов Обнорский и Арсенье-во-Комельский монастыри. Николо-Озерский монастырь, обращенный по реформе в храм с причтом из белого духовенства, вновь открылся в 1859 г. как приписной Вологодского Успенского женского монастыря. В 1904 г. стал женским Арсеньево-Комельский монастырь, просуществовавший до 1916 г. В 1924 г. по решению Грязовецкого уисполкома Павлов Обнорский, Корнильево-Комельский и Николо-Озерский монастыри закрыли, а их здания передали местным коммунам3.

Наиболее значимые монастыри юга Вологодского у. по отдельности привлекали внимание исследователей. Однако целостная история этих монастырей практически неизвестна. Местные краеведы XIX - начала XX вв. описали современное им состояние обителей и историю их возникновения4. Источники, и в особенности актовые Павлова Обнорского и Корнильево-Комельского монастырей прочно вошли в научный оборот, и их количество пополняется новыми публикациями5. Изучались также отдельные стороны монастырской культуры6.

В исторической науке существуют несколько принципов классификации монастырей7. Исходя из типологии, предложенной Е.И. Ко6 лычевой, которая располагала русские обители по размерам землевладения, монастыри южной части Вологодского у. относились к средним и мелким8. Такие монастыри были наиболее типичны в целом для Вологодского у9., что повышает исследовательский интерес к ним. В историографии же предпочтение отдавалось, преимущественно, крупному монастырскому землевладению и хозяйству. Автор одной из последних работ на эту тему М.С. Черкасова раскрыла проблему формирования собственности крупнейшей феодальной вотчины - Троице-Сергиева монастыря10. В данной же работе внимание сосредоточено на функционировании феодальной собственности в средних и мелких духовных корпорациях.

B.C. Румянцева классифицирует монастыри, подразделяя их на степенные и нестепенные, показав, таким образом, значимость и место каждого из них в общегосударственной церковной иерархии11. Из монастырей южной части Вологодского у. в общероссийскую иерархию наряду с вологодскими Спасо-Каменным, Спасо-Прилуцким и Глушицким входили Павлов Обнорский и Корнильево-Комельский. Их настоятели ставили свои подписи под важнейшими государственными постановлениями, например, решениями соборов: об ограничении земельных пожалований церкви 1580 г, осуждению патриарха Никона 1660 г., Соборным Уложением 1649 г. и др12. Николо-Озерский, Спасо-Нуромский, Иннокентьево-Комельский и Арсеньево-Комельский монастыри не были степенными, а среди вологодских обителей занимали, соответственно, 6,7,17 и 19 места13. Небольшие пустыни - Коптева, Перцова, Иоанно-Богословская Кохтыжская, Александро-Коровина, рано потерявшие свою самостоятельность, не сыграли сколько-нибудь значимой роли в регионе.

Хронологически исследование охватывает период с XVI в. -времени интенсивной монастырской колонизации южной части Вологодского уезда, до конца XVII в., начала церковных преобразований 7

Петра I, которые привели к коренному изменению как экономического положения, так и социального устройства монастырей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV - XVI века // Монашество и монастыри в России XI - XX века. Исторические очерки. М., 2002. С.40-46

2 Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990. С.160.

3 Из докладной записки председателя Грязовецкого уисполкома П.Е. Едемского президиуму ВЦИК о закрытии монастырей, 1924 г. Публ. И.А. Кожевниковой // Городок на Московской дороге. Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1994. С.84-88.

4 Чевский Р. Сведения об упраздненном Спасо-Нуромском монастыре // ВГВ. 1848. №19. С.207-209; Историческое и статистическое описание Корнильево-Комельского монастыря. Вологда, 1855; Суворов Н.И. Описание Арсеньево-Комельского монастыря // BEB. 1869. №23. С.858-864, №24. С.892-902; 1870. №2. С.58-65, №3. С.101-109; Лебедев А/С. Успенский женский монастырь и приписная Николаевская Озерская пустынь. Вологда, 1899; Воскресенский А. Свято-Троицкий Павлов - Обнорский монастырь. Вологда, 1914 и др.

5 См. Васильев Ю.С. Акты Введенского Корнильево-Комельского монастыря // Городок на Московской дороге. С. 130-169; Малинина Н.Н. Житие Корнилия Комель-ского // Там же. 170-197; Каштанов СМ. Из истории русского средневекового источника. Акты Х-XVI вв. М., 1996; Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга актов Павло-Обнорского монастыря // История и культура Ростовской земли 2001. Ростов, 2002. C.373 - 391.

6 Седое В.В. Собор и колокольня Корнильево-Комельского монастыря. Утраченные памятники архитектуры XVI в. // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1994; Кочетков И.А. Иконостас Дионисия из Павло-Обнорского монастыря // Послужить Северу. Вологда, 1995; Сергеев А.Г. К вопросу об источниках Устава св. Корнилия Комельского // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб., 1997; его же Житие и устав св. Корнилия Комельского как исторический источник. Автореф. дисс. к.и.н. СПб., 2001; Федосеева М.В. Иконы «Жены мироносицы у гроба Господня» из Корнильево-Комельского монастыря. К художественной интерпретации образа II Ферапонтовский сборник. М., 2002.

7 См. Камкин А.В. Православная церковь на Севере России. Вологда, 1992. С.50-70; Иванов В.И. Монастырские крестьяне Поморья в XVII в. Автореф. дисс.д.и.н. М., 1997. С. 16; Барсегян Т.В. Типология православных монастырей России // Монастыри в жизни России. Калуга-Боровск, 1997. С.6-10 и др.

8 Колычева Е.И. Указ.соч. С.99-101.

9 О средней по размерам монастырской вотчине см. Прокофьева Л.С. Указ. соч.; Соколова Н.В. Монастырское землевладение и хозяйство в Нижегородском крае в XVII - середине XVIII в. Автореф. дисс. . к. и. н. М., 1990.

10 Черкасова М.С. Крупная феодальная вотчина конца XVI - XVII века (по архиву Троице-Сергиевой Лавры). Автореф. дисс.д. и. н. М., 2001.

11 Румянцева B.C. Опыт классификации монастырей в России в XVII в.: Вологодская степень II Церковь в истории России. М., 1997. С.94-95; ее же. Монастыри и монашество в XVII в. // Монастыри и монашество в России XI - XX века. С. 163185.

12 Амвросий. История Российской иерархии. Ч. II. М., 1811. С. LXVIII; Дело о патриархе Никоне. СПб., 1897. С.111; Законодательные акты русского государства второй половины XVI - первой половины XVII в., Л., 1986. С.57-58, 59, 61; Соборное уложение 1649 г. Л., 1987. С.34-36.

13 Румянцева B.C. Опыт классификации монастырей в России в XVII в.: Вологодская степень. С.94-95;

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Монастыри Вологодского уезда в XVI-XVII вв.: землевладение и организация хозяйства"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Монастыри южной части Вологодского у. в XVI - XVII вв. представляли собой единое культурно-хозяйственное целое, что отразилось на истории региона в целом. Среди них были средние в масштабах государства, сопоставимые по своим размерам и известности с Вологодскими Спасо-Каменным и Спасо-Прилуцким, - Павлов Обнорский, Корнильево-Комельский, Николо-Озерский монастыри, и небольшие - Спасо-Нуромский, Иннокентьево-Комельский и Арсеньево-Комельский, а также находившиеся в зависимости от них пустыньки. Это сложившееся единство разных по своему статусу обителей сформировало особую систему хозяйства. Она начала складываться еще в XV в. Жизнь монастырских насельников, крестьян, феодалов, прочно связанных с тем или иным монастырем, характеризовалась не только особой системой социальных отношений, но и в какой-то степени, особым менталитетом. Развитие феодальных отношений и хозяйства монастырей южной части Вологодского у., располагавшихся как бы на рубеже исторически сложившихся крупных регионов государства -Поморья и Центральной России, - отражали черты того и другого

Вопрос, были ли монастыри первыми на вновь осваиваемых землях или следовали за крестьянами из-за характера дошедших источников, не решается однозначно. Монастырская колонизация, вероятнее всего, шла вслед за крестьянской и/или параллельно с нею. Основатели новых обителей, останавливаясь, казалось бы, в глухом месте, занимали угодья уже находившиеся в пользовании той или иной крестьянской общины. Вместе с тем возникшие монастыри становились теми духовными центрами, вокруг которых, ища помощи, а часто и спасения, сплачивались разрозненные крестьянские миры.

В XVI - XVII вв., несмотря на правительственные запреты, формировались и округлялись монастырские владения, преимущественно за счет заключения сделок с мелкими и средними светскими вотчинниками и посадскими людьми. Это были, характерные и для других монастырей государства, купля-продажа, дарение, заклад, вклад угодий и селений, обмен (часто под ним скрывалась та же купля-продажа). Процесс монастырской колонизации и формирования земельных владений в какой-то мере отразился и через многообразие типов селений в монастырских вотчинах. В них были погосты, села, сельца, деревни, починки, пустоши. Наряду с надельным землепользованием в монастырских вотчинах было широко распространено и вненадельное. Однако оно не было вызвано ни ростом товарности, ни недостатком надельных угодий. Эта система, так же, как и в центральных районах государства, была обусловлена их экономической неустойчивостью.

Экономическая состоятельность и эффективность хозяйственной деятельности одних монастырей и слабость других обусловливались не только размерами их вотчин, но и составом и численностью монастырских насельников, что, в свою очередь, влекло за собой определенную систему организации монастырского хозяйства. Для управления монастырем выбирался настоятель, а из среды постриженников назначались высшие административные должности - келарь, казначей, соборные старцы, определялись обязанности рядовой братии.

Организация хозяйства в монастырях южной части Вологодского у. в XVII в. представляла собой уже сложившуюся систему. Возглавлял хозяйственную деятельность монастыря сам настоятель. Его ближайшие помощники - келарь, казначей и соборные старцы, отвечали за различные монастырские службы. В их распоряжении находились рядовые монахи, слуги, служебники, детеныши, другие монастырские работники.

Ведущее место, в отличие от Поморья, где главная роль принадлежала промыслам, в монастырях южной части Вологодского у. занимали земледелие и животноводство. Монастыри, как правило, обеспечивали себя хлебом, в то время как некоторые другие сельскохозяйственные культуры выгоднее было покупать, нежели заниматься их производством. К концу XVII в. постепенно возрастала роль животноводства, что было в полной мере характерно для Вологодского у. в XVIII -XX вв. и обусловлено оптимальными для его развития природно-географическими условиями. Видное место в монастырском хозяйстве принадлежало промыслам, ремеслам и торговле. В целом хозяйства монастырей, по крайней мере, сравнительно крупных Павлова Обнорского и Корнильево-Комельского, были многоотраслевыми и хорошо организованными. Но даже они были вынуждены прибегать к денежным займам, которые далеко не всегда во время находили возможность вернуть.

Монастырский быт строился в соответствии с уставами. На него оказывали определенное влияние также традиции и привычках, принесенные постриженниками из крестьянской среды. Однако, несмотря на существование уставов, ограничивающих рамки поведения монахов, в XVI-XVII вв. отмечались факты грубого нарушения монастырской дисциплины - пьянство, воровство, блуд и др. Монастырскую повседневную жизнь сопровождало регулярное поступление вкладов. Это не только отражало благосостояние монастырей, но и являлось показателем популярности той или иной обители в глазах представителей различных слоев населения.

Таким образом, изучение комплекса разных по своим размерам, экономическому положению, способам организации хозяйства, значимости в государстве монастырей позволило не только выявить особенности монастырского хозяйства региона в целом, но и проследить различия в функционировании мелких и средних духовных корпораций. Выделим среди общих особенностей монастырских хозяйств южной части Вологодского у. несколько главных. Для вотчин изучаемых монастырей в XVI-XVII вв. была характерна слабо развитая расселен-ческая структура с преобладанием мелких деревень. По составу насельников и вкладчиков монастыри были крестьянскими, что обусловило, в частности, особенности их внутренней жизни. В системе управления наблюдается слабая расчлененность монастырской администрации, а также недостаточно развитая система хозяйственного делопроизводства. Монастыри южной части Вологодского у., тем самым, отличались от крупных российских духовных корпораций, таких как Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский и

ДР

Экономическая ранжированность монастырей находила свое отражение в культурном облике и духовной жизни, протекавшей за их стенами. Целесообразно в будущем сосредоточиться, помимо социально-экономических, на культурных особенностях монастырей. Посмотреть, как влиял монастырь, его устав и организация на монастырских постриженников, которые приходили в него со своим мышлением и мировидением. Комплексное изучение не только экономических и социальных, но и культурных особенностей позволит вписать изучаемые монастыри в контекст русской культуры XVI -XVII вв.

 

Список научной литературыШамина, Ирина Николаевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Архивные материалы

2. Российский Государственный архив древних актов. Фонд 125 Монастырские дела.

3. Фонд 196 Рукописное собрание Ф.Ф. Мазурина. Фонд 281 - Грамоты Коллегии Экономии. Фонд 237 - Монастырский приказ Фонд 1209 - Поместный приказ

4. Российская Государственная библиотека Фонд 37 собрание Т.Ф. и С.Т. Большаковых Фонд 45 - архив П.А. и А.И. Васильчиковых

5. Фонд 96 собрание Н.П. Дурова

6. Фонд 178 Музейное собрание

7. Фонд 209 собрание П.А. Овчинникова

8. Фонд 218 собрание Отдела рукописей

9. Фонд 256 собрание Н.П. Румянцева

10. Фонд 285 архив С.М. Соловьева

11. Фонд 299 собрание Н.С. Тихонравова

12. Фонд 304 собрание Троице- Сергиевой Лавры

13. Фонд 310 собрание В.М. Ундольского

14. Фонд 312 собрание И.М. Фаддеева

15. Фонд 354 Вологодское собрание

16. Фонд 551 архив А.А. Долгорукова

17. Фонд 558 собрание Московской епархиальной библиотеки Фонд 579 - собрание Братства св. Петра Фонд 583 - архив В.О. Нелендера

18. Фонд 833 Костромское собрание рукописной книги

19. Государственный исторический музей отдел письменных источников

20. Фонд 113 История Центрального и местного управления. Фонд 484 - Кирилло-Белозерский монастырь.

21. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

22. Фонд № 1 Вологодский Архиерейский дом

23. Фонд № 6 Коллекция документов монастырей и церквей XVIII -XX вв.

24. ВОКМ №2008 Синодик Корнильево-Комельского монастыря ВОКМ №2031 - Житие Корнилия Комельского1. Опубликованные

25. Акты Археографической экспедиции. СПб., 1836. Т. 2.

26. Акты Введенского Корнильево-Комельского монастыря. Публ. Ю.С. Васильева // Городок на Московской дороге. Вологда, 1994. С.94- 107.

27. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1843. Т.1, 5.

28. Акты служилых землевладельцев XV начала XVII вв. Т.2., М., 1998.

29. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV начала XVI вв. Акты Кирилло-Белозерского монастыря. Т. II. М., 1958.

30. Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства, изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1838.

31. Амвросий. Древнерусские иноческие уставы. М., 2001.

32. Амвросий. История Российской иерархии. Ч. III. 1812, 4.IV. М., 1812, 4.V. М., 1813.

33. Боярские списки последней четверти XVI начала XVII вв. и роспись русского войска 1604 г. 4.2. М., 1979.

34. Вологодские епархиальные ведомости, 1867. №9.

35. Воскресенский А. Свято-Троицкий Павлов-Обнорский монастырь. Вологда, 1914. C.V-XV.

36. Дозорная книга посада Вологды 1616-1617 гг. Публ. Ю.С. Васильева // Вологда. Историко-краеведческий альманах. Вып. I. Вологда, 1994. С.333-337.

37. Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. СПб., 1846 г. Т.2; СПб., 1869. Т.11; СПб., 1872. Т.12.

38. Духовные и договорные грамоты Великих и удельных князей / Подг. Л.В. Черепнин. М-Л., 1950.

39. Житие Дмитрия Прилуцкого. Вологда, 1992.

40. Житие и подвиги Стефана Комельского. Публ. X. Лопарева // Памятники древней письменности и искусства (ПДПИИ). Вып. 85.

41. Житие Корнилия Комельского. Публ. Н.Н. Малининой // Городок на Московской дороге. Вологда, 1994. С. 170-197.

42. Житие преподобного Павла Обнорского // ВМЧ. Январь. М., 1914. Стб. 547.

43. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-миней св. Дмитрия Ростовского. М., 1904.

44. Известия Археологического общества, 1865. Вып.3,4.

45. Из докладной записки председателя Грязовецкого уиспол-кома П.Е. Едемского президиуму ВЦИК о закрытии монастырей, 1924 г. Публ. И.А. Кожевниковой // Городок на Московской дороге. Вологда, 1994. С.84-88.

46. Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника. М., 1996. С. 139-165. (Грамоты из архива Павлова Обнорского монастыря).

47. Летопись занятий Археографической комиссии. Вып. 2, 5. СПб., 1864, 1869-1871.

48. Обзор «Грамот Коллегии Экономии». Вып. 5. Материалы по Владимиру, Гороховцу, Мурому, Суздалю, Юрьеву-Польскому и Вологде. Сост. Л.И. Шохин. М., 2002.

49. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства юстиции. СПб., 1869. Кн. Ill, XV.

50. Описание славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. Вып.1. СПб., 1878.

51. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г. Сост. Дмитриева З.В., Шаромазов М.Н. СПб., 1998.

52. Отписная книга Введенского Корнильево-Комельского монастыря 1657 г. Публ. Ю.С. Васильева // Городок на Московской дороге. Вологда, 1994. С. 130-169.

53. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. II. СПб., 1830. №676.

54. Русская историческая библиотека. Т.37. Вып. 1, Птг., 1923.

55. Русская старина, 1911. Кн. XI. С.448. К истории монастырей. Публ. И. Н. Суворова.

56. Сотная на дворцовое село Турунтаево Вологодского у. Публ. Ю.С. Васильева // Северный археографический сборник. Вып. 2. Вологда, 1972. С. 178-183.

57. Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 г. Публ. И.Н. Суворова // Источники истории города Вологды и Вологодской губернии. Вологда, 1904.

58. Таможенная книга г. Вологды 1634-1635 гг. Т. 1-3 / Сост. Е.Б. Французова. М., 1983.1. ЛИТЕРАТУРА

59. Амвросий. История Российской иерархии. СПб., 4.1-6. 18071813.

60. Апухтин В.Р. Псково-Печерский Успенский монастырь. М., 1914.

61. Арсений, иеромонах. Доклады, грамоты и другие акты о служках Троицкого Сергиева монастыря. М., 1868.

62. Бакланова Е.Н. Приходо-расходные книги мирских старост монастырской вотчины конца XVII в. как исторический источник // Тезисы докладов и сообщений XV сессии Межреспубликанского симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Вып.1. М, 1974. С.46-49.

63. Бакланова Е.Н. Крестьянский двор и община на Русском севере (конец XVII начало XVIII вв.) М., 1976.

64. Балюк Н.А. Развитие земледельческого хозяйства западной Сибири (конец XVI начало XX вв.) Тюмень, 2002.

65. Барсегян Т.В. Типология православных монастырей России // Монастыри в жизни России. Калуга Боровск, 1997.

66. Башенькин А.Н. Вологодская область в древности и средневековье // Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997. С.5-35.

67. Белякова Е.В. Скитский устав и его значение в истории русского монашества // Церковь в истории России. М., 1997. С.21-29.

68. Бернштам Т.А. Роль верхневолжской колонизации в освоении Русского Севера // Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973. С.5-29.

69. Богословский М.М. Земское самоуправление на Русскомо YV/II о м л огюн СИ оwuvjjv и /\ v ii и. ivi . J i vwv i v i .

70. Борисов A.M. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI XVII вв. Петрозаводск, 1966.

71. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв. М„ 1986.

72. Борисов Н.С. Обнорская дорога //Журнал Московской патриархии. 1993, №1. С.60-69.

73. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966.

74. Булгаков М.Б. Монастырские ярмарки в XVII в. // Монастыри в жизни России. Калуга, 1997. С.66-68.

75. Булыгин И.А. Земельная аренда монастырских крестьян в первой четверти XVIII в. // История СССР, 1974, №4. С. 164175.

76. Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. М., 1977.

77. Бълхова М.И. Монастыри на Руси XI середины XIV века // Монашество и монастыри в России XI - XX века. Исторические очерки. М., 2002. С.25-56.

78. Васенина М.Г. Первые археологические исследования в Грязовецком районе // Городок на Московской дороге, Вологда, 1994. С.5-13.

79. Васильев Ю.С. Важские писцовые книги и сотницы XVI -XVII веков // Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда, 1970. С.537-562.

80. Васильев Ю.С. Материалы писцового делопроизводства севера России XVI в. как исторический источник // Крестьянство севера России в XVI в. Вологда, 1984. С. 19-31.

81. Васильев Ю.С. Борьба с польско-шведской интервенцией на Русском Севере. Вологда, 1985.

82. Васильев Ю.С. Некоторые источниковедческие проблемы материалов писцового делопроизводства XVI XVII вв.» // Проблемы историографии и источниковедения истории европейского севера. Вологда, 1992.

83. Введенский А.А. Трудовая деятельность стряпчих в северно-русских монастырях. Вологда, 1923.

84. Веселовский С.Б. Акты писцового дела: Материалы для истории кадастра и прямого обложения в Московском государстве. Т. 1-2. М., 1913, 1917.

85. Веселовский С.Б. Сошное письмо: Исследование по истории кадастра и посошного обложения Московского государства. Т. 1-2. М., 1915, 1916.

86. Веселовский С.Б. Село и деревня в Северо восточной Руси XIV-XVI вв. М-Л., 1935.

87. Веселовский С.Б. Монастырское землевладение в Московской Руси во второй половине XVI в. II ИЗ, 1943. Т. 10. С.96-116.

88. Веселовский С.Б. Феодальное землевладение Северо-восточной Руси XIV-XVI вв. М-Л., 1947.

89. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963.

90. Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.

91. Витов М.В. О классификации поселений // Советская этнография, 1953, №3.

92. Витов М.В. Гнездовой тип расселения на Русском Севере и его происхождение//Советская этнография, 1955, №2.

93. Витов М.В. Историко-географические очерки Заонежья XVI -XVII вв. М., 1962.

94. Битов М.В. Данные антропологии как источник по истории колонизации Русского Севера // История СССР, №6, 1964. С.81-109.

95. Битов М.В., Власова И.В. География сельского расселения Западного Поморья в XVI XVIII вв. М., 1974.

96. Власова И.В. Вологодская земля и ее население: этническая история XII XX вв. // Вологда. Историко-краеведческий альманах. Вып.2. Вологда, 1997. С.47-62.

97. Водарский Я.Е. Вологодский у. в XVII в. // Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда, 1970. С.253-366.

98. Водарский Я.Е. Землевладение Русской Православной Церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность (XI -начало XX в.) // Русское православие: Вехи истории. М., 1985. С.501-561.

99. Водарский Я.Е. Население России в конце XVII начале XVIII века. М., 1977.

100. Волоцкий В. Сборник материалов для изучения ростовского (Ярославская губ.) говора. СПб., 1902.

101. Воронин Н.Н. К истории сельского поселения феодальной Руси. П., 1955.

102. Воронцова J1.Д. Несколько данных о быте монастырей XVII XVIII вв. // Древности. Труды археографической комиссии Императорского Московского археологического общества. М., 1900. Т.2. 4.1. С. 15-28,171-176.

103. Воскобойникова Н.П. Писцовые и переписные книги Ярен-ского уезда конца XVI XVII вв. как исторический источник // Северный археографический сборник. Вып. 1. Вологда, 1970. С.212-236.

104. Воскресенский А. Свято-Троицкий Павлов Обнорский мо-нзстыпь. Вологпа 1914.

105. Гейман В.Г. Материалы по истории русской соляной промышленности (Тотемский соляной промысел Спасо-Прилуцкого монастыря 1622/1623 гг.) // Труды. Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. Т.5. 1958. С.71-104.

106. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1-2. М., 18801911.

107. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903.

108. Горская Н.А. Вненадельное землепользование монастырских крестьян в XVII в. // История СССР. 1977. №1. С.49-70.

109. Горская Н.А. Монастырские крестьяне Центральной России в XVII в.: О сущности и формах феодально-крепостнических отношений. М., 1977.

110. Горфункель А.Х. Вотчинное хозяйство и крестьяне Кирил-ло-Белозерского монастыря в XVII веке. Автореф. дисс. . к.и.н. М.,1956.

111. Готье Ю.В. Замосковный край в XVII в.: Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси. М., 1937.

112. Греков Б.Д. Новгородский дом Святой Софии: Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной вотчины. СПб., 1914.

113. Греков. Б.Д. Монастырское хозяйство. М., 1924.

114. Греков Б.Д. Монастырские детеныши // Вопросы истории. 1945. №5,6.

115. Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. М., 1946.

116. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 1978.

117. Дегтярев А.Я. Русская деревня в XV XVII вв. Очерки истории сельского расселения. Л., 1980.

118. Дергачева И.В. Литературная история синодика на русской почве в XV XVII вв. // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1997.

119. Дилакторский П.Р. Опыт указателя литературы по северному краю (1766 1904). Вологда, 1921.

120. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII -XVII вв. Л., 1973.

121. Дмитриева З.В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI XVII вв. СПб., 2003.

122. Доброклонский А.П. Солотчинский монастырь, его слуги и крестьяне. Исторически очерк монастырского хозяйства, суда и управления в связи с положением монастырских слуг и крестьян в XVII в. //ЧОИДР, 1888. Кн.1.

123. Дьяконов М.А. Очерки из истории сельского населения в Московском государстве (XVI -XVII). СПб., 1898.

124. Евгений (митрополит) Болховитинов. Список монастырей, Вологодской епархии прежде бывших и ныне существующих // Вологодский сборник статей церковно историко-статистического содержания. Вологда, 1869. С.1-31.

125. Емченко Е.Б. «Причт» и «миряне» по материалам церковного законодательства XVI в. // Церковь в истории России. М., 1997. С.56-69.

126. Ефименко А .Я. Исследования народной жизни. М.,1884.

127. Заозерская Е.И. Из истории феодальной вотчины и положения крестьян в первой половине XVII в. // Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР. М., 1960. С. 39-66.

128. Засецкий А.А. Исторические и топографические известия по древности России и частно о городе Вологде и его уезде и состоянии оного понеже. Вологпя 1780.

129. Зверинский В.В. Монастыри по штатам. СПб., 1892;

130. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II. СПб., 1897.

131. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России в конце XV начале XVI вв. М., 1977.

132. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., 1986.

133. Зимин А.А. Опричнина. М., 2001.

134. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX вв. М., 1999.

135. Иванов В.И. Приходо-расходные книги северных монастырей как источник по социально-экономической истории России XVII в. Автореф. дисс. . к.и.н. М., 1982.

136. Иванов В.И. Монастырские крестьяне Поморья в XVII в. Автореф. дисс. . д.и.н. М., 1997.

137. Ивина Л.И. Вкладная и кормовая книга Симонова монастыря // ВИД, вып. II. Л., 1969. С.229-240.

138. Ивина Л.И. Крупная вотчина в северо-восточной Руси конца XIV- первой половины XVI вв. Л., 1979.

139. Ивина Л.И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1985.

140. Иконников В.И. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1863.

141. Индова Е.И. Земельная аренда в дворцовой деревне первой половины XVIII в. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Минск, 1964.

142. Исторические сказания о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и мест-ночтимых. Вологда, 1880. (сост. И. Верюжский).

143. Историческое и статистическое описание Корнильево-Комельского монастыря, составленное в 1852 году. Вологда, 1855.

144. Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. / Сост. С. Смирнов. М., 1860.

145. История крестьянства СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Т. 2-3. М., 1990.

146. История северного крестьянства. Т.1. Крестьянство Европейского Севера в период феодализма. Архангельск, 1984.

147. Казакова Н.А. К изучению вкладных книг // Рукописное наследие древней Руси, (по материалам Пушкинского дома). Л., 1972. С.260-267.

148. Камкин А.В. Православная церковь на Севере России. Вологда, 1992.

149. Каштанов С.М. Актовая археография. М., 1988.

150. Каштанов С.М. Русская дипломатика. М., 1988.

151. Каштанов С.М., Столярова Л.В. Копийная книга актов Павло-Обнорского монастыря // История и культура Ростовской земли 2001. Ростов, 2002. С. 373-391.

152. Кизеветтер А.А. Русский Север. Роль северного края в истории русского государства. Вологда, 1910.

153. Клитина Е.Н. Вкладные книги Троице-Сергиева монастыря //ТОДРЛ. Т. 26, Л., 1971. С.287-293.

154. Клосс Б.М. Монашество в эпоху образования централизованного государства // Монашество и монастыри в России XI -XX века. Исторические очерки. М., 2002. С.57-80.

155. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

156. Ключевский В.О. Русский рубль XVI-XVIII вв. в его отношении к нынешнему // Сочинения в 9 томах. Т. VIII. М., 1990. С.59-119.

157. Ключевский В.О. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае // Сочинения в 9 томах. Т. VIII. М., 1990. С.5-30.

158. Колесников П.А. Северная деревня в XV- первой половине XIX вв. Вологда, 1976.

159. Коломинский С. Торговля солью на Руси в XVI XVII вв. Киев, 1912.

160. Колычева Е.И. Приходо-расходные книги XVI в. как источник по истории монастырского хозяйства // Тезисы докладов и сообщений XV сессии межреспубликанского симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. М., 1974. С.45-61.

161. Колычева Е.И. К вопросу о малых монастырях в России XVI в. // Церковь в истории России. М., 1997. С.70-81.

162. Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV XVI века // Монашество и монастыри в России XI - XX века. Исторические очерки. М., 2002. С.40-46.

163. Коноплев Н. Святые Вологодского края // ЧОИДР, 1895. Кн.4.

164. Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М-Л., 1951.

165. Копанев А.И. Население Русского государства в XVI в. // ИЗ, 1959. С.233-254.

166. Копанев А.И. Крестьянство Русского Севера в XVI в. Л., 1978.

167. Копанев А.И. Крестьяне русского Севера в XVII в. Л., 1984.

168. Корнильев монастырь // ВГВ, №13,1839. С. 100-103.

169. Корнильево-Комельский Введенский монастырь Вологодской епархии Грязовецкого уезда. Вологда, 1904.

170. Кочетков И.А. Иконостас Дионисия из Павло-Обнорского монастыря // Послужить Северу. Вологда, 1995. С. 164-171.

171. Кочин Г.Е. Материалы для терминологического словаря Древней России. М Л., 1937.

172. Кочин.Г.Е. Сельское хозяйство на Руси к. XIII начала XVI в. М-Л., 1965.

173. Круглик Г.М. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в период феодальной войны (1425-1453 гг.) // Аграрный строй в феодальной России XV- начала XVIII вв. М., 1986. С.4-25.

174. Круглов А.В. Поездка в Корнильево-Комельский монастырь // Исторический вестник, Т. LXX, 1897. С.216-236.

175. Кудрявцев М. История православного монашества в северо-восточной Руси со времен преп. Сергия Радонежского. М., 1881.

176. Кузнецов А.В. Грязовецкие топонимические этюды // Городок на Московской дороге. Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1994. С. 14-33.

177. Кузнецов П.Н. Свято-Троицкая обитель преподобного Павла Обнорского. Вологда, 1913.

178. Кукушкина М.В. Библиотека Соловецкого монастыря в XVI в. // АЕ за 1971 г. М., 1972. С.341-356.

179. Кукушкина М.В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999.

180. Кучкин В.А. Формирование территории северо-восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984.

181. Лагутенкова О.Ю. Списки жития преподобного Арсения Комельского // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб., 1997.

182. Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований. СПб., 1890.

183. Лебедев А. К. Четырехсотлетие Корнильево-Комельского монастыря // ВЕВ №13, 1897. С.285-288.

184. Лебедев А.К. Вологодский Успенский женский монастырь и приписная Николаевская Озерская пустынь. Вологда, 1899.

185. Левицкая Н.В. Вкладная книга Переславль-Залесского Федоровского монастыря // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1994. С. 122-129.

186. Левицкая Н.В., Сукина Л.Б. Вкладные книги Переславских Никитского и Троице-Данилова монастырей: источниковедческие аспекты исследования // История и культура Ростовской земли. Ярославль, 1996. С. 125-135.

187. Лохтева Г.Н. Монастырское хозяйство в XVII в. по материалам Троице-Гледенского монастыря. Автореф. дисс. . к.и.н. М., 1964.

188. Лурье Я.С. Устав Корнилия Комельского в сборнике первой половины XVI в. // Рукописное наследие Др. Руси. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1972. С.253-260.

189. Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией. Курс, читанный в Московской университете в 1908 1909 акад. году. М., 1909.

190. Любавский М.К. Обзор русской колонизации. М., 1996.

191. Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV- первой трети XVI вв. М„ 2001.

192. Макарий (Булгаков). История Русской церкви. Т.1-12. СПб., 1868-1887.

193. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси в X! -X!!! вв. М., 1997.

194. Маньков А.Г. Цены и их движение в Русском государстве XVI в. М-Л., 1951.

195. Мерцалов А.Е. Очерк города Вологды по писцовой книге 1627г. Вологда, 1885.

196. Милов Л.В., Булгаков М.Б., Гарскова И.М. Тенденции аграрного развития России первой половины XVII столетия. М., 1986.

197. Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. М., 1992.

198. Назаров В.Д. Из истории землевладения и хозяйства монастырей Новгорода в XV в. II Аграрный строй в феодальной России XV- начала XVIII вв. М., 1986. С.26-54.

199. Найденова Л.П. Внутренняя жизнь монастыря и монастырский быт (по материалам Соловецкого монастыря) // Монашество и монастыри в России XI XX века. Исторические очерки. М., 2002. С.285-301.

200. Насонов А.С. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951.

201. Николаева С.В. Вклады и вкладчики в Троице-Сергиев монастырь в XVI -XVII вв. II Церковь в истории России. М., 1997. С.81-107.

202. Николаева С.В. Состав монашеской братии Троице Сер-гиева монастыря в XVII в (по описи 1641 и Описи 1701 гг.) // Труды по истории Троице-Сергиевой лавры. М., 1998. С.34-56.

203. Николаева С.В. Состав братии Троице-Сергиева монастыря в первой четверти XVIII в. (По данным Ландратской книги 1715 года) II Церковь в истории России. Сб.4. М., 2000. С. 162-175.

204. Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до первой четверти XVII в. (1397-1625 гг.). СПб., 1897.

205. Никольский Н.К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в XV веке. СПб., 1897.

206. Никольский Н.К. Общинная и келейная жизнь в Кирилло -Белозерском монастыре в XV и XVI вв и в нач. XVII в. // Христианское чтение . 1907, август.

207. Огризко З.А. Слуги Спасо-Прилуцкого монастыря XVI XVII вв. // Труды государственного исторического музея. Вып. XXVII. М., 1955. С.8-30.

208. Огризко З.А. Вкладные памяти Спасо-Прилуцкого монастыря XVI XVII вв. // Вестник Московского университета. Ист. -филол. серия. 1956, №2. С. 163-168.

209. Огризко З.А. Из истории крестьянства на Севере феодальной России XVII в. (Особые формы крепостной зависимости). М., 1968.

210. Осьминский Т.И. Население // Аграрная история Северо-Запада России. П., 1971. С.79-83.

211. Очерки по истории колонизации Севера. Вып. 1. СПб., 1922.

212. Павлов-Сильванский Н.П. Закладничество-патронат. СПб., 1897.

213. Памятники русского права. М., 1955. Вып.З.

214. Пегенеева И.А. Монастырская вотчина Марийского края в конце XVI XVIII веков. Автореф. дисс. .к.и.н. Чебоксары, 2002.

215. Перхавко В.Б. Монастыри и торговля в домонгольской Руси // Церковь в истории России. М., 1997. С. 123-130.

216. Петров В.А. Слуги и деловые люди монастырских вотчин XVI в. // Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве XII XVII веков. М-Л., 1960. С. 129-171.

217. Писцовые книги Русского Севера /Сост. Воскобойникова Н.П., Беликов В.Ю., Демидова Н.Ф., Зенченко М.Ю., Иванова Г.А. Вып. 1. М., 2001.

218. Пономарева И.Г. Крупная вотчина Тверского края XV начала XVII в. Автореф. дисс. . к.и.н. М., 1987.

219. Пономарева И.Г. Слуги Троицкого-Макарьева Калязина монастыря // Архив русской истории. Вып.7. М., 2002.

220. Прокофьева Л.С. Вотчинное хозяйство в XVII в. По материалам Спасо-Прилуцкого монастыря. М-Л., 1959.

221. Прохоров Г.М. Житие Иннокентия Охлябинина // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.), Часть 1. СПб. 1992. С.351.

222. Прохоров М.Ф., Чекунова А.Е. Вотчинное хозяйство Донского монастыря в XVII XVIII вв. // Монастыри в жизни России. Калуга, 1997. С.60-65.

223. Рахматуллин М.А. П.Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. Рецензия на книгу // Отечественная история, 2000. №5. С. 198-202.

224. Рожков Н.А. Сельское хозяйство Московской Руси в XVI в. М„ 1899.

225. Розен Б.Я. Северная соль. Архангельск, 1957.

226. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. М., 2002.

227. Романов Б.А. Изыскание о русском сельском поселении эпохи феодализма // Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве XII XVII вв. М-Л., 1960. С.327-446.

228. Румянцева B.C. Опыт классификации монастырей в России в XVII в.: Вологодская степень // Церковь в истории России. М. 1997. С.82-100.

229. Румянцева B.C. Монастыри и монашество в XVII в. // Монашество и монастыри в России XI XX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 163-185.

230. Русский Север. Этническая история и народная культура XII -XX вв. М., 2001.

231. Рыбаков Б.А. Смерды // История СССР, 1979. №1. С.41-58; №2. С.36-57.

232. Савич А.А. Соловецкая вотчина XV- XVII в.: Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем русском Севере в древней Руси. Пермь, 1927.

233. Савич А.А. Вклады и вкладчики в севернорусских монастырях XV-XVII в. Пермь, 1929.

234. Савич А.А. Монастырское землевладение на русском Севере XIV- XVII вв. Пермь, 1930.

235. Сахаров А.Н. Русская деревня XVII в. По материалам патриаршего хозяйства. М., 1966. С.149.

236. Сведения об упраздненном Спасо-Нуромском монастыре Вологодской епархии // ВЕВ. 1878. №3. С.58-66.

237. Свердлов М.Г. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. П., 1983.

238. Свистунов М.А., Трошкин J1.J1., Междуречье. Вологда, 1993.

239. Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002.

240. Седов В.В. Собор и колокольня Корнильево-Комельского монастыря. Утраченные памятники архитектуры XVI в. // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1994. С. 102-109.

241. Сергеев А.Г. Житие и устав св. Корнилия Комельского как исторический источник. Автореф. дисс. . к.и.н. СПб, 2001.

242. Сергеев А.Г. К вопросу об источниках Устава св. Корнилия Комельского // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб., 1997. С.233-255.

243. Синицына Н.В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV XVI вв.) // Монашество и монастыри в России XI -XX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 116-149.

244. Смолич И.К. Русское монашество 988-1917. Жизнь и учение старцев. М., 1999.

245. Собственность в России. Средневековье и раннее новое время. М., 2001.

246. Соколова Н.В. Монастырское землевладение и хозяйство в Нижегородском крае в XVI сер. XVIII вв. Автореф. дисс. . к.и.н. М., 1990.

247. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. VI. М., 1991.

248. Степановский И.С. Вологодская старина. Вологда, 1890.

249. Сторожев В.Н. Материалы по истории делопроизводства Поместного приказа по Вологодскому уезду. Вып. 1-2. Птг., 1916, 1918.

250. Сторожев В.Н. Монастырское землевладение на Вологде, б/м, б/г.

251. Строев П. Списки иерархов Российской церкви. СПб., 1882.

252. Суворов Н.И. Описание Арсеньево-Комельского монастыря // ВЕВ.1869. №23. С.858-864; №24. С.892-902; 1870. №2. С.58-65; №3. С. 101-109.

253. Суворов Н.И. Корнильево-Комельский монастырь Вологодской епархии // ВЕВ. 1883. №1. С.1-9; №2. С.21-30; №3. С.51-59; №4. С.71-79; №5. С.87-96; №6. С.105-112; №8. С.129-137; №9. С.155-162; №10. С.163-170.

254. Суворов Н.И. Святая обитель преподобного Павла Обнорского. Вологда, 1898.

255. Тихомиров М.Н. Монастырь вотчинник XVI в. // Российское государство XV-XVII вв. М., 1973. С.120-154.

256. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание Корнильево-Комельского Введенского мужского монастыря (Вологодской губ., Грязовецкого уезда). М., 1897.

257. Устюгов Н.В. Солеваренная промышленность Соли Камской в XVII в. М., 1957.

258. Федосеева М.В. Иконы «Жены мироносицы у гроба Господня» из Корнильево-Комельского монастыря. К художественной интерпретации образа//Ферапонтовский сборник. М., 2002.

259. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.

260. Чайкина Ю.И. Словарь географических названий Вологодской области. Вологда, 1993.

261. Чевский Р. сведения об упраздненном Спасо-Нуромском монастыре//ВГВ. 1848. №19. С.207-209.

262. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV XV вв. М., 1960.

263. Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. М., 1996.

264. Черкасова М.С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI XVII века (по архиву Троице-Сергиевой Лавры). Автореф. диссд.и.н. М., 2001.

265. Чернов С.З. Сельские монастыри и великокняжеские волости на северо-востоке Московского княжества в XIV- XV вв. // Церковь в истории России. М., 1997. С.6-20.

266. Шапиро А.Л. Русское крестьянство перед закрепощением (XIV-XVI вв.). Л., 1987.

267. Швейковская Е.Н. Государство и крестьяне России. Поморье в XVII в. М., 1997.

268. Штайндорф Л. Кто ближние мои? // Человек и его близкие на Западе и Востоке Европы. М., 2000. С.208-239.

269. Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси в X XIII вв. М., 1989.

270. Щапов Я.Н. Монашество на Руси в XI XIII веках // Монашество и монастыри в России XI - XX века. М., 2002. С. 13-24.