автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Натуралистический роман: поэтика жанра

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Вихорева, Надежда Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Натуралистический роман: поэтика жанра'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Вихорева, Надежда Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Роман и проблема жанрового канона.

ГЛАВА 2. Классический натуралистический роман.

§ 1. Особенности поэтики.

§ 2. Жанровое своеобразие романа Дж. Гиссинга "Дэмос": натуралистические стратегии сюжетосложения.

§ 3. Национальные варианты натуралистического романа.

ГЛАВА 3. Натуралистические тенденции в современном романе.

§ 1. Натуралистические тенденции в современном романе.

§ 2. Натуралистические тенденции в русской прозе XX века.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Натуралистический роман: поэтика жанра"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из сложных и дискуссионных проблем истории и теории романа является проблема механизмов жанрообразования, обеспечивающих эволюцию романных форм. Новый теоретический подход к решению данной проблемы исходит из того, что жанровая эволюция есть результат взаимодействия текста и контекста, что она обусловлена взаимоотношениями актуальных для романиста художественных задач и предшествующей литературной традиции, а также современной ему литературной ситуации. Таким образом, мы реализуем в диссертации системно-функциональный подход, позволяющий рассмотреть проблемы жанрообразования в широком синхронном и диахронном аспектах.

Развитие жанра романа подчинено ряду закономерностей: система перерождается благодаря "де-беллетризации", де-автоматизации формы. Романист, зная условную "модель" жанра, видит в какой-то момент, что структура склонна к "застыванию", тогда актуализируются элементы текста, разрушающие устаревшую форму и обновляющие, "оживляющие" и "осовременивающие" жанр романа, находящегося в контакте с незавершенной действительностью.

В работе описываются механизмы жанрообразования в сфере натуралистического романа, которые связаны с разрушением, инверсией и принципиальным переосмыслением старых романных форм, характерных для предшествующей литературной эпохи. Нами осмысляются данные механизмы в широком контексте литературы Х1Х-ХХ веков - как зарубежной, так и русской. Основываясь на теоретических положениях теории жанра и теории романа отечественных и западных специалистов, а также на современных историко-литературных и теоретических разработках, относящихся к литературному натурализму, мы предприняли попытку построения «рабочей» концепции романного жанра. Она же положена в основу анализа поэтики натуралистического романа в "классический" период. Выстраивая парадигму отличительных признаков последнего, мы обращаемся к современным модификациям жанра натуралистического романа и анализируем те трансформации, которые претерпевает литературный натурализм XX веке.

Новый взгляд на натурализм как один из факторов эволюции литературы (а не только как на художественную систему определенного исторического периода) представляет механизм, движущий прогрессом разных литературных направлений. Натурализм органичен для любой художественной парадигмы, проявляясь как кризис, с одной стороны, и как источник обновления, с другой. Натуралистическая поэтика является как бы маркирующим элементом переходных периодов в истории литературы.

Анализ механизмов перерождения жанра проведен в диссертации на материале натуралистического романа - явления, где данные механизмы выступают в наиболее явном и характерном виде. Интенсификация внутрижанровых процессов во второй половине XIX века ярче всего просматривается в поэтике, "выпадающей" из традиционной литературной нормы. Конфликт (он же контакт) прошлого с "не застывшим" настоящим обусловил становление принципиально иной поэтики. Система жанров, оформленная в поэтике натуралистического метода, порождает в литературе систему "минус-жанров" ("анти-жанров"), принципиально диалогичную по отношению к предшествующей литературной традиции. Оппозиция выстраивается на уровне структурных компонентов, представляющих канон романической формы.

Деавтоматизация" художественных форм затрагивает разные уровни художественной структуры. Инверсируются тематика и проблематика текстов, характерология, принципы сюжетосложения, организация хронотопа, происходят изменения в системе стиля, в языковом плане и т.д. Словом, происходит кардинальный слом в поэтике текста. Целью такого "разрушительного созидания" является отказ от "неестественности" в пользу "естества", то есть инверсия "обществоведения" в "природоведение", возвращение от "литературности" к "природе". Прояснить этот механизм лучше всего удается на самом "живом", подвижном жанре - романе, так как, будучи антропоцентричным по своей сути и открытым для иных жанров по форме, он более чуток, по сравнению с другими жанрами, к подвижкам в системе мышления, к актуальным проблемам литературы.

Таким образом, в диссертации решается ряд историко-литературных и теоретических проблем, связанных с исследованием типологических признаков жанра романа, определением понятия "классический" натуралистический роман, объяснением особенностей структуры и механизмов жанрообразования в рамках натурализма, исследованием динамики развития жанра натуралистического романа и др.

Изучение натуралистической поэтики - дело отнюдь не завершенное. Существующие работы литературоведов не исчерпывают вопросов, которые вызывает материал, и оставляют возможность обогащать существующую теорию натурализма, уточнять ее и в принципиальных моментах, и в частностях. Группа вопросов, связанных с историей натурализма, с поэтическими особенностями натурализма как парадигмы художественности, также разрешается в данной работе. Переоценка литературных явлений прошлого, происходящая в литературоведении последних десятилетий, заставляет по-новому взглянуть на натурализм (в том числе), где жанр романа занимал ведущее место. Проблема жанрообразования ставится и решается в рамках натуралистического романа, что раскрывает новые горизонты для литературоведов в исследовании романа как жанра и натурализма как творческого метода.

Наиболее уязвимым местом исследований натурализма был жанровый аспект. Данная работа призвана прояснить, каковы жанрово-методологические особенности натуралистического романа, вывести парадигму его отличительных признаков. Решение таких задач, как определение типологических жанровых черт романа, описание специфики жанровой парадигмы классического натуралистического романа, анализ натуралистической поэтики в литературе, удаленной от школы Золя в географическом и временном плане, позволило достичь поставленной цели и представить структуру и механизм "саморазрушения" жанра романа, осуществляемого натуралистической поэтикой.

В настоящем сочинении теоретические модели анализируются и проверяются на материале наиболее репрезентативных, на наш взгляд, текстов прошлого и настоящего веков. Поэтика натуралистического текста характеризуется не только взаимоотношением авторских и читательских конвенций. Существует ряд конкретных признаков, присущих исследуемому жанру, функционирующих в романической структуре отлично от текстов, созданных по законам иных творческих методов.

Таким образом, описав механизм динамического взаимодействия внутритекстовых и внетекстовых структур, мы прослеживаем причинно-следственные отношения между литературными и историческими факторами, прорисовываем генезис натурализма как творческого метода и романа как жанра. Натурализм в литературе, называемый "сдвигом", "выпадом" и т.д., оказывается не чем иным, как откликом на кризис в развитии общества, значит, и общественного сознания. Разрушение устоявшихся норм, крушение существующей художественной парадигмы, крах старых стилем и идеологем - такова основа натуралистической поэтики. Натурализм воплотил в себе силы, обновляющие литературу в целом, романический жанр в частности, но не усложняя, а упрощая, т.е. возвращаясь к природе, естественности жизни. Этим обусловлена специфика поэтики и периодической актуализации жанра натуралистического романа.

Натуралистический роман оформился как самостоятельный жанр, отвергнув традиции романтизма и реализма. Точнее, то, что было типическим в условиях эстетики предшествующего направления (бальзаковский роман), перестает быть таковым для натурализма. Классический натуралистический роман разрушил сти-лемы, стереотипные блоки, которые автоматизировались к последней трети XIX века, и предложил новые, хотя, в то же время, некоторые модели романтической и реалистической традиции работают в условиях нового метода, но по-другому (ме-тафоризм, символика, традиционно закрепленные за романтизмом).

Рамками "опрощения" определяются образы героя и мира, которые становятся редуцированными. Натурализм "усекает" их "сверху", оставляя в центе внимания доминантные признаки "человеческой особи". Тем не менее, образы остаются целостными (завершенными они не могут быть по определению жанра).

Характерное для поэтики изучаемого метода падение, разложение, распад выстраивает логику образа, развивающегося от нормы к патологии, смерти, гниению. Натуралистический роман не рассказывает историю героя - он показывает жизнь (точнее, ее "дно"), какова она есть, во всех неприглядных деталях, физиологических подробностях. Судьба организма, по большому счету - не история, а данность: рождение, равное по своей сути и значимости смерти. Герой замкнут на возвращение, движение вспять, поэтому хронотоп натуралистического романа можно назвать "возвратным" или "замкнутым", кольцевым. Герой находится в ограниченном пространстве, время дискретно. Модель мира, рисуемая наблюдателем (автор самоустраняется во имя точности воспроизведения фактов), детерминирована принципом наследственности, поэтому тотальное нездоровье человеческого рода очевидна.

Образы животных, традиционные для текстов иных литературных направлений, перерастают в зооморфные и энтоморфные тождества. Таким образом, образная система текста перерождается, обретая новый ракурс, новую глубину. Натуралистическая поэтика оказывается "агрессией" на существующую романную структуру, начинающую "застывать". Результатом чего становится эстетизация "внеэстетических" форм. Но ненормативна данная парадигма - лишь в логике романтической и реалистической эстетических систем. Антижанровые тенденции натуралистической поэтики разрушают, с одной стороны, устаревшие художественные системы, но дают импульс формированию новых. Доказательством этому служит механизм перерождения романной формы антижанровой натуралистической поэтикой. Более того, в XX веке золяистские традиции оформляют направление развития других эпических форм (повести, рассказы).

Примером столкновения с характерными средствами разрушения литературности, со средствами дискредитации жанрового канона предшествующей (советской) литературной эпохи служат повести и рассказы Т. Толстой и Л. Петрушевской. Сохраняя, с одной стороны, традиционные элементы формы, их тексты, в то же время, нарушают привычную логику жанра, инверсируя и дискре

212 дитируя классические принципы сюжетосложения. Агрессивные по отношению к соцреалистическим нормам тексты "других" прозаиков добиваются эффекта аутентичности, "нехудожественности" и неподготовленности повествования.

Следовательно, натуралистический роман - самостоятельный жанр, по сей день остающийся яркой страницей в истории литературы, он эволюционирует сам и участвует в формировании (ре-формировании) жанров. Поэтика исследуемого жанра во многом определяет движение внутри формы, оказывается актуальной для иных творческих методов.

 

Список научной литературыВихорева, Надежда Николаевна, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"

1. Специальная литература

2. Андреев Л.Г. Предисловие // М. Бютор "Изменение", А. Роб-Грийе "В лабиринте" и др. М., 1983.

3. Андреев Л.Г. Э.Золя // История зарубежной литературы конца XIX начала XX века. М., 1978.

4. Антонов С.П. Я читаю рассказ. М., 1973.

5. Балашова Т.В. Французский роман 60-х годов. Традиции и новаторство. М.,1965.

6. Барт Р. Школы Роб-Грийе не существует // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996.

7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

8. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

9. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929.

10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

11. Ю.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Литературно критические статьи. М., 1986.11 .Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

12. Белая Г.А. Система "Автор герой - читатель" как основа стилевой целостности литературного произведения // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.

13. З.Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Соч. 1,5, 10. М., 1953-56.

14. Белкин А. Чудесный зонтик. Об искусстве художественной детали у Чехова // Читая Достоевского и Чехова. М., 1973.

15. Барда С.И. К проблеме "Золя и импрессионисты". в кн: Типология соответствия литературы и изобразительного искусства. Киев. Одесса. 1975.

16. Берковский Н.Я. Чехов. От рассказов и повестей драматургии // Русская литература, 1965. №4.

17. Бернштейн И.А. Жанровая структура современного романа // Вопросы литературы. 1975. №2.

18. Боборыкин П.Д. Европейский роман в XIX столетии. СПб., 1900.

19. Брандес Г. Литература XIX века в ее главных течениях. СПб., 1848.

20. Вартанов A.C. Литература и живопись. Л., 1982.

21. Видэуцкая И.П. Мамин Д.Н. // Русские писатели. Библиографический словарь (в двух частях). 4.2. М-Я. М., 1990.

22. Владимирова А.И. Лемонье и Золя. в кн: История и современность в зарубежных литературах. Л., 1979.

23. Владимирова М.М. Золя и импрессионисты. В. кн: Учен. зап. Горьковского ун-та, 1970. Вып. 120.

24. Владимирова М.М. Идейно-философское и художественное единство романного цикла Э.Золя "Ругон Маккары". Автореф. док. дис. Л., 1985.

25. Владимирова М.М. К вопросу об истоках и функциях образной символики

26. Ругон Маккаров" Золя // Зарубежная литература. Проблемы метода 1. Мировоззрение и метод. Л., 1979.

27. Владимирова М.М. К проблеме единства "Ругон Маккаров" Э.Золя // Учен, зап. Горьк. ун-та. 1971. Вып. 145.

28. Владимирова М.М. Основы цикличности в романическом искусстве Э.Золя // Литературные связи и традиции. 1974. Вып. 5.

29. Владимирова М.М. Романный цикл Э.Золя "Ругон Маккары". Саратов, 1974.

30. Владимирова М.М. Э.Золя и Ж.Мишле // Филол. науки. 1977. №6.

31. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1978.31 .Вюрмсер А. Я романист // Вюрмсер А. Не посмотреть ли нам на известное по-новому? М., 1975.

32. Гачев Т.Д. Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы в 3-х кн. 2 том. М., 1964.

33. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. М.: Наука. 1989.

34. Герасименко А.П. Современный советский роман. М., 1987.

35. Гиршман М.М. Литературное произведение. М., 1991.

36. Годар А. Предисловие к русскому изданию // Путешествие на край ночи. М., 1994. C.V.

37. Грекова И. Расточительность таланта // Новый мир. 1985. № 1.

38. Гривцов Б.А. Теория романа. М., 1927.

39. Гуляев H.A. Методы и направления в русской и зарубежной литературе XVII -XIX веков. М., 1983.

40. Деке П. Семь веков романа. М., 1962.

41. Дергачев И.А. Динамика повествовательных жанров русской прозы семиде-сятых-девяностых годов XIX века // Проблемы типологии реализма. Свердловск, 1976.

42. Дергачев И.А. Мамин-Сибиряк и Золя // Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1982.

43. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

44. Днепров В.Д. Проблемы реализма. Л., 1961.

45. Добин Е.С. Герой, сюжет, деталь. М., Л. 1962.

46. Добин Е.С. Искусство детали. Л., 1975.

47. Добин Е.С. Искусство детали // Сюжет и действительность Л., 1981.

48. Добренко Е. Все лучшее детям // Wiener Slawistischer Almanach. Band 29. Wien, 1992.

49. Добренко Е. Метафора власти: Литература сталинской эпохи в историческом освещении. Мюнхен, 1993.

50. Иезуитова Л.А. О "натуралистическом" романе в русской литературе конца XIX начала XX в. // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984.

51. Кирпотин В.Я. Типология русского романа // Вопросы литературы, 1965. №7.

52. Клеман М.К., Реизов Б.Г. Эмиль Зола. Л., 1940.

53. Ковалев Ю.В. Проблемы метода в зарубежных литературах. в кн: Мировоззрение и метод. Л., 1979.

54. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.

55. Кожинов В.В. Роман эпос нового времени // Теория литературы: в 3 кн. Кн. 2. М., 1964.

56. Кончаловский А. Низкие истины. М., 1998.

57. Косиков Г.К. Идеология. Коннотация. Текст (по поводу книги Р.Барта S/Z) // Барт Р. S/Z. М., 1994.

58. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1965.

59. Кулешов В.И. Писатели-натуралисты // История русской литературы XIX века (70-90-е годы). М., 1983.

60. Кулешов В.И. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

61. Кучборская Е.П. Реализм Э.Золя. М., 1973.

62. Ладыгин М.Б. Романтический роман. М., 1981.

63. Лану А. Здравствуйте, Э.Золя. М., 1966.

64. Лану А. Натурализм не умер. // Иностранная литература, 1964. №6.

65. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982.

66. Лейдерман Н.Л. Живые традиции и мертвые догмы // Социалистический реализм с разных точек зрения. М.: Советский писатель. 1992.

67. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Жизнь после смерти // Новый мир. 1993. №7.

68. Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918 1945 гг. Эволюция жанра. Пермь, 1975.

69. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1986.

70. Лещинская Г.И. Э.Золя. Библиографический указатель. М. 1975.

71. Лилеева И. Чрево Парижа / Комментарии // Золя Э. Собр. соч. в 12-ти т. Т.2. М, 1995.

72. Липовецкий М.Н. Диапазон промежутка // Русская литература XX века: Направления и течения. Вып.1. Екатеринбург, 1992.

73. Липовецкий М.Н. Свободы черная работа // Вопросы литературы. 1989. № 9.81 .Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. Л., 1984.

74. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

75. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Лотман Ю.М. и тарту-ско-московская семиотическая школа. М., 1994.

76. Луначарский A.B. О современных направлениях русской литературы. М.,

77. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

78. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

79. Мелик-Саркисова Н.В. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Махачкала, 1975.

80. Миловидов В.А. Натурализм: метод, поэтика, стиль. Тверь, 1993.

81. Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса: Пособие по спецкурсу. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000.

82. Миловидов В.А. Поэтика натурализма. Тверь, 1996.

83. Миловидов В.А. Романтический натурализм (проблемы стиля) // Проблемы взаимодействия литературных жанров и стилей в зарубежной литературе

84. XIX XX веков. Калинин, 1990.

85. Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблематику сравнительного литературоведения. Тверь, 1998.

86. Михайлов A.B. Роман и стиль // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.

87. Михайловский Н.К. Экспериментальный роман. СПб., 1885.

88. МотылеваТ.Л. Зарубежный роман сегодня. М., 1966.

89. Мотылева Т.Д. Роман ^ свободная форма. М., 1982.

90. Мотяшов И. Вступительная статья // Марков Г. Сибирь. М., 1977.

91. Муратов А.Б. Проза 1880-х годов // История русской литературы в четырех томах. Л., 1983. Т.4 (Литература конца XIX-начала XX века (1881-1917)).

92. Насрутдинова Л.Х. "Новый реализм" в русской прозе 1980-90-х годов. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Казань, 1999.

93. Ненарочкина А.Г. Особенности пространственно-временной организации в английском натуралистическом романе // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.

94. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов1. XX века. Минск, 1998.

95. Никитина И.М. Жанровое своеобразие романа Золя "Дамское счастье". в кн: Проблемы развития романа в зарубежной литературе XVII - XX веков. Днепропетровск, 1978.

96. Никитина И.М. Особенности реализма Золя и жанровая поэтика романов цикла "Ругон Маккары". - в кн: Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах XIX - XX веков. Пермь, 1985.

97. Никитина И.М. Своеобразие полифоничности натуралистического романа Э.Золя (серия "Ругон-Маккары") // Зарубежный роман в системе литературного направления. Днепропетровск, 1989.

98. Николаев П.А. Современный литературный процесс глазами теоретика // Филологические науки. М., 1997. № 2.

99. Овчарова П.И. Потапенко И.Н. // Русские писатели. Библиографический словарь (в двух частях). 4.2. М-Я. М., 1990.

100. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск, 1971.

101. Осовский O.E. Детерминистская проза: натурализм в американской литературе // РЖ Общественные науки за рубежом. Серия 7. Литературоведение.- 1991.- №3.

102. Осовский O.E. Соотношение "Реализм натурализм" в американском военном романе XIX века // Писатель и общество: американская и английская литература XIX- XX веков. М., 1987.

103. Паперный 3. Записные книжки Чехова. М., 1976.

104. Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. М., 1974.

105. Петров С.М. Русский советский исторический роман. М., 1980.113. Писатели США. М., 1990.

106. Пискуновы С. и В. Уроки зазеркалья // Октябрь. 1988. № 8.

107. Поспелов Г.Н. Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи // Введение в литературоведение. М., 1988.

108. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

109. Прийма Ф.Я. Л.Толстой и Э.Золя // Уч. зап. Ленинградского пед. ин-та им. Герцена, т. 48. 1947.

110. Пульхритудова Е.М. Натурализм в России // Краткая литературная энциклопедия. М., 1989, т.5.

111. Путнин В.Ф. Деталь художественная // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

112. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1976.

113. Роман и современность. Ред. H.H. Пархоменко. М., 1971.

114. Русская литература конца XIX начала XX в. Девяностые годы. М., 1968.

115. Рыклин М. Революция на обоях // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996.

116. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989.

117. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990.

118. Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978.

119. Самарин P.M. Проблемы натурализма в литературе США и развитие американского романа на рубеже XIX XX веков // Проблемы истории литературы США. М., 1964.

120. Сапогов В.А. "Незаконченные" произведения. К проблеме целостного художественного текста // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.

121. Реализм в зарубежных литературах XIX XX веков. К проблеме историзма. Саратов, 1986.

122. Сильман Т.Н. Г. Гауптман. М., 1954.

123. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.

124. Соколов Н.И. Литература 70-х годов // История русской литературы в четырех томах. Л., 1982. т.З (Расцвет реализма).

125. Соколянский М.Г. Западно европейский роман эпохи Просвещения. Киев. Одесса, 1983.

126. Спиридонова JI.A. Амфитеатров A.B. // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М., 1998. т.1.

127. Строганов М.В. Автор герой - читатель и проблема жанра. Калинин, 1989.136. Судьбы романа. М., 1975.

128. Тагер Е.Б. Проблемы реализма и натурализма. в кн: Русская литература XIX-н. XX века. М., 1968.

129. Тамарченко Н.Д. Русский реалистический роман XIX века. М., 1997.

130. Тамарченко Н.Д. Текст эпического произведения: родовые структурные признаки // Материалы второй конференции "Литературный текст: проблемы и методы исследования". Тверь, 1998.

131. Тимофеев Л. Основы теории литературы. М., 1972.

132. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса ("Архиерей" А.П.Чехова). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.

133. Тюпа В.И. Постсимволизм: теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.

134. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

135. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л., 1982.

136. Фокс Р. Роман и народ. Л., 1939.

137. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.

138. Фролов С.С. Социология. М., 1994.

139. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века. Л., 1971.

140. Фуко М. Расстояние, вид, исток // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М., 1996.

141. Фюс В.М. Текст как интертекст. К проблеме модернизма в немецкой литературе XX века. // РЖ социальные и гуманитарные науки. Отеч. и зар. литра, Серия 7. Литературоведение. 1998.

142. Хализев В.Е. Литературно-художественная форма в ее соотнесенности с содержанием // Теория литературы. М., 1988.

143. Цивин Р.Д. Роль художественной детали в изображении характера // Вопросы литературы. 1967, вып. 2(5).

144. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. М., 1982.

145. Чернец Л.В. Типология жанров и литературный процесс // Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. М., 1982.

146. Чичерин A.B. Возникновение романа эпопеи. М., 1975.

147. Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного стиля. М., 1977.

148. Чудаков А.П. Вещь в мире Гоголя // Гоголь. История и современность. М., 1985.

149. Чудаков А.П. Вещь в реальности и литературе // Вещь в искусстве. М., 1986.

150. Чупринин С.И. Боборыкин П.Д. // Русские писатели. Библиографический словарь (в двух частях). 4.1. А-Л. М., 1990.

151. Чупринин С.И. Труды и дни П.Д. Боборыкина // Боборыкин П.Д. Сочинения. В 3 т. M., 1993. т 1.

152. Шеллинг Ф. Философия искусства. СПб. 1996. т.2.

153. Шкловский В.Б. Кончился ли роман? // Иностранная литература. 1967. №8.

154. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.

155. Шлегель Ф. Письмо о романе // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

156. Шор В. Братья Гонкуры: их эстетика и романы // Гонкур Эдмон де, Гонкур Жюль де. Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен. / Пер. с франц. СПб.: Издательство "Terra Fantastica" Издательского Дома "Кор-вус", 1994. с илл.

157. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: диалектика "гипер" в культуре XX века // Новое литературное обозрение. М., 1995.

158. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.

159. Эсалнек А.Я. Романный текст: истоки и сущность понятия // Материалы второй конференции "Литературный текст: проблемы и методы исследования". Тверь. 1998.

160. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра. М., 1978.

161. Эсалнек А.Я. Типология романа. M., 1991.

162. Юльметова С.Ф. Новаторство Э.Золя. Уфа, 1988.

163. Юльметова С.Ф. О взаимодействии метода и поэтики в процессе синтеза искусств // Зарубежная литература. Проблемы метода 2. Л., 1984.

164. Юльметова С.Ф. Поэтика мифа в романах Э.Золя // Поэтика реализма. Куйбышев, 1984.

165. Якимович Т.К. Молодой Золя. Эстетика и творчество. Киев, 1971.

166. Baguley D. Essay in Naturalist Poetics // Essay in Poetics. Keel. 1987.

167. Walcutt C. American Literary Naturalism: A Divided Stream. Minneapolis. 1956.

168. Williams R. Drama from Ibsen to Eliot. London. 1954.1. Художественная литература

169. Бальзак О. Избранное. M.: Просвещение. 1987.

170. Боборыкин П.Д. Китай-город. М., 1960.

171. Бютор М. Изменение. М., 1983.

172. Гиссинг Дж. Дэмос // Вестник Европы. 1891. № 1.

173. Гонкур де Э. и Ж. Жермини Ласерте // Гонкур Эдмон де, Гонкур Жюль де. Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен. / Пер. с франц. -СПб.: Издательство "Terra Fantastica" Издательского Дома "Корвус" , 1994. с илл. Пер.Э.Линецкой.

174. Жене Ж. Богоматерь цветов. М.: Изд-во "Эргон", 1993.

175. Золя Э. Западня // Собр. соч. Т.6.

176. Золя Э. Собр. соч. в 26-ти т. М., 1960. Т.24.

177. Золя Э. Тереза Ракен. Жерминаль. М., 1975.

178. Золя Э. Чрево Парижа // Собр. соч. В 12-ти т. Т.2. Карьера Ругонов; Чрево Парижа: Романы: Пер. с фр. -М: Худож. лит., 1995. Пер. Н.Гнединой.220

179. Петрушевская Л. Время ночь // Новый мир. 1992. № 2.

180. Роб-Грийе А. В лабиринте // Бютор М. Изменение, Роб-Грийе А. В лабиринте и др. М., 1983.

181. Саррот Н. Вы слышите их? // Бютор М. Изменение и др. М., 1983.

182. Симон К. Дороги Фландрии // Бютор М. Изменение и др. М., 1983.

183. Толстая Т. Круг // Октябрь. 1987. №4.

184. Толстая Т. Любишь не любишь // Октябрь. 1983. № 12.

185. Толстая Т. Огонь и пыль // Октябрь. 1985. № 12.

186. Толстая Т. Охота на мамонта // Октябрь. 1985. № 12.

187. Толстая Т. Петере // Новый мир. 1986. № 1.

188. Толстая Т. Поэт и муза // Новый мир. 1986. № 12.

189. Толстая Т. Сомнамбула в тумане // Новый мир. 1984. № 10.

190. Толстая Т. Соня // Аврора. 1984. № 10.

191. Толстая Т. Сюжет // Октябрь. 1985. № 12.

192. Толстая Т. Факир // Новый мир. 1986. № 12.

193. Флобер Г. Госпожа Бовари. Саламбо. М., 1993. Пер.Н.Любимова.