автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Музей в социокультурной динамике провинции XIX-XX вв.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Махрачев, Сергей Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Музей в социокультурной динамике провинции XIX-XX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Махрачев, Сергей Федорович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Роль музеев в формировании культурных процессов провинции.

§ I. Взаимодействие музея и культурного наследия провинции.

§ II. Социокультурное состояние российской провинции в XIX начале XX вв.

§ III. Формирование музеев в Тамбовской губернии в XIX - начале XX вв.

Выводы.

ГЛАВА II. Музеи Тамбовской области в контексте социального и политического развития российской провинции 1917-80-х гг.

§ Формирование музейной сети на Тамбовщине в 1917 - начале 1930 гг.

§ II. Политизация музеев Тамбовской области в 1930 - начале 50-е гг.

§ III. Расширение музейной сети в Тамбовской области в середине 1950 - 1980-е

Выводы.

ГЛАВА III. Музеи Тамбовской области в постсоветский период (19902000 гг.).

§ I. Анализ динамики музейной сети в контексте культурной ситуации постсоветского периода.

§ II. Основные направления деятельности музеев и их взаимодействие с учреждениями науки, культуры, образования.

§ III. Перспективы развития музеев в Тамбовской области как институтов культуры.

Выводы.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Махрачев, Сергей Федорович

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ.

Социокультурная динамика провинции осуществляется по нескольким направлениям, в числе которых значительная роль принадлежит музей /, Сами музеи действуют как полифункциональные институты культуры, сохраняющие, распространяющие и транслирующие ценности. Консервация последних позволяет осуществлять временные и пространственные связи народов, типов культуры, поколений.

Музеи и музейная деятельность переживают сейчас настоящий бум, который охватил весь мир. Фрагментарность и эпатажность массовой культуры, в буквальном смысле слова, требует стабильности и надежности противоположных элементов, в качестве которых выступают сохраненные музеями ценности. Население мира восстанавливает утраченные или забытые предметы национальной, профессиональной, стратовой культуры и, посредством их изучения, стремится восстановить основы национального характера, самосознания и менталитета.

Музеи как действующие институты культуры, сохраняющие образцы человеческого творчества, включены в жизнь всех сопряженных с ними социальных структур: образования и воспитания, трансляции культуры и культурных ценностей, научных подразделений, индустрии досуга.

В столичных городах их деятельность основывается на подготовке экспозиций и выставок, проведении значительного числа наупю-просъетительных мероприятий. Провинциальные музеи, выполняя те же функции, выступают как подлинный социокультурный центр населенного пункта, подчас единственный. В силу этого в них концентрируются такие виды деятельности, как просвещение, изучение историко-культурного наследия, сохранение экологического пространства культуры регионы.

Полифункциональность деятельности провинциальных музеев достаточно гибкая позиция, широта которой зависит от конкретных личностей - носителей культуры, в качестве которых выступают музейные работники. Они концентрируют вокруг себя многообразие или ограниченность культурного пространства. В силу этого именно личность приобретает особую роль. Вот почему музеи провинции имеют ярко выраженное личностное наклонение, что позволяет рассматривать это как своеобразный феномен, который полностью определяет интенсивность, качественность, разнообразие и собственно роль музея в провинциальной культурной среде.

Выступая, как культурная доминанта, музеи во многом способствуют направленности развития региона. Многочисленные связи с властными, управленческими, экономическими, хозяйственными и другими структурами, позволяют проводить выстроенную культурную политику, направленную на реализацию потребности в восстановлении национального менталитета, самоосмысления и самоидентификя , ш через предметный мир.

Как и в мировой практике крупных государств, в России выделяются регионы центральные и периферийные. Их характеризует разный уровень экономического развития, степень участия в территориальном разделении труда, отношение к инновационным процессам. Российские регионы отличаются также чрезвычайным разнообразием территорий, природно-ландшафтных и климатических характеристик, этническим составом населения, традициями, ремеслами и промыслами и другими составляющими уникальность и самобытность региона.

В каждом регионе существует сложившаяся музейная сеть, включающая в себя различное количество музеев разного профиля. Исторически сложилось, что во второй половине XIX в. провинциальные музеи при взаимодействии с общественностью возникали как культурные центры губерний российской империи, затем они использовались в качестве средства распространения новой советской идеологии, являясь «очагами» культпросветработы на местах, серьезные трансформации претерпевают музеи в конце XX в.

В силу этого деятельность провинциальных музеев, выходит за рамки собственно музейной и становится культуроформирующей позицией региона. Однако эти позиции слабо отражены в научных исследованиях, которые обращают внимание преимущественно на изучение документов, музейных предметов, экспозиционной деятельности. Не исследованность музеев, представленных как полифункциональное, разнонаправленное явление, и послужило основой диссертационного исследования.

Географические рамки данного диссертационного исследования соответствуют границам Тамбовской губернии и Тамбовской области. Хронологические рамки исследования включают XIX-XX вв. Подобный подход позволяет воссоздать целостную картину развития музеев России на примере конкретной территории - Тамбовской области. СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Исследование темы «Музей в социокультурной динамике провинции XIX-XX вв.» предполагает культурологический анализ категорий «провинция», «культура», «провинциальная культура», «музейный предмет». При рассмотрении указанных понятий автор диссертации, прежде всего, опирался на достижения отечественных гуманитарных наук, которые, по-нашему мнению, наиболее адекватно, глубоко и всесторонне выражают национальные особенности российской культуры.

Изучение культуры провинции, степени ее развития и особенностей начинается в XIX в. и нашло свое отражение в работах К.С. Аксакова, А.И.

Герцена, Н.Я. Данилевского, Н.В. Киреевского, В.О. Ключевского, Ю.Ф. Самарина. B.C. Соловьева, С.М. Соловьева, А.С. Хомякова, П.Я. Чаадаева, Б.Н. Чичерина и других (1).

Научный интерес к осмыслению значения провинции в судьбе России усилился в первой трети XX в. Именно тогда НА. Бердяев, П.А. Сорокин отметили губительную для России поляризацию «полюсов русской жизни» и «незрелость провинции и гнилость государственного центра» (2). Противоположной точки зрения придерживались Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Н.К. Пиксанов, подчеркивая созидательную роль российской провинции, утверждая, что она является хранителем культуры общества в целом (3).

Активизация интереса к культуре провинции происходит во второй половине 80-х гг. XX в. В этом направлении удачно работают В.А. Афиани, J1.B. Кошман, B.C. Непомнящий, A.M. Панченко, Г.М. Прохоров, Н.И. Ромах, О.В. Ромах, B.C. Семина, С.О. Шмидта и другие (4). Они на теоретическом и эмпирическом уровнях предприняли попытки комплексного анализа регионов, используя новые подходы и методы исследования. Значимость данных исследований обусловлена объективным освещением основных тенденций развития отечественной культуры, при особом обращении внимания на роль и место провинции в этих процессах.

Основу любого музея составляют музейные предметы - вещи. Они являются хранителями культурного наследия. Со второй половины XX в. усиливается стремление ученых понять процессы развития общества через повседневные вещи, предметы. В этой связи следует назвать работы Ж. Бодрийяра, А.Я. Гуревича, И.С. Клочкова, Г.С. Кнабе, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, А.В. Ми„1айлова, В.В. Налимова, М.К. Петрова, А.А. Пимененко, Т.В. Цивьян, И.Г. Яковенко. В их трудах вещь рассматривается как феномен культуры (5).

В разные периоды времени предпринимались попытки осмыслить провинциальный музей как феномен культуры. Эту проблему на стыке XIX-XX вв. рассматривали Б. Адлер, Д.А. Клеменц, Н.М. Могилянский, П.С. Уварова, Н.Ф. Федоров, Ф.И. Шмит (6). Они понимали под музеем культурный, научный и образовательный центр провинции.

Во второй половине XX в. к обозначенной теме обратились М.Е. Каулен, И.К. Куклинова, М.Т. Майстровская, А.М. Разгон, Т.О. Размустова (6). Так, Т.О. Размустова предложила комплексное исследование музея как центра культуры провинции. Автор полагает, что подобный подход даст возможность выяснить соответствие провинциальных музеев своему положению в разные периоды нашей сложной истории, а само исследование будет иметь прогностические аспекты, что особенно необходимо на современном этапе, поскольку провинциальные музеи переживают кризисный период (7).

К сожалению, отсутствовал интерес к данной проблеме в советском музееведении, поскольку сферы культуры и образования развивались в рамках партийно-классовой идеологии, оформленной в директивах КПСС. Подобный подход приводил не только к отсутствию работ по данной проблеме, но и к непониманию роли провинциальных музеев в жизни страны, а, соответственно, разрыпу между потребностями общества и предложением музея. Вновь осмысление музея на теоретическом уровне в отечественной культурологии происходит в последнее десятилетие.

Между тем в музееведении европейских и североамериканских стран на протяжении XX в. регулярно велась полемика по поводу социальных функций провинциальных музеев. К. Хадсон утверждал, что музей в провинции не имеет утилитарного значения, главная его функция - развлекательная (В). А. Виттлин, Ч. Гиббс-Смит, К. Лазер, Г.Осборн, В. Рихтер, К. Фрайер, В. Хербст придерживались другой точки зрения. Они понимали музей как научный центр и инструмент образования, предназначенный как для ученых, так и для широкой публики (9).

Историко-культурные, правовые, экономические аспекты провинциальных музеев были рассмотрены авторами трудов, посвещенных истории музейного дела. Сведения о деятельности провинциальных музеев имеются в «Очерках истории музейного дела в СССР» (10). В них, И.П. Иваницкий проанализировал деятельность сельскохозяйственных музеев на всей территории России (11). А.И. Михайловская обратилась к теме промышленных музеев и выставок (12). А.Б. Закс рассмотрела источники по истории музейного дела (13). Чрезвычайно богатые сведения о коллекционерах на различных этапах истории, их взаимосвязь и влияние на развитие музеев находятся в публикациях С.А. Овсянниковой (14). А.М. Разгон, В.К. Гарданов, В.Н. Игнатьева проследили отношение государственных органов к вопросам музейного строительства и охраны памятников (15).

Значение «Очерков.» заключалось в постановке проблемы изучения истории отечественных музеев. Особенностью «Очерков.» был тот факт, что они созданы на базе самых разнообразных источников, в том числе архивных.

Важная информация о провинциальных музеях находится в сборнике статей «Музей и власть» (16), подготовленный коллективом авторов: А.С. Каспаринской, Г.А. Кузиной, Н.В. Фатигаровой, В.И. Златоустовой, Н.Н. Шангиной и другими. Составители сборника объективно осветили основные тенденции в осуществлении музейной политики за последние 300 лет, ее цели и задачи на разных временных этапах, выявили закономерности в развитии музейного дела и роль государства в этом процессе. В сборнике имеются материалы о деятельности музееведческих центров, отдельных профильных групп музеев, Предварительном музейном съезде 1912 г., подготовке музейных кадров.

Авторами сборника высказана мысль о том, что многие проблемы лишь заявлены, а потому впоследствии ждут более детального рассмотрения. В их числе проблема формирования музеев и политика официальных властей по отношению к музеям в регионах России, проблема взаимодействия музеев и общественности.

В работе сделан вывод о том, что исследование государственной музейной политики является одной из важнейших проблем истории музейного дела, поскольку именно государство и господствующие в нем структуры задают те или иные установки и создают условия, в которых осуществляется на практике развитие музеев.

Особенную ценность для диссертации представляет работа Д.А. Равикович «Формирование государственной музейной сети (1917-1 полов. 60-х гг.)» (17). Автор подробно показывает противоречивый и сложных путь, пройденный отечественными музеями за 50 лет, их взаимоотношение с государственными, научными учреждениями и общественными организациями.

Автором предпринята попытка проследить процесс развития музеев на фоне экономического, научном и культурного развития страны. Показана активизация музейной работы в первое послеоктябрьское десятилетие, а также развитие негативных тенденций (нигилистическое отношение к памятникам истории и культуры прошлых веков, утрата ряда музеев, главным образом, ансамблевого характера и т.д.) в 30-х гг. Причины деструктивных изменений в работе музеев Д.А. Равикович усматривает в усилении административно-идеологического воздействия на деятельность учреждений культуры и образования.

Общественные музеи, в том числе и провинциальные, рассматривались Н.И. Решетниковым, В.Е. Тумановым, которые проанализировали сеть общественных музеев, рассмотрели структуру фондов (18).

Примечательным позитивным явлением, характерным для последнего десятилетия,, стало непосредственное включение в исследования вопросов о развитии музеев в отдельных регионах страны. К их числу следует отнести диссертации и статьи А.А. Гужаловского, П.Н. Виноградова, Е.М. Кравцовой, в которых рассматривается появление и деятельность музеев на отдельной территории в определенный отрезок времени (19).

В отдельное направление выделяется тематика, где ставятся и обосновываются отдельные проблемы музейной деятельности, а также социокультурные факторы влияющие на развитие музейного дела. В их числе работы Г.М. Луговой, Л.П. Пискуновой, Т.О. Размустовой, Л.А. Чуриловой, (20).

В 1990-е гг. культурологи г. Тамбова приступили к планомерному и последовательному исследованию русской провинции. Результаты исследований были реализованы в трудах О.в. Ромах, B.C. Семиной (21), в диссертационных исследованиях Н.В. Астаховой, И.С. Блинковой, М.Ю. Долгушиной, Н.В. Шаталовой и др. (22). Важность указанных работ заключается в том, что на базе регионального материала выявляются общее и особенное в развитии культуры российской провинции, региональные отличия и их причины, а также актуализируется необходимость комплексного изучения Тамбовского края и его историко-культурного наследия.

Фактический материал о музеях региона имеется в тамбовской краеведческой литературе. В дореволюционный период проблемы развития музеев для местных ученых не являлись предметом специального исследования. Тем не менее, мы отмечаем круг работ, который способен содействовать объективному восприятию историко-культурных процессов, происходивших на Тамбовщине. Из их числа следует выделить работу Н.А. Покровского «Об образовательном значении музеев. По поводу открытия музея в городе Тамбове» (23). Н.А. Покровский аргументирует важное образовательное и культурное значение музеев в провинциальной жизни, а также показывает причины возникновения, опыт работы и перспективы первого музея в губернии.

Семейное воспитание, жизнь, деятельность и процесс формирования художественной коллекции одного из первых тамбовских коллекционеров представлены в книге М.П. Соловьева «Алексей Владимирович Вышеславцев» (24).

После Октябрьской революции вопросы работы местных музеев не были в числе актуальных. В свет выходили лишь отдельные статьи о тамбовских музеях и коллекционерах. Наиболее интересные материалы были представлены в «Известиях Тамбовского общества изучения природы и культуры местного края». Например, в статье В.Ф. Силина была показана сеть тамбовских музеев, характер фондовых собраний, формы и методы научно-просветительской работы (25). В докладе К.П. Сперанского рассказано о документах, хранившихся в архиве Боратынских (26).

Публикации послеоктябрьского десятилетия, как впрочем, периода до 1917 г. имели в большей степени описательный характер деятельности отдельных музеев или фондовых собраний, нежели комплексный анализ всей музейной работы.

30-60-е гг. XX вв. характеризуются полным отсутствием научных работ посвященых анализу музейной деятельности в Тамбовской области. В свет выходили лишь газетные публикации о событиях в музейной жизни.

Вновь изучение тамбовских музеев местными исследователями началось в 1970-е гг. В большей степени отражена деятельность школьных музеев. Например, В.К. Мисник в цикле статей классифицировал школьные музеи Тамбовской области, проанализировал их фондовую и научнопросветительную деятельность, выявил методы сбора материала (27). JI.E. Дутова, JI.M. Фомина, В.И. Ноздрюхина, Б.А. Заруцкий показали деятельность отдельных школьных музеев, подвели итого их работы по образованию и воспитанию подрастающего поколения (28). Организация, научно-фондовая и научно-просветительная работа школьных музеев были в числе главных на областных педагогических чтениях по краеведению (29).

Однако обобщающие работы по истории, современности, перспективам школьных музеев отсутствуют. Практически нет научных работ о ведомственных и муниципальных музеях. Исключение представляет статья А. Мачульского «Хранилища социальной памяти» (30). Данная статья имеет публицистический характер, но в ней проанализирована сеть и состояние ведомственных и муниципальных музеев на 1996 г.

Имеются публикации по истории отдельных музеев. Создание и работа и по сохранению историко-культурного наследия региона Тамбовским областным краеведческим музеем (далее ТОКМ) показана JL Ростиславской, В. Михайловым (31). История Дома-музея С.В. Рахманинова в с. Ивановка отражена Н.Н. Емельяновой (32).

Проблемы, связанные с вопросами частного коллекционирования и меценатства дореволюционного периода разработаны в статьях Е.И. Саляховой, В.В. Козловой, Е.В. Романенко, Е.В. Комягиной (33). В них показана история формирования, состав, судьба коллекций Чичериных, Строгановых, Воронцовых, Боратынских. Однако коллекционирование не рассматривалась как социальное явление.

Информация о тамбовских музеях имеется в исследованиях, специально не посвященных истории музейного дела. В Работах А.С. Тумановой отражены тамбовские общественные организации (Тамбовская ученая архивная комиссия, Тамбовский церковно-археологический комитет, Тамбовское общество любителей природы, Тамбовское общество любителей художеств), при которых создавались музеи или велась выставочная работа (34). В монографиях В А. Кученковой имеется информация об историко-культурных собраниях Тамбовской епархии (35).

Немалый интерес представляют источники личного происхождения -воспоминания и мемуары: Б.Н. Чичерина, Н.А. Никифорова (36) и других.

Анализ литературы по указанной теме позволяют утверждать, что несмотря на наличие фундаментальных работ по государственной музейной политике и истории музейного дела в России в целом и ряде регионов в частности, большинство работ ориентировано на внутренние проблемы организации музейного дела. Музейная деятельность рассматривалась без должного применения методов теории научного познания, не подвергаясь систематизации и периодизации, отсутствовал историко-культурологический и философско-культурологический анализ проблемы. За рамками исследования оставалась проблема «музей в социокультурной динамике провинции».

Цель исследования заключается в изучение полифункциональности провинциального музея как формообразующего фактора социокультурного пространства провинции.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Исследование музея как концентра жизни провинции, сохраняющего экологию культурного пространства региона.

2. Изучение содержания деятельности музеев провинции.

3. Выявление и определение степени динамики развития музеев.

4. Исследование персонификации деятельности музеев.

5. Анализ официальной политики властных структур провинции по отношению к музеям.

ОБЪКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. В качестве объекта исследования выступает провинциальный музей как феномен культуры, а также частные коллекции, выставки и некоторые другие собрания реликвий, имеющие функциональное сходство с музеями.

Предметом исследования является музей как концентр провинциальной культуры в персонифицированном наклонении.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные исследования культурологов, философов, историков культуры и искусства, социологов, музееведов по проблемам истории культуры. Автор исходит из формулы, что музей нуждается в комплексном исследовании не менее чем другие подсистемы провинциальной культуры: библиотека, театр, архив и пр. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В работе использованы следующие методы исследования: метод системного анализа, диахронический метод, сравнительно-исторический метод, статистические методы, методы музейного проектирования, метод встроенного наблюдения.

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Источниковедческая база по теме исследования достаточно разнообразна. Основу работы составляют архивные документы. Главный массив источников по данной теме содержится в Государственном архиве Тамбовской области. Были использованы документы из следующих фондов: Ф.Р-1478. Тамбовский областной краеведческий музей; Ф.178. Тамбовская государственная ученая архивная комиссия; Ф.725. Тамбовское губернское по делам об обществах присутствие; Ф.4. Канцелярия тамбовского губернатора; Ф.105. Дирекция народных училищ Тамбовской губернии; Ф.161. Тамбовский губернский предводитель дворянства; Ф.63. Тамбовский губернский статистический комитет; Ф.15. Тамбовская палата государственных имуществ; Ф.51. Инспектор сельского хозяйства Тамбовской губернии; Ф.Р-1404. Отдел народного образования исполнительного комитета губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; Ф.Р-1409. Отдел народного образования исполнительного комитета Тамбовского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; Ф.Р-1405. Отдел народного образования исполнительного комитета Тамбовского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; Ф.Р-5087. Управление культуры исполнительного комитета Тамбовского областного совета народных депутатов.

Заметное место в числе источников занимают справочные издания и местная периодическая печать. В дореволюционных изданиях информация о работе музеев имеется в Тамбовских «Памятных книжках» и «Сборниках-календарях». Из числа повременной печати следует выделить «Тамбовские губернские ведомости» и «Тамбовские епархиальные ведомости», где излагаются данные об учреждении музеев, их деятельности, проведении кустарных и промышленных выставок. О работе музеев в послереволюционное время имеется обширная информация в газете «Тамбовская жизнь», а также других периодических изданиях областного и районных центров.

Самостоятельным источником могут служить каталоги, буклеты, путеводители и другие издания тамбовских музеев.

Отдельную группу источников представляют воспоминания музейных работников, ветеранов музейного дела, коллекционеров и краеведов. Они владеют многими нюансами развития музейного дела в регионе.

К работе привлечены документы законодательного и нормативного характера в сфере культуры. В их числе законы, декреты и инструкции по охране памятников и музейных предметов, постановления партии и правительства по вопросам музейной работы.

Научная новизна заключается в:

- исследовании провинциальных музеев, выступающих как определенные социокультурные центры, которые в значительной степени определяют динамику и направленность развития культуры провинции;

- комплексном анализе всего потока формообразующей деятельности музеев Тамбовщины, введении в научный оборот новой информации о государственных и общественных музеях, частных коллекциях, историко-культурных собраниях Тамбовской епархии, промышленных и сельскохозяйственных выставках;

- выявлении персонификации провинциальных музеев, где личность работников определяет динамику, разнообразие, интенсивность и полифукнциональность музейной деятельности;

- определении специфики взаимоотношений хозяйственных и управленческих структур провинции, которые в своей совокупности имеют персонифицированный характер.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в лекционных и практических занятиях по историко-культурологическим и краеведческим дисциплинам, при написании обобщающих работ по теории и истории культуры, энциклопедических изданий, а также при составлении справочников, каталогов и буклетов по государственным и общественным музеям, о краеведах и музейных деятелях Тамбовской области;

Значительный опыт работы музеев Тамбовского края целесообразно использовать в фондовой, научно-исследовательской, научнопросветительской, экспозиционно-выставочной работе сотрудников местных, а также других музеев.

Комплексный анализ работы музеев позволит выявить место и роль музея в формировании культурных процессов региона. Исторический опыт развития музеев будет способствовать прогнозированию развития музеев и планированию культурной политики в регионе и стране. ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Музеи выступают как естественный продукт развития культурной жизни провинции, которые, суммируя в себе многочисленные виды деятельности, трансформируются в своеобразный концентр, объединяющий в себе образовательные, научные, трансляционные, политические, формообразующие признаки. Он выступает как институт, способный реализовать социальную потребность в национальном самоопределении, самоосмыслении культурной идентификации через предметный мир.

2. Институализация провинциального музея позволяет проследить динамику развития его деятельности в совокупности всего комплекса управленческих, экономических, образовательных и др. структур региона. При этом именно музеи выполняют культуроформирующую функцию и в значительной степени определяют ракурс населенного пункта.

3. Качественность функционирования провинциальных музеев имеет ярко выраженный персонифицированный характер. Именно личностная позиция определяет динамику, полифункциональность, интенсивность, коммуникацию музейной деятельности.

4. Собственно деятельность провинциальных музеев в силу персонификации, социокультурной концентрированности, личностно ориентированных коммуникаций преобразуется в самостоятельное явление со

18 специфическими процессами, направлениями, местом в определении экологии культурного пространства региона. АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Концептуальные положения и дискуссионные вопросы работы были представлены в процессе чтения лекционных курсов по музейному делу; в серии выступлений автора на международных (г. Тула 1997 г., г. Тамбов 1999,

2000 гг.), всероссийских (г. Калуга 2000 г.), областных (г. Тамбов 1997, 2000 гг.), вузовских (г. Тамбов 1997, 2000 гг.), межвузовских (г. Алматы-Уральск 1997 г., г. Тамбов 1999, 2000 гг.), региональных конференциях (г. Тамбов 2000,

2001 гг.).

По теме диссертации имеется восемнадцать публикаций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Музей в социокультурной динамике провинции XIX-XX вв."

ВЫВОДЫ.

Анализ работы музеев Тамбовской области на современном этапе позволяет установить динамику музейной сети и социальных функций в регионе, определить место музея в культурной жизни региона, наметив некоторые перспективы работы.

Во второй половине 1990-х гг. тамбовские музеи столкнулись с проблемами, которые накопились в предыдущие десятилетия и были связаны с экономическими и политическими преобразованиями в стране. Главными задачами было решение вопросов финансирования музеев в новых экономических условиях, определение приоритетных социальных функций музея в новых политических условиях. Экономические сложности в значительной степени отразились на всех видах музейной работы, а также привели к значительному сокращению численности общественных музеев. Усилившаяся конкуренция со стороны средств массовой информации и электронной техники ослабляла значение музея как научно-просветительского учреждения. Необходим был пересмотр доминирующих социальных функций.

Со второй половины 1990-х гг. происходит адаптация тамбовских музеев к новым политическим и экономическим условиям в стране, вырисовываются контуры нового социального значения музея в культурной жизни региона. В целом удалось избежать сокращения государственной музейной сети, сохранить музейный фонд и кадровый состав музеев. В целях решения экономических вопросов устанавливались контакты с местными органами власти и предприятиями. Преобразовываются социальные функции музеев. Вместо идейно-воспитательного учреждения музеи постепенно становятся институтами коммуникации. Сотрудники музеев осваивают музейный маркетинг. Постепенно повышается значимость музеев как научно-исследовательских и научно-просветительских учреждений. Большее внимание уделяется краеведческим изысканиям и проведению новых нетрадиционных мероприятий. Изложенные факты свидетельствуют о восстановлении музеями своего значения, во многом утерянного за годы Советской власти.

Но не следует останавливаться на достигнутом. Предстоит решение экономических вопросов и развитие интеграции музеев с научными, образовательными и культурными учреждениями. С целью решения имеющихся вопросов необходимы дальнейшая активизация музейного маркетинга, развитие научно-исследовательской и научно-просветительской работ, интеграция деятельности музея с другими научными, образовательными и культурными учреждениями города, области и страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Поводя итог исследованию деятельности тамбовских музеев, следует отметить, что они в своем развитии прошли несколько периодов, в процессе которых менялись роль и значение музеев в культурной жизни региона.

Первый период определяется границами - первая половина XIX в.-1917 г. В рамках периода следует выделить два этапа. На первом этапе, в первой половине XIX в., создаются предпосылки для формирования музеев, а также образовываются первые музейные формирования. К числу предпосылок следует отнести общее экономическое и культурное преобразование страны и региона, появление музеев и развитие частного коллекционирования в столицах России. Одновременно на этом этапе развивается частное собирательство, а впоследствии и частное коллекционирование, непосредственно в Тамбовской губернии. Значительный пласт культурных ценностей концентрируется в религиозных, образовательных и ряде государственных учреждений. Создаются местные учреждения, в компетенции которых входило изучение экономики и истории края. Ряд местных администраторов способствовал проведению выставок. В результате проводятся сельскохозяйственные и кустарные выставки, создаются кабинеты-музеи.

Первые музейные формирования выполняли функции хранилищ раритетных, курьезных, художественных предметов, являлись объектом научного исследования, но в широкой экспозиционно-выставочной и научно-просветительной работе не использовались. Единичен опыт использования музейных предметов в учебном процессе. В целом музеи находились еще в стадии поиска своих социальных функций и определения места и роли в культурной жизни региона.

Государственные органы, как центральные, так и местные, уделяли внимание только музеям и выставкам, которые способствовали развитию экономики региона. Такие музейные формирования и выставки создавались Тамбовской палатой государственных имуществ и Тамбовским губернским статистическим комитетом. Ценности культурного и исторического характера оставались вне поля зрения властных структур.

На втором этапе, во второй половине XIX-нач. XX вв., начинается институализация музеев в Тамбовской губернии, за ними закрепляются определенные социальные функции, музеи занимают свое место в культурной жизни региона. Музеи возникают при ряде учреждений: при государственных и образовательных заведениях, в Тамбовской епархии. Но больше всего музеев создается при общественных организациях. Эффективность работы музеев во многом определялась их материальными возможностями. В лучшем положении находились музеи системы народного просвещения, поскольку на их деятельность выделялись средства из местного бюджета.

По характеру фондов и специфике работы музеи делились на две группы. Музеи первый группы занимались изучением истории, культуры, природы родного края. Это музеи научных и научно-просветительных общественных организаций. В данных музеях концентрировался значительный пласт историко-культурных ценностей. Материалы музеев являлись объектом научного исследования. Был накоплен опыт научно-фондовой работы, большинство предметов было атрибутировано, издавались каталоги по музейным фондам. Но большой популярностью музеи среди населения не пользовались. Об этом свидетельствует посещаемость музеев, она редко превышала три тысячи в год. Сказывался ограниченный репертуар научно-просветительной работы. Музеи данной группы не получали официальной государственной поддержки, но государство и не препятствовало их работе. Содержались музеи за счет средств общественных организаций или частных пожертвований.

Вторая группа музеев выполняла прикладные задачи - содействовала внедрению в жизнь передовых методов ведения сельского хозяйства и педагогического опыта. К их числу относились музеи и выставки экономических обществ, государственных структур и учебных заведений. Эти музеи находились в лучшем материальном положении. Центральные и местные органы власти выделяли средства на их деятельность. В начале XX в. экономические общества провели ряд выставок, которые привлекли широкие слои общественности, но стационарные экспозиции были также малопосещаемыми.

Более распространена была выставочная деятельность, нежели создание стационарных музейных выставок. Сами музеи и музейные экспозиции увеличивались, как правило, в количественном отношении, но не в качественном содержании. В уставах почти всех общественных организаций имелся пункт, предусматривавший создание музея. Следовательно, можно говорить об экстенсивном развитии музеев в губернии. Как бы развивалось музейное движение, если бы не наступил 1917 г. - продолжался бы только количественный рост музеев, или произошел бы их качественный скачок и удалось бы приобщить к музею более широкие слои населения - говорить весьма затруднительно. Использование методов прогнозирования музейной сети позволяет предположить, что продолжилось бы экстенсивное развитие музеев.

В целом четкой государственной политики и концепции в развитии местных музеев не было. Музеи создавались и развивались самостоятельно, главным образом по инициативе отдельных личностей, что вызывало много сложностей в их работе. Особенно остро стояла проблема сохранения историко-культурных ценностей, поскольку не было законов определяющих их юридический статус.

Второй период связан с Советским временем - 1917-сер. 1980-х гг. и состоит из трех этапов. На первом этапе - 1917-30-е гг., происходит ряд позитивных изменений, воплощаются в жизнь многие стремления дореволюционных музейных деятелей, создаются местные органы управления музеями и охраны памятников, в значительной степени расширяется музейная сеть региона. Активно развивается научно-исследовательская работа, преимущественно в краеведческом направлении. Музеи являются важными научными центрами по изучению региона. Сотрудники музеев развивают научно-просветительную работу, особенно по отношению к образовательным учреждениям. Значительно увеличивается посещаемость музеев. Продолжается обслуживание школ наглядными пособиями.т

Одновременно начинается идеологизация музейной работы и сдерживание музейной инициативы. Вся деятельность музеев становится под контроль государственных и партийных органов. С 1923-24 гг. происходит уменьшение ассигнований на музейную работу и начинается сокращение музейной сети. Полностью прекращается выставочная деятельность прикладного характера. Данные обстоятельства приводят к потере значимости музеев в культурной жизни региона. Сводится к минимуму взаимодействия музея и школы. В итоге, немногим более чем за десять лет, музеи превращаются во второстепенные организации, имеющие формальное значение в научной и культурной жизни региона.

На втором этапе - 1930-нач. 1950-х гг. - происходит серьезная трансформация музеев Тамбовской области. Работа музейных сотрудников строго регламентируется, значительно сокращается численность музеев, а сами музеи превращаются в культпросветкомбинаты. С 1930 по 1950-е гг. в области работает только четыре музея краеведческого профиля. В фондовой и экспозиционно-выставочной работе используются научно-вспомогательные материалы общего характера. Научные исследования музейных работников не носят систематический характер. Особенно тяжело на музеях отразилась Великая Отечественная война. Во время консервации фондов, погибло большое количество ценнейших материалов. Однако именно в годы войны начинается постепенное оживление музейной работы. Но ее развитию, как в годы войны, так и в послевоенное десятилетие препятствовало отсутствие средств и идеологический диктат. В результате этих изменений лишь только к концу 40-х гг. создаются предпосылки для интенсификации музейной работы и повышения их значимости как учреждений науки и культуры.

С середины 1950-х гг. начинается постепенная активизация музейной жизни. Значительно увеличивается численность государственных музеев, создается филиальная сеть, активно происходит создание сети общественных музеев. В музейной работе происходит возвращение к использованию подлинных материалов краеведческого характера. Активизируется научно-исследовательская и научно-просветительская деятельность. Музеи сотрудничают со многими центральными и местными научными учреждениями. Результатом совместных исследований были конференции и публикации по проблемам музееведения, охраны памятников, краеведения. Значительна посещаемость музеев. Музеи стали одним из важнейших культурных центров региона. Большой опыт был накоплен во взаимодействии школы и музея.

Однако деятельность музеев во многом сдерживается идеологическими органами, что сказывается на всех видах музейной деятельности. Усиливается конкуренция со стороны средств массовой информации и электронной техники, а сами музеи не всегда учитывали потребности посетителя. Не систематизируется и не обобщается опыт работы с населением, особенно с подрастающим поколением, не было разработано программ по музейной педагогике. Данные обстоятельства не могли не отразиться отрицательным образом на музейной работе.

В результате в Советский период сформировалось двоякое положение региональных музеев. С одной стороны, они - научные учреждения -хранители социальной информации, с другой - орудие политики.

Отчетливо прослеживаются некоторые аналогии с развитием музеев до 1917 г. В числе главных сходств - экстенсивное развитие музеев. Они увеличивались количественно, но не качественно. К сожалению, музеи так и не стали достоянием общества. Только если до революции в музеях были заинтересованы лишь представители общественности, то в советский период музеи находились под полным контролем государства.

Третий период относится к современному времени - середина 1980-х по сегодняшний день. Накопленные проблемы в развитии тамбовских музеев, а также экономические и политические преобразования в стране вызвали ряд сложностей в работе Тамбовских музеев. Государственные музеи оказались в сложном материальном положении. Необходимо было искать новые формы и методы работы с населением, а главное, сформулировать новые социальные функции региональных музеев. Негативно сказалось на музейной работе вынужденное освобождение музеями культовых зданий, которое повсеместно проводилось поспешно и с нарушением соответствующих указов. Не удалось избежать значительного сокращения количества общественных музеев.

С середины 1990 гг. начинается приспособление музеев к современным условиям. Решаются вопросы экономического характера. Музеи восстанавливают значение научно-исследовательских учреждений, особенно по краеведческой тематике и проблемам охраны памятников, показателем являются публикации результатов исследовательской деятельности и научные конференции. Расширяется репертуар научно-просветительной работы. Большое внимание уделяется интеграции музеев

167 и школы, С этой целью разработан ряд авторских программ. Планируется организация новых государственных музеев, ведется восстановление сети общественных музеев.

Однако много проблем остается не решенными. В числе главных является укрепление материально-технической базы музеев, создание и выполнение правовой базы для общественных музеев, сохранение внемузейных памятников, развитие системы научно-методической помощи сотрудникам музеев.

Для решения намеченных проблем необходимы совместные усилия руководства государства и области в сфере образования и культуры, сотрудников музеев, научных работников и всей заинтересованной общественности. Для оптимального планирования культурной политики и музейного проектирования в региональном аспекте целесообразно продолжать исследования вопросов, связанных с развитием музеев в провинции. Перспективным является анализ опыта взаимодействия музея и школы в исторической ретроспективе и на современном этапе (музейная педагогика), исследование общественных потребностей в музейной работе, вопросы музейного менеджмента и маркетинга, проведение планомерных социологических замеров, экспериментальных «пилотных» программ, маркетинговых компаний, мониторинга музеев и внемузейных памятников, внедрение рекламных технологий.

 

Список научной литературыМахрачев, Сергей Федорович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ИНСТРУКЦИИ.

2. В помощь работнику музея: Законы, распоряжения, разъяснения по музейному строительству / Сост. А. Гипенсон. М., 1936. 64 с.

3. Декреты Советской власти. Т. 8. Апрель-май 1920. М., 1976. 444 с. Декреты и инструкции об учете и охране памятников искусства, старины и природы. М., 1924. 29 с.

4. Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы. Т. I. Ч. I. 1917-1920 гг. / Сост. Л.И. Давыдова и др. М., 1983. 162 с.

5. О мерах по дальнейшему улучшению работы музеев в РСФСР: Постановление Совета министров РСФСР от 11 февр. 1983 г. № 77 // Собр. постановлений правительства РСФСР. 1983. № 5. С. 67-72.

6. Охрана памятников истории и культуры. Сб. документов. М., 1973. 191с.

7. Сборник документов по музейному делу. 1964-1984 / Сост. B.C. Евстигнеев, К.М. Газалова. М., 1987. 76 с.

8. Сборник постановлений по музейному строительству РСФСР. 19311934 гг. М., 1934. 65 с.

9. СТАТИСТИЧЕСКИЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

10. Каталог школьных музеев Тамбовской области / Сост. Л.М. Фомина. Тамбов, 2000. 71 с.

11. Культурное строительство в СССР: Статистический сб. М., 1940. 178 с.

12. Культурное строительство в СССР: Статистический сб. М., 1956. 333 с.

13. Культурное строительство в СССР: Статистический сб. М., 1959. 287 с.

14. Культурное строительство в Тамбовской губернии 1918-1928 гг. Сб. документов и материалов. Воронеж, 1982. 208 с.

15. Народное хозяйство Тамбовской области за 70 лет. Тамбов, 1987. 188 с.

16. Народное хозяйство Тамбовской области (статистический сборник). -Воронеж, 1961. 250 с.

17. Музейное дело: организация, управление, кадры. Библиографический указатель отечественной и зарубежной литературы. М., 1991. 78 с.1. НАУЧНЫЕ СТАТЬИ.

18. Алленова В.А. И.И. Дубасов Первый председатель Тамбовской ученой архивной комиссии // Краевед земли Тамбовской. Тамбов, 1995. с. 9-18.

19. Анощенко И.А. Музеи СССР: итоги и перспективы // Музейное дело в СССР. 1977. С. 50-67.

20. Бабайцева Н.Б. Музей исследовательский центр по краеведению // Наш край тамбовский. Мат. к обл. науч. конф. Краеведов. Тамбов, 1989. С. 142-145.

21. Бабайцева Н.Б. Письменные источники периода установления Советской власти и гражданской войны из фондов музеев области // Вопросы истории и краеведения Тамбовской области. Тез. докл. Уварово, 1982. С. 18-20.

22. Броудо А. Музей истории в педучилище //Народное образование. 1961. № 5. С. 37-38.

23. Гарданов В.К., Кононов Ю.В. Музейное строительство в РСФСР (19171920 гг.) // Вопросы истории. 1955. № 4. С. 117-123.

24. Грабарь И.Э. О музейной политике в государственном масштабе // Грабарь И.Э. О древерусском искусстве. М., 1986. С. 269-271.

25. Дукельский В.Ю. Музеи центра РСФСР как явление культуры // Музейное дело в СССР. Сб.науч.тр. / ЦМР СССР. М., 1985. С. 39-49.

26. Евгенов В. Очерк десятилетней деятельности Общества по устройству народных чтений в г. Тамбове Тамбовской губернии в связи с историей его образования// Сборник-календарь на 1903 г. Тамбов, 1903. С. 210-234.

27. Евтихиева Л.Ю., Махрачев С.Ф. Концепция создания учебного кабинета-музея археологии и этнолингвистики // Культурная жизнь Тамбовского края. Тамбов, 1995. С. 75-78.

28. Завадская О.С. Воспитываем историей // Областные педагогические чтения по краеведению: Сборник докладов. Тамбов, 1998. С. 38-40.

29. Закс А.Б. Всероссийский музейный съезд // Вопросы истории. 1980. № 12. С. 164-167.

30. Закс А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР // Музееведение. Музеи мира. М., 1991. С. 51-65.

31. Закс А.Б. Источники по истории музейного дела в СССР (1917-1941) // Очерки истории музейного дела в СССР. Вып. 6. М., 1968. С. 45-48.

32. Закс А.Б. Музеи исторического профиля в 1917-1934 гг. // История СССР. 1962. № 5. С. 163-170.

33. Закс А.Б. Областные музейные конференции в РСФСР. 1926-1927 гг. (по материалам ОПИ ГИМ) // Археологический ежегодник за 1980 г. М., 1981.С. 89-123.

34. Закс А.Б. Первая Всероссийская музейная конференция // Музейное дело в СССР. М., 1979. С. 136-143.

35. Заруцкий Б.А. Инициатор школьного музейного дела А.И. Новиков // Край наш Тамбовский. Мат. к обл. науч.-практ. конф. краеведов. Тамбов, 1989. С. 145-148.

36. Зелдин Т. Социальная история как история всеобъемлющая // Полетаев А.В. (ред.) Теория и история экономических и социальных институтов. М., 1993. Вып. 1.С. 154-162.

37. Зидер Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» // Полетаев А.В. (ред.) Теория и история экономических и социальных институтов. М., 1993. С. 163-181.

38. Канищев В.В. Тамбовская интеллигенция в XIX-в начале XX вв. // Очерки истории культуры Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 46-66.

39. Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII-XX в.) // Музей и власть Ч. I. М., 1991. С. 95.

40. Клеменц Д.А. Местные музеи и их значение в провинциальной жизни // Сибирский сборник. Вып. 2. Иркутск, 1892. С. 1-35.

41. Козлова В.В. Русский портрет XVIII-первой четверти XIX веков из собрания А.К. Болдырева // Воронцовы два века в истории России. Труды Воронцовского общества. Вып. 4. Петушки, 1999. С. 35-46.

42. Комягина Е.В. Прошлое села Воронцовки (от основания до начала XX века) // Воронцовы два века в истории России. Труды Воронцовского общества. Вып. 4. Петушки, 1999. С.47-52.

43. Кошман Л. Культурная среда провинции // Русская провинция. Культура XVIII-XX вв. М., 1992. С. 23-28.

44. Краткий обзор музейного собрания Тамбовской области // Принципы и структура сводного каталога музейного фонда СССР. Сб.науч.тр. М., 1982. С. 123-139.

45. Курлат Ф.Л. Централизация музеев // Культурно-просветительная работа. 1980. № 8. С. 30-32.

46. Лихачев И.Ф. Об устройстве провинциальных музее и основании Общества охраны национальных памятников // Труды VII археологического съезда. М., 1891. С. 337-356.

47. Малицкий Г.Л. Музейное строительство в России к моменту Октябрьской революции // Научный работник. 1926. № 2. С. 42-57.

48. Махрачев С.Ф., Попович Е.В. Из опыта проектирования учебного кабинета-музея II Материалы конференции молодых ученых. Тез. докл. Тамбов, 1997. С. 152- 153.

49. Махрачев С.Ф., Попович Е.В. Перспективы использования музейной педагогики в вузах страны // Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе. Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. Тула, 1997. С. 48- 49.

50. Махрачев С.Ф. Задачи изучения музейного дела в провинции II V Державинские чтения. Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Тамбов, 2000. С. 20.

51. Махрачев С.Ф. Из истории Музея ткачества и текстильной промышленности г. Рассказово // Сборник научных трудов Тамбовского областного краеведческого музея. Вып. 1. Тамбов, 2001. С. 38-47.

52. Махрачев С.Ф. Источники по истории музейного дела в Тамбовском крае // V Державинские чтения. Материалы научной конференции молодых ученых. Тамбов, 2000. С. 18-19.

53. Махрачев С.Ф. Книга, как письменный источник в музейной практике Античного мира // Вузовский комплекс: профессионализм педагога всистеме культуры и образования. Мат. межвуз. науч. конф. Ч. II. Алматы-Уральск, 1997. С. 64.

54. Махрачев С.Ф. Коллекции книг Дома-музея Г. В. Чичерина // Тамбовские хроники. Историко-краеведческий бюллетень № 4-5. Тамбов, 1997. С. 33.

55. Махрачев С.Ф. Музей воинов-интернационалистов имени Владимира Семенова центр военно-патриотического воспитания учащихся СОШ № 34 г. Тамбова // Каталог школьных музеев Тамбовской области. Тамбов, 2000. С. 7-10.

56. Махрачев С.Ф. Научно-просветительская работа школьных музеев (на примере военно-исторического музея «Защитники г. Ленинграда — наши земляки» школы № 9 г. Тамбова) // Областные педагогические чтения по краеведению. Тамбов, 2000. С. 35-37.

57. Махрачев С.Ф. Некоторые аспекты книги как музейного предмета // Материалы конференции молодых ученых. Тез. докл. Тамбов, 1997. С. 49.

58. Махрачев С.Ф. Общественные музеи в сельской местности (на материале музеев Бондарского района Тамбовской области) // Культура Российской провинции: век XX-XXI веку. Калуга, 2000. С. 112-114.

59. Махрачев С.Ф. Перспективы разработки программы «Музей окно в историю родного края» // Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края. Мат. обл. науч.-практ. конф. Тамбов, 1997. С. 66-68.

60. Махрачев С.Ф. Письменные источники периода Великой отечественной войны в фондах Тамбовского областного краеведческого музея // Война и общество. Мат. междунар. конф. Тамбов, 1999. С. 88-89.

61. Машковцев Н.Г. Принципы музейного строительства // Художественная жизнь. 1920. № 4-5. С. 23-33.

62. Мизис Ю.А. Н.И. Дубасов (биографический очерк) // Краевед земли Тамбовской. Тамбов, 1995. С. 5-9.

63. Мизис Ю.А. Монастыри Тамбовского края и духовная жизнь провинции // Очерки истории культуры Тамбовского края. Тамбов. 1993. С. 9-20.

64. Мизис Ю.А. Ученая архивная комиссия в культурной жизни Тамбова // Русская провинция. Культура XVIII-XX вв. Сб. статей. М., С. 76-79.

65. Мисник В.К. Роль (Тамбовского) областного краеведческого музея в практической подготовке студентов исторического факультета (ТГПИ) // Вопросы исторического краеведения Тамбовской области. Тез. докл. Тамбов, 1980. С.45-47.

66. Мисник В.К. Школьные музеи Тамбовщины // Источниковедческие работы. Вып. 2. Тамбов, 1971. С. 148-163.

67. Михайлов В. Рождение музея // Тамб. правда. 1 июля 1987.

68. Моисеев Н.Б. Археологически коллекции Тамбовского областного краеведческого музея // Тамбовские хроники: Ист,- краевед. Бюллетень. Тамбов, 1996. № 2. С. 20-21.

69. Ноздрюхина В.И. Культурно-просветительная работа в рамках школьного движения «мое отечество» // Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края. Мат. обл. науч.-практ. конф. Тамбов, 1997. С. 68-70.

70. Попова Т.Б. археологические коллекции Моршанского краеведческого музея // Советская археология. 1962. № 4. С. 210-214.

71. Равикович Д.А. Музеи местного края во второй половине Х1Х-начала XX вв. (1862-1917) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2. С. 145-299.

72. Равикович Д.А. Музейные деятели и коллекционеры в России XVIII-начала XX в. // Музееведение. Концептуальные проблемы музейной энциклопедии. М., 1990. С. 13-29.

73. Размустова Т.О. Губернские ученые архивные комиссии и изучение памятников археологии в дореволюционной России // Вопросы охраны ииспользования памятников истории и культуры. Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1990. С. 89-105.

74. Размустова Т.О. Обращение к истокам российского краеведения // Музееведение. Концептуальные проблемы музейной энциклопедии. М., 1990. С. 30-39.

75. Расмустова Т.О. «Провинциальные академии наук» // Русская провинция. Культура XVIII-XX вв. Сб. статей. М., 1992. С. 73-75.

76. Ростиславская JL Хранители истории отчего края // Тамб. правда. 23 дек. 1979.

77. Силин В.Ф. Музеи Тамбовской губернии и их современное состояние // Известия Тамбовского общества изучения природы и культуры местного края. № 1. Тамбов, 1925. С. 29-30.

78. Сперанский К.П. О архиве Боратынских // Известия Тамбовского общества изучения природы и культуры. № 1. Тамбов, 1925. с. 14-15.

79. Сундиева А.А. История музейного дела как концепция и метод // Музееведение. Концептуальные проблемы музейной энциклопедии. М., 1990. С. 5-12.

80. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР. М., 1992. С. 61-90.

81. Туманова А.С., Туманова С.В. Общественная жизнь Тамбова в начале XX века // Очерки истории культуры Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 105-119.

82. Туманов В.Е. Общественные музеи // Музейное дело в СССР. М., 1985. С. 143-151.

83. Тамбовского края. Мат. обл. науч.- практ. конф. Тамбов, 1997. С. 70-71.1. КНИГИ И БРОШЮРЫ.

84. Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской Епархии. Тамбов, 1911. 878 с.

85. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Новосибирск, 1998. 425 с.

86. Баратынский. Каталог предметов, хранящихся в музее, б./г. 61с.

87. Бердяев Н.А. О русской философии. М., 1991. 362с.

88. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.З. Время мира. М., 1992. 132 с.

89. Воейков Л.А. Сборник материалов для описания Тамбовской губернии. СПб., 1872.

90. Вопросы музейной работы: Сб. науч. тр. Вып. I. М., 1974. 112 с.

91. Воронцовы два века в истории России. Труды Воронцовского общества. Вып. 4. Петушки, 1999. 161 с.

92. Государственная музейная политика в России в XVIII-XX вв.: Учеб. пособие для аспирантов и студентов гуманитарных вузов. М., 1992. 76 с.

93. ДанилевскийН.Л. Избранные труды. М., 1960.342 с.

94. Дьяконов Опись предметам, хранящимся в Тамбовском историческом музее. Тамбов, 1889. 53 с.

95. Емельянова Н.Н. Дом-музей С.В. Рахманинова в Ивановке. Тамбов, 1984. 112 с.

96. Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера (Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за сто лет). Тамбов, 1977. 56 с.

97. Енисейский общественный музей. Отчет о деятельности. Красноярск, 1909. 76 с.

98. Заруцкий Б.А., Косенко П.П. Плакат «Школьные краеведческие музеи и уголки» (О музеях Тамбовской области). Тамбов, 1978. 12 с.

99. Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. М., 1987. 223 с.

100. Итс Р. Кунсткамера. Л., 1980. 135 с.

101. Каталог коллекций птиц и зверей Тамбовского областного краеведческого музея / Отв. за выпуск Л.Н. Ростиславская. Тамбов, 1977. 65 с.

102. Киреевский Н.В. избранные статьи. М., 1984. 235 с.

103. Краевед земли Тамбовской. Тамбов, 1995. 68 с.

104. Козлова В.М. Тамбовская областная картинная галерея. Русское искусство XVII начала XX века. Каталог. Вып. 1. Л., 1976. 16 с.

105. Культура российской провинции: век XX-XXI веку. Тез. докл. Калуга, 2000. 207 с.

106. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М., 1998. 295 с.

107. КученковаВ.А. Неизвестный Тамбов. Тамбов, 1993. 222 с.

108. КученковаВ.А. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992. 120 с.

109. Македонов Л.В. Николай Федорович Бунаков, его жизнь и деятельность. Биографический очерк. СПб., 1907. 44 с.

110. Материалы для библиографии Тамбовской губернии. Вып. 2. / Сост. А. Щеголев. Тамбов, 1901. 112 с.

111. Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамбовская область. М., 1978.211 с.

112. Миронов Б.И. Социальная история России периода империи (XVII-начало XX вв.). Т. 1. СПб., 1999. 549 е.; Т. 2. 567 с.

113. Михайлов В.И. Художники Тамбовского края. Л., 1976. 160 с.

114. Моисеев Н.Б. Археологические исследования в Тамбовском крае. Тамбов, 1999. 53 с.

115. Моршанский краеведческий музей. Художественный отдел: Обзор основных произведений живописи. Моршанск, 1964. 16 с.

116. Музееведение. Концептуальные проблемы музейной энциклопедии. М., 1990. 59 с.

117. Музеи системы народного образования Тамбовской области. Аннотированный каталог / Сост. Б.А. Заруцкий, В.Я. Назаренко, JI.M. Фомина. Тамбов, 1987. 44 с.

118. Музеи и новые технологии. На пути к музею XXI в. М., 1999. 212 с. Музеи мира. М., 1991. 338 с.

119. Музеи Москвы и музеология XX века. Тез. науч. конф. М., 1997. 106 с. Музей истории медицины. Путеводитель / Сост. П.М. Крылов, Я.И. Фарбер. Тамбов, 1989. 96 с.

120. Музей и власть. Ч. I. М., 1991. 323 с. Музей и власть. Ч И. М., 1991. 189 с.

121. Музей как центр научной и краеведческой работы на современном этапе: Материалы научно-практической конференции. Пермь, 1994. 189 с.

122. Музей народного образования Тамбовской области. Путеводитель. Тамбов, 1984. 57 с.

123. Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. Сб. науч. тр. / ЦЧР СССР. М., 1985. 233 с.

124. Нагуевский Д.И. Из жизни музеев. Казань, 1906. 34 с. На пути к музею XXI. Региональные проблемы развития музейного дела. М., 1990. 158 с.

125. Областные педагогические чтения по краеведению. Сб. выст. Тамбов, 2000. 64 с.

126. Опись предметам, хранимых в Тамбовском историческом музее, Тамбов, 1889. 55 с.

127. Очерки истории культуры Тамбовского края. Тамбов, 1993. 160 с. Очерки истории музейного дела в СССР: Труды / НИИ музееведения. Вып. 1-7. М., 1957, 1960, 1961, 1962, 1963, 1968, 1971.

128. Передвижной музей наглядных пособий имени Н.Ф. Бунакова при Тамбовской губернской земской управе. Тамбов, 1905. 22 С.

129. Песков A.M. Боратынский. М., 1990. 380 с.

130. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие. М., 1990. 87 с.

131. Пешков В.П. «Моя начальная любовь.»: Е.А. Боратынский в Маре. Воронеж, 1974. 136 с.

132. ПиксановНК. Областные культурные гнезда. M.-JL, 1928. 143 с.

133. Подвижной музей наглядных пособий им. Н.Ф. Бунакова при Тамбовской губернской земской управе. Тамбов, 1915. 184 с.

134. Покровский Н.А. Об образовательном значении музеев. По поводу открытия музея в городе Тамбове. Тамбов, 1880. 70 с.

135. Попов Н.В. Музей народного образования: Путеводитель. Тамбов 1984. 58 с.

136. Пряхин А.Д. Изучение историко-культурного наследия черноземного центра России. Воронеж, 1991. 11 с.

137. Равикович Д.А. Динамика социальных функций музеев различных профилей в современных условиях: Научные рекомендации для аспирантов. М., 1986. 56 с.

138. Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети (1917—1 полов. 60-х гг.): Научно-метод. рекоменд. М., 1988. 152 с.

139. Решетников Н.И. Музееведение. Курс лекций. М., 2000. 180 с.

140. Романов Н.И. Местные музеи и как их устраивать. М., 1919. 23 с.

141. Русская провинция. Культура XVIII-XX вв. Сб. статей. М., 1992. 136 с.

142. Саляхова Е., Рузаева В. Произведения русского и западноевропейского искусства из коллекций Б.Н. Чичерина в собрании Тамбовской областной картинной галереи: Каталог. Тамбов, 1990.46 с.

143. Саляхова Е. Тамбовская областная картинная галерея. Западноевропейское искусство. М., 1989. 21 с.

144. Сборник научных трудов тамбовского областного краеведческого музея. Тамбов, 2001. 163 с.

145. Список книг Дмитрия Васильевича Поленова и Леонида Александровича Войекова, пожертвованных городу Тамбову. СПб., 1893. 247 с.

146. Список наглядных пособий, имеющихся при Тамбовской губернской земской управе, с указанием статей для объяснительного чтения. Тамбов, 1903. 144 с.

147. Соловьев М.П. Алексей Владимирович Вышеславцев. СПб. 1890. 95 с.

148. Станюкович Т.В. Петровская кунсткамера. Л., 1953. 233 с.

149. Тамбовский областной краеведческий музей: Путеводитель / Сост. Л.Н. Ростиславская. Тамбов, 1973. 17 с.

150. Тамбовский областной краеведческий музей. Тематика экскурсий и лекций (в помощь школе). Отдел природы. Тамбов. 1986. 8 с.

151. Терминологические проблемы музееведения. М., 1986. 135 с.

152. Туманова А.С. Общественные организации города Тамбова на рубеже XIX-XX веков. Тамбов, 1999. 163 с.

153. Туристскими тропами Тамбовского края. Воронеж, 1987. 191 с.

154. Уварова П.С. Областные музеи. М., 1890. 34 с.

155. Фамильные портреты рода Боратынских. Из собраний Тамбовской областной картинной галереи и Тамбовского областного краеведческого музея / Сост. В. Козлова, Е. Романенко. Тамбов, 1999. 54 с.

156. Федоров Н.Ф. музей, его смысл и назначение // Музейное дело и охрана памятников. Вып. 3-4. 1992. С. 8-144.

157. Фролов А.И. Основатели Российских музеев: Учеб. пособие. М., 1991. 54 с.

158. Чаадаев П.Я. Философские письма. М. 1986. 176 с.

159. Шмит Ф.И. Исторические, этнографические и художественные музеи: Очерк истории музейного дела. Харьков, 1919. 76 с.

160. Щеголев В. Указатель к известиям ТГУАК с 1885 по 1905 год. Тамбов, 1905. 28

161. Юстова Е.И. Тамбов: Памятники архитетуры1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

162. ГАТО. Ф. 4. Канцелярия Тамбовского губернатора.

163. ГАТО. Ф. 725. Тамбовское по делам об обществах присутствие.

164. ГАТО. Ф. 161. Тамбовский губернский предводитель дворянства, Тамбовское губернское дворянское депутатское собрание.

165. ГАТО. Ф. 145. Тамбовская уездная земская управа.

166. ГАТО. Ф. 63. Тамбовский губернский статистический комитет.

167. ГАТО. Ф. 15. Тамбовская палата государственных имуществ, Управление земледелия и государственных имуществ Тамбовской губернии.

168. ГАТО. Ф. 51. Инспектор сельского хозяйства Тамбовской губернии.

169. ГАТО. Ф. 178. Тамбовская губернская ученая архивная комиссия.

170. ГАТО. Ф.105. Дирекция народных училищ Тамбовской губернии.

171. ГАТО. Ф. Р-1478. Тамбовский областной краеведческий музей.

172. ГАТО. Ф. Р-5087. Управление культуры исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов.

173. ГАТО. Ф. Р-1404. Отдел народного образования исполнительного комитета губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ГубОНО).

174. ГАТО. Ф. Р-1409. Отдел народного образования исполнительного комитета Тамбовского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (УОНО).199

175. ГАТО. Ф. Р-1405. Отдел народного образования исполнительного комитета Тамбовского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ОкрОНО).

176. ТОКМ. Ф. 17. Шахова Е.Н. (рожд. Черкасова). Воспоминание о Родине поэта Баратынского «Маре», Тамбовской обл., Кирсановского района, село «Вяжля». Рукопись. 1977. 17 с.

177. ТОКМ. Ф. 17. Шахова Е.Н. (рожд. Черкасова) Описание дома Баратынских к плану в «Маре». Рукопись. 1980. 15 с.