автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Музыкальная культура Туркменистана (1917—1940 гг.)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Чартыханов, Реджепнияз Нурлиевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ашгабад
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Музыкальная культура Туркменистана (1917—1940 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальная культура Туркменистана (1917—1940 гг.)"

3 ид

5 / т 1393

АКАДЕМИЯ НАУК ТУРКМЕНИСТАНА ИНСТИТУТ ИСТОРИИ им. III. БАТЫРОВА

На правах рукописи

ЧАРЫХАНОВ РЕДЖЕПНИЯЗ НУРЛИЕВИЧ

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТУРКМЕНИСТАН . (1917—1940 гг.)

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ашгабат — 1993

Работа выполнена в отделе истории культуры Института истории Академии наук Туркменистана.

Дурдыев Т. Д. — доктор исторических наук, профессор.

Ахмедова М. Э. — кандидат искусствоведения, доцент.

Официальные оппоненты:

1. Аннаклычев III. — доктор исторических наук, профессор

2. Калаев Р. — кандидат исторических наук.

Ведущая организация — Туркменский государственный университет им. Магтымгулы, кафедра истории Туркменистана.

Защита состоится ^ гл-е^Л в J" часов

на заседании специализированного совета защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Институте истории им. Ш. Батырова Академии наук Туркменистана (744000, г. Ашгабат-центр, ул. Гоголя, 15).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Академии наук Туркменистана (ул. Гоголя, 15).

Автореферат разослан исСеЛ_- 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

Научный руководитель:

Научный консультант:

кандидат исторических наук

Г. А. КАРАДЖАЕВА

Оба;ая характ еристика работы Актуальность темы исследования. Общественно-политическое развитие Туркменистана последних лет, проведшее под знаком приобретения им статуса самостоятельного государства со своими правами и обязанностями члена международного сообщества, наложило. • отпечаток на все аспекты и стороны жизни туркменского народа. При атом нельзя на сказать и о внутриполитической ситуации, реально складывающейся внутри бывшего СССР, которая также оказывает мощное воздействие на кулыуру, искусство, духовно-зстети- . ческие основы народной жизни. Меавдунациональные конфликты,переросши в открытую войну; зрыв национально-сепаратистских настроений в ряд» регионов страны со всей очевидностью показали, что длившийся более'полувека социальный эксперимент по формированию единой социальной обсртости средствами идеологического диктата и политического волюнтаризма, основанного на массовой дезинформации общественного мнения и искусственном приукрашивании реальной ситуации, не только не обеспечил выполнение реиекия национальной . культурной проблемы, а еще более усугубил веками накапливающиеся противоречия. . • •

Совераенно ясно, .что решающим условием разреиения волнующих,-челове- ?зт»о проблем может к должна стать культура, которая основывается к& уЕьдагота к национальным культурным ценностям, нравам, обычаям, нормам и формам художественного самовыражения и иным особенностям любого этноса, на признании вклада каждого народа в духовную культуру человечества. .

Однако в сложившейся ситуации мало констатировать особу» роль культуры и искусства. Необходимо изыскать.реальнее резерва,; найти конкретные механизмы преодоления сложившихся противоречий. , Одним из реваюцих условий такого рода является возвращение к национально-историческим рстокам, подлинно научное освещение • прошлого, его представление во всем богатстве .положительных и

негативных тенденций, ззоссозданио целостной картины даторкче-чо-культурной жизни Туркменистана.

В научно-исторической и культурологической деятельности сегодня ас всей полноте проявляются противоречивые и порою болезненные процесса поляризации взглядов на развитие даллонального искусства. В одних случаях - ото носит социально оправданный ха-ракг jp утверздек.я самобытности национальной культура, в других -приобретает оттенки политической спекуляции на национальных чуп-. стза£ людей и строится на раздувании национального эгокзка, национальной исключительности,.приводядхе к национальной розкй к вражде.

Преодоление этих ••егатввных явлений е научной сфере имеет особо "анное.значение ибо,ока «oses служить пропагандой кеярехо-дяа;-,н кадиояалько-культурннх ценностей.- ^льтура : искусство ннгегркруат в себе динамику общественных отчоиекий, остро реагировали и реагируют на сло&иие социальные явления и процессы.

Сегодня яереосмысышаек свое прошлое, свою историю,пыта-. емся ¡взвесить на весах истины ценность собатий к содеянного,взять из i х могущее служить градуцим. поколениям.

Исторические события по-особому высветили вопрос об от; шейк: к прошло^, к культурному наследи». Впервые за последние семь десят леткй пг>чоткрызаются масштабы потерь, понесенных культурой Туркменистана. Потери эти не всегда, можно представить в конкре-гно ррнмдх очертаниях, хотя кх также немало. Уходят кз обихода, из л-и^однеьной жизни туркмен шле к-уодвые праздники, обряды,обы-

¡:rp;j i растеряны традиции национального пения и кассового му-:«•• д р!>ан;*л ; приходите л заново возрождать даогне исксшо народные ;. •т-.длгая к промыслы ; малозЯ'бктиззм к^хадваш прнсбгцени.-з народа .:: п; •>;«ге;:екэ "О'л художественной культуре, •.

О-;.-- pswunio » йзссовом оЗцестиенноа ссзьан^н есй полое пропне " г.,-, что бг.ч по.тчокровклГ; асуоркчсской культурз.

мета? 0'ц?ь нравственно здорова: соц::альнн;; организм. С'-з - плетен?, цонсктируюдяй в целом культурнее усгс;; сб^естпа. ¿¿з кео нп мсхст успозно развивался худот.естеокнггй яр&цегс.

Составной частью зурямснсксй худояесгоеиной культур;:. ОТСЯ ¡.музыкальная культура. На гротяяен'Л.: веков с ;;ор:.г/.ровалааь богатая и самобытная туркменская'музыка, глуб::нн.\'е исто::;; :отэ-рой уходя!* в древние и средние зега, з творчество нагах дгсвЕ:тс лредеов. Самобытным у. плодотворном был путь становления ¡.гуз;::« Туркменистана, .'.[узыкальнсе искусство туркменского народа вырабо--талс своя художественные традиции, свои исполнительские законы к каноны, свои средства выразительности. Естественно, что Познани с этих процессов в ссзте созрзменнкх концепций представляется весьма перспективно': задачей истории культурологии и музыкознания.

Мезд' теь . анализ исторических и теоретических исследований, крупных монографий, специальных трудов позволяет говорить о том, что и хул ьтурно-муз икаль к ом наследии Туркменистана немало остается пройдем, "белых пятен", нет^жостей. СЬобе:шо эйг вопросы актуальны сегодня, когда а научный обиход, з практику возвращаются многие докумг",гты, явления, о которых рано а в силу-ело-'_ нж'лихся стереотипов мокно било говорить с определенны:: идеологических позиций, б грртевкэ, по существу неверно ставящей акцента в тех или иных событиях музыкальной истории. Этим страдает э немалой степени период с послереволэцконннх лет де-военной пора, когда в слозных исторических условиях прс входили музыкальные процессы. Период этот интересен и тем, что сегодня на мнота» его стороны можно взглянуть по новому, с учетом вновь вводим:"*, в оборот документов и архивных материалов.

Степень разработанности проблема. Проблемам музыкально-исторического наследия туркменского народа посвящено немало крупных монографических работ. При этт ъагно отмстить следатацуш

особенность в исследовательской историографии - туркменская музыка. долгое время изучалась в контексте всей музыкальной культу ри народов Средней Азии, ранее известной под названием Туркестан. К ним можно отнести труды Бартольда В.В.» Самойловича Н. А, Рыбакова С.Г., Жуковского C.B., Добровольского И.В., Эйхгор--на А.Пашино П.И.

После революции, в 20-е года начинается изучение туркменской музыки как специального предмета. Начало атому положили ведающиеся русские исследователи - музыковеды - историки В.Беляев и В.Успенский. Их фундаментальный двухтомный труд - "Туркменская музыка", увидевший свет в 1928 году /I том/ и дополненный затем рядом других публикаций этих авторов, явился основополагающим для последующих историков туркменской музыки.

Нельзя нё сказать, что и в последующем, различные исторические вопроси туркменской цузыки получили определенное освещение в трудах по'истории музыкальной культуры народов Средней Азии. Это касается прежде всего работ Абубакировой А., Аннанурс вой С., АСуковой Ф.А,, Вызго Т.С;, ГУревича В., Гуллыева Ш., Дурдыеэа "Г., Дкумалиева С.,Чертэева Д.,Ходжаку лиева К. и друга-исследователей. '

Исследования до' последнего времени в своей методологии опирались на марксистское учение о классах.•Классовый подход бия положен в основу построения всех национальных отношений, йкдиигая на первый план приоритеты классового характера перед яа^оиальнкчи. С подобных позиций рассматривалась проблема и в ¿^¡Ч.тоУ по истории музыкальной культуры Туркменистана.

;,îk<-часть исследований, внесоих определенный лчл:\д ? pas;4NÎCTxy проблем истории культуры, в большинстве сво-т п^ггг.т.гттег, тгод зуль^рно-мета^кзические. формулы: "расчет t» ofl*wH*ri «ачвУ и "национал!чая по форме и социалистическая а-;» г,.\"гг», «Ki'.y ¡гулу туре*, что не отраяало существующей сложнее-

ти этнокультурных процессов.

Благоприятная ситуация, сложившаяся в последние годы поз- ' воляет по новому выбрать методолоЛт историко-культурного исследования, котороо, в конечном счете, ставит задачу сохранения и возрождения национально-музыкальных традиций, их обогащение за счет исследования опита других народов, широкую про-, паганду исторических достижений музыки туркменского народа, раскрытия роли и места национальной культуры в духовных ценностях человечества.

Учитывая актуальность темы, которая не стала в такой плоскости и в таких хронологических рамках предметом специального исследования, диссертант поставил перед собой следующие цели и задачи;

- путем всестороннего анализа разнообразного фактического материала изучить историю музыкальной культуры советского Туркменистана в довоенный период.; , '

- рассмотреть исторические предпосылки и условия развития музыкальной культуры Туркменистана в указанный период; ■

- обосновать культурно-исторические особенности и обилие типологические закономерности развития музыкальной культуры в советском Туркменистане;

- проследить ксторико-музыкальные процессы и объективно оценить их ;

- определить пути- использования исторического опыта и сложившегося в этот период музыкального наследия для современности ;

- выявить основные жанры и вида в музыкальном творчестве, сыгравшие наиболее заметную роль в развитии исторических традиций ;

- показать роль государственных учреждений и структур, общественных организаций в развитии музыкальной культуры, деятельность местных органов власти по созданию необходимых материальных и

ггорческкх услорк!} ;

- проанализировать соци&льно-исгсричсскув ограниченность предпринт-юмпх мор, их подчиненность реаенио идеологических задач и проблем.

Научная нстгзна исследования состоит в том, что автор впервые на ойпирном фактологическом и теоретико-историческом материале попытался проследить процесс становления и развития музыкальной культуры советского Туркменистана в указанный период, раскрыть роль социально-политических, экономических условий в ее движении.

Пянимзние этого исторического ракурса, как правило, ограни« чиваетея хронологическим наложением художественных явлений на исторический процесс. В данной же работе предполагается более диалектично оценить это явление и, в частности, увязать воедино как бы несколько приходящих факторов.

Новиэнцй исследования является попытка широкого историко-кулыурологического подхода к становлению и развитию музыкальной культуры Туркменистана а условиях советского времени и тесная увязка ее с прошшм, с историческим культурным наследием' дооктябрьского периода.

Практическая значимость работы. Проведениеэ исследование позволяет использовать вывода и материалы при разработке региональных музыкально-просветительских программ, ориентировать на использование культу ¡лого и творческого потенциала наций как фактора укрепления ее духовно-нравственного потенциала.

Положения и выводы,диссертации мсгут быть импояьзованы при написании истории музыки Туркменистана, при составлении обобщающих трудов по истории.?4атеркая исследования может найти применение в лекционных и практических занятиях учебных, заведений культуры и искусства, системы повышения коагификал/и -л • ботников культуры.

¡{роме этого, диссертация ззодит в оборот больное количество новых материалов, что дчет возможность их использования для дальнейшей практической работы по реорганизации структур, занимающегося вопросам! управления музыкальной культуры, в~ей ее инфраструктурой жизнеобеспечения.

Источнкковая база. В процессе работы над диссертацией автору . анализировал болызой массив исторических исследований по обцей истории, истории культуры, истории музыки Туркменистана, изучил архивные материалы по избранной текатихе, имеющийся в ару;шах Туркменистана и других регионах. Многие архишше материалы введены в научный оборот впервые. Диссертант в процессе исследования также широко использовал материалы центральной, республиканской и областной периодической печати, в которых находили отражение различные стороны музыкальной жизни республики.

Апробация работы осуществлялась посредством общественного обсуждения публикаций автора, тщету пленяй диссертанта на республиканской конференции посвященной проблемам музыкального воепи -тания ; выступления на научно-практических конференциях Ашгабат -ской государственной консерватории, Туркменского государственного института культуры ; разработки спецкурса для системы повышения квалификации работников культуры. Диссертация обсувдена и реко -мендована к залете на заседании отдела истории культуры института истории им.Ш.Батырова Академии наук Туркменистана.

. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения, списка использованной литератур!! и фотокллюзт-раций.

Основное содержание работы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования,раскрывается степень изученности ее в истории и смежных науках, определяются цель, задачи, предмет, объект исследования.Зогаш -руются понятия о методологии, методике и организации научного поиска. Раскрываются теоретическая и практическая г-.'--

ты, ее достоверность, (юрки апробации.

3 перг.о:! главе "Историко-культурные предпосылки и факторы развития музыки а Туркменистане в послереволюционный период" . анализируются истоки ыуэь-кальноЛ культуры с древнейших времен до начала >7 века, раскрывается роль народа как главного хранителя у. творца музыки, прослеживаются социальные условия ее бытования и развития, подчеркивается особая роль культуры в формировании туркменского этноса.

Историпо-тесрегкческиЯ анализ, осуществленный в процессе ис-следозакия, I¡апрлчленный на выявление объективных е »нежностей и предпосылок |ор«ирования чуэыкальиой культуры в Туркменистане, позволил оценить состояние проблеш и привел к выводу о то«, что достигнутые результаты являвтся не столько решением проблеш, сколько представляют из себя основу к ней. В отих условиях перед

' у

нами встал& задача проанализировать состояние музыкальной практики как о бьтеи СССР, так к обобщить опыт ое организации в фрк-' ыенкстане в период 20-30-х го дои. . -

Подчеркивается, что ^зккаяыюя культура .Туркменистана на рубеже У.Гл-ХХ веков представляла.собой сложное даогосостазное явление, развитии которого были присущ специфические особенности :

I.) , '

во-первых, в иассе своей ода иытовала в архаической устно-поэти-.ческой форме 5 во-вторых, отсутствовали.профессиональные основы

9

музыкальной деятельности, не велась, подготовка соответствующих

£ ' " специалистов, не было профессиональных театров, хоров, оркестров ;

в-третьих, весьма значительные отличия существовали ыеяду цузы -калькой культурой городов и сельской местность»; в городах гастролировали многие артасты, известные иузьйалыше деятели из Ев -ропы и России, в деревне цузикальныЯ быт ограничивался традкцкон-нш исполнительством.

При этом, развитие »музыкальной культуры исследуется в кон -тексте соцкально-экономичерких условий, сложившихся в ТУркыенис •

я

тане к концу XIX зэка. С одной стороны патрлар-.-итьио-феодаль-нвй уклад с его предпочтительностью традиционных форм духовной жизни ; с другой стороны - все более активное зароздсние капитализма и связанное с ним - распмрякщееся влияние русской куль -туры, прежде всего профессионально музыкального искусства и начало формирования под его влиянием новых жанров искусства,ранее 1 л > г

не характерных для Туркменистана, в том числе зарождение поб -ственшх специализированных самодеятельных и полупрофессиональ-. них коллективов, действующ:« в основном в крупных городах и центрах. Они создавал:: по,аналогии с известным- . эролекскими жанрами и руководителями их, особенно на первых порах в большинстве своем были не туркмены. •

Нельзя на отметить, что можно отдельно говорить об особенностях развитая музыкальной культуры не только в плаче регас -нального среза, но и в городе, в селе. Город,в силу того, что его население составляло главным образом русоясычное нас ленке, оказался / .лее восприимчив к новшествам, прежде все^о ..дуя^м из Европы. Село, как менее подвижное.образование, тало устойчивой духовной ж:»эньюг основанной на традиционных системах музыкального мышления.

Следует отметить 'еще одну тенденг'п ' >го времь.л, которая св,_ана с организованными формами культурного досуга населения, проведением значительного одела массовых музы, ьных мероприятий в клубах, обществах, собраниях, на которых присутствовали и наиболее развитые представители местного аселения. Они представляются в определенном смысле езязуюл^м эвеном ыетсду традиционными формами бытования музыки и вновь принесенными в нее формами и жанра: м, в частности путе:.:" организации первых лг тель -ских музыкальных, театральных коллективов, : ачигелыгым ргз.шре-. ним присутствия русской музыки, европейских форч иуэадироулмкА* В Асхабад, Керв,: !^асноводск,пргеэжаги иг России драматичесха", *

ТО

оперные, опереттоодые, цирковые, эстрадныз коллективы. Здесь выстукали такие замечательные мастера русской сцена, как М. Дольский, Я.Яворская, Б.А.Горик-ГЪряинов, З.А.Дуров. В Асхабаде в 1851 году побывал в составе малороссийской труппы Ф.И.Салягош. Ла большом фактологическом материале покааывается, что ведущая роль г музыкальной тазни Туркменистана принадлежит Асхабаду.

]£ак вочкиа феномен, музыкальная туркменская культура диалектична по своей сущности, по своему внутреннему развитию , имезт исторически изнешдациеся форш., В то же время ей присущи , /ьаэсття устойчивость, традиционность, сохранение ранее приобретенного социально ценного опота, выразитзльных средств. Это дао? возможность, с одной сторон?/, достаточно точно судить о принадлежноегк язяе'-мй и образцов ¡музыкальной культуры к кок -нреткой эпохе, из редко и конкретному событию в хиэьч: общества, человека и, одновременно, тземстзенность в их развитии. Разви -тиз музыкальной культуры предстает как процесс постепенного накопления, фиксации, обогащения, отторжения', трансформации и г.л» ' в ней разнообразных, структур и элемеатоз. Как бы ш отличались , современные, образцы ¡.г/зккалыюй культуры .от того что им пред -шествовало, они.вкллаают,вчерашнее и современное, историческое лроылое и новое, . >•

■•," В диссертации предпринята попытка по-нэвому оценить события 191? года для музыкальной культуры Туркменистана. Сложившая-' ¿я ь исторической культурологии оценочная ситуация, согласно которой революция рассматривалась только как бла1 а для культурного развитие, сегодня.не может восприниматься безоговорочно. Стано г вятся все боле.з вадим-ди и деструктивные процессы в культуре, начало которым было положено революционными событиями. Это хорошо просматривается на примере туркменской культура, музыкальной культуры в частности.'

Революционные события в Туркменистане jrasjm свои особенное-

образующих и содержательно-эстетических элементов, приобщения ',, различных пластов народа к новым музыкальным реалиям, поставить ■ дело музыкального просвещения на подлинно массовые основы.Исторический спит отой деятельности могет быть оценен по-разному и возможно, более тонко дифференцированно, с учетом как принципиг ально ловых, фактологических данных, так и введения в оборот тех из них, что в силу различных политических и идеологических ' соображений исключались из оборота. Сегодня можно сделать еще ' один важшй шаг к. раскрытии реальной картк!ы музыкальной тлзни,' -ее потерях и находках, более тонко оценить роль, скажем, межна- ' ционального культурного взаимодействия и влияния, в первую' рче-. ; редь, русских :г азербайджанских традиций на.туркменскую музыку. В целом, в Туркменистан тех лет мощным потоком хлынуди различ- ■. ные новые культурные образования и культурные традиции, которые . получили прав., туркменского "гражданства". Естественно, этот мощный поток нес в себе и немало негативного, подминая лод себя ростки некоторых народны:: традиций. Оценить псе'ото с учетом • ■ реальных исторических фактов - представляется одной .из ватных -целей данной главы. В то Ее вреач оценочные подходы к музыкальной культуре тесно связаны с субъективным фактором, привнесен?;- ' ем в них ярких эмоциональных моментов, что нэ всегда приводит к объективности. Творчество композиторов, исполнителей, ксследова-' ■ ■ телзй всегда отражает время, конкрятно-истормческую среду и от- . тоге оно не только может "нравится - не нравится", но и оцениваться ¡тменно с позиции историзма, с зачетом ремени.

Новые формы организованного любительского музыкального ■ творчества, прототипы которых существовали в Туркменистане дооктябрьского периода, а затем, после революции были привнесены в массовом масштабе из России вместе с Красной Армией, художественной интеллигенцией получили не только права эстетического гражданства, но к бурнее разЕитиэ и распространение. Следует •

.18 . " оговорить, что.долгое время художественная самодеятельности, например, развивалась, в основном, в городах, крупных рабочих поселениях, воинских гарнизонах и только, примерно, с конца • 20-х,. начала 30-х годов все пире появлялась в сельской местности. Этому есть свои причины и объяснения, анализ которых безус-, ловно ваген. Связаны они в первую очередь с теми музыкальными традициями, коюрые сложились к началу 20-х годов в разных ре -гионах республики. Городские жители оказались более "подготог-ленными" к новым формам ¡музыкального творчества, легче воспринимали его каноны и требования.

Поэтому в сообщениях 20-х лет констатируется создание различных музыкальных коллективов, ансамблей, музыкально-драмати-чесгт кружков и студий, в основном, в городских клубах или при другие учреждениях.. "В клубе коммунаров шли спектакли русской,. азербайджанской и армянской трупп. При тег.тре были организованы хор и оркестр"^ или скажем "в ноябре 1918 года был создан первый рабочий клуб в Чардкоу. В :гем показывали кинофильмы, ставили спектакли и т.д. Большой размах получили х^зыкально-драмати -ч ие кружки. В Каахка, Кизил-Арвате, Теджене, Красноводске и других городах и районных центрах организуются русские крг '.та. "К сентябрю 1920 года в Закаспийской области насчитывалось пять-■дес-? драмкп'кков, двенадцать .цузыкальнйх и двадцать четыре хоревых самодеятельных коллектива11?. С 1921 года постепенно начинают организовываться драмкружки в национальных лтолах, интернатах и т.д. '

Постепенно художественная самодеятельность проникала и в ссдьскую местность, где при школах, других учреждениях создавать музигхаль'ные ансамбли из национальных инструментов, ставя -

I. '.'.с тог и. к народов СССР.Т.1.М. ,1970.0.96. .

Г;. ЦГЛ '^.Ср?,ф.31,са.Х,д.247,л.53. зГк^чи К.^ркюзнсхий театр Л. ,1564.С..12;

лись пьесы. При этом нужно отметать, что в,работе среди дай -ханских масс использовались такие новые способы, как агитпоезда. В начале ноября 1919 года в Туркмению приезжал'из Ташкента агат-поезд "Красны;* Восток". Руководил работой, агитпоезда известный . на Востоке общественный и культурный деятель, просветитель Хац-за Хаким Заде Ниязи. Особенно активно проводилась' работа по создании различных художественных начинаний среди населения, по культурному обслуживанию?

Важной чертой нарождавшихся любительских коллективов было

I •

то, что большинство <иэ них не имело ярко выраженной жанровой

принадлежности, а вклг; ю в себя разных по профили исполнителей-актеров, музыкантов, певцов. Каждый из них дополнял своим искусством коллег. Эти студии имели ярко выраженный национальный колорит»

Изложенное позволило сделать несколько важных выводов:

- зо-первых, они действительно явились качественно и количественно новым явлением в музыкальной гул муре народа, обусло-. вили "втягивание" в своп работу многих десятков тысяч людей всех возрастов и профессий, их'первичное музыкальное просвещение и воспитание; - ' '

- вг.-ьгорых5 первоначальный толчок, полученный организованными формами музыкальной самодеятельности от событий политической, духовной жизни, протекавших з Туркменистане, постепенно захватил всю территорию, создал богатую сеть учреждений культуры, кадры, методическое обеспечение и возродил национальные форм и жанры этой самодеятельности ;

- в-третьих, не все в процессе развития можно сегодня безоговорочно принять и расценивать как положительный фактор.Проис-

I. ЦГА ТССР,ф.1336,олЛ,д.54,л.49.

ходившее ъ тот период требует весьма взвешенной оценки, учета реальных историко-культурных условий, /в том числе ь развитии музыкальной культуры/ отсутствия национальных музыкальных кадров, КОМПОЗИТОРСКОЙ 1ЛНОЛК и т.д.

Тем не менее можно говорить, что а целом, организованные форш ь<узыкальной самодеятельности оказались жизненными и перспективными, получили широкий раз.мах.

Одним из основополагающих направлений становления и раз -витая туркменской советской музыки явилось творчество бах®'. -народных певцов - инструменталистов. Их искусство, насчитываю -цее несколько тысячелетий, вобрало в себя наиболее характерные национально-эстетические приметы музыкального творчества: связь с глубинными корневыми системами народной жизни и ее отражение, вариативность, постоянное обновление в различных вариантах , устность - передача от исполнителя к исполнителю и бытование в оральной форме, обязательное сочетание текста - пения с кузы -кальным сопровождением. Здесь нужно отметить, что в искусстве бахши существовало два потока - один из них связан с массовым исполнительством, то есть наиболее талантливые люди - дайхане, рабочие, чабаны - скотоводы в свободное время могли музициро -вать. Другой поток - это профессионализированный слой людей , такие выходцы из указанных социальных слоев, но для которых искусство бахии становилось ведуний или даже основным занятием. Это важно иметь ввиду. .

Исполнительское искусство музыкантов - дутаристов, гиджа-кистов, трЯдукистов - бахши представляет исключительный историко-культурный и художественный интерес. !1ногие из них не только подлинные виртуозы, выдающиеся мастера народного творчества, его посигсла, хранители к продолжатели. Их искусство отражает время, еегыткд, кэгкретно-исторкческуп окраску эпохи. Дучоке из них р^кй.-тся^е^у А-ралйгг народное и;ровоззрение, народную мораль

и эстетику, У. поэтому их иску;ство всегда современно.

Нельзя не сказать о развитии народно-любительского направления искусства бахзи в этот период. Несмотря на тесную органическую связь его с профессиональным исполнительством, оно развиралось по своим историческим законам, имело свои приметы и осо-.-бе!шости. Из его состава формировались-основные профессиональные силы: оркестр, ансамбли туркменских музыкальных инструментов, солисты-исполнители ; оно оставалось в лоне повседневного музициро-. вания. »

9 республике на местах проводились состязания мастеров бах- ' аи, которые по традицк»'. пользовались большим вниканием и ув^же -нием. Для руководства развитием любительского движения искусства бахши, оказания ему необходимой помощи, в 1937г. в Ашхабаде открылся Дом народного творчества, объединивший усилия разных организаций и ставзиЯ методическим центром.

Таким образом искусство бахаш развивалось не только в плане содержательном, исполнительском, но и техническом, инструментальном. Гвзусловно, не всё в этих поисках выдержало проверку временем, «югое оказалось антиисторически, не служцим обогащению •лиса, Например, многие появившиеся а 20-е годы песни бахай* ела-_ ¡¡"шге. .{«у-только на тексты шахиров под иззестнпе туркменские ме-зодаи, но и заимствовались без должной переработки мелодии рус- , • -тех, ио особенно азербайджанских, турецких, персидских песен. Это зля«кие на искусство бахай оказалось в меньшей степени, чем . .5 лр/гкх жанрах, однахо, его результаты должны учитываться впол-" »> определенно.

С-«»видно, сеговня однозначную оценку развитию искусства бах--м предложить до нескольким причинам. Не все документы

•■^л.-".»«. сильна стереотипы захваливающего подхода к явлениям г>г- -г.*м*ии, многие факты истории ждут еще своей интерпретации.

не все з этом искусстве поддается и ст/бо эстетической,

или исторической оценке. Требуется комплексный подход, учитывающий время. :

Бесспорны!.! является то, что уже первые шаги музыкального искусства бахыи Туркменистана в условиях советского времени дазот основания говорить, по крайней мере, о двух взаимосвязан- . ных тенденциях в его развитии: сохранение линии традиционного искусства бахпи, певцов-исполнителей, и начале формирования разнообразных жанров профессионального искусства. Появились профессиональные и любительские коллективы.

Искусство Сахши, оставаясь в лоне традиций в то же время не могло не отражать то новое, что принесла революция.Поэтому в его бытовании наблюдались новации, появлялись новые тексты, а они требовали нередко и новых художественно-выразительных средств. .

Одним из решающих факторов, способствовавших становлению и развитию музыкальной культуры в Туркменистане после октябрьского 'периода стало заложение основ системы подготовки специалистов в массовом порядке. - '

Без решения этой проблемы, очевидно, решить стоящие перед сферой музыкального искусства задачи было невозможно. Сущест -вухсцих специалистов - музыкантов было крайне мало и, как правило, приезжих, во-вторых,-на все они приняли происходящие перемены и стали на сторону революционного обновления республики ; в-третьих, не существовало ни одного специального учебного заведения, которое бы обучало музыке, не только европейской, ко -даже национальной.

Необходимость в специалистах возникла острая. Нужно было обеспечить квалифицированное руководство многими созданными кружками, веста хонцертно-просветительную. деятельность по про-.пагак^о достижений народной музыки и занятия . Для этой рабо-

ты привлекались наиболее подготовленные лица из числа любителей. На первых порах было взято за основу обучение наиболее талантливых кружковцев, любителей «музицирования в кружках и : кое-где специально созданных- студаях, школах. Создается ряд общедоступных скол, студий, курсов с отделениями драматического, балетного, музыкального искусства.

С 1930года главной кузницей квалифицированных музыкальных кадров для республики стал художественный техникум. Музыкальное отделение техникума, преобразованное через несколько лет в Туркменское государственное музыкальное училище явилось прочным фундаментом музыкального образования в республике.

В 1934/35 учебном году Художественный техникум был реорганизован в два самостоятельных учебных заведения - Туркменское музыкальное училище и Туркменское художественное училище.

3 рассматриваемый период были сделаны основополагающе шаги в заложении основ подготовки специалистов в музыкальном искусстве Туркменистана. Складывалась сеть начальных, средних специальных учебных заведений, в значительном числе велась подготовка музыкантов в учебных заведениях России, в первую очередь в Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Эти специалисты позволили развернуть массовую музыкально-просветительную я концертную деятельность, обеспечили формирование новых направлений, в музыкальном творчестве Туркменистана.

•В Заключении диссертации излагаются выводы, рекомендации по дальнейшему исследованию проблемы, а также рекомендации по использованию наработанного материала. В частности, отмечается, -.ю история туркменской музыкальной культуры предвоенных лет -зго динамичный и противоречивый процесс ее качественных эсте-"■:ч*е«сих 'л содержательно-формообразующих преобразований. В гор-•й'лв медных духовных возрожденческих процессов, которые стали

::аряхтерлы?ж для республик;' в :'.С-30-е годи, музыкальная культура играла огрсмсую роль. Сна была непосредственно включена 2 лроцосся:, являлась гх составной частью и способствовала их раоьер.кпакню, наталн.ч^цнн. Поото:«!у по туркменской кузкие зтого пер/ода .могно достаточно точно судать об общих историко-культурных преобразованиях, динамично осуществляющихся в рес -публпко. '„/зыка Туркменистана - плоть от плоти ее истории, зт:оно:.;икк, образа жзкк и климатических условий, кс.орне реально сложились па территории нынешнего Туркменистана на рубеже У1Х-ХХ веков, чобрала в себя удивительные приметы времени, исторических событий, судьбы людей.

Основное содержанке диссертации отражено в следующих публикациях:

1. "Сдувал туркменскую иконку первых послэревол-оцкоишх'.йет0. ж.Туркменистаном халк м-гарыфы.1991 II.С.76-78. ■

2. "Подготовка кадров музыкального искусства в Туркменистане в довоенный ¡¡ериод".

ж.Езвестия Академии наук Туркменистана .I992.JP 4.С.63-87.

3. "1$у&ккальные страницы в истории культуры дореволюционного Автобата".

ac.MKpiac.IS93.lP I.

4. "Становление Туркменского советского профессионального ыу-

/

зилакьчого искусства". ».Известия Академии наук Туркменистана. 19933./находится I печати/.

5."Проблемы становления туркменского советского щ аыкального искусства" I п.л.

Депонирована в СНИК Национальной библиотеки Туркменистана ¡Р 5334.